Виды модальных значений и средства их выражения в современном русском языке. Модальные глаголы в английском языке: примеры с переводом

Английские глаголы очень разнообразны. Для того чтобы их было удобно изучать, английский язык подразделяет глаголы на группы и даже подгруппы. Так, например, по своему значению глаголы могут делиться на смысловые и служебные. Вторые же в своем составе имеют вспомогательные глаголы, глаголы-связки и модальные глаголы. Сегодня мы поговорим о последней группе и изучим, что такое модальные глаголы в английском языке, какие бывают их виды, как они образуются и используются в речи.

Modal verbs или модальные глаголы в английском языке – это глаголы, которые не имеют собственного значения и применяются для того, чтобы выразить модальность, то есть отношение говорящего к какому-либо действию. Соответственно, они могут использоваться исключительно в связке с другим глаголом.

Модальные глаголы английского языка употребляются в речи достаточно часто, а посему их необходимо знать, чтобы придавать предложениям особый смысл. Теперь, рассмотрев общее определение, можно переходить к более детальному освоению этой темы.

В принципе, модальный глагол образовывать никак не нужно. Вам не придется долго запоминать спряжение модальных глаголов, по той простой причине, что спряжения у них почти нет. Да, некоторые модальные глаголы могут меняться в зависимости от времени, но они не изменяются по лицам и числам. Несмотря на то, что данный факт значительно облегчает использование таких английских глаголов, это может вызвать некоторую путаницу при составлении предложений, поэтому давайте разберем этот момент поподробнее.

Если вы возьмете любой модальный глагол, все, что вам нужно сделать, поставить его перед существительным / местоимением. Так как существительное не имеет склонение в английском языке, проблем с этим возникнуть не должно. После модального же необходим обычный глагол в инфинитиве без частицы to :

Часто, основываясь на этом правиле, на начальном этапе может возникать желание поставить окончание — s (-es) к модальному или основному глаголу, но делать это ни в коем случае нельзя.

Если же вы не хотите так просто сдаваться и стремитесь присоединить это окончание хоть куда-нибудь, для вас было сделано единственное исключение в лице модального глагола have to. При спряжении глагол have в модальной форме изменяется по лицам и числам точно также как и в настоящем времени:

I have to
He has to

Говоря об окончаниях, стоит также отметить, что модальные глаголы, в соответствии с правилами английского языка, не имеют форму , поэтому окончание –ing присоединить к ним не получится. Это касается абсолютно всех глаголов, даже такого не типичного как have to.

Они также не требуют перед собой каких-либо вспомогательных глаголов в отрицательных и вопросительных предложениях. Хотя в этом случае модальный глагол have to опять является исключением.

Это были все особенности модальных глаголов в английском языке, которые нужно не забывать при составлении предложений на английском.

Модальные глаголы в английском языке: формы предложения

Способ употребления модальных глаголов в разных формах предложения практически идентичен вспомогательным глаголам. Изучим формы на таблицах:

Утвердительные предложения с модальным глаголом

Для построения утвердительного предложения с модальным глаголом, модальный глагол ставится перед подлежащим. Смысловой глагол ставится после модальных глаголов. Эти два вида глаголов вместе используются в роли составного глагольного сказуемого:

Пример выше используется с действительным залогом (Active Voice). Однако пассивный залог с модальными глаголами тоже достаточно часто встречается в речи. Для страдательного залога (Passive Voice) к предложению с модальным глаголом добавляется глагол be, который ставится между модальным и основным:

К модальным глаголам, которые используются во времени Perfect, в страдательном залоге добавляется третья форма глагола to be – been:

Отрицательные предложения с модальным глаголом

Отрицательная английская форма идентична за исключением того, что у модального глагола появляется отрицательная частица not:

Как и в утвердительной форме, здесь тоже можно составлять предложения в пассивном залоге. Пример пассивного залога в отрицательном предложении:

Вопросительные предложения с модальным глаголом

Вопросительная форма формируется исходя из типа вопроса:

  • Общие вопросы используют модальный глагол перед подлежащим:

«Пассивные» формы используются и в вопросительных предложениях. Рассмотрим такую «пассивную» форму на примере общего вопроса:

Неважно является ли предложение «активным» или «пассивным», на такой вопрос достаточно ответить коротко:

Исключением из правил является модальный глагол have (has) to, для образования вопросительной формы которого требуется вспомогательный глагол do (does):

  • В альтернативном вопросе добавляется какой-либо второй член предложения для выбора и союз or (или):

На такой вопрос нужно отвечать полностью:

  • Для образования специального вопроса к общим вопросам в начале добавляется вопросительное слово:

Для таких вопросов также требуется полный ответ:

  • В разделительных вопросах сохраняется форма утвердительного или отрицательного предложения, к которой добавляется краткий вопрос:

На такой вопрос нужно отвечать коротко:

В случае с модальным глаголом have (has) to краткий вопрос строится с помощью вспомогательного глагола:

Список модальных глаголов, их значение и употребление

Давайте перейдем непосредственно к модальным глаголам и их видам.

Модальный глагол Can

Can в значении «мочь», «уметь» используется, чтобы выражать возможность совершения действия. Один из самых распространенных и часто употребляемых модальных глаголов. Он относится к недостаточным глаголам, то есть глаголам, которые не имеют всех форм. Сам модальный глагол имеет две формы:

  • Для настоящего времени используется сan;
  • Прошедшему времени и сослагательному наклонению соответствует could.

При отрицании к этому английскому модальному глаголу стандартно прибавляется отрицательная частица, но пишется она, в отличие от других случаев, слитно:

+
can cannot

Правда говоря, очень часто по этому вопросу появляются разногласия: люди доказывают, что и стандартная форма также имеет место. Поэтому если вы не сидите на экзамене, а просто переписывайтесь с человеком, раздельное написание не будет восприниматься как что-то неправильное.

Порой, раздельное написание даже необходимо, когда not является частью другой конструкции. Чаще всего этой конструкцией является «not only…, but also» (не только…, но и). Чтобы было понятнее давайте рассмотрим два примера:

Если же can в отрицании не является частью конструкции, а вы не хотите случайно ошибиться, можно просто использовать сокращенную форму в повседневной речи и «неформальном» письме:

Чаще всего этот модальный глагол выражает умственную или физическую активность:

Он также может обозначать общую или теоретическую вероятности совершения действия:

Can употребляется и для выражения просьбы. В этом случае можно употреблять как can, так и could. Правда could будет звучать более вежливо и формально:

Модальный глагол может использоваться, чтобы попросить, разрешить или запретить что-то делать:

А также, чтобы выразить удивление, упрек или недоверие:

Модальный глагол to be able to

Если вы хотите выразить случаи с can в будущем времени, вам нужно использовать еще один глагол вероятности — to be able to (быть способным / в состоянии сделать). Он практически равнозначен глаголу can, однако в настоящем и прошедшем времени его употребление является более формальным. В этих временах модальный глагол to be able to чаще используется для того, чтобы выразить, что лицу удалось что-то сделать, оно справилось / преуспело. Этот модальный глагол изменяется по лицам, числам и временам:

Прошедшее Настоящее Будущее
I was able to am able to will be able to
You were able to are able to will be able to
He was able to is able to will be able to

Модальный глагол May

К модальным глаголам, которые выражают вероятность, также относится глагол may в значении «разрешите», «можно». Он тоже имеет две формы:

  • May для настоящего;
  • Might для прошедшего времени и сослагательного наклонения.

В отрицании обе формы имеют сокращения:

Употребляется этот глагол в тех же случаях, что и can,но may является более формальным:

Чтобы попросить или дать разрешение:

Модальный глагол be allowed to

Аналогом модального глагола may является модальный глагол be allowed to в значении «разрешения». Такой глагол используется, чтобы показать, что разрешение было дано, не уточняя кем это было сделано. Так как глагол to be изменяется по временам, числам и лицам, эти же изменения применяются и для модального глагола be allowed to. Рассмотрим таблицу с примерами употребления:

Модальный глагол Must

Модальный глагол must в значении «должен». В отрицательной форме он имеет сокращенную форму:

В основном используется, чтобы:

Выразить обязанность, необходимость:

Выразить приказ или запрет:

И выражение уверенности:

Модальный глагол have to

Так как must не имеет прошедшего и будущего времени, вместо него в таких случаях используют модальный глагол have (has) to:

Модальный глагол have to (have got to) используется в значении «приходиться», «должен». Помимо вышеупомянутого случая, он также употребляется и самостоятельно, не заменяя глагол must. Обычно он используется, чтобы показать, что какое-то действие необходимо сделать из-за того, что «надо», а не потому, что хочется:

Не стоит забывать, что have to (have got to) изменяется по числам, лицам и временам:

Разница между must и have to в таком случае определяется тем, что:

  • Используя must, мы чувствуем / осознаем обязанность. Нам необходимо что-то сделать:

То есть мы решили, что что-то будет нашим «правилом», и мы будем обязательно ему следовать.

  • Используя have to, мы подразумеваем, что мы не хотим что-то делать, но нам придется ввиду обстоятельств:

Хотя все-таки носители часто заменяют have to must формой.

Вы могли обратить внимание, что глагол have to может также использоваться как have got to. Разница между этими модальными глаголами незначительна:

  • Have got to подразумевает конкретное действие:
  • Have to подразумевает повторяющееся действие:

Модальный глагол should

Модальный глагол should в значении «должен», «следует». Сокращенная форма в отрицании:

Этот модальный глагол употребляется, чтобы:

Выразить моральное обязательство:

Дать совет:

Это время можно встретить и в инструкциях:

Модальный глагол ought to

Модальный глагол ought to , который означает то же самое, что и глагол should. Используется он, тем не менее, намного реже. Этот модальный глагол имеет только одну форму. Для его использования обязательно необходима частица to. Он тоже имеет сокращение в отрицании:

Используется этот модальный глагол для выражения советов и обязательств:

Модальный глагол shall и will

Модальные глаголы shall и will, которые соединяют в себе модальное значение и значение будущих времен. Также имеют сокращенные формы в отрицании:

Shall используется, чтобы выразить предложение сделать какое-либо действие:

Модальный глагол will используется в английском языке для выражения обещания и настояния. Также модальный глагол will можно встретить в вопросительных предложениях, которые подразумевают приказы:

Модальный глагол be to

Модальный глагол be to для выражения обязательства. Используется в прошедшем и настоящем временах. При его употреблении нужно всегда использовать частицу

Употребляется, чтобы:

Выразить действия, которые выполняются по определенному расписанию:

Для действий, которые предопределены:

Для того чтобы выразить запрет или невозможность:

Модальный глагол would

Модальный глагол would, обычно используемый для вежливых просьб и предложений. Не путайте would в значении «бы» и would модальный глагол.

В английском языке модальный глагол would тоже имеет сокращенную отрицательную форму:

Таблица с примерами:

Would также используется для предположений:

Стоит отметить, что в английском языке есть определенные глаголы, которые часто называют полумодальными. Полумодальные глаголы – это глаголы, которые могут выполнять две функции в предложении. С одной стороны, они могут употребляться в виде основных глаголов, перед которыми в вопросе и отрицании ставится вспомогательный глагол. С другой стороны, они могут являться словами, выражающими свойства модальных глаголов. К таким глаголам относятся:

Модальный глагол used to

Модальный глагол used to – глагол, о модальности которого очень часто возникают споры. Он употребляется только для выражения прошедших ситуаций и только в одном случае.

Среди особенностей этого времени, варианты его образования для отрицания и вопроса:

Используется этот глагол для выражения действия / состояния, которое происходило в прошлом. С переводом на русский у таких предложений может появляться наречие «раньше»:

Модальный глагол need

Еще один полумодальный глагол – глагол need, которым обозначают надобность выполнения действия. Сокращенная форма отрицания:

Обычно заменяет собой модальные глаголы must и have to в отрицательных и вопросительных предложениях.

Употребляется в утвердительных предложениях в значении «нужно»:

Также используется в вопросах, когда в ответ хочется услышать отрицание:

По своему значению модальный глагол dare не отличается от смыслового глагола dare. Единственное различие заключается в том, что модальный глагол dare не требует использования вспомогательных глаголов.

Модальный глагол let

В полумодальную группу также входит глагол let. Let как модальный глагол в английском языке используется в значении «пусть», «позвольте», «разрешите». Если же глагол употребляется в качестве смыслового, он практически не меняет своих значений.

Модальные глаголы в английском языке: дополнительные случаи употребления

Рассмотрим еще несколько моментов употребления модальных глаголов:

  1. Все вышеупомянутые глаголы могут использоваться в косвенной речи. Однако и тут есть ряд нюансов:
  • Некоторые модальные глаголы в косвенной речи не изменяются. К ним относятся could, might, should, would, ought to. Пример:
  • К модальным глаголам, которые изменяются, относятся:
  1. Также стоит заметить, что модальные глаголы могут использоваться с перфектным инфинитивом.
  • Can + Perfect Infinitive для того, чтобы показать, что лицо не верит в действие, которое уже произошло. Could + Perfect Infinitive используется в этом же значении, но в менее твердой форме.
  • May + Perfect Infinitive выражает неуверенность в произошедшем событии. Might + Perfect Infinitive – еще меньшая уверенность.
  • Must + Perfect Infinitive показывает уверенность или говорит о вероятности совершения действия в прошлом.
  • Need + Perfect Infinitive подвергает сомнению разумность совершенного действия.
  • Ought + Perfect Infinitive выражает порицание за прошлые поступки.
  • Will + Perfect Infinitive показывает решимость в осуществлении действия до определенного момента в будущем.
  • Would + Perfect Infinitive используется для выражения действия, которое хотелось осуществить, но не получилось.
  • Should + Perfect Infinitive выражает действие, которое следовало выполнить в прошлом, но выполнено оно не было.

Заметьте, что и в английском языке, и в переводе на русский, за исключением will, перфектный модальный глагол подразумевает прошедшее время.

Рассмотрим несколько примеров:

О модальных глаголах можно писать столько, сколько хватит места. Однако кратко представленной информации о каждом модальном глаголе должно быть достаточно для полного освоения данной темы английской грамматики. Модальные глаголы, выражающие целый спектр чувств, действительно употребляются очень часто. А это значит, что их необходимо выучить и правильно использовать для возможности выражения своих мыслей. При возникновении трудностей, возвращайтесь к правилам выше, составляйте свои собственные примеры и практикуйте английский, посвящая этому языку как можно больше времени.

Изучение английского языка невозможно без углубления в тему модальных глаголов, которые применяются в построении сложных и простых предложений. В статье расскажем, что такое модальный глагол, как правильно его употреблять в различных словарных конструкциях, формировать повествовательные и вопросительные фразы..

Модальные глаголы английского языка

Modal Verbs - обособленная часть английского языка, которая работает по своим правилам, отличающимся от правильных и неправильных глаголов. Чтоб английские модальные глаголы ни с чем не перепутать, их следует заучить. Преподаватели знакомят учеников с таблицей, которая рассказывает о правилах применения, ролью в предложении.

Если говорить об отличиях правильных глаголов от неправильных, они разнятся принципом формирования прошедшего времени. особенность правильных форм в образовании характерного для них окончания -ed. Неправильные полностью меняют свою конструкцию: окончание, корень, приставку.

Также глаголы классифицируются на основные и вспомогательные. Основные выполняют важную лексическую роль, рассказывают об определенном действии. Легко и органично переводятся на русский язык. Вспомогательные их дополняют, отвечают за грамматические функции. Им нет аналогов в русском.

Все модальные глаголы в английском языке можно сравнить со вспомогательным, обладают дополняющей функцией, но более существенной. По правилам modal verbs выражают отношение подлежащего в заложенному в предложении или словосочетании действию.


Типы модальных глаголов

Основная особенность модальных глаголов в английском языке - передача отношения главного действующего лица к происходящему. Существует 5 модальных глаголов, которые следует выучить наизусть:

  • may / might
  • will / would
  • shall / should
  • can / could
  • must

Также есть дополнительные глаголы, которые тоже можно отнести к модальным, но они частично обладают их свойствами. Это формы dare, ought to, need и другие. Теперь о форматах, в которых употребляются модальные глаголы. Характеристики выражений:

  • уверенность, утверждение
  • просьба, предложение
  • совет, выражение мнения
  • формальная просьба
  • обязательство

Формы модальных глаголов активно используются в живой речи. Поэтому если вы хотите достичь уровня свободного владения английским языком, уделите этой теме особенное внимание.

Формирование глаголов в разных типах предложений

В вопросе изменения структуры глаголов нет четко закрепленных правил. Лишь некоторые модальные формы подчиняются склонению. Так, например, can употребляется в конструкциях настоящего и прошедшего времен, для будущего он не применим. Та же ситуация с глаголом may, используется во всех временах, кроме Future. Но это не означает то, что формы не подходят для выражения мысли в будущем времени. Для выражения мысли в структуре предложения добавляется will.

Если говорить о расположении модальных глаголов в предложении, существует ряд правил, которым нужно следовать в построении фраз. В выражении утверждения modal verbs употребляются перед глаголом, отвечающим за конкретное действие и после основного существительного. При отрицании к глаголу должна добавляться частица not (исключение - have to). В вопросительном предложении требуется смена позиций - модальный глагол, вопреки правилам расположения в утвердительных конструкциях, становится перед существительным, заменяет вспомогательный verb.

Правила употребления модальных глаголов

Чтобы свободно выразить свою мысль, эмоционально окрасить речевую конструкцию, следует запомнить самые употребляемые модальные глаголы, которые помогут грамотно составить утвердительное, вопросительное, побудительное предложения, выразить просьбу или пожелание. Берем на заметку: must, can, may, ought to, need, should, to be able to, have to, manage to.

Теперь о правилах использования модальных форм. Запомните три основных:

  1. Частица to не употребляется после модальных глаголов, кроме форм ought to, need to, have to.
  2. К modal verbs не пристыковываются окончания (слово-исключение - manage to).
  3. Глагол, обозначающий действие, в сочетании с модальным обретает форму инфинитива.

Примеры:

Тебе следует поискать другой выход. - You ought to find another way.

Мне нужно идти, уже поздно. - I need to go, it"s late.

Студенты должны следовать университетским правилам. Students must follow university rules.

Вы должны это задание выполнить до завтрашнего вечера. - You have to do this task till tomorrow evening.

Использование модального глагола can/could

В переводе на русский язык этот глагол означает “умею, могу”, может передавать значение определенного навыка. Can употребляется в настоящем времени, could - в прошедшем. Для построения предложения в будущем времени применяется форма will be able to.

Примеры:

Два года назад я видел намного лучше. - I could see much better two years ago.

Я умею очень хорошо рисовать, так как у меня был хороший учитель. - I can draw very well, because I had very good teacher.

Объясни проблему, мы сможем тебе помочь. - We will be able to help you, explain the problem.

При построении отрицательного предложения к модальному глаголу добавляется частица not:

Студенты не могли подготовиться к этому соревнованию. - Students couldn`t be ready for this competition.

Я не могу найти свои ключи в этом беспорядке. - I can"t find my keys in this mess.

Хотите грамотно построить вопрос с modal verb - всего лишь поменяйте слова местами. Подлежащее смещается на второй план, на первый выходит сам модальный глагол.


Модальный глагол must

Ученики нашей школы должны следовать Уставу. - Pupils of our school must follow the Regulation.

Обратное значение обретает форма must not (не обязан):

Твоя семья не должна переезжать в другой город. - Your family must not move in another town.

В вопросительных фразах must становится началом предложения:

Тигры должны содержаться в клетках? - Must the tigers be kept in the cages?

Приказной тон утрачивается с появлением частицы be:

Должно быть шумно жить в центре большого города. - It must be noisy to live in the center of big city.

Модальный глагол should

Примеры:

Ты должна остаться с ним, пока он болеет. - You should stay with him while he"s sick.

Для выражения отрицания используется сочетание с частицей not:

Тебе не следует проводит много времени за компьютером. - You shouldn"t spend a lot of time at the computer.

Одинаковые правила распространяются и в построении вопросительных предложений. Модальные глаголы выходят на первый план:

Стоит ли нам брать отпуск в мае? - Should we take a vacation in may?

Этому водителю стоит снизить скорость? - Should this driver slow down?

Модальный глагол may/might

Эти глаголы выражают неопределенность, переводятся как “можно, может”. В настоящем времени употребляется may, в прошедшем - might.

Примеры:

Он, может быть, обедал. - He might be having lunch .

Это может быть правдой. - It may be true.

Я могу быть лучшей студенткой в колледже. - I may be one of the best students in this college.

Для введения в конструкцию отрицания по традиции используется частица not:

Это не может быть правдой! - It may not be truth!

Вопросительное предложение формируем по стандартному правилу: начинаем с модального глагола:

Можно я присяду на стул? - May I sit on a chair?


Модальные глаголы to be able to/manage to

Форма употребляется в значении “быть в состоянии, мочь”. Отличие от could в ситуативности, применяется в определенных случаях:

Вода приходила очень быстро, но все успели сесть в лодку. - The water came very fast, but all managed to get in the boat.

Мы потеряли щенка, но потом смогли его найти. - We lost the puppy, but then we could find him.

В вопросительных предложениях:

Малыш смогу обуться без твоей помощи? - Kid was able to put on shoes without your help?

В отрицательных конструкциях:

Я не смог выполнить эту работу в срок. - I didn"t manage to do this work on time.

Модальный глагол need

В прямом переводе на русский этот глагол означает “нуждаться”. Считается одним из самых распространенных в английском языке. Приведем примеры, которые часто встречаются в живой речи:

Мне нужно встретиться с тобой сегодня вечером. - I need to get up with you tonight.

Маме нужно помочь, отложи дела и удели ей внимание. - Mom needs help, put things down, and pay attention to her.

В употреблении отрицательных форм вы встаете перед выбором: привычная для модальных глаголов частица not или вспомогательные do/does/did. Примеры:

Тебе не нужно тратить лишние деньги на подарки. - You do not need to spend extra money on gifts.

Тебе не нужно писать письма на этот адрес. - You needn`t write letters to this address

При структурировании вопросительной фразы на первое место ставятся вышеуказанные вспомогательные глаголы:

Тебе нужно время для того, чтобы собраться на прогулку? - Do you need time to get ready for a walk?


Потренируйтесь в применении модальных глаголов на практике. Преподаватели рекомендуют больше общаться с носителями языка. Если такой возможности нет - найдите собеседника по скайпу.

Модальные глаголы и предикативы

Субъективная модальность в русском языке выражается также некоторыми модальными глаголами и предикативами.

Модальные глаголы – это система служебных (хотя и не вспомогательных) глаголов, обозначающих различные оттенки модальных значений» (39, 33).

В своем основном лексическом значении модальные глаголы и предикативы

еще не служат средством передачи модальных отношений. Чтобы передавать модальность они должны утратить свое лексическое значение и подвергнуться переосмыслению. Но уже в их лексическом значении заложены возможности перехода в служебные слова модальности.

В лингвистической и методической литературе модальным глаголам уделялось и уделяется чрезвычайно мало внимания. Вопрос о словах, выражающих модальность своим лексическим значением, о круге слов, которые следует включить в эту группу, окончательно не решен.

Все слова с модальным значением можно разделить на две группы в зависимости от того, выражают ли они всегда модальное значение или имеют двойственную природу: в одном из значении являются модальным, в другом (или в других) – обозначают конкретное действие или признак и характеризуются иной сочетаемостью. К словам первой группы относятся глаголы: мочь, уметь, пытаться, надлежать, норовить, ухитриться, нельзя, надобно, должен, намерен, горазд и т.д.

Субъективная модальность выражается только тремя единицами этого разряда- модальным глаголам мочь и модальными предикативами можно, должен . Данные единицы, с одной стороны, выражают значения объективной возможности, необходимости или желательности: « - Кто по-звериному кричать может? – Я умею, -сказала Гурвич» (96:130). С другой стороны, они могут выражать оценку говорящим вероятности связи между предметом и признаком, т.е. субъективную модальность: « Присутствующий при этом Виктор Лещинский высказал предположение, что револьвер могли украсть соседи» (Пример взят из монографии Е.И. Беляевой (9).диагностирующей моделью данного значения может служить их сочетаемость с пассивным инфинитивом, неодушевленными существительными в роли подлежащего, высокая частотность глагола - связки быть с именной частью, выраженной различными частями речи. Примеры: « У него могут быть неприятности»; « Кажется, на него можно положиться»; « Как вы думаете, он напишет статью? – Должен написать» (там же, с.15).

Отличительной особенностью дистрибуции мочь и можно в значении предположения является постпозиция отрицательного инфинитива: « теперь мы можем не успеть», « Осталось пять минут, можно не успеть на электричку» (там же, с.25).

С точки зрения поверхностной линейной структуры высказывания с модальным глаголом мочь и предикативами должен, можно в первичной функции, когда они выражают значение объективной возможности или необходимости, совпадают с высказыванием, где они употребляются во вторичной функции в значении предположения. Истинный модальный характер высказывания выявляется на фоне семантического контекста и при помощи трансформационного анализа. Например: высказывание « он может скоро приехать» (130, 26) в разных контекстах имеет разное значение: а) - Он имеет возможность приехать – модальность возможности, обусловленная внешними обстоятельствами; б) – Он, вероятно, приедет- модальность предположения.

Ко второй группе относятся глаголы мыслительной деятельности, глаголы аффекта: думать, полагать, считать, сомневаться, бояться, надеяться, опасаться. Данные глаголы в одном из значении обозначают конкретное действие или признак: « думаю над задачей» (там же, с.25); «Надеюсь на помощь» (там же, с.128); « боюсь купаться» (там же, с.12), в другом значении являются модальным, выражают модальное значение предположения. В данном значении глаголы мысли, аффекта не сочетаются с инфинитивом, но все сочетаются с придаточным изъяснительным при помощи союза что или без него. Выступая в роли главного члена сложноподчиненного предложения, эти глаголы частично деcемантизируются и приобретают значение логической оценки, выражая в данном употреблении не сам процесс интеллектуальной деятельности, не эмоциональную реакцию говорящего, вызванную какой-либо причиной, а не результат в виде логической оценки вероятности, сомнительности. Примеры: « Я думаю, что сражение будет проиграно» (155:350); « Я полагаю, что Добровольческой армии было бы благоразумней идти на Кубань» (180: 306); «Считаю, что ты не прав» (90: 116); «Я надеюсь, что Лариса Дмитриевна не подаст никакого права быть ревнивым (137:319); «Боюсь, чтобы ей не было неприятно, что я как будто ждал ее кончины».(128: 96); «…только опасаюсь, что стыдно будет смотреть, как она из всего этого разбираться станет (127: 48).

Глаголы мыслительной деятельности могут выступать и в синтаксической позиции вводного члена, сохраняя при этом свою семантическую функцию, например: Я полагаю, все - таки дома вам было лучше» (156: 69); «Все - таки дома, я полагаю, вам было лучше» (там же).

Модальные глаголы свойственны устной разговорной речи. Их употребление широко отражено в художественной литературе и, как правило, связано с диалогами и с прямой речью героев. Чаще всего модальные глаголы встречаются в обиходной речи.

Модальные частицы

Модальные частицы, как и модальные слова, принадлежат к наиболее употребительным средствам выражения модальности русского языка. Они передают различные степени модальных отношений, тонко дифференцируя оттенки модальности предложения. Основные сферы употребления модальных частиц - устно- разговорная речь, либо стили, которые в той или иной степени используют элементы разговорной речи. Наличие модальных частиц придает речи особую четкость и выпуклость.

К частицам относятся, как известно, служебные слова, не имеющие вполне самостоятельного лексического значения, а вносящие дополнительные оттенки в значении других слов, групп слов, предложений или же служащие для выражения разного рода грамматических отношений. В русском язык изучение частиц имеет длительную и богатую историю, по этой теме написано огромное количество работ (51:57). Однако в русистике нет единства мнений по вопросу классификации частиц, а также, какие именно частицы называются модальными, а какие – немодальными. В последних исследованиях и грамматиках выделяются группы модальных частиц: вопросительные, отрицательные, повелительные, утвердительные и т.д. но и тут нет единства позиций и принципов. Ученые, придерживающиеся широкого понимания модальности, включают в число модальных слов и частиц такие служебные слова, которые выражают разные оттенки модальности членов предложения» (45:56).Однако в некоторых курсах современного русского языка этих слов мы не находим в составе указанных категории (7, 18, 22, 23).

Модальные частицы разнообразны по своему значению и по функции в предложении.

В « Грамматике русского языка » - 80 модальные частицы делятся на частицы, выражающие эмоциональные реакции говорящего, волеизъявление и частицы, устанавливающие разнообразные связи и отношения сообщения с его источником, с другими частями сообщения, с другими событиями и фактами. В данной работе принимается подобное деление модальных частиц и дается краткая характеристика каждой из них.

К сфере выражения непосредственных эмоциональных реакций на сообщаемое относятся частицы, подчеркивающие (усиливающие, акцентирующие) сообщение или какую-то его часть – ведь, вот, таки, так - таки, лишь и др.: « Я ведь не пойду за него; так к чему же эта комедия?» (135:7); « А мы вот бьемся, так бьемся деньгами – то… Уж как нужны, как нужны!» (140:27); « тяпнул- таки я на свеем веку горя» (155:108); « А что ежели в самом деле прокляну?. Так-таки возьму да и прокляну?» (там же, с.125); « Безумный плачет лишь от бедства, а умный ищет средства, как делом горю пособить»(120: 40); выражающие согласие или несогласие – как есть, и есть, и то, хорошо, ладно, так и др.: « - и аспид же он у вас. – Аспид как есть аспид» (141: 71); «- Вот погляди-ка, комарь, уж, кто-то бултыхнул? – Бултыхнул и есть» (125:42); « - Ты бы лучше за добра- ума уехал! - И то уеду» (155:.32); «- Пойдем, что ли, греться? – Ладно» (160:67); «Мало ли войсков наших идут. Так его и пустили! На то начальство» (156: 302) ; предупреждение, угрозу – смотри, гляди и др.: « Смотри, брата не напугай» (164:250); неуверенность, неопределенность отношения – никак, поди, авось, чай, вряд ли, едва ли, точно, словно, будто, вроде, разве, неужели, что ли, ли, или и др.: « - Матушки! Да, никак, он у вас пьет?» (155:95); « - Вы, поди-ка, тоже не верите в него?» (103:200) ; «… Девушку Груню небось все забыли на свете…» (94: 97); « - Соскучилась Лизанька. Вся, чай, без милого друга» (162:79); « В живом в нем не было здесь проку никакого. Да вряд ли будет и вперед» (121:265); « - А ты, Ваня, вроде доволен, что обрушилось этакое несчастье на нашу родину?...» (170: 203); «За любовь разве можно бранить?» (141: 101) ; «Неужели это возможно, чтобы мы были как муж с женой?» (157: 115); « Ты пьян, что ли?»(135:306); «Может ли это быть? » (из разг. речи); частицы, выражающие допущение, принятие, опасение – хоть бы и, что если, а вдруг, как бы не, неравно и др.: « -Аль сватаешь кого? – А хоть бы и сватаю; разве дурное дело?» (141:107) ; « Я братец, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски- то на себя руки не наложила» (139: 20); « Что если мы опоздаем?»; « А вдруг он не приедет?» (из разг. речи) ; «Еще папенька неравно услышит, скажет, что я же тебя возмутила» (155: 108).

Ко второй группе относятся частицы, выражающие волевую направленность, волеизъявление: призыв к согласию; просьбу дать возможность сделать что-то, решимость. Таковы частицы: дай, дай-ка, давайте, сем, сем-ка, сем - ну (прост.), - ка: «Вот и думает Ермил: семь возьму его (барашка), что ему так пропадать» (168:184); «…Барин! Съезжу - ка, что ли, в Москву? (155:75); « дай, думаю, пойду еще послушаю этих речей» (103: 380). Значение побуждения к действию выражается и частицей ну: : « - Ну, Петр, идем, нам пора!» (105: 25).

К третьей группе относятся частицы, выражающие следственность - вот и, вот тебе и, оно и др.: «- Я сказал, что дождь скоро пройдет, вот и прошел…» (114:51); « с проезжающими знакомится, а потом в картишки, - вот тебе и заигрался!» (98: 19): « Дай волю вам, оно бы и засело» (113: 55): отношение сообщаемого к источнику – мол, де, дескать: « Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила; возьмем, мол, себе…» (111:99); « Дядя протянул мне кисет: кури, дескать, возраст твой пришел» (94:.28); соответствие или несоответствие – и, еще, вот тебе и др.: «… читала и как-то про вас вспомнила, а вы и пришли» (126: 33); « Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на трешницу…еще князь» (109: 95); « - так за что же она?- За отравление. Но она не правильно осуждена. – да вот тебе и правый суд» (158:117); частицы, выражающие независимость – и так, себе, знай, знай себе: « А ей уродовать себе нечего - и так дурна » (156:300); «Ей- богу, дал десять тысяч. – Ты себе можешь божиться, сколько хочешь» (97: 202); « - Чему обрадовался с дуру? Знай колет, всю испортил шкуру!» (121: 80); « Она лишь глазками моргает, а оне орешки, знай - себе, щелкают да щелкают » (118:86); частицы, выражающие противопоставленность – и, и то и др.: «- Ну, да кто бы он ни был, а комедию сыграть нужно. Мы уж и то давно не смеялись» (141: 65). Частица лучше имеет значение предпочтения: «- ты мне, пожалуйста, этого лучше и не ври» (138:91).

По своему происхождению частицы связаны:

!) с глаголами – ведь, лишь, вишь, дескать, дай, давай, бы, было, хоть, чуть, мол, чай, пусть, небось, смотри (те), гляди (те), называется и др.;


  1. с наречиями – совсем, вовсе, далеко не, иначе как, ничего и др.:

  2. с местоимениями_ это, то, все-таки, все и др.

  3. с союзами – будто, как будто, как бы, словно. Точно, добро бы, благо, даром что или и др.
Некоторые частицы представляют собой продукт сращения разных сочетаний слов с частицами, например: то-то и есть, как есть, почти что и др.

В настоящее время происходит процесс дальнейшего развития модальных частиц.

Поскольку модальные частицы обладают меньшей лексической самостоятельностью, чем знаменательные части речи, они не могут выступать в качестве самостоятельного члена предложения, однако в диалоге они могут составить целостное высказывание» - Вы ведь знакомы? – Еще бы!» (167:190).

Модальные частицы могут употребляться во всех типах высказываний: «Он навряд ли пришел» (90: 210); « Да ну, пришел!» (там же, с.280); « Разве он пришел?» (там же, с.490).

Употребление некоторых модальных частиц в русском языке может быть ограничено только одним типом высказываний. Например, модальные частицы неужели, а вдруг, а что если встречаются только в вопросительных высказываниях, а модальные частицы еще как, а то нет, а как же – только в восклицательных.

Отличаясь от знаменательных частей речи отсутствием номинативного значения, модальные частицы не выражают грамматических отношений как предлоги и частицы.

Частицы нельзя смешивать с междометиями. Междометия сами по себе выражают различные эмоции или волеизъявления, частицы лишь оттеняют эмоциональный характер слова.

Основным критерием разграничения модальных слов и частиц является семантический, согласно которому модальные слова обладают большим семантическим весом, чем модальные частицы. В связи с тем, что частицы в основной своей массе лишены самостоятельного значения, они многозначны и приобретают конкретное значение в предложении, а модальные слова обладают, как правило, одним устойчивым значением. Однако учет одного семантического критерия часто не дает желаемых результатов. Поэтому необходим учет и синтаксического критерия. Модальные слова, в отличие от модальных частиц, в предложении употребляются в функции вводных слов, в качестве эквивалентов предложения в диалоге. В качестве эквивалентов предложения могут функционировать и некоторые частицы: вряд ли, разве, неужели, именно, так, еще бы, вот еще, вот, да нет. Однако в целом возможности модальных частиц в этом плане ограничены.

Модальные частицы, как было отмечено, могут употребляться во всех типах высказываний, а модальные слова – преимущественно в повествовательном предложении.

Дополнительным критерием разграничения модальных частиц и модальных слов является наличие у частиц различных эмоционально- экспрессивных оттенков и почти полное отсутствие их у модальных слов.

Модальные союзы

Процесс формирования и развития сложноподчиненных предложений в русском языке сопровождается также развитием сложных модальных конструкций. Модальность сложного синтаксического единства определяется композиционным объединением разных модальных значений его частей, а также обшей семантикой целого.

В структуре сложного синтаксического целого часто наблюдается динамическое соединение глагольных синтагм разной модальной окраски. Например: «Где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда» (101: 63).

При этом, наряду с другими уже рассмотренными формами выражения модальных значений, здесь, в кругу сложных синтаксических единств, выступает новый тип модально окрашенных служебных слов. Это – союзы. В отличие от предлогов союзы находятся вне сферы синтаксиса, они, как и модальные слова и выражения, образуют в предложении синтагматически изолированную зону « модуса». В то время как предлог тесно связан с категорией падежа, большинство союзов свободно контактирует со словами разных структурных уровней. Союз, в отличие от предлога, не влияет на грамматические формы отрезков текста.

Союз, реализованный в тексте и доступный непосредственному наблюдению, - это языковой знак, который не только констатирует связь двух частей высказывания, но одновременно содержит логическую оценку этой связи.

Выбор союза обусловлен тем выводом, к которому говорящий приходит в результате рациональной оценки или критического осмысления содержательной информации и логического отношения между отдельными ее фрагментами. Поэтому интеллектуальный характер оценки союза не снимает ее субъективности.

Различие в модальных значениях союзов играют большую роль в дифференциации разных типов сцепления или сочетания предложений, разных видов зависимости между ними.

В передаче субъективно- модальных значений заметную роль играют некоторые союзы и союзные сочетания.:

1) союзы, выражающие уступку, допущение и усиление – хотя, хоть и, хотя бы, пусть, даром что, благо и др.: « Старик нахмурил брови. Он был сердит, хотя старается скрыть это» (122: 256).; «Матвей Ильич все-таки был сановник, хоть и считался либералом» (122:211); « начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус» (98,: 58); « но к чему мне было знать, что это был за огонь, на котором я горел и таял, - благо мне было сладко таять и гореть» (132:150);

2) разряд союзов с модальной окраской гипотетичности, ирреальности, включающих в себя частицу бы. В пределах этого разряда умещаются союзы целевые - чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы; ирреально-сравнительные – кабы, если бы, ежели бы и др.:» Я отправился в крепость, чтобы узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик» (122:263); «Он (Алексей) употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения» (149:92) ; «Василий Иванович повел всех в сад для того, чтобы полюбоваться красотою вечера» (164: 266); Впрочем, я вас, господа, отыскал не с тем, чтобы говорить вам комплименты… » (там же, 277); «Леса, как бы выкованные из тонкого олова, сверкали под декабрьским небосклоном» (153: 59); «…кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул»(122:260); « Она (старушка) ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее» (164: 259); «Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу, не было бы войны» (156:307).

Отдельно стоят союзы с модальной окраской условности, составленные из модальных частиц и наречий. Среди этих союзов выделяются в особую группу условные союзы, оканчивающиеся на – ли, если, ежели, коли. « Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его!...»(122:288); «Он (Ростов) чутьем чувствовал, что, ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят» (156: 69); « Коли вы найдете кого в передней, то спросите, дома ли графини…» (144: 220);

3) модально окрашенный присоединительный союз да еще, выражающий оттенки добавления, усугубления. Например: «…Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при свидетелях» (там же, с.245);

4) модально - пояснительные союзы – или, то есть , совмещающие значение пояснения с указанием на способ выражения мысли и на локальную ограниченность номинации: «….это и было Марьино, или, по крестьянскому наименованию, Бобылий хутор (165, 164); «Все - таки это поощрять надо-английские рукомойники, то есть прогресс!» (там же, с.168);

5) союзы с ирреальным значением сравнения - как,будто, как будто, словно, точно : «..его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро»(157: 66); « Она (Бэла) чувствовала внутренний жар, как будто в груди у нее лежало раскаленное железо»(122: 248); «…исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам» (164, 165);

6) модальные союзы и сочетания, выражающие выделение, ограничение – особенно, в особенности, главным образом и др.: «Часто по ночам, в особенности лунным, он (Нехлюдов) не мог спать» (158:78); обобщение, вывод - следовательно, итак, так стало быть, значит и т.п.: « Итак, одно желание пользы заставил меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно» (122, 259); порядок следования мыслей – во-первых, во-вторых и т. п.: «… Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрывать нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну…» (165, 171). Указанные слова и сочетания занимают промежуточное положение между союзами и модальными словами, так как они сочетают функцию связывания членов предложения или предложений и функцию выражения оценки связываемого или присоединяемого.

Таким образом, союзная и модальная функция не противоречат друг другу, а находятся в тесном взаимодействии и развиваются на одной основе
Аффиксы субъективной оценки имен

В процессе развития русского языка категория модальности вовлекает в свою сферу новые средства из разных языковых ресурсов. Этот процесс связан, очевидно, с тенденцией к дифференциации оценочных характерстик высказывания и приводит к модальной многослойности предложения, к увеличению его смысловой глубины.

Исходя из широкого понимания модальности, к средствам выражения субъективной модальности можно отнести также аффиксы субъективной оценки.

Русский язык чрезвычайно богат суффиксами субъективной оценки. В «Грамматике русского языка»-80 приведены 23 суффикса, образующие только формы субъективной оценки имен существительных. Из них 10 суффиксов образуют существительные с уменьшительно - ласкательным значением (- ка, - онька, -енька, - очк-а, - еноч-ка, - ул-я, - усеньк-а, - ок, - ек, - ик, - чик, -ец -о, -ечк -щ, -ышк -о), 3-увеличительности (-ищ –а, ищ -е, ин-а).

Эти суффиксы русские грамматисты первой половины XIX в. признавали формообразующими, а А.И. Соболевских, наоборот, считал словообразующими. ПО В.В. Виноградову, они являются « не словообразующими, а формообразующими суффиксами. При их посредстве выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма « оценок и эмоций»(17, с.113). Однако В.В. Виноградов, указывая на частные случаи превращения уменьшительно-ласкательной формы в особое самостоятельное слово, делает оговорку, что « формы субъективной оценки существительных занимают переходное положение между формами слова и разными словами» (там, же, с.114).

Однако, как нам кажется, приобретение нового лексического значения уменьшительными формами отдельных слов относится к области исторического развития лексики и не имеет прямой связи с грамматической сущностью субъективно-оценочных суффиксов. Некоторые из этих форм терминологическим значением, вероятно, наделены благодаря переносному употреблению слов и способам номинации по аналогии сходства или смежности (ср. рука и ручка дверная или пишущая).

Следовательно, указанные суффиксы всецело относятся к способам формообразоваиия. С помощью их образуются модальные формы имен, которые грамматически выражают отношение говорящего к называемому предмету или признаку. Экспрессивно-эмоциональная семантика суффиксов оценки служит для модальной характеристики высказывания в целом, для выражения отношения говорящего к собеседнику, предмету речи в процессе общения.

Данная особенность употребления суффиксов субъективной оценки говорит о том, что их значение, как и всякая модальная семантика, проявляется на уровне синтаксиса и речи.

В русском языке суффиксы субъективной оценки могут выражать растроганность, любовь, естественную ласковость, слащавость, разные оттенки сочувствия, ласки, уважения, стремления представить с лучшей стороны, идеализировать изображаемое или высказать отрицательное отношение к нему: злобу, высмеивание, иронию, презрение, пренебрежение, уничижение. Примеры:

1) удовольствие, восторг, восхищение по поводу ситуации: « но такая поклевка- мечта. Если клюнет таим образом разиков шесть за утро, считай себя удачливым рыбаком» (96, 300); « Старик ответил: «- а я каждый выходной езжу в лес. Возьму бутербродиков, чайку в термосик, и оно хорошо» (из газ. очерка) ; « - Ого, туманчик - то!» (163: 25);

2) подчеркнутая вежливость, любезность (или притворная любезность): «Документик ваш предъявите » (96:42); «Разрешите вопросик задать» (там же, с.70); « Зайдите денька через два» (122:90);

3) фамильярность или непринужденность обращения к собеседнику: «Ну как у вас обстановочка? Как делишки?» (142: 12); «Ну, скоренько! Быстренько!» (там же, с.20).

Суффиксы субъективной оценки надо отделить от выразительной (эмоциональной и экспрессивной) лексики, т.е. от слов, которые своим вещественным значением обозначают разные оттенки эмоциональных и экспрессивных понятий. К этим словам аффиксы оценки относятся так, как относятся грамматические способы словообразования к производной лексике, или грамматическое время относится к словам типа раньше, сейчас, потом, называющим временные понятия. В этой связи можно ссылаться на В.В.Виноградова, который говорил о необходимости решительно отделять формы степеней сравнения от форм субъективной оценки прилагательных. Значение последних состоит не в выражении соотношений между качествами предметов, а в выражении отношения субъекта к качеству предмета. Если признать это разграничение, то придется отнести к категории субъективной оценки и формы прилагательных с приставками: пре -, раз-, наи -, сверх-, ультра -. Эти префиксы указывают на высокую или чрезмерную степень проявления признака: «А он говорит так преспокойненько» (145:250).

Из сказанного выше можно заключить, что аффиксы субъективной оценки имен существительных и прилагательных играют важную роль в выражении субъективно - модальных значений. При их посредстве выражаются самые разнообразные модальные значения: растроганность, любовь, ласкательность, удовольствие, восхищение, недовольство, осуждение, возмущение, негодование и др.

Как видно из вышерассмотренного материла, средства выражения субъективной модальности в современном русском языке многообразны и по своей лексической природе и по своему синтаксическому существу.

Характерной чертой средств выражения субъективной модальности является то, что несмотря на их этимологическое разнообразие, все они могут быть сведены по общей их функции в единую систему выражения субъективной модальности, содержащую как лексические, так и синтаксические средства.

В речи происходит постоянное и тесное взаимодействие объективно- модальных и субъективно - модальных средств. Для выражения того и другого вида модальности нередко могут использоваться одни и те же языковые средства. Так, например, предложение «Отец может завтра прийти» (95: 20) в зависимости от контекста может означать: 1) – Отец в состоянии (имеет возможность) завтра прийти - объективная модальность возможности и 2) – Отец может быть, завтра придет – субъективная модальность предположительности.

Возможны и такие случаи, когда для выражения субъективной модальности проблематичности и объективной модальности возможности используется одно и то же модальное слово, например: « Возможно (может быть) , жизнь на Марсе возможна» (96: 15).

Средства выражения субъективной модальности определяют общий характер производителя речи к ее содержанию, а средства выражения объективно - модальных значений развивают, конкретизируют общую модальность текста.

Комбииация различных языковых средств выражения субъективно-

модальных значений

Разные средства выражения субъективной модальности: специальные синтаксические конструкции, особый словопорядок, повторы, частицы, модальные слова, сочетания = всегда в сопровождении определенной интонации - могут в одном и том же предложении комбинироваться, выступать совместно. Строгих грамматических правил такого соединения нет: здесь возможны самые различные комбинации, или совпадающих по своему субъективно- модальному значению (1), или не совпадающих, различных (2).


  1. «-Ах, ты умница!» (170:57); «Ах ты болван!» (151:49). « И, конечно, меня не мог не тревожить вопрос: почему дед не видит доброго бога?» (20: 53); « - Как ты думаешь, Анна Андреевна, можно влезть в генералы? - Еще бы! конечно, можно » (98: 107).

  2. « Я, конечно, грубо выражаю то детское различие, которое, помню, тревожило мою душу» (111: 80); « Конечно, мол, с козою отчего дитя не воспитать, не только, все бы, - говорю,- кажется, вам женщину к этой должности лучше иметь » (137: 56).

Синонимия средств выражения субъективно- модального значения

Различные субъективно - модальные значения могут выражаться разнообразными языковыми средствами. В этих случаях наблюдается своеобразная синонимия языковых средств выражения модальности.

Под синонимией мы понимаем способность языковых средств сближаться друг с другом по семантике и выражать различные оттенки одних и тех же модальных значений.

В настоящем параграфе перечисляются основные случаи синонимии языковых средств, формирующих значение акцентирования, отрицания, утверждения, предположения, волеизъявления, оценки.

Акцентирование и его выражение

Модальное значение акцентирования означает стремление говорящего выделить что- либо в сообщении, усилить какую - то часть заключенной в нем информации, сосредоточить внимание на чем- либо. Значение акцентируемого, выделяемого факта выражается:


  1. свободным повторением глагольной формы: « Ну, мать, кормил я тебя, кормил- будет! « (112:42);

  2. замкнутой синтаксической конструкцией, представляющей собой сочетание личной формы глагола с инфинитивом того же глагола: « Убили кого-нибудь? – Убить не убили, а помяли ямщика с почтарем» (170:33);

  3. сочетанием глагола с частицами: так, и, даже, только и др.: «- Стыдно, мой друг, родного брата не любить. Вот я так тебя люблю! (155:79) ; « Да вы все перед свадьбой так говорите, а там и обманете » (142:95); « Я карты в руки никогда не брал, даже не знаю, как играть в эти карты » (98:15); « Гости просвирни только ахнули и не утерпели, чтобы не посмотреть, чем окончится это демонстрация » (131:116);
4) модальными словами: вообразите, заметьте, напоминаю, поверьте и др.: - « Вообразите,- говорила она, - всего четыре года, как он женился на моей дочери, а уже манкирует мне» (125: 55); « - О, как холодны! Ведь стоит за детей, но она и их, заметьте, не любит» (там же, с.80); « Я, господа, напоминаю, что я принимал присягу и ни о каких союзах знать не хочу » (126:20);

5) интонацией: « Девочка умна!»; «Девочка умна!» (из разг.речи).

Значение предположения и его выражение

Модальное значение предположения показывает, что говорящий не достаточно уверен в реальности сообщаемого факта.. Значение предположения может быть выражено:


  1. модальными частицами: вряд ли, едва ли, неужели, разве, вроде, бы и др.: « Тебе вряд ли удастся это сделать»(из разг. речи); « - Ах. Нил Стратонич, я столько пережила, что для меня едва ли какое-нибудь драматическое положение будет новостью» (138: 40); «Неужели я должен отказаться от счастья оттого только, что она не имеет состояния?»(143:23); « Разве вы всегда на то смотрите, что вам нужно?» (106: 77); « Я эту картину вроде бы не видел » (из разг. речи);
2) модальными словами и словосочетаниями: наверное, вероятно, видимо, видать, может, казалось, должно быть и др .: « Это была женская кофточка, наверное, той остроглазой молодки, что хозяйничала на моей сторожне » (95:19); « Вероятно, узнали, что я француженка » (156:40); « Наташа, видимо, старалась только никому не быть в тягость и никому не мешать « (там же, с. 85); « Ну, беги, гуляй. Скучно со мной, видать» (104:119);

3) лексическим повтором с отрицательной частицей не: « - А бог знает, барин, - сказал он, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что не шевелится » (144: 57).;

4) словопорядком: « Стар не стар, а около пяти десятков вертится » (118: 80).

Значение утверждения и его выражение

Модальное значение утверждения показывает, что говорящий уверен в достоверность сообщаемого факта. Данное значение в русском языке выражается:


  1. модальными словами и сочетаниями: конечно, разумеется, правда, в самом деле и др.: « Оно, конечно, Александр Македонский, но зачем же стулья ломать » (98:19); «Все гости, разумеется, вполне согласились с рассказчиком» (167:32); « - Правда, ярмарка была отличнейшая. Сами купцы говорят, что никогда не было такого съезда» (97:70).

  2. модальными частицами: да, ага, точно так и др.: « - Ты будешь похож на отца… Бабушка рассказала тебе про него? - Да » (111:45); « - Бесфамильный! Слышал? Я буду видеть. - Ага . Всем так говорят» (132,: 39);

  3. повторением слова предыдущей реплики в сочетании с частицами и есть, и то, как есть и др.: « - Ах, боже мой! Точно все сговорились. Сговорились и есть » (155:71); « - Войди, Ипполит, войди. – И то войду » (142:41).
Значение отрицания и его выражение

Модальное значение отрицания показывает, что говорящий отрицает достоверность сообщаемого факта. Значение отрицания выражается:

1) отрицательными частицами: нет, не, ни и его эквивалентами: вот еще, куда уж, где у ж: « - Писать умеешь? – Нет » (118:57); « - Она тебя не бьет? - Она - то? Вот еще! Она без меня жить не может » (108:24); « Появился какой - нибудь непротивленыш? – Куда там! Нет. Просто не отгадаете» (130: 33); « - Жива? - Где уж жива! – Высоко бросилась - то, ушиблась – бедная!» (139:47);

2) модальными фразеологизированными сочетаниями: бог знает, черт знает, кто знает и др .; « Бог знает, до чего держал бы нас здесь этот человек » (128:34); « - Как это всем пятьдесят (рублей), а тебе всего делать? – черт знает…» (131:51); « Тетя иногда ворчала, что он занят только своей лошадью целыми днями. Впрочем, кто его знает, почему ворчит женщина » (117:205);

3) повторением слова предыдущей реплики в сочетании с частицами так и, какое, вот тебе и др.: « - Вы, впрочем, лежите спокойно: вы еще не совсем здоровы. – Какое лежите! До сумерек буду лежать, а там пойду со двора»(114: 115); « - Он по злобе мой двор зажжет, да всю деревню спалит. – Ну, так. Гляди, и спалит» (129:29) ; « Доложить обещался об нем барыне, напомнить. Вот те и напомнил! » (160:70);

4) устойчивыми синтаксическими конструкциями: « - Что это, друг мой, как странно говоришь. Как будто я в этом причина! – Причинны не причинны, а все- таки повлиять могли» (155:23);

5) словопорядком: « Стану я из- за такой дряни жизнь себе портить! » (109: 27).

Волевые импульсы и его выражение

Модальное значение волеизъявления показывает, что говорящий побуждает, вынуждает собеседника или через него третье лицо совершить то или иное действие. В зависимости от этого различаются оттенки волеизъявление: побуждение или поощрение или согласие, запрещение, предупреждение, угроза и др. Волеизъявление (побуждение к действию) выражается:


  1. модально- волевыми частицами: дай (те), давай(те), ну, - ка, пусть, пускай : «Давай пойдем на улицу…» (180:103); « Давайте кинем наши пожитки, пойдем походным путем…» (там же, с. 280); « - Напишу - ка и обо всем в Петербург к Тряпичкину» (98: 14);
2) междометиями: ну, цыц, марш и т.д. : « - А ну , подать сюда Тяпкина-Ляпкина» (там же, с. 6) ; « - Цыц, ты! Она тебе больше не слуга» (109:25); « С богом ребята, - прозвучал голос Денисова, - рысью, марш! » (156: 300);

3) интонацией. Предложения, выражающие совет, просьбу обычно произносятся низким тоном, с меньшей силой напряженности, предложения, выражающие приказ, требования произносятся более высоким тоном.

Языковые средства, выражающие оценку сообщаемого факта, явления действительности

Говорящий может оценивать сообщаемый факт, явление положительно или отрицательно. Оценка сообщаемого факта может выражаться:

1) частицами: вот, вот так, ну, ну и, что за, еще, лучше и др.: « - Вот отчаянный! » (132: 53) ; « Вот так коробочка! Даже жалко тронуть» (106:71); « - Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей созвать!» (113: 70); « … Кому он может нравиться! А еще разговаривает гусь лапчатый» (137: 900); « Господа, это нехорошо над отходящей душою плакать. Лучше молитесь» (137: 42);

2) устойчивой синтаксической конструкцией – сочетанием двух одинаковых форм одного и того же слова при помощи частицы вот так : « Вот когда зарезал, так зарезал! » (98: 52);

3) междометиями: « Ай да племянница! » (156: 302); « Ах ты гад! Предатель!»(95: 81);

4) модально- вводными словами: к счастью, к несчастью, на счастье, на беду и т.д.: «В ту пору Люся узнала, к несчастью, что отец давно уже любит другую женщину» (115: 150);

5) порядком слов: « … Хорош, нечего сказать! Отец на одре лежит, а он забавляется… !» (156:125);

6) суффиксами субъективной оценки: « Он сегодня красивенький » (из разг. речи).

1) Основными видами модальных значений, составляющих содержание языковой модальности, являются объективно - модальные и субъективно - модальные значения.

2) Объективно - модальные значения заключают в себе характеристику сообщаемого независимо от отношения говорящего к тому, что сообщается и как сообщается. Языковыми показателями объективной модальности являются: наклонения глагола, модальные глаголы и предикативы.

3) Субъективно - модальные значения несут в себе характеристику отношения говорящего к сообщаемому.

4) Субъективная модальность по своему значению и средствам выражения разнообразнее модальности объективной

5) Русский язык обладает многообразными средствами, способами выражать разнообразные оттенки отношения говорящего к высказываемому. К ним относятся: интонация, синтаксические конструкции, повторы, суффиксы субъективной оценки, междометия, модальные слова, словосочетания, частицы, некоторые модальные глаголы, предикативы и союзы, а также комбинации этих средств.

6) Характерной чертой средств выражения субъективно- модальных значений является то, что несмотря на их этимологическое разнообразие, все они могут быть сведены по общей их функции в единую систему выражения модальности.

7) С помощью названных выше языковых средств выражаются разнородные значения: а) акцентирования, подчеркивания; б) утверждения, отрицания; в) допущения, предположения, неуверенности; г) волеизъявления; д) оценки; у) всякие стилистические и логические пояснения, уточнения и оговорки относительно формы изложения речи и содержания излагаемого факта, ссылка говорящего на источник сообщения и др.

8) Языковые средства выражения субъективно- модальных значений могут сближаться по семантике и выражать одни и те же значения, т.е. могут быть синонимичны. Например, акцентирование передается синтаксическими конструкциями, повторами, модальными словами, словопорядком, интонацией, волеизъявление - модальными частицами и некоторыми междометиями и т.д.

Значение МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ в Словаре лингвистических терминов

МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

Глаголы со значением возможности, долженствования, желания, т. е. глаголы, выражающие отношение говорящего к содержанию высказывания. Мочь, долженствовать, уметь, хотеть, желать, намереваться, пытаться, стараться, надеяться, затеять и др.

Словарь лингвистических терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
    (транзитивные) глаголы. Глаголы со значением действия, которое направляется на предмет, изменяет или производит этот предмет — объект действия, выраженный винительным …
  • ОДНОВИДОВЫЕ ГЛАГОЛЫ в Словаре лингвистических терминов:
    Глаголы, не имеющие парных форм другого вида. Одно видовые глаголы совершенного вида. Немногие бесприставочные глаголы и значительная часть приставочных глаголов: …
  • МОДАЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ в Словаре лингвистических терминов:
    см. частицы собственно модальные (в статье частицы …
  • МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА в Словаре лингвистических терминов:
    Лексико-грамматический разряд слов, при помощи которых говорящий оценивает свое высказывание в целом или отдельные его части с точки зрения их …
  • ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ в Словаре лингвистических терминов:
    Глаголы, обозначающие движение, перемещение в пространстве и имеющие двоякие формы несовершенного вида. К ним относятся: бежать — бегать, везти — …
  • ЛУКАСЕВИЧ
    (Lukasiewicz) Ян (1878-1956) - польский логик и философ, профессор Львовского и Варшавского университетов (1915-1939), с 1949 - Дублинского униврситета (Эйре), …
  • ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ в Новейшем философском словаре:
    модальные характеристики бытия, выражающие, с одной стороны, тенденцию становления, с другой - ставшую реальность. Если понятие В. выражает объективно существующую …
  • ЛУКАСЕВИЧ в Словаре постмодернизма:
    (Lukasiewicz) Ян (1878-1956) - польский логик и философ, профессор Львовского и Варшавского университетов (1915-1939), с 1949 - Дублинского университета (Эйре), …
  • ЛАД в Большом энциклопедическом словаре:
    важнейшая эстетическая категория музыки; система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы лада (звуки, созвучия) …
  • ЧАСТИЦЫ
    лексико-грамматический разряд слов, служащих для выражения отношения говорящего к высказываемому, а также для образования некоторых грамматических форм; относятся к служебным …
  • МОДАЛЬНОСТЬ (ФИЛОСОФ.) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. modus - мера, способ), способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления (онтологическая М.) или же способ понимания, …
  • МОДАЛЬНОСТЬ (В ЯЗЫКОЗНАНИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в языкознании, понятийная категория, выражающая отношение говорящего к содержанию высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. М. может …
  • МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    логика, область логики, посвящённая изучению модальностей, построению исчислений, в которых модальности применяются к высказываниям, наряду с логическими операциями …
  • ЛОГИКА НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки, в специальном смысле дисциплина, применяющая понятия и технический аппарат современной логики к анализу систем научного знания. Термин "Л. …
  • ИБИБИО (ЯЗЫК НАРОДА ИБИБИО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык народа ибибио, живущего на Ю.-В. Нигерии, принадлежит к кроссриверской подгруппе конго-кордофанской семьи языков (по Дж. Гринбергу) или к восточнобантоидным …
  • ВАКАШСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, группа индейских языков на о. Ванкувер и в прилегающих прибрежных районах Британской Колумбии. Представлена языками квакиутль и нутка. Имеют …
  • БАСКСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык (баск. euzkera; исп. vasco: франц. basque), язык басков, живущих в провинции Испании: Алава, Бискайя, Гипускоа и частично в окрестностях …
  • ВИД В ГРАММАТИКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    оттенок значения русского и вообще славянского глагола по отношению к степени законченности действия (проф. Некрасов в своем известном исследовании "О …
  • МОДАЛЬНЫЙ в Энциклопедическом словарике:
    ая, ое, лен, льна 1. лингв. Характеризующий отношение содержания предложения к действительности, выражающее-ся формами наклонения глагола, интонацией, вводными словами и …
  • ЧЕГО в Энциклопедическом словаре:
    [во], мест. 1. нареч. -Зачем, с какой целью (разг.). Ч. я туда пойду? Ч. с ним разговаривать? (т. е. незачем). …
  • ЛАД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    важнейшая эстетич. категория музыки; система звуковысотных связей, объединённых центр. звуком (созвучием). Воплощается в звукоряде (звуковой системе). Элементы Л. (звуки, созвучия) …
  • ВИД В ГРАММАТИКЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? оттенок значения русского и вообще славянского глагола по отношению к степени законченности действия (проф. Некрасов в своем известном исследовании …
  • СОНАТА в Словаре Кольера:
    музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного …
  • БЕЗУДАРНЫЕ В СУФФИКСАХ в Правилах русского языка.
  • VIII. НЕУДАРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ в Правилах русского языка.
  • ЧАСТИЦЫ
    — разряд неизменяемых служебных слов, участвующих в выражении форм отдельных морфологических категорий, входя в состав слова («н е кто», «кто- …
  • ЧАСТИ РЕЧИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — классы слов языка, выделяемые на основании общности нх синтаксических (см. Синтаксис), морфологических (см. Морфология) и семантических (см. Семантика) свойств. …
  • ЧАДСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре.
  • ТОК-ПЙСИН в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (неомелаиезийский язык, новогвинейский пиджин, меланезийский пиджин) — креолизовавшнйся пиджин. Офиц. язык Папуа — Н. Гвинеи (наряду с англ. и хири-моту), …
  • СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —синтаксическая конструкция, образующаяся путем соединения нескольких (минимум двух) предложений на основе союзных связей сочинения и подчинения или нулевой союзной связи …
  • СКАЗУЕМОЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — один из двух главных членов предложения, в к-ром выража- ется сообщаемое; соотносится с подлежащим и связано с ним предикативным …
  • САХАРСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — семья в составе макросемьи нило-сахарских языков. Распространены в зап. и центр. Судане, в р-нах, примыкающих к оз. Чад (сев.-вост. …
  • САПАРО ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья индейских языков Юж. Америки. Распространены иа В. Эквадора и С.-З. Перу (в басе, pp. Hano, Курарай, Тигре, Пастаса). Дж. …
  • МОДАЛЬНОСТЬ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (от ср.-лат. modalis — модальный; лат. modus — мера, способ)— функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а …
  • КОРДОФАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    —семья в составе макросемьи конго-кордофанских языков. Распространены на В. Судана н в горных р-нах Кордофана. К. я., по классификации Дж. …
  • ЧАСТИЦЫ в Словаре лингвистических терминов:
    (частичные слова). Разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. По значению выделяются: 1) частицы, …
  • ЧАСТИ РЕЧИ в Словаре лингвистических терминов:
    Основные лексико-грамматические разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества …
  • НЕДОСТАТОЧНЫЕ в Словаре лингвистических терминов:
    (дефективные) глаголы. Глаголы с неполным спряжением, т. е. не имеющие отдельных личных форм по причинам фонетическим или семантическим. 1) Глаголы, …
  • КЛАССЫ ГЛАГОЛОВ в Словаре лингвистических терминов.
  • ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛОВ в Словаре лингвистических терминов:
    Классификация глаголов по семантическому признаку. Различаются глаголы: 1) конкретного действия. Писать, рубить, строить; 2) физического состояния. Лежать, сидеть, спать, стоять; …
  • ЗАЛОГ ГЛАГОЛА в Словаре лингвистических терминов:
    Глагольная категория, обозначающая различные отношения между субъектом и объектом действия, находящие свое выражение в формах глагола. По наиболее распространенной современной …
  • ПОД-
    1. префикс 1) Словообразовательная единица, образующая: 1) имена существительные со значением части или отделения целого и подчиненности тому, что названо …
  • ПЕРЕ- в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. префикс Словообразовательная единица, образующая имена существительные со значением повторности действия или явления, названного мотивирующим именем существительным (перевыборы, перемонтаж, переналадка, …
  • ЗА- в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. префикс Словообразовательная единица, образующая имена прилагательные со значением признака, который характеризуется нахождением по ту сторону или за пределами того, …
  • ЧАСТИЦА
    1 небольшая часть, степень, количество чего-нибудь Мельчайшая ч. Ч. таланта. частица 2 В грамматике: служебное слово, участвующее в образовании форм …
  • С... в Словаре русского языка Ожегова:
    1 Образует глаголы с постфиксом \I-ся\i и суффиксом \I-и-\i со знач. собственно предела действия + сжалиться, смилостивиться. с... 2 Образует …

Модальные глаголы (modal означает касающийся формы, а не существа) всегда переводятся, но так как они выражают не действие, а отношение к действию, возможность, вероятность или необходимость его совершения (нужно, необходимо что-то сделать, должно быть что-то сделано), поэтому никогда не употребляются самостоятельно, а только в сочетании со смысловым глаголом. Модальные глаголы являются недостаточными глаголами (Defective Verbs) , так как они не имеют всех форм, которые имеют другие глаголы.

В английском языке есть 5 основных модальных глаголов: саn (could), may (might), must, ought to, need .

Эти глаголы будут представлены в форме настоящего времени (одинакового для всех трех лиц любого числа), поскольку они не имеют инфинитива

саn - могу, можем, могут, может (умею, физически можно что-то сделать), например: Не can lift me up with one hand - Он может поднять меня одной рукой. I can swim. - Я умею плавать.

may - могу, можем, могут, может (разрешено, есть возможность, предположение). Этот глагол используется для того, чтобы попросить разрешения или дать разрешение (Можно взять? Вы можете взять), например: You may take the book. - Вы можете взять эту книгу. Не may be a good friend. - Он может быть хорошим другом (или: возможно, он хороший друг).

must - должен, должны, должно (нужно, необходимо, должно быть что-то сделано), например: I must stop smoking. - Я должен перестать курить (это необходимо). You must try to get to work on time. - Ты должен постараться приходить на работу вовремя.

ought to - следовало бы (вежливое настояние, совет). Обратите внимание! За ought (в отличие от остальных модальных глаголов!!!) идет инфинитив с частицей to, например: You ought to see a dentist. - Тебе следовало бы пойти к зубному врачу. You ought to be more careful. - Вам следовало бы быть внимательнее.

need - нужно. Модальный глагол need чаще всего используется в отрицательной форме: need not, needn"t ; Например: You need not tell me about it. - Тебе не нужно говорить мне об этом (я уже знаю). Не need not use these equations. - Ему не нужно использовать эти уравнения.

Что ещё нужно знать:

Глагол need чаще выступает в роли смыслового глагола со значением нужно, нуждаться в чем-то. В этом случае за need используется дополнение, выраженное или существительным или инфинитивом с частицей to , и он может иметь любую форму времени (модальный глагол need имеет только одну форму - настоящего времени), например: We needed his help. - Мы нуждались в его помощи. I shall need this information. - Мне нужна будет эта информация. Не needs to get a new pair of trousers. - Ему нужны новые брюки. He did not need to go to the station. - Ему не нужно было идти на станцию.

2. Глаголы саn и may имеют форму настоящего времени и форму прошедшего времени: саn - could, may - might . Глаголы must , ought to и need имеют только форму настоящего времени. Обратите внимание! Инфинитив, следующий за этими глаголами, употребляется без частицы to . Исключение составляет глагол ought , за которым следует инфинитив с to : I can do it. - Я могу сделать это. You may take it. - Вы можете взять это. I must go there. - Я должен пойти туда. You needn"t do it. - Вам не нужно делать этого. Но: You ought to help him. - Вам следовало бы помочь ему.

В 3-м лице единственного числа настоящего времени модальные глаголы не имеют окончания -s : He can do it. He may take it. He must go there. He ought to help him. Need he do it?

Вопросительная форма образуется без вспомогательного глагола to do , причем модальный глагол ставится перед подлежащим. Саn you do it? May I take it? Must he go there? Ought he to help him? Need he do it?

Отрицательная форма образуется при помощи частицы not , которая ставится непосредственно после модального глагола. В настоящем времени саn пишется слитно с not : He cannot do it. You may not take it. He must not go there. He ought not to help him. He need not do it.

Что ещё нужно знать :

В разговорной речи в отрицательной форме обычно употребляются следующие сокращения: cannot - Can"t could not = couldn"t may not = mayn"t might not = mightn"t must not = mustn"t ought not = oughtn"t need not = needn"t

3. Вы видите, что глаголы саn и may могут переводиться одинаково, однако они имеют разную смысловую нагрузку: Cаn обычно передает физическую возможность совершения того или иного действия, a may - возможность, связанную с обстоятельствами, разрешением сделать что-либо. Посмотрите, как в одном предложении проявляется различие в значении этих глаголов: You may take a horse to water, but you cannot make it drink. - Вы можете (есть такая возможность), подвести лошадь к воде, но вы не можете (физически) заставить ее пить.

Глагол must выражает настоятельную необходимость сделать что-то, неизбежность какого-то дей-ствия, это действие нужно, поэтому оно должно произойти, например: Important principles may and must be flexible - Основные принципы могут и должны быть гибкими (А. Линкольн).

Обратите внимание! Отрицательная форма глагола must - must not (mustn"t) - означает запрещение, т. е. является противоположной по значению глаголу may : May I do it? - No, you mustn"t. Можно мне сделать это? - Нет, нельзя.

Для выражения значения, противоположного глаголу must , т. е. для выражения отсутствия необходимости, употребляется needn"t не должен, не нужно, не надо: You needn"t do it now. - Вы не должны (вам не нужно, не надо) делать это теперь. Не needn"t go there tomorrow. - Он не должен (ему не нужно, не надо) идти туда завтра.

Таким образом, на вопрос Must I go there? Надо ли мне (должен ли я) идти туда? возможны ответы: Yes, you must Да, надо или: No, you needn"t Нет, не надо.

4. Следует помнить, что must имеет только одну форму - настоящее время. Как мы говорили выше, глаголы саn и may могут иметь форму прошедшего времени:

can - could , например: My father could speak ten languages. - Мой отец мог говорить на десяти языках

may - might - глагол might только графически, но не по смыслу, является формой прошедшего времени глагола may . Might просто передает меньшую (чем в случае may ) возможность, что какое-то действие произойдет или происходит, сравните: She may go to London next summer. - Она может поехать в Лондон следующим летом (большая вероятность). I might get a job soon. - Возможно, я получу скоро работу (но вероятность небольшая).

В качестве русского эквивалента глагола might можно использовать слова "возможно" (как в последнем примере), "может быть", при этом они выносятся в начало предложения, например: She might know about it. - Может быть, она знает об этом. They might do the work. - Возможно, они сделают эту работу.

Употребление модальных глаголов. Эквиваленты модальных глаголов

I. Can (could)

Глагол can в сочетании с Indefinite Infinitive употребляется для выражения возможности или способности совершить действие и переводится на русский язык посредствоммогу, умею .

Саn , как имогу (можешь ,может и т. д.) в русском языке, может относиться к настоящему и будущему времени:I can do it now. - Я могу сделать это теперь. I can speak English. - Я умею говорить по-английски. Не can finish his work next week - Он может закончить paботу на будущей неделе.

Са n в сочетании с Indefinite Infinitive Passive (см. Уроки 13, 14) переводится на русский язык посредствомможет ,могут с инфинитивом страдательного залога или можно с инфинитивом действительного залога:This work can be done at once. - Эта работа может быть сделана немедленно. Эту работу можно сделать немедленно.

Наряду с саn иногда употребляется сочетаниеto be able -быть в состоянии . Оно употребляется как вместо са n и could (I am able, I was able), так и вместо недостающих форм глагола са n (I have been able, I shall be able и т. д.): I can do it.= I am able to do it. - Я могу (в состоянии) это сделать. I could do it.=I was able to do it. - Я мог (был в состоянии) это сделать. I shall be able to do it. - Я смогу (буду в состоянии) это сделать.

Саn в сочетании с Perfect Infinitive употребляется в отрицательных и вопросительных предложениях, когда говорящий не допускает возможности, что действие, выраженное инфинитивом, в действительности совершилось. В отрицательных предложенияхсаn"t + Perfect Infinitive переводится на русский язык посредствомне мог в сочетании с инфинитивом. При переводе таких предложений пользуются также выражениемне может быть чтобы . При переводе вопросительных предложений пользуются cловомнеужели :Не cannot have done it. - Он не мог этого сделать (= Не может быть, чтобы он это сделал). He cannot have said it. - Он не мог сказать этого (=Не может быть, чтобы он это сказал). Can he have said it? - Неужели он сказал это?

Could в сочетании с Indefinite Infinitive употребляется для выражения возможности или способности совершать действие в прошлом и переводится на русский язык:мог, умел, был в состоянии . Наряду сcould употребляетсяwas (were) able :Не could (was able to) swim very well when he was young. - Он умел хорошо плавать, когда он был молодым. He could (was able to) read French books after he had studied French for a year. - Он мог читать французские книги, после того как он занимался французским языком в течение года. He could (was able to) speak English when he was a boy. - Он говорил (умел говорить) по-английски, когда был мальчиком.

Когда речь идет о фактически совершившемся действии, употребляется только was able со значениемсмог, сумел, был в состоянии :We were able to make the program in 7 days. - Мы смогли написать программу за 7 дней. He was able to translate the article without a dictionary. - Он смог перевести статью без словаря. She was able to do it without my help. - Она сумела (смогла) это сделать без моей помощи.

Could употребляется в косвенной речи, зависящей от глагола в прошедшем времени:

1. В сочетании с Indefinite Infinitive, когда в соответствующей прямой речи следовало бы употребить саn с Indefinite Infinitive (согласование времён):Не said that he could speak German. - Он сказал, что умеет говорить по-немецки. Не said that he could finish his work in time. - Он сказал, что может закончить работу вовремя.

2. В сочетании с Perfect Infinitive, когда в соответствующей прямой речи следовало бы употребить саn с Perfect Infinitive:I said that he couldn"t have done it. - Я сказал, что он не мог этого сделать.