Житие. Правильная семейная иерархия

Вопросы и задания

1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

3. Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

4. Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

1. Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

2. Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие от художественного авторского текста?

Литература XVIII века

Н. М. Карамзин.

События истории в произведениях XVIII века

В XVIII столетии значительно усиливается интерес русской науки и литературы к мировой и отечественной истории. Изучение летописей и других исторических документов приобретает характер научного исследования. В XVIII веке создаются такие замечательные труды по истории, как "История Российская" в семи томах В. Н. Татищева, начато создание "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина.

Писатели охотно обращаются в своем творчестве к сюжетам античной и родной истории, образам исторических деятелей прошедших эпох. Посредством изображения исторических событий авторы выражают свое осознание огромной значимости России в судьбах мира, а также высказывают собственные философские, нравственные, политические и социальные воззрения. Порой, обращаясь к событиям минувших эпох, они оценивают современность, высказываются по тем насущным проблемам, которые она поставила. Так, один из образованнейших людей петровской и послепетровской эпохи, архиепископ и писатель Феофан Прокопович создал трагедокомедию "Владимир", в которой обратился ко времени крещения Руси. Автору удалось в пьесе выразить свое отношение к актуальным проблемам XVIII века: распространение просвещения и внутрицерковные распри.

К исторической тематике обращались в своем творчестве М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Н. М. Карамзин. Опираясь на тот или иной исторический сюжет, они создавали оды, стихотворения, драматические произведения, повести. Таковы, к примеру, трагедии Сумарокова "Хорев", "Вышеслав", "Дмитрий Самозванец", "Синав и Трувор" и др., в которых на фоне событий, происходивших в Киевской Руси, в Смутное время и другие периоды русской истории, драматург рассматривает такие важные для его времени проблемы, как деспотизм, взаимоотношения человека и государства.

Одной из привлекающих внимание писателей и читателей тем была тема Новгорода Великого – его вольности, как в ранний период его развития, так и во времена присоединения к Московской Руси Иоанном III. Среди произведений, написанных на этот сюжет, выделяются трагедия Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский" и повесть Н. М. Карамзина "Марфа-посадница".

Трагедия Княжнина была написана в 1789 году. В ее основу автор положил летописный эпизод о мятеже Вадима Храброго против варяжского князя Рюрика, приглашенного славянами княжить на Руси. Вадим возвращается в Новгород после трехлетнего отсутствия. Пока он сражался с врагами, в самом Новгороде было уничтожено народное представительство, а власть полностью передана Рюрику.

В трагедии развертывается и любовная интрига: дочь Вадима и Рюрик любят друг друга, и в душе Рамиды происходит борьба между любовным чувством и долгом перед отцом. Однако в центре трагедии – столкновение Вадима и Рюрика как политических противников. Оба они обрисованы Княжниным как герои благородные, добродетельные и достойные уважения.

Рюрик – разумный монарх, он правит по просьбе народа, призвавшего его в трудный момент жизни Новгорода. Он готов примириться с Вадимом даже после мятежа. Вадим же выступает за республиканскую форму правления Новгородом. Он бескомпромиссен и не может примириться, что вольность сограждан навсегда уничтожена, а Новгородом будет править монарх. Монархия неприемлема для свободной души Вадима, с ней, по его представлениям, связана тирания. Потерпев поражение, Вадим предпочитает смерть рабству.

Николай Михайлович Карамзин
(1766–1826)

Тема Великого Новгорода и новгородской вольницы, борьбы между сторонниками монархии и республиканской формы правления привлекает внимание Николая Михайловича Карамзина, выдающегося историка и писателя XVIII – начала XIX века, как в "Истории государства Российского", так и в художественной повести "Марфа-посадница". В их основе – рассказ о покорении Новгорода великим московским князем Иоанном III.

Как же сложились судьбы Марфы Борецкой и других знатных новгородских бояр после поражения Новгорода и его присоединения к Московскому княжеству? Многие из них были прощены Иоанном в знак миролюбия. Семья Борецких была вывезена в Москву, ее имения были присоединены к княжескому имуществу. Марфу направили в ссылку в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини и получила имя Мария. Дата смерти ее остается неизвестной. Так излагали сведения о дальнейшей судьбе Марфы и Карамзин-историк, и многие другие ученые.

Однако драматизм и яркость событий, связанных с противостоянием Новгорода и Москвы в XV столетии, необычность для того времени личности женщины – политического деятеля, ее бескомпромиссной натуры вдохновили Карамзина на создание исторической художественной повести. В ней Марфа Борецкая наряду с Иоанном III становится главной героиней, и изображение ее существенно отличается от характеристики, данной автором в "Истории государства Российского".

Марфа-посадница, или Покорение Новагорода. Историческая повесть. В сокращении

Вот один из самых важнейших случаев российской истории! – говорит издатель сей повести. – Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новогородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новогородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев; они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новугороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

В наших летописях мало подробностей сего великого происшествия, но случай доставил мне в руки старинный манускрипт, который сообщаю здесь любителям истории и сказок, исправив только слог его, темный и невразумительный. Думаю, что это писано одним из знатных новогородцев, переселенных великим князем Иоанном Васильевичем в другие города. Все главные происшествия согласны с историею. И летописи и старинные песни отдают справедливость великому уму Марфы Борецкой, сей чудной женщины, которая умела овладеть народом и хотела (весьма некстати!) быть Катоном своей республики.

Кажется, что старинный автор сей повести даже и в душе своей не винил Иоанна. Это делает честь его справедливости, хотя при описании некоторых случаев кровь новогородская явно играет в нем. Тайное побуждение, данное им фанатизму Марфы, доказывает, что он видел в ней только страстную , пылкую, умную, а не великую и не добродетельную женщину.

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, "с крепким и серьезным складом жизни". Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда принимали странников, и связанное с ними "ищущее, мечтательно противящееся обыденности" начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.

"Замечательны… отношения с родными". И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но "с некоторой печатью". Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. "Отныне, - сказал он, - овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей".

Какие качества характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпизоды, которые произвели на вас наибольшее впечатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше построить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. "Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания".

"Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова" и основали Троицкий монастырь. Затем "Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг". Сергий в монастыре. Он упорен, терпелив, и он "боголюбив…". "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример".

"Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом".

"Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием…" "После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой". "Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст". "Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви".

Рассмотрите репродукцию картины М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?

На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написано в тексте жития "нашел не то, чего искал. Под дубом встретил "старца черноризца саном пресвитера". Очевидно, старец его понял:

Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на молитву".

Чем, на ваш взгляд, отличается каноническое (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Авторский текст предполагает более свободное обращение с канонами, правилами, по которым создавалось житие: в нем есть эпизоды, которые важны писателю для создания образа героя, его отличает более свободная композиция. Канонический текст более строгий, в нем не чувствуется отношение автора к герою.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к произведению «Преподобный Сергий Радонежский» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Жанр произведения - психологический рассказ. Герои - мальчик, дядя, мама, бабушка. Завязка - мальчик упрашивает дядю показать ему цифры и доставить небольшие детские радости. Кульминация - дядя резко обрывает мальчика, вызвав его бурные слезы. Развязка - ребенок учится писать цифры. Это рассказ о взаимоотношениях ребенка и взрослого, построенный на изложении отдельных моментов ссоры. О непонимании детских радостей, о нежелании взрослых идти ребенку навстречу, часто просто по причине собственной лени. Иногда дело
    Любимая сестра М. А. Булгакова Надежда Афанасьевна так вспоминала о начальной поре жизни будущего писателя: "1891 год. В Киеве на Госпитальной улице, которая, подобно большинству киевских улиц, шла в гору, в доме номер 4 у магистра Киевской духовной академии, доцента кафедры древней гражданской истории родился первенец. Отца звали Афанасий Иванович. Мальчик рос, окружённый заботой. Отец был внимателен, заботлив, а мать - жизнерадостная и очень весёлая женщина. Хохотунья. И вот в
    Какие нравственные черты человека опоэтизированы Хемингуэем в повести "Старик и море"? Какова основная идея повести? В основе повести лежит авторская идея "трагического стоицизма": перед лицом судьбы, несущей страдания и смерть, человек обязан сохранять достоинство и мужество. Поединок старика-рыбака с коварными силами океана, одновременно смертоносными и прекрасными, приводит к выводу о непобедимой силе человеческого духа, о том, что "человека можно уничтожить, но его нельзя победить". Почему мальчик всегда встречал старика и пытался
    Интегрированный урок в 8-м классе Литература и мировая художественная культура Урок проводится как итоговый после изучения по литературе «Жития Сергия Радонежского» и по МХК темы «Икона. Иконография святых». Оформление: записи колокольных звонов Троице-Сергиевой лавры; репродукции икон святого Сергия; репродукции картин М. Нестерова, Н. Рериха и других художников. Ход урока (Звучит колокольный звон.) Учитель. Звучат колокола колокольни Троице-Сергиевой лавры. Многие века колокольный звон сопровождал жизнь человека: оповещал о приближении врага, созывал ратников, воинов на битву, приветствовал победу,
    В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника (программа А. Г. Кутузова): обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создаётся образ святого Сергия Радонежского, заступника и молитвенника за русскую землю. Подсказка к способу выполнения задания: отметь карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях проставь условные обозначения (п. - поступок; пор. - портрет; пов. - поведение; др. - другие персонажи о герое; периф. - перифразы;
    Глава I Небольшое вступление, дающее краткое представление о содержании рассказа. Автор делится своими мыслями о детях и детстве, сетует на то, как трудно при воспитании детей быть рассудительным и "очень, очень умным дядей". Писатель как бы задается вопросом о разумности существующих методов воспитания. Глава II Описываются события, предшествовавшие ссоре дяди и племянника. Мальчик Женя просит купить ему бумагу и карандаши, чтобы в один день "выучиться читать, рисовать и писать цифры". Дядя из лени
    Сказки о музыке Как мальчик познакомился с нотками Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко. - Музыка, помоги мне поймать песню звезд, - попросил мальчик. Звезды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка.

Цели урока: углубить знания учащихся о жанре жития; помочь понять текст жития; развивать навыки анализа текста, содействовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Оборудование: репродукции икон Сергия Радонежского, картина И.М.Седых “Воскресенский храм”, иллюстрации Троице-Сергиевой лавры, репродукция картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, выставка книг о преподобном Сергии Радонежском и “Житие Сергия Радонежского”, фотографии Воскресенского храма.

Литературоведческие термины для урока: Агиография, герой, житие, легенда, метафора, образ, “плетение словес”, проблема, характер, шедевр, “этикетность” древнерусской литературы.

Словарь урока: аскетизм, благородство, благочестие, верность, высокомерие, гордость, грех, добродетель, кротость, любовь, милосердие, покаяние, прощение, смирение, страстотерпец.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать “Житие Сергия Радонежского”.
  2. Вспомнить особенности жития.
  3. Индивидуальные задания:

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей)… Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского? (Слайд №2). Презентация

Отчет учащихся: беседа с настоятелем храма отцом Игорем, сообщение по картине И.М.Седых. (Слайд № 3, 4, 5)

Писатель Борис Зайцев пишет: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого. Сергий глубочайше русский, глубочайше православный. В нем есть смолистость Севера России, чистый, крепкий и здоровый ее тип. Если считать – а это очень принято, - что “русское” есть гримаса, истерия и юродство…, то Сергий – явное опровержение. …Сергий как раз пример, любимейший самим народом, - ясности, света прозрачного и ровного”.

II. Повторение изученного.

Жанр жития нам уже знаком. Что такое житие? Вспомните его особенности.

Жития каких святых людей вам известны? (Житие Бориса и Глеба”, ”Житие Феодосия Печерского”)

III. Новый материал

В Древней Руси существовало два слова для обозначения литературного творчества:

1) художьство,

2) хытрость.

Записываем слова в тетрадь (в скобках русскими словами "хитрость" и "художество"). Словом "художество" принято было обозначать те произведения, которые были проникнуты высоким смыслом, писались ради великих идей. И в первую очередь сюда относились произведения житийной литературы, которые назывались словом "агиография" - святописание (используется съёмный словарь, слова записываются в тетрадь).

Этим словом и в современной литературе обозначают жития святых.

Итак, любое житие - художественное произведение, следовательно, создаётся оно по законам художественного творчества. И образ главного героя-святого тоже этим законам подчиняется. А как становятся святыми? (Ответы детей)

Учитель: Да немало надо потрудиться, чтобы так прославили тебя. Как же складывалась человеческая жизнь Сергия? Давайте вспомним этапы его жизни.

(Ответы детей).

План жития

1) Детство.

2) Жизнь, подвиги, учение.

3) Кончина.

4) Посмертная слава.

Учитель: Законы художества, законы творчества были общими для многих произведений. Какое бы житие мы бы ни взяли, мы увидим, что жизненный путь героя обрисован везде примерно одинаково.

Выделим то общее, что встретилось во всех планах. Своеобразна композиция жития. (Вспомним, что такое композиция?). Но композиция жития отличается от композиции других художественных произведений. Нет нарастания действия.

Вывод. Житие всегда построено так, чтобы наилучшим образом показать жизнь святого. Отсюда житие. Но в то же время оно похоже на гладкую дорогу.

Мы постоянно на уроках говорим об общих законах построения художественных произведений. Значит, и закон создания художественного образа здесь вполне действителен. Что это за закон? (Вообразить - преобразить - изобразить)

Художник Михаил Нестеров написал картину “Видение отроку Варфоломею”. На слайде репродукция картины. Давайте послушаем рассказ о том, что изобразил художник на картине.

Рассказ учащегося о картине М.В.Нестерова “Видение отроку Варфоломею”. (Слайд №6)

Задание: найдите в тексте “Жития Сергия Радонежского” эпизод, изображенный художником Нестеровым и выразительно прочитайте его.

Беседа по вопросам:

  1. Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?
  2. Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?
  3. Какую жизнь вел Сергий в юности?
  4. Что произошло с Варфоломеем после смерти родителей?
  5. Расскажите о жизни и трудах Сергия в пустыне.
  6. Перечислите добродетели святого.
  7. В каких условиях Сергий и братия строили Сергиевский монастырь?
  8. Как проявляется святость Сергия: внешний вид, одежда, занятия, труд, отношения с братией?
  9. Как в разных ситуациях, описанных Епифанием, раскрывается духовное богатство Сергия, его нравственные качества (авторитетность и роль в решении народных судеб: встреча с простолюдином и князем Дмитрием Донским перед Мамаевом побоищем, отказ от архиерейства и другие)?

IV. Итоги урока.

1. Обсуждение.

Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению богу и Руси?

Чем велик Сергий? Что делает в житии образ Сергия идеальным? Благодаря чему создается в нашем восприятии идеальный образ святого Сергия?

2. Обзор репродукции икон Сергия Радонежского, иллюстраций Троице-Сергиевой лавры, книг о Сергии Радонежском.

(Слайд №7)

2. Какие чудеса происходят после смерти Сергия?

Индивидуальное задание: подготовить сообщения о жанрах древнерусской литературы. (Слайд №8)

Литература

1. В мире литературы: Учебник для 7 класса/ Под общ.ред. А.Г.Кутузова. М. Дрофа.

2. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., - М.: Сов. Россия, 1991 г.

3. Фокеев А.Л. Начало всех начал. Саратов. Из-во “Лицей”. 2003 г.

Расскажите о родителях Варфоломея. Какие отношения складывались в семье?

Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди ти­хие и спокойные, почтенные и справедли­вые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детст­ва приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. В их доме всегда прини­мали странников, и связанное с ними «ищущее, мечтательно противящееся обы­денности» начало сыграло свою роль в судьбе Варфоломея. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усове­щивали его.

«Замечательны… отношения с родны­ми». И мать, и отец с ранних лет Варфоло­мея почувствовали в сыне необычное. Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго со­блюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упраши­вала сына не насиловать себя, но он поч­тительно, но твердо возражал.

Какие события, случившиеся с Варфоломеем в детстве, указывают на его избранность?

Варфоломею не давалась наука, и маль­чик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать.

В поисках жеребят он под дубом встре­тил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вы­нул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и то­варищей».

Какие качества характеризуют человека, по­святившего свою жизнь служению Богу и Руси?

Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудо­любие, добросовестность, природная скром­ность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, лю­бовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.

Прочитайте полностью повесть Б. К. Зайцева о Сергии Радонежском. Перескажите в классе эпи­зоды, которые произвели на вас наибольшее впе­чатление.

Можно выбрать различные эпизоды долгого пути преображения Варфоломея в Сергия Радонежского. Рассказ лучше по­строить по плану.

Обучение грамоте, неудачи и встреча со старцем. «Это дается тебе в знак благо­дати и для разумения Священного Писа­ния».

«Варфоломей и Степан выбрали мес­то в десяти верстах от Хотькова» и основа­ли Троицкий монастырь. Затем «Варфо­ломей же в полном одиночестве продол­жал полуночный свой подвиг». Сергий в монастыре. Он упорен, тер­пелив, и он «боголюбив…». «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример».

«Братия желала, чтобы Сергий стал игу­меном».

«Мамай решил покончить с непокор­ным Дмитрием…» «После трапезы Препо­добный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой». «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст». «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви».

Рассмотрите репродукцию картины М. Несте­рова «Видение отроку Варфоломею». Найдите в тексте жития эпизод, изображенный художником. Как передан на картине чудесный момент встречи со старцем?
На картине изображен эпизод встречи отрока Варфоломея со старцем. Мальчик искал пропавших жеребят, но как написа­но в тексте жития «нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черно­ризца саном пресвитера». Очевидно, ста­рец его понял:

— Чего тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил помолиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

И под тем же дубом встал старец на мо­литву».

Чем, на ваш взгляд, отличается канониче­ское (созданное по строгим правилам) житие, от художественного авторского текста?

Память: 5 / 18 июля (обретение мощей), 25 сентября / 8 октября

Почему наши дети не хотят воцерковляться? Почему после регулярных причастий и посещений воскресных богослужений в отрочестве потом юноши теряют интерес к церкви? Рассуждения о наших родительских ошибках и поведении... над житием преподобных Кирилла и Марии Радонежских - родителей преподобного Сергия Радонежского...

"Так всякое дерево доброе

приносит и плоды добрые, а худое

дерево приносит и плоды худые"

Игумен русских игуменов, учитель учителей

Государственники и патриоты видят в преподобном Сергии Радонежском игумена, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву, примирителе князей и "собирателя земли Русской"; другие видят смиренного аскета. Однако удивительная исключительность преподобного Сергия не только в контексте истории Русской Православной, но и истории Православия в том, что он стал игуменом игуменов, учителем и наставником целой плеяды монахов учителей и наставников, многие из которых канонизированы как святые. Два десятка личных учеников преподобного стали основателями известных монастырей! Только преподобный Авраамий Галицкий (один из первых учеников и постриженных в монахи) основал четыре монастыря!

Преподобный Сергий Радонежский. Икона, середина XVI века. Ризница Троице - Сергиевой Лавры

В святцах великое множество святых аскетов, которые бегали людей и жили уединенно, они славны не проповедуемым словом, а аскетическими подвигами, много и тех, кто хоть и жил уединенно, но славны наставлениями людей о вере, есть великие богословы и учителя, святители… Но много ли мы знаем угодников, которые смогли создать монашеский университет игуменов, монахов-управленцев, которые смогли в последствии собрать вокруг себя тысячи и тысячи людей, предопределивших историю и культуру России

И как сейчас нам России не хватает таких людей, собирателей и организаторов деятельных братств, кузниц ревностных жнецов, ибо, как и две тысячи лет у нас по-прежнему: "…жатвы много, а делателей мало" (Мф.9:37).

Детское воспитание предопределяет и духовную жизнь

Немало людей полагает, что если ты православный христианин, участвуешь в богослужениях и Таинствах, читаешь Писание, то будешь лучшим мужем, отцом, лучшим ученым или специалистом, работником или директором.

Увы, это не так. Святой Дух не сделал слова пророка и простого пастуха Амоса столь же искусными, как у высокообразованного Исаии. Ближайшие ученики и апостолы Господа были простыми людьми, и, увы, многие из них не оставили после себя ни одного слова. В то время как половину Нового Завета составили послания ревностного Савла, незнавшего лично Христа при Его земной жизни, но получившего тогда лучшее религиозное и светское образование.

Поэтому можно уверенно утверждать, что духовная жизнь человека, его подвиги, служение Богу и ближним в первую очередь предопределяется его психологическими особенностями и воспитанием, полученным в детстве от родителей и образованием, полученным в юношестве.

Жития многих святых не сообщают нам об их родителях, особенностях их жизни и воспитания своих детей. Но именно сейчас для нас, россиян, это актуально. Многих из нас родители не воспитывали в вере, от чего мы не получили так важного опыта воспитания детей в вере и благочестия. Поэтому мы идем труднейшим путем иногда непоправимых ошибок религиозного воспитания своих детей. У скольких из нас выросшие дети не взыскивают Бога: не читают Слово Божие, не молятся, не бывают в Церкви? Чего греха таить – сыновья большинства священников не идут учиться в семинарии.

Как не только спасти себя самого, но воспитать сына или дочь святыми? Попробуем рассуждать об этом над житием родителей великого игумена игуменов. Прославляя преподобного Сергия, почтим благодарной памятью и его родителей. Они стали корнем, давшим миру чудный плод веры и благочестия.

Родители Варфоломея

О родителях Варфоломея, будущего преподобного Сергия Радонежского, известно мало, в том числе и их мирские имена: первый составитель жития преподобного Епифаний Премудрый называл их Кириллом и Марией , однако именно с этими именами они прославлены как святые, будучи в схиме, в миру же у них, вероятно, были другие имена.

Благочестивые супруги принадлежали к знатному, но не богатому боярскому роду. В начале XIV века они жили недалеко от Ростова Великого, в небольшом селении Варницы, где находилось их поместье. Впоследствии на том месте, где, находился дом преподобных Кирилла и Марии, ростовский архимандрит Ефрем основал в 1427 году Варницкий монастырь.

Отец Варфоломея состоял на службе у ростовских удельных князей, и неоднократно сопровождая князей в Золотую Орду. К концу службы он сильно обнищал: для боярина Кирилла служба не была "кормушкой", которую он использовал для обогащения семьи.

Предание указывает, что супруги строго соблюдали все церковные уставы, посты, любили богослужение, заботились о делах милосердия: помогали бедным, принимали странников, раздавали щедрую милостыню. Суете княжеского двора они предпочитали простую уединенную жизнь в своем поместье, не пренебрегали и обычными сельскими трудами.

У них было три сына: Стефан, Варфоломей и Петр. Известна молитва Марии о своих детях: "Господи! Спаси меня, соблюди меня, убогую рабу твою, и младенца этого, которого ношу я во утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, охраняющий младенцы, да будет воля Твоя, Господи! И да будет Имя Твое благословенно во веки веков. Аминь".

Своих детей супруги воспитывали в Законе Божием, благочестии и целомудрии. Когда пришло время, боярин Кирилл отдал своих сыновей учиться грамоте.

Окончили свою благочестивую жизнь супруги в трех верстах от Радонежа в Покровском Хотьковом монастыре, который в Московском княжестве в то время был обителью и старцев и стариц. Здесь, приняв сначала монашеский постриг, а затем схиму, преподобные Кирилл и Мария проводили последние годы своей жизни. Есть предположение, что перед смертью они благословили Варфоломея на иноческий.

Отягощенные болезнями и старостью схимники-бояре недолго подвизались в своем новом звании. Около 1337 года они отошли к Господу. Дети похоронили в Покровской обители, которая с того времени сделалась усыпальницей рода Сергиева. Здесь же впоследствии был погребен и их младший сын Петр с супругой Екатериной.

Заботливый сын, преподобный Сергий, уже став известным, заповедал, прежде чем идти к нему в Троицкую обитель, зайти в Покровский монастырь и помолиться об упокоении его родителей. И многие паломники, идущие из Ярославля и Владимира, сначала миновали Троицкий монастырь, чтобы исполнить этот обычай, и потом из Хотькова возвращались к стенам Сергиевой обители.

Трижды молитвами преподобных Кирилла и Марии Хотьков монастырь был избавлен от холеры во время эпидемий в 1771, 1848 и 1871 годах. С конца XVIII века преподобные Кирилл и Мария почитались как местные святые. Летопись Покровского Хотькова монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его святым родителям спасало людей от тяжких недугов.

Часто и сам игумен Сергий приходил в Хотьков монастырь, чтобы помолиться у гроба родителей, поклониться их святым мощам и совершить заупокойное богослужение, поэтому в старину можно было встретить иконы, на которых преподобный Сергий изображен в иерейском облачении, молящимся у гроба своих родителей, с кадилом в руке.

***

Итак, попробуем реконструировать семейную атмосферу, в которой воспитывался Варфоломей.

Добродетели святого семейства

Нелицемерный пример целостного личного благочестия и доброделания

Именно отсутствие этого, целостного личного благочестия - одна из главных причин того, что у нынешних родителей-христиан дети вырастают маловерами . Первые десять лет с начала воцерковления человек считается "новоначальным". Опыт Церкви показывает, что только после 10 – 15 лет при правильно направленной духовной жизни у христианина наступает действительно глубокое и качественное преображение, начинает восстанавливаться целостное мышление и поведение.

До этого же мы живем в некоем раздвоенном состояние, духовной шизофрении (от греческих слов "раскалываю" и "ум"). Зарождающийся новый человек во Христе тянет нас в горнее, декларирует внешним, детям и себе новые заповеди и нравственность, а ветхий отягощает нас ленью к молитве, участию в Литургии, чтению Священного Писания, получению религиозного самообразования. Из ветхого человека все время прорываются гнойники старых и привычных грехов. Чуткая душа детей может воспринимать это не как внутреннею борьбу, а как лицемерие родителей – говорят и учат одного, а поступают по другому и худшему.

Замечу, этой участи не избежал даже апостол Павел: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7:15-19).

Изначальная праведность родителей Варфоломея

Увы, многие из нас начинают воцерковляться в зрелой жизни, совершив многие смертные грехи, которые на многие годы накладывают мертвенность на душу человека , прорезают в ней неизгладимые шрамы. Отцы Церкви в прошлом накладывали, например, на блудников 10-летнюю епитимию отлучения от причастия Христовых Таин, а на убийц, в том числе на совершительниц абортов, 15-летнюю епитимию. Подобное многолетнее отлучение от Причастия сейчас воспринимают как некое наказание, сродное наказаниям за преступления в миру, от чего "из жалости" к людям такие епитимии сейчас не применяют.

Между тем это, прежде всего, констатация Церковью того, что совершенный грех на столько-то лет, даже при покаянии человека наносит его душе мертвенность, из-за которой благодать Христовых Таин не усваивается, не дает благодатного плода, но хуже того, может привести к тому, о чем писал апостол: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает" (1 Кор. 11:29-30).

Мне лично известны свидетельства людей, которых за блуд не отлучали на 10 лет от Причастия, но они рассказывали, что это Таинство начало давать плод, и их поведение сущностно меняться только после 10 - 12 лет с момента покаяния и прекращения блуда.

Именно это, по моему наблюдению, может быть объяснением того, что одни даже после 5 – 10 лет в Церкви практически качественно не изменяются, другие бывают абсолютны глухи к проповеди и заморожены в богоискательстве.

Не потому ли многие женщины приходят в Церковь в старости, как раз после 15 – 20 лет с момента совершения последнего аборта. А мужчин и вовсе на пересчет (бес в ребро-то бьет, когда седина в бороде появляется)

Не потому ли храмы наши по-прежнему наполнены преимущественно пожилыми людьми, а молодежь в своих смертных греха, прежде всего в блуде, не видит храмов?

Личный пример предельно высшего аскетизма и доброделания

Нет оснований сомневаться, что аскетизм родителей Варфоломея был предельно высоким, что это не просто житийное педагогическое приукрашивание. Если современная женщина носит юбку в пол, то дочь будет носить юбку до колен, если мать носит юбку до колен дочь - уже миниюбку, ну, а если мама носит мини…

Если мы хотим от своих детей, скажем так, "обычного благочестия", родители должны следовать благочестию на уровне подвига. Правильное воспитание детей – это жесточайшая самодисциплина самих родителей . Могут ли родители, необязательно исполняющие пост, через раз и два ходящие на богослужение, ленивые к молитве воспитать двух монахов, любящих пост и молитву, из трех своих сыновей?

Правильная семейная иерархия

Гармоничные дети вырастают именно в семьях, где отец - реальный глава семьи, а жена является смиренным помощником мужу , т.е. тем, кем женщина должна быть изначально по замыслу Бога: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18).

При безотцовщине, в семьях, где отец подкаблучник, всячески помыкаемый женою, мальчики имеют множество психологических проблем, плохо социализируются, растут конфликтными или замкнутыми индивидуалистами, плохо уживающимися в коллективах. Если муж реальный авторитет для жены и воспринимается ею как учитель, детям, поначалу более привязанными у матери, ею передается им правильная система иерархии и почтение к отцу. В этом случает они лучше обучаемы, ибо ребенок, воспринимающий с уважением отца как учителя, переносит свое уважение и на других мужчин, способных дать ему знания и мудрость. Кстати, учителями в древности были только мужчины.

Уважающий старших юноша быстро мужает, добивается успехов в карьере. Как бы ни казалось странным, но именно правильная семейная иерархия и почитание отца делает мужчину хорошим организатором и начальником.

Отец-воин, христианин-воин

Мною все более ощущается, что в нашей современной церковной среде все более настойчиво из юношей и мужчин пытаются делать "терпил" в духе "всехлюблюникогонеосуждаю" с псевдосмирением: они молчат и не обличают беззаконие и неправду, они считают себя самыми недостойными, отчего безразличны к карьере, глупы и бесталанны.

Между тем нормальный мужчина – это мужчина-воин во всем, ищущий совершенство .

В посланиях апостола Павла немало воинских образов: "Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых" (Еф. 6:14-18).

Психически здоровый мужчина - это мужчина, стремящийся к совершенству в том, чем он занят. И к этому нас призывает Господь: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:48) или "… чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу" (Кол.4:12).

Вот истинное смирение, порождающее совершенство:

"С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная,; терпение же должно иметь что испытание вашей веры производит терпение совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка " (Иак.1:2-4).

"Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного . И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор.9:24-27).

У нас любят толковать о смирении низших перед высшими, но не об этом говорил Господь своим первоверховным ученикам: "Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " (Мф. 20:25-28).

Поэтому есть все основания полагать, что стремление к совершенству и истинное мужское смирение - жертвенное служение другим Варфоломей получил от своего отца , как тот самоотверженно служил князю и народу, преподобный Сергий служил братии своего монастыря.

Священник – это лидер, организатор, учитель, мужчина с большой буквы, христианин-воин, который привлекает к себе, прежде всего, других мужчин своей мужественностью и мудростью. Не потому ли так малы наборы семинарии в России, где институт семьи разрушен и царит безотцовщина?

Образование

Одна из главнейших функций и обязанностей мужчины – быть учителем, в первую очередь своей жене и детям, а потом и другим .

Мужчина просто обязан быть умным .

Законодатель и величайший пророк Моисей получил лучшее египетское образование. Так называемые "большие" или "великие" ветхозаветные пророки, оставившие нам многоглавые книги – это образованные люди. И, конечно, вспомним еще раз о высокообразованном апостоле Павле. Великие святители, столпы православного богословия имели прекрасное светское образование.

Боярин Кирилл дал своим трем сыновьям достойное образование, школьное в традиционном понимании и профессиональное. При этом, если бы поначалу неспособный к образованию Варфоломей не стремился к образованию, он и не получил бы чудесным образом способность к обучению.

Тут уместно вспомнить царя Соломона: "…даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу , так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои" (3 Цар. 3:9-14).

Пожалуй, это самый лучший гимн образованию! А еще Господь сказал: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф.5:6).

Русское монашество времен преподробного Сергия – это монашество, куда уходила после службы элита общества – князья и бояре или их дети. Русское монашество синодального периода - это монашество малообразованных крестьян и купцов. К чему это привело, писал святитель Игнатий Брянчанинов, давая нелестную характеристику монастырям XIX века:

"Рассматривая формулярные списки братии Валаамского монастыря, нашел я в числе 115 братьев: из них только 16 человек грамотны, из сих 16-ти образованный человек только один - иеромонах Аполлос, образованность прочих простирается не далее, как до знания почитывать и пописывать. Прочие 99 братьев или из мещан, или крестьяне, или вольноотпущенные лакеи, имеется отставных солдат 7 человек. Из сего можно заключить о простоте и невежестве, столько натуральных валаамским старцам. Они ревнуют по Православию, требуют для еретиков тюрьмы, цепей, сами возмущаются и возмущают образованных людей, к ним присылаемых, которые, видя их ревность, переходящую в жестокость и неистовство, соблазняются их православием… Сомнение о ереси до того распространилось в ревнителях, что они почитают еретиком всякого брата, занимающегося в келье какими бы то ни было выписками… "Блюди, - говорит Великий Варсонофий некоторому иноку, - да не покажут тебе помыслы твои комара верблюдом и камешка утесом". Сие бы можно было посоветовать и тем семи или осьми валаамским старцам, кои подозревают в ереси игумена" (Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. -М., 2002, -С. 124-127).

Тогда не было академий государственной службы и университетов, поэтому основам боярской службы учил сам отец, и все сыновья помогали ему в службе, включая Варфоломея, которого отец не сразу отпустил из дома. И был Кирилл, думается, очень грамотным боярином. Отцовские управленские знания, во-первых, помогли в организации хозяйства и управления лавры, во-вторых, помогали в общении с князьями и боярами, которые тянулись к преподобному Сергию не только ради его аскетических подвигов, но мудрости, в том числе и "управленческой" мудрости. И не она ли помогала ему в примирении враждующих князей?

***

Многому добродетельному и поучительному можно поучиться у родителей Варфоломея, если рассудительно вчитываться в их жизнь, но перечисленное, пожалуй, главное.

Лучшим выводом будут слова Епифания Премудрого: "Ведь нужно было, чтобы дарован был Сергий Богом многим людям для блага, для спасения и для пользы, и поэтому не пристало такому младенцу от неправедных родиться родителей, и другим, то есть неправедным родителям, не пристало бы родить это дитя. Только тем избранным родителям Бог его даровал, что и случилось: соединилось добро с добром и лучшее с лучшим".

"Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые" (Мф. 7:17). Чтобы стать добрым деревом, нужно воспитывать себя за годы до брака и рождения детей, беречь себя от калечащих душу на многие годы смертных грехов, и, конечно, умножать свои добрые дела.

Кстати, секрет святости семьи преподобного Сергий Радонежского впервые показал христианам римский сотник Италийского полка Корнилий: "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу " (Деян. 10:2).

Максим Степаненко , сотрудник

Миссионерского отдела Томской епархии

Русской Православной Церкви

***

Молитва преподобному Сергию Радонежскому:

  • Молитва преподобному Сергию Радонежскому . Преподобный Сергий Радонежский - один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых. Преподобный стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян. Преподобному Сергию молятся о помощи в учении, в иноческом делании, о преодолении страстей, о возрастании веры, о сохранении Отечества от нашествия иноплеменных