Связи психологии с другими науками.


Кафедра «Социальные технологии»

РЕФЕРАТ

«Психология и её связь с другими науками»

Тольятти 2008г.

Введение

    Связь психологии с философией

    Связь психологии с медициной

    Связь психологии с правом

    Связь психологии с менеджментом

    Связь психологии с педагогикой

    Связь психологии с финансами и кредитом

Введение

Психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к "явлению природы".

Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные разделы.

Связь психологии с науками естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование неких общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики.

Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют "психологические школы" в рамках истории, социологии и языкознания.

Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности.

Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.

1. Связь психологии с философией

Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.

«Философия – искусство понимания», - писал Н.А. Бердяев. Действительно, философия, не будучи прикладной наукой, сама по себе воспитывает мыслью и словом и является в человеческих отношениях зеркалом социального устройства жизни, а также служит основой для других наук, в частности, психологии и педагогики. Образно говоря, она сама является психологией и педагогикой – их средством и методом понимания и воспитания человека.

Философская задача психологии и педагогики в том, чтобы лечить исковерканные души и утверждать целостные. Образование имеет корень «образ», который должен соответствовать человеческому образу.

Философия, в отличие от других наук, образовывает душу в целом. Еще Платон мечтал о таком идеальном государстве, в котором будут править философы, так как сознавал великую воспитательную силу философии, которая одна только и способна научить людей самостоятельно, свободно, т.е. творчески мыслить.

Философия есть воспитание, педагогика, так как она формирует мышление человека, тем самым воспитывая его личность в творческой свободе. Об этой главной, характерообразующей, психолого-педагогической функции философии, о ее педагогико-практическом назначении сказал еще Эпикур: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека, как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Еще четче эту мысль выразил Протагор: «Главная задача философии – воспитывать людей». В этих словах выражена идея, в которой заключается главная практическая ценность философии: она формирует посредством мышления личность нового человека. В этом проявляется ее тесная взаимосвязь с психологией и педагогикой.

В психологии все теории и конкретные вопросы возводятся, как отмечали С. Гессен и Л. Выготский, к философским проблемам. Философия составляет основу всех древних и современных психологических и педагогических теорий и исследований. Фразу Д. Локка «В разуме нет ничего, чего не было бы сначала в чувстве» можно перефразировать так: «В психологии и педагогике нет ничего, чего не было бы сначала в философии». В психологии, как и в педагогике, проявляется философское воззрение человека на окружающий мир. Понять и переосмыслить связь философии с психологией и педагогикой необходимо не только для решения психологических и педагогических проблем, как считал Л. Выготский, но и для самой философии.

Роль любых философских теорий сугубо практическая: преобразовывать мир – в этом проявляется ее психолого-педагогический характер. Психолого-педагогическая задача философии – сформировать самостоятельное мышление, раскрыть философско-психологические закономерности воздействия социального опыта на человека, которое носит педагогический, воспитывающий характер.

Философия и психология имеют общую основу: опыт человека. Но есть и разница: если в психологии возможно изучение не только личного, но и коллективного социального опыта на основе изучения индивидуального сходного опыта других людей, то к философии невозможно приобщиться только на основе изучения чужого философского опыта, не имея своего. Ибо философствование – не пустое теоретизирование, а такое осмысление своего опыта с помощью чужого философского опыта, выраженного в философских понятиях, когда пережитые человеком страдания приобретают особое значение, словно открывая ему мир заново. Через этот душевный опыт, который Д. Локк называл внутренним, и формируется личность, способная думать самостоятельно.

Философствование, будучи занятием глубоко личным, тем не менее, не имеет ничего общего с индивидуализмом, потому что даже в самом личном переживании подспудно содержится глобальный, всеобщий мировой опыт, связующий человека с другими людьми.

2. Связь психологии с медициной

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии – медицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею проблемами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теоретическими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология – это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов.

Медицинская психология как прикладная наука имеет следующие задачи:

Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;

Изучение влияния тех или иных болезней на психику;

Изучение различных проявлений психики в их динамике;

Изучение нарушений развития психики;

Изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;

Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;

Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях

Работа психологов в медицине связана прежде всего с разработкой и применением методов психодиагностики. Психология располагает в этом отношении большими возможностями. Важнейшие задачи деятельности медицинского психолога состоят в изучении психологических особенностей интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности пациента, а также психологических причин возникновения у него болезни. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Благодаря тому, что в психологии разработано достаточно много эффективных методов для получения такой информации, профессиональный психолог оказывается полезным в медицине при составлении анамнеза (истории болезни), проведении медико-психологической экспертизы, а также медико-психологической консультации.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения и самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Такие заболевания человека называют психогенными. Среди них наиболее часто встречаются неврозы – функциональные расстройства нервной системы, возникающие как реакция личности на факторы, травмирующие психику. Роль психологов в работе с такими пациентами особенно важна.

На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Особо выделю основанную А.Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л.С. Выготского, сотрудником которого был А.Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов). Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии развития. Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

Связь психологии с другими науками.

1. Общее представление о методах психологии. Классификация методов исследования в психологии и области их применения.

Решение различных задач в психологии невозможно без исполь­зования определенных приемов, способов методов изучения. Каж­дая наука использует свои методы. Метод исследования всегда отра­жает ту или иную методологию, то есть общие требования к методам исследования. К методам психологического исследования предъяв­ляют определенные требования, которые необходимо соблюдать при использовании любого метода. Это основные методологичес­кие принципы: объективность, адекватность, развития.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо) - способ деятельнос­ти, направленный на достижение определенной цели; путь осущест­вления научного исследования, вытекающий из общих теоретичес­ких представлений о сущности изучаемых объектов.

Методология - система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности, а также уче­ние об этой системе.

Методология воплощается во всех видах деятельности, в том чис­ле и научной.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

В психологии известны различные классификации методов. На­иболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананье­вым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.

I. Методы сбора данных (эмпирические):

а) основные (наблюдения и эксперимент (лабораторный, естест­венный (констатирующий, формирующий);

б) вспомогательные (тестирование, изучение продуктов деятель­ности, биографический, беседа, анкетирование, моделирование, социометрический, близнецовый).

II. Организационные методы:

а) сравнительный,

б) лонгитюдный,

в) комплексный.

III. Методы обработки результатов:

а) количественный (статистический),

б) качественный (дифференциация материала по уровням и ти­пам).

IV. Методы интерпретации результатов:

а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделе­нием отдельных фаз, стадий и т.п.);

б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности) (см. Корреляционный анализ).

Основные методы

Наблюдение - метод психологии; заключается в фиксации прояв­лений поведения и получении суждений о субъективных психичес­ких явлениях.

Интроспекция - самонаблюдение, наблюдение, объектом которо­го являются психические состояния самого субъекта.

Эксперимент в психологии (лат. experimentum - проба, опыт) ос­новной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяе­мых независимых переменных, влияющих на зависимую перемен­ную. Это создание оптимальных условий для изучения психических явлений. Он предполагает целенаправленное вмешательство уче­ного в исследовательскую ситуацию. Для проведения эксперимента подбираются конкретные диагностические методики и методы, со­вокупность которых называют методикой исследования.

Методика психологического исследования - совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании и определяемых соот­ветствующей им методологией.

Эксперимент лабораторный - метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях (в специально оборудованных помещени­ях) со строгим контролем всех влияющих факторов.

Эксперимент естественный - психологический эксперимент, вклю­ченный в игровую, трудовую или учебную деятельность.

Эксперимент констатирующий- предусматривает выявление су­ществующих психических особенностей или уровней развития со­ответствующих качеств, а также констатацию отношений причин и последствий.

Эксперимент формирующий (обучающий) - метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого пси­хического процесса или качества личности.

Вспомогательные методы

Тестирование- исследование с помощью тестов.

Тест (англ. test - испытание) - стандартизированное психологи­ческое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Разли­чают: тесты способностей и достижений, а также личностные тес­ты (опросники, проективные). Тесты способностей предназначены для измерения уровня развития определенных способностей (памя­ти, мышления, интеллекта, профессиональных и пр.). Тесты дости­жений служат для определения достижений в различных видах де­ятельности (в учении, труде и пр.). Личностные тесты предназначе­ны для определения различных психологических качеств личности (мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных особенностей (темперамента, характера, эмоционального состояния и т.д.). При этом используются опросники или проективные тесты.

Опросники личностные- разновидность опросников, направлен­ных на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

Проективный - один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций особенностей личности испытуемого в дан­ных эксперимента с последующей интерпретацией. Метод обеспе­чивается совокупностью проективных методик (проективных тес­тов), среди которых различают: а) ассоциативные (например, тест Роршаха, тест незаконченных предложений и др.); б) интерпрета­ционные (например, тематический апперцептивный тест ТАТ, в ко­тором требуется истолковать социальные ситуации, изображенные на картинках); в) экспрессивные (психодрама, рисунок человека или несуществующего животного и др.).

Валидность теста (англ. validate- подтверждать, объявлять дейс­твительным) - мера соответствия результатов исследования цели тестирования, объективным внешним критериям. Мерой валид-ности обычно выступает коэффициент корреляции результатов по тесту с результатами по другим валидным тестам или по профессио­нальному критерию.

Надежность- постоянство, устойчивость результатов, получае­мых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающему воздействию случайных шумовых факторов, его точ­ность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.

Изучение продуктов деятельности - это изучение продуктов труда человека: изобретений, книг, писем и т.п. По ним можно в извест­ной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических про­цессов. Этот метод используется для изучения психического склада личности по текстам (контент-анализ), по рисункам и пр.

Контент-анализ (англ. contents - содержание) - научный метод выявления и оценки характеристик текстов и других носителей ин­формации (видеозаписей, теле - и радиопередач, интервью и т.д.).



Метод биографический (англ. bio - жизнь, graphx - пишу) - спосо­бы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жиз­ненного пути личности на основе информации, полученной из био­графий, опросников, интервью, свидетельств очевидцев, контент-анализа дневников, писем и т.п.

Беседа - один из методов психологии, предусматривающий пря­мое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Интервьюирование- метод социальной психологии, заключаю­щийся в сборе информации, полученной в виде ответов на постав­ленные вопросы.

Анкета (фр. enquete - список вопросов) - методическое средство для получения первичной информации.

Анкетирование - исследование с использованием анкет.

Моделирование - метод исследования психических закономернос­тей, который заключается в построении моделей психических яв­лений и в изучении функционирования этих моделей с использова­нием полученных результатов в качестве данных о закономерностях функционирования психики.

Социометрия - метод психологического исследования межлич­ностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Метод близнецовый - способ научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов: монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с разным гено­типом). Метод применяется для решения проблемы генотипичес-кой или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

Метод семантического дифференциала - способ изучения содержа­ния и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный - слабый», «хороший - плохой» и т.п. Метод введен аме­риканским психологом Ч. Осгудом.

Метод сравнительный - изучение одной и той же функции у раз­ных групп испытуемых.

Метод лонгитюдный (от англ. longitude - долгота) - длительное научное исследование процессов формирования, развития и изме­нения каких-либо психических или поведенческих явлений. Изуче­ние психических явлений у одних и тех же испытуемых на протяже­нии длительного времени (иногда в продолжение ряда лет) и пос­ледовательная фиксация ряда существенных изменений в психике испытуемого.

Метод генетический - способ изучения психических явлений, со­стоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низ­ших форм к высшим.

Метод комплексный - исследования разными средствами, разны­ми науками.

Статистика - отрасль математики, теоретической и приклад­ной, которая занимается сбором, классификацией и анализом дан­ных. Статистика включает три главных раздела: 1) описательную статистику, позволяющую описывать, подытоживать и воспроизводить в виде таблиц или графиков данные того или иного распределе­ния, вычислять статистические его характеристики; 2) индуктивную статистику, служащую для проверки того, можно ли распространить результаты, полученные на данной выборке, на всю популяцию, из которой взята выборка; 3) измерение корреляции, которая позволя­ет узнать, насколько связаны между собой две переменные, чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, ес­ли мы знаем другую.

Корреляционный анализ (лат. correlatio - соотношение) - статисти­ческий метод оценки меры, формы и характера связи исследуемых свойств или признаков.

Корреляция - мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимосвязь.

Этапы психологического исследования:

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методики исследования. Планирование - это также составление ло­гической и хронологической схем исследования, выбор континген­та и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания все­го исследования и т.д.

2. Место проведения исследования должно обеспечивать изо­ляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и ин­женерно-психологическим требованиям, то есть обеспечивать оп­ределенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3. Техническое оснащение исследования должно соответство­вать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную од­нородность.

5. Исследователь (экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования рабо­ты. Она должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным.

8. Обработка результатов исследования - это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.


2. Темперамент и деятельность. Типологии темперамента.

В современной науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей и дисциплин. Анализируя интегративность науки, Ж.Пиаже (1966), Б.Г.Ананьев (1967, 1977), Б.М.Кедров (1981) отмечали, что в центре научного знания находится психология – как наука о человеке. Интерпретация представленной Б.М.Кедровым схемы научного знания, вершиной которого являются естественные науки, углы основания – философия и гуманитарные науки, а в центре соединенная с этими науками психология, соотносится с утверждением Ж.Пиаже, высказанным им в работе «Психология, междисциплинарные связи и система наук» (1966), о том, что «…психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».

Академиком Б.М.Кедровым была предложена следующая схема современного научного знания:

Естественные науки

В соответствии с этой схемой психология лежит в центре современного научного знания, т.к. человек является субъектом постижения знаний об окружающем мире. Он накапливает научные знания, их систематизирует. Через человека, как через призму. Проходит весь поток информации о мире.

Схема Б.М. Кедрова в сегодняшних публикациях встречается в несколько измененном виде

,

Согласно последней схеме технические науки приобретают особую важность, как создающие орудия для изучения естественных объектов. Однако положение психологи не изменяется, что свидетельствует о прочной и важной позиции психологии в системе научного знания.

Психология как наука, находящаяся в центре наукознания, имеет связи с различными научными отраслями, прежде всего с

1. Философией,

2. Биологией,

3. Медициной,

4. Точными науками,

5. Историей,

6. Социологией,

7. Педагогикой,

8. Техническими науками

9. Филологией.

Психология и философия . Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы. В древности психология, как и многие другие науки, была частью философии. Постепенно из философии выделились точные, естественные, общественные, гуманитарные науки. В настоящем философия выступает уже не как «царица наук», а как одна из множества равноправных дисциплин.



Психология сохранила самые тесные связи с философией, что объясняется следующими обстоятельствами:

а) проблемы души человека интересуют также и философов.

К этим проблемам, прежде всего, относятся вопросы познания человеком себя и окружающего мира, природы человеческого сознания и мышления, личности человека, проблемы счастья и одиночества;

б) наличие в психологии проблем, требующих для своего разрешения глубоких философских знаний;

в) для решения большинства психологических тем важно адекватное использование методов исследования и решение методологических проблем.

Методология науки – это область философии, изучающая научное знание и научную деятельность. Методология науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, формирует представление о правомерности применения методов исследования, возможности получения с помощью этих методов достоверного знания. Все обозначенные проблемы вопрос, нуждаются в философском анализе. Без их решения невозможно доказать истинность или ложность научного знания.

Психология и биология . Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Биология сделала возможным превращение психологии из философской науки в опытную, близкую к естественной. На заре своего возникновения в качестве полноправной, научной, экспериментальной дисциплины психология строилась по модели биологической науки. Психическая деятельность тесно связана с работой мозга и функционированием ЦНС. Профессиональные психологи должны знать: как устроена и работает ЦНС, каким образом процессы, происходящие в НС, отражаются на реализации психических явлений.

Фундаментальные познания в области физиологии, анатомии и физиологии ЦНС получают психофизиологии, ученые, работающие в науке, возникшей на стыке биологии и психологии. Налицо взаимное обогащение и дополнение этих наук.

Особое значение для психологии имеет такая биологическая наука, как генетика. Открытия, сделанные в области изучения генома человека, позволяют решать не умозрительным путем вопросы того, что в психике человека является врожденным, а что приобретенным. Строгие научные исследования, направленные на разрешение означенных проблем, проводятся в психогенетике.

Психология и медицина . Медицину считают одним из важнейших источников психологического знания. Первые психологические сведения накапливались в медицинских трактатах. Более того, многие первые научные теории, объясняющие психологические явления, предложены врачами. Например, Гиппократ обосновал связь душевных и телесных явлений. Римский врач Гален создал учение о зависимости человеческого темперамента от преобладания тех или иных видов жидкостей в теле человека. Напомним, что именно медики внесли немалый вклад в развитие материалистических направлений психологии, и даже стали основателями некоторых из них, например, З Фрёйд, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх и др.

В современном мире медицина продолжает играть существенную роль в разработке психологических знаний, в развитии и поддержании психологической науки. Так, врачи, ставя диагноз различных заболеваний, разрабатывая и используя различные методы лечения, наблюдая в клинике за поведением больных, подробно описывают психологические состояния и поведение больных, показывая их связь с работой организма. Все это вносит ощутимый вклад в разработку современных психологических знаний.

Наиболее важные сведения для психологии поставляют такие области медицины, как: психиатрия, неврология, психотерапия. Неврологи, изучая НС человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они обогащают научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС. Психиатры и психотерапевты фиксируют и описывают особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний. Научные труды и практическая деятельность медиков способствуют обогащению психологической науки разнообразными сведениями о динамике психических явлений и об их проявления у человека в зависимости от его физического состояния. Полученные данные полезны не только для понимания патологии, но и нормы.

Между современной психологией и медициной наличествуют плодотворные связи и тесное сотрудничество. Немало наук, возникло на стыке психологии и медицины. К ним можно отнести клиническую и медицинскую психологии, патопсихологию, нейропсихологию, ряд отраслей специальной психологии, которая занимается вопросами обучения и коррекции людей с нарушениями в развитии, обусловленными органическими дефектами ЦНС и органов чувств, а также психофармакологию и др. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных учреждениях. Помогая им в уточнении диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки . Среди точных наук важнейшее место занимает математика. Именно математика и кибернетика предоставляют и разрабатывают математический аппарат для обработки полученной в экспериментальных исследованиях информации. Не последнюю роль играет математическое моделирование психических явлений. Важную роль в интерпретации данных играет математическая логика, без которой сегодняшнее состояние психологии не мыслится.

После того, как психология превратилась в экспериментальную науку, появилась необходимость в математической обработке полученных данных и точном построении психологического эксперимента. Психологи стремились к тому, чтобы стать похожими на математиков и физиков. У физиков также имелся интерес к психологии. Физик Э.Вебер обнаружил зависимость, существующую между физическими стимулами и ощущениями человека. Открытая зависимость была превращена его коллегой по университету Э.Вебером в психофизический закон формула, которого связала психологию с математикой и физикой. Возникла новая наука – психофизика. Физика стала вообще полезной наукой для психологов. В ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики, таких как: «стимул», «поле», «пространство».

Союз психологии и математики оформился в конце XIX в. Это произошло благодаря трудам английского ученого Ф.Гальтона и привлеченным им к сотрудничеству математиков Р.Фишера, Ч.Спирмена. Ф.Гальтон поставил перед собой задачу измерить способности человека, его интеллект и доказать факт наследования способностей. Для решения поставленной задачи Ф.Гальтону потребовался математический аппарат, позволявший сравнить способности одного человека с другим. Такой аппарат был разработан Ч.Спирменом (статистический метод корреляций) и Р.Фишером (методы дисперсионного и факторного анализа).

Процедура точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, начиная с того времени, становится обязательным атрибутом для научной экспериментальной психологии. Возникает новая психологическая отрасль, соединяющая математику и психологию – математическая психология. Математическая психология ставит и решает психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, вопросы, касающиеся применения математики в различных областях современной психологии.

Психология и история. Без знаний исторических фактов трудно понять поступки и размышлений человека. Очевидно, этим объясняется тот факт, что одним из ярких направлений психологии стала историческая психология. Историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу, что исторические события в немалой степени зависят от психологических особенностей людей, живущих в ту или иную эпоху. Сотрудничество историков и психологов имеет разные формы, т.к. каждая из наук время от времени обращается к другой с целью использования имеющихся в ней данных. Обе науки обогащают друг друга и методами исследования. Например, историк может использовать психологические приемы и методы, изучая личность исторического деятеля. Психолог, со своей стороны, может применить методы исторического анализа для понимания поведения и состояний людей прошлых поколений или живущих в настоящем. Примером является применение метода исторического анализа. Суть его состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления, рассматриваемого в том виде, в каком оно существует в настоящее время, прослеживается его развитие в истории человечества от элементарных, древнейших до наиболее сложных форм. Используя данный метод, Л.С.Выготский проследил возникновение и развитие у людей речи и мышления в филогенезе. То же самое в свое время сделал П.П. Блонский применительно к развитию логической памяти человека. Он доказал, логическая память возникла у человека относительно недавно. На протяжении всей истории человека и его культуры последовательно появляются и сменяют друг друга двигательная, эмоциональная и образная виды памяти.

Плодотворной идеей объединяющей историков и психологов есть идея о том, что современный человек есть продукт истории развития общества. Показано, что особенности психики людей тесно связаны с социально-историческими и социально-экономическими особенностями того общества, в котором они живут.

Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским, свидетельствует, что культурные достижения человечества: изобретение языков, культурных знаков, орудий – стали мощным фактором продвижения вперед психологического развития человечества. Д. Макклелланд обнаружил зависимость социально-экономических условий страны и силы мотива достижения успеха у людей, ее населяющих.

Психология и социология . И социология, и психология возникли во второй половине XIX в. Социология изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения. С момента своего возникновения эти науки оказались тесно связанными общим научным объектом (социальные психические явления). Интерес социологов к этим явлениям обусловлен стремлением глубже понять процессы, происходящие в обществе, а внимание психологов массовые психологические явления привлекли как яркие проявления душевной жизни людей.

Сотрудничество социологии и психологии вначале развивалось в рамках социальной психологии – пограничной науки, к которой в равной степени относятся обе науки. В настоящее время обе науки находят общие точки соприкосновения в разработке проблем, связанных с взаимодействием личности и общества, функционирования и развития больших и малых групп, социализация индивида, социальные установки. Социология нередко заимствует из психологии методы исследования (например, социометрия), психология часто использует социологические методы (например, опросы).

Психология и педагогика . Психология и педагогика имеют давнюю историю сотрудничества. Многие известные педагоги прошлого: Г.Песталоцци, А.Дистервег, П.Ф.Каптерев – признавали необходимость широкого применения психологических знаний в педагогике. Связи психологии и педагогики значительно упрочились, когда психология превратилась в экспериментальную науку. В конце XIX – начале XX веков на стыке названных дисциплин возникает пограничная отрасль знания – педагогическая психология. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания индивида; механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом основные изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека в рамках деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

В начале XX в. оформилась и получила признание в ряде стран наука, представляющая синтез педагогических, физиологических, психологических, социальных, медицинских, генетических знаний о ребёнке – педология. Педология, просуществовав почти сорок лет, внесла существенный вклад в сотрудничество психологов и педагогов.

Психология и технические науки . Техника стала частью нашей повседневной жизни. Возникла область психологической науки, изучающая информационного взаимодействия человека и технических устройств, инженерная психология. Возникновение инженерной психологии обусловлено техническим прогрессом и связным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании и эксплуатации техники. Применение психологических знаний к проектированию и эксплуатации системы «человек-машина» повышает эффективность и надежность работы системы, оптимизирует труд человека, позволяет рационально распределять функции между человеком и машиной.

Технические науки оказали плодотворное влияние на психологические знания. Ряд исследований психических функций невозможно произвести без технических средств. Влияние технических приборов на психическое состояние, возможности выявления особенностей психики с помощью технических средств важное условие дальнейшего совершенствования технического прогресса.

Психология и филология . Филологией называется совокупность наук, изучающая культуру народа, выраженную в языке и народном творчестве. Если рассматривать язык как систему знаков, то наиболее тесные связи у психологии с семиотикой, наукой о сущности и общих законах функционирования знаковых систем. Язык науки, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято считать как систему знаков. Важность знаков заключается не только в том, что они выступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных данных восприятия. Под знаком в современной семиотике понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающее в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета, явления, действия и используемое для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Все психические процессы опосредованы, облечены в знаковую форму. «Оголенных» психических процессов не существует, любые психические явления опосредованы.

По поводу знаков и знаковых моделей о реализации высших психических функций, каковых большинство среди психических функций человека Л.С.Выготский писал: «…В высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь основной процесс» (Выготский Л.С., 1960, с. 160).

Знание правил функционирования знаков, их интерпретации важны для психологической науки, что позволяет говорить о тесной связи филологической и психологической наук.

Таким образом, говоря о связи психологии с другими науками, можно сделать следующие выводы:

·область применения психологических знаний широка;

·психология востребована в точных, естественных, гуманитарных и общественных науках.

Поскольку психологическая наука востребована различными научными дисциплинами, постольку она должна обладать широкой структурой.

Отрасли психологии

II. По субъекту выполняемой деятельности: патопсихология, зоопсихология, детская, этнопсихология, психология личности и т.д.

III. По соединению научных и практических проблем: психофизиология, инженерная, нейропсихология, лингвопсихология и т.д.

Остановим свое внимание на тех отраслях психологии, которые значимы для медицины.

По основание «содержание деятельности» выделяется Медицинская психология, или отрасль психологической науки, изучающая психологические аспекты гигиены профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.

По основанию «субъект выполняемой деятельности» для медицины важна такая отрасль как Патопсихология , под которой понимается раздел медицинской психологии, изучающей закономерности функционирования и распада психической деятельности и свойств личности при душевных заболеваниях. Патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение Патопсихологии в практике медицины выражается в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установлении степени выраженности психического дефекта, оценке эффективности проводимого лечения.

По основанию «связь с практикой» значимой для медицинской науки и практики является Нейропсихология , т.е. отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функции.

Ученые-психологи

Следующее условие признания той или иной области человеческой жизнедеятельности наукой - наличие людей, обладающих определенными знаниями, умениями и, конечно, особыми личностными характеристиками. Именно такие люди способны создавать новое знание. Как упоминалось выше научное знание личностно. Личность ученого – важнейшее условие создания, функционирования и развития научной школы.

Понятно, чтобы быть научным работником, недостаточно получить сведения из той или иной области наукознания, отработать определенные умения. В житейской психологии распространено мнение о талантливости и уме ученых. Научные исследования личности научных работников свидетельствуют скорее об особой мотивации этих людей, чем о слишком высоком уровне их интеллектуальных способностей. Применительно к занятиям наукой в отношении тех ученых, энергию которых поглощают ими самими выношенные идеи, говорят о внутренней мотивации научного творчества. Лишь эту мотивацию следует рассматривать как истинно научную.

Рамон-и-Кахаль утверждал, что именно мотивация является решающим фактором научного творчества: «Не особые интеллектуальные способности отличают исследователя от других людей, а его мотивация, которая объединяет две страсти: любовь к истине и жажду славы; именно они, придают обычному рассудку то высокое напряжение, которое ведет к открытию».

Основной составляющей личности ученого является мотивированность на познание и признание своих успехов, а не интеллектуальная одаренность. Мотивация должна быть внутренней, а не внешней, т.е. совокупность побуждений учёного создается объективной, независимой от исследователя логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы.

Познание никому прежде неведомого оказывается для ученого высшей ценностью и наградой, дающей наибольшее удовлетворение. Как-то в руки молодого А.А.Ухтомского попала книга о молодом враче, решившем для пользы науки произвести над собой последний опыт – сделать себе харакири и детально описать свои ощущения. В книге рассказывалось, что когда соседи, заподозрив неладное, выломали дверь и ворвались в комнату, врач, указывая на свои записки, попросил передать их в научное учреждение. «Яркое художественное описание страданий сочеталось со светлым осознанием того, что своими страданиями можно приоткрыть завесу над тайной смерти. Все это ошеломило меня», - вспоминал А.А.Ухтомский.

Для ученого значимо, чтобы о достигнутом им результате был оповещен социальный мир, признан его авторитет в сфере интеллекта, духовных ценностей. Одним из мотивов творчества человека науки является признание на личное бессмертие, достигнутое вкладом в мир нетленных идей.

Случай с Фалесом ярко подтверждает эту мысль. 34 В благодарность за предсказание солнечного затмения царь предложил Фалесу назвать награду. Фалес попросил: «Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал (обращение к царю – В.С.) приписывать себе, когда станешь передавать другим, то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой». Признание того, что научная истина была открыта его собственным умом и что память об авторстве должна дойти до других, Фалес поставил выше любых материальных благ. В этом эпизоде проявилась одна из ярких особенностей психологии человека науки.

Стремление к утверждению собственного имени среди имен, внесших вклад в общечеловеческую культуру, иными словами наличие стремления к самоутверждению – одна из важнейших характеристик учёного. Указанный фактор может служить объяснением того, почему И.М.Сеченов почти всю свою энергию отдал не нервным центрам, а химизму дыхания; почему И.П.Павлов и В.М.Бехтерев, оба исходившие из принципа рефлекторной регуляции поведения, не признавали достижений друг друга и враждовали между собой; почему нет такой научной теории, которая не вызывала бы противодействия со стороны учёных, обладающих не меньшей приверженностью научным идеалам и не меньшей силой логического мышления, чем автор иной научной идеи.

Внутренняя мотивация научных открытий – познание научной истины. Внутренняя мотивация определяется логикой познания. Она зарождается во взаимодействии запросов логики самой науки и готовностью субъекта их реализовать. Познавательные интересы учёного могут не совпадать с интересами иных научных деятелей. Несовпадение создает конфликтную ситуацию. История подтверждает правоту высказывания У.Джемса о судьбе некоторых научных идеей, указавшего этапы принятия научных идей.

БИЛЕТ 1 Предмет психологии, ее задачи. Отрасли психологии. Связь психологии с другими науками.

Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являютсяпсихические процессы, психические состояния и психические свойства личности . Согласно второму, предметом данной науки являютсяфакты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности .

Задачи психологии:

· изучение механизмов психических явлений и процессо в ;

· анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

· всяческое внедрение знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.

Отрасли психологии:

1. Общая психология – исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.С их помощью человек получает и обрабатывает информацию о мире

Общая психология

Психология познавательных процессов Психология личности

(ощущения, восприятие, внимание) (Эмоции, воля, способности)

2. Генетическая – наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа

3. Социальная – человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного вида группах, в частности в семье и школе

4. Педагогическая – объединяет информацию об обучении и воспитании

Связь психологии с другими науками.

Учения Демокрита, Платона, Аристотеля стали отправной точкой и основой развития психологических идей. В 3 веке до н.э. александрийские врачи Геофил и Эразиаст изучили зависимость психических функций от раздражений мозга. Выяснилось, что не тело в целом, а определенные его органы неразрывно связаны с психикой. Во 2 веке до н.э. римский врач Гален, обобщив достижения физиологии и медицины, обогатил представления о физиологической основе психики. Значит психология связана с биологией

Влияние математики, в частности открытие интегрального и дифференциального исчисления сказалось на учении о бессознательной психике. Картина психической жизни выступала теперь в виде интеграла. Психология связана с математикой.



Психология и философия. Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы. В древности психология, как и многие другие науки, была частью философии. Постепенно из философии выделились точные, естественные, общественные, гуманитарные науки. В настоящем философия выступает уже не как «царица наук», а как одна из множества равноправных дисциплин.

БИЛЕТ 2 Методы психологического познания. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

Им выделяются следующие четыре группы методов:

Организационные методы

сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);

лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Эмпирические методы

наблюдение и самонаблюдение;

экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);

психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);

анализ продуктов деятельности; биографические методы.

Методы обработки данных

количественный (статистический);

качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

Интерпретационные методы

генетический анализ материала в плане развития (динамики) с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов, переходов от одного уровня развития к другому, т. п.);

структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

БИЛЕТ 3 Общие закономерности психического развития. Сущность психического развития в онтогенезе.



Л.С. Выготский выделил следующие законы психического развития:

1. детское развитие имеет логическую организацию во времени : свой ритм, который меняется в разные годы;

2. закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений (ребенок в отличии от взрослых не просто меньше знает и умеет, он обладает качественно отличной психикой);

3. закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития;

4. закон развития высших психических функций : ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения, затем становятся внутренними, индивидуальными функциями самого ребенка. Их признаки: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они образуются в результате овладения специальными орудиями, выработанными в ходе исторического развития общества.

Процесс развития психики идет по своим особым закономерностям:

1. Социализация . Человеческий ребенок развивается принципиально по-другому, нежели детеныш животного, который имеет жесткие видовые программы поведения – инстинкты.

2. Интериоризация – усвоение внешних социальных норм, в ходе которого ребенок усваивает средства деятельности и общения, на основе чего формируется его сознание и личность.

3. Общение – ведущая деятельность онтогенеза, специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой происходит передача в концентрированном и адаптированном виде информация, которая поэтому легко усваивается и перерабатывается

4. Потребности и ведущая деятельность – источник развития психики.

5. Преемственность – это использование в психическом развитии достижений предшествующих стадий

БИЛЕТ 4 Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория развития высших психических функций.

У человека есть 2 линии развития:

1) натуральная;

2) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения.

При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

1. НПФ - натуральные: ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память.

2. ВПФ - культурные, социальные; - результат исторического развития: абстрактное.мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

ВПФ – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями ВПФ являются их опосредованный характер и произвольность.

ВПФ возникли при помощи знака. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления СВОИМ поведением и поведением других.

Знак, как чисто культурное средство возник и употребляется в культуре.

История развития человечества - это история развития знака- Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ.

Живопись имеет знаковую систему (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова).

Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак.

ВПФ возможны первоначально как форма сотрудничества с другими людьми, и впоследствии становятся индивидуальными (пример: речь - средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию)

Говоря о существовании натуральных и высших психических функций, Выготский приходит к выводу о том, что главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Натуральными процессами нельзя управлять, высшими психическими функциями – можно.

Основной путь возникновения высших психических функций - интериоризация (перенос во внутренний план, «вращивание») социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. Этот процесс не является механическим.

Высшие психические функции возникают в процессе сотрудничества и социального общения – и они же развиваются из примитивных корней на основе низших.

Выготский утверждал, что психическое развитие идет не вслед за созреванием, а обусловлено активным взаимодействием индивида со средой в зоне его ближайшего психического развития .

Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств. Обучение - внутренне необходимый момент в процессе развитая у ребенка исторических особенностей человечества.

БИЛЕТ 5 Человек как субъект, личность и индивидуальность

Человек - это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем людям свойств и качеств; явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает нас от животных), высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации. Психология связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами.

Личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии - системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

Субъект деятельности - человек в совокупности таких свойств, которые влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразовательная активность, созидание своего жизненного пути, избирательность при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятельность.

Субъект - это человек на высшем уровне своей активности, целостности, автономности. Каждый человек должен уважать другого - его самостоятельность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избирательности к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.

Непременный и важный признак личности - индивидуальность, под которой понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик, способность быть ответственным за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью.

В человеке едины и взаимосвязаны его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.

Билет 6 Возрастная периодизация: понятие, сущность, подходы. Социальная ситуация психического развития. Новообразования возраста. Сенситивные периоды.

Возрастная периодизация - разделение жизненного цикла человека на отдельные периоды и определения возрастных границ этих периодов.

Социальная ситуация развития была определена Л.С.Выготским как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Социальная ситуация развития - это сложившаяся система взаимоотношений ребенка со средой (со взрослыми) Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности.

Ведущая деятельность – деятельность ребенка, которую он осуществляет в пределах социальной ситуации развития.

Возраст, Л.С.Выготский определял как объективную категорию для обозначения трех моментов:

Наглядно – действенное.

В ходе исторического развития люди решали встающие перед ними задачи сначала в практике, а затем в теории. Наглядно – действенное мышление – это мышление, при котором доминантной деятельностью является практическая деятельность

Наглядно – образное.

В простейшей его форме возникает преимущественно у дошкольников. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не всегда должен прощупать заинтересовавший его предмет. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями

Отвлеченное.

Возникает на основе практического и наглядно – чувственного опыта. Мышление возникает в форме отвлеченных понятий и суждений.

Операции мышления:

Сравнение – сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различий

Анализ (расчленение предмета на образующие его части) и синтез (соединение отдельных частей предметов) – неразрывно связаны между собой. В единстве дают полное и всестороннее знание действительности

Абстракция – мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов при отвлечении от несущественных свойств

Обобщение (связано с абстракцией – предметы и явления соединяются вместе) и конкретизация (мысленное представление чего – либо единичного, что соответствует общему положению)

Формы мышления:

Суждение – высказывание чего – либо о чем – то, утверждение или отрицание каких – либо отношений между предметами или явлениями. Суждение может быть истинным(есть знания об этом предмете) или ложным(суждение выражает незнание). Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза – яркий пример необходимости проверки высказанного суждения.

Предположительные суждения – которые могут быть истинными, а могут быть и ложными («Может быть, завтра будет дождь»)

Умозаключение – форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений

Существуют индуктивные(от частного к общему) и дедуктивные(от общего к частному) умозаключения

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она и становится непосредственной действительностью для ее субъекта, других людей и нас самих. Человеческое мышление невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.

Билет 24 Язык и речь. Функции речи. Виды речи, их характеристика.

Речь – это исторически сложившаяся форма людей, посредством языка речевое общение осуществляется по правилам конкретного языка. В свою очередь этот язык – это системы фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык – это сложное диалектическое единство. Т.к. речь под влиянием ряда факторов (пример: развитие науки и т.д.) изменяется и совершенствуется. Речь сама по себе в фонетике – это генерация различных акустических явлений (звуков) на основе работы артикуляционного аппарата. Речь это сложное явление.

Язык должен быть одинаковым для всех людей данного этноса. Язык допускает индивидуальное своеобразие, в речи каждого человека выражается его собственная личность, его психологическая сущность. Язык отражает психологию народа, который его создал, связан с культурно-экологическим аспектом. Язык развивается независимо от конкретного человека, хотя отдельный человек может придумать слово и комбинацию слов, которая в дальнейшем войдет в состав языка (Маяковский придумывал слова).

Виды речи:

1. Внешняя и внутренняя речь. Внешняя – громкая, устная речь. Внутренняя формируется из внешней. Внутренняя речь имеет функцию планирования, регулирования. Она предикативна: намечает, составляет схему, план. Свернута, протекает короткими вспышками.

2. Диалогическая и монологическая речь. Диалогическая – попеременно с кем-то другим. Более ранняя и простая. Монологическая – речь одного лица, обращенная к другим. Более сложная. Содержание и внутренние ресурсы должны быть очень большими, потому что никто не подскажет и не поможет.

3. Устная и письменная речь. Устная – более ранняя, простая, ситуативная. Ей человек обучается обычно сам. Письменная – более поздняя, сложная, контекстная речь. Ей учатся у других людей.

4. Описательная речь – связана с восприятием и представлением, самый сложный вид речи.

Функции речи:

1. Коммуникативная – средство общения или сообщения.

2. Экспрессивная – выражение эмоционального состояния, это проступает в ритме, паузах, интонациях, модуляциях, стилистических особенностях.

3. Регуляторная – человек с помощью речи регулирует свои и чужие действия и психические процессы, состояния.

4. Интеллектуальная – подвиды: индикативная (указание), номинативная (называние), сигнификативная (обозначение), программирующая – построение смысловых схем речевого высказывания.

Билет 25 Понятие воображения. Функции. Виды воображения и способы создания образов воображения.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Функции:

ü целеполагание и планирование. Будущий результат и возможности его достижения изначально создаются в воображении субъекта;

ü познавательная. Воображение осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, конструирует понятие о предмете еще до того, как сложится само это понятие;

ü приспособительная. В психике ребенка возникает конфликт между избытком внешней информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего

Непроизвольное, или пассивное, воображение . Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений.

Произвольное, или активное, воображение . Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.).

Воссоздающее воображение. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.

Творческое воображение. Характерной особенностью этого вида воображения является создание новых образов в процессе творческой деятельности человека, будет ли это искусство, наука или техническая деятельность.

БИЛЕТ 26 Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на разных
этапах онтогенеза.

Периодизацию развития личности в онтогенезе, исходя из указанных критериев, можно представить в виде следующей модели.

Первые три периода образуют эпоху детства, для которой характерно доминирование процесса адаптации (Адап.) (Инд.). Для эпохи отрочества - периода среднего школьного возраста - характерно доминирование процесса индивидуализации над процессом адаптации. Для эпохи юности - периода старшего школьного возраста - характерно доминирование процесса интеграции (Инт.) над процессом индивидуализации (Инт.~>Инд.) .

Социальное развитие личности в онтогенезе происходит по двум связанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности). Но личностью ребенок становится в результате осуществления самоуправления, когда он начинает организовывать свою собственную жизнь и определять так или иначе свое собственное развитие. На первых порах он осуществляет это с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

В организуемой обществом деятельности - как предметно - практической, так и направленной на развитие взаимоотношений - создаются условия для развития человека как личности. На всех межвозрастных переходах исходным является новый уровень социального развития ребенка, который определяет тенденции усиления то одной, то другой стороны деятельности, социальной позиции личности.

Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста:

Развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка;

Охрана и укрепление здоровья детей;

Формирование навыков культурного поведения;

Воспитание любви к родному краю;

Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста:

Развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира;

Освоение знаний об окружающем мире, о человеке;

Воспитание патриотических чувств;

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

Развитие потребности проявлять заботу о других;

Задачи воспитательной работы с подростками:

Дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;

Развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

Укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;

Формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;

Задачи воспитательной работы с юношеством:

Освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина;

Формирование умения критически осмысливать и систематизировать социальную информацию;

Формирование умений применения полученных знаний для решения задач в гражданской и общественной деятельности, семейно-бытовой сфере, в области социальных отношений;

Закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков;

Воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;

Формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям;

БИЛЕТ 27 Теоретические основы игры как ведущей деятельности дошкольника.
Структура игры, условия для ее возникновения.

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность.

Д. Б. Эльконин в фундаментальном исследовании «Психология игры» (1972 г.) рассматривает эту проблему в исторической перспективе.

Он подчеркивает, что психологическая трактовка игры долгое время держалась на уровне феноменологических описаний, в которых мало-помалу вырисовывались основные характеристики этой деятельности. В. Прейер заметил в ней проявление «...живой детской фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в животных и людей».

Теории игры появились в конце XIX века. Философы (Ф. Шиллер, Г. Спенсер) видели причину возникновения игры в том, что после удовлетворения естественных потребностей «излишек силы сам побуждает к деятельности». В этом смысле игра есть эстетическая деятельность, поскольку не служит практическим целям. Эту теорию избытка сил развивает позднее К. Гроос в своих трудах «Игра животных» и «Игра человека», подчеркивая сходство одного и другого.

Детальную разработку теории детской игры дает Л. С. Выготский в лекции «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»

Основные его идеи сводятся к следующему.

Игра должна быть понята как воображаемая реализация нереализуемых в настоящее время желаний. Но это уже обобщенные желания, позволяющие отсроченную реализацию. Критерий игры - создание мнимой ситуации. В самой аффективной природе игры заложен момент мнимой ситуации.

Игра с мнимой ситуацией всегда включает правила. То, что в жизни бывает незаметно, в игре становится правилом поведения. Если ребенок играет роль матери, он действует по правилам поведения матери.

Для возникновения игры необходимо создать полноценную среду развития малышей, обогащать их опыт. Это можно делать несколькими способами.
Во-первых, через наблюдение за поведением взрослых и сверстников, обсуждения их действий за столом, перед сном, во время умывания, переодевания, на прогулке, комментируя то, что видят дети.

Во-вторых, следует привлекать детей к посильному участию в жизни семьи, ДОО. В-третьих, через чтение им детских книжек, совместное рассматривание и обсуждение картинок, рассказывание доступных пониманию малышей и интересных для них эпизодов из жизни взрослых, других детей, животных.

В структуре игры Д. Б. Эльконин выделяет следующие компоненты:
1) роль,
2) игровые действия по реализации роли,
3) игровое замещение предметов,
4) реальные отношения между играющими детьми. Но эти компоненты характерны для достаточно развитой ролевой игры.

БИЛЕТ 28 Понятие общения, функции, структура. Типология коммуникаций.

Общение - связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)

§ информационная (обмен информацией между людьми)

§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

При характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны : коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона - состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Интерактивная сторона - заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

Перцептивная сторона - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания

Коммуникации в организации классифицируются по следующим типам:

1. По форме общения - вербальные и невербальные коммуникации.

2. По субъектам и средствам коммуникаций - межличностные коммуникации и организационные (коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий).

3. По каналам общения - формальные и неформальные.

4. По организационному признаку (по пространственному расположению каналов): вертикальные и горизонтальные.

5. По направленности общения: нисходящие и восходящие коммуникации.

БИЛЕТ 29 Межличностные отношения в детском коллективе. Методы изучения
межличностных отношений.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в школьный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в школе. Возрастная группа класса начальной школы не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место.

Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и в. В коллективе у младшего школьника реализуется потребность в социальном соответствии: желание соответствовать социальным требованиям, выполнять правила общественной жизни, быть общественно полноценным.заимоотношений в группе, что во многом определяется характером. Это побуждает ребенка проявлять интерес к сверстникам, искать друзей. Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль.

Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния:

А) Убеждение. Это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.

Б) Психическое заражение. Оно «осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний». [Н. П. Аникеева. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 1983, с.6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки.

В) Подражание. Направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни другого значимого человека.

Г) Внушение. Происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают как нужно думать и поступать.

Выделяют следующие методы изучения межличностных отношений

Социометрический метод - исследование межличностных отношений в группе. Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Референтометрический метод выявления особого аспекта межличностных отношений в группе, а именно референтности (значимости) членов группы для каждого входящего в нее индивида. Методика позволяет достаточно оперативно получать данные относительно особенностей межличностных отношений в группе, дает представление о статусной структуре, взаимности предпочтений, группировках, в основании которых лежит ценностный фактор. - Изучение мотивационного ядра межличностных выборов – суть заложена в самом названии данной методики. Методическая процедура выделения мотивационного ядра межличностных выборов предполагает проведение двух основных экспериментальных этапов. На первом из них с помощью либо социометрической, либо референтометрической процедуры выясняется картина (достоверность) внутригрупповых межличностных предпочтений (выявляется статус каждого члена группы). На втором экспериментальном этапе рассматриваемой методической процедуры каждый испытуемый должен составить списочные ряды своей группы, упорядоченные по определенным качествам.

Изучение сплоченности коллектива (методика Р.О.Немова). Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенностей своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т. п.). Затем на основе их ответов составляются два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы.

БИЛЕТ 30 Обучение и развитие. Зоны развития по Л.С. Выготскому.

Зона ближайшего развития – термин для определения взаимосвязи между процессом обучения и умственным развитием ребенка. Понятие ввел советский психолог Л. С. Выготский в начале 1930-х годов, оно традиционно выступает в качестве фундаментального положения в педагогической психологии и психологии развития.

Выготский объяснял, что поскольку процессы обучения следуют первыми, а процессы развития несколько запаздывают, то между ними всегда существуют небольшие несовпадения (зона ближайшего развития ). Эта категория указывает на различия между тем, чего ребенок может достигнуть самостоятельно (уровень актуального развития) и тем, что он способен сделать под руководством взрослого. Уровень актуального развития при этом обусловлен формирующимися в зоне ближайшего развития процессами – соответственно, любое действие ребенок сначала выполняет при помощи взрослого, и только потом способен повторить его в одиночку.

В качестве подтверждения своей теории Выготский приводил пример двух восьмилетних мальчиков, которые сначала поодиночке проходили тест интеллекта для их возраста, а затем под руководством экспериментатора решали задачи более сложного уровня. Во втором случае результаты соответствовали ум

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь : в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

Связь психологи с другими науками

Психология не может развиваться, не опираясь на знания и опыт, накопленные другими науками. Ее взаимосвязи с ними прочны и за­кономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие обще­ственные науки предоставляют психологии возможность методоло­гически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и дея­тельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становле­ния общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно понять строение и функции нервной системы, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в на­правлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально-и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

Психология, таким образом, впитывает в себя из других наук изу­ченные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического в зависимости и под влиянием тех конкрет­ных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет ей по-новому оценивать свои собственные знания, а затем и совершен­ствовать их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы от­ражения объективной действительности, конкретизировать причин­ную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает определенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болез­ни, как показывают самые новейшие данные, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т. д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выра­ботки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний, таким образом, не могут про­дуктивно развиваться и другие науки, поскольку устойчивое понима­ние своеобразия психики людей и закономерностей ее проявления в различных видах деятельности являются тем фундаментом, который позволяет совершенствовать и их собственные представления.

Основные исторические этапы развития психологической науки Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами. Согласно древнегреческому философу Платону (427-347 гг. до н. э.), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании – воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в голове, мужество – в груди, вожделение – в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.