Вольтер биография кратко. Краткая биография франсуа вольтера

Вольтер – один из выдающихся деятелей эпохи Просвещения. Писатель, философ, публицист, которого во Франции считают национальной гордостью. Настоящее его имя – Франсуа-Мари Аруэ.

Родился будущий писатель в 1694г. Мать его рано умерла, поэтому воспитанием сына занимался отец – известный парижский нотариус. Он отдал мальчика в иезуитский колледж, где тот проучился с 1704г. по 1711г.

Когда юноша окончил данное учебное заведение, отец пристроил его в адвокатскую контору. Но молодого человека больше привлекала литература. Первую пьесу он написал в восемнадцать лет, а когда ему исполнилось двадцать, он снискал славу короля насмешек.

В 1717г. за одно из своих сатирических стихотворений попал в Бастилию. Находясь в тюрьме, закончил ряд произведений, работу над которыми начал раньше, и создал несколько стихов.

Благодаря ходатайствам друзей в 1718г. вышел на свободу. В этом же году на сцене с успехом была поставлена трагедия «Эдип», сделавшая его знаменитым. Регент даже назначил ему пенсию.

Вольтер ощущает творческий подъём. Одно за другим появляются его произведения различных жанров. Писатель экспериментирует, частенько совмещая трагическое и комическое.

В 1726г. Вольтер снова попадает за решётку, а потом уезжает в Англию. На родину возвращается лишь через 3 года. Под влиянием впечатлений, полученных в Англии, пишет трактата «Философские письма». Напечатан он был в 1732г. В 1734г. по требованию французского парламента книга публично сжигается. Автору же приходится скрываться в Лотарингии, а затем – в Нидерландах.

В 1745г. писатель возвращается в Париж. Король дарит ему титул камергера и назначает придворным историографом. Кроме того его избирают членом Французской академии.

В 1751г. принимает приглашение Фридриха II и уезжает в Берлин. В 1753г. поселяется в Женеве. В 1758г. покупает имение Ферней, расположенное на границе Швейцарии с Францией. Там он прожил почти до самой старости и написал философские повести «Кандид, или Оптимизм» и «Простак», а также много других произведений. Его имение превратилось в своеобразное место паломничества прогрессивной интеллигенции.

Умер Вольтер в Париже в 1778г.

Биография 2

Сложно найти область гуманитарного творчества, в которой не отметился бы, острый как бритва, ум Вольтера. Драматург, поэт, мыслитель, публицист, сатирик, просветитель, философ, историк – не счесть ипостасей этого выдающегося человека. Его творчество до сих пор вызывает интерес у читателя.

Юные годы

Родина Вольтера – Франция. 21 ноября 1694 года в городе Париже впервые увидел свет один из ярких умов человечества. При рождении он получил имя Франсуа – Мари Аруэ, от которого отказался в пользу псевдонима Вольтер.

Родители философа были простыми людьми из среднего сословия. Отец был нотариусом. Мать происходила из семьи судебного служащего, прожила недолгую жизнь, скончалась в 1701 году.

На обучение Франсуа-Мари был отдан в лицей Людовика Великого, тогдашний колледж иезуитов. Отец мечтал направить мальчика по своим стопам, на юридическое поприще. В 1711 году, по окончании колледжа, Вольтер продолжает обучение в парижской Школе права. В возрасте восемнадцати лет бросает право и занимается литературным творчеством.

Начало гонений

Начинает он с едкой сатиры, за что становится частым гостем в стенах Бастилии. В 1717 году он попадает в неё почти на год, там пишет трагедию «Эдип» и поэму «Генриада».

В обмен на свободу Вольтеру приходится бежать из Франции в Англию. Через три года он возвращается на родину, издаёт книгу «Философские мысли». После чего моментально подвергается опале опять и бежит в Руан, в Лотарингию.

Муза философа

В Руане Вольтер встречает женщину, с которой проведёт свои лучшие во всех отношениях годы. Однажды вечером маркиза Эмилия дю Шатле спасает его от шайки разбойников, спугнув их своим появлением верхом.

Это была очень образованная и состоятельная дама. Эмилия специально приехала за философом, о котором была наслышана, чтобы дать ему покой и счастье в своём замке Сирей.

В этой тихой гавани философ создал лучшие произведения. Райская жизнь продолжалась пятнадцать лет, вплоть до смерти маркизы.

Европа

К 1945 году Вольтер уже приобрёл мировую известность. Однако, отношения с французским монархом так и не сложились. Тяжело переживая уход любимой женщины, он принимает приглашение Фридриха II переехать в Берлин. У прусского короля философ вызвал недовольство острословием и финансовыми махинациями, которыми вдруг увлёкся.

1948 год – переезд в Швейцарию, покупка поместья. Здесь Вольтер устраивает свой королевский двор, куда стекались многочисленный гости из разных стран. Активно переписывается с монархами Дании, Польши, Швеции, России. В этот период пишет много философских повестей.

Возвращение в Париж

На девятом десятке лет мыслитель возвращается в Париж. Вскоре у него обнаруживают онкологическое заболевание. 30 мая 1778 года Вольтера философа не стало. Его похоронили в Шампани, в 1791 году останки были перезахоронены в Париже, в усыпальнице знаменитых людей.

ВОЛЬТЕР (Voltaire) (наст. имя Франсуа Мари Аруэ, Arouet) (21 ноября 1694, Париж 30 мая 1778, там же), французский мыслитель, писатель и публицист эпохи Просвещения.

Его творчество, подрывавшее авторитет абсолютной монархии и феодально-клерикального мировоззрения, сыграло большую роль в подготовке умов к Великой Французской революции. Оно способствовало также формированию нового типа личности, активной, предприимчивой, принимающей на себя ответственность за свою судьбу и сознательно стремящейся к собственному и общественному благосостоянию.

После нескольких лет учебы в парижском иезуитском коллеже Людовика Великого (1704-11) юный Аруэ по настоянию отца занялся изучением права. Вскоре он восстал против родительской воли и без сожаления променял юриспруденцию на лавры дерзкого стихотворца и радости светской жизни.

Уже в 1718 была поставлена его первая значительная пьеса «Эдип», благосклонно принятая публикой. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом «де Вольтер».

Крупная эпическая поэма «Генриада», первоначально названная «Лига» (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею.

В конце 1726 вынужден покинуть Париж. Более чем двухлетнее пребывание в Англии укрепило его приверженность к веротерпимости и политической свободе. Свои либеральные взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах», вышедших в 1733 на английском, а в 1734 на французском языках. В 1734, уже после возвращения Вольтера на родину, книга была сожжена по приговору Парижского парламента, а над автором нависла угроза ареста.

Решив не искушать судьбу, Вольтер тогда же, в 1734, удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии. Отчеты о результатах совместных лабораторных опытов они отправляли в Париж, в Королевскую Академию наук.

Десять лет, проведенных в Сирее, оказались весьма плодотворными для Вольтера: он создал там трагедии «Альзира» (1736) и «Магомет» (1742), «Трактат о метафизике» (1734) и «Основы философии Ньютона» (1738), написал большую часть исторического труда «Век Людовика XIV» (1751).

Воинственный скепсис сирейского периода проявился в работе Вольтера над эпической поэмой «Орлеанская девственница», первая половина которой была завершена к 1735.

В 1744 началась краткая и неудачная карьера Вольтера-царедворца. Литературная известность и влиятельные покровители обеспечили ему место придворного историографа Франции (1745). В 1746 состоялось его избрание во Французскую Академию, однако ему так и не удалось снискать расположение короля, несмотря на все заискивания писателя.

Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы Дю Шатле (1749) склоняли Вольтера принять приглашение Фридриха II, ко двору которого он явился в 1750. Дружеская переписка Вольтера с Фридрихом началась еще в 1736 с восторженного письма молодого кронпринца. В последующее десятилетие они несколько раз встречались. Полагаясь на испытанную годами привязанность и щедрость «короля-философа», Вольтер рассчитывал прижиться в Пруссии. Но вблизи ему открылись во Фридрихе не только острый ум, но и двуличие и деспотизм, что и стало причиной отъезда Вольтера в 1753 из Пруссии.

В декабре 1754 Вольтер прибыл в Швейцарию, где ему предстояло провести большую часть оставшейся жизни. В окрестностях Женевы он купил небольшое имение, названное им «Делис» («Отрада»). Здесь Вольтер начал сотрудничать в «Энциклопедии» Дидро и Д"Аламбера. Первые его статьи появились в 1755 в 5-м томе: «Дух», «Красноречие», «Изящество». Уже к 1756 из-под его пера вышла дюжина энциклопедических статей, отличавшихся большой смелостью.

После всего случившегося Вольтер решил обезопасить себя от ярости духовенства Женевы. В конце 1758 он арендовал поместье Турней, а в начале 1759 приобрел еще и поместье Ферней, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией. Ферней стал его «удельным княжеством», которым он правил как просвещенный государь.

Наконец-то Вольтер мог позволить себе роскошный образ жизни. Состояние его пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 годовой доход Вольтера составил двести тысяч ливров, что превращало фернейского патриарха в одного из богатейших людей Франции.

В свои 65 лет и далее он продолжал отправлять сотни писем, выпускать множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является «История Российской империи при Петре Великом» (1759-63). Написанная по заказу русского правительства, «История» прославляла царя-реформатора, резко порвавшего с варварством. Среди прочих плодов фернейского периода философские повести «Кандид» (1759) и «Простодушный» (1767), «Трактат о веротерпимости» (1763), «Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа» (1756-69), «Карманный философский словарь» (1764), «Вопросы об «Энциклопедии» (1770-72).

На склоне лет, когда Вольтеру исполнилось 83 года, он решил еще раз, может быть последний, повидать Париж. 10 февраля 1778 патриарх французского Просвещения прибыл в столицу Франции, где его ждала восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях Французской Академии, посмотрел постановку своей пьесы «Ирена» (1776) в «Комеди Франсез» и даже вступил в масонскую ложу Девяти Сестер. Спустя три месяца он скончался.

Вольтеру предстояло еще раз триумфально вернуться в Париж в 1791 и обрести покой в национальной усыпальнице выдающихся людей Пантеоне.

(Настоящее имя Мари Франсуа Аруэ)

Французский писатель, философ, историк

Родился 21 ноября 1694г. в Париже, в семье нотариуса. Рано потерял мать. Провёл шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже.

1711 - заканчивает учебу в колледже. Отец устраивает его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако Вольтеру гораздо интереснее поэзия и драма. Он вращается в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей. Свою литературную деятельность Вольтер начинает стихами в духе тогдашней легкой поэзии.

1717 - за сатирические стихи по адресу регента и его дочери Вольтер попадает в Бастилию. Там он проводит одиннадцать месяцев и заканчивает свою первую трагедию «Эдип» (Oedipe).

1718 - «Эдип» поставлен на сцене Комеди Франсез и имеет шумный успех. Его двадцатичетырехлетний автор провозглашается достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор добавляет к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под этим именем он и достиг славы.

1722 - написано «Послание к Урании» (Epitre a Uranie) - одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию.

1725 - происходит ссора с отпрыском одного из самых родовитых семейств Франции - шевалье де Роан-Шабо, из-за которой Вольтер снова оказывает в Бастилии (апрель 1726). Через две недели его выпускают на условии, что он покинет Париж и будет жить за границей.

1726-1729 - Вольтер живёт в Англии, изучая её политический строй, науку, философию и литературу.

1731 - выходит «История Карла XII, короля Швеции» (Histoire de Charles XII, roi de Suede).

1732 - написана трагедия «Заира» (Zaire).

1734 - выходят «Философские письма» (Les Lettres philosophiques), нередко называемые также «Письмами об англичанах», поскольку здесь непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии. С проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения. Вольтер бежит в Лотарингию, где находит приют в имении маркизы дю Шатлэ. Здесь он живёт до 1745г.

1735 - выходит поэма «Орлеанская девственница» (La pucelle D’Orleans).

1736 - написана трагедия «Альзира, или Американцы» (Alzire ou les americains), а также «Светский человек» (Mondain), шутливое по тону, однако вполне серьёзное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением. Будучи обвинен в издевательстве над религией (в поэме «Светский человек» и «Орлеанской девственнице»), Вольтер снова бежит, на этот раз в Голландию.

1738-1739 - «Рассуждение о человеке» (Discours sur l"Homme).

1742 - трагедия «Фанатизм, или Магомет пророк» (Le fanatisme ou le Mahomet).

1743 - трагедия «Меропа» (Merope).

1745 - Вольтер возвращается в Париж.

1746 - Вольтер назначен придворным поэтом и историографом, его избирают членом Французской академии, которая до этого дважды отвергала его кандидатуру. Сторонник просвещённого абсолютизма Вольтер путём приближения ко двору стремился повлиять на общественную жизнь Франции. Однако попытка превратить Людовика XV в образцового монарха не увенчалась успехом, и Вольтеру пришлось покинуть Версаль.

1751 - вечно подозреваемый в политической неблагонадежности, чувствуя себя во Франции не в безопасности, Вольтер принимает приглашение прусского короля Фридриха II, с которым с 1736 находится в переписке, и переезжает в Берлин (Потсдам). В этом же году выходит исторический труд «Век Людовика XIV» (Seucle de Louis XIV), написанный ещё во время пребывания в имении маркизы дю Шатлэ.

1753 - вызвав недовольство Фридриха II неблаговидными денежными спекуляциями, а также ссорой с президентом Академии Мопертюи (карикатурно изображенным Вольтером в «Диатрибе доктора Акакия») Вольтер вынужден покинуть Пруссию и поселиться в Швейцарии, в Женеве.

1756 - выходит «Поэма о естественном законе» (Рoeme sur la Loi naturelle), речь в которой идёт о естественной религии, а также знаменитая «Поэма о гибели Лиссабона» (Poeme sur le De sastre de Lisbonne) - о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755г. Также публикуется исторический труд «Опыт о нравах и о духе народов» (Essai sur les moeurs et l"esprit des nations), сначала называвшийся «Всеобщая история».

1758 - Вольтер покупает средневековый замок Торне и ещё один, более современный, Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы.

1758-1778 - Вольтер, по его словам, «царит в своём маленьком королевстве». Он устраивает там часовые мастерские, гончарное производство, производит опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывает разные усовершенствования в земледелии, ведёт обширную переписку. Эти годы - последний и наиболее плодотворный период деятельности Вольтера. Он поддерживает самые тесные отношения с молодым поколением просветителей - Д.Дидро, Ж.Л.Д"Аламбером, К.А.Гельвецием, П.А.Гольбахом, активно сотрудничает в Энциклопедии, где пишет статьи по вопросам истории, философии и морали. Главное направление его интересов связано с борьбой против религиозной нетерпимости. Фраза «раздавите гадину» (подразумевалась католическая церковь), которой Вольтер обычно заканчивает письма своим друзьям, становится как бы паролем просветителей. Ферне становится местом паломничества. Екатерина II, Фридрих XX, Густав III и др. гордятся дружбой с Вольтером.

1759 - выходит философская повесть «Кандид, или Оптимизм» (Candide ou l"optimisme).

1763 - выходит «Трактат о веротерпимости» (Traite sur la tolerance) - реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе. Трактат представляет собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток.

1764 - выходит «Философский словарь» (Dictionnaire philosophique), в котором удобно, в алфавитном порядке, излагаются взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи.

1767 - выходит философская повесть «Простодушный» (L’ingenu).

Февраль 1778 - Вольтера уговаривают вернуться в Париж. Там, окружённый всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI, Вольтер испытывает прилив энергии и увлекается одним начинанием за другим: присутствует в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии «Ирина» (Irene), встречается с Б.Франклином, предлагает Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания её Словаря.

30 мая 1778 - Вольтер умер. Церковь, с которой Вольтер всю жизнь находился в непримиримой вражде, запретила хоронить его; но племянник Вольтера, аббат Миньо, тайно отвёз его тело в аббатство Сельер в Шампани и там предал земле. Во время революции 1791г. по решению Конвента останки Вольтера были перенесены в Пантеон.

После смерти Вольтера его библиотека была куплена Екатериной II и перевезена в Петербург. Ныне библиотека Вольтера (6 902 тома, а также 20 томов рукописей) хранится в Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина.

В известном издании Молана сочинения Вольтера составили пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие - более десяти тысяч писем.

Краткая литературная энциклопедия: В 8тт. М.: Советская энциклопедия, 1962. Литературная энциклопедия: В 11 тт. - М., 1929-1939.

В 1649 году в ноябре 21 числа в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ младший, более известный как философ и писатель Вольтер.

Отец, работающий в сане городского чиновника, отдал юного сына на обучение профессии юриста в иезуитский коллеж. Франсуа имел совершенно другие взгляды на свою будущую профессию и обратился к литературе.

Начинал свой творческий путь Вольтер при дворцах аристократических семей, как поэт-нахлебник. Первое его попадание в Бастилию приходится как раз на период нахлебничества. Поэт был осужден за сатиру в адрес семьи регента.

Нередко Вольтер бывал избит молодыми дворянами, за свои творческие порывы и вольнодумие. Несостоявшаяся дуэль с одним из обидчиков, чуть не подтвердила пророчество астрологов, сделанное при рождении Вольтера. Они предсказали, что жизнь юноши оборвется на 33 году жизни. В итоге писатель прожил на 30 лет дольше.

В 1726 году философ уезжает в Англию, где и живет 3 года, изучая культуру и политику страны. По возвращении во Францию Вольтер пытается издать книгу о своей жизни в Англии. Издателя книги схватили и посадили в Бастилию. Вольтеру пришлось скрываться в Лотарингии, где его приютила маркиза дю Шатле. Вольтер прожил с ней 15 лет.

За свою поэму «Светский человек» Вольтер снова получает обвинение в глумлении над религией и вынужден снова бежать, теперь в Голландию.

Вольтер в 1746 году получил назначение на должность придворного поэта и историка. Однако снова попав в немилость к дворянам, в этот раз оскорблена была маркиза де Помпадур, ушел со двора.

Вольтер не мог чувствовать себя во Франции безопасно, так как его постоянно подозревали в неблагонадежности и он находился в немилости у дворянских родов. Философ попытался получить пристанище у своего давнего приятеля по переписке Фридриха 2, прусского короля. Вольтер поселился в Потсдаме, но после очередной ссоры, теперь уже с прусским дворянством,в 1751 году уехал в Швейцарию.

Под Женевой Вольтер покупает имение и называет его «Délices», что значит «Отрадное». Позже ему удается приобрести еще два имения. Одно в Турнэ, а второе в Ферне. Став богатым человеком, Вольтер приобрел, что называется «капиталистическую» независимость. Теперь ему не грозили побои и гонения за свободное высказывание собственного мнения, так как половина аристократии находилась у него в долгу.

К Вольтеру в Ферне стала стекаться интеллигенция со всего мира. Дружбой с просвещенным писателем стало принято гордиться. В 1778 году, после смерти Людовика 15, Вольтер смог, в возрасте 83 лет, смог вернутся под звуки фанфар и бушевания восторженной толпы в Париж. Где продолжил свою литературную деятельность в особняке на улице Ришелье.

Также, Вольтер вступил в должность директора парижской Академии и занялся работой с академическим словарем. В это время болезнь творца медленно прогрессировала. Рак забрал жизнь Вольтера 30 мая 1778 года.

Интересные факты и даты из жизни

Дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар, и нотариуса Франсуа Аруэ. Когда мальчику исполнилось семь лет, его мать умерла.

В 1711 году он окончил иезуитский коллеж (ныне лицей Людовика Великого) в Париже. После окончания колледжа по настоянию отца был определен в Школу права.

Юридическая карьера юношу не привлекала, еще в колледже он начал писать стихи. Родственник матери аббат Шатонеф, сочувствовавший его литературным увлечениям, ввел молодого человека в аристократический круг. Это было так называемое общество Тампля, объединившееся вокруг герцога Вандома — главы Ордена мальтийских рыцарей.

В мае 1717 года за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского он провел почти год в Бастилии — тюрьме-крепости в Париже. Желая скрасить часы в тюремной камере, работал над эпической поэмой "Генриада" и трагедией "Эдип".

В 1718 году была поставлена его пьеса "Эдип", благосклонно принятая публикой "Комеди Франсез". В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом "де Вольтер". Поэма "Генриада", первоначально названная "Лига" (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн XVI века и ее главному герою королю Генриху IV, поэма осуждала религиозный фанатизм и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.

В начале 1726 года произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим публично насмехаться над попыткой поэта скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. За ответ: "Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!" он был избит лакеями де Рогана.

Вооружившись пистолетами, Вольтер пытался отомстить обидчику, но был арестован и брошен в Бастилию. Через две недели его выпустили, запретив жить в Париже.

В 1726-1728 годах Вольтер жил в Англии, изучая ее политический строй, науку, философию и литературу. Вернувшись во Францию, он издал свои английские впечатления под заглавием "Философские письма". "Письма" идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. В 1734 году книга была конфискована, а ее издатель поплатился Бастилией.

Вольтер удалился в Сире , расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле, с которой прожил 15 лет. В этот период им были созданы трагедии "Альзира" (1736) и "Магомет" (1742), "Трактат о метафизике" (1734) и "Основы философии Ньютона" (1738), написана большая часть исторического труда "Век Людовика XIV" (1751). Тогда же была создана эпическая поэма "Орлеанская девственница", в течение долгого времени распространявшаяся в списках (официальная публикация состоялась в 1762 году в Женеве).

В 1745 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом. В 1746 состоялось его избрание во французскую академию наук. В том же году он стал почетным членом Петербургской академии наук.

Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы дю Шатле в 1749 году склонили Вольтера принять в 1750 году приглашение прусского короля Фридриха II, с которым с 1736 года он находился в переписке, и поселиться в Берлине.

Разлад с прусским королем вынудил Вольтера в 1753 году уехать из Пруссии. Он нашел пристанище в Швейцарии. В конце 1758 года он арендовал поместье Турне, а в начале 1759 года приобрел поместье Ферне, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией, откуда вел обширнейшую переписку и принимал гостей со всей Европы. К числу корреспондентов Вольтера помимо Фридриха II принадлежали: российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III, датский король Христиан VII.

1750-1760-е годы были чрезвычайно плодотворными для Вольтера. К этому периоду относится активное сотрудничество в "Энциклопедии" Дидро и Д"Аламбера. В Ферне он выпустил множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является "История Российской империи при Петре Великом" (1759-1763). Среди произведений фернейского периода — философские повести "Кандид" (1759) и "Простодушный" (1767), "Трактат о веротерпимости" (1763), "Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа" (1756-69), "Карманный философский словарь" (1764), "Вопросы об "Энциклопедии" (1770-1772).

Состояние Вольтера пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 году его годовой доход составил 200 тысяч ливров, что превращало философа одного из богатейших людей Франции.

В феврале 1778 года 84-летний Вольтер вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях французской академии, посмотрел постановку своей пьесы "Ирена" (1776) в "Комеди Франсез". Несмотря на преклонный возраст, философ приступил к переработке академического словаря.

За два месяца до смерти он был принят в масонскую ложу "Девять сестер", основанную в 1769 году астрономом Жозефом Лаландом.

В марте он примирился с церковью и получил отпущение грехов.

Архиепископ Парижский отказал в христианском погребении его тела. Панихида по Вольтеру была совершена в масонской ложе, его прах был тайно похоронен в аббатстве Сельер в Шампани, настоятелем которого был племянник философа.

В 1791 году Конвент постановил перевести останки Вольтера в национальную усыпальницу выдающихся людей — Пантеон в Париже и переименовать Набережную Театинцев в Набережную Вольтера.

Сочинения философа составили в полном издании Молана (1878-1885) пятьдесят томов — каждый почти по 600 страниц, дополненные двумя большими томами "Указателей". 18 томов этого издания занимает эпистолярное наследие — более десяти тысяч писем.

Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца XVIII века. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства — политического и религиозного свободомыслия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Имя: Вольтер (Франсуа Мари Аруэ)

Возраст: 83 года

Деятельность: философ, поэт, прозаик, историк, публицист

Семейное положение: не был женат

Вольтер: биография

Два звездочета сказали Вольтеру, что тот проживет до 33-х лет. Но великому мыслителю удалось обмануть саму смерть, он чудом остался в живых из-за несостоявшейся дуэли с неким дворянином из рода де Роган. Биография французского философа полна как взлетов, так и падений, но, тем не менее, его имя стало бессмертным на века.


Вольтер, уехавший в Англию писателем и вернувшийся мудрецом, сделал неоспоримый вклад в особую форму познания мира, его имя стоит в одном ряду с и . Писателю, в жилах которого не было ни капли дворянской крови, благоволили великие правители - российская императрица , король Пруссии Фридрих «Старый Фриц» II и владелец швейцарской короны Гюстав III.

Мыслитель оставил потомкам повести, поэмы, трагедии, а его книги «Кандид, или оптимизм» и «Задиг, или Судьба» разошлись на цитаты и крылатые выражения.

Детство и юность

Франсуа-Мари Аруэ (имя философа при рождении) родился 21 ноября 1694 года в городе любви – Париже. Младенец был настолько хил и слаб, что сразу же после рождения родители послали за священником. К сожалению, Мари Маргерит Домар, мать Вольтера, умерла, когда мальчику было семь лет. Поэтому будущий властитель дум Западной Европы рос и воспитывался с отцом, который пребывал на чиновничьей службе.


Не сказать, что отношения маленького Франсуа и его родителя были дружественными, поэтому неудивительно, что уже в зрелом возрасте Аруэ объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна – нищего поэта и мушкетера. Франсуа Аруэ-старший отдал свое чадо в иезуитский коллеж, который ныне носит название лицея Людовика Великого.

В этом колледже Вольтер обучался «латыни и всяким глупостям», потому что юноша хоть и получил серьезную литературную подготовку, но на всю жизнь возненавидел фанатичность местных отцов-иезуитов, которые ставили религиозные догмы превыше человеческой жизни.


Отец Вольтера хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал нотариусом, поэтому Франсуа был быстро пристроен в адвокатскую контору. Вскоре молодой человек понял, что юридическая наука, которой благоволит древнегреческая богиня Фемида, не его стезя. Поэтому, чтобы разбавить зеленую тоску яркими красками, Вольтер взялся за чернильницу и перо не для переписи документов, а для сочинения сатирических рассказов.

Литература

Когда Вольтеру исполнилось 18 лет, он сочинил первую пьесу и уже тогда не сомневался, что обязательно оставит след в истории как писатель. Через два года Франсуа-Мари Аруэ уже успел снискать в парижских салонах и у искушенных дам и господ славу короля насмешек. Поэтому некоторые литературные деятели и высокопоставленные лица боялись найти публикацию Вольтера, выставляющую их перед обществом в дурном свете.


Но в 1717 году Франсуа-Мари Аруэ поплатился за свои остроумные сатиры. Дело в том, что талантливый молодой человек высмеял регента французского королевства при малолетнем короле – Филиппа II Орлеанского. Но правитель не отнесся к стишкам Вольтера с должным юмором, поэтому сочинитель был отправлен на год в Бастилию.

Но в месте лишения свободы Вольтер не потерял свой творческий пыл, а наоборот, начал усиленно заниматься литературой. Оказавшись на воле, Вольтер получил признание и славу, потому что на подмостках театра «Комеди Франсэз» прошла его трагедия «Эдип», написанная в 1718 году.


Молодого человека стали сравнивать с именитыми французскими драматургами, поэтому поверивший в свой литературный талант Вольтер сочинял одно произведение за другим, причем это были не только философские трагедии, но и романы, а также памфлеты. Писатель опирался на исторические образы, поэтому завсегдатаи театров могли узреть на сцене актеров, переодетых в , Брута или Магомета.

Итого в послужном списке Франсуа-Мари Аруэ 28 произведений, которые можно отнести к классической трагедии. Также Вольтер культивировал и аристократические жанры поэзии, из-под его пера нередко выходили послания, галантная лирика и оды. Но стоит сказать, что писатель не боялся экспериментировать и смешивать, казалось бы, несовместимые вещи (трагичное и комичное) в одном флаконе.

Он не побоялся разбавлять рациональную холодность нотами сентиментальной чувствительности, а также в его античных произведениях нередко фигурировали экзотические персонажи: китайцы, ираноязычные скифы и исповедующие зороастризм гербы.

Что касается поэзии, то классическая эпопея Вольтера «Генриада» вышла в свет в 1728 году. В этом произведении великий француз осуждал королей-деспотов за их неистовое почитание Бога, используя не вымышленные образы, а реальные прототипы. Далее, приблизительно в 1730 году, Вольтер трудится над основополагающей сатирической пародийной поэмой «Орлеанская девственница». Но сама книга впервые была напечатана только в 1762-ом, до этого выходили анонимные издания.


«Орлеанская девственница» Вольтера, написанная силлабическим двенадцатисложником, окунает читателя в историю реально существующей личности, небезызвестной национальной героини Франции . Но произведение писателя – отнюдь не биография командующей войсками, а сплошная ирония на устройство французского общества и церковь.

Стоит отметить, что этой рукописью зачитывался в молодости , российский поэт даже стремился подражать Вольтеру в своей поэме «Руслан и Людмила» (но, повзрослев, Пушкин адресует в адрес «французского наставника» весьма критическое произведение).


Помимо прочего, Франсуа-Мари Аруэ отличился и философской прозой, которая приобрела невиданную популярность среди современников. Мастер пера не только погружал держателя книги в приключенческие истории, но и заставлял задумываться о тщетности бытия, величестве человека, а также о бессмысленности чистого оптимизма и абсурдности идеального пессимизма.

Произведение «Простодушный», вышедшее в 1767 году, рассказывает о злоключениях приверженца «теории естественного права». Эта рукопись является смесью лирической стихии, романа-воспитания и философской повести.

Сюжет вращается вокруг типичного персонажа – благородного дикаря, эдакого Робинзона Крузо эпохи Просвещения, который иллюстрирует врожденную нравственность человека до его соприкосновения с цивилизацией. Но также стоит обратить внимание на новеллу Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая вмиг стала мировым бестселлером.

Сочинение долгое время пылилось за беспросветным занавесом, так как произведение было запрещено из-за непристойности. Интересно то, что сам сочинитель «Кандида» считал этот роман глупостью и даже отказывался признавать свое авторство. «Кандид, или Оптимизм» чем-то напоминает типичный плутовской роман – жанр, сложившийся в Испании. Как правило, главное действующее лицо такого произведения – авантюрист, который вызывает симпатию.


Но самая цитируемая книга Вольтера наделена абсурдом и гневным сарказмом: все приключения героев придуманы для того, чтобы высмеять общество, правительство и церковь. В особенности попал под опалу саксонский философ , пропагандирующий учение, описанное в «Теодицее, или Оправдании Бога».

Римско-католическая церковь занесла эту книгу в черный список, однако это не помешало «Кандиду» снискать поклонников в лице Александра Пушкина, Гюстава Флобера, и американского композитора Леонарда Бернстайна.

Философия

Случилось так, что Вольтер вновь вернулся в холодные стены Бастилии. В 1725–1726 году между литератором и шевалье де Роганом произошел конфликт: провокатор позволил себе публично высмеять Франсуа-Мари Аруэ, который под псевдонимом Вольтер якобы пытался скрыть свое недворянское происхождение. Так как автор трагедий за словом в карман не полезет, он позволил заявить обидчику:

«Сударь, мое имя ждет слава, а ваше – забвение!».

За эти дерзкие слова француз поплатился в буквальном смысле - он был избит лакеем де Рогана. Таким образом, писатель почувствовал на собственном опыте, что такое предвзятость, стал ярым защитником справедливости и социальных реформ. Выйдя из зоны отчуждения, ненужный на родине Вольтер по приказу короля был изгнан в Англию.

Примечательно, что государственное устройство Соединенного Королевства, которое в корне отличалось от консервативной монархической Франции, поразило его до кончиков пальцев. Полезным было и знакомство с английскими мыслителями, которые в один голос утверждали, что человек может обращаться к Богу, не прибегая к помощи церкви.


Свои впечатления о путешествии по островному государству французский мыслитель изложил в трактате «Философские письма», пропагандируя в нем учения и отрицая материалистическую философию. Основными идеями «Философских писем» были равенство, уважение к собственности, безопасность и свобода. Также Вольтер колебался в вопросе насчет бессмертия души, он не отрицал, но и не утверждал тот факт, что существует жизнь после смерти.

А вот в вопросе о свободе человеческой воли Вольтер переходил от индетерминизма к детерминизму. Людовик XV, узнав о трактате, приказал сжечь труд Вольтера, а самого автора непарадного произведения отправить в Бастилию. Чтобы избежать третьего заключения в камере, Франсуа-Мари Аруэ отправился в Шампань, к своей возлюбленной.


Вольтер, сторонник неравенства и рьяный противник абсолютизма, критиковал устройство церкви в пух и прах, однако он не поддерживал атеизм. Француз был деистом, то есть признавал существование Творца, но отрицал религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Но в 60–70-е годы Вольтером овладели скептические мысли. Когда современники спросили просветителя, существует ли «высшая инстанция», он ответил:

«Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».

Хотя Вольтер, вопреки желанию отца, так и не стал адвокатом, в дальнейшем философ занимался и правозащитной деятельностью. В 1762 году автор «Кандида» участвовал в петиции по отмене смертного приговора торговцу Жану Каласу, который стал жертвой предвзятого суда из-за иной конфессии. Калас олицетворял христианскую ксенофобию во Франции: он был протестантом, тогда как другие исповедовали католицизм.


Причина, по которой Жан в 1762 году был казнен через колесование, – самоубийство его сына. В то время человек, собственноручно сводивший счеты с жизнью, считался преступником, из-за чего его тело публично таскали на веревках и вешали на площади. Поэтому семья Каласа представила самоубийство отпрыска как убийство, и суд посчитал, что Жан умертвил молодого человека, потому что тот принял католицизм. Благодаря Вольтеру через три года Жан Калас был реабилитирован.

Личная жизнь

В свободное от сочинения трактатов и философских дум время Вольтер играл в шахматы. На протяжении 17 лет соперником француза был иезуит отец Адам, который жил в доме Франсуа-Мари Аруэ.

Возлюбленной, а также музой и вдохновительницей Вольтера была маркиза дю Шатле, страстно любившая математику и физику. Этой барышне даже доводилось переводить фундаментальный труд в 1745 году.


Эмили была замужней женщиной, но считала, что все обязанности перед мужчиной должны быть выполнены только после рождения детей. Поэтому барышня, не преступая рамок приличия, окуналась в мимолетные романы с математиками и философами.

С Вольтером красавица познакомилась в 1733 году, а в 1734 предоставила убежище от повторного заключения в Бастилии – полуразрушенный замок супруга, в котором философ провел 15 лет своей жизни, возвращаясь туда из многочисленных поездок.


Дю Шатле привила Вольтеру любовь к уравнениям, законам физики и математическим формулам, поэтому влюбленные зачастую решали сложные задачи. Осенью 1749 года Эмили умерла после рождения ребенка, и Вольтер, потерявший любовь всей своей жизни, погрузился в депрессию.

Кстати, мало кто знает, что на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал в снаряжение французской армии, давал денег на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.

Смерть

В последние годы жизни Вольтер был популярен, каждый современник считал своим долгом посетить швейцарский дом премудрого старца. Философ прятался от французских королей, но с помощью уговоров вернулся в страну и пармезана, где и умер в возрасте 83-х лет.


Саркофаг Вольтера

Библиография

  • 1730 – «История Карла XII»
  • 1732 – «Заира»
  • 1734 – «Философские письма. Английские письма»
  • 1736 – «Послание Ньютона»
  • 1738 – «Эссе о природе огня»
  • 1748 – «Мир как он есть»
  • 1748 – «Задиг, или Судьба»
  • 1748 – «Семирамида»
  • 1752 – «Микромегас»
  • 1755 – «Орлеанская девственница»
  • 1756 – «Лиссабонское землетрясение»
  • 1764 – «Белое и чёрное»
  • 1768 – «Царевна Вавилонская»
  • 1774 – «Дон Педро»
  • 1778 – «Агафокл»

Цитаты

  • «Верить в Бога невозможно, не верить в него – абсурдно»
  • «Для большинства людей исправиться – значит, поменять свои недостатки»
  • «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен»
  • «Не неравенство тягостно, а зависимость»
  • «Нет ничего неприятнее, как быть повешенным в неизвестности»