Кудрявцев николай николаевич - ректор мфти, профессор. Кудрявцев, николай николаевич

  • 1997 · избран ректором Московского физико-технического института (государственного университета). Переизбран в 2002 и 2007.
  • В 2007 был избран в Совет директоров крупнейшей нефтесервисной компании Schlumberger.
  • В 1994 году избран на должность Генерального директора АО «Фонон» Министерства оборонной промышленности - один из основных разработчиков пьезотехнических изделий в стране. Участвовал в организации структурной перестройки этого предприятия.
  • В 1987 защитил диссертацию на соискание степени доктора физико-математических наук по проблемам теплозащиты космического корабля многоразового использования «Буран».
  • 1987-1997 - декан ФМХФ МФТИ.
  • 22 мая 2003 года избран членом-корреспондентом РАН в Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления (секция энергетики).
  • С 1967 по 1973 год обучался в МФТИ на факультете молекулярной и химической физики. Окончил МФТИ по специальности физика и механика химических процессов.
  • 1978-1987 - заместитель декана факультета молекулярной и химической физики МФТИ.
  • 5 ноября 1991 года стал одним из учредителей АО «Лаборатории импульсной техники» (ЛИТ) при МФТИ. Руководил разработкой систем ультрафиолетовой дезинфекции.
  • В 1977 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата физико-математических наук по теме «Метод и результаты измерения колебательных температур СО 2 в ГДЛ». С 1977 года работал ассистентом по кафедре молекулярной физики ФМХФ.
  • В 1990 году получил звания профессора.
  • C 1988 года заведует кафедрой молекулярной физики.
  • 1993-1997 - председатель Совета директоров «Федерального банка инноваций и развития».

Направления исследований

  • химико-газодинамические лазеры
  • излучение неравновесной плазмы
  • теплофизические процессы при сверхзвуковом обтекании и в ударных волнах
  • физика высокоскростных волн ионизации и их воздействий на вещество
  • разработка высокоэффективных промышленных источников ультрафиолетового излучения
  • системы обеззараживания природных и сточных вод ультрафиолетовым излучением
  • системы обеззараживания воздуха в московском метро

Преподавательская работа

Читает курсы «Основы молекулярной спектроскопии» и «Основы квантовой электроники» на ФМБФ МФТИ. Подготовил 12 кандидатов наук через аспирантуру.

Работа над системой образования

  • Провёл анализ лучших мировых образцов систем инженерного образования.
  • 2006-2007 · разработчик и руководитель Инновационной образовательной программы (ИОП) МФТИ «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций».

Премии

  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2003 год - за работу для образовательных учреждений высшего профессионального образования «Новое направление в системе подготовки специалистов высшей квалификации в области космической науки и техники на основе интеграции фундаментального и прикладного образования с использованием современных информационных технологий».
  • Вручен почётный знак «За заслуги перед Московской областью»
  • Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2000 года в области науки и техники - за разработку технологии обеззараживания природных и сточных вод больших городов и крупных объектов промышленности на основе применения ультрафиолетового излучения.

Знаменитые фразы

  • «Наша принципиальная позиция заключается в том, что мы изотропно относились ко всем политикам».
  • «Нет, нет и нет» с повортом головы к каждому из трёх студентов пытавшихся получить подпись в обход порядка.

Источники

  • Галерея Славы Физтеха
  • Официальный сайт МФТИ

Кудрявцев Николай Гаврилович – командир звена 637-го штурмового авиационного Тарнопольского ордена Богдана Хмельницкого полка (227-я штурмовая авиационная Бердичевская Краснознаменная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), лейтенант.

Родился 19 ноября 1922 года в деревне Верхний Изрог ныне Каменского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. После окончания неполной средней школы окончил химический техникум в городе Сталиногорск (ныне Новомосковск) Тульской области. Параллельно с учебой занимался в аэроклубе. Призван в армию Сталиногорским райвоенкоматом в 1940 году. Направлен на учебу в Таганрогскую военную авиационную школу пилотов. Обучался на летчика скоростного бомбардировщика СБ.
Во время Великой Отечественной войны в ноябре 1941 года школа была эвакуирована в город Омск. После окончания курса обучения в 1942 году был направлен в Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков, эвакуированную в город Уральск (Казахстан) для переобучения на штурмовик Ил-2. После окончания школы в июле 1943 года направлен в 36-й запасной авиаполк (город Кимры ныне Тверской области), где несколько месяцев продолжал освоение самолета Ил-2.

В действующей армии с февраля 1944 года. Воевал на 1-м и 4-м Украинских фронтах в 637-м штурмовом авиационном полку 227-й штурмовой авиационной дивизии в должностях летчика, с ноября 1944 года – старшего летчика, с апреля 1945 года – командира звена. Был ранен.

К 5 мая 1945 года совершил 170 боевых вылетов на штурмовку вражеских объектов в тылу и на переднем крае, скоплений живой силы, танков, артиллерии, автомашин и другой военной техники. Уничтожил 35 танков, 112 автомашин с грузом и живой силой, 21 точку зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, 12 артиллерийских орудий, 8 железнодорожных вагонов, до 500 солдат и офицеров. Провел 15 воздушных боев, в которых сбил 2 самолета противника. На аэродромах уничтожил 3 самолета и 1 ангар.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Кудрявцеву Николаю Гавриловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах в 180-м гвардейском истребительном авиационном полку в должности командира звена и заместителя командира эскадрильи. Освоил истребитель Ла-7, получил звание старшего лейтенанта. Служил в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск), с конца 1947 по август 1948 года – в городе Броды Львовской области.
После этого был переведен на остров Сахалин. Прослужил там 4 года, в 1952 году окончил 10-й класс вечерней средней школы. Был направлен на учебу в Краснодарскую высшую офицерскую авиационную школу штурманов ВВС. После окончания этой школы в ноябре 1953 года Н.Г.Кудрявцеву было присвоено звание капитана, он был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Луцк Волынской области, в 232-й штурмовой авиационный полк на должность заместителя командира эскадрильи. Полк был вооружен самолетами Ил-10, и Н.Г.Кудрявцев вновь пересел на штурмовик.
В феврале 1954 года 232-й штурмовой авиационный полк был расформирован, и Н.Г.Кудрявцев был переведен в 806-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк, базировавшийся на том же аэродроме в Луцке. Там освоил реактивный истребитель МиГ-15, служил с февраля 1954 по ноябрь 1958 года в должности командира звена, с ноября 1958 по июль 1960 года – заместителя командира эскадрильи. В июле 1960 года в связи с масштабным сокращением Вооруженных Сил попал под сокращение и Н.Г.Кудрявцев.

С июля 1960 года майор Н.Г.Кудрявцев – в запасе. Жил в Луцке, с октября 1960 года длительное время трудился на 208-м авиационном ремонтном заводе Министерства Обороны. Прошел путь от слесаря-сборщика авиационных двигателей до контрольного мастера 2-го класса.
С 24 апреля 1991 года вынужден был покинуть работу из-за тяжелой болезни.

Награжден орденом Ленина (18.08.1945), 2 орденами Красного Знамени (12.08.1944; 17.01.1945), орденом Александра Невского (17.05.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.09.1944; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями, в том числе чехословацкой медалью «За храбрость».
Почетный гражданин города Луцк.
Именем Героя названа улица в районном центре Каменского района Тульской области – селе Архангельское.

С 11 февраля 1944 года по 5 августа 1944 года Н.Г.Кудрявцев воевал на 1-м Украинском фронте. В составе 2-й воздушной армии участвовал в Корсунь-Шевченковской (24 января – 17 февраля 1944 года) наступательной операции и разгроме окруженной вражеской группировки; Ровно-Луцкой наступательной операции (27 января – 11 февраля 1944 года) и освобождении города Шепетовка; Проскуровско-Черновицкой наступательной операции (4 марта – 17 апреля 1944 года) и освобождении городов Староконстантинов, Скалат, Проскуров (ныне Хмельницкий),Тарнополь (ныне Тернополь), за что 637-му штурмовому авиационному полку было присвоено наименование Тарнопольского; Львовско-Сандомирской стратегической наступательной операции (13 июля – 29 августа 1944 года) и освобождении города Зборов ныне Тернопольской области.

В начале августа 1944 года 227-я штурмовая авиационная дивизия была передислоцирована на 4-й Украинский фронт, где вошла в состав 8-й воздушной армии.
Здесь Н.Г.Кудрявцев участвовал в Восточно-Карпатской стратегической наступательной операции (8 сентября – 28 октября 1944 года) по разгрому войск противника в Восточных Карпатах и оказанию помощи словацкому восстанию в Чехословакии; Западно-Карпатской стратегической наступательной операции (12 января – 18 февраля 1945 года) и освобождению города Новы-Сонч (Польша, ныне Малопольское воеводство); Моравско-Остравской наступательной операции на территории Чехословакии (ныне Чехии (10 марта – 5 мая 1945 года) и освобождении городов Опава и Моравска Острава (ныне Острава); Пражской стратегической наступательной операци (6 – 12 мая 1945 года) и освобождении города Оломоуц (ныне Чехия).

За совершенные 170 боевых вылетов представлен к званию Героя Советского Союза.

Из наградного листа (в сокращении):

Тов. Кудрявцев на фронте Отечественной войны с 11.02.1944 года. За этот период совершил 170 боевых вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку техники и живой силы противника. За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками он награжден двумя орденами «Красное Знамя» и Отечественной войны 1-й степени. Тов. Кудрявцев с 5.08.1944 года совершил в Карпатах 50 боевых вылетов.

Боевыми действиями нанес огромный ущерб немецко-фашистским захватчикам: уничтожил танков – 35, автомашин с грузом и живой силой – 112, точек зенитной артиллерии и зенитных пулеметов – 21, артиллерийских орудий – 12, железнодорожных вагонов – 8, блиндажей- 4, повозок с военным имуществом – 42, солдат и офицеров – до 500. Создал 37 очагов пожаров в расположении противника и 2 взрыва большой силы. Провел до 15 воздушных боев. Сбил 2 самолета противника. На аэродромах уничтожил 3 самолета и 1ангар.

Пытливость, постоянное стремление обогатить свои знания, страстные поиски новых приемов борьбы с противником, расчет и хитрость, смелость, быстрота решения практической задачи и беспримерная отвага – эти качества выделяют лейтенанта Кудрявцева.
За период боевой работы Кудрявцев воевал под Житомиром и Бердичевом, был активным участником боев по разгрому группировки немцев, окруженной в Корсунь-Шевченковском. Поддерживал наступление наших войск под Проскуровом, Старо-Константиновом и Каменец-Подольском. Участвовал в уничтожении окруженного гарнизона в городе Тарнополь. Вел боевую работу по уничтожению немецко-фашистских захватчиков под Львовом, Дрогобычем.
Особенно Кудрявцев отличился в боевых действиях в Карпатах. Вот уже 4 месяца ведет боевую работу по освобождению Польши. Не жалея ни сил, ни жизни, ведет боевую работу в плохих метеоусловиях, ходит парой на «охоту» и разведку боем при уничтожении окруженной группировки противника в районе Корсунь-Шевченковского, делая по 3 – 4 боевых вылета в день.

12.02.1944 года в составе группы из 5 Ил-2 летал на штурмовку войск противника, пытавшихся вырваться из окружения в районе Стеблев – Шендеровка. Неожиданным ударом группа обрушила бомбовый груз на головы немцев. Кудрявцев заметил группу танков, готовящихся пойти в атаку, и доложил по радио ведущему, а сам пушечным огнем атаковал их. 2 танка были зажжены. За отличные и смелые действия ему была объявлена благодарность командиром 227-й штурмовой авиадивизии.
15.03.1944 года при штурмовке автомашин противника с живой силой в районе Тарнополя группа была атакована истребителями противника. В завязавшемся воздушном бою в самый критический момент, когда истребитель противника сделал удачный заход на уничтожающий удар по его самолету, Кудрявцев произвел своевременный маневр, создал положение самолета, удобное для ведения прицельного огня своему воздушному стрелку, который прицельным огнем с короткой дистанции сбил ФВ-190. Все попытки немцев помешать выполнению боевой задачи провалились. Несмотря на продиводействие истребителей и их атаки, группа за этот вылет уничтожила 6 автомашин, до 50 солдат и офицеров и без потерь вернулась на свой аэродром.
12.04.1944 года водил группу из 6 Ил-2 на штурмовку танков противника. Цель прикрыта была сильным зенитным огнем. Кудрявцев, видя, что без потерь выполнение боевой задачи невозможно, оставляет за себя своего заместителя, выходит со стороны солнца на бреющем полете и атакует батарею зенитной артиллерии противника, которая огонь прекратила. Фотоснимки подтвердили, что 3 зенитных орудия сброшенными бомбами были уничтожены и выведена из строя вся прислуга.

С приходом полка для действий на 4-м Украинском фронте лейтенант Кудрявцев вел боевую работу в Карпатах. Непросто ему далось освоить и изучить характер обороны противника в горах. Много времени ему пришлось затратить на изучение района боевых действий. Много дней работал над собой по изучению опыта боевых действий в горно-лесистой местности. Упорство и настойчивость в изучении новой обстановки дали свои плоды.
Когда наши части пошли на преодоление Карпат, надо было их поддерживать. Маневрируя среди огня зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, он в числе других показал мастерство и умение вести боевую работу.
25.08.1944 года водил группу на уничтожение железнодорожных эшелонов на станцию, где было сосредоточено до 3 железнодорожных эшелонов. Маневрируя в сильном огне зенитной артиллерии и зенитных пулеметов, атакует пулеметно-пушечным огнем зенитные средства, что деморализует противника, сбрасывает бомбы на железнодорожный эшелоны, которые загораются. За этот вылет его группой было уничтожено и зажжено 12 вагонов, 4 точки зенитных средств и до взвода солдат и офицеров. Эффективность этого вылета подтверждает фотопланшет, сделанный в момент боевой работы.
11.10.1944 года водил группу Ил-2 на штурмовку переднего края обороны противника. В условиях действия зенитных средств противника атаковал пулеметно-пушечным огнем блиндажи и огневые точки противника. Сброшенными бомбами и пулеметно-пушечным огнем было уничтожено: блиндажей – 4, огневых точек – 3, солдат и офицеров – до 20. Эффективность действий группы подтверждается командиром 237 стрелковой дивизии.
19.11.1944 года при выполнении боевого задания в районе Иовра – Дарма при атаке живой силы и скопления автомашин противника снизился до бреющего полета, пулеметно-пушечным огнем расстрелял до 20 солдат и офицеров, зажег 2 автомашины. Следующим заходом атаковал зенитные орудия, мешавшие выполнению боевого задания. Бомбы были сброшены в цель, зенитные средства огонь прекратили. Группа выполнила боевое задание и вернулась на свой аэродром без потерь.
21.01.1945 года группа из 6 Ил-2 выполняла боевое задание в районе Андрыхув. Действуя в плохих метеоусловиях на малой высоте, группа была обстреляна сильным огнем зенитной артиллерии и пулеметов. Кудрявцев оставил за себя своего заместителя и весь период атак группы висел над зенитными средствами противника, обстреливая прислугу пулеметно-пушечным огнем. Обеспечил группе беспрепятственное выполнение боевой задачи. Группой уничтожено 10 автомашин, до 30 солдат и офицеров, 2 точки зенитной артиллерии. Лично им уничтожены 2 точки зенитной артиллерии.
25.03.1945 года водил группу из 6 Ил-2 для нанесения удара по железнодорожной стации Лослау, на которой разгружались 2 эшелона. При подходе к цели станция наведения передала: «Будьте внимательны, в воздухе истребители противника». Кудрявцев отдал приказ: «Атакуем одним заходом!» и начал атаку эшелона с высоты 600 метров. Группа открыла огонь реактивными снарядами, после чего серийно сбросила бомбы пулеметно-пушечным огнем обстреляла эшелоны. В результате удара группой зажжено 18 вагонов и создан взрыв большой силы. Результат работы подтверждается фотоснимком.

За произведенные 170 успешных боевых вылетов, за смелые и решительные действия над целью, ущерб, нанесенный противнику, за 15 воздушных боев и сбитые 2 самолета достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 637 штурмового авиационного Тарнопольского ордена Богдана Хмельницкого 3 степени полка подполковник Михайлов
5.05.1945 года

При составлении биографии, кроме приведенных источников, использован материал статьи Ильи Сметанина «Освободитель Украины посвятил остаток своей жизни Волынскому небу» на украинском языке с электронной версии газеты Волынские новости ,где изложено описание боевого и трудового пути Н.Г.Кудрявцева с приложением таких документов, как фотокопия страниц военного билета Героя, написанная им самим автобиография, фотокопии страниц трудовой книжки, наградного листа и ряда других документов с массой фотографий. Автор проделал колоссальную работу по сбору материалов о жизни не только Героя, но его семьи, детей, внуков и правнуков. Справедливости ради, необходимо отметить, что при изложении его биографии в этой статье встречаются неточности. Например, утверждается, что после призыва в армию Герой был направлен на Украину, в Ворошиловградскую военную авиашколу пилотов, в то время, как в автобиографии написано, что он вначале поступил в Таганрогскую школу пилотов, а уже в эвакуации продолжил учебу в Ворошиловградской. Написано, что начал воевать Герой на 4-м Украинском фронте, где принял участие в Корсунь-Шевченковской операции, в то время, как в военном билете указано, что он воевал на 1-м, а затем 4-м Украинском фронтах. Да и из истории ВОВ известно, что в Корсунь-Шевченковской операции 4-й Украинский фронт участия не принимал, она проводилась 1-м и 2-м Украинскими фронтами. В целом же работа достойна очень высокой оценки.
Все фотографии, приведенные в настоящей биографии, заимствованы из этой статьи.


Справочные материалы История долгопрудненских земель Воспоминания жителей города Предприятия и организации города Дирижабли, дирижаблестроение, воздухоплавание Люди нашего города Почетные граждане города Долгопрудный Их имена увековечены в названиях улиц, парков, школ История развития народного образования Чрезвычайные происшествия в городе "Мой город - Долгопрудный" - исторический очерк "История школ г. Долгопрудного" - книга "Окрестности города Долгопрудного" - книга "Большая история маленького поселка" - книга "Отдать корабль в воздух!" - книга "История ДНПП. От дирижаблей до ракет" - книга "ОАО ДНПП. Воспоминания ветеранов" - книга "Село Виноградово" - книга "Мои пять лет с советскими дирижаблями" - книга У.Нобиле "Далекое и близкое" - книга Стихотворения и проза о Долгопрудном Это интересно

Статья
http://сайт/doc/index.php Список Почетных граждан и положение о звании Аверьянов Виктор Иванович - начальник энергосетей г.Долгопрудного Андрюнин Павел Антонович - ветеран войны и труда Аронова Мария Валерьевна - актриса театра и кино Герасимов Михаил Николаевич - ветеран войны, Герой Советского Союза Григорьев Валентин Петрович - ветеран войны Гудков Александр Алексеевич - заслуженный строитель РСФСР Гунин Яков Степанович - ветеран войны, директор ХМСЗ Дворецкий Александр Сергеевич - директор ДМПО (ДНПП) Дворядкина Татьяна Евгеньевна - председатель Совета депутатов Дорошенко Иван Владимирович - директор завода N 464 (ДНПП) Ермачкова Евгения Григорьевна - педагог, директор физмат-лицея Жигарев Петр Васильевич - ветеран войны и труда Катина Ася Никитична - заслуженный работник культуры РФ Козарь Лариса Витальевна - педагог, краевед Кривелёва Светлана Владимировна - спортсменка, чемпион мира Кудрявцев Николай Николаевич - ректор МФТИ, профессор Малыхина Татьяна Михайловна - заместитель Главы города по ЖКХ Маринина Валентина Яковлевна - ветеран народного просвещения Матвеева Татьяна Сергеевна - директор детского сада Матюнин Дмитрий Иванович - ветеран-дирижаблист Мелёхина Людмила Гавриловна - председатель суда Михеев Алексей Кириллович - Герой Социалистического труда Молчанова Вера Алексеевна - ветеран войны и труда, медработник Мордвинов Геннадий Николаевич - директор ДМПО (ДНПП) Мошникова Ирина Сергеевна - педагог, краевед Новодережкин Аркадий Николаевич - ветеран труда (ЦАО) Орлов Анатолий Петрович - заслуженный работник культуры, врач Петров Иван Федорович - генерал-лейтенант авиации, ректор МФТИ Пятышев Роман Валентинович - инженер-конструктор Рыбин Виктор Викторович - музыкант, лидер группы "Дюна" Самарский Юрий Александрович - профессор МФТИ Серебров Александр Александрович - летчик-космонавт Устинович Владимир Адольфович - ветеран-дирижаблист Фортуна Мария Тихоновна - руководитель организации "Красный крест" Харитонов Владимир Иванович - председатель горисполкома Черников Альберт Алексеевич - директор ЦАО, профессор Эктов Василий Петрович - директор АООТ "ДНПП" Якунина Галина Викторовна - заместитель Главы города, директор музея


Кудрявцев Николай Николаевич - ректор МФТИ, профессор

Кудрявцев Николай Николаевич 08.05.1950 г.р. - ректор МФТИ с 1997 года. Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор.

Звание "Почетный гражданин" присвоено Решением Долгопрудненского городского Совета депутатов Московской области №89-р от 23.11.2015 года.

Характеристика

В 1967 году поступил в Московский физико-технический институт (МФТИ) на факультет молекулярной и химической физики. После окончания института в 1973г. поступил в аспирантуру МФТИ, которую закончил в 1976 году. Специальную подготовку и научную практику проходил в институте химической физики РАН на базовой кафедре МФТИ «Физика горения и взрыва». По окончании аспирантуры был распределен на работу в МФТИ старшим научным сотрудником, на кафедру молекулярной физики. Кандидатскую диссертацию «Метод и результаты измерения колебательных температур СО2 в ГДЛ» защитил в 1977г.

В период 1977-87гг. работал заместителем декана факультета молекулярной и химической физики по старшим курсам и аспирантуре, активно вел научную и педагогическую деятельность. В 1982 г. был избран на должность доцента. В 1987 г. была защищена докторская диссертации «Экспериментальные и теоретические исследования неравновесных физико-химических процессов в сверхзвуковых потоках многокомпонентных газовых смесей». В 1987 г. и 1992 г. был избран на должность декана факультета молекулярной и химической физики и работал на ней до избрания ректором. С 1988 года также избран заведующим кафедрой молекулярной физики. В 1990 г. присвоено звание профессора. В 1997, 2002, 2007 и 2012 годах был избран на пост ректора Московского физико-технического института. В 2003г. избран членом-корреспондентом РАН по Отделению энергетики, машиностроения, механики и процессов управления по специальности «электрофизика».

Научные направления исследований: теплофизические процессы при гиперзвуковом обтекании и в ударных волнах, излучение неравновесной плазмы, физика высокоскоростных волн ионизации и их воздействия на вещество, разработка высокоэффективных источников ультрафиолетового излучения, разработка энергоэффективных промышленных систем обеззараживания природных, сточных и технологических вод ультрафиолетовым облучением, в том числе для мегаполисов и крупных предприятий топливно-энергетического комплекса, разработка энергоэффективных промышленных систем обеззараживания больших объемов воздушных сред, объектов городской инфраструктуры: наземного транспорта и метро. Подготовил 12 кандидатов наук через аспирантуру.

В 1991 г. организовал НПО «Лаборатория импульсной техники» (ЛИТ) при Московском физико-техническом институте, для разработки и внедрения промышленных систем ультрафиолетового обеззараживания на предприятиях ТЭК, промышленности и муниципальных объектах водоочистки и водоподготовки, как альтернативы хлорированию. В настоящее время ЛИТ стало признанным мировым лидером в этой области высоких технологий, а Кудрявцев Н.Н. является научным руководителем исследовательского подразделения компании.

ЛИТ были разработаны и произведены крупнейшие в Европе станции ультрафиолетовой очистки питьевой - 350 000 куб. м в сутки (1996г.) и сточной - 400 000 куб. м в сутки (1999г.) воды в г. Тольятти, а соответственно в 2004 и 2005 гг. крупнейшие в мире станции обеззараживания питьевой и сточной воды г. Санкт-Петербурга производительностью соответственно 1 350 000 и 1 400 000 куб. м в сутки каждая, покрывающие более 90% потребностей города. В 2007 г. на Люберецких очистных сооружениях запущен унифицированный модуль УФ-обеззараживания производительностью 1 млн. куб. м в сутки, являющейся в настоящее время крупнейшим в мире. Летом 2012 года вводятся 2 станции такой же мощности на Курьяновских очистных сооружения Москвы. В 2009 году запущена станция обеззараживания производительностью 480 000 куб. м. в сутки, полностью обеспечивающая потребности в питьевой воде г. Будапешта.

В 2001 году за «Разработку технологии обеззараживания природных и сточных вод больших городов и крупных объектов промышленности на основе применения ультрафиолетового излучения» была присуждена Премия Правительства РФ в области науки и техники.

В 2004 г. Н.Н. Кудрявцев инициировал принятие московской городской программы «Повышение экологической и эпидемиологической безопасности на городских объектах и в местах массового скопления людей на основе современных технологий обеззараживания воды и воздуха (2005-2007гг.), в рамках которой разработанное оборудование успешно внедряется на объектах социальной инфраструктуры и транспортного комплекса столицы.

В 2007г был приглашен в технологический комитет компании «Шлюмберже» крупнейшего мирового сервисного оператора топливно-энергетического комплекса, активно работающей с 1930-х годов в России, где принимает участие в курировании разработок новых технологий разведки, освоения и повышения эффективности месторождений нефти и газа.

Автор двух книг: "Диагностика неравновесных состояний в молекулярных лазерах" 1985г. и "Неравновесные физико-химические процессы в гиперзвуковой аэродинамике" 1994г., восьми монографий, 21 патента и более 270 научных работ. Приглашался для чтения лекций и научной работы в США, Францию и Италию. Также неоднократно приглашался с оригинальными и обзорными докладами на международные конференции по ударным трубам, аэротермохимии, химическим и газодинамическим лазерам, физике газового разряда и плазмы и т.д. Является организатором и председателем Всероссийских научно-практических конференций «Современные технологии обеззараживания природных и сточных вод на предприятиях коммунального хозяйства Российской Федерации».

Работая на посту ректора МФТИ, основное внимание уделяет развитию системы Физтеха в современных условиях и активному участию в инновационном процессе. В последнее время открыты три новых факультета и ряд кафедр по новым, современным направлениям, совместные центры с ведущими российскими и зарубежными высокотехнологическими компаниями. В 2006 году институт стал одним из 17-ти победителей конкурса инновационных вузов в рамках Национального проекта «Образование», в 2008 году победил в конкурсе и стал Национальным исследовательским университетом.

Является членом Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, членом экспертного Совета международной премии «Глобальная энергия», Председателем Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, Вице-президентом Российского Союза ректоров, членом Совета по грантам Президента РФ для поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, Председателем Всероссийских олимпиад школьников, председателем специализированного докторского Совета МФТИ.

В 2000 году за заслуги в области образования награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ». В 2005 году за работу «Новое направление в системе подготовки специалистов высшей квалификации в области космической техники на основе интеграции фундаментального и прикладного образования с использованием современных информационных технологий» присуждена премия Президента Российской Федерации в области образования. В 2007 году присвоено звание «Заслуженный работник высшего образования Российской Федерации».

Ученый секретарь МФТИ Скалько Ю.И.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев в эфире Лайфа рассказал об изменениях в вузе, отношении к ЕГЭ и причинах высоких позиций института в мировых рейтингах.

Д. НАДИНА: Добрый вечер. Наш гость сегодня - Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН. Николай Николаевич, приветствую.

Н. КУДРЯВЦЕВ: Здравствуйте!

Д. Н.: Николай Николаевич, 5 российских вузов попали в топ-1000 рейтинга университетов, который составляет Саудовская Аравия. МФТИ, СПбГУ, МИФИ, МГУ в этом списке. МФТИ поднялся чуть выше. Мы всегда очень рады за наши вузы, которые занимают престижные места. Хотелось бы понять, этот рейтинг важен? И на какие рейтинги нужно обращать внимание?

Н. К.: Рейтингов, действительно, много. В мире принято три таких рейтинга, которые считаются самыми авторитетными. Это Times Higher Education, QS и ARWU - шанхайский рейтинг. Это рейтинг World University Ranking со штаб-квартирой в Саудовской Аравии. Он тоже очень авторитетный. Каждый из рейтингов делится на подразделы, которые связаны с предметными рейтингами, с общими рейтингами. В данном случае речь идёт об общем рейтинге. Там 5 вузов. Мы поднялись очень сильно, где-то на 35-е место.

Д. Н.: В прошлом году ваш вуз был на строчке № 250, в этом году он поднялся и уже занимает № 216. МГУ выше всех. В прошлом году был на 59-м месте, а в этом году опустился довольно значительно на 77-ю строчку. МГУ, лучший вуз страны, 77-я строчка в каком-то рейтинге Саудовской Аравии. Мы ведь во всех рейтингах редко занимаем какие-то почётные места. С чем это связано? Неужели у нас такое плохое образование?

Н. К.: Ни в коем случае.

Чтобы получать здесь высокие баллы, а это, как правило, очень широкий опрос, где порядка 10 тысяч и более экспертов может участвовать, вам нужно быть хорошо известным, в том числе и для иностранных экспертов. Здесь, наверное, самый большой камень преткновения российских вузов. Мы не очень давно занимаемся этими темами. Наш институт, стыдно сказать, с 2013 года.

Д. Н.: А МГУ и СПбГУ? Они ведь раньше начали этим заниматься?

Н. К.: Они раньше начали. Они двигаются, занимают уже достаточно высокие места. Но, говорят, есть некое предвзятое отношение. Но я думаю, проблема не в этом.

Д. Н.: Раньше часто жаловались наши преподаватели в вузе, и эксперты жаловались на то, что в этих рейтингах довольно серьёзное значение уделяется цитированию, тому, как активно исследованиями занимается вуз, как активно их цитируют в западных журналах научных. Мол, плохо у нас с этим делом, мы своим разработкам почему-то, во-первых, мало внимания уделяем в рамках вуза, во-вторых, даже если мы что-то разрабатываем, редко пишем публикации в научные журналы западные, редко добиваемся цитируемости. Сейчас начали этим заниматься?

Н. К.: На мой взгляд, это неправильная позиция. Современный учёный, как фундаментального, так и прикладного плана, конечно, должен быть известен во всём мире.

Поэтому это должно обязательно присутствовать. В наше время, когда я начинал, ведущие российские журналы переводились на иностранный язык, мы даже за это деньги получали в чеках, на которые в "Берёзке" можно было что-то купить, чего тогда не было. Сейчас сам бог это велел, и обычно это делают, потому что тебя должен знать весь мир.

Соответственно, улучшается ситуация с цитированием, существенно. Но ситуация с цитированием в этих рейтингах везде по-разному, но сделана примерно так: вы от текущего года отступаете 2 года назад и берёте высококачественные публикации за предыдущие 5 лет. Поэтому результат сразу не приходит. Вузы российские, я должен сказать, за последние годы резко двинулись вперёд в рейтингах, как специальных, так и общих. Именно благодаря тому, что стали заниматься и этим вопросом. Стали больше университеты привлекать учёных, а это в конечном счёте очень позитивно влияет на учебный процесс. И не только наш институт.

Д. Н.: Смотрю на лидеров этого рейтинга, который мы сейчас обсуждаем. Собственно, лидеры везде примерно одинаковые. Это всегда Гарвард, Стэнфорд, Массачусетский технологический университет, Кембридж, Оксфорд. Думаю, все наши слушатели, даже далёкие от темы образования, знают эти вузы, потому что это те места, куда стремится любой школьник, мечтает там учиться. Объясните мне разницу между обучением, условно, в Массачусетском технологическом и в МФТИ, разницу между обучением в Гарварде и МГУ. Почему это образование так высоко ценится, тебя там с руками готовы оторвать и миллионный оклад готовы дать, когда ты выпускник, а наше не ценится?

Н. К.: В том числе здесь причина в этих рейтингах. Одной из следствий этих рейтингов - это то, что вузы, занимающие высокие позиции, становятся более широко известными, и школьники, оканчивающие школы со всего мира, туда стремятся. Поэтому рейтинги здесь очень полезны. В целом российское образование - я технарь, поэтому буду говорить о естественнонаучном и техническом - оно, особенно естественнонаучное, в принципе, не уступает. Можно говорить, что мы где-то, может быть, немного старомодными бываем.

Я хорошо знаю, как обстоят дела в MIT, у нас есть международный совет, который возглавляет президент этого университета. Там ещё есть у нас ведущие вузы из Европы, Азии. В них много работает наших выпускников. В MIT. И они очень довольны. И в других местах то же самое. Образование российское не хуже. Оно, конечно, несколько другое. Говорят, что мы часто переучиваем.

Конечно, образование должно меняться. И от того принципа надо идти, что задача не вложить в студента все знания по предмету, которые могут быть, а его нужно зажечь. И тогда он более эффективно начинает сам образовываться. Сейчас - революция. Информация доступна, доступна очень качественно, очень быстро. Соответственно, её можно получать. Поэтому все системы образования надо менять, причём применительно к этим новым трендам. Это, наверное, то, где мы несколько отстаём.

Д. Н.: Я вот вчера наткнулась на публикацию. Там жаловалась доцент МГУ (она занимается там приёмом на журфак), что мы принимаем инопланетян. Кучу ошибок допустили в этом году на вступительных экзаменах и вообще проблемы с русским языком. И винит во всём ЕГЭ, потому что когда школьники готовятся к выпускным экзаменам, они насобачиваются только ставить в пустые квадратики буковки. И сознание толком не работает, и говорят плохо, думают непоследовательно, несистемно. Там целая отповедь по поводу ЕГЭ. Вы присоединяетесь? У вас такое же отношение к ЕГЭ?

Н. К.: Оно точно у нас не такое, потому что, во-первых, когда ЕГЭ вводилось, мы были одними из последовательных, ненастойчивых сторонников. Физтех принимает ребят со всей страны и СНГ. И мы стали ощущать, что география нашего приёма стала концентрироваться на центральной части России. Была трудная экономическая ситуация, не все родители могли обеспечить дорогу в Москву.

Д. Н.: То есть вам ЕГЭ помогает в отборе качественных студентов?

Н. К.: В самом начале, когда ЕГЭ только начиналось, не всё было совершенно, там было большое количество заданий, где надо было угадывать ответы. В том числе и по математике. Она делилась на A, B и C. Вот А - угадать, В - немного подумать, а С - нормальные задачи. Мы активно участвовали во многих действиях, которые были связаны с совершенствованием ЕГЭ в том числе. Поначалу, у нас в институте тоже было довольно много скептиков, я думаю, что 50/50. Поэтому мы вели тщательный мониторинг, что получается. В первые годы все признались, что отличников мы берём с олимпиад. А ЕГЭ даёт ребят более надёжных, которые неплохо учатся, они догоняют потом уже, по прошествии нескольких курсов. Сейчас всё уже, естественно, поменялось. Такое общее мнение всех преподавателей, кто связан с общими дисциплинами, на первых курсах, что

Д. Н.: У вас же проходной балл 97?

Н. К.: Это неправильно. По прошлому году у нас средний балл ЕГЭ по трём предметам: либо математика, физика и русский, либо математика, информатика и русский - у нас два направления основных - средний балл составлял 93,8.

Д. Н.: Это как же надо изловчиться, чтобы так написать. Просто много говорят о коррупционной составляющей. Стобалльное ЕГЭ можно получить, только заплатив. Слухи ходят.

Н. К.: Это очень опасно. Потому что таких выпускников немного. Выпускник, показавший такие результаты и плохо знающий, сразу вызовет всеобщее внимание.

Д. Н.: Если говорить о ЕГЭ, о том, как дальше эти дети учатся. Условно, написал он на 94 балла ЕГЭ, поступил на бюджет, отучился, первую сессию прошёл, вторую сессию прошёл. А что его ждёт на 5 куре? За ним будут в очередь выстраиваться, как выстраиваются за выпускниками Оксфорда, Кембриджа и других значимых вузов?

Н. К.: Сейчас система бакалавр - магистр. Это окончание 4 курсов. Некоторые ребята идут работать в IT-компании, куда-то после 4 курсов, но их немного. Потом, как правило, возвращаются и получают магистерский диплом. Как правило, у нас 75-80% ребят не из Москвы и Московской области. Там ситуация финансовая похуже, и ребята начинают обычно с третьего курса подрабатывать. Что значит подрабатывать? У нас примерно половину времени студент проводит в базовой организации - организации, где он делает научную работу. И как только он туда приходит на третьем-четвёртом курсе, его сразу включают в научную работу. И он получает деньги ещё и оттуда. У него вместе это всё складывается. На него там смотрят. Если им довольны и ему нравится это место работы, то всё, он трудоустроен. За выпускниками не то что очередь стоит, у них в таком режиме нет проблем.

Д. Н.: Я знаю немало выпускников одного вуза, который активно поставляет кадры для наших космических компаний. Там проблема в том, что ты заканчиваешь на отлично, хорошо учишься, тебя приглашают на работу после практики. Тебе дают зарплату 18-20 тысяч рублей. Человек работает год, два года. Потом плюёт на это всё дело и уезжает куда-нибудь подальше, потому что невозможно. Молодой специалист живёт нежирно в наши времена. У вас то же самое?

Н. К.: Нет. Конечно, у ребят существенно больше оклады. Всё ещё зависит от сегмента, где они работают. По IT-сегменту они на первом месте. В этом году, я помню, среднее, что они продемонстрировали, работодатели, это 100-120 тысяч.

Д. Н.: Но это негосударственные компании, насколько я понимаю?

Н. К.: В основном негосударственные компании. Понимаете, если взять международный опыт, то очень многие разработки аэрокосмического плана, авиационного, они делают в небольших компаниях, где есть лидеры, где есть очень мощные мотивации. И результатом уже пользуются крупные компании, такие как Boeing, Airbus и другие. Они выступают вроде сборщиков этих направлений, разработок, которые делали другие.

Д. Н.: А почему так? У нас ведь чиновники некоторые зарабатывают совершенно безумные деньги на госслужбе. Золотые парашюты. Устроился по знакомству, годик поработал - парашют получил. У нас немало ведь таких примеров. Почему у нас, условно, у чиновников всё хорошо, они там бумажки перекладывают, ни черта не делают в практическом значении, а молодым специалистам, которые ракеты разрабатывают, помогают строить, IT-шникам, которые безопасность могут организовать, почему им платят так мало? Это часть государственной политики у нас такой: не поддерживать молодёжь?

Н. К.: Государственная политика здесь ни при чём. Потом, знаете, у меня в круге общения есть все те слои, которые вы сейчас назвали. Я могу сказать, что есть определённые преувеличения.

Д. Н.: Он-то, конечно, нужен. Только у нас чиновников больше на душу населения, чем в брежневские времена.

Н. К.: Это другой вопрос. Я говорю, хороший чиновник очень нужен. Всё-таки в больших корпорациях нужна внутренняя оптимизация всего этого процесса. Он, на мой взгляд, несколько тяжеловесен на сегодняшний день.

Д. Н.: К вопросу о поступлении. У вас, вы говорите, 94 проходной балл. А если вот ребёнок 90 набрал. На бюджет не проходит он, да? У вас ведь платные места есть? Сколько стоит платное место?

Н. К.: Платные места немного отличаются, они стоят в районе 250 тысяч в год. Но это, я бы не сказал, что что-то вот! Государство, примерно, на нашего студента выделяет 240 тысяч. Мы меньше не можем. Соответственно, таких ребят у нас не очень много. Мы держим эту планку минимально возможной. Потому что мы не всех принимаем на платное. Мы принимаем на платное тех, у кого баллы высокие, но несколько не хватает. Есть спонсоры, из наших же выпускников, которые платят, чтобы ребята поступили на платное отделение. И эти платники, если честно сказать, не стопроцентные платники. У нас есть внутреннее положение, если он пару сессий сдаёт без троек, мы его переводим на бюджет. Поэтому к концу обучения их очень мало.

Д. Н.: А много вам денег государство выделяет на функционирование всего МФТИ?

Н. К.: Это очень сложная система. Есть госзаказ. Сейчас госзаказ 1,63 миллиарда рублей. У нас достаточно большая инфраструктура. Все студенты живут в общежитии, даже москвичи. Если совсем близко не живёт. Есть ещё деньги по программе развития "5-топ-100", есть деньги инфраструктуры. Мы достаточно сейчас мощно строимся, в настоящий момент два инженерных лабораторных корпуса, одно общежитие.

Поэтому получается значительно больше. На платниках мы зарабатываем мало. И делаем это для того, чтобы держать минимальную планку. А зарабатываем на научных исследованиях.

Д. Н.: Вот жизнь учёного в советское время, если объективно посмотреть, была довольно строго регламентирована. Учёный был уверен в завтрашнем дне, мог особенно не переживать по поводу своего материального благосостояния, потому что у него всегда был оклад. Если человек начинал заниматься наукой, это значит, что он рано или поздно получит квартиру, у него всегда будет зарплата, и он, может, даже подработает где-то как-то. Сейчас наукой можно заниматься так же стабильно, с уверенностью в завтрашнем дне или наука - это дело не вполне прибыльное, лучше идти в компании и там зарабатывать?

Н. К.: В IT-компаниях достаточно много науки присутствует. На ум приходит компания ABBYY, которую наши выпускники сделали. Это переводчики электронные, которыми все мы пользуемся. Это лингвистика и математика вместе. Чтобы это сделать, нужно делать научные разработки и исследования. Поэтому прямое кодирование - это задача не для наших студентов, выпускников, они этим не занимаются. То есть в IT тоже есть наука.

Конечно же, всё поменялось. В 70-е годы где-то количество учёных очень сильно увеличилось. И, честно говоря, светлых умов не так много. Поэтому сейчас это всё приходит в соответствие, что правильно. Конечно, спокойствие и уверенность в будущем должны быть. Но должен быть и компонент, связанный с реализацией собственных возможностей. Поэтому созданы гранты, фонды различные. Они как раз и дают такую возможность, что вы имеете стабильный доход, а также возможность зарабатывать, если у вас есть высокие достижения. Это правильная система.

Но этим и занимаются увлечённые люди, которые привыкли так. Одному вот надо, чтобы каждый следующий день в точности повторял предыдущий, что-то меняется - это уже стресс. Учёный живёт в другой парадигме. У него, наоборот, каждый следующий день должен отличаться от предыдущего. Он должен чувствовать это движение - возникает драйв. Сейчас всё и приходит в соответствие. Понятно, что сделать можно не всё и сразу, но в целом этот тренд заточен правильно. Он даст те плоды, которые мы получим в будущем.

Д. Н.: Первое, что приходит в голову - Лев Ландау, который потрясающую построил карьеру в Советском Союзе, издал учебник, который до сих пор пользуется невероятной популярностью, оставил после себя огромное наследие, кучу перлов, вроде "Хорошее дело браком не назовут". Совершенно очевидно, что человек самозабвенно занимался наукой, ни на что не отвлекаясь. И при этом был обеспечен. У нас сейчас такое возможно?

Н. К.: Понимаете, это не совсем корректное сравнение. Потому что в Советском Союзе после создания атомного оружия и средств его доставки, те учёные, которые принимали участие, себе могли ни в чём не отказывать. Поэтому сравнивать так тоже нельзя. Но в то время были и люди, которые работали в институтах исследовательских за зарплату, и это не было чем-то сверхъестественным. Если вспомнить то время, то многие сотрудники научных институтов и учебных институтов ездили в летнее время зарабатывать совсем не умственным трудом.

Д. Н.: Что у вас коррупцией? Вообще, у нас довольно много скандалов разворачивается. Каждый год начинают об этом летом говорить. И студенты, поступая в вузы, заранее наводят справки - со взятками или нет, можно самостоятельно сдавать или можно проплатить. Я лично знаю несколько вузов в нашем городе, где всё решают именно деньгами, по рассказам друзей, которые сами там учились и платили. У вас что с этим делом?

Н. К.: У нас совсем другой мир. За всю мою уже не маленькую историю как ректора не было ни одного случая. Я не знаю его и в предыдущие годы, а я в институте очень давно нахожусь. Есть ли смысл? Тебе тот или иной предмет нужно знать, чтобы потом освоить следующий предмет. Ведь образование так построено. Ты освоил, ты должен применять эти знания. Конечно, если ты можешь устроиться на хорошую работу, где никаких таких знаний не требуется, тогда, наверное, можно что-то там покупать. В нашей истории вы можете устроиться на работу по специальности и хорошо работать, только если у вас есть все эти компетенции. Поэтому абсолютно бессмысленно это делать. Я могу также сказать, что если такое случилось где-то, то этот преподаватель был бы сообществом моментально отвергнут.

Д. Н.: Недавно читала публикацию, что у вас реформирование института начинается. И вы собираетесь всё подстраивать под центральную ось, когда не на местах выбираются руководители, главы кафедр и так далее, а будут назначаться вами самолично. Что всё это значит? Зачем такая централизация? Зачем такая зависимость от ректора прямая для абсолютно всех кафедр?

Н. К.: Вы, наверное, какую-то одну часть прочитали. На самом деле, это самое тяжёлое дело, когда всё нужно принимать одному человеку. Высокие риски здесь сосредоточены.

У нас никогда не было в институте серьёзной науки, мы опирались на наши базовые организации. Сейчас мы сделали за очень короткий срок науку внутри института. И она дала нам по 2015 году 40% высококачественных публикаций.

Мы участники программы "5-топ-100". Там анализируются и внедряются современные тренды. В этой программе вузам, которые участвуют (там это называлось стратегические академические единицы) было предложено разрабатывать свои программы развития с учётом современных трендов. Все эти стратегические единицы сообщество назвало школами. У нас 11 факультетов. После достаточно долгих обсуждений, мы остановились на создании 6 школ. Мы эти школы создаём на базе прорывных научных достижений, которые имеем на настоящий момент. И это в физтеховском стиле, когда наука и образование неразрывно связаны друг с другом.

Собственно, это делается. Возникает вопрос руководителей этих школ. Кто ими должен управлять? В этих школах предусматриваются советы, которые будут выявлять и выдвигать этих директоров, которые будут им напрямую подотчётны. То есть мы будем децентрализовывать центральную ветвь управления на 6 этих сегментов.

Д. Н.: Примем звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Игорь, Санкт-Петербург. В МИФИ, я слышал, появилась кафедра теологии. В мире учёных произошло что-то новое? У вас в вузе планируется что-то подобное?

Н. К.: Это не на физтехе. Мы не планируем.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы можете сказать навскидку во сколько обходится обучение одного студента от первого до последнего курса? Не кажется ли вам, что российские налогоплательщики, оплачивая из своего кармана через государственные дотации и субсидии вашему институту обучение, теряют и его мозги, и свои деньги, когда студенты отправляются продолжать своё обучение за границу?

Н. К.: Это очень интересная тема. Действительно, в 1990-е годы и в начале 2000-х много ребят уезжало. В основном из тех вузов как раз, где давали очень хорошее образование. Мы внимательно к этой проблеме относимся. Изучали в том числе почему. Оказалось, что не вопрос низкой оплаты является первым. Первым является отсутствие необходимого оборудования. Человек тогда теряет квалификацию. Мы его подготовляли, а он не может себя реализовать. Второе - они хотят где-то жить, семьи у них появляются. И только на третьем месте зарплата. Поэтому то, что мы делали в предыдущие годы, спасибо налогоплательщикам и государству, первое, что мы стали делать, - это закупать оборудование современное. Сейчас мы видим не только то, что при появлении современного прибора уже вокруг него ребята и сотрудники. Мы видим, что и из-за границы наши выпускники, которые уехали раньше, начинают возвращаться. Учёный должен иметь контакты во всём мире. Но здесь раздражало, что это дорого с односторонним движением.

Д. Н.: Кстати, не кажется ли вам, что нужны государственные ограничения на выезд? Если отучился бесплатно, вернее за госсчёт, закончил школьник вуз, ему дали хорошее качественное образование, не нужно ли его ограничить в движении на 5 лет? Чтобы он отработал этот долг перед государством, в государственной компании или где-нибудь просто на родине?

Н. К.: Наверное, это можно сделать. Но результат, на мой взгляд, не будет достигнут.

Если человека административно к этому принудить, то я думаю, эффект будет не такой, какой мы ожидаем. То есть ему должно хотеться здесь делать. Многие сейчас хотят вернуться, потому что у них здесь остались корни, родные. Условия ещё не конкурентоспособны по большому счёту но они уже приемлемы. Они видят эту тенденцию, что мы решаем эту проблему. В девяностые годы я сам это пережил. Самое тяжёлое было не то, что была тяжёлая жизнь, когда мы картошку в лабораториях сушили на полу, а в том, что была неопределённость, потому что никто не говорил, что наука нужна, что образование нужно. Сейчас это на всех уровнях это повторяют: это очень важно.

Д. Н.: К разговору о ЕГЭ. Не кажется ли вам, что в ЕГЭ нужно что-то ещё изменить? Он прошёл уже довольно мощную трансформацию за последние 10 лет, тем не менее у вас есть какие-то претензии к нему?

Н. К.: Не то что претензии. Постоянно ЕГЭ совершенствуется. У меня коллеги этим занимаются, кто со школьниками. Они в этом смысле более компетентны, чем я. Я питаюсь больше информацией от них. То, что они говорят сейчас, что ситуация стала значительно лучше, и она их устраивает.

Д. Н.: Ещё один звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Андрей, Санкт-Петербург. Сам в 2003-2005 годах учился в аспирантуре, прикладная химия. Какая нынче стипендия у аспирантов? Потому что в моё время это было 1500 рублей, на которые не прожить вообще, соответственно, ни о какой науке речи не шло вообще.

Н. К.: Стипендия у аспирантов не такая, но она не очень большая. Я вернусь к тому, что я сказал. Аспирант занимается научной работой. И за выполнение этой научной работы он помимо стипендии получает от организации. В этом смысле, те доходы, которые имеют наши аспиранты, это не 10 и не 20 тысяч рублей, а больше.

Д.Н.: Примем ещё звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Евгений Николаевич из Санкт-Петербурга. Я в восьмидесятые годы имел связи с физтехом, с МФТИ, с кафедрой квантовой электроники. Хотелось бы спросить, нобелевские лауреаты наши российские, двое их. Они находятся в Великобритании. Вы не подскажете, они имеют связь с физтехом, и с какими факультетами и какими кафедрами?

Н. К.: Здесь история такая. Они получили Нобелевскую премию в 2010 году вместе за открытие графена. Это класс двумерных материалов, чего раньше не было. Один из них, Андрей Гейм, он постарше, в восьмидесятых годах учился. Он уехал раньше за границу. Второй лауреат - Константин Новосёлов, он поступил в 1991 году, закончил в 1996, а аспирантуру физтеха в 2000 году. После этого уехал. И в 2010 году Нобелевская премия. Самый молодой нобелевский лауреат за всю историю.

Константин приезжает сюда всегда. Очень часто. Когда получил Нобелевскую премию, он приехал в институт. Причём очень интересно. Мы послали за ним машину, он попросил довезти его до Савёловского вокзала, доехал на электричке, пошёл по той дороге, где он всегда ходил от станции до общежития. Зашёл в общежитие своё, встретился с комендантом, той же самой пожилой женщиной. Потом пошёл к любимому преподавателю, который недалеко живёт. И потом на встречу со студентами. Он приезжает достаточно часто в Россию, у него родители здесь живут, насколько я знаю. Я также знаю, что они встречаются с выпускниками в неформальной обстановке. В институт - пару раз в год. Он очень занятой человек, но мы его стараемся привлекать там, где нужен его потенциал для решения тех или иных наших стратегических задач. Андрей Гейм, я знаю, что его приглашало Министерство образования, он приезжал на несколько дней. Он подарил сразу, как им была вручена Нобелевская премия, нашему музею первую реплику нобелевской медали со своим именем. Но у него, как я понимаю, очень много различных обязательств. Он человек, открытый всему миру. Так себя и позиционирует.

Николай Николаевич Кудрявцев (р. 8 мая 1950 года , Москва) - ректор , член-корреспондент РАН , доктор физико-математических наук, профессор . Разрабатывает «Систему Физтеха XXI века».

Биография

Направления исследований

Преподавательская работа

Читает курсы «Основы молекулярной спектроскопии» и «Основы квантовой электроники» на ФМХФ МФТИ . Подготовил 12 кандидатов наук через аспирантуру.

Работа над системой образования

Общественно-политическая деятельность

В сентябре 2016 года стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .

Премии

Напишите отзыв о статье "Кудрявцев, Николай Николаевич"

Ссылки

  1. МФТИ
  2. История
  3. Резник, Ирина (2004). «». gazeta.ru (6 апреля).
  4. «»
  5. История
  6. Пуговкин, Пётр (2007). «». За-Науку 7 (1777).
  7. . Сайт РАН
  8. Харатья, Кирилл (2007). «». Ведомости для вузов 12 (28 апреля).
  9. elibrary.ru/author_profile.asp?id=19586
  10. Kryuchkov SI, Kudryavtsev NN, Novikov SS, Shcheglov VN (2005). «». Comb. Expl. Shock Waves 21 (4): 430-7.
  11. Koudriavtsev NN, Sukhov AM (1996). «». Turk. J. Phys. 20 (8): 909-14.
  12. Кудрявцев НН, Мазяр ОА, Сухов АМ (1993). «». УФН 163 (6): 75-93.
  13. Akhmadeev VV, Vasilyak LM, Kostyuchenko SV, Kudryavtsev NN, Kurkin GA (1996). «». Techn. Phys. 41 (4): 327-32.
  14. Василяк ЛМ, Костюченко СВ, Кудрявцев НН, Филюгин ИВ (1994). «». УФН 164 (3): 263-86.
  15. Василяк ЛМ, Костюченко СВ, Кудрявцев НН, Родионов АС (1995). «». Квант. электроника 22 (12): 1207-9.
  16. Васильев АИ, Василяк ЛМ, Костюченко СВ, Кудрявцев НН, Кузьменко МЕ, Печеркин ВЯ (2006). «». Письма в ЖТФ 32 (1): 83-8.
  17. Кудрявцев НН, Костюченко СВ, Волков СВ, Зайцева СГ (2004). «Опыт и перспективы практического применения обеззараживания сточных вод УФ-излучением». Водоснабж. и сан. техн. (1): 33–35.
  18. Vilk MF, Polykova, VA, Lebedeva NS, Gipp YK, Bolshakov BV, Karev AV, Kostyuchenko SV, Dubrovskaya TA, Yershov AV, Kudryavtsev NN (2007). «». Гигиена и Санитария (2): 17-23.
  19. Молекулярная физика.
  20. Основы квантовой электроники -
  21. Карлов НВ, Кудрявцев НН (2000). «». Вестник РАН 70 (7): 579-88.
  22. Приоритетный национальный проект «Образование» (2006)
  23. Постановление «»
  24. Указ «»
  25. Газета Долгопрудный

Источники

  • на официальном сайте РАН

Отрывок, характеризующий Кудрявцев, Николай Николаевич

– Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать.
– После, после, завтра. Поздно…
Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его.
– От кого? Вы кто?
– От майора Денисова, – отвечал Ростов.
– Вы кто? офицер?
– Поручик, граф Ростов.
– Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир.
Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти.
Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его.
– Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос.
Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов.
Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой.
– Жалко, жалко молодца; давай письмо.
Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d"honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе.
Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю.
Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его.
– Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним.

На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках.
В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l"Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему.
Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем.
Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали.
– Sire, je vous demande la permission de donner la legion d"honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся.
– A celui qui s"est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора.
– Votre majeste me permettra t elle de demander l"avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее.
– Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского.
– Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал:
– Да ведь надобно же отвечать ему.
Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова.
«Уж не меня ли?» подумал Ростов.
– Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед.
– Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт.
Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Русские и французские услужливые руки, мгновенно подхватив крест, прицепили его к мундиру. Лазарев мрачно взглянул на маленького человечка, с белыми руками, который что то сделал над ним, и продолжая неподвижно держать на караул, опять прямо стал глядеть в глаза Александру, как будто он спрашивал Александра: всё ли еще ему стоять, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или может быть еще что нибудь сделать? Но ему ничего не приказывали, и он довольно долго оставался в этом неподвижном состоянии.
Государи сели верхами и уехали. Преображенцы, расстроивая ряды, перемешались с французскими гвардейцами и сели за столы, приготовленные для них.
Лазарев сидел на почетном месте; его обнимали, поздравляли и жали ему руки русские и французские офицеры. Толпы офицеров и народа подходили, чтобы только посмотреть на Лазарева. Гул говора русского французского и хохота стоял на площади вокруг столов. Два офицера с раскрасневшимися лицами, веселые и счастливые прошли мимо Ростова.