Теории личности в отечественной психологии. Социально-психологические теории личности

Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теориюМаслоу о самоактуализации «Я», теории зеркального «Я» («Я-концепцию»), экзистенциальные.

Более подробно содержание этих теорий излагается в книге А.Хьелла, Д. Зиглера «Теории личности».

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н.Мясищева, теорию установки Д.Н.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности.

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном социально-психологическом явлении.

В последнее время активно разрабатывается акмеологический подход к изучениличности (акме - вершина в развитии взрослого человека). Наибольший вклад в разработку данного понимания личности внесли такие психологи, как А. А. Бодалев, А. А. Деркач, П. В. Кузьмина и др.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа типов личности, в частности поведения в обществе, является сравнение по параметру отношений одних людей к другим. Американский психолог А.Маслоу в своих работах о самоактуализации «Я» неоднократно
подчеркивал, что один человек может относиться к другому как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимаетвещи, и соответственно с ними обращаться.

Конкретизировав это утверждение А.Маслоу, американскийученый Э.Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй - манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общенииактуализаторы, с одной стороны, и манипуляторы - с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во
взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый интерес к ним,самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, верув себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и опять-таки тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры.

Не отрицая существования в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других - как манипуляторы, Э.Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей. Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели. Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное - форму выражения данного отношенияв повседневном поведении. Исходя из этого, Э.Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».

Для первого, по наблюдениям Э. Шострома, в общении с людьми характерна откровенно силовая манера поведения, для второго - кажущаяся бесконечная игра в поддавки, для третьего - холодная расчетливость, для четвертого - имитация беззащитности ипостоянной нужды в опеке, для пятого - терроризирование окружающих в своих интересах, для шестого - разыгрывание «своего в доску» человека, для седьмого - демонстрация по отношению кобъектам манипуляции обвинительной позиции, для восьмого - лицемерное разыгрывание роли их защитника, но опять же с целью получения желаемого от них.

Представляется, что описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома применимо и к нашей действительности. Выдающийся немецко-американский психолог Э.Фромм еще в 50-е годы XX в. утверждал, что при нацеленности общества на рынок знаний потребителя манипулирование им становится первостепенной задачей момента. По мнению ученого, из манипулирования рынком логически вытекает желание манипулировать людьми.

Принадлежность каждого из них к той или иной группе требует поведения, которое в обществе считается само собой разумеющимся, так сказать, социально нормальным для представителя данной группы - мужчины, учителя, мужа, отца и т.д. Демонстрируя такоеповедение, человек постоянно выступает как носитель социальной роли или одновременно нескольких социальных ролей. Социолог И. С. Кон, конкретизируя это положение, пишет: «Принадлежность индивида к группе выражается в определенных функциях(ролях), в которых фиксируются его обязанности и
права по отношению к группе. Ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида: они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное, и их субъектом является не индивид, а общество или какая-то конкретная социальная группа» (Кон И.С. Социология личности. -М., 1967.-С. 23).

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Различаются безличные (социальные) и межличностные роли. Взаимодействуя друг с другом в учении, труде, в быту и выполняя при этом различные роли, например учителя, банкира,следователя, матери, люди остаются личностями. Поэтому любая социальная роль не предполагает абсолютно одинаковых для всех поведенческих стереотипов при ее осуществлении. Она всегда оставляет для исполнителя возможность проявить свою индивидуальность. Вследствие этого социальные отношения становятся межличностными или, как их назвал В.Н. Мясищев, психологическими.

Результат воздействия на личность со стороны других людей (общностей) зависит не только от особенностей последних, но и от того, какие отношения уже успела «нажить» эта личность, какие ее потребности, интересы, склонности стоят за этими отношениями, а также отвечают ли
эти люди своими характеристиками потребностям, интересам, склонностям личности. Именно этот последний параметр преимущественно определяет знак и величину субъективной значимости другого человека или общности для личности, результат их влияния на нее.

Понятно, что результат влияния названных факторов, который оценивается такими показателями, как характер (содержание), широта, глубина, устойчивость, действенность, не может быть одинаковым для всех людей. Если человек, с которым у личности постоянные контакты, или общность, в которую он входит, для него положительно значимы и очень авторитетны, то, по исследованию Е. Б.Старовойтенко, они сильнейшим образом воздействуют на внутреннее становление личности, на ее самодвижение и появление в ней новых ценностных доминант. Влияние, исходящее от авторитетных и значимых для личности людей (общностей), побуждая лич-
ность к самоанализу и саморефлексии, позволяет видеть себя не только в настоящем, но и в будущем, выстраивать и осуществлять программы движения к этому будущему.

Приобретая в своем развитии большую или меньшую автономность и выходя на более высокий уровень социально-психологической зрелости, личность может перерастать те или иные общности, членом которых она до этого была, осуществлять поиск общностей и создавать такие, которые своими характеристиками отвечали бы ее возросшим запросам.

Необходимо заметить, что в результате воздействия личности на личность или общности на личность продвижение последней не всегда происходит по прогрессивному пути развития. Ведь еепотребности, интересы и склонности могут носить и негативный характер, и тогда она испытывает тяготение к людям (общностям), подобным себе.

Таким образом, отношению личности к воздействиям извне присущи избирательность и, как правило, нешаблонный характер познавательных, эмоциональных и поведенческих ответов на них.

Содержание деятельности людей либо в целом, либо в отдельных ее компонентах, как правило, в разной степени адекватно свойственным им характеристикам. Обусловлено это широкимсоциально-культурным контекстом, в котором протекает жизнь людей, обменом между ними
различными видами деятельности. При этом человек накапливает о себе впечатления, которые помогают ему ответить на вопросы: «Кто я есть?», «Почему я такой?», «Чего я могу и должен достичь и каким образом?»

Более глубокое проникновение в «Я-концепцию» позволяет обнаружить в ней, с одной стороны, «Я» реальное (то, как человек отображает себя, относится к себе и обращается с собой), с другой - идеальное «Я» (каким бы он хотел стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое «Я» (каким он стремится и старается стать), фантастическое «Я» (каким бы он желал стать, если бы это оказалось возможным при особенно благоприятных условиях). Следует отметить, что люди очень сильно отличаются друг от друга «расстояниями», разделяющими их реальное, идеальное, динамическое и фантастическое «Я». Впрочем, столь же сильно они отличаются друг от друга степенью доминирования их «Я» над другими - «Ты» и «Вы» - в ситуациях взаимодействия и принятия совместных решений.

Рассматривая характеристики «Я», нельзя также не заметить, что у одних людей их «Я» обладает большей автономностью по отношению к воздействиям извне и большей способностью отстраняться от переживаний, которые у них возникают в ответ на эти воздействия. У других их «Я» плохо или совсем не дистанцируется от этих переживаний. В результате у первых налицо способность к саморегуляции и самоконтролю, у вторых же эта способность выражена очень слабо или совсем отсутствует.

Психоаналитический подход З.Фрейда (1856-1939) к пониманию личности Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд, родоначальник психоанализа, оказал революционизирующее влияние на всю психотерапию и психиатрию. Можно сказать, что он открыл новую эпоху в этих науках и оказал огромное влияние на всю западную культуру.

З.Фрейд был последовательным детерминистом, он считал, что все в душевной жизни имеет свою причину, каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Главная его заслуга в том, что он впервые ввел в науку понятие бессознательного и создал методы работы с неосознаваемыми мотивами.

Он выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное. Именно в бессознательном находятся основные детерминанты личности - психическая энергия, побуждения и инстинкты. Существует два основных инстинкта: либидо, или стремление к сексуальному удовлетворению, и инстинкт агрессии и стремления к смерти. В структуре личности, по Фрейду, существуют также три основных компонента: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Нет точного соотнесения между уровнями сознания и компонентами личности, но что касается Ид, то эта основная, первоначальная и центральная часть личности почти целиком бессознательна. Она включает в себя психические формы, которые никогда не были сознательными, и те, которые оказались неприемлемыми для сознания и были вытеснены из него. Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали.

Я (Эго), с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой - подчиняется требованиям реальности. Эта часть личности отвечает за произвольное поведение, может контролировать и подавлять инстинкты, стремится к ослаблению напряжения и усилению удоволь-
ствия.

Сверх-Я развивается из Эго и служит хранилищем моральных установлений, норм поведения, является судьей и цензором деятельности и мыслей Эго. Мотивы, мысли и т.д., не соответствующие нормам, предъявляемым Сверх-Я, вытесняются в область бессознательного или предсознания.

Предложенное Фрейдом понятие вытеснения или подавления нежелательных с точки зрения Сверх-Я мотивов в том или ином виде используется практически в любом современном направлении психотерапии.

Для того чтобы вытесненный материал не проник снова в сознание, «Я» использует разнообразные способы защиты. Фрейд указывал в основном на такие формы защиты, как рационализация, сублимация, проекция и избегание.

Однако несмотря на наличие защиты, вытесненные желания (в основном они связаны с сексуальными переживаниями) прорываются в сознание в форме сновидений, фантазий, «случайных» оговорок, неожиданных для самого себя действий и т.п. Подавленные мотивы продолжают действовать и существенным образом влияют на поведение человека. Более того, они усиливаются и уходят из-под контроля сознания.

Когда сильный, но подавленный мотив прорывается в сознание, человек может впасть в истерический припадок или у него появятся другие невротические реакции. По Фрейду, причины любого невроза кроются в воспоминаниях о той или иной травмирующейситуации, связанной
обычно с сексуальными чувствами, неприемлемыми с позиций моральных установлений. Например, известны случаи истерии у девушек, связанные с сексуальными посягательствами со стороны отца.

Огромное значение Фрейд придавал детским сексуальным переживаниям. Общеизвестен предложенный им комплекс Эдипа, основу которого составляет запретная любовь мальчика к собственной матери и отсюда ненависть к собственному отЦу. В своем психосексуальном развитии человек проходит различные фазы, которые Фрейд подробно рассматривал в контексте формирования характера и будущих психологических проблем индивида. «Застревание»на одной из этих фаз (оральной, анальной, фаллической и генитальной) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи. Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

«Основные психологические теории личности»


1. Психодинамические теории личности

Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня – сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания может быть легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же осознает свое имя, как только его об этом спрашивают. Бессознательное состоит из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и конфликтов, способных стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основных врожденного влечения: «эрос», т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и «танатос» – разрушительный инстинкт стремления к смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу; «цель», т.е. желание незамедлительного удовлетворения; «объект», посредством которого достигается удовлетворение; и «источник», т.е. орган, с которым он связан, например гениталии в случае полового инстинкта. Если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются или направляются против собственного «Я». Например, если агрессивный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на «Я» и стать причиной суицида.

Фрейд выделял в структуре личности три части: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Инстинкты непосредственно действуют на уровне «Ид» («Оно»). Побуждения «Оно» имеют всецело бессознательную природу и находятся под влиянием «принципа удовольствия». «Эго» («Я») как образующее начало личности относится к сфере действия «принципа реальности». «Я» имеет возможность различать фантазию и объективную реальность, тогда как «Оно» способно удовлетворять свои побуждения (например, сексуальные) в снах или фантазиях, одна из функций которых – «воображаемое исполнение желаний». Идеалы и нравственные принципы личности коренятся в «Супер-Эго» («Сверх-Я»). «Либидо», базисная жизненная сила, служит энергетическим фактором для всех трех компонентов в структуре личности, однако, в соответствии с принципом «психической экономии», укрепление одной из частей личности истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привести к психическим нарушениям, если сильное «Я», ядро личности, не имеет возможности удержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия.

2. Гуманистические теории личности

Усилия Э. Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, даже если все физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных собственно человеческих потребностей. Чтобы человек остался человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природы человека должна развиться собственно человеческая натура. В этом процессе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальное взаимодействие, осуществляемое тоже благодаря культуре.

Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, например, назвал свой подход «межличностной» теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как «относительно устойчивый образец повторяющихся межличностных взаимоотношений», Салливан искал причины психических нарушений в культуре.

Тенденция социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое получило название «третьей силы в психологии». Такие психологи, как Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Маслоу, В. Франкл и Г. Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя «целостно-динамический подход», Маслоу предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, или потребности выживания (еда, секс, сон и т.д.), 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности (потребность в друзьях и знакомых), 4) потребность в признании (самоуважении). Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать и понимать (когнитивный импульс), 3) эстетическая потребность (стремление к красоте и гармонии). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего усиливает ощущение полноты жизни. Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции «полностью функционирующей личности», предложенной Роджерсом, и понятию «реализации смысла жизни» Франкла.

3. Личностные черты

Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела придавали большое значение понятию «черта личности». (Олпортовская концепция «черты» соответствует понятию «фактор» у Кеттела.) Каждая личность обладает неким набором «общих черт». Конкретные индивиды могут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие «Я» осуществляется через прохождение восьми стадий: 1) телесное «Я», 2) самоидентификация, 3) самооценка, 4) расширение «Я», 5) образ «Я», 6) «Я», разумно справляющееся с внутренними противоречиями, 7) «Я», утверждающее и развивающее себя, 8) «Я» знающее. На основе такого исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в никогда не прекращающемся процессе развития и в этом отношении представляет собой «единое в многообразном». Олпорт формально определил личность как «присущую индивиду динамическую организацию тех психофизических систем организма, которые определяют специфику его поведения и мышления».

4. Конституциональные типологии личности

Юнг разделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами – на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом понятия стимулировали интерес к типологизации личности. Некоторые исследователи сопоставили особенности телосложения с определенными личностными типами. Специалист по патопсихологии Э. Кречмер соотнес «эстетическую» телесность (длинное худощавое тело) с «шизоидной» личностью (склонной к шизофрении), а «пикническую» телесность (полное тело) с «циклотимической» личностью (склонной к маниакально-депрессивному психозу). Классификация Кречмера легла в основу конституциональной психологии У. Шелдона (см. выше в разделе Мотивация).

5. Поведенческие теории личности

Согласно Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутренними силами. Каждый индивид находится под контролем случайных обстоятельств, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер – оптимист, так как уверен в том, что человек в состоянии правильно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить и переделывать собственную натуру и делает это постоянно, хотя и не прямым, а опосредованным – через среду – путем.

Иную теорию социального научения предложил А. Бандура. Основные положения этой теории сводятся к следующему. Люди непосредственно контролируют собственную судьбу. Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, позволяют человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние воздействия. Как и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в результате научения, а потому «аномальное поведение» и «дурные привычки» – это по сути дела одно и то же. Используя методы модификации поведения в сочетании с упражнениями по развитию самоосознания и саморегуляции, можно заменить «плохие» привычки «хорошими», а аномальное поведение – нормальным.

6. Эпигенетическая теория Эриксона

С позиций Эриксона, Эго составляет основу поведения и функционирования человека и является автономной личностной структурой, основным направлением развития которой можно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, способствуя возрастанию компетентности чел. Развитие Эго неизбежно связано с социо-культурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти.

Человек в процессе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетич. концепция развития (греч. «после рождения») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Подходы к пониманию личности: биологический, социологический, индивидуально-психологический, социально-психологический.

Личность – социализированный субъект, ансамбль общественных отношений. Проблема социальных связей личности, роль социального в формировании личности – вопросы социальной психологии.

Индивид – человек – личность

Социально-психологические теории личности

1) Интеракционизм представлен следующими направлениями:

Символический интеракционизм (Дж.Мид, Кун, МакПартленд)

Ролевые теории (М.Вебер, Г.Зиммель, Т.Парсонс, Р.Линтон, И.Гоффман)

Теории референтной группы (Г.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон).

Теория «зеркального Я» или символический интеракционизм (Ч.Кули, Дж.Мид)

Ролевая теория личности (Морено, Парсонс)

Личность – производное от определенной роли. Статус личности выражает степень успешности освоения роли.

Роль – это функция личности, определяемая ожиданиями окружающих.

Существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенной положение, в его взаимодействии с другими.

Система специфических ожиданий по отношению к себе индивида

Роль как открытое наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Двойной аспект роли: наше восприятие роли и ролевые ожидания. Выбранные и предписанные.

Ролевое напряжение возникает, когда слишком много требований или слишком сложная роль.

Ролевой конфликт – при противоречиях между ожиданиями и восприятием, несовместимостью нескольких ролей между собой.

2) Необихевиористские теория личности (Скиннер)

Личность – совокупность паттернов поведения (реакций на стимулы)

Центральная идея – научение посредством подкрепления. Общество формирует нужный тип людей, создавая потребность в определенных подкреплениях (вторичные стимулы).

Халл – теория промежуточных переменных (ожидание, установка, восприятие) – Миллер, Доллард (теория фрустрации-агрессии и подражания)

Бандура – влияние социальных образцов поведения на агрессию. Эксперимент по научению через наблюдение агрессивному поведению. 2 фактора – НП 1: образцы поведения взрослых (агрессивное обращение с игрушками и неагрессивное), НП 2: последствия такого поведения (вознаграждение, наказание). ЗП – поведение детей.

Выделяют научение как основной процесс социализации. Научение через наблюдение.

В этих теориях личность рассматривается как пассивный объект, определяемый внешними факторами.

Теории межличностного взаимодействия (Тибо, Келли), социального обмена (Хоманс). Человеческое поведение как «функция его платежей». Взаимный обмен вознаграждениями и издержками.

3) психоаналитический подход (Фрейд)

Менее распространен в соц.психологии, нежели бихевиоризм.

Мотивирующим звеном является бессознательное. Личность представлена тремя компонентами: Оно, Я, Сверх-Я

Сверх-Я – заложенные в процессе социализации моральные нормы и установки . Человек и общество – антогонистические непримиримые силы. Соц-психол.проблема – конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами.

4) когнитивизм (Пиаже, Найсер, Тернер, Тэджфел)

Социальное поведение личности как результат принятых решений на основе ее когниций (восприятия, интерпретации, ценностей).

Впечатления индивида о мире организуются в связные интерпретации, в результате образуются идеи, ожидания, верования, которые и выступают регуляторами социального поведения.

В основе – теория поля К.Левина и гештальтпсихология.

Гештальт – целостность восприятия, модель баланса, соответствия.

Левин помимо когниций включает понятие мотивационный аспект субъект-объектных отношений. Идея взамидействия индивида и окружения, валетности. «Групповая динамика» - лидерство, сплоченность, групп.дискуссия.

К когнитивистиским теорям относятся: 1) теория когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер, Ч.Осгуд, М.Розенберг); 2) теории С.Аша,

Когнитивного соответствия – человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной системы.

Социализация личности

Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя 1) усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в соц.среду, систему соц. связей; 2) активное воспроизводство системы соц. связей индивидом в ходе его жизнедеятельности.

Выготский – об интериоризации внешнего опыта и последующей его экстериоризации.

Формирование конвенциальных значений – одно из условий социализации. Согласие относительно физических свойств объектов (стол твердый для обыкновенных людей и с протезом руки), норм поведения, способов действия.

Институты социализации – группы, в которых личность включается в систему социальных связей, и которые являются носителями и трансляторами социального опыта.

Механизмы социализации – способы усвоения опыта

1. Подражание, имитация – копирование внешних поведенческих аспектов модели. Отличается рефлекторным характером, малой долей осознанности. Присуще и животным.

Пример: выработка навыка (двигательного) – речь, мимика, атрибуты взрослости у подростка, пародии, подражание пению птиц, имитационное искусство.

2. Идентификация – отождествление с моделью, его значимыми характеристиками. Носит более целостный характер усвоения.

Социальный контроль – способ достижения согласованного поведения.

Каким образом независимые физически индивиды способны координировать друг с другом свои действия так, чтобы вклад каждого соединялся вместе в целое?

Основное – это достижение согласия с общепринятыми представлениями – групповыми нормами.

Социальная фасилитация – облегчение следования социально подкрепляемым образцам поведения, норме в присутствии других.

Пример: следование моде, чтение популярных авторов, оттачивание ораторских способностей

Социальная ингибиция – торможение нежелательного поведения в присутствии других.

Пример: утаивание своей склонности.

Социальные ожидания – экспектации . «Прокрустово ложе».

Социальные санкции – способы контроля поведения с помощью общественного порицания, наказания или поощрения.

Этапы социализации, по А.В.Петровскому, на основе активности субъекта в выработке норм и ценностей поведения:

1. адаптация – приспособление, стремление соответствовать. Потребность – найти нишу, включиться, быть принятым.

2. индивидуализация – самовыражение, выработка собственных взглядов. Способы: усиление собственного авторитетав группе, оппозиция, нигилизм.

3. интеграция – нахождение оптимального способа взаимодействия и взаимовлияния, баланс «Я и группа».

По Фрейду, выделяются 4 стадии социализации:

1) первичная – прохождение этапов психосексуального развития

2) маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) – социализация подростка.

3) Устойчивая – совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Адаптированность личности, достижение социальной идентичности.

4) Утрата статуса – дезадаптация после выхода на пенсию, или утраты близких людей.

Лекция 5. Проблема общения в социальной психологии: социальная перцепция, интеракция, коммуникация

Вопросы плана

1. Общение в деятельностной парадигме

2. Психологическая структура общения (социальная перцепция, интеракция, коммуникация)

Конспект лекции

Общение в деятельностной парадигме

Общение – деятельность. Роль общения в становлении человечества (в филогенезе).

Общение – процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Виды общения

1) непосредственное – прямое естественное общение лицом к лицу – в данном месте в данное время.

Формальное

Межличностное

характерно только для малой группы.

Полное, двустороннее, оперативная ОС.

2) Опосредованное – в отрыве от субъекта, места и времени.

Неполный психологический контакт, ОС затруднена, отдаленность.

Массовое общение:

Прямое – митинги, демонстрации, собрания в больших группах, толпе, публике, аудитории, массе.

Опосредованное – СМИ, Интернет

Тенденции общения в современном мире

1) увеличение массового опосредованного общения

2) вынужденное непосредственное общение – особенно в больших городах (общественный транспорт, посещение кино, театра, метро) – становится многочисленным и поверхностным. Экзистенциалисты - одиночество

3) увеличение квазиобщения (мнимое общение) – обуч. Технологии, виртуальный мир – игры, секс и т.п.

Человек при поверхностном общении становится более одиноким, избегает реальности непосредственного общения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

студентки 1 курса 7 группы

специальности 1-03 04 03 «Практическая психология»

заочной формы обучения

по дисциплине «Общая психология»

Кемза Екатерины Владимировны

Гродно, 2013

1. Процессы самоосознавания: самопознание, самопрезентация, самоконтроль, самооценка, самоуправление, самоактуализация, саморазвитие …………………………………………………………….. 3

2. Социально-психологические теории личности Дж. Мида, Ч. Кули….. 12

3. Расстройства внимания …………………………………………….…… 14

4. Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения ………………………………….….…………. 16

5. Литература ………………………………………………………………. 18

1. Процессы самоосознавания: самопознание, самопрезентация, самоконтроль, самооценка, самоуправление, самоактуализация, саморазвитие.

Самоосознавание (самовосприятие, самоощущение) – процесс непосредственного восприятия индивидом собственных психических актов, в которых представлены: а) его физические, психические и личностные качества, результатом чего является формирование непосредственного чувственного образа самого себя, а также тех психических актов, которые он рассматривает как; б) непосредственно представляющие образы окружающего его внешнего, объективного мира. При этом внутриличностная область и то, что индивид считает для себя внешним миром, не имеют раз и навсегда установленной между собой границы: то, что сегодня считается внутренним, завтра может стать внешним и наоборот. Образ собственного Я субъективно воспринимается обычно как чрезвычайно устойчивый и неизменный на протяжении всей жизни индивида, сохраняющийся в самых разных его состояниях (сон, другие состояния изменённого сознания, бодрствование, колебания настроения, заболевания). Субъективно этот образ обычно малодифференцирован, в норме индивид лишь чувствует, что у него есть собственное Я, и от этого Я исходят эмоции, мысли и побуждения. Природа самоосознавания является предметом разного рода достаточно умозрительных гипотез, поскольку его процессы недоступны исследованию методами естественных наук. Главным источником фактического материала о механизмах самоосознавания является феноменология его расстройств. Нарушения самоосознавания достаточно разнообразны, они образуют две группы: а) симптоматика так называемой деперсонализации – дереализации и б) другие продуктивные психопатологические симптомы, в развитии которых патология самоосознавания имеет существенное, если не основное значение, но последнее обстоятельство многими исследователями не принимается во внимание либо оспаривается. В различных монографиях и руководствах по психологии, включая современные, рубрика «самоосознавание» обычно отсутствует, словно последнего не существует вообще или оно не имеет заслуживающего внимания значения.

Самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самопознание как процесс может быть представлено в виде последовательности следующих действий: обнаружение в себе какой-либо личностной черты или поведенческой характеристики, её фиксация в сознании, анализ, оценка и принятие. Целесообразно учесть, что при высоком уровне эмоциональности и непринятия себя самопознание может превращаться в «самокопание», порождающее не объективное знание о себе, а разного рода комплексы, поэтому в самопознании, как и в других делах, важна мера.

К средствам самопознания относятся:

Самоотчёт, в том числе в форме дневника;

Просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Обращая внимание на психологические портреты героев, их поступки, отношения с другими людьми, человек вольно или невольно сравнивает себя с этими героями, а писатели (особенно классики) считаются непревзойдёнными психологами;

Изучение психологии, в частности таких её разделов, как психология личности, социальная психология;

Использование психологических тестирований; при этом лучше пользоваться серьёзными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и способы интерпретации. Если возможно, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом.

Самопознание связано с самооценкой личности. В психологии называются три мотива для обращения человека к самооценке :

Понимание себя (поиск точных знаний о себе);

Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе);

Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей значимости окружающими).

Уровень самооценки связан с удовлетворённостью или неудовлетворённостью человека самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка соответствует реальным возможностям человека; в завышенной или заниженной - они искажаются.

Самооценку можно выделить такой формулой :

самооценка = успех / притязание

То есть, повысить самооценку можно, либо добившись чего-то (увеличив успех), либо снизив требования к идеалу (притязание). При этом, однако, считается, что человек не может полностью отказаться от притязаний.

Самопрезентация – акт самовыражения, направленный на создание определенного впечатления о себе у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей. В англоязычной литературе наряду с термином самопрезентация используется понятие «управление впечатлением». Теоретической базой для развития исследований самопрезентации послужили труды представителей символического интеракционизма Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера, И. Гофмана, которые впервые исследовали закономерности социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия. Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И. Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в которой он рассмотрел процесс самопрезентации через исполнение человеком социальных ролей. Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей определенных ролей и публика, на которую это исполнение направлено. Одной из центральных задач исследования самопрезентации является выявление стратегий, под которыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определенного образа в глазах окружающих.

Другими словами самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Самоконтроль – это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Самоконтроль предполагает наличие эталона в форме субъективных представлений или критериев и возможность получения представления о контролируемых действиях и состояниях. Появление и развитие самоконтроля обусловлено требованиями общества к социальному поведению человека. Самоконтроль имеет регулирующую функцию, а также может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Задачи самоконтроля :

Регулирующая функция самоконтроля позволяет человеку решать задачи, поставленные им самим или предложенные кем-либо. Люди, владеющие искусством самоконтроля, способны совершать осознанные действия, контролировать проявление своих эмоций, и руководствуясь мотивацией, достигать собственных целей или вносить личный вклад в достижение коллективных целей. Как практический психолог, я особенно важное место отвожу эмоциональному самоконтролю – ведь именно в области эмоций и чувств наиболее полно проявляется бессознательное, внутренняя жизнь личности, ее психическая реальность.

Формы и навыки самоконтроля:

Эмоциональный самоконтроль может приобретать в некоторых случаях формы внутреннего диалога с самим собой – людям, поддерживающим его, возможно, знакомы скверное настроение и вспышки эмоций. В общественном транспорте или других местах, где много людей, нередко случается сталкиваться с грубостью, наглостью, проявлениями агрессии. Люди импульсивные, поддаваясь эмоциям, возможно, могут затеять ссору, дело может дойти и до драки, но те, кто достаточно хорошо контролирует себя, смогут найти достойный ответ, косвенно продемонстрировав человеку, что он не прав, и вызвав уважение к себе.

Если личность способна осознать переживаемую ситуацию и установить баланс между эмоциями (переживаемым состоянием) и сознанием, ей легче контролировать их проявления и не допустить негативного поведения, направляя эмоции в правильное русло. В некоторых случаях, например, связанных с бизнесом, работой, социальными отношениями, требующих самодисциплины, выдержки, искусства владения собой, навыки самоконтроля крайне важны. Представьте себе руководителя компании или другого топ-менеджера, который, понимая, что подчиненные на заседании совета директоров представили отчет, из которого следует, что они из рук вон плохо справились с работой, начинает стучать кулаком по столу или кричать на сотрудников. Импульсивность эмоционально заражает, но далеко не всегда способствует эффективности деятельности. Но если руководитель достаточно хорошо владеет собой, если его самоконтроль на достаточно высоком уровне, он поведет себя иначе. Он будет осознавать неудачи команды, но не будет торопиться с суждениями. Продумав вопросы, он созовет сотрудников, поделится своим отношением к случившемуся и, в манере, свободной от агрессии, вынесет взвешенное решение.

Самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

Функции самооценки :

Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;

Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности;

Функция развития. Самооценка является толчком к развитию личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка – это оценивание человеком самого себя.

Самосознание – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка . Человек как личность – самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе - высший уровень самооценки.

В современной психологии есть три вида самооценки :

Заниженная;

Нормальная;

Завышенная.

Самоуправление – процесс, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного внешнего контроля над ними.

Самоуправление является особым видом деятельности, имеющим сознательно-волевую составляющую, которая позволяет человеку согласовывать и увязывать объективные требования жизни с субъективными целями, необходимое с желаемым. В основе такого увязывания и согласования объективного и субъективного лежит система мотивов человека и психологические свойства, работающие на их удовлетворение – способность предвидения, рефлексия, волевые свойства самосознания. Имеется несколько типов самоуправления, отличающихся друг от друга по критерию успешности: 1) «самоуправление выживания»; 2) «самоуправление внешних достижений», основанное на мотиве успешной конкуренции; 3) «самоуправление гармонизации», направленное на поддержание равновесия между внешними и внутренними целями и ценностями.

Самоуправление жизнедеятельностью личности – это, прежде всего, знание личности о себе и своем поведении, своих действиях и поступках, своих мыслях, эмоциях и мотивах.

Самоактуализация – процесс полного разворачивание личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу.

В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с «пирамидой потребностей».

По мере удовлетворения нижележащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на «пирамиде потребностей». Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Саморазвитие – это концентрация человека на самосовершенствовании и самореализации своих целей и желаний. Оно может быть физическим, умственным, эмоциональным и духовным. Саморазвитие начинается с желания реализовать наше высшее предназначение через преодоление отрицательных качеств и поведения, приобретенного в течение всей жизни. Саморазвитие позволяет людям жить в полную силу, а не быть ограниченными отрицательным мышлением, неуверенностью в себе и ограничениями из прошлого.

Саморазвитие является непростой задачей. Часто это требует от нас противостояния сформированным убеждениям о себе, нашим воспитанием и нашим взглядам на жизнь. Многие предпочитают не внимательное изучение того человека, каким они являются или стали, а продолжение жизни с теми же убеждениями и привычками, с которыми они пришли к ситуации в которой они сейчас находятся.

Саморазвитие – это мероприятия, которые улучшают самопознание и личность, развивают таланты и потенциал, повышают качество жизни и реализуют мечты. Саморазвитие это и весело и сложно, это изменения в вашей жизни, которые выкинут вас из зоны вашего комфорта. Если вы не изменитесь, то и в жизни вашей ничего не изменится.

Цели саморазвития :

Достижений цели с помощью изменения мыслей, решений и действий. Вытекающих из мыслей и решений;

Применение простых принципов в своей повседневной жизни, чтобы изменить результаты навсегда.

Все начинается с повседневной практики, шаг за шагом, эти процессы изменили уже тысячи жизней и привели к успеху многих людей.

Социально-психологические теории личности

Дж. Мида, Ч. Кули

К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология – выявление ее сущностных черт , обусловленных образом жизни. К ним относятся :

Свойства социально-исторических типов личности, обусловленные

природой данной формации;

Черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и

образующие социально-классовую типологию;

Социально-типологические особенности национального характера

как продукт историко-географического развития данного народа;

Профессиональная типология личности.

В социальной типологии принято выделять два типа личности: идеальный и нормативный.

К свойствам идеального типа личности относятся требования общественного идеала, зафиксированные в религиозных верованиях, идеологии. Формирование данного типа объективно необходимо для функционирования данного общества.


Похожая информация.


Существуют различные социально-психологические теории личности. Выделяют американские, европейские, восточные, отечественные социально-психологические теории личности.

Из числа многих современных социально-психологических теорий личности можно выделить следующие: психо динамические теории личности, бихевиористские теории личности, когнитивные теории личности, гуманистические теории личности, ролевые теории личности, теорию А. Маслоу о самоактуализации Я, теории зеркального (Я-концепцию), экзистенциальные теории личности.

Более подробно содержание этих теорий излагается в книге А. Хьелла и Д. Зиглера «Теории личности» (1997).

Среди отечественных социально-психологических теорий личности можно выделить: теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности (В.А. Ядов), структуру личности К.К. Платонова, теорию интегральной индивидуальности (В. Мерлин).

Эти теории позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и типичном социально-психологическом явлении.

Одним из важных направлений социально-психологического анализа личности является изучение ее отношений к другим людям. Американский психолог А. Маслоу в своих работах о самоактуализации Я неоднократно подчеркивал, что один человек может относиться к другому человеку как к самому себе, а этот другой может воспринимать окружающих его людей так же, как он воспринимает вещи, и соответственно с ними обращаться.

Конкретизировав это утверждение А. Маслоу, американский ученый Э. Шостром назвал первый тип личности актуализатором, а второй - манипулятором. Исследуя психические свойства, которые проявляют как в деловом, так и в межличностном общении актуализаторы с одной стороны и манипуляторы - с другой, Э. Шостром обнаружил у первых честность и искренность во взаимоотношениях с людьми, устойчиво проявляемый к ним интерес, самостоятельность и открытость в выражении своей позиции, веру в себя и в тех, с кем они общаются. У вторых он нашел тщательно маскируемую фальшь при контактах с людьми, имитацию переживаний при фактическом равнодушии к этим людям, намеренную расчетливость в подборе средств воздействия на них и опять-таки тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям жизни и культуры. Не отрицая существование в жизни социально-психологических типов личности, которые в одних ситуациях ведут себя как актуализаторы, а в других - как манипуляторы, Э. Шостром оценивает ярко выраженных актуализаторов как цельных, самобытных людей.

Манипуляторы, по его мнению, загоняют свою самобытность вглубь и повторяют, копируют, тиражируют чьи-то поведенческие модели.

Сравнивая между собой манипуляторов, взявших на вооружение такие модели, он выявил различия между ними, затрагивающие характерное для каждого из них отношение как к себе, так и к другим людям, а главное - форму выражения данного отношения в повседневном поведении. Исходя из этого, Э. Шостром выделил восемь разновидностей манипуляторов, которые обозначил как: «диктатор», «тряпка», «калькулятор», «прилипала», «хулиган», «славный парень», «судья», «защитник».

Представляется, что произведенное Э. Шостромом описание основных характеристик актуализаторов и манипуляторов актуально и для нашей действительности. Существуют различные психологические теории развития личности. Среди них существенное место занимает психоанализ. Но если вещи называть своими именами, то классический психоанализ 3. Фрейда к развитию личности никакого отношения не имеет. Только дань уважения заставляет остановиться на раскрытии его основных положений. По Фрейду, не «всадник» управляет лошадью, а «кентавр» - личностью. Другое дело - социальный психоанализ, основателями которого выступили его ученики.