Жизнь немцев после второй мировой. Почему германия была поделена на фрг и гдр

Германия сдалась 8-ого мая 1945 года. Закончилась Великая Отечественная война. История послевоенной Германии – это рассказ о волнениях, гражданской борьбе и возрождении. История ГДР и ФРГ.

Послевоенная ситуация привела к разделению Германии. Холодная война, которая следовала после Второй мировой войны, расколола мир на два лагеря: коммунистический восток во главе с Советским Союзом и западный капиталистический мир во главе с США. Германия была разделена в 4 части: северо-запад был под властью британцев, юго-западная часть была захвачена французами, юг находился под контролем США, а Советы установили свой контроль над восточной Германией.

Потсдамская Конференция в 1945 году решила будущее Германии. Было принято решение, что Германия компенсирует Союзным государствам потери, которые они понесли во время войны. Компенсации были в форме товаров и оборудования. СССР получил львиную долю репарации. Однако между странами возникли разногласия относительно доли компенсации и будущего страны. США и Великобритания стремились к демократии и экономической самостоятельности Германии. Советы хотели большую территорию и были против идеи немецкого развития. Французы также хотели значительную часть земли и наложили вето на план объединения правительства страны. Консенсусом, устроившим всех, стало образование Германской Демократической Республики (ГДР) под руководством СССР на востоке, и Федеративной Республикой Германия (ФРГ) на западе под эгидой США и Великобритании. С самого начала разделения территория под контролем СССР стала экономически отставать.

Восстание рабочих ГДР произошло 17 июня 1953 года, когда по всей Восточной Германии прошла череда стачек и демонстраций.

Начало Берлинского восстания связано с берлинскими рабочими, строившими элитное жилье для номенклатуры. 16 июня 1953 года рабочие вышли на улицы в знак протеста против указа Правительства о повышении трудовых норм на 10 процентов. Очень скоро к социальному добавился и политический протест: прозвучали первые требования об отставке правительства. Немцы требовали проведения свободных выборов и вывода советских войск. О берлинских событиях по радио узнали и жители других городов. 17-го июня вся страна пылала в народных волнениях. Порядка миллиона человек вышли на улицы. Более тысячи предприятий объявили забастовку. В Хале, Биттерфельде и Герлице демонстранты захватили городскую власть. Правительство ответило жестко, с помощью советских войск и ШТАЗИ подавив волну протеста, убив лидеров и заточив в тюрьмы активистов. Согласно введенному чрезвычайному положению, были запрещены все демонстрации, собрания, митинги и скопления людей более трех человек на улицах и площадях, а также в общественных зданиях. Было запрещено передвижение пешеходов и транспортных средств в ночные часы. Нарушители этого приказа наказывались по законам военного времени. Всего за пару дней жизнь вернулась в свое русло. Однако протест продолжал жить.

Социалистическое правительство ГДР объявило о создании стены, которая предотвратит влияние Запада. Многие люди сбежали на запад до строительства, некоторые были убиты во время ее возведения и еще больше при попытках ее преодолеть. Берлинская стена, которая показала полное различие между коммунизмом и капиталистическим миром, была закончена в августе 1961 года.

70-80-ые годы были отмечены быстрым экономическим подъемом и на Востоке и на Западе Германии. Два строя, социализм и капитализм, конкурировали между собой, возводя экономическое чудо на территории одной отдельно взятой страны. В то время как Восточная Германия была политическим козлом отпущения упрямого коммунистического режима и «младшим братом», на Западе существовала неконтролируемая коррупция и политическая нестабильность. Потребность объединения Востока и Запада исходила в первую очередь от «вестис» (восточных немцев). Благодаря уменьшающемуся советскому влиянию и большому давлению со стороны населения, Восток и Запад были

Германия после Второй мировой войны. Образование двух немецких государств

План

1. Послевоенное урегулирование германского вопроса

2. Период оккупации

3. Берлинский кризис 1948 г.и раскол Германии

1. Послевоенное урегулирование германского вопроса

Вопрос о судьбе Германии ЯВЛЯЛСЯ одним из центральных при обсуждении главами государств антигитлеровской коалиции путей послевоенного урегулирования. Лейтмотивом этих переговоров являлись идеи справедливого возмездия виновникам войны и защиты мирового сообщества от новой угрозы со стороны Германии. Уже на советско-английских переговорах в Москве в декабре 1941 г. обеими сторонами было заявлено о необходимости отторжения части территории рейха: восстановлении суверенной Австрии, возвращении Восточной Пруссии Польше и Судетской области Чехословакии, возможно - создании независимых государств в Рейнской области и Баварии. В американской администрации идея расчленения Германии имела как сторонников, так и противников. В октябре 1943 г. на Московской конференции США представили документ «Основные принципы капитуляции Германии», в котором речь шла лишь о «децентрализации» Германии, направленной на «уменьшение прусского влияния на рейх».

В ноябре 1943 г. американская и английская делегации выступили на Тегеранской конференции в поддержку наиболее жесткого решения германского вопроса. Предполагалось образование на территории Германии пяти автономных государств либо отторжение южногерманских земель для образования вместе с Австрией и Венгрией Дунайской федерации. Иную позицию занял Сталин, считавший, что радикальное расчленение Германии может стать лишь основой для новой вспышки немецкого национализма и реваншизма, тогда как искоренению милитаризма и нацизма в Германии больше будет способствовать послевоенное сотрудничество стран коалиции. 15 января 1944 г. британским правительством был внесен на рассмотрение союзников план разделения Германии на зоны оккупации. В нем впервые была обозначена та линя, которая потом стала границей между ФРГ и ГДР. На Квебекской конференции в сентябре 1944 г. Черчилль согласился и с планом послевоенной политики в отношении Германии, разработанным министром финансов США при Моргентау. Этот проект предполагал территориальное расчленение Тернии, сокращение ее промышленного потенциала и стимулирование аграрного производства под жестким международным контролем. Лишь по мере приближения окончания войны позиция США и Великобритании существенно смягчилась.

На Ялтинской конференции 1945 г. вопрос о территориальном расчленении Германии уже напрямую не ставился. Был лишь подтвержден проект формирования зон оккупации, причем из американской и английской зон выделялась территория для образования зоны оккупации Франции. В ялтинском коммюнике впервые была обнародована общая формула послевоенного урегулирования Германии - «демилитаризация и демократизация страны» Выполнение этих задач требовало денацификации политической системы Германии с предоставлением немцам права решить впоследствии вопрос о государственном устройстве и децентрализации (демонополизации) германской экономики как основы разрушения ее военно-промышленного потенциала. Поставленный советской стороной вопрос о взимании с Германии репараций не был решен, хотя справедливость такой компенсации материального ущерба признавалась всеми делегациями.

Окончательно германский вопрос решился на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. Конференция утвердила Декларацию о поражении Германии и коммюнике, подтвердившее принципы политики в отношении Германии, сформулированные в Ялте. Территория Германии, в том числе территория Берлина, была разделена на четыре зоны оккупации. При этом советская зона включала 40 % территории, 30 % населения и 33 % производственного потенциала. Для координации создавался Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая), а также Контрольный совет главнокомандующих, совместные комендатуры в Берлине. Был закреплен принцип сохранения экономического единства Германии и право немецкого народа на создание единого демократического государства. Но характерно, что уже в текст Потсдамского соглашения было введено понятие «западные зоны».

Потсдамская конференция установила новые границы Германии: Восточная Пруссия была отдана Советскому Союзу, территория до Одера и Западной Нейсе - Польше, Судетская область возвращена Чехословакии, восстановлен суверенитет Австрии. Немцы, проживавшие на территории Польши, Чехословакии и Венгрии, подлежали депортации в Германию.

Вопрос о суммах и источниках репарационных выплат вызвал дискуссию. В итоге было принято предложение американской делегации, согласно которому репарации должны были взиматься каждым правительством в своей зоне оккупации, а также из германских активов за границей (в Болгарии, Венгрии. Румынии, Финляндии и Австрии). СССР отказался от изъятого в Германии золота в пользу западных держав, но получил право на 10 % промышленного оборудования из западных зон оккупации. Германский флот был разделен поровну между СССР, Великобританией и США. Окончательная сумма репараций не была определена, поскольку британская и американская делегации выразили сомнение в возможности Германии удовлетворить требования СССК

Союзный Контрольный Совет (СКС) в составе главнокомандующих оккупационными войсками СССР, США, Великобритании и Франции был создан в июне 1945 г. В первые месяцы своей работы СКС принял директивы «О ликвидации вермахта», «О роспуске немецких полувоенных организации», «О запрещении военного строительства в Германии», конкретизирующие комюнике Потсдамской конференции. СКС получил всю полноту власти на территории Германии. Его решения принимались на основе консенсуса с возмож-остью любой стороны использовать право вето. Но административное правление осуществлялось в оккупационных зонах автономно. Под контролем оккупационных властей воссоздавались местное самоуправление и немецкие политические партии. Как предварительный шаг по формированию единого германского правительства предполагалось создание центральных департаментов (финансов, транспорта, внешней торговли и промышленности), действующих под контролем СКС.

2. Период оккупации

германский война оккупация кризис

Сокрушительное поражение в войне поставило Германию на грань экономического и социально-психологического круга. Только потери вермахта составили 13,5 млн человек. Всего в годы войны Германия потеряла около десятой части населения. Многие города, особенно в восточной части страны, лежали в руинах. Большая часть промышленного оборудования была уничтожена бомбардировкой или демонтирована победителями. В 1946 г. промышленное производство составляло около 1/3 от довоенного уровня, на три десятилетия было отброшено сельское хозяйство. Экономика испытывала острую нехватку рабочих рук. Транспортная инфраструктура и энергосистема были полностью разрушены, межрегиональные торговые связи разорваны. Обычным явлением стала всеобщая спекуляция, господство «черного рынка» и пустые полки магазинов. Из-за военных разрушений и перемещения населения обострилась жилищная проблема. В 1945 г. уровень обеспеченности населения предметами первой необходимости в расчете на душу населения выглядел следующим образом: пара ботинок - на двенадцать лет, костюм - на пятьдесят лет, тарелка - на пять лет, одни пеленки - на пять лет. Большинство немцев голодали.

Материальные потери дополнялись полной дезорганизацией финансовой системы. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, а государственный долг с 27,2 млрд марок в конце 1938 г. возрос к маю 1945 г. до 377,3 млрд. Инфляция достигала 600 % по отношению к Довоенному уровню. Продолжительность рабочего дня составляла 16 и более часов, а заработная плата оставалась на уровне 1940 г.

Не менее разрушительные последствия имел психологический шок, охвативший немецкое общество. Характерными чертами умонастроений стали внутренняя опустошенность, апатия, озлобленное отвращение к политике, страх перед будущим. Сложнейшей проблемой было возрождение национального самосознания, новое понимание своего места в мире, решение вопроса виновности в войне. Формирование гражданских органов управления было чрезвычайно усложнено. Политическая активность масс оставалась минимальной. Большая часть прежней чиновничьей и политической элиты была обвинена в связях с нацистами и удалена с общественных должностей. Отсутствовало массовое движение Сопротивления, которое в аналогичной ситуации во Франции и Италии давало кадры для нового управленческого аппарата. Не смогли добиться согласия в вопросе о формировании немецких органов управления и союзники.

Уже в октябре 1945 г. американская администрация поставила вопрос о создании центральных немецких департаментов в соответствии с решениями Потсдамской конференции. Но эти предложения вызвали решительный протест со стороны Франции, добивавшейся максимальной децентрализации германского государства. Не имея возможности преодолеть французское вето, США внесли в СКС в ноябре 1945 г. предложение о создании центральных департаментов для трех или двух зон. Советская администрация, стремившаяся к сохранению дружественных отношений с Францией и испытывавшая недоверие к американцам, объявила это нарушением принципа четырехстороннего управления Германией и шагом к ее расколу. Управление процессом восстановления осталось всецело под контролем оккупационных властей.

Деятельность Советской военной администрации Германии (СВАГ) была осложнена необходимостью сочетать шаги по нормализации материального обеспечения населения и изъятию промышленного оборудования, товаров потребления, транспорта и сырья в счет репараций. С территории Германии было вывезено почти 22 тыс, вагонов «обозно-хозяйственного имущества» и более 73 тыс. вагонов «квартирного имущества», в том числе 154 вагона тканей и мехов и даже 24 вагона музыкальных инструментов. В СССР было отправлено свыше 2 млн голов скота. Демонтаж промышленного оборудования произошел на 3474 промышленных и хозяйственных объектах. Лишь с января 1947 г. было решено прекратить демонтаж и создавать на базе крупных предприятий советские акционерные общества, продукция которых поступала в СССР в счет репарации.

Офицеры СВАГ не имели опыта административной работы и ориентировались на жесткие методы управления, формирование упорядоченной хозяйственной системы. Особое место в структуре СВАГ занимали Служба безопасности и Управление пропаганды и цензуры. Большую активность в Восточной Германии проявляли также службы НКВД и СМЕРШ. В отличие от западных зон на востоке Германии вскоре были созданы и немецкие административные органы. Но их действия всецело определялись советской администрацией

Уже с конца 1945 г. в советской зоне оккупации были предприняты активные шаги по проведению экономической реформы. Конфискация промышленных предприятий у лиц, признанных военными и нацистскими преступниками, приобрела исключительно широкий характер. СВАГ организовала референдум о судьбе конфискованных предприятий, в результате чего они были объявлены народной собственностью. Таким образом, в государственный сектор экономики перешло около 60 % восточногерманской промышленности. Функционирование этого сектора стало осуществляться на принципах плановости, с предоставлением широких прав по самоуправлению заводским советам и профсоюзам.

В течение 1945-1946 гг. была осуществлена и аграрная реформа. 3,3 млн га земли, конфискованных у юнкеров и бауэров, вместе с хозяйственными постройками, скотом и 6 тыс. тракторов были переданы 560 тысячам безземельных и малоземельных крестьян. Эти земли составляли 33 % сельскохозяйственной площади восточной зоны. На них начали создаваться общинные объединения крестьянской взаимопомощи, а в 1949 г. все участки, переданные крестьянам в ходе реформы, были объявлены народной собственностью и стали основой для образования коллективных хозяйств («народных имений»).

Экономические преобразования в западных зонах изначально приобрели иную направленность. Несмотря на меньший масштаб разрушений, положение населения здесь было сложнее, нежели на востоке. Еще в последний период войны на юге Германии стали скапливаться массы беженцев. Сюда же устремились эмигранты из советской зоны, а также большая часть переселенцев из Чехословакии, Венгрии и Польши. Если в Восточной Германии в 1945 г. население составляло 17 млн немцев, то в западных землях - 44 млн. Впоследствии эта разница еще более усилилась.

Тяжелое положение немецкого населения заставило западную администрацию отказаться от широкомасштабного изъятия товаров и демонтажа оборудования в счет репараций, а также гарантировать получение немецкими рабочими заработной платы, независимо от остановки производства. Важным обстоятельством оказалось и то, что приток бесплатных немецких промышленных товаров фактически являлся демпинговым для «перегретой» американской экономики. Поэтому из западных зон вывозилось преимущественно СЬ1Рье, а также специальное оборудование научных лабораторий технических центров.

Оккупационные власти западных зон первоначально не имели четкого плана экономических мероприятий. Во всех трех зонах осуществлялись меры по конфискации имущества военных и нацистских преступников. Но подготовленные проекты национализации или формирования каких-либо централизованных управленческих структур в рамках той или иной зоны так и не были реализованы. К тому же сохранение «черного рынка» было выгодно для имевших прекрасное снабжение солдат и офицеров американского контингента.

Разный подход оккупационных властей к осуществлению стабилизационных мероприятий проявился в ходе Парижской сессии СМИД в мае 1946 г., где не были выработаны ни общие принципы заключения мирного договора с Германией, ни единые планы проведения экономических преобразований. Вскоре были сделаны и первые шаги к расколу оккупированной страны. Поводом стало усиление спекулятивного товарообмена между зонами, в ходе которого жители западных земель, стабильно получающие заработную плату и пособия, закупали в советской зоне более дешевые товары и продовольствие. С согласия администрации всех четырех зон 30 июня 1946 г. на границе между советской и западными зонами был введен режим строгого контроля за движением людей и товаров.

С лета 1946 г. ситуация в Германии стала быстро обостряться. В июле государственный департамент США объявил о намерении объединить американскую и британскую оккупационные зоны для обеспечения эффективности административного управления. Соглашение об образовании «экономической объединенной области» (Бизоний) было подписано в декабре 1946 г. В рамках объединенных оккупационных зон начала проводиться более скоординированная политика, направленная на восстановление экономической инфраструктуры, потребительского рынка, сбалансированного рынка труда. Значительную роль в этом процессе играли уже немецкие административные органы, в том числе Экономический Совет, а в его составе - Управление экономикой под руководством Л. Эрхарда. Все эти меры предпринимались без координации со СВАГ.

Разную направленность приобрели и политические изменения в восточных и западных землях Германии. Первоначально этот процесс происходил в русле Потсдамских соглашений. Последовала ликвидация НСДАП и ее «дочерних» организаций, германских вооруженных сил, офицерского корпуса, полувоенных организаций. К участию в политической деятельности и замещению гражданских должностей допускались лишь лица, «способные по своим политическим и моральным качествам помочь развитию демократических учреждений в Германии». В соответствии с принципами гражданского, расового, национального равноправия была реорганизована судебная система. В ноябре 1945 - октябре 1946 г. происходила работа Международного трибунала в Нюрнберге, в ходе которого к ответственности были привлечены нацистские и военные преступники. Создавалась система местных немецких комиссий по денацификации (шпрухкаммер), которые вместе с трибуналами союзников определяли степень виновности подозреваемых. Всего было выделено пять категорий таких дел («главных виновников», «обремененных виной», «менее обремененных», «попутчиков» и «незатронутых»). Уголовное наказание предполагалось преимущественно для первой категории, поэтому 95 % обвиняемых были оправданы или лишь частично поражены в правах.

Процесс денацификации и демократизации сочетался с формированием обновленной немецкой политической элиты. В восточной и западных зонах партийное строительство приобрело значительную специфику. Советская администрация разрешила в 1945 г. деятельность в восточногерманских землях четырех партий - Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Христианско-демократического союза (ХДС), Либерально-демократической партии Германии (ЛДПГ). Уже в 1948 г. при поддержке СВАГ были созданы Национально-демократическая партия (НДП) и Демократическая крестьянская партия (ДКП), призванные расширить социальную базу левого блока. Под влиянием СВАГ коммунисты получили преимущество при подборе кадров для новой полиции и судебно-прокурорских органов в советской зоне. КПГ оказывала решающее влияние на ход радикальной реформы системы образования, регламентацию деятельности творческой интеллигенции, выступила с инициативой аграрной реформы. В руководстве КПГ существовало сильное леворадикальное крыло под руководством Вальтера Ульбрихта, отстаивавшее ортодоксальные идеологические принципы и необходимость социалистического строительства в Германии. Лидер КПГ Вильгельм Пик занимал более умеренную позицию, заявляя в 1945- 1946 гг. об ориентации партии на создание парламентской демократической республики в масштабах всего немецкого государства.

Еще более жесткой была борьба леворадикального и умеренного течений в СДПГ. Первое из них возглавил берлинский Центральный комитет во главе с О. Гротеволем, второй - ганноверское бюро партии под руководством К. Шумахера, поддерживаемое администрацией британской зоны. Руководство СДПГ выступало за объединение с коммунистами и формирование единой общегерманской левой партии. Этот курс восторжествовал на Объединительном съезде КПГ и СДПГ в апреле 1946 г. Новая партия получила название Социалистической единой партии Германии (СЕПГ). Ее программа была ориентирована на решение насущных экономических проблем, «освобождение от эксплуатации и угнетения, нищеты, безработицы и империалистической военной угрозы», в перспективе - социалистическое строительство. Двумя равноправными председателями СЕПГ стали В. Пик и О. Гротеволь. Члены СДПГ, не поддержавшие программные установки единой рабочей партии, были исключены из ее рядов.

Группа Шумахера не признала результаты объединительного съезда. Правые социал-демократы воссоздали СДПГ в мае 1946 г. на съезде в Ганновере. Шумахер занял исключительно жесткую позицию по отношению к коммунистам и объединившимся с ними социал-демократам, считая первых «советской партией», а вторых - предателями немецких национальных интересов. Отказавшись от деятельности в восточных землях, СДПГ тем не менее выступала за пересмотр границы по Одеру - Нейсе и прекращение репарационных выплат в рамках всех зон оккупации. Шумахер был ярым противником сепаратизма и сторонником идеи единого, независимого немецкого государства. Но в послевоенных условиях он был готов смириться даже с расколом страны во избежание угрозы советского военно-политического присутствия. В области внутренней политики СДПГ заняла весьма радикальную позицию, добиваясь немедленного «введения социализма» путем полной экспроприации всей буржуазии. Сам К. Шумахер пользовался огромной личной популярностью как бескомпромиссный антифашист, десять лет проведший в нацистских лагерях. Его лидерство в западной социал-демократии было бесспорным.

Создание СЕПГ, сопровождавшееся расколом германского социал-демократического движения, привело к обособлению и западногерманского коммунистического движения. Западные оккупационные власти запретили создание единых коммунистических и социал-демократических организаций под эгидой СЕПГ. В апреле 1948 г. конференция западногерманских коммунистических организаций избрала собственное правление под руководством Макса Реймана. Окончательное отделение КПГ от СЕПГ произошло 3 января 1949 г. Важное место в послевоенной политической элите Германии заняли христианские демократы. Германия имела достаточно давние традиции христианского политического движения. Но в Веймарской республике ни католическая партия Центр, ни протестантская Немецкая народная партия не занимали лидирующих позиций. Ситуация начала меняться в 30-х гг., когда церковь превратилась в одну из ведущих оппозиционных сил в нацистской Германии. По окончании Второй мировой войны произошла консолидация христианско-демократического движения не только в Германии, но и в Италии, Австрии, Франции, Нидерландах, Бельгии. Христианская демократия начала развиваться на основе идеологического синтеза - либерально-демократическое видение путей государственного строительства сочеталось с традициями социального католицизма, идеологии «третьего пути развития». Христианская демократия, отказавшаяся от корпоративных идей социального католицизма, сохранила ориентацию на ценности социальной солидарности, представление об обществе как едином взаимосвязанном организме, о человеке как Божьем творении, его ответственности перед своей совестью и Богом. Христианско-демократические партии отказались от клерикализма, рассматривая христианство лишь как нравственно-этическую основу политики и строя свои программные установки на принципах прагматизма, выступая за гуманизацию и модернизацию общества. Консервативные ценности (порядок, стабильность, государство, семья, нация) в их программах оказались органично связаны с неолиберальными установками на стимулирование свободного рынка, обеспечение права личности на свободу самореализации.

Для Германии ренессанс христианской демократии был особенно важен. Христианская демократия сумела органично заполнить тот духовный вакуум, который образовался в разрушенной, разочарованной своим прошлым и сомневающейся в своем будущем стране, сохранить преемственность национальной идеи, сформулировать новые позитивные ценностные установки.

Общегерманская организация ХДС сформировалась в Берлине в июне 1945 г. Ее руководитель Андрас Гермес вскоре был вынужден уйти со своего поста под жестким давлением советской администрации. Его сменил профсоюзный лидер Якоб Кайзер. ХДС стала активным оппонентом левых партий по вопросам проведения экономических преобразований в советской зоне. После образования СЕПГ христианские демократы заняли особенно радикальную позицию. На втором съезде ХДС в Берлине в октябре 1947 г. Кайзер заявил о необходимости превратить партию в «волнорез против догматического марксизма и его тоталитарных тенденций». СВАГ предпринимала активные шаги по дискредитации ХДС, ограничению ее деятельности в восточногерманских землях. В адрес Кайзера были выдвинуты обвинения в шпионаже. Преследования вынудили Кайзера и ряд его коллег выехать в Западную Германию, руководителем партии, окончательно превратившейся в восточногерманскую, стал О. Нушке.

Лидером западногерманской христианской демократии стал Конрад Аденауэр, бывший мэр Кельна, уволенный в 1933 г. нацистами и назначенный на этот пост американцами при освобождении города. Когда Кельн перешел в британскую зону оккупации, Аденауэр вновь был уволен. Британские власти симпатизировали Шумахеру и не доверяли опытному и амбициозному Аденауэру, известному своими консервативными взглядами, приверженностью идее возрождения Германии. Аденауэр возглавил созданный 2 сентября 1945 г. на съезде в Кельне Христианско-демократический союз западных земель. При поддержке американских властей он начал активную работу по формированию ядра своей партии из авторитетных общественных деятелей и представителей влиятельных политических групп. Аденауэр отказался от «активистской» модели партийного строительства. Тактика ХДС предполагала привлечение поддержки максимально широкого круга избирателей и формирование на этой основе социальной базы новой демократической государственности. ХДС рассматривался как объединение «всех христиан» и «всех сословий», т. е. партия, отражающая интересы всех социальных групп и обеих христианских конфессий. При этом Аденауэр настаивал на жестком антикоммунистическом курсе ХДС, в равной степени отрицая как нацистский, так и марксистский идеологический экстремизм.

Поддержка ХДС со стороны оккупационных властей западных зон особенно возросла с конца 1946 г., когда в отношениях союзников начала быстро нарастать отчужденность, и раскол Германии становился все более вероятным. Аденауэр был одним из тех немецких политиков, кто открыто поддержал идею формирования западногерманского государства. Аденауэр не верил в германский дух, ненавидел прусские традиции и мечтал о возрождении величия Германии в лоне западной цивилизации. От рейнского сепаратиста Аденауэр проделал путь к активному защитнику идеи германского и, позднее, европейского федерализма. Надежным союзником ХДС в проведении такого политического курса стал Христианский Социальный союз, возникший в 1946 г. в Баварии как католическая христианская партия (в последствии - межконфессиональная). Лидером ХСС стал Франц-Йозеф Штраус. Разделяя общие принципы христианской демократии, поддерживая политическую программу Аденауэра, руководство ХСС стремилось сохранить автономию своего движения. В остальных западногерманских землях консолидация христианско-демократического движения произошла в 1947 г. Общепартийной программой стала Аленская программа ХДС британской зоны, принятая в феврале того же года.

Политические партии либеральной ориентации не сумели приобрести в послевоенной Германии столь же прочное положение, как левые и христианские демократы. Либерально-демократическая партия возникла в восточной зоне оккупации уже в 1945 г., но распространить свое влияние на всю территорию Германии она не сумела, оказавшись под жестким прессингом со стороны советской администрации. С начала 1946 г. началось формирование автономного политического движения либералов в западных зонах. На его основе в декабре 1948 г. была образована Свободная демократическая партия (СвДП). Ее лидером являлся Теодор Хейс. Программные установки СвДП первоначально были весьма эклектичны. В них сочетались национал-либеральные идеи и классические либерально-демократические ценности. СвДП стала оппонентом христианско-демократического блока и СДПГ, выступив против как конфессионализации, так и этатизации политики.

Выборы в земельные представительства (ландтаги), прошедшие в 1946 г., продемонстрировали примерное равенство ведущих политических сил в Германии. Даже в советской зоне оккупации выборы происходили в относительно демократической атмосфере. СЕПГ здесь сумела получить примерно столько же мест в составе ландтагов и земельных правительств, сколько ЛДПГ и ХДС вместе взятые. В западных зонах христианские демократы сумели возглавить 6 земельных правительств, социал-демократы - 5. Но уже вскоре начала проявляться и специфика восточногерманской и западногерманской политической элиты. Помимо прямого вмешательства оккупационных властей сказались региональные особенности самого немецкого общества.

Северная и Восточная Германия уже несколько десятилетий отличались организованностью рабочего движения, наибольшим в масштабах Германии влиянием коммунистов. Исторически здесь преобладала лютеранская политическая культура, ориентированная на высокую значимость государственного начала в общественной жизни, «прусским психологическим комплексом» - склонностью к централизованным формам политической и социальной деятельности, уважением к военной и государственной службе. Именно этот регион стал наиболее естественным оплотом для развития социалистической системы на немецкой земле. Западная и Южная Германия исторически являлись зоной сепаратистских движений, значительного влияния католицизма. Рейнские и баварские немцы обладали этнопсихологическими особенностями, существенно отличавшими их от этнического ядра немецкой нации. Массовое перемещение беженцев и иммигрантов в первые послевоенные годы также повлияло на поляризацию немецкого общества и его политической элиты. Многие немцы, не желающие мириться с коммунистической угрозой, бежали в западные земли. Возвращавшиеся из концлагерей и эмиграции коммунисты и левые социалисты, как правило, оказывались на востоке страны.

3. Берлинский кризис 1948 г.и раскол Германии

Уже в начале 1947 г. стало очевидно, что политический диалог союзников о путях развития Германии окончательно зашел в тупик. В ходе Московской сессии СМИД, проходившей в марте-апреле 1947 г., советская делегация возобновила требования по организации поставок текущей продукции в счет репараций. Ее оппоненты настаивали на прекращении репарационных изъятий и предоставлении немцам возможности восстановить экономическую систему.

Дискуссия не привела к какому-либо конкретному результату. Сорвалась и попытка проведения совещания представителей всех германских земель, посвященного выработке единой стратегии восстановительных мероприятий. Следующая Лондонская сессия СМИД состоявшаяся в ноябре-декабре 1947 г., завершилась также безрезультатно, даже без согласования места и времени следующей встречи.

Помимо жесткой позиции СССР в выплате репараций, обострение германского вопроса было связано с изменением внешнеполитического курса США. Принятие «доктрины Трумэна» и начало открытой конфронтации двух «сверхдержав» в первую очередь отразилось на судьбах европейских стран. США начали рассматривать Европу в контексте блоковой стратегии. Одним из первых шагов на этом пути стала разработка программы «восстановления и развития Европы» (план Маршалла). Принятый в июне 1947 г. и рассмотренный на Парижской конференции в июле.1947 г., этот план был утвержден в качестве закона США в апреле 1948 г. Первоначально ни Германия в целом, ни ее западные зоны не рассматривались в качестве участника программы экономической помощи. Ситуация изменилась в 1948 г.

В январе 1948 г. на совещании министров Бизоний было принято решение о проведении комплекса мер по подготовке экономической реформы в этих землях. Создавались верховный суд и центральный банк, расширялись функции Экономического совета и центральных управлений, объединенных в директорат. Был достигнут компромисс с французским правительством. После передачи под французское управление Саарской области в залог репарационных выплат Франция согласилась на присоединение своей оккупационной зоны к англо-американской. В феврале 1948 г. была образована Тризония. Саар же находился под контролем Франции до возвращения в состав ФРГ в 1957 г. по итогам референдума 1955 г.

В феврале-июне 1948 г. состоялось два раунда Лондонской конференции по германскому вопросу, на которой впервые не было советской делегации, но зато участвовали представители Бельгии, Голландии и Люксембурга. Конференция приняла решение о созыве Учредительного собрания для выработки конституции нового германского государства. В тот же период американская администрация приняла решение о распространении плана Маршалла на западные оккупационные зоны Германии. В соглашении по этому поводу оговаривалось, что возрождение экономики Западной Германии является частью плана европейского развития на принципах индивидуальной свободы, свободных учреждений, построении «здоровых экономических условий», прочных международных связей, обеспечения финансовой стабильности. Обеспечивались условия контроля американских специальных органов над ходом экономической реформы, снятие таможенных ограничений немецкого рынка, продолжение политики демонополизации. За первый год реализации плана Маршалла Западная Германия получила от США 2 422 млрд долл. (почти столько же, сколько Великобритания и Франция вместе взятые, и почти в три с половиной раза больше, чем Италия). Но поскольку часть германской продукции сразу начала поступать в США в счет погашения долга, то в итоге на долю Германии пришлась не самая крупная часть американской помощи-в общей сложности около 10 % (6,7 млрд марок).

Ключевой проблемой для развертывания экономической реформы в Германии являлось создание «твердых денег», ликвидация гибельных последствий гиперинфляции. В Экономическом совете еще с 1947 г. продолжалась активная дискуссия сторонников создания централизованного планового хозяйства и монетаристов. Группа экспертов под руководством Людвига Эрхар-да подготовила проект финансовой реформы, призванной избавиться от огромной массы обесцененных денег. Сам Эрхард полагал, что проведение такой реформы следует сочетать с мерами по активному стимулированию производства и защите наиболее уязвимых групп потребителей, рядом дополнительных мер по стабилизации потребительского рынка и активизации потребительской и производственной мотивации. Первоначальные предложения американской администрации по проведению реформы во всех четырех зонах оккупации к 1948 г. оказались нереалистичны, и предполагаемые мероприятия готовились лишь в пределах Тризонии.

Денежная реформа в западных зонах началась 20 июня 1948 г. Официальное соотношение обмена было установлено в пропорции 10 рейхсмарок за одну новую немецкую марку (кроме того, каждый человек мог обменять 40 марок по курсу 1:1). Получить на руки можно было вначале лишь 5 % обмениваемой суммы. После проверки законности доходов налоговыми властями выдавалось еще 20 %, затем - 10 %. Остальные 65 % ликвидировались. Окончательная квота обмена составила 100 рейхсмарок за 6,5 немецких марок. Пенсии, заработная плата, пособия пересчитывались в соотношении 1:1. Все старые государственные обязательства аннулировались. Таким образом, огромная Денежная масса ликвидировалась. Появление «твердых денег» уничтожило «черный рынок» и подорвало систему бартерных сделок.

Через два дня после начала реформы был введен в действие пакет законодательных актов, отменявших централизованное планирование и освобождавших ценообразование. Но одновременно был сохранен ограничительный контроль над ценами на транспортные и почтовые услуги, основные продукты питания, жилье. Регулярно публиковались каталоги так называемых «уместных цен», учитывающих реальные издержки производства и «разумную прибыль». Была принята специальная программа «Каждому человеку» для обеспечения населения по сниженным ценам узкой номенклатурой самых необходимых товаров. Эрхард продолжал настаивать и на сохранении политики по пресечению крайних форм монополизма, развитии системы «государственного предпринимательства» (прямого участия государства в производстве товаров и услуг общественного значения, в развитии транспортной, энергетической, информационной инфраструктуры). Подобный экономический механизм рассматривался Эрхардом как «социальное рыночное хозяйство», отвечающее в равной степени интересам общества и личности.

Успешная экономическая реформа 1948 г. сопровождалась обострением политической ситуации в Германии. Несмотря на наличие сведений о подготовке обмена денежных купюр в западных зонах (западные губернаторы официально известили советскую сторону о предстоящей реформе только за два дня до ее проведения, но оперативные данные позволяли проследить весь ход подготовки) СВАГ не предприняла каких-либо мер, предупреждающих появление в Восточной Германии массы обесцененных старых марок, способной подорвать потребительский рынок. Правда, закрытая еще с 30 июня 1946 г. межзональная граница создавала определенную преграду, но исключением оставался Берлин, разделенный на четыре сектора. 24 июня советские войска блокировали Западный Берлин, прервав все сообщение с западными зонами. Эта акция носила в большей степени политический характер. Именно 24 июня в советской зоне была осуществлена собственная реформа, в ходе которой на старые марки были наклеены особые купоны. Экономическая опасность притока денежной массы с Запада была, таким образом, в значительной степени снята. Блокада же Западного Берлина являлась средством давления на западные державы с целью вынудить их к уступкам на переговорах. Итог акции оказался обратным.

Для спасения населения Западного Берлина США организовали воздушный мост. Ежедневно в город доставлялось 13 тыс. тонн продовольствия, что в три раза превышало уровень поставок в прежние месяцы. В качестве ответной меры западные державы ввели эмбарго на поставки товаров в советскую зону. После сложных переговоров 30 августа 1948 г. была достигнута четырехсторонняя договоренность об изъятии западной марки из Берлина. Но реализация ее затянулась по техническим причинам, а по мере оформления западногерманской государственности оказалась невозможной.

В разгар берлинского кризиса с 15 по 22 июля 1948 г. в Рюдес-хайме состоялось совещание министров-президентов западных земель, в ходе которого берлинский обер-бургомистр Эрнст Рейтер призвал к скорейшему созданию западногерманского государства-«ядра» с включением в него Западного Берлина. Участники совещания подтвердили решение о созыве Учредительного собрания к 1 сентября 1948 г. Но затем термины «Учредительное собрание» и «конституция» были сняты во избежание дискуссий о сепаратизме. Из представителей земельных ландтагов был сформирован Парламентский совет, получивший полномочия по разработке Основного закона западногерманского государства как временной конституции, призванной действовать до окончательного решения вопроса о воссоединении Германии.

В апреле 1949 г. Парламентскому совету был передан разосланный тремя державами «Оккупационный статут», закрепляющий контроль США, Великобритании и Франции над внешней политикой Западной Германии, ее внешней торговлей и зарубежными архивами, системой безопасности, а также конституционный контроль. 8 мая 1949 г. Парламентский совет принял Основной закон федеративной Республики Германии, одобренный военными губернаторами 12 мая (по совпадению в тот же день вступило в силу межсоюзническое соглашение о прекращении «блокады» Берлина и западной «контрблокады»). Торжественный акт обнародования Основного закона 23 мая стал днем образования ФРГ. Преобразование института военных губернаторов в институт Верховных комиссаров западных держав в Германии 20 июня закрепило предоставление Западной Германии ограниченного суверенитета.

Одновременно происходило и становление восточногерманского государства. Еще в 1947 г. в советской зоне начал функционировать Немецкий народный конгресс (ННК). В ходе его первого заседания в декабре 1947 г. была поставлена задача по развертыванию широкого народного движения за единую Германию. Второй ННК в марте 1948 г. выдвинул инициативу проведения референдума во всех немецких землях по поводу принятия закона о единстве Германии. Но одновременно был образован Немецкий народный совет, получивший полномочия по подготовке проекта конституции восточногерманского государства. Такой проект был подготовлен представителями СЕПГ и принят на заседании Немецкого народного совета 19 марта 1949 г. Третий ННК, состоявшийся 29- 30 мая 1949 г., утвердил конституцию Германской Демократической Республики и провозгласил ведущей политической силой межпартийный Национальный фронт демократической Германии. 7 октября 1949 г., когда была образована временная Народная палата, стал официальным днем образования ГДР. Раскол Германии завершился. Последняя Парижская сессия СМИД, работавшая в мае-июне 1949 г., не предотвратила этот процесс. Германский вопрос превратился в одну из наиболее сложных международных проблем послевоенной истории.

Первые послевоенные года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец» немецкого чуда - Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно кото-рым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятьдесят лет - по одному костюму».

Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план Маршалла».

Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии» США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.

«Механизм» простой - чем больше спрос в Европе, тем больше предложения от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность у американских граждан.

В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских товарах. Одна только проблема - покупать их было не на что, национальные валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье - либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и союзника. США поставили на второе и не прогадали.

В соответствии с «план Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный уровень.

«Благосостояние для всех»

Главным создателем «новой Германии» был не американский госсекретарь, а первый министр экономики ФРГ, впоследствии федеральный канцлер - Людвиг Эрхард. Основная концепция Эрхарда содержалась в постулате, что экономика - не бездушный механизм, она держится на живых людях со своими желаниями, стремлениями и потребностями.

Таким образом, фундаментом для экономического возрождения Германии должно было стать свободное предпринимательство. Эрхард писал: «Идеальной мне видится ситуация, где обычный человек может сказать: у меня достаточно сил, чтобы постоять за себя, я хочу быть ответственным за свою собственную судьбу. Ты, государство, не заботься о моих делах, но предоставь мне столько свободы и оставь мне от результата моей работы столько, чтобы я мог сам и по собственному усмотрению обеспечить существование себе и моей семье».

Государству в политике Эрхарда отводилась роль «ночного стража», который «оберегал» предпринимательскую деятельность от монополии, внешней конкуренции, высоких налогов и прочих факторов, стоявших на пути либерального рынка.

Введение свободной рыночной экономики в послевоенной Германии было не простым решением. Это была исключительно инициатива Эрхарда, «антизакон», который противоречил политике оккупационных властей и сводил «на нет» все предыдущие попытки вытащить Германию из кризиса, путем плановой экономики и государственного регулирования.

И он сработал. Некоторое время спустя два француза Жак Рюефф и Андрэ Пьетр, бывшие в то время в Германии, писали: «Только очевидцы могут рассказать о том мгновенном действии, которое оказала валютная реформа на заполнение складов и богатство витрин. Со дня на день стали наполняться товарами магазины и возобновлять работу заводы. Накануне на лицах немцев была написана безнадежность, на следующий день целая нация с надеждой смотрела в будущее».

Новая марка

Но для свободного предпринимательства было необходимо еще одно важное условие - валютная стабильность. В послевоенное время рейхсмарка ценилась не больше чем когда-то «керенки» в РСФСР.

21 июня 1948 года была проведена денежная реформа, направленная на конфискацию обесцененных денег и создание твердой валюты. Так появилась дойчмарка, впоследствии прославившаяся как одна из самых стабильных валют XX века.

Денежная реформа готовилась в строжайшей секретности. Во-первых, чтобы не спровоцировать вмешательства СССР, во-вторых, с целью избежать панического избавления от старых рейхсмарок.

Но накануне реформы слухи все равно просочились в массы, вызвав настоящую «шоппинговую истерию» - немцы пытались купить все, что еще можно было купить за деньги. В результате, цены на черном рынке подскочили до астрономических высот.

Обменный курс старой валюты на новую носил исключительно конфискационный характер. Во-первых, за 10 старых марок давали одну новую, при одинаковой платежной способности. Во-вторых, каждый совершеннолетний мог поменять 21 июня единовременно только 400 рейхсмарок на 40 дойчмарок, а потом еще 200 рейхсмарок на новые 20 в течение нескольких дней. По истечению срока все оставшиеся рейхсмарки либо частично сохранялись в банках, либо обесценивались.

Путем таких жестких мер, Эрхарду удалось обеспечить стабильный курс новой валюты, а также добиться равномерного распределения средств между разными слоями населения, в то время как до этого большая часть валюты страны была сконцентрирована в руках небольшой, но очень богатой группы людей. Теперь же формировался широкий и устойчивый средний класс.

Буквально через несколько дней после денежной реформы цены были «отпущены на свободу». Отныне ценовая политика строилась на принципе либерализации, с одной лишь оговоркой, что государство сохраняло за собой право частичного контроля над ними. Так им был составлен список «уместных цен» на некоторые продукты потребления, а также принят запрет произвольного повышения цен, чтобы избежать жадности предпринимателей.

За ним последовали антимонопольные указы, согласно которым доля одной компании на рынке не могла превышать 33%, двух или трех - 50%, а четырех или пяти - не более 65%.

Были введены налоговые льготы, что отвадило компании от «теневого бизнеса». В общем, цифры говорят лучше всяких слов. К 1950-му году ФРГ достигла довоенного уровня производства, а к 1962 превосходила его в три раза.

Однажды после восстановления экономики Германии, ее выхода на первые позиции мирового рынка у Эрхарда спросили, в чем же залог успешного развития экономики. На это он ответил: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих и умелая политика правительства».

60 лет назад была принята конституция ФРГ

В «перестройку» среди прочих «исторических разоблачений» было выдвинуто и такое, будто только СССР, конкретно - Сталин, повинен в послевоенном расколе Германии. Это утверждение до сих пор можно встретить на страницах не только зарубежной, но и российской печати. Однако теперь, когда улеглись страсти, стало понятно, что многие из тех «разоблачений сталинизма» были ни чем иным, как нагромождением злонамеренной лжи.

Не является исключением и утверждение, будто СССР бескомпромиссно вёл дело на откол Восточной Германии и создание там «социалистического немецкого государства» по своему образу и подобию. Однако то, как советская историография и пропаганда преподносили историю Германии первых послевоенных лет, возлагая основную ответственность за раскол Германии на политику США и Великобритании, оказывается ближе к истине, чем модная «демократическая трактовка».

Начнём с чисто юридических фактов. Поныне действующая конституция нового государственного образования - Федеративной Республики Германии - была обнародована 23 мая 1949 года. Её проект был выработан и принят собравшимися в Бонне 65 представителями ландтагов земель, входивших в так называемую Тризонию - объединение американской, британской и французской оккупационных зон, созданное в 1948 году. С некоторыми поправками проект конституции был утверждён военными губернаторами западных держав 12 мая 1949 года.

В соответствии с конституцией в августе 1949 года в западногерманских землях прошли выборы в бундестаг, а 20 сентября сформировано первое союзное правительство во главе с Конрадом Аденауэром. Советская оккупационная зона была изначально исключена из этого процесса. Только после того, как раскол Германии стал свершившимся фактом, 7 октября 1949 года в восточной части страны было провозглашено создание Германской Демократической Республики.

Сохранением своего названия на карте мира после Второй мировой войны Германия немало обязана Сталину.

Когда во Второй мировой войне наступил коренной перелом и впереди обозначилась перспектива окончательной победы, Ф. Рузвельт и У. Черчилль (январь 1943 г., Касабланка) без ведома и участия СССР выдвинули к нацистской Германии требование безоговорочной капитуляции. Сталин пост-фактум присоединился к этой декларации. Такое формулирование целей войны означало, что союзники берут на себя ответственность за послевоенное устройство Германии. Начали возникать проекты, поначалу расплывчатые, что делать с этой страной после победы.

На Тегеранской конференции глав исполнительной власти трёх великих союзных держав (28 ноября - 1 декабря 1943 г.) германский вопрос стал одним из предметов обсуждения. Развёрнутые планы подготовили Рузвельт и Черчилль. Президент США предлагал разделить Германию на пять государств: 1) Пруссия; 2) Ганновер и Северо-Запад Германии; 3) Саксония; 4) Вестфалия, Гессен и западный берег Рейна; 5) Бавария, Вюртемберг и Баден. Кроме того, Рур, Саарскую область и Кильский канал предлагалось поставить под международное управление будущей Организации объединённых наций или трёх великих держав, а Гамбург сделать «вольным городом». Сходный план был предложен Черчиллем. При этом британский премьер предлагал включить южные земли Германии в Дунайскую конфедерацию, куда должны были войти также Австрия и Венгрия.

У Сталина в тот момент не было чёткого плана послевоенного территориального устройства Германии, за исключением того, что новые восточные границы Польши планировалось отодвинуть на западе за счёт Германии. Но Сталин сразу же высказал сомнение в целесообразности и выполнимости проектов своих западных союзников. По мнению советского вождя, любая конфедерация нежизнеспособна, а среди немцев, разделённых на несколько государств, всегда будет сильна тяга к объединению.

Итак, уже в ходе Тегеранской конференции выявилась доминанта подхода Сталина к германскому вопросу: навязывать чужую волю целой нации трудновыполнимо и нецелесообразно.

В преддверии Ялтинской встречи «большой тройки» (4-17 февраля 1945 г.) меморандумы о послевоенном расчленении Германии разрабатывались некоторыми советскими дипломатами, особенно теми, кто ещё до войны ратовал за сближение с западными державами. Так, бывший посол СССР в Англии И. Майский в январе 1944 г. представил Молотову записку «О желательных основах будущего мира», содержавшую предложение раздела Германии на несколько государств. Эта идея поддерживалась бывшим наркомом иностранных дел М. Литвиновым, который в конце 1944 г. представил Сталину проект расчленения Германии на семь или, как минимум, на три отдельных государства.

В период Ялтинской конференции Сталин и Молотов, похоже, были готовы разделить такую точку зрения. В то же время западные лидеры начинали склоняться к идее сохранения единства Германии. Такая перемена объяснялась совершенно новыми военно-политическими условиями.

В конце 1943 г. лидеры США и Англии рассчитывали на то, что их войска победоносно войдут в Берлин, когда Красная армия будет ещё только на довоенной границе СССР. И тогда западные державы станут полновластными хозяевами Центральной Европы. Но выдающиеся победы советских войск в 1944 и январе 1945 г. резко всё изменили.

К началу Ялтинского саммита наши танки стояли уже всего в 60 км от Берлина. На самой конференции были намечены зоны оккупации Германии. И британские правительственные аналитики высказывали опасение, что раздел Германии на несколько государств способен лишь «ускорить неизбежную тенденцию перехода Восточной Германии в советскую зону влияния, а это, следовательно, приблизит советскую военную мощь к западным странам».

Но колебания советского руководства были недолгими. 24 марта 1945 г. Молотов официально разъяснил советское предложение об изучении вопроса о возможном разделе Германии на несколько государств не как обязательное условие, а как «возможную перспективу для нажима на Германию с целью обезопасить [в смысле - обезвредить? - Я.Б.] её в случае, если другие средства окажутся недостаточными».

В обращении к советскому народу в День Победы 9 мая 1945 г. Сталин особо подчеркнул, что СССР «не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию».

Это в общих чертах совпадало с мнением, возобладавшим и в правительственных кругах США и Англии. Но при этом каждая сторона стремилась провести объединение Германии по-своему. Теперь, в преддверии явно назревавшей «холодной войны», каждая из её сторон - СССР и англоязычные державы - пыталась сделать Германию своим союзником.

Раньше всего такую попытку предпринял Черчилль, причём отдельно от США.

В зоне британской оккупации до конца мая 1945 года свободно располагалось последнее правительство Третьего рейха во главе с гросс-адмиралом Дёницем, и до начала июня сохранялись неразоружёнными целые дивизии вермахта - британское командование оставило им оружие, не исключая их использования в возможной войне против СССР.

Но американское руководство тогда, до испытания атомной бомбы, ещё не было готово идти на конфронтацию с СССР. По его же настоянию войска западных союзников 1 июля 1945 года были, наконец, отведены на разграничительную линию, установленную в Ялте (до этого, с момента окончания военных действий, они занимали полосу более 100-250 км шириной в советской зоне оккупации).

А дальше политика пока ещё формальных союзников начала обнаруживать всё более сильные расхождения. Особенно это касалось переустройства Германии. Руководствуясь расплывчатыми решениями Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 г.) о денацификации и демократизации Германии, страны-победители трактовали эти понятия в своих зонах оккупации по-своему.

В советской зоне демократизация и денацификация подразумевала проведение масштабных социально-экономических реформ. Это оправдывалось необходимостью уничтожить социальную базу германского империализма и милитаризма - крупное юнкерское и гроссбауэрское землевладение и частные монополистические объединения в промышленности. Развернулись аграрная реформа и национализация крупных предприятий, транспорта, средств связи и банков. Под данные преобразования был подведён прочный демократический фундамент: решения об экспроприации групп предприятий принимались на референдумах в землях Восточной Германии (их было пять плюс Берлин) и утверждались ландтагами, избранными на многопартийной основе в 1946 году. В западных же зонах преобразования ограничивались одними политическими реформами.

Вопреки распространённой легенде, Сталин не стремился изначально к реорганизации Восточной Германии, равно как и всей Восточной Европы, по советскому образцу.

Все реформы в странах «народной демократии» и в советской зоне оккупации Германии в 1945-1949 гг. не выходили за рамки буржуазно-демократических преобразований. Будучи прагматиком, Сталин отлично понимал, что сохранение институтов частной собственности и многопартийной демократии в этих странах будет способствовать устойчивости тамошних режимов и не потребует от СССР траты сил и средств на реорганизацию Восточной Европы. От властей этих государств и от восточных немцев требовалось только одно: полная лояльность Советскому Союзу в вопросах внешней политики.

Но большинство некоммунистических партий стран «народной демократии» оказались открыто ориентированы на Запад и враждебно настроены к СССР. Только в этих условиях Сталину пришлось взять курс на установление «управляемой демократии» в Восточной Европе и на проведение там социальных реформ, имевших целью ликвидировать классовую базу антисоветских настроений. И даже при всём этом в большинстве стран Восточной Европы сохранялся частный сектор в экономике и формально действовало несколько политических партий.

В Восточной Германии социалистическая многопартийность расцвела особенно пышно. Важным преобразованием стало объединение коммунистической и социал-демократической партий Германии в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ) в апреле 1946 года. Из названия объединённой марксистско-ленинской партии было, по настоянию Сталина, убрано упоминание о коммунизме. Показательно, как отреагировали на это слияние оккупационные власти западных держав. Они не только запретили создание организаций СЕПГ в Западной Германии, но и не разрешили коммунистам изменить название партии.

Помимо СЕПГ, в Восточной Германии действовали ещё четыре партии: Христианско-демократический союз (партия того же названия, что и в Западной Германии, но иная по духу), Либерально-демократическая, Национально-демократическая и Крестьянская демократическая партии. Правда, реального соперничества у них между собой и с СЕПГ не было.

Раскол Германии обозначился уже в 1946 году, когда стало ясно, что каждая сторона ведёт свою экономическую политику. В декабре 1946 года американские и британские власти приняли сепаратное решение об объединении своих оккупационных зон (возникла так называемая Бизония). Это означало свободное перемещение капиталов, товаров и людей из одной зоны в другую. В мае 1947 года во Франкфурте-на-Майне был создан Экономический совет западных зон. В ответ на это в июле 1947 года в Восточной Германии была создана Немецкая Экономическая комиссия. В апреле 1948 года возникла Тризония - к американцам и англичанам присоединили свою зону оккупации французы. В середине июня 1948 года в Тризонии была проведена собственная денежная реформа (в советской зоне - в конце этого месяца). Тогда же ландтагам западногерманских земель было предложено направить своих делегатов в Бонн для разработки германской конституции.

При этом и СССР, и Запад неизменно заявляли о своём стремлении создать единую демократическую Германию.

Однако в обстановке начинавшейся «холодной войны» это было в значительной степени лишь пропагандистской риторикой. И тем не менее, как мы увидим далее, больше искренности подобные заявления содержали, когда они исходили от советской стороны.

В 1947 году министр-президент Баварии предложил своим коллегам из всех германских земель провести встречу, на которой намечалось обсудить вопрос о путях восстановления единства страны. Однако, как выяснилось, речь там пошла только о способах преодоления экономической разобщённости западных и восточной оккупационных зон. Когда министры-президенты восточногерманских земель попробовали поставить на обсуждение вопрос о создании органов центрального управления для всей Германии, это натолкнулось на неприятие их западногерманских коллег. Очевидно, они уже знали, что политическое переустройство их земель будет проходить только по указке из Вашингтона и Лондона и не собирались рассматривать иные возможности.

По указанию из Москвы ЦК СЕПГ развернул кампанию по демократическому объединению Германии, охватив ею и западные зоны. Это была не только пропагандистская акция, как принято считать. Руководители СЕПГ и их покровители в Кремле всерьёз рассчитывали вызвать волну народного движения в Западной Германии и осуществить объединение Германии вопреки планам атлантических держав. Движение было институализировано в Немецкий народный конгресс (первый состоялся в декабре 1947 года в Берлине; в январе 1948 года деятельность конгресса была запрещена в западных зонах) и избираемый им Немецкий народный совет.

Второй Немецкий народный конгресс (март 1948 г.) постановил провести в мае-июне сбор подписей во всех частях Германии за проведение референдума о единстве страны. Несмотря на то, что в Тризонии кампания по сбору подписей была официально запрещена, 15 миллионов немцев из 38 миллионов, обладавших правом голоса, подписались под требованием референдума. По конституции же веймарской Германии для проведения референдума достаточно было подписей 10% всех избирателей.

Ещё одним мощным средством агитации должен был стать обнародованный в октябре 1948 года проект конституции Германской Демократической Республики. Его всенародное обсуждение левые группы пытались инициировать и в западных зонах. 30 мая 1949 года Третий Немецкий народный конгресс принял конституцию ГДР, вступившую в действие 7 октября 1949 года.

Обратим внимание, что все даты - позже того, как аналогичные по содержанию события происходили в Западной Германии.

Очевидно, что Западная Германия, обладавшая вчетверо бόльшей экономической мощью, чем Восточная, была для формирующегося Северо-Атлантического блока (созданного тогда же, в апреле 1949 года; ФРГ вступила туда в 1955 г.) очень лакомым куском. Именно поэтому руководители западных держав форсировали процесс воссоздания институтов германской государственности, всякий раз ставя Советский Союз перед свершившимся фактом. У СССР просто не оставалось иного выбора, как создавать себе союзника, в форме легитимного государства, в своей зоне оккупации.

Единственная альтернатива, которую оставлял нам Запад - согласиться на объединение Германии на его условиях, то есть отдать НАТО также и Восточную Германию. На это мог согласиться Горбачёв, но не Сталин.

Ровно поскольку создание отдельного государства в Западной Германии отвечало интересам США и Англии, постольку создание отдельного государства в Восточной Германии не отвечало интересам СССР. В свете этого непреложного факта становится понятным искреннее, а не притворное желание Сталина ещё при жизни видеть Германию единой, но нейтральной страной.

Куда важнее, чем создать просоветское государство на меньшей части Германии, для Сталина было лишить англоязычные державы безраздельного обладания Западной Германией.

При этом Сталин понимал, что такое объединение может произойти только вследствие уступок со стороны англо-американского блока, и поэтому сам не мог не быть готовым идти на некоторые уступки. В частности, было невозможно распространить на единую Германию ту социально-политическую модель, которая сложилась в советской зоне оккупации. В объединённой Германии были бы неизбежны реальная, а не фиктивная многопартийность, крупная частная собственность и другие атрибуты буржуазного строя. Но платой за всё это должен был быть внеблоковый и демилитаризованный статус Германии.

То, что такой сценарий был реален, показывает пример послевоенного устройства таких стран, как Австрия и Финляндия. В мае 1955 года державы-победительницы подписали договор о восстановлении единства и суверенитета Австрии и о выводе оттуда оккупационных войск. Это соглашение было достигнуто, когда реальным правителем СССР уже стал Хрущёв, но министром иностранных дел, подготовившим всё это, ещё оставался верный сталинец Молотов. Формально нейтральная Финляндия находилась в особых отношениях с СССР. Заключенный в 1948 году и регулярно продлявшийся Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи фактически закреплял союзнические отношения двух стран. При этом капиталистическая Финляндия с 1973 года находилась ещё и в особых экономических отношениях с СЭВ.

Таким образом, буржуазно-демократические Австрия и Финляндия представляли собой нейтральные государства-буферы между советским блоком и НАТО. Это было воплощение послевоенного сталинского геополитического плана, реализовавшегося, к сожалению, лишь фрагментарно. Для завершения не хватило главного - чтобы таким государством-буфером стала единая демилитаризованная Германия.

В то же время, не следует впадать в другую крайность и негативно оценивать значение конституции ФРГ 1949 года в деле послевоенного обустройства центра Европы. Действующий Основной Закон Германии, которому ныне исполняется 60 лет, по справедливости считается одной из самых демократичных конституций в современном мире. Он заложил политико-правовые основы новой Германии, свободной от нацизма и агрессивных устремлений.

Специально для Столетия

Одной из главных задач, которые поставили перед собой союзники после поражения Германии - денацификация страны. Все взрослое население страны прошло анкетирование, подготовленное «Контрольным советом по Германии». В анкете «Erhebungsformular MG/PS/G/9a» был 131 вопрос. Анкетирование было добровольно-принудительным.

Отказников лишали продуктовых карточек.

На основании опроса все немцы поделены на «не замешанных», «оправданных», «попутчиков», «виновных» и «виновных в высшей степени». Граждане из трех последних групп представали перед судом, который определял меру вины и наказание. «Виновные» и «виновные в высшей степени» отправлялись в лагеря для интернированных, «попутчики» могли искупить вину денежным штрафом или имуществом.

Понятно, что такая методика была несовершенной. Круговая порука, коррупция и неискренность опрашиваемых делали денацификацию малоэффективной. Сотням тысяч нацистов удалось избежать суда и по подложным документам по так называемым «крысиным тропам», а спустя всего несколько лет - занять видные должности в госаппарате ФРГ. Так, третий федеральный канцлер ФРГ Курт Георг Кизингер был членом НСДАП с 1933 года.

Союзники организовали в Германии масштабную кампанию по перевоспитанию немцев. В кинотеатрах непрерывно шли фильмы о зверствах нацистов. Ходить на сеансы жители Германии также должны были в обязательном порядке. Иначе могли лишиться все тех же продуктовых карточек. Также немцев водили на экскурсии в бывшие концлагеря и вовлекали в проводимые там работы. Для большинства гражданского населения полученная информация была шокирующей. Геббельсовская пропаганда в годы войны рассказывала им о совсем другом образе нацизма.

Демилитаризация

По решению Потсдамской конференции в Германии должна была пройти демилитаризация, включающая в себя демонтаж военных заводов. Принципы демилитаризации западные союзники приняли по своему: в их зонах оккупации не только не спешили демонтировать заводы, но и активно восстанавливали их, при этом стараясь повысить квоту выплавки металлов и желая сохранить военный потенциал западной Германии для будущей войны с СССР.

К 1947 году в английской и американской зонах только было скрыто от учета более 450 военных заводов.

Советский Союз был в этом отношении честнее. По данным историка Михаила Семиряги, за один год после марта 1945 года высшие органы власти Советского Союза приняли около тысячи решений, относящихся к демонтажу 4389 предприятий из Германии, Австрии, Венгрии и других европейских стран. Однако это количество не идет ни в какое сравнение с числом мощностей, разрушенных войной в СССР. Количество демонтированных немецких предприятий составило менее 14% от довоенного числа советских заводов. По данным Николая Вознесенского, тогдашнего председателя Госплана СССР, поставками трофейного оборудования из Германии было покрыто только 0,6% прямого ущерба СССР

Мародерство

До сих пор дискуссионной является тема мародерства и насилия в отношении мирного населения в послевоенной Германии. Сохранилась масса документов, свидетельствующих о том, что западные союзники вывозили ценное имущество граждан побежденной Германии буквально кораблями.

«Отличились» в сборе трофеев и некоторые советские офицеры. Так, у маршала Жукова, когда в 1948 году он впал в немилость, обнаружили и конфисковали 194 предмета мебели, 44 ковра и гобелена, 7 ящиков с хрусталем, 55 музейных картин и другие предметы роскоши. Всё это было вывезено из Германии.

Что касается солдат и офицеров Красной Армии, случаев мародерства по имеющимся документам было зарегистрировано не так много. Советские воины-победители скорее занимались прикладным «барахольством», то есть занимались сбором бесхозного имущества. Когда советское командование разрешило отправку посылок домой, в Союз поехали коробки со швейными иглами, обрезами тканей, рабочими инструментами. При этом отношение ко всем этим вещам было у наших солдат было довольно брезгливым. В письмах родным они оправдывались за все это «барахло».

Странные подсчеты

Самая проблемная тема - тема насилия над мирными гражданами, особенно над немецкими женщинами. Вплоть до перестроечного времени тема массового изнасилования немецких женщин не поднималась ни в СССР, ни самими немцами.

В 1992 году в Германии вышла книга двух феминисток, Хельке Зандер и Барбары Йор, «Освободители и освобожденные», где появилась шокирующая цифра: 2 миллиона.

Обоснование этой цифры оставляло большое поле для критики: данные основывались на учете в одной только немецкой клинике, а потом были помножены на общее количество женщин. В 2002 году вышла книга Энтони Бивора «Падение Берлина», в которой автор привел эту цифру, не уделив внимания ее критике, а источники данных были описаны фразами «один доктор сделал вывод», «видимо», «если» и «представляется».

По оценкам двух главных берлинских госпиталей, число жертв изнасилованных советскими солдатами колеблется от девяноста пяти до ста тридцати тысяч человек. Один доктор сделал вывод, что только в Берлине было изнасиловано примерно сто тысяч женщин. Причем около десяти тысяч из них погибло в основном в результате самоубийства. Число смертей по всей Восточной Германии, видимо, намного больше, если принимать во внимание миллион четыреста тысяч изнасилованных в Восточной Пруссии, Померании и Силезии. Представляется, что всего было изнасиловано порядка двух миллионов немецких женщин, многие из которых (если не большинство) перенесли это унижение по нескольку раз.

В 2004 году эта книга была издана и в России, подхвачена в качестве «аргумента» антисоветчиками, которые и распространили миф о невиданной жесткости советских солдат в оккупированной Германии.

На деле по документам такие факты считались «чрезвычайными происшествиями и аморальным явлением», за что следовало наказание. С насилием над мирным населением Германии боролись на всех уровнях, а мародеры и насильники попадали под трибунал. Так, в докладе военного прокурора 1-го Белорусского фронта о противоправных действиях в отношении гражданского населения за период с 22 апреля по 5 мая 1945 года есть такие цифры: по семи армиям фронта на 908,5 тысяч человек зафиксировано 124 преступления, из которых 72 изнасилования. 72 случая на 908,5 тысяч. О каких двух миллионах может идти речь?

Мародерство и насилие над мирным населением было и в западных оккупационных зонах. Наум Орлов своих мемуарах писал: «Охранявшие нас англичане катали между зубов жевательную резинку - что было для нас в новинку - и хвалились друг перед другом своими трофеями, высоко вскидывая руки, унизанные наручными часами…».

Осмар Уйат, австралийский военный корреспондент, которого вряд ли можно подозревать в пристрастности к советским солдатам, в 1945 году писал: «В Красной Армии господствует суровая дисциплина. Грабежей, изнасилований и издевательств здесь не больше, чем в любой другой зоне оккупации. Дикие истории о зверствах всплывают из-за преувеличений и искажений индивидуальных случаев под влиянием нервозности, вызванной неумеренностью манер русских солдат и их любовью к водке. Одна женщина, которая рассказала мне большую часть сказок о жестокостях русских, от которых волосы встают дыбом, в конце концов была вынуждена признать, что единственным свидетельством, которое она видела собственными глазами, было то, как пьяные русские офицеры стреляли из пистолетов в воздух и по бутылкам…».