Вхожу я в темные храмы жанр. Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…

Читать стих «Вхожу я в темные храмы» Блока Александра Александровича надо с полным пониманием того, что это глубоко личное произведение. Оно было написано в 1902 году, когда поэту исполнилось 22 года. Он был молод и влюблен, занимался поиском собственной духовной истины, активно писал. Текст стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы» – это своеобразный гимн любви, содержащий в себе то нежное чувство, которое поэт испытывал в то время к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой. Это одиннадцатое по счету стихотворение, посвященное ей, самое красивое и загадочное. Оно вобрало в себя все лучшие мотивы цикла «Стихи о прекрасной даме». Учить его легко, оно льется, как песня.

На уроках литературы в 11 классе педагоги говорят о том, что в этот период поэт активно искал идеал Вечной Женственности, материальное, и в то же время божественное дитя свободы и света. Он стремился найти то, что возвышается над обыденным миром, а отыскав – сделать служение этому идеалу частью своей жизни, словом и делом воспевать неземную красоту и чистоту. Все стихотворение пронизано тоской и грустью от того, что поиски тщетны, что милый сердцу образ постоянно скрыт за тенями, что он далек и нереален, что мечта недостижима. Лирический герой старается, но не может отыскать ту единственную, свою вторую половинку, без которой он не может обрести цельность. Она постоянно ускользает от него, хотя он готов служить ей как Божеству, как Богородице, как Пречистой Деве, как «Вечно юной Владычице Вселенной». Даже от созерцания её герой испытывает чувство глубокого эстетического удовольствия, и ему плохо там, где не ощущается ее присутствие. Блок - символист, и поэтому образ храма здесь не случаен. Только здесь можно отыскать неземную красоту и совершенство.

Познакомиться с этим лирическим произведением, считающимся одним из самых красивых стихотворений о любви, в режиме онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

Стихотворение вбирает в себя основные мотивы цикла «Стихов о Прекрасной Даме».

Поводом для создания стихотворения стала встреча в Исаакиевском соборе А.Блока с Л.Д.Менделеевой. Перед лирическим героем появляется образ, который сравним лишь с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». В стихотворении с помощью цветовых, звуковых и ассоциативных символов таинственно и неопределённо возникает перед нами образ Прекрасной Дамы лирического Героя. Все слова и строфы полны особой значительности: «О, я привык к этим ризам», «О, святая…» - с помощью анафоры автор выделяет важность события.

Интонация торжественно-молитвенная, герой жаждет и умоляет о встрече, он весь дрожит и трепещет в её ожидании. Он ждёт чего-то чудесного, величественного и полностью преклоняется перед этим чудом.

«Мерцание красных лампад» не позволяет нам чётко увидеть образ Прекрасной Дамы. Она безмолвная, неслышимая, но для понимания Её и уважения не нужны слова. Герой понимает Её душой и возносит этот образ на небесную высоту, называя ”Величавой Вечной Женой”.

Церковная лексика (лампады, свечи) ставит образ Прекрасной Дамы наравне с божеством. Их встречи происходят в храме, а храм - некий мистический центр, который упорядочивает пространство вокруг себя. Храм- архитектура, которая стремится воссоздать собой миропорядок, поражающий согласием и совершенством. Создаётся атмосфера, соответствующая предвкушению контакта с божеством. Перед нами появляется образ Богоматери, как воплощение гармонии мира, который наполняет душу героя благоговением и покоем.

Он - влюблённый, самоотверженный, находящийся под впечатлением прекрасного человек. Она – есть то прекрасное и бесплотное, что заставляет героя содрогаться: «А в лицо мне глядит озарённый, только образ, лишь сон о ней», «Дрожу от скрипа дверей…» Она является сосредоточением его веры, надежды и любви.

Цветовая палитра состоит из тёмных оттенков красного («В мерцании красных лампад…»), которые несут в себе жертвенность: герой готов расстаться с жизнью ради возлюбленной (красный-цвет крови); жёлтого и золотого цветов (свечи и церковные образа), несущих тепло, устремлённое к человеку, и особую ценность окружающего бытия. Высокие белые колонны возвышают значение как образа Прекрасной Дамы, так и душевных чувств героя. Всё происходящее в стихотворении Блок укутал в темноту, покрыл тёмным покрывалом («темные храмы», «в тени у высокой колонны») для того, чтобы как-то оградить эту близость и святость отношений героев от внешнего мира.

Цветопись. Звукопись.

1 строфа: звуки «а», «о», «е» сочетают в себе нежность, свет, тепло, восторг. Тона светлые, мерцающие. (Цвет белый, жёлтый.)

2 строфа: звуки «а», «о», «и» - стеснение, страх, темнота. Свет убывает. Картина неясна. (Тёмные цвета.)

3 строфа: Темнота уходит, но свет поступает медленно. Картина неясна. (Смесь светлых и тёмных цветов.)

4 строфа: звуки «о», «е» несут в себе неясность, но приносят самый большой поток света, выражающий глубину чувств героя.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» .

В этом стихотворении поэт передает взаимодействие Вечной Женственности, красоты с реальностью жизни, то есть связь земного и Божественного.

В начале стихотворения – покой, умиротворение. Изображена церковь, поющая девушка, а на втором плане - уплывающие в море корабли, люди, забывшие радость свою. Девушка в церковной песне сопереживает «...усталым в чужом краю, кораблям, ушедшим в море, забывшим радость свою». Ее песня – молитва об отторгнутых от родного крова, о заброшенных на чужбину. Умиротворенное пение побуждало каждого из мрака смотреть на ее белое платье и слушать скорбящую песнь. Мрак и ее белое платье символизируют грешное и святое среди этого жестокого мира. Своим пением она вселяла в людей частичку искренней доброты, надежды на лучшее, светлое будущее: «…И всем казалось, что радость будет, что в тихой заводи все корабли, что на чужбине усталые люди светлую жизнь себе обрели».

Мы видим единение присутствующих в церкви в одном духовном порыве. Еще в начале стихотворения не было надежды на счастье, светлую жизнь. Но когда из мрака слышался ее нежный голос и появлялось белое платье, освещенное лучом, то приходила уверенность, что мир прекрасен, стоит жить ради прекрасного на Земле, несмотря на все беды, несчастья. Но среди всеобщего счастья кто-то будет обделен и несчастен - тот, кто ушел на войну. И теперь воин будет жить только лишь воспоминаниями, надеясь на лучшее.

Своим ослепительным сиянием, нежным голосом девушка давала людям возможность забыть на мгновение о том, что происходит за пределами церкви. В образе девушки они видели тот лучик жизни, который им был так необходим. В ней видели не простую девушку, а Божество, спустившееся с небес на грешную землю для спасения их душ. В последнем столбике стихотворения плач ребенка – предвестник войны. Ведь стихотворение было написано в 1905 году (окончание русско-японской войны).

Понять глубже смысл стихотворения нам помогает цветовой фон . Если еще в начале стихотворения люди поглощены мраком, то уже в конце стихотворения темные тона переходят в светлые. Им казалось, что они «…светлую жизнь обрели».

В четвертой строфе, в третьей строке – «…причастный тайнам,- плакал ребенок» – этот ребенок вещий, ему открыто будущее, он знал наперед трагический исход для России в войне летом 1905 года. Ребенок олицетворяет возрождение, обновление, все самое светлое и невинное. И в данном случае – он ребенок-пророк, предвидящий тяжёлое будущее России.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотив­шим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ иде­альными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыца­рем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.

Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема — чудесная мечта героя, описывается его свидание с Пре­красной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые при­меты реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти об­разы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И неда­ром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким обра­зом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также прояс­няется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свида­ния становится вторая строфа:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама — это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реаль­ность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя — это мир «улыбок, сказок и снов». Главное — это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты».

Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы ви­дим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лиричес­кого героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, — краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыб­ки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).

Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.


Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь
к прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в
высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвещен возлюбленной
А.А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это - молитва, обращенная к Владычице
Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр "Вхожу
я в темные храмы".
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных ломпад.
Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного
существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его
идеала. Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный
- цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического
героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней,
озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так
часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя
успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства
открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно
восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни взохи, ни речи
Но я верю - Милая Ты.
Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как" подчеркивает любование,
преклонение юноши - поэта перед совершенством. Метафорический эпитет "ласковые свечи" - настоящее поэтическое открытие
Блока. Герою "не слышны ни вздохи, ни речи" своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие
радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она - Милая. Усилительный знак
препинания - это тире - обрушивает на краткое "ты" огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта
Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, "чорных зданий",
"жолтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истинна в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,
в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.
Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока -
рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние
лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте
присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,
отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень
много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,
самоотверженной и преданной любви к Родине.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

А. Блок считается одним из первых символистов, это творческое направление ставит на первое место символ как знак, который может восприниматься по-разному, является неоднозначным. Символизм возникает во Франции и далее распространяется по другим странам.

В творчество поэта главное значение имеет любовная тема, которая приобретает разных красок. Это не удивительно, ведь сам поэт любил, и свою любовь пронес через всю жизнь. Его избранницей была Любовь Менделеева. Эта женщина стала для Александра Блока стала не только его музой, вдохновительницей на творчества, но и ангелом-хранителем. Даже после расставания Блок не переставал помогать бывшей супруге, потому видел в ней не только любимую женщину, но и истинного друга. Он доверял ей, как самому себе.

О своих таинственных чувствах и переживаниях Блок не рассказывает, он все раскрывает в своем творчестве. Поэт прекрасно относится к женщинам, все творчество поэта связано со стихами о Прекрасной Даме. Автор считал женщин очень тонкими и ранимыми натурами. Любовь Менделеева была для поэта настоящим идеалом женщины. Он боялся, что может очернить душу того человека, которую так любит. Но поэт прекрасно знает, что далеко не каждая может трепетное отношение. Человеческая натура обманчива, он и сам не раз обманывался в жизни, но продолжал верить любимым людям. Любовь Менделеева часто предавала Блока, отдавала предпочтение другим. И только через время поняла, насколько благородным был человек, который так долго находился с ней рядом.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» датировано 1902 годом. Образ Богоматери становится центральным в творчестве Блока, это образ-символ любимой женщины, которая находится рядом, но часто неуловима и недоступна. Именно такой автор представляет себе Прекрасную Даму. В образе Богоматери угадывается любимая поэта, которая для него становится воплощением чистоты и красоты. Очень много синонимов использует автор, он называет свою любимую Величавой Вечной Женой, Святой, Милой.

Лирический герой входит в храм и в «мерцании красных лампад» ждет Прекрасную Даму. Далее все больше раскрывается основная тема – любовная, становится понятным, что лирический герой все-таки ждет свою любимую. Все слова говорят о том, что для поэта действительно важным является именно искренние чувства, даже пусть невзаимные.

Блок все еще верит, что любовь – небесный дар, а не проклятье. Образ Прекрасной Дамы и Богоматери – это символические образы, в которых воплощается идеальная женщина. Мы имеем право любить, даже тогда, когда это противоречит рациональному, когда мы видим недостатки человека. Александр Блок в своей любовной лирике, показывает, как нужно относиться к женщине, какими должны быть истинные высокие чувства. Стихи написаны с душой и сердцем, в каждой фразе звучит любовь и уважение. В произведениях очень много символов, но они чаще всего повторяются, являются константами в творчестве. Блок - великий поэт символизма, воспевающий женскую чистоту и настоящую красоту.