Тема урока: Правописание чередующихся гласных в корне слова. Урок закрепления изученного

65
Корень -лаг- // -лож.
Корень -рос- // -раст- //ращ-.
Корень -скак- // -скоч-.
Гл. 3, § 13.
Поговорим о «корнях жизни»

Тип урока
Коды целей урока

Урок-закрепление
Предметные
Метапредметные
Личностные

8.9 (частично)
2.2.2,
3.3,
4.3.1
1.3.3

Ход урока.
I. Оргмомент. Целеполагание.
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с корнями, способными иметь варианты в написании. На прошлом уроке это были корни (подскажите сами). Сегодня Впрочем, угадайте сами. С одной стороны, это корень, без которого не обходится ни одно действие: Туристы (проложили) путь; Ученые (предложили) свою помощь; К памятнику (возложили) венки. Это корень ЛОЖ и его вариант ЛАГ (как его получить?). А с другой стороны, это корень жизни, всякого созревания, развития. Без него не существует ни один живой организм. Догадались? РАСТ и его варианты РАЩ, РОС. Запишем тему урока. Главная цель сегодня – научиться правильно писать слова с данными корнями.

II. Мотивационно-побуждающий этап.
1. Проверка домашнего задания.
1 из учеников на доске делает выписки из упр. 96. В это время другие учащиеся по цепочке объясняют написание слов из упр. 93. Далее проверяются записи на доске.
2. «Орфограф».
3. Объяснительный диктант: Горит восток зарею новой (А.С. Пушкин). Разгоревшаяся заря заиграла на куполах (А.Н. Толстой).
4. Игра «Угадай-ка!»:
Газ, образующийся при сгорании (угарный)
«Сбежавшее» из кастрюли молоко (подгоревшее)
Образуется от пребывания на солнце (загар)
Пирог только что из печки (горячий)
Птица, поющая на заре (зарянка)
5. Устное выполнение упр. 94.
6. Словарная работа.
ПОлог (занавеска, закрывающая кровать сверху и с боков), отрасль (отдельная область науки, производства, сельского хозяйства), росток, ростовщик (человек, который дает деньги под проценты, т.е. в «рост»), Ростов, Ростислав, скачок (скачу, скачи).
Все слова можно списать со стр. 188 – 190 учебника.
7. «Ударник».
ПодрОстковый.

III. Теория.
1. Выполнение упр. 97.
Работа по вопросам:
Что объединяет все эти слова? (они однокоренные)
Чем они различаются? (в корне пишется то О, то А)
Какая позиция для формулировки орфографического правила нам более интересна – ударная или безударная? Следовательно, какие слова мы исключим из рассмотрения как интересующие нас с орфографической точки зрения?
От чего же зависит написание буквы О или А? Помогает ли ударение определить, какую букву писать в корне? Ведь именно так мы поступали с корнями ЗАР – ЗОР и ГАР – ГОР. Давайте возвратимся к схеме на стр. 185 учебника.
2. Чтение правила на стр. 188 учебника.
– Кто же командует правописанием безударных А и О в корнях ЛАГ и ЛОЖ? Можно ли сказать, что одновременно с гласными чередуются в корне и согласные? Какое исключение из правила существует? (см. словарную работу к уроку)
3. Физкультминутка:
В корне ЛАГ пишем А, (Поднимаем руки вверх шалашиком.)
Получается АГА.
Перед Ж пишем О, (Описываем руками круг.)
Это знаем мы давно.
– Какую еще закономерность, не отмеченную в учебнике, можно увидеть в корнях ЛАГ и ЛОЖ? Зависимость от следующего за корнем суффикса А и вида глагола (если речь идет о глаголе).
7. Выполнение упр. 99.
Работа по вопросам:
С какими корнями Вы столкнулись? Выделите их.
Какие гласные в них чередуются?
В п. 2 внимательно всмотритесь в каждый корень: к гласной букве в нем и ее окружению. Сделайте предположение относительно формулировки правила.
8. Чтение правила на стр. 189 учебника.
– Совпали ли Ваши выводы с прочитанным правилом? Как графически более ярко представить правило? РАСТ – РАЩ – РОС. Иначе говоря, СТ и Щ – пишу А, нет СТ и Щ – пишу О. Какие исключения из правила существуют? (см. словарную работу к уроку)
Учитель также предлагает мнемонический прием запоминания всех исключений: Ростовщик Ростислав из Ростова привез росток для отрасли.

IV. Тренинг.
1. Выполнение упр. 98 (первая строчка).
– Являются ли однокоренными данные слова? Какие из них имеют отношение к правописанию корней с чередованием? Предложение, ложь, ложка, сложный, полагать, влага, благо.
2. Диктант с последующей взаимопроверкой: Профессор стал излагать свою точку зрения по данному вопросу, но решил отложить объяснение на потом.
– Образуйте от данных существительных глаголы и составьте с ними словосочетания: положение, приложение, предложение, расположение, предположение.
3. Грамматическая зарядка. Если в корне А, ребята хлопают в ладоши, если в корне О – встают. Бессмысленное предложение, напишут изложение, безотлагательные дела, разложить по полочкам, полагаться на удачу, предполагает помощь, войти в расположение, расположились у костра.
Спишите, обозначьте орфограммы (словосочетания выводятся на экран): произрастает на поляне, обросла водорослями, природа ростовской области, выращенный в теплице, выросли на воле.
4. Выполнение упр. 100 (первые 2 строчки).
– Вставьте пропущенные буквы. Определите время каждого глагола. О чем эти тексты? Что их объединяет и в чем их различие с точки зрения раскрытия темы?
Посадили бережные руки р..сточек в землю. Начала из него р..сти вишенка. Р..стет, подр..стает. Как хочется, чтобы выр..сло пышное деревце! (Этот текст о жизни растений и человеческой заботе о них)
И р..стет ребенок там не по дням, а по часам.
Но царевна молодая между тем р..сла, р..сла, поднялась и расцвела. (Эти тексты о человеческой жизни)
5. Распределительный диктант (в 2 колонки: А и О): растительный мир, сильно подросли, заросли травы, разрастаются во все стороны, срезать ростки, выращенные баклажаны, новая отрасль, растут с цветами, молодая поросль.
6. Устное выполнение упр. 101.
– Найдите «лишние» слова (если в слове нет корня с чередованием, Вы поднимаете руки вверх): растяпа, растолстеть, подрасти, растянуть, росток, роскошный, обращение, приращение.
7. Творческий диктант. Заменить словосочетания 1 словом. Передача содержания текста своими словами – изложение; часть речи, отвечающая на вопрос «какой?», - прилагательное; добавление к журналу – приложение; считать, думать – полагать; пустить росток – прорасти; становиться больше – возрастать; частый кустарник – заросли; сплошь покрыться деревьями – зарасти; стебель растения в самом начале его развития – росток; растение, живущее в воде, - водоросли; побеги, вырастающие на пне срубленного дерева, - поросли.

V. Контроль.

1. Устный контроль. Работа с сигнальными карточками (А или О): предлагать, приложение, заложить, излагать, полог, уложиться, располагаться, разложить, располагающий, расположение, слагаемые, отложить, полагаться; растение, отрасль, заросли, растительный, возраст, произрастать, выросли, отраслевой, расти, приращение, ростки, ростовский, подрастающий.

2. Письменный контроль в форме перфокарты:

1.
положить
налагает
предложение

2.
предлагать
положение
положительный

3.
прилагательное
полог
приложение

4.
вложить
вложение
доложил

5.
заросли
срастись
произрастать

6.
растение
растительность
подросли

7.
подрастают
наращение
Ростов

8.
выращенный
растет
водоросли

9.
отрасль
вырасти
росток

VI. Рефлексия.
– Ребята, как Вы думаете, почему сегодня на уроке мы рассматривали сразу 2 орфограммы? От чего может зависеть написание гласной буквы в корне слова? Приведите примеры.
Учащиеся должны назвать, по крайней мере, 2 случая: написание гласной в корне зависит от ударения (гореть, заря) или от конечной согласной корня (излагать – изложить, расти – росли).

Домашнее задание. Гл. 3,§ 13 (изучить); запомнить словарные слова; 2) самостоятельный разбор теоретического материала на стр. 190 учебника; 3) закончить упр. 98 и 100; 4) упр. 103.
Проекты (по выбору):
1) Проверьте, есть ли в орфографическом словаре на букву Л слова с корнем ЛАГ – ЛОЖ. Какой вывод Вы можете сделать?
2) Ответьте письменно на вопросы, используя в них слова с пропусками букв:
– Какие комн..тные р..стения есть у вас или у ваших р..дных и зн..комых?
– Сколько раз в день пол..гается пол..вать эти р..стения?
– На сколько сантиметров ты выр..с (выр..сла) за последний год?
3) Спишите и дайте толкование нижеуказанным пословицам:
Человек предпол..гает, а бог распол..гает.
Ленивому некогда л..житься, он сидя спит.
Пахарю дремать не пол..гается.
Трудное пол..жение слезами не исправишь.
4) Найти в Интернете изображение пологов. Сделать подборки текстов с употреблением данного слова, а также слов «отрасль», «ростовщик».
5) Соедините глаголы с соответствующими существительными. Составьте рассказ на тему «Обсуждаем проект».

предл..гать
аудиторию

возл..гать
решение

прил..жить
надежды

распол..жить
усилия

6) Прав ли Митрофан Простаков, герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», утверждавший, что «дверь» - имя прилагательное, т.к. дверь прилагается к косяку? Какой совет Вы дадите юноше?
7) Что обыгрывает поэт Ф.К. Сологуб в приведенном стихотворении?
«Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня. – Я знаю, что скоро растаю, Лишь только увижу весёлую стаю, Растаю, по камням звеня. И ты позабудешь меня».
8) Образуйте как можно больше слов с корнем РАСТ и ЛОЖ разных частей речи (глаголов, существительных и прилагательных). Подготовьтесь к взаимодиктанту по данным словам (см. задание к упр. 106).

Словарные диктанты

I. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о .

1) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; слагаемые числа; расположиться на ночлег; располагать свободным временем.
2) Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.
3) Предположения не осуществились; капельки росы; тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; изменить положение; слагать стихи; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов; предлагать помощь.

II. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Растение; подрастает; растяпа; растворить; роскошный; растаять; раствор; вырос; оросил.

III. Подчеркнуть те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне.

Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться на ветру; расположиться у костра.

Выборочные диктанты

Распределить слова в два столбика, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Предлагать; расположиться; излагать; изложение; слагаемое; положение; предложить; возлагать; приложить.
2) Растительность; отросли; подросли; водоросли; подрасти; выращенный; зарастать; росток; обросли; прорастать; поросль; расти; растущий; отрасль.
3) Сложение; переложить; излагал; положение; вырастать; возраст; предполагать; расположение; расти; вырос; наращение; зарастал; Ростислав.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Щенок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на крохотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Микитов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по склонам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался на краю поселка. 16) Песня росла, разливалась. (И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей. 18) Из семечка липы вырастает могучее дерево.

II. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам:

— прилагательное,
— глагол,
— существительное.

Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь густые заросли кустов еще виднелись лучи солнца.

(По К. Паустовскому )

III. Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.

IV. Найти (по одному примеру) слова, строение которых соответствует схемам:

— существительное,
— глагол,
— прилагательное.

Одинаков ли морфемный состав слов розового и белого ? Доказать. Подобрать синонимы к словам тосковала, поразительное.

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света» )

  • Каюмова Фания Мубаракзяновна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку


Назад

Вперёд

Загрузить презентацию (197,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных
    корней, показать условия, от которых зависит
    правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с
    чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;

р а з в и в а ю щ и е

  • развивать самостоятельность учащихся при
    выполнении заданий;
  • способствовать развитию образного мышления,
    внимания.

в о с п и т а т е л ь н ы е

  • формировать интерес к изучению предмета.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная,
коллективная.

Оборудование урока: экран, проектор,
ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация пройденного материала.

Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда
в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-,
-гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда
безударную гласную А?

– в корнях -лож-лаг- в безударном положении
пишется а перед г , буква о – перед ж :
предпола гать, предполо жение.

– в корнях – раст-рос- в безударном положении
пишется а передст, щ, в остальных
случаях– о:

расти, выросла (не перед ст, щ).

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик,
Ро стов, Ро стислав, отра сль.

– в корнях -кос-кас- в безударном положении
пишется а, если за корнем следует суффикс
-а-
, в остальных случаях -о: касаться-
коснуться(нет а ).

– в корнях -гор- гар- написание гласного зависит
от ударения. Под ударением пишется а , без
ударения- о : зага р, заго рать.

Составление таблицы: Слайд №3

Чередующиеся гласные зависят

Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

№1.В каком слове ударение падает на третий слог?
Слайд № 4

2) ростовщик

3) отрасль

№2. В каком ряду во всех словах пропущена
чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

прик..саться, обм..кивать, предуг..дать.

г..релый, зар..стают, прит..щить.

отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

заг..релый, к..снуться, р..стовщик.

№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте
пропусков пишется буква О? Слайд № 7

Пол..гать, пол..жить, прил..жение.

предл..гать, сл..жение, сл..гать.

Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

№4. Укажите неверное объяснение написания
слова. Слайд № 9

ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа
на шипящий, ь не пишется.

граММатика- двойные согласные в корне.

холщОвый – в суффиксе прилагательного под
ударением пишется О.

№1 №2 №3 №4
2 4 3 3

Индивидуальные задания(письменные):

  • запишите как можно больше глаголов с корнем
    -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-,
    воз-, из-, до-.
  • составьте 4 предложения с данными
    словосочетаниями: восклицательное предл..жение,
    распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения,
    заг..рает на солнышке.
  • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-,
    образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От
    полученных глаголов образуйте форму прошедшего
    времени множественного числа.

Словарный диктант с последующей
взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд
№ 11

Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить
вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала
ёлка, журнал с приложением, возлагать
ответственность, приехал из Ростова, газовая
отрасль, ростки подснежников, выращивают
растения, угарный газ, подростковый возраст.

Работа с текстом . Слайд № 12

1) Подростковый возр..ст характеризуется
интенсивным р..стом.

2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так
бурно, как в этом возр..сте.

3) Во-первых, перестраивается опорно-
двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается
грудная клетка и дыхательные мышцы.

5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и
поверхность.

6) Словом, всё направлено на то, чтобы
потребность бурно р..стущего организма была
удовлетворена.

Словарная работа. Слайд № 13

Интенсивный – напряжённый, усиленный.

Бурно – резко, стремительно.

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки.

2. Придумайте заголовок, определите тему,
основную мысль.

3.Определите стиль текста. Слайд № 14

1) художественный

2) научно-популярный

3) разговорный

4) официально-деловой

4.Определите тип речи. Слайд № 15

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) рассуждение и описание

5. Укажите верную морфологическую
характеристику слова возраст (предложение 1)
Слайд № 16

1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е
склонение

2) неодушевлённое существительное, средний род,
1-е склонение

3) неодушевлённое существительное, мужской род,
1-е склонение

4) неодушевлённое существительное, мужской род,
2-е склонение

6. Каким членом предложения является слово подростковый
(предложение1) Слайд № 17

1) дополнением

2) определением

3) обстоятельством

4) сказуемым

7. Укажите способ образования слова усиленно
(предложение 4) Слайд № 18

1) приставочный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) суффиксальный

8. В четвёртом (4) предложении найдите имя
существительное, относящееся ко 2-му склонению.
Напишите это существительное в форме
именительного падежа. Слайд № 19

9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое
имя существительное. Напишите это
существительное. Слайд № 20

10. В предложениях найдите слова, правописание
которых определяется правилом: “В корне -раст-
рос- безударная а пишется перед ст, щ.”
Слайд № 21

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
    “Трудно ли быть подростком?”.
  2. Индивидуальные задания:

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте
корень с чередованием а/о : сл..жить, дол..жить,
изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль,
заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть,
к..сательная, прик..сновение.

б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-,
-рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и
объясните написание.

Тест по русскому языку на тему "Правописание корней -раст- (-ращ-) – -рос и -лаг- -лож-"для 5 класса.

1. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -раст- (-ращ-) – -рос?

а) от ударения в слове

б) от наличия суффикса -а-

г) другое__________

2. От чего зависит правописание безударных гласных в корнях с чередованием -лаг- - -лож- ?

а) от ударения в слове

б) от наличия суффикса -а-

в) от согласной после гласной в корне

г) другое__________

3. Укажите правильное объяснение написания слова ПОЛАГАТЬ

в) в корне пишется гласная А, потому что перед Г и за корнем есть суффикс -А-

г) другое ________

4. Укажите строчку, в которой во всех словосочетаниях на месте пропуска следует написать гласную А:

а) изл..гать мысли, прил..гать усилие

б) пол..житься на товарища, пол..гаться на самого себя

в) распол..житься на ночлег, распол..гаться у костра

г) перел..жить книгу, возл..гать надежду

5. Укажите правильное объяснение написания слова РОСТОК

а) в корне пишется гласная А, так как это слово-исключение

б) в корне пишется гласная О, так как это словарное слово-исключение

в) в корне пишется гласная А, потому что перед СТ

г) другое ________

6. Укажите строчку, в которой во словах на месте пропуска следует написать гласную О:

а) вырос, отр..сль

б) произр..стать, выр..щенный

в) р..стение, отр..слевой

г) р..сток, р..сти

7. Укажите слово-исключение:

а) отр..сти

в) отр..сль

г) р..сток

8. Что объединяет слова «прил..гать, р..сти, выр..щенный»?

а) в корне «о»;

б)в корне «а»;

в) слова-исключения;

г) слова одной части речи.

Проверочная работа «Правописание слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-»

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Сделайте графический комментарий.

Зар_сли крапивы, утренняя р_са, выр_щивать огурцы, подр_сший кактус, интересное р_стение, опытный р_стениевод, отр_сль промышленности, маленький р_сток, возр_щать на место, прозрачная р_синка, зар_сли кустарника, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать фиалку, умный Р_стислав, жадный р_стовщик.

В каких словах допущены ошибки? Перепишите слова, исправляя ошибки.

Прирасли, выростить, выращенный, дорасший, разрасшийся, прирощать, возрастание, росток, Растов.

Проверочная работа «Правописание слов с корнями -раст-//-ращ-//-рос-»

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Сделайте графический комментарий.

Зар_сли крапивы, утренняя р_са, выр_щивать огурцы, подр_сший кактус, интересное р_стение, опытный р_стениевод, отр_сль промышленности, маленький р_сток, возр_щать на место, прозрачная р_синка, зар_сли кустарника, высокор_стущее р_стеньице, прор_щивать фиалку, умный Р_стислав, жадный р_стовщик.

В каких словах допущены ошибки? Перепишите слова, исправляя ошибки.

Прирасли, выростить, выращенный, дорасший, разрасшийся, прирощать, возрастание, росток, Растов.

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный
12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение
16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный
11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает
16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать

Чередующиеся гласные в корнях раст-рос лаг-лож

1. зал жить
2. р сли
3. изл гать
4. изл жение
5. выр с
6. Р стислав
7. р стительное
8. пор сль
9. отр сль
10. предл гать
11. р сток
12. нар стает
13. изл жить
14. предпол гать
15. сл жить
16. пор сли
17. Р стов
18. ул жить
19. взр щенный
20. р стовщик

1. отр слевой
2. нал гать
3. выр стить
4. р стение
5. разл жение
6. пол жение
7. ср статься
8. Р стов
9. возл жить
10. р стовщик
11. выр щенный
12. зар сли
13. прел жили
14. взр стить
15. сл жение
16. р сточек
17. безотл гательно
18. прил жение
19. прол гать
20. отр стить

1. предл гать
2. Р стислав
3. пол жить
4. предл жение
5. зар сло
6. прил жение
7. пол гать
8. ср щение
9. разр слись
10. выр стает
11. распол гать
12. прил гательное
13. р сточек
14. водор сли
15. ср слись
16. отр сль
17. разл жение
18. нал гается
19. выр щенный
20. Р.стислав

1. предл жить
2. выр сли
3. возр стной
4. р стовщик
5. прор стает
6. предл жить
7. отл жить
8. отр слевой
9. перер сли
10. взр щенный
11. пол гать
12. изл жение
13. прил гательное
14. р сток
15. произр стает
16. пор сль
17. р стение
18. прир сли
19. подл жить
20. предпол гать

Буквы З-С в приставках

1 . ра жевать
2. бе покойный
3. Ра каленный
4. во поминания
5. ..дание
6. бе возвратный
7. бе совестный
8. и_.дёргать
9. ..десь
10. и_царапать
11. ра шуметься
12. ..гибать
13. ..густок
14. во_ненавидеть
15. бе толковый
16. ..дешний
17. бе_сердечный
18. и мучить
19. бе грешный
20. и. гиб

1. ра гладить
2. . дание
3. и бавитель
4. ра гребать
5. ..жечь
6. бе смыслица
7. ..гиб
8. и бегать
9. бе чувсвенный
10. бе цельный
11. .делать
12. ра краска
13. ра катать
14. ни вергаться
15. в бежать
16. ..доровье
17. бе звучный
18. .десь
19. ра лепить
20. в хожесть

1. бе зубый
2. и корежить
3. бе страшный
4. ра чертить
5. бе крайний
6. .жать
7. ра жечь
8. ра бросать
9. ра бавить
10. бе численный
11. .брить
12. бе граничный
13. и сохший
14. и сякший
15. и тратить
16. во стание
17. ра гадать
18. .лоба
19. бе вкусный
20. .дача

1. ра бежаться
2. и_корежить
3. бе снежная
4. .доровье
5. и мерять
6. ра цвет
7. .жечь
8. ..давливать
9. бе церемонный
10. во главить
11. ра ческа
12. .дуру
13. бе сонница
14. и следователь
15. .дорово
16. в кипятить
17. и целить
18. в морье
19. .лоба
20. ра ход

Буквы З-С в приставках

1 . ра жевать
2. бе покойный
3. Ра каленный
4. во поминания
5. ..дание
6. бе возвратный
7. бе совестный
8. и_.дёргать
9. ..десь
10. и_царапать
11. ра шуметься
12. ..гибать
13. ..густок
14. во_ненавидеть
15. бе толковый
16. ..дешний
17. бе_сердечный
18. и мучить
19. бе грешный
20. и. гиб

1. ра гладить
2. . дание
3. и бавитель
4. ра гребать
5. ..жечь
6. бе смыслица
7. ..гиб
8. и бегать
9. бе чувсвенный
10. бе цельный
11. .делать
12. ра краска
13. ра катать
14. ни вергаться
15. в бежать
16. ..доровье
17. бе звучный
18. .десь
19. ра лепить
20. в хожесть

1. бе зубый
2. и корежить
3. бе страшный
4. ра чертить
5. бе крайний
6. .жать
7. ра жечь
8. ра бросать
9. ра бавить
10. бе численный
11. .брить
12. бе граничный
13. и сохший
14. и сякший
15. и тратить

16. во стание
17. ра гадать
18. .лоба
19. бе вкусный
20. .дача

1. ра бежаться
2. и_корежить
3. бе снежная
4. .доровье
5. и мерять
6. ра цвет
7. .жечь
8. ..давливать
9. бе церемонный
10. во главить
11. ра ческа
12. .дуру
13. бе сонница
14. и следователь
15. .дорово
16. в кипятить
17. и целить
18. в морье
19. .лоба
20. ра ход