Биография н с лескова краткое содержание. Отношение к церкви

После того, как были подведены итоги войны с Наполеоном, государь Александр Павлович решил отправиться в поездку по странам Европы. Иностранцы показывали ему различные необыкновенные вещи, которые удивляли и восхищали императора. Но сопровождавший его Платов, не разделял восторга Александра Павловича и доказывал, что русские мастера намного лучше заграничных.

Увидев технические достижения англичан, Александр пришел к выводу, что русским еще до них далеко. Англичане показали императору «пистолю», которую сделал неизвестный мастер. Платов же сумел ее открыть и показал всем надпись о том, что сделал ее тульский мастер. Англичане решили создать такое механическое чудо, против которого бы Платов ничего не смог возразить.

Александру продемонстрировали удивительную механическую блоху, которая могла танцевать и прыгать. Восхищенный император отдал англичанам 1 000 000 рублей, а они ему подарили это механическое чудо. Государь положил блоху в футляр и уехал в Россию.

Задание для русских мастеров

Александр бережно хранил этот подарок, и после его смерти он перешел к его жене, а затем владельцем табакерки стал новый император Николай Павлович. Донской казак Платов рассказал государю в чем особенность этой блохи. По совету казака, Николай взял «мелкоскоп» и увидел, как она прыгает. Император отправил Платова с поручением к русским мастерам: они должны были придумать вещь более удивительную, чем эта подаренная блоха.

Платов отправился в Тулу, где жили самые лучшие оружейные мастера. Оружейники согласились выполнить государеву волю, но попросили оставить им на несколько дней блоху. Несмотря на все попытки, казаку не удалось узнать, для чего им это понадобилось. После отъезда Платова, трое лучших мастеров, среди которых был Левша, ушли из города.

Работа тульских мастеров

Эти трое мастеров отправились в Мценск, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. После молитвы, они вернулись обратно и заперлись в домике Левши. Всем очень хотелось посмотреть на работу мастеров, но те ни под каким предлогом не выходили из дома и не разговаривали с соседями.

После проведенных на Дону переговоров, Платов вернулся в Тулу. Он послал к мастерам курьеров. Как раз в это время оружейники завершали свою работу. Но курьеров они не пустили. Те, потеряв терпение, сняли крышу с дома. Только тогда Левша и его товарищи вышли и сказали, что готовы показать свои труды Платову.

Результат работы оружейников

Платов стал задавать вопросы об их работе, но мастера оскорбились и сказали, что только император может увидеть результат. Казак рассердился на них и увез с собою Левшу в Петербург. Он самолично пошел к Николаю, а мастеру связал руки и оставил внизу.

Платов доложил императору, что туляки ничего не смогли сделать. Николай усомнился. Когда ему принесли блоху, то они увидели, что она перестала прыгать. Платов был в ярости: он решил, что оружейники сломали механизм. Левша сказал, что результат можно увидеть в «мелкоскоп». Послушав оружейника, все увидели, что тульские искусники сумели набить на ножки блохи подковы. Довольный Николай решил отправить Левшу в Англию со своей работой.

Приезд в Англию и возвращение на Родину

Англичане были поражены мастерством тульского оружейника. Они стали показывать ему различные технические новшества и пытались уговорить его остаться у них. Но Левша сильно тосковал по Родине. На прощание англичане дали мастеру денег и подарили золотые часы.

Во время плавания Левша поспорил с полшкипером, что сможет его перепить. Они пили до самого прибытия, но никто не смог одержать вверх. Мастер вернулся в плохом состоянии, но его без документов не брали ни в одну больницу. Когда стало ясно, что он долго не проживет, его доставили в Обухвинскую больницу для простонародья.

Полшкипер беспокоился о нем и, когда разыскал его, отправил к нему доктора. Левша попросил Мартын-Сокольского исполнить его последнюю просьбу: передать императору, что англичане не чистят ружья кирпичом. Доктор пытается передать эти слова Чернышеву, но тот его не слушает, и ружья чистят этим способом до самой войны. В последней главе автор размышляет о том, что талантливых мастеров, таких как Левша, с развитием прогресса, практически не осталось. Но потомки продолжают помнить о них.

Тест по повести Левша

В 1881 году Н.С. Лесков создает гениальный сказ «Левша». Сегодня Многомудрый Литрекон постарается кратко и понятно изложить основные события из данного произведения, дабы напомнить читателю сюжет книги. Важно понимать, что в данной статье он изложен детально и точно по произведению, чтобы ни одна живая душа не придралась к вашему знанию текста. Если же до урока осталось 5 минут, лучше перейдите на .

(1102 слова) Однажды император Александр Павлович вместе с казаком Платовым отправился в путешествие по Европе. Много чудесного повидали они во время поездки, а казак следил за тем, чтобы иностранцы не могли государя склонить на свою сторону. На пути у героев лежала Англия. Мастера–англичане хотели пленить царя различными хитростями, однако зоркий попутчик делал все возможное, чтобы этого не произошло.

Англичане водили русских гостей в оружейную кунсткамеру, показывали им различные диковинки, которые очень нравились Александру I, но никак не могли привлечь Платова, который твердо стоял на своем, утверждая, что и без усовершенствованной военной техники наши воины смогли сражаться и даже прогнать многочисленную армию Наполеона, включавшую в себя двенадцать народов. Европейцы не упустили возможность продемонстрировать царю и казаку Мортимерово ружье и пистолю. Выясняется, что все это существует в России (на пистоли даже стояло тульское клеймо). Хотя англичане и хвалятся своими достижениями, они не знают, что такое петербургский сахар молво.

Единственное, чем им удалось удивить как царя, так и Платова, это маленькая блоха из вороненой стали – такая маленькая, что ее можно было увидеть лишь в микроскоп. К ней прилагался ключик, повернув который можно было увидеть, как она танцует. Эту диковинку англичане преподнесли русскому царю «в дар», получив при этом приличную сумму денег. Александр Павлович остался доволен и назвал английских мастеров первыми на всем свете. Платов не смел ничего сказать против, только прихватил с собой микроскоп, чтобы блоху можно было рассматривать.

Настало время возвращаться домой. Платов остался при своем мнении – он считал, что у русских мастеров недостает ученья, но при этом и они все могут сделать, на что ни взглянут, а государь полагал, что англичанам нет равных в искусстве.

Царь вскоре после возвращения на родину скончался, а диковинную блоху велел отдать попу Федоту, которому исповедовался перед смертью, с тем, чтобы тот передал ее императрице Елизавете Алексеевне. Однако и она не захотела заниматься этой диковинкой и передала ее в наследство новому правителю.

Когда новый царь обнаружил блоху, он немало удивился ей. Стали искать, кто бы мог объяснить, что это такое, и в итоге обнаружили, что обо всем знает «мужественный старик» Платов. Правитель велел ему показать чудо русским мастерам, что казак и отправился выполнять.

Оказавшись в Туле, Платов встретил там трех оружейников и в их числе косого левшу, которые заверили героя, что к тому моменту, как казак вернется со славного тихого Дона, они что-нибудь хитрое придумают. Как только Платов уехал, мастера отправились в храм, чтобы помолиться иконе святого Николая, покровителя торгового и военного дела. А по возвращении они сразу принялись за дело, и без перерыва работали слаженно и упорно в ожидании Платова.

Спустя некоторое время казак Платов возвращается вместе с помощниками, и выясняет, что мастера сидят взаперти в домике и никого к себе не пускают. Сняв с избушки крышу, помощники добились того, чтобы мастера вышли наружу. Когда мастера вынесли готовый товар, Платов не смог заметить разницы между блохой до начала работы и после ее окончания. Разозлившись, он обозвал тульских мастеров подлецами и забрал с собой одного из мастеров – левшу, которого готовился бросить в тюрьму, если государь не вспомнит про данное поручение, связанное с блохой.

Однако государь не забыл о поручении, которое давал Платову, и потребовал от него рассказа о том, как себя проявили наши мастера против английских. Долго не могли понять, что изменилось в блохе, поскольку, когда стали ее заводить, она уже не танцевала. С досады Платов стал трепать левшу, но, как оказалось, напрасно. Выяснилось, что тульские мастера подковали ее! Работа была выполнена настолько искусно, что увидеть ее можно было только в самый сильный микроскоп. А сами маленькие гвоздики, которыми крепились подковы, были выполнены вручную левшой. Подкованную блоху отправили в Англию в качестве дара и с целью показать, что русские мастера тоже способны создавать удивительные вещи.

За верную службу Платов наградил левшу сотней рублей, а граф Кисельвроде велел, чтобы мастера вымыли, остригли, нарядили и отправили в Лондон.

Там англичане долго не могли выпытать у левши его секрет и были порядком удивлены, узнав, что у того нет высшего образования, что все, что он читал – это псалтырь и полусонник. Накормив и напоив его, иностранцы всеми силами пытались уговорить левшу остаться у них – предлагали женить его на англичанке, обратить в свою веру и т.п. Но мастер оставался непреклонен.

Левше показали, в каких условиях работают английские мастера – каждый был сыт и одет, хорошо обут, чтобы не поранить ноги, каждый хорошо обучен и у каждого есть стирабельная дощечка, чтобы производить вычисления. Многие диковинные вещи удалось повидать герою, но главное, что он понял – это то, что англичане не чистят ружья кирпичом, как делали у нас, и оттого европейцам гораздо проще стрелять. Вспомнил левша о своих генералах, и стало ему так тоскливо, что захотелось ему обратно на родину. На море надвигалась буря, о чем героя и предупредили хитрые англичане, но мастер был непреклонен – он был уверен, что судьба так или иначе все равно настигнет человека. Делать нечего – снарядили левшу в путь.

Плыть было довольно долго, море бушевало, но, несмотря на это, левша продолжал сидеть под брезентом на палубе в ожидании, когда покажется Россия. Потом случилось так, что герою удалось познакомиться с подшкипером, который понимал по–русски, и стал с ним на спор выпивать – кто больше. Под конец подшкипер чуть не выкинул левшу за борт, но это вовремя заметили матросы и увели их обоих вниз. После прибытия в Петербург англичанин направился в дом на Аглицкую набережную, а левшу отправили в квартал. Участь иностранца оказалась куда более счастливая – ему тут же предоставили постель и лекарство, а бедного левшу долго возили извозчики из больницы в больницу, где не принимали без документов и наконец ссадили его в простонародной Обухвинской больнице, где всех принимали умирать. Там его и нашел его друг и собутыльник подшкипер, который после того немедленно отправился к графу Клейнмихелю, который, впрочем, прогнал англичанина, и тогда тот отправился к Платову. Старый казак уже ушел в отставку, а потому посоветовал обратиться к коменданту Скобелеву. Он сказал, что немцы не умеют лечить болезнь левши и направил англичанина к доктору Мартыну-Сольскому. Но когда последний прибыл туда, где находился левша, тот уже кончался. Мастер успел лишь сообщить, чтобы русские солдаты не чистили ружья кирпичом, после чего умер. Мартын-Сольский сообщил об этом графу Чернышеву, но тот даже не стал слушать. Может быть, именно поэтому русским было так трудно воевать во время Крымской войны. А послушай граф доктора и прими во внимание слова левши, война приняла бы совсем другой оборот.

Теперь уже в Туле не встретишь таких мастеров, как левша и его товарищи-оружейники. Машины сравняли неравенство талантов и дарований, однако тем самым погубили артистическую удаль, которая очень часто превосходила меру и вдохновляла народную фантазию для сочинения подобных легенд. Миф, связанный с левшой, интересен, а его похождения служат воспоминанием ушедшей эпохи, дух которой довольно метко и верно схвачен. Стоит не забывать об удали русских умельцев и о национальных героях, которые отражены в народном эпосе с «человечкиной душою».

Николай Семёнович Лесков

«Левша»

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «своё ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам. Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург.

Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует. Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно.

Платов просит у Левши прощения. Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поёт на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные». Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьёт. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своём эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Во время поездки императора Александра Павловича по Европе он купил в кунсткамере искусно выполненную умельцами танцующую блоху. Атаман Платов, состоявший при государе, не удивлялся "диковинам", будучи уверенным в том, что в России могут не хуже.

По возвращению в Россию государь умирает, а престол занимает Николай Павлович. Он ценит блоху, но не хочет уступать иностранцам. Отправляет Платова вместе с блохой в Тулу, чтобы умельцы сделали что-то лучше иностранного. Три мастера, помолившись, закрываются на три дня у косого Левши. Окончив работу, секрет не выдают, вынудив Платова везти Левшу в Петербург. Император обнаруживает, что заводная машинка в брюхе блохи не работает. Платов наказывает Левшу, но тот советует посмотреть в самый сильный мелкоскоп, чтобы увидеть, что блоха подкована. Добавляет, что им самим он только гвозди для подковы выкованы и на подкове имя мастера есть.

Левшу приводят в чиновничий вид и отправляют с подарком в Англию. Англичанам он объясняет, что в хоть науке не сильны, но отчизне предан. Отказывается остаться в Англии, не прельстившись на предложенную невесту. Будучи на заводах он замечает, что рабочие сыты. Внимание обращает на содержание старых ружей.

Находит на него тоска, и он решает отправиться домой, в Россию. Весь путь пьянствует со шкипером на спор: кто кого перепьет. Допиваются до чертиков. В Петербурге Левшу отправляют в больницу для бездомных безнадежно больных. Английский шкипер его находит и по просьбе Левши передать что-то для государя, отправляется то к "графу Клейнмихелю", то к Платову, которого не застает, то к коменданту Скобелеву. Последний направляет к больному Левше доктора Мартын-Сольского, но Левша перед смертью просит передать государю, что англичане ружья кирпичом не чистят, так как от этого они приходят в негодность, и умирает. Доктор доложил о словах Левши графу Чернышову. Тот не обращает на это внимание, считая это делом генералов. Исход Турецкой войны мог быть другим.

Имя Левши забыто, но народное предание о нем живет.

Сочинения

Автор и повествователь в рассказе Н.С.Лескова "Левша" Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Левша — народный герой. Любовь и боль за Россию в сказе Н. Лескова «Левша». Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова «Левша» Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша» Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова («Левша»). Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша» Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века (Н.С.Лесков "Левша") Н.С.Лесков. «Левша». Своеобразие жанра. Тема Родины в сказе Н. Лескова «Левша» Левша 1 Приемы изображения народного характера в рассказе Лескова “Левша” Левша 2 Сюжет и проблематика одного рассказа Лескова «Левша» Краткая характеристика произведения "Левша" Лескова Н.С. Лесков "Левша" Левша 3 Изображение русского национального характера в произведении Н.С. Лескова “Левша” Гордость за Россию и ее народ в «Сказе о тульском левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова

русский писатель и публицист, мемуарист

Николай Лесков

Краткая биография

Родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда (ныне село Старое Горохово Свердловского района Орловской области). Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист».Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела.Мать, Мария Петровна Лескова (урождённая Алферьева) (1813-1886) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая - за богатым англичанином. Младший брат, Алексей, (1837-1909) стал врачом, имел учёную степень доктора медицинских наук.

Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888-89 гг.

Детство

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья - супруга, трое сыновей и две дочери - переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н. А. Некрасовым, литературовед Б. Я. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали - с одной стороны, безнадзорность, с другой - отвращение к зубрёжке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».

Служба и работа

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению - перемещение в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.

В Киеве (в 1850-1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. Отмечалось, что значительное влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д. П. Журавский, поборник отмены крепостного права.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много видел и жил легко», - позже вспоминал Н. С. Лесков.

Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…

Стебницкий (Н. С. Лесков). «Русское общество в Париже»

В этот период (до 1860 года) он жил с семьёй в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии и в Пензе. Здесь он впервые взялся за перо. В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», Николай Семёнович написал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованные в «Отечественных записках». Эта работа - не только о винокуренном производстве, но и о земледелии, которое, по его словам, в губернии «далеко не в цветущем состоянии», а крестьянское скотоводство «в совершенном упадке». Он полагал, что винокурение мешает развитию сельского хозяйства губернии, «состояние которого безотрадно в настоящем и не может обещать ничего хорошего в будущем…».

Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у Ивана Вернадского.

Литературная карьера

Лесков начал печататься сравнительно поздно - на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», которые сам Лесков называл своей первой работой, считающиеся его первой крупной публикацией. Летом того же года он ненадолго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

Псевдонимы Н. С. Лескова

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни́цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой беллетристической работой - «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай--ов», «Н. Л.», «Н. Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.».

Статья о пожарах

В статье по поводу пожаров в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика действий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния» - вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

Вследствие этого Лесков был отправлен редакцией «Северной пчелы» в длительную командировку. Он объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове, а в конце командировки и в Париже. В 1863 году он вернулся в Россию и опубликовал серию публицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорожного дневника», «Русское общество в Париже».

«Некуда»

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также - критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863-1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», - позже признавал сам писатель.

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображённых Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

Именно этот первый роман - в политическом отношении радикальный дебют - на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М. Н. Катковым, издателем «Русского вестника».

Первые повести

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова). Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения - в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений. Относительно этой версии существовали сомнения: известно, что Н. С. Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» - «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало.

В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) - повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого - наряду с Гоголем - он впоследствии стал считаться. Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867).

Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове.

«На ножах»

На ножах. Издание 1885 года

В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. «В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», - писал Н. С. Лесков.

Некоторые современники (в частности, Достоевский) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.

«Соборяне»

Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Как отмечал Максим Горький , «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, - он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников». Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти - поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех».

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Д. П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник - «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощённость в русской жизни христианства», вызвала недовольство М. Каткова. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, «не стал дописывать роман». «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: Мы ошибаемся: этот человек не наш!» - позже утверждал писатель.

«Левша»

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой - многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным». Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н. С. Лесков писал:

Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врождённому коварству моей натуры.

Как отмечал критик Б. Я. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя - почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. «Левша» подвергся сокрушительной критике с обеих сторон. Согласно Б. Я. Бухштабу либералы и демократы («левые») обвинили Лескова в национализме, реакционеры («правые») сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Н. С. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения.

При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого.

1872-1874 годы

В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть Н. С. Лескова «Запечатленный ангел», повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях».

В том же году вышла повесть «Очарованный странник», произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе.

Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н. К. Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку».

После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

«Праведники»

Создание галереи ярких положительных персонажей было продолжено писателем в сборнике рассказов, вышедшем под общим названием «Праведники» («Фигура», «Человек на часах», «Несмертельный Голован» и др.) Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом». Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей.

Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. К примеру, в рассказе «Несмертельный Голован» использован «Прохладный вертоград» - лечебник XVII века. В 1884 году в письме в редакцию газеты «Варшавский дневник» он писал:

В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.

Лесков (согласно воспоминаниям А. Н. Лескова) считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». В предисловии к первому из этих рассказов («Однодум», 1879) писатель так объяснил их появление: «Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошёл я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».

В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» - сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X-XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя».

В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журнале «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально - «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А. Н. Пешкова-Толиверова, ставшая в 1880-1890 гг. близкой приятельницей прозаика. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Отношение к церкви

В 1880-х годах изменилось отношение Н. С. Лескова к церкви. В 1883 году в письме Л. И. Веселитской о «Соборянах» он писал:

Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», - вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство.

На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого , с которым он сблизился в конце 1880-х годов. «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», - писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

Возможно, самым заметным антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осенью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», писал Н. С. Лесков Л. Н. Толстому 8 января 1891 года.

Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоляции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала. Литературовед Б. Я. Бухштаб отметил, что в то же время «либералы становятся особенно трусливы, - и те, кто прежде трактовал Лескова как писателя реакционного, теперь боятся печатать его произведения из-за их политической резкости».

Материальное положение Лескова было поправлено изданием в 1889-1890 годах десятитомного собрания его сочинений (позже были добавлены 11-й том и посмертно - 12-й). Издание было быстро распродано и принесло писателю значительный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типографии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержавший в себе произведения на церковные темы) задержан цензурой (впоследствии он был издательством переформирован).

Поздние произведения

Н. С. Лесков, 1892 г.

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер. Сам писатель о своих произведениях того времени говорил:

Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить.

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» - ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Публикация собственных сочинений для Лескова всегда была трудным делом, а в последние годы жизни превратилась в непрестанную муку.

Последние годы жизни

Умер Николай Семенович Лесков 21 февраля 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Издание произведений

Незадолго до смерти, в 1889-1893 годах, Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой).

В 1902-1903 годах в типографии А. Ф. Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя.

После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2 рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова - в 1956-1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11). В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями. В 1989 году первое собрание сочинений Лескова - также в 12 томах - было переиздано в «Библиотеке „Огонька“».

Впервые по-настоящему полное (30-томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

Отзывы критиков и писателей-современников

Л. Н. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», А. П. Чехов считал его, наряду с И. Тургеневым, одним из главных своих учителей.

Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний.

Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.

Максим Горький

Основная претензия литературной критики к Лескову в те годы состояла в том, что казалось ей «чрезмерностью накладываемых красок», нарочитой выразительности речи. Это отмечали и писатели-современники: Л. Н. Толстой, высоко ценивший Лескова, упоминал в одном из писем, что в прозе писателя «… много лишнего, несоразмерного». Речь шла о сказке «Час воли божией», которую Толстой оценил очень высоко, и о которой (в письме от 3 декабря 1890 года) говорил: «Сказка всё-таки очень хороша, но досадно, что она, если бы не излишек таланта, была бы лучше».

Лесков не собирался «исправляться» в ответ на критику. В письме В. Г. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, - я не умею. Этого нет в моих дарованиях. … Принимайте моё так, как я его могу делать. Я привык к отделке работ и проще работать не могу».

Когда журналы «Русская мысль» и «Северный вестник» раскритиковали язык повести «Полунощники» («чрезмерная деланность», «обилие придуманных и исковерканных слов, местами нанизанных на одну фразу»), Лесков отвечал:

Меня упрекают за… «манерный» язык, особенно в «полунощниках». Да разве у нас мало манерных людей? Вся quasi-учёная литература пишет свои учёные статьи этим варварским языком… Что же удивительного, что на нём разговаривает у меня какая-то мещанка в «Полунощниках»? У ней, по крайней мере, язык весёлый и смешной.

Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н. С. Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества.

Личная и семейная жизнь

В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера. Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в своё время психиатр О. А. Чечотт, а попечителем - знаменитый С. П. Боткин.

В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей. Его сын, Юрий Андреевич (1892-1942) стал дипломатом, вместе с женой, урождённой баронессой Медем, после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. 1922) - балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета. В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии - лицейский значок и лицейские кольца своего отца.

Вегетарианство

Вегетарианство оказало влияние на жизнь и творчество писателя, в особенности с момента его знакомства с Львом Николаевичем Толстым в апреле 1887 года в Москве. В письме к издателю газеты «Новое время» А. С. Суворину Лесков писал: «К вегетарианству я перешёл по совету Бертенсона; но, конечно, при собственном моём к этому влечению. Я всегда возмущался [ бойнею ] и думал, что это не должно быть так».

В 1889 году в газете «Новое время» была опубликована заметка Лескова под названием «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах» , в которой писатель охарактеризовал тех вегетарианцев, которые не едят мяса из «гигиенических соображений», и противопоставил им «сердобольников» - тех, кто следует вегетарианству из «своего чувства жалости». В народе уважают только «сердобольников», - писал Лесков, - которые не едят мясной пищи не потому, что считают её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным.

История вегетарианской поваренной книги в России начинается с призыва Н. С. Лескова создать такую книгу на русском языке. Этот призыв писателя был опубликован в июне 1892 года в газете «Новое время» под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев» . Необходимость издания подобной книги Лесков аргументировал «значительным» и «постоянно увеличивающимся» числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют книг с вегетарианскими рецептами на родном языке.

Призыв Лескова вызвал в русской прессе многочисленные насмешливые реплики, а критик В. П. Буренин в одном из своих фельетонов создал пародию на Лескова, называя его «благолживым Аввой». Отвечая на подобного рода клевету и нападки, Лесков пишет о том, что «нелепость» не есть плоти животных «выдумана» задолго до Вл. Соловьёва и Л. Н. Толстого, и ссылается не только на «огромное количество» неизвестных вегетарианцев, но и на имена, известные всем, такие как Зороастр, Сакия-Муни, Ксенократ, Пифагор , Эмпедокл, Сократ , Эпикур , Платон , Сенека , Овидий , Ювенал , Иоанн Златоуст, Байрон , Ламартин и многие другие.

Год спустя после призыва Лескова в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке. Она называлась "Вегетарианская кухня. Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания со вступительной статьёй о значении вегетарианства и с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели. Составлена по иностранным и русским источникам . - М.: Посредник, 1894. XXXVI, 181 с. (Для интеллигентных читателей, 27).

Травля и насмешки со стороны прессы не запугали Лескова: он продолжал печатать заметки о вегетарианстве и неоднократно обращался к этому явлению культурной жизни России в своих произведениях.

Николай Семёнович Лесков - создатель первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ Фигура, 1889 год). К различным аспектам вегетарианства, к вопросам этики пищи и защиты животных Лесков обращается и в других своих произведениях, таких, как рассказ «Грабёж» (1887 год), где описывается убой молодых бычков богатым мясником, который, стоя с ножом в руках, слушает соловьиные трели.

Позднее в творчестве Лескова появляются и другие персонажи-вегетарианцы: в рассказе «Полунощники» (1890) - девушка Настя, последовательница Толстого и строгая вегетарианка, а в повести «Соляный столб» (1891-1895) - живописец Плисов, который, повествуя о себе и своём окружении, сообщает, что они «не ели ни мяса, ни рыбы, а питались одною растительною пищею» и находили, что это для них и их детей предостаточно.

Лесков в культуре

Композитор Дмитрий Шостакович по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» создал одноимённую оперу, первая постановка которой состоялась в 1934 году.

В 1988 году Р. К. Щедрин по мотивам повести создал одноимённую музыкальную драму в девяти частях для смешанного хора а капелла.

Экранизации

1923 - «Комедиантка» (режиссёр Александр Ивановский) - по рассказу «Тупейный художник»

1926 - «Катерина Измайлова» (режиссёр Чеслав Сабинский) - по мотивам повести «Леди Макбет Мценского уезда»

1927 - «Победа женщины» (режиссёр Юрий Желябужский) - по мотивам повести «Старые годы в селе Плодомасове»

1962 - «Сибирская леди Макбет» (режиссёр Анджей Вайда) - на основе повести «Леди Макбет Мценского уезда» и оперы Дмитрия Шостаковича

1963 - «Очарованный странник» (режиссёр Иван Ермаков) - телеспектакль по мотивам повести «Очарованный странник»

1964 - «Левша» (режиссёр Иван Иванов-Вано) - мультфильм по одноимённому сказу

1966 - «Катерина Измайлова» (режиссёр Михаил Шапиро) - экранизация оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»

1972 - «Драма из старинной жизни» (режиссёр Илья Авербах) - по рассказу «Тупейный художник»

1986 - «Левша» (режиссёр Сергей Овчаров) - по одноимённому сказу

1986 - «Воительница» (режиссёр Александр Зельдович) - по мотивам повести «Воительница»

1989 - (режиссёр Роман Балаян) - по мотивам повести «Леди Макбет Мценского уезда»

1990 - «Очарованный странник» (режиссёр Ирина Поплавская) - по мотивам повести «Очарованный странник»

1991 - «Господи, услыши молитву мою» (в телеверсии «Просите, и будет вам» , режиссёр Наталья Бондарчук) - по рассказу «Зверь»

1992 - «Леди Макбет Мценского уезда» (нем. Lady Macbeth von Mzensk, режиссёр Петр Вейгл)- экранизация оперы Дмитрия Шостаковича

1994 - «Подмосковные вечера» (режиссёр Валерий Тодоровский) - современная интерпретация повести «Леди Макбет Мценского уезда»

1998 - «На ножах» (режиссёр Александр Орлов) - мини-сериал по мотивам романа «На ножах»

2001 - «Интересные мужчины» (режиссёр Юрий Кара) - по рассказу «Интересные мужчины»

2005 - «Чертогон» (режиссёр Андрей Железняков) - короткометражный фильм по рассказу «Чертогон»

2017 - «Леди Макбет» (режиссёр Уильям Олдройд) - британский драматический фильм, основанный на очерке «Леди Макбет Мценского уезда»

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Осень 1859 - 05.1860 года - квартира И. В. Вернадского в доходном доме Быченской - Моховая улица, 28;
  • конец 01. - лето 1861 года - квартира И. В. Вернадского в доходном доме Быченской - Моховая улица, 28;
  • начало - 09.1862 года - квартира И. В. Вернадского в доходном доме Быченской - Моховая улица, 28;
  • 03. - осень 1863 года - дом Максимовича - Невский проспект, 82, кв. 82;
  • осень 1863 - осень 1864 года - доходный дом Тацки - Литейный проспект, 43;
  • осень 1864 - осень 1866 года - Кузнечный переулок, 14, кв. 16;
  • осень 1866 - начало 10.1875 года - особняк С. С. Боткина - Таврическая улица, 9;
  • начало 10.1875 - 1877 - доходный дом И. О. Рубана - Захарьевская улица, 3, кв. 19;
  • 1877 год - доходный дом И. С. Семёнова - Кузнечный переулок, 15;
  • 1877 - весна 1879 года - доходный дом - Невский проспект, 63;
  • весна 1879 - весна 1880 года - дворовый флигель доходного дома А. Д. Мурузи - Литейный проспект, 24, кв. 44;
  • весна 1880 - осень 1887 года - доходный дом - Серпуховская улица, 56;
  • осень 1887 - 21.02.1895 года - здание Общины сестёр милосердия - Фурштатская улица, 50.

Память

  • В 1974 году в Орле на территории литературного заповедника «Дворянское гнездо» открыт дом-музей Н. С. Лескова.
  • В 1981 году, в честь 150-летия со дня рождения писателя в Орле установлен памятник Лескову.
  • В городе Орле имя Лескова носит Школа № 27.
  • Гостомльская школа Кромского района Орловской области носит имя Лескова. Рядом со зданием школы находится дом-музей, посвящённый Лескову.
  • Творческое общество «К. Р. О. М. А.» (Кромское Районное Объединение Местных Авторов), созданное в Кромском районе, в январе 2007 года, председателем ТО, а также учредителем, редактором- составителем и издателем альманаха «КромА» Василием Ивановичем Агошковым, носит имя Н. С. Лескова. .
  • Сын Николая Лескова - Андрей Лесков, на протяжении долгих лет работал над биографией писателя, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году.
  • В честь Н. С. Лескова назван астероид (4741) Лесков, открытый 10 ноября 1985 года сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной

Географические названия

В честь Николая Лескова названы:

  • улица Лескова в районе Бибирево (Москва),
  • улица Лескова в Киеве (Украина) (с 1940 года, ранее - Большая Шияновская улица, место действия событий, описанных в «Печерских антиках»),
  • улица Лескова в Ростове-на-Дону
  • улица Лескова и переулок Лескова в Орле,
  • улица Лескова и два проезда Лескова в Пензе,
  • улица Лескова в Ярославле,
  • улица Лескова во Владимире,
  • улица Лескова в Новосибирске,
  • улица Лескова в Нижнем Новгороде,
  • улица Лескова и переулок Лескова в Воронеже,
  • улица Лескова в Саранске (до 1959 года улица Новая),
  • улица Лескова в Грозном,
  • улица Лескова в Омске (до 1962 года улица Моторная),
  • улица Лескова в Челябинске,
  • улица Лескова в Иркутске
  • улица Лескова в Николаеве (Украина),
  • улица Лескова в Алматы (Казахстан),
  • улица Лескова в Качканаре,
  • улица Лескова в Сорочинске
  • улица и переулок Лескова в Хмельницком (Украина)
  • улица Лескова в Симферополе

и другие.

В филателии

Почтовые марки СССР

1956 год, номинал 40 коп.

1956 год, номинал 1 руб.

Некоторые произведения

Романы

  • Некуда (1864)
  • Обойдённые (1865)
  • Островитяне (1866)
  • На ножах (1870)
  • Соборяне (1872)
  • Захудалый род (1874)
  • Чёртовы куклы (1890)

Повести

  • Житие одной бабы (1863)
  • Леди Макбет Мценского уезда (1864)
  • Воительница (1866)
  • Старые годы в селе Плодомасове (1869)
  • Смех и горе (1871)
  • Загадочный человек (1872)
  • Запечатленный ангел (1872)
  • Очарованный странник (1873)
  • На краю света (1875) основана на подлинном случае миссионерской деятельности архиепископа Нила.
    • Сохранилась её ранняя рукописная редакция «Темняк».
  • Некрещенный поп (1877)
  • Левша (1881)
  • Жидовская кувырколлегия (1882)
  • Печерские антики (1882)
  • Интересные мужчины (1885)
  • Гора (1888)
  • Оскорблённая Нетэта (1890)
  • Полунощники (1891)

Рассказы

  • Овцебык (1862)
  • Павлин (1874)
  • Железная воля (1876)
  • Бесстыдник (1877)
  • Однодум (1879)
  • Шерамур (1879)
  • Чертогон (1879)
  • Несмертельный Голован (1880)
  • Белый орёл (1880)
  • Привидение в инженерном замке (1882)
  • Штопальщик (1882)
  • Путешествие с нигилистом (1882)
  • Зверь. Святочный рассказ (1883)
  • Маленькая ошибка (1883)
  • Тупейный художник (1883)
  • Отборное зерно (1884)
  • Совместители (1884)
  • Заметки неизвестного (1884)
  • Старый Гений (1884)
  • Жемчужное ожерелье (1885)
  • Пугало (1885)
  • Старинные психопаты (1885)
  • Человек на часах (1887)
  • Грабёж (1887)
  • Скоморох Памфалон (1887) (первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
  • Пустоплясы (1892)
  • Административная грация (1893)
  • Заячий ремиз (1894)

Пьесы

  • Расточитель (1867)

Статьи

  • Пресыщение знатностью (1888)

Очерки

  • Бродяги духовного чина - исторический очерк, написанный по предсмертной просьбе Ивана Даниловича Павловского.


«Левша» краткое содержание, пересказ по главам.
Произведение Николая Семеновича Лескова «Левша» имеет и второе название, о котором все-таки следует знать, чтобы понимать, каково же содержание всего сказа. Итак, второе название произведения звучит так: «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Теперь более подробно остановимся на каждой главе, пересказывая их. Глав всего в тексте 20, они не имеют названия.

Глава первая

Начинается с описания императора.
В те времена, которые описывает Николай Семенович Лесков, правил еще Александр Павлович. Из истории известно, что именно этот император участвовал в Венском конгрессе, представляя Россию. Его еще называли Александром Первым и именно он находился на престоле в то время, когда Россия одержала победу в войне с Наполеоном. Но вернемся к сюжету сказа.

Итак, император Александр Павлович окончил свое участие в Венском совете, и очень ему захотелось попутешествовать. Проехать по Европе, посмотреть какие все-таки чудеса бывают на свете, и в каких государствах они встречаются.

Отправился Александр I путешествовать, много объехал стран и государств и много в дороге он общался с людьми, так как был очень приветлив и разговорчив, да к тому же, еще обо всем и знать хотел, а это очень нравилось людям. Те же, кто пытался удивить государя, видя неподдельность его чувств, пытались его удивить еще больше, стараясь изо всех сил.

Но он ездил не один, а с верным слугой и помощником Матвеем Ивановичем Платовым. Это был донской казак, имел звание генерала и сам участвовал в боях с наполеоном, где проявил себя героически. Во время путешествия ничто не могло удивить графа Платова, и он пытался повлиять на императора. А вот все время тянуло Платова на родину, куда он и пытался сманить государя Александра I. И каждый раз, видя, как государь начинал удивляться и поражаться всем, что видел, Платов отвечал, что дома то и не хуже, чудеса есть, да и мастера более опытные да умелые. И опять про дом вспоминал.Узнали про это и англичане, и решили они столько изобрести диковинных вещей, чтобы совсем государь от своего государства отстранился, восхищаясь их, иностранными, делами и мастерами. Долго они готовились, чудеса придумали. И надо сказать, им много удалось и даже некоторые их хитрости имели успех. Император от восхищения не мог порою и слова молвить. Ничего Платов не мог сделать, ведь там, где было много народа, говорили в основном на чужом и незнакомом языке, французском, а Матвей Иванович не мог понять, что же они такого говорят. Да и не беспокоило его это, ведь он был женат, а подобные мероприятия, типа салонов и балов его как – то мало интересовало. Внимания на разговоры не обращал, особенно на те, которые велись на французском языке, да считал их ненужным и пустяковым делом.

Спокойным был донской казак Платов лишь только до того момента, когда вдруг стали императора звать посмотреть на чудесные сооружения, которые есть у англичан. Например, заводы, которые считались мыльно-пильными, необычные цейгаузы, или же показать они хотели ему свои удивительные оружейные заводы.

И вот тут Платов решил для себя, что хватит ему уже молчать, да соглашаться совсем, а стоит уже англичанами отпор дать, постоять за умелого русского мужика. Только казак подумал об этом, только принял это правильно решение, как император Александр Павлович обратился к нему и сказал о том, что на завтра намечена поездка в одну из оружейных палат. И не просто оружейную палату собираются англичане императору показывать, да удивлять, а приготовили для этого оружейную кунсткамеру.

Так же государь добавил, что сами англичане хвалились ему, что в этом музеи собраны не только самые редкие вещи, но самые лучшие экспонаты – совершенства, которые подарила им природа. И когда увидит все это государь, обещали англичане, то поймет, что русский народ совсем не ровня им и даже в подметки – то не годится.Не понравилось это Платову, но не стал он дерзить и что-то отвечать своему государю. А вместо этого так свою шапку натянул на лоб, что даже его нос с горбинкой просто утонул в ее лохмотьях. Так, с приспущенной буркой и отправился Платов, хмурый да угрюмый, домой.

Когда граф Платов озадаченный вернулся к себе на квартиру, где он проживал, то тут же ожил и даже потребовал, чтобы денщик принес ему немедленно из погреба настойки, да непростой, а водки–кислярки, которая делалась на Кавказе из винограда и имела свое название такое потому, что производилась из города Кизляра. Когда же Платову был подан этот напиток, то он тут же его выпил и уснул, укрываясь по привычке своей буркой.

Во второй главе

Отправился Платов вместе с императором смотреть эти оружейные чудеса. Кунсткамера эта находилась в большом помещении, где коридоры были длинные, а залы были большие и в одной из них даже стоял бюст Аболона Полведерского.

И если государь всему этому удивляется, то Платов на все это даже не смотрел, лишь только усы себе подкручивал. И каких только чудес не показывали англичане императору: буреметры для моря, смолевые непромокайки, мерблюзьи мантоны и многое другое. Государь попытался Платова расшевелить, а тот лишь говорит о том, что в России можно и другие, не меньшие по значимости чудеса увидеть. Когда же государю стали показывать пистолю, да тот восхищаться стал, принижая русского мастерства, то Платов не выдержал и из своих широчайших шаровар достал отвертку, специальную для оружия. Стал он разбирать пистолю, хотя англичане были против этого. А когда вынул он собачку из пистоли, то все увидели надпись на русском языке, что сделал ее Иван Москвин из русского города Тулы.

Так Платов и сконфузил англичан и духом сразу воспрянул. А англичане решили опять удивить государя и пока те плясали на балу, они новые чудеса придумали.

В третье главе

Государь и Платов решили опять кунсткамеры посетить. Платов, конечно же, хотел возразить против такой поездки, но император очень хотел еще чудеса посмотреть. Сначала они в залах рассматривали разные сорта сахара, Но тут Платов попросил к сахару еще и «молву» принести. Но не было этого у англичан, да и слово это они слышали первый раз.

Сконфузились англичане, и тут позвали императора с Платовым в последнюю палату. Там их встретили рабочие, в руках которых поднос. Как не смотрели на него государь и Платов, а поднос-то пуст был. Англичане показали им малюсенькую сориночку, только когда на пальчик взяли, то оказалось, что вовсе это ни сориночка, а нимфозория, которая сделана из стали и на вид похожа на блоху.

Но блоха эта необычная: в серединке ее есть заводик и пружинка. Стоит только маленький ключик повернуть, как она тут же начнет танцевать. В пузичке у блохи дырочка, туда и нужно вставить ключик, а затем семь раз повернуть.

Увидев танец блохи, государь потребовал, чтобы англичанам дали миллион серебром за такое изобретение. А потом решили подарить императору эту блоху, но вот только футляр не принесли. Объяснили они это, тем что футляр казенный, дорогой из необыкновенного бриллиантового ореха сделан.

Платов попытался было возразить, но государь остановил его. Орех они получили, заплатив еще пять тысяч. Положил император блоху в орешек, затем этот орешек поместил в свою табакерку из золота, а саму табакерку уложили затем в дорожную шкатулку. Похвалил государь англичан, а Платов все это время молчал, да мелкоскоп с собой прихватил.

Решил государь, что нет в мире равных англичанам искусству. И вернулись они домой с разными мыслями, а Платов еще и с обидой за русский народ.

Самое главное из 4 главы «Сказ Левша»

В четвертой главе

Рассказывается, как после смерти императора Александра Павловича блоха попала в руки императрицы Елисавете Алексеевне, но та, посмотрев ее танцы, совсем не обратила на нее никакого внимания. А потом и вовсе передала ее в наследство для нового императора.

Но новый императора – Николай Павлович тоже вначале никакого внимания на блоху не обратил. Однажды, перекладывая вещи, хотел он ее выбросить, но потом сначала решил посоветоваться с химиком. Узнав, что вещь – то непростая, да еще и выполнена не русскими людьми, решил он узнать о ней все. Никто не знал, что это и откуда взялась.

Вот тут – то про Платова и вспомнили. Рассказал донской казак всю историю и добавил, что не должно быть так, чтобы какие-то англичане над русскими мастерами превосходство имели.

Да и новый император никому русского мастера уступать не желал, поэтому послал он Платова к тульским мастерам показать эти диковинную вещь.

В пятой главе

Платов отправился в свое путешествие по России и вскоре он прибыл в Тулу, где проживали тульские оружейники. Попросили они блоху оставить, да дать им время подумать, как удивить государя.

Дал Платов им две недели, и уехал по своим делам дальше.

В шестой главе

Рассказывается о том, как уехал Платов из Тулы, а оружейники ушли из города. Среди них был и левша, который был косой, да на лице у него было родимое пятно, а волосы целыми прядями выдраны. Много предположений и слухов было о том, куда же отправились мастера. Так, одни думали, что мастера в Москву отправились, другие считали, что в Киев, а третьи решили, что просто с ценной вещью императора просто сбежали.

В седьмой главе

Рассказывается о том, как мастера ходили в Орловскую губернию, чтобы поклониться к иконе Святого Николая, а уже затем приступить к работе. Ночью, возвратившись домой, заперлись и принялись за работу. Несколько дней они не выходили из дома, поэтому привлекли внимание всех живущих в этой местности. И какие только причины не придумывали, чтобы их выманить, ничего не помогало.В восьмой главе Платов возвращается, чтобы увидеть работу мастеров. От нетерпения он даже зубами скрипит. А тульские мастера не спешат. И все посланные назад не возвращаются, а Платов от нетерпения уже простых людей из толпы посылает.

В девятой главе рассказывается о том, как тульские мастера свое дело заканчивали. Это происходило в тот самый момент, когда Платов к ним уже прискакал. Никто не мог достучаться к мастерам, дергали за ставни и двери так, что они трещали, да болты вылетали. А когда двери открылись, то такой духотой дунуло на всех, что многие просто не смогли выдержать и упали в обморок.

А мастера тульские тем временем не спеша надели кафтаны, а в зеленом чехле понесли они Платову шкатулку императора, где и была блоха аглицкая из стали выполненная.

В десятой главе мастера вынесли блоху, но о своей работе промолчали. Платов пытался что-либо разглядеть, но так и не смог. Поэтому обвинил мастеров в обмане. Те потребовали, чтобы их отвезли к императору, где они и покажут, чем были заняты эти две недели, и какую тонкую работу проделали. Но Платов уже осерчал, схватив крайнего мастера, левшу, за кафтан, забросил к себе в карету и помчался. Уже через день подъезжала карета ко двору императора в Петербурге, а в ней помимо Платова находился еще и левша, держа блоху.

В одиннадцатой главе рассказывается о том, как Платов, вернувшись во дворец императора, спрятал тихонечко шкатулку, левшу бросил в крепостной каземат, а сам явился на доклад к императору, надеясь, что тот не спросит про блоху.

Но император ничего не забывает и в конце разговора о том, как прошли междоусобные разговоры, спросил, что же его русские мастера с блохой сделали. Вынужден был признаться Плахов, что произошло, но император сказал, что не может его русский народ обманывать.

В главе двенадцатой достали из – за печи блоху императора и Платов стали ее рассматривать. Ничего не находя, позвал император свою дочь Александру Николаевну, надеясь что сможет отыскать что-то необычное, она еще посмотрела на блоху. Но Александра ничего не находит.

Решили блоху завести: музыка играет, а блоха ноги не может поднять. Рассердился Плахов и побежал к левше, достал его из темницы, стал бить за испорченную вещь. А когда он успокоился, то ему левша стал говорить о том, чтобы взяли они самый мелкий микроскоп, да посмотрели внимательно. Достали мелкоскоп, но ничего не видит Платов. А левша ему подсказывает на пяточку блохи посмотреть. И тут все заметили работу тульских мастеров.В главе четырнадцатой все стали блоху рассматривать и увидели, что она действительно подкована. А левша стал говорить, что они еще не все удивительное увидели. Вскоре выяснилось, что на каждой подкове еще и имя мастера выставлено. Но имени левши там не было, так как он еще мельче работу делал, выковывая гвоздики.

Решил государь эту блоху назад в Англию отправить и левша должен был сопровождать ее, следуя с курьером. Обмыли тульского мастера, одели, чаем напоили и в Лондон отправили.

В пятнадцатой главе левша добрался до Лондона, но сильно оголодал. А тут англичане не сразу его кормить стали, да и левша, когда его позвали в пищеприемную палату, не все кушанья стал есть, приговаривая, что они на русские кушанья совсем непохожи.

Увидев блоху подкованную, стали англичане левшу спаивать. Стали англичане предлагать левше остаться у них, обещая ему многое: образованным сделают и удивительным мастером он будет.Еле уговорили англичане левшу на время остаться, чтобы погостить и то с условием, что потом они его в сам Петербург доставят.

В главе шестнадцатой Левша посещает заводы и старается все замечать, чтобы потом в России увиденное воссоздать.

В главе семнадцатой Левша возвращается на родину, а по дороге очень сильно напивается.

В главе восемнадцатой англичанина, с которым левша пил, отвезли на лечиние. А вот левшу на родине доставили в участок, стали требовать документы. А потом стали искать больницу, которая его сможет без документов принять.

В главе девятнадцатой Левша умер в больнице, но попросил перед этим передать, чтобы ружья кирпичом не чистили. Только к его совету никто не прислушался.

В главе двадцатой рассказывается о том, что имя левши никто не помнит, но вот в Туле больше таких мастеров не осталось.

Тема раздела: «Левша» краткое содержание, пересказ по главам Николая Семеновича Лескова, читать самое главное.