Танец боевое искусство как называется. Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе

Содержание статьи

вид боевого искусства. Родиной капоэйры является Бразилия. Отличительная черта капоэйры – обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. Сделав стойку на руках, капоэйрист может нанести удар ногами в голову одному противнику, затем, перекувырнувшись, сбить с ног другого, и прямо с земли атаковать третьего, образовав вокруг себя своеобразный «магический круг». Техника капоэйры требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики, акробатических навыков.

Как боевое искусство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем. В Бразилии капоэйра не только популярный вид спорта, но и неотъемлемый элемент так называемой уличной культуры.

Историческая справка.

В 1500 Бразилия стала португальской колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала . Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами борьбы и замышляет что-то недоброе.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.

После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в истории современной капоэйры.

С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.

Капоэйра сегодня.

Современная капоэйра в том виде, в каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух основных стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ – скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами. При том, что сейчас существуют школы (в том числе за пределами Бразилии), исповедующие какую-то одну из разновидностей капоэйры, ее разделение на стили условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцом тому или иному стилю, очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от его возраста: спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а молодые – более динамичный и агрессивный региональ).

Для обоих стилей капоэйры характерна очень низкая стойка: боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется «джинго», это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводятся ногами, работе руками отводится второстепенная роль: удары «размазанные», не акцентированные, в основном это шлепки ладонями. Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, – причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы (такие, как сальто вперед или назад) могут использоваться как для ухода от ударов противника, так и для проведения собственной атаки.

Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда – выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» – букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия. Капоэйристы нередко передают суть роды словом «игра», а самих себя называют, соответственно, «игроками». Игра проходит под исполнение особых, магических песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши. Беримбау – струнный инструмент, напоминающий лук. Он крепится к высушенной и вычищенной изнутри тыкве, а звук извлекается ударом палочки по струне. (По преданию, когда-то беримбау делались как настоящие луки, а вместо палочки использовалась стрела, и в нужный момент музыкальный инструмент превращался в грозное оружие.) Атабаки – ударный инструмент наподобие тамтама. Кашиши – небольшая корзинка с камнями, которая издает звук, напоминающий шелест дождя. Музыкальное сопровождение задает необходимый ритм и темп, а также создает особое психологическое настроение всех участников роды. Со стороны рода выглядит как очень красивый и сложный танец, а мастера капоэйры – непременные участники традиционных бразильских карнавалов, на которых они дают показательные выступления.

Поединки в капоэйре проводятся как в полный, так и в ограниченный контакт. Проводятся также бои без правил. В них участвуют в основном профессионалы.

Помимо спортивного, в технике капоэйры имеется и боевой раздел. В боевом разделе изучаются: борьба одного человека против нескольких противников, борьба безоружного против вооруженного человека, борьба со связанными руками. В капоэйре культивируется также работа с оружием. Традиционное оружие капоэйры – мачете. Поединок с ним называется «мокелеле». Проходит он, как и рода, в кругу, под пение и музыкальное сопровождение. В качестве традиционного оружия в капоэйре используются также специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются пальцами ног. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы полосовали друг друга по спине и груди, оставляя глубокие кровоточащие раны. Однако таким образом рабы сражались только между собой, это был не совсем бой, ведь его участники не пытались убить друг друга. По мнению специалистов, это некий ритуал, назначение которого не совсем понятно. Возможно, таким способом проводилась психологическая подготовка бойцов.

Магия – еще одна грань капоэйры, темная ее сторона, скрытая от посторонних глаз. О «магической основе» капоэйры известно немного. Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и обряды. И хотя португальцы силой насаждали христианство, афробразильцы, приобщаясь к новой вере, не спешили забывать старую. До сих пор в Бразилии сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, – такие, как умбада и кондомбле. Сама рода – это не просто спортивный поединок, но и магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно занятые игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши поет магические песни, и музыканты, извлекающие из своих инструментов магические звуки. Все участники процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности технический элемент, а усталость совершенно не чувствуется.

Кровавые ритуалы остались в прошлом. Современная капоэйра совершенно лишена агрессии, а бойцы не стремятся вывести друг друга из строя. Тренер-капоэйрист занимается не только физической подготовкой и постановкой техники своих учеников, но и развитием в них положительных человеческих качеств.

Традиционный костюм капоэриста составляют белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Цвета пояса (кардао) свидетельствуют об уровне мастерства капоэриста. (Эти цвета соответствуют цветам государственного флага Бразилии.) Новички (алуну) носят зеленый пояс, следующий их этап – зеленый пояс с желтой полосой. У инструкторов (монитору) цвет пояса желтый или желтый с синей полосой. Синий и синий с белой полосой носят старшие инструктора (профессора), а белый – мастера (мейстре); это высший ранг в капоэйре. Подобная цветовая символика принята в Федерации капоэйры. Школы, официально не входящие в Федерацию, отличаются не только своеобразными «фамильными» приемами в технике борьбы, но и расцветкой поясов.

Капоэйра в России.

До недавнего времени за пределами Бразилии о бразильских боевых искусствах практически никто не знал. C середины 1990-х годов в США , а затем и в других странах (включая Россию) стали проводиться бои без правил, в результате чего на весь мир прославились бойцы из клана Грейси, практикующие «бразильское джиу-джитсу» и валетюдо (искусство уличной драки), основанное на технике «обычного» и тайского бокса, карате и приемах вольной борьбы. Появившиеся чуть позже фильмы с участием актера Марка Дакаскоса, демонстрировавшего мало кому известное тогда в мире боевое искусство под названием «капоэйра», способствовали его популяризации.

Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.

В мире десятки боевых искусств и сотни танцев. И лишь единичны случаи, когда искусство обороняться и искусство танцевать объединяются в одно гармоничное целое. Таким впечатляющим симбиозом и является Капоэйра (capoeira) – танец-борьба или боевое искусство, рожденное в танце.

Надо признать, что танцевальное искусство пересекается с боевым не только в капоэйре. Украинский гопак, боевой танец с шашками, казачий пляс обладают не менее отточенной боевой техникой и великолепной хореографией. Эти танцы впечатляющи и колоритны. Однако, все они остаются в рамках своей национальной культуры и являются почти экзотикой. А вот капоэйра давно перешагнула рамки бразильского национального боевого искусства и стала весьма популярной во всем мире.
Капоэйра признана у себя на родине официальным видом спорта и насчитывает более полумиллиона «игроков», зарегистрированных по федерациям, не считая бесчисленных приверженцев-любителей во многих странах. И, в то же время, капоэйра представляет собой обособленный танцевальный стиль, эффектный, притягательный и весьма сложный.

В чем секрет популярности капоэйры?
Включайте воображение! Этот танец из категории тех, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать его описание. Но все же, мы постараемся передать философию танца, его суть и эмоции.

Капоэйриста трудно назвать просто танцором. Скорее, это спортсмен, ловкий и расчетливый игрок. А сама капоэйра – это встреча двух противников, демонстрирующих под ритмичную музыку умение владеть своим телом, обороняться и нападать, уходить от ударов и просчитывать намерение оппонента. Встреча капоэйристов, впрочем, и называется не «баттл», не «матч», не «раунд» и, тем более, не танец, а игра («жогу»).

Капоэйра имеет устойчивые традиции. Музыка капоэйры – это звуки бубнов пандейру, барабана атабаке, трещоток реко-реко и колокольчиков агого. А главную «скрипку» в этой экзотической симфонии играет беримбау - струнно-щипковый инструмент, похожий на лук.

Участников танца-игры может быть сколько угодно. Капоэйристы и публика образуют круг (по португальски «Roda»), в «изголовье» которого встают музыканты. Под ритмичные звуки музыкальных инструментов (ну, а в упрощенном варианте просто под запись) участники исполняют ладаинью - специальную припевку и прихлопывают в ладоши. Кодекс капоэйриста требует, чтобы каждый умел петь песни на португальском. Кстати, даже в российских школах капоэйры уделяется этому умению большое внимание, дабы соблюсти традиции танца.

В центр круга по особому знаку выходит пара танцоров-бойцов. Соблюдая ритуал, игроки сначала присаживаются на корточки, ладонью касаются пола и после пожатия рук одновременно вскакивают, начиная «игру».
Движения капоэйры напоминают схватку «летающих» ниндзя. Под гудение беримбау игроки «ходят колесом», «стелятся» по земле, стоят на одной ладони, выделывают акробатические сальто, уходя от выпадов противника или вынуждая его упасть. Бойцы полностью растворяются в капоэйре, почти впадают в транс, повинуясь густой музыке барабанов, угадывают намерения и мысли друг друга и сокращают расстояние между частями тел до нескольких миллиметров.
Для несведущего зрителя очевидно, что двое дерутся, и вроде бы наносят удары ногами в голову противника или того и гляди раздробят головой его подбородок. Но… пятки «летают» в миллиметре от лиц, а сокрушительные удары не достигают цели. В этом принцип наиболее зрелищного стиля капоэйры «режьонал» – бесконтактность. Режьонал отличается резкими амплитудными движениями, высокими стойками, эффектной акробатикой, а сама игра происходит под постоянно убыстряющийся музыкальный ритм.

Другой стиль капоэйры «ангола» – совершенно иной, с медленными движениями, происходящими под неторопливый барабанный ритм. Это нижняя техника. Основных элементов танца три:

  1. Низкая стойка , в которой ноги бойцов широко расставлены и все передвижения осуществляются маятниковым шагом. Вес тела попеременно перемещается с одной ноги на другую, образуя движения танца. Из этого положения капоэйрист часто принимает упор на руки, чтобы нанести удар одной или обеими ногами, сделать прыжок, сальто или подсечку. А сама капоэйра получила за изобилие таких движений название «бокс ногами».
  2. В капоэйре существуют две зоны атаки : нижний уровень (различные удары по ногам противника, зацепы и подсечки) и верхняя зона – удары ногами в голову противника.
  3. Третий элемент танца – защита , которая состоит из уклонов, поворотов и сальто. Капоэйра изобилует акробатическими элементами, где блоки не жесткие, а удар противника отводится за счет скользящих и вращательных движений.

Еще одна традиция капоэйры – это одежда танцоров-бойцов. Принято, что капоэйру исполняют в белых брюках и белых же футболках. Танцоры, мускулатура которых хорошо подкачана, любят танцевать капоэйру с голым торсом. Хорошим бойцом считается тот, кто вышел из поединка «безупречно белым» и даже при использовании нижней техники ни разу не коснулся земли своей одеждой.

Откуда пришло это чудо - капоэйра (немного истории).
Капоэйру можно смело назвать симбиозом борьбы, игры и танца.
Перевод названия «капоэйра» неоднозначен. По одной версии «капоэйра» происходит от «капоэйрас» – «джунглевые заросли». Другое значение, которое приписывают слову capoeira – «вырубленный лес», «вырубка» - место, где скрывались беглые рабы, основавшие данный стиль. Третьи источники переводят слово «капоэйра», как "низкая растительность" – площадка с низкой травой, где удобно заниматься боевым искусством.

Происхождение капоэйры до сих пор спорно. Но, самая распространенная и правдоподобная версия гласит о том, что её история начиналась, как боевая пляска чернокожих невольников, завезенных португальцами в период колонизации в Бразилию. Навыки капоэйры оттачивались ими в минуты отдыха и маскировались под танец. Считается, что некоторые приемы капоэйры чернокожие рабы, сбежавшие с плантаций, заимствовали у местных индейцев. Техника капоэйры совершенствовалась в поселениях беглых рабов для будущих сражений с колонизаторами. С 1820-х годов капоэйристов жестоко преследовали, и в качестве сурового наказания назначали каторжные работы и 200 ударов плетьми.

Спустя десятилетия капоэйра не исчезла, а лишь «закалилась», став основным инструментом уличных боев в Рио-де-Жанейро. Кстати, и первые подробные описания капоэйры дошли до нас по большей части из полицейских отчетов. Эффективное и весьма опасное боевое искусство использовалось бандами и кланами города для выхода «стенка на стенку». Они терроризировали горожан и были практически неуязвимыми для полиции. Капоэйристов пытались «остудить» и насильно вербовали в армию. Но, это лишь способствовало распространению капоэйры в отдаленных провинциях, куда засылали новобранцев.
В конце концов, уголовный кодекс Бразилии в 1890 году возвел капоэйру в ранг уголовно наказуемых занятий. Тем, кто практиковал капоэйру, полагалось полгода тюрьмы и высылка на отдаленный северо-восточный остров, для криминальных «авторитетов» срок наказания увеличивался вдвое.

Капоэйра обязана вторым рождением мастеру Бимбе.
Борьба с капоэйрой оказалась весьма эффективной, и к началу ХХ века это боевое искусство было почти забыто. Традицию капоэйры возродил человек-легенда по прозвищу Бимба (официальное имя - Мануэл дус Рейс Машаду). Его называли Бимба- Три Удара – говорят именно столько ему было необходимо, чтобы уложить любого противника. В поединке против него никто не мог удержаться дольше полутора минут.
Бимба решил доказать, что капоэйра незаслуженно забыта и является национальным боевым искусством, которое может послужить своему народу. В 1932 году он открывает первую школу капоэйры и разрабатывает технику, которая и легла в основу бесконтактного стиля «режьонал».
Потенциально почти половина ударов капоэйры являются смертельными, но учитель-Бимба и ввел тот самый гуманный принцип, который ныне является каноническим для капоэристов – бесконтактность.

Вскоре после Бимбы другой мастер (местре) капоэйры Висенте Феррейра Пастинья основал свою школу капоэйры «Ангола» с альтернативной философией. Он считал, что акробатика не главное в капоэйре, а выделял в ней ритуальное и игровое начало. В 1941 году Пастинья положил начало новому «ангольскому» стилю и объединил вокруг себя множество противников чересчур спортивного стиля «режьонал».

Возрождение капоэйры в 1930-х годах совпало в Бразилии с активными поисками национальной идеи. Власти сочли капоэйру ярким и достойным выражением бразильского характера и закрыли глаза на её криминальное прошлое.
Окончательное признание капоэйры произошло после показательных выступлений, которые в 1953 году продемонстрировал Бимба с учениками своей школы специально для президента страны – Жетулиу Варгаса. Тот был впечатлен и напророчил капоэйре блестящее будущее.

Настоящий бум ожидал капоэйру в 1970-1980 – х годах. Толпы последователей обоих стилей увлеклись капоэйрой на волне культа физического здоровья. Кроме того, капоэйра в исполнении «мулатов в белых штанах» была зрелищным и, в то же время, неагрессивным искусством, которое развлекало туристов. Бразильцы с гордостью демонстрировали капоэйру и зарождали интерес к этому красивому спорту-танцу-игре у любителей во всем мире.

Капоэйра распространялась стремительно. Элементы капоэйры четко прослеживаются в хип-хопе и брейк-дансе. Сегодня боевая, спортивная, танцевальная и фитнес-капоэйра очень популярна на всех пяти континентах. В частности, в России капоэйра существует уже более 10 лет и признана полноценным видом спорта. Первый серьезный интерес к капоэйре всколыхнул в России фильм, вышедший в 1994 году - «Только сильнейший». Главную роль в нем исполнял Марк Дакаскос, который произвел на зрителей неизгладимое впечатление этим боевым искусством и зажег во многих энтузиастах искру любви к капоэйре и огромное желание учиться.

В итоге, капоэйра приобрела всемирную известность и продолжает увеличивать число своих поклонников. Что удивительно, капоэйра в отличие от множества боевых искусств за долгий период своего развития сохранила практически все традиции в чистом неизменном виде. Действительно уникальный случай, когда, будучи столь распространенной, капоэйра не подверглась влиянию других боевых систем.

Навыки капоэйры можно совершенствовать всю жизнь, а вершин мастерства достигают особо упорные через десяток лет интенсивных занятий. Это сложное искусство, требующее хорошей физической подготовки, пластики и координации движений. Впрочем, стоит лишь начать заниматься, и капоэйра постепенно научит ваше тело быть совершенным.

Капоэйра – это не просто танец, а настоящее искусство. И освоить его сможет каждый, если, конечно, постарается и приложит усилия.

Что это такое?

Капоэйра – это национальное боевое искусство Бразилии, которое сочетает в себе элементы игры, борьбы, танца и даже акробатики. Все движения выполняются под ритмичную бразильскую музыку, и в итоге получается потрясающий энергичный микс!

Стоит отметить, что хотя элементы боя присутствуют, контакты между партнёрами сводятся на нет, так как преобладают низкие положения, имитированные удары ногами, акробатические приёмы, а также всевозможные подсечки. Но когда один танцор якобы нападает, другой всячески уворачивается, в итоге получается потрясающе красивый поединок. Но чтобы этого добиться, все приёмы должны быть слаженными и скоординированными.

Как появилась?

История появления и развития капоэйры уходит корнями в XVIII век, но считается, что она возникла гораздо раньше. Если верить наиболее распространённой и общепринятой версии, то данное искусство возникло в Южной Америке, причём благодаря чернокожим рабам, которых из колоний Гвинеи, Конго, Мозамбика и Анголы привозили португальцы.

В то время к ним относились крайне жестоко, и они были вынуждены бежать. Беглые организовывали целые вольные города (киломбуш), в которых часто яркая и самобытная африканская культура сталкивалась с более размеренной индийской. И для развлечения и поддержания формы они танцевали. Так и появилась капоэйра.

Есть разные сведения о происхождении первых танцев. Так, одни считают, что они относятся к субкультуре национальных африканских танцев. Изначально боевых приёмов в капоэйре не было. А другие полагают, что основой искусства стал боевой национальный танец Африки «нголо», который был неотъемлемой частью обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые воины, которые вступали друг с другом в бой, изображали зебр. Так или иначе, истоки капоэйры всегда связывали с именем легендарного героя Зумби, который для бразильского народа стал символом сопротивления.

Что касается названия, то также есть несколько версий. По одной из них, с индейского языка тупи оно переводится как «поле, заросшее кустарником и очищенное вырубкой или выжиганием». Вероятно, трактовка актуальна, ведь для танцев были необходимы площадки, и их наверняка приходилось расчищать.

Согласно другой версии, на португальском «капоэйра» — это «клетка для кур». Но есть и третья версия, и её приверженцы считают, что название является искажённым произношением слов «kipula» и «kipura», которые можно перевести с языка киконго как «драться» и «порхать с места на место».

Кстати, было время, когда капоэйра запрещалась законом, и поэтому на некоторое время она уходила в подполье.

Стили

После военного переворота, произошедшего в Бразилии в 1930 году и полностью изменившего политическую ситуацию, капоэйра была признана законом и стала более активно развиваться. И поэтому появилось несколько ответвлений, каждое из которых можно считать самостоятельным направлением.

Итак, основные известные стили капоэйры:

  • Капоэйра Режионал. В 1932 году появилась первая в истории официально признанная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Мишаду). И он создал новый стиль, дав ему название «Лута Режионал Байана» или коротко «Капоэйра Режионал». Ему удалось систематизировать опыт ранее существовавших нелегальных школ и улучшить технику преподавания. В результате была разработана особая методика. Также появились целые комплексы движений, атак и контратак ногами.
  • Капоэйра Ангола. Вторым важным человеком в истории развития искусства стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Он открыл свою школу в 1941 году. И его стиль получил название «Ангола» в честь места, из которого привозили придумавших танец рабов. Хотя такое направление появилось позже Режионал, оно предполагало использование основ искусства, то есть связок и движений, свойственным национальным африканским танцам.
  • Капоэйра Контемпоранеа – это так называемый смешанный или универсальный стиль, который сочетает в себе элементы как Анголы, так и Режионал.

Стоит отметить, что различить стили очень и очень сложно, причём даже опытному мастеру, ведь некоторые движения и элементы присущи всем направлениям, а другие постоянно совершенствуются.

Польза

Чем полезны тренировки? Капоэйра имеет множество неоспоримых преимуществ:

  • Тренировки помогут избавиться от лишнего веса и сделать тело более рельефным и привлекательным.
  • Занятия полезны для всех: для мужчин, женщин и даже для детей. И хотя некоторые движения сложны, капоэйра подойдёт даже людям, практически не имеющим физической подготовки.
  • Ваше тело станет гибким, ведь в капоэйре присутствуют упражнения на растяжку.
  • Тренировки полезны для здоровья, они улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
  • Улучшается координация, тренируется память и логическое мышление, ведь каждое движение должно быть продуманным и спланированным.
  • Это просто весело и приятно! Вот увидите, после занятия вы ощутите прилив энергии, а ваше настроение улучшится.
  • Это не очень затратно. Уроки стоят примерно столько же, сколько занятия другими видами спорта.
  • Не требуется никаких дополнительных приспособлений, экипировка не нужна. Заниматься можно в любом месте в любое время.
  • Капоэйра – это новые интересные знакомства!

Минусов очень мало. К ним можно отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых движений.

Как проходят тренировки?

Сразу стоит отметить, что все уроки проходят очень энергично, в довольно быстром темпе. Движения выполняются под национальную бразильскую музыку, иногда приглашаются музыканты, играющие на национальных музыкальных инструментах (хотя вполне можно подобрать и ритмичные современные композиции).

Тренировка включает в себя множество приёмов борьбы, танцевальных па и даже акробатических трюков (их могут выполнять только опытные капоэйристы). Игра, которая ведётся дистанционно и исключает любые прямые и тесные контакты танцоров, включает целый арсенал движений, таких как различные опоры, подсечки, броски, прыжки, элементы защиты.

Когда один партнёр нападает, другой защищается. В итоге танец должен выглядеть гармонично и одновременно динамично, так что все элементы выполняются довольно быстро.

Сначала тренер помогает осваивать основные элементы, именно они являются базой капоэйры. Далее они соединяются в целые связки и цепочки. Потом прорабатывается игра с партнёром, взаимодействие с ним в динамике.

Что потребуется для начала занятий?

Чтобы начать полноценно заниматься, следует для начала найти подходящую школу и записаться в неё. К сожалению, профессиональных и опытных тренеров не так много, и часто капоэйра преподаётся в фитнес-центрах и преподносится как направление фитнеса.

Для тренировок потребуется немного. Во-первых, это ваш настрой. Будьте готовы выкладываться по полной и трудиться. Во-вторых, это одежда. Специальную форму приобретать необязательно, подойдут любые свободные вещи. А от обуви можно отказаться совсем, без неё заниматься гораздо удобнее.

Приступайте к тренировкам и осваивайте это искусство!

Капоэйра — эта школа боевого искусства, визуально напоминающая удивительный танец. Освоить этот стиль под силу каждому, стоит лишь иметь желание и приложить много усилий. Сегодня в нашей статье мы поговорим о приемах капоэйра, происхождении этого направления, какую пользу подобные тренировки приносят для организма человека, а также, что человеку необходимо, чтобы каждая тренировка была максимально результативной.

Что это такое?

Капоэйра представляет собой национальное боевое искусство Бразилии, в котором уникальным образом сочетаются элементы борьбы, игры, акробатики и даже танца. Каждое движение должно осуществляться под зажигательную бразильскую музыку и в конечном итоге мы получаем превосходный энергический микс!

Стоит обратить внимание, в капоэйре удары сведены на нет, невзирая на то, что элементы боя все же присутствуют. Обусловлено это тем, что контакта между партнерам практически нет, поскольку большую часть занимают низкие положения, имитирующие удары ногами, разнообразные подсечки и акробатические приемы. В то время, когда один танцор начинает нападать , второй старается всячески увернуться, в итоге мы получаем удивительной красоты поединок. Но для того чтобы достичь мастерства в этом деле, необходимо, прежде всего, довести каждый свой прием до скоординированности и слаженности.

История возникновения

История образования и развития этого вида боевого искусства уходит корнями в XVIII столетие, но существуют предположения, что оно появилось значительно раньше. На сегодняшний день, существует общепринятая версия, которая гласит о том, что этот вид борьбы возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которые массово привозились в Португалию со своей родины: Анголы, Мозамбики, Конго и Гвинеи.

В те времена отношение к ним было невероятно жестоким и безжалостным, поэтому они никогда не теряли возможности сбежать. Беглые рабы формировали целые вольные города, которые получили название киломбуш, в которых не только самобытная, но и невероятно яркая африканская культура соединялась с более спокойной индийской. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и при этом развлекаться, они танцевали. На основании этой истории и появилось понятие -капоэйра .

Существуют разные версии о происхождении первых ударов. Одни полагают, что они относятся к субкультурам национальных танцев африканских народов. Стоит обратить внимание, что изначально в этом виде искусства не использовались боевые приемы. Однако, имеет место быть и другая версия, которая гласит о том, что фундаментальной основой капоэйра стал национальный боевой танец Африки под названием нголо, который являлся обязательной составляющей обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые люди, которые вступали в бой друг с другом, изображали зебр. В любом случае, истоки боевого искусства капоэйра всегда связывается с именем героя Зумби, который олицетворял для бразильского народа сопротивление.

Что касается названия, то существует тоже несколько вариаций его происхождения. Одна версия гласит, что в переводе с индейского языка тупи капоэйра переводится, как «поле, которое заросло кустарником и очищено выжиганием или вырубкой». Вполне возможно, что трактовка актуальна, поскольку для танцев необходимы были большие площадки, приходилось расчищать.

Вторая версия полагается на перевод слова с португальского — «клетка для кур» . Однако, существует и третья версия, приверженцы которой убеждены в том, что капоэйра является следствием искаженного произношения слов «kipura» и «kipula», которые в переводе с языка африканского киконга означают «порхать с места на место» и «драться». Стоит упомянуть о том, что некоторое время этот вид боевого искусства являлся запрещенным, поэтому долго находился в подполье.

Стили

В 1930 в Бразилии произошел военный переворот, который полностью видоизменил политическое положение вещей. С тех пор капоэйра признана законом и активно развивается. С тех пор появилось несколько ответвлений, каждое из которых позиционирует себя, как самостоятельное направление.

Давайте же рассмотрим основные стили капоэйры:

Стоит обратить особое внимание на то, что отличить друг от друга каждый из видов, невероятно сложно даже опытному человеку, поскольку некоторые элементы, удары и движения свойственны всем направлениям, а прочие постоянно видоизменяются и совершенствуются .

Полезные свойства капоэйра

Чем полезны тренировки этого вида искусства не только для взрослого, но и для ребенка? Уже неоднократно отмечалось во многих источниках, что такие тренировки имеют множество неоспоримых преимуществ:

Что касается недостатков, то их мало. К ним следует отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых ударов и движений!

Что необходимо для начала занятий?

Прежде всего следует определиться, с какой целью человек желает освоить данный вид боевого искусства: чтобы разнообразить свой досуг или получить пояс и звание мастера, чтобы в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью.

Так вот, чтобы каждая тренировка была результативной, следует найти подходящую школу и записаться в нее. К сожалению, профессиональных тренеров в России крайне мало , поэтому капоэйру преподают в фитнес-центрах в качестве направления фитнеса.

Для полноценных тренировок потребуется немного:

  • хорошее настроение;
  • боевой настрой, принуждающий трудиться и выкладываться по полной;
  • приобретать экипировку необязательно, достаточно любых свободных и удобных вещей;
  • рекомендуется заниматься без обуви, так удобнее.