В первом предложении отметь слабые позиции гласных. Сильные и слабые позиции согласных фонем

Оборудование:

  • раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции,
  • тетради,
  • учебники,
  • орфографические словари,
  • фломастеры.

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".

II . Чистописание

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными. Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Д ля согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й"] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.

Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+", нет " -".

У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?

Д. Д умаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных. Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка я напишу букву "б", шубка.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

Д. Затрудняемся.

Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз"ба], то слышим звук [ з"], а написала мне мама – просьба.

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з" / /с"].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

[ проз"ба], [ПРАС"И Т" ]

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з" / /с" ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.

У .Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

У.Почему?

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладка я – зла я.

Дети показывают пальчиками "+" (согласны).

Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и . Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький. Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором) дети (хором) - [маркофка]

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой. Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД" И Т "], [Г Р АЧ" И], [ Ш Ы Н А], , [Р" Э П А], [С В" И Ч" А]

У:- Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

У. Спасибо.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:

Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному?

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Н е согласны с Совой. Слово [ аткрывай "ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

Де согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.

Нашли еще одну ошибку, в слове [пад "оргат "]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У. Вы нашли все ошибки?

Д. Все.

У. Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

II вариант - записывает второе объявление.

У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали?

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

У. Спасибо за урок.

Литература:

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно.
Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной звук. Начало слова, конец слова, ударный слог, безударный слог, положение перед гласным, положение перед согласным – всё это разные позиции. Будем разбираться, как различать сильные и слабые позиции сначала для гласных, а потом и для согласных.

Сильная позиция та, в которой звук выступает в своём основном виде, когда он не подвергается позиционно обусловленным изменениям.
Для гласных сильная позиция под ударением, а слабая – без ударения .
В безударных слогах гласные подвергаются изменениям: они короче и не произносятся так же отчётливо, как под ударением. Такое изменение гласных в слабой позиции называется редукцией . Благодаря редукции в слабой позиции различается меньше гласных, чем в сильной.

Звуки, соответствующие ударным [о] и [а], после твёрдых согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным в русском языке признается «аканье», т.е. неразличение О и А в безударном положении после твёрдых согласных.

· под ударением: [дом] – [дам] - [о] ≠ [а].

· без ударения: [да ма´] -дома´- [да ла´] -дала´ – [а] = [а].

Звуки, соответствующие ударным [а] и [э], после мягких согласных в слабой, безударной позиции звучат одинаково. Нормативным произношением считается «иканье», т.е. неразличение Э и А в безударном положении после мягких согласных.

· под ударением: [м’эч’] - [м’ач’] – [э] ≠[a].

· без ударения: [м’ич’о´м]- мечо ´ м - [м’ич’о´м]- мячо ´ м - [и] = [и].

· А как же гласные [и], [ы], [у]? Почему о них ничего не говорилось? Дело в том, что эти гласные в слабой позиции подвергаются только количественной редукции: они произносятся более кратко, слабо, но качество их не изменяется. То есть, как для всех гласных, безударное положение для них - это слабая позиция, но для школьника эти гласные в безударном положении проблемы не представляют.

[лы´жы], [в _лу´жу], [н’и´т’и] – и в сильной, и в слабой позициях качество гласных не меняется. И под ударением, и в безударной позиции мы ясно слышим: [ы], [у], [и] и пишем буквы, которыми эти звуки принято обозначать.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

ЗВУКИ РЕЧИ
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки.
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для согласных. Позиционные изменения согласных
Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным. Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

УДАРЕНИЕ
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНЫХ
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ
1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н

ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ -ОГО -ЕГО
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

НЕКОТОРЫЕ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.
Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.
Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.
Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.
В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.
Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а] , [о] , [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки.
Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад] а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э] , например: [м"иэста] , [ч"иэсы] , [п"иэт"брка] , [с*иэло] .
Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков. Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.
В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст [о] л - ст [а] ла.
В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с] , садовод - [съдавот] , водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука) .
Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)» .
Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции. Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.

В русском языке 36 согласных звуков.
Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.
В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие. Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п] , [в] - [ф] , [г] - [к] , [д] - [т] , [ж] - [ш] , [з] - [с] .
Однако некоторые согласные являются только глухими: [х] , [ц] , [ч"], [ш] или только звонкими: [л] , [м] , [н] , [р] , [Г] . Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»] , [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"]. Не имеют парных звуков твердые согласные [ж] , [ш] , [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].
В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.
Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый) , сонорным (правда) , перед [в] и [в*] (свить) . Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба] ; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп] ; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик] ; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].

Тексты билетов 8 класс.

Билет №1.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Язык – основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

Как средство общения, язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка.

Русский язык в современном мире выполняет три функции:

1) национального языка русского народа;

2) государственного языка Российской Федерации;

3) языка межнационального общения народов России.

Рассмотрим эти три функции.

Русский язык – это национальный язык русского народа , который вместе с другими народами сыграл большую роль в истории нашей страны.

Русский язык – это язык науки, техники и культуры. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, К. Г. Паустовского и др.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности. Богатство и выразительность русского языка отмечали многие писатели и общественные деятели: В. Белинский, Н. Гоголь, И. Тургенев, А. Н. Толстой, М. Горький, К. Паустовский. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - В. Белинский. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», - К. Паустовский.

Основу русского национального языка составляет литературный язык. Литературный язык – это язык книг, газет, театра, радио и телевидения, государственных учреждений и учебных заведений. В школе изучается литературный язык.

Русский литературный язык – язык нормированный. Произношение слов, выбор слов и употребление грамматических норм, построение предложений в литературном языке подчиняются литературным правилам, или нормам.



Литературный язык имеет устную и письменную форму. Устная речь – это речь звучащая, произносимая. В устной речи важно правильно произносить звуки, слова, предложения, соблюдать интонацию и ударение. Для нее характерны простые короткие предложения. Письменная речь связана с написанием. Она оформляется правильно и точно с точки зрения орфографии и пунктуации. В письменной речи используются сложные и осложненные предложения.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации . На нем принимаются все законы страны, на нем выступает глава государства – Президент России, на этом языке написан основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации. На русском языке ведутся съезды партий, конференции по разным областям знаний.

Российская Федерация – многонациональное государство. Среди равноправных национальных языков русский язык выступает как язык межнационального общения народов России . Владение русским языком наряду с родным необходимо для обмена информацией в различных областях. Как средство межнационального общения русский язык помогает решать задачи общегосударственного, экономического и культурного развития нашей многонациональной страны. С помощью русского языка народы России могут приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры. Русский язык играет роль посредника между всеми языками народов России, служит взаимообогащению национальных культур. Русский язык является самым распространенным среди других языков в нашей стране.

Билет № 2.

Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция звуков.

В лесу, на улице, дома мы слышим много самых различных звуков. Звуки речи отличаются от всех других звуков прежде всего тем, что они образуют слова.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой .

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков: [а"], [о"], [у"], [ы"], [и"], [э"]. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о"], вар[ а"], бур [у"], лес [э"], синь [и"]) и безударными (например, вода [а], трава [а], судак [у], лесок [и], лиса [и], была [ы]). Звуки под ударением стоят в сильной позиции , а без ударения – в слабой . Звуки [у], [ы] всегда стоят в сильной позиции. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный - дивный, тяжелый – тяжесть, окно - окон.

Согласные звуки : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др. Всего 36 согласных звуков. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Образуются пары звонких и глухих звуков:

Не образуют пар звонкие [л], [м], [р], [н], [й].

Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].

Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] называются шипящими.

Сильная позиция звонких и глухих согласных в положении перед гласными: д ор ог а, н ач ал о, с ов ет ы; перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [й]: с лово, с мола, с нова, п равда, в ьюга. Слабая позиция согласных звуков: оглушение на конце слова и перед глухими согласными: дуб[п] , рог[к] , [ф] в се; озвончение перед звонкими согласными: молот ь[д "]ба, с[з] бить. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук: дуб – дубы, низкий – низок, указка – указать, сказка – сказочка, молотьба – молотить, просьба – просить и др.

Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Согласные образуют пары твердых и мягких звуков:

Твердые [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]
мягкие [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"]

Не образуют пар твердые [ж], [ш], [ц].

Не образуют пар мягкие [ч], [щ], [й].

Билет № 3.

Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.

Основной значимой единицей языка является слово . Совокупность всех слов языка составляет его лексику . Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется лексикологией . Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение.

Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает конкретное самостоятельное слово, является его лексическим значением . Например, есть предмет «мост » и есть слово «мост », обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова «мост » следующее: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».

По лексическому значению слова делятся на однозначные и многозначные, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, герб – отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны, и верх только что вспаханного пласта земли, и мясистый нарост на голове у петуха. При этом между данными предметами имеется сходство по форме. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами в одной словарной статье.

Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: волк воет . Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу: ветер воет . Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.

Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи, например, лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; ключ – предмет для отпирания и запирания замка и ключ – родник. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, в разных словарных статьях.

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, словаметель, пурга, буран, метелица, вьюга имеют общее лексическое значение: падение снега в ветреную погоду. Синонимы составляют ряд слов, который называется синонимическим рядом . Один из синонимов является основным, главным, в словарях он помещается первым. Синонимы в речи используются:

1) для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);

2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся);

3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;

4) как способ связи предложений в тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, красивый – безобразный, начать – закончить, вверх – вниз и др. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее.

Билет №4.

Группы слов по употреблению и происхождению.

По употреблению и происхождению слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные (ограниченные в употреблении), диалектные, профессиональные, устаревшие, новые (неологизмы), заимствованные. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.

Основную часть лексики русского языка составляют общеупотребительные слова, т.е. такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и места жительства: отец, мать, сын, дочь; хороший, красивый, длинный; один, два, три; я, ты, он; говорить, ходить, писать. Такие слова могут употребляться в любом стиле речи и тогда, когда мы говорим, и тогда, когда мы пишем.

К словам, ограниченным в употреблении, относятся диалектные слова (диалектизмы) и профессиональные слова (профессионализмы).

Диалектизмами называются слова, которые употребляются преимущественно жителями одной местности. В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские диалекты, южнорусские диалекты, среднерусские диалекты. Одни и те же предметы (признаки, действия) в диалектах и в литературном языке нередко называются по-разному: петух (литературный язык и севернорусское наречие) – кочет (южнорусское наречие); говорить (литературный язык) – баить (севернорусское наречие) – гутарить (южнорусское наречие). Многие диалектные слова становятся общеупотребительными и входят в синонимические группы, например, дом (общеупотребительное), изба (севернорусское), хата (южнорусское). Диалектные слова используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности.

Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью. В математике, например, знаменатель, числитель, множитель, слагаемое; в науке о языке: фонетика, орфография, синтаксис и т.д. Специальные слова, обозначающие научные понятия, называются терминами. Профессиональные слова используются в художественных произведениях для более точного описания людей, их занятий.

Устаревшие слова (архаизмы) – это слова, вышедшие из активного, повседневного употребления: конка, городовой, дворецкий. Чаще всего устаревают слова, если выходят из употребления предметы, орудия, понятия и т.д., называемые этими словами. В художественных произведениях устаревшие слова используются для более точного рассказа о жизни людей в прошлом.

Неологизмы (новые слова) – это слова, возникающие в языке, чтобы называть новые предметы, орудия труда, культуры, новые представления о мире и т.д. Одни неологизмы быстро теряют оттенок необычности, новизны, становясь общеупотребительными (космонавт, пирожковая, светофор), другие сохраняют этот оттенок более длительное время (прилуниться, луноход). Некоторые новые слова не переходят в разряд общеупотребительных, оставаясь неологизмами (чаще всего авторские неологизмы): сливеют губы с холода (у Маяковского; становятся сливового цвета, синего с оттенком фиолетового).

По происхождению в словарном составе русского языка имеются исконно русские слова (т.е. такие, которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие, которые взяты из других языков). В лексике русского языка около 10 % заимствованных слов. Заимствуются слова из других языков в силу разных причин: для называния заимствуемых предметов, орудий, понятий (гобой, трактор, балет, искусство); для уточнения названий сходных предметов, орудий, машин (гостиница, мотель; варенье, повидло, джем, конфитюр). Чаще всего заимствуются слова из греческого, латинского, французского, английского, немецкого, тюркских языков. При заимствовании чужие слова в русском языке претерпевают фонетические, смысловые, морфологические изменения, а также изменения в составе слова.

Билет №5.

Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – бездельничать; за тридевять земель – далеко.

Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягоды (один другого не лучше); на краю света, куда ворон костей не заносил, куда Макар телят не гонял (далеко). Фразеологизмы – антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь; засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлебывать кашу; тяжел на подъем – легок на подъем. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т.е. делать очень несложное, нетрудное дело.

Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: «Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен)». (А. И. Куприн). Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипу боится (трус).

Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос.

Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения: Отделкой, чистотой ларец

в глаза кидался (выделялся, отличался). (И. Крылов) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).

Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок приобретают цитаты из литературных произведений: Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное…(Н. А. Некрасов)

СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.

На конце слова звонкие согласные становятся глухими, оглушаются. Столб мы произносим как стол[п], поход – как похо[т] , гараж – как гара[ш] . То же самое происходит и перед глухими согласными. Сказка читается как ска[с]ка , а лодка – как ло[т]ка.

С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].

В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).

Подберём проверочные слова для наших слов: превратим столб в стол б ик, поход – в похо д ный , лодку – в ло д очку , а просьбу – в про с ить . Вот тогда мы и поймём, какую букву нужно записывать на месте слабой согласной, чтобы сохранить основной принцип русской орфографии – запись настоящей фонемы.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Рядом гласный подставляй!

Слабые и сильные позиции есть и у твёрдых и у мягких согласных . По законам русского языка, во многих случаях последующий мягкий согласный заставляет смягчаться предшествующий твёрдый. И твёрдому приходится уступать.

Вот, к примеру, слово мост . Все согласные в нём твёрдые. Но стоит измениться согласному т и превратиться в мягкий, как тут же смягчение распространяется и на соседний [с ] – мо[с’т’]ик . тот же процесс происходит и в парах слов лесной – ле[с’н’]ик, бант – ба[н’т’]ик . Люди по незнанию могут вставлять в этих случаях между двумя мягкими согласными мягкий знак. Делать этого не нужно, поскольку мягкость первого согласного – не настоящая, а приобретённая, «мягкость от соседа».

Бывают случаи, когда в слабых позициях фонемы вообще пропадают . Если рядом оказываются несколько согласных, то средний звук вообще не произносится. Прислушайтесь к словам местный, туристский, голландцы, праздничный . Все ли написанные буквы, отражающие фонемы, реально произносятся? Можно ли подобрать к этим словам такие, в которых фонемы оказались бы в сильной позиции (напоминаем, что главная из них – перед гласной)?

Мес т ный – мес т а, турис т ский – турис т ы, голлан д цы – голлан д ец, праз д ничный

Порой в словах встречается

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.