Упражнение на знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте. Причастный и деепричастный оборот

Упражнение 1 . Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4. Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5. Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7. Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.

Упражнение 2.

Укажите ошибки в образовании причастий и употреблении причастных оборотов. Исправьте эти ошибки. В случае необходимости заменяйте причастные обороты придаточными определительными предложениями.

1. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки. 3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил. 4. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию. 6. В руках у режиссера кадры из кинокартины, снимающейся на «Мосфильме». 7. Направляемых студентов на практику необходимо хорошо под готовить теоретически. 8. Абитуриенты, попытающиеся пользоваться мобильными телефонами, будут лишены возможности писать сочинение. 9. В классе есть ученики, охотно занимавшиеся бы английским, если бы такие занятия были организованы. 10. Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.

Упражнение 3.

Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение.

Образец . Левинсон постоял немного и зашагал еще быстрее (вслушиваясь в темноту; улыбнувшись про себя).- Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее (А. Фадеев ).

1. Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освещая ее неярким светом). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала). 4. Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (держа его за руку; посадив на стул). 5. Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль). 6. Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете). 7. Охотник задержался немного, а затем уверенно зашагал по направлению к небольшому озеру (всматриваясь в темноту леса; заметив что-то интересное). 8. Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то). 9. За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом; напоминая собой сказочных великанов). 10. Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

Упражнение 4.

Укажите ошибки в образовании деепричастий и употреблении деепричастных оборотов. Исправляя эти ошибки, можете заменять деепричастные обороты придаточными предложениями времени.

1. Этот талантливый литератор, пиша фельетон, строил фразу с теми же милыми интонациями, с которыми разговаривал в жизни. 2. Узнав о смерти поэта, Варвара Александровна так и не смогла оправиться от удара, хотя и прожила еще 10 лет, умерев в возрасте тридцати шести лет. 3. Определив эти величины из астрономических и геодезических наблюдений, на основе формул выводится сжатие Земли. 4. Они очень внимательно читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное. 5. Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и бенгальские огни. 6. В чемпионате мира по шахматам Каспаров, встречаясь с Карповым, одержал блестящую победу. 7. Мы заняли второе место в районных соревнованиях, побеждая спортсменов из школы-интерната. 8. Вчера, обедая с писателем, он мне сказал... 9. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 10. Проведение тестирования обсуждалось на педсовете, не давая никаких полезных рекомендаций.

Тест по теме "Употребление причастий и деепричастий"

1. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИНТРИГУЮЩИХ из предложения.

Одна из самых интригующих тайн Вселенной - то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена.

А) действительное причастие

Б) страдательное причастие

В)отглагольное прилагательное

Г) деепричастие совершенного вида

2. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРАЩАЯСЬ из предложения:

Найденный диск, вращаясь вокруг молодого пульсара, который располагается в 100 тыс. световых лет от Земли, сияет матовым светом.

А) деепричастие

Б) наречие

В) краткое причастие

Г) страдательное причастие

3. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН из предложения:

Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный - в верхней части земной коры.

А) краткое прилагательное

Б) страдательное причастие

В) наречие

Г) деепричастие

4.

А) В гостиную входили из коридора, который заканчивался входом в кухню.

Б) Егорушка, задыхаясь от зноя, который особенно чувствовался теперь после еды, побежал к осоке и отсюда оглядел местность.

В) Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи.

Г) Когда Никита один возвращался домой, высоко в небе стояла луна, которая освещала поля бледным синим светом.

5. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

Б) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

В) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом.

Г) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) С искренним восхищением разглядывали мы бухту Тихую, которая походила на зеркальное блюдо.

Б) Степка хотел найти настоящего друга, который не бросил бы его в любой беде.

В) Вижу птиц чернеющие стаи, которые летят в далекие края.

Г) На берегу, который выплыл из тумана, мы увидели маленькую фигурку.

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

А) В мусоре, который выбросили из комнаты, попалось несколько медных монет, сильно позеленевших.

Б) Артисты, которые не были заняты в этот вечер, собрались в доме юбиляра и устроили настоящий праздник.

В) Почему я вижу звезды, которые так ярко светятся на черно-синем болгарском небе?

Г) Однажды я прочитал статью, в которой описывалась история редкой марки.

8.

Прославив своё имя исследованиями болезней и применением вакцин,

А) у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными.

Б) это способствовало распространению и развитию науки.

В) ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком.

Г) нужны дополнительные финансовые средства

9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ,

Б) внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст.

В) часто проблема формулируется неточно, неправильно.

Г) комментарий к сформулированной проблеме игнорируется.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая о страданиях Бруно и Галилея,

А) был предан анафеме догмат о существовании только одного мира.

В) учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто.

Г) трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни.

11. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге,

Б) дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня.

В) географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края.

Г) уже стемнело.

12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо,

А) возникает желание уберечь её от любых бед.

Б) космонавту не было равных.

В) космонавта охватило радостное возбуждение.

Г) космонавт зачарованно замер.

Упр. № 1

1. Прочитав эту книгу я узнал много интересного. 2. Рассердившись Наташа выбежала из комнаты. 3. Сторож уходя домой всегда запирал двери на ключ. 4. Мальчишки испугавшись бросились врассыпную. 5. Мы долго стояли возле клумбы рассматривая эти цветы. 6. Солдат плотно закрыв дверь отправился к начальству чтобы доложить обо всем. 7. Тихо застонав раненый приподнял голову. 8. Вздохнув мать продолжила свой рассказ но ее уже никто не слушал.9. Он спускался по лестнице насвистывая какую-то мелодию.

Упр. № 2

Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания. Выполните синтаксический разбор второго предложения.

1. Подпрыгнув он дот..нулся до самой высокой ветки. 2. Я увидел что ко мне бежали какие(то) люди размахивая руками. 3.Раненый боец громко застонав от боли пр..открыл глаза. 4.Положив в чай два кусочка сахара она стала размешивать его. 5.Денисов стоял у того крыльца отдавая последние приказания.6.Морозов свирепо поглядев в мою сторону выхватил из кобуры пистолет но я (не)испугался.7. Сережа поднявшись спросил учителя как можно решить этот пример покороче.8. Бабушка засыпая думала о своих (не)благодарных внуках и слезы наворачивались ей на глаза.

Упр. № 3

Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания. Выписать слова, где есть орфограммы по теме «Правописание гласных в корнях с чередованиями», корни выделить. (Их 9).

1. На клонившись старик поднял с земли дли(н-нн)ую палку. 2. Тяжело вздохнув он стал отпирать сундук с золотом. 3. Возле реки растут сосны протягивая к небу свои к..лючие лапы. 4. Наташа собирая лесную малину увидела в траве большую змею. 5. Змея зашипев скрылась в густой траве которая росла под дубом. 6.Отрезав большой кусок торта мальчик отложил его на отдельную тарелку чтобы угостить маму когда она вернет(?)ся домой с работы. 7.Мой брат долго загорая на пляже стал совсем смуглым. 8. Экскурсовод сказала что мы должны рассматривать поделки не прикасаясь к ним руками.

Упр. № 4

Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания. Объяснить правописание Н и НН. Выполнить синтаксический разбор предложения № 3.

1. Проснувшись Ивануслышал под своим окном громкое лошади..ое ржанье. 2.Выбежав на песча..ый берег ребята со смехом бросились к воде.3. На улице дул ледя..ой ветер срывая с деревьев последние листья.4.Сергей громко постучав в деревя..ую калитку долго ждал когда же ее откроют. 5Дуня улыбаясь шла мне навстречу а станцио..ый смотритель ставил на стол самовар. 6.Старик показывая нам свои фотографии стал рассказывать нам о подвиге который он совершил во время Великой Отечестве..ой войны.7.Услышав громкий бараба..ый бой солдаты побежали к центру лагеря потому что поняли что на них напали враги. 8. Ребята должны были подойти к ветр(е-я)(н-нн)ой мельнице но растерявшись пошли в ином направлении.

Упр. № 5

Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания.

1. Прочитав эту книгу я понял какой великий подвиг совершили люди когда впервые пересекли (А,а)тлантический океан. 2.Катя пр..сев на подоконник стала болтать ногами и рассказывать о том как они на прошлой недел(е-и) ездили в Михайловское. 3.Училище Иван всё-таки закончил но не имея таланта к профессии учителя работать в школу не пошел.4.Поставив в вазы искусственные цветы и разложив везде салфетки Фенечка пр..села к столу так как считала что (з-с)делала уже все что нужно. 5.Свердлов пригласил в город искусного архитектора и посоветовавшись с ним решил полностью перестроить центральную площадь. 6.Конечно же весь вечер он провел размышляя о тяжелых последствиях своего поступка.

Упр. № 6

Перепишите предложения, расставьте и объясните знаки препинания.

1. Взяв (пол)кусочка хлеба Оля протянула его братику который сидел возле ее ног. 2.Девч..нка протянула мне (пол)яблока и весело смеясь предложила попробовать. 3.Низко наклонившись и внимательно рассмотрев все я убедился что (пол)лодки занято какими(то) старыми вещами.4.Мы об(?)ездили (пол)Европы сказал он вернувшись наконец(то) домой. 5.Сергей аккуратно сложив вещи в сумку пошел к выходу но вспомнив о телефоне вернулся с (пол)дороги 6.Обегав (пол)Москвы и опросив с помощью жестов многих людей Герасим понял что Муму ему не найти. 7.Иван приехав заметил что (пол)деревни (з-с)горело но (н..)кто (не)знает как именно возник пожар. 8.Иван Иванович подошел к столу и загадочно улыбаясь чему(то) взял в руки (пол)листа почтовой бумаги.

Упр. № 7

Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах. Объяснить вставленные буквы по теме «О и Ё после шипящих».

1. Маленький зайч..нок выпрыгнув из-под куста бросился бежать. 2. Засмеявшись Катя протянула мне ч..рную тетрадь и я взял её. 3.Диагноз поставленный местным врач..м оказался (не)верным. 4. Поставив цветы в вазу Ольга предложила нам попробовать спелый-пр..спелый крыж..вник. 5.Листья опавшие с деревьев лежали на земле ж..лтым ковром. 6.Эта река теч..т через город построенный пят(?)сот лет назад. 7. Собра(н-нн)ые в лесу ж..луди пошли свиньям.8. Старич..к слегка пр..подняв занавеску выгл..нул в окно и увид..л что идет дождь.9. Девч..нки одетые только в легкие платьица быстро замерзли. 10.Задумавшись я (не)услышал звонка на урок.

Упр. №8

Переписать предложения, расставить и объяснить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах.

    Этот юноша медленно поднимаясь в гору нап..вал какую(то) песню. 2. На полу лежало моё письмо разорванное на мелкие клочки и я пр..сел чтобы собрать их. 3. Он шел впереди (не)отвечая на наши вопросы. 4. Задумавшись Анна не стала отвечать на другой вопрос. 5. Мы с интересом наблюдали как ребята прочитавшие такой рассказ жарко спорили о его содержании.6. Посаженные на той могил(е-и) нарц..ссы уже начинали цвести. 7. Зарыдав Аленка поб..жала жаловат(?)ся своей маме что некоторые дети ее об..жают.8. (Н..)кто (не)знал сколько времени потребует(?)ся чтобы найти документы утерянные нами.

Упр. № 9

Расставить и объяснить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах.

1 Елена конечно понимала что люди собравшиеся на площад.. будут треб..вать отставки ее деда. 2. Если наступали ветр(е-я)(н-нн)ые дни женщины выходя на работу надевали кожа..ые куртки.3.Выбрав самую большую чашку и налив в нее молока Наташа гордо уселась на стульчик который стоял с правой стороны стола. 4. Всякий человек совершающий дальнее пут..шествие должен помнить (кое)какие правила. 5. Наконец мы вошли в гости..ую уже убра(н-нн)ую и подготовле(н-нн)ую к торжеству. 6. Как будто очнувшись от долгого сна Ольга захотела узнать для чего мы ее побеспокоили.8.Теперь вам дорогой Иван Кузьмич больше двух ки(л-лл)огра(м-мм)ов поднимать нельзя со вздохом сказал врач(?) осмотрев больного. 9.Внимательно изучив все туристические буклеты я решил что поеду отдыхать в Анапу.

Упр. № 10

1. Решая задачу, у меня не хватило терпения. 2. Решая задачу, у меня закончилась тетрадь. 3. Решая задачу, я пользовался несколькими справочниками. 4. Оглядываясь по сторонам, мне стало страшно. 5. Услышав столько лестных отзывов в свой адрес, мне стало очень приятно. 6. Придя домой, у меня заболела голова. 7. Открыв книгу, у меня выпала закладка. 8. Ответив на все вопросы, депутат сошел с трибуны. 9. Сделав уроки, Петя пошел гулять. 10. Ремонтируя квартиру, у нас закончились стройматериалы. 11. Хорошенько протопив комнату, мне стало тепло.

Упр. №11

Исправить, ЕСЛИ НУЖНО, ошибки при употреблении деепричастного оборота.

1 Ей было очень тревожно, утраиваясь на новую работу. 2. Отдыхая в гостинице, у нее пропали сережки. 3. Закончив школу, Наташа поступила в институт. 4. Осматривая место происшествия, на глаза следователям попал странный предмет. 5. Внимательно прочитав газету, он многое понял. 6. Расставшись надолго с мамой, мне стало грустно. 7. Смотря эту известную комедию, нам действительно было смешно. 8. Закончив выступление, все зрители аплодировали стоя. 9. Хорошенько подготовившись к уроку, Олег не сомневался, что ответит хорошо. 10. Хорошенько прибрав комнату, мною овладела усталость. 11. Сняв куртку, ему сразу стало холодно. 12. Они шли домой, разговаривая о новой работе. 13. Вернувшись домой, мои ноги ныли от усталости.

Упр. № 12

Придумать предложения с приведенными ниже причастными и деепричастными оборотами.

Прочитав письмо, рисуя новогоднюю елку, смахнув слезу рукой, отвернувшись, ответив на все вопросы, отрезав кусок черного хлеба, громко переговариваясь, сделанный из бумаги, прилетевший из Японии.

Упр. № 13

Изменить предложения с однородными сказуемыми так, чтобы в них были деепричастные обороты. Выполнить фонетический разбор выделенного слова.

Образец : Наташа покормила котенка и пошла гулять. – Покормив котенка, Наташа пошла гулять.

1 Бабушка приготовила суп и позвала детей обедать. 2. Отец прочитал газету и положил ее на журнальный столик. 3. Оля шла по улице и разглядывала новые витрины. 4. Дети наконец-то построили шалаш и побежали купаться. 5. Мы ожидали наш самолет и очень нервничали. 6. Собака подбежала к незнакомцу и стала громко лаять. 7. Она оглянулась и вскрикнула от изумления. 8. Ваза упала на пол и разбилась. 9. Таня заплакала и выбежала из комнаты.

Упр. № 14

Расставьте и объясните знаки препинания в связном тексте. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения.

Субботник

Однажды я выгл..нул в окно и увидел что все наши соседи почему(то) вышли на улицу. Я оделся и тоже вышел. Ок..залось что все хотят занят(?)ся уборкой придомовой те(р-рр)(е-и)тории. Дед Сергей взобравшись на пригорок взмахнул рукой и работа нач..лась. Взяв в руки лопаты мужчины стали перекапывать землю. Женщины пр..несли большие ведра с известью и стали быстро белить деревья. Рядом стояли дети и дед Сергей конечно же прик..зал им помогать старшим. Ребята схв..тили веники и прин..лись подм..тать дорогу. Дети работали нап..вая какую(то) песню. Вдруг подул ветер и с ближайших березок медленно кружась в воздухе на землю пол..тели л..сточки. Ребята рассмеявшись начали подб..рать их. Этим листикам они тут же нашли применение. Девч..нки например быстро (з-с)делали себе из них (не)плохие бусы . Я тоже (не)сидел без дела и выполнял ту работу какую мне д..вали. Когда уборка была закончена я с друзьями ж..г осенние листья.

Упр. № 15

Расставьте и объясните знаки препинания в связном тексте.

Когда наступил рассвет пут..шественники еще спали. Первым проснулся Васька потому что он ложился раньше всех. Открыв глаза Васька пот..нулся и огл..делся по сторонам. Высоко над лесом стояло (ярко)красное солнце. Васька конечно же знал что такой цвет предвещает ветре..ый день. Мальчишка встал и пошел к реке чтобы посмотреть на сети которые ребята поставили на воде. Он думал о том как было бы здорово если б в них сейчас оказалась рыба. Он мечтал сколько ухи можно будет сварить из неё. Васька спустился к реке и пр..сел на пр..брежный камень чтобы отдохнуть. Он подумал о том что ребята наверное еще спят а природа вокруг уже просыпает(?)ся. Громко пели птицы гудели шмели в реке пл..скалась рыба. Рядом с Васькой на деревя..ой колод(е-и) сидела уд..вительно красивая стрекоза. Мальчик прот..нул к ней руку но она испугавшись ул..тела. Приблизившись к сетям Васька увид..л что они были наполне(н-нн)ы рыбой. Васька радос(?)но вскрикнул и ему ответило эхо.

Упр. №16

Расставьте и объясните знаки препинания в связном тексте. Выполнить синтаксический разбор одного из выделенных предложений.

Запорожская Сечь

Тарас Бульба настоящий (У-у)краинский казак. Он искре(н-нн)е считал что настоящим мужчиной можно стать только на Запорожье. Поэтому в один пр..красный день Тарас об(?)явил своим сыновьям чтобы они седлали коней потому что он отвезет их на Сечь. Дорога на Запорожье заняла немного времени. Вскоре Бульба в(?)езжал в казацкую крепость и здоровался со старыми друзьями которые встретили его очень радос(?)но . Может быть сыновья Тараса сначала стеснялись но познакомившись со всеми стали вести такую же жизнь как другие казаки. Эта жизнь им конечно же очень понравилась. Каждое утро казаки выезжали на охоту и сыновья Бульбы тоже отпр..влялись вместе с ними. Стреляли они хорошо и поэтому всегда возвращались домой с богатой добычей . Но больше всего юношам понравились наверное вое(н-нн)ые игры. Остап и Тарас любили скакать на конях стрелять из луков сражат(?)ся на копьях. Когда между казаками проводились разные состязания сыновья Бульбы часто выходили победителями.

Чем отличаются причастный и деепричастный оборот? Упражнения по нахождению обособленных определений и обстоятельств представлены в статье. В ней же даются сведения о формах глагола.

Глагол и особые формы глагола

Глагол является в языке ведущей частью речи, которая сообщает о процессах и действиях, происходящих вокруг. Вместе с существительным он входит в грамматическую основу предложения: Мальчик плывет. Дом строится; а в глагольных односоставных предложениях самостоятельно составляет их предиктивную основу: Вижу! Посмотри. Было поздно. Ему звонят .

Если рассмотреть и деепричастным оборотом, то можно заметить, что в них содержится несколько слов, отражающих процесс, - причастий или деепричастий. И те и другие представляют собой глагольные формы, при этом причастие схоже с прилагательным, так как имеет такую же парадигму склонения и отвечает на вопросы прилагательных: какой? какое? и другие, а деепричастие - с наречием, так как тоже является и отвечает на основные вопросы наречий: как? каким образом?

Причастия образуются от основ глаголов с помощью суффиксов -ащ-,-ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-: кричащий, смотрящий, несущий, пустующий, живший, шедший, определенный, указанный, спетый. Деепричастия - с помощью суффиксов -а-, -я-, -ючи, -учи-, -в-, -ши-, -вши-: крича, запевая, играючи, едучи, посмотрев, принесши, познакомившись.

Например: Заполонившая весь сад трава росла густо, не давая возможности вырасти культурным растениям. В данном предложении представлено четыре разных глагольных формы: росла - глагол прошедшего времени, женский род, вырасти - инфинитив, заполонившая - причастие, не давая - деепричастие. Можно заменить причастие прилагательным, а деепричастие - наречием: Зеленая трава росла густо, и возможности вырасти у культурных растений было немного. В предложении сохранился главный смысл, но утеряны дополнительные действия, которые отражали причастный и деепричастный оборот. Упражнения из таблицы ниже помогут научиться находить глагольные формы и отличать их друг от друга.

Упражнения на нахождение глагольных форм

Задание Текст задания
Из текста выпишите три причастия Была гроза, сопровождающаяся устрашающим громом и огненными молниями. Миша, как учил его дед, спрятался под кустарником, расположенным в низине. Вдруг послышался сильнейший раскат грома, а затем звук, напоминающий шипение змеи. Это молния попала в дерево в десяти шагах от домика лесничего.
Из текста выпишите все деепричастия Не отрывая глаз, Яша смотрел на зарю. Почему-то в это время суток ему всегда хотелось, стоя на мансарде и смотря вдаль, размышлять о вечном. То он задавался вопросом, почему птицы так красиво летают, то его волновал вопрос о происхождении Солнца, то задумывался о дальних странах, мечтая путешествовать.

Причастный оборот как обособленное определение

Причастным оборотом называется конструкция причастия с зависимым словом. Так, предложение: Цветущий сад был красив - без причастного оборота, а предложение: Цветущий на даче сад был красив - имеет причастный оборот, так как у причастия есть зависимое слово: цветущий (где?) на даче.

Построение причастных оборотов может быть разным, но данная синтаксическая единица обязательно представляет собой причастия с зависимыми словами.

Причастный оборот требует обособления, если стоит после главного слова: Грибы, набранные всей семьей, лежали теперь на скамье под сосной; если зависит от личного местоимения: Мечтающий о поездке в Конго, он оформлял визу - или имеет дополнительное уступительное или причинное значение: Уставшая от шумных посетителей, Лена еле добралась домой.

Ошибки при употреблении причастных оборотов

Употребляя в речи причастный оборот, ошибки можно допустить как пунктуационные, так и грамматические. встречаются при неверном определении границ синтаксической единицы, при невнимательном прочтении предложения с причастным оборотом и при отсутствии теоретических знаний об условиях его обособления.

При употреблении причастных оборотов связаны прежде всего с неуместным использованием причастного оборота в предложении и с неправильным согласованием причастия с главным словом. Например: Северный баскетбольный клуб приехал в родной город, удачно сыгравший на чемпионате. (Верный вариант: Северный баскетбольный клуб, удачно сыгравший на чемпионате, приехал в родной город ).

как обособленное обстоятельство

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Деепричастие и деепричастный оборот всегда обособляются. Их выделение запятыми не зависит от месторасположения относительно главного слова. К примеру: Они приехали, не предупредив. Галя, увидев красивый букет в его руках, сразу успокоилась. Слушая, Коля делал записи. Не требуют обособления лишь те деепричастия, которые входят в состав фразеологических оборотов: Спустя рукава он работал весь сезон. Ребенок прислушивался затаив дыхание - или перешли в наречия: Толя читал не торопясь. Он рассердился не шутя.

Причастный и деепричастный оборот: упражнения

В таблице ниже приведен ряд заданий на нахождение обособленных членов, выраженных причастным или деепричастным оборотом.

Задание Текст задания
Из текста выпишите обособленный деепричастный оборот Маша, перебирая подаренные ей открытки, вспомнила свой первый праздник. Это был ее седьмой день рождения. Мама напекла булочек и пирожков, чтобы Маша угостила своих одноклассников. Она была счастлива организовать чаепитие для всех ребят, которые встретили ее у порога школы с огромной корзиной фруктов.
Среди предложений найдите то, в котором есть причастный оборот.
  • Кот, который спугнул цыплят, спрятался под гнездом.
  • Рыбак, поймавший окуня, возвращался на берег.
  • Анна, моя соседка снизу, работала в санатории.
Из текста выпишите деепричастие и деепричастный оборот. Спрыгнув с высокого дерева, Паша побежал на пруд. Здесь он встретил своих друзей. Искупавшись, они стали рассказывать друг другу истории, произошедшие с ними за этот год.

Причастный и (упражнения из таблицы это подтверждают) вносят в предложения значение дополнительного действия. Они, являясь обособленными членами, лишь сопровождают основной процесс, заключенный в сказуемом.

Причастный и деепричастный обороты: примеры из литературы

Предложения с причастным и деепричастным оборотом нередко встречаются в художественных произведениях. "Океан, ходивший за стенами, был страшен", "Малый помолчал и, сбив кнутом прилипшего к лошади крупного овода, сумрачно ответил" (И. А. Бунин). "То с утра до утра шел не переставая мелкий... дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь..." (А. И. Куприн). "Покрытые инеем, они уходили в неясную, озаренную даль..." (В. Г. Короленко).

Тест по теме « Пунктуация при причастных и деепричастных оборотах» для 7 класса.

Ночные костры (1) светившиеся там и сям по лагерю (2) освещая фигуры сонных солдат (3) расположившихся около них (4) увеличивали темноту своим неярким багряным светом. (Л.Толстой)
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 1,2
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лось выбежал на опушку (1) заросшую кустарником (2) и (3) не останавливаясь (4) направился к реке. (К.Паустовский)
    1,2 1,2,4 3,4 1,2,3,4
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он /Вронский/ остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты и пошёл в аллею (5) ведущую в сад. (Л.Толстой)
    1,2,3,4 1,2,3,4,5 3,4 1,4,5
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обдёрганные ветром (1) тучки ползли вяло (2) не обгоняя (3) тянувшихся по дороге (4) быков. (М.Шолохов)
    2 1,3,4 2.3 1,2,3,4
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев поблизости копну сена (1) привалился к обдёрганному коровами подножию (2) наблюдая за вороной (3) летавшей по серому небу. (Е.Носов)
    1,3 2,3 1,2 1,2,3
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пройдя по дорожке (1) расчищенной от снега (2) она повернула к надворным строениям и (4) миновав их(5) через внутренний двор пошла далее. (Е.Салиас)
    1,2,4 1,2,3,4 ,5 3,4 1,2
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Она сделала паузу (1) и (2) собравших с мыслями (3) села за стол (4) покрытый скатертью. (Е.Крестовский)
    2,3,4 1,2,3 3,4 2,3
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Спускаясь в балку (1) капитан наклонился к крохотному водопаду (2) стекавшему с ледяной бахромы откоса (3) и стал пить воду (4) ощущая пресный вкус талого снега. (В.Кожевников)
    1,2,3 1,2,3,4 3,4 1,4
    В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес. (К. Паустовский)
    1,2,3 3,4 1,2,3,4 1,2
10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога (1) тянувшаяся к морю от далёкого города (2) осталась позади (3) а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море (4) не имеющее границ. (Я. Палкевич)
    1,2,3,4 1,2,4 3,4 1,2,3
3

Мы сломя голову летели по чащобе. Цепляясь саблями за поводья гремя шпорами и торопясь слезали гусары сами не зная что они будут де­лать (Л.Н.Т.). И потом внезапно разъярившись мчится по всему дому бешено потрясая всеми ставнями и дверьми или забравшись в трубу скулит так жалобно скучно и непрерывно то поднимая все выше все тоньше свой голос до жалобного визга то опуская его до звериного рычания (Куп­р.).

Жизнь устроена так дьявольски что не умея ненавидеть невозможно искренне любить (Пауст.). Макар сидел слегка покачиваясь и про­должал свою песню (Кор.). Вспомнив теорему мальчик быстро решил задачу. Засучив рукава отец приступил к работе. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату (Чех.). Туманы клубясь и извиваясь сполза­ли в ущелье. Трамвай летел позванивая к самому морю (А. Н. Т.). Крупные капли дождя разбивались о землю превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Сол.). Ветер все еще сильный дул теперь с востока разметывая снежные и дождевые тучи. Он работал спустя рукава. Мать бежала не оглядываясь и рыдала на бегу (Гл.). Листва берез висит не шелохнувшись (Пауст.). Старик сидел сгорбившись. То крылом волны касаясь то стрелой взмывая к тучам он кричит. Усталый жаждою то­мимый с лица стирая кровь и пот Гарун меж скал аул родимый при лунном свете узнает (Лерм.). Молодой человек слез с подоконника и зашагал по комнате размахивая руками. Напившись чаю и полюбовавшись со своего крылечка на горы на утро и на Марьянку он надевал оборванный зипун и отправлялся часу в шестом утра в лес (Л.Н.Т). Убегая к себе он принимался хлопать ящиками стола (А. Н. Т.). Крикнув собаку охотник быстрыми шагами направился к полянке. Глаза томно увлажняясь смотрели на него немигающим взглядом. Здесь между двух засеянных полей пересекая бу­гор оставалась неширокая полоса когда-то паханной, но потом заброшенной земли (Скалд.). Казаки расползались ища прикрытия выбирая место по­удобнее (Шол.).

Еще по теме Упражнение на знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте.:

  1. Упражнение на знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте
  2. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами
  3. 77. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами
  4. 312. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами