Примеры создания рабочих мест для инвалидов. Специальное рабочее место для инвалида

практикующий бухгалтер

Обязательное выделение
рабочих мест для инвалидов

В настоящее время не все компании спешат принимать на работу инвалидов. Причин для этого достаточно много: это и необходимость предоставления дополнительных льгот, и отсутствие вакансий для инвалидов. Квотирование и прокурорские проверки не всегда помогают решить вопрос.

По данным Министерства труда и социальной защиты, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн инвалидов. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 31,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

Проблема занятости является одним из самых сложных вопросов, поскольку численность неработающих инвалидов постоянно растет.

Минтруд делает следующие выводы:

  • потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока – около 77% от численности опрошенных инвалидов нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело;
  • уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий – более 61,6% от численности опрошенных инвалидов имеют профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование имеют 14,7%, среднее профессиональное образование – 46,9%;
  • потребность инвалидов в профессиональном обучении также довольно высокая – около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;
  • инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет – около 26%.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Обязанность создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, а также предоставлять информацию, необходимую для организации занятости инвалидов, осуществляется в пределах квоты, установленной законодательством субъекта Российской Федерации.

Ситуацию с трудоустройством инвалидов стараются исправить на правительственном уровне.

Одним из механизмов решения проблемы занятости инвалидов является квотирование рабочих мест. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и(или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

ПОЗИЦИЯ СУДА

Рабочие места, выделенные в счет квоты для инвалидов, долгое время могут оставаться незаполненными. И в этом нет никакого нарушения со стороны работодателя, поскольку он не обязан заниматься поиском и подбором инвалидов на подходящие должности.

Определение Верховного суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5.

Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места
(по данным Федеральной службы по труду и занятости)

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность граждан, трудоустроенных
в счет квот, – всего
24 179 17 051 9688 7149 6286 6149 5938
в том числе относящихся к категории инвалидов 8806 5185 4869 4080 3708 4271 3887

Но на практике квотирование недостаточно эффективная мера – для работодателя не очень выгодно принимать на работу инвалидов даже при созданных квотированных местах. Дело в том, что инвалидам полагаются достаточно серьезные льготы. Согласно ст. 92 ТК РФ работникам-инвалидам I или II группы устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, и она не может превышать 35 часов в неделю. Инвалиды III группы не упомянуты в данной статье, поэтому продолжительность их рабочего времени составляет 40 часов в неделю. Сокращенная продолжительность рабочего времени не влияет на оплату труда, т. е. оплата должна осуществляться в полном объеме, как за 40 часов.

Регионам РФ установят показатели по трудоустройству инвалидов

Для того чтобы улучшить ситуацию с занятостью инвалидов, Министерство труда России предлагает установить показатели по трудоустройству в регионах. Доля будет устанавливаться исходя из информации в ПФР, в фонде имеются показатели о количестве инвалидов в трудоспособном возрасте. На основании показателей о количестве инвалидов и будет рассчитываться доля по субъекту РФ. Ранее доля определялась в отношении граждан, обратившихся в службу занятости. Но, по мнению министерства, работу необходимо проводить не только в отношении инвалидов, которые обратились в службу занятости. Ведь некоторые инвалиды ищут работу впервые, некоторые категории инвалидов занимаются поиском работы через Интернет.

По мнению министерства, вся информация о занятости инвалидов должна содержаться в службе занятости, при этом приоритетом должно быть трудоустройство тех инвалидов, которые ищут работу в первый раз.

Ориентироваться региональные власти должны на показатели государственной программы «доступная среда», в соответствии с которыми к 2020 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста должна составить 40% от общей численности указанной категории лиц. На конец 2015 года, в соответствии с данными Росстата, этот показатель составлял 19,8%.

Вместе с тем необходимо отметить, что уже сегодня в регионах установлены квоты для инвалидов, и они отличаются в зависимости от региона.

Например, Законом Камчатского края от 11.06.2009 № 284 и постановлением Правительства Новосибирской области от 21.10.2013 № 456-п установлено, что если у работодателя заняты от 35 до 100 человек, то квота не превысит 3% среднесписочной численности работников. В Ставропольском крае для компании, в которой трудится более 100 человек, квота составит не менее 2%, но не более 4% среднесписочной численности работников. Такой максимальный размер квоты предусмотрен, в частности, законами Ставропольского края от 11.03.2004 № 14-кз и Ульяновской области от 27.04.2009 № 41-ЗО.

То есть фактически изменится только порядок установления квот. Но в связи с федеральной госпрограммой «доступная среда» регионы могут увеличить квоты.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательством ряда субъектов РФ предусмотрено, что в случае невозможности выделения или создания работодателем на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов в счет установленной квоты они арендуют или создают такие рабочие места у других работодателей (см., например, ч. 2 ст. 5 Закона Республики Коми от 28.11.2013 № 111-РЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Коми», ч. 4 ст. 9 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 573-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки инвалидов», ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 726-ОЗ «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Орловской области», ч. 1 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 01.07.2011 № 61-ЗРХ «О квотировании рабочих мест для инвалидов в Республике Хакасия» и др.).

Что нужно сделать работодателям уже сегодня для приема инвалидов?

Минимальное количество таких рабочих мест определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации субъекта РФ в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. Для того чтобы установить квоту для инвалидов, необходимо посмотреть закон региона, которым регулируются льготы. Так, в Москве (Закон от 22.12.2004 № 90) определена квота в размере 2% – для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек.

ВАЖНО В РАБОТЕ

С июля 2016 года на территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. При определении квоты исходя из процентного соотношения десятичная дробь от 0,5 и выше округляется в сторону увеличения до целого значения числа.

Вторым этапом будет определение количества инвалидов, для которых должна быть установлена квота. Например, в компании работает 150 человек, соответственно, квота составит 3 человека. Соответственно, необходимо создать 3 подобных рабочих места.

Третьим этапом будет подбор подходящей для инвалидов работы. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Например, инвалид может осуществлять маркетинговые услуги по наполнению сайта компании. Также инвалид может работать в качестве программиста, специалиста по кадрам, юриста, бухгалтера. На практике достаточно большое количество инвалидов не могут устроиться на работу по специальности. Если инвалид не имеет какой-то определенной специальности, то ему может быть предложена низкоквалифицированная работа, например, он может работать в качестве сотрудника колл-центра.

Рабочие места для таких сотрудников создаются:

  • приказом по компании;
  • штатным расписанием;
  • локальными актами (например, коллективным договором).

В обязанности работодателя входит принятие локальных актов, содержащих сведения о таких рабочих местах (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона № 181-ФЗ).

Кроме того, необходимо трудоустроить на созданные рабочие места инвалидов. Для этого возможно трудоустроить инвалидов как через службу занятости, так и самостоятельно.

Если говорить о варианте трудоустройства через службу занятости, то служба должна искать инвалидов на открытые вакансии самостоятельно.

Для этого работодатель на основании п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации» предоставляет:

  • сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
  • информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

А служба занятости, в свою очередь, предоставляет информацию обратившимся инвалидам о вакантных местах.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Работодатель вправе сократить должность, которую занимает работник-инвалид. При этом он обязан предлагать данному работнику все вакансии, которые отвечают его квалификации и состоянию здоровья, в том числе нижестоящие и нижеоплачиваемые.

Вторым вариантом трудоустройства является самостоятельный поиск кандидатов-инвалидов на должность. Для этого возможно размещение соответствующих вакансий на сайтах поиска работы. При обращении инвалида, уровень квалификации которого соответствует созданной вакансии, работодатель принимает его на работу и заключает трудовой договор.

Для заключения трудового договора требуется стандартный перечень документов.

Для оформления нового работника на основную работу потребуйте у него следующие документы (ст. 65 ТК РФ):

  • паспорт или заменяющий его документ (например, временное удостоверение личности (форма № 2П)). Если работник не представит такой документ, вы не можете принять его на работу;
  • трудовую книжку;
  • страховое пенсионное свидетельство.

Поскольку на работу принимается инвалид, то необходимо подтвердить, что на квотируемое место трудоустроен именно инвалид.

К таким документам относятся:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, либо в случае утраты или порчи справки ее дубликат, выдаваемые по установленной форме (для дубликата – с учетом дополнительных требований, указанных в абз.абз. 7–9 п. 9 Порядка составления формы справки);
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Часто инвалидов привлекают на дистанционную работу. В этом случае обмен документами может осуществляться также дистанционно. При заключении трудового договора о дистанционной работе путем обмена электронными документами документы, предусмотренные ст. 65 настоящего Кодекса, могут быть предъявлены работодателю лицом, поступающим на дистанционную работу, в форме электронного документа. По требованию работодателя данное лицо обязано направить ему по почте заказным письмом с уведомлением нотариально заверенные копии указанных документов на бумажном носителе. Если трудовой договор о дистанционной работе заключается путем обмена электронными документами лицом, впервые заключающим трудовой договор, данное лицо получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования самостоятельно.

Соответствующая информация о трудоустройстве инвалидов должна быть представлена в центр занятости.

За непредставление либо несвоевременное (не в полном объеме, искаженное) представление необходимых сведений в органы службы занятости предусмотрена ответственность в виде штрафа. Размер штрафа для должностного лица составляет от 300 до 500 руб. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 3000 до 5000 руб.

В заключение необходимо отметить, что, к сожалению, установление региональных квот для инвалидов не будет иметь реального действия, поскольку квотируемые места могут годами оставаться незаполненными, а работодатели часто подходят к этому достаточно формально. И причина этого проста – отсутствие экономических выгод. Более эффективным механизмом стимулирования трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, на наш взгляд, было бы предоставление налоговых льгот организациям при трудоустройстве инвалидов и льгот для развития самозанятости инвалидов.

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Трудоустройство инвалидов в РФ в 2019 году - льготы при приеме инвалида на работу

Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.

Трудоустройство инвалидов – общие положения

Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.

Особенности трудоустройства инвалидов в России

Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:

  • Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
  • Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.

Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.

Как инвалиду трудоустроиться?

Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.

При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:

  • Основной документ гражданина – паспорт;
  • Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
  • Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
  • Страховое и налоговое свидетельства;
  • Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.

В ходе приема решается вопрос о том, как встать на . Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.


Трудовой договор с инвалидом и его особенности

Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:

  • Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
  • Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
  • Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
  • Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
  • Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
  • Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.

Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.

В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.

Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов

Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.

Инвалиды по зрению и особенности их труда

Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.

В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.


30.04.2019

При получении группы инвалидности человек сталкивается с проблемой трудоустройства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не только потому что ему устанавливают ограниченный список профессий и должностей, на которых он может осуществлять трудовую деятельность, но и с тем, что работодатель не всегда хочет принимать такого сотрудника.

В таком случае гражданину нужно ознакомиться с тем, что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году. Поскольку в области трудоустройства инвалида есть много правовых нюансов.

Первоначальные данные

Законодательство Российской Федерации четко высказывается по поводу данной возможности для трудоустройства инвалидов.

Каждый работодатель ежегодно отчитывается о наличии у него квот для приема людей с инвалидностью на работу и о тех условиях, которые созданы для них.

Так, квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году в Москве подчиняется отдельному местному закону. Несмотря на то, что существует и федеральное законодательство.

При этом особенности для каждого региона будут в том, какое количество работников в компании должно быть для обязательности применения квоты. Существуют и нормы, которые освобождают работодателя от квотирования.

Это те организации, которые созданы за счет средств людей с инвалидностью. Отличаться по регионам будут и размеры квот. Все зависит от того, сколько рабочих мест вообще есть в пределах конкретной местности.

Основные понятия

Квота Это понятие раскрывается в качестве части от рабочих мест, которую предназначают для отдельной категории граждан. По сути, это аренда в организациях рабочего места
Инвалид Это человек, у которого были выявлены стойкие нарушения в физическом или психическом плане здоровья
Центр занятости Это государственная организация, которая занимается учетом безработных граждан и поиском для них места для трудовой занятости
Приказ Это документ, который осуществляет действие указания для проведения какого-либо действия или для решения задач, стоящих перед организацией
Работодатель Это физическое или юридическое лицо, которое выступает в качестве нанимателя для гражданина

Перечень организаций

Законодательство устанавливает те положения, в соответствии с которыми предприятия должны будут отделять рабочие места для инвалидов.

К таким относятся следующие организации:

  1. У которых численность работников, официально осуществляющих трудовую деятельность превышает 100 человек. Для тех, у кого количество сотрудников не больше 35 и 100 показатели по квотам будут самыми маленькими. Например, в школе.
  2. Работающие в любой из организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому государственные и частные предприятия должны принимать на работу инвалидов в общем порядке.
  3. Которые имеют условия для принятия таких граждан — соответствующей направленности.

Освобожденными от участия в квотировании выступают предприятия, в которых большинство работников задействованы в работе со сложными и опасными условиями труда.

Увеличивать размер квоты могут органы местного самоуправления. Поэтому показатель будет отличаться в разных регионах страны.

В МВД квотирование рабочих мест для инвалидов будет проходить на общих условиях, поскольку они также относятся к тому сектору, в котором действует программа по квотам.

Нормативная база (Положение)

Изначально следует обратиться к Федеральному закону России №181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Именно этот документ определяет, каким образом будет проходить распределение квот. Об этом говорится в статье 21.

Согласно Федеральному закону №1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”, работодатель должен оповещать Центр занятости о том, насколько выполнена программа по квотированию на его предприятии. Положения по этому поводу находятся в статье 25 ФЗ.

По городу Москва установлены правила по квотированию в дополнительном законодательном акте “Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве” №742-ПП.

Это же постановление говорит о той отчетности, которую предоставляет работодатель о проведенном квотировании. Такой же закон есть и в Санкт-Петербурге — под номером 280-25 “О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге”.

Чтобы узнать точное количество квот, стоит обрабатывать именно эти документы. Поскольку в Москве эти показатели будут более высокими, чем в других областях страны.

Как происходит квотирование рабочих мест для инвалидов по закону

В данном случае действует простой алгоритм того, как оформить инвалида на рабочее место. Ведь изначально государство устанавливает количество мест, на которые работодатель должен трудоустроить граждан с инвалидностью.

Эта процедура может быть осуществлена такими способами:

  1. Инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места.
  2. Работодатель разместил объявление о поиске такого сотрудника и трудоустроил его.
  3. Предприятие направило запрос в Центр занятости населения и уже эта организация направила специалиста.
  4. Получение специалиста возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Все эти варианты трудоустройства возможны и дальнейший алгоритм оформления гражданина на должность будет стандартным.

Кто обязан соблюдать нормы

Законодательство России говорит о том, что основным субъектом квотирования становится организация, в которой официально трудоустроено более 100 человек .

Для таких компаний местные власти будут устанавливать проценты квот, которые они должны будут выполнить и отчитаться перед контролирующими органами.

Если же на предприятии работает от 35 до 100 человек, государство устанавливает норму по квоте, которая не должна превышать 3 процента от числа сотрудников.

Для тех же, у кого количество рабочих менее 35 человек подобных норм не установлено. Не входит в систему та организация или предприятие, в котором уставный капитал состоит из вкладов общественных организаций инвалидов.

Как устроиться на работу (Центр занятости)

Для того, чтобы получить рабочее место по квоте, следует обратиться в Центр занятости. Но таким вариантом может воспользоваться только тот гражданин, у которого установлен статус инвалида третьей группы.

Иначе официально стать на учет не получится и искать работу придется используя другие методы. В данном же случае гражданин будет зарегистрирован и в случае наличия у него образования, ему будут подбирать вакансии.

Здесь возможно и понадобится прохождение переквалификации в связи с заболеванием или же получение соответствующего образования.

Посредством запроса работодателя в Центр занятости, гражданин и получает возможность попробовать свои силы на собеседовании. Если он подойдет в плане квалификации, то его будут трудоустраивать официально.

Порядок трудоустройства

В случае с инвалидом работодателя обязывают принимать гражданина на работу сразу. Испытательный срок к ним применяться не может.

Сам порядок трудоустройства будет стандартным:

  • прохождение собеседования;
  • предоставление документации для оформления, подтверждение наличия квалификации;
  • снятие с учета в Центре занятости;
  • предоставление отчета о принятии гражданина на работу.

Важно учитывать, что работодатель может принять сотрудника на работу даже превысив квоту. В некоторых регионах установлены повышенные показатели по вакансиям людей, находящихся на государственной службе.

Процедура оформления не будет отличаться от стандартной. Но все же в трудовом договоре у него должны быть прописаны нормы по осуществлению трудовой деятельности.

В каком размере устанавливается

Федеральный закон о квотировании говорит о возложении выбора размера квот на местную власть.

Но данные показатели должны быть в пределах диапазона от 2 до 4 процентов от среднего количества работников на предприятии:

В некоторых областях устанавливают нормы не в процентах, а числах сотрудников. В Мурманске и области действуют такие показатели:

Составление приказа (образец)

Этот документ призван издать положение о создании рабочего места и условий для совершения трудовой деятельности гражданина. Образец приказа о выделении рабочих мест для инвалидов можно .

В тексте документа стоит указать такие моменты:

  1. Название предприятия, номер приказа и дату его регистрации.
  2. Название приказа и на основании какого законодательного документа принимается решение о квотировании.
  3. Приказ должен содержать указания для создания рабочего места и сопутствующих для работы условий труда.
  4. В конце размещают данные о генеральном директоре и о том, кто будет его исполнять. Обязательно указание даты и подписи.

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

Законодательством РФ установлены четкие требования в отношении лиц, не имеющих возможности полноценно трудиться по причине инвалидности. Работодатель обязан нанять в компанию определенное количество таких лиц и создать им необходимые условия для труда. В нашем материале мы рассмотрим, как происходит создание рабочих мест для инвалидов в организации, и опишем все нюансы оформления.

Обязательные требования

Государство помогает гражданам, испытывающим трудности в устройстве на работу, и разрабатывает для них специальные гарантии (Закон РФ № 1032-1). И одной из разновидностей этих гарантий является установление квоты для компаний и ИП в отношении приема на работу инвалидов (№ 181-ФЗ, ст. 2). Условия ст. 21 определяют процентные показатели формирования мест специального назначения:

  • Компании, штат сотрудников которой составляет от 100 человек, – 2-4%.
  • В компании трудится 35-100 работников – не более 3%.

Процент рассчитывается от среднесписочного количества сотрудников. При расчете в нее не включаются сотрудники компании, деятельность которых установлена как вредная и выполняется в опасных условиях. Исключаются из списка в расчетах квоты сотрудники представительств, сетей, филиалов компании, расположенных в других регионах. Не распространяется квотирование на лиц, состоящих в объединениях инвалидов, и их основателей (ст. 21 ч. 3 № 181-ФЗ).

В связи с трудным положением в сфере занятости внедрены специальные мероприятия для улучшения положения на рынке трудоустройства инвалидов. Компаниям положена субсидия на обустройство рабочего места для инвалида (Закон № 1032-1, ст. 5). Средства, выделенные организации, возместят расходы на переоборудование рабочей зоны и приобретение специальных приспособлений.

Заключение

Работодатели не вправе нарушать требования законодательства о трудоустройстве инвалидов. К тому же организация рабочего места иногда не требует значительной трансформации. Достаточно увеличения высоты (ширины, расположения) рабочего стола и установки пандуса. В случае нарушения требований законодательства на предпринимателя налагаются штрафные санкции (ст. 5.27 КоАП РФ).