Троицкий антониево-сийский мужской монастырь епархиальный мужской монастырь.

«А сейчас вы можете загадать свое самое заветное желание»

– именно это 15 лет назад я почему-то услышала в конце экскурсии по Антониево-Сийскому монастырю. Было холодно. Несколько минут, проведенные нами, светскими студентками, на великопостной монастырской службе, показались целой вечностью. С непривычки урчало в животе и это – даже несмотря на то, что на пути в монастырь мы уже перекусили в автобусе. В общем, это было ни на что не похоже и неизвестно было, когда это кончится. Мы стояли в огромном необустроенном Троицком соборе монастыря у плиты, под которой, как объяснил бородатый монах – экскурсовод, покоились мощи преподобного Антония Сийского.

В тот момент я поняла: все, о чем я сейчас ни попрошу святого, будет в точности исполнено. Встав на колени на холодный каменный пол у плиты с мощами, я выдохнула свое заветное: «Святой Антоний, помоги мне выйти занего замуж». Чтобы не утомлять читателя душещипательно – романтическими подробностями, не относящимися к Сийскому монастырю, скажу только, что старшего сына мы назвали в честь преподобного.

«Муж желаний духовных»

Мы привыкли представлять себе преподобных – монахов, прославленных Церковью в лике святых, в образе эдаких благообразных сухощавых старичков. Этому во многом способствует иконописный канон. Если говорить детским языком, икона – это портрет не тела, а души: отсюда и странные пропорции почти невесомого, победившего духом плоть святого.

Но житие основателя Сийской обители – преподобного Антония (1478-1556 гг.), игумена Сийского, говорит нам о том, что святой был «мощен и крепок телом, и трудился за двоих или даже за троих», рубил лес, пахал. Он стал монахом в тридцатилетнем возрасте. До этого кехотский* крестьянин Андрей (так звали святого в миру) выучился грамоте и после смерти родителей успел недолго пожить в Новгороде, работал у боярина. Как сказано в житии, «угодно было Богу, чтобы прежде пожил избранник Его в миру, как по ступеням восходя к иноческой жизни». По настоянию боярина Андрей женился на его дочери, но через год его жена умерла… Когда умер и сам благодетель, «подобно птице, из силка вырвавшейся», преподобный «воспарил духом вослед Богу, объятый желанием отойти в монастырь».

На пути в Пахомиеву пу стынь (на реке Кена) Андрей увидел во сне седого старца в белых ризах, который, благословляя его крестом, пообещал: «Возьми крест свой, иди за мной, подвизайся и не бойся козней дьявольских. Будешь ты мужем желаний духовных и множеству иноков наставником станешь». В пу стыни монах Антоний явил, прежде всего, любовь к молитве и богослужению, много трудился, служил немощным братиям и, как и в детстве, был мил людям своим кротким и незлобивым нравом.

Зарисовка о нравах северных крестьян XVI века

Конечно, во времена преподобного еще никто и слыхом не слыхивал о Плесецке, но в начале XVI века святой мог бы основать свою обитель не на территории Холмогорского района, а гораздо ближе к Мирному – недалеко от поселка Савинск. Этому помешали местные крестьяне. После 7-летнего соседства с чернецами жители деревни Скроботово изгнали монахов, опасаясь, что те хотят занять их земли.

Другой крестьянин – Самуил, уроженец Емецкого уезда – рассказал изгнанным братиям об удивительном месте. Издавна на берегу Большого Михайлова озера рыбаки слышали колокольный звон, монашеское пение и даже видели иноков, рубящих лес. Предсказание Божие об этом месте сбылось в 1520 году, когда на необитаемом месте, окруженном глухими лесами и озерами, преподобный Антоний Сийский основал монастырь в честь Живоначальной Троицы. Отцу Антонию было тогда 42 года.

Когда преподобный заплакал

Жизнь первых насельников монастыря была полна тягот и лишений, бывали времена, когда им нечего было есть, но Господь по молитвам игумена Антония всегда посылал в обитель помощь. И лишь однажды, как говорится в житии, святой заплакал. Первый монастырский храм в честь Живоначальной Троицы вскоре после освящения загорелся от забытой пономарем свечи. Все монахи были в поле. А когда вернулись, то обнаружили, что спасать уже просто нечего… Преподобный заплакал. Жаль ему было и храма, и иконы Пресвятой Троицы, которую он помогал писать, но в те минуты сокрушался преподобный о том, что Божие благословение отошло от обители. И Господь явил Свою милость: храмовая икона, которую обнаружили на пепелище, даже не была затронута пламенем.

Под спудом

После пожара под началом преподобного в монастыре строятся храмы, увеличивается число монахов, обитель начинают посещать паломники. Тогда преподобный, которому уже исполнилось 75 лет… решает оставитьмонастырь и почти на 5 лет уходит в уединенные места для молитвы, много работает физически, изнуряет плоть. После нестроений в обители братия со слезами умолила авву Антония вновь принять управление монастырем. Игумен согласился, и произошло это незадолго до его кончины. Перед смертью преподобный благословил братию обители, оставив свое духовное завещание и отошел ко Господу 20 декабря 1556 года, в возрасте 79 лет.

В житии преподобного есть интереснейший момент. Когда монахи спрашивают отца Антония о том, где его следует похоронить, игумен отвечает, что нужно выбросить его тело в болото или отдать на съедение зверям и гадам. Нам сложно понять эти слова, но для человека, который всю жизнь боролся со страстями и грехами и, достигнув смирения, стал при жизни сосудом Святого Духа, это вполне естественно – уподобившись Богу, почитать себя хуже всей твари.

Монахи, испросив у игумена прощения… отказались выполнить его просьбу. Преподобный был похоронен в деревянном храме в честь Живоначальной Троицы, недалеко от алтаря. Каменный Троицкий собор строился таким образом, чтобы захоронение первого игумена обители также находилось недалеко от алтаря.

После революции все дорогое и ценное из монастырской библиотеки, ризницы и иконописной мастерской было вывезено в крупные музеи, библиотеки и архивы страны. В советский период на территории монастыря располагались: детская колония, сельская трудовая коммуна, колхоз, дом отдыха, дом для детей-инвалидов, интернат для престарелых, пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома. Больше 70 лет мощи основателя обители – преподобного Антония Сийского в Троицком соборе надежно охранялись огромной каменной плитой. Тем самым, как мне кажется, они были спасены от разорения и поругания.

«У нас в монастыре…»

монастырская братия. 2002 год

Брать интервью у архимандрита Трифона (Плотникова), бывшего настоятеля Антониево-Сийского монастыря, мне приходится, используя современные возможности интернета – по скайпу. Два года назад по благословению Святейшего Патриарха батюшка «пошел на повышение». Теперь он – выпускник общецерковной аспирантуры и докторантуры, несет послушание референта митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

В 1992 году тогда еще игумену Трифону предстояло начать восстановление переданного Церкви Сийского монастыря. «Сначала было некоторое опасение, что вдруг приеду, и не по душе придется место, как бывает иногда…, – рассказал отец Трифон. Но еще только подъезжая к монастырю, почувствовал, что приехал надолго. И именно туда, куда душа желала и стремилась. На всем незримо присутствовала печать намоленности, благодати Божией…» Батюшка признается, что Антониево-Сийский монастырь стал для него родным. Он, кстати, до сих пор говорит об обители в настоящем времени и часто употребляет выражение «у нас в монастыре».

О в меру натянутой тетиве

Как мне кажется, лучшей иллюстрацией к периоду, когда настоятелем Сийского монастыря был архимандрит Трифон (Плотников) может служить история из Древнего патерика об охотнике, который смутился, зайдя в обитель преподобного Антония Великого. «Благочестивый» охотник был поражен тем, что авва Антоний шутит с братией. Тогда святой велел охотнику натянуть тетиву лука. Тот послушался. «Натяни еще», – велел старец. Он снова сделал так, как его просили. «Еще сильнее», – продолжал святой. «Но тогда лук переломится», – взмолился охотник. «Так и братия, если не давать некоторого послабления, скоро впадет в грех», – отвечал авва Антоний.

В Сии я поняла, что странные бородатые люди в черном – монахи – оказывается, очень жизнерадостные люди с хорошим чувством юмора. А ласковое и совсем необидное «кызел» (с ударением на первый слог), заимствованное мною у братии, хорошо отражает внутренний мир современного православного человека. Тут тебе и указание на гордыню, и на упрямство, и на последствия греха. Здесь же – начало спасительного смирения «скотен бых у Тебе» (Пс. 72:22).

Ну а если говорить серьезно, то отцу Трифону за 18 лет настоятельства пришлось много потрудиться. Он заботился не только о восстановлении стен и перекрытии крыш, но и собирал братию монастыря. Батюшка столкнулся с проблемами современного русского монашества. Учился духовному наставничеству и старался передать начатки монашеского духа и святоотеческого учения другим: «Мы сполна хлебнули там неумения, неопытности из-за отсутствия духоносных старцев. На шишках, набитых самим себе, пытались чему-то учиться. Я, скорее, должен оценивать свою деятельность отрицательно. Но, тем не менее, монастырь за эти годы обрел братию, стала выстраиваться своя укладность. И, слава Богу, если сейчас обитель является духовной гаванью, в которой желающие спасают свои души».

«Петры гнездовы» в сийской школе послушания

Не могу не спросить батюшку о пострижениках Сийского монастыря – игуменах и иеромонахах, которые сейчас служат на приходах, но ошибаюсь и вместо выражения «птенцы гнезда Петрова, то есть Трифонова», у меня выходят какие-то «петры гнездовы», ими они и остаются до конца разговора.

Зная, что у отцов хорошие отношения с монастырем я жду, что архимандрит Трифон с гордостью будет рассказывать о своих «птенцах». Но неожиданно сталкиваюсь с болью: «Наши «петры гнездовы» – с нами, в монастыре, а те, кто оставил монастырь – на разных приходах, кто где… Почти со всеми у нас установились добрые отношения, несмотря на то, что уходили они, подчас желая бо льшей самостоятельности. Видимо, тяжело им было, тем, кто ушел. Они – для нас родные, хотя и оставили нас.

Я долго переживал и мучился, что время от времени кто-то уходит. И это не только в нашем монастыре, это вообще тенденция современного монашества. У многих монахов нет привязанности к монастырю, нет четкого понимания, что монастырь – это твой дом родной. Ты не можешь, не должен покидать его без благословения. Благословения Божия – человеческое-то можно выконючить или вытребовать… И обеты монашеские так даются – «до смерти». А человеку что-то не понравится, и он не готов вот так – «до смерти». Я у покойного Иосифа Ватопедского прочитал, что из монастыря изгоняет непослушание и мне стало легче. Современному человеку вообще очень сложно иметь навык послушания. И, конечно, немощи современных людей отражаются в современном монашестве: это и немощи настоятеля, и братии, и все вместе… Не зря сказано: «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22)».

На мою реплику о том, что «петры гнездовы» прошли в Сие неплохую школу и мне нравятся чисто по-человечески – характерами и отсутствием «тараканов в голове», батюшка отвечает свежим примером из жизни одного из сийских пострижеников, подвизающегося на Святой горе Афон. «Когда он, испросив благословения, начал петь в за богослужением в храме у одного келиота, что-то в его пении келиоту не понравилось, и монах тот в очень резкой форме сделал ему замечание. Наш выходец рассказывал: «Хоть и не просто было, я в тот момент вспомнил «сийскую школу»: «простите-благословите»». Всего два этих слова надо было в монастыре выучить: «простите» и «благословите», и как ему трудно пришлось, он их сказал. Это сразу успокоило келиота. А когда через некоторое время ситуация снова повторилась, брат опять произнес эти слова. На что афонский монах с удовлетворением ответил: «Ну что же, хорошо… Хорошо!!!» Вот вам и сийская школа».

Вот здесь мой личный опыт заканчивается

К сожалению, теперь я бываю в монастыре в лучшем случае раз в году, 20 декабря – «на Преподобного». О нынешних проблемах и радостях обители мы беседуем с игуменом Варлаамом (Дульским) исполняющим обязанности настоятеля Антониево-Сийского монастыря. «Ну, это скорее не радость, а утешение… Утешение в том, что есть братия (в постриге в настоящее время -19 человек), и есть монастырь, где человек может осуществить свое монашеское призвание. Мало в каких провинциальных восстанавливающихся монастырях жизнь вот так отлажена, и у братии (а все они очень разные) есть возможность трудиться (для монахов – простецов это огороды, ферма, пекарня), жить уединенно в скиту или получать богословское образование». Правильное понятие о том, что монашество должно быть образованным, было привито усилиями отца-архимандрита. На базе монастыря действуют богословские курсы, которые готовят братию к поступлению в Православный Свято-Тихоновский Богословский Университет (ПСТГУ). Если даст Бог, говорит отец Варлаам, в этом году сразу 5 (!) человек из братии монастыря планируют поступать на заочное отделение университета.

«А начинал-то все это отец Трифон. Это его заслуга, что мы сейчас здесь живем, всем этим пользуемся, что жизнь такая организованная и отлаженная. Слава Богу, не развалили монастырь за год! Это – главное достижение. На самом деле, это дорогого сто ит» – улыбается игумен Варлаам.

«Благоразумные» разбойники и большое сердце отца Трифона

Одна из самых больших проблем обители появилась в ней благодаря… большому сердцу архимандрита Трифона. Первый год восстанавливающегося монастыря был самым спокойным: по территории бродили лесные зверушки: зайцы, лисы, горностай, а к воротам, бывало, и волки подходили. В 1993 году сюда стали приходить люди. К месту монашеских подвигов преподобного Антония может быть, и не совсем добровольно потянулись те, кто не находил себе пристанища в обычной жизни: бывшие зэки, алкоголики, наркоманы.

Рассказывает отец Варлаам: «Человек приходит в обитель с такой печатью греха на лице, что другой раз смотреть даже страшно: это уже глаза не человека даже». Из 70 человека, постоянно живущих в монастыре, 50-60 – «неблагополучные» трудники.

Какие преимущества дает обители существование на ее территории «монастыря в честь 40 благоразумных разбойников», как его здесь в шутку называют? Да никаких. Раньше это была почти постоянная пороховая бочка. У людей огромный отрицательный опыт, желание какой-то своей, греховной свободы, вредные привычки и неумение общаться с другими людьми. Бывало и пьянство, пусть редко, но и кражи, и воровство, и от этого никуда не денешься. Добавьте сюда частую необходимость под строгим контролем вывозить «благоразумных» разбойников (зачастую – инвалидов) из удаленного монастыря для оказания им медицинской помощи, расходы на питание и одежду и получится, что кроме огромной моральной нагрузки монастырь вроде бы совсем ничего не получает взамен…

«У меня самого был кризис, который я совсем недавно преодолел: нужно ли вообще монастырю связываться с такой ношей?! Но как-то с Божией помощью это все было преодолено буквально на примерах 2-3 людей, которые, как казалось, вдруг изменились, хотя до этого вроде и не видно было никаких результатов. Уже опускались руки: нужно ли это, или это вообще никому не нужно… Господь все управляет и силы появляются.

Исправляются единицы, но их уже немало было. Но многие обретают Бога и узнают, что в Нем можно обрести Спасителя и помощь, учатся азам молитвы. «За ради» таких людей, ради этих единичных случаев вся наша забота об этих людях и держится: мы помним, что кому-то это помогло» – считает отец Варлаам, который и дальше сохраняет заложенную архимандритом Трифоном традицию социального служения. Кстати сказать, социальная деятельность монастыря держится исключительно на инициативе братии и добрых людей.

План воспитательной работы «детского сада Зонушка»

«Все вроде бы серьезные, взрослые люди, подчас – настоящие преступники: и «убивцы» есть, и по 50 лет отсидевшие. Но к самостоятельной жизни после освобождения они не готовы, прямо дети великовозрастные, вот и называют наш монастырь детским садом «Зонушка» – продолжает игумен Варлаам.

Для кого-то жизнь в святом, намоленном месте идет во вред – их приходится выгонять, а кто-то потихоньку исправляется. Хотя требования к «воспитанникам» самые простые – поменьше материться, поменьше курить, не пить. Специальной программы реабилитации в монастыре нет. Самое главное, что исправляет «зонушкинцев» – это укладность монастыря Все остальное – в том числе и молитва, и участие трудников в богослужениях – пришло из опыта.

Не все трудники не все стремились посещать богослужения. «А над теми, кто бывал в храме, оказалось, что остальные посмеиваются: «вы типа, набожные, вам больше всех надо?». И тогда отец Трифон всех собрал и спросил:

– Ну что, вы все крещеные?

– Все православные?

– Тогда – понедельник, 5.30 утра – общий братский молебен для всех.

«Стоит «ангел-хранитель» с журналом, всех отмечает: кто пришел – кто не пришел, очень строго спрашиваем именно за этот день. В субботу – обязательно панихида.

В воскресный день не хотелось так уж совсем принуждать людей идти на службу, но мы тут немножко «схитрили» – на трапезу попадает только тот, кто приходит на службу. Есть такая монастырская традиция – «чин о Панагии», когда вся братия с просфорой и молитвой строем идет в трапезную. И тот, кто отсутствует на «чине о Панагии», автоматически не попадает на трапезу (подойдет позже – накормят, но со всеми вместе не покушает). Но на самом деле, приходят на службу с желанием, все чистенькие, опрятненькие. Приятно посмотреть: все такие намытые, начищенные… «лорды» наши» – рассказывает отец Варлаам о воспитанниках монастыря.

И самое главное…

Было бы несправедливо завершить рассказ о монастыре перечислением его проблем, как это делают скромные отец Трифон и отец Варлаам.

Около двадцати лет обитель окормляет духовных чад. Эти люди, как и я сама когда-то, приезжают в монастырь для исповеди, утешения, получения духовных советов. И обитель, как и во времена преподобного Антония, не может укрыться от мира – сюда постоянно едут люди.

Антониево-Сийский монастырь занимается и просветительской деятельностью – издает газету «Духовный сеятель», альманах «Сийский хронограф», брошюры. Усилиями архимандрита Трифона, который в свое время возглавлял епархиальный отдел религиозного образования и катехизации в Архангельске появился филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета. Это дало многим людям возможность заочно получить высшее богословское образование. При монастыре уже много лет действует иконописная мастерская. В настоящее время исполняющий обязанности настоятеля монастыря – отец Варлаам возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью.

Как попасть в Антониево-Сийский монастырь?

Оптимальный вариант – если вы обладаете личным автотранспортом. Для вас не составит труда найти на федеральной трассе Архангельск-Москва (между Брин-Наволоком и Емецком) отворотку на Сийский монастырь.

Если машины у вас нет, то по мере накопления заявок из Архангельска в Сийскую обитель монастырем организуются поездки на «Газели». Оптимальный вариант – заезд в субботу, исповедь во время Всенощного бдения, Причастие в воскресенье на литургии, экскурсия по монастырю и выезд в Архангельск. Пожертвование монастырю за поездку составит 500 рублей.

Если вы хотите пожить в монастыре несколько дней, то надо иметь в виду вот что: если вы хотите просто пожить в монастыре и ходить на богослужения, нужно будет сделать пожертвование за проживание и питание.

Если вы едете в монастырь, чтобы потрудиться на его благо, то нужно рассчитывать на рабочую нагрузку полного дня (работа в огороде, послушания в корпусах: стирка, уборка, шитье или ремонт одежды для женщин. И столярные, ремонтные или подсобные работы для мужчин). В этом случае – питание и проживание за счет монастыря.

По всем вопросам относительно посещения монастыря обращайтесь:

Однодневная поездка – 89115933353 Карушев Александр Юрьевич

Поездка на несколько дней – 89115548777 Абакумова Марина Викторовна

*Кехта – село, расположенное в 42 км от Архангельска

Анна Эмке

В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и пони-маешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.
Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - пре-подобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди за-росших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.
Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к род-ственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвя-щение он получил в Спасо - Преображенской обители у реки Кены на Карго-польской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Ми-хайлова озера.
Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число бра-тии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь свя-того Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть из-нурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на дли-тельное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения.
Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому сти-лю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Тро-ицком соборе близ алтаря.
А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподоб-ных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ру-чьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке препо-добного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.
В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духов-ных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боя-рин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Фила-рет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков по-сылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище.
Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским госуда-рям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к вой-не со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.
Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский мона-стырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памят-ник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, па-никадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.
Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.
Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александ-рович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийско-го, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.
Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и ос-вящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Над-вратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал препо-добный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.

За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.
В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных про-изведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранив-шихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торго-вых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку препо-добного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоцен-ное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриар-ший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные ру-кописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положен-ные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мас-терством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.
XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.
В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссио-нерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную мис-сию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впо-следствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.
Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Цар-ствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Го-сударя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.
В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монаше-ская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом от-дыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот пе-риод многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в вет-хость.
В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.
Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению мо-настыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского.
В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмо-горского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево - Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.
Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архи-мандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..
Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона посте-пенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благо-творительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспеди-циях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько прихо-дов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Бо-жию. С марта 2000 г. выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».
В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные ра-боты и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Трои-цы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святи-телей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподоб-ного Сергия Радонежского.
Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Мос-ковских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского
У монастыря есть хозяйство: животноводческая ферма, сенокосные луга, теплицы и огороды, пекарня.
10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Император-ского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.
С июля 2010 года монастырь возглавил игумен Варлаам (Дульский), ученик архимандрита Трифона.
В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. Братия надеятся на милость Божию, и заступничество преподобного Антония, что родная обитель возродится во всей красе и благолепии.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия.

По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф».

В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

На Севере России ещё сохранились места, над которыми время не властно, где оно замедляет свой бег. Одно из них находится в Архангельской области, где в неверном свете белых ночей возносится к небу золотыми крестами Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь - свидетель и участник многих событий нашей истории. Более четырёх столетий он был в числе главных православных святынь нашей страны, и о многом могут рассказать его стены. Надо лишь уметь слушать.

Вымоленный отрок

Известно, что в шестидесятых годах XV века из Великого Новгорода переселилась в село Кехта Двинской волости благочестивая семья зажиточного крестьянина по имени Никифор. Трудолюбив был мужик, оттого и достаток в доме не переводился. И только одна беда омрачала жизнь переселенцу - не благословил Господь жену его Агафью чадородием. Уж сколько лет минуло с тех пор, как трижды обвёл их сельский поп вокруг аналоя, свершив тем великое таинство брака, а не слышно было в его избе детских голосов.

В те годы от бесплодия знали одно только средство - шла несчастная баба в церковь, падала ниц перед тёмным иконным ликом и слёзно молила Царицу Небесную о ниспослании ей долгожданного чада. Не единожды побывала на богомолье и Агафья. Клала земные поклоны и ставила пудовые свечи - благо в мужниной мошне копейка не переводилась. И вымолила-таки счастье - благословила её Матерь Божья сыном, которого при святом крещении нарекли Андреем.

Короткий брак

Давно замечено в народе, что такие вот, вымоленные у Бога, дети бывают исполнены разума и добродетели. Вот и отрок Андрей на седьмом году постиг грамоту и перенял у приходского батюшки навык иконописи. Так он и рос, прислуживая во храме Божьем и помогая родителям вести их обширное хозяйство, пока не призвал их Господь.

Андрей к тому времени уже вырос, и было ему двадцать пять лет, когда счёл он за благо оставить отчий дом и отправиться в Великий Новгород, откуда пришли когда-то его покойные родители. Дело ему там нашлось быстро - сильного и покладистого молодца взял к себе на службу местный боярин и до того приник к нему душой, что на пятом году выдал за него свою дочь. Но, знать, не было на то Воли Божьей - через год скончалась сначала молодая жена, а за ней и её отец.

Новопостриженник Антоний

Схоронив близких ему покойников и погоревав, как водится, поразмыслил Андрей и постиг разумом, что не судьба ему жить в миру, среди греха и соблазнов, а надлежит посвятить себя Богу, затворившись в одной из святых обителей, коими столь обильна русская земля. Помолившись и благословясь у того самого попа, что венчал его год назад с боярской дочерью, навсегда покинул он Великий Новгород, но стопы свои направил не в Двинскую волость, где ещё стоял опустевший дом его отца, а во святой монастырь, построенный на реке Кена, близ города Каргополя.

Здесь в стенах старинной обители начал Андрей восхождение к венцу святости, постригшись в монахи с именем Антоний. Год провёл он в тяжких монастырских трудах - рубил вековые сосны, выкорчёвывал пни, расчищая место под огород, а затем в нём же и трудился, добывая пропитание для братии.

Но более всего было ему по сердцу ухаживать за больными и убогими, для коих в монастыре был создан приют. Ночи же проводил Антоний в молитвах о спасении душ всех православных христиан. Вскоре его духовный отец преподобный Пахомий Кеский рукоположил его во священство, а затем благословил на подвиг отшельничества, о котором давно уже говорил с ним Антоний.

На пути к святому месту

Покинул Антоний обжитые стены монастыря не один, а с двумя товарищами, так же, как и он, искавшими молитвенного уединения. Помолясь, удалились они в непроходимые лесные дебри, стеной подступавшие к обители. Вначале для своего пустынножительства иноки избрали тихое место на берегу Емца, срубили себе кельи и даже построили деревянную церковку в честь святителя Николая. Но подгадил им враг рода человеческого - озлобил он против них сердца местных жителей, решивших, что монахи хотят завладеть их землёй. Пришлось инокам покинуть приглянувшееся место и продолжить странствия по глухим чащобам. Надо заметить, что к тому времени пополнилось их число ещё тремя отшельниками-богомольцами.

Но не оставил их Господь, послал на пути некоего рыбака именем Самуил. Он-то и подсказал скитальцам место на озере Михайловом, где вовек никто не жил, но откуда исстари доносился звон колокольный да пение ангельское. И было до него недалече - всего-то три дня пути, по российским меркам - совсем рядом.

Древняя легенда говорит, что, придя на то место, указанное Самуилом, постигли монахи в сердцах своих, что свято оно, и быть тут обители, которой суждено пережить века. И поставили они на пустынном мысу лесного Михайловского озера крест, истекавший на солнце свежей сосновой смолой, обозначив тем самым место будущего монастыря.

Первые трудные шаги

Своё название будущая обитель получит от реки Сия, вытекающей из Михайловского озера, и являющейся правым притоком Двины. Была она, как и само озеро, богата рыбой, а лесные дебри вокруг - зверем, но для жизни этого недостаточно, и приходилось братии валить лес и распахивать землю. А на чём пахать? Лошадок-то нет. Вот и впрягались божьи люди по очереди в самодельную соху, надрываясь и падая на свежих бороздах.

Доподлинно известно, что Антониево-Сийский монастырь поднимался в очень тяжёлых условиях. Были даже моменты, когда монахи, выбившись из сил, собирались покинуть новое место, и только слово да молитва их духовного наставника Антония помогали малодушным победить минутную слабость. Но с Божьей помощью они наконец обустроились, и возвели первую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Главным её достоянием стала написанная самим Антонием, с малых лет преуспевшим в иконописи.

В течении долгих столетий Троицкий Антониево-Сийский монастырь славился на всю страну этой святыней. По молитвам паломников перед ней происходили чудеса исцелений. Окончательно убедились все в благодатности образа, когда однажды в церковь ударила молния, и после пожара, уничтожившего всю внутреннюю часть здания, из груды пепла извлекли икону, совершенно нетронутую огнём.

Великокняжеская грамота

Свой официальный статус Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь получил в 1552 году, когда его настоятель, будущий направил в Москву к великому князю Василию III двух иноков с прошением об учреждении обители. Благочестивый правитель отнёсся благосклонно к их просьбе и послал с ними не только Жалованную грамоту, но и щедрые дары на помин собственной души.

Блаженная кончина и канонизация

Преподобный Антоний дожил до семидесяти девяти лет, тридцать семь из которых провёл в созданной им обители, лишь изредка покидая её для непродолжительного отшельничества, вызванного потребностью в молитвенном уединении. Когда перед смертью его спросили, где он желает быть погребённым, подвижник наказал (виданное ли дело!) отнести его тело в лес и оставить на растерзание зверям и птицам, дабы этой тризной и они помянули его перед Богом. Только слёзные мольбы братии убедили его отказаться от своего решения.

Отошёл он ко Господу 20 декабря 1556 года, во царствование государя Иоанна IV Грозного, а Антониево-Сийский монастырь продолжал свою жизнь уже при новом настоятеле - старце Кирилле, указанном Антонием в завещании. Сам же он за благочестивую жизнь и многочисленные чудотворения в 1579 году был причислен к лику святых.

Собор Святой Троицы

Его память отмечается православной церковью 20 декабря, и в этот день Антониево-Сийский мужской монастырь, фото которого можно увидеть в этой статье, заполняется сотнями паломников, приезжающих из разных городов страны почтить его память и поклониться святым мощам, покоящимся ныне под спудом Троицкого собора, возведённого уже после кончины святого.

Закладка этого пятикупольного храма была совершена в по высочайшему дозволению царствовавшего тогда государя (сына Ивана Грозного). В своей грамоте, присланной в монастырь, он повелел возводить его по образцу Воскресенского собора московского и даже в помощь строителям прислал опытного мастера Захара. Все работы, выполнявшиеся вологодской артелью каменщиков, завершили в 1606 году, и вскоре храм был освящён.

Монастырь ― свидетель истории

В XVI-XVII веках Антониево-Сийский монастырь занимает место одного из ведущих духовных центров Севера России, и ему принадлежит важное место в её истории. Известно, что в этих стенах отбывал пятилетнюю ссылку опальный боярин Фёдор Никитич Романов - отец будущего царя, основателя династии Романовых - Михаила Фёдоровича. Именно здесь по воле царствовавшего тогда Бориса Годунова боярин принял монашеский постриг с именем Филарет.

Пройдут годы, и, вернувшись из польского плена, он станет Патриархом Московским всея Руси. Не забудет тогда Филарет участливого игумена Иону, старавшегося чем возможно облегчить его участь, и, взойдя на патриарший престол, отблагодарит того щедрыми дарами. Монастырские стены помнят и совсем ещё молодого Михаила Ломоносова, останавливавшегося здесь на пути в Москву.

Царственные покровители монастыря

С первых дней своей истории Антониево-Сийский монастырь пользовался неизменным расположением верховных правителей России. Начало тому положил великий князь Василий III, как сказано выше, приславший вместе с Жалованной грамотой свои дары. Щедрым вкладчиком был и его сын Иван Грозный, но, правда, несколько в ином роде. Он передал в монастырь длиннющий список казнённых им бояр и приложил к нему тысячу рублей на помин их душ - такой уж был заботливый государь.

Восшедший вслед за ним на престол царь Фёдор не только финансировал строительство Троицкого собора, но и даровал ему стасемидесятипудовый колокол. Не поскупился и Борис Годунов, пожаловавший обители пятьсот рублей и множество дорогой Всех жертвователей братия усердно поминала на молитвах и делала о том записи в специальной «Кормовой книге».

Со временем Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь вошёл в такую силу, что не только пользовался щедростью царствовавших особ, но и сам не раз оказывал им материальную помощь. Так, например, государь расходы на войну со Швецией покрывал из средств, предоставленных ему монастырской казной, а его отец - Алексей Михайлович, брал займы на перевооружение армии.

Коронованные паломники

Большую роль играло и паломничество в Антониево-Сийский мужской монастырь царствовавших особ. Российские самодержцы не раз посещали древние стены, хранившие память их предков. Так, например, летом 1819 года их почтил своим посещением император Александр I, а в 1856 году - его племянник Александр II. Частыми гостями были и великие князья. Для приёма высоких гостей существовал даже особый ритуал.

Обычно государь, заранее выйдя из кареты, подходил пешком ко Святым вратам и там, встреченный игуменом и братией, благословлялся иконой преподобного Антония, которую тут же получал в дар. Затем следовал торжественный молебен в Троицком соборе и обед в игуменских покоях. Надо ли говорить, что такие визиты способствовали приезду в монастырь большого количества рядовых паломников, обильно пополнявших его казну.

Золотой век монастыря

Принято считать, что расцвет монастыря пришёлся на XVII век. В нём проживало тогда около двухсот монахов, силами которых было возведено шесть храмовых построек, а самой значительной из них был храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Над украшением монастыря трудились известнейшие иконописцы той поры, такие как Фёдор Зубов и Василий Кондаков. В хранилищах обители были собраны многие выдающиеся памятники русской культуры.

Особенности Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря, такие как собранные в нём уникальные коллекции древностей, архитектурное своеобразие, благочестие братии и красота окружающей северной природы, обеспечивали ему заметное место среди прочих святых обителей России.

По пути мытарств

После октябрьского переворота Антониево-Сийский мужской монастырь в полной мере разделил судьбу большинства российских обителей. В 1923 году его закрыли, часть имущества отправили в госучреждения, а остальное попросту разграбили. В помещениях, где раньше жили иноки и совершались церковные службы, устроили колонию для малолетних преступников. Монастырские стены высокие - не сбегут. В последующие годы там размещались и другие учреждения, не имевшие отношения к религии.

Возрождённая обитель

Лишь с наступлением перестройки, изменившей политику правительства в отношении религии, обитель была возвращена церкви. Но формальная передача земли и находившихся на ней построек ещё не означала её возрождения в роли духовного центра. Антониево-Сийский монастырь, фото которого дают представление о многообразии и специфике находящихся на его территории построек, нуждался в серьёзной реставрации, для которой требовались значительные капиталовложения. Большую роль в решении этих проблем сыграл его наместник архимандрит Трифон (Плотников), сумевший изыскать необходимые ресурсы и привлечь к работе высококвалифицированных специалистов.

Сегодня Антониево-Сийский монастырь (Архангельская область) в полной мере возродил своё былое величие. Он вновь стал местом, куда съезжаются тысячи россиян, желающих прикоснуться к живой истории Родины. Об этом неоспоримо свидетельствует плотный график работы паломнической службы монастыря, размещённый на его интернет-сайте.

Наиболее частый вопрос, возникающий у тех, кто желает посетить Антониево-Сийский монастырь: "Как доехать в эту обитель, находящуюся в сердце русского Севера?". Для этого можно воспользоваться автобусом № 503, отправляющемся из Архангельска в Емецк, или другими автобусами № 511, 505 и 520. Тот же, кто располагает личным транспортом, может добраться до него по трассе № 8 Архангельск - Москва. На 151 км будет поворот направо и соответствующий указатель.

Монастырское подворье

В 2000 году Святейший II благословил открытие в Санкт-Петербурге на улице Ольги Форш подворья Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря. Оно было создано, и в настоящее время окормляет значительную часть верующих, проживающих в этом районе, а также ряд детских дошкольных учреждений. Такие же подворья планируется создать и в других районах страны.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь - православный мужской монастырь, который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI-XVII вв. Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века, расположен в 160 км от Архангельска, в Холмогорском районе, у одноименной деревни муниципального образования «Емецкое», на полуострове в Большом Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая название обители.

История

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III.

В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.

В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили первоначальный облик.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.

Архитектурные памятники

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня . Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Обитатели

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010, Антониево-Сийский монастырь имеет статус деревни на территории Емецкого сельского поселения, в которой проживает 62 человека.

Список настоятелей

Игумены

  1. Антоний Сийский (1520 - 7 декабря 1557)
  2. Геласий (1557-?)
  3. Геронтий (? −1577)
  4. Питирим (1578-1586, 1591-1597)
  5. Гермоген (1586-1587)
  6. Никандр (1588-1589)
  7. Иона (6 марта 1597-1634)
  8. Тит (1634-1637)
  9. Киприан I (1637-1640)
  10. Игнатий (1641-1643)
  11. Киприян II (1643)
  12. Феодосий (1644-1652, 1663 - 29 октября 1688)
  13. Корнилий (3 мая 1652-1658)
  14. Каллиник (1658-1661)
  15. Варфоломей (25 марта 1688 - июль 1692)
Архимандриты
  1. Никодим (1692 - 18 июня 1721)
  2. Герман (16 января 1723 - 29 ноября 1725)
  3. Порфирий (17 декабря 1727 - 30 января 1730)
  4. Леонтий (Яковлев) (27 января 1742-1749, 1753 - 19 октября 1761)
  5. Серафим (25 марта 1749 - 18 ноября 1753)
  6. Гавриил (Огинский) (2 февраля 1762 - 27 января 1779)
  7. Парфений (Петров) (1779-1790)
  8. Аполлос (Терешкевич) (28 июня 1790-1803)
  9. Августин (Сахаров) (1803-1804)
  10. Кирилл (Киприянов) (1804-1806)
  11. Феофил (Татарский) (1806-1810)
  12. Амвросий (Черноруцкий) (1810 - 11 октября 1817)
  13. Павел (Павлов-Морев) (11 октября 1817-1820)
  14. Вениамин (Смирнов) (5 апреля 1820-1839)
  15. Платон (Агриколянский) (20 июня 1839-1843)
  16. Анастасий (Ключарев) (12 мая 1843 - 22 марта 1851)
  17. Мельхиседек (18 августа 1853 - 13 апреля 1870)
  18. Савватий (Макаров) (1870-1888)
  19. Антоний (Постников) (12 марта 1888-1901)
  20. Николай (Варфоломеев) (Декабрь 1901-1902, 1906-1912)
  21. Филадельф (1902) игумен
  22. Иона (1902-1906) игумен, с 1904 архимандрит
  23. Евтихий (иеромонах) (15 сентября 1912 - 1 января 1913)
  24. Вениамин (Кононов) (1912-1918)
  25. Феодосий (1918) и/д, иеромонах
  26. Амвросий (1918) и/д, иеромонах
  27. Григорий (1918-1919)
  28. Иоанникий (1919)
  29. Гурий (30 июня 1919-1920)
  30. Трифон (Плотников) (1992 - 31 мая 2010)
  31. Варлаам (Дульский) (с 22 июля 2010) и. о. до 27 июля 2011 года

Озеро

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым .