Всероссийская олимпиада школьников по химии. Всероссийская олимпиада по химии (школьный этап) Олимпиада по химии школьный уровень

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 8 класс

Задание 1. ТЕСТ Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

1. Сколько элементов, простые вещества которых неметаллы, представлены сегодня в периодической системе химических элементов д.И. Менделеева?
1) 12 2)22 3)44 4)89
3. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур 3. Sе - селен 4. U - уран
3.. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:
1. Та - тантал 2. Тh - торий 3. Nb - ниобий 4. Pm - прометий 4.К чистым веществам относится 1) уксус 2) дистиллированная вода 3) воздух 4) молоко 5. Является веществом:1) капля росы;2) медная монета;3) кусочек мела; 4) ртуть. 6.Одинаковую относительную массу имеют вещества,формулы которых: 1)CuSO 4 и CuS 2) CuS и CuO 3) CuO и Cu 2 S 4) CuSO 4 и Cu 2 S 7.Массовая доля серы в серной кислоте H 2 S0 4 равна: 1. 2,04%. 2. 65,31%. 3. 32,65%. 4.3,2%

Задание 2. Вопросы «ЭРУДИЦИОНа»

1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.(за каждое название и страну-1б,протоны и нейтроны-1б)- (8баллов )

2 .Вы - пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? (1балла)
Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. - 1 рубль?(2 балла)

3.Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? (1 балл)
Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?(2 балла)

4. Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б)

5.Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.(6 баллов)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 9 класс

Тест. 1. Наибольшую молекулярную массу имеет 1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4 ) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

2. Трехэлементное вещество - это... 1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция); 3) хлорид железа (III); 4) медный купорос.

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции (СuОН) 2 С0 3 + НС1 = СuС1 2 + С0 2 + ...

1)10: 2)11; 3)12;4)9.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

5. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19, n = 21: 4)р = 21,n=19.

6. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ; 3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3 ) 2 .

7 В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

Задачи

1. При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл. (3 балла)

2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция. (2 балла)

3. 50 г смеси карбонатов бария и натрия растворили в избытке соляной кислоты. Добавление к полученному в результате реакций раствору избытка раствора сульфата натрия приводит к выпадению 46,6 г осадка. (7 баллов)

Напишите уравнения протекающих реакций и определите массовые доли (в %) карбонатов в смеси.

4. Осуществите цепочку превращений:

S X 1 X 2 X 3 X 4 X 5

(5 баллов )

5. Какие из ионов не могут находиться в одном растворе? Почему?

Ba 2+ ; H + ; CL - ; OH - ; SO 4 2- .

Ответ подтвердите ионными уравнениями. Запишите не менее двух молекулярных уравнений, соответствующих вашим сокращённым ионным уравнениям.

(4 балла)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 10 класс

Тест. К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1)СН 3 С1; 2)СН 2 С1 2 ; 3)СНС1 3 ; 4) СС1 4 .

2. Трехэлементное вещество - это...

1)С 2 Н 5 ОН; 2)С 2 Н 6 ; 3) СН 3 N0 2 ; 4) СН 2 (NН 2 )-СООН.

3. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

C 3 H 8 +O 2 ? CO 2 + H 2 O

1)10: 2)11: 3)12: 4)13.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 2,97 г С 2 Н 4 С1 2

1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.

5. Реакция, в результате которой растворяется осадок

1) Кальций + Вг 2 ; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ; 3) Сu(ОН) 2 + НNО 3 ; 4) С 2 Н 4 + КМn0 4 + Н 2 0

6. В соединении С 2 Н 5 Э массовая доля элемента 55,04%. Неизвестный
элемент - это …

1) фосфор; 2) хлор; 3) азот; 4) бром.

7. Молярная масса газа массой 1,26 г, занимающего объем 0,672 л (н.у.),
равна

1)44; 2)28; 3)32; 4)42.

Задачи

1. При сгорании 28 г смеси метана и этана получили 41,44 л углекислого газа (н.у.).

Определите состав смеси углеводородов в массовых долях. (8 баллов)

2. Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций

KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 → K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 (3балла)

3.Какую массу соды можно получить из 10 л (н.у.) CO 2 и 30 г NaOH? Сделайте отдельно расчеты для питьевой, кристаллической и кальцинированной соды, дайте этим веществам номенклатурные названия.(6баллов)

4. Относительная плотность паров органического вещества по метану равна 4,625. Определите молекулярную формулу этого вещества, напишите структурную формулу и дайте ему название, если массовая доля углерода в нём равна 64,86%; водорода – 13,52%; кислорода – 21,62%. 5 баллов 5. В четырех пробирках без надписей находятся водные растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната калия и сульфата алюминия. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не применяя дополнительных реактивов.( 6баллов)

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников по химии I (школьный этап) 11 класс

1.В уравнении реакции, схема которой
KMnO 4 + HCl = KCl + MnCl 2 + Cl 2 + H 2 O
коэффициент перед формулой восстановителя равен:
1)5; 2)10; 3)12; 4) 16.

2.Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене:
1) фруктоза; 2) сахароза; 3) крахмал; 4) глюкоза?

3.Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
1) гидроксида натрия; 2) азотной кислоты; 3) хлорида калия; 4) лакмуса. 4.Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют :
1) ксантопротеиновую реакцию; 2) биуретовую реакцию;
3) реакцию этерификации; 4) реакцию гидролиза. 5.Озоновые дыры
не возникают в результате воздействия на озон атмосферы 1.Оксидов азота; 2.Соединений фтора; 3.Водяного пара; 4.Соединений хлора 6.Парниковый эффект, то есть результат различной проницаемости разных веществ и материалов для разных видов энергии(световой и тепловой) не наблюдается: 1В русской бане 2.В теплицах 3.В атмосфере Земли 4.В автомобиле с закрытыми стеклами в солнечный день 7.Сколько - связей в молекуле уксусной кислоты. 1.6 2.7 3.5 4.1

Задачи

1. Сколько изомеров у C 5 H 12 . Запишите их структурные формулы и дайте каждому веществу названия по заместительной номенклатуре. Какой из этих изомеров имеет наибольшую температуру кипения. Рассчитайте относительную плотность паров этого соединения по воздуху .

2.Определите молекулярную формулу алкена, если известно, что одно и то же количество его, взаимодействуя с различными галогеноводородами, образует, соответственно, или 5,23 г хлорпроизводного, или 8,2 г бромпроизводного.

напишите уравнения реакций

CH 4 С 2 Н 2 X 1 CH 3 – С X 2

4.Состав каменного угля одного из месторождений (в массовых долях): C – 82,2%;

H – 4,6%; S – 1%; N – 1,2%; H 2 O – 1%; зола 10 %. Определите объём воздуха (н.у.),

Который потребуется для полного сгорания 1 кг такого угля.

5. В пробирках находятся следующие вещества: фенол, этиловый спирт, глюкоза, глицерин и уксусная кислота. Используя в качестве реагентов сухую соль карбоната натрия, растворы брома, сульфата меди и гидроксида натрия, предложите способ определения содержимого каждой пробирки.


Эта олимпиада доступна каждому!

Для всех, кто интересуется изучением химии, запускаем новую международную олимпиаду. Приглашаем учеников 8-11 классов и студентов I-II курсов ССУЗ проверить свои знания и получить заслуженные награды за старания и теоретическую базу.

Как учат химии в центре «Мега-Талант»: для участников разных возрастных категорий подготовлены отдельные комплекты заданий, включающие теоретические вопросы, задачи и задания со схемами, иллюстрациями.

Какие темы повторяем в этом сезоне:

  • История химии и химических открытий
  • Химические свойства металлов и неметаллов
  • Углеводороды
  • Дисперсные среды и другие темы

Участников ждут 15 тестовых вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Задания на соотнесение двух рядов данных и сопоставление.
  • Задания, требующие работы с иллюстративными источниками.
  • Задания с решением задачи с исходным рядом данных.

Задания олимпиады соответствуют ФГОС и помогают:

  • Овладеть понятийным аппаратом и символическим языком химии.
  • Сформировать первоначальные систематизированные представления о веществах, их превращениях и практическом применении.
  • Осознать объективную значимость основ химической науки как области современного естествознания.

Организатора и родителей ждут отдельные награды

А еще мы отправим отдельную благодар-
ность в ваше образовательное учреждение

Также вы получите

Подарки всем участникам Все участники получают специальную «Таблицу достижений», в которую можно заносить информацию о результатах участия в наших мероприятиях и личных достижениях.

Инфографика Учителя, подавшие заявку на 10 и более участников, смогут получить персонализированный рейтинг класса в виде инфографики

Инфоплакат объявление С помощью инфопла- ката вы легко сможете начать организацию нашего мероприятия в вашем образова- тельном учреждении Скачать инфоплакат


  1. Зарегистрируйтесь на сайте сайт.
  2. Подайте заявку на участие, указав количество участников.
  3. Подтвердите заявку, оплатив ее удобным для вас способом.
  4. В одной заявке может быть указано только одно имя куратора олимпиады и одно название образовательного учреждения, которые будут отражены в наградных материалах участников и куратора. Вы можете подать несколько заявок на мероприятие, если требуется.
  5. Используйте полученные методические материалы для проведения олимпиады (методические рекомендации, задания для каждой категории участников, бланки ответов).
  6. Загрузите работы учеников до начала подведения итогов.
  7. Скачайте наградные материалы из вашей завершенной заявки после дня публикации итогов.
  1. Учащиеся должны решить все задания самостоятельно, без посторонней помощи.
  2. Отнеситесь ответственно к заполнению таблицы ответов - от нее может зависеть результат участника!
  3. Корректно заполните все необходимые поля. Время на изменение внесенных данных ограничено.
  4. Помните, что за своевременно не добавленные работы участников оргвзнос не возвращается!

Кто может победить в олимпиаде?

Наши методисты составляют задания, которые соответствуют школьной программе. Они проще, чем на региональных олимпиадах, но интереснее и разнообразнее, чем на школьных контрольных. С нашими заданиями справляются отличники и ученики, знающие материал на достаточном уровне. Однако, опыт участия в олимпиадах интересен и ученикам с удовлетворительным уровнем знаний.

Мы участвовали в олимпиаде прошлого сезона. В этой олимпиаде задания те же?

Нет, к каждому сезону мы готовим новые задания. Задания разных сезонов базируются на разных разделах учебной программы. Вы можете повторно принять участие в олимпиаде.

Как выглядит комплект заданий олимпиады?

В день выдачи заданий все учителя, которые оплатили участие, могут скачать комплект материалов для проведения олимпиады, который включает:

  • Методические рекомендации по проведению олимпиады.
  • Мотивационное письмо участнику от директора ЦРТ «Мега-Талант».
  • Комплект из 15 заданий различных типов.
  • Календарь грядущих мероприятий.

Как оцениваются результаты олимпиады?

После того, как вы внесете ответы в специальную таблицу на сайте, они будут переданы на проверку За каждый правильный ответ ученик получает 2 балла. Если на тестовый вопрос предполагается два варианта ответа и ученик указал правильно только один вариант, он получит 1 балл.

Как распределяются награды?

  • Участник олимпиады, который получил 30 баллов, награждается высшей наградой - дипломом победителя.
  • Участникам, получившим 26–29 баллов, присуждаются 2 и 3 места и выдаются дипломы призеров.
  • Все остальные участники получают именные сертификаты.

Награды можно скачать в день подведения итогов.

Как оплатить участие в олимпиаде?

Для оплаты используйте один из предложенных способов:

  • Банковская карта VISA/MasterCard/Maestro
  • Кошелек QIWI Wallet
  • Кошелек Яндекс.Деньги
  • Перевод через банк или отделение «Почты России»
  • Наличными в терминалах самообслуживания

Чтобы не платить за каждое мероприятие отдельно и каждый раз заново не заполнять все данные для оплаты, вы можете пополнить личный баланс.

Как можно сэкономить на оплате участия в олимпиадах?

Мы компенсируем расходы на проведение олимпиады. Чем больше учеников указано в заявке, тем выше процент компенсации на расходы учителю.

Также вы можете сэкономить, пополняя баланс на сайте. При пополнении баланса вы получите бонус в размере 7–20%, в зависимости от суммы пополнения.

Почему учителя выбирают олимпиады «Мега-Талант»?

  • Простая форма подачи заявки
  • Удобный доступ к методическим материалам и наградам
  • Самостоятельный ввод ответов и работа над ошибками
  • Компенсация расходов на распечатку заданий и наградных материалов
  • Уникальные и разнообразные задания

Фотографии участников










Более 1000 отзывов от довольных учителей

Участвуем в олимпиадах уже не в первый раз, очень нравится. Интересен формат заданий, а также возможность сделать их в комфортной обстановке и проверить свой уровень. Ученикам очень нравится. Спасибо...

Ольга Ружина

МАОУ "СОШ №56"

Спасибо огромное за бесплатный конкурс по изобразительному искусству "Осенняя симфония". Дети 1го класса с удовольствием готовили поделки своими руками. Очень понравились дипломы.

Ирина Романова

ФГКОУ "Средняя общеобразовательная школа№140"

Впервые принимали участие в мероприятии с обучающимися 1 классов и остались очень довольны. Спасибо организаторам за предоставленную возможность детям почувствовать себя мега талантливыми!

Ольга Кусакина

МОУ "СОШ №64 им. Б. Ручьёва" города Магнитогорска

Уважаемые, коллеги, спасибо за организацию этого конкурса! Задания подобраны очень интересным способом с нотками народной культуры (окр.мир). Дети и я остались очень довольны конкурсом, а главное д...

Ирина Обрезкова

МОУ Игнатовская СОШ

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень нравятся Олимпиады Мега-талант, задания интересные, ребята с удовольствием участвуют. Преподавателям мероприятия помогают при подготовке к аттестации. Спасибо....

Наталья Подкина

ГАПОУ СО Техникум индустрии питания и услуг "Кулинар"

Благодарим организаторов за проведенную олимпиаду. Задания были интересными, познавательными. Мои ученики с удовольствием их выполняли.

Татьяна Мясникова

Спасибо большое организаторам олимпиады. Мы первый раз принимали участие. Ребятам было очень интересно проверить свои знания. Желаем вам дальнейших успехов!!! Только извините за один вопрос - ученики,...

Корженко

Спасибо большое за организацию олимпиад для детей. Дочь с большим удовольствием решает ваши задачи!!!

Дарья Новикова

ФТШ-лицей

Огромное спасибо организаторам за предоставленную возможность детям участвовать в таком замечательном и интересном мероприятии. Участвовали первый раз и надеемся получить более значимый результат в бу...

Виктор Пермитин

МАОУ СОШ №6

Благодарю организаторов за предоставленную возможность участия.

Анатолий Князьков

Добрый день! Мои ученики впервые принимали участие в олимпиаде по математике, получили хороший опыт, довольны результатом. Спасибо организаторам!

Анатолий Князьков

Я и мои ученики первый раз участвуем в этой викторине. Спасибо Вам большое. Моим ученикам очень понравилась викторина!!!

Лилит Варданян

МОУ Раменская СОШ № 9

Спасибо большое организаторам. У вас на сайте много разнообразных мероприятий для школьников и педагогов. Будем рады снова работать с вами и участвовать в ваших мероприятиях. Шандараев С.А МБОУ "Гусёв...

Сергей Шандараев

Добрый день! Благодарю организаторов за предоставленную детям возможность участия в олимпиадах. Олимпиада вызвала большой интерес у учащихся. Принимали участие впервые. Очень интересно, познаватель...

Анатолий Князьков

Спасибо большое организаторам мероприятия! Были подобраны интересные вопросы к кроссворду. Ребята с удовольствием выполнили задание!

Татьяна Коробейникова

МБОУ "Лицей№1" МО "г. Бугуруслан"

Большое Вам спасибо, за то что Вы стараетесь проводить для детей Олимпиады, Викторины, Конкурсы, а также разнообразные мероприятия. Ваши мероприятия способствуют развитию у детей стремление глубже изу...

Сергей Астраханцев

МАОУ "Средняя школа №24, Имени Героя Советского Союза М.В. Водопьянова". г. Красноярск.

Участвовала в викторине "Мастерство дидактики". Спасибо Вам за возможность проверить свои знания! Пришлось "попыхтеть", но очень рада, что справилась со всеми заданиями.

Людмила Бердникова

ФКOУ "СОШ ГУФСИН России по Свердловской области"

Большое спасибо организаторам за возможность участвовать нашим "особенным" ученикам! Очень интересные задания, продуманная организация. КОГОБУ ВСШ пгт Лесной Верхнекамского района.

Анастасия Кузнецова

КОГОБУ ВСШ пгт Лесной Верхнекамского района

Мы проводим всероссийские и международные олимпиады, в которых участвуют школьники и студенты. Олимпиады «Мега-Талант» по химии проводятся для учащихся 8-11 классов и студентов I-II курсов ССУЗ. Мы награждаем всех участников, вручая им дипломы и сертификаты. Учителя получают от нас свидетельства и благодарности за организацию олимпиады.

ЦРТ «Мега-Талант» глазами статистики:

  • Организовали больше 400 олимпиад и расширили список предметов до 47 дисциплин.
  • В олимпиадах по химии приняло участие 11000 школьников из 12 стран мира.
  • Выплатили учителям 2.500.000 рублей, чтобы компенсировать организационные расходы.
  • Постоянными организаторами становится 98% учителей, которые приняли участие в олимпиаде один раз.

5 шагов навстречу учителю

С нами удобно и выгодно сотрудничать, потому что мы всегда следуем 5 шагам, продуманным с мыслью о каждом учителе и его заботах.

  1. Мы открываем доступ к заданиями для всех классов сразу и готовим методические рекомендации по проведению олимпиады.
  2. Каждый сезон меняем дизайн свидетельств и благодарностей, чтобы разнообразить ваше портфолио.
  3. Экономим ваши средства, компенсируя траты на распечатку заданий и наград.
  4. Каждый месяц дарим подарки и отправляем самого активного учителя на курс повышения квалификации бесплатно.
  5. Оперативно реагируем на ваши вопросы в онлайн-чате, на почте и в скайпе.

Ученики любят олимпиады «Мега-Талант» по химии

Дистанционные олимпиады проводятся в условиях привычных и комфортных для учеников - в стенах их родной школы. Знакомая обстановка помогает им избавиться от лишнего волнения и сосредоточиться на главном - на выполнении заданий. Поэтому олимпиады «Мега-Талант» часто становятся возможностью заявить о себе для учеников, неуверенных в своих силах.

Мы создаем условия для того, чтобы участие в олимпиадах принимали все желающие, независимо от уровня их успеваемости. Задания наших олимпиад составлены в соответствии со школьной программой и отвечают требованиям ФГОС. Мы включаем только те темы, которые ученики успели пройти к моменту проведения олимпиады.

Задания для каждого класса состоят из 15 вопросов различных типов:

  • Вопросы с одним или несколькими правильными ответами.
  • Задания на соотнесение двух рядов данных.
  • Задания, требующие работы с иллюстративными источниками.
  • Задания на решение задачи с исходным рядом данных.

Стоимость участия в олимпиаде и размер компенсации

Для получения материалов олимпиады, нужно уплатить оргвзнос. Сумма оргвзноса для одного участника указана на странице олимпиады. До 30% от этой суммы мы возвращаем учителю на распечатку заданий и наградных материалов. Размер компенсации зависит от количества участников олимпиады. Подробнее об условиях компенсации вы узнаете после регистрации на сайте.

Организаторы олимпиад автоматически попадают в рейтинг учителей , который обновляется каждый месяц. Лидеры рейтинга получают ценные подарки.

На протяжении учебного года мы проводим 7 олимпиад по химии

Каждый год в нашем центре проводится 3 всероссийские и 4 международные олимпиады. График проведения олимпиад построен таким образом, чтобы избежать пауз между мероприятиями.

Когда бы вы ни зашли на сайт, вы всегда сможете подать заявку на одну из наших олимпиад. Мы готовим новые задания для каждой олимпиады, поэтому в наших олимпиадах участвуют 2-3, а иногда и 7 раз за год.

Автоматическая проверка работ и публикация результатов

Тестовые задания оцениваются автоматически сразу после того, как вы внесете ответы ваших учеников в специальную табличку, войдя в личный кабинет. В день публикации результатов вы сможете скачать награды для себя и всех учеников, которые приняли участие в олимпиаде.

Все еще не знаете, как стать организатором олимпиады по химии?

  1. Пройдите регистрацию на сайте.
  2. Перейдите к расписанию и выберите олимпиаду по химии.
  3. Подайте заявку и укажите количество участников олимпиады.
  4. Подтвердите заявку, чтобы скачать задания и методические рекомендации.
  5. Распечатайте полученные материалы и проведите олимпиаду.
  6. Добавьте ответы участников в своем личном кабинете.
  7. В день подведения итогов ознакомьтесь с результатами и скачайте заслуженные награды

Как оплатить участие в олимпиаде по химии?

Вы можете внести оргвзнос одним из таких способов:

  • Оплата банковской картой (онлайн);
  • Оплата по квитанции, в отделении Почты России;
  • Оплата с помощью электронных платежных систем (онлайн).

Могут ли принять участие в олимпиаде школьники и студенты не из России?

Во всех наших олимпиадах могут участвовать ученики и студенты из любой страны мира. Единственное требование к ученикам - свободное владение русским языком, так как все задания составлены на русском. Ответы на другие вопросы, которые нам часто задают, мы собрали .

Школьный этап всероссийской олимпиады по химии 2016 год.

9 КЛАСС

ЧАСТЬ 1 (тест)

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1) BaCl 2 2)ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 . (1 балл)

2. Трехэлементное вещество - это...

1) серная кислота; 2) негашеная известь (оксид кальция);

3) хлорид железа (III); 4) медный купорос. (1 балл)

З. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН) 2 С0 3 + НС1 = СuС1 2 + С0 2 + ... (2 балла )

1)10: 2)11; 3)12; 4)9.

4. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V) (2 балла)

1)0,5; 2)0,3; 3)0,03; 4)0,15.

5. Масса (в граммах) навески нитрата алюминия, в которой содержится 3,612∙10 23 атомов азота

1)127,8; 2)42,6; 3)213; 4)14,2. (2 балла)

6. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2)р = 40, n = 19; 3)р= 19,n = 21: 4)р= 21,n=19. (2 балл)

7. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1;2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 . (2балла)

8. При взаимодействии смеси цинка (5,2г) и карбоната цинка (5,0 г) с соляной кислотой выделяются газы объемом (н.у.) (2 балла)

1)0,896 л; 2) 1,792 л; 3)2,688 л: 4) 22,4 л.

9. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5 (2 балла)

10. Молярная масса газа массой 0,84 г, занимающего объем 672 мл (н.у.), равна

1)44; 2)28; 3)32; 4)16. (2 балла)

Итого 18 баллов

ЧАСТЬ 2 (цепочки превращений)

    Прочитайте текст.

Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо написать родным, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уже белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.

Составьте цепочку превращений и решите ее. (8 баллов )

(10 баллов)

ЧАСТЬ 3 (задачи)

    Конструкторы первых космических кораблей и подводных лодок столкнулись с проблемой: как поддерживать на судне или космической станции постоянный состав воздуха, т.е. как избавиться от избытка углекислого газа и возобновить запас кислорода? Решение было найдено изящное - надо превратить СО 2 в О 2 ! Для этого было предложено использовать надпероксид калия (КО 2), который образуется при сгорании калия в кислороде. При взаимодействии надпероксида калия с углекислым газом выделяется кислород в свободном виде (атомы кислорода являются и окислителем, и восстановителем одновременно). Составьте уравнения реакций, о которых идет речь в тексте. Зная, что в сутки человек выделят в среднем 0,51 м 3 углекислого газа, рассчитайте, какое количество надпероксида калия должно быть на борту космической станции, чтобы обеспечить жизнедеятельность экипажа, состоящего из трех человек в течение месяца (30 дней). (24 балла)

    Юный химик получил от учителя четыре склянки без этикеток, содержащие растворы гидроксида калия, хлорида цинка, хлорида бария и сульфида калия. Концентрация веществ в каждом из выданных растворов составляла 0,1 моль/л. Как, не используя дополнительные реактивы и имея в своем распоряжении только фенолфталеиновую бумагу (бумагу, пропитанную спиртовым раствором фенолфталеина), определить содержимое склянок? Предложите последовательность действий юного химика. Запишите уравнения происходящих реакций. (40 баллов )

Школьный этап всероссийской олимпиады по химии ОТВЕТЫ

9 КЛАСС

ЧАСТЬ 1Тест.

Номер задания

Вариант ответа

Количество баллов

Итого 18 баллов

ЧАСТЬ 2 Цепочки превращений.

Задание 11

Количество баллов

Составлена цепочка

C-CO 2 -H 2 CO 3 -CaCO 3

1 уравнение

2 уравнение

CO 2 +H 2 O=H 2 CO 3

3 уравнение

H 2 CO 3 + CaO =CaCO 3 +H 2 O

Итого 8 баллов

Задание 12

записано уравнение реакции 1

CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 ↓ + K 2 SO 4

2 балла

записано уравнение реакции 2

Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O (нагревание)

2 балла

записано уравнение реакции 3

CuO + H 2 = Cu + H 2 O

2 балла

записано уравнение реакции 4

Cu + HgSO 4 = CuSO 4 + Hg

2балла

записано уравнение реакции 5

CuSO 4 + Ba(NO 3) 2 = BaSO 4 ↓ +Cu(NO 3) 2

2 балла

Итого 10 баллов

ЧАСТЬ 3 Задачи.

Задание 13.

Записано уравнение реакции сгорания калия в кислороде

5 баллов

Записано уравнение реакции взаимодействия надпероксида калия с углекислым газом

4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2

5 баллов

Рассчитано количество надпероксида калия, которое должно быть на борту.

В сутки человек выделяет углекислого газа 0,51 м 3 = 510 л, что составляет 510л: 22,4л/моль = 22,77 моль, чтобы его утилизировать требуется в 2 раза больше надпероксида калия, т.е. 45,54 моль или 3,23 кг.
Для работы в течении 30 дней для троих человек потребуется 3,23кг х 30 дней х 3человек = 290,27кг надпероксида калия.

14 баллов

Итого 24 балла

Задание 14

Фенолфталеин принимает малиновую окраску в щелочной среде. Окраска появляется в растворах гидроксида калия и сульфида калия:
К 2 S + НОН КНS + КОН

Определяем, в какой склянке находятся гидроксид калия и сульфид калия.
Приливаем к пробам растворов, в которых окраска фенолфталеина не изменилась, содержимое одной из склянок. Если выпадает белый осадок, не растворяющийся в избытке раствора реактива – это раствор сульфида калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка.
К 2 S + ZnCl 2 = ZnS↓ + 2КCl

Если выпадает студенистый осадок, растворимый в избытке реактива, то приливаемый раствор содержит гидроксид калия, а анализируемый раствор содержит хлорид цинка.
2КОН + ZnCl 2 = Zn(ОН) 2 ↓ + 2КСl
Zn(ОН) 2 ↓ + 2КОН = К 2 или
Zn(ОН) 2 ↓ + 2КОН = К 2 ZnО 2 + 2Н 2 О

В склянке, к пробам которой при приливании растворов К 2 S и КОН видимых изменений не происходит, содержится хлорид бария.

Итого 40 баллов

в 2017-2018 учебном году

Школьный этап

8 класс

Уважаемый участник!

Желаем успеха!

Задание 1. (8 баллов)

ТЕСТ. Выберите один правильный ответ

1. Соединение углерода, играющее основную роль в его природном круговороте:

А) угарный газ; Б) сажа; В) нефть; Г) метан; Д) углекислый газ.

2. Самой чистой водой из перечисленных в списке является:

А) водопроводная; Б) родниковая; В) дождевая;

Г) колодезная; Д) минеральная.

3. Из перечисленных химических и физико-химических процессов выберите такой, для проведения которого не требуется высокая температура:

А) обжиг; Б) прокаливание; В) брожение;

Г) спекание; Д) сплавление.

4. Среди перечисленных металлических материалов, используемых для изготовления призовых медалей, жетонов и монетных знаков, сплавом является

А) золото; Б) серебро; В) бронза; Г) никель; Д) алюминий.

5. Какая из перечисленных операций не используется в химической лаборатории для разделения и очистки веществ?

А) перекристаллизация; Б) переохлаждение; В) перегонка; Г) возгонка; Д) переосаждение.

6. Начав движение с верхней левой клетки и передвигаясь по горизонтали (влево или вправо) или вертикали (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая клетка может использоваться только один раз.

7. Решите кроссворд, заполняя его русскими названиями химических элементов. Ключевым словом является фамилия великого русского ученого, одного из создателей атомно-молекулярного учения.

1) C, 2) O, 3) Al, 4) N, 5) Zn, 6) I, 7) P, 8) H, 9) Pb

Задание 2. (8 баллов)

1) Закончите фразы: (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси __________ и может быть выражен химическ__ __________; (б) __________ в отличие от __________ кипит при постоянной __________.

2) Какая из двух жидкостей – ацетон и молоко – представляет собой индивидуальное вещество, а какая – смесь?

3) Вам надо доказать, что выбранное Вами вещество (одно из двух в п. 2) – смесь. Кратко опишите Ваши действия.

Задание 3. (8 баллов)

Распространённое вещество «Это сложное вещество широко распространено в природе. Встречается по всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях. Многие учёные считают, что это вещество оказывает влияние на повышение температуры нашей планеты. Применяется в различных производствах, в том числе и пищевой промышленности. Используется при тушении пожаров. Однако в химической лаборатории им нельзя тушить горящие металлы, например магний. Напитки, приготовленные с этим веществом, очень любят дети. Но постоянное потребление таких напитков может вызвать раздражение стенок желудка».

1) Определите вещество на основе его описания.

2) Какие названия этого вещества Вам известны?

3) Приведите известные Вам примеры применения и назовите источники образования этого вещества.

Задание 4. (8 баллов)

В процессе дыхания человек потребляет кислород и выдыхает углекислый газ. Содержание этих газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе приведено в таблице.

O 2 (% по объёму)

CO 2 (% по объёму)

Вдыхаемый

Выдыхаемый

Объём вдоха-выдоха – 0,5 л, частота нормального дыхания – 15 вдохов в мин.

1) Сколько литров кислорода потребляет человек за час и сколько выделяет углекислого газа?

2) В классе объёмом 100 м 3 находятся 20 человек. Окна и двери закрыты. Каким будет объёмное содержание CO 2 в воздухе после урока длительностью 45 минут? (Совершенно безопасное содержание – до 0,1 %).

Задание 5 (10 баллов)

В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера .

Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана

Цвет вещества

Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка на воздухе

плавает на поверхности воды

начинает тлеть

тонет в воде

не изменяется

плавает на поверхности воды

плавится, горит голубоватым пламенем, при горении образуется бесцветный газ с резким запахом

тёмно-красный

4 тонет в воде

горит ярким белым пламенем, при горении образуется густой дым белого цвета

тонет в воде

постепенно чернеет

1) Определите, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.

2) Напишите уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе.

3) Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 1 и № 3, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому.

Всероссийская олимпиада школьников по химии

в 2017-2018 учебном году

Школьный этап

9 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (6 баллов)

В какой частице содержится 11 протонов, 10 электронов и 7 нейтронов? Определите её состав, заряд, относительную молекулярную массу. Напишите формулы двух соединений, в состав которых входит эта частица.

Задание 2. (10 баллов)

Даны следующие вещества: сульфат меди(II), хлорид бария, оксид железа(III), оксид углерода(IV), оксид натрия, серебро, железо, карбонат натрия, вода. Какие из этих веществ будут вступать в реакцию друг с другом непосредственно или в водном растворе при комнатной температуре? Приведите уравнения пяти возможных реакций. Для каждой реакции укажите, к какому типу она относится.

Задание 3. (10 баллов)

Кальциевую стружку массой 4,0 г прокалили на воздухе, а затем бросили в воду. При растворении стружки в воде выделилось 560 мл газа (н. у.), который практически не растворяется в воде.

1) Запишите уравнения реакций.

2) Определите, на сколько граммов возросла масса стружки при прокаливании.

3) Рассчитайте состав прокалённой стружки в массовых процентах.

Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Задание 4. (8 баллов)

Для растворения 7,8 г металла требуется 40 мл 20%-ной соляной кислоты (плотность 1,095 г/мл), при этом образуется соль двухвалентного металла. Выделяющейся водород полностью реагирует с 6,4 г оксида трёхвалентного металла. Определите, какие металлы использовались в этих реакциях.

Задание 5. (8 баллов )

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Школьный этап

10 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (10 баллов)

В десяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор, сера, железо, хлорид натрия, сахар, мел, малахит (оснóвный карбонат меди(II)). Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана

Цвет исследуемого вещества

«Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой

Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка в ложечке с помощью спиртовки

практически не изменяется

тонет в воде, постепенно растворяется

плавится, темнеет, постепенно обугливается

тонет в воде, не растворяется

практически не изменяется

плавится, горит голубоватым пламенем

тонет в воде, не растворяется

постепенно чернеет

тёмно-красный

тонет в воде, не растворяется

горит ярким белым пламенем

тонет в воде, не растворяется

постепенно чернеет

тёмно-серый

тонет в воде, не растворяется

темнеет, частички в пламени раскаляются

частички плавают на поверхности воды, не растворяются

начинает тлеть

тонет в воде, не растворяется

практически не изменяется

1. Определите, в каком по номеру стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.

2. Какие из выданных веществ реагируют с соляной кислотой с выделением газа? Составьте соответствующие уравнения реакций.

3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 4 и № 9, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.

4. Известно, что три выданных вещества проводят электрический ток. Какие это вещества? Раствор какого вещества проводит электрический ток?

Задание 2. (7 баллов)

Составьте все изомеры дихлоралкена состава C 3 H 4 Cl 2

Задание 3. (10 баллов)

Органическое соединение А содержит 39,73 % углерода и 7,28 % водорода по массе. Определите молекулярную формулу вещества А и установите его структурную формулу, если известно, что в его состав входит четвертичный атом углерода, а плотность паров по воздуху равна 5,2. Назовите органическое соединение А по систематической номенклатуре. Предложите способ получения А.

Задание 4 (10 баллов)

Восстановите левую часть уравнений:

…. + …. + …. = Na 2 SO 4 + 2Ag↓ + 2HNO 3

…. = Na 2 S + 3Na 2 SO 4

…. + …. + …. = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 ↓ + 2KOH

…. + …. = POCl 3 + SOCl 2

…. +…. +…. →2H 2 SO 4

Задание 5. (10 баллов)

Разбирая реактивы в лаборатории, юный химик нашёл неподписанную банку с белым порошком без запаха. Для исследования его свойств, юный химик аккуратно взвесил 10,00 граммов и разделил их ровно на 5 частей, с каждой из частей он провёл следующие опыты:

Номер опыта

Ход эксперимента

Наблюдения

Хорошо растворим в воде. Раствор окрасился в красный цвет

Бурное выделение газа

Аккуратно внёс часть навески в пламя горелки

Пламя горелки окрасилось в фиолетовый цвет

Выпало 3,43 г белого осадка, нерастворимого в кислотах и щелочах

Пробирка нагрелась. Видимых признаков реакции не наблюдалось

1. Определите состав белого порошка. Ответ подтвердите расчётом.

2. Для опытов 2, 4, 5 приведите соответствующее уравнение реакции.

3. Что произойдёт при нагревании белого порошка? Приведите уравнение реакции удара.

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

11 класс

Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим образом:

внимательно прочитайте задание;

если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться калькулятором, периодической таблицей и таблицей растворимости. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их ответственному по аудитории.

Желаем успеха!

Задание 1. (10 баллов)

Два элемента, находящиеся в одном и том же периоде и в одной и той же группе периодической системы (в её коротком варианте), образуют друг с другом единственное стабильное бинарное соединение с массовой долей одного из элементов 25,6%. Это соединение хорошо растворимо в воде, а при пропускании в его раствор газообразного аммиака выпадает белый осадок, постепенно темнеющий на воздухе. Назовите элементы, определите формулу вещества и напишите уравнения реакций.

Задание 2. (10 баллов)

Как из природного известняка получить бензойноэтиловый эфир C 6 H 5 COOC 2 H 5 по следующей схеме:

CaCO 3 → CaC 2 →C 2 H 2 → …→ C 6 H 5 C 2 H 5 → C 6 H 5 COOH→ C 6 H 5 COOC 2 H 5

Напишите уравнения реакций, укажите условия протекания реакций.

Задание 3. (10 баллов)

Белое твердое вещество, саморазлагающееся при комнатной температуре или при механическом воздействии, имеет такой элементный состав: ω(N)=45,16%, ω(О)=51,61%, ω(Н)=3,23%. Вещество хорошо растворяется в воде и является слабой двухосновной кислотой.

А. Установите формулу вещества, назовите его, напишите уравнение диссоциации кислоты.

Б. Изобразите структурную формулу кислоты.

В. Запишите уравнения реакций: а) термического разложения данной кислоты, б) взаимодействия её с кислородом воздуха, в) взаимодействия её со щелочью

Задание 4. (8 баллов)

Юный химик Вася решил исследовать некий сплав, доставшийся ему в наследство от бабушки. Для начала Вася попытался растворить сплав в соляной кислоте, однако обнаружил, что при этом никакого растворения не происходит. Тогда он попробовал растворить его в горячей концентрированной азотной кислоте. При этом сплав разрушился, раствор окрасился в голубой цвет, однако на дне остался окрашенный осадок, который не растворялся даже при длительном нагревании в азотной кислоте. Вася отфильтровал осадок и высушил его. Поместив порошок в тигель и нагрев его до плавления, а потом охладив, Вася сразу понял, какое вещество было нерастворимым осадком.

1. Из каких двух металлов состоит сплав, который исследовал Вася?

2. Как растворить осадок, образующийся при нагревании сплава в азотной кислоте? Приведите уравнение реакции.

3. Как выделить второй компонент сплава из голубого раствора полученного после реакции с азотной кислотой? Приведите необходимые уравнения реакций

Задание 5. (10 баллов)

Ученик 8 класса при проведении практической работы «Получение кислорода и изучение его свойств» собрал прибор для получения кислорода способом вытеснения воды. При этом он нарушил одно из требований инструкции – не поместил кусочек ваты в пробирку около газоотводной трубки. При нагревании перманганата калия вода в кристаллизаторе окрасилась в красно-фиолетовый цвет. При собирании кислорода часть окрашенного раствора попала в склянку с газом. В ней ученик сжёг серу. При этом красно-фиолетовая окраска раствора исчезла, и образовался бесцветный раствор. Решив исследовать полученный раствор, ученик прилил в него часть окрашенного раствора из кристаллизатора. И опять окраска изменилась – выпал тёмно-коричневый осадок неизвестного вещества.

1. Запишите уравнение реакции разложения перманганата калия.

2. Какое вещество попало в кристаллизатор с водой?

3. Почему обесцветился раствор при сжигании серы? Запишите уравнение реакции.

4. Назовите вещество, выпавшее в осадок. Запишите уравнение реакции.

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

8 класс (макс. 42 балла)

Задание 1. (8 баллов)

Тест 2,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

6. Правило – Химические реактивы нельзя пробовать на вкус. - 1 балл

7. Кроссворд 4,5 балла (0,5 балла за каждый элемент)

1 - Углерод, 2- кислород, 3-алюминий, 4 –азот, 5-цинк, 6 – йод, 7- фосфор, 8- водород, 9 – свинец.

Задание 2. (8 баллов)

1) (а) Состав индивидуального вещества в отличие от состава смеси постоянен и может быть выражен химической формулой; (б) индивидуальное вещество в отличие от смеси веществ кипит при постоянной температуре. (4 балла)

2) Ацетон – индивидуальное вещество, молоко – смесь. (2 балла)

3) Поместим капли обеих жидкостей в микроскоп. Молоко под микроскопом будет неоднородно. Это – смесь. Ацетон под микроскопом будет однородным.

Другое возможное решение: ацетон кипит при постоянной температуре. Из молока при кипячении испаряется вода, на поверхности молока образуется плёнка – пенка. Принимаются также другие разумные доказательства. (2 балла)

Задание 3. (8 баллов)

1. Названо вещество – углекислый газ (оксид углерода(IV)) (2 балла ). Возможный ответ – вода – считать неправильным. Вода не раздражает желудок.

2. Сухой лёд, углекислота, угольный ангидрид (3 балла: по 1 баллу за каждый ответ).

3. Углекислый газ применяется в производстве газированных напитков, сахарном производстве, при тушении пожаров как хладагент и пр. Образуется при дыхании животных организмов, брожении, гниении органических остатков, в производстве негашёной извести, сжигании органических веществ (торфа, древесины, природного газа, керосина, бензина и т. д.). (По одному баллу за пример, но не более 3-х баллов).

Задание 4. (8 баллов)

1) За час человек делает 900 вдохов и через лёгкие проходит 450 л воздуха. (1 балл) Потребляется не весь вдыхаемый кислород, а только 21 % – 16,5 % = 4,5 % от объёма воздуха, т. е. примерно 20 л. (1 балл )

Углекислого газа выделяется столько же, сколько израсходовано кислорода, 20 л. (1 балл)

2) За 45 минут (3/4 часа) 1 человек выделяет 15 л CO2. (1 балл)

20 человек выделяют 300 л CO2. (1 балл)

Изначально в воздухе содержалось 0,03% от 100 м3, 30 л CO2, (1 балл)

после урока стало 330 л. Содержание CO2: 330 л / (100 000 л) · 100% = 0.33 % (2 балла ) Это содержание превышает безопасный порог, поэтому класс необходимо проветривать.

Примечание. Расчёт во втором вопросе использует ответ на первый вопрос. Если в первом вопросе получено неправильное число, но потом с ним выполнены верные действия во втором пункте, за этот пункт ставится максимальный балл, несмотря на неверный ответ.

Задание 5. (10 баллов)

1) В стакане № 1 находится порошок угля. Чёрный цвет, тлеет на воздухе при нагревании.

№ 2 – оксид меди(II); имеет чёрный цвет, при нагревании не изменяется.

№ 3 – сера; жёлтый цвет, характерное горение с образованием сернистого газа.

№ 4 – красный фосфор; тёмно-красный цвет, характерное горение с образованием оксида фосфора(V).

№ 5 – медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании за счёт образования оксида меди(II).

(По 0,5 балла за каждое верное определение и ещё по 0,5 балла за разумное обоснование Всего - 5 баллов)

2) C + O2 = CO 2 S + O2 = SO 2 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5 2Cu + O 2 = 2CuO (По 1 баллу за каждое уравнение Всего – 4 балла)

3) В стаканах № 1 и № 3 находятся соответственно порошки древесного угля и серы. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения. (1 балл)

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

9 класс (макс. 42 балла)

Задание 1. (6 баллов)

1. Протонов на 1 больше, чем электронов. Следовательно, частица имеет заряд +1. Нейтронов – меньше, чем протонов, следовательно, в состав частицы входят атомы водорода, в которых нейтронов нет вовсе. 11 – 7 = 4 – это минимальное число атомов H. Без водородов останется 7 протонов и 7 нейтронов – это атом азота-14: 14N. Состав частицы: 14NH4 + – ион аммония (2 балла )

Заряд: 11 – 10 = +1 (1 балл)

Относительная молекулярная масса: 11 + 7 = 18 или 14 + 4 = 18 (1 балл)

Формулы: NH4Cl, (NH4)2CO3 или другие соли аммония (2 балла)

Задание 2 (10 баллов)

Возможные реакции:

Na 2 O + H 2 O = 2NaOH соединения

Na 2 O + CO 2 = Na 2 CO 3 соединения

BaCl 2 + CuSO 4 = BaSO 4 + CuCl 2 обмена

2CuSO 4 + 2Na 2 CO 3 + H 2 O = Cu 2 (OH) 2 CO 3 + CO 2 + 2Na 2 SO 4 обмена

Fe + CuSO 4 = Cu + FeSO 4 замещения

Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O = 2NaHCO 3 соединения

Na 2 O + H 2 O + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4 соединения и обмена

2NaOH + CO 2 = Na 2 CO 3 + H 2 O обмена

BaCl 2 + Na 2 CO 3 = BaCO 3 + 2NaCl обмена

За каждое из пяти уравнений – по 2 балла (1 балл за вещества, 0,5 балла за коэффициенты, 0,5 балла за тип реакции).

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Задание 3 (10 баллов)

При прокаливании кальциевой стружки происходит реакция: 2Ca + O 2 = 2CaO (Условие о том, что газ практически не растворяется в воде, исключает реакцию кальция с азотом, которая может привести к нитриду кальция, гидролизующемуся с образованием NH 3 .) Так как кальций плавится при высокой температуре, а продукт реакции также тугоплавкий, окисление металла вначале происходит лишь с поверхности. Прокалённая стружка представляет собой металл, снаружи покрытый слоем оксида. При помещении в воду и металл, и оксид реагируют с ней: CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 ; Ca + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + H 2 .

2) Количество вещества металла, не вступившего в реакцию с кислородом, равно количеству вещества выделившегося газа (водорода): n(Ca) = n(H 2) = 0,56/22,4 = 0,025 моль. Всего в исходной стружке n(Ca) = 4/40 = 0,1 моль. Таким образом, в реакцию с кислородом вступило 0,1 – 0,025 = 0,075 моль кальция, что составляет m(Ca) = 0,075 *40 = 3 г. Увеличение массы стружки связано с присоединением кислорода. Масса кислорода, вступившего в реакцию с кальцием, равна m(O 2) = 32*0,0375 = 1,2 г. Итак, масса стружки после прокаливания возросла на 1,2 г.

3. Прокалённая стружка состоит из кальция (0,025 моль) массой 1 г и оксида кальция (0,075 моль) массой 4,2 г. Состав в массовых процентах: Ca – 19,2%; CaO – 80,8%. Система оценивания:

1. За каждое уравнение реакции по 1 баллу - 3 балла

2. За расчёт количества вещества водорода - 1 балл

За правильный ответ - 3 балла

3. За правильный ответ - 3 балла

Задание 4 (8 баллов)

1) Определяем количество вещества водорода

m (HCl) = w · ρ · v = 0,2 · 1,095 · 40 = 8,76 г

ν (HCl) = m в-ва/ М в-ва = 8,76/36,5 = 0,24 моль (2 балла)

2) Ме + 2HCl = МеCl 2 + H2

а) ν(Ме) = ν(H 2) = 0,5ν (HCl) = 0,5 · 0,24 = 0,12 моль

б) М (Ме) = m в-ва/ ν = 7,8 / 0,12 = 65г/моль (2 балла)

Металл – цинк (1 балл)

3) Ме 2 О 3 + 3 H 2 = 2Ме + H 2 О

а) ν(Ме 2 О 3) = 1/3ν(H 2) = 0,12/3 = 0,04 моль

б) М (Ме 2 О 3) = m в-ва/ ν = 6,4 / 0,04 = 160г/моль

160 = 2Аме + 3 · 16 Аме = 56 (2 балла)

Металл – железо (1 балл)

Задание 5 (8 баллов)

Составлена таблица мысленного эксперимента

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

выделяется газ без цвета и запаха

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

    BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

    Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

    BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

Указания по оцениванию

За составление таблицы – 1 балл

За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

10 класс (макс. 47 баллов)

Задание 1. (10 баллов)

1. В стакане № 1 находится хлорид натрия. Белый цвет, растворяется в воде, практически не изменяется на воздухе при нагревании.

№ 2 – сахар; белый цвет, растворяется в воде, плавится и постепенно обугливается при нагревании.

№ 3 – мел; белый цвет, не растворяется в воде.

№ 4 – сера; жёлтый цвет, характерное горение.

№ 5 – медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании на воздухе за счёт образования оксида меди(II).

№ 6 – красный фосфор; тёмно-красный цвет; характерное горение.

№ 7 – малахит; зелёный цвет; появление чёрной окраски при термическом разложении за счёт образования оксида меди(II).

№ 8 – железо; тёмно-серый цвет; потемнение при нагревании.

№ 9 – древесный уголь; чёрный цвет; тлеет при нагревании на воздухе.

№ 10 – оксид меди(II); чёрный цвет; отсутствие изменений при нагревании.

По 0,5 балла за каждое верное определение и разумное обоснование. Максимум – 5 баллов.

2. Газообразные вещества выделяются при взаимодействии соляной кислоты с мелом, малахитом и железом:

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

(CuOH) 2 CO 3 + 4HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + 3H 2 O

Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

3 балла - по 1 баллу за каждое уравнение

3. В стаканах № 4 и № 9 находятся соответственно порошки серы и древесного угля. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же, поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения. 1 балл

4. Электрический ток проводят медь, железо и уголь. Раствор хлорида натрия проводит электрический ток, т. к. NaCl – электролит. 1 балл

Задание 2. (7 баллов)

    Транс-1,2-дихлорпропен

    Цис-1,2-дихлорпропен

    1,1- дихлорпропен

    2,3 – дихлорпропен

    Транс-1,3-дихлорпропен

    Цис-1,3-дихлорпропен

    3,3-дихлорпропен

7 баллов: по 0,5 балла за каждую структуру, по 0,5 балла за каждое название.

Задание 3. (10 баллов)

1) Т.к. сумма массовых долей не равна 100 %, следовательно, в молекуле ещё есть какой-то остаток, содержание которого равно:

100 – 39,73 – 7,28 = 52,99 %.

Молярная масса вещества: M(A) = D возд *M возд = 5,2 * 29 = 151 г/моль.

Число атомов водорода в молекуле A: 151 * 0,0728/1 = 11.

Число атомов углерода в молекуле A: 151 * 0,3973/12 = 5.

Молярная масса остатка равна 151 × 0,5299 = 80 г/моль, что соответствует одному атому брома, следовательно, молекулярная формула вещества А – C 5 H 11 Br.

2) В состав А входит четвертичный атом углерода, поэтому А имеет следующую структуру:

CH 3 - C - CH 2 Br 1-бром-2,2-диметилпропан

3) Способ получения А :

CH 3 -С (CH 3) 2 -CH 3 + Br 2 = CH 3 -С (CH 3) 2 –CH 2 Br + HBr

Система оценивания:

1) Определение количества атомов углерода 1 балл

Определение количества атомов водорода 1 балл

Определение брома 2 балла

Молекулярная формула 1 балл

2) Структура 2 балла

Название 1 балл

3) Уравнение реакции получения 2 балла .

Задание 4. (10 баллов)

Na 2 SO 3 + H 2 O + 2AgNO 3 = Na 2 SO 4 + 2Ag↓ + 2HNO 3

4Na 2 SO 3 = Na 2 S + 3Na 2 SO 4

3Na 2 SO 3 + H 2 O + 2KMnO 4 = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 ↓ + 2KOH

SO 2 + PCl 5 = POCl 3 + SOCl 2

2SO 2 + 2H 2 O + O2 = 2H 2 SO 4

За каждое уравнение – по 2 балла

Задание 5. (10 баллов)

1. Окрашивание пламени горелки в фиолетовый цвет говорит о том, что искомый порошок – соль калия. Выпадение белого осадка с избытком хлорида бария – качественная реакция на сульфат-ион. Но сульфат калия (K 2 SO 4) имеет нейтральную среду (соль образована сильным основанием и сильной кислотой), а согласно опыту № 1 лакмус окрашивает раствор соли в красный цвет, что говорит о кислой реакции. Следовательно, искомая соль – гидросульфат калия, KHSO 4 . Проверим это расчётом: KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl

т. к. исходную навеску в 10,00 г юный химик разделил на пять равных частей, значит в реакцию вступило 2,00 г соли:

n(KHSO 4) = n(BaSO 4) = 2г/ 136г/моль =0,0147моль;

m (BaSO 4) = 0,0147моль *233г/моль =3,43г.

Полученная масса сульфата бария совпадает с результатами эксперимента, следовательно белый порошок – действительно KHSO 4 .

2. Уравнения реакций:

2KHSO 4 + K 2 CO 3 → 2K 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O

KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl

KHSO 4 + KOH → K 2 SO 4 + H 2 O

3. Уравнение реакции разложения: 2KHSO 4 = K 2 S 2 O 7 + H 2 O

Система оценивания :

1) Вывод о присутствии ионов калия - 1 балл

Вывод о присутствии сульфат-ионов - 1 балл

Расчёт - 2 балла

Формула соли - 1 балл

2) 3 уравнения по 1 баллу - 3 балла

3) Уравнение реакции разложения - 2 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии в 2017-2018 уч. году

Школьный этап

11 класс (макс. 48 баллов)

Задание 1. (10 баллов)

Поскольку элементы находятся в одном и том же периоде и в одной и той же группе периодической системы, один из них находится в главной подгруппе, а другой – в побочной, т. е. является d-металлом. Судя по растворимости в воде, вещество является галогенидом, а значит, металл находится в побочной подгруппе седьмой группы периодической системы. Судя по свойствам, это марганец, и вещество представляет собой MnBr 2 .

Действительно, массовая доля марганца в нем равна 55: 215 ≈ 0,256 = 25,6%. Элементы – Mn и Br, вещество – MnBr 2 (6 баллов: по 2 балла за каждый элемент, 2 балла за вещество).

Уравнения реакций:

MnBr 2 + 2NH 3 + 2H 2 O = Mn(OH) 2 ↓ + 2NH 4 Br;

2Mn(OH) 2 + O 2 = 2MnO 2 ↓ + 2H 2 O (4 балла: по 2 балла за уравнение).

Задание 2. (10 баллов)

CaCO 3 + 4C = CaC 2 + 3CO (прокаливание);

CaC 2 + 2H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2 ;

3C 2 H 2 = C 6 H 6 (нагревание, катализатор – уголь);

C 2 H 2 + 2H 2 = C 2 H 6 (при нагревании, катализатор – платина);

С 2 H 6 + Cl 2 = C 2 H 5 Cl (при освещении);

С 6 H 6 + C 2 H 5 Cl = C 6 H 5 C 2 H 5 + HCl (катализатор – хлорид алюминия);

C 6 H 5 C 2 H 5 + 2K 2 Cr 2 O 7 + 8H 2 SO 4 = C 6 H 5 COOH + CO 2 + 2K 2 SO 4 + 2Cr 2 (SO 4) 3 + 10H 2 O; C 2 H 5 Cl + NaOH = C 2 H 5 OH + NaCl;

C 6 H 5 COOH + C 2 H 5 OH = C 6 H 5 COOC 2 H 5 + H 2 O (при нагревании, катализатор – H 2 SO 4). Схема оценивания:

за правильный переход от известняка к ацетилену – 3 балла;

за получение бензола из ацетилена – 1 балл;

за получение бензойной кислоты из бензола – 2 балла;

за получение эфира тем или иным способом из бензойной кислоты – 4 балла .

Задание 3. (10 баллов)

А. Установление формулы вещества.

Обозначим формулу H х N y O z - x:y:z = 3,23/1: 45,16/14: 51,61/16 = 1: 1: 1;

простейшая формула HNO, но по условию это двухосновная кислота, поэтому логично предположить, что её формула H 2 N 2 O 2 - азотноватистая кислота. Уравнение диссоциации H 2 N 2 O 2 ↔ H + + HN 2 O 2 - ↔ 2H + + N 2 O 2 -2 (5 баллов)

Б. Структурная формула H-O- N =N – O-H (2 балла)

В. Разложение: H 2 N 2 O 2 → H 2 O + N 2 O

Окисление кислородом воздуха: 2H 2 N 2 O 2 + 3O 2 (возд.) = 2HNO 2 + 2HNO 3 Нейтрализация щелочью: H 2 N 2 O 2 + 2NaOH = Na 2 N 2 O 2 + 2 H 2 O (3 балла)

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Задание 4. (8 баллов)

1. Медь (по цвету раствора) и золото (нерастворимость в азотной кислоте и характерный вид компактного металла) (4 балла: по 2 балла за элемент)

2. Растворение в царской водке (1 балл)

Уравнение реакции:

Au + HNO 3 (конц.) + 4HCl(конц.) = H + NO + 2H 2 O (2 балла) (Подходят также варианты с соляной кислотой и хлором, селеновой кислотой, смесью азотной и плавиковой кислот и т.д. – оценивать полным баллом.)

3. Любой разумный метод, например: Fe + Cu(NO 3) 2 = Cu + Fe(NO 3) 2 (1 балл).

Задание 5 . (10 баллов)

1. 2KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 (2 балла)

2. В кристаллизатор с током кислорода попали частицы перманганата калия (1 балл) 3. S + O 2 = SO 2 (1 балл )

2KMnO 4 + 5 SO 2 + 2H 2 O = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 2H 2 SO 4 (2 балла )

4. Осадок – диоксид марганца MnO 2 (2 балла)

2KMnO 4 + 3MnSO 4 + 2H 2 O = 5MnO 2 ↓ + K 2 SO 4 + 2H 2 SO 4 (2 балла )

, 2011-12 учебный год

Задача 11-1 .

Что такое «тяжелая вода»? Сколько, примерно, протонов, нейтронов и электронов содержит образец такой воды массой 10 г? Какой газ выделится при взаимодействии этой порции «тяжелой воды» с избытком натрия? Напишите уравнение реакции и определите массу газа. (10 баллов)

Задача 11-2.

Смесь карбида алюминия и сульфида алюминия обработали избытком раствора гидроксида натрия, при этом смесь полностью растворилась, и выделилось 6,72 л газа (н. у.) Через полученный раствор пропустили углекислый газ до прекращения выпадения осадка, масса которого после прокаливания составила 40,8 г. Напишите уравнения реакций. Определите массовые доли веществ в исходной смеси (10 баллов)

Задача 11-3.

Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме

Cu2O Х1 https://pandia.ru/text/80/218/images/image003_274.gif" width="83" height="36 src="> Х3 DIV_ADBLOCK718">

Задача 11-5.

После занятия химического кружка восьмиклассников в лаборатории осталось пять колб с растворами. На первой колбе было написано "иодид калия", на второй – "карбонат калия", на третьей – "соляная кислота", на четвертой – "хлорид меди" и на пятой – "гидроксид бария". Десятиклассники Маша и Саша сразу увидели, что что-то здесь не так – колба с хлоридом меди была подписана неправильно. «Надо проверить и другие растворы» - решили друзья, и поспорили, кто это сделает быстрее.

Маша взяла немного раствора из первой колбы, и прилила к ней раствор из второй. Выделился газ. Тогда Маша к раствору из первой колбы прилила раствор из третьей – выпал белый осадок. «Этого достаточно» - решила Маша и подошла к Саше.

А Саша к этому времени уже налил немного растворов из четырех колб в четыре пробирки и прибавил к ним уже известный раствор хлорида меди. В одной пробирке у него раствор стал темно-коричневым и выпал желтый осадок, в другой был осадок синего цвета, еще в одной – зеленоватый, и только в одной – ничего не произошло. «Мне тоже все понятно!» - сказал он. А у восьмиклассников остались вопросы:

а) Как Маша и Саша сразу поняли, что хлорид меди подписан неправильно?

б) Какие реакции провела Маша? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций. На основании ее опытов определите, в какой колбе находился какой раствор.

в) Какие реакции провел Саша? Напишите уравнения и этих реакций.

г) Есть ли среди проведенных реакций окислительно-восстановительные? Если да, укажите окислитель и восстановитель, напишите электронные уравнения. (10 баллов)

Решение и критерии оценивания

Задача 11-1 . «Тяжелая вода» - оксид дейтерия, D2O. (2 балла)

Дейтерий - изотоп водорода , в состав ядра атома которого входит 1 протон и 1 нейтрон, относительная атомная масса дейтерия равна 2. Молярная масса D2O равна 20 г/моль, следовательно, предложенный образец содержит n = m/M = 10/20 = 0,5 моль тяжелой воды. (2 балла)

Число молекул N= n·NA, следовательно: N(D2O) = 3·1023 молекул.

Состав атома дейтерия D(1p+1n+1e) кислорода O(8p+8n+8e), следовательно, в состав одной молекулы входит по 10 протонов, нейтронов и электронов. Значит, в образце тяжелой воды массой 10 г будет содержаться по 3·1024 этих частиц. (2 балла)

Уравнение реакции 2Na + 2D2O = D2 + 2NaOD

Выделяется «тяжелый водород» с молярной массой 4 г/моль. (2 балла)

По уравнению:

n(D2) = n(D2O)/2 = 0,25 моль; m(D2) = M·n = 0,25·4 = 1 г (2 балла)

Всего 10 баллов.

Задача 11-2. Карбид и сульфид алюминия полностью гидролизуются водой:

Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4 (1) (1 балл)

Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2S (2) (1 балл)

Гидроксид алюминия и сероводород тут же реагируют со щелочью:

Al(OH)3 + NaOH = Na (3) (1 балл)

H2S + 2NaOH = Na2S + 2H2O (4) (1 балл)

При пропускании в раствор углекислого газа:

Na + CO2 = Al(OH)3↓ + NaHCO3 (5) (1 балл)

При прокаливании: 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O (6) (1 балл)

Количество вещества метана: n(CH4)=V/VM = 6,72/22,4 = 0,3 моль

По уравнению 1: n(Al4C3) = n(CH4)/3 = 0,1 моль

n(Al2O3) = m/M = 40,8/102 = 0,4 моль

n(Al)общее = n(Al2O3)·2 = 0,8 моль; n(Al)карбид = n(Al4C3)·4 = 0,4 моль


n(Al)сульфид = n(Al)общее - n(Al)карбид = 0,8-0,4 = 0,4 моль

n(Al2S3) = n(Al)сульфид / 2 = 0,4/2 = 0,2 моль (2 балла)

Массы (m=M·n): m(Al4C3) = 144·0,1 = 14,4 г;

m(Al2S3) = 150·0,2 = 30 г; m(смеси) = 14,4+30 = 44,4 г.

ω(Al4C3) = 14,4/44,4 = 0,324 = 32,4%;

ω(Al2S3) = 100% - 32,4% = 67,6% (2 балла)

Всего 10 баллов.

Задача 11- 3 .

Уравнения реакций:

Cu2O + 3H2SO4 = 2CuSO4 +SO2­+3H2O

Cu2O – восстановитель, H2SO4 – окислитель 2 балла

CuSO4 + BaCl2 = CuCl2 + BaSO4¯; 1 балл

CuCl2 + 2KOH = 2КCl + Cu(OH)2¯ 1 балл

2Cu(OH)2 + CH2(OH)-(CHOH)4-CHO = Cu2O + CH2(OH)-(CHOH)4-COOH + 2H2O

глюкоза – восстановитель, Cu(OH)2 – окислитель 2 балла

образуется глюконовая кислота CH2(OH)-(CHOH)4-COOH 2 балла

Всего 8 баллов.

Задача 11-4 .

Сравнив формулу вещества А (C7H8О) с формулой соответствующего алкана C7H14 видим, что она подчиняется формуле (CnHn-6О). Это показывает, что в состав структуры входит фенильный фрагмент. В соответствии с этим веществу с составом C7H8О можно предложить три наиболее вероятных структуры:

CH3-C6H4ОН (1), CH3-O-C6H5 (2), C6H5-CH2-OH (3) 3 балла

Из них первое относится к классу фенолов (реагирует с Na и NaOH), второе – к простым эфирам (не реагирует ни с Na, ни с NaOH), и только третье – бензиловый спирт удовлетворяет условиям задачи и реагирует только с натрием:

2C6H5-CH2-OH + 2Na → 2C6H5-CH2-ONa + H2 2 балла

Окисление спирта приводит к соответствующему альдегиду Б:

C6H5-CH2-OH + CuO → C6H5-CHO + Cu + H2O (бензойный альдегид) 1 балл

Альдегид легко окисляется до бензойной кислоты В:

2C6H5-CH2-OH + O2 → 2C6H5-COOH + H2O 1 балл

Уравнения реакций бензойной кислоты:

C6H5-COOH + NaOH → C6H5-COONa + H2O 1 балл

2C6H5-COOH + 2Na → 2C6H5-COONa + H2 1 балл

C6H5-COOH + C2H5OH → C6H5-COOC2H5 + H2O

В последней реакции образуется сложный эфир, этилбензоат – вещество Г. 1 балл

Всего 10 баллов.

Задача 11-5.

а) Растворы всех веществ бесцветны, а разбавленный раствор хлорида меди(II) имеет голубую окраску, поэтому определить, в какой колбе он находился, не составляло труда. (1 балл)

б) Реакция с выделением газа могла пройти только такая:

K2CO3 + 2HCl = 2KCl + CO2 + H2O; CO32– + 2H+ = H2O + CO2

значит, в первых двух колбах находятся K2CO3 и HCl. Соляная кислота не может дать осадок ни с одним из растворов. А карбонат калия может дать белый осадок только с гидроксидом бария:

K2CO3 + Ba(OH)2 = BaCO3↓ + 2 KOH; CO32– + Ba2+ = BaCO3↓

Следовательно, в первой колбе - карбонат калия, во второй - соляная кислота, в третьей – гидроксид бария. CuCl2 не может быть в четвертой колбе – он был подписан неправильно, значит он в пятой колбе. А в четвертой – раствор иодида калия. (3 балла)

в) Реакции с раствором хлорида меди(II):

2CuCl2 + 4KI = 2CuI↓ + 4KCl + I2; 2Cu2+ + 4I–= 2CuI↓ + I2;

Иод придает раствору бурый цвет, осадок CuI белого цвета, но из-за поглощенного иода кажется желтым. (1 балл)

CuCl2 + Ba(OH)2 = Cu(OH)2↓ + BaCl2; Cu2+ + 2OH – = Cu(OH)2↓;

синий осадок гидроксида меди. (1 балл)

2CuCl2 +2K2CO3 + H2O = (CuOH)2CO3+ 4KCl +CO2;

2Cu2+ +2CO32– + H2O = (CuOH)2CO3↓ + CO2; (1 балл)

зеленоватый осадок основного карбоната меди.

г) Окислительно-восстановительной является только реакция хлорида меди(II) с иодидом калия. При этом иодид-ион является восстановителем:

2I-1 – 2e = I20, ион меди – окислителем: Cu+2 + 1e = Cu+1 (3 балла)

Всего 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 48

Время выполнения - 3 часа