Как алкоголь влияет на головной мозг. Что происходит в головном мозге при тревоге

Из-за чего происходит приступ и какие бывают приступы

Отчего происходят эпилептические приступы? Что происходит в головном мозге во время судорог?

Электрическая активность головного мозга – следствие нейрохимических процессов, происходящих в нервных клетках, а точнее между ними. Одни клетки активируют своих соседей, другие тормозят. Обычно мозг работает слаженно. Тем не менее, иногда случается так, что активирующее влияние внезапно резко возрастает, и тогда случается припадок. Припадок это внезапный мощный разряд электрической активности клеток головного мозга. Представьте себе большой оркестр. Идёт концерт, и кто-то попеременно солирует. Все подчиняются дирижеру. Это наш мозг, когда он работает. А солиста можно сравнить с каким-либо работающим органом (рукой, ногой, лицом). Вдруг музыканты одновременно начинают играть беспорядочно и очень громко, мы слышим какофонию. Примерно то же происходит в мозге. Та или иная область мозга попеременно активна. Те или иные небольшие области мозга солируют и передают друг другу электрические разряды. Однако по каким-то причинам невидимый дирижер взмахивает палочкой, и все клетки мозга одновременно издают разряд – это проявляется генерализованным судорожным припадком с потерей сознания. Если задействована только часть мозга – приступ может быть фокальным (частичным): только в руке, ноге, половине тела или лица, или проявляться какими либо ощущениями. Иногда приступ начинается как фокальный, затем захватывает весь организм – генерализуется. Так же возможны и бессудорожные припадки.

Существует множество разных типов припадков. Некоторые едва заметны или вовсе незаметны, другие - генерализованные судорожные - видны окружающим и могут нанести вред больному.

Какие ощущения могут быть до, во время и после эпилептического приступа?

Припадки имеют множество форм и у разных людей протекают по-разному.

То, как припадок протекает, зависит от того, какая зона мозга активирована во время приступа, т.е. в какой зоне возникли неконтролируемые разряды электрической активности. Обычно припадки у одного и того же человека одинаковы, если только не встречается два или несколько типов припадков одновременно.

Часть больных может чувствовать наступление припадка за несколько часов или даже дней, у других припадок случается совершенно внезапно, и человек не может обезопасить себя.

Часть людей может знать о начале приступа по изменению настроения, головной боли или другим симптомам и проявлениям. Это не является припадком, а только его предвестником.

У некоторых припадок начинается с ауры. Аура это уже часть фокального припадка, его начало. Аура может быть самая разнообразная, в зависимости от части мозга, в которой припадок начинается. Аура может быть зрительная, слуховая, тактильная – т. е. человек видит, слышит или ощущает что-либо, затем сознание отключается. (Иногда случаются изолированные ауры, что расценивается как самостоятельный приступ без потери сознания). Когда судорожный припадок начинается без ауры, то человек внезапно теряет сознание, падает, возможен прикус языка, начинаются судороги, в конце припадка возможно непроизвольное мочеиспускание. Некоторые сразу после припадка приходят в себя, другие в сознании, но оно спутанное, а кто-то может спать от нескольких минут до нескольких часов. Также может возникнуть послеприступная головная боль. На второй день после припадка могут отмечаться боли в мышцах. Существует множество видов бессудорожных припадков. Одну из них - ауру (она происходит изолированно), мы уже описали выше. Помимо этого существуют: абсансы – замирания на несколько секунд миоклонии - вздрагивания рук или всего тела атонические приступы – падения без судорог, иногда без отключения сознания.

Какие бывают приступы

Это очень упрощённое описание эпилептических приступов*. Надеемся, что оно поможет вам понять картину вашего заболевания.
Эпилептические приступы делятся на фокальные (парциальные, частичные) и первично-генерализованные.
Наиболее известные всем приступы эпилепсии – первично-генерализованные приступы. При генерализованном приступе эпилептический разряд охватывает одновременно весь мозг.

Генерализованные приступы подразделяются на

  1. Абсансы (ранее называлось petit mal) – отключение сознания на несколько секунд (иногда могут сопровождаться миоклониями). .
  2. Миоклонии - вздрагивания в руках или всём теле. Больной может ронять предметы и, даже падать без потери сознания (могут переходить в генерализованный судорожный припадок),
  3. Первично-генерализованные судорожные приступы
  4. – могут начинаться внезапно сами по себе или наступают после серии абсансов и миоклоний.Иногда эти приступы могут наблюдаться у одного и того же больного.

Другой тип приступов – фокальные.
При фокальном приступе эпилептической активностью охвачена какая-то часть мозга, и в зависимости от этого, приступ может быть моторным (судороги в одной или двух конечностях, лице), сенсорным (ощущения – вкусовые, зрительные, слуховые и другие).
Если во время приступа эпилептическая активность распространяется на весь мозг, фокальные приступы могут переходить в судорожные с потерей сознания – тогда такой приступ называется вторично-генерализованным. Так же они могут переходить в приступы с отключением сознания без судорог – такие приступы называют сложными парциальными, и сложный парциальный также может генерализоваться (перейти во вторично-генерализованный).

Т.е. мы имеем 3 вида фокальных приступов

  1. Простые фокальные – без потери сознания
  2. Сложные фокальные (сложные парциальные, комплексные парциальные) – с отключением сознания от десятков секунд до нескольких минут, без судорог.
  3. Вторично-генерализованные приступы, начинающиеся как простой или сложный фокальный, а затем приводящие к генерализованному судорожному приступу.

*При создании этого очень упрощённого описания мы опирались на классификацию эпилептических приступов Международной противоэпилептической лиги (ILAE) 1981 года.

Все люди периодически испытывают ощущение тревоги. Какие же процессы происходят в это время в головном мозге? Ученые Университета Вашингтона (Washington University), Сент-Луис, США, в ходе нового исследования смогли ответить на этот вопрос. В экспериментах на лабораторных животных они выявили специ­фические клетки, активность которых значительно повышается в ответ на тревожность. Результаты работы опубликованы в журнале «Nature Communications».

Тревожность - это ощущение беспокойства, нервозности или страха перед событием или ситуацией, которые могут привести к неприятным результатам, например перед собеседованием или экзаменом. В большинстве случаев эти переживания быстро утихают, но иногда они могут сохраняться в течение длительного времени и приводить к развитию тревожных расстройств, выраженность которых прогрессирует. По данным специалистов Американской ассоциации тревоги и депрессии (Anxiety and Depression Association of America), только в США тревожное расстройство отмечают у 40 млн человек.

Неопределенность вызывает специфическую активность мозга

В ходе данной работы ученые под руководством доктора Ильи Моносова (Ilya Monosov) изучали головной мозг макак-резус, у которых многие мозговые структуры сходны с человеческими. Особое внимание исследователи уделяли передней части поясной извилины (ППИ) коры головного мозга, региону, который, согласно результатам предыдущих работ, играет важную роль в формировании поведения, связанного с неопределенностью - основным фактором, приводящим к возникновению чувства тревоги.

Для работы ученые обучили двух лабораторных обезьян связывать три геометрических узора с различными результатами. Один узор был ассоциирован с возникновением потока воздуха, направленного на переднюю часть головы во всех случаях, выбор второго узора только в половине случаев приводил к появлению потока воздуха (неопределенный исход), а третий узор не был связан ни с каким результатом. Когда животные делали какой-либо выбор, ученые определяли у них активность нейронов в области ППИ с помощью магнитно-резонансного сканирования.

Исследователи определили, что активность нейронов ППИ повышалась в те моменты, когда животные выбирали второй вариант узора, связанный с неопределенностью. Если же обезьяны выбирали первый или третий вариант, то активность этих нейронов не изменялась.

Новые терапевтические возможности

В ходе другого эксперимента ученые под руководством доктора И. Моносова обучили обезьян различать два геометрических узора, ассоциированных с возможностью получения фруктового сока. Результаты были подобны полученным в первом эксперименте: когда животные не были уверены в результате своего действия, у них активизировались нейроны в ППИ.

По словам исследователей, сделанные ими выводы не только помогут в изучении биологических механизмов, происходящих в головном мозге при повышенной тревожности, но и будут способствовать разработке новых методов лечения поведенческих расстройств. Авторы работы подчеркнули, что теперь стало известно, какие клетки активны в головном мозге животных, если они сталкиваются с ситуациями с неопределенным исходом. Воздействие на эти клетки может быть эффективным методом терапии при тревожном расстройстве и депрессии.

  • Monosov I.E. (2017) Anterior cingulate is a source of valence-specific information about value and uncertainty. Nature Commun., July 26 .
  • Whiteman H. (2017) What happens in the brain during anxiety? Study sheds light. Medical News Today, July 27 (http://www.medicalnewstoday.com/articles/318667.php).

Юлия Котикович

Алкогольные напитки всегда присутствуют на праздничных столах. Многие люди употребляют их в небольших количествах и без торжественных событий. По мнению некоторых, они отлично расслабляют и снимают стресс. Существует версия и о положительном влиянии некоторых типов алкоголя на здоровье человека, однако не следует забывать, что при регулярном употреблении спиртное представляет опасность, в том числе для мозга. Алкоголь негативно влияет на желудочно-кишечный тракт, сердце и печень, а также ухудшает работу всей нервной системы.

Как спирт проникает в мозг

Понять, что происходит внутри организма при распитии человеком алкоголя, несложно. Достаточно хотя бы схематично представлять устройство и функционирование основных систем. Попав в ротовую полость, жидкость проникает в желудок, где задерживается максимум на 10–15 минут.

Уже через слизистые этого органа начинается частичное всасывание этилового спирта в кровь, однако наиболее полно этот процесс протекает в следующем отделе ЖКТ - тонком кишечнике. Именно двенадцатиперстная кишка изнутри покрыта слоем мелких ворсинок, каждая из которых пронизана капиллярной сетью. Такое строение в норме позволяет доставлять питательные вещества из переваренной пищи.

По капиллярам ворсинок тонкого кишечника в кровоток попадают не только полученные из пищи белки, жиры и углеводы. По ним же распространяется этиловый спирт, содержащийся в разных концентрациях во всех алкогольных напитках. Это соединение попадает в кровь и разносится по всем органам и тканям.

Процесс этот довольно быстрый. Так, головного мозга спирт достигает уже через несколько минут после всасывания в кровь. С этим явлением отчасти связано опьянение человека, которое проявляется первоначально как реакция со стороны нервной системы.

Что происходит в головном мозге при употреблении алкоголя

Специалисты предупреждают, что этиловый спирт - крайне токсичное вещество, но опасность представляет и первичный продукт его окисления - ацетальдегид. Вместе они оказывают разрушающее действие на головной мозг, что не может не иметь последствий для всего организма, так как каждая структура или система так или иначе координируется именно отделами ЦНС.

По мнению врачей, все последствия приёма алкоголя для головного мозга можно условно разделить на две группы, связанные со временем их возникновения. Так, первые изменения будут заметны практически сразу при опьянении или в состоянии похмелья. Именно влиянием спиртного на мозг и ЦНС объясняется развитие некоторых тяжёлых симптомов - раздражительности, нервозности, агрессии.


Другая группа последствий считается отдалёнными. Известно, что токсичные вещества разрушают клетки, образующие ткани головного мозга. Опасности подвергаются и нейронные связи. Если человек на протяжении длительного времени постоянно принимает алкоголь, то этиловый спирт накапливается в тканях, что приводит к развитию серьёзных патологий, иногда имеющих необратимый характер.

Первые признаки

Головной мозг - это орган со сложной структурой. Он выполняет множество жизненно важных функций. При повреждении некоторых его отделов развиваются болезни, иногда ведущие к летальному исходу. Природой предусмотрена надёжная защита головного мозга от физических травм. Этот уязвимый орган со всех сторон окружён прочной черепной коробкой, которая предохраняет его от ударов. Сами же клетки имеют оболочки, препятствующие проникновению к тканям вирусов и бактерий, однако справиться с токсичным этиловым спиртом они не могут.

Этанол попадает в головной мозг через кровеносные сосуды, с лёгкостью преодолевая все клеточные барьеры. Человек в этот момент испытывает приятное головокружение, но если концентрация опасного вещества повышается, то и клиническая картина опьянения становится другой. Чаще всего в этом случае наблюдаются:

  • чрезмерная раздражительность;
  • возбуждённость;
  • приступы страха и паники;
  • стресс;
  • агрессия;
  • гнев.

Перечисленные симптомы свидетельствуют о первичном влиянии алкоголя на мозг. Связывают это, как правило, с изменениями гормонального фона. Определённые отделы головного мозга, ответственные за регуляцию деятельности эндокринной системы, а именно гипоталамус и гипофиз, посылают сигнал железам по всему телу к усиленной секреции гормонов.

В момент опьянения чаще всего активизируются надпочечники. Это приводит к усиленной выработке адреналина, который и провоцирует приступы агрессии или гнева. Не стоит забывать и о том, что спирт повышает проницаемость мембран. Это означает, что гормональные вещества максимально быстро распространятся по телу и достигнут пика концентрации в крови.

Спиртное оказывает воздействие не только на структуры мозга, контролирующие работу эндокринных желёз. Не меньшую опасность алкоголь представляет и для самих кровеносных сосудов, по которым он распространяется. Так, при регулярном распитии спиртного возможны патологии артерий, питающих головной мозг.

Происходит ухудшение здоровья человека из-за того, что алкоголь неоднозначно влияет на сосуды. При употреблении небольших доз наблюдается расширение русла за счёт расслабления гладкой мускулатуры, образующей стенки артерий.

Это явление позволяет предполагать, что при разумном распитии спиртного возможно снижение изначально повышенного кровяного давления, однако на практике нормализовать его за счёт алкоголя удаётся крайне редко. Это связано с тем, что даже небольшое увеличение дозы приводит к внезапному повышению тонуса гладкой мускулатуры по всему телу. Это касается и стенок артерий, несущих кислород к головному мозгу.


Просвет сосудов резко сужается, из-за чего функция газообмена не может осуществляться полноценно. В результате некоторые участки органа начинают страдать от гипоксии - недостатка кислорода. Параллельно в них накапливается углекислый газ с отработанными продуктами метаболизма.

Ситуация опасна тем, что при длительном кислородном голодании ткани мозга начинают отмирать. Если гибели подвергается большая группа близко расположенных клеток, их функционирование может прекратиться навсегда. В благоприятных же случаях некоторые ткани самостоятельно регенерируются в течение нескольких месяцев.

Ещё более опасное осложнение, связанное с приёмом алкоголя, - инсульт. Стенки артерий могут не выдержать резкого перепада давления, связанного с употреблением спиртного. В ряде случаев они разрываются, что приводит к кровоизлиянию в головной мозг. Медики в такой ситуации диагностируют геморрагический инсульт. Это опасное для здоровья и жизни поражение клеток головного мозга. Если медицинская помощь не будет оказана своевременно, то человек может скончаться.

Разрушение тканей и клеток

Этиловый спирт и ацетальдегид не просто меняют поведение человека во время опьянения или похмелья. Медики убеждены, что эти соединения способны постепенно разрушать клетки любых органов человеческого тела, в том числе и головного мозга.

При этом важно учесть, что отмирание клеток происходит не только непосредственно во время распития спиртного. Токсичные вещества имеют свойство накапливаться в тканях. Это позволяет предположить, что головной мозг будет разрушаться даже в периоды абсолютной трезвости, если они составляют менее трёх недель. Именно столько времени, по словам наркологов, нужно организму человека, чтобы полностью очиститься от этанола и продуктов его окисления.


Пока спирт присутствует в организме, деструктивные процессы неизбежны. Именно этим и объясняется массовая гибель нейронов - клеток, образующих серое вещество головного мозга. Именно оно чаще всего подвергается пагубному воздействию алкоголя на тело человека.

Доказано, что при регулярном употреблении спиртных напитков не просто гибнут клетки головного мозга. Нарушаются нейронные связи между левым и правым полушариями, корой и подкорковым слоем. Именно эти деструктивные процессы и лежат в основе отдалённых последствий постоянного распития алкоголя.

Ухудшение работы мозга

Неврологи предупреждают, что повреждённый головной мозг не может работать без сбоев. Особенно это заметно, если человек злоупотребляет алкоголем длительное время и не предпринимает никаких попыток, чтобы исправить ситуацию. Этиловый спирт провоцирует гибель нейронов и разрушение связей между ними. В результате образуются разные по величине участки некротизированной ткани, которые не выполняют никакой функции.

Медики подтверждают, что разрушение фрагментов коры больших полушарий - отдела, который больше всего страдает при хроническом алкоголизме - ведёт к развитию деменции, т. е. слабоумия. Внешне это будет выражаться резким снижением интеллектуальных способностей, однако это далеко не полная клиническая картина.

Кроме данного симптома, наблюдаются ещё несколько признаков, указывающих на постепенное отмирание тканей головного мозга:


Если алкоголь принимается на протяжении длительного периода, то изменения затрагивают большие объёмы тканей головного мозга. Ухудшение умственных способностей у пьяниц заметно даже людям, не имеющим специального медицинского образования.

Кроме этого, спиртное провоцирует и ряд других нарушений, которые проявятся не сразу, а станут видны лишь через несколько лет. Повреждённый мозг не может полноценно контролировать тело, поэтому не исключены сложности с движениями и положением в пространстве.

Восстановление тканей мозга после алкоголя


Этиловый спирт губителен для всех клеток организма. Это вещество нарушает работу многих систем и зачастую приводит к необратимым последствиям. Однако в некоторых случаях нормальное функционирование ЦНС вместе с головным мозгом удаётся восстановить. Это прежде всего касается тех ситуаций, когда человек вовремя осознаёт всю тяжесть последствий алкогольной интоксикации и прекращает употреблять спиртное в больших количествах.

Нейроны, образующие серое вещество коры больших полушарий, обладают способностью к регенерации, но чтобы запустить восстановительные процессы, требуется приложить немало усилий. В первую очередь важно отказаться от употребления любых спиртосодержащих жидкостей. Опасность представляют собой даже лёгкие напитки, поэтому вина, пиво и их аналоги полностью исключаются наравне с крепким высокоградусным алкоголем.

Восстановлением головного мозга после затяжного запоя лучше заниматься совместно с врачом. Невролог сможет подобрать оптимальные ноотропные средства, которые помогут в формировании новых нейронных связей и образовании здоровых клеток серого вещества. Не будет лишним и приём витаминных комплексов, улучшающих работу мозга. Полезны и аминокислотные препараты. В частности, наиболее доступным и эффективным из них считается глицин.

Головной мозг надёжно защищён черепной коробкой от внешних повреждений, ударов, травм, однако этот орган, как и все другие, уязвим перед напитками, содержащими этиловый спирт. Если алкоголь употребляется часто и бесконтрольно, то высока вероятность повреждений мозга, что приводит не только к изменению характера и снижению умственных способностей. В наиболее тяжёлых случаях возможны патологии, приводящие к увечьям, инвалидности или смерти.

Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему Кругляк Лев

Что происходит в головном мозге

Мы заранее предупреждаем наших читателей, что намерены подробно рассказать о тех глубоких процессах, которые происходят в головном мозге детей при развитии серьезных отклонений в поведении. И делаем это целенаправленно, ибо еще бытует мнение, что такие «дефекты воспитания» можно исправить то ли криком, то ли примером, то ли наказанием. Если вы внимательно прочтете, возможно, несколько сложную главу, то поймете, что СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. В определенной мере эта информация будет способствовать формированию представления о болезни и необходимости квалифицированного лечения.

Довольно часто родители слышат от окружающих, что они плохо воспитали детей. В этом нет ничего удивительного, ибо подвижный ребенок всегда создает в обществе дополнительную суету и «мешает» людям. Многие родители, не имея возможности уделять ребенку достаточно времени, соглашаются с этим утверждением, сокрушаясь о создавшейся, как они считают, безвыходной ситуации. В то же время подобная «ошибка воспитания» легко поддается опровержению современными исследованиями. Надо сразу оговориться, что окончательно доказанных причин данного заболевания не выявлено. Существует множество тео-рий и научных предположений. Но есть некоторые моменты, которые определенно встречаются почти у всех детей с проблемами поведения.

Современные исследования все больше устремлены на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, так как ученые исходят из того, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно. Ответственными за эту работу являются медиаторы, которые отвечают за переработку информации, поступающей от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.

Нейрофизиологические аспекты. В последние двадцать лет многими учеными отмечено стремительное изменение мозга человека, что, безусловно, оказало свое воздействие и на его психическую деятельность. Особенно это заметно на отклонениях от общепринятых норм в психике детей. Все больше появляется детей с дисгармоничным развитием, что является следствием влияния нашей цивилизации и воздействия неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, нельзя не учитывать все ухудшающееся здоровье населения планеты, что напрямую сказывается на течении беременности. Все чаще встречается патологическое развитие беременности и родов, в результате чего у плода возникает кислородное голодание мозга. Согласно данным современных исследований, у 70 % детей с дисгармоничным развитием наблюдается асимметрия лобных долей мозга (рис. 1), более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, у них отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, т. е. выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.

Рис. 1. Головной мозг (вид сбоку – разделение на доли)

Так, например, известно, что кора лобных долей, управляющая импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования выявляют также синдромы функциональной недостаточности стволовых и подкорковых структур мозга (рис. 2).

Рис. 2. Головной мозг и ствол мозга в продольном разрезе

При обследовании пациентов с СДВГ на первый план выходили нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. Именно поэтому у таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Вероятно, функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и такие особенности, как нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.

При благоприятных условиях недостаточность подкорковых структур может практически полностью компенсироваться к школьному возрасту. Однако в условиях эмоционального напряжения, повышенных нагрузок в школе, в пубертатном возрасте (периоде полового созревания) признаки недостаточности подкорковых структур вновь начинают проявляться. А в случае слабости компенсаторных механизмов функциональная незрелость подкорковых структур становится определяющим фактором для развития мозга, вследствие чего появляется множество вторичных дефектов в виде недостаточности височных, теменно-затылочных и других зон мозга.

Постепенно на первый план выходит недоразвитие лобных структур с вытекающим отсюда аномальным поведением. Однако анализ анамнеза (истории заболевания), данные электроэнцефалографии и клиническая картина говорят о том, что за этим фасадом скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена, о котором речь пойдет ниже.

Биохимические аспекты. Уже было отмечено, что одной из важных причин СДВГ является нейротрансмиссионный дисбаланс. Мы прекрасно осознаем всю сложность темы и специально очень подробно останавливаемся на, казалось бы, теоретических моментах, но, дочитав до конца эту главу, вы поймете, какую цель преследовали авторы. Дело в том, что формальное назначение лекарственной терапии, безусловно, достигает определенного эффекта, но вы добьетесь значительно лучшего результата, когда узнаете некоторые нюансы об участии в обменных процессах в мозге витаминов, минералов и микроэлементов. Мы не стали полностью выносить в главу о лечении эти данные, чтобы практические советы хорошо были увязаны с теоретическими выкладками, что поможет вам активно их использовать. Кроме того, опыт показывает, что родители не всегда могут получить подобные данные у специалистов, задачей которых является стабилизация поведения ребенка.

Итак, нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Возьмем дофамин (допамин), который содержится в лобных долях и некоторых других структурах мозга. Он улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении уровня дофамина, что характерно для описываемых детей, меняется поведение, дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, выражена неуправляемость, что часто выражается плохим поведением. Заметим, что девочки-подростки склонны к снижению дофамина. Они несговорчивы, вспыльчивы, противоречивы. У мальчиков-подростков при снижении дофамина возникает неразумное, нелогичное поведение. При снижении дофамина нужны витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущения компенсации, награды. Не забудьте! Это важно! Учитывая особенность психики таких детей, связанной также с описанными биохимическими изменениями в мозге, их надо чаще хвалить. Ребенку надо чаще говорить, что он хороший, умный. Это способствует повышению уровня дофамина, и ребенок испытывает при этом удовольствие, у него возникает побуждение к действию.

На поведение ребенка заметно влияет (заметим, что у взрослого человека эти процессы протекают так же) дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли. Уже давно его называют «гормоном счастья», поэтому при снижении его уровня возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Отмечено, что для синтеза серотонина нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород.

Для пациентов с СДВГ очень важным является химическое вещество норадреналин, которое находится в коре и ряде других важнейших отделов головного мозга. Он принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Благодаря ему человек в состоянии поддерживать сосредоточенность. Норадреналин важен для работы центра удовольствия, контролирует тот отдел мозга, который отвечает за проявления беспокойства, ярости, агрессии. Его уровень отчетливо влияет на поведение. Если он избыточен, то это выражается чрезмерной активностью, трудностью засыпания, тревогой, агрессией. Такие люди обычно всегда всем недовольны. Совершенно иная картина при дефиците норадреналина. Ребенок ничего не хочет делать, ко всему безразличен, к тому же у него нарушается память. Наблюдение за детьми с СДВГ показали, что изменение уровня этого вещества связано с нарушением его обмена, но в любом случае для ребенка это длительный стресс. Совершенно очевидно, что мы можем помочь ребенку, рекомендуя принимать вещества, активно способствующие улучшению обмена норадреналина. Это витамины группы В (особенно В1 и В6), цинк, магний, селен, железо, витамин С. Кстати, давно установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния есть сейчас практически у каждого человека. Итак, напоминаем, что пусковым механизмом агрессии может служить снижение норадреналина и серотонина.

Чтобы приблизить вас к полной картине сложных процессов в головном мозге у ребенка, страдающего СДВГ, давайте познакомимся еще с одним важным веществом – нейромедиатором. Это ацетилхолин, который также необходим для хорошей работы мозга. Его недостаточность, которая характерна для наших пациентов, проявляется расторможенностью, плохой памятью, нарушением процесса обучения, спутанностью сознания. Мы сознательно уже сейчас останавливаемся на некоторых конкретных рекомендациях, чтобы они хорошо усваивались нашими уважаемыми читателями. Некоторые ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключая из меню продукты, содержащие вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, среди которых рыба и яйца.

Мы довольно поверхностно остановились на механизме функционирования основных нейротрансмиттеров, уровни которых достоверно изменены в организме детей с СДВГ. Сейчас известно около 30 таких веществ. Все они работают совместно, формируя наши мысли, ощущения, решения и действия, а мозговые центры образуют систему контроля и сопоставления информации, при этом организационные функции приписывают серотонину.

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Пути передачи информации в головном мозге Третий элемент мозаики – это устойчивые пути передачи информации в головном мозге, которые формируются у детей на основе определенного рисунка распределения нейромедиаторов, которые возбуждают или тормозят те или иные клетки.

Из книги Ваш малыш неделя за неделей. От рождения до 6 месяцев автора Кейв Симона

Механизмы вознаграждения в мозге интроверта и экстраверта Узнать человека – значит обнаружить его истинный характер и отличить его от всех остальных. Герман Гессе Давайте поближе познакомимся с ацетилхолином – нейромедиатором, доминирующим у интровертов.

Из книги Право на лень автора Лафарг Поль

Что происходит с мамой Кровотечение после родов – это нормально, и оно будет обильнее, чем во время обычных месячных. Используйте гигиенические прокладки, а не тампоны, чтобы свести к минимуму риск инфекции. Если на прокладке вы заметите сгусток диаметром больше 3 см,

Из книги До трех еще рано автора Биддалф Стив

Что происходит с мамой Есть вероятность, что вы можете неожиданно описаться. Не беспокойтесь: это случается со многими женщинами и должно пройти к шестой неделе. Недержание мочи при кашле или смехе тоже распространено, но может продолжаться до года. Роды ослабляют мышцы

Из книги автора

Что происходит с мамой Если у вас до сих пор есть выделения, то на этой неделе они должны быть уже незначительными. Если это не так, поговорите с вашим врачом.У многих женщин после родов, особенно после кесарева сечения, развивается анемия. Ее признаки – крайняя усталость и

Из книги автора

Что происходит с мамой Во время беременности мышцы живота у вас могли разойтись в середине, чтобы оставить место для ребенка. Это случается более чем у двух третей женщин. После родов эти мышцы остаются в таком же состоянии. Вы даже можете нащупать щель между ними, нажимая

Из книги автора

Что происходит с мамой Сейчас вы перестанете быстро сбрасывать вес. Теперь, чтобы продолжать терять килограммы, вам придется выработать режим питания и физических упражнений, но если вы кормите грудью, то не худейте больше чем на 500 г в неделю, иначе это плохо скажется на

Из книги автора

Что происходит с мамой Если у вас нет никаких осложнений, то в шесть недель вы пройдете последний послеродовый осмотр у гинеколога. Доктор обследует ваш живот, чтобы убедиться, что матка возвращается к своему нормальному состоянию. Также у вас возьмут анализ мочи и

Из книги автора

Что происходит с мамой Если вы кормите грудью, то заметите, что сейчас молоко стало меньше подтекать, а грудь сделалась мягче. Вам может показаться, что выработка молока сократилась, но это не так. На самом деле она подстроилась под запросы ребенка.Матка вернулась к своим

Из книги автора

Что происходит с мамой Очень сложные роды могли сильно травмировать вас душевно, и, возможно, вы ловите себя на том, что до сих пор рассказываете всем о них, переживая ужасные подробности снова и снова, и клянетесь, что больше никогда не будете иметь детей, потому что не

Из книги автора

Что происходит с мамой Во время беременности кальций из вашего организма пошел на формирование костей и зубов ребенка, и вы можете продолжать терять кальций, если кормите грудью. Поэтому обязательно употребляйте продукты, в которых он содержится. Дневную дозу кальция

Из книги автора

Что происходит с мамой Сейчас мышцы вашего живота снова срастаются и становятся крепче. Это первый шаг на пути к плоскому животу. Вы можете ускорить процесс, выполняя легкую гимнастику, но не стоит начинать ее, если разрыв между мышцами все еще больше, чем два пальца. Чтобы

Из книги автора

Что происходит с мамой Теперь ваше тело вернулось к норме, и вы можете приступать к активным тренировкам. Начинайте медленно и увеличивайте нагрузку постепенно, так как может понадобиться до пяти месяцев, чтобы ваши связки полностью вернулись к тому состоянию, в котором

Из книги автора

Что происходит с мамой Если вы кормите грудью, то, возможно, на этой неделе перестанете чувствовать болезненный приход молока. Это совершенно нормально и не означает, что его у вас стало меньше. Вы также заметите, что уже не волнуетесь о том, как давать грудь: теперь вы

Из книги автора

III. Что происходит от перепроизводства Греческий поэт Антипатр, современник Цицерона, воспел изобретение водяной мельницы для размола зерна. По его мнению, она должна была освободить рабынь и восстановить золотой век: «Поберегите ваши руки, мельничихи, и спите

Мы заранее предупреждаем наших читателей, что намерены подробно рассказать о тех глубоких процессах, которые происходят в головном мозге детей при развитии серьезных отклонений в поведении. И делаем это целенаправленно, ибо еще бытует мнение, что такие «дефекты воспитания» можно исправить то ли криком, то ли примером, то ли наказанием. Если вы внимательно прочтете, возможно, несколько сложную главу, то поймете, что СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. В определенной мере эта информация будет способствовать формированию представления о болезни и необходимости квалифицированного лечения.

Довольно часто родители слышат от окружающих, что они плохо воспитали детей. В этом нет ничего удивительного, ибо подвижный ребенок всегда создает в обществе дополнительную суету и «мешает» людям. Многие родители, не имея возможности уделять ребенку достаточно времени, соглашаются с этим утверждением, сокрушаясь о создавшейся, как они считают, безвыходной ситуации. В то же время подобная «ошибка воспитания» легко поддается опровержению современными исследованиями. Надо сразу оговориться, что окончательно доказанных причин данного заболевания не выявлено. Существует множество тео-рий и научных предположений. Но есть некоторые моменты, которые определенно встречаются почти у всех детей с проблемами поведения.

Современные исследования все больше устремлены на изучение анатомических и физиологических особенностей головного мозга, так как ученые исходят из того, что при СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга, отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. Выявлено, что у таких пациентов в этих участках мозга перераспределение информации происходит неравномерно. Ответственными за эту работу являются медиаторы, которые отвечают за переработку информации, поступающей от различных раздражителей, которые потом выливаются в невнимательное, импульсивное и гиперактивное поведение.

Нейрофизиологические аспекты. В последние двадцать лет многими учеными отмечено стремительное изменение мозга человека, что, безусловно, оказало свое воздействие и на его психическую деятельность. Особенно это заметно на отклонениях от общепринятых норм в психике детей. Все больше появляется детей с дисгармоничным развитием, что является следствием влияния нашей цивилизации и воздействия неблагоприятной окружающей среды. Кроме того, нельзя не учитывать все ухудшающееся здоровье населения планеты, что напрямую сказывается на течении беременности. Все чаще встречается патологическое развитие беременности и родов, в результате чего у плода возникает кислородное голодание мозга. Согласно данным современных исследований, у 70% детей с дисгармоничным развитием наблюдается асимметрия лобных долей мозга (рис. 1), более или менее выраженные изменения электроэнцефалограммы (запись биотоков мозга). Как правило, у них отмечается повышенное внутричерепное давление, кисты в различных отделах мозга, страдают корковые и подкорковые функции, т. е. выявляются нарушения структуры мозговой ткани, реализации ее функций или же структуры определенных субстанций в головном мозге.

Рис. 1. Головной мозг (вид сбоку – разделение на доли)

Так, например, известно, что кора лобных долей, управляющая импульсами и эмоциями, является источником представления о самом себе. У большинства гиперактивных детей именно эта зона развита слабо. Нейрофизиологические и нейропсихологические исследования выявляют также синдромы функциональной недостаточности стволовых и подкорковых структур мозга (рис. 2).

Рис. 2. Головной мозг и ствол мозга в продольном разрезе

При обследовании пациентов с СДВГ на первый план выходили нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору мозга. Именно поэтому у таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Вероятно, функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и такие особенности, как нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость.

При благоприятных условиях недостаточность подкорковых структур может практически полностью компенсироваться к школьному возрасту. Однако в условиях эмоционального напряжения, повышенных нагрузок в школе, в пубертатном возрасте (периоде полового созревания) признаки недостаточности подкорковых структур вновь начинают проявляться. А в случае слабости компенсаторных механизмов функциональная незрелость подкорковых структур становится определяющим фактором для развития мозга, вследствие чего появляется множество вторичных дефектов в виде недостаточности височных, теменно-затылочных и других зон мозга.

Постепенно на первый план выходит недоразвитие лобных структур с вытекающим отсюда аномальным поведением. Однако анализ анамнеза (истории заболевания), данные электроэнцефалографии и клиническая картина говорят о том, что за этим фасадом скрывается первичный дефект – нарушение активирующей функции ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, дисфункции лобных долей, подкорковых ядер и проводящих путей с вторичным нарушением нейромедиаторного обмена, о котором речь пойдет ниже.

Биохимические аспекты. Уже было отмечено, что одной из важных причин СДВГ является нейротрансмиссионный дисбаланс. Мы прекрасно осознаем всю сложность темы и специально очень подробно останавливаемся на, казалось бы, теоретических моментах, но, дочитав до конца эту главу, вы поймете, какую цель преследовали авторы. Дело в том, что формальное назначение лекарственной терапии, безусловно, достигает определенного эффекта, но вы добьетесь значительно лучшего результата, когда узнаете некоторые нюансы об участии в обменных процессах в мозге витаминов, минералов и микроэлементов. Мы не стали полностью выносить в главу о лечении эти данные, чтобы практические советы хорошо были увязаны с теоретическими выкладками, что поможет вам активно их использовать. Кроме того, опыт показывает, что родители не всегда могут получить подобные данные у специалистов, задачей которых является стабилизация поведения ребенка.

Итак, нейротрансмиттеры – это вещества, которые переносят различную информацию, регулирующую обменные, трофические, иммунные и другие процессы в нейроне (нервной клетке). Возьмем дофамин (допамин), который содержится в лобных долях и некоторых других структурах мозга. Он улучшает настроение, влияет на функцию желудочно-кишечного тракта, облегчает работу мозга, связан с ощущением удовольствия. При снижении уровня дофамина, что характерно для описываемых детей, меняется поведение, дети становятся возбужденными, резко снижается самоконтроль, выражена неуправляемость, что часто выражается плохим поведением. Заметим, что девочки-подростки склонны к снижению дофамина. Они несговорчивы, вспыльчивы, противоречивы. У мальчиков-подростков при снижении дофамина возникает неразумное, нелогичное поведение. При снижении дофамина нужны витамины группы В (особенно В6) и минералы цинк и магний. Кроме того, дофамин ответственен за ощущения компенсации, награды. Не забудьте! Это важно! Учитывая особенность психики таких детей, связанной также с описанными биохимическими изменениями в мозге, их надо чаще хвалить. Ребенку надо чаще говорить, что он хороший, умный. Это способствует повышению уровня дофамина, и ребенок испытывает при этом удовольствие, у него возникает побуждение к действию.

На поведение ребенка заметно влияет (заметим, что у взрослого человека эти процессы протекают так же) дефицит серотонина, который управляет поведением, регулирует сон, настроение, определяет чувствительность к боли. Уже давно его называют «гормоном счастья», поэтому при снижении его уровня возникает подавленное настроение, нарушение сна, повышенный аппетит, агрессия. Отмечено, что для синтеза серотонина нужны витамины В6, В12, фолиевая кислота, кислород.

Для пациентов с СДВГ очень важным является химическое вещество норадреналин, которое находится в коре и ряде других важнейших отделов головного мозга. Он принимает участие в формировании важных для организма вегетативных структур мозга, управляет примитивными рефлексами. Благодаря ему человек в состоянии поддерживать сосредоточенность. Норадреналин важен для работы центра удовольствия, контролирует тот отдел мозга, который отвечает за проявления беспокойства, ярости, агрессии. Его уровень отчетливо влияет на поведение. Если он избыточен, то это выражается чрезмерной активностью, трудностью засыпания, тревогой, агрессией. Такие люди обычно всегда всем недовольны. Совершенно иная картина при дефиците норадреналина. Ребенок ничего не хочет делать, ко всему безразличен, к тому же у него нарушается память. Наблюдение за детьми с СДВГ показали, что изменение уровня этого вещества связано с нарушением его обмена, но в любом случае для ребенка это длительный стресс. Совершенно очевидно, что мы можем помочь ребенку, рекомендуя принимать вещества, активно способствующие улучшению обмена норадреналина. Это витамины группы В (особенно В1 и В6), цинк, магний, селен, железо, витамин С. Кстати, давно установлено, что дефицит витамина В1, цинка и магния есть сейчас практически у каждого человека. Итак, напоминаем, что пусковым механизмом агрессии может служить снижение норадреналина и серотонина.

Чтобы приблизить вас к полной картине сложных процессов в головном мозге у ребенка, страдающего СДВГ, давайте познакомимся еще с одним важным веществом – нейромедиатором. Это ацетилхолин, который также необходим для хорошей работы мозга. Его недостаточность, которая характерна для наших пациентов, проявляется расторможенностью, плохой памятью, нарушением процесса обучения, спутанностью сознания. Мы сознательно уже сейчас останавливаемся на некоторых конкретных рекомендациях, чтобы они хорошо усваивались нашими уважаемыми читателями. Некоторые ученые пришли к выводу, что помочь таким детям можно, исключая из меню продукты, содержащие вещества, задерживающие выработку ацетилхолина. К ним относятся, например, помидоры и картофель. А вот избежать потери ацетилхолина можно, рекомендуя продукты, содержащие холин, среди которых рыба и яйца.