История майя. История майя Слова из древнего лексикона

Майя -- самая древняя среди великих цивилизаций континента -- процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI -- IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументальностью построек. В начале нашей эры майя стали сооружать первые на континенте каменные постройки (дома, храмы, ступенчатых пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более ста городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен Ица. На основе ольмекского письма майя создали иероглифическую письменность -- единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Их бумага (так называемая «индейская бумага») делалась из коры фикуса в виде длинных полос, которые складывались в гармошку, образуя своеобразную «книгу».

Для изготовления писчего материала использовалась также американская агава (или магея), -- на папирусе из ее листьев записаны древние манускрипты. Майя пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число р, были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов. В целом, значение цивилизации майя для развития Американского континента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Средиземноморья. Теотиуакан (в 48 км к северовостоку от г. Мехико) возник около 300г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением предка.

В 200 -- 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км І , численность населения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «Дорога Мертвых» (шириной 40м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге -- административный центр, храм Кецалькоатля (ацтек.-- бог змей) и бога дождя Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере -- пирамида Луны; в центре -- пирамида Солнца, самая большая пирамида Америки (высота 65м, сторона основании 225м, число ступеней 242).

Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и представляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с небольшим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду. В пост-классический период на территории Мексики и Центральной Америки возникли новые быстрорастущие города-государства. К приходу испанских конкистадоров в этой части континента процветали три крупные цивилизации: юкатанских майя, миштекская и ацтекская -- наиболее могущественная среди них.

Медицина майя -- это те знания о медицине, сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни, которые имелись у народа цивилизации майя. Уровень развития медицины, способы идентификации болезней и их лечение у майя стояли на высшем уровне относительно как Америки, так и Старого Света. Знаниями о медицине обладали немногие специально обученные люди -- врачи.

Медицина

Для древних майя причины заболевания могли быть естественными или сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством применения имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если заболевания были вызваны "плохими ветрами", или насланы врагами, или вызваны нарушениями религиозных предписаний, или имели любое другое "чудесное" происхождение, считалось, что излечить их может только колдовство.

Ланда заметил эту двойственность, но не смог выявить различия между "научной" и магической сферами, смешивая обе. Он упоминает "хирургов, лучше сказать, колдунов, которые лечат травами и многими суевериями", а также "жрецов, лекарей и колдунов, что одно и то же". Хронист пишет также о практике кровопускания на больных частях тела, которая все еще применяется современной медициной, об использовании массажей и паровых ванн, сообщает о некоторых рецептах лечения на основе напитка из коры дерева бальче, разных трав, листьев, фруктов, соков растений, а также упоминает о лекарствах животного происхождения, таких, как жир некоторых птиц и экскременты игуаны.

Известны многие трактаты на эту тему, относящиеся к XVIII- XIX вв., но некоторые из них, должно быть, поздние копии более древних документов. Так называемые книги "Чилам-Балам" из Ишиля и Кауа включают медицинские тексты. Несколько рукописей целиком посвящено описанию рецептов лекарств, и, хотя здесь уже заметно европейское влияние, большая часть рецептов - индейского происхождения. Испанцы даже удивлялись эффекту воздействия некоторых растений и ввели многие из них в европейскую фармакопею.

Среди главных текстов вспомним некоторые, упомянутые А. Тоззером, - известная "Книга Иудея", приписываемая Рикардо Оссадо, который, как полагают, написал также "Травы и волшебства Юкатана"; "Рукопись Видалеса", являющаяся, видимо, самой древней из известных (XVII в.); другие тексты анонимны - "Книга Иудея" из Сотуты, "Медицина майя", "Тетрадь из Теабо", "Известия о разных растениях" и "Книга врачей". Важна также рукопись Пио Переса, называющаяся "Рецепты индейцев на языке майя. Согласованные указатели медицинских растений и заболеваний".

Особого упоминания заслуживает "Ритуал Бакабов" (текст майя и английский перевод рукописи). Ральф Ройс, опубликовавший рукопись, полагает, что она относится к концу XVII в., а может быть, к еще более раннему времени. В работе подтверждается двойственное представление древних майя о заболеваниях и, следовательно, о способе их лечения. В тексте смешаны магические формулы и медицинские предписания, которые образуют при этом "эмпирическую и магическую терапевтику".

Из всей этой литературы становится ясно, что знахари установили настоящую симптоматологию болезней, согласно которой они предписывали средства растительного или животного происхождения, готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей и эффективность которых была доказана эмпирически.

Знахари применяли часто терапевтический метод, основанный на элементарном принципе: лечить сходное сходным. Но сходство для майя было поверхностным, потому что на самом деле речь шла о попытке сравнить цвет, связываемый с симптомом, с цветом растения, предназначенного для лечения. Например, желтые цветы использовались против желтухи или разлития желчи, а красные - против кровохарканья или дизентерии. Некоторые способы лечения, применяемые в настоящее время и описываемые Ройсом в его очень важной книге "Этноботаника майя" (с 437 названиями лекарств и их соответствующим применением), должны быть доиспанского происхождения. Среди них такие, как использование размятых осиных гнезд против некоторых кожных сыпей, похожих на укусы осы, или применение лозы со свернутыми побегами, напоминающими змей, против змеиных укусов. Работа Ройса дополняется списками названий растений и животных на языке майя и их эквивалентами в научной номенклатуре.

Среди знахарей доиспанских времен, как и среди современных, имелась некоторая профессиональная дифференциация. Костоправы лечили все виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги, которых Ланда уподоблял знахарям, были способны осуществить, хотя и не всегда успешно, судя по археологическим свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.

Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна

Из книги Повседневная жизнь Европы в 1000 году автора Поньон Эдмон

Медицина Герберт понимал, что недостаточно знает медицину. У него было несколько трактатов, посвященных этой науке, и он их, несомненно, прочел, однако он не владел искусством лечения. В этой области блистал Ришер, или, во всяком случае, создавал о себе такую славу. Так

Из книги Средневековая Европа. Штрихи к портрету автора Абсентис Денис

Медицина Как развивалась медицина в средневековой Европе? Я уже цитировал выше, что «еще в XIV и XV веках лучшие специалисты рекомендовали такой способ борьбы с болезнью, как подвешивание за ноги, чтобы яд вышел из ушей, носа, рта и глаз» (А.Л. Ястребицкая). Но может это

автора

Естествознание и медицина … Все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от других. Итак, если кто-либо всерьез хочет исследовать истину вещей, он не должен выбирать какую-то отдельную науку: ведь все они связаны между

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Медицина Византии Врачи Византии пользовали больных в храмовых асклепейонах и домашних лечебницах. Подготовка врачей проходила по типу ремесленного ученичества. Различались врачи домашние (у знати) и странствующие (обслуживали торговцев и ремесленников). Были и так

Из книги Пять лет рядом с Гиммлером. Воспоминания личного врача. 1940-1945 автора Керстен Феликс

III Медицина и целительство Помимо истории Гиммлер чрезвычайно интересовался медицинским искусством. Это довольно характерно для нездоровых людей, которые не могут найти правильное лечение. Они полностью отдаются поиску средств, которые облегчили бы их страдания, входя

Из книги Шумеры. Забытый мир автора Белицкий Мариан

МЕДИЦИНА И ДЕМОНЫ Археологи извлекли из-под тысячелетних слоев песка пустыни материальные свидетельства многообразия духовной жизни шумеров, которые не только хранили унаследованные от предков знания, но и развивали их в многочисленных школах. В числе отраслей знания,

Из книги Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима автора Винничук Лидия

МЕДИЦИНА В РИМЕ …Надгробная надпись: «Погиб, сраженный толпою врачей». Плиний Старший. Естественная история, - XXIX, 11 По словам Плиния Старшего, родоначальниками медицины в Риме, как и во всех странах античного мира, считали богов - Аполлона и Асклепия-Эскулапа. Однако

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Секс и медицина Учение даосов с самого начала подразумевало, что жизнь и здоровье – это гармония инь и ян, а болезни возникают при нарушении гармонии. Смерть знаменует разрушение связи этих субстанций и освобождение их энергий. У человека соотношение инь и ян меняется в

Из книги Повседневная жизнь людей Библии автора Шураки Андре

Медицина Систематическое изучение библейской медицины началось лишь в XVII веке нашей эры. Термины «врач» и «медицина» имеют смысл, связанный со значением слова «выздоровление», «рофэ». Они повторяются 81 раз в Ветхом Завете и 83 раза в Новом. Целительством занимаются врачи,

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Медицина Постепенно накапливались знания и в области медицины и ветеринарии. Уже в эпоху Хаммурапи вавилонская медицина делилась на специальные отрасли - на хирургию, лечение глазных болезней и ветеринарию. Анатомия была очень слабо развита; врачи при определении

Из книги Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья автора Саггс Генри

Медицина До революции 1958 г. в Багдаде жила 1/5 часть всего населения Ирака и 3/4 лекарей. Разница между столицей и остальной частью страны не могла коренным образом отличаться и в Вавилоне. Там доступность медицинской помощи обычному человеку была такова, что Геродот в V в.

Медицина Боткин Сергей Петрович (Москва, 1832–1889), русский академик (1872), целитель («врач»). В 1855 году окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны (1853–1856) служит ординатором в госпитале Симферополя. В русско-турецкую войну главный врач и

Из книги Жизнь Парацельса и сущность его учения автора Гартман Франц

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

Витебский государственный ордена Дружбы народов

медицинский университет

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

по «Истории медицины»

на тему: «Медицина индейцев Майя и Ацтеков»

Исполнитель: студентка 10 группы 2 курса

лечебного факультета

Занкевич Павел Романович

Витебск, 2013

Введение

Медицина Ацтеков

История Майя

Лечебно-профилактическая медицина Майя

Хирургия Майя

Стоматология Майя

Заключение


Введение

Медицина ацтеков была на уровне основных достижений развитых обществ древнего Востока, а также сравнима с медициной древней Греции и древнего Рима, а кое в чём даже превосходила современную ей медицину Западной Европы. У ацтеков было несколько сот терминов для обозначения частей человеческого тела. Лекарственное врачевание на континенте было тесно связано с магией, однако по сути своей оно основывалось на многовековом эмпирическом опыте народов.

индеец медицина болезнь лекарственный

1. Ацтеки

Ацтеки, государство которых существовало немногим более ста лет, восприняли и обобщили достижения многих покоренных ими народов. В долину Мехико они пришли в начале XIII в. из северных районов континента, где располагалась их прародина - г. Астлан. До ацтеков, после падения Теотиуакана, долину Мехико заселили многочисленные северные племени, которые объединились к X в. под властью тольтеков. Достигнув долины Мехико в 1325 г. ацтеки основали там поселение Теночтитлан, (ныне па его месте располагается г. Мехико), который стал столицей Государства ацтеков. Город создавали в центре озера, на искусственных насыпях, шаг за шагом превращая в сушу пространства водной глади. В строительстве городов ацтеки достигли высокого мастерства. Улицы планировали под прямым углом. По крупным улицам перемещали с ь на лодках. Кольцо водной глади вокруг города служило надежной защитой от врагов. Островной город соединялся с сушей посредством трех дамб.

Для защиты от наводнений была сооружена каменная плотина. К моменту конкисты население города приближалось к четверти миллиона. Центральным сооружением Теночтитлана была пирамида Главного Храма с двумя святилищами на ее вершине: богу Солнца и войны Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Увидев это чудо градостроительства, Кортес написал королю Испании, что «рожденная на воде столица ацтеков Теночтитлан - самый прекрасный город, который он когда либо видел». Тем не менее именно по приказу Кортеса этот чудо город был разрушен до основания. К 1427г. Государству ацтеков подчинялись земли от Мексиканского залива до Тихого океана. Империю ацтеков сравнивают с Римом. Этому способствовали их постоянная военная экспансия, четкая социальная структура, развитое законодательство и судебное дело.

У ацтеков были рабы, которые имели свое имущество, жилище, семью и даже могли владеть собственными рабами. Раба нельзя было убить или продать. Дети раба редко становились рабами. Браки между рабами и свободными не влияли на статус свободного человека. Ацтеки пользовались двадцатеричной системой счисления, солнечным календарем, знали пиктографию - рисуночная письменность. Медицина ацтеков была самой популярной на континенте. В 1519- 1521 гг. Государство ацтеков и подвластные ему территории были завоеваны испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса.

Медицина Ацтеков

Лечением болезней занимались жрецы и врачеватели, которых называли тиситль. Они занимались своей практикой публично и располагали богатой сокровищницей лекарственных средств растительного происхождения, большинство из которых не было известно в Старом Свете. Созданные ими сады лекарственных растений поразили испанских конкистадоров (Западная Европа того времени ещё не знала аптекарских садов и огородов).

О врачевании и лекарственных растениях Месоамерики вкратце упоминали почти все хронисты XVI века (Эрнан Кортес, Берналь Диас дель Кастильо, Диего Дюран, Тесосомок, Иштлильшочитль, Торквемада, Мотолиниа, Мендьета, Акоста, Мартин де ла Крус, Саагун). Следует отметить, что Бернардино де Саагун подошел к этому вопросу с особым энтузиазмом, описав сами растения, приведя их местные названия, а в некоторых случаях и место произрастания. В своей «Общей истории о делах Новой Испании» сам Саагун дал описания 123 лекарственным травам, в то время, как в текстах его информаторов упоминаются 266 растений.

Данные Саагуна отличаются от собранных ранее крещенным ацтеком Мартином де ла Крусом (1552), который написал на науатль иллюстрированную рукопись, переведенную на латынь Хуаном Бадиано под названием «Libellus de Medicinalibus Indorum Herbis» (либо «Кодекс Де ла Крус Бадиано») на 63 листах. Только 15 растений у последнего совпадают с теми, что у Саагуна, и 29 растений совпадают с теми, что у индейских информаторов. Всего в кодексе (книги X и XI) в специальных разделах о травах описано 251 лечебное растение и приведено 185 цветных рисунков. Сегодня многие из них изучены и введены в мировую медицинскую практику. Однако большинство из них остаются неизвестными современной науке.

В 1570-1577 годах в Мексике работал над созданием обширного труда на латыни по ботанике и зоологии Франсиско Эрнандес де Толедо (1514 или 1517-1578), но его работа была опубликована лишь в 1615 году на испанском языке под названием «Естественная история Новой Испании», или «История растений Новой Испании», или «Растения и Животные Новой Испании…», или «Четыре книги о природе и достоинствах растений и животных» («Historia Natural de Nueva España», или «Historia de las plantas Nueva España», или «Plantas y Animales de la Nueva Espana, y sus virtudes por Francisco Hernandez, y de Latin en Romance por Fr. Francisco Ximenez», или «Quatro libros de la naturaleza y virtudes de las plantas y animales…»). За семь лет своих исканий Эрнандес собрал сведения о 3076 растениях и более 500 животных, и почти ко всем из них он привел их характеристики. Из 3076 растений ботаники Вальдес и Флорес в 1985 году идентифицировали 667 растений на уровне видов, а 347 - на уровне родов или семей. Позже его книга неоднократно переиздавалась, а некоторые растения из неё благодаря Эрнандесу получили в дополнение к биноминальной номенклатуре авторство таксона.

Согласно Международному кодексу ботанической номенклатуры (МКБН) ему присвоено наименование F.Hern. Следует отметить, что основное отличие работ Саагуна и Эрнандеса не только в количестве собранных растений, но и в том, что Саагун опирался больше на сведения индейских информаторов, в то время как Эрнандес старался своими силами собирать растения и давать им собственные описания, следуя европейской традиции. Тем самым труд Бернардино де Саагуна несет в себе немалый доколумбовый аутентичный опыт.

История Майя

Майя - самая древняя среди великих цивилизаций континента - процветала уже в период Древнего мира. Первые города майя появились в VI - IV вв. до н.э.; они отличались четкой планировкой улиц и монументальностью построек. В начале нашей эры майя стали сооружать первые на континенте каменные постройки (дома, храмы, ступенчатых пирамиды, алтари, стадионы для игры в мяч). Известно более ста городов майя. Среди них Тикаль, Копан, Чичен Ица. На основе ольмекского письма майя создали иероглифическую письменность - единственную на континенте к началу конкисты; она включала около 400 знаков. Их бумага (так называемая «индейская бумага») делалась из коры фикуса в виде длинных полос, которые складывались в гармошку, образуя своеобразную «книгу».

Для изготовления писчего материала использовалась также американская агава (или магея), - на папирусе из ее листьев записаны древние манускрипты. Майя пришли к принципу нуля в математике, изобрели календарь, охвативший миллионы лет и породивший необычайно сложную философию. Календарь майя, так же как и число р, были значительно точнее тех, которыми пользовалась вся просвещенная Европа вплоть до эры космических полетов. В целом, значение цивилизации майя для развития Американского континента сопоставимо с ролью Древней Греции в истории античного мира Средиземноморья. Теотиуакан (в 48 км к северовостоку от г. Мехико) возник около 300г. до н.э. как поселение вокруг священной пещеры с источником воды и захоронением предка.

В 200 - 600 гг. н.э. город достиг наивысшего могущества и во многом превосходил столицу Римской империи: его территория составляла свыше 30 км І , численность населения колебалась от 100 до 200 тысяч жителей. Главным проспектом города была «Дорога Мертвых» (шириной 40м), вдоль которой располагались основные сооружения: на юге - административный центр, храм Кецалькоатля (ацтек.- бог змей) и бога дождя Тлалока, стадион для ритуальной игры в мяч и рыночная площадь; на севере - пирамида Луны; в центре - пирамида Солнца, самая большая пирамида Америки (высота 65м, сторона основании 225м, число ступеней 242).

Пирамиды строились как культовые сооружения над захоронением предков и представляли многослойные полые сооружения (по принципу русской матрешки) с небольшим храмом на вершине, служащим для входа в пирамиду. В пост-классический период на территории Мексики и Центральной Америки возникли новые быстрорастущие города-государства. К приходу испанских конкистадоров в этой части континента процветали три крупные цивилизации: юкатанских майя, миштекская и ацтекская - наиболее могущественная среди них.

Медицина майя - это те знания о медицине, сохранении и поддержании здоровья, гигиене и образе жизни, которые имелись у народа цивилизации майя. Уровень развития медицины, способы идентификации болезней и их лечение у майя стояли на высшем уровне относительно как Америки, так и Старого Света. Знаниями о медицине обладали немногие специально обученные люди - врачи.


Врачи майя весьма точно могли определять многие болезни, такие как: ангина, туберкулёз, опухоль, астма, язва, глазные болезни и другие. Для борьбы с болезнями использовались те или иные лекарственные средства (преимущественно в виде снадобий), число которых превышает несколько сотен. Помимо растительных ингредиентов использовались многие другие подручные средства животного происхождения, причём не только простое мясо (например, ягуара), но и хвосты (хвост опоссума использовался в размельчённом виде для ускорения родов или устранения задержек менструации), перья (перья попугая-кардинала использовались при рвоте с кровью), рога (рога животных "помогали" наряду со слюной беременной женщины и сажей при опухолях и язвах) и многое другое. Некоторые из действенных лекарственных средств были заимствованы европейцами (например, некоторые рвотные, мочегонные и слабительные средства).

Другие меры, не предусматривающие применение лекарственных средств внутрь, включали ингаляции, ванны, кровопускания, а также применение ритуальных действий с заклинаниями, сила которых, по представлениям древних майя, могла избавить от болезни и не допустить её возникновения в будущем.

Хирургия Майя

Особенно высокого уровня в своём развитии достигла хирургия майя. Анатомия была известна древним благодаря многочисленным человеческим жертвоприношениям, а также многовековой практики вскрытия. Основным инструментом хирурга служил обсидиановый нож, которым вскрывали участки тела, подозрительные на опухоль, нарыв или катаракту, умело удаляя поражённые зоны. На разрез накладывался шов, выполненный при помощи иглы волосом. Аналогом анестезии служил обыкновенный наркотик, который притуплял чувствительность к боли. Майя были известны такие сложные операции как трепанация черепа и пластические операции на лице.

Стоматология Майя

Забота о здоровье зубов у древних майя была прерогативой преимущественно богатых слоёв общества. Бедные слои, рядовые граждане, рабочие и занятые в натуральном хозяйстве справлялись с зубной болью самостоятельно: например, сами выдирали зуб или лечили, опираясь на знания предков. Тем не менее даже для них существовала целая процедура инкрустирования из смеси, по своим свойствам напоминавшим цементную массу.

Государственные служащие и священнослужители могли позволить себе инкрустацию из кусочков раковин. Точение зуба, придание ему нужной формы происходило при помощи специального камня. Делом в том, что канон предписывал иметь передние резцы, которые для этого подтачивались, а также инкрустации - нефритом, яшмой, иногда золотом. Дорогие металлы (серебро и злата) племя майя считали красивыми и полезными металлами, поэтому они применялись для украшения зубов.

Заключение

Древние индейцы Майя и Ацтеки являлись очень развитыми племенами со своей самобытной культурой религией и, самое главное, медициной. Их открытия и знания не уступали европейским, а во многом даже превосходили их. Именно они были получены завоевателями Америки и в дальнейшем внесли огромный вклад в хирургию, стоматологию и изучение целебных растений.

Список литературы

1. Нерсесов Я.Н. Тайны Нового Света: От древних цивилизаций до Колумба. - М.: Вече, 2006. - 320 с.

Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации», «Ацтеки: империя крови и величия»

Зубарев В.Г., «Источники и историография по древней истории Центральной и Южной Америки»

Для древних Майя причины болезни могли быть естественными либо сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством использования имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если болезни были вызваны "плохими ветрами", либо насланы врагами, либо вызваны нарушениями религиозных предписаний, либо имели любое другое "чудесное" происхождение, считалось, что излечить их может только колдовство.

Ланда заметил эту двойственность, но не смог выявить различия между "научной" и магической сферами, смешивая обе. Он упоминает "хирургов, лучше сказать, колдунов, которые лечат травами и многими суевериями", а так же "жрецов, лекарей и колдунов, что одно и то же". Хронист пишет так же о практике кровопускания на больных частях тела, которая все ещё используется современной медициной, об использовании массажей и паровых ванн, сообщает о некоторых рецептах лечения на основе напитка из коры дерева бальче, различных трав, листьев, фруктов, соков растений, а еще упоминает о лекарствах животного происхождения, таких, как жир некоторых птиц и экскременты игуаны.

Известны многие трактаты на эту тему, относящиеся к XVIII- XIX вв., но некоторые из них, должно быть, поздние копии больше древних документов. Так называемые книги "Чилам-Балам" из Ишиля и Кауа включают медицинские тексты. Несколько рукописей целиком посвящено описанию рецептов лекарств, и, впрочем тут уже заметно европейское воздействие, большинство рецептов - индейского происхождения. Испанцы даже удивлялись эффекту влияния некоторых растений и ввели многие из них в европейскую фармакопею.

Среди главных текстов вспомним некоторые, упомянутые А. Тоззером, - известная "Книга Иудея", приписываемая Рикардо Оссадо, который, как полагают, написал ещё "Травы и волшебства Юкатана"; "Рукопись Видалеса", являющаяся, видимо, самой древней из известных (XVII в.); прочие тексты анонимны - "Книга Иудея" из Сотуты, "Медицина майя", "Тетрадь из Теабо", "Известия о различных растениях" и "Книга врачей". Важна так же рукопись Пио Переса, называющаяся "Рецепты индейцев на языке майя. Согласованные указатели медицинских растений и болезней".

Особого упоминания заслуживает "Ритуал Бакабов" (текст Майя и английский перевод рукописи). Ральф Ройс, опубликовавший рукопись, полагает, что она относится к концу XVII в., а может быть, к так же больше раннему времени. В работе подтверждается двойственное представление древних майя о болезнях и, следовательно, о способе их лечения. В тексте смешаны магические формулы и медицинские предписания, которые образуют при этом "эмпирическую и магическую терапевтику".

Из всей данной литературы становится ясно, что знахари установили настоящую симптоматологию заболеваний, согласно которой они предписывали средства растительного либо животного происхождения, готовившиеся в форме настоев, отваров, припарок и мазей и эффективность которых была доказана эмпирически.

Знахари применяли нередко терапевтический метод, основанный на элементарном принципе: лечить сходное сходным. Но сходство для майя было поверхностным, потому что вообще-то речь шла о попытке сравнить цвет, связываемый с симптомом, с цветом растения, предназначенного для лечения. К примеру, желтые цветы использовались против желтухи либо разлития желчи, а красные - против кровохарканья либо дизентерии. Некоторые способы лечения, применяемые сейчас и описываемые Ройсом в его сильно важной книге "Этноботаника майя" (с 437 названиями лекарств и их соответствующим применением), должны быть доиспанского происхождения. Среди них такие, как приминение размятых осиных гнезд против некоторых кожных сыпей, похожих на укусы осы, либо применение лозы со свернутыми побегами, напоминающими змей, против змеиных укусов. Работа Ройса дополняется списками названий растений и животных на языке майя и их эквивалентами в научной номенклатуре.

Среди знахарей доиспанских времен, как и среди современных, имелась некоторая профессиональная дифференциация. Костоправы лечили любые виды растяжений, вывихов и переломов. Хирурги, которых Ланда уподоблял знахарям, были способны осуществить, впрочем и не всегда успешно, судя по археологическим свидетельствам, такие трудные операции, как трепанация черепа.


Майя были одной из великих доколумбийских цивилизаций в Центральной Америке. Цивилизация майя на самом деле предшествовала и пережила ацтеков на сотни лет. Их культура пережила не один взлет и упадок на протяжении последних 2-х тысяч лет, а их потомки до сих пор обитают на полуострове Юкатан.



Хотя цивилизация майя была завоевана, а ее культура пришла в упадок, во многих сельских районах Мексики и Гватемалы язык и культура майя существуют до сих пор.

2. Встретить майя можно на Юкатане



Сейчас около 7 млн майя по-прежнему живут на полуострове Юкатан. Хотя майя живут и сегодня, последнее суверенное государство этой народности было завоевано испанцами в 1697 году

3. Слова из древнего лексикона



Некоторые лингвисты считают, что слово «акула» первоначально было словом из языка майя.

4. Плоские лбы



Доколумбийские майя часто стремились «улучшить» физические особенности своих детей. Матери приматывали дощечки к лбам своих детей так, чтобы со временем лбы становились плоскими (в основном это встречалось среди верхушки). Аристократы майя были горбоносыми, а их зубы были инкрустированы нефритом.

5. Косоглазие как признак благородства



Также часто перед глазами младенцев подвешивали раскачивающийся объект, чтобы у ребенка выработалось косоглазие, которое также считалось чертой благородных людей.

6. Имя в честь дня рождения



Всех детей называли в соответствии с тем днем, когда они родились.

7. Медицина древних майя



У майя была довольно развитая медицина. Они зашивали раны с помощью человеческого волоса, ставили пломбы и даже делали протезы.

8. Кровавые жертвоприношения



Некоторые майя до сих пор практикуют кровавые жертвоприношения. К счастью, в качестве жертв сейчас выступают куры, а не люди.

9. Таинственные вещества ритуалов и лечения



Майя использовали природные вещества в религиозных ритуалах (в качестве галлюциногенов) и в медицине (в качестве анестетиков).

10. Голова вместо меча



Как и ацтеки, майя были заядлыми игроками в «мезоамериканский мяч». Во всех их крупных городах есть стадионы. Также эта игра часто была связана с обезглавливанием, причем в роли жертв была проигравшая команда. Отрезанные головы, как полагают историки, использовались в качестве мячей. Современная версия этой игры называется «улама», но, естественно, игра уже проходит без обезглавливания.

11. Баня в культуре майя



Сауны и бани играли огромную роль в культуре майя. Они считали, что процесс потения помогал им избавиться не только от грязи, но и от грехов.

12. Чичен-Ица



Руины и пирамиды, которые обычно показывают на фотографиях, скорее всего, были сняты в Чичен-Ица, одном из крупнейших городов майя. Что интересно, эти древние руины всего 5 лет назад были выкуплены правительством у частного землевладельца.

13. Расправа с жертвами

Заключенных, рабов и других людей, которых должны были принести в жертву, окрашивали в синий цвет, а иногда и пытали. Затем их приводили к вершине одной из пирамид, где либо расстреливали из луков, либо вырезали еще бьющееся сердце из груди. Иногда помощники жрецов затем снимали кожу жертвы, которую одевал на себя верховный жрец, после чего исполнял ритуальный танец.

14. Майя не предсказывали конец света



Вопреки распространенному мнению, у майя был не один календарь, но ни один из их календарей не предсказывал конец света в 2012 году. У майя было три календаря, один из которых, как и современный григорианский календарь, имеет 365-дневный цикл. Цикл самого длинного календаря обнуляется примерно каждые 2 880 000 дней, а очередное обновление должно было случиться в 2012 году. Это и привело к слухам о конце света.

15. Система письменности



У майя была одна из самых передовых систем письменности среди всех древних цивилизаций. Писали они буквально на всем, что попадалось под руку, в том числе и на зданиях.

16. Тексты майя

Число нуль.


Не считая вавилонских систем, майя были, пожалуй, первой цивилизацией, использовавшей число «0». Индийские математики позже стали первыми использовать ноль его в качестве математической величины в расчетах.

10. Упадок империи



Никто не знает, почему империя майя пришла в упадок. Задолго до того, как на континент пришли испанские завоеватели, многие из больших городов майя уже давно были заброшены и лежали в руинах. Ученые предположили, что причинами были засухи и голод из-за перенаселенности и изменения климата.

Похоже, на планете не осталось мест, куда не проникли банки, мобильные телефоны и кока-кола. И вторжению этому сопротивляться бесполезно. Но всё же уникальные уголки на нашей планете ещё есть. - люди, которые выходя из дома берут банковскую карточку и надевают традиционный футляр - котеку - на пенис.