Является тезис о. Тезис

От этого зависит способ работы. Можно писать тезисы к уже имеющемуся текстовому , чтобы коротко изложить то, что в нем сказано. Бывают случаи, когда сначала тезисно излагает суть работы, а потом уже пишет объемный текст. Обычно эти тезисы касаются постановки , которую предлагается обсудить, представляют результаты исследования или новую методологию.

Определите цель работы, актуальность предложенной темы. Кратко ее сформулируйте и запишите.

Кратко опишите существующие точки зрения на эту проблему. Расскажите, чем ваша точка зрения отличается от того, что предлагают другие. Если тезисы к , посвященной новой методике исследований, расскажите об уже существующих методиках и о том, в чем новизна той, которую предлагаете вы. Определите ее преимущества и недостатки.

Предложите наиболее оптимальную методику исследования. Если тезисы пишутся к работе, посвященной результатам исследований, изложите базовые положения этой методики и научную гипотезу. Расскажите о примененных методах, принципах и параметрах выборки. Познакомьте будущих читателей или слушателей с промежуточными результатами, если они есть, и с основными. Сделайте .

Обратите внимание

Тезисы должны быть логически связаны друг с другом. При этом доказательство их может быть в тексте основной работы.

Тезисы должны раскрывать содержание большой работы, но не повторять ее. Не нужно переписывать весь доклад, как не стоит и вырывать из него случайные фразы.

Перед тем, как писать тезисы, необходимо глубоко разобраться в сути проблемы, которая излагается в работе.

От других научных текстов тезисы отличаются малым объемом.

Полезный совет

Тезисы бывают двух типов. Одни составляются к работе другого автора, другие – к собственной работе.

Тезис должен быть кратким, но в нем необходимо выразить емкую и глубокую мысль.

Утверждения должны быть обоснованы. Обоснование дается либо устно, либо оно есть в работе.

В тезисах не должно быть никаких эмоциональных оценок. Они должны быть написаны сухим научным стилем, но при этом понятно. Любой читстель или слушатель должен суметь разобраться в проблеме.

Источники:

  • как пишется тезис

Часто в жизни не только профессиональных ученых, но студентов и даже школьников, возникают ситуации, когда требуется написать тезисы научной работы , доклада или выступления. И если профессионалы с этой задачей справляются достаточно легко в силу большого опыта, то у учащихся часто возникают затруднения. Объясняется это тем, что научные тезисы по своей сути отличаются от традиционных письменных работ и их составление подчиняется иным правилам.

Инструкция

Согласно принятой в науке трактовке, тезис – это конкретное доказываемое утверждение или положение. Тезисами статьи, доклада или иной научной работы называют совокупность отдельных положений, находящихся в логической взаимосвязи друг с другом. Поэтому основная тезисов состоит в том, чтобы раскрыть и обобщить содержание какой-либо более крупной работы (научной статьи, курсовой или работы , диссертации и т.п.). Как правило, тезисы для выступления на конференциях или симпозиумах, а так же для научных публикаций.

Если вам требуется написать тезисы по какой-либо уже готовой работе другого , поступите следующим образом. Внимательно прочитайте всю целиком и выделите в ней основные идеи. Отметьте наиболее важные мысли карандашом. Разбейте весь текст на отдельные, логически законченные куски.

В каждой из получившихся частей найдите главную мысль и выпишите ее отдельно. В результате у вас должен получиться конспект, содержащий все основные положения анализируемой работы . Теперь еще раз прочитайте полученный конспект и подумайте, как изложенные в нем идеи можно выразить максимально

Тезис

один из элементов доказательства, положение, истинность которого обосновывается в доказательстве. Т. должен удовлетворять следующим правилам:

1. Т. должен быть сформулирован ясно и точно. Соблюдение этого правила предостерегает от неопределенности и двусмысленности при доказательстве того или иного положения. Иногда человек много говорит и как будто что-то доказывает, но что именно он доказывает, остается неясным вследствие неопределенности его Т. Иногда

двусмысленность Т. ведет к бесплодным спорам, возникающим по той причине, что стороны по-разному понимают доказываемое положение.

2. Т. должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства. Нарушение этого правила ведет к ошибке, называемой подменой тезиса.


Словарь по логике. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС . А.А.Ивин, А.Л.Никифоров . 1997 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "тезис" в других словарях:

    - (греч. thesis положение, утверждение) 1) в логике Т. называется утверждение, подлежащее доказательству; 2) в теории аргументации Т. положение, которое доказывающая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений;… … Философская энциклопедия

    - (греч. thesis, от tithemi ставлю). 1) научное положение, которое требуется доказать. 2) мысль, проводимая в сочинении. 3) в музыке: сильная часть такта, обозначаемая при дирижировании опусканием руки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэзис], тезиса, муж. (греч. thesis) (книжн.). 1. Положение, утверждение, выставляемое и потом доказываемое в каком нибудь рассуждении. «Апрельские тезисы Ленина давали гениальный план борьбы партии за переход от буржуазно демократической… … Толковый словарь Ушакова

    См. мысль... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. тезис мнение, мысль; теза, положение; гравюра, принцип, утверждение, идея, понятие, основное положение, концепция … Словарь синонимов

    - (от греч. thйsis положение, утверждение), листовая гравюра с текстом богословского или философского содержания (собственно тезис), сопровождающимся изображениями святых, исторических лиц, которым посвящён тезис. Особенно широко тезисы… … Художественная энциклопедия

    - (греч. JesiV положение, местоположение, постановление закона,залог) философское, научное или богословское положение, утверждение.Со времен Канта этот Термин приобретает специфическое значение в связи ссоотносительным термином антитезис… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    тезис - тезис. Произносится [тэзис] и допустимо [тезис] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - (греческое thesis положение, утверждение), 1) в широком смысле любое утверждение в споре или изложении некоторой теории; в узком смысле основополагающее утверждение, принцип. 2) В логике утверждение, требующее доказательства … Современная энциклопедия

    Гравюра нач. 18 в. с богословским или философским текстом, сопровождающимся изображениями святых или исторических лиц …

    - (греч. thesis положение утверждение),..1) в широком смысле любое утверждение в споре или изложении некоторой теории; в узком смысле основополагающие утверждения принципы2)] В логике утверждение, требующее доказательства … Большой Энциклопедический словарь

    - [тэ ], а, муж. 1. В логике: положение, требующее доказательства. 2. Положение, кратко излагающее какую н. идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада. Тезисы доклада. Развёрнутые тезисы. | прил. тезисный, ая, ое. В тезисной форме.… … Толковый словарь Ожегова

Наверняка многие читатели сталкивались с ситуацией, когда какой-либо автор предлагал ознакомиться с тезисом своего выступления (доклада), дабы читатель мог составить своё мнение о предлагаемых автором идеях. Более того, некоторые из нас в полемике не раз встречались с формулировкой «доказать тезис» или «опровергнуть тезис», подчас не до конца понимая, что такое тезис, для чего он используется, каковы особенности его применения. В данном материале я расскажу, что это такое тезис, как сформулировать и написать тезисы для какого-либо материала, а также на что следует обратить особое внимание при работе с ним.

Термин «тезис» (греческое θέσις – от τίθημι – я кладу, ставлю) используется в довольно разных областях человеческой деятельности. Мы можем встретить «тезис» в музыке, где под ним понимается ударная часть такта, в литературе, где тезис обозначает не несущую ритмического ударения часть стопы, или в лингвистике, где используются тезисы глагольного и номинального строя.

Тем не менее, при всей дифференциации применения данного слова, наиболее понятно, что такое термин «тезис» в двух основных интерпретациях:

  1. Как сформулированные и кратко изложенные основные положения статьи, доклада, научной работы и др. (напр., «тезисы статьи»);
  2. Как положение (умозаключение), которое необходимо доказать.

Рассмотрим каждую из перечисленных интерпретаций попристальнее.

Определение 1: Тезис — это квинтэссенция вашего материала

Те читатели, кто не понаслышке знаком с научной деятельностью, наверняка встречались с изложением какого-либо научного материала в виде тезисов. Такие тезисы представляли собой лапидарные, довольно сжатые формулировки, в которых автором излагаются основные положения своей концепции (теории).

Совокупность таких тезисов (обычно небольших по общему объёму) также может являться базисом при создании объёмного лекционного материала, они печатаются в различных сборниках по материалам научных конференций и так далее.

Тезисы по материалам одной из таких конференций

Определение 2: Тезис – это логическое заключение, требующее доказательств

Вторая часть интерпретации данного термина отсылает нас к формальной логике, где под тезисом понимается положение, которое необходимо или подтвердить или опровергнуть. В большинстве случаев такое «положение-тезис» имеет довольно шаткий характер, и человек, сформулировавший тезис, вынужден с помощью аргументов защищать свой тезис от других полемистов, желающих опровергнуть заявленный тезис.

При этом часто в противовес тезису часто формируется «антитезис», содержащий противоположное (или качественно-иное) понимание сути вопроса относительно первоначального тезиса.

Как формулировать тезис?

После того, как мы разобрались, что значит тезис и для чего он необходим, давайте рассмотрим особенности формулировок и того и другого вариантов тезиса.

Формулировка тезисов какого-либо материала

При создании тезисов какого-либо материала следует прежде всего определиться, будут ли тезисы создаваться на основании уже имеющегося материала, или им предстоит стать «концептуальным каркасом» для создания такого материала в будущем.

Если у нас материал уже есть:

  • Если мы имеем дело с уже готовой работой, к которой необходимо написать тезисы, то рекомендуется перечитать всю работу, и выделить в ней наиболее важные структурные элементы;
  • Из каждого такого куска необходимо вычленить наиболее важные идеи, и оформить их в виде законченной чёткой мысли (это и будут наши тезисы);
  • Совокупность таких тезисов должна логично сочетаться друг с другом, отражая общую структуру базового текста;
  • Результатом вашего труда станет небольшой материал (статья), содержащая логическую последовательность основных идей проанализированного вами материала. Знакомство с данными тезисами должно дать читателю возможность уяснить общую концепцию базового материала, его основные мысли, структуру и так далее.

К примеру, научные тезисы обычно содержат тему работы, данные об авторе, краткое введение по теме. Рассматривается изученность данной темы, её проблематика, описываются цели и задачи работы, объект и субъект данного исследования, используемые в работе методы и принципы и др. Также информацию по основных этапах работы, заключение, список используемых при написании работы источников, графики и схемы (при необходимости).

Если материал только нужно создать:

Если же ваши тезисы являются прообразом будущего материала, то необходимо определиться с основными идеями материала, и изложить их в тезисах, соблюдая потенциальную структуру будущей работы, её характерные особенности, при необходимости задействовать примеры, подтверждающие ваши утверждения и так далее.

Формулировка тезиса-умозаключения

Если же мы имеем дело с созданием логического тезиса, то при его формулировке важно обратить внимание на следующее:

  • Тезис не должен иметь черты постулата (то есть НЕ приниматься как очевидный факт, без доказательств). Обычно тезис необходимо доказывать, что открывает богатые возможности для аргументации и различных форм словесной эквилибристики;
  • Тезис должен иметь ригидную форму (т.е. не должен изменяться во время процедуры его доказательства или опровержения). Смена сути тезиса во время процедуры его доказательства ведёт к целому сонму логических ошибок уровня «strawman fallacy», «ignoratio elenchi» и другим;
  • Тезис должен быть чётко сформулирован. Необходимо избегать двусмысленности тезиса, слишком общих формулировок, а также «растекания мысли по древу», вследствие чего определение основной мысли тезиса может быть затруднено. Обычно в качестве тезиса используется предложение утвердительной или отрицательной формы;
  • При формулировке тезиса учитывайте аудиторию людей, перед которыми вам придётся защищать ваш тезис. Постарайтесь учесть характерные особенности данной аудитории, и формулировать тезис релевантный её специфике.

Заключение

Что это тезис? Как мы можем видеть, смысловая нагрузка слова «тезис» довольно различна, дифференцируясь от специфики применения в различных областях знаний. Наиболее употребляемыми формами данного термина является «компендиум» (краткое изложение основных мыслей, содержащихся в материале) а также форма тезиса как логического заключения, нуждающегося в доказательствах. Для корректной формулировки тезисов рекомендую использовать изложенные выше советы, они помогут вам в создании правильных вариантов тезисов для их дальнейшего использования.

Вконтакте

Не во всех школах обучают столь нужному и важному навыку, как составление тезисов. Часто одним текстом, с которым ученики выступают перед одноклассниками, становится реферат – освещение положений в мире науке в соответствии с определенной темой.

Но после окончания школы ученики превращаются в студентов. И в этот раз научный руководитель говорит, что нужно составить тезисы к курсовой работе или для конференции. Но при этом он не уточняет о том, как именно написать эти тезисы. Он полагает, что эти знания должны быть еще со школьной скамьи или должны быть у нас априори. Но научиться этому можно, это не так сложно. 2-3 страницы тезисов не просто рисуют портрет исследователя, но и являются основой успешного текста.

Тезисы и как они пишутся

Одни студенты считают, что это краткий обзор курсовой или научной статьи. Другие – что это записанный материал конференции или обычный список базовых пунктов. Все они и верны, и заблуждаются.

Тезисы – не большая, но полноценная статья. В нее входят главные положения научной статьи/диссертации. Тем не менее она пишется ясным и конкретным языком, это краткая выжимка из всей огромной работы. Разумеется, существуют определенные правила по написанию тезисов к разнообразным видам научной деятельности, но, по сути, их цель едина – ознакомить читателя с содержанием работы, пояснить, в чем заключается ее актуальность и уникальность, какие вопросы решаете и какая у вас доказательная основа. Кроме этого, такая статья должна строиться логически, чтобы слушающие, понимали то, что вы хотите им донести.

У слова «тезис» есть несколько значений. Но, как правило, чаще всего его применяют к науке.

В мире науки тезисы представленных работ, постоянно печатают в инфо бюллетенях. Их роль для научных сотрудников огромна: подобная печать учитывается при соискании следующего научного звания.

Но тезисами пользуются не только в науке. Если взять тезисы как интернет-продукт, то необходимы для обзора основной темы сайта или его окна. Помимо этого, заказчики зачастую предлагают небольшие утверждения, которые копирайтер обязан расширить. Как видите – столь короткое слово содержит множество различных смыслов.

Строим тезисы – выбираем тему

Это 2-3 страницы печатного текста, который написан «12 тиглем» в вордовском документе (до десяти минут неспешного прочтения). На доклад, как правило, отводят около 15 минут, поэтому есть возможность сказать про то, что не получилось внести в выжимки. У данной статьи должна быть четко построена. Тема – первый шаг к составлению тезисной статьи. Она должна быть конкретной и прямо относится к смыслу статьи. Кроме этого, она должна подходить и к теме самого мероприятия Она обязательно должна включать уникальность. На тему отводится не больше 1,5 строк. Есть 2 подхода к составлению тезисов:

1) выбрать тему, которую хочется исследовать, и, основываясь на ней, писать маленькую статью;

2) сначала написать тезисы, а потом придумать заглавие.

Можно делать так, как удобно и нравится вам. Это сугубо индивидуально. Однако у студентов очень часто нет такой возможности, потому что тему, в основном, им дает руководитель.

Вступление

Актуальность. В этой маленькой по объему статье не должно быть никакой лирики. Уже первая строка текста должна нести ценные информационные данные. Все должно быть строго по теме. Первое предложение очень важное, и должно отвечать в одно время на 2 вопроса: «О чем я пишу?» и «Почему это важно?» . Благодаря такому вступлению слушатели/читатели узнают, что есть актуального в вашей работе, или же это обычный реферат, который перечисляет давно известные факты. Докладчики, которые неоднократно выступали, начинают тезисную статью с определенных клише. Как правило, вступление не занимает больше одного абзаца.

Основа текста

Примеры и аргументы. Неопытный выступающий обычно хочет, и привести примеры для подтверждения своих исследований, и сказать глубокие выводы. В этом моменте очень важно правило «золотой середины». Обычный перечень фактов будет бессмысленным, а не аргументированные выводы будут выглядеть громкими утверждениями. Для написания отличного текста поможет структурированная логика. Есть несколько способов для правильного написания тезисов. Самая известная, и часто используемая – анализ логики хода мысли. Как и почему у вас получились такие выводы? Из чего вы исходили? Как происходил их анализ? Не страшно, если поначалу вы будете расписывать ход мыслей пунктами. Исходя из них, вам гораздо проще будет составить презентацию и подготовить раздаточный материал. Но непосредственно пункты, лучше изложить живым языком, а не фиксированным. Что касается примеров, то их нужно не более двух для подтверждения каждого пункта.

Заключение

Это итог всего ранее сказанного. В нем повторяется вступление, но перефразированное в прошедшее время. «Итак, мы обосновали…» — самая известная фраза заключения. Не будет лишним снова напомнить слушателям/читателям об актуальности работы. Выводы должны быть категоричными. Упоминать весь список литературы, который вы использовали очень глупо. Вполне хватит назвать 4-5 работ, которые вы использовали или, которые очень авторитетны в какой-то области.

Как оформлять тезисы

Организационный комитет конференции определяет основные требования по оформлению тезисов, и доводит их к сведению возможных участников. Их выполнение строго обязательно, поскольку малейшее нарушение ведет к большим затратам по составлению сборника тезисов докладов, и это может стать причиной для отказа организационного комитета.

Как правило, их объем составляет 1-2 страницы машинного текста. Но ведущую роль играет заголовок, фамилии авторов и названия организаций.

Доклады на конференции

На таких мероприятиях участникам заранее рекомендуют составить тезисы. Иногда их публикуют в сборниках. Несмотря на то, будут ли текст печатать, он имеет свою специфику. Этот текст должен быть, как можно более сжат – потому что в этом случае, у докладчика есть время на раскрытие темы. Зачастую тезисами для конференции ограничиваются одной страницей, иногда двумя. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к вашему докладу, вести его в курс дела. Нужно быть готовым, что после выступления вам будут задавать вопросы. Поэтому следует заранее подумать о слабых местах в аргументах, чтобы быть готовым к неожиданным вопросам. Доклад, разумеется, должен быть шире и глубже, чем тезисы. В противном случае нет никакого смысла в вашем выступлении, так как аудитория и так держит в руках то, о чем вы сказали кратко. Но и превышать отведенное время это признак дурного тона. Подготовьте речь и тренируйтесь – на нее должно уйти до 15 минут.

Помните!

Тезисы должны быть составлены логически. Их аргументированность иногда подают в основной части текста. Они должны отражать суть огромного исследования, но не пересказывать его. Нет необходимости писать всю работу снова, но и вырывать некоторые фразы из контекста тоже не нужно. Прежде чем приступать к их написанию, полностью разберитесь в проблеме, которую вы исследуете. От иных текстов они отличаются своим лаконичным объемом.

Существуют тезисы 2-х видов:

— первые пишут к чужой работе;

— вторые – к своей.

Тезисы обязательно должны писаться короткими, но очень емкими. Положения обязательно аргументировать. Аргументы могут приводиться в устной форме, или они присутствуют в тексте.

В них должна отсутствовать эмоциональная оценка. Это должен быть строгий текст научного стиля, но при всем этом ясный. Любая аудитория должна иметь возможность вникнуть в сущность проблемы и принять участие в ее решении.

Если у вас нет опыта в составлении тезисов, и вы не знаете с чего начать, обратитесь за помощью к научному руководителю, не бойтесь этого. Важно с самого начала вникнуть в суть работы, и не терять даром времени. Написать тезисы не сложно, если вы хорошо разобрались в теме и проблеме своей работы, действительно исследовали ее, а не ознакомились поверхностно. Если это так, то ваши тезисы дадут полный объем информации о работе, и к вам не возникнет множества лишних вопросов. Поэтому работайте над этим с самого начала, важно набить руку, и в дальнейшем никаких трудностей не будет возникать. Пробуйте писать тезисы не только к научным работам, но и к художественным текстам.

1.Введение

Согласно словарным определениям,тезис – это доказываемое положение или утверждение.

Тезисы доклада, статьи или другого объемного (как правило – текстового) материала – совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом. При этом часто подразумевается, что их доказательство имеет место в тексте основной (объемной) публикации.

Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его и создать возможность противопоставления своих мыслей мыслям других, либо дополнение последних.

Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (2-3 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи). Именно по качеству тезисов читатели будут судить о всей работе педагога целиком и принимать решение о необходимости познакомиться с опытом его работы в полном объеме.

Неудачно написанные тезисы способны отпугнуть читателя от интересной работы. И наоборот, удачно составленный текст тезисов привлекает внимание и к научному материалу или практическому опыту. Конечно, во многом качество тезисов определяется реальным содержанием работы, но и его можно либо испортить, либо выгодно представить.

Любые тезисы могут быть отнесены к одному из двух основных типов :

1. Тезисы, составленные по публикации другого автора.

2. Тезисы, написанные на основе собственного оригинального накопленного опыта.

В первом случаеавтор тезисов заранее не знаком с материалом и должен его тщательно изучить. Поэтому после предварительного ознакомления текст читают вторично. При этом разбивают текст на ряд отрывков. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте публикации. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения. Это и будут тезисы.

Ко второму типу как раз и относятся тезисы научных работ – докладов, презентаций, статей и др. В этом случае подразумевается, что автор хорошо знает вопрос и его основной задачей является краткое и емкое выражение этого вопроса в письменной форме. Последнее не всегда удается легко и быстро сделать, однако по окончании работы по написанию тезисов оказывается, что понимание описываемого вопроса или материала стало глубже, нередко появляются новые идеи, становится легче объяснять другим суть своей работы.

Облегчению этой задачи и посвящено данное руководство .

2. Классификация тезисов на основе практического опыта педагогов

Такие тезисы могут быть представлены двумя основными группами:

1. Написанные по уже имеющемуся материалу (большому докладу, с которым выступал педагог на заседаниях школьных и городских методических объединениях).

2. Написанные до того, как составлен доклад.

В первом случае основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания. Чем хуже автор владеет материалом, тем труднее ему выразить свои мысли кратко. В такой ситуации поможет тот же рецепт, что и при составлении тезисов по материалам другого автора (приведены в предпоследнем абзаце Введения).

Наиболее часто встречается ситуация второго типа – когда вначале пишут тезисы, которые со временем автор расширяет до размеров статьи. Именно так преимущественно и поступают авторы тезисов докладов, представляемых на научные конференции.

Основная сложность работы в этом случае заключается в том, что автор не до конца сформировал свое представление о том, что хочет написать. В научных исследованиях это является нормальной ситуацией. Вначале появляется идея, которую хочется записать. Запись будет краткой, т.к. кроме нее писать нечего. Дальше хочется сделать эту идею достоянием общественности – и автор садится за написание тезисов, которые потом отправит на конференцию. Чтобы сделать идею понятной читателю, необходимо ее аргументировать, ввести читателя в проблему, изложить другие аспекты работы. Первоначальное описание всех этих аспектов такое же короткое, как и описание самой идей. Весь текст умещается на 1-2 страницах – тезисы готовы.

Дальнейший материал данного руководства сфокусирован именно на этом тяжелом случае.

Можно выделить три основных типа тезисов:

    К постановке проблемы

    Результаты деятельности

    Новая методика работы

Каждый тип предъявляет довольно жесткие требования к структуре работы.

Что предполагают эти варианты?