Запятая в сложносочиненном предложении с соединительными союзами. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1. ЗАПЯТАЯ в сложносочинённом предложении

В сложносочинённом предложении его части соединяются союзами и, да (= и или но), а, но, однако, зато, а то, не то, или, либо, также, тоже и др. Перед ними или между повторяющимися союзами (ни … ни; ли … ли; то … то; не то … не то и др.) ставится запятая . Прекрасен мудрый путь зерна, и солнца вечный свет прекрасен. Внизу за рекой тянулись луга, а по взгорью подымался лес. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка.

Не ставится запятая перед союзом и , если он соединяет:

  • два вопросительных предложения. Кто это такие и что им надобно?
  • два побудительных предложения. Да будет свято имя героя и память о нём сохранится в веках!
  • два восклицательных предложения. Как красиво в этих местах и как хорошо здесь отдыхать!
  • два назывных предложения. Чужие скалы и мокрый снег, летевший навстречу машине.

Не ставится запятая перед союзами и, да (= и), или, либо , если простые предложения имеют:

  • общее вводное слово. По-видимому , он был в большом затруднении и в его собачьей душе совершалась какая-то борьба.
  • общий второстепенный член. Крылья у гуся были растопырены и клюв раскрыт. НО: У гуся и крылья растопырены, и клюв раскрыт. (повторяющиеся союзы)
  • общее придаточное предложение. Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и палило солнце, пока она не стала такой крепкой.
  • общее поясняемое предложение, связанное бессоюзной связью с остальной частью сложного предложения. Произошло два события одинаковой важности: люди научились летать и люди разучились удивляться этому.

2. ТОЧКА с ЗАПЯТОЙ в сложносочинённом предложении

Точка с запятой ставится перед союзами но, однако, всё же, тем не менее (реже перед и, да = и), если хотя бы одна часть сложного предложения значительно распространена или имеет в своём составе запятые.

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…

3. ТИРЕ в сложносочинённом предложении

Тире ставится (чаще перед союзом и, реже перед а, но ), если необходимо показать быструю смену событий, следствие или противопоставление. Немножко счастья - и человек сразу же становится лучше, добрее. Как будто надо было радоваться - но радости не было.

Сложносочиненным называют предложение, которое в своем составе имеет независимые части, связанные друг с другом Составляющие имеют, как правило, равное семантическое и грамматическое значение. Между ними может стоять запятая, точка с запятой или тире. Знаки препинания в сложносочиненном предложении - одна из самых сложных тем пунктуации.

Соединительные союзы

Какие ставятся в Это зависит от контекста. И для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, прежде всего необходимо понять, какую конструкцию имеет подобная единица языка. Если она состоит из двух или более простых предложение, то это сложносочиненное предложение. При этом его части имеют друг с другом смысловую связь, а разделяют их знаки препинания. В сложносочиненном предложении в большинстве случаев это запятые. Ставятся они при наличии одного из соединительных союзов (и, да). Примеры:

  • Осенняя листва горела на солнце оттенками зеленого, красного и желтого, и в этом ярком многоцветии так странно смотрелся пустынный и унылый берег реки.
  • Оглянитесь, и вы сможете увидеть столько нового и интересного.
  • Елена говорила шепотом, да и мать ее тоже старалась не шуметь.

Противительные союзы

Эти служебные части необходимы для объединения и связи однородных членов предложения. Они создают между ними смысловое противопоставление, подчеркивают различие или несоответствие. И перед такими словами всегда стоят знаки препинания. В сложносочиненном предложении - при наличии противительных союзов - составляющие части разделены запятой. Примеры:

  • У Ивана Петровича от усталости ныло все тело, но находиться в интересной компании и слушать любимую музыку было так приятно.
  • Надо наконец-то вывезти всю эту старую мебель на помойку, да другие дела совсем не оставляют времени на домашние хлопоты.
  • Коллеги относились к новой учительнице истории неприязненно, ученики же любили ее всем сердцем.
  • Материальная зависимость от кого бы то ни было не в ее принципах, зато работа и отдельная квартира создают ощущение свободы.
  • Родителям придется предпринять меры, а не то его однажды исключат из школы за такую успеваемость.

Помимо таких служебных частей речи, как но, же, зато, да, а не то , к противительным относятся также союзы а, однако, а то.

Разделительные союзы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении ставятся перед такими служебными частями речи, как или, либо, то…то, или…или, ли...или, не то…не то. При наличии двойного разделительного союза запятая всегда ставится перед второй его составляющей. Примеры:

  • Успокойся, или худо будет.
  • Он то замолкал, то снова начинал говорить.
  • Нужно что-то сделать, или он погибнет!
  • Серьезные ли у него намерения были, или он снова играл - было непонятно.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения при наличии двойного союза ставятся перед второй его составляющей.

Присоединительные союзы

К ним относятся союзы да, притом, также, тоже. Перед одним из них должна непременно стоять запятая. Примеры:

  • Она ему нравилась все больше и больше, он тоже, казалось, был ей неравнодушен.
  • Внешность этого человека производила довольно удручающее впечатление, голос его также был неприятен.

Пояснительные союзы

Как видно уже из названия, эти слова призваны пояснять, уточнять. Союзы этого вида - а именно, то есть. Перед ними всегда должна стоять запятая. Примеры:

  • После этого страшного события количество жильцов сократилось, а именно - остался лишь господин с безучастным выражением лица и две старушки, которые едва ли могли что-то слышать.
  • Время было выбрано для разговора подходящее, то есть было тихо, спокойно и не стоило опасаться прихода незваных гостей.

В каких случаях не ставятся знаки препинания?

В сложносочиненных предложениях, примеры которых приведены ниже, отсутствует запятая. В каждом из них есть соединительный союз. Но части предложения объединены второстепенным членом, а потому знака препинания не требуется. Примеры:

  • Вскоре после прибытия поезда городок наводнили туристы и праздно бродили по его улицам до позднего вечера.
  • У его матери огромные добрые глаза орехового цвета и мягкие льняные волосы.
  • К тому времени издательство опубликовало несколько детских книг и два сборника стихов.

Однако в том случае, если члены предложения объединены второстепенным членом, но союз повторяется, запятая ставится. Примеры:

  • В такую морозную зимнюю ночь и волк не бродит, и медведь не появляется из своей берлоги.
  • В солнечную безветренную погоду и работать не хочется, и песчаный пляж все манит и отвлекает от дел.

как общая часть

Общим может быть не только второстепенный член. В его роли иногда выступает и придаточное предложение. И, разумеется, в таком случае также не ставится запятая. Примеры:

  • Уже рассвело и на автобусной остановке собирались люди, когда он только возвращался домой.
  • Когда гостью провожали домой, на улице было совсем темно и только лунный свет озарял путь.
  • Когда он вышел на сцену, сердце его сильно билось и заметно дрожали руки.

Вопросительное предложение

Следует знать, что запятые перед соединительным союзом ставятся далеко не всегда. В отдельных случаях не требуются знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Примеры:

  • Кто он такой и почему пришел без предварительного звонка?
  • Как они сюда попали и что им нужно?
  • В котором часу состоится собрание и что именно на нем будут обсуждать?
  • Магомед придет к горе или горе следует направиться к Магомеду?

В каждом из вышеприведенных примеров предложение состоит из двух вопросительных основ. Части объединены вопросительной интонацией. А потому знаки препинания в сложносочиненном предложении такого типа не требуются.

Аналогично предыдущим примерам знаки препинания между частями сложносочиненного предложения не требуются в следующих фразах:

  • Уволить всех сотрудников и новых нанимать только после моего одобрения!
  • Как он смешон и как нелепы его выходки! (Восклицательное предложение.)
  • Стали искать следы преступления, но, как всегда, ничего не нашли (неопределенно-личное предложение).

Следует знать, что при повторении соединительного союза между безличными частями предложения ставится запятая. Пример: И дождик, и ветер, и мгла.

Точка с запятой

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения - это не всегда запятые. Если части сложной конструкции являются распространенными предложениями и имеют внутри себя также запятые, разделяют их точка с запятой. Примеры:

  • Все это он сам придумал, потому как решительно не помнил о том, что ему грезилось прошлой ночью; но когда мать, тронутая этим рассказом, принялась успокаивать и утешать его, он чуть было не расплакался.
  • Ей стало невыносимо грустно в тот момент, когда они виделись в последний раз; однако все же что-то похожее на облегчение появилось в ее душе.
  • Он говорил с ней ласково, держал за руку, и счастье светилось в его глазах; а она воспринимала все как должное, поскольку привыкла к восторженным взглядам и давно перестала их ценить.

Запятая с точкой ставится чаще перед такими союзами, как но, однако, да и, зато . И только в редких случаях - перед а. Примеры:

  • Пять лет велись эти странные работы над возведением здания; но то ли климат был неподходящим, то ли материал некачественный, только никак не продвигалось дело выше фундамента.
  • Учился он хорошо, хотя был не особенно усидчив; он никогда не о чем всерьез не печалился; однако находило на него время от времени какое-то дикое неудержимое упрямство.
  • Пьянство и безалаберность были распространены среди жителей этой деревеньки; зато многие необходимые качества были редкими для здешних обитателей: трудолюбие, честность, дружелюбие.

Правила постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях могут допускать наличие точки с запятой перед союзами да и и . Но лишь в тех редких случаях, когда этот знак стоит между двумя предложениями, которые без него были бы разделены точкой. Пример:

  • Вскоре весь парк, согретый лучами весеннего солнца, ожил, и капельки росы, как бриллианты, засверкали на тюльпанах; и старый, уже несколько запущенный парк казался в этот день по-праздничному нарядным.

Тире

Все вышеперечисленные предложения являются примерами применения правил, которые должен знать ученик средней школы. Одна из тем, которым уделяется на уроках русского языка особое внимание, - это «Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 9 класс - важный этап в школьной программе, когда полученные ранее знания обобщаются и закрепляются. Тире в сложносочиненных предложениях - более глубокая тема. Стоит привести хотя бы несколько примеров использования этого знака препинания.

Ставится он в тех случаях, если во второй части предложения присутствует резкое противопоставление или присоединение. Примеры:

  • Охотник бросил что-то в пылающий огонь - и тотчас все вокруг озарилось.
  • Он спешил туда, бежал что есть мочи - а там не было ни души.

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложносочиненном предложении, необходимо определить состав его частей. И если их всего две, и каждая из них односоставная номинативная, между ними следует ставить тире. Примеры:

  • Еще одно мгновение - и он падет к ее ногам.
  • Десять лет такого существования - и человеческая душа разбита.

Разделение предложения на две смысловые части

Иногда в одной длинной фразе заключается описание двух явлений или действий. В таких случаях предложение делится на две смысловые части с помощью тире. Пример:

  • В горах, если столкнешь с огромной высоты небольшой камень, он заденет в полете другой, затем третий, и они повлекут за собой десятки, а там и сотни - и вот страшная каменная лавина стремительно рушится вниз.

Но тире может разделять и простые конструкции: «Стоит только сказать доброе слово - и человек спасен».

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении - темы, которые освоить можно только с помощью практических упражнений. Правила быстрее запоминаются, если воспользоваться различными схемами. И хотя орфография и пунктуация - разделы гуманитарной науки, стоит создавать несложные графические изображения. Особенно, если речь идет о таком теме, как «Знаки препинания в сложносочиненных предложениях».

Таблица (союзы и знаки препинания в сложносочиненных предложениях)

Ниже приведена таблица, в которой содержатся основные правила использования запятой, точки с запятой и тире между частями Также указаны союзы, которые соответствуют тому или иному знаку препинания.

Знаки препинания не трубуются Запятая Точка с запятой Тире
Перед союзами и, да , если части предложения имеют общий элемент (второстепенный член предложения, придаточная часть, вводное слово, частица) и, да, тоже, также, притом
Части предложения распространены Во второй части присутсвует присоединение или противопоставление
Предложение состоит из частей, каждая из которых является вопросительным, побудительным, восклицательным или неопределенно-личным предложением Между простыми предложениями, перед союзами а, однако, же, не то, притом Одна или две части являются номинативными предложениями
Предложение состоит из частей, включающих в себя синонимичные слова Между простыми предложениями, перед союзами или, либо Предложение распадается на смысловые части
Между простыми предложениями, перед союзами а именно, то есть Предложение состоит из коротких конструкций

Из всего вышесказанного следует сделать вывод: чтобы правльно расставить знаки препинания, необходимо определить тип предложения, выделить его грамматические основы, а затем понять, к какому виду союзов относятся служебные части речи, связывающие части этого предложения.

Сложносочиненные предложения - это сложные предложения (то есть имеющие несколько грамматических основ), части которых равноправны (от одной части к другой нельзя задать вопрос) и соединены при помощи интонации и сочинительных союзов, которые делятся на следующие группы:

Между частями сложного предложения ставятся следующие знаки препинания:

Запятая

Тире

Точка с запятой

Выполняющая соединительную (союзы и, да = и, тоже, также, не только... но и, как... так и), разделительную (союзы то... то. не то... не то, или, иль, либо) и противительную (союзы а, но, да = но, зато, однако) функции:
Первый день прошел благополучно, и Павка шагал домой с чувством честно заработавшего отдых человека. (Н. Островский)

В тех случаях, когда вторая часть содержит неожиданный вывод, быструю смену событий или резкое противопоставление: Она глядит - и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А.С. Пушкин)

Если простые предложения значительно распространены и имеют в своем составе запятые: Много раз мы пытались подписать нужные бумаги; но то не было начальника, то выпадал праздничный день.
Запомните:
Точка с запятой чаще всего ставится перед союзами а, но, однако, же, зато, тоже, также, да и

Запятая НЕ ставится в сложносочиненном предложении :

  • при наличии общего второстепенного члена предложения:

    Вскоре после восхода солнца набежала туча и брызнул короткий дождь;

  • при наличии общего вводного слова:

    По-видимому, погода испортится и мы не поедем на дачу;

  • при наличии общего придаточного предложения (в предложениях с разными видами связи):

    Пока Алехин рассказывал, дождь перестал и выглянуло солнце. (А. Чехов);

  • перед союзом И, если он соединяет два вопросительных или два восклицательных предложения:

    Как ярко светит солнце и как тепло от этого на душе!

Запомните: в случае повтора союза в предложениях с общим второстепенным членом, общим вводным словом или общим придаточным предложениям запятая ставится:

    В лесу и ветра не было, и солнце, казалось, светило ярче.

Тестовые задания (В6)

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

1 вариант

Стоит ему переехать в другую страну на жительство, (1) и он уже эмигрант. Экономический эмигрант принимает любую систему, (2) лишь бы она создала ему условия. (Ф. Кривин)

2 вариант

В незапамятные времена здесь было большое болото, (1) но потом оно высохло, (2) заросло, (3), и сейчас о нем напоминал только глубокий,(4) вековой мох, (5) небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника. (К. Паустовский)

3 вариант

Выдумывают эти сезоны портнихи, (1) и длятся они неравно. Осенью носят калоши и драповое пальто, (2) держат переэкзаменовки, (3) ищут квартиры и шьют новые платья. (Н. Тэффи)

4 вариант

Где-то посреди высот, (1) уйдя назад, (2) светила луна, (3) и в голубовато-фиолетовой мути, (4) над невидимой землей, (5) висело, (6) неслось хищно искривленное гигантское крыло самолета, (7) крыло птеродактиля, (8) фантастической летучей мыши, (9) пожирающей пространство. (Ю. Бондарев)

5 вариант

И все же мало кому из женщин-сотрудниц присвоили звание, (1) а ее имя внесли в первый же довольно короткий список. Естественно, (2) дипломированный инженер, (3) давно здесь служит, (4) №все же в отношении сотрудников это присутствовало: (5) жена начальника. (А. Рыбаков)

Ключи к тестам

Между частями сложного предложения, соединенных союзами: и, да (=и), ни...ни; а, но, да (=но), однако, ...; или, либо, ли...ли, ...; да, да и, тоже, также; то есть, а именно.

Сверкнула молния, и послышался удар грома.

    Запятая не ставится

    • Ели части сложного предложения имеют общий второстепенный член:

Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

      Если есть общее придаточное предложение:

Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

В 8. Классификация сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненными предложениями называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Например:

Неизвестно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом.

Сложноподчиненное предложение может состоять из двух или нескольких простых предложений. В сложноподчиненном предложении одно предложение - главное, другое - придаточное. Главное предложение - это такое предложение, от которого мы ставим вопрос к придаточному. Придаточное предложение поясняет главное предложение, зависит от него и присоединяется при помощи подчинительных союзов и союзных слов. Придаточное предложение может стоять после главного, перед ним или разрывать главное предложение.

По значению придаточных предложений различают три основных вида сложноподчиненных предложений:

    сложноподчиненные предложения с придаточными определительными,

    сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными;

    сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? который? чей?, присоединяется к главном при помощи союзных слов: который, какой, чей или подчинительных союзов что, где, кто, куда, откуда. Например: Несколько раз я слышал от людей (каких?), которые только что отложили прочитанную книгу Пришвина одни и те (же) слова: «Это настоящее колдовство».

Сложноподчиненные предложения е придаточными изъяснительными

Придаточное предложение, как правило, поясняет глагол - сказуемое главного предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Присоединяется такое придаточное предложение при помощи подчинительных союзов или союзных слов: что, как, как будто, чтобы и др. Например: Жизнь Пришвина – пример того (чего?), как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой и начал жить только «по велению сердца».

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

В таких предложениях придаточное, как правило, уточняет место, причину, цель действия и др. В зависимости от значения к придаточным обстоятельственным ставятся различные вопросы, которые, в свою очередь, помогают определить смысл и значение придаточного.

Вид придаточного

Вопрос

Пример

Когда? С каких пор? Как долго?

Когда пришло время, отпра­вили Иванушку на службу.

Где? Куда? От­куда?

Мы устремились туда, отку­да были слышны голоса.

При каком усло­вии?

Почему? По какой причи­не?

Наша команда заняла первое место на турнире, потому что готовилась к соревнова­ниям серьезно.

Зачем? С какой целью?

Чтобы не заблудиться, я ре­шил вернуться на тропинку.

Следствия

Вследствие чего что произошло?

Снег становился белее и ярче, так что ломило глаза.

Образа действия.

Как? Каким об­разом?

Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.

Меры и степени

В какой мере? В какой степени?

Речка так блестит и сверка­ет, что глазам больно.

Сравнения

Как что? Как кто? Чем что? Чем кто?

Чем ближе мы подходили к дому, тем сильнее ощущали тревогу.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя для него это была трудная работа, он справил­ся с ней безупречно.

Сложноподчиненное предложение может иметь не одно, а несколь­ко придаточных предложений: с однородным подчинением, с последовательным подчинением , с параллельным подчинением .

Урок русского языка в 11 классе. Повторение и системацизация материала по теме"Знаки препинания в сложносочиненном предложении". Эта тема представлена на ЕГЭ в задании А19. Поэтому урок является и подготовкой к ЕГЭ. В ходе урока рассматриваются правила постановки запятой, тире в ССП, а также отсутствие запятой между простыми предложениями в ССП. Материал сопровождается презентацией. Содержит повторение орфографии и орфоэпии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

11 класс

Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Цель: повторить и систематизировать знания по теме «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Задачи:

  1. Учащиеся должны знать, какое предложение является сложносочиненным,

средства связи в ССП, правила постановки запятой или её отсутствия в ССП;

  1. Учащиеся должны уметь отличать ССП от простого осложненного, находить средства связи, правильно расставлять знаки препинания.

Оборудование : презентация, карточки, учебник

Ход урока

  1. Оргмомент.

Объявление темы урока, постановка цели и задач на урок

  1. Орфоэпическая разминка (слайд №2)
  1. Орфографическая работа (по карточкам)

Вариант1. Выписать слова с гласными –У-(-Ю-), объяснить условия выбора орфограмм

Вариант2. Выписать слова с гласными – Е-(-И-), объяснить условия выбора орфограмм

Дремл..щий, скле..в, стел..тся, пен..щиеся, наруша..мый, окле..вать, расходу..мый, обид..лся, усво..в, кол..щиеся, щипл..щий, клокоч..т родники

Одновременно 2 человека выполняют задание на доске.

Индивидуальное задание перед орфографической работой:

Составить связный рассказ на тему «Виды сложных предложений»,записать примеры ССП, СПП,СБП, сложного с различными видами связи.

  1. Проверка орфографической работы

Вопрос классу: Как называется ИВС, используемое в словосочетании клокочут родники?

  1. Повторение «Виды сложных предложений» - проверка индивидуального задания. Дайте определение ССП
  1. Повторение сочинительных союзов «Союзный дождь» (слайд № 3)

Учащиеся выписывают только сочинительные союзы, распределяя их на группы

1) соединительные 2) противительные 3) разделительные

Как…так и но или

И зато либо

Да (=и) да (=но) то…то

Тоже а не то…не то

Не только…но и однако то ли…то ли

Также

Ни…ни

7. Проверка (слайды №4,5,6)

Какую еще роль выполняют сочинительные союзы?

Как отличить простое предложение от сложного?

7. Работа с учебником – стр 331 «Синтаксический разбор ССП»

  1. Постановка знаков препинания в ССП (слайды № 7,8,9,10)

Одновременно анализируем предложения (на карточках у каждого ученика)

К слайду №8

1. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц.

2. Возможно, дождь скоро кончится и мы снова отправимся в путь.

3. Когда мы вышли из автобуса, шёл неприятный косой дождь и было холодно.

К слайду №9

1. Где вы провели вчера день и в каком музее вы хотели бы побывать завтра?

2. Как вкусно пахнет в пекарне и такой чудесный хлеб пекут там!

3. Мерный стук колес и редкие встречные огоньки.

  1. Тренировочные задания в формате ЕГЭ

Класс делится на 2 группы: слабые, средние - сильные

1 группа анализирует предложения по карточкам.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложениях.

  1. В начале апреля уже шумели скворцы () и летали желтые бабочки.
  1. На углу недавно поставили новый киоск () и теперь там продают газеты.
  1. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег () и укладывались правильными рядами.
  1. Темнеет () и странная тишина царит в селе.

2 группа определяет на слух вид предложения и записывает ответы цифрами (предложения читаются учителем)

  1. Мосты разрушены () и мы переезжаем реку вброд.
  1. Дорога вилась среди ореховых и дубовых кустов опушки () и терялась в тенистой чаще леса.
  1. Берег постепенно исчезал за кормой () и на востоке росла стена темноты.
  1. За рекой играла гармонь () и пели девчата.
  1. Отдохни () и мы пойдем дальше.
  1. Откуда приехали ваши друзья () и куда они держат свой путь?
  1. Морозная ночь () и заунывный волчий вой.
  1. Водяная пыль () и капли покрупнее окутали лес.
  1. Стало свежо () и резко пропали все запахи.
  1. По улицам бродили только куры () да изредка показывались собаки.

Варианты ответов (слайд №10)

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.
  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом и не нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и не нужна запятая

  1. Проверка (слайд №11)
  1. Обобщение (при наличии времени составить таблицу "Запятая в ССП")
  1. Итоги урока.
  1. Дом. задание: параграф 94

Упр. 467, А19 вар.10-15