Проверка слуха — объективный тест. Проверка слуха онлайн, или какие частоты звука вы должны слышать, а какие уже нет Программы на компьютере определяющие чувствительность слуха

Хороший слух играет огромную роль в повседневном общении. Дефекты или отсутствие слуха значительно обедняют мир человека, лишают его возможности общения, из-за чего нередко возникают трудности дома и на работе. Причины тугоухости и глухоты многообразны. Нарушение слуха бывает врожденным или может возникнуть как результат заболеваний уха. Кроме того, дефект восприятия звуков может быть обусловлен общей болезнью организма.

Выбор метода исследования слуха зависит от того, что именно необходимо выяснить: восприятие звуков слуховой системой, степень тугоухости или чувствительность уха пациента к звукам различной частоты. Кроме того, при выборе метода учитывается и то, поражением какой именно системы обусловлена тугоухость.

Проверка слуха с помощью шепотной и разговорной речи

Часто это исследование является частью обязательных медицинских осмотров, во время которых проверяется общее состояние здоровья человека. Врач стоит на некотором расстоянии от исследуемого, при этом пациенту запрещается смотреть в сторону врача. Во время исследования каждое ухо проверяют по отдельности, для чего противоположное ухо «выключается» путем введения трещетки Барани в наружный слуховой проход. Затем врач произносит цифры нормальным голосом и шепотом. Проведение этого несложного исследования позволяет получить предварительные данные о состоянии слуха пациента. Острота слуха определяется расстоянием, на котором исследуемый слышит шепотную или разговорную речь врача. Например, человек с нормальным слухом слышит шепот на расстоянии 10 м. Кроме того, во время исследования шепотной речью можно выявить тугоухость, проявляющуюся в снижении остроты восприятия высоких тонов.

Проверка слуха камертонами

Причиной тугоухости может быть поражение среднего уха (кондуктивная тугоухость) или внутреннего уха (нейросенсорная тугоухость). Исследования камертонами проводятся с целью выявления поражения системы, передающей или воспринимающей звук.

Опыт Вебера

Это исследование проводится для определения латерализации звука. Звучащий камертон врач приставляет к темени пациента так, чтобы его ножка находилась посередине головы. В норме исследуемый слышит звук камертона одинаково обоими ушами. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо. Поражение слуха по типу нарушения звуковосприятия сопровождается латерализацией звука в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне

Звучащий камертон приставляется к площадке сосцевидного отростка. После того, как восприятие звука пациентом прекратилось, камертон подносят к наружному слуховому проходу. При положительном опыте Ринне наблюдается преобладание воздушной проводимости звука над костной, при отрицательном наоборот. Положительный опыт Ринне свидетельствует о нормальном слухе, отрицательный - о заболеваниях звукопроводящего аппарата.

Опыт Желе

Опыт производится у больных с кондуктивной тугоухостью для выявления нарушения подвижности стремени. Врач, вдувая воздух с помощью баллона Политцера, действует на барабанную перепонку, затем приставляет к сосцевидному отростку звучащий камертон. Если слуховые косточки подвижны, то при увеличении давления на барабанную перепонку звук становится тише, а при уменьшении - громче. Если слуховые косточки неподвижны, то интенсивность звука не изменяется.

Это исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов, позволяет определять слуховой порог и чувствительность слухового органа к звукам разной частоты.

Обследование у детей

Проверка слуха у детей имеет очень большое значение. Дети со слуховыми дефектами могут отставать в умственном развитии, поэтому исследования слуха являются неотъемлемой частью профилактических осмотров детей. Обследование детей, как и взрослых, проводит отоларинголог.

Даже при незначительном снижении слуха необходимо срочно обратиться к оториноларингологу. Иногда при правильном лечении некоторые виды тугоухости удается вылечить.

Ваш малыш ведет себя довольно странно? Ребенок рассеян, не всегда слышит то, что вы ему говорите? Если дети часто болели инфекционными заболеваниями, вирусными инфекциями, воспалительными процессами, то автоматически они входят в группу риска образования тугоухости. Позднее развитие речи, пробелы в произношении таких звуков, как р, т, г, д, л — это повод, чтобы посетить врача-сурдолога.

Врачи-отоларингологи рекомендуют даже при незначительном снижении слуха у ребенка обращаться к специалистам. Возможно, это первый признак тугоухости. Как проверить слух у ребенка в домашних условиях или же в медицинском учреждении?

Итак, к врачу-сурдологу нужно обращаться, если:

  • Новорожденный 1-1,5 месяца абсолютно не реагирует на шум и громкие звуки;
  • Малыш в три месяца не слышит и не реагирует на обращения, голос мамы;
  • У малыша в шесть месяцев отсутствует лепет и гуление;
  • До 3 лет малыш не начал разговаривать.

Проверка слуховой активности у детей двух-трех лет уже достаточно сложна. Обусловлено это тем, что в два годика окружающие звуки не являются для ребенка раздражителями. Даже дети с нормальным слухом могут не реагировать на шум и громкую речь родителей. Поэтому обычный поведенческий тест, выполненный дома, в этом случае не сработает.

Нужно учитывать, что ребенок может не повернуться к родителям в ответ на источник звука. Также в два годика дети не всегда оборачиваются на речевые позывы или сигналы. В большинстве случаев это является нормой, поэтому паниковать не стоит.

Определение качества слуха первоначально осуществляется дома. Родители могут провести так называемый поведенческий тест. Заключается он в том, что ребенок должен отреагировать на посторонний звук, который выступит для него неким раздражителем. Врачи-сурдологи и отоларингологи утверждают, что подобные тесты можно проводить на детях от шести месяцев. У детей старшего возраста тест проводят в игровой форме.

Самостоятельно можно проверить способность слышать у ребенка посредством реакции на голос матери или же на шум от звуковых игрушек.

Как это сделать? Для этого необходимо дождаться, пока ребенка уснет. Спустя полчаса-час необходимо определить – впал ребенок в легкий сон или же глубоко уснул.

Посмотрите на веки малыша. Если они сомкнуты, а под ними все еще продолжают двигаться глазные яблоки, то малыш находится в состоянии полудрема. Далее, можно взять в руки детскую игрушку с пищалкой и аккуратно, не пугая ребенка, нужно несколько раз сжать и разжать ее возле уха малыша.

Если реакция малыша последовала, то есть он открыл глаза, вздохнул или же заплакал, то можете полагать, что слуховая система ребенка в порядке. Если же нет, то можно попробовать в состоянии бодрствования малыша проделать тоже, только уже подойти сзади ребенка и внезапно «запищать» игрушкой. Когда ребенок перестает реагировать на окружающие звуки, не слышит вас, не откликается по имени, тогда необходимо обратиться к врачу-отоларингологу.

Факторы риска

Обратить внимание на слуховую функцию малыша, нужно, если у него от рождения имеются врожденные пороки: нарушения строение и работы черепно-мозгового отдела, внешний дефект в виде заячьей губы, а также имела место быть механическая травма ушной раковины.

В группу риска также попадают малыши, родившиеся раньше срока или же те, у кого наблюдается дефицит массы тела. Также степень тугоухости может проявиться у детей, которым осуществляли искусственную вентиляцию легких в первые часы с момента рождения.

Проверка качества слуха у ребенка обязательна, если он переболел корью, краснухой, а также были диагностированы заболевания щитовидной железы. Врачи рекомендуют делать проверку слуха у ребенка до наступления у него шестимесячного возраста. Правильный подход к диагностике и лечению позволит вовремя устранить и предотвратить возможные отклонения.

Проверка слуха у новорожденных осуществляется с помощью быстрой и безболезненной процедуры – скрининга. Проводится анализ в течение 5 минут. Но, нюанс заключается в том, что ребенок в это время должен находиться в состоянии покоя, а именно сна. Но, не стоит переживать и думать, где проверить слух и как это сделать? Скрининг можно провести как на дому, так и в медицинском учреждении. Слух можно проверить у детей от 0 и до 3 лет.

Процедура состоит из двух параллельных исследований: программа под названием отоакустическая эмиссия и компьютерная аудиометрия. Абсолютно все исследования проводят на новом современном оборудовании.


Программа отоакустической эмиссии проходит следующим образом: в ухо вводят небольшой аппарат-наушник, содержащий в себе два датчика – микрофон и телефон. Микрофон должен фиксировать все сигналы, которые посылаются телефоном.

Компьютерная аудометрия позволит врачу-сурдологу понять, насколько правильно мозг ребенка воспринимает речь и посторонние шумы из окружающей среды. При проведении аудометрии к голове ребенка присоединяют несколько электродов. При выявлении даже незначительной степени потери слуха, ребенок направляется на полное клиническое обследование.

Вред обследования

Многие родители считают, что аппарат для проведения скрининга у новорожденных может нанести малышу какой-либо вред. Так ли это? Применение современного оборудования дает возможность определить незначительные потери слуха у новорожденных и предотвратить образование тугоухости. Доказано, что развитие тех детей, у которых вовремя обнаружили нейросенсорную форму тугоухости, может идти вперед и ничем не отличаться от сверстников. Но, необходимо сделать слухопротезирование до года.

Вреден ли аппарат для проведения скрининга и может ли он доставить неприятные ощущения? Врачи – сурдологи и отоларингологи утверждают, что аппарат несет в себе вреда не больше, нежели использование обычного мобильного телефона вблизи нахождения ребенка.

Аппарат скрининга так же, как и телефон содержит в себе электронные элементы, которые продуцируют электромагнитные волны. Но, так как процедура длится в течение пяти минут, то вреда для здоровья она не несет. Звук, который издает аппарат, настолько тих, что малыш даже не просыпается, когда его слышит.

Определение слуховой функции самостоятельно

Если вы желаете проверить свой слух самостоятельно, то сделать это можно двумя способами. Первый – это пройти онлайн-тест, который предлагают абсолютно все современные центры слуха. Суть его заключается в том, что на фоне окружающего шума будет звучать запись со словами. Вам необходимо будет прослушать фрагмент записи и нажать на картинку, изображающую озвучиваемый предмет.

Также свой слух можно проверить, ответив на несколько уточняющих вопросов. Они примерно звучат так:

  • Может ли Вы услышать тиканье секундной стрелки на часах?
  • Всегда ли Вы слышите сигнал будильника?
  • Слышите ли Вы свой голос в записи на диктофон? (это можно проверить, записав небольшой фрагмент речи на диктофон в телефоне).
  • Всегда ли Вы слышите собеседника?
  • Используете ли вы слуховой аппарат?
  • Слушаете ли Вы музыку громко?
  • Возникают ли у Вас сложности с пересечением дороги? Может ли определить шум подъезжающего автомобиля?

Врачи-сурдологи утверждают, что если человек ответил на первые четыре вопроса отрицательно, то это серьезный повод для оказания профессиональной консультации специалиста. Если человек использует слуховой аппарат и при этом также ответил «нет» на эти вопросы, то потребуется повторное слухопротезирование.

Эти методы включают анамнез, физикальное обследование, исследование слуха (акуметрия, аудиометрия), дополнительные методы исследования (рентгенография, КТ, МРТ).

Анамнез

Больные, страдающие тугоухостью, обычно предъявляет жалобы на понижение слуха, шум в ушах, реже — на головокружение и головную боль, раздражительность, пониженную разборчивость речи в шумной обстановке и ряд других. Некоторые больные указывают на причину тугоухости (хроническое воспаление среднего уха, установленный диагноз отосклероза, травму черепа в анамнезе, деятельность в условиях производственного шума (механосборочные и кузнечные цехи, авиационная промышленность, работа в оркестре и т.д.). Из сопутствующих заболеваний больные могут указывать на наличие у них артериальной гипертонии, сахарного диабета, остеохондроза шейного отдела позвоночника, гормональной дисфункции и др.

Цель анамнеза сурдологического больного состоит не столько в констатации факта тугоухости, сколько в выявлении ее причины, в установлении сопутствующих заболеваний, усугубляющих нарушение слуха, профессиональных вредностей (шум, вибрация, ионизирующее излучение), приема в прошлом ототоксических препаратов.

При беседе с больным следует оценить характер его речи. Например, громкая и четкая речь свидетельствует о наличии приобретенной двусторонней сенсонев-ральной тугоухости в годы, когда артикуляционная функция речедвигательного аппарата была полностью сформирована. Невнятная речь с артикуляционными дефектами свидетельствует о том, что потеря слуха наступила в раннем детском возрасте, когда основные речевые навыки еще не были сформированы. Тихая внятная речь свидетельствует о кондуктивном типе тугоухости, например при отосклерозе, когда тканевая проводимость не нарушена и полностью обеспечивает слуховой контроль собственной речи. Следует обращать внимание на «поведенческие» признаки тугоухости: стремление больного приблизиться к врачу лучше слышащим ухом, прикладывание к уху ладони в виде рупора, внимательный взгляд, устремленный на губы врача (чтение с губ), и т. д.

Физикальное обследование

Физикальное обследование включает следующие приемы и методы: осмотр, пальпация и перкуссия лицевой и ушно-височной областей, эндоскопия уха, исследование барофункции слуховой трубы и некоторые другие. Проводят эндоскопию носа, глотки и гортани по общепринятой методике.

При внешнем осмотре обращают внимание на анатомические элементы лица и его внешний вид: симметричность мимики, носогубных складок, век. Предлагают больному оскалить зубы, наморщить лоб, сильно зажмурить глаза (контроль функции лицевых нервов). Определяют тактильную и болевую чувствительность по зонам иннервации ветвей тройничного нерва. При осмотре ушной области оценивают симметричность, размеры, конфигурацию, цвет, эластичность, состояние тактильной и болевой чувствительности ее анатомических образований.

Пальпация и перкуссия. С их помощью определяют тургор кожи, локальную и отдаленную болезненность. При жалобах на боли в ухе проводят глубокую пальпацию и перкуссию в области проекции антрума, площадки сосцевидного отростка, чешуи височной кости, области височно-нижнечелюстного сустава и ретромандибулярной ямки в области околоушной слюнной железы. Височно-нижнечелюстной сустав пальпируют при открывании и закрывании рта для выявления щелчков, хруста и других феноменов, свидетельствующих о наличии артрозоартрита этого сустава.

Отоскопия . При осмотре наружного слухового прохода обращают внимание на его ширину и содержимое. Вначале осматривают его без воронки, оттягивая ушную раковину кверху и кзади (у младенцев кзади и книзу) и одновременно отодвигая козелок кпереди. Глубокие отделы слухового прохода и барабанную перепонку осматривают при помощи ушной воронки и лобного рефлектора, при этом отмечают наличие или отсутствие определенных опознавательных признаков ее и патологических изменений (втянутость, гиперемия, перфорация и др.).

Исследование слуховой функции

Наука, предметом изучения которой является слуховая функция, называется аудиологией (от лат. audio — слышу), а клиническое направление, занимающееся лечением тугоухих людей, называется сурдологией (от лат. surditas — глухота).

Метод исследования слуха называется аудиометрией . В этом методе различают понятие акуметрии (от греч. akouo — слушаю), под которым понимают исследование слуха живой речью и камертонами. При аудиометрии используют электронно-акустические приборы (аудиометры). В качестве оценочных критериев служат ответы обследуемого (субъективная реакция): «слышу — не слышу», «понимаю — не понимаю», «громче — тише — равно громко», «выше — ниже» по тональности подаваемого звукового теста и др.

В качестве пороговой величины слухового восприятия принято звуковое давление, равное 2,10:10 000 микробар (мкб), или 0,000204 дины/см 2 , при частоте звука 1000 Гц. Величина, в 10 раз большая, равна 1 белу (Б) или 10 дБ, в 100 раз большая (×10 2) — 2 Б или 20 дБ; в 1000 раз большая (×10 3) — 3 Б или 30 дБ и т. д. Децибел как единица измерения интенсивности звука применяется во всех пороговых и надпороговых аудиометрических тестах, связанных с понятием громкости .

В XX в. для исследования слуха получили распространение камертоны, методика применения которых в отиатрии была разработана Ф. Бецольдом.

Исследование слуха «живой» речью

В качестве тестирующих речевых звуков (слов) используют шепотную, разговорную, громкую и очень громкую речь («крик с трещоткой») при заглушении противоположного уха трещоткой Барани (рис. 1).

Рис. 1.

При исследовании шепотной речью рекомендуют произносить слова шепотом после физиологического выдоха, используя резервный (остаточный) воздух легких. При исследовании разговорной речью применяют обычную речь средней громкости. Критерием оценки слуха при шепотной и разговорной речи является расстояние от исследующего до обследуемого, с которого он уверенно повторяет не менее 8 из 10 предъявляемых ему слов. Громкая и очень громкая речь применяется при тугоухости третьей степени и произносится над ухом пациента.

Исследование слуха с помощью камертонов

При исследования слуха камертонами используют набор разночастотных камертонов (рис. 2).

Рис. 2.

При исследовании слуха камертонами необходимо соблюдать ряд правил. Камертон следует держать за ножку, не касаясь бранш. Не следует касаться браншами ушной раковины и волос. При исследовании костной проводимости ножку камертона устанавливают на темя или лоб по средней линии (при определении феномена литерализации звук а) или на площадку сосцевидного отростка (при определении времени звучания камертона). Не следует ножку камертона прижимать слишком сильно к тканям головы, так как возникающее при этом у обследуемого болевое ощущение отвлекает его от основной задачи исследования; кроме того, это способствует ускоренному затуханию колебаний бранш камертона. Следует иметь в виду, что звуки в 1000 Гц и выше способны огибать голову обследуемого, поэтому при хорошем слухе на неисследуемое ухо может возникать феномен переслушивания по воздуху . Переслушивание может возникать и при исследовании тканевой проводимости; оно возникает в том случае, если в исследуемом ухе имеется перцептивная тугоухость, а противоположное ухо либо слышит нормально, либо в нем имеется кондуктивный тип тугоухости, например серная пробка или рубцовый процесс.

С помощью камертонов проводят ряд специальных аудиометрических тестов для дифференциальной диагностики между перцептивным и кондуктивным видами тугоухости. Результаты всех акуметрических тестов, осуществляемых с помощью живой речи и камертонов, целесообразно фиксировать в виде так называемого слухового паспорта (табл. 1, 2), который объединяет пять аспектов исследования:

1) выявление спонтанного раздражения звукового анализатора по тесту СШ (субъективный шум );

2) определение степени тугоухости в отношении живой речи по тестам ШР (шепотная речь ) и РР (разговорная речь ). При высокой степени тугоухости наличие слуха определяют по тесту «крик с трещоткой»;

3) определение с помощью камертонов чувствительности органа слуха к чистым тонам при воздушном и тканевом проведении звука;

4) выявление определенных корреляционных зависимостей между восприятием низких и высоких тонов при воздушном и костном проведении звука для дифференциальной диагностики форм тугоухости;

5) установление латерализации звука по костной проводимости для установления типа тугоухости на хуже слышащее ухо.

Таблица 1. Слуховой паспорт при нарушении звукопроведения

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение

С к 128 (N-40 c)


Опыт Швабаха

Опыт Вебера


Опыт Ринне

Опыт Бинга

Опыт Желле

Опыт Льюиса — Федеричи

Таблица 2. Слуховой паспорт при нарушении звуковосприятия

Тесты

Кр с трещоткой

Заглушение


С к 128 (N-40 c)

Укорочен

Опыт Швабаха

Опыт Вебера

Опыт Ринне

Опыт Желле

Тест СШ выявляет наличие раздражения периферического нервного аппарата органа слуха или состояние возбуждения слуховых центров. В слуховом паспорте наличие ушного шума отмечается символом «+».

Исследование живой речью . Это исследование проводится в отсутствие постороннего шума. Исследуемое ухо направлено в сторону обследующего, другое ухо плотно закрывают пальцем. Результаты исследования живой речью записываются в слуховом паспорте в метрах кратно числу 0,5: 0; «у рак», что означает — «слух у раковины»; 0,5; 1; 1,5 м и т. д. Результат фиксируют на том расстоянии, с которого обследуемый повторяет 8 из 10 названных слов.

При исследовании слуха камертонами камертон подносят к наружному слуховому проходу плоскостью бранши на расстоянии 0,5-1 см с периодичностью одного раза в 5 с. Запись в паспорте производится с этой же кратностью, т. е. 5 с; 10 с; 15 с и т. д. Факт понижения слуха устанавливают в тех случаях, когда время восприятия звука укорочено на 5% и более относительно паспортной нормы камертона.

Критерии оценки камертональных тестов типового слухового паспорта

  • При воздушном проведении звука:
    • кондуктивная (басовая) тугоухость: снижение продолжительности восприятия камертона С 128 при околонормальном восприятии камертона С 2048 ;
    • перцептивная (дискантовая) тугоухость: околонормальное время восприятия камертона С 128 и снижение продолжительности восприятия камертона с 2048 .
  • При тканевом (костном) проведении звука (применяют только камертон С 128):
    • кондуктивная тугоухость: нормальная или увеличенная продолжительность восприятия звука;
    • перцептивная тугоухость: снижение продолжительности восприятия звука.

Выделяют также смешанный тип тугоухости , при которой происходит укорочение времени восприятия басового (С 128) и дискантового (С 2048) камертонов при воздушном звукопроведении, и басового камертона при тканевом звукопроведении.

Критерии оценки камертональных тестов

Опыт Швабаха (1885). Классический вариант : ножку звучащего камертона прикладывают к темени обследуемого до прекращения восприятия им звука, после чего обследующий немедленно прикладывает ее к своему темени (предполагается, что у обследующего должен быть нормальный слух); если звук не слышен, это свидетельствует о нормальном слухе обследуемого, если звук все еще воспринимается, то у обследуемого костная проводимость «укорочена», что свидетельствует о присутствии перцептивной тугоухости.

Опыт Вебера (1834). Ножку звучащего камертона прикладывают по средней линии ко лбу или темени, обследуемый сообщает о наличии или отсутствии латерализации звука. При нормальном слухе или при симметричном его снижении звук будет ощущаться «посередине» или «в голове» без четкой латерализации. При нарушении звукопроведения звук латерализуется в хуже слышащее ухо, при нарушении звуковосприятия — в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне (1885). При помощи С 128 или С 512 определяют время звучания камертона при воздушном проведении; затем определяют время звучания этого же камертона при тканевом проведении. В норме и при сенсоневральной тугоухости продолжительность восприятия звука при воздушном звукопроведении больше, чем при ткневом звукопроведении. В этом случае говорят, что «опыт Ринне положителен », и в слуховом паспорте этот факт отмечают в соответствующей ячейке знаком «+». В случае, когда время звучания при тканевом звукопроведении больше времени звучания при воздушном проведении, говорят, что «опыт Ринне отрицателен », и в слуховом паспорте проставляют знак «-». Положительный «Ринне» типичен для нормального слуха при нормальных временных показателях для воздушного и костного звукопроведения. Положителен он также и при сенсоневральной тугоухости, но при более низких временных показателях. Отрицательный «Ринне» характерен для нарушения звукопроведения. При отсутствии восприятия звука посредством воздушного звукопроведения говорят о «бесконечно отрицательном Ринне», при отсутствии костной проводимости говорят о «бесконечно положительном Ринне». «Ложный отрицательный Ринне» отмечают при переслушивании через кость другим ухом в том случае, если слух на это ухо нормальный, а в обследуемом ухе имеется выраженная сенсоневральная тугоухость. В этом случае для исследования слуха здоровое ухо заглушают трещоткой Барани.

Опыт Желле (1881). Предназначен для определения наличия или отсутствия подвижности основания стремени и применяется в основном для выявления анкилоза стремени при отосклерозе. Опыт основан на феномене понижения громкости звучащего камертона при костном проведении во время повышения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения опыта используют низкочастотный камертон с длительным временем звучания и баллон Политцера с наставленной на его конце резиновой трубкой с оливой. Оливу, подобранную по размеру наружного отверстия слухового прохода, плотно вставляют в наружный слуховой проход, а звучащий камертон рукояткой приставляют к площадке сосцевидного отростка. Если звук становится тише, говорят о «положительном » опыте Желле, если не изменяется, то опыт определяют как «отрицательный ». Соответствующие символы проставляются в слуховой паспорт. Отрицательный опыт Желле наблюдают при диссоциации слуховых косточек в результате травмы, перфорациях барабанной перепонки и облитерации окон ушного лабиринта. Вместо камертона можно использовать костный телефон аудиометра.

Тональная пороговая аудиометрия

Тональная пороговая аудиометрия — стандартный общепринятый метод исследования слуховой чувствительности к «чистым» тонам в диапазоне 125-8000 (10 000) Гц при воздушном проведении звука и в диапазоне 250-4000 Гц при костном проведении звука. Для этой цели применяются специальные генераторы звука, шкалы которых отградуированы в дБ. Современные аудиометры снабжены встроенным компьютером, программное обеспечение которого позволяет протоколировать исследование с отображением на дисплее тональной аудиограммы и ее фиксацией в «твердой копии» на специальном бланке при помощи принтера с указанием протокольных данных. Для правого уха на бланке тональной аудиограммы используется красный цвет, для левого — синий; для кривых воздушной проводимости — сплошная линия, для костной проводимости — пунктирная. При проведении тональной, речевой и других видов аудиометрического исследования пациент должен находиться в звукозаглушенной камере (рис. 3). Каждый аудиометр снабжен дополнительно генератором шумовых узкополосных и широкополосных спектров для проведения исследования с маскировкой неисследуемого уха. Для исследования воздушной проводимости применяют специально отградуированные наушники; для костной проводимости — «костный телефон» или вибратор.

Рис. 3. Аудиометр; на заднем плане — звукозаглушенная мини-камера

Кроме пороговой тональной аудиограммы в современных аудиометрах заложены программы многих других тестов.

При нормальном слухе кривые воздушной и костной проводимости проходят около пороговой линии с отклонением на разных частотах в пределах ±5-10 дБ, если же кривые опускаются ниже этого уровня, это свидетельствует о нарушении слуха. Различают три основных типа изменения тональной пороговой аудиограммы: восходящий, нисходящий и смешанный (рис. 4).

Рис. 4. Основные типы тональных пороговых аудиограмм: I — восходящий при нарушении звукопроведения; II — нисходящий при нарушении звуковосприятия; III — смешанный при нарушении звукопроведения и звуковосприятия; РУ — резерв улитки, указывающий на потенциальную возможность восстановления слуха до уровня костной проводимости при условии устранения причины тугоухости

Надпороговая аудиометрия

Надпороговая аудиометрия включает аудиометрическис пробы, в которых тестовые тональные звуки и речевые сигналы превышают порог чувствительности слуха. С помощью этих проб достигаются следующие цели: выявление феномена ускоренного нарастания громкости и адаптационных резервов органа слуха, определение уровня слухового дискомфорта , степени разборчивости речи и помехоустойчивости , ряд других функций звукового анализатора. Например, при помощи пробы Люшера — Цвиклоцкого определяют дифференциальный порог интенсивности при дифференциальной диагностике между кондуктивным и перцептивным типами тугоухости. Эта проба представлена в виде стандартного теста в любом современном аудиометре.

Речевая аудиометрия

В этом тесте в качестве тестирующих звуков используются отдельные специально подобранные слова, содержащие низкие и высокие частотные форманты. Результат оценивают по количеству правильно понятых и повторенных слов в процентном отношении к общему числу предъявленных слов. На рис. 5 приведены примеры речевых аудиограмм для различных типов тугоухости.

Рис. 5. Речевые аудиограммы при различных типах тугоухости: 1 — кривая при кондуктивной тугоухости; 2 — кривая при кохлеарной форме тугоухости; 3 — кривая при смешанной форме тугоухости; 4 — кривая при центральном типе тугоухости; а, б — различные позиции кривой разборчивости речи при кондуктивном типе тугоухости; в, г — отклонения кривых книзу при снижении УСД (при наличии ФУНГ)

Исследование пространственного слуха

Исследование функции пространственного слуха (ототопики) направлено на разработку методов топической диагностики уровней поражения звукового анализатора.

Исследование проводится в звукоизолированном помещении, оборудованном специальной акустической установкой, состоящей из генератора звука и расположенных перед испытуемым в вертикальной и горизонтальной плоскостях громкоговорителей.

Задача обследуемого заключается в определении локализации источника звука. Результаты оценивают по проценту правильных ответов. При сенсоневральной тугоухости точность определения локализации источника звука снижается на стороне хуже слышащего уха. Локализация звука по вертикали у этих больных изменяется в зависимости от потери слуха на высокие тоны. При отосклерозе полностью исключается возможность локализовать звук в вертикальной плоскости независимо от спектра частот тестирующего звука, в то время как локализация по горизонтали изменяется лишь в зависимости от асимметрии слуховой функции. При болезни Меньера отмечается постоянное нарушение ототопики во всех плоскостях.

Методы объективного исследования слуха

В основном эти методы применяются в отношении малолетних детей, лиц, проходящих экспертизу на наличие слуховой функции, и больных с ущербной психикой. Методы основаны на оценке слуховых рефлексов и вызванных слуховых потенциалов.

Слуховые рефлексы

В их основе лежат рефлекторные связи органа слуха с сенсомоторной сферой.

Ауропальпебральный рефлекс Прейера (Н. Рreyer, 1882) — непроизвольное мигание, возникающее при резком внезапном звуке. В 1905 г. В. М. Бехтерев предложил использовать этот рефлекс с целью выявления симуляции глухоты. Различные модификации этого рефлекса использовались в клинике Н. П. Симановского. В настоящее время этот рефлекс применяется для исключения глухоты у грудных детей.

Ауроларингеальный рефлекс (J. Mick, 1917). Сущность этого рефлекса заключается в том, что под влиянием неожиданного резкого звука возникает рефлекторное смыкание голосовых складок с последующим их разведением и глубоким вдохом. Этот рефлекс в экспертной пробе весьма надежен, поскольку он относится к безусловным, не зависящим от воли испытуемого, реакциям.

Ауропупиллярный рефлекс (G. Holmgren, 1876) заключается в рефлекторном расширении, а затем в сужении зрачков под влиянием внезапного сильного звука.

Рефлекс Фрешельса (Froeschels). Заключается в том, что при резком звуке возникает непроизвольное отклонение взора в сторону источника звука.

Рефлекс Цемаха (Cemach). При внезапном громком звуке возникает наклон головы и туловища (реакция отстранения) в сторону, противоположную той, с которой раздался резкий сильный звук.

Звуковые двигательные рефлексы мышц барабанной полости . Эти безусловные рефлексы, возникающие в ответ на надпороговую звуковую стимуляцию, получили широкое распространение в современных аудиологии и сурдологии.

Слуховые вызванные потенциалы

Метод основан на феномене генерации в нейронах слуховых зон коры головного мозга биоэлектрических вызванных потенциалов , возникающих при озвучивании рецепторных клеток спирального органа улитки, и регистрации этих потенциалов при помощи их суммации и компьютерной обработки; отсюда и другое название метода — компьютерная аудиометрия . В аудиологии используют слуховые вызванные потенциалы для топической диагностики центральных нарушений звукового анализатора (рис. 6).

Рис. 6. Схематическое изображение усредненных вызванных слуховых биопотенциалов

Методы исследования слуховой трубы

Исследование слуховой трубы является одним из основных методов диагностики заболеваний как этого органа, так и среднего уха и их дифференциальной диагностики.

Скопические методы

При отоскопии нарушения функций слуховой трубы проявляются: а) втянутостью расслабленной и натянутой частей барабанной перепонки; б) увеличением глубины конуса барабанной перепонки, из-за чего короткий отросток молоточка выпячивается наружу (симптом «указательного пальца»), световой рефлекс резко укорочен или вовсе отсутствует.

При эпифарингоскопии (задней риноскопии) оценивают состояние носоглоточных устьев слуховых труб (гиперемия, сенехии, повреждения и др.), состояние трубных миндалин и аденоидной ткани, хоан, сошника, ретроспективу носовых ходов.

Пневмоотоскопия

Методика проводится с помощью воронки Siegle (1864), снабженной резиновым баллончиком для воздействия на барабанную перепонку воздушной струей (рис. 7).

Рис. 7. Воронка Зигле с пневматической приставкой

При нормальной вентиляционной функции слуховой трубы импульсное повышение давления в наружном слуховом проходе вызывает колебания барабанной перепонки. При нарушении вентиляционной функции слуховой трубы или при адгезивном процессе подвижность перепонки отсутствует.

Сальпингоскопия

Для осмотра носоглоточного устья слуховой трубы применяются современные оптические эндоскопы.

В настоящее время для осмотра слуховой трубы применяются тончайшие фиброскопы с управляемой оптикой на дистальном конце, которые могут проникать через слуховую трубу в барабанную полость для проведения туботимпанальной микрофиброэндоскопии .

Продувание слуховой трубы . Этот способ применяется как с диагностической, так и с лечебной целью. Для него используют специальный резиновый баллон, соединенный посредством резиновой трубки с носовой оливой, которую вставляют в ноздрю и плотно зажимают вместе с другой ноздрей. Обследуемый делает глоток воды, во время которого полость носоглотки перекрывается мягким небом, а глоточное отверстие слуховой трубы раскрывается. В этот момент баллон сдавливают, в полости носа и носоглотке повышается давление воздуха, который при нормальном функционировании слуховой трубы поступает в среднее ухо. Вместо глотка воды можно произносить звуки, при артикуляции которых происходит перекрытие носоглотки мягким небом, например «также-также», «ку-ку», «пароход» и др. При поступлении воздуха в барабанную полость в наружном слуховом проходе можно услышать своеобразный шум. При выслушивании этого шума применяется отоскоп Лютце , представляющий собой резиновую трубку, на концах которой находятся две ушные оливы. Одну из них вставляют в наружный слуховой проход обследующего, другую — в наружный слуховой проход обследуемого. Выслушивание осуществляется во время глотка при зажатом носе (проба Тойнби ).

Более эффективным способом определения проходимости слуховой трубы является проба Вальсальвы , которая заключается в попытке усиленного выдоха при плотно зажатом носе и губах. При этой пробе в случае проходимости слуховой трубы у обследуемого возникает ощущение распирания в ушах, а обследующий выслушивает при помощи отоскопа характерный дующий или хлопающий звук. Ниже приведен список наиболее известных проб.

До наших дней дошли принципы оценки проходимости слуховой трубы по степеням. А. А. Пухальский (1939) предложил классифицировать состояние вентиляционной функции слуховых труб по четырем степеням:

  • I степень — шум выслушивается при простом глотке;
  • II степень — шум выслушивается при пробе Тойнби;
  • III степень — шум выслушивается при пробе Вальсальвы;
  • IV степень — шум не выслушивается ни при одной из перечисленных проб. Полную непроходимость оценивают по отсутствию шума при проведении пробы Политцера с глотком воды. При невозможности определения проходимости слуховой трубы приведенными способами прибегают к ее катетеризации.

Катетеризация слуховых труб

Для проведения катетеризации слуховой трубы необходимы следующие инструменты (рис. 8): баллон Политцера (7) для продувания слуховой трубы; отоскоп Лютце (2) для выслушивания ушного шума, возникающего при прохождении воздуха через слуховую трубу, и ушной катетер (канюля Гартмана) для прямого продувания слуховой трубы способом ее катетеризации.

Рис. 8. Набор инструментов для катетеризации слуховой трубы: 1 — резиновый баллон; 2 — отоскоп — резиновая трубка для выслушивания шума; 3 — катетер для прямого зондирования слуховой трубы

Техника катетеризации слуховой трубы

Катетер вводят по общему носовому ходу клювом вниз до соприкосновения с задней стенкой носоглотки, поворачивают его на 90° в сторону противоположного уха и подтягивают до соприкосновения с сошником. Затем поворачивают катетер клювом книзу на 180° в сторону исследуемой слуховой трубы так, чтобы клюв был обращен к боковой стенке носоглотки. После этого клюв поворачивают кверху еще на 30-40°, чтобы колечко, находящееся у воронки катетера, оказалось направленным в сторону наружного угла глазницы. Завершающий этап заключается в поиске глоточного отверстия слуховой трубы, во время которого могут быть определены валики этого отверстия (задний и передний). Попадание в отверстие характеризуется ощущением «захвата» конца катетера. Далее вставляют конический конец баллона в раструб катетера и легкими движениями нагнетают в него воздух. При проходимости слуховой трубы прослушивается дующий шум, а при отоскопии после продувания обнаруживается инъецированность сосудов барабанной перепонки.

Ушная манометрия основана на регистрации повышения давления в наружном слуховом проходе, возникающем при повышении давления в носоглотке и наличии проходимости слуховой трубы.

В настоящее время исследование функции слуховой трубы проводят при помощи фонобарометрии и электротубометрии .

Фонобарометрия позволяет косвенным путем устанавливать величину давления воздуха в барабанной полости и контролировать состояние вентиляционной функции слуховой трубы.

Импедансная аудиометрия (англ. impedance , от лат. impedio — препятствую, оказываю сопротивление). Под акустическим импедансом понимают комплексное сопротивление, которое испытывают звуковые волны, проходящие через определенные акустические системы и приводящие эти системы в вынужденные колебания. В аудиологии исследование акустической импедансометрии направлено на определение качественных и количественных характеристик звукопроводящей системы среднего уха.

Современная импедансометрия включает измерение абсолютной величины входного импеданса, т. е. акустического сопротивления звукопроводящей системы; регистрацию изменений входного импеданса под влиянием сокращения мышц барабанной полости и ряд других показателей.

Акустическая рефлексометрия позволяет оценить рефлекторную деятельность мышц барабанной полости и диагностировать нарушения слуховой функции на уровне первого нейрона. Основными диагностическими критериями являются: а) величина порога стимулирующего звука в дБ; б) длительность латентного периода акустического рефлекса, отражающая функциональное состояние первого нейрона, от начала звукового стимула до рефлекторного сокращения ипси- или контралатеральной стременной мышцы; в) характер изменений акустического рефлекса в зависимости от величины надпорогового звукового стимула. Указанные критерии выявляют при измерении параметров акустического импеданса звукопроводящей системы.

Оториноларингология. В.И. Бабияк, М.И. Говорун, Я.А. Накатис, А.Н. Пащинин

Проверка слуха, или аудиометрический тест, а проще говоря - аудиометрия – часть обследования органов слуха, в ходе которого проверяется, насколько хорошо звук воспринимается мозгом.

Звуки, которые мы слышим, представляют собой вибрацию воздуха, жидкостей или твёрдых материалов в окружающей среде. Вибрация создаёт звуковые волны со своей частотой и амплитудой. Частота вибрации определяет высоту звука, а амплитуда – громкость.

Когда звуковые волны проникают в ухо, они превращаются в нервные импульсы, которые воспринимает наш мозг, и мы распознаём звук.

В целом, проверка слуха помогает определить, есть ли у пациента нарушения слуха. В данной статье мы рассмотрим разные способы проверки слуха.

2. Зачем проверять слух?

Проверка слуха может быть сделана для того, чтобы:

  • Проверить новорождённых и маленьких детей, выявить у них нарушения слуха. Проблемы со слухом могут помешать детям нормально развиваться, поэтому лучше диагностировать их на раннем этапе.
  • Проверить возможное ухудшение слуха у тех пациентов, которые замечают проблемы со слухом и восприятием аудио-информации;
  • Определить тип потери слуха: проводящий или сенсонейронный. Возможен также смешанный тип потери слуха.

3. Как подготовится к проверке?

Расскажите своему доктору, если

  • Вы недавно подвергались воздействию громких звуков, которые создавали звон в ушах. Избегайте громких звуков перед тестом, они могут помешать узнать реальный результат.
  • Вы принимаете лекарства, которые могут повлиять на слух.
  • У вас проблемы с восприятием нормальной (негромкой) речи.
  • Вы недавно перенесли простуду или отит.

Перед тестом доктор также может осмотреть ваши уши и удалить накопившуюся ушную серу, т.к. она может помешать проверке слуха.

Если вы будете проходить проверку слуха в наушниках, то вам необходимо снять очки, заколки и любые другие предметы, которые могут помешать надеть наушники.

Если вы носите слуховой аппарат, то вас также могут попросить снять его.

4. Как проверяется слух?

В данном разделе мы рассмотрим разные методы проверки слуха.

Проверка слуха шёпотом

Этот тест – самый простой и известен всем с раннего возраста. Во время проверки слуха шёпотом, доктор попросит вас закрыть одно ухо и повторить за ним слова. Во время этого теста доктор может менять расстояние между вами.

Тональная аудиометрия

Для тональной аудиометрии используется специальное устройство (аудиометр), которое проигрывает серию звуков в наушниках. Звуки различаются по высоте. Во время тональной аудиометрии доктор будет делать звуки тише, пока вы не скажете, что перестали их слышать. Затем доктор будет медленно прибавлять громкость, пока вы не скажете, что слышите звуки вновь. Во время тональной аудиометрии каждое ухо проверяется отдельно. После проверки через наушники вам нужно будет их снять. Теперь доктор будет использовать специальное устройство, которое прикладывается к кости за ухом, и повторит тест.

Тест с помощью камертона

Камертон – это специальная железная двухконечная вилка, которая производит звук при ударе. Доктор измерит ваш слух, производя звук в разных местах, и проверит реакцию ваших органов слуха.

Восприятие речи и распознавание слов

Данный тип теста используется для того, чтобы измерить, насколько хорошо вы слышите и понимаете слова во время беседы. Доктор попросит вас повторить последовательность простых разговорных слов.

Аудиологический скрининг (отоакустическая эмиссия)

Этот тест используется для грудных детей. Маленький микрофон вставляется в ухо ребёнку и замеряет ответную реакцию его уха на звук.

Слуховая реакция ствола головного мозга

Данный тип теста позволяет выявить такое нарушение слуха, как нейросенсорную тугоухость. Во время этого теста электроды накладываются на голову и замеряют активность мозга во время проигрывания звуков.

О чём стоит знать?

Приведённые в нашей статье методы проверки органов слуха – это не все возможные тесты. Ваш лечащий врач может предложить свой метод, который наверняка поможет диагностировать возможные проблемы со слухом или определить причину потери слуха.

Орган слуха у человека обладает сложным и одновременно уникальным строением. Так, уши отвечают за множество важных функций в строении человека. В первую очередь человеческий орган слуха необходим для восприимчивости звуков, их переработку и преобразование в децибелы, а далее отправление в головной мозг. Помимо этого, ухо отвечает за равновесие человека.

В случае дисфункции какого-либо отдела, человек испытывает ушные и головные боли, потерю остроты слуха, чувство заложенности и другие неприятные симптомы, которые могут надолго выбить человека из привычного образа жизни. Для того чтобы проверить остроту чувствительности звуков существуют программы для проверки слуха.

Далеко не все люди могут заметить ухудшение слуха сразу. В большинстве случаев чувствительность звуков происходит постепенно. В это время человек теряет способность слышать самые низкие звуки. Для выявления чувствительности органа слуха можно пройти проверку слуха онлайн или обратиться в медицинский центр.

Однако, на незначительные изменения в ушном органе человек обращает внимание только после проверки слуха . Но по-настоящему человек начинает волноваться только тогда, когда замечает, что диапазон слышимости заметно изменился . Обыкновенно в это время человек не может разобрать шепот с расстояния вытянутой руки или чувствует проблему разбора речи в телевизоре или по радио.

Причина ухудшения слуха кроется в дисфункции средней области органа слуха. Средняя область находится после наружной части ушного органа и перед внутренним ухом. Средняя область имеет не сложное, но исключительное строение, и благодаря ее работе, человек воспринимает как самые высокие, так низкочастотные звуки.

Кроме этого, данная часть различает и повышает сигналы, интонации и различные шумы.

В целом, за функционирование и передачу звуков отвечают следующие элементы:

  1. Наружная область. В нее входит ушная раковина и внешний слуховой проход. От средней области органа слуха отделяется барабанной перепонкой.
  2. Среднее ухо . После барабанной перепонки находится среднее ухо, евстахиева трубка и слуховые косточки.
  3. Внутренняя часть обладает одной из самых нестандартных строений в организме человека. Второе название описываемой области – лабиринт. Главная задача лабиринта - поддержание равновесия человека.

В анатомию уха входят следующие элементы:

  • завиток;
  • противозавиток;
  • противокозелок;
  • мочка уха.

Из-за сложного и уникального строения в орган слуха редко попадают различные бактерии и инфекции, а внешние факторы не могут повлиять на здоровье человека.

Поэтому практически все заболевания в ушах происходят в период слабой иммунной системы или в результате проникновения вирусов через носоглотку.

Строение средней части органа слуха

Как мы уже выяснили, причина снижения остроты слуха и других воспалений кроется в заболевании средней части уха. Перед выявлением причин разберемся в строении данного элемента.

Всем известно, что среднее ухо находится позади барабанной перепонки и располагается вблизи височной части. В глубине височной области расположились следующие части среднего уха:

  1. В височной кости находится сосцевидный отросток. Он соединяет барабанную и височную части.
  2. Между височным отделом и внешним слуховым проходом находится барабанная полость.
  3. Данная область соединяется с носоглоткой при помощи евстахиевой трубки. В ее функции входит регуляция давления.

Три данных элемента обладают многочисленными функциями и дополнительными структурами.

Так, основная область среднего уха – барабанная полость . В его структуру входят следующие составляющие:

  1. К барабанной перепонке примыкает молоточек. Он передает полученные звуковые волны далее к слуховым косточкам.
  2. Второй составляющей косточек считается наковальня. Он расположился после молоточка, но перед стремечком. Основная функция данной косточки – передача звуковых колебаний далее по направлению.
  3. Замывает слуховые косточки стремечко. В его функцию входит передача звуковых колебаний во внутреннее ухо, а далее в головной мозг. Интересно, что данная область считается самой легкой костью не только в ушах, но и во всем организме. Ее размер составляет около четырех миллиметров, а вес – 2,5 мг.

Все перечисленные элементы преобразовывают звуковые волны или шумы и передают обработанные звуки далее во внутреннюю часть.

При нарушении одной косточки происходит дисфункция всего отдела, и как следствие, потере остроты слуха.

Кроме этого, в задачи слуховых косточек входит:

  1. Поддержание функций барабанной перепонки.
  2. Регулировка и понижение очень высоких звуков.
  3. Приспособление уха к восприятию разных звуков по высоте и силе.

Два раза в год необходимо посещать ушного врача. Таким образом, вы сможете избежать множество воспалений разного рода.

Существуют специальные звуки для проверки слуха. При обследовании у ЛОР-врача не забудьте пройти обследование на остроту слуха.