Юрий лисянский известный российский мореплаватель. Ю.Ф

Юрий Фёдорович Лисянский (2 августа 1773, Нежин - 22 февраля 1837, Петербург) - российский мореплаватель и исследователь. Капитан первого ранга.

Биография

Родился в семье протоиерея в городе Нежине. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И. Ф. Крузенштерном.

В 1793-1799 годах был на стажировке в Англии.

В 1803-1806 годах Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию. Лисянский командовал «Невой» и открыл один из Гавайских островов, названный его именем (остров Лисянского). Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812). За свои заслуги получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

В 1807–1808 годах командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции.

В 1809 году вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. Опубликовал на основе путевых записей книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году, позже лично перевёл её на английский язык и в 1814 году издал в Лондоне.

Похоронен в «Некрополе мастеров искусств» на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург). Постановлением Правительства РФ № 527 от 10 июля 2001 года надгробие могилы Юрия Лисянского определено как объект исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.

Память о Юрии Лисянском

  • В честь Юрия Фёдоровича Лисянского названы:
    • необитаемый остров Лисянского в Гавайском архипелаге, открытый им 15 октября 1805 года во время первого русского кругосветного плавания;
    • мыс, пролив и полуостров в Александровском архипелаге у побережья Аляски (1883);
    • бухта Лисянского. Название дано в 1888 году Бюро рыболовства США. Изменено в 1929 году Береговой охраной США на Барлинг;
    • залив в Александровском архипелаге (1908);
    • подводная гора в Охотском море в районе Курильских островов, открытая научно-исследовательским судном «Витязь» в 1949-1955 годах;
    • полуостров на северном побережье Охотского моря, на крайнем востоке Хабаровского края;
    • река в Александровском архипелаге, названная по заливу Лисянского (1955).
    • улица и сквер в г. Нежине Черниговской обл. (Украина)
  • В 1965 году в СССР был построен дизель-электрический ледокол проекта 97, получивший имя «Юрий Лисянский». Ледокол продолжает работать, в 2008 году он получил разрешение на эксплуатацию до 2017 года.
  • В 1974 году в г. Нежине Черниговской обл. (Украина) был установлен памятник в одноименном сквере в центре города рядом с домом, где родился Ю. Ф. Лисянский и церковью, где он был крещен и где служил протоиереем его отец. Скульптор К.В.Годулян
  • В 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
  • В 1998 году, в честь 225-летия со дня рождения Юрия Лисянского, Почта России выпустила марку, посвящённую этому событию, а Почта Украины - серию почтовых марок.
  • Почта России в 2003 году выпустила марку в честь 200-летия экспедиции Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского.
  • В 2008 году авиакомпания Аэрофлот в честь Юрия Лисянского назвала один из своих самолетов Airbus A320(VP-BZQ).

    Почтовая марка России, 1998 год

    Почтовая марка Украины, 1998 год

    Памятная монета ЦБ РФ

Литература

  • Лупач В. С. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский: [Очерк]. - М.: Гос. изд. геогр. лит., 1953. - 47 с. - 100 000 экз.
  • Северов П. Ф. Мореплаватель из города Нежина // Морские были: Рассказы: Для сред. и ст. шк. возраста. - Переизд. - Киев: Веселка, 1982. - 271 с. - 50 000 экз.
  • Фирсов И. И. Лисянский. - М.: Молодая гвардия, 2002. - 285 с. - (Жизнь замечательных людей; Вып. 1018 ). - 5000 экз. - ISBN 5-235-02451-6.
  • Штейнберг Е. Л. Жизнеописание русского мореплавателя Юрия Лисянского. - Воениздат, 1948.

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ ЛИСЯНСКИЙ, 1773-1837, участник первого русского кругосветного путешествия, известный сотрудник знаменитого адмирала Крузенштерна, родился 2 Августа 1773 года. Воспитанник Морского корпуса с 1783 г., Лисянский 20 Марта 1786 г, был произведен в гардемарины. Во время Шведской войны был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» участвовал в Готландском сражении; в 1789 г. был произведен в мичманы и участвовал, в этом году и в следующем, во всех крупных морских боях со шведами. В 1793 г. произведен в лейтенанты и командирован в Англию для службы «волонтером» на судах Английского флота. Здесь он участвовал в морских cpaжeнияx с французами и плавал около берегов Африки, Азии и Америки. По возвращении в Россию, Лисянский был произведен в капитан-лейтенанты 27 Марта 1798 г. и назначить командиром фрегата «Автропл». В 1805 г., за 18 морских кампаний, получил орден св. Георгия 4 класса . В этом же году издал переведенную им с английского книгу Клерка «Движение флотов». Командуя шлюпом «Нева», отправился вместе с Крузенштерном (шлюп «Надежда») в кругосветное путешествие, с целью достичь морем берегов Российско-Американских колоний; при этом он заходил на острова Тенериф и св. Екатерины, в Бразилии. В 1804 г., обогнув мыс Горн, Лисянский, на Сандвичевых островах, отделился от шлюпа «Надежда» и взял самостоятельный курс на о. Кадьяк, потом отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо - Американских колоний, Баранову, в возвращении взятого и разоренного г. Новоархангельска. В 1805 г., на возвратном пути, открыл острова Лисянского и Крузенштерна и в Кантоне опять соединился с «Надеждой». Обогнув мыс Доброй Надежды, после 142-дневного плавания, Лисянский пришел в Портсмут, а оттуда 26 июня 1806 г. возвратился в Кронштадт и был произведен в капитаны 2 ранга. В 1809 г., 8 Января, Лисянский был уволен от службы. В 1812 г. он издал описание своего кругосветного плавания, обнаружив выдающуюся наблюдательность. Заглавие книги: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах», с приложением обстоятельного и точного Атласа. Позднее свое сочинение Лисянский перевел на английский язык и издал в Лондоне в 1814 году. Книги эти в настоящее время довольно редки, а имя путешественника предано незаслуженному забвению. Насколько помнят еще Крузенштерна, настолько же мало известен, вне круга специалистов, спутник и его сотрудник Лисянский.
Ю. Ф. Лисянский умер в Петербурге, в чине капитана 1 ранга, 22 февраля 1837 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
(С портрета, пастелью, из собрания Великого Князя Николая Михайловича.)

Ордена Российской империи (3)

(1773 - 1837)

В истории русского флота и географической науки имя Ю. Ф. Лисянского связано с первым русским путешествием вокруг света, организатором и руководителем которого он являлся наряду с И. Ф. Крузенштерном. Удачное завершение первого кругосветного плавания способствовало установлению регулярных экономических и политических связей со странами Востока, и прежде всего с русскими поселениями на северо-западных берегах Америки.

Ю. Ф. Лисянский родился 2 августа 1773 г. в г. Нежине. В 1783 г. Лисянский поступил в Морской корпус. С производством в 1786 г. в гардемарины, для Лисянского начинается новая жизнь - жизнь на море: он участвует в первом плавании на Балтике на учебном судне, а в 1788 году в связи с военными событиями (войнами с Турцией и Швецией) Лисянский досрочно, до окончания корпуса, был направлен на эскадру адмирала Грейга, действовавшего на Балтике. На фрегате «Подражислав» он принимал участие в морских сражениях при Гогланде, Эланде, Ревеле. С 1790 по 1793 г. Лисянский служил в Балтийском флоте. В конце 1793 Г., уже в чине лейтенанта, Лисянский был направлен в числе лучших флотских офицеров в Англию для окончания обучения и приобретения практических навыков. Семь лет службы в английском флоте были для Лисянского прекрасной практической школой. За это время Лисянский совершил ряд дальних плаваний: с 1794 по 1796 г. он плавал на фрегате «Луазо» у берегов Северной Америки, участвовал в военных операциях против французов, совершил плавание в Вест-Индию (побывав на островах Антигуа и Нерис). В этот же период Лисянский путешествовал по Северо-Американским Соединенным Штатам - побывал в Филадельфии, Бостоне и Нью-Йорке, осмотрел коммерческие порты, верфи, доки и ряд промышленных предприятий, познакомился также с политическими деятелями Америки и был лично принят президентом Джорджем Вашингтоном.

С 1797 то 1799 г. Лисянский плавал на английских военных кораблях «Резонабл» и «Септр» в Индию. Во время этого плавания Лисянский сделал подробное описание острова Св. Елены, отметив его вулканическое происхождение; в Южной Африке он ознакомился с бытом голландских колонистов, собирал коллекции местной флоры и раковин, в Индии он наглядно увидел результаты колониальной политики англичан. Во всех своих путешествиях Лисянский не довольствовался поверхностными «туристскими» наблюдениями, в нем уже ярко сказывался пытливый ум серьезного исследователя.

В 1800 г., после семилетнего пребывания в заграничных плаваниях, Лисянский в чине капитан-лейтенанта вернулся на родину - в Кронштадт, обогащенный большим опытом и знаниями в области навигации, метеорологии, морской астрономии, а также в морской тактике; значительно пополнились его знания и в области естественных наук.

В 1803 - 1806 гг. Лисянский совершил свое замечательное кругосветное плавание, это было первое русское путешествие вокруг света.

Начальником экспедиции, для которой было решено снарядить два корабля, был назначен Крузенштерн, а его помощником - Лисянский. Вся подготовка экспедиции - покупка судов и научного оборудования, провизии и одежды, подбора команды и офицерского состава, - вся организационная работа по экспедиции была Лисянским умело выполнена.

На корабль «Нева», которым командовал Лисянский, было возложено 1) доставить факториям Русской Америки продовольственные и другие товары, 2) обследовать положение русско-американских колоний, 3) доставить оттуда партию пушнины в Кантон.

26 июля 1803 г. «Надежда» и «Нева» вышли в море. Кораблям в этом плавании предстояло пройти из Кронштадта по Северному морю к берегам Великобритании, оттуда в Атлантический океан к берегам Южной Америки; далее по Тихому океану до острова Кадьяк и Аляски, причем последний отрезок пути, от Гавайских островов до Кадьяка, «Нева» должна была совершать самостоятельно. Местом встречи кораблей на обратном пути был выбран китайский порт Кантон, откуда оба судна вместе должны были возвращаться на родину по маршруту: Индонезия - Индийский океан - мыс Доброй Надежды - Атлантический океан - Европа. Таким образом, небольшим ярусным кораблям предстояло пересечь три океана, посетить мало изученные острова и прибрежные воды, где мореплаватели могли встретить ряд опасностей.

Все это нужно было совершить с командами, не имевшими опыта дальних плаваний, ибо русские корабли до того не плавали южнее северного тропика. И все это было успешно преодолено благодаря мужеству и отваге команд, знаниям, большому морскому опыту и навигационному искусству командиров Крузенштерна и Лисянского. Только один раз «Нева» села на коралловый риф в том месте, где по картам его нельзя было ожидать.

На протяжении всего путешествия Лисянский вел разнообразные наблюдения: он производил астрономические определения широт и долгот посещенных пунктов. Лисянский вел наблюдения и над морскими течениями, при этом он не только исправил неточности в описаниях течений, составленных Куком, Ванкувером и другими западноевропейскими учеными, но совместно с Крузенштерном открыл неизвестные тогда межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах. В описании своего путешествия Лисянский дал ряд практических указаний о наиболее удобных гаванях, возможных опасностях на пути и т. п.; произвел детальное описание береговой линии посещенных им побережий и съемку островов (Кадьяк и других) у побережья Аляски. В Аляскинском заливе было открыто два острова - Чичагова и Круза. Кроме того, в западной группе Гавайских островов Лисянским был открыт небольшой коралловый остров, названный, по настоянию команды «Невы», островом Лисянского. Открытие острова имело не только научное, но и практическое значение: лежащий посреди отмелей и коралловых рифов остров представлял немалую опасность для кораблей.

Во время путешествий Лисянский составил всестороннее географическое описание островов Тенерифа, Св. Екатерины, Пасхи, Маркизовых, Вашингтоновых, Гавайских, Кадьяка и Ситкинских, собрал богатые коллекции и обширный материал по этнографии (нравам, обычаям, языкам, хозяйству, условиям труда, религиозным верованиям) различных племен и народностей тихоокеанских земель.

На основании собранного материала Лисянским был состав лен и издан физико-географический атлас. Кроме научных наблюдений, Лисянский полностью выполнил и задачи, возложенные на него Русско-американской компанией.

Научные результаты экспедиции были весьма значительны, велико было и ее политическое значение: впервые русские корабли обошли вокруг света, проникнув в самые отдаленные от Америки страны Тихого океана - в Японию и Китай. В прославлении русского флота сыграл видную роль и самый факт безостановочного перехода «Невы» из Южного Китая в Великобританию, совершенный в 142 дня без повреждений и потерь: этот переход показал всему миру высокие качества русских моряков. До сих пор этот длительный переход является образцом искусства дальнего мореплавания и говорит о том, что Лисянский был, без сомнения, одним из лучших морских офицеров русского флота того времени.

После окончания кругосветного плавания Лисянский был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден медалью, специально выбитой в честь первого русского плавания вокруг света.

С 1803 по 1808 г. Лисянский служил во флоте на Балтийском море. В 1809 г. в чине капитана 1-го ранга он вышел в отставку.

В 1812 г. Лисянский издал на собственный счет описание своего трехлетнего кругосветного плавания под названием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг. на корабле «Нева»; в 1814 г. он сам перевел его на английский язык.

Эта книга рисует автора не только как выдающегося специалиста в области морского дела, прекрасно владевшего математикой, астрономией, навигацией и рядом других морских наук, но и как пытливого исследователя, обладавшего большим запасом географических знаний; об этом свидетельствуют и составленные им во время путешествия разносторонние географические описания посещенных мест, изданный им атлас и др.

Именем Лисянского назван остров в группе Гавайских островов в Тихом океане, полуостров на побережье Охотского моря и гора на Сахалине.

Библиографию сочинений Ю. Ф. Лисянского и о нем см. в очерке об И. Ф. Крузенштерне в настоящем томе.

Юрий Лисянский (1773-1837). Художник В.Л.Боровиковский

Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения Юрия Фёдоровича Лисянского –моряка и исследователя, соратника Крузенштерна, одного из руководителей первой русской кругосветной экспедиции 1803-1806 годов. Фактически Лисянский стал первым нашим соотечественником, совершившим плавание вокруг земного шара.

Юрий Лисянский родился 13 августа (2 августа по старому стилю) 1773 года в городе Нежине в семье священника. В возрасте 10 лет он был принят в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Во время учёбы он подружился с эстляндским немцем Адамом (Иваном) Крузенштерном – позже их имена навсегда останутся в истории и будут стоять рядом.

Выпуск Морского кадетского корпуса 1787 года оказался досрочным, так как началась война со Швецией. Гардемарин Лисянский был назначен на 32-пушечный фрегат «Подражислав», на котором участвовал в Гогландском сражении, в боях у Эланда и Ревеля. В 1789 году его произвели в мичманы, а в 1793-м – в лейтенанты.

В том же 1793 году Юрия Лисянского в числе шестнадцати лучших офицеров направили в Англию для службы волонтером в британском флоте. В мае 1794 года он отправился в Северную Америку, где вместе с Крузенштерном принял участие в боевых действиях против французского флота. Во время пребывания в Филадельфии Лисянский встречался с президентом США Джорджем Вашингтоном. Лисянский много путешествовал, в Вест-Индии едва не погиб от жёлтой лихорадки. Летом 1796 года он вместе с Крузенштерном и Баскаковым на фрегате «Клеопатра» вернулся в Англию. Затем новые путешествия – остров Св. Елены, Южная Африка, Индия… «Моё намерение, - писал Лисянский брату, - есть остаться у мыса Доброй Надежды на четыре или пять месяцев, дабы познакомиться с Африкой, а особливо с оконечностью оной, которая весьма нужна для плавающих к востоку оной, я думаю, что через сие не буду в дураках»… Лисянский вернулся в Кронштадт в 1800 году после семи лет отсутствия на родине. К тому времени он имел чин капитан-лейтенанта и в свои 26 лет считался одним из самых опытных офицеров Российского флота. Лисянского сразу же назначили командиром фрегата «Автроил», а в ноябре 1802 года его за участие в 16 морских кампаниях и двух больших сражениях наградили орденом Святого Георгия 4-й степени.

Шлюп «Нева» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен

Звёздный час капитан-лейтенана Ю.Ф.Лисянского – первая русская кругосветная экспедиция 1803-1806 годов. В ней Иван Крузенштерн командовал шлюпом «Надежда», а Юрий Лисянский — шлюп ом «Нева ». Об этом плавании написано много и нет смысла здесь рассказывать о нём подробно (желающим можем рекомендовать, например, статью в журнале «!OCEAN» #10 за 2017 г.). Отметим лишь, что Лисянский открыл один из Гавайских островов , по сей день носящий его имя (остров Лисянского , США). За свои заслуги он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию.

Портрет Ю.Ф.Лисянского, около 1810 г. Гравюра А.Ухтомского по оригиналу Кардена

По возращении из путешествия Лисянский женился на вдове петербуржского чиновника; семья воспитала шестерых детей. В 1807-1808 годах — служба на Балтике, Лисянский командует кораблями «Зачатие Святой Анны », «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов, участвует в боевых действиях против Англии и Швеции. Но в 1809 году он выходит в отставку в чине капитана 1 ранга. Одной из причин отставки стал отказ военного ведомства профинансировать издание путевых записок Лисянского. В итоге он опубликовал книгу «Путешествие вокруг света» в 1812 году (два тома и атлас карт и рисунков) на собственные средства. В России она осталась практически не замеченной, зато её перевод, изданный в 1814 году в Лондоне, получил признание и высокую оценку специалистов.

Русский мореплаватель. Родился 2 (13) апреля 1773 в Нежине. Окончил Морской кадетский корпус (1786). Участник русскошведской войны (1788 - 1790). В 1790 - 1783 служил на Балтийском флоте. В 1793 - 1799 плавал на английских судах к берегам Северной Америки, в Вест-Индию, Южную Африку и Индию.


Обследовал и, описал о. Св. Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.

В 1802 принял участие в первом русском кругосветном плавании, которым руководил И. Ф. Крузенштерн. Экспедиция осуществлялась на двух судах - (командир Крузенштерн) и (командир Лисянский). Выйдя из Кронштадта в 1803 и обогнув Южную Америку, корабли вошли в Тихий океан. Посетив Маркнзские и Гавайские о-ва, они разошлись: Крузенштерн поплыл в сторону Камчатки, а Лисянский - к берегам Северной Америки.

lisynskiyЗдесь он установил связь с русской колонией, обследовал о. Кадьяк и восточное побережье Аляски. На протя- жении всего путешествия Лисянский проводил океанографические исследования. Особую ценность имеют его наблюдения над морскими течениями, позволившие ему совместно с Крузенштерном внести исправления и дополнения в существовавшие в то время карты морских течений.

Произвел астрономические определения географических координат посещенных им пунктов и указал наиболее удобные гавани. В китайском порту Кантон (ныне Гуанч-жоу) встретился с Крузенштерном. В июне 1806 экспедиция возвратилась в Кронштадт. Книга Лисянского.в 1803- 1806 годах> (1947) содержит много интересных географических и этнографических данных. В 1806- 1809 служил на Балтийском флоте.

Именем Лисянского названы остров, открытый им в Гавайском архипелаге, полуостров на северном побережье Охотского моря, гора на Сахалине.