Применение карманного индивидуального ингалятора. Применение лекарственных средств в сестринской практике Ингаляционный путь введения лекарственных средств используют при

Ингаляционный путь введения лекарственных средств - через дыхательные пути, в том числе интраназально. Ингаляционно можно вводить в организм лекарства как местного, так и системного действия: газообразные (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан), аэрозоли (взвеси мельчайших частиц растворов). Обычно в нос вводят (в виде капель или аэрозолей) те лекарства, которые вызывают сужение сосудов слизистой оболочки и тем самым устраняют заложенность носа.
Преимущества ингаляционного пути введения :
- действуют непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях;
- лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизмененном виде, что обусловливает его высокую концентрацию в крови.
Недостатки ингаляционного пути введения :
- при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг;
- раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку дыхательных путей.
В медицинской практике широко используют паровые, тепловлажные, масляные ингаляции, проводимые с помощью специальных аппаратов. Ингаляции лекарственных средств проводят и с помощью карманных ингаляторов.
Ознакомьте больного с правилами обращения с ингалятором :
1. Снять с баллончика защитный колпачок и повернуть его вверх дном.
2. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.
3. Схватить мундштук губами.
4. Сделать глубокий вдох, на высоте которого нажать на дно баллончика: в этот момент "выдается" доза аэрозоля.
5. Задержать дыхание на несколько секунд, затем вынуть мундштук изо рта и сделать медленный выдох.
6. После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок

Пузырь для льда .

· лед в лотке.

· емкость с водой (14-16°С),

· полотенце

1. Объясните пациенту ход предстоящей процедуры, получите согласие па проведение процедуры.

2. Заполните пузырь мелко наколотым льдом, долейте воды, вытесните воздух, завинтите пробку. Проверьте герметичность, перевернув пузырь крышкой вниз.

II. Выполнение процедуры:

1. Оберните пузырь со льдом полотенцем, и положите на нужный участок тела.

2. Через 20-30 минут обязательно снимите пузырь и сделайте перерыв на 10-15 минут.

III. Окончание процедуры:

1. Уберите пузырь для льда, вылейте воду из него и продезинфицируйте пузырь. Спросите у больного о его самочувствии.

2. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

3. Сделайте отметку о выполнении манипуляции в листе динамического наблюдения за пациентом.

ПРИМЕЧАНИЕ: По мере таяния льда в пузыре воду сливают, а кусочки льда добавляют. Замораживать пузырь, заполненный водой в морозильной камере нельзя, т.к. это может привести к обморожению.


Грелка

(сухое тепло) вызывает расслабление гладкой мускулатуры, усиливает кровообращение внутренних органов, оказывает болеутоляющее и рассасывающее действие. Эффект применения грелки зависит не столько от температуры грелки, сколько от продолжительности воздействия.

Показания:

1. Спастические боли.

2. Первый период лихорадки.

3. Вторые сутки после ушиба.

4. Согревание организма при охлаждении.

Противопоказания:

1. Неясные боли в животе.

2. Острые воспалительные процессы в

3. Первые сутки после ушиба.

4. Повреждения кожи.

5. Кровотечения любой этиологии.

6. Инфицированные раны.

7. Злокачественные новообразования.

I. Подготовка к процедуре:

1. Приготовьте оснащение:

· резиновую грелку.

· пеленку,

· горячую воду (60°С).

2. Объясните пациенту ход предстоящей процедуры, уточните понимание пациентом хода предстоящей процедуры, получите его согласие.

3. Налейте в грелку горячую воду.

4. Вытесните воздух из грелки.

5. Закрутите пробку.

6. Проверьте герметичность грелки, перевернув ее пробкой вниз.

7. Оберните грелку пеленкой.

II. Выполнение процедуры:

1. Положите грелку на нужную поверхность тела.

2. Через 5 минут проверьте, нет ли перегревания тканей.

3. Через 20 минут снимите грелку (не следует держать ее более 20 минут непрерывно). При длительном применении грелки делайте каждые 20 минут перерыв по 15-20 минут.

III. Окончание процедуры:

1. Осмотрите кожу пациента (на коже должно быть легкое покраснение).

2. Снимите и продезинфицируйте грелку.

3. Спросите больного о самочувствии.

4. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

5. Сделайте отметку о выполнении манипуляции в листе динамического наблюдения за пациентом.

Условия проведения ингаляций.

· В педиатрии достаточно широкое применение нашёл данный метод: проводят ингаляции паровые, тепловлажные, масляные, аэрозоли лекарственных средств.

· Используются как стационарные, так и портативные ингаляторы.

· Больного ребёнка раннего возраста завертывают в одеяло и держат на коленях, приставив к области рта и носа маску (мундштук), распылителя. Крик ребенка способствует более глубокому вдыханию аэрозоли.

· Дети старшего возраста охватывают мундштук распылителя губами и периодически делают глубокие вдохи.

· Для детей, больных астмой, широко применяют портативные ингаляторы: чтобы успешно проводить ингаляцию, флакон с лекарственных веществом необходимо располагать строго перпендикулярно, дном вверх; ребенок при вдохе аэрозольной смеси из ингалятора должен запрокидывать голову, иначе до 90% лекарственных средств остается в глотке.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОРТАТИВНОГО ИНГАЛЯТОРА

Медицинская сестра.

· читает название лекарственного препарата;

· объясняет ребёнку ход процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства;

· усаживает ребёнка, а если позволяет его состояние, то лучше провести ингаляцию в положении ребёнка стоя, так как при этом эффективнее дыхательная экскурсия;

· снимает с ингалятора защитный колпачок;

· переворачивает баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхивает его;

· просит ребёнка сделать глубокий выдох;

· мундштук ингалятора вставляет ребёнку в рот, прост плотнее, как только можно, охватить ею губами и голову при лом слегка запрокинуть назад;

· просит ребёнка сделать глубокий вдох через рот, одновременно нажимая на дно баллончика;

· извлекает мундштук ингалятора изо рта у ребёнка, попросив его задержать дыхание на 5-10 секунд;

· простит ребёнка затем сделать спокойный выдох

· предлагает ребёнку самостоятельно выполнить эту процедуру в её присутствии:

· после окончания процедуры закрывает ингалятор зашитым колпачком.

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Включает в себя введение лекарственных средств через рот, сублингвально, в прямую кишку.

МЕТОДИКА ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ РОТ

Медицинская сестра должна давать лекарственные средства для внутреннего употребления детям сама, не передоверяя это матерям детей раннего возраста или самим детям старшего школьного возраста.

При раздаче лекарств медицинская сестра должна соблюдать следующие правила:



1. Внимательно прочитывать этикетку на упаковке и запись в листе назначений, чтобы не спутать лекарственные средства;

2. Раздавать лекарства у постели больного ребёнка;

3. Ребёнок должен проглотить и запить лекарство в присутствии медицинской сестры;

4. Средства с пометкой "до еды" необходимо дать ребёнку за 15 минут до приема пищи; с пометной "после еды" - через 15 минут после приема пиши: средства, предназначенные для приема "натощак" - дать ребёнку утром за час до завтрака;

5. Детям старшего возраста твердые лекарственные формы - таблетки, капсулы, драже - медицинская сестра помещает на корень языка и даёт запить небольшим количеством воды: порошок высыпает на корень языка и дает запить водой: жидкие лекарственные формы (настои, растворы, микстуры, отвары) дает выпить с ложки или из мензурки и запить водой; спиртовые настойки, экстракты назначают в каплях - медицинская сестра отмеривает в мензурку нужное количество капель, добавляет немного воды, дает выпить ребёнку и запить чистой водой;

6. Для детей раннего возраста делают специальные мелкие расфасовки препаратов; лекарственные препараты медицинская сестра дает в виде порошка, разведя ею в ложке или в маленькой бутылочке в небольшом количестве воды, молока или сиропа; удобнее для применения лекарственные средства в растворах для таких детей, в суспензиях с добавлением сахарных и фруктовых сиропов;

7. Если в одни и те же часы ребёнок должен получить несколько лекарственных препаратов, медицинская сестра не должна их смешивать, а должна дать каждое лекарство поочередно.

8. В случае упорной рвоты все лекарственные препараты вводят ребенку в виде свечей и парентерально.

Введение в организм лекарственных средств путем их вдыхания называется ингаляцией . Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоли.

Сестра должна обучить пациента этой процедуре, поскольку он выполняет ее, как правило, самостоятельно.

С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос.

Ингаляции лекарственного средства через рот

Обучение пациента технике ингаляции складывается из 3-х этапов:

  • получение информированного согласия на процедуру;
  • обучение технике ингаляции;
  • контроль (при необходимости) или коррекция действий пациента.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через рот

I. Подготовка к обучению

  1. Вымыть руки.

Рис. 9.16. Ингаляции лекарственного средства с помощью баллончика

II. Обучение

  1. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику.

Запомните! На распыляйте лекарственный препарат в воздух! Это опасно для вашего здоровья.

  1. Предложить пациенту на время обучения сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию сидя).
    1. сделать глубокий выдох;
    2. взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад;
    3. сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;
    4. извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
    5. сделать спокойный выдох.
  2. Предложить пациенту самостоятельно выполнить процедуру вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.

Запомните! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.

III. Завершение обучения

  1. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.
  2. Вымыть руки
  3. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

Ингаляции лекарственного средства через нос

Для ингаляции лекарственных средств выпускают специальные насадки для использования их как через нос, так и через рот. Они находятся в комплекте с аэрозольным ингалятором.

Обучение пациента ингаляции лекарственного средства через нос

Оснащение: два пустых баллончика из-под аэрозольного лекарственного средства; лекарственный препарат.

I. Подготовка к обучению

  1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.
  2. Прочитать название лекарственного средства.
  3. Вымыть руки.

Рис. 9.17. Ингаляции лекарственного средства через нос

II. Обучение

  1. Дать пациенту и взять себе по пустому баллончику из-под аэрозольного лекарственного средства.
  2. Помочь пациенту сесть.
  3. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства:
    1. снять с ингалятора защитный колпачок;
    2. перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;
    3. слегка запрокинуть голову, склонить ее к правому плечу;
    4. прижать пальцем правое крыло носа к перегородке;
    5. сделайть глубокий выдох через рот;
    6. ввести кончик мундштука в левую половину носа;
    7. сделать глубокий вдох через нос и одновременно нажать на дно баллончика;
    8. извлечь кончик мундштука из носа, задержать дыхание на 5-10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
    9. сделать спокойный выдох;
    10. при ингаляции в правую половину носа склонить голову к левому плечу и прижать к носовой перегородке левое крыло носа.
  4. Предложить пациенту выполнить эту процедуру самостоятельно вначале с пустым, затем с действующим ингалятором в вашем присутствии.
  5. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой с мылом и вытереть насухо.

III. Окончание процедуры

  1. Закрыть защитным колпачком ингалятор и убрать его в специально отведенное место.
  2. Вымыть руки
  3. Сделайть запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».

Наружный способ применения лекарственных веществ

Наружный путь введения – воздействие лекарственных средств преимущественно местно на кожу и слизистые оболочки, в глаза, нос, уши, через дыхательные пути.

Лекарственные формы : мази, эмульсии, линименты, лосьоны, желе, гели, пены, пасты, растворы, болтушки, порошки, настойки, аэрозоли.

Методы наружного введения лекарственных средств:

  • ингаляции;
  • нанесение мазей на кожу: смазывание кожи, нанесе­ние мази на раневую поверхность;
  • втирание мазей;
  • применение пластырей;
  • применение присыпок;
  • введение лекарственных веществ во влагалище (вагинальный способ введения лекарственных препаратов (per vaginum). Применяют суппозитории, растворы для спринцеваний, тампоны с лекарственными препаратами и др.);
  • закапывание капель в глаза, нос, ухо.

Преимущества: доступность, разнообразие лекарственных форм и способов их применения.

Недостатки: метод рассчитан преимущественно на местное воздействие, так как через неповреждённую кожу всасываются только жирорастворимые вещества.

К наружному способу относится ингаляционный путь введения лекарственного препарата, т.е. вдыхание лекарственного средства (на высоте вдоха). В этом случае лекарство воздействует на слизистую оболочку дыхательной системы. Для проведения ингаляции используют стационарные, портативные, карманные ингаляторы или домашние приспособления. Ингаляции чаще применяют при заболеваниях верхних дыхательных путей, например ларингите (воспаление гортани), а так же бронхите, бронхиальной астме. Иногда применяют для местной анестезии (обезболивания) слизистой оболочки гортани, трахеи и бронхов. Вводят аэрозоли, газообразные вещества (закись азота, кислород), пары летучих жидкостей (эфир, фторотан).

Преимущества ингаляционного пути введения : - действуют непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях; - лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизмененном виде, что обусловливает его высокую концентрацию в крови.
Недостатки ингаляционного пути введения : - при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг; - раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку дыхательных путей.

Карманные ингаляторы применяют при приступе бронхиальной астмы. Медсестра обучает пациента пользованию индивидуальным ингалятором.

Применение карманного индивидуального ингалятора

1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить ход и цель выполнения манипуляции, получить согласие на проведение

2. Обработать руки на социальном уровне, одеть перчатки.

3. Снять с баллончика защитный колпачок, повернув баллончик вверх дном.

4. Хорошо встряхнуть баллончик с аэрозолем.

5. Сделать глубокий выдох.

6. Охватить губами мундштук баллончика, голову слегка запрокинуть назад.

7. Сделать глубокий вдох и одновременно плотно нажать на дно баллончика: в этот момент выдается доза аэрозоля.

8. Задержать дыхание на 5-10 секунд, затем вынуть мундштук баллончика изо рта и сделать медленный выдох через нос.

9. После ингаляции надеть на баллончик защитный колпачок.

10. Помните: чем глубже вводится доза аэрозоля, тем он эффективнее.

Более эффективными ингаляциями считаются ингаляции, осуществляемые с помощью небулайзеров . В них образуется аэрозоль – взвесь мелких частиц лекарственного вещества в воздухе («небула» - туман, облачко; лат.). Небулайзер - это более узкий подраздел ингаляторов. Используя небулайзер можно более точно воздействовать на определенные участи дыхательной системы (верхние, средние или нижние), подбирая аппарат в зависимости от размера частиц получаемого аэрозоля. Небулайзеры различаются по техническому устройству - бывают компрессионными и ультразвуковыми.

ЗАПОМНИТЕ!

При использовании лекарственного средства на кожу необходимо:

Осмотреть место нанесения лекарства, убедиться в отсутствии красноты, сыпи, припухлости, мокнутия;

Обработать теплой водой или кожным антисептиком;

Осушить полотенцем или марлевыми салфетками.

Процедура смазывания кожи

Цели: как правило, дезинфекция кожи, местное воздей­ствие лекарственного средства на кожу.

Показания: сухость кожных покровов, кожные заболе­вания.

Оснащение: мазь, стерильная стеклянная палочка или шпатель, кожный антисептик, стерильные перчатки, ем­кости с дезинфицирующим раствором для предметов ухода и перчаток.

Введение лекарственного средства в прямую кишку (стандарт)

Окончание процедуры.

16. помогите пациенту лечь в удобное положение

17. снимите перчатки

18. уберите ширму

19. объясните пациенту, что он должен находится в положении лежа не менее часа

20. продезинфицируйте газоотводную трубку и перчатки

Цель процедуры: Введение лекарственного средства в прямую кишку для местного или резорбтивного действия

Оснащение: Грушевидный баллон или шприц Жане; газоотводная трубка; шпатель; вазелин; лекарственный препарат (50-100 мл), подогретый до 37-38.°С; туалетная бумага; перчатки; клеенка; пеленка; ширма

Этапы Обоснование
1. За 20-30 мин. До постановки лекарственной клизмы сделать пациенту очистительную клизму (см. манипуляцию) Очищение слизистой прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
2. Сообщить пациенту необходимую информацию о лекарственном препарате Соблюдение прав пациента
3. Надеть перчатки. Набрать в грушевидный баллон: 20 – 50 мл - при общей (резорбтивной)клизме 50 – 200 – при местной клизме теплого лекарственного препарата (см технику подогревания лекарственного средства) Обеспечивается инфекционная безопасность Подогретый лекарственный препарат быстрее взаимодействует со слизистой кишечника. При температуре раствора ниже 37 град. С могут возникнуть позывы на дефекацию
4. Ввести газоотводную трубку на глубину: 3-6 см при резорбтивной (общей) клизме 10-15 см при местной клизме При невозможности уложить пациента на левый бок, клизму ставить в положении пациента « лежа на спине» Обеспечивается введение лекарственного средства на достаточную глубину Допустимое положение для данной процедуры
5. Присоединить к трубке грушевидный баллон и медленно ввести препарат Предупреждение у пациента неприятных ощущений
6. Не разжимая грушевидный баллон, отсоединить его от газоотводной трубки, извлечь ее и поместить ее вместе с грушевидным баллоном в лоток Предотвращение возвращения препарата обратно в баллон Обеспечивается инфекционная безопасность
7. Вытереть туалетной бумагой кожу в области анального отверстия в направлении спреди-назад (у женщин) Предупреждение инфекций мочевыводящих путей
8. Убрать клеенку и пеленку, снять перчатки. Погрузить перчатки в емкость с дезраствором. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
9. Накрыть пациента одеялом, помочь ему занять удобное положение, убрать ширму Обеспечение комфорта
10. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента Обеспечение преемственности сестринского ухода

Ингаляция - метод введения лекарственных веществ путём их вдыхания. Вдыхать можно газы, легко испаряющиеся жидкости и мелко распыленные вещества (аэрозоли и порошки).



Кратно из истории: сведения о лечебных ингаляциях встречаются в документах древнейших культур, таких как Китай, Индия, Греция, Рим и Средний Восток. Тогда лечили ароматическими дымами или испарениями, полученных из натуральных растительных экстрактов или горячих органических материалов. Гиппократ, по-видимому, первый описал ингалятор, а именно сырой глиняный горшок для вдыхания горячих паров. До настоящего времени в некоторых странах (Китай, Индия и др.) продолжается использование сигарет как средства ингаляционной терапии (противоастматические сигареты).

Показания:

- острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и лёгких

Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей, бронхов и лёгких

Туберкулёз верхних дыхательных путей и лёгких

Острые и хронические заболевания среднего уха и околоносных пазух

Бронхоспазм при бронхиальной астме

Бациллоносительство верхних дыхательных путей

Грипп и др. острые инфекции верхних дыхательных путей

Гипертоническая болезнь 1 и 2 ст.