Определение лжи по глазам. Как распознать ложь по глазам

Куда смотрит человек, когда врёт? Как направление взгляда может указывать на то, что человек лжет? Эти два вопроса нам ранее задавали наши читатели в комментариях на сайте.

Короткий ответ на эти вопросы звучит, "до определенной степени". Это не настолько легко, как показано в недавних телешоу или фильмах. Там детектив способен определить, лжет ли человек, лишь на основании того, направо или налево тот смотрит, когда говорит. На самом деле, было бы глупо делать такие быстрые заключения, без дальнейшего расследования... но определенная методика позволяет кое-чего добиться.

Итак... прочтите, обдумайте, и проверьте это на своих друзьях и знакомых, чтобы самим понять, насколько это надежно.

Взгляд показывает силу души.
Пауло Коэльо. Алхимик.


Ключи визуальной оценки - "Лгущие глаза"

Насколько это известно, впервые термин "Ключи визуальной оценки", использовался Ричардом Бэндлером (Richard Bandler) и Джоном Гриндером (John Grinder) в их книге "Frogs into Princes: Neuro Linguistic Programming" ("Превращение лягушки в принцессу: НЛП"). Основываясь на собственном опыте, они обнаружили следующее:

Когда "нормально организованному" человеку (не являющемуся левшой) задается вопрос, он направляет взор по одному из шести направлений, если смотреть со стороны спрашивающего, глядящего на него человека:

1. Вверх и влево

Указывает на визуально созданные образы (ВС)


Если кого-то попросить представить себе "пурпурного буйвола", то в то время, когда человек думает о вопросе, представляя в своем сознании "визуально созданного" пурпурного буйвола, его глаза повернутся в этом направлении.

2. Вверх и вправо

Указывает на визуально вспоминаемые образы (ВВ)


Если спросить человека, "какой цвет имел первый дом, в котором ты жил?", то его глаза повернутся в этом направлении, когда он будет думать о вопросе, "визуально вспоминая" цвет дома их детства.

3. Налево

Указывает на слуховые создаваемые образы (СС)


Если кого-то попросить представить себе самый высокий звук из всех возможных", то, когда он будет думать о вопросе, "создавая слуховой образ" звука, которого никогда не слышал, его газа повернутся в этом направлении.

4. Направо

Указывает на слуховые вспоминаемые образы (СВ)


Если попросить человека вспомнить, как звучит голос его матери, то, когда он будет думать о вопросе, пытаясь вспомнить звук, его глаза повернуться в этом направлении.

5. Вниз и влево

Если кому-либо задать вопрос "Можешь ли ты вспомнить запах костра?", то именно в этом направлении повернутся его глаза, когда он будет думать о вопросе, вспоминая запах, ощущения или вкус.

6. Вниз и вправо

Указывает на диалог собственный (Д)


В этом направлении глаза человека так поворачиваются, когда он "говорит сам с собой".

Как можно использовать информацию о взгляде для обнаружения лжи?

Пример: Допустим, ваш ребенок просит печенье, а вы спрашиваете у него: "А мама разрешила?". Ребенок отвечает: "Мама сказала... можно", но при этом смотрит влево. Это может указывать на то, что он придумывает ответ, так как его глаза показывают "создание изображения или звука".
Направленный вправо взгляд будет указывать на "вспоминание" голоса или образа, и тогда, он, наверное, говорит правду.

Заключительные замечания

  • Взгляд, направленный перед собой, либо не сфокусированные и не двигающиеся глаза, также считаются признаком визуальной оценки.
  • Обычно, у левши будет демонстрироваться противоположный смысл направления глаз.
  • Как и в случае с другими признаками лжи, необходимо вначале выяснить и понять основу поведения человека до того, как приходить к выводу, что он лжет, основываясь на направлении его взора.

Многие критики считают, что все вышеизложенное - это просто чепуха. Однако практика показывает, что в этом что-то есть. Но кто мешает выяснить это самостоятельно?
Достаточно составить список вопросов, наподобие приведенных выше, и предложить их друзьям и родственникам, которые сыграют роль подопытных. А затем понаблюдать за движениями их глаз и зафиксировать результаты.

Люди часто и охотно развешивают лапшу на чужие уши. В одних случаях, вруны вызывают лишь раздражение и неприятие, в других – обман способен оказать серьезные последствия : в карьере, дружбе, семье. Не говоря уже о том, что вранье может создать угрозу для человеческой жизни. Определить ложь непросто, но возможно . Для этого нужно вооружиться знаниями, которые изложены ниже. Они помогут вывести обманщика на чистую воду.

Факт . Согласно исследованиям, среднестатистический гражданин за 10 минут разговора прибегает ко лжи не менее 3 раз.

Признаки лжи

Любое вранье – это психологический стресс для каждого обманщика, каким бы искусным он не был. Как и любое стрессовое состояние, ложь имеет свои признаки и проявления – это рефлексы, которые с трудом поддаются контролю рассудка. Мы познакомим вас с самыми явными симптомами обмана , которые помогут понять, что вам врут или пытаются скрыть правду.

Факт . Основные мотивы для лжи – страх, стыд и желание выгоды.

Как определить ложь по глазам

1. Понять что вам врут, можно по взгляду

Согласно распространенному мнению, глаза человека во время вранья метаются из стороны в сторону. Однако по большей части – это признак сильного волнения или растерянности , а волноваться можно и тогда, когда человек опасается, что в его правду никто не поверит. Другое дело, когда собеседник изо всех сил старается поддерживать зрительный контакт , практически не отводя взгляда от глаз напротив. Это может говорить о том, что человек врет осознанно, стараясь выглядеть уверенно , пытаясь при этом понять, верят ли в его ложь или нет.

2. Определить ложь можно по положению зрачков

Согласно знаниям нейролингвистики, если глаза собеседника во время речи устремляются влево, это говорит о том, что он извлекает информацию из своей памяти, то есть что-то. Если вправо, занимается созданием образов, другими словами – сочиняет, воображает или представляет. (У левшей, все наоборот ). Логично предположить, что во время вранья, зрачки будут устремляться вправо , ведь для этого нужно прибегнуть к своей фантазии. В основном так оно и есть, но и нюансы тоже имеются.


Факт . Женщины распознают ложь лучше, чем мужчины. Мужчины врут чаще женщин.

Вранье оставляет отпечаток на теле

1. Явный признак того, что мысли человека противоположны тому, что он говорит – это односторонние движения , то есть когда одна сторона туловища, будь то плечо, рука или нога, намного активней другой. Зачастую, именно подергивание только одного плеча является сопутствующим элементом лжи.

2. Если во время разговора, собеседник делает шаг назад – скорее всего он не верит в то, в чем пытается убедить остальных .

3. Неуверенность в своих словах и неправдивость сказанного выдает скованное, напряженное положение туловища. Даже если лжец пытается принять вид расслабленного и спокойного человека, его тело все равно будет напряженным и находиться в одной, зачастую некомфортной, позе .

Факт . Телефон – самое частое орудие обмана. Люди лгут по телефону в 37% случая, во время личных бесед – 27%, в интернет-сообщениях – 21%, в электронные письмах – 14%.

Мимика лжи

1. Обращайте внимание на уголки губ – даже если рот находится под контролем, эту часть подчинить своей воли очень трудно. Так, к примеру, уголки губ подрагивают или напрягаются в те моменты, когда человеку удалось одурачить кого-то и он рад, что это получилось.

2. Явным признаком неправды, является поджатая губа – это намек на неуверенность в своих словах или подсознательном несогласии с тем, что говорится. К примеру, если на вашу просьбу о помощи, отвечают – «я обязательно помогу», то поджатая губа, тем временем говорит – рассчитывать, особо не стоит.

3. Если у собеседника мимика становиться несимметричной, к примеру, улыбка проявляется только с одной стороны , это говорит, что человек пытается скрыть истинные эмоции, заменив их маской. Если губы улыбаются, в то время как глаза остаются серьезными, вокруг них не образуются морщинки, знайте – он симулирует радость или добродушие, скрывая свои истинные чувства и намерения .

4. Стоит также отметить, что настоящее, искреннее удивление длится не более 5 секунд. Если человек удивляется дольше, значит, он играет – ему было все известно заранее и теперь стремиться уверить всех, что его удивлению нет границ.

Факт . Во время лжи человек, как правило, испытывает 3 основных чувства: угрызения совести, страх разоблачения и восторг от удачного надувательства.

Жесты обмана

1. Прикосновения к шее свидетельствуют о том, что человек либо врет, либо очень сильно нервничает. А когда ладонь полностью обхватывает горло, это говорит о том, что лжец пытается сдерживать выход слов наружу, боясь проговориться.

2. Красноречивым жестом является и приложенный к губам палец . Таким образом, подсознание пытается воспрепятствовать выходу вранья наружу, как бы предостерегая: молчи, не говори ни слова.

3. Трение или мочки уха подсказывает, что человек не хочет себя выдать. И вообще, чем больше руки касаются лица во время разговора, тем больше вероятность того, что это лицо принадлежит неискреннему человеку.

4. Поглаживание себя пальцами говорит о подсознательной попытке обманщика успокоить себя и подбодрить, опасаясь, что ему не поверят.

5. Правдивый рассказчик, как правило, не стесняется жестикулировать, дополняя и усиливая эффект от сказанного. У лгуна напротив, жесты по минимуму , или вовсе отсутствуют.

Факт . Существует такое явление, как патологические лжецы. Эти люди испытывают сильную потребность в обмане, равно как и зависимость от нее. От обычных врунов их отличает то, что они начинают сами верить в свою ложь.

Речь обманщика

1. Используя ложь в своей речи, человек подсознательно испытывает чувство вины и беспокойства, поэтому если сменить тему разговора, лжец резко станет более счастливым и расслабленным . Хотя в некоторых случаях это может говорить о том, что предыдущая тема была ему просто неприятна.

2. Для того, что бы сочинить правдоподобный обман, нужно время , особенно если застать вруна врасплох. Что бы выиграть лишние минуты, хитрец может прибегать к нескольким уловкам :

  • делать вид, что не услышал («Что-что, еще раз ?»);
  • задавать риторические вопросы («Что значит, куда делось все варенье ?»);
  • повторять ваши же слова («Я знаю, это ты съел все варенье» — «Съел все варенье? Нет, не ел я варенья »);
  • слишком часто использовать вводные обороты: («Видит бог , я не притрагивался к банке с вареньем. Сказать по правде , я, мягко говоря , не фанат сладкого. А вообще, если честно – я ненавижу вишневое варенье»);
  • делать паузы в предложениях, более продолжительные, чем следовало бы.

3. Большое количество подробностей и ненужных деталей явный симптом неправды. Скорее всего, лжец пытается вам продемонстрировать, что он чист как на ладони, и не намерен что-то утаивать. Поэтому и выкладывает тонны бесполезной информации.

4. Если у вас закрались сомнения, и вы хотите понять, правдива ли история собеседника, попросите пересказать ее в обратном порядке . Если собеседник не врет, сделать это будет нетрудно. В противном случае у него появятся проблемы, и он запутается: как и в какой последовательности выкладывалась брехня.

Данные знания помогут вам определить лож и вовремя понять, что вас пытаются обмануть . Однако напоследок мы бы хотели обратить внимание на один немаловажный момент: ни один из вышеперечисленных признаков, не может служить 100%ым проявлением вранья в ваш адрес. Особенно если не учитывать общей картины происходящего и, не беря в расчет особенности характера отдельно взятого человека. Упомянутые признаки нужно воспринимать комплексно и соотносить один к другому . Они являются поводом задуматься и насторожиться, а не поставить клеймо лжеца на человеке.

Доступом называется процесс получения внутренней информации от собеседника – картин, звуков, слов, ощущений, составляющих воспоминания, фантазии и др.

Определить переживания партнера, его главенствующую репрезентативную систему и его тип мышления Вы сможете при помощи «ключей доступа».

Ключами доступа – называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Необходимая вам информация о репрезентативных системах человека может быть получена множеством различных способов, и наблюдение за движением глаз – самый легкий.

Ключи доступа – движения глаз.

«Сканирующие» паттерны глазодвигательных реакций определенно связаны с внутренними процессами, необходимыми для актуализации в сознании информации о прошлых воспоминаниях или конструировании будущего опыта.

Когда Вы улавливаете одну из глазодвигательных реакций, можете быть уверены, что человек получает внутренний доступ к соответствующей репрезентативной системе. Если Вы наблюдаете за движением глаз партнера по общению, Вы можете определить, какие репрезентативные системы он использует.

Гипнолог следит за движением глаз партнера и использует ключевые предикаты, которые соответствуют положению глаз клиента. Мало того. Направление взгляда может указать Вам, вспоминает ли он нечто хранящееся в его памяти, какой-нибудь опыт, имевший место в прошлом, либо конструирует нечто новое для него.

Люди систематически перемещают глаза в определенных направлениях в зависимости от того, какого типа мышление в них происходит. Движения глаз нередко сочетаются с побочными сугубо индивидуальными реакциями, сообщающими о реальном отношении человека к возникшим перед ним ментальным образам (глаза пошли налево, а зрачки при этом сузились – неприятное аудиальное воспоминание о чем-либо).

Сейчас я Вам изложу, без комментариев, о движениях глаз, которые дают наиболее значимую информацию в невербальной коммуникации. Направление взгляда указано с точки зрения наблюдаемого Вами субъекта. Если «налево» – значит, в сторону его левой руки, а не Вашей. Ну и, соответственно, направо. Верх и низ Вы вряд ли спутаете.

1. – Движение глаз вверх налево.

Эйдетический образ (образ-воспоминание). Когда мы визуалируем что-то из нашего опыта: «Какого цвета обои в Вашей комнате?» и вместе со словесным ответом Вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх.

«Какого цвета костюм был вчера на Вашей знакомой? Когда Вы в последний раз видели живую лошадь?»

2. – Расфокусировка глаз.

Глаза расфокусированны, их положение фиксировано, зрачок несколько расширен. Визуальные образы могут быть эйдетическими или конструируемыми.

3. – Движение глаз вверх направо.

Конструируемый образ. Зрительное представление образов, явлений или предметов, которые мы не видели раньше, или представление явлений и предметов не такими, какими мы их видели раньше. «Как будет выглядеть оранжевый слон в малиновых пятнах?».

Слуховое вспоминание, тех звуков, которые мы уже слышали раньше. «Как звонит Ваш будильник? Телефон?»

Слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые мы никогда не слышали раньше. «Как звучит Ваше имя, если произнести его наоборот?». «Как бы звенел Ваш будильник, если его накрыть металлическим ведром?».

6. – «Телефонная позиция» Движение глаз вниз налево.

Внутренний диалог, слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить. Это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

7. – Глаза вниз направо.

Кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения, чувства движения, обоняния. «Как Вы чувствуете себя, когда ощущаете радость?». «Что ты чувствуешь, когда бежишь? «Вспомни, как жжется горчичник?» Интересно, что конструкций в кинестетике нет – мы не можем вообразить те ощущения, которых не испытывали на самом деле.

Как понять собеседника по движению глаз.

Глазные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большинстве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют «детектором лжи»: направление взгляда от зрительной конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности – сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил

Вам, что основная Ваша ошибка заключается в том,

что Вы недооцениваете значение человеческих глаз.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза – никогда!

Вам задают внезапный вопрос, Вы даже не вздрагиваете,

в одну секунду Вы овладеваете собой и знаете, что нужно

сказать, чтобы укрыть истину и весьма убедительно говорите,

и ни одна складка на Вашем лице не шевельнется, но, увы,

встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение

прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а Вы пойманы!»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза, он как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел.

Или возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и жена его спрашивает:

«Ну, как ты там отдохнул?» –

«Знаешь, очень скучно было…» – и опускает глаза вправо вниз. Потому что он уходит в кинестетические воспоминания. По крайней мере, ему есть, что вспомнить.

Не знаю, каков он отец и муж, но он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. Его внутренний опыт связан с кинестетикой – с прикосновениями, поглаживаниями….

Движение глазных яблок вверх происходит при преобладании визуальных процессов, а в сторону – при преобладании аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или внутренним диалогом.

Характер движений глазных яблок также зависит от того, происходит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручивании возможных сценариев, касающихся чего-то такого, чего прежде с вами никогда не случалось.

Шаблон движения глазных яблок, который называют «детектором лжи», – например, направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции к контролю речи – это во внутреннем опыте соответствует такой последовательности

– сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего.

Итак, верхний этаж зрительный, средний – слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Для облегчения ориентации удобно применять свойство левой стороны, которая «правдивее» правой.

Паттерны глазодвигательных реакций имеют разумные нейрофизиологические обоснования. Движение глаз вверх и налево обычный способ, который люди используют, чтобы стимулировать недоминируещее полушарие как метод доступа к визуальной памяти.

Движение глаз вверх направо, наоборот стимулирует левое полушарие мозга и дает конструктивные образы, то есть визуальную репрезентацию вещей, которых человек раньше не видел.

Убедиться в том, что я вам изложил, можно с помощью простых вопросов.

Задайте партнеру вопросы, которые вызовут образы-воспоминания (эдейтические образы), например:

· Какого цвета входная дверь в вашу квартиру?

· Как выглядит ваша спальная комната?

Примеры аудиальных вопросов:

· Вспомни ту песенку, которая тебе понравилась?

Или кинестические:

· Что ты чувствуешь, когда ныряешь в море?

· Как ты ощущаешь, что уже голоден?

Недостаток внимания к ключам доступа часто вызывает недоразумения. Нередко приходиться слышать жалобы:

«Мой сын совершенно не слушает меня. Мы сидим в одной комнате, я ему что-то говорю, а он просто притворяется, что не слышал меня».

В данном случае недовольная мать была занята собственными внутренними образами и стремилась получить аудиальный ответ, а того, что происходит «снаружи», мягко говоря, не замечала. А именно, тех моментов, когда сын воспринимал информацию, на что указывали его глаза.

А если в результате к Вам лучше относятся, чаще приглашают, считают приятным собеседником – это вполне хороший результат.

Невозможно найти человека, который всегда бы говорил только правду и ничего кроме правды. Ведь в жизни никак не обойтись без каких-то недосказанностей или даже откровенной лжи, потому что и она бывает необходима. Поэтому неплохо знать некоторые признаки лжецов. Например, куда смотрит человек, когда врет. Ведь если понимать, что человек говорит неправду, то это может многое изменить.

Единственное, обязательно стоит учитывать, что лица, когда человек врет, не может быть однозначной, поэтому все равно есть место некоторой погрешности в выводах.

Как понять по глазам, что человек врет?

Вообще мимика – это то, что человек не всегда способен полностью контролировать. Некоторые люди, конечно же, врут лучше других, так как обладают некоторой долей актерского таланта. Но все же мелкие мимические признаки бывает невероятно сложно контролировать или скрывать. В особенности это касается движения глаз, которое обычно происходит абсолютно неосознанно.

Первое, на что сточит обратить , так это пристальность взгляда. Когда человек врет, то он начинает задумываться над тем, в какую сторону смотрит, потому что он переживает. Именно поэтому люди, которые не особенно умеют врать, стараются не смотреть на собеседника и постоянно отводят глаза, то есть, их характеризует бегающий взгляд. А опытные лгуны наоборот буду пристально смотреть в глаза собеседника, как бы бросая ему вызов.

Также, когда человек врет, он может непроизвольно начать чаще моргать. Это происходит на подсознательном уровне, так как человек стыдится и пытается скрыть свою ложь.

Стоит обратить внимание и на то, куда именно смотрят глаза человека, когда он врет. Движение глаз вправо и вверх говорит о том, что человек вспоминает действительно происходившие события, а вот если взгляд «идет» влево и вверх, то это значит, что он фантазирует и конструирует события в своей голове на ходу, прямо сейчас, то есть, врет.


Мы, конечно же, знаем, что люди, окружающие нас все очень-очень разные. Бедные и богатые, счастливые и не очень-то... Да и еще куча всяких градаций… С точки зрения НЛП (нейро-лингвистическое программирование) люди различаются по типу мышления.

Любой из нас мыслит при помощи различных образов. Как мы отмечали выше, образы (переживания) делятся на пять категорий – образы зрительные, слуховые, образы кинестетические (ощущения, запахи и вкус). А также на различных комбинациях этих образов. В качестве примера вспомните ваш последний звонок в школе. Что вам приходит на ум? Нарядные одноклассники на линейке перед школой или, быть может мелодия школьного вальса? Люди используют все типы образов, но наибольшее предпочтение отдают какому-то одному. Отметим что многие даже не осознают свою мыслительную деятельность - она лежит вне их сознания.
Существует определенная взаимосвязь между типом мыслительной деятельности и положением глаз собеседника (именно поэтому так важно смотреть человеку в глаза при разговоре).
Взгляд вверх и вправо означает, что в данный момент ваш собеседник создает зрительный образ. Также о мышлении зрительными образами свидетельствует и расфокусированый взгляд.
Если собеседник смотрит влево или вправо это свидетельствует о создание звукового образа. Такой человек слышит и обсуждает свои мысли, беседуя с самим собой.
Взгляд человека влево и вниз должен насторожить вас. Если ваш собеседник и не врет, то уж точно весьма хорошо подсознательно контролирует то, о чем он говорит.
Ну и последний тип мышления - мышление кинестетическими образами характеризуется взглядом вниз и вправо. Если вы заметили такой взгляд у собеседника, то вполне вероятно в этот самый момент он вспоминает телесные ощущения, такие как боль, страх, холод, вспоминает различные запахи или вкусы.
Понятно, что не каждый взгляд выражает внутреннюю мыслительную деятельность. Люди могут просто смотреть себе по ноги или считать деньги. Для нас самым важным является определение именно того взгляда, который указывает на формирование того или другого образа в сознании человека.
Итак, взгляд может указывать на то, какими именно образами мыслит человек в данный момент. Теперь немного практики. Постарайтесь найти среди своих знакомых человека, который при разговоре часто смотрит вверх и вправо. Этот человек буквально описывает вам встающие в его памяти картины. Обычно таким людям присущи такие фразы как:
Поглядел я тут на все и подумал
Если взглянуть на это с другой стороны
Я вижу нечто большее

Для того что бы как-то повлиять на собеседника нужно «говорить на его языке», иначе говоря - мыслить не только его категориями, но и образами. (Вроде бы все настолько очевидно, но заметьте, на сколько редко мы используем это нашей повседневной жизни).
Следовательно, если мы хотим повлиять на собеседника, использующего, преимущественно, зрительные образы мы должны употреблять следующие фразы:
Можно взглянуть на это и с другой стороны…
Не будем упускать из вида…
Только представьте…

Аналогичные фразы можно подобрать и для других типов собеседников.
Для слуховых образов это будет:
Послушайте…
Прислушайтесь только, как это звучит…
Звучит заманчиво…

Для кинестетиков:
Почувствуйте это…
Давайте коснемся темы…

Теперь пришло время усвоить некоторые специальные термины. Дело в том, что при прочтении более углубленных книг по НЛП, они используются без всякого объяснения. Изредка я буду делать такие «около - научные» вставки для последующего вашего глубоко понимания специфических сторон НЛП. Итак, разделение людей по типу воспроизведения внутреннего опыта (зрительные, слуховые и кинетические) называется разделением по модальности внутреннего опыта.
Любое зрительное воспроизведение (глаза вверх и вправо) – визуальная модальность.
Слуховые образы (глаза влево и вправо) – аудиальная модальность.
Ощущения – кинестетическая модальность
Отметим, что большинство грамотных начальников и неформальных лидеров- визуалы. Визуально гораздо проще контролировать настоящее и прогнозировать будущее.
Люди, основной работой которых является общение (например, продавцы) в большинстве своем аудиалы. Человек такого типа различает малейшие изменения интонации в голосе собеседника, которые в большинстве случаев могут рассказать о человеке гораздо больше чем слова.
Ну и, собственно, кинестетики. У кинестетиков очень развита интуиция, поэтому они прекрасно решают различные проблемы в различных сферах жизни. Поговаривают, что кинистетики – прекрасные любовники - ведь именно они умеют прислушиваться не только к ощущениям собственного тела, но и к ощущениям тела партнера.