Упражнения для развития памяти младших школьников. Упражнения для развития памяти у младших школьников

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Ваше вихрастое чудо подросло и заметно вытянулось. Еще вчера оно с азартом гоняло паровозики по полу, качало и укладывало спать плюшевого мишку. А сегодня, взгромоздясь на стул и закусив от напряжения губу, старательно выводит букву за буквой, вписывает столбиком цифры, сражается с таблицей умножения.

Малыш пытается успеть за современной школьной программой, которая предъявляет столь высокие требования к своим ученикам. Времени на раскачку нет. Промешкаешься, чего-то не поймешь – и вот ты уже в отстающих.

Нынешняя школа делает ставку на учеников с хорошей памятью. Не все дети обладают таковой от рождения, но память можно и нужно развивать. Итак, друзья, сегодня мы разберем, какие бывают упражнения для развития памяти у младших школьников.

Дети 6-10 лет весьма любопытны, они впитывают, как губка все новое и неизведанное, с удовольствием запоминают, а потом используют в своей речи новые термины и понятия.

Происходит переход от фантастического мира выдумок и сказок к более реалистическому восприятию действительности. Как и в дошкольном возрасте, по-прежнему преобладает виды памяти:

  • Эмоциональный;
  • Образный.

Только теперь уже школьник учится запоминать осознанно, то есть развивается логическая память.
Если в первом классе превалировала непроизвольная память, то к концу четвертого класса она становится произвольной, то есть материал запоминается под воздействием усилия воли.

Обучение в школе для младшешкольника – самая важная деятельность. Маленький человечек сам стремится к постижению новых знаний, меняются его ценности, уклад жизни. Вся проблема в том, что в начальной школе дается большое количество новой информации, но не преподаются методики, позволяющие эту информацию быстро запомнить.Научить школьника правильно пользоваться своей памятью – задача родителей.

Что нужно младшему школьнику для успешной учебы?

В наше время программа в школах значительно усложнилась и претерпела качественные изменения. Если раньше для успешной учебы в начальной школе требовалось уметь аккуратно писать, правильно решать арифметические примеры и внимательно слушать учителя, то теперь добавляется множество других требований.

Здесь и умение самостоятельно работать с новым материалом, и способность запоминать большие объемы информации. Без хорошей работы памяти хорошо учиться невозможно.

Мы знаем, что работа памяти состоит из трех этапов:

  • Запоминание;
  • Хранение информации;
  • Воспроизведение (воспоминание).

В младших классах школы ребенка следует прежде всего научить эффективному процессу запоминания – помочь систематизировать знания, сделав их удобными для хранения.

Факторы эффективного запоминания

Как нужно организовать информацию, чтобы она запоминалась легко учеником младших классов? Существуют следующие условия оптимальной работы памяти:

  1. Желание учиться. Если оно есть – проблем с запоминанием не будет;
  2. Установление связей. В первую очередь запомнится та информация, которая будет связана с уже имеющимися знаниями во-первых и будет иметь практическое значение для школьника во-вторых;
  3. Яркость и эмоциональность. Информация должна быть связана с эмоциями и яркими впечатлениями, тогда она запомнится легко и надолго;
  4. Внимание. Если ученик пропустил новый материал мимо ушей, то запомнить он ничего не может.

Как известно, память делится на несколько видов:

  • Зрительная (лучше запоминается то, что находится перед глазами);
  • Слуховая (запоминаем, если слышим на слух);
  • Двигательная (определенное монотонное движение способствует запоминанию).

Проведите диагностику дома: понаблюдайте, каким видом памяти ваш школьник пользуется чаще всего. В дальнейшем при подготовке домашних заданий опирайтесь на этот вид. Например, если доминирует двигательная память, то информацию, сложную для запоминания, следует переписывать от руки.

Любой родитель может помочь своему ребенку справиться со школьными нагрузками и достичь должного развития памяти. Все, что для этого нужно – всего лишь следовать этим рекомендациям:

  • Соблюдайте принцип наглядности. Весь новый материал лучше представить в виде картинки, образа, схемы;
  • Помогите школьнику разобраться, хорошо или плохо он выучил новое правило (или написал упражнение, прочитал стих). Заострите внимание на том, как должен выглядеть результат. Допустим, если стихотворение выучено, то оно должно читаться легко, с выражением и без запинки;
  • Побуждайте интерес к учебе. Используйте игровые и соревновательные элементы;
  • Сначала понять – потом выучить. Новую информацию (особенно большие параграфы и тексты) всегда прежде всего нужно разобрать на смысловые кусочки, чтобы понять содержание. Обсудите с ребенком все трудные моменты. Так же, по кусочкам, затем заучивайте;
  • Для закрепления материала в памяти время от времени заставляйте школьника повторить уже выученные правила. Не используйте повторы слишком часто.
  • Обязательно занимайтесь развитием внимания своего чада. Упражнения можете найти в моей статье: « ».

Как развить память в младших классах?

Выделите время в течение дня для специальных занятий, когда вы будете заниматься с ребенком – выполнять упражнения и играть в игры на развитие памяти у младших школьников. Приведу ориентировочные задания, которые можно использовать:

  • Решайте ребусы и головоломки, разгадывайте кроссворды;
  • Разучивайте стихи, считалки, скороговорки;
  • Составляйте логические цепочки из слов;
  • На прогулке в парке или в лесу попросите ребенка услышать и запомнить как можно больше звуков. По возвращении домой вспомните, что вам удалось услышать;
  • Занимайтесь рисованием. Пусть школьник почаще срисовывает различные геометрические узоры и картинки из книжек.

Очень эффективное и полезное задание – писать диктанты. Тут есть два варианта:

ВАРИАНТ А: ребенок предварительно читает небольшой отрывок текста – строчек 6-8, не больше. Находит в тексте слова с новыми, недавно изученными орфограммами. Далее школьник пишет этот текст под диктовку. По окончании сверяется с образцом, подсчитываются допущенные ошибки.

ВАРИАНТ В: текст читается взрослым в достаточно быстром темпе и с разделением на предложения. Читается первое предложение – пауза (ребенок по памяти пытается все записать) – звучит второе предложение – пауза (снова записывает). И так весь текст. При анализе результатов приоритет отдается степени точности записанных слов.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Цветной ряд
Выложите перед ребенком на столе цветные кубики в количестве 5-7 штук, поставьте их в один ряд. Ребенку дается задание запомнить цвета и их последовательность. Через полминуты прикроем кубики накидкой и просим школьника повторить комбинацию цветов на других таких же кубиках или нарисовать на листе бумаги, используя фломастеры.

Картинка
Эффективный метод развития зрительной памяти – запомнить картинку и потом ее описать. Для этого подбирайте рисунки с достаточным количеством небольших деталей. Пусть младший школьник разглядит все подробно за 30-40 секунд, а затем перескажет, что было нарисовано, когда вы картинку уберете.

Зоопарк
Попросите ребенка посмотреть на карточку и представить вместо слов изображения животных – каждое на своем месте.

Уберите карточку. Пусть младший школьник припомнит и изобразит с помощью цветных карандашей каждое из животных. Проверьте, правильно ли это ему удалось.

Упражнения на развитие слуховой памяти

Чемодан
Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Пары слов
Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Остановка
Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание.
Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.

Упражнения на развитие памяти с использованием ассоциаций

Мы уже говорили с вами, друзья, что основная задача младшего школьника – освоить эффективные методы запоминания. Эти упражнения призваны помочь ребятам научиться приемам ассоциативного мышления. Для детей это, пожалуй, один из лучших методов запоминания.
Про создание ассоциаций для запоминания можете почитать в статье « ».

Подсказка
На столе лежит два десятка карточек с изображенными на них предметами и животными. Приготовьте набор из 8-10 слов. Читая по порядку слова из набора, предложите школьнику найти на столе карточку, которая может помочь запомнить это слово. Карточка откладывается в сторону, читается следующее слово из набора. В завершение попросите перечислить все слова из списка, опираясь на карточки-подсказки.

Придумай
Назовите любое слово. Попросите ребенка придумать слова, ассоциирующие с ним. Например, если это слово «песок», то ассоциации могут быть: сахар, пляж, море, совочек, пустыня и т.д. Пусть ученик сформирует ассоциации для каждого слова из списка:

ВОДА, МАШИНА, ГОЛУБИ, МЫШКА, СКЛАД

Можете придумать свой набор слов. Со временем генерация ассоциаций войдет у учащегося в привычку, и тогда можно взять задание посложнее, описанное в следующем упражнении, развивающем мышление.

Картинки-небылицы
Приготовьте список из пар слов, далеких по смысловому значению друг от друга. Например, СТУЛ – МАШИНА. Предложите ребенку вообразить картинку, где будут оба слова-предмета, слитые в единое целое.

Можно представить игрушечную машинку на стуле, можно вообразить машину, где в кабине на шоферском месте будет стоять стул. Но лучше отдать предпочтение фантастическим образам: машина проезжает под аркой в виде огромного стула или стул едет по комнате, сверкая фарами и бибикая, как машина. Предела фантазии нет

.

Пусть школьник представит в виде смешной картинки каждую пару слов из вашего списка. Вторая часть задания – читаете одно слово из каждой пары, учащийся припоминает второе, пользуясь уже созданной картинкой.

На сегодня это все. Для занятий на развитие памяти у младших школьников можете использовать также . В качестве онлайн-тренировки рекомендую воспользоваться сервисом Викиум , где все тренажеры представлены в виде увлекательных, захватывающих и вместе с тем полезных флеш-игр, направленных на развитие памяти и внимания. Я думаю, ваши дети будут выполнять эти задания с восторгом. Мои впечатления о сервисе можно почитать

На этом заканчиваю.
Жду ваших комментариев, не забывайте подписаться на новости блога.
Всем пока! С уважением, Юрий Окунев.

Запоминают информацию посредством механической памяти. Но так у ребенка не выстраиваются логический взаимосвязи, материал, «вызубренный» сегодня может быть забыт полностью буквально через пару дней. Поэтому учите ребенка при запоминании искать ассоциации, параллели. Так знания будут не просто перемешаны в голове, а выстроены в определенной взаимосвязанной последовательности. Благодаря ассоциативному запоминанию не составит труда воспроизвести необходимые сведения, к тому же с помощью образов информация в памяти сохранится .

Ассоциации можно придумывать самые разнообразные, это могут быть различные рисунки или фразы. Вспомните, как первоклассники учат азбуку: каждой букве соответствуют , рассматривая которые, малыш запоминает их. Или всем известна фраза, указывающая на порядок цветов в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Точно так же можно запоминать , даты, и т.д. Главное, придумать устойчивые ассоциации.

Обычно дети запоминают информацию быстрее и качественнее, если им понятно, для чего она нужна. Ведь порой школьнику не ясно, зачем ему знать и склонения или . Поэтому объясните ребенку, где ему пригодится запоминаемый материал, постарайтесь как можно увлекательнее рассказать об этом.

Для развития памяти ребенка существует множество игр. Различные головоломки, ребусы, кроссворды, лото помогут школьнику не только натренировать память , но и расширить кругозор. К тому же играть в них можно всей семьей, а доброжелательная атмосфера в кругу близких людей – залог успешного развития маленькой личности.

Видео по теме

Источники:

  • Упражнения для развития памяти у младших школьников и детей

Совет 2: Как развивать у маленького ребенка внимание и память

Чтобы ребенок правильно и гармонично развивался, родители ему должны в этом помогать. Существует множество действенных упражнений для развития памяти и внимания.

Отличная память и внимательность станут для ребенка залогом успеха в будущей учебе и даже работе. Именно поэтому их развитию родителям малыша стоит уделять особое внимание. Занятия с ребенком для развития памяти и внимания должны быть регулярными и систематическими. Помогут в этом простые и увлекательные упражнения.

1) Вместе нарисуйте на листочке маленькие картинки. Пусть ребенок посмотрит на них в течение пары минут. Потом возьмите второй лист и попросите его воспроизвести рисунки в том же порядке.

2) Нарисуйте на большом ватмане цифры от 1 до 50. Пусть каждая цифра будет разного цвета, размера и фактуры. Закончив рисовать, попробуйте посчитать по листочку от 1 до 50 и обратно. Из-за разного вида цифр сделать это будет сложно. Такое упражнение прекрасно развивает зрительную память. Получившийся ватман с цифрами можно использовать неоднократно.

3) Учите небольшие стихи, басни и пословицы. Это можно делать в процессе интересной игры. Или даже разыгрывая сценки.

4) Вечером, обсуждайте события, произошедшие за день. Развивайте ассоциативную память ребенка. Для этого расспросите его не только о событиях дня, но и запахах, цветах, мелодиях, вкусах, которые он ощутил.

Часто дети испытывают трудности при запоминании учебного материала.

Есть ли специальные приемы, с помощью которых можно реализовать развитие памяти у школьников . Конечно, память можно и необходимо развивать.

Что такое память?

Память - это форма отражения реальной действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении своего опыта. Человек, лишенный памяти, всегда находился на уровне своего развития новорожденного ребёнка.

Память – главнейшая функция, обеспечивающая приобретение новых знаний, и поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника.

Различают следующие виды памяти:

образная и словесно-логическая (по типу психической активности);

произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности);

непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить);

кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).

К образной памяти относятся - зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают вслух (слуховой тип памяти) или, наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип).

У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывает или проговаривает его (двигательный тип памяти), но есть дети, которые запоминают лишь тогда, когда материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), а это эмоциональная память.

Чаще, у ребенка выражены несколько видов памяти. Поэтому, пусть ребенок пытается запомнить материал разными способами: читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка, просите проговаривать выученный материал вслух (речедвигательный тип памяти).

Память школьников в каждом возрасте различна. У младших школьников преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Значит, на это и должно опираться запоминание новой информации. Можно использовать для запоминания материала различные предметы (яркие картинки, развивающие и интерактивные игрушки).

У школьников среднего звена начинает формироваться словесно-логическая и произвольная память. Развитие произвольной памяти имеет важное значение при обучении ребенка в школе. Если ребенок будет заучивать только то, что ему интересно, а не то, что требует школьный учитель для выполнения школьной программы, то учеба в школе будет просто невозможна.

Под влиянием систематического обучения произвольная, словесно- логическая память, которая только начинает складываться и развиваться у младших школьников, достигает у старших школьников высоких ступеней развития.

Как осуществить развитие памяти у школьников ?

Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит менее активно.

Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе, не испытывал особых затруднений.

Развивайте логическую память. Учите ребёнка понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.

К логической памяти подключайте образную. На бумаге изображайте запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.

Интернет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часто дети испытывают трудности при запоминании учебного материала.

Есть ли специальные приемы, с помощью которых можно реализовать развитие памяти у школьников . Конечно, память можно и необходимо развивать.

Что такое память?

Память - это форма отражения реальной действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении своего опыта. Человек, лишенный памяти, всегда находился на уровне своего развития новорожденного ребёнка.

Память – главнейшая функция, обеспечивающая приобретение новых знаний, и поэтому она лежит в основе обучения и развития школьника.

Различают следующие виды памяти:

образная и словесно-логическая (по типу психической активности);

произвольная и непроизвольная (по характеру целей деятельности);

непосредственная и опосредованная (при непосредственном механическом запоминании процесс запоминания происходит без участия мышления; при опосредствованном логикой, мышлением запоминании, материал необходимо предварительно осмыслить);

кратковременная и долговременная (по времени сохранения материала).

К образной памяти относятся - зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память. Некоторые дети легче воспринимают информацию, когда им читают вслух (слуховой тип памяти) или, наоборот, если сам ребёнок читает этот материал (зрительный тип).

У некоторых детей запоминание материала происходит лучше, если он записывает или проговаривает его (двигательный тип памяти), но есть дети, которые запоминают лишь тогда, когда материал произвел впечатление, вызвал, какую-то эмоцию (неважно, положительную или отрицательную), а это эмоциональная память.

Чаще, у ребенка выражены несколько видов памяти. Поэтому, пусть ребенок пытается запомнить материал разными способами: читайте вслух сами, просите прочитать ребёнка, просите проговаривать выученный материал вслух (речедвигательный тип памяти).

Память школьников в каждом возрасте различна. У младших школьников преобладает непроизвольная и наглядно-образная память. Значит, на это и должно опираться запоминание новой информации. Можно использовать для запоминания материала различные предметы (яркие картинки, развивающие и интерактивные игрушки).

У школьников среднего звена начинает формироваться словесно-логическая и произвольная память. Развитие произвольной памяти имеет важное значение при обучении ребенка в школе. Если ребенок будет заучивать только то, что ему интересно, а не то, что требует школьный учитель для выполнения школьной программы, то учеба в школе будет просто невозможна.

Под влиянием систематического обучения произвольная, словесно- логическая память, которая только начинает складываться и развиваться у младших школьников, достигает у старших школьников высоких ступеней развития.

Как осуществить развитие памяти у школьников ?

Чем раньше начать развивать память ребенка, тем лучше. Формирование центральной нервной системы замедляется к 10-12 годам, а далее развитие происходит менее активно.

Поэтому займитесь развитием памяти вашего ребенка уже сейчас, для того чтобы он мог успешно обучаться в школе, не испытывал особых затруднений.

Развивайте логическую память. Учите ребёнка понимать и осмысливать материал, разбивать на информационные блоки, находить между ними логические связи, систематизировать их.

К логической памяти подключайте образную. На бумаге изображайте запоминаемую информацию материала в виде рисунков, графиков, схем, таблиц.

К концу сентября, когда накапливается первая усталость от начавшегося учебного года, у большинства детей можно заметить снижение успеваемости. Неудивительно, дефицит сна и свежего воздуха, большие нагрузки в школе и после нее сводят оптимизм ребенка на нет всего за несколько недель.

Рассказывать долгие нравоучения ребенку, как и убеждать его в том, что успешная учеба пригодится ему в будущей жизни, не стоит.

Гораздо лучше в такой ситуации дать ребенку возможность хорошо отдохнуть и выспаться, погулять с друзьями и, конечно, провести хороший вечер вместе с родителями. Все это помогает , что очень важно для школьника.

Кроме того, по мнению специалистов, для активной работы мозга, улучшения памяти и концентрации внимания можно использовать традиционные эфирные масла. Как оказалось, этим методом пользовались греки еще в незапамятные времена. Считалось, что розмариновое ароматическое масло защищало дом от негативной энергии и придавало сил для новых свершений. То, что надо каждому горе-школьнику в начале учебного года!

Также масло розмарина поможет при:

  • Кашле,
  • Насморке,
  • Простуде,
  • Першении в горле,
  • Заболеваниях мочеполовой системы у женщин в составе комплексного лечения.

Современные ученые, которые провели исследование в University of Northumbria, уверены, что эфирное масло розмарина способно значительно улучшить память у детей и взрослых. Такие результаты своих исследований они представили на конференции Психологического общества Британии, которая проводится каждый год.

Порой родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок мучительно долго не может запомнить простой, казалось бы, стишок, заданный в школе, а какую-то несуразную песенку, услышанную один раз, – запоминает моментально. Как объяснить такое «избирательное» запоминание, можно ли улучшить и развить память? Как это сделать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей, и интерес к упомянутой теме отнюдь не праздный: хорошая память – залог успешной учебы. К счастью, этот человеческий ресурс поддается тренировке. По мнению психологов, главное – правильно подобрать методику.

Какие бывают виды памяти

Чтобы выбрать подходящие упражнения для развития памяти, стоит разобраться, как происходит процесс запоминания. Для этого обратимся к общепринятой классификации памяти.

  1. По длительности:
  • кратковременная (информация запоминается легко, но также легко и забывается);
  • долговременная (данные хранятся в памяти долго);
  • оперативная (информация удерживается некоторое время).
  1. По типу:
  • слуховая (лучше запоминается услышанное);
  • зрительная (легче запоминаются зрительные образы);
  • двигательная (все, что связано с движением – запоминает тело);
  • образная (эмоциональная, ассоциативная);
  1. По степени приложения усилий:
  • непроизвольная (не требуется усилий для запоминания чего бы то ни было);
  • произвольная (нужно постараться, чтобы запомнить событие или объект);
  • непосредственная (запоминается механически, мышление не «включается»);
  • опосредованная (требует построения логической цепочки, осмысления данных).

Кстати, у малышей хорошо развита именно механическая память, поэтому специалисты рекомендуют начинать изучение иностранных языков еще до школы.

Как «работает» человеческая память? Тут можно выделить три этапа:

  • запоминание;
  • хранение информации;
  • извлечение (воспроизведение) данных.

Три «кита» хорошей памяти

Приступая к занятиям с ребенком, обратите внимание на три «кита» или три «закона», на которых строится запоминание:

  • Первый – постараться получить яркое впечатление о том, что запоминается (для этого – сосредоточиться и быть внимательным).
  • Второй – повторение.
  • Третий – ассоциация.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Тренируем слуховую память

Чем больше мы тренируем память, тем больше можем запомнить. Итак, приступаем к упражнениям по развитию слуховой памяти у младших школьников. Занятия могут проводиться как группой, так и индивидуально.

  • Добавь свое

Это упражнение хорошо отрабатывать группой. Здесь принцип такой. Взрослый предлагает нехитрый сюжет, например, поездка в путешествие или поход в магазин. Начинает так: «Я положил в чемодан (сумку) книгу». Ребенок должен повторить это предложение сначала и добавить что-то от себя. Например: «Я положил в чемодан (сумку) книгу и карандаши». Второй участник занятий снова повторяет все сначала (фраза уже длиннее) и добавляет свое.

  • Запомни ритм

Карандашом или палочкой вы постукиваете по столу в определенном ритме и предлагаете ребенку его повторить. Начинать нужно с простых звуков, по мере того, как школьник справляется, ритм можно усложнять.

  • Поем песенки

Для развития слуховой памяти эффективно помогает такой простой прием, как пение песенок голосами знакомых персонажей мультфильмов, например. Для того чтобы изобразить чужой голос, ребенку придется вспомнить его тембр, громкость, интонацию и ритм.

  • Ищем пару

Тренировка состоит из двух этапов. На первом этапе вы читаете пары слов. Например: цветок – ваза, школа – ученик, заяц – лес, река – берег. На втором этапе вы называете одно слово из зачитанной пары и предлагаете малышу назвать второе. Если ваш ученик справляется, значит у него все в порядке и с памятью, и с логикой.

  • Играем в ассоциации

Это более сложное упражнение, хотя вашему ребенку точно понравится. Подготовьте несколько карточек, на которых изобразите предметы, животных. Например, лиса, свитер, солнце, автобус. Разложите карточки перед ребенком. Поставьте задачу: вы называете слова, а ребенок подбирает к ним картинку. Слова могут быть такими: лес, одежда, погода, гараж.

Зрительная память

Для развития этого вида памяти можно применить такие упражнения:

  • Цветные картинки

Понадобится от трех до пяти картинок разного цвета. Покажите их ребенку в определенной последовательности и попросите повторить. Проверьте правильность.

  • Геометрические фигуры

Это упражнение хорошо тренирует фотографическую память. Нарисуйте на листке мультяшный персонаж в виде геометрических фигур. Как привило, это либо робот, либо космонавт/инопланетянин. Геометрических фигур должно быть не больше четырех. Покажите ребенку рисунок на 30 секунд, чтобы он изучил его во всех деталях. Затем попросите изобразить то, что запомнилось. Можно заранее подготовить три рисунка. На каждом последующем немного изменять какую-то деталь. При проверке задания обратите внимание, насколько точно оно выполнено.

  • Опиши картинку

Нужно подготовить до пяти вариантов рисунков, на которых изображено несколько предметов. Форма и цвет – разные. Дайте ребенку изучить изображенное секунд 10, потом пусть закроет глаза и подробно опишет то, что запомнил. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество предметов на рисунке.

Развиваем ассоциативную память

Развитие ассоциативной памяти у учеников младших классов является очень действенным методом. Для тренировки формирования ассоциаций есть целая наука – мнемотехника. Упражнения на развитие ассоциаций включают в себя схемы, таблицы, пары слов, не связанные по смыслу. По поводу последнего – назовите пару слов, разных по смыслу и дайте задание ребенку придумать историю с использованием данных слов. А схемы, таблицы с картинками научат детей составлять рассказы; выполнять какие-то манипуляции в определенной последовательности, например, одеваться. Мнемосхемы помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст. Говорят, что стихотворение лучше запомнить, если его «увидеть».

Как улучшить память школьника?

Если вы видите, что ваш школьник невнимателен, плохо запоминает то, что ему говорят в школе и дома, не может сосредоточиться, конечно же, не стоит мириться с таким положением вещей. Нужно приложить усилия, и ваш ребенок будет лучше учиться, станет более собранным и в целом успешнее. А для этого существует несколько простых способов.

  • Читайте хорошую литературу

Конечно, современного ребенка трудно оторвать от переписки в социальных сетях, просмотра мультфильмов, компьютерных игр. Но для любящих родителей нет ничего невозможного. Убедите ваше чадо, причем, на личном примере, что читать – это не только полезно, но и модно. Подарите ему электронную книгу, чтобы он мог читать при любом удобном случае. Подберите для него хорошую литературу.

  • Осваивайте новое

Освоение новых умений очень хорошо тренирует память. Если ваш малыш не занимается спортом и не посещает кружки «по интересам», расскажите ему о том, что все это существует и доступно. Если он уже занимается чем-то, предложите освоить новый вид спорта или посещать музыкальную школу, заодно выясните, к чему у вашего чада лежит душа.

  • Развивайте словарный запас

Здесь поможет не только чтение книг. Можно организовать дома такую игру: каждый день – новое слово. Знакомьте ребенка со сложными словами, толковать их поможет Интернет. Это будет интересно и полезно и родителям.

  • Учите на память

Учите вместе с ребенком заданные в школе стихотворения. Расскажите ему о своих поэтических предпочтениях, о том, как вы в детстве запоминали стихи.

  • Запоминайте числа

Прекрасно влияет на развитие памяти запоминание чисел. Это могут быть даты рождения родственников и друзей, номера мобильных телефонов. Подскажите ребенку, как лучше их запоминать. Если в вашей семье есть еще дети, организуйте между ними соревнования «Кто больше запомнит».

  • Правильно отдыхайте

Здоровый сон, достаточный по времени для ребенка младшего школьного возраста (не менее 10 часов в хорошо проветренном помещении), а также прогулки на свежем воздухе (до двух часов ежедневно) великолепно стимулируют работу головного мозга и, соответственно, позитивно влияют на память. Не пренебрегайте этими простыми правилами.

10 продуктов для вундеркинда

Чтобы улучшить память, нужно правильно питаться. В рационе вашего школьника обязательно должны быть продукты, содержащие необходимые витамины и минералы. Вот те десять продуктов, которые помогут вашему ребенку усваивать школьный материал на «отлично»:

  1. Рыба (желательно морская, содержит йод, фосфор, Омега-3 жирные кислоты, что благотворно влияет на мозг).
  2. Яйца (содержат белок и холин, который помогает сосредотачиваться).
  3. Чеснок (ускорит кровообращение, добавляйте к мясным блюдам).
  4. Красный виноград (антиоксидант, защищает клетки организма от старения и повреждения).
  5. Брокколи (просто кладезь витамина К, который улучшает работу мозга).
  6. Бобовые (содержат витамины В6, В12, фолиевую кислоту. Улучшают краткосрочную и долговременную память).
  7. Томаты (тоже мощный антиоксидант).
  8. Лимон (витамин С улучшает память).
  9. Грецкие орехи (содержат Омега-3 жирные кислоты, белок, лецитин. 5 орешков в сутки – и память ребенка будет в отличном состоянии).
  10. Мед (глюкоза позитивно влияет на работу мозга и памяти).

Не забывайте давать ребенку пить достаточное количество воды, только не газировку!

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически. Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  • занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Занимаясь с ребенком, помогайте ему выполнять задания, подскажите, какую тактику по запоминанию лучше применить. Таким образом, ваш малыш не просто научится запоминать, он будет воспринимать информацию осознанно и тогда она надолго сохранится в его памяти.