Ы — самая скромная. Изучаем буквы в действии!: Буква Ы Без буквы ы
Слова с буквой Ы в середине слова
: крыша, мышка, дым, дырка,
Буква Ы в конце слова
: машины, шары, столы,
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква...
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву...
Стихотворения про букву Ы
() (ещё )
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы.
В русском языке, увы,
Не бывает слов на "Ы".
Странный звук у буквы "Ы":
Он как "И", но твёрже "Ы".
Димку превращает в дЫмку,
Милу в мЫло, а рис - в рЫсь.
РЫсь, похожая на Тимку,
И скажу я рЫське - брЫсь!
Букве Ы
не бЫть в начале,
Но и вЫ, и мЫ встречали
Букву ту, срЫвая рЫжик
И скользя на бЫстрЫх лЫжах
МЫ проходим
букву "Ы"
,
В слове есть она "штанЫ",
В слове "дЫм" и в слове"бЫк",
К этой букве тЫ привЫк?
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах "кроты",
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни
букву "Ы"
!
МЫшки вЫшли из норЫ,
грЫзли сЫтнЫе сЫрЫ.
И конфетЫ и бобЫ,
И котлетЫ и грибЫ.
СЫтЫй ужин снился кошке:
СЫр дыЫрявый на окошке,
РЫбка жарилась в печи,
МЫшь прислала калачи.
Знаю я: бычок и мышка,
Мыло, дым, тычок, шары.
Выпь, лыжня, дыра, малышка…
Слов немало с
буквой «Ы»
.
Чистоговорки с буквой Ы
РЫ-РЫ-РЫ - съеду я горы.
ЫР-ЫР-ЫР - нашла мышка сыр.
ДЫ-ДЫ-ДЫ - вот стакан воды.
ЫД-ЫД-ЫД - жадиной быть - стыд.
МЫ-МЫ-МЫ - ждём уже зимы.
ЫМ-ЫМ-ЫМ - из трубы шёл дым.
НЫ-НЫ-НЫ - будем ждать весны.
ЫН-ЫН-ЫН - в огороде сын.
Скороговорки с буквой Ы
()
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Буква Ы купила мыло,
Им она посуду мыла.
Мыло мылилось и мыло,
Много сил у мыла было.
- Как ты думаешь, что мыла мылом буква Ы?
- Представь, что буква Ы потеряла палочку. В кого она тогда превратится?
Изображения буквы Ы
Поговорим с буквой Ы ()
- Что ты любишь кушать?
- Сыр.
- Каких животных ты знаешь?
- Мышь, крыса.
- Чем ты моешься дома?
- Мылом.
- Чем ты любишь заниматься?
- Прыжками, лыжами.
- Какие растения ты знаешь?
- Дыня, тыква.
Дефектология - звук [Ы].
Мой ребёнок не умел выговаривать звук [Ы]: у него что МИШКА, что МЫШКА - всё одинаково. Пыталась объяснить как ставить язык, но всё в пустую...
Покопавщись в интернете, я нашла несколько заметок про то, как помочь ребёнку - вот они:
1) широкая улыбка, при этом открыть рот широко (между верхними и нижними зубами щель около 2 см), спрятать кончик языка за верхние резцы и произносить звук ЫЫЫЫЫ.
2) Зажать ручку или карандаш зубами (не в рот положить, а поперёк между зубами держать, чтобы язык не поднимался вверх) и говорить "И". Когда ребёнок поймёт, где образуется звук "Ы", то сам сможет его произносить.
2а (другими словами): Пусть ребёнок улыбнётся, скажет "И". Потом берите карандаш или ложку и отодвигаете кончик языка назад. Язык при этом должен быть "бугром", а также показать на личном примере.
3) Надо попросить произнести сначала звук "И", затем попросить оттянуть язык назад, а спинку языка прижать книзу.
4) Чтобы ребёнок понял, как образуется звук "Ы", пусть говорит "КЫ-ГЫ-КЫ-ГЫ" - именно звук "Г" поможет языку отодвинуться назад.
5) Произносить долгое "Ууууууууу", а потом не меняя положения языка, поменять положение губ, растянув их в улыбку.
6) Произносить звук "Ммммммммм", потом открыть немного рот, растянув губы в небольшой улыбке - получится "мммммыыыыы".
У нас получилось!!! :) Теперь звук "Ы" есть, только надо чуть потренироваться несколько дней:) Наибольший результат дали упражнения №1, 5, 6. Упражнение №2 моему сынишке уж очень понравилось (ведь не каждый день мама разрешает брать карандаш в рот! :), но по-моему оно не дало того результата (или я не совсем правильно его делала).
Сказка про букву Ы
()
Однажды буквы стали играть в игру: каждая из них по очереди называла слова, которые с нее начинались. Проигрывала та буква, которая не могла назвать слово. Буквы твердый знак и мягкий знак играть отказались, сказав, что у них много дел и им некогда играть.
Остальные буквы играли много раз, и каждый раз проигравшей становилась буква Ы. Она не могла придумать ни одного слова, которое начиналось бы на нее.
Проиграв в очередной раз, буква Ы очень расстроилась и решила уйти из алфавита. Она сказала:
Нет ни одного слова, которое бы начиналось на букву Ы. Значит, я не нужна в алфавите, я уйду и никогда не вернусь.
Буквы стали ее уговаривать остаться, но Ы была непреклонна.
Что может убедить тебя вернуться? - тогда спросили буквы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Конспект урока обучения грамоте
«Буква Ы»
1 класс
Выполнила:
Кулашкина Алена Николаевна,
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13
Сургут
2016
- Самоопределение в деятельности.
Прозвенел звонок
Начинается урок
Мы за парты сели ровно
И к работе всё готово
Мы гостей сегодня ждали
Их с волнением встречали
И должны вам показать
Как учимся читать
Думать, мыслить, отвечать.
- Актуализация знаний. « Да-нетка».
- Сегодня четвертый день недели?
- Октябрь - середина осенней поры.
- Пышный пестрый ковер, устилающий землю осенью - это снегопад?
- Можно ли осенью встретить паутину, которая летает?
Проверим, что получилось? (схема слова).
Схема к какому слову получилась?
А поможет нам кленовый листочек. Рос он, радуясь ласковому солнышку и теплому дождику. Незаметно к большому и красивому клену подошла художница Осень. Она достала волшебные краски и стала одевать листья клена в красивые наряды:
В какие краски она стала одевать листья? желтые, оранжевые, красные. Но художница Осень не расcчитала и капнула на листочек слишком много краски. Листочек не выдержал, оторвался от ветки и стал падать. Листочек ухватился сразу за паутинку и стал качаться как на качелях. «Ах, сообразительный Листочек»,- подумала художница Осень и улыбнулась.
Догадались, что это за слово? Позовём осень.Осенний ветер-озорник подул и переворошил все буквы. Кто сможет их прочитать?
Вернем буквам первоначальный вид. Прочитайте.
Какие звуки они обозначают?
- Постановка целей и задач урока.
Определим, в каком порядке будем работать на уроке.
- Звукобуквенный анализ слов.
- Знакомство с новым звуком и буквой.
- Составление предложений.
- Чтение текста.
4 .Знакомство с новым звуком и буквой.
Кто спрятался под листочком.
Маленький зверёк, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
Желтый, круглый, весь из дыр
Любят мыши вкусный ….. Что больше всего любят мышки?
Как произносится звук?
Вывод: звук Ы гласный.
Какой наряд будет у звуковичка?
У художницы Осень есть альбом. Сейчас я буду листать его. Если увидите новую букву, хлопните в ладоши.
На что похожа буква Ы?
А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.
Ф.М.
Мышка в норку забралась….
Предлагаю вам изображение, в котором вам надо разыскать букву Ы и раскрасить в цвета осенних листьев? Вывод: Буква Ы обозначает….
5. Чтение слогов и слов с новой буквой.
Прочитайте слоги с буквой Ы. Как произносится согласный звук, когда рядом звук Ы?
Какую работу выполняет звук Ы, когда стоит после согласного?
Рассмотрите изображения.
Назовите слова, в которых данный звук слышится в середине слова. В конце слова.
Прочитайте первый столбик слов про себя.
Прочитайте первую пару слов. Что такое «Тропа»? Сколько лесных дорожек это слово обозначает? Тогда говорят, что слово употребляется в единственном числе! Чем различаются эти слова? «Тропы»- множественное число. И помогает нам в этом буква Ы!
Поработаем в парах . Игра «Один-много ». Что получилось.
В какой части слова слышится звук Ы?
Продолжим чтение.
- умеренно спокойно
- тихо ласково
- радостно
- с удивлением
- гордо бодро
- с вопросительной интонацией
Ф.Мин. Давайте поиграем в игру «Превращения»
Какие это деревья. Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Вы - дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулачки. Ветер едва-едва раскачивает дубы. Они стонут «Ы-Ы-Ы». А сейчас превратились в березы и осины. Их раскачивает легкий ветерок. Они поют высоким голоском «ы-ы-ы».
Вывод:…..
А вот придумайте слова, в которых звук Ы стоит вначале слова. Получилось?
Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
МЫ запомним букву…
Вывод: Буква Ы может стоять вначале и в середине слова.
Работа над текстом «Лесная хатка».
Листочек приглашает вас в гости к одному лесному жителю. Угадайте кто это?
Из деревьев сделал хатку.
Всё в ней просто, по порядку -
И в воде, и над водой!
Кто построил дом такой?
Кто загадку отгадает,
И строителя узнает?
Посмотрите на иллюстрацию.
Кто из вас видел бобра? Где его можно увидеть?
Бобры храбры идут в боры. (разминка)
Тихо, медленно.
Громко,восторженно.
Сколько слов в предложении. Составьте схему предложения.
Почитайте название.
Как вы понимаете «хатка»?
Хатка - жилище уютный, маленький дом. Странно, почему же это лесная хатка ?
Догадались, почему хатка-лесная?
А зачем в доме щели затыкать?
Как же в неё зайти, если нет ни окон не дверей?
Кто же живет в этой странной хатке?
КОНОПАТИЛИ - значит замазывали щели, чтобы не поддувало зимой.
Почему слова «рубили» «распиливали» даны в ковычках?
Повторное чтение.
Из чего бобры строят хатку?
Если нет ни окно, не дверей, Значит, есть такая необходимость. Бобер так спасается от врагов.
Какие новые слова вы встретили в тексте?
Какой хитрец бобер - вот так построил себе домик!
Николай Иванович Сладков.
Что интересного вы узнали о жизни бобра?
1. Бобер- «король грызунов». Длина его тела достигает 70 сантиметров. Весит зверь почти 30 кг. Живут бобры до 25 лет.У этих зверей всё удивительное- и зубы, и шуба, и хвост.
2. Чудо первое – бобровые зубы. Бобры знамениты умением подгрызать и сваливать деревья. Чудо второе - шуба. Для бобров важно чтобы мех не пропускал воду. Ведь бобры много времени проводят в воде. Прекрасно плавают и ныряют.
3. Чудо третье - бобровый хвост. Хвост служит бобру и веслом и рулём. Хвост даже спасает ему жизнь.
4. Чудо четвертое- хатки. Снаружи хатка выглядит рыхлой кучей сухих веток. А на самом деле она очень прочная. В хатке бобры живут ни один год.
Бобры – очень интересные животные. Из – за ценного меха 30 лет назад численность бобров резко сократилась. Ученые наблюдали за жизнью бобров. Создали заповедники. Делали все, чтобы сохранить их численность. И даже сами строили домики-хатки, которые бобры с удовольствием занимали.
В каком порядке работали на уроке.
- Звукобуквенный анализ слов.
- Знакомство с новым звуком и буквой ы.
- Составляли предложения.
- Читали текст «Лесная хатка».
- Рефлексия. «Оживи листочек» Сегодня я узнал…
У меня получилось…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Мне было трудно…
Цели:
- Познакомить со звуком [Ы] и буквой Ы.
- Развитие фонематического слуха, наблюдательности, внимания, памяти.
- Воспитание прилежания, ответственного отношения к учебе, к школе.
Оборудование:
- алфавит, печатная буква Ы, табличка Ы, "звуковички",
- картинка "Сова", картинка "Бобры", подарок-сюрприз "Сова" (символ) - на каждого ученика.
I. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.
II. Новый материал.
Постарайтесь услышать этот звук в словах, которые я сейчас произнесу. (Дым, бык, лыжи, сыр, рыба, рысь, брысь, дырка, улыбка, . . .)
Молодцы! Действительно, во всех словах есть звук [ы]. А что вы можете о нем сказать? Гласный он или согласный? Докажите. (Звук [ы] - гласный, т. к. его можно тянуть и петь).
Давайте потянем звук [ы]. (ы - ы - ы. . .)
Давайте попоем, (ы - ыы - ы - ыы. . .)
На доске: "звуковички"
Каким "звуковичком" можно обозначить звук [ы]? Почему? (Гласные звуки обозначаются красным цветом.)
А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)
Как ее можно узнать? На что она похожа? (Свободные высказывания детей.)
Выставляется табличка с шуточным изображением буквы Ы в виде старухи с клюкой.
А вот шагает буква Ы,
Без Ы не выучитесь вы.
И бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)
На доске: на “звуковичок” ставится печатная буква Ы.
А в таком виде буква ы встретится вам в учебниках и книгах
На доске: табличка (буква ы - печатная и письменная).
Назовите буквы на табличке. Чем они отличаются? (Печатная и письменная.)
На доске: алфавит.
Найдите место буквы ы. Покажите.
Тыр-пыр, восемь дыр,
В каждой дырке - целый мир,
В каждом мире - вкусный сыр,
В каждом сыре - восемь дыр.
Вопрос для самых внимательных:
В каких словах этого веселого стихотворения вы услышали звук [ы]?
Назовите. (Дети называют слова.)
Ребята, а знаете ли вы сами слова со звуком [ы]? Попробуйте назвать, но при этом поясните, где слышится звук [ы]: в начале слова, в середине или в конце.
Дети приводят примеры слов.
Ребята, сделайте вывод, где в слове может быть звук [ы].
Вывод: звук [ы] в начале слова не произносится.
Двустишие
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
Ребята, а откуда сова может знать, что нет слов на букву ы? Какой птицей считается сова? (Сова - умная птица, ученая.)
Действительно, сова считается символом мудрости, больших знаний. Призом интеллектуальной игры “Что? Где? Когда?” является хрустальная сова.
Совушка - сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Сейчас я проверю ваши знания. Отгадайте загадку.
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину. (Бобры.)
Где в слове - отгадке слышится звук [ы]?
Как догадались, о ком идет речь в загадке? Как в этой загадке называют бобров? (Водяные мастера.)
Работа над лексическим значением выражения “водяные мастера”.
На доске картинка “Бобры”.
Посмотрите на картинку внимательно. Как бобрам удается строить дом без топора? С помощью чего они это делают? (С помощью зубов.)
Посмотрите, какие толстые деревья они перегрызают своими мощными зубами.
Ребята, а что вы сами знаете об этих животных и можете рассказать?
(Свободные высказывания детей.)
А теперь послушайте текст Н. Сладкова “Лесная хатка”. Он тоже о бобрах. Чтение текста учителем. (Моя любимая азбука, с. 55)
Что нового вы узнали о бобрах? Как называют их жилища? (Хатки.)
Работа над лексическим значением слова “дровосеки”.
От каких слов произошло слово “дровосеки”? (“Дрова”, “сечь”.)
Мы узнали, какие бобры - мастера - дровосеки, а я сейчас узнаю, какие вы мастера скороговорок. Работа над лексическим значением слова “скороговорка”.
От каких слов образовано слово “скороговорка”? (“Скоро”, “говорить”.)
Все бобры добры
Для своих бобрят.
В каких словах есть звук[ы]? Где он произносится?
Кого в этой скороговорке называют бобрятами? (Бобрята - детеныши.)
1) Чтение хором (3-4 раза).
2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика).
Идут бобры
В сыры боры.
В каких словах есть звук [ы]? Где он произносится? Работа над лексическим значением выражения “сыры боры”.
1) Чтение хором (3-4 раза).
2) Индивидуальное чтение (3-4 ученика),
Бобер в бору затеял бал,
Бобер на бал гостей созвал.
Белочки во флейты дуют.
Польку бабочки танцуют,
Даже тихий барсучок
Туфельками чок да чок!
III. Обобщение
Наш урок подходит к концу. Кому из вас было интересно на уроке - поднимите руки.
Что вам показалось особенно интересным? Что запомнилось?
Вы показали себя с самой лучшей стороны. Пройдут годы - если учеба станет вашим главным и любимым занятием, может быть, когда-нибудь вы получите хрустальную сову - свидетельство больших знаний и высокого интеллекта, а пока в знак благодарности за урок я дарю вам приз поскромнее - бумажную сову.
Всем детям раздаются призы.
Урок окончен. Спасибо.
"Описание материала:
"Цель : Познакомить учащихся с гласным звуком [ы] и буквой ы.
"Оборудование урока : учебник В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина Азбука. 1 класс, часть первая, записи на доске, карточки, иллюстрации.
"Задачи :
- "Учить отличать гласные звуки от согласных.
- Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный).
- Учить определять место звука ы в словах (в начале, середине или конце слова).
- Делить слова на слоги.
- Учить составлять схемы к словам, читать информацию с уже готовых схем.
- Учить писать печатную и письменную строчную буквы ы.
- Развивать речь, мышление, память, мелкую моторику руки.
"Выдержка из материала:
Урок в 1 классе по обучению грамоте на тему: «Строчная буква ы»
Ход урока
Развёрнутый план урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Проверьте всё ли у вас готово к уроку русского языка. На столе должны лежать прописи, зелёные тетради и пенал. Садитесь.
– Какую букву запишите? (а)
– Кто изображён на этой картинке? (окунь)
– А кого так называют?
– Какую букву запишите? (о)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
Ответ: Ива
– Какую букву запишите? (и)
Учитель выставляет на доске карточки с буквами (а, о, и)
– Поднимите руку те, кто правильно записал буквы. Молодцы.
III. Работа над новым материалом.
– Понравились вам стихотворения о букве ы?
– Мы с вами уже поговорили о звуке ы, о букве ы, а что мы ещё не делали на уроке письма? (не писали букву ы)
Физкультминутка
IV. Упражнения в написании буквы ы
На доске ксерокопия страницы из прописи
– Откройте прописи на странице 9.
– Скажите, что за маленький человечек нарисован в верхнем левом углу страницы? (повар)
– А кто такой повар?
– Что он держит в руках? (сыр)
– Что такое сыр?
– Покажите пальчиком букву ы печатную.
– Рассмотрите образец строчной буквы ы в правом верхнем углу страницы.
– Буква ы состоит из наклонной прямой линии с закруглением и соединительной плавной линии – это один элемент, а так же из наклонной палочки с закруглением внизу вправо.
Учитель показывает на доске
– Сравните печатную и письменную буквы.
– Одинаково или по-разному они пишутся? (по-разному, печатная буква состоит из двух отдельных элементов, а письменная из двух элементов, написанных слитно)
– Из каких двух элементов состоит письменная строчная буква ы?
– Рядом с письменной буквой есть стрелки, для чего нужны стрелки? (стрелки помогают правильно писать буквы)
– Возьмите в руки ручки и обведите в правом верхнем углу на первой строчке элементы, из которых состоит буква ы.
– Что изображено на второй строчке? (вишня)
На доске появляется раскрашенная картинка
– На какой элемент буквы ы она похожа? (на линию с закруглением)
– Обведите.
– Посмотрите, как пишется буква ы
– Напишем букву ы в воздухе, а теперь в прописях.
– На первой разлинованной строчке обведите элементы
буквы ы.
– Кто всё сделал, допишите элементы буквы ы сами, но не забудьте пропустить две клетки между элементами.
– А теперь обведите контур буквы ы на второй строчке
– Те, кто справился с заданием, допишите ещё три буквы самостоятельно, не забудьте пропустить две клетки между буквами.
Молодцы. А сейчас мы немного отдохнём, встаньте из-за парт и повторяйте за мной движения.
– Молодцы, продолжаем работу.
– Какие слова написаны на пятой строчке?
– Кто сможет их прочитать?
– Что означает слово сын?
– Обведите буквы ы в словах сыр, сын,
– В прописях на стр.9 слева нарисованы мыши, а справа шары.
– Сравните схемы к словам мыши и шары.
– Сколько слогов в словах? (Два)
– Чем различаются схемы? (ударением)
– Какой слог ударный в слове мыши? (Первый)
– А какой слог ударный в слове шары?
– Обведите буквы ы в словах мыши, шары.
– Составьте предложения со словом мыши.
– Теперь составьте предложения со словом шары.
VI. Итог урока
– У какой буквы мы сегодня были в гостях?
– Расскажите об этой букве.
Буква ы довольна вашей работой.
Цель занятия: изучаем букву Ы, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ы, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ы по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Дым
Сыр
Усы
Мыло
- Скажи, как гудит пароход? (Ы-ы-ы!..)
- СЫР, КОСЫНКА - какой звук есть во всех этих словах?
Запомни, пожалуйста: в русском языке нет слов, в которых звук [Ы] находится в начале слова.
В середине или в конце звук [Ы] в словах СЫР? ЧАСЫ? УСЫ? СЫН? КОТЫ? ОСЫ? СУПЫ? ДЫМ?
Когда мы произносим звук [Ы], воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Ы].
- Гласный или согласный звук [Ы]?
- Какие еще гласные звуки ты знаешь?
- А какие ты знаешь согласные звуки?
Задание: печатная буква Ы для дошкольников
Рассмотри букву Ы. Нашили букву Ы в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Сказка про букву Ы
Крыса Дылда и Пых-Пых
Мышонок Мыша вместе со своим закадычным другом цыпленком Цыпом сидел вечером дома и ел дыню. Вдруг дверь распахнулась и в комнату ворвалась здоровенная рыжая крыса по прозвищу Дылда. Ни слова не говоря, с вытаращенными от ужаса глазами, Дылда шмыгнула под Мышину кровать и заорала оттуда дурным голосом:
Кара-ул!!!
- А что случилось?
У меня кто-то на диване под одеялом сидит и дышит вот так: «Пых-пых…» Умоляю, помогите!
Слышал, Цып? Она нас каждый день лупит, а мы должны ей помогать! Вон какая дыл…, э-э, здоровая, а к маленьким прибежала.
- Он же все мои припасы сожрет! - зарыдала Дылда.
- Если он серый и мохнатый, усатый и хвостатый, мы отказываемся,- сказал Мыша.
- Т-ты что, б-боишься? - тихо спросил Цып.
- А т-ты?
- С тобой нет.
Пойте, коротышки, пойте и прощайте навек! - лежа под кроватью, бормотала Дылда.
Но через несколько минут друзья вернулись.
Все, Дылда, вылезай. Съели мы твоего Пых-Пыха,- вытирая усы, сказал Мыша.
- А кто же это был?
- Да тесто! Твоя мама поставила его для пирога под одеяло, вот оно, тесто это, и пыхтело.
Скороговорки
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Милая Мила мылась мылом.
Намылилась и смыла -
Так мылась Мила.
Кто больше?
Назовите как можно больше слов со звуком [Ы] в середине.
(Ответ: дырка, прыгать, забыть, умный, плыть, улыбка, пыль, быть, мышь, выгодно.)
Веселые стихи про букву Ы для детей
Бык мычит две буквы: - Му!
- Мяу! - кот сказал ему.
- Слышал?
Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!
(Г. Виеру)
Жили-были прыгуны.
— Мы допрыгнем до Луны!
Ввысь их вышвырнул батут.
— Прыгуны, вы где?
— Мы тут!
(В. Берестов)
Ы - мыло душистое, белое, мылкое.
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.
Если б грязнуля вспомнил про мыло,
Мыло его наконец бы отмыло.
(Я. Аким)
Бывает эта буква в конце и в середине,
В конце капусты, брюквы, а в середине дыни.
В маленькую книжку не поместим мишку.
Мы заменим И на Ы - нарисуем мышку.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
(Е. Благинина)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.