Успенский 27 числа что есть окончание поста. Успенский пост: история и традиции праздника

(22 голоса : 4.77 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Успенский пост (14 – 27 августа) — такой же строгий, как и Великая Четыредесятница, единственный из всех, посвящённый Божьей Матери, предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день (28 августа) православные христиане поминают светлую кончину Девы Марии.

«Успение» означает «засыпание», сам момент смерти Божьей Матери воспринимается как лёгкий уход из жизни земной в жизнь вечную в Царствии небесном. Её жизненный путь был исполнен святости и смирения, и до конца его она постилась и молилась о роде человеческом.

Поэтому и люди должны в это время поститься с благодарностью и прошением, чтобы Богородица в Царстве Христовом молилась о нас.

Как следует питаться в Успенский пост

В это время предписано полное воздержание, отказ от пищи животного происхождения. Нельзя есть мясо и сало, продукты произведённые из молока, яйца. Исключением является великий праздник Преображения Господня, когда разрешено есть рыбу.

Питаться следует согласно следующим правилам:

  1. В понедельник, среду, пятницу должно есть растительную пищу, не подвергшуюся тепловой обработке. Меню составляют холодные супы и окрошки на воде, салаты из овощей и корнеплодов, соки, нектары, лимонады. Из ягод, фруктов, мёда и орехов получаются замечательные и полезные десерты.
  2. Во вторник и пятницу – горячие блюда без масла: каши, супы, блюда из бобовых культур. Традиционно готовят борщ, ботвинью, щи, супы-пюре из картофеля и фасоли с добавлением грибов, голубцы, вареники. Овощи и корнеплоды варят, готовят на пару или запекают в духовке. Ассортимент напитков расширяется компотами, морсами, травяными настоями.
  3. В субботу и воскресенье – еда, приготовленная на огне с добавлением растительного масла. В рацион можно ввести блинчики с разнообразными начинками, гренки, плов с грибами или сухофруктами. Овощи и корнеплоды можно обжаривать,
  4. В любой день можно есть семечки, орехи, мёд, постный хлеб, зелень, использовать пряности.

Начало Успенского поста

Начинается пост 14 августа малым праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста, который в обиходе называется Медовым или Маковым Спасом. В этот день совершается крестный ход с последующим освящением воды и мёда нового сбора.

По обычаю праздничный стол накрывают выпечкой с медом и маком – пирогами, блинами, булочками, из напитков готовят сбитень, фруктовые и ягодные морсы. Русская народная кухня изобилует рецептами вкусных постных блюд, позволяющих провести торжество радостно и не оскоромившись.

Успенский пост продолжается 2 недели, в течение которых нужно укрощать свой аппетит, есть умеренно и скромно, отказывать себе в получении наслаждения от еды.

Середина поста

19 августа христиане отмечают центральное событие Успенского поста – Преображение Господне. Согласно библейскому сказанию, в этот день Иисус Христос явил перед своими любимыми учениками – Петром, Иаковом и Иоанном свою Божественную сущность. Этот праздник именуют ещё Яблочным Спасом.

Он приходится на время жатвы и созревания яблок и винограда, поэтому сильна традиция освящать фрукты и хлебные колосья, принося благодарность Господу. До этого момента не полагается употреблять в пищу плодов нового урожая. В великий праздник Преображения Господня допускается некоторое послабление поста: разрешено есть рыбу и пить церковное вино в умеренном количестве.

Главное место на столе занимают яблоки – их запекают с изюмом, мёдом, корицей и имбирём, кладут в пироги, варят компоты, отжимают сок. Их же принято относить на кладбище, оставлять на могилах близких. Существует обычай загадывать желание на яблоко, считается, что оно обязательно исполнится.

Окончание Успенского поста

Последний день поста – 27 августа – день предпразднетства к последнему двунадесятому празднику православного года. Христиане идут в храм на , раздают милостыню.

Венцом поста является Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Если Успение попадает на среду или пятницу, то можно есть рыбу, если же нет, то разрешены мясо, яйца и сыр.

Жатва окончена и в церквях освящают семена и зёрна, чтобы следующий урожай был изобильным, из последнего снопа делают оберег, который будет привлекать в дом достаток и богатство. Принято печь пироги, угощать ими гостей и кормить бедных.

Пост – это время смирения плоти ради очищения духа. Цель его – воздержание от мирских страстей и удовольствий, чтобы приблизиться к Богу, попытаться стать такими же чистыми, как Адам и Ева до грехопадения. Тогда они питались только плодами растений и слушали Слово Господа нашего.

В пост должно тратить меньше средств на удовольствия, оставляя больше на благотворительные цели. Каждый сам должен выбирать способ поститься согласно состоянию здоровья и тяжести физических нагрузок.

Возвращаться к скоромной пище нужно осторожно, понемногу включая в свой рацион продукты, в которых вы себе отказывали в течение двух недель.

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост - самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.


И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:


– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):


– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.


– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:


– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):


– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа) .

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий КАРПЕНКО

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил ВОРОБЬЕВ

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.


М ир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Поздравляем Вас с началом Успенского поста!

Д ля духовного и познавательного прочтения предлагаем статью об истории Успенского поста и его важных датах, моментах и праздниках, которыми насыщены две последние августовские недели Церковного года.

У спенский пост установлен перед двунадесятым праздником Успения Божией Матери и продолжается две недели – с 14 августа по 27 августа (по новому стилю).

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Святой Симеон Солунский пишет, что: «пост в августе, (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и побуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Праздник Происхождения (изнесения) честных древ Креста Господня - 14 августа называется в народе «Медовым Спасом». В этот день начала Успенского поста на праздничном водосвятном молебне освящается мед нового сбора.

Успенский пост близок по строгости к Великому. В этот строгий пост рыбу можно вкушать только один раз — в праздник Преображения Господня (6/19 августа).

Созревание плодов в садах к концу лета, увенчание ими трудов целого года, является зримым образом будущего преображеия мира. Освящая плоды в день Преображения, Церковь выражает надежду, что все земные труды освятятся благодатью Божией.

В Византии в этот день освящали колосья пшеницы и виноградные гроздья — те плоды, которые во время литургии претворяются в Тело и Кровь Христовы. В России же освящение винограда было заменено освящением яблок. Отсюда праздник получил название «Яблочный Спас».

В праздник Преображения разрешается вкушение рыбных яств, растительного масла, вина. Но главным угощением праздника являются, конечно, яблоки. До этого дня яблоки нового урожая есть не полагалось. К яблочному же Спасу в России их продавали целыми возами. Каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом наделить всех бедных плодами, а больным посылать в дом.

В России известно около полутора тысяч сортов яблок. Уже «Домострой» различает яблоки кузьминские, можайские, наливные и простые. В зависимости от сроков созревания, сорта делят на летние, осенние и зимние. Одним из самых знаменитых зимних сортов является антоновка.

Издавна бытует афоризм: «Антоновка в русском садоводстве - что рожь в полеводстве». Название этого сорта связано с селом Антоновым, откуда он и произошел. Зимние сорта яблок, созревающие во второй половине сентября — начале октября, сохраняются свежими в течение зимы лучше всех других. Некоторые из них лежат до следующего урожая.

Известен на Руси и виноград - одно из древнейших культурных растений на земле. Библия упоминает, что Ной, спасшийся от всемирного потопа, насадил виноградник и приготовил вино. С виноградом неразрывно связана история Древнего Востока, Греции, Рима. Но особое значение приобрел виноград в христианстве.

Виноградная лоза символизирует Xриста. «Я есть истинная виноградная лоза», — сказал Он во время Тайной вечери (Ин.15,1). Ее ветви — символы учеников и последователей Христовых, а плоды — символы добрых дел, совершаемых христианами. Если ветвь не приносит доброго плода, то ее отсекают и бросают в огонь. Так же и люди — если не совершают добрых дел, то гибнут в геенне огненной.

Не случайно излюбленным мотивом резьбы, украшающей иконостасы русских церквей, является виноградная лоза с созревшими гроздьями. Лишь виноградное вино претворяется на литургии в Кровь Христову. Вино используется также во время совершения таинства Венчания. Оно напоминает о том, как Иисус Христос превратил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, тем самым благословляя брак.

О винограде поется и в русских свадебных песнях. Есть упоминание, что уже в XI веке виноград начали разводить в монастырских хозяйствах Киева.

Россия богата фруктами и ягодами. Издавна здесь выращивали вишни и сливы, малину, облепиху, смородину, крыжовник. А великолепная лесная ягода! Всего и не перечесть. Из теплых южных стран завозили лимоны, абрикосы, персики… Соответственно богат и фруктовый русский стол.

Фрукты и овощи использовались для начинки в разнообразных пирогах. Приготовлялись фруктовые квас и мед. Русский фруктовый взвар — отвар из фруктов и ягод с добавлением меда, патоки, сахара — являлся прообразом современного компота. Порой такой взвар делали с пряностями — корицей, имбирем, мускатом. Хорошо известен и фруктовый кисель. Он происходит от ячменного и молочного киселя — старинного, питательного блюда, часто появлявшегося на русском столе. Постепенно в ячменный кисель начали добавлять ягоды, а потом он уже стал приготовляться из одних лишь ягод с добавлением крахмала.

Каждый православный верующий знает, что пост, установленный в честь Успения Пресвятой Богородицы, называется Успенским. Считается, что ограничивая себя в пище, человек становится ближе к Богу. Чревоугодие признано грехом и мешает человеку предаваться чистым мыслям. Успение подразумевает собой сон, смерть, которая подобна спокойному сну. Во время поста человек должен не только соблюдать правильное, постное питание, а еще и молится, и давать просящим милостыню.

Этот пост согласно церковным календарям держится две недели и происходит по осени. Считается самым строгим, хотя и длится небольшое количество времени. Начинается он 14 августа, в день, когда чтят память семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В этот день во всех церквях и храмах идут праздничные службы, и происходит освящение мака, меда, воды и букетов из разных трав. Этот Великий праздник Успения не совсем понятен простому люду. Ну, действительно, зачем праздновать смерть. Но церковь разъясняет нам, что это далеко не смерть, а после Воскрешения Господа скорбеть не стоит, ибо душа умершего попадает к Иисусу Христу . Все дело в том, что Богородица знала, когда ей предстоит покинуть этот бренный мир и тщательно готовилась к этому. Она много и усердно молилась и держала строгий пост.

Согласно уставу церкви в такие дни как понедельник, среда, пятница, в пищу употребляются только сырые продукты. То есть их нельзя варить, жарить или запекать. Вторник и четверг это дни, в которые горячие блюда подаются без растительного масла. А вот вино и масло разрешены в субботу и воскресенье.

В день 19 августа Преображения Господня позволяется есть рыбу и пить вино, а пищу заправлять маслом. И хотя это воздержание в пище и считается довольно строгим, все-таки большинство верующих называет этот период «сладким» или «лакомым». Это потому, что на эти две недели приходится два больших праздника: Яблочный и Медовый Спас.

Этот пост всегда наступает в один и тот же день каждый год. А именно 14 августа 2017 года. Длится всего две недели. Считается самым сладким, так как на его период припадает освящение меда и фруктов, которые можно употреблять. Во время воздержания рекомендуется читать Акафист Успению, благодарить Бога за то, что лето подходит к своему завершению и просим, чтобы осень прошла в мире.

Питаться скромными блюдами в течение несколько недель может стать серьезным испытание не только для хозяйки, но и для самих верующих. Особенно это тяжело сделать тем, кто впервые решил провести сей обряд. Август месяц богат на всевозможные овощи и фрукты. А главное, что после двухнедельного соблюдения воздержания, Вы почувствуете себя не только намного здоровее, но и станете чище душой. И на самом деле составить меню достаточно просто. Мы предлагаем убедиться в том, что пища может быть не только полезной, но и вкусной.

Понедельник.

  • Завтрак: хлебцы и горячий чай из шиповника (можно добавить мед).
  • Обед: салат из свежей капусты с морковью и яблоком, запеченный картофель, компот.
  • Ужин: рис с изюмом без сливочного масла, кисель.
  • Завтрак: гречневая каша, компот из сухофруктов.
  • Обед: суп овощной, морковный салат с чесноком, зеленый чай.
  • Ужин: вермишель с овощами, травяной отвар, хлеб ржаной.
  • Завтрак: овсянка с сухофруктами, отвар с гренками.
  • Обед: перловка отварная с зеленью, фасоль в горшочке, салат с огурца с соевым соусом, кисель.
  • Ужин: овощи тушеные, отвар.
  • Завтрак: рисовая каша с черносливом, кисел.
  • Обед: салат с кислой капусты, суп с грибами, сухарики, морс.
  • Ужин: оладьи из кабачков или картофеля, компот.
  • Завтрак: гренки с джемом или вареньем, чай зеленый или черный.
  • Обед: щи, салат с капусты и соленых грибов, гороховый суп, кисель или напиток из свежих ягод.
  • Ужин: постные голубцы с рисом или другой крупой, компот из сухофруктов, хлеб из ржаной муки.
  • Завтрак: любая каша с медом или фруктами, цикорий.
  • Обед: фасолевый суп, салат из соленых огурцов и свеклы, кисель.
  • Ужин: рыба отварная или тушеная, гречневая каша, вино 100 мл.

Воскресенье.

  • Завтрак: пудинг, чай с лимоном и имбирем.
  • Обед: грибной суп, винегрет, кусочек запеченной рыбы, компот.
  • Ужин: маковый кекс, узвар, запеченные яблоки.

Конечно, Вы легко можете поменять блюда местами или заменить одну кашу другой.

В этом видео из уст священника можно узнать что такое Успенский пост для хрестиан.

Успенский пост в 2017 году, как и в другой любой год, заканчивается 27 августа. Этим воздержаниям нас призывают подражать Божьей Матери, которая до самого дня, когда ей предстояло отправиться к сыну своему, молилась и не придавалась утехам животным и духовным.

Что можно кушать в Успенский пост по дням?

Церковь разъясняет, что пост очень отличается от диеты. Прежде всего, это воздержание не только от определенной пищи, а и от всех плотских утех. В эти дни стоит постараться почувствовать связь с Богом, построить мирные отношения со всеми членами семьи, простить обиды и изменить свое отношение к людям. Это духовное очищение , направленное на получение спасения души.

Полностью исключаются молочные, мясные продукты и яйца.

  1. По понедельникам, средам и пятницам едят только сырые овощи и фрукты, сухофрукты, сухари, мед, воду и орехи.
  2. По вторникам и четвергам употребляют горячие блюда без растительного масла. Сюда можно отнести супы грибные или овощные, отвары, чай, компот.
  3. В субботу и воскресенье церковь разрешает заправлять блюда маслом и пить вино.
  4. Только в один день, 19 августа, разрешено есть рыбу или морепродукты.

В этом видео можно найти ответы на самые важные вопросы духовной жизни. Не забывайте оставлять свои вопросы, пожелания и