Ода ее величества государыни императрицы краткое содержание. Ода На день восшествия на престол императрицы Елизаветы (Ломоносов М

Ломоносов

В оде создается идеальный образ монархини. Начинается произведение с описания возлюбленной тишины. Все ее достоинства могут быть сравнимы только с Елисаветой, душа которой тише зефира. Когда она взошла на престол, то положила конец всем войнам. «Я россов счастьем услаждаюсь, / Я их спокойством не меняюсь / На целый запад и восток». Поэт вспоминает перемены к лучшему времен Петра. И Елисавета продолжает его начинания. Поэтому никто не может удержаться от пения ей похвал. Ее щедроты ободряют души и зовут тем самым к новым свершениям.

Поэт дает сравнение ее благодеяний с ветром, который ведет пловца через ярые волны к брегу. Звукам следует молчать, так как Елисавета решила расширять науки. И вихрям надо не дерзать, а разглашать о прекрасных теперь временах. «Зиждитель мира» послал «в Россию / Человека, каков неслыхан был от века». И он преодолел все препятствия и Россию с собой возвысил до небес.

Снова поэт возвращается к образу Петра, меча которого страшился даже Марс. Да и Нептун с трепетом смотрел на российский флаг. Тогда же науки смогли попасть в Россию через горы, реки и моря. И монарх благосклонно относился к этому процессу. Но Петр умер. Кроткая Екатерина взяла правление в свои руки и открыла к счастью дверь. Пространная держава остается только благодарна ей. В державе есть неисчерпаемые богатства, наука цветет благодаря щедрости монархини Елисаветы. Все сокровища России требуют искусство «утвержденных рук». Благодеяния государыни простираются и на снежные вершины, и в глубокие леса. Поэтому все могут лишь прославлять ее дар. Невежество перед ней бледнеет, и с ее помощью русские Колумбы спешат в неведомые страны.

Там хороший уголок, где тучи разных птиц летают, рощи полны ароматом, и там не знают суровой зимы. Плутон из расселин передает россам в руки драгой металл из гор. И затем поэт обращается к тем, кто ожидает Отечество «от недр своих». Нужно дерзать, так как сейчас самое подходящее время для этого. «Дерзайте ныне ободрений / Раченьем вашим показать, / Что может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». Поэт прославляет науки, которым расширила путь монархиня. Именно они питают юношей, подают отраду старым. В счастливой жизни они являются украшением, в несчастной — помогают. И вообще, они нужны везде: и в дальних странствиях, и в домашних хлопотах. «Науки пользуют везде, / Среди народов и в пустыне, / В градском шуму и наедине, / В покое сладки и в труде».

Теперь непосредственно самой монархине поет славу поэт, именуя ее источником милости и ангелом. Никто не посмеет пойти против нее войной. И сам зиждитель будет охранять ее. «И жизнь твою благословенну / С числом щедрот твоих сравнит».

Полезные материалы:

Другие материалы по творчеству автора:

  • Анализ «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве, при случае великого северного сияния» Ломоносов
  • Анализ «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» Ломоносов

Произведение, которое мы рассмотрим, имеет более длинное и содержательное название: «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Оно написано в честь важнейшего для всей страны праздника. В этой статье мы рассмотрим, что хотел сказать в своем - «Ода на день восшествия». Краткое содержание и анализ этого труда помогут нам понять послание ученого. Итак, приступим.

Ломоносов, «Ода на день восшествия». Краткое содержание

В своем произведении автор воспевает величие России, богатства ее земель и морей, счастливые села, сильные города, урожаи. После он переходит к образу Елисаветы. Ломоносов описывает ее прекрасной, доброй, щедрой, спокойной, покончившей войны на русской земле. Он говорит, что в мирной России развивается наука, и времена настали хорошие. Все это описывается с применением различных метафор и других которыми полна ода Ломоносова «На день восшествия».

В последней части он возвращается к «источнику милости» - Елисавете. Ломоносов называет ее ангелом мирных лет. Он говорит, что Всевышний ее оберегает и благословляет.

Анализ оды М. В. Ломоносова на день восшествия императрицы Елисаветы Петровны

Как, наверное, заметили читатели, автор восхваляет государыню за мирное время. Однако оно таковым не было. Он лишь таким способом пытался донести до императрицы свое мнение о том, что России хватит воевать, крови было пролито немало, пора бы насладиться покоем.

Почему он об этом пишет? В те времена встал вопрос о том, будет ли Россия участвовать в войне вместе со странами, которые боролись с Францией и Пруссией. Автор, как и многие другие, против этого. Он хочет, чтобы Россия развивалась. Поэтому можно сказать, что его похвальная ода носит политический характер, его собственную программу мира.

Тем не менее заслуги у императрицы были. Она начала вести мирные переговоры со Швецией. Этот момент не забыл отметить в хвалебной песне Ломоносов («Ода на день восшествия»). Краткое содержание показывает нам, как ученый и литератор восхваляет Елисавету за развитие науки. Это связано с тем, что в 1747 году императрица увеличила количество средств для нужд Академии. После этого поступка и была написана ученым его известная ода.

Приемы, использованные в произведении

Основным литературным средством, примененным в оде, является метафора. Благодаря ей Ломоносову удается красиво возвеличить свою страну, ее правительницу, призвать к миру и развитию. Мирное время он называет возлюбленной тишиной, войну - пламенными звуками.

Сравнения тоже встречаются в произведении: «душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».

Благодаря олицетворению Ломоносов одушевляет различные явления: «молчите… звуки», «вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился», «Нептун чудился».

Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода

Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь "ода" переводится с греческого как "песня". Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем - «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.

Заключение

Нами рассмотрена одна из лучших литературных работ, которую написал Ломоносов М. В. - «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны». Краткое содержание и показали, какие темы затронул автор, как он их передал, какое значение они имели. Мы узнали, что Ломоносов был патриотом. Он хотел, чтобы правительница Елисавета продолжила дело своего отца: занималась просвещением, наукой.

Нам стало известно, что ученый и литератор был против войны и пролития крови. Написанной одой он сумел передать свои взгляды на желанное будущее России самой императрице. Таким образом, это произведение было написано им не просто в честь ежегодного празднования восшествия государыни на престол. Им Ломоносов передал правительнице свое видение развития страны.

Первая ода Ломоносова - «На взятие Хотина» (1739) - посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвёт и челюсти разинуть хочет?». Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полёт, таких препон на свете нет». Посрамлённые турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело. Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасёт: «Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится». Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей «с пшеницей, где покой насеян»; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.

В оде на день рождения Ивана Антоновича (1741) младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного «гиганта» (Бирона), который хотел «превысить Вышню власть». Полная мифология российской истории разворачивается в одах, посвящённых императрице Елисавете Петровне.

Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гнев, но затем переменяет его на милость: «Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец» (Ода 1742 г.). Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России (там же и в других местах). К Нему возносится молитва: «Для толь великих стран покою, / Для счастья множества веков, / Поставь как Солнце пред Тобою / И как Луну престол Петров». (Ода на рождение Павла Петровича)

Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют «превыше звёзд» (Ода 1752 г.). Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, «он суд и правду положил» (Ода на рождение Павла Петровича). Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: «Зиждитель мира... послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века» (Ода 1747 г.). Пётр уподобляется Спасителю (а мать его, в подражание Матери Божией, называется «в жёнах благословенна» - Ода 1752 г.). Он извлёк Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь. Он поразил врагов - «войнами укротил войны» (Ода 1761 г.); он устроил флот и отправил на Восток «Росских Колумбов»; при нём «божественны науки в Россию простирали руки» (Ода 1747 г.). Супруга Петра продолжила его дела: «Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» (там же). Последующие годы - вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елизавету Петровну, «Петрову дщерь», «возлюбленную Тишину» (значение имени Елизавета): «Взглянул в Россию кротким оком, / И видя в мраке ту глубоком, / Со властью рёк: да будет свет. / И бысть. О твари обладатель! / Ты паки света нам создатель, / Что взвёл на трон Елисавет». (Ода 1746 г.)

Тишина при Елисавете нерушима: она сама своих «градов ограда» (Ода 1747 г.); она пресекает войну, не обнажив меча, и при ней «Марс кровавый не дерзает руки своей простёрт к нам» (Ода 1748 г.). Петровой дщерью Россия светло процветает (Ода 1752 г.). Огромны её пространства: Российская держава «простирает ноги» к Китайской стене и «опирается локтем» на Кавказ (Ода 1748 г.). На всём этом пространстве изливаются монаршие щедроты. Земледельцы мирно собирают земные плоды. «Сокровищ полны корабли дерзают в море» за Тишиной (Ода 1747 г.). Воздвигаются строения, несравнимые с древними пирамидами и Семирамидиными садами: те «воздвигали человеки - здесь зиждет само божество». Музы радостно прославляют монархиню и её дела (Ода 1750 г.).

Но главное благодеяние божественной Тишины - покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 гг.). От наук Россия должна ожидать множество добра. Науками будут открыты потаённые богатства земли, сокровища, «какими хвалится Индия». Будут исследованы необозримые северные земли. Новые «Российские Колумбы» пройдут через ледяные моря и возвестят о щедрости Елизаветы неведомым народам в сказочных тёплых странах. Огромные богатства проистекут из Уральских гор. Механика пророет каналы и осушит болота; химия «в земное недро... проникнет взора остротой», география покажет Елисавете города и сёла, блаженные в её подданстве; «наука лёгких метеоров» избавит от всех тревог земледельцев и мореплавателей.

Чтобы не иссякло благоденствие России, Бог продолжает Петрово потомство. Бракосочетание великих князей Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны - повторение прежде бывшего союза «К утехе Росскаго народа / Петра с Екатериной вновь / Счетает счастье и порода, / Пригожсгво, младость и любовь». (Ода на бракосочетание...)

Когда рождается Павел Петрович, Пётр Великий «в правнуке своём дыхает и род в нём восставляет свой». Поэт обращается к новорождённому: «Велики суть дела Петровы, но многие ещё готовы тебе остались напреди» (Ода на рождение Павла Петровича). В будущем же от рода российских царей «родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род» (Ода... на рождение Анны Петровны).

Постоянный предмет человеческого удивления - природа. Человеку неведомо, как Бог «в стройном чине» сотворил её, зажёг светила, «море удержал брегами», создал, многообразие животных и чудовищ («Ода, избранная из Иова»). Чем ближе мы рассматриваем природу, тем больше поражаемся: приблизившись к солнцу, увидели бы, как «огненны валы стремятся и не находят берегов» («Утреннее размышление...»); ночью можем видеть, как «с полночных стран встаёт заря», и не можем объяснить это явление («Вечернее размышление...»). Неудивительно, что одушевлённая природа разделяет все радостные события в жизни России: «Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепещут» (Ода 1742 г.).

Одним словом, Ломоносов - поэт, в самозабвенном восторге поющий величие Бога в природе и истории.

Использованы следующие оды М. В. Ломоносова (слово «ода» в заглавии опускается):

Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина (1739). На праздник рождения Императора Иоанна III (1741). На прибытие Елисаветы Петровны из Москвы (1742). Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (ок. 1743, напечатано в 1748). На день брачного сочетания Петра Феодоровича и Екатерины Алексеевны (1745). На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны (1746, 1747, 1748, 1752, 1761). За милость, оказанную в Царском Селе (1750). Выбранная из Иова; Утреннее размышление о Божием величестве (напечатаны в 1751). На рожденье великого князя Павла Петровича (1754). На день рождения... Елисаветы Петровны и на рождение великой княжны Анны Петровны (1757).

Словарная работа. Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы.

Когда и в связи с чем написана ода?

(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.)

Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т. д.)

Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

(Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)

Выразительное чтение оды и выделение микротем - составление плана оды - ключевой вопрос:

Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, перечисляют ведущие темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы:

Картины мирной жизни;

Восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);

Гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);

Описание безграничных просторов и богатств России;

Обращение к молодежи - овладевать науками.

Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы, независимо развивающиеся темь которые вы выделили в своих планах?

(Главная тема оды - Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир - основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.)

Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?

(Мир - условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения, Петр I для Ломоносова - национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.)



Что вы можете сказать о центральной части оды?

(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.)

Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.

(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.)

Каким стилем написана ода?

Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.

Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?

(Находим:

метафоры сравнения;

употребление образов античной мифологии;

архаические слова и выражения;

олицетворения;

гиперболы;

риторические вопросы и восклицания .)

Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию. Составим план оды:



1. Вступление. Мир - основа блага государства.

2. Главная часть. Величие России, ее процветание:

1) хвала щедротам Елизаветы;

2) заслуги Петра перед народами России;

3) неисчерпаемые богатства и красота России;

4) призыв к российской молодежи овладевать науками;

5) наука и ее роль в российском обществе.

3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

План убеждает учащихся, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.

Первая ода Ломоносова – “На взятие Хотина” (1739) – посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: “Не ад ли тяжки узы рвет и челюсти разинуть хочет?”. Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому “чтоб орлов сдержать полет, таких препон на свете нет”. Посрамленные турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело. Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасет: “Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится”. Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей “с пшеницей, где покой насеян”; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.

В оде на день рождения Ивана Антоновича (1741) младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного “гиганта” (Бирона), который хотел “превысить Вышню власть”. Полная мифология российской истории разворачивается в одах, посвященных императрице Елисавете Петровне.

Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на нее Свой гнев, но затем переменяет его на милость: “Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец” (Ода 1742 г.). Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России (там же и в других местах). К Нему возносится молитва: “Для толь великих стран покою, Для счастья множества веков, Поставь как Солнце пред Тобою И как Луну престол Петров”. (Ода на рождение Павла Петровича)

Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют “превыше звезд” (Ода 1752 г.). Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, “он суд и правду положил” (Ода на рождение Павла Петровича). Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: “Зиждитель мира… послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века” (Ода 1747 г.). Петр уподобляется Спасителю (а мать его, в подражание Матери Божией, называется “в женах благословенна” – Ода 1752 г.). Он извлек Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь. Он поразил врагов – “войнами укротил войны” (Ода 1761 г.); он устроил флот и отправил на Восток “Росских Колумбов”; при нем “божественны науки в Россию простирали руки” (Ода 1747 г.). Супруга Петра продолжила его дела: “Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой” (там же). Последующие годы – вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елизавету Петровну, “Петрову дщерь”, “возлюбленную Тишину” (значение имени Елизавета): “Взглянул в Россию кротким оком, И видя в мраке ту глубоком, Со властью рек: да будет свет. И бысть. О твари обладатель! Ты паки света нам создатель, Что взвел на трон Елисавет”. (Ода 1746 г.)

Тишина при Елисавете нерушима: она сама своих “градов ограда” (Ода 1747 г.); она пресекает войну, не обнажив меча, и при ней “Марс кровавый не дерзает руки своей простерт к нам” (Ода 1748 г.). Петровой дщерью Россия светло процветает (Ода 1752 г.). Огромны ее пространства: Российская держава “простирает ноги” к Китайской стене и “опирается локтем” на Кавказ (Ода 1748 г.). На всем этом пространстве изливаются монаршие щедроты. Земледельцы мирно собирают земные плоды. “Сокровищ полны корабли дерзают в море” за Тишиной (Ода 1747 г.). Воздвигаются строения, несравнимые с древними пирамидами и Семирамидиными садами: те “воздвигали человеки – здесь зиждет само божество”. Музы радостно прославляют монархиню и ее дела (Ода 1750 г.).

Но главное благодеяние божественной Тишины – покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 гг.). От наук Россия должна ожидать множество добра. Науками будут открыты потаенные богатства земли, сокровища, “какими хвалится Индия”. Будут исследованы необозримые северные земли. Новые “Российские Колумбы” пройдут через ледяные моря и возвестят о щедрости Елизаветы неведомым народам в сказочных теплых странах. Огромные богатства проистекут из Уральских гор. Механика пророет каналы и осушит болота; химия “в земное недро… проникнет взора остротой”, география покажет Елисавете города и села, блаженные в ее подданстве; “наука легких метеоров” избавит от всех тревог земледельцев и мореплавателей.

Чтобы не иссякло благоденствие России, Бог продолжает Петрово потомство. Бракосочетание великих князей Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны – повторение прежде бывшего союза “К утехе Росскаго народа Петра с Екатериной вновь Счетает счастье и порода, Пригожсгво, младость и любовь”. (Ода на бракосочетание…)

Когда рождается Павел Петрович, Петр Великий “в правнуке своем дыхает и род в нем восставляет свой”. Поэт обращается к новорожденному: “Велики суть дела Петровы, но многие еще готовы тебе остались напреди” (Ода на рождение Павла Петровича). В будущем же от рода российских царей “родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род” (Ода… на рождение Анны Петровны).

Постоянный предмет человеческого удивления – природа. Человеку неведомо, как Бог “в стройном чине” сотворил ее, зажег светила, “море удержал брегами”, создал, многообразие животных и чудовищ (“Ода, избранная из Иова”). Чем ближе мы рассматриваем природу, тем больше поражаемся: приблизившись к солнцу, увидели бы, как “огненны валы стремятся и не находят берегов” (“Утреннее размышление…”); ночью можем видеть, как “с полночных стран встает заря”, и не можем объяснить это явление (“Вечернее размышление…”). Неудивительно, что одушевленная природа разделяет все радостные события в жизни России: “Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепещут” (Ода 1742 г.).

Одним словом, Ломоносов – поэт, в самозабвенном восторге поющий величие Бога в природе и истории.

Использованы следующие оды М. В. Ломоносова (слово “ода” в заглавии опускается):

Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина (1739). На праздник рождения Императора Иоанна III (1741). На прибытие Елисаветы Петровны из Москвы (1742). Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (ок. 1743, напечатано в 1748). На день брачного сочетания Петра Феодоровича и Екатерины Алексеевны (1745). На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны (1746, 1747, 1748, 1752, 1761). За милость, оказанную в Царском Селе (1750). Выбранная из Иова; Утреннее размышление о Божием величестве (напечатаны в 1751). На рожденье великого князя Павла Петровича (1754). На день рождения… Елисаветы Петровны и на рождение великой княжны Анны Петровны (1757).

Вариант 2

Свою первую оду Михаил Васильевич Ломоносов написал в 1739 году. Она называется “На взятие Хотина”, где автор описывает победу русских над турками. Войско врагов очень озлоблены, но россы очень сильно питают любовь к своей земле и императрице. Поэтому они не видят никаких преград, чтобы победить над войском турок. Враги начинают стыдиться даже солнца. В оде написано о видение Иоанна Грозного и Петра Великого, в котором они радуются, что Анна Иоанновна продолжает заниматься их делом. Поэт в оде призывает турок, чтобы те положились на великодушие победившей императрицы. Но Турцию уже ничего не спасает. Флота России захватывают Дамаск, Каир, Аир и Крит. Росские земли процветают под руководством императрицы Анны, а мирные жители поют о славе героях.

Следующую свою оду, поэт написал на день рождения Ивана Антоновича в 1741 году. Младенец, становится императором, совершая странный поступок, чем Геракл. Он в своей колыбели побеждает Бирона (злобного “гиганта”). Император также хочет “превысить Вышню власть”.

Всю мифологию истории России поэт пишет в одах, которые посвященные императрице Елисавете Петровне (1742 год). Поэт также пишет в одах, как сначала Бог хранит Россию, а потом посылает ей испытания. Также Ломоносов описывает разные подвиги правителей России, которые помнятся до сих пор. Одним из них был царь Алексей, который победил поляков и татар (Ода “… на рождение Павла Петровича”). Но все помнят и Великого Петра, который извлек Россию из невежества. Он подарил россиянам новую жизнь. При Великом Петре прекратились войны, открылись дороги к новым божественным наукам и его флота изучали земли Востока. Его прозвали Спасителем, а его мать считалась Матерью Божией. После смерти Петра, его делом стала заниматься жена.

Для России снова наступили плохие времена. Вскоре чего Бог снова послал милостыню и возвел на трон Елизавету Петровну (Ода 1746 года). Она была хорошей правительницей и защитницей своей земли. Российские земли процветают, а границы их достигли Китайской стены и Кавказа. Также отстраиваются величайшие постройки, а землевладельцы всегда собирают богатый урожай. Но самым главным ее величием было покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 годов). Она считала, что наука должна принести процветание России. С ее помощью россияне откроют новые земли севера и богатства земли, создадут различные механические машины и о Елизавете узнает весь мир.

Чтобы Россия и дальше процветала, Бог продолжил Петрово потомство. Поэт в оде на бракосочетании пишет о союзе между двумя великими князьями Петром Федоровичем и Екатериной Алексеевной. После рождается Павел Петрович, который был правнуком Петра Великого. Ломоносов обращается к малышу: “Велики суть дела Петровы, но многие еще готовы тебе остались напреди” (из оды на рождение Павла Петровича). В дальнейшем же от рода царей “родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род” (Ода ” …на рождение Анны Петровны”).

Автор пишет в своих одах о красоте и величии природы: “Берега Невы плещут руками, Брега Ботнийских вод трепещут”. Рассуждает о том, как Бог создавал землю, солнце, животных и чудовищ. Природа обладает душой и резонирует вместе с радостными событиями России.

Ломоносов был поэтом, который воспевал величие России, ее природу и роль Бога в ее истории.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года Поэт воспевает начало правления Елисаветы Петровны. Он называет ее отрадой всех царей. Говорит о ее красоте и о той пользе, которую она может принести Российской державе, о том, как Read More ......
  2. Петр Великий Поэма посвящена покровителю Ломоносова, куратору Московского университета Ивану Ивановичу Шувалову. В посвящении автор выражает надежду справиться с предметом поэмы, намного превосходящим по важности “Илиаду” и “Энеиду”. Написаны только две песни поэмы, действие которых отнесено к 1702 г., ко Read More ......
  3. Тамира и Селим 1380 г. Мумет, царь крымский, послал в помощь Мамаю, царю татарскому, своего сына Нарсима с войском и втайне обещал в замужество дочь Тамиру. В это время Селим, царевич багдадский, очистив Черное море от пиратов, осадил город Кафу, Read More ......
  4. То академик, то герой. То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. Пушкин Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед, натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей. Ломоносов почитал Петра – великого собирателя Read More ......
  5. В XVIII в. Россия благодаря реформам Петра I открыла новую и чрезвычайно важную страницу своей истории – Российская империя стала мировой державой, Чтобы сохранить и упрочить это положение, России необходимо было приблизиться в своем развитии к уровню наиболее передовых стран Read More ......
  6. Не он ли дал российской музе крылья, Нашел слова, звучащие как медь! И. Рыленков Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы Read More ......
  7. Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра. У истоков новой русской художественной литературы того времени высится исполинская фигура М. В. Ломоносова. Ломоносов не только великий ученый, но Read More ......
  8. Арап Петра Великого Главным героем неоконченного романа Пушкина “Арап Петра Великого”, является Ибрагим. Автор использовал реальный образ своего предка, который был сыном абиссинского князя. Ибрагим был питомцем и сподвижником Петра Первого, и получил хорошее европейское образование. Он был предан императору, Read More ......
Краткое содержание Оды Ломоносов