Процесс ассимиляции (основные реакции). Обмен веществ и энергии в клетке

Узелки на память

Словарь терминов по теме

«Нервная система»

Аксон (от греч. «аксис» - ось) — одиночный, удлиненный отросток нейрона, проводящий нервные импульсы от тела клетки к другим нейронам или рабочим органам.

Белое вещество мозга - скопление длинных отростков, покрытых миелиновой оболочкойбелого цвета в головном и спинном мозге.

Вегетативная (от лат. «вегетаре» - расти) нервная система - часть нервной системы, которая обеспечивает регуляцию деятельности внутренних органов и постоянство состава внутреннейсреды организма и не подчиняется воле человека.

Нервный узел - скопление тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы.

Возбуждение физиологический процесс, который возникает в клетках некоторых тканей в ответ на определенные воздействия (химические, электрические и др.) и вызывающийсамые разнообразные реакции.

Ганглий (от греч. «ганглион» - узел) — см. Нервный узел

Дендрит (от греч. «дендрон» - дерево) — короткий, ветвящийся отросток нейрона, проводящий нервные импульсы к телу нейрона.

Нейрон (от греч. «нейрон» - жила, нерв) - основная структурная и функциональная единицанервной системы, обладающая специфическими проявлениями возбудимости; способен принимать сигналы, перерабатывать их в нервные импульсы и проводить к нервнымокончаниям, контактирующим с другими нейронами или органами.

Нейроглия (от греч. «нейро» и греч. «глиа» — клей) — совокупность вспомогательных клеток нервной ткани, выполняющих опорную, трофическую, секреторную функции.

Нервное окончание специализированное образование в концевом разветвлении отростков нейрона, лишенных миелиновой оболочки; служит для приема или передачи сигналов.

Нервы (от греч. «неурон» - жила, нерв) - тяжи нервной ткани, связывающий мозг и нервные узлы с другими органами тела. Образованы нервными волокнами, которые являются отростками нервных клеток;

а) двигательные - нервы, образованные отростками двигательных нейронов, передающие нервные импульсы от центральной нервной системы на периферию;

б) чувствительные - нервы, образованные отростками чувствительных нейронов, передающие нервные импульсы от органов чувств в центральную нервную систему;

в) смешанные — нервы, в состав которых входят как двигательные, так и чувствительные нервные волокна, передающие импульсы в двух направлениях.

Нервный импульс кратковременное изменение электрического потенциала мембраны нервной клетки, которое распространяется вдоль нервного волокна в виде быстро перемещающейся волны.

Периферическая нервная система часть нервной системы, образованная нервными тканями, лежащими за пределами центральной нервной системы.

Синапс (от греч.«синапсис» — соединение, соприкосновение) — специализированная структура в месте контакта между нервными клетками или между нервными клетками и рабочими (исполнительными) органами.

Торможение физиологический процесс, развивающийся в нервных клетках (и др. возбудимых тканях), который приводит к угнетению их деятельности, и затруднению или невозможности развития возбуждения.

Серое вещество мозга скопление тел нейронов и их коротких отростков в центральной нервной системе;

Нейроны: а) чувствительные — нейроны, передающие импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг,

6) двигательные — нейроны, передающие импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам;

в) вставочные нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами, тела и отростки которых не выходят за пределы мозга.

Миелин — вещество, входящее в состав миелиновых оболочек.Представляет собой сложную смесь липидов (70-85%) и белков (15-30%).Миелиновая оболочка образуется клетками нейроглии вокруг нервных волокон. Миелинизированныенервные волокна передают нервные импульсы с большей скоростью и надежностью, чем немиелизированные.

Раздражитель — стимул, любое воздействие, способное вызвать биологическую реакцию живого организма.

Раздражение — реакция организма на действие раздражителя.

Раздражимость — способность живых клеток, тканей и целого организма реагировать на внешние и внутренние воздействия — раздражители; лежит в основе их приспособления к изменяющимся условиям среды.

Рефлекс — ответная реакция организма на действие раздражителей (внешних или внутренних), осуществляемая при участии центральной нервной системы. Рефлексы являются основной формой нервной деятельности организма человека и других многоклеточных животных.

Рефлекторная дуга — путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора к исполнительному (рабочему) органу. Это материальная основа рефлекса.

Безусловные рефлексы — наследуемые реакции, закономерно возникающие в ответ на раздражения, имеющие непосредственное биологическое значение, видоспецифичны; рефлекторные дуги постоянны, замыкаются в спинном мозге и стволе.

Условные рефлексы — вырабатываются в течение индивидуальной жизни благодаря образованию временных нервных связей в высших отделах ЦНС, индивидуальны; рефлекторные дуги временны, замыкаются в переднем мозге


1. Всю совокупность химических реакций в клетке называют

1) фотосинтезом

2) хемосинтезом

3) брожением

4) метаболизмом

2. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе

    биосинтеза

  1. выделения

    фотосинтеза

3. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной

2) эндоплазматической сетью

3) ядерной оболочкой

4) цитоплазмой

4. В процессе энергетического обмена, в отличие от пластического, происходит

    расходование энергии АТФ

    запасание энергии в АТФ

    обеспечение клеток белками и липидами

    обеспечение клеток углеводами и нуклеиновыми кислотами

5. Реакции синтеза и расщепления органических веществ в клетках не могут происходить без участия

1) гемоглобина

2) гормонов

3) ферментов

4) пигментов

6. Чем характеризуются процессы биологического окисления?

    большой скоростью и быстрым выделением тепловой энергии

    участием ферментов и ступенчатостью

    участием гормонов и малой скоростью

    гидролизом полимеров

7. В результате какого процесса окисляются липиды?

1) энергетического обмена

2) пластического обмена

3) фотосинтеза

4) хемосинтеза

8. Энергия, используемая человеком в процессе жизнедеятельности, освобождается в клетках

    при окислении органических веществ

    в процессе синтеза сложных органических веществ из простых

    при образовании органических веществ из неорганических

    при переносе питательных веществ кровью

9. Энергетический обмен представляет собой совокупность реакций

1) синтеза белков на рибосоме

2) поступления веществ в клетку

3) расщепления органических веществ и синтеза АТФ

4) образования глюкозы из углекислого газа и воды

10. Значение энергетического обмена в клеточном метаболизме состоит в том, что он обеспечивает реакции синтеза

1) энергией, заключенной в молекулах АТФ

2) органическими веществами

3) ферментами

4) минеральными веществами

11. Энергия, заключенная в макроэргических связях молекул АТФ, используется в процессе

1) биосинтеза белка

2) подготовительного этапа энергетического обмена

3) кислородного этапа энергетического обмена

4) синтеза из АДФ молекул АТФ

12. Наибольшее количество энергии освобождается при расщеплении молекул

1) белков до аминокислот

2) полисахаридов до моносахаридов

3) жиров до глицерина и жирных кислот

4) глюкозы до углекислого газа и воды

13. Синтез молекул АТФ происходит

1) в процессе биосинтеза белка

2) в процессе синтеза крахмала из глюкозы

3) на подготовительном этапе энергетического обмена

4) на кислородном этапе энергетического обмена

14. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке на подготовительном этапе энергетического обмена происходит в

1) лизосомах

2) цитоплазме

3) эндоплазматической сети

4) митохондриях

15. Процесс энергетического обмена начинается с

    синтеза глюкозы

    расщепления полисахаридов

    синтеза фруктозы

    окисления ПВК

16. На подготовительном этапе энергетического обмена

1) из аминокислот синтезируются белки

2) биополимеры расщепляются до мономеров

3) глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты

4) из глицерина и жирных кислот синтезируются липиды

17. Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот происходит в

    подготовительную стадию энергетического обмена

    процессе гликолиза

    кислородную стадию энергетического обмена

    ходе пластического обмена

18. Конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена

1) углекислый газ и вода

2) глюкоза и аминокислоты

3) белки, жиры

4) АДФ, АТФ

19. Ферментативное расщепление глюкозы без участия кислорода – это

    подготовительный этап энергетического обмена

    пластический обмен

    гликолиз

    биологическое окисление

20. На каком из этапов энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ?

1) гликолиз

2) подготовительный этап

3) кислородный этап

4) поступление веществ в клетку

21. Сколько молекул АТФ запасается в процессе гликолиза?

22. Анаэробный этап гликолиза протекает в

    митохондриях

  1. пищеварительной трубке

    цитоплазме

23. В процессе гликолиза в мышцах человека при больших нагрузках накапливается

24. В процессе дыхания энергия может переходить из

    химической в тепловую

    механической в тепловую

    тепловой в химическую

    тепловой в механическую

25. При дыхании организм человека получает энергию за счет

    окисления органических веществ

    расщепления минеральных веществ

    превращения углеводов в жиры

    синтеза белков и жиров

26. На кислородном этапе энергетического обмена окисляются молекулы

2) липидов

3) полисахаридов

4) пировиноградной кислоты

27. В результате кислородного этапа энергетического обмена в клетках синтезируются молекулы

2) глюкозы

4) ферментов

28. В митохондрии атомы водорода отдают электроны, при этом энергия используется на синтез

    углеводов

29. Синтез 36 молекул АТФ происходит в процессе

1) пластического обмена

2) биосинтеза белка

3) подготовительного этапа энергетического обмена

4) кислородного этапа энергетического обмена

30. 38 молекул АТФ синтезируются в клетке в процессе

    окисления глюкозы

    брожения

    фотосинтеза

    хемосинтеза

31. В каких органоидах клеток человека происходит окисление пировиноградной кислоты с освобождением энергии?

1) рибосомы

2) ядрышко

3) хромосомы

4) митохондрии

32. Окислительное фосфорилирование происходит на

    внешних мембранах митохондрий

    внутренних мембранах митохондрий

    внешних мембранах хлоропластов

    внутренних мембранах хлоропластов

33. В результате реакций энергетического обмена образуются конечные продукты

1) углеводы и кислород

2) углекислый газ и вода

3) аминокислоты

4) пировиноградная кислота

34. Растительная клетка, как и животная, получает энергию в процессе

1) окисления органических веществ

2) биосинтеза белка

3) синтеза липидов

4) синтеза нуклеиновых кислот

35. Совокупность реакций синтеза органических веществ с использованием энергии, заключенной в молекулах АТФ, называют

1) энергетическим обменом

2) фотосинтезом

3) пластическим обменом

4) денатурацией

36. Пластический обмен в клетке характеризуется

1) распадом органических веществ с освобождением энергии

2) образованием органических веществ с накоплением в них энергии

3) всасыванием питательных веществ в кровь

4) перевариванием пищи с образованием растворимых веществ

37. Какие молекулы синтезируются в клетках в процессе пластического обмена?

4) неорганических веществ

38. Значение пластического обмена состоит в обеспечении организма

1) органическими веществами

2) минеральными веществами

3) энергией

4) витаминами

39. Особенности обмена веществ у растений по сравнению с животными состоит в том, что в их клетках происходит

1) хемосинтез

2) энергетический обмен

3) фотосинтез

4) биосинтез белка

40. Общим между процессами фотосинтеза и дыхания является

    образование органических веществ из неорганических

    образование АТФ

    выделение кислорода

    выделение углекислого газа

41. Фотосинтез, в отличие от биосинтеза белка, происходит в клетках

1) любого организма

42. Все живые организмы в процессе жизнедеятельности используют энергию, которая запасается в органических веществах, созданных из неорганических

1) животными

2) грибами

3) растениями

4) вирусами

43. Фотосинтез следует рассматривать как важнейшее звено круговорота углерода в биосфере, так как в ходе его

    растения вовлекают углерод из неживой природы в живую

    растения выделяют в атмосферу кислород

    организмы выделяют углекислый газ в процессе дыхания

    промышленные производства пополняют атмосферу углекислым газом

44. Космическая роль растений на Земле состоит в

    использовании солнечной энергии в процессе фотосинтеза

    поглощении из окружающей среды минеральных веществ

    поглощении из окружающей среды углекислого газа

    выделении кислорода в процессе фотосинтеза

45. Посредником между Солнцем и живыми организмами на Земле являются растения, так как в их клетках есть

    оболочка и клеточная мембрана

    цитоплазма и вакуоли

    митохондрии, синтезирующие АТФ

    хлоропласты, осуществляющие фотосинтез

46. Какие процессы происходят при фотосинтезе?

1) синтез углеводов и выделение кислорода

2) испарение воды и поглощение кислорода

3) газообмен и синтез липидов

4) выделение углекислого газа и синтез белков

47. В процессе фотосинтеза растения

1) обеспечивают себя органическими веществами

2) окисляют сложные органические вещества до простых

3) поглощают минеральные вещества корнями из почвы

4) расходуют энергию органических веществ

48. Хлорофилл в хлоропластах растительных клеток

1) осуществляет связь между органоидами

2) ускоряет реакции энергетического обмена

3) поглощает энергию света в процессе фотосинтеза

4) осуществляет окисление органических веществ в процессе дыхания

49. Под воздействием энергии солнечного света электрон переходит на более высокий энергетический уровень в молекуле

2) глюкозы

3) хлорофилла

4) углекислого газа

50. Какой из названных процессов происходит в световую фазу фотосинтеза?

1) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы

2) синтез молекул АТФ

3) окисление органических веществ

4) расщепление молекул АТФ до АМФ с освобождением энергии

51. Какое из перечисленных условий необходимо для синтеза АТФ и восстановления НАДФ в процессе фотосинтеза?

    присутствие глюкозы

    солнечный свет

    отсутствие освещения

    кислород

52. В результате какого процесса при фотосинтезе образуется кислород?

1) фотолиз воды

2) разложение углекислого газа

3) восстановление углекислого газа до глюкозы

4) синтез АТФ

53. Фотолиз воды происходит в клетке в

    митохондриях

    лизосомах

    хлоропластах

54. Фотолиз воды инициируется при фотосинтезе энергией

1) солнечной

3) тепловой

4) механической

55. Какой процесс НЕ происходит в световую фазу фотосинтеза?

1) синтез АТФ

2) синтез НАДФ-Н 2

3) фотолиз воды

4) синтез глюкозы

56. В реакциях темновой фазы фотосинтеза участвуют

    СО 2 , АТФ и НАДФ-Н 2

    оксид углерода, атомарный кислород, НАДФ +

    О 2 , хлорофилл, ДНК

    вода, водород, тРНК

57. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

1) фотолиз молекул воды

2) синтез молекул АТФ

3) восстановление углекислого газа водородом до глюкозы

4) возбуждение электронов в молекуле хлорофилла

58. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

    органические вещества образуются из неорганических

    образуются одни и те же продукты обмена

59. Сходство хемосинтеза и фотосинтеза состоит в том, что в обоих процессах

    на образование органических веществ используется солнечная энергия

    на образование органических веществ используется энергия окисления неорганических веществ

    в качестве источника углерода используется углекислый газ

    в атмосферу выделяется конечный продукт - кислород

60. В процессе хемосинтеза, в отличие от фотосинтеза,

1) образуются органические вещества из неорганических

2) используется энергия окисления неорганических веществ

3) органические вещества расщепляются до неорганических

4) источником углерода служит углекислый газ

61. Какое вещество является источником водорода для восстановления углекислого газа в процессе фотосинтеза?

1) соляная кислота

2) угольная кислота

4) глюкоза

62. Фотосинтез впервые возник у

    цианобактерий

    псилофитов

    одноклеточных водорослей

    многоклеточных водорослей

63. В жизни каких организмов большую роль играют хлоропласты?

    клубеньковые бактерии

    шляпочные грибы

    одноклеточные растения

    беспозвоночные животные

64. Из приведенных ниже организмов к фотосинтезу способна

    амеба обыкновенная

    инфузория туфелька

    трипаносома

    Демонстрационный вариант

    Инструкция по выполнению работы

    На выполнение экзаменационнойработы по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий.
    Часть 1 включает 36 заданий (А1–А36). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.
    Часть 2 содержит 8 заданий (B1–B8): 3 – с выбором 3 верных ответов из 6, 3 – на соответствие, 2 – на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
    Часть 3 содержит 6 заданий со свободным ответом (С1–С6).
    За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.

    Часть 1

    Выберите 1 верный ответ из 4.

    А1. Главный признак живого:

    1) движение;
    2) увеличение массы;
    3) обмен веществ;
    4) распад на молекулы.

    А2. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

    1) ядра;
    2) пластид;
    3) оболочки из клетчатки;
    4) вакуолей с клеточным соком.

    А3. Строение и функции плазматической мембраны обусловлены входящими в ее состав молекулами:

    1) гликогена и крахмала;
    2) ДНК и АТФ;
    3) белков и липидов;
    4) клетчатки и глюкозы.

    А4. Мейоз отличается от митоза наличием:

    1) интерфазы;
    2) веретена деления;
    3) четырех фаз деления;
    4) двух последовательных делений.

    А5. К автотрофным организмам относят:

    1) мукор;
    2) дрожжи;
    3) пеницилл;
    4) хлореллу.

    А6. При партеногенезе организм развивается из:

    1) зиготы;
    2) вегетативной клетки;
    3) соматической клетки;
    4) неоплодотворенной яйцеклетки.

    А7. Парные гены гомологичных хромосом называют:

    1) аллельными;
    2) сцепленными;
    3) рецессивными;
    4) доминантными.

    А8. У собак черная шерсть (А ) доминирует над коричневой (а ), а коротконогость (В ) – над нормальной длиной ног (b ). Выберите генотип черной коротконогой собаки, гетерозиготной только по признаку длины ног.

    1) ААBb ;
    2) Аabb ;
    3) AaBb ;
    4) AABB .

    А9. Мутационная изменчивость в отличие от модификационной:

    1) носит обратимый характер;
    2) передается по наследству;
    3) характерна для всех особей вида;
    4) является проявлением нормы реакции признака.

    А10. Какие особенности жизнедеятельности грибов указывают на их сходство с растениями?

    1) использование солнечной энергии при фотосинтезе;
    2) неограниченный рост в течение всей жизни;
    3) синтез органических веществ из неорганических;
    4) выделение кислорода в атмосферу.

    А11. Клубень и луковица – это:

    1) органы почвенного питания;
    2) видоизмененные побеги;
    3) генеративные органы;
    4) зачаточные побеги.

    А12. К какой группе относят растения, состоящие из клеток, недифференцированных на ткани?

    1) мхов;
    2) хвощей;
    3) водорослей;
    4) лишайников.

    А13. У насекомых с полным превращением:

    1) личинка похожа на взрослое насекомое;
    2) за стадией личинки следует стадия куколки;
    3) во взрослое насекомое превращается личинка;
    4) личинка и куколка питаются одинаковой пищей.

    А14. Каких позвоночных называют первыми настоящими наземными животными?

    1) земноводных;
    2) пресмыкающихся;
    3) птиц;
    4) млекопитающих.

    А15. Ядовитые вещества, попавшие в организм человека с пищей, обезвреживаются в:

    1) почках;
    2) печени;
    3) толстом кишечнике;
    4) поджелудочной железе.

    А16. Трение при движении костей в суставе снижается за счет:

    1) суставной сумки;
    2) отрицательного давления внутри сустава;
    3) суставной жидкости;
    4) суставных связок.

    А17. При малокровии у человека наблюдается:

    1) недостаток кальция в крови;
    2) уменьшение содержания гормонов в крови;
    3) уменьшение содержания гемоглобина в крови;
    4) нарушение деятельности поджелудочной железы.

    А18. Какой буквой на рисунке обозначен отдел головного мозга, в котором расположен центр дыхания?

    1) А;
    2) Б;
    3) В;
    4) Г.

    А19. Заражение человека финнами бычьего цепня может произойти при употреблении:

    1) в пищу немытых овощей;
    2) воды из стоячего водоема;
    3) плохо прожаренного мяса;
    4) плохо вымытой посуды, которой пользовался больной.

    А20. К какому критерию вида относят область распространения северного оленя?

    1) экологическому;
    2) генетическому;
    3) морфологическому;
    4) географическому.

    А21. Исходным материалом для естественного отбора служит:

    1) борьба за существование;
    2) мутационная изменчивость;
    3) изменение среды обитания организмов;
    4) приспособленность организмов к среде обитания.

    А22. Формирование приспособленности у организмов происходит в результате:

    1) освоения видом новых территорий;
    2) прямого воздействия среды на организм;
    3) дрейфа генов и увеличения численности гомозигот;
    4) естественного отбора и сохранения особей с полезными признаками.

    А23. В связи с выходом на сушу у первых растений сформировались:

    1) ткани;
    2) споры;
    3) семена;
    4) половые клетки.

    А24. К биотическим компонентам экосистемы относят:

    1) газовый состав атмосферы;
    2) состав и структуру почвы;
    3) особенности климата и погоды;
    4) продуцентов, консументов, редуцентов.

    А25. Какой объект отсутствует в приведенной ниже цепи питания:

    листовой опад ® ...... ® еж ® лисица?

    1) крот;
    2) кузнечик;
    3) дождевой червь;
    4) плесневые грибы.

    А26. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

    1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности;
    2) увеличить продуктивность биомассы экосистем;
    3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности;
    4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных.

    А27. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке происходит в:

    1) лизосомах;
    2) рибосомах;
    3) хлоропластах;
    4) эндоплазматической.

    А28. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

    1) АЦУ;
    2) ЦУГ;
    3) УГА;
    4) АГА.

    А29. В интерфазе перед митозом в клетке:

    1) хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;
    2) хромосомы расходятся к полюсам клетки;
    3) количество молекул ДНК уменьшается вдвое;
    4) количество молекул ДНК удваивается.

    А30. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении:

    1) 3: 1;
    2) 9: 3: 3: 1;
    3) 1: 1;
    4) 1: 2: 1.

    А31. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:

    1) скрещивают особи двух чистых линий;
    2) скрещивают родителей с их потомками;
    3) кратно увеличивают набор хромосом;
    4) увеличивают число гомозиготных особей.

    А32. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве:

    1) хрящевых и костных рыб;
    2) ланцетника и рыб;
    3) земноводных и рыб;
    4) пресмыкающихся и рыб.

    А33. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает:

    1) высоту составляющих его звуков;
    2) направление звуковой волны;
    3) степень громкости звука;
    4) содержащийся в нем смысл.

    А34. В процессе всасывания через ворсинки тонкой кишки поступают непосредственно в кровь:

    1) глюкоза и аминокислоты;
    2) глицерин и жирные кислоты;
    3) белки и жиры;
    4) гликоген и крахмал.

    А35. Какой из перечисленных ароморфных признаков позволил млекопитающим освоить разнообразные среды обитания?

    1) теплокровность;
    2) гетеротрофное питание;
    3) легочное дыхание;
    4) развитие коры больших полушарий.

    А36. В чем причина смены одного биоценоза другим?

    1) изменение погодных условий;
    2) сезонные изменения в природе;
    3) колебание численности популяций одного вида;
    4) изменение среды обитания живыми организмами.

    Часть 2

    Выберите 3 верных ответа из 6 и запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.

    В1. Для прокариотной клетки характерно наличие:

    А) рибосом;
    Б) митохондрий;
    В) оформленного ядра;
    Г) плазматической мембраны;
    Д) эндоплазматической сети;
    Е) одной кольцевой ДНК.

    В2. В связи с прямохождением у человека:

    А) освобождаются верхние конечности;
    Б) стопа приобретает сводчатую форму;
    В) большой палец руки противостоит остальным;
    Г) таз расширяется, его кости срастаются;
    Д) мозговой отдел черепа меньше лицевого;
    Е) уменьшается волосяной покров.

    В3. В чем сходство природной и искусственной экосистем?

    А) небольшое число видов;
    Б) наличие цепей питания;
    В) замкнутый круговорот веществ;
    Г) использование солнечной энергии;
    Д) использование дополнительных источников энергии;
    Е) наличие продуцентов, консументов, редуцентов.

    При выполнении заданий В4–В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу буквы выбранных ответов.

    В4. Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого этот признак характерен.

    1) оплодотворение внутреннее;
    2) оплодотворение у большинства видов наружное;
    3) непрямое развитие;
    4) размножение и развитие происходит на суше;
    5) тонкая кожа, покрытая слизью;
    6) яйца с большим запасом питательных веществ.

    А) Земноводные;
    Б) Пресмыкающиеся.

    В5. Установите соответствие между кровеносными сосудами человека и направлением движения крови в них.

    КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

    1) вены малого круга кровообращения;
    2) вены большого круга кровообращения;
    3) артерии малого круга кровообращения;
    4) артерии большого круга кровообращения.

    НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КРОВИ

    А) от сердца;
    Б) к сердцу.

    В6. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

    ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

    1) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ;
    2) использование энергии, заключенной в пище, для синтеза АТФ;
    3) использование только готовых органических веществ;
    4) синтез органических веществ из неорганических;
    5) выделение кислорода в процессе обмена веществ.

    ОРГАНИЗМЫ

    А) автотрофы;
    Б) гетеротрофы.

    При выполнении заданий В7–В8 установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

    В7. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.

    А) класс Насекомые;
    Б) вид Капустная белянка;
    В) отряд Чешуекрылые;
    Г) тип Членистоногие;
    Д) род Огородные белянки;
    Е) семейство Белянки.

    Часть 3

    На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2–С6 – полный развернутый ответ.

    С1. В ХVII в. голландский ученый ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее в течение нескольких лет. Спустя 5 лет ученый снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.

    С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

    1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
    2. Они дышат, питаются, растут и размножаются.
    3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
    4. Они растут только в первые годы жизни.
    5. Все растения по типу питания автотрофные организмы, они размножаются и распространяются с помощью семян.

    С3. Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

    С4. Почему эритроциты разрушаются, если их поместить в дистиллированную воду? Ответ обоснуйте.

    С5. В одной молекуле ДНК нуклеодиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в молекуле ДНК и объясните полученные результаты.

    С6. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.

    Ответы

    Часть 1

    За верное выполнение заданий А1–А36 выставляется 1 балл.

    А1 – 3; А2 – 1; А3 – 3; А4 – 4; А5 – 4; А6 – 4; А7 – 1; А8 – 1; А9 – 2; А10 – 2; А11 – 2; А12 – 3; А13 – 2; А14 – 2; А15 – 2; А16 – 3; А17 – 3; А18 – 1; А19 – 3; А20 – 4; А21 – 2; А22 – 4; А23 – 1; А24 – 4; А25 – 3; А26 – 3; А27 – 1; А28 – 3; А29 – 4; А30 –3; А31 – 3; А32 – 3; А33 – 4; А34 – 1; А35 – 1; А36 – 4.

    Часть 2

    За верное выполнение заданий В1–В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает 1 балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

    За верный ответ на задания В7–В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.

    В1 – АГЕ; В2 – АБГ; В3 – БГЕ; В4 – БААБАБ; В5 – ББАА; В6 – АББАА; В7 – БДЕВАГ; В8 – ГАВБД.

    Часть 3

    Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

    С1. Элементы ответа: 1) масса растения увеличилась за счет органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза; 2) в процессе фотосинтеза из внешней среды поступают вода и углекислый газ.

    Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок 2 балла.
    Ответ включает только 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл.
    Ответ неправильный – 0 баллов

    С2. Элементы ответа: 3 – при дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ; 4 – растения растут в течение всей жизни; 5 – не все растения образуют семена.

    В ответе указаны и исправлены все три ошибки – 3 балла.
    В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них – 2 балла.
    В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них – 1 балл.
    Ошибки не указаны ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не исправлена ни одна из них – 0 баллов.

    При оценке заданий С3–С5 учитывают следующие элементы ответа.

    Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок – 3 балла.
    Ответ правильный, но неполный, включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла.
    Ответ неполный, включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 1–2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл.
    Ответ неправильный – 0 баллов.

    С3. Элементы ответа. В основе комбинативной изменчивости лежат следующие процессы: 1) кроссинговер приводит к изменению сочетания генов в гомологичных хромосомах; 2) мейоз, в результате которого происходит независимое расхождение хромосом в гаметы; 3) случайное сочетание гамет при оплодотворении.

    С4. Элементы ответа: 1) концентрация веществ в эритроцитах выше, чем в воде; 2) из-за разности концентрации вода поступает в эритроциты; 3) объем эритроцитов увеличивается, вследствие чего они разрушаются.

    С5. Элементы ответа: 1) аденин (А) комплементарен тимину (Т), а гуанин (Г) – цитозину (Ц), поэтому количество комплементарных нуклеотидов одинаково; 2) количество нуклеотидов с аденином составляет 24%; 3) количество гуанина (Г) и цитозина (Ц) вместе составляют 52%, а каждого из них – 26%.

    С6. Элементы ответа: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом; 2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа , дочь аа , сын Аа ; 3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).

    Контрольное тестирование №2. Строение клетки.

    ВРЕМЯ – 35 МИНУТ!

    Часть А

    Часть А включает задания с 4 вариантами ответов, один из которых верный.

    А1. Все функции целого организма выполняет клетка

    1) инфузории-туфельки

    2) пресноводной гидры

    3) печени человека

    4) листа березы

    А2. Какая структура управляет процессами жизнедеятельности в клетках растений, животных, грибов

    1) цитоплазма

    2) митохондрия

    3) хлоропласт

    А3. В комплексе Гольджи, в отличие от хлоропластов, происходит

    1) транспорт веществ

    2) окисление органических веществ до неорганических

    3) накопление синтезируемых в клетке веществ

    4) синтез молекул белк

    А4. Сходство функций лизосом и митохондрий состоит в том, что в них происходит

    1) синтез ферментов

    2) синтез органических веществ

    3) восстановление углекислого газа до углеводов

    4) расщепление органических веществ

    А5. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных веществ в клетке осуществляется в

    1) лизосомах

    2) цитоплазме

    3) эндоплазматической сети

    4) митохондриях

    А6. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния строения и функций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

    1) расщепляют биополимеры до мономеров 2) содержат соединённые между собой граны

    3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

    4) окисляют органические вещества с образованием АТФ

    5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

    А7. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния функ­ций цитоплазмы. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

    1) внутренней среды, в которой расположены органоиды 2) синтеза глюкозы

    3) взаимосвязи процессов обмена веществ 4) окисления органических веществ до неорганических

    5) осуществления связи между органоидами клетки

    А8. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания общих свойств характерных для ми­то­хон­дрий и пластид. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    1) не де­лят­ся в те­че­ние жизни клетки 2) имеют соб­ствен­ный генетический материал

    3) со­дер­жат ферменты окис­ли­тель­но­го фосфорилирования 4) имеют двой­ную мембрану

    5) участ­ву­ют в син­те­зе АТФ

    А9. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания изображённого на рисунке органоида клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) содержится в клетках растений и животных 2) характерен для прокариотических клеток

    3) участвует в образовании лизосом 4) образует секреторные пузырьки

    5) двумембранный органоид

    А10. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    А11. Рассмотрите предложенную схему виды РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

    А12. Все представленные на схеме вещества, кроме двух, имеют в своём составе азотистое основание - аденин. Определите два вещества, «выпадающие» из общего списка, и запишите.

    1) 2)
    3) 4)
    5)

    А13. Из пред­ло­жен­но­го спис­ка хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те органогены. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) кислород 2) азот 3) магний 4) хлор 5) йод

    А14. Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Клеточный уро­вень ор­га­ни­за­ции сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным у

    1) бактериофагов 2) амёбы дизентерийной 3) вируса полиомиелита

    4) кролика дикого 5) эвглены зелёной

    А15. Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. В световой микроскоп можно увидеть

    1) деление клетки 2) репликацию ДНК 3) транскрипцию

    4) фотолиз воды 5) хлоропласты

    А16. Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Палеонтологи изучают

    1) закономерности развития организмов 2) распространение живых существ на Земле

    3) среду обитания организмов 4) ископаемые останки организмов животных

    5) изучение окаменелых остатков пыльцы и спор древних растений

    А17. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. К частным биологическим методам исследования относится метод

    1) экспериментальный 2) наблюдения 3) генеалогический

    4) моделирования 5) гибридологический

    А18. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В каких из указанных научных исследований применялся экспериментальный метод?

    1) исследование растительного мира тундры 2) опровержение теории самозарождения Л. Пастером 3) создание клеточной теории 4) создание модели молекулы ДНК 5) исследование процессов фотосинтеза

    А19. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Метод кольцевания используют для

    1) определения сроков и путей миграции птиц 2) изучения механизмов полета птиц на разной высоте 3) определения особенностей поведения домашних птиц

    4) оценки ущерба, наносимого человеку птицами 5) определения продолжительности жизни птиц

    Часть В

    В заданиях выберите три верных ответа из шести.

    Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

    За верное выполнение заданий части В1-В8 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок выставляется 0 баллов.

    В1 . Выберите три функции, ха­рак­тер­ные толь­ко для белков.

    1) энергетическая 2) каталитическая 3) двигательная 4) транспортная

    5) структурная 6) запасающая

    В2. Каковы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций рибосом? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

    1) имеют одну мембрану 2) со­сто­ят из мо­ле­кул ДНК 3) рас­щеп­ля­ют ор­га­ни­че­ские вещества

    4) со­сто­ят из боль­шой и малой частиц 5) участ­ву­ют в про­цес­се био­син­те­за белка

    6) со­сто­ят из РНК и белка

    В3. Выберите структуры, характерные только для растительной клетки.

    1) митохондрии 2) хлоропласты 3) клеточная стенка 4) рибосомы

    5) вакуоли с клеточным соком 6) аппарат Гольджи

    В4. Ци­то­плаз­ма вы­пол­ня­ет в клет­ке функ­ции

    1) внут­рен­ней среды, в ко­то­рой рас­по­ло­же­ны ор­га­но­и­ды 2) син­те­за глю­ко­зы

    3) вза­и­мо­свя­зи про­цес­сов об­ме­на ве­ществ

    4) окис­ле­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ до не­ор­га­ни­че­ских

    5) осу­ществ­ле­ния связи между ор­га­но­и­да­ми клет­ки 6) син­те­за мо­ле­кул АТФ

    В5. Какие из пе­ре­чис­лен­ных функ­ций вы­пол­ня­ет плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на клетки? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

    1) участ­ву­ет в син­те­зе липидов 2) осу­ществ­ля­ет ак­тив­ный транс­порт веществ

    3) участ­ву­ет в про­цес­се фагоцитоза 4) участ­ву­ет в про­цес­се пиноцитоза

    5) яв­ля­ет­ся ме­стом син­те­за мем­бран­ных белков 6) ко­ор­ди­ни­ру­ет про­цесс де­ле­ния клетки

    В6 Выберите осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций хлоропластов

    1) внут­рен­ние мем­бра­ны об­ра­зу­ют кристы 2) мно­гие ре­ак­ции про­те­ка­ют в гранах

    3) в них про­ис­хо­дит син­тез глюкозы 4) яв­ля­ют­ся ме­стом син­те­за липидов

    5) со­сто­ят из двух раз­ных частиц 6) дву­мем­бран­ные органоиды

    В7. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов яв­ля­ют­ся мембранными

    1) лизосомы 2) центриоли 3) рибосомы 4) микротрубочки 5) вакуоли 6) лейкопласты

    В8. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­но­и­да­ми кле­ток и их функ­ци­я­ми

    Часть С

    С1. В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле?

    С2. Что называется плазмолизом? Каким образом осуществляется движение воды через клеточную мембрану? Причины плазмолиза? Что называется деплазмолизом?

    С3. Что такое осмос? Какие вещества принимают участие в формировании осмотического давления?

    С4. Какие виды РНК вы знаете? Какие функции они выполняют и где расположены?

    . Вариант 1

    А1. Клетка впервые была открыта

    1) Р. Гуком 2) К. Линнеем

    3) А. Левенгуком 4) М. Шлейденом

    А2. Ионы железа выполняют в организме функцию

    1) переносчика кислорода 2) активатора ферментов

    3) окислителя крови 4) гормонального регулятора

    A3. К полимерам относится

    1) РНК 2) фосфолипид

    3) жир 4) глюкоза

    А4. Внутренняя мембрана митохондрий образует
    1)матрикс 2) строму

    2) кристы 4) граны

    А5. Гидролитическое расщепление высокомолекулярных
    веществ в клетке осуществляется в

    1) цитоплазме 2) лизосомах

    3) эндоплазматической сети 4) митохондриях

    А6. В процессе энергетического обмена происходит

    1) расщепление веществ с поглощением энергии

    2) синтез веществ с поглощением энергии

    3) расщепление веществ с выделением энергии

    4) синтез веществ с выделением энергии

    А7. В процессе фотосинтеза энергия Солнца

    1) преобразуется в энергию химических связей глюкозы

    2) используется как тепловая для химических реакций

    3) запасается в макроэргические связи в молекулах АТФ

    4) используется в качестве катализатора химических реакций

    А8. Процесс кислородного окисления глюкозы сопровождается

    1) выделением энергии и синтезом АТФ

    2) поглощением энергии и синтезом АТФ

    3) выделением энергии и распадом АТФ

    4) поглощением энергии и распадом АТФ

    А9. Процесс транскрипции происходит

    1) только на определенном участке молекулы ДНК

    2) сразу на всей молекуле ДНК

    3) на определенном участке молекулы и-РНК

    4) на всей молекуле и-РНК

    А10. Антикодону УЦГ на тРНК соответствует кодон на иРНК
    1) УГЦ 2) АГЦ

    3) УЦГ 4) ТГЦ

    А11. Биосинтез белка происходит во всех клетках орга­низма человека за исключением:

    1) клеток поджелудочной железы

    2) клеток слизистой оболочки кишечника

    3) эритроцитов

    4) лейкоцитов

    А12. При изучении нуклеотидного состава ДНК были выявлены

    следующие закономерности:

    1) А = Т, Г = Ц 2) А + Г = Т + Ц

    3) А = Т;Г = Ц;А + Г = Т + Ц 4) А = Т; Г = Ц; Ц + Г = А + Т

    А14. В клетках поджелудочной железы, синтезирующей пищеварительные ферменты, особенно развита

    1) шероховатая эндоплазматическая сеть

    2) гладкая эндоплазматическая сеть

    3) лизосомы

    4) ворсинки

    A15. Ферменты гликолиза локализованы

    1) в цитоплазме

    2) в матриксе митохондрии

    3) на мембранах крист митохондрий

    4) на мембранах шероховатой ЭПС

    А16. Генетический код вырожден, так как

    1) одну аминокислоту может кодировать несколько триплетов и-РНК

    2) каждую аминокислоту кодирует только один триплет и-РНК

    3) каждому триплету соответствует одна аминокислота

    4) код един для всех организмов

    А17. При заражении бактериальной клетки бактериофагом

    1) бактериофаг попадает в клетку целиком

    2) бактерию попадает только нуклеиновая кислота фага

    3) в бактерию попадает только капсид фага

    4) бактериофаг разрушает только поверхность бактериальной клетки

    А18. Клеточная теория впервые была сформулирована

    1) Р. Гуком и А. Левенгуком

    2) Т. Шванном и А. Левенгуком

    3) М. Шлейденом и Т. Шванном

    4) М. Шлейденом и Р. Вирховым

    А19. Ионы калия в организме участвуют в

    1) переносе кислорода

    2) гормональной регуляции
    3) передаче нервного импульса

    4) структурировании хлорофилла

    A20. Последовательность аминокислот в полипептидной цепи - это:

    1) первичная структура ДНК 2) первичная структура белка

    3) вторичная структура белка 4) вторичная структура ДНК

    А21. Внутри лизосом находятся

    1) матрикс 2) строма

    3) гидролитические ферменты 4) рибосомы

    А22. Процесс первичного синтеза глюкозы протекает в
    1) ядре 2) хлоропластах

    3) митохондриях 4) лизосомах

    А23. Первичный синтез органических веществ происходит в процессе

    1) фотосинтеза

    2) биосинтеза белка

    3) энергетического обмена

    4) биологического окисления

    А24. Генетическим кодом называется:

    1) соответствие между последовательностью нук­леотидов в ДНК или и-РНК и последователь­ностью аминокислот в молекуле белка

    2) нуклеотидное строение ДНК

    3) последовательность аминокислот в молекуле белка

    4) последовательность генов в ДНК

    А25. Первым этапом расщепления глюкозы является

    1) гидролиз 2) восстановление

    3) кислородное окисление 4) бескислородное окисление

    А26. В процессе репликации каждая новая молекула ДНК

    1) состоит из одной исходной и одной новой цепи

    2) состоит из двух синтезированных цепей

    3) имеют либо новые синтезированные цепи, либо исходные

    4) мозаично содержит остатки исходных и новых цепей

    А27. Антикодону АГЦ на тРНК соответствует кодон на иРНК
    1) АГЦ 2) ТГЦ

    3) ТЦГ 4) УЦГ

    А28 Исключительно из остатков глюкозы состоит

    1) крахмал 3) клетчатка

    2) крахмал и клетчатка 4) крахмал, клетчатка, сахароза

    А29. Если в состав белковой молекулы входит 300 аминокислот, то в кодирующей ее части гена число пар нуклеотидов равно

    А30. Лизосомы в больших количествах встречаются в клетках

    1) фагоцитов 2) эритроцитов 3) дермы 4) остеоцитов