Урок по музыке. Студеновская людмила ивановна

Творческий вклад А.С. Пушкина в развитие как русской, так и мировой культуры поистине неоценим. Его масштабное многоплановое творчество сыграло важнейшую роль в развитии культурных и национально-исторических процессов в России.

Поэт-романтик, свободолюб, реалист, философ. Его путь был нелегким. Изменения в мировоззрении напрямую отображались в его произведениях.

Периоды творчества Пушкина — характеристика, темы, жанры

Поэтому-то анализ творчества поэта принято проводить по периодам его недолгой, но полной и яркой жизни. С каждым годом менялись взгляды поэта, идейная нагрузка его произведений, их проблематика, эстетические вкусы и манера письма.

  • если в начале своего творческого пути (лицейский и петербургский периоды (1813-1820 гг.) поэту были свойственны эмоциональность и сентиментализм,
  • то южный период (1820-1824) ознаменовал переход к романтизму,
  • а начиная с 1824 года художественный метод и стиль Пушкина становятся реалистичными.

Сам же поэт называл свой стиль «истинным романтизмом» . Любимым жанром поэта-романтика была поэзия, а зрелый Пушкин-реалист становится прозаиком.

Романтической юношеской восторженности на смену приходят сначала разочарования, разоблачение нелегкой правды жизни, а потом и новое воодушевление, поиск способов служения народу и Отчизне, духовность.

Поэт затрагивает темы любви, верности, дружбы, природы, исторической памяти народа. Его беспокоят размышления о значении его творчества, месте поэзии в его жизни, любви к своей малой родине, роли человека в истории государства. Пушкин не зацикливается на одной из тем. В его поэзии на протяжении всего творческого пути появляются все новые образы, мотивы и проблемы.

Любовная лирика Пушкина

Любовная лирика в ранние периоды творчества была легкой и безоблачной, наполненной юношескими эмоциями и мечтами. Воспевалась мимолетная влюбленность и страсть, а образ любимой чуть ли не обожествлялся. Герой его поэзий был молод, влюблен и счастлив

В ранних анакреонтических стихах поэт выражал не столько свои чувства, сколько представления о них. Не то испытывает уже зрелый Пушкин. Данью романтической традиции стало то, что любовь его лирического героя иногда становится несчастной, безумной, а потому и трагической

(«Черная шаль»).

Пушкин выражает свои глубокие размышления о человеке, которого любит в действительности. Поэт осознает, что истинная любовь – это дар небес, и готов этот дар хранить и лелеять. Поэтому и пытается понять внутренний мир другого человека, проявляя тем самым свою мудрость и великодушие

(«Я вас любил: любовь еще, быть может…»).

Гражданская лирика — образ поэта

В некоторых стихах, таких как «К Чаадаеву», послание «Н. Я. Плюсковой», поэт новаторски объединяет любовную и гражданскую лирику. Ожидание свободы, пробуждение и другие душевные порывы подаются на «языке любви».

Пушкин задумывается теперь о значении своего творчества для народа. Он осуждает поэзию на заказ, которую широко практиковали поэты-классицисты. Только вдохновение и искренность должны диктовать строчки истинному поэту.

И если образ поэта в юности — это несчастный влюбленный, то с возрастом Пушкин понимает свою гражданскую миссию.

Его дар дан ему свыше не только для того, чтобы воспевать интимные чувства и природу, но и чтобы влиять на людей, нести народу огонь — передовые идеи и высокие цели. Именно такими идеями и заразили его дворяне-революционеры. Теперь лирический герой Пушкина отчаянно борется за правду, стремится к справедливости, мечтает о свободе. Этой тематике посвящены такие стихи, как

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «В. Ф. Раевскому», ода «Вольность».

Особенности поздней лирики поэта

В поздней лирике А.С. Пушкина слились два образа:

  • поэт-пророк, служащий людям
  • и поэт, который служит красоте и искусству, презирая мнение черни

(«Поэт и толпа», «Поэт! не дорожи любовию народной…»).

При этом и самого Пушкина-пророка далеко не всегда понимали его соотечественники. Об этом непонимании – стихотворение

«Свободы сеятель пустынный…».

Поэт испытывает разочарование в пассивности народа и народов, которые привыкли и готовы жить в рабстве.

Поэт-пророк Пушкин ощутил на себе все тяготы, которые несет за собой желание служить простым людям, а не великим мира сего

(«К Овидию», «Наполеон»).

Его свободолюбивая гражданская лирика, содержащая призывы к общественному согласию между бунтующими декабристами и непреклонной монархией, стала причиной ссылок поэта. Несмотря на то, что пафос его лирики на тот момент был не революционным, а скорее просветительским, А.С. Пушкин был вынужден немало времени провести вдали от своей родины. В южной ссылке его бунтарские настроения вылились в стихотворениях

«Кинжал» и «В. Л. Давыдову».

Кинжал упоминается как символ карающего меча, а само стихотворение содержит призыв к действию, потому что законным способом справедливости добиться уже невозможно.

Не обделял поэт своим вниманием и красоту природы, которая его окружала. Пейзажная лирика ранних периодов была романтической.

Ее черты:

Необычный лирический герой в необычных обстоятельствах, экзотические пейзажи, отражающие внутренний мир лирического героя.

Образ орла символизирует стремление к свободе

А разъяренная стихия – социальную борьбу

(«Кто, волны, вас остановил?..»).

Со временем для Пушкина родные русские пейзажи становятся символом родины, а его лирика теперь обретает черты реализма. Он описывает природу среднерусской полосы, деревенские пейзажи и места, привычные взору, но родные сердцу

(«Зимнее утро», «Осень»).

Философские мотивы

Творчество Пушкина в поздний период – это прежде всего глубокие философские раздумья и работа над прозаическими произведениями.

  • Социальная тематика затрагивается

в «Повестях Белкина» и романе «Дубровский»,

  • историческая –

в поэмах «Полтава», «Моцарт и Сальери», «Медный всадник», повести «Капитанская дочка».

В этих произведениях поднимаются проблемы значения одного конкретного человека для хода всей истории и столкновения их интересов. В романе в стихах Пушкин мастерски обрисовал широкую панораму жизни дворянства, подробно описал историко-культурные пространства Петербурга, Москвы, провинциальной деревни. Но в центре его внимания – судьба конкретного человека, который ищет себя в жизни, и проблема самопознания.

Великий русский поэт жил и творил, впитывая в себя особенности своего времени. Творчество Пушкина не стояло в стороне от проблем и событий, происходящих вокруг него. Прогрессивные искания, вопросы культуры, истории, духовный выбор нашли свое отражение в огромном наследии, оставленном нам поэтом. Он писал и верил, что когда-нибудь его поймут и полюбят, «ведь чувства добрые» он «лирой пробуждал».

Попробовать разгадать онлайн кроссворды:

  • по лирике А.С.Пушкина —
  • по роману «Евгений Онегин» —
  • по прозаическим произведениям —
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Сочинение

Лирика А. С. Пушкина очень разнообразна. Поэт затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы, пейзажная лирика.

Интересно, что природные зарисовки у Пушкина — это не просто фон для мыслей и чувств лирического героя. Пейзаж помогает поэту раскрыть важные философские темы, показать единство законов Вселенной, ведь природа — неотъемлемая часть жизни каждого человека, занимающая важное место в его мыслях и чувствах. Поэтому пейзажные зарисовки присутствуют у Пушкина в стихотворениях, посвященных совершенно различной тематике.

Так, в «Деревне» (1819) раскрывается тема свободы и рабства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный «пустынный уголок», здесь

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный Позор.

Во второй части стихотворения поэт расширяет «географические» границы своих размышлений: если в первой части речь идет о конкретной деревне, в которой поэт обрел «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (в пейзаже-панораме легко угадываются окрестности Михайловского), то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Картина деревенского «лона счастья и забвенья» в первой части «Деревни» напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободной и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения.

Поэтическим итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе, о надеждах и разочарованиях, связанных с нею, стало стихотворение «К морю» (1824). Море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, в романтической лирике Пушкина всегда ассоциировалось со свободой. И в этом стихотворении «свободная стихия" — емкий символ.

Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». Море — это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле».

Поэт размышляет о море в трогательные и горькие минуты прощания. Море — «друг», своенравный и гордый, призывающий и требовательный, ропщущий. Пожалуй, это единственный верный и преданный друг, с которым поэту жаль расставаться.

Морская стихия и могущество человеческого духа Пушкиным сопоставлены, но не отождествлены. Именно в душе человека скрыт источник свободы, которую он несет в мир. Прощаясь с морем, поэт обещает хранить верность свободе. Но его понимание свободы стало иным: он убедиля, что свобода — благо, неугодное тиранам.

Стихотворение «На холмах Грузии…» — яркий психологический эскиз состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Элегическое начало, в котором грусть и легкость, светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию вечной, засыпающей природы, сменяется «моментальной фотографией» пробуждения бурного чувства — чувства любви:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

Не умиротворенность ночи, а немолчный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихе, созвучен любовному порыву, выраженному во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти воспоминания о далекой возлюбленной.

Яркая картина преображения поэта создана в стихотворении «Осень» (1833). Последние строфы стихотворения — акт творческого самосознания поэта. Здесь перед нами «тайное тайных «его души — процесс творчества. Он начинается тогда, когда поэт видит картины осенней природы. Он впитывает ее красоту и тленность:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Параллели между тем, что происходит в природе, и состоянием души человека нередки в пушкинской лирике (стихотворения «19 октября», «Зимнее утро», 1829).В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. Зима, весна, лето, осень — это как бы страницы «календаря его души».

Таким образом, природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Ее вечные законы поэт рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского, где он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.

Вновь посетив столь знакомые места, поэт почувствовал мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

Скромная природа стала для поэта могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Ему радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у лирического героя хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

Таким образом, пейзажная лирика играет важную роль в творчестве Пушкина. С ее помощью поэт решает многие вопросы, волнующие его, глубоко и ярко раскрывает их в своих поэтических строках — тему жизни и смерти, свободы, любви, дружбы, предназначение человека и поэта.

Другие сочинения по этому произведению

«…Чувства добрые я лирой пробуждал… «(по лирике А.С. Пушкина) «Чувства добрые я лирой пробуждал» (лирика А.С. Пушкина) Анализ стихотворения «Зимнее утро». Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Заклинание» Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову» (1824)

Стихотворение «Деревня».

Восприятие, толкование, оценка

Летом 1819 года А.С. Пушкин выезжал в Михайловское — новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под названием «Уединение» была напечатана в сбор­нике 1826 года, полностью же оно распространялось в списках. Александр I, узнав об этих стихах, потребовал их к себе. Поэт отправил ему стихотворение, и царь, проявлявший в те года оп­ределенную либеральность, велел «благодарить Пушкина за доб­рые чувства», которые вызывает его сочинение. Полностью же напечатано оно было лишь в 1870 году, через девять лет после отмены крепостного права.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике с элементами пейзажа, жанр его — элегия, однако в нем присут­ствуют и черты политической сатиры.

Мир природы в данном стихотворении противопоставлен миру цивилизации. Эта антитеза нашла свое отражение в ком­позиции произведения. «Деревня» состоит из двух частей. Пер­вая часть — гармоническая, безмятежная картина деревенской природы и описание впечатлений лирического героя. Основная мысль ее — природа и уединение дают возможность постижения истины и рождают вдохновение. Вторая часть — мысль героя о «барстве диком», о несправедливом общественном устройстве страны. Вторая часть контрастирует с первой по своему стилю и идейному содержанию. Первая часть напоминает нам сентименталистскую идиллию, вторая часть — оду. Поэт страстно желает помочь своему народу, восклицая: «О, если б голос мой умел сер­дца тревожить!». Он мечтает увидеть свою Родину свободной:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение написано вольным ямбом, поэт использует различные средства художественной выразительности: многочис­ленные эпитеты («порочный двор цирцей», «роскошные пиры», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «застенчивой моль­бе», «мысль ужасная», «убийственный позор», «барство дикое», «рабство тощее», «прекрасная заря»), метафору («льется дней моих невидимый поток», «рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца»), риторические обращения (к дерев­не, к оракулам, друзьям), анафору («Здесь рабство тощее вла­чится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… Здесь девы юные цветут…»), архаиз­мы («витийства грозный дар», «парус рыбаря», «порочный двор цирцей»).

Таким образом, это произведение несет на себе печать клас­сицизма. Это проявилось и в торжественной речи, в приподня­том, ораторском пафосе, в обилии славянизмов, в использова­нии поэтом античных образов.

Созданный Левитаном пейзаж полон света. В картине преобладают тёплые, светлые, жизнерадостные тона. Живописное полотно Левитана – это праздник красок, пышное ликование вступившей в свои права осени. Пейзаж не навевает грустных мыслей о предстоящей зиме. Художник дарит нам счастье увидеть на полотне осень во всём её великолепии, в золотом сиянии ясного солнечного дня.

Глядя на картину "Золотая осень", мы проникаемся глубоким чувством любви к родной природе

III. Составление плана сочинения. В сильном классе можем предложить учащимся самостоятельно составить план своего сочинения, а затем выясним, какие возникли затруднения. Учащимся слабого класса также уже можем предоставить возможность попробовать свои силы в составлении плана сочинения самостоятельно, а затем организуем параллельно проверку и совместное составление общего плана с использованием тех предложений, которые будут поступать от пятиклассников. Один из вариантов плана может выглядеть примерно следующим образом. I. И. И. Левитан – замечательный художник-пейзажист.II. Картина И. И. Левитана «Золотая осень». 1. Общий план картины. 2. Деревья на картине Левитана: берёзки на первом плане, осинки, берёза у изгиба реки, ивы, золотая рощица. 3. Осенняя река. Небо. 4. Задний план картины: озимые поля, луга, деревья, домики.

5. Колорит картины.

III. Впечатление, которое оставляет картина «Золотая осень». Мастерство художника.

IV. Лексическая работа.

1. В мастерской художника (общее толкование значений специальных слов).

Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

*Контраст (на картине) – резкая противоположность яркости (освещённости) предмета или его цвета по сравнению с окружающим его фоном.

Тёплые цвета (оттенки) – жёлтая и красная цветовая гамма.

Холодные цвета (оттенки) – зелёный, синий, фиолетовый, серый.

Подбор лексического материала.

1) Запись и орфографический анализ словосочетаний, которые были использованы в ходе устного описания картины (взаимодиктант).

Примерный список словосочетаний.

Облитые золотом деревья, чистый и прозрачный воздух, осеннее убранство, пологие берега, озимые поля, ничем не примечательный пейзаж, удивительный поэтический образ, восхититься искусством художника, тёплое золото листвы, побуревшая трава, панорама озимых полей, праздничное сияние, горит на солнце, тихо ликуют, золотые груды опавших листьев, ворохи рыжей листвы, осеннее увядание, праздник красок, пышное ликование, великолепие, золотое сияние ясного солнечного дня.

2) Анализ готового лексического материала (чтение и повторное обсуждение стихотворных строк, подобранных дома, упр. 598 (2)).

Д. з.: написать сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

: I этап – 5-7 мин., II этап – 15 мин., III этап – 10 мин., IV этап – 12-15 мин.

Урок 103.

Тема. Словообразование имён существительных (§ 40) .

Цели урока: 1) закрепить сведения об основных способах образования существительных;

2) закрепить умение проводить словообразовательный, морфемный и этимологический анализ имён существительных, используя справочную литературу (словообразовательный словарик, словарь значения морфем и этимологический словарь).

I. Закрепление представления о способах и средствах образования имён существительных (упр. 600, 601, 603).

В процессе работы с указанными упражнениями совершенствуются важные умения:

Умение проводить морфемный разбор существительных;

Умение составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки;

Умение использовать справочную литературу в ходе проведения словообразовательного и морфемного анализа.

II. Отработка умения проводить этимологический анализ существительных с использованием этимологического словаря (упр. 602).

III. Закрепление представления о типичных моделях, по которым строятся имена существительные (упр. 605).

Учебная игра. Можно провести игру «Кто больше?» Учитель предлагает определённое время на работу с каждой моделью, по окончании которого выясняется, кто вспомнил больше существительных определённой структуры. Таким образом, выявляется несколько победителей (в соответствии с количеством предложенных для работы моделей). В слабом классе можно организовать соревнование по рядам.

Справочный материал.

∩ение – суждение, ударение, мучение, свечение, торможение, мучение, прощение, обращение, кружение, хождение, вращение, вождение, движение, жжение, горение, плетение, творение, хранение и т. д.

∩ство – детство, царство, бегство, братство, волшебство, родство, единство, рабство и т. д.

∩ица – жница, девица, сестрица, царица, вещица, водица, львица, волчица, тигрица, частица и т. д.

∩итель□ – строитель, учитель, водитель, вредитель, крушитель, любитель, мститель, мучитель, мыслитель, ценитель, правитель, хранитель, числитель, делитель и т. д.

∩ик□ – столик, винтик, болтик, братик, карандашик, ключик, коврик, халатик, хвостик, лучик, мячик, ножик, дворик, чижики т. д.

∩ушка – девушка, ивушка, дедушка, головушка, полюшко, хлебушко, силушка, зимушка, комнатушка и т. д.

∩онька – берёзонька, лапонька, кисонька и т. д.

IV. Тренировка в умении использовать нужный суффикс для образования имён существительных (упр. 606, 607).

V. Д. з .: 1) упр 599 (орфографический минимум);

Примерное распределение времени урока : I этап – 12-15 мин., II этап –5-7 мин., III этап – 7-10 мин., IV этап – 7-10 мин., V этап – 2 мин.

Урок 104.

Тема. Словообразование имён прилагательных (§ 41).

Цель урока -- закрепить сведения об основных способах образования прилагательных и отработать умение проводить их словообразовательный анализ.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Тема урока: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»

«Здесь барство дикое, без чувства, без закона»

(записанные на доске 2 эпиграфа)

Цели:

1) Совершенствование навыка литературного анализа лирического текста, формирование умения развивать и обосновывать мысль

2) Развивать осмысленность логичность речи, склонность к исследовательской деятельности

3) Воспитывать интерес к русской литературе

Активизация внимания. На доске – эпиграфы нашего урока. Что такое эпиграф? (изречение, характеризующее основную мысль). Откуда взяты эти строки? Ребята, используя эпиграфы и предложенные глаголы (заранее записанные на доске глаголы: узнать, изучить, проанализировать, исследовать) сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

Ребята, а вы были в деревне? Какие ваши впечатления? Что больше всего понравилось? Хорошо, а теперь давайте узнаем, что думал в своё время Пушкин про деревню.

Предыстория создания стихотворения. Чтобы отдохнуть от суеты столичной жизни, которая очень скоро начала тяготить поэта, Пушкин летом 1819 едет в Михайловское, родовое имение своих родителей. Природу, к тиши которой так стремился поэт, в Михайловском он нашёл. Увиденное Пушкин воплотил в стихотворении «Деревня», в ней – все его мысли и чувства.

Выразительное чтение первой части стихотворения учителем.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Везде передо мной подвижные картины:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца - в величии неправом.

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

В уединенье величавом

Слышнее ваш отрадный глас.

Он гонит лени сон угрюмый,

К трудам рождает жар во мне,

И ваши творческие думы

В душевной зреют глубине.

Беседа. С чего начинается стихотворение? (описание мирной деревенской жизни, молодой поэт с любовью и очень подробно передаёт окружающий его пейзаж Михайловского, ничего не ускользает от его взгляда)

Какие слова вам непонятны? (заранее раздать детям распечатанный словарик незнакомых слов) - лоно, Цирцея, скирда, овины, роптать, оракул.

Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется?

Сформулируйте вывод по первой части, продолжив предложение: «Деревня в первой части – это почти идиллическое место, где…»

Активизация внимания. Ребята, не всегда же всё бывает хорошо? Бывают и трудные моменты. Что видели плохого в деревне?

Предыстория ко 2 части. В первые дни в Михайловском Пушкин, отдыхая от всех утомительных условностей городского быта, с упоением наслаждается обретённой свободой. Но постепенно глаз его начинают «резать» узкие полоски полей, обшарпанные хаты крестьян, голодные глаза крестьянских детей. С гениальной прозорливостью поэта за внешним покоем и благополучием Пушкин видит и другую сторону деревенской жизни. И это увиденное до глубины души возмущает его отзывчивое на всякую несправедливость сердце. Поэт с возмущением указывает на бесправное положение угнетённого крестьянства, а себя именует «другом человечества». Так рождается вторая часть стихотворения.

Выразительно чтение учителем второй части.

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Не видя слез, не внемля стона,

На пагубу людей избранное судьбой,

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,

Надежд и склонностей в душе питать не смея,

Здесь девы юные цветут

Для прихоти бесчувственной злодея.

Опора милая стареющих отцов,

Младые сыновья, товарищи трудов,

Из хижины родной идут собой умножить

Дворовые толпы измученных рабов.

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Беседа. Какие слова вам непонятны? (не внемля, пагуба, барство, ярём, витийство)

Что такое в изображении Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они – эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?

О каком времени мечтает поэт? О чём мечтает?

Сформулируйте вывод по второй части, продолжив предложение: «Во второй части стихотворения Пушкин мечтает о…»

Как вы заметили, мы разделили стихотворение на 2 части. Что описывается в первой части? (идиллия, мирное существование). Что во второй? (ужасные пороки крепостничества)

Можно ли сказать, что эти части противопоставляются друг другу? Как называется такой художественный приём? (антитеза). Для чего нужны такие средства выразительности? (чтобы создать уникальный, неповторимый художественный мир произведения)

Задание. Ребята, а теперь попробуем составить кластер (схематичная форма систематизации информации, в которой мы проводим связи, аналогии и ассоциации). Работаем по вариантам, первый работает с первой частью стихотворения, а второй со второй частью.

Например: Праздники→ день рождения→ торт

Приют спокойствия ←Деревня для поэта→ Барство дикое

↓ ↓ ↓

лазурные равнины невежество

Выводы по уроку. Посмотрите ещё раз на эпиграфы. Какой больше подходит нашему уроку? Получилось ли у вас выполнить поставленную цель?

Домашнее задание . Составить кластер «что значит деревня для подростка 21 века»