Программы социально трудовой адаптации инвалидов. Социальная адаптация инвалидов


В нашей стране насчитывается примерно шестнадцать миллионов инвалидов, что примерно равно десяти процентам от общего количества населения. Именно поэтому инвалидность - это проблема не отдельно взятого человека, а всего общества в целом.

Стоит отметить, что в России отношение к таким людям по сей день оставляет желать лучшего. В лучшем случае к ним относятся пренебрежительно, а в худшем и вовсе считают недостойными жить на одной земле с людьми, не имеющими ограничений в физическом плане.

Программа «Доступная среда»

Нельзя однозначно заявить, что сложившаяся ситуация не меняется. Постепенно граждане нашего государства становятся более толерантными и осознают, что отношение к МГН - это показатель цивилизованности общества в целом. Не последнюю роль в этом сыграла и федеральная программа, благодаря которой адаптация инвалидов происходит более стремительными темпами.

Ей подразумевается обустройство безбарьерных условий. Благодаря этому представители МГН получат возможность перемещаться по любому выбранному маршруту, в том числе на общественном транспорте. - это равные условия для всех в плане посещения социально значимых мест.

Главная цель программы - это изменения взглядов на проблему инвалидности в целом.

Минимальная адаптация

Приоритетной целью обустройства безбарьерности является минимальная адаптация для инвалидов, которая позволяет обустроить окружающее пространство таким образом, чтобы представители маломобильных групп населения могли свободно ориентироваться в пространстве и передвигаться, не прибегая к посторонней помощи или пользуясь ей по минимуму.

Именно о списке мероприятий при содействии которых осуществляется адаптация инвалидов, и пойдёт речь далее.






Визуальное информирование

Главное, что включает в себя адаптация для инвалидов - это визуальная информация, технические требования к элементам которой прописаны в ГОСТ 52131-2003.

К элементам, предающим данные визуальным способом в рамках, которые предусматривает адаптация инвалидов, относятся:

  • Жёлтые кругляшки на стёклах, оповещающие слабовидящих о наличии прозрачной преграды. Такие знаки оповещения размещаются на стеклянных дверях торговых точек, кафе, ресторанов и конечно же в транспорте. Такой цвет кругов выбран не случайно. Дело в том, что именно он различимым на гране слепоты.
  • Покраска первых и последних ступеней в желтый цвет или наклейка полос такого же цвета. Во всех помещениях, внесённых в общероссийский реестр имеется хотя-бы один вход которым способны пользоваться МГН, в том числе и страдающие болезнями глаз. Именно поэтому первую и последнюю ступени, расположенные в общедоступных входных узлах необходимо перекрашивать. Такое обозначение оповещает о начале и конце лестницы. Разумеется, адаптация инвалидов предусматривает нанесение разметки в помещении и на улице.
  • Монтаж антискользящих уголков с жёлтыми вставками. Подавляющему большинству людей на личном опыте знакомо выражение «упасть на ровном месте». Эта неприятность может случиться с каждым в особенности на мокром покрытии. Разумеется, эта проблема актуальна для страдающих болезнями глаз и опорно-двигательного аппарата. Особенно велик рис падения на обледеневшем покрытии. Чтобы избежать этого необходимо устанавливать на опасных участках антискользящий алюминиевый профиль или уголки, сделанные из схожего по характеристикам материала. Стоит отметить, что адаптация инвалидов также предусматривает проведение монтажных мероприятий. Вставки являются своеобразным сигнализатором, оповещающим об опасности.
  • , дублированных шрифтом Брайля. Ещё один неотъемлемый элемент безбарьерного окружающего пространства, который также требует адаптация для инвалидов - это информирующие изделия в виде тактильных табличек, пиктограмм и мнемосхем. Преимущество этих изделий, которые могут быть изготовлены нашими специалистами в индивидуальном порядке, заключается в том, что они способны передавать своё содержание как слабовидящим и полностью слепым, так и абсолютно здоровым гражданам. В наши дни набираю популярность тактильные таблички, дублирующие своё содержание в звуковом режиме.

Поставка тех. средств

В наши дни устройства для облегчения жизни МГН не является дефицитом. Его можно приобрести, а также заказать монтаж во многих компаниях, в том числе и в нашей организации. Адаптация для инвалидов предполагает монтаж следующих устройств:

  • Звонок для вызова помощника. Чаще всего его можно встретить в санузлах. Звонок размещается таким образом, чтобы человек мог воспользоваться им в любой, даже непредвиденной ситуации. Кнопка вызова устанавливается и в других помещениях. Ярким примером этому являются входные группы зданий и сооружений. Следует отметить, что звонок устанавливается совместно с тактильной табличкой, информирующей о его наличии в непосредственной близости.
  • Ещё одним элементом информирования людей с проблемами со слухом, который подразумевает адаптация инвалидов - это бегущая строка. Чаще всего её можно встретить в общественных заведениях с большой проходимостью, например, на вокзалах, в аэропортах, кинотеатрах, АЗС и так далее. Вывод на табло производиться с компьютера или карты памяти. Бегущая строка способна передавать любые данные, в том числе и касающуюся расположения адаптированных входов, туалетов и так далее. Бегущая строка также дублирует данные, касающееся учреждения, в котором она расположена. В настоящее время табло с бегущей строкой уже имеются в огромном количестве различных учреждений. Адаптация инвалидов посредствам своевременного информирования это верный шаг в сторону обустройства безбарьерности.
  • Индукционная система для слабослышащих необходима для преобразования звука, например, речи или аудио записи в электромагнитный сигнал, который принимает катушка слухового устройства. Его применение обусловлено тем, что слабослышащим членам общества, пользующимся слуховым прибором трудно воспринимать звуки, полученные акустическим способом в многолюдных местах, особенно при наличии каких-либо преград. Индукционная система позволяет усилить звук. Адаптация инвалидов предполагает её размещение в общественных учреждениях, например, школах, больницах, торговых центрах и прочих государственных и частных учреждениях.

Производство оборудования для людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

В связи с активной реализацией остро встаёт вопрос об оснащении зданий и сооружений специальным оборудованием, предназначенным для обустройства безбарьерьерности для маломобильных групп населения. Адаптация для инвалидов подразумевает как минимум монтаж пандусов и опор. Разумеется, недостаточность финансирования и прочие сложности с которыми сталкиваются организации при обустройстве безбарьерности, например, невозможность проведения перепланировки, становятся преградой не позволяющей, чтобы адаптация инвалидов была проведена успешно.

Частично решить проблему помогут переносные (мобильные) аппарели. Именно о них и пойдёт речь далее.

Мобильные пандусы и аппарели

Мобильные аппарели эффективно решают задачу главными целями которой является адаптация инвалидов. Использование такого оборудования полностью исключает проблему барьеров. Их единственный недостаток заключается в необходимости сопровождения. Лицо с ограниченными возможностями не сможет самостоятельно приводить их в рабочее состояние.

В настоящее время существует несколько видов таких устройств. К самым востребованным из них можно отнести:

  • Телескопические аппарели, которые в нерабочем состоянии легко помещаются в багажнике автомобиля.
  • Пандусы для преодоления порогов. Конструктивно они представляет собой три плоскости, две из которых в рабочем состоянии расположены под наклоном, а третья горизонтально.

Адаптация инвалидов с применением таких устройств чаще всего временная мера, ведь до 2020 года в России будет полностью реализован федеральный проект, упомянутый выше и подавляющее большинство объектов будут иметь .

Опорные конструкции

В отличие от пандусов поручни могут быть установлены практически в любом помещении. Это обусловлено тем, что они не громоздки и компактны.

Они призваны выполнять опорные и навигационные функции. Ими способны воспользоваться как лица, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата, так и слабовидящие.

Адаптация инвалидов подразумевает использование различных видов опор. К самым распространённым из них можно отнести:

  • Стандартные, изготовленные из нержавеющей, стали или прочих материалов, обладающих схожими характеристиками.
  • Изогнутые, необходимые для опоры больных, страдающих болезнями, оказывающими влияние на работоспособности рук, например, артритом. Особая изогнутая конструкция позволяет перенаправить нагрузку с кистей рук на локтевой сустав и предплечье.
  • Откидные. Чаще всего они устанавливаются в сантехнических узлах не отличающихся большой площадью.

Адаптация инвалидов посредствам установки поручней предполагает предъявление к ним особых требований. К основным из них следует отнести:

  • Высокая эргономичность. Иными словами, они обязаны легко ложиться в руку.
  • Отсутствие частей, травмирующих руки. Таким образом все крепления размещаются таким образом, чтобы не мешать скольжению руки.
  • Способность выдерживать значительные нагрузки, ведь человек может опереться на опору перенеся на него часть массы тела.
  • Кроме того, устанавливая такие изделия на лестницах следует учитывать, что их начало и конец должны выступать за их пределы.

Инклюзивное образование

Разумеется, адаптация инвалидов зависит не только от установки технических средств, позволяющих обустроить доступность. Залог комфортного сосуществования лиц с ограниченными возможностями со здоровыми людьми это отсутствие пренебрежительного отношения и что важно нетерпимости. Именно поэтому адаптация инвалидов необходимо проводить с раннего детства.

Решить подобную задачу позволит инклюзивное образование. Оно подразумевает не только обучение детей с проблемами со здоровьем, но и проведение разъяснительных работ с их сверстниками, которые с раннего детства поймут, что лица с ограниченными возможностями такие же, как и мы все, только имеют определённые ограничения.

Подобная практика получила широкое распространение в странах Западной Европы и Соединённых Штатах Америки. К сожалению, в России инклюзивное образование переживает не самые лучшие времена. Главные проблемами интеграции заключаются в недостатке квалифицированных педагогов и слабой материальной базе. Подобные проблемы вполне решаемы, но для этого нужно определённое время. Например, решить проблему доступности учебных учреждений и их оснащение, готова помочь наша компания. Получить консультацию по этому вопросу можно связавшись с нашими специалистами. Следует отметить, что наши структурные подразделения имеются во всех регионах страны. Таким образом мы единственная общероссийская организация подобного типа.

Специалисты нашей фирмы готовы выполнить ряд работ, позволяющих адаптировать здания и прилегающую территорию для нужд МГН. К наиболее востребованным из них можно отнести производство технических средств, строительно-монтажные работы вплоть до частичной перепланировки, паспортизация и экспертиза доступности. Следует заметить, что экспертиза ОДИ также предполагает составление рекомендаций.

Будем рады видеть вас в числе наших клиентов.

Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.

Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.

Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.



Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.

Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.

У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.

Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.

Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.

Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.

Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.

Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.

В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:

I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.

II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.

III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.

Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.

Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.

В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.

Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.

В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.

Инвалидность – это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах .

Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы «неполноценных людей» – это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом .

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения , с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту , не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид – обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация – лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества . Сама структура производства , быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами. А точнее – почти вообще не оборудованы. В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении – вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату .

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых – мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов . И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей .

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой – сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни – практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное . Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка .

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше , чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы – более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны , во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов , а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации . Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает – это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности .

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т.д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченными возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т.п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 – «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%; менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте , которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства – профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего фактаработодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60% инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности . То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению .

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что, в общем-то, неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40-45% инвалидов, а в России в лучшем случае – только 10%, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату…

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание – например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.

Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности, вполне может выполнять обычную для него работу , но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30% людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен – даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство – поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать, получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность – беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.

Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции «медицинской модели», и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для «здорового» образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид - обуза обществу, его иждивенец. Это «попахивает» мягко говоря «превентивной генетикой»

Вспомним, что с точки зрения «превентивной евгеники», после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться «Программа эвтаназии Т-4», которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.

Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация - лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на «здоровое» население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества. Сама структура производства, быта, культуры и досуга, а также и социальных услуг часто не приспособлена к нуждам инвалидов.

Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами.. А точнее – почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении - вообще часто не может выйти из квартиры!

Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.

Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.

Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны «здоровых», так и, что немаловажно, работодателей.

Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов «на словах» поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения «здоровых» к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными «инвалидными признаками» – не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. «колясочники»), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП, больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой - сочувствие по отношению к ним.

И, что немаловажно, отмечается «неготовность» многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.

К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни - практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.

Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и «взгляды на жизнь» намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.

Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы - более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.

В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят «людей с ограниченными физическими возможностями» как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.

В 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться «избавиться» от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает - это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно – «а не понесу ли я убытки?».

Вопрос, связанный с риском «а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей?» вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.

Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для «нормального» человека, его либо «брезгливо обходят», либо «жалеют», а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро «нажить себе врагов», а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также «штатных» психотерапевтов, «протирающих штаны и юбки» во многих крупных корпорациях.

Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.

Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.

В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.

Отметим, что «люди с ограниченными возможностями» в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.

Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):

Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).

Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).

Так как Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ, предусматривает «профессиональную реабилитацию инвалидов», которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 - «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и «маломобильныхм групп населения» (СП35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения». Общие положения; СП35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»).

Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства - профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) и повышение квалификации; содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.

А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.

Тем не менее, «законодательство в отношении инвалидов» не учитывает одного важнейшего факта - работодателю нужен всё же не инвалид, а работник» А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.

Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.

Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.

До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.

В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 - 45% инвалидов, а в России в лучшем случае - только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату...

Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание - например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.


Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот («надбавок») или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, «органы социальной защиты» тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.

Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но… «органы социальной защиты», призванные именно «защищать» инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.

Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.

Существует понятие «барьеры физической среды», включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен - даже обыкновенное посещение туалета занимает у «инвалида-колясочника» в несколько раз больше времени.

При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.

Подумаем, а ведь это расточительство - поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!

В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!

Не сама инвалидность - беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.

И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.

Сущность социальной адаптации инвалидов

к производственной среде

Трудовая деятельность является одной из категорий жизнедеятельности, нарушение способности осуществлять которую в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям работы является одним из критериев инвалидности.

Следует отметить, что среди инвалидов трудоспособного возраста, повторно обратившихся в службы медико-социальной экспертизы, только около 20% продолжают свою трудовую деятельность. Из них, работающих инвалидов 1 группы – 0,15%, 2 группы – 5,15%, 3 группы – 14,7%.

Рассматривая производственную адаптацию инвалидов, необходимо отметить, что болезнь, как правило, приводит к нарушению сложившейся адаптации индивида к труду, что, при соответствующей интерпретативной оценке со стороны самого инвалида, может привести к возникновению адаптивной ситуации, и, соответственно, необходимости адаптации к производственной среде.

Можно привести следующую классификацию видов адаптивных ситуаций среди трудоустраивающихся и работающих инвалидов:

1. Адаптация инвалидов на прежнем рабочем месте в прежней профессии (специальности).

2. Адаптация инвалидов на новом для себя рабочем месте, но в прежней профессии (специальности).

3. Адаптация инвалидов в процессе профессиональной подготовки по смежной специальности (с учетом прежних профессиональных навыков).

4. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по смежной специальности (профессии) с учетом прежних профессиональных навыков.

5. Адаптация инвалидов в процессе и условиях профессионального обучения по новой для себя специальности (профессии).

6. Адаптация инвалидов при трудоустройстве по новой для себя специальности (профессии).

Инвалиды, рассматриваемые как субъекты трудовой деятельности, имеют ряд особенностей:

1) ограничения в возможности приобретать и использовать профессиональные навыки;

2) более длительный период врабатывания по сравнению со здоровыми людьми;

3) выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма;

4) необходимость приспособления рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида;

5) средний уровень профессиональной подготовки;

6) узкая сфера общения;

7) внутриличностная конфликтность;

8) низкая устойчивость по отношению к фрустрации ;

9) сложности социально-психологических контактов со здоровыми коллегами , руководством.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается отсутствие единства в терминологическом обозначении процесса адаптации инвалидов к производственной среде. Так адаптацию инвалидов на производстве одни авторы связывают с понятием «социально-трудовая адаптация», в другие – с термином «профессионально-производственная адаптация», поскольку рассматривают адаптацию инвалидов к производству как одно из мероприятий профессиональной реабилитации.

Тем не менее, на наш взгляд, применение термина «производственная адаптация» в отношении адаптации инвалидов на предприятии, более корректно, поскольку сама структура труда представляется нам тремя качественно своеобразными родами трудовой деятельности. К труду первого рода относится общественно-организованный труд, объединяющий разновидности труда, которые включены в систему общественного разделения труда. К труду второго и третьего родов относятся многочисленные разновидности домашнего труда, то есть труда по бытовому самообслуживанию, и досугового, "любительского" труда. Таким образом, термин «трудовая адаптация» гораздо шире, тогда как термин «производственная адаптация» сразу же обозначает специфику объекта социальной адаптации.

Производственную адаптацию инвалидов мы рассматриваем как процесс и результат приспособления инвалида к наиболее адекватному и оптимальному усвоению и выполнению социальных функций, связанных с производственной деятельностью на конкретном предприятии.

Следует отметить, что в течение последних двух десятилетий проводилось достаточно небольшое количество исследований в области производственной адаптации инвалидов. Одно из серьезных исследований, целью которого было изучение взаимосвязи профессиональной и социальной составляющих производственной адаптации инвалидов, было проведено в 1982 – 1983 гг. в Москве. Профессиональная составляющая производственной адаптации изучалась с помощью таких показателей, как наличие трудовых навыков и знаний, уровень квалификации, оценка привлекательности профессии, удовлетворенность трудом. Социальная составляющая производственной адаптации инвалидов включала более широкий круг факторов, связанных с интеграцией работника в жизнь трудового коллектива, общественной активностью, интенсивностью межличностных контактов.

В качестве важнейших выводов данного исследования мы можем отметить следующие:

1. Связь между успешностью профессиональной адаптации и социальной у инвалидов отсутствует. Так если для физически здоровых людей успешная профессиональная адаптация практически гарантирует и адаптацию социальную, то у инвалидов это соотношение предельно усложняется: у большинства обследованных инвалидов достаточно высоко развиты профессиональные навыки; в то же время почти треть имеет низкий уровень социальной адаптации, не вовлечена в общественную жизнь производственного коллектива.

2. Самые низкие показатели производственной адаптации зарегистрированы на первом году инвалидности. В этот период защитные механизмы личности еще не «срабатывают», требуется время, чтобы свыкнуться с мыслью о необходимости изменить прежний жизненный стереотип. На втором году инвалидности уровень социальной составляющей производственной адаптации растет: доля инвалидов с высокой адаптацией увеличивается в два раза. В дальнейшем этот уровень остается стабильным. Что касается профессиональной составляющей адаптации, то лишь после 5 лет пребывания на инвалидности доля лиц с высокими показателями резко увеличивается.

3. При вторичной производственной адаптации мужчины-инвалиды обнаруживают лучшие показатели, чем женщины, а при первичной – наоборот.

4. В группе инвалидов с детства у 1/6 доли отмечен низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации, среди инвалидов вследствие общего заболевания – 1/55 доли. Самый низкий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации зарегистрирован у лиц, причина инвалидности которых – профессиональной заболевание.

В целом, можно отметить, что уровень производственной адаптации инвалидов ниже, чем у неинвалидов. Недостаточно высокий уровень профессиональной составляющей производственной адаптации в значительной степени обусловлен тем, что трудоустройство инвалидов нередко сопряжено со снижением квалификации, сложностями подбора соответствующей их возможностям работы. Низкий уровень социальной составляющей инвалидов, может быть обусловлен сложностями социально-психологических контактов со здоровыми – коллегами, руководством. Об этом, в частности, свидетельствует более высокий уровень социальной адаптации инвалидов, работающих на специализированных предприятиях, где их проблемы лучше понимают окружающие.

Следует отметить недостаточную разработанность структуры производственной адаптации инвалидов, выделение в большинстве научных источниках в качестве ее элементов физиологической, профессиональной и социально-психологической составляющих. Некоторые авторы психологический и социальный аспекты адаптации рассматривают раздельно. Таким образом, нами предлагается структура производственной адаптации инвалидов, включающая такие элементы как: физиологическая адаптация, профессиональная адаптация, социальная адаптация, к которой, в свою очередь, относятся социально-психологическая, социально-экономическая и общественно-организационная.

Дадим характеристику каждой из составляющих производственной адаптации инвалидов.

Физиологическая составляющая приспособления инвалидов к труду понимается как процесс формирования у работника устойчивой системы функциональных связей, обеспечивающей эффективное выполнение работы при наименьших энергетических и духовных затратах организма.

В процессе формирования физиологической адаптированности к труду выделяется три этапа:

Начальный этап (врабатывания), характеризующийся низкой работоспособностью, несовершенством функционирования систем организма, высокими и неадекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами организма;

Переходный этап, длительность которого определяется тяжестью, напряженностью и условиями выполняемой работы, а также ее соответствием состоянию здоровья работника;

Конечный этап (этап физиологической адаптированности), формирования высокой и устойчивой работоспособности, адекватными выполняемой работе энергетическими и психическими затратами. Каждому из этапов соответствует типичная кривая в изменении работоспособности на протяжении рабочего дня, а также состояния функциональных систем организма, обеспечивающих мышечную или умственную деятельность.

Период формирования устойчивой физиологической адаптации к труду в зависимости от тяжести, напряженности и условий труда у разных авторов колеблются от нескольких месяцев до 1 года. К особенностям физиологической адаптации к труду инвалидов относят: менее устойчивый уровень формирующейся адаптации, выполнение одинаковой по мощности работы за счет более высокого напряжения функциональных систем организма и др. Установлено, что инвалиды быстрее приспосабливаются к труду в своей прежней профессии или с использование профессиональных навыков, чем при переходе на другую, хотя бы и более легкую работу.

Профессиональная составляющая приспособления к труду – это процесс овладения инвалидом необходимыми знаниями, навыками и мастерством, умением быстро ориентироваться в производственных ситуациях, программировать и контролировать свои трудовые действия.

Длительность и успешность профессиональной адаптации определяется: сложностью и особенностями содержания работы, соответствием психофизиологических качеств и способностей работника требованиям профессиональной деятельности (пригодностью к работе), социально-психологическими установками в отношении выполняемой работы. Важное значение в формировании устойчивой профессиональной адаптации инвалидов отводится приспособлению рабочего места, оборудования и технологического процесса к особенностям патологии инвалида.

В большинстве рабочих профессий сроки профессиональной адаптации обычно приравниваются к периоду присвоения рабочему первого квалификационного разряда, т. е. к 3-6 месяцам работы. В профессиях сложных по содержанию, в том числе творческих, достижение профессионального мастерства требует более длительного времени.

Социально-психологическая составляющая приспособления к труду рассматривается как процесс формирования субъективного отношения инвалида к выполняемой работе, осознания им объективного характера и содержания труда и их соответствия внутренней структуре личности, интересам, установкам и ценностным ориентациям работника. Субъективная сторона процесса труда включает более или менее полное осознание работником объективного характера, условий и содержания труда и соответствие их внутренней структуре личности, системе ее интересов, установок и ценностных ориентаций. Субъективная сторона труда наряду с объективной во многом определяет отношение работника к труду и его удовлетворенность выполняемой работой. На отношение человека к работе оказывают влияние особенности внутренней структуры личности (интенсивность, сила и тип эмоциональных проявлений, уровень активности, темперамент, адекватность самооценки личности, предрабочая установка и др.), а также объективные условия труда, складывающиеся в процессе работы (характер, тяжесть, режим труда и отдыха, четкость организации труда, состояние взаимоотношений в коллективе, уровень материального вознаграждения, культурно-бытового обслуживания и т. п.). Удовлетворенность трудом во многом объясняет стойкость закрепления работника на рабочем месте или наоборот – его увольнение или желание уволиться.

Общественно-организационная адаптация инвалидов предполагает, что в процессе этого вида адаптации происходит освоение организационных требований, к которым относится выполнение режимов работы, распорядка дня, должностных инструкций , распоряжений начальства. Здесь создаются связи и отношения между инвалидом-работником и предприятием, которые упорядочивают их взаимодействие в соответствии с требованиями производства. Как правило, эти связи направлены от производства к инвалиду-работнику, жестко нормированы, инвариантны по отношению к его особенностям, в них доминируют интересы производства. Трудовая дисциплина является важнейшим объективным показателем организационной адаптации. Для характеристики организационной адаптации инвалида нами используются показатели его удовлетворенности организацией труда в основном непосредственно на рабочем месте (сменностью, ритмичностью работы и ее соответствием специальности, состоянием оборудования и инструмента).

При исследовании социально-экономической адаптации инвалидов в качестве объекта выступает уровень заработной платы и способ ее распределения, концентрированно выражающие экономические отношения на предприятии и в обществе.

Достаточно актуальной на настоящий момент является проблема оценки степени адаптированности инвалидов, которую мы предлагаем проводить по совокупности критериев, обозначенных в зависимости от составляющих структуру производственной адаптации элементов.

Так оценку физиологической адаптации инвалидов мы предлагаем проводить по таким критериям как чувство усталости к концу рабочего дня, самочувствие во время работы, наличие физического переутомления, наличие нервного переутомления, чувство легкости и тяжести выполняемой работы. В качестве специфических для инвалидов показателей физиологической адаптации мы выделяем такие критерии как: частота заболеваемости с временной утратой трудоспособности по инвалидизирующей патологии и наличие противопоказанных условий труда

Критериями оценки успешности профессиональной адаптации мы выделяем: отношение к профессии, легкость ее освоения, желание сменить профессию, качество выполняемой работы, соответствие профессии имеющейся общей подготовке, а также влияние имеющейся патологии на качество выполняемой работы, нуждаемость в приспособлении технологического процесса к патологии инвалида.

Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с администрацией, наличию социально-психологических трудностей во взаимоотношениях со здоровыми коллегами, наличию социально-психологических трудностей, обусловленных инвалидностью.

Критерии экономической адаптации - удовлетворенность заработной платой, удовлетворенность системой материального поощрения труда работников, удовлетворенность своевременностью выплаты заработной платы, а также соотношение уровня размера заработной платы в сумме с пенсией по инвалидности и заработка до инвалидности.

Общественно-организационную адаптацию, на наш взгляд, необходимо оценивать по следующим критериям: возможность повышения или получения образования, возможность повышения квалификации, удовлетворенность сменностью работы, организацией режима труда и отдыха, состоянием рабочего оборудования и инструментария, условиями труда, ритмичностью работы

Применение в совокупности как специфических для инвалидов, так и подходящих для любой категории работников (общих) показателей обусловлено тем, что инвалиды, несмотря на специфические особенности физиологического, психологического и социального характера, тем не менее, являются также и обычными работниками.

Сложность оценки производственной адаптации инвалидов как по каждому показателю в отдельности, так и в совокупности обуславливает необходимость применения математических формул с целью объективизации выводов о степени производственной адаптации инвалидов: высокой, средней или низкой.

Таким образом, нами сделан вывод, что в общей массе исследований, посвященных производственной адаптации, недостаточно разработаны вопросы адаптации к производству инвалидов. Отдельные исследования теоретического и прикладного характера в целом пока не дают ответа на многие вопросы, накопившиеся по данной проблеме. Нерешенными или требующими более тщательного научного обоснования являются вопросы:

Изучения особенностей и механизмов адаптации к предприятию инвалидов с разными формами заболеваний в целях определения специфических подходов, методов и мероприятий по организации их профессионально-производственной адаптации и др.;

Изучения факторов и условий труда, способствующих производственной адаптации инвалидов;

Разработки критериев и показателей оценки успешности процесса производственной адаптации инвалидов, способов и методов воздействия на этот процесс.

Список литературы:

1. Вершинина текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск. Наука. 1986. с. 154.

2. , Шабалина: дискриминируемое меньшинство? // Социологические исследования. 1992. № 5. С. 103-106.

3. , Шабалина производственной адаптации инвалидов // Социологические исследования. 1985. № 3. С. 121 – 126.

4. Молевич как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 61-64.

5. Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. с. 24.

Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 27 – 28.

Отечественный и зарубежный опыт профессионально-производственной адаптации инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда и социального развития РФ. 2001. Вып. 40. С. 4.