Учебно-исследовательская работа «Фольклорные основы поэтических обращений к силам природы в сказке А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях. Закличка -это песенное обращение к силам природы

«Явления природы» - А вот прорастание семян связано не только с увеличением светового дня, но и с потеплением. Перелет птиц связан с изменением погодных условий. Восход солнца – одно из самых прекрасных природных явлений. В природе постоянно происходят изменения, которые называют явлениями природы или природными явлениями.

«Природа 2 класс» - Нагнись! Минутка. К. Ушинский. Анималист. Урок литературного чтения во 2-м классе. Присядь! Тестирование. Михаил михайлович пришвин. «Охранять природу – значит охранять Родину!». Проверка домашнего задания. Активизация словарного запаса. Игра “Читайте быстро, целыми словами”. Цели урока: “Остановись!

«Культура и природа» - И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. Живой мир и культура. А. Н. Бенуа. Айвазовский «Ледяные горы». Вечер. Тютчев. И. И. Шишкин. Пискнула и села На подоконник птичка. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Корабельная роща. Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный!

«Живая и неживая природа» - В природе всё взаимосвязано. Воздух. Лиса, Белка, Грибы. Груздь, Человек Животные Растения Грибы. Дерево, «Сохраним природу- значит сохраним жизнь!». Тюльпан. Растения. Муравей, Земля- избранница солнечной системы, на которой существует жизнь. Живое. Неживое. Солнце, луна, звёзды. Журавль, Самое совершенное, разумное и прекрасное существо на земле.

«Явления в природе» - Виды химических явлений. Все изменения происходящие с веществами в природе называются - явлениями. Природоведение 5 класс. Явления природы. Закрепление. Правила написания Синквейна. Химическое явление. Горючие материалы, сжигаемые для использования выделяющейся теплоты, называют топливом. Ключевой вопрос: Какие явления происходят вокруг нас?

«Природа света» - В лучах зари Взойди над сумрачной пустыней, О Свете Тихий! Когерентные волны разность хода условие максимума условие минимума. Выполнение творческих заданий на уроке по подгруппам. Богословский словарь. И.А. Бунин. Отражение. Работа в группах. Нетварный. А. Коринфский. Философский словарь. С каждого предмета непрерывно срываются оболочки, подобные самим предметам.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ

И ЕГО РОЛЬ В ТЕКСТЕ

Цели урока: дать понятие поэтического обращения, показать его отличие от обращения; определить роль поэтического обращения в тексте как изобразительно-выразительного средства.

1. Найдите обращение в предложенных стихотворных строках. Выпишите их.
1) – Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана! (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

2) И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

3) Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен


2. Вспомните, что такое обращение. С какой интонацией оно произносится?
(Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносится с особой звательной интонацией.)
Это означает, что тот, к кому обращаются с речью, может услышать, понять сказанное и дать ответ. Следовательно, обращение называет лицо одушевленное.

3. Что же такое поэтическое обращение?

Мы уже увидели, что в стихотворной, поэтической речи может использоваться обычное обращение. Значит дело не в том, какой перед нами текст, прозаический или стихотворный. Давайте попробуем разобраться,

в чем отличительные особенности поэтического обращения.


Прочитайте отрывки из текстов русских народных песен. Определите, к каким силам обращается человек. Выпишите обращения.

1) Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая,

Раздуй, раздуй, мать погодушка, калину в саду..

(«Подуй, подуй, мать погодушка низовенькая..»)

2) Соловеюшка премилый,

Сядь поближе ты, голубь, к дружку;
Ты скажи-ка дружку моему…

(«Соловеюшка премилый»)

3) Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкий поклон…

(«Из-за лесу, лесу темнаго…»)

4) Не шуми, мати зеленая дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати,

Что заутра мне, доброму молодцу, в допрос идти
Перед грозного судью, самого царя.
(«Не шуми, мати зеленая дубровушка»)

    Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашенная разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

(«Ах ты, рощица, ты моя зеленая…»)

Выписанные вами обращения называются поэтическими.

В чем отличие поэтических обращений от обращений, выписанных из стихотворений Пушкина и Лермонтова (пункт первый)? (Поэтическое обращение называет предмет или явление, которые не смогут воспринять речь человека, им адресованную.)

Таким образом, поэтическое обращение – это обращение чаще всего к неодушевленному лицу.

В чем же смысл употребления поэтических обращений в народных лирических песнях?

(Природная стихия живет по своим законам, неподвластным человеческому разуму. Она может защитить, дать кров, а может и погубить человека. Древние люди поклонялись природным силам, искали у них защиты и покровительства. Поэтому обожествление, одухотворение сил природы для древнего человека вполне естественно.)

Обратите внимание на символику поэтических обращений в народных лирических песнях. «Зеленая дубрава» - пространство вольной молодецкой жизни; «роща» в народной лирике – пространство общей девичьей жизни.

Продолжите этот ряд самостоятельно. Символом чего является соловей?

В чем причина обращения к погоде?

Какую еще особенность поэтических обращений в народных лирических песнях мы можем заметить? С какими суффиксами использованы существительные в качестве обращений?

Подведем итоги.

Что такое поэтическое обращение? Вывод записывается в тетрадь.

Какие особенности поэтического обращения можно отметить в народных лирических песнях?

4. Роль поэтических обращений в художественном произведении.

1) Прочитайте отрывок из VII главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Вставая с первыми лучами,
Теперь она в поля спешит

И, умиленными очами

Их озирая, говорит:

«Простите, мирные долины,

И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;

Прости, небесная краса,

Прости, веселая природа;

Меняю тихий, милый свет

На шум блистательных сует…

Прости ж и ты, моя свобода!

Куда, зачем стремлюся я?

Что мне сулит судьба моя?»

Найдите поэтические обращения и выпишите их.

К чему обращается Татьяна Ларина, героиня романа «Евгений Онегин»? (К силам природы.)

Сопоставьте поэтические обращения Татьяны Лариной с теми, что вы выписали из народных песен. Объясните, почему А.С.Пушкин сказал о своей героине, барышне, воспитанной на французских романах: «Татьяна, русская душою…»

Вывод.

Возвращаясь к теме урока, давайте сформулируем, какова же роль поэтического обращения в тексте.

(Поэтическое обращении в тексте используется как изобразительно-выразительное средство, помогающее охарактеризовать героя произведения.)

Но помимо этого поэтическое обращение дает возможность высказать автору свое отношение к героине и свое настроение.

Обратите внимание на то, что поэтические обращения Татьяны Лариной все же отличаются от поэтических обращений в народных лирических песнях. В чем это отличие? Оно в отсутствии уменьшительно-ласкательных суффиксов и использовании в качестве обращений более широких понятий.

С чем ассоциируются в речи героини А.С.Пушкина «мирные долины», вершины гор, леса, «веселая природа»? (Со свободой, «тихим, милым светом».) А чему эти образы противостоят? («Шуму блистательных сует».)

Вряд ли барышня, выросшая в деревенской тиши, достоверно представляет себе светскую жизнь. Жизнь светского общества ей будет казаться загадочной, непонятной, может быть, романтичной, но суетливой и пустой. Поэтому здесь скорее звучит голос самого автора.

Это его тревога, его беспокойство за судьбу «милой Татьяны», которая должна отправиться в Москву на ярмарку невест, переданы в предыдущей строфе:

На суд взыскательному свету

Представить ясные черты

Провинциальной простоты,

И запоздалые наряды,

И запоздалый склад речей;

Московских франтов и Цирцей

Привлечь насмешливые взгляды!..

О страх! нет, лучше и верней

В глуши лесов остаться ей.

Вывод.

(Использование поэтического обращения позволяет автору высказать свое отношение к изображаемому – модальная функция)

5. Продолжите предложение и запишите его в тетрадь.

Поэтическое обращение используется в тексте как изобразительно-выразительное средство, помогающее……………………………………….

6. Прочитайте отрывки из стихотворений С.А.Есенина. Выпишите примеры с поэтическими обращениями; расставьте недостающие знаки препинания.

1) Ты жива еще моя старушка? 5) Но люблю тебя родина кроткая!

Жив и я. Привет тебе, привет! А за что – разгадать не могу.

Пусть струится над твоей избушкой Весела твоя радость короткая

Тот вечерний несказанный свет. С громкой песней весной на лугу.

2) Ах поля мои борозды милые

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

3) Пой ямщик вперекор этой ночи, - 6) Разбуди меня завтра рано

Хочешь, сам я тебе подпою О моя терпеливая мать!

Про лукавые девичьи очи, Я пойду за дорожным курганом

Про веселую юность мою. Дорогого гостя встречать.

4) Я снова здесь, в семье родной

Мой край задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Задание: объясните роль поэтических обращений в стихотворениях С.А.Есенина.

Заклички - это один из видов закликательных песен языческого происхождения, в наше время это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Тексты народных закличек к весне, к дождю, к насекомым и многие другие приведены на на страницах сайта "Учат в школе"

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю , чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Заклички с обращениями

На примерах закличек можно выучить расстановку знаков препинания при обращениях. В русском языке для уровня 4 класса есть три основных правила расстановки знаков препинания при обращении.

Народные заклички

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле. Русские народные заклички - это - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно - магический смысл ("Дождик, дождик, перестань!" и т. п.).

Что такое закличка - определение

Что такое заклички и какое им можно дать краткое определение? В наше время это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы.

Сочинить закличку

Сочинить закличку предлагается детям в 3 классе на уроке чтения. Это творческое задание для развития детей в начальной школе. Работая над развитием речи младшего школьника, нельзя забывать о детском фольклоре, который имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей и несет художественные и педагогические функции в которых преобладают игровые начала.

Закличка Иван, Иван, вырывай бурьян...

Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка,
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец.

Заклички осени

Осенние заклички это - обрядовые песни заклинательного характера, сопровождающие обряд кликания осени. В них народ обращался к осени, как одушевленному существу. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве - заклинание богатого урожая (с обильными хлебами).

Заклички лета

Заклички - обращения лету формулируют все пожелания крестьян, связанные с обильным урожаем, хорошей погодой и всем, что было важно для того, чтобы их жизнь весь год после нового урожая была сытой. Ниже представлены заклички про лето для детей начальных классов.

Закличка Дождик

Заклички представляют собой обращение к дождю, к солнцу, радуге, и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам. Притом силы природы почитались как живые: к дождю обращаются как к живому существу. Существует два вида закличек дождя.

Любовь Помелова
Картотека «Фольклор для детей»

КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР ЗАКЛИЧКИ

Еще одна группа жанров – календарный детский фольклор – связана уже не с игрой; эти произведения – своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр – заклички, песенные обращения к силам природы – солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами : к ним относятся и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.

Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей , и взрослых в крестьянских семьях.

Птичка-птичка – соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

Лягушка, лягушка,

Надуй брюшко,

Скажи «Ква-ква»

Мне в ушко!

Ты весной, березка, дай напиться сока,

Чтобы детки малы стали еще краше,

А тебе, березка, все поклоны наши!

Ты, пшеничное наше полюшко,

Радуй, радуй нас спелым зернышком!

Урожай собрать нам позволь сполна,

Золотое зерно ссыпать в закрома!

Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!

Цветик-цветик-семицветик,

Расскажи-ка нам о лете,

Разложи листочек-цвет,

Расскажи нам свой секрет!

Красный – ягодка клубничка, помидор,

Желтый – солнышко на гебе и забор,

Синий – озеро лесное и наш дом,

А зеленый – лес и поле, всё кругом,

Небо голубое, оранжевый рассвет,

Вечер фиолетовый – вот и весь секрет!

Вредина-вредина!

До дырки проедена,

Кое-как одета,

Твоя песня спета!

Лиза-подлиза,

Кланяйся до низа!

Подлизывайся, улыбайся -

И одна оставайся!

Катится, катится

Розовое платьице,

Кто же это, мой дружочек?

Может это колобочек?

Нет! В красивом платьице

Маша наша катится!

Красавица-красавица,

Издалека всем нравится,

А ближе подойдешь -

От страха упадешь!

Болтун, болтай,

Да меру знай!

Болтай, болтай,

Да язык не потеряй!

Ну-ка, зайка, вылезай-ка!

Что ты спрятался в кустах?

Опусти-ка свои уши,

А то будешь в синяках!

Катится, катится

С горочки яичко!

Модница воображает,

А в грязи все личико!

Жадина-жадина,

Руки напомадины!

Кушай, кушай поскорей,

Но смотри, не растолстей!

Сплетница, сплетница,

Не столкнись на лестнице!

Сплетнями укуталась

И сама запуталась!

Лежебока, ха-ха-ха,

Отлежал себе бока,

Захотел поесть,

Но не может сесть!

ОТГОВОРКИ

В прочем, на всякую дразнилку-обзывалку найдется и отговорка-отвечалка.

ПОДДЁВКИ

Другая форма насмешки – поддёвки – своеобразные словесные игры. Они основаны на диалоге, а диалог построен так, чтобы поймать человека на слове. Чаще всего они начинаются с вопроса или просьбы.

Скажи : «Овес» !

Хвать тебя за нос!

Скажи : «Ночь» !

Иди прочь!

СТРАШИЛКИ

Детский фольклор – живое , постоянно обновляющееся явление, и в нем на ряду с самыми древними жанрами существуют сравнительно новые формы, возраст которых исчисляется всего несколькими десятилетиями. Как правило, это жанры детского городского фольклора , например страшилки. Это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы : «черная рука» , «кровавое пятно» , «зеленые глаза» , «гроб на колесиках» и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика.

Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шепотом. По признанию самих слушателей, они бояться страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой – с попыткой преодолеть этот страх.

АНТИСТРАШИЛКИ

По мере взросления страшилки перестают пугать и вызывают уже лишь смех. Об этом свидетельствует и появление своеобразной реакции на страшилки – пародийных антисташилок. Эти истории начинаются столь же устрашающе, но финал оказывается просто смехотворным.

Закатился мячик мой,

Не достать его рукой!

Под кроватку я залез -

Словно в страшный темный лес!

Мячик я искал, искал.

В уголочке но лежал!

Вылезти теперь охота,

Только не пускает кто-то!

Кто-то тянет за штанину,

Давит с верху мне на спину!

Ох! боюсь, боюсь, боюсь,

Я никак не повернусь!

Ах, трусишка ты, трусишка!

Чуть не снял твои штанишки

Злой горбатый старичок -

От пружин большой крючок!

Ой! В кустах мелькнула змейка,

Я боюсь её, злодейку!

Испугал тебя, Юрок,

От ботиночка шнурок!

Лезет, лезет кто-то тихо!

Может, это злое Лихо,

Злое, страшное,

Большое, одноглазое?

Ой, как страшно, я боюсь,

Я лежу – не шевелюсь!

Только слышу – кто-то дышит,

Мою руку нежно лижет,

Чей же теплый мокрый ротик?

Это. Мурзик, милый котик!

Тише-тише-тишина,

Дома я совсем одна!

Вдруг я слышу странный стук :

«Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!»

Может это домовой?

Может он следит за мной!

Я прислушалась немножко.

Это. дождь стучит в окошко!

Этот жанр – одна из самых древних и самых поэтичных фольклорных форм . Загадка содержит в себе остатки древних представлений, когда люди одушевляли явления природы и предметы быта. Тогда загадка имела магическое значение : чтобы избежать нежелательных действий со стороны враждебных природных сил, люди придумали условные названия орудий труда, зверей, птиц, действий, явлений. Так сложилась иносказательная тайная речь, ставшая основой загадки. Например, корову называли «рыкушей» , а о медведе говорили : «Глаза маленькие, лапы широкие, в лесу живёт, в яме лежит» .

Но загадка как жанр не возникла в результате позднего выделения из иносказательной речи, она столь же древнего происхождения, как исама тайная речь. Первоначально загадки вовсе не были детской забавой, к ним относились серьёзно, как к магическим обрядам. Позже, с принятием христианства, их загадывали в самое волшебное, таинственное время – на Святки. Сейчас загадки перешли в детскую среду, они помогают ребенку глубже осмыслить предметы и явления окружающего мира, так как эти небольшие произведения богаты деталями и предлагают взглянуть на привычные вещи под непривычным углом. В словаре В. И. Даля мы находим такое определение загадки – это «что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство : иносказанье или намёки, окольная речь, обиняк; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Здесь Даль указывает на главное свойство загадки, а именно на метафоричность : вместо того чтобы прямо назвать предмет, она в поэтичной форме описывает его свойства, происхождение, назначение. При этом загадка опирается на вполне реальные свойства или признаки предмета, то есть содержит в себе возможность отгадки, и тем самым помогает ребенку лучше узнать предмет или явление, осмыслить связи между ними. Мир сквозь призму загадок предстает уже не как хаос, но как некое целое, в котором всё имеет смысл и всё взаимосвязано. Так же как и многие другие малые жанры, загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искуства.

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так,

Как ковёр, ложатся!

Что за жёлтый снегопад?

Это просто.

(листопад) .

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелит белую постель?

Это – снежная.

(метель) .

Жарко. Солнышко печет,

Собирает пчелка мед,

Земляничка поспевает!

Когда это бывает?

(летом)

ОГОРОДНЫЙ ПЕРЕПЛЯС

Что это за ёлочки,

Нет на них иголочек?

Что за красные шары,

Но не видно мишуры?

Так красиво вдоль забора

Летом спеют.

(помидоры) .

На июньской грядке

Всё у нас в порядке!

Строем, словно молодцы,

Зеленеют.

(огурцы) .

Стручок раскрылся! Ох!

И рассыпался.

(горох) .

Кружевные пальчики,

Зонтики-головки!

Разбежались мальчики

По всем грядкам ловко!

Вы куда спешите? Стоп!

Я хочу сорвать.

(укроп) .

Ты всё лето зеленеешь,

Спрятав ягоды в земле,

Ближе к осени созреешь -

Сразу праздник на столе!

Су, салат, пюре, окрошка,

Нам везде нужна.

(картошка ) .

МОИ ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ

У собачки нашей Сильвы

Есть малыш, такой красивый,

Милый, ласковый сынок,

Озорной, смешной.

(щенок) .

Маме Курице-наседке

Очень нравятся все детки,

Позвала гулять ребяток,

Своих желтеньких.

(цыпляток) .

Полосатый рыжий зверь

Коготком скребется в дверь.

Он мурлычет – не ревет,

Потому что это.

(кот) .

Голова рогата,

Молоком богата.

«Будьте все здоровы!

Му-у-у!» - мычит.

(корова) .

В поле любим погулять,

Травки свежей пощипать,

Шерстка теплая колечками,

А зовемся мы.

(овечками) .

В клетке дружно мы живем,

Травку весело жуём,

Мы домашние зайчата -

Длинноухие.

(крольчата) .

Прочитайте переложения плача Ярославны В. И. Стеллецкого и И. И. Козлова. Чем отличаются эти тексты и что в них общего?

И тот и другой — поэтические переводы «Слова о полку Игореве». Авторы с ува­жением относятся к тексту произведения, стремятся передать характер Ярославны, ее любовь к мужу, увидеть в плаче выра­жение обобщенной скорби русских жен­щин в тяжелую для страны годину испы­таний.

Вместе с тем следует отметить, что пере­ложение ученого В. И. Стеллецкого бли­же, нежели поэтический перевод И. И. Коз­лова, к тесту древнерусского памятника с сохранением присущей ему ритмики. Лю­бопытно знать, что именно Стеллецкий защитил докторскую диссертацию о про­блемах ритмики «Слова о полку Игореве» в 1978 году. Перевод И. И. Козлова можно считать свободным, и в нем в наибольшей степени отразилось эмоционально-личностное восприятие поэтом плача Ярослав­ны. Он вводит древнерусский текст в свою поэтическую систему. Так, к примеру, Стеллецкий, следуя за памятником, обра­щает слова Ярославны к Днепру Словутичу, господину: «Прилелей ко мне ты ладу, господин мой, чтоб не слать к нему мне слез на море рано!» В тексте Козлова она обращается просто «Днепр мой славный», обращение к нему становится более раз­вернутым:

«О река! отдай мне друга —

На волнах его лелей,

Чтобы грустная подруга Обняла его скорей;

Чтоб я боле не видала Вещих ужасов во сне,

Чтоб я слез к нему не слала Синим морем на заре».

Переложение выполнено уже в прави­лах стихосложения, принятых в первой половине XIX века. В переложении Коз­лова углубляется любовно-личностное начало. Примечательно, что оно посвяще­но княгине 3. Волконской, поэтессе, хо­зяйке музыкально-литературного салона времен А. Пушкина.

Какой образ стремились создать поэты?

Оба стремились создать образ верной, любящей жены, в котором собирательно отразились лучшие черты облика русской женщины. Образ Ярославны близок к прекрасным женским образам русского фольклора.

Найдите в плаче Ярославны характерные для народной поэзии черты. Сравните текст «Слова…» и его литературные переложения. Объясните значе­ние фольклорных символов, возникающих в словах Ярославны.
Прежде всего это обращение к силам природы за помощью. Основными такими силами, как и в народном творчестве, яв­ляются река (море), солнце, ветер. Это традиционные фольклорные символы. Че­ловек, обращаясь к ним, воздает, как пра­вило, хвалу. То же самое делает Ярослав­на. Сам род плача (причитания) исходит из народного творчества. Так как плач ис­полнялся в связи с трагическими собы­тиями в жизни, в нем очень сильно лири­ческое начало. И в «Слове…», и в обоих приложениях плач Ярославны глубоко лиричен. Как и во всем тексте «Слова о полку Игореве», в речи героини широко используются устно-поэтические эпите­ты, метафоры, сравнения, олицетворе­ния. И тот и другой поэты передают фольклорную лексику в своих переложе­ниях. Однако есть и определенные разли­чия в обращении к ней. Так, Стеллецкий, следуя строго за словами древнерусского текста, использует прямое сопоставление Ярославны с кукушкой, а Козлов — со­поставление отрицательное.

То не кукушка в роще темной Кукует рано на заре —

В Путивле плачет Ярославна Одна на городской стене…

Сама Ярославна тоже не ассоциирует себя именно с кукушкой, в ее плач вхо­дят элементы романтической стилистики (Козлов был поэтом-романтиком):

«Я покину бор сосновый,

Вдоль Дуная полечу,

И в Каяль-реке бобровой Я рукав мой обмочу;

Я домчусь к родному стану,

Где кипел кровавый бой,

Князю я обмою рану На груди его младой».

Почему Ярославна трижды обращается к раз­ным силам природы?

Это традиционный прием русского фольклора, часто встречаемый в народ­ных сказках, песнях, причитаниях, за­клинаниях. В произведениях устного на­родного творчества положительный герой после троекратного обращения к природ­ным или волшебным силам получал по­мощь в самых сложных жизненных ситу­ациях. Такую же помощь получает Яро­славна, выступающая здесь от всех жен­щин Русской земли, — князю Игорю си­лы природы помогают освободиться из плена.