Троянская война описание для детей. Краткая История Троянской Войны: Ключевые битвы за любовь

Причины и итоги Троянской войны

Давайте обратимся, собственно, к причинам Троянской войны, которые вносят ясность и в расположение Трои и Греции того времени, и в последующие события. Нам всем известна романтическая история о том, как Менелай пытался вернуть Елену Прекрасную. История хороша разве что для поэтов, что и продемонстрировал Гомер, на поверку же она не выдерживает критики. Даже на бытовом уровне: с тем, что Елена была красивейшей женщиной на свете, были не согласны уже древние историки, указывая таковой то Кассандру, то другую дочь Приама. К слову, Елене Прекрасной к моменту окончания Троянской войны было около сорока лет, а ее муж Менелай с момента похищения выжидал целых десять лет, прежде чем отправился освобождать свою неверную супругу. Однако же Гомер и более поздние авторы основной причиной Троянской войны указывают все же именно попытку получения обратно Елены Прекрасной. Почему, если мы игнорируем мотивацию «любящего мужа»?

На самом деле «Илиада» Гомера, так же как и другие дошедшие до нас мифы и предания, дают вполне отчетливое представление об общественном устройстве греков и посредством этого мы можем получить ответы на интересующие нас вопросы.

Елена Прекрасная еще до замужества в детском возрасте была похищена легендарным Тезеем. Тезей похитил ее в расчете на будущее – он хотел дождаться ее совершеннолетия и жениться на ней. В ответ на похищение братья Елены устроили войну против Тезея и освободили сестру. Почему же такой ажиотаж вокруг нее?

Елена была дочерью царя Спарты и… наследницей престола. Именно так. Вспомним древние обычаи передачи власти. В подавляющем большинстве случаев пришлый соискатель получал власть, женившись на дочери царя. Это, собственно, и отец Елены, и Эней, и тот же Менелай, и даже библейский Давид, женившийся на дочери Саула.

Именно дочери были непосредственными наследницами царской власти и земель государства. Царем же становился соискатель, победивший на турнире женихов. Эта традиция описана и в «Илиаде», и в «Одиссее» Гомера: описаны турниры за руку Елены и Пенелопы соответственно.

Некоторые истории прохождения подобных турниров в мифологии со временем были изменены. Как в случае с Ясоном и Медеей – Ясон успешно проходит испытания и, как следствие, женится на дочери царя. Но он отбывает с Крита вместе с Медеей. Такая же ситуация в случае Тезея и Ариадны, ведь прохождение лабиринта было ни чем иным, как испытанием. И он также, женившись на Ариадне, поселился в другом месте. Это указывает лишь на то, что дочери наделялись различными земельными уделами в том случае, если у царя было несколько дочерей.

А вот сыновья уделами не наделялись, и могли получить власть только в случае женитьбы. Такая система передачи власти была и в Древнем Египте. Эта традиция отражена даже в русских народных сказках, когда царь отправляет сыновей на поиски невест. И, найдя их, сыновья остаются жить в землях жен.

И даже вплоть до средних веков в Европе сохранилась традиция рыцарских турниров: вольные рыцари были соискателями руки прекрасной дамы. Для того, чтобы прославиться, они, так же как и герои древней мифологии, совершали подвиги по принципу «себя показать, людей посмотреть» и участвовали в турнирах, где, в случае победы, получали не только руку дамы, но и закрепленные за ней земли. Получается не совсем романтический образ героя и рыцаря, конечно, но он был обусловлен системой передачи власти. Хотя, судя по всему, имели место и исключения – в тех случаях, когда у правящей четы не было дочерей, наследником становился сын. Жена его, однако, обладала всеми правами царицы, как в случае с Пенелопой, женой Одиссея. При том что отец Одиссея, Лаэрт, был жив, в отсутствие Одиссея правила Итакой Пенелопа.

И после длительного отсутствия мужа обычай требовал проведения нового турнира, т. е. царица признавалась свободной. По преданиям, в некоторых странах невеста обладала правом выбора жениха из числа претендентов, в некоторых – все решало успешное прохождение испытаний. Но, как показывают истории Ясона и Тезея, невесты помогали понравившимся женихам.

Не менее важной является информация о том, что царица могла развестись с супругом, и это было нормальной практикой. По пророчеству, например, Елене Прекрасной было суждено иметь пять мужей. Кроме того, подтверждается это многочисленными браками как цариц, так и царей древности. Историки зачастую делают вывод о многоженстве, к примеру, Приама, поскольку в преданиях фигурирует несколько его жен. Но речь идет о взаимовыгодных браках, в результате которых царь, в данном случае Приам, расширял сферу своего влияния, то же самое делали и царицы. Речь идет о временных браках, закончившихся разводом.

Елена Прекрасная, покинув Спарту вместе с Парисом, расторгла свой брак с Менелаем. Но, будучи наследницей престола Спарты, она сохранила на него все права, а Менелай их лишился, и его управление Спартой являлось незаконным. Однако, поскольку новое замужество Елены не сопровождалось ритуалом выбора жениха, был нарушен обычай. Формально ее новое замужество произошло с нарушением действовавших на тот момент правил.

Что последовало за этим нарушением? Именно бывшие женихи Елены, такие как Диомед, Патрокл, Одиссей, Аякс, Схедий, Эпистроф, Филоктет, Антилох и другие, ранее принимавшие участие в борьбе за ее руку, объединились в союз против Трои с целью освобождения Елены – «союз женихов». Зачем же это было нужно бывшим женихам? История Пенелопы дает ответ на этот вопрос – в случае развода царицы нормы права требовали проведения нового турнира. И бывшие женихи решили повторить попытку реализовать свои права наряду с Менелаем. Исключение составляет Агамемнон, не бывший ранее женихом Елены, однако же, он также был заинтересованным лицом, т. к. его власть была связана с властью его брата Менелая.

Таким образом, в Троянской войне борьба действительно шла за Елену Прекрасную, но только не потому, что она была прекраснейшей из женщин, а потому что ее рука давала право на престол Спарты.

Тот факт, что троянцы так долго отстаивали Елену и отказывались от компромиссов, указывает на то, что троянцам очень была нужна Спарта, они очень хотели ее получить. Почему Спарта интересовала стольких соискателей, что из-за нее разгорелась Троянская война?

Вероятно, интерес к Спарте обосновывался ее географическим положением. Несмотря на то, что Греция времен Троянской войны располагалась на Апеннинском полуострове, расположение Спарты неясно. В греческом городе Сиракузы на Сицилии сохранилось весьма любопытное предание: в древности здесь располагался источник пресной воды Аретуза, который под дном моря соединялся со спартанским Алфеем. Понятно, что Спарта в этом случае не могла располагаться на Балканском полуострове – слишком далеко, и полуостров древний Пелопоннес, на котором располагалась Спарта, мог быть, собственно, Сицилией или южной оконечностью итальянского сапога. Стоит отметить, что на Пелопоннесе существовал город Сикион, упомянутый как часть территорий Агамемнона, а на острове Сицилия с древних времен существовали два народа: сикулы и сиканы, собственно и давшие название острову Сикела (Сицилия) – сравните с Сикион.

Географически это место интересно тем, что между Сицилией и Италией протекает Мессинский пролив – короткая дорога из западного в восточное Средиземноморье, поэтому, конечно, пролив в древности был важным местом с точки зрения взаимосвязи между западом и востоком, и за него вполне могла быть борьба между разными народами. Пелопоннес, располагаемый на Балканах, такого интереса не представляет. Однако где бы ни располагалась Древняя Спарта, именно она была «яблоком раздора», послужившим причиной Троянской войны.

Кто же получил ее в итоге? Об этом сохранились противоречивые данные, но вот то, что Елена не вернулась в Спарту, из мифологии следует достаточно очевидно. То есть ахейцы не добились желаемого результата в Троянской войне.

Более того, практически все герои-ахейцы если и возвращались домой, то совсем не победителями. Патрокл, Схедий, Медонт, Антилох погибли еще при Трое. Главный полководец Агамемнон, так же как и Одиссей, вернулся в страну, где уже не имел прав – его жена явно произвела процедуру формального развода, и он был убит. Филоктет тоже не был принят дома и искал счастье в Италии. Неоптолем, убийца Приама, во время войны также потерял права на власть и мигрировал, его друг Феникс погиб по дороге из Трои.

Ахиллес, главный воин ахейцев, был убит после попытки сватовства к дочери Приама. Любопытно, не правда ли, что уже в конце войны Ахиллес совершил попытку захвата троянского престола таким способом. Разумеется, эта перспектива не радовала троянцев. Аякс Великий, один из предводителей ахейцев, покончил с собой. Аякс Малый, жених Елены, погиб по дороге домой.

Мы не видим картины возвращения победителей с трофеями домой, но это и не была война за трофеи. Ахейцы либо бесславно возвращались домой, как правило, в район Апеннинского полуострова, либо даже были изгнаны из дома и искали счастье все в той же Италии или поблизости. Конечно, ахейцы не выиграли Троянскую войну – никто из женихов не получил руку Елены и вместе с ней спартанский престол.

Но и троянцы не победили в войне. Даже если в итоге Спарта на какое-то время оказалась в их руках, но была разрушена их столица, Троя. Впрочем, столица – это еще не вся страна, о войне же ахейцев с Троадой нет никаких упоминаний в истории. Предполагать же, что Троада состояла только из одного города, довольно неразумно.

Кто же стал преемником царской власти Троады? У Приама было несколько дочерей, за которыми, соответственно, были закреплены различные территории. Поликсена, на которой хотел жениться Ахиллес, была убита, так же как и Кассандра, вывезенная Агамемноном. Надо сказать, что согласие невесты было важной составляющей обряда выбора жениха, так, окончательный выбор Еленой Прекрасной был осуществлен самостоятельно. В этом свете смерть Поликсены и Кассандры понятны, ведь они были наследницами и ахейцы не захотели оставить им право свободного выбора.

Лаодика была женой сына Антенора, погибла после смерти сына. Однако же могли остаться и ее дочери, что обуславливало права рода Антенора на часть троянских территорий. Это вполне объясняет его роль в более поздней истории «основания» им городов в Италии.

Вторым претендентом является, конечно, Эней, первой женой которого была дочь Приама Креуса. Согласно Гомеру, народ троянцев остался, и наследником царской власти стал Эней и его потомки:

Выведем, боги, Энея из смерти. И сам Громовержец

Будет навряд ли доволен, я думаю, если Энея

Сын Пелея убьет. Спастись суждено ему роком,

Чтоб без потомства, следа не оставив, порода Дардана

Не прекратилась. Он был наиболее мил Громовержцу

Между его сыновей, от смертных родившихся женщин.

Род же Приама царя Крониду уж стал ненавистен.

Будет править отныне троянцами сила Энея,

Также и дети детей, которые позже родятся.

Страбон приводит еще более точный перевод:

Род бо Приама владыки давно ненавидит Кронион.

Будет отныне Эней над троянами царствовать мощно,

Он и сыны от сынов, имущие поздно родиться.

(Илиада, XX, 306)

И над какими троянцами богами был оставлен управлять Эней, так же как Антенор? Над сотней людей, переплывших половину Средиземного моря? Нет, конечно же, речь идет об управлении оставшимися жителями страны Троады. А Эней, как известно, вместе с частью троянцев, расселялся на Апеннинском полуострове.

Сын Энея Асканий, согласно Николаю Дамасскому, основал город Асканию в Троаде. И как бы он мог это сделать, если бы Троада после проигрыша находилась на территории хеттов, современной Турции? При том что сам Асканий находился на Апеннинском полуострове, где основал город Альба-Лонга.

В Троаде же сын Гектора Скамандрий и сын Энея Асканий основали город Скепсис, и эти два рода долго правили в Скепсисе. Страбон указывает, что Скепсис еще ранее Эней сделал своей столицей. Соответственно, ряд древних авторов указывал, что Троада осталась как страна после Троянской войны и управлялась

Энеем. В то же время Эней после Троянской войны связан с территорией Италии, как южной, так и северной, и, как мы полагаем, с юго-восточной Францией, в отношении которой мифы и легенды после зачисток инквизиции практически не сохранились.

Таким образом, обоснованным является вывод о том, что Троада и первоначально располагалась на западе Европы, и после Троянской войны, расширившись на Апеннинском полуострове на земли греков. Этрусские же территории на Апеннинском полуострове были частью Троады.

Факт расселения народов и персонажей, принимавших участие в Троянской войне, на территории Западной Европы нельзя рассматривать как многочисленные совпадения. Большая часть городов, основание которых приписывается тем или иным персонажам Троянской войны, причем с обеих сторон, археологически подтверждается временами не позже Троянской войны. Почему же не ранее или не во время? Почему большинством исследователей предпочтительной представляется версия массового переселения и троянцев, и их врагов с востока на запад? Воевали-то за Трою, стало быть, в ее области и должны были расселяться. Но почему-то, согласно общепринятой точке зрения, после войны на востоке все ушли на запад…

Переселение троянцев-то не имеет разумного объяснения, поскольку фактически они расселились в различных местах Западной Европы, и само переселение получается массовым, а не единичными примерами Энея и Антенора. Но с греками ситуация еще хуже, т. к. имеет место полное отсутствие мотивации такого переселения, при том, что существование Великой Греции, равно как и Троады, изначально на западе ставит все на свои места.

События, следующие за Троянской войной в регионе самой Троады и Греции, должны были быть с ней взаимосвязаны. Ни Троада, ни Греция в результате войны разрушены не были. Соответственно, территории, на которых они располагались, должны были сохранить географические названия, указанные в мифах и древних текстах. Оба народа должны были сохранить сходные между собой:

– язык и культуру;

– предания о событиях Троянской войны;

– религию – богов, чьи имена фигурируют в мифах о Троянской войне.

Немаловажным является и внешний облик обоих народов – у Гомера и других авторов как троянцы, так и греки неоднократно указаны как русоволосые представители европейской расы.

Все это сохранялось длительное время в Западной Европе, что является прямым доказательством расположения Трои и Греции именно в этом регионе.

Но необходимо рассмотреть последующую историю и региона, где традиционно располагают Троаду и Грецию.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 2. Исход Троянской войны В XIII веке исход Троянской войны еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.Но в целом победа склоняется в пользу Востока. Волны русско-турецко-отоманского, – то есть казацко-атаманского, – нашествия вновь и вновь

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4. Причина Троянской войны Похищение Елены в Троянской войне - это похищение царской власти, «Елеонской горы», в Иерусалиме Причина Троянской войны, согласно многочисленным мифам и сказаниям, такова. Троянец Парис похитил Елену, жену греческого царя Менелая. Греки

автора Носовский Глеб Владимирович

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое .#41b. ГОТСКО - ТАРКВЙНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

21.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

автора

14. Начало Троянской войны 41а. Троянская война. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются ее вернуть. Тогда греки объявляют войну Трое . 41b. Готско-тарквинийская война. ГРЕЧЕСКАЯ РОМЕЙСКАЯ

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

20. Конец Троянской войны 86а. Троянская война. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 5.71. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

21. Остальные легенды Троянской войны Мы исчерпали ВСЕ ОСНОВНЫЕ ЛЕГЕНДЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ. Однако остались более мелкие фрагменты, которые, оказывается, также являются фантомными отражениями средневековых событий.90а. Троянская война. БЕГСТВО-ИСХОД

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.2. Христианская датировка Троянской войны В Библии описаны Иудейское и Израильское царства, возникшие при Иеровоаме I. Его непосредственными предшественниками Библия называет знаменитую «великую тройку» правителей - Саула, Давида и Соломона. Согласно скалигеровской

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

24.5. Скалигеровская датировка Троянской войны Наложение Троянской войны якобы 1225 года до н. э. на Готскую войну якобы VI века н. э., закончившуюся якобы в 552 году н. э., является одним из самых ярких последствий ЖЕСТКОГО 1800-летнего, или 1780-летнего, хронологического сдвига. В

автора Автор неизвестен

68. ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В начале XX в. на международной арене обострялись противоречия между различными государствами, что в конечном счете привело к развязыванию в 1914 г. мировой войны. Основными соперниками были ведущие европейские государства – Англия

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

74. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ Гражданская война – это наиболее острая форма разрешения социальных противоречий внутри страны; противоборство различных общностей и групп за реализацию своих коренных интересов, которое вызывается попытками захватить

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

81. ПРИЧИНЫ СВЕРТЫВАНИЯ НЭПА И ЕГО ИТОГИ Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по

автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

11. Начало Троянской войны 41а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. ГРЕКИ ОБЪЯВЛЯЮТ ВОЙНУ ТРОЯНЦАМ. Греки начинают переговоры с троянцами о судьбе похищенной Елены. Троянцы отказываются вернуть Елену. Греки объявляют войну Трое . 41b. ГОТСКО-ТАРКВИНИЙСКАЯ ВОЙНА. ГРЕЧЕСКАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

17. Конец Троянской войны 86а. ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА. КАК ПОГИБ ТРОИЛ В ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЕ. См. рис. 59. Обстоятельства гибели троянца Троила таковы:1) В битве Троил окружен греками.2) Троил убит копьем.3) Голова Троила отрублена греками , с. 127. При этом эпизод с отрубленной головой -

Как гласят эпические поэмы, Троя пала и греки одержали победу после десятилетней войны, когда они хитростью проникли в город.

Греки осаждали Трою десять лет. Торговля прекратилась, жители умирали от голода, а лучшие троянские воины пали в жестоких битвах за стенами города. Среди павших был и Гектор – старший сын и наследник царя Трои Приама.

Но вот наконец неожиданно греки сняли осаду. Они соорудили деревянного коня и оставили его у ворот Трои. Затем сожгли свой лагерь, сели на свои корабли и отплыли на запад, как казалось домой, к берегам Греции. На деле же они спрятались за островком Тенедос. О деревянном Троянском коне рассказывается в двух эпических поэмах античности – в «Одиссее» греческого поэта Гомера, созданной через 500 лет после Троянской войны, и в «Энеиде» римского поэта Вергилия, написанной через 8 столетий после поэмы Гомера. Когда троянцам стало ясно,что греки не вернутся, они распахнули ворота и в изумлении и недоумении столпились вокруг огромного деревянного коня, не уступавшего по размерам кораблю, пытаясь решить, что же с ним делать дальше.

Появилось мнение, что это дар греков богу морей Посейдону и большинство жителей Трои склонялись к тому, что коня следует ввезти в город. Жрец бога Аполлона Лаокоон и другие более осторожные его единомышленники, не доверяя никаким дарам греков, предпочитали сжечь коня или сбросить его со скалы. И чтобы придать своим словам больший вес, Лаокоон метнул в коня свое копье. Пустая внутренность коня отозвалась глухим гулом, вещая погибель великой Трое.

Тем временем был пойман предполагаемый дезертир из греческого войска и его связанного привели к царю Приаму. Он сказал, что его зовут Синон и рассказал, что Одиссей хотел продолжить осаду после того, как это казалось уже безнадёжным. Что греки попытались уплыть, но им помешала плохая погода. И как оракул Аполлона приказал грекам принести жертву, и что жертвой должен быть ни кто иной, как он, Синон. Ему удалось бежать и теперь он сдается на милость царя. По словам Синона, греки построили коня в честь Афины Паллады – покровительницы Трои, чтобы искупить пролитую ими кровь. Царь Приам приказал освободить Синона.

Жуткое и грозное предзнаменование развеяло последние сомнения троянцев и заставило их поверить в историю Синона. Когда Лаокоон приносил в жертву богу Посейдону быка, из моря выплыли две огромные змеи, опутали кольцами жреца и его сыновей и задушили их. Троянцы увидели в этом кару за то, что Лаокоон ударил коня копьем. Они решились ввезти коня в город и поставили его возле статуи Афины Паллады. Пророчица Кассандра пыталась этому помешать, но ее никто не слушал. Все считали ее безумной. Конь был так велик, что троянцам пришлось разобрать часть городской стены.

В ту же ночь греческий флот вернулся к берегам Трои. Когда, после бурного празднества, троянцы уснули, Синон разобрал боковую часть деревянного коня. Прятавшиеся внутри коня воины выбрались наружу, перебили стражу у городских ворот и распахнули их перед всем греческим войском, ожидавшим снаружи. Ворвавшись в город, греки устроили троянцам кровавую баню, поджигая один дом за другим и уничтожая всех подряд.

Троянские воины во главе с Энеем (мифическим праотцом римлян) попытались оказать грекам сопротивление. Они отчаянно пытались защитить дворец царя Приама. Дворец был окружен со всех сторон и обречен. Но его защитникам удалось раскачать и опрокинуть башенку, нависавшую над воротами. Внизу раздались крики и стоны. Десятки греков остались лежать под руинами.

Наконец к воротам дворца с бревном в руке подбежал Неоптолем, сын Ахилла. Ему удалось разбить ворота и греки ворвались во дворец. Дворец наполнился криками убиваемых. И не было пощады никому.

Царица Гекуба с дочерьми сгрудилась у жертвенника, во внутреннем дворике. Неоптолем бросился к Андромахе, вдове Гектора, прижимавшей к груди младенца, выхватил его и с криком «Гектореныш!» кинул вниз с высокой стены. Старца Приама, прижавшегося к алтарю Зевса, Неоптолем, схватив за волосы, пронзил насквозь.

Начало светать. Из дворца выходили греки, кто с кожаными мешками или драгоценной утварью, кто волоча за руку полураздетую женщину или ребенка. Стоны и крики пленниц и детей заполнили выжженный город. Их заглушали крики воинов, старавшихся отбить себе рабыню покрепче, помоложе, покрасивее.

Из троянских воинов в живых остался один Эней. Ему оставалось только бежать. Эней с престарелым отцом и сыном отправились в горы. Там к ним присоединились другие спасшиеся троянцы. Избрав Энея вождем, они отправились в заморские края в поисках новой жизни.

Где же находилась Троя

В течении многих веков сказания о греческих героях Ахилле и Аяксе, о троянском царе Приаме и Елене Прекрасной из Спарты, чье бегство со своим возлюбленным Парисом разожгло пожар войны, считались всего лишь легендами, приукрашенными Гомером и Вергилием, а в реальность существования Трои почти никто не верил.

Но всегда были люди, которые допускали, что гомеровская Троя – вполне реальный когда-то существовавший город. Первые серьезные попытки обнаружить древнюю Трою были предприняты в XIX веке. В 1871 г. немецкий археолог-любитель Генрих Шлиман начал раскопки холма Гиссарлык на упомянутой в «Илиаде» равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман проник вглубь холма на 15 метров, пробившись сквозь семь культурных слоев, относящихся к разным эпохам и уводящих к бронзовому веку. 13 мая 1873 г. он обнаружил сокровища, явно относившиеся к высокоразвитой цивилизации, погибшей в огне пожаров.

То, что гомеровская Троя находилась на месте холма Гиссарлык ныне широко признано. Шлиман назвал найденные им сокровища по имени троянского царя «кладом Приама». Однако город Шлимана, как позже выяснили археологи, был небольшой цитаделью бронзового века, а возраст найденных Шлиманом сокровищ - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий.

К настоящему времени археологи обнаружили на территории, ассоциируемой с древней Троей, следы девяти крепостей-поселений, существовавших в разные эпохи. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного (площадью свыше 200 тыс. м²) поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Этот город был разрушен пожаром примерно в 1250 г. до н. э., что приблизительно соответствует времени Троянской войны.

Причина Троянской войны

Согласно греческой легенде, на свадьбу Пелея и Фетиды (родителей Ахилла, главного и храбрейшего героя «Илиады») были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды. Та, затаив обиду, явилась незваной и бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В спор вступили три богини - Гера, Афина и Афродита. Спор разгорался все сильнее и сильнее. Раздраженные богини обратились к собравшимся с просьбой рассудить их, но гости, все как один, отказались сделать это. Все прекрасно понимали, что яблоко достанется одной, а две другие обрушат свой гнев и месть на того, кто осмелится их обойти. Обратились к Зевсу, но тот не пожелал быть судьей. Самой прекрасной он считал Афродиту, но Гера приходилась ему женой, а Афина — дочерью. Зевс отдал суд Парису, сыну царя Трои Приама.

Парис пас стада в горах и и не подозревал, что он сын царя. Будучи младенцем, Парис был отнесен в горы и брошен там на произвол судьбы, так как незадолго до его рождения жена Приама Гекуба увидела страшный сон, предвещавший, что рожденный ею ребенок станет виновником гибели Трои. Но мальчика нашел и воспитал простой пастух.

Богини явились Парису на горе Иде обнаженными. Гера обещала ему господство над Азией, Афина - победы и военную славу, Афродита - любовь и обладание прекраснейшей в мире женщиной. Парис долго не раздумывал, он протянул золотое яблоко богине любви – Афродите.

Прислушавшись к словам Афродиты, Парис отправился в далекую Спарту, ко двору царя Минелая, чья жена, Елена, была самой красивой женщиной в мире. Минелай радушно принял Париса, но вскоре был вынужден отправиться на Крит, на похороны деда. Парис, подстрекаемый Афродитой (Венерой у римлян), уговорил Елену бежать вместе с ним в Трою. Они бежали ночью, тайком, прихватив царские сокровища.

Вернувшись, Минелай обнаружил отсутствие жены и поклялся вернуть Елену и отомстить обидчику. Брат Минелая, царь Микен Агамемнон, напомнил о клятве, которую дали все бывшие женихи прекрасной Елены - прийти на помощь Менелаю по первому его зову. На зов явились все греческие цари. Армия состояла из 100 000 воинов и 1186 кораблей. Вождем был избран Агамемнон. Греки безуспешно осаждали Трою в течении десяти лет, после чего захватили город при помощи хитрости.

Современные историки полагают, что эта война, возможно, была одним из эпизодов в целой цепи ожесточенных торговых войн между микенскими греками и троянцами, которые держали под своим контролем торговлю шерстью, зерном и другими товарами, доставлявшимися из черноморского региона через пролив Дарданеллы.

Троя - город, в существовании которого сомневались многие столетия, считая его плодом фантазии мифотворцев, находилась на берегу Гелеспонта, носящего ныне название Дарданеллы. Прекрасная легенда, которой посвящено множество домыслов, догадок, споров, научных изысканий, археологических раскопок, была в нескольких километрах от берега, и на ее месте сейчас находится ничем не примечательное турецкое местечко Гиссарлык. Расхожее и укоренившееся мнение, что Троянская война разгорелась из-за женщины, безусловно, имеет под собой некоторые основания, но историки предполагают, что причин такой войны было достаточно много, и они имели под собой серьезные экономические и политические причины.

Наличие красивой и образной легенды, основой которой стали любовь и измена, не самое правдоподобное объяснение тому, из-за чего разгорелась знаменитая война, и почему так много действующих лиц оказалось в нее втянуто. И божественный промысел, которым она объясняется в мифах - не более, чем фантазия тех, кто искренне верил в свой Пантеон богов, похожих на людей. Немало такой точке зрения поспособствовал и Гомер, бессмертное произведение которого стало основой для воззрения на троянские события. Но, не будь атмосферы загадочности, и романтической дымки вокруг этих событий, мировая культура осталась бы без выдающихся произведений великих авторов, вдохновленных Троянской войной.

Причины и следствия, более реальные

Троя находилась на стыке оживленных торговых путей, проходивших через Гелеспонт, соединявший Черное и Средиземное море. Находясь на берегу полуострова Малая Азия, в непосредственной близости от пролива, Троя контролировала все пути, ведущие мимо нее, получая от этого немалые доходы. Троянцы мешали торговле греков, среди которых были ахейцы, данайцы и аргивяне, которые и развязали войну против нее, объединившись в военный союз. У Трои были свои, достаточно могущественные союзники, например, ликейцы, анатолийцы с близлежащих территорий и фракийцы, часть которых воевала и на противоположной стороне.

Ахейцы и троянцы на самом деле были сторонниками разных великих империй, постоянно воевавших между собой - египтян и хеттов, и укрепившаяся Троя, которая контролировала торговые пути, мешала ахейцам, видевшим, что город из периферийной микенской территории превращается в мощную цитадель, и опасного врага. Одной из веских причин войны была военная мобилизация в Микенах, владыка которых, Агамемнон, был встревожен скоплением вооруженных людей в своем государстве, и нашел им применение, развязав войну с Троей. Брат Агамемнона, Менелай, который унаследовал после женитьбы трон в Спарте, и был мужем той самой Елены Прекрасной, чей светлый лик считают основной причиной десятилетней распри. На самом деле, похищение Елены Прекрасной стало всего лишь толчком, который привел к развитию дальнейших событий, втянувших в себя такое количество участников.

Мифологическое освещение Троянской войны

Божественное вмешательство в ход событий тоже было далеко неоднозначным. Смертный аргонавт Пелей, женившийся на богине моря Фетиде (результатом этого брака стало рождение знаменитого героя Троянской войны Ахилла), не пригласил на свадьбу богиню раздора, и она, разъяренная этим фактом, подбросила яблоко с надписью «красивейшей». В споре за обладание этим яблоком приняли участие Афина, Афродита и Гера, а разрешил этот спор Парис, которого Гермес с подачи Зевса назначил судьей. Он отдал яблоко Афродите, которая пообещала ему любовь прекраснейшей из женщин, и пренебрег владычеством и славой.

Мать Париса, Гекуба, во время беременности им, видела пророческий сон о том, что ее сын станет пылающей головешкой, от которой сгорит Троя. Поэтому его бросили в лесу, где его воспитали пастухи. Афродита привела Париса в Спарту, где, повинуясь своему обещанию, пробудила в Елене любовь к красавцу. Но он не удовольствовался супружеской изменой, а похитил чужую жену, и сокровища Менелая, вместе с ней. В ход событий вмешалась Гера, которую уязвленное самолюбие заставило подбить греков вступиться за Менелая, и Афина, не менее разъяренная решением Париса не в свою пользу. По более глубоким версия, именно Зевс и подкинул яблоко раздора Эриде, потому что ему надоело человечество, от которого он решил избавиться, развязав эту войну. Есть сведения о том, что Царь Итаки Одиссей и Менелай приезжали в Трою, чтобы забрать неверную жену мирным путем, но им попросту не открыли ворота, а Елена наотрез отказалась возвращаться к мужу.

Троей на тот момент правил Царь Приам, войско возглавлял Гектор, его сын, брат Париса. На стороне ахейцев оказались многочисленные женихи Елены, связанные клятвой мстить, и союзными договорами, которые обязывали откликнуться в случае необходимости. Ни у Агамемнона, ни у Менелая, не было сил, с которыми можно было бы отправиться на покорение Трои, поскольку она находилась в выгодном расположении, и была отлично укреплена. Поддержка остальных царей дала возможность собрать 100-тысячное войско, и флот в составе 2000 кораблей. В составе ахейского войска оказались величайшие герои Греции, многие из которых упоминаются в древнегреческих мифах: Одиссей, Филоктет, Аяксы, Диомед, Протесилай, Сфенел. Предводителем был избран Агамемнон, как самый могущественный из ахейских царей.

Осада Трои и значительные события

Осада Трои длилась 9 лет, и была абсолютно безуспешной. Интересное трактование причин осады Трои бывшими женихами Елены состоит в том, что она расторгла свой брак с Менелаем, уехав из Спарты, и сохранила права на царский трон, в то время, как ее брошенный муж их утратил. Но нового мужа она выбрала без соблюдения соответствующей церемонии, и они сочли себя оскорбленными этим фактом. В унии один Агамемнон не был бывшим женихом, но он был заинтересован в сохранении трона для своего брата Менелая. Как ни парадоксально это звучит, но целью осады Трои был спартанский трон. И если учесть, что в мифологии нет никаких указаний о том, что Елена вернулась в Спарту, то основная цель осады так и не была достигнута.

Большинство исследований склоняется к датировке Троянской войны 12-13 веками до н. э. Первое плавание вышло неудачным, греки высадились в Мизии, которой правил сын Геракла, Телеф, и по ошибке вступили в битву с воинами дружественного им царя. По пути от Мизии к Трое, страшная буря разогнала корабли, и участникам пришлось собираться в Авлиде. И только после того, как, гневавшейся на них Артемиде, чуть не принесли в жертву Ифигению, дочь Агамемнона, которую Артемида спасла и сделала своей жрицей, греческим кораблям удалось достичь своей цели. Греческое войско было очень многочисленным, но троянцы были мужественны и отважны, и обороняли родные земли, и к ним на помощь пришли союзники из многих стран.

Поскольку Троя была окружена высокой зубчатой каменной стеной, ахейцы не решились штурмовать ее, и расположились неподалеку лагерем, переведя город на осадное положение. Боевые действия проходили, в основном, между лагерем и крепостью, троянцы периодически предпринимали боевые вылазки, стараясь поджечь боевые корабли греков. Многолетняя осада не принесла никаких плодов, кроме многочисленных стычек, в ходе которых были убиты достойнейшие герои с обеих сторон. Грек Патрокл погиб от руки Гектора, самого Гектора убил Ахилл,

убивший и предводительницу амазонок, пришедших на помощь троянцам, Пенфесилею, но сам он погиб от стрелы Париса, поразившей его в пятку, единственное уязвимое место на теле. Аполлон, знавший, куда направить стрелу, помог в этом Парису, которого убил прибывший в лагерь ахейцев Филоктет. Десятилетняя безуспешная осада, истомившая греков, стала причиной того, что они стали роптать, и чуть было не отправились домой, когда Агамемнон, для проверки их боевого духа, предложил им отплыть обратно. Только хитрость помогла грекам взять Трою. Они изготовили огромного деревянного коня, которого оставили на берегу, с посвящением Афине, а сами сделали вид, что сняли осаду. Невзирая на предупреждения жреца Лаокоона, троянцы затащили деревянное чудище к себе за городские ворота. Ночью, спрятавшиеся внутри статуи греки открыли ворота, в которые ворвались тайно вернувшиеся греческие воины. Погибли все троянцы, за исключением Энея, сына Анхиза и Афродиты, на которого боги возложили миссию основать город в другом месте. Жительницы Трои стали пленницами или рабынями, сам город выгорел дотла. Деревянный конь, до сегодняшних дней носящий название Троянского, стал символом предательства и измены, опасного и вредоносного предательского подарка.

Взятие Трои не принесло грекам ничего хорошего. Многие из них погибли по дороге домой, в стане недавних победителей начались междоусобные распри, Менелая и Одиссея отнесло на долгие скитания в дальние страны, а предводитель осаждавших Трою, Агамемнон, был убит своей женой Клитемнестрой, которая не простила ему предполагаемой смерти Ифигении. Древние греки не сомневались в реальности Троянской войны, которая была для них абсолютно реальным событием, даже при том, что в ней на равных с людьми участвовали и боги. На сегодняшний день, благодаря раскопкам Шлимана, уже ни у кого нет оснований сомневаться в том, что Троя и вправду существовала.

    Греческое побережье и его особенности

    Больше всего привлекают туристов в Греции моря. Это настоящее природное наследие страны, формирующее комфортные условия для проживания и отдыха. Практически вся Греция уютно расположилась на побережье, и с разных сторон омывается тремя морями, каждое из которых окутано легендами и мифами. Согласно древней легенде Эллада родилась из моря, что издревле определяло занятость населения всего побережья. Фреар тон Инуссон - самая глубокая впадина Средиземного моря, глубиной 4850 метров, благодаря чему в рельефе страны наблюдаются перепады высот около 7 км. с учетом самой высокой точки Греции - горы Олимп, высота которой 2917 м.

    Монастырь Хиландар на Святой Горе Афон

    На северо-востоке Афонского полуострова Греции находится самый древний в этой части Афона православный монастырь - Халиндар или Хиландарский. Он был основан в 1197 году. Расположен Халиндарский монастырь в очень живописном месте и окружен со всех сторон зеленью.

    Остров Саламин: история великой битвы

    Персы, разбитые в ожесточенном сражении под Марафоном противником, у которого сил было намного меньше, были вынуждены вернуться Азию, и в течение десяти лет не могли смириться со своим поражением. Спустя десятилетие, они начали новую военную кампанию, растянувшуюся на долгие годы. Афины на тот момент и сами были ристалищем политических битв между демократической группировкой и аристократами, поддержку которым оказывали крупные и средние землевладельцы.

    Пещера Петралона.Халкидики

    Туристам, посетившим Халкидики, предоставляется, единственная в своём роде, возможность осмотреть известную Петралонскую пещеру, где в 1960 году был найден, среди сталагмитов, череп древнего человека, известный как петралонский, относящийся к эпохе человека-«прямостоящего» (Homo erektus), с характерными чертами Homo sapiens, предположительный возраст которого 700.000 лет.

    Каликатрия на полуострове Кассандра

Кто сегодня не знает знаменитую легенду о Троянской войне? В этот миф трудно поверить, но подлинность существования Трои были подтверждены при раскопках знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890). Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, которые произошли в конце XIII — начале XII столетий до н. э. Открываются все новые и новые подробности о Троянской войне и связанных с ней обстоятельств.

На сегодняшний день известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), находившимся на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 годами до н. э (по другим данным, около 1240 г. до н.э.)

Первыми источниками, сообщающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позднее Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история тоже переплетается с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к Троянской войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», на освобождение похищенной отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном — братом Менелая.


Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены оказалась неудачной, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера — на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес — на стороне троянцев. Троянцев было в 10 раз меньше, но Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить только поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечает греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта следует относиться довольно осторожно. Но нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в то время, о чем Гомер рассказал весьма подробно.

Итак, город Троя находился в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Как видно, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня расположено турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, потому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который находился на берегу Геллеспонта. Троянцы время от времени врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Вне всякого сомнения, число судов и воинов преувеличено. Кроме этого, следует учесть, что эти корабли были попросту большими лодками, ибо их легко можно было вытаскивать на берег и довольно быстро спускать на воду. Такое судно не мог поднять 100 человек.

Скорей всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер назвал «копьеборными», потому нет сомнений в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. У война был медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низших иерархий были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описания Гомера возможно представить обстановку, в которой проходило единоборство. Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивали в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, потом усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие вначале метали копья, потом бились на мечах (медных), которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавалось новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а после рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась с помощью копий. Принимали участие в бою и лучники, однако стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое зачастую отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, но уже начали появляться зачатки организации взаимодействие боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой длился до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря — рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая как правило из нескольких отрядов, находилась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Приблизительно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на 10-й (!) год войны начали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы стали штурмовать стену с башнями, но в скором времени были отброшены.

Позднее им все таки удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших — непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретились со свежими силами противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и отразили атаку троянцев, а контратакой — «ударами острых мечей и пик двуконечных» — смогли отбросить их.

Наконец, нападение было отбито. Но сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позднее Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, снова вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом заканчивается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позднее на помощь троянцам пришли во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Но в скором времени они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место — пятку Ахилла, другая — в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою они на смогут взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по пророчеству, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей рассказал свой авантюрный план, по которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы увидят, что ахейцы оставили побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда — последний штурм ненавистного города!

В течении трех дней стучали топоры в тщательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских судов, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, находился огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то стал советовать бросить коня в море, кто-то — сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затянуть его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» — вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Однако Лаокоона никто не послушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам — это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что потому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не могли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря послышался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В один миг несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А потому следует поскорей установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам довелось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на условленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно вернулось обратно и теперь захватило город.

В результате Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной гибели Трои стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древние времена. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые различные предположения: например, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что греки смогли проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противника… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии Трои.

Под стенами города погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выжил в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, по возвращении домой найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Выходит, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не дают возможности убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Но их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-то написана.

Троянская война – это одна из самых известных войн древности. Ведь в ней столкнулись интересы крупных государств, а также участвовало множество известных героев того времени. Троянская война преподносится нам в виде мифов и легенд, что требует от историков кропотливого анализа для создания картины тех событий.

Современные историки считают, что Троянская война произошла в период с 1240 по 1230 гг. до н.э. Хотя эта дата очень приблизительная. Мифы гласят, что причиной войны послужило похищение Парисом Елены, которая была замужем за царём Спарты Менелаем. Также Парис, кроме Елены, прихватил часть богатств у спартанского царя. Этот факт сподвигло Менелая идти войной на Трою. Остальные греки присоединились к нему, ведь при замужестве Елены был составлен договор, что все претенденты на ее руку будут защищать Елену и ее избранника, а претендовали на ее руку почти все цари Греции.

Другая версия начала войны звучит более правдоподобно. Троя мешала торговать греческим народам с остальным миром. Брала с их кораблей значительный налог, а недовольных просто топила. Грекам пришлось объединиться для защиты своих экономических интересов и пойти войной на Трою.

Было много разногласий между греками, не все хотели воевать. Начало войны было весьма неудачным. По ошибке вместо берегов Трои греки высадились в районе Мизии, где правил Телеф, дружественный им царь. Но не поняв этого, они напали на его владения. И лишь после кровопролитной битвы была понятна ошибка, и войско отправилось дальше к цели. Но на пути их ждали новые проблемы. Шторм раскидал по морю их корабли, что значительно затянуло время их прибытия к цели.

К берегам Трои добралось 1,186 кораблей и около 100 тысяч людей. Троянцы отважно защищали свою землю. В этом им помогали союзники и наемники, которых было великое множество. Про первые девять лет войны к нам дошла очень скудная информация. Ведь эти события были описаны в поэме «Киприада», которая, к сожалению, была потеряна. Но из мифов и легенд, которые до нас дошли, известно, что в этот период часто случались конфликты между греками, ведь некоторые командиры хотели покинуть эту войну и уехать. Другие желали продолжения. Также часто вспоминались давние конфликты. В этот период ведущую роль занимал Ахилл. Он совершал набеги на близкие города, разграбляя их. Ахиллом было уничтожено около двадцати городов возле берега и близко одиннадцати поселков вдали от берега.

В этот отрезок времени был проведен поединок между Парисом и Менелаем, в котором Менелай одержал победу. Побежденный Парис должен был отдать Елену и уплатить дань. Война должна быть окончена. Но остальных греков это не устраивало. Они хотели продолжения войны и уничтожения Трои.

Продолжение войны было весьма неудачным. Греков часто оттесняли к своим укреплениям. Их корабли сжигали. И лишь благодаря большому количеству солдат, они удерживали свои позиции. В боях погибли многие известные герои тех времен, такие как Ахилл, Патрокл и многие другие.

Все эти неудачи заставили греков пойти на хитрость. Мастером Эпеем был построен гигантский деревянный конь. Он был оставлен неподалеку возле стен, а в нем спрятались лучшие греческие воины. В это время основные греческие силы спалили свой лагерь и отплыли в море, давая понять, что война окончена. Троянцы, обнаружив деревянного коня, подумали, что это дары богов за их победу над греками и втянули его в город. В честь победы они устроили пир, охрана потеряла бдительность. В полночь греки вылезли из своего убежища, дали сигнал своим кораблям и отворили ворота.

Армия греков лавиной хлынула на спящий город, защитники ничего не смогли сделать, чтобы спасти город. Около двух дней греки грабили Трою. Жители были убиты или угнаны в рабство, а сам город был сожжен дотла.