Советы психолога. Как отвечать на психологические тесты? Прохождение комиссии: какие вопросы задает психиатр

ТЕСТЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ:
(для психологов)

Краткое Исследование Психического Состояния (Mini-Mental State Examination – MMSE),
Батарея лобной дисфункции (Frontal Assessment Battery – FAB),
Тест рисования часов,
Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

Источник:
Диагностика деменции. Методические рекомендации
Научная информация № 4
В. В. Захаров, Н. Н. Яхно
Клиника нервных болезней им. А. Я. Кожевникова

1. Краткое Исследование Психического Состояния

MINI-MENTAL STATE EXAMINATION (MMSE)
(M. F. FOLSTEIN, S. E. FOLSTEIN, P. R. HUGH, 1975)
перевод с английского

Краткое Исследование Психического Состояния является наиболее широко распространенной методикой для скрининга и оценки тяжести деменции

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА

ОЦЕНКА (баллы)

1. Ориентировка во времени: 0 – 5
Назовите дату (число, месяц, год, день недели)
2. Ориентировка в месте: 0 – 5
Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, комната)
3. Восприятие: 0 – 3
Повторите три слова: карандаш, дом, копейка
4. Концентрация внимания: 0 – 5
Серийный счет («от 100 отнять 7») - пять раз
Либо: Произнесите слово «земля» наоборот
5. Память 0 – 3
Припомните 3 слова (см. п. 3)
6. Речь 0 – 2
Называние (ручка и часы)
Повторите предложение: «Никаких если, и или но»
7. 3-этапная команда: 0 – 1
«Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол»
8. Чтение: «Прочтите и выполните» 0 – 3
а) 3акройте глаза
б) Напишите предложение
9. Срисуйте рисунок 0 – 3

ОБЩИЙ БАЛЛ: 0 – 30


ИНСТРУКЦИИ

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число, спрашивают «Какого месяца?», «Какого года?», «Какой день недели?». Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.
2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: «Где мы находимся?». Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение, в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.
3. Восприятие. Дается инструкция: «Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка». Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.
4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7. Достаточно пяти вычитаний (до результата «65»). Каждая ошибка снижает оценку на один балл.
Другой вариант: просят произнести слово «земля» наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится «ямлез» вместо «ялмез» ставится 4 балла; если «ямлзе» – 3 балла, и т. д.
5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п. 3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.
6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: «Что это такое?», аналогично – часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.
7. Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.
8-9. Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осмысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команды больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результат теста получается путем суммации результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит. По данным разных исследователей, результаты теста могут иметь следующее значение.
28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций
24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения
20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности
11 –19 баллов – деменция умеренной степени выраженности
0 – 10 баллов – тяжелая деменция
Следует отметить, что чувствительность вышеприведенной методики не является абсолютной: при деменции легкой выраженности суммарный балл MMSE может оставаться в пределах нормального диапазона. Чувствительность данного теста особенно невелика при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или при деменциях с преимущественным поражением лобных долей головного мозга.

2. Батарея лобной дисфункции

FRONTAL ASSESSMENT BATTERY (FAB)
(B.DUBOIS И СОАВТ., 1999)

Методика была предложена для скрининга деменции с преимущественным поражением лобных долей или подкорковых церебральных структур, то есть когда чувствительность MMSE может быть недостаточной.

1. Концептуализация. Пациента спрашивают: «Что общего между яблоком и грушей?». Правильным считают ответ, который содержит категориальное обобщение («Это фрукты»). Если больной затрудняется или дает иной ответ, ему говорят правильный ответ. Потом спрашивают: «Что общего между пальто и курткой?»... «Что общего между столом и стулом?». Каждое категориальное обобщение оценивается в 1 балл. Максимальный балл в данном субтесте – 3, минимальный – 0.
2. Беглость речи. Просят закрыть глаза и в течение минуты называть слова на букву «с». При этом имена собственные не засчитываются. Результат: более 9 слов за минуту – 3 балла, от 7 до 9 – 2 балла, от 4 до 6 – 1 балл, менее 4 – 0 баллов.
3. Динамический праксис. Больному предлагается повторить за врачом одной рукой серию из трех движений: кулак (ставится горизонтально, параллельно поверхности стола) – ребро (кисть ставится вертикально на медиальный край) – ладонь (кисть ставится горизонтально, ладонью вниз). При первом предъявлении серии больной только следит за врачом, при втором предъявлении – повторяет движения врача, наконец, последующие две серии делает самостоятельно. При самостоятельном выполнении подсказки больному недопустимы. Результат: правильное выполнение трех серий движений – 3 балла, двух серий – 2 балла, одной серии (совместно с врачом) – 1 балл.
4. Простая реакция выбора. Дается инструкция: «Сейчас я проверю Ваше внимание. Мы будет выстукивать ритм. Если я ударю один раз. Вы должны ударить два раза подряд. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается следующий ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата: правильное выполнение – 3 балла, не более 2 ошибок – 2 балла, много ошибок – 1 балл, полное копирование ритма врача – 0 баллов.
5. Усложненная реакция выбора. Дается инструкция: «Теперь если я ударю один раз, то Вы ничего не должны делать. Если я ударю два раза подряд, Вы должны ударить только один раз». Выстукивается ритм: 1-1-2-1-2-2-2-1-1-2. Оценка результата аналогично п. 4.
6. Исследование хватательных рефлексов. Больной сидит, его просят положить руки на колени ладонями вверх и проверяют хватательный рефлекс. Отсутствие хватательного рефлекса оценивается в 3 балла. Если больной спрашивает, должен ли он схватить, ставится оценка 2. Если больной хватает, ему дается инструкция не делать этого и хватательный рефлекс проверяется повторно. Если при повторном исследовании рефлекс отсутствует, ставится 1, в противном случае – 0 баллов.
Таким образом, результат теста может варьировать от 0 до 18; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.
В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результата FAB и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE (24 и более баллов). При деменции альцгеймеровского типа легкой выраженности напротив, снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).
Наконец, при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижается как показатель MMSE, так и показатель FAB.

3. Тест рисования часов

Простота и необычайно высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее общеупотребительных инструментов для диагностики данного клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Врач говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, и чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной самостоятельно должен нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции, В норме, это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10-балльной шкале:
10 баллов – норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время.
9 баллов – незначительные неточности расположения стрелок.
8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок
7 баллов – стрелки показывают совершенно неправильное время
6 баллов – стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)
5 баллов – неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.
4 балла – утрачена целостность часов, часть чисел отсутствуют или расположена вне круга
3 балла – числа и циферблат более не связаны друг с другом
2 балла – деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно
1 балл – больной не делает попыток выполнить инструкцию
Выполнение данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. ,Для дифференциального диагноза данных состояний, при неправильном самостоятельном рисунке, больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

4. Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating)

Для оценки тяжести когнитивных нарушений применяются как количественные нейропсихологические методики, так и клинические шкалы, которые оценивают и когнитивные, и другие (поведенческие, эмоциональные, функциональные) симптомы деменции. Данная Шкала Общего Ухудшения (Global Deterioration Rating) является одной из наиболее полных клинических шкал, весьма часто применяемой на практике. 2-я и 3-я позиции данной Шкалы соответствуют легкому когнитивному расстройству, а 4-7-я – деменции (согласно МКБ-10).

1 – нет ни субъективных, ни объективных симптомов нарушений памяти или других когнитивных функций.
2 – очень мягкие расстройства: жалобы на снижение памяти, чаще всего двух видов (а) – не помнит, что куда положил; (б) забывает имена близких знакомых. В беседе с больным нарушения памяти не выявляются. Больной полностью справляется с работой и самостоятелен в быту. Адекватно встревожен имеющейся симптоматикой.
3 – мягкие расстройства: негрубая, но клинически очерченная симптоматика. Не менее одного из следующих: (а) невозможность найти дорогу при поездке в незнакомое место; (б) сослуживцы пациента знают о его когнитивных проблемах; (в) трудности поиска слова и забывчивость на имена очевидна для домашних; (г) пациент не запоминает то, что только что прочел; (д) не запоминает имена людей, с которыми знакомится; (е) куда-то положил и не смог найти важный предмет; (ж) при нейропсихологическом тестировании может отмечаться нарушение серийного счета.
Объективизировать когнитивные расстройства при этой степени выраженности можно лишь с помощью тщательного исследования высших мозговых функций.
Нарушения могут сказываться на работе и в быту. Больной начинает отрицать имеющиеся у него нарушения. Часто легкая или умеренная тревожность.
4 – умеренные нарушения: очевидная симптоматика. Основные проявления: (а) пациент недостаточно осведомлен о происходящих вокруг событиях; (б) нарушена память о некоторых событиях жизни; (в) нарушен серийный счет; (г) нарушена способность находить дорогу, осуществлять финансовые операции и т. д.
Обычно нет нарушений (а) ориентировки во времени и в собственной личности; (б) узнавания близких знакомых; (в) способности находить хорошо знакомую дорогу.
Неспособность выполнения сложных заданий. Отрицание дефекта становится основным механизмом психологической защиты. Отмечается уплощение аффекта и избегание проблемных ситуаций.
5 – умеренно тяжелые нарушения: утрата независимости. Невозможность припомнить важные жизненные обстоятельства, например, домашний адрес или телефон, имена членов семьи (например, внуков), название учебного заведения, которое заканчивал.
Обычно дезориентация во времени или в месте. Трудности серийного счета (от 40 по 4 или от 20 по 2).
В то же время, основная информация о себе и окружающих сохранна. Пациенты никогда не забывают собственное имя, имя супруга и детей. Не требуется посторонней помощи при еде и естественных отправлениях, хотя могут быть трудности при одевании.
6 – тяжелые нарушения: не всегда возможно припоминание имени супруга или другого лица, от которого имеется полная зависимость в повседневной жизни. Амнезия на большинство событий жизни. Дезориентация во времени. Трудности счета от 10 до 1, иногда также от 1 до 10. Большую часть времени нуждается в посторонней помощи, хотя иногда сохраняется способность находить хорошо знакомую дорогу. Часто нарушается цикл «сон-бодрствование». Почти всегда сохранно припоминание собственного имени. Обычно сохранно узнавание знакомых людей.
Изменяется личность и эмоциональное состояние. Могут быть: (а) бред и галлюцинации, например, идеи о том, что супруга подменили, разговор с воображаемыми лицами или с собственным отражением в зеркале; (б) навязчивости; (в) тревожность, психомоторное возбуждение, агрессия; (г) когнитивная абулия – отсутствие целенаправленной деятельности в результате утраты способности к ней.
7 – очень тяжелые нарушения: Обычно отсутствует речь. Недержание мочи, необходима помощь при приеме пищи. Утрачиваются основные психомоторные навыки, в том числе навык ходьбы. Мозг больше не способен руководить телом. Отмечаются неврологические симптомы декортикации.
Новые статьи

Рассмотрим, какие используются диагностические тесты в психиатрии. Не существует ни одного физиологического или психологического метода тестирования, которого самого по себе было бы достаточно для постановки диагноза тяжелого психического расстройства. Однако диагностические методы и лабораторные анализы могут дополнить сведения, полученные при изучении психиатрического анамнеза и психического состояния на момент обследования. Выбор врачом определенных тестов зависит от его диагностических предположений, сформировавшихся во время первой беседы.

Медицинские тесты

Для того чтобы удостовериться в том, что психиатрический симптом не вызван органическим расстройством, врач назначает некоторые лабораторные исследования. Наиболее часто применяются следующие:

Диагностические тесты в психиатрии. Биохимическое обследование

Количественные отклонения от нормы электролитов (натрия, калия, хлоридов, бикарбоната) могут обусловить широкий спектр нервно-психических осложнений. Так, например, низкий уровень содержания калия в крови (что обычно наблюдается при булимии) может вызывать слабость и повышенную утомляемость. Уровень содержания магния в крови при алкоголизме часто может оказаться пониженным. Биохимические исследования могут также включать тесты для определения функции печени и почек, что дает основания судить о неблагоприятных побочных действиях психофармакологических препаратов.

Диагностические тесты в психиатрии. Эндокринологическое обследование

Нарушения уровня содержания гормонов могут стать причиной многих психиатрических симптомов, включая депрессию, приступы страха, панические атаки, деменцию, делирий, психозы. К эндокринологическим обследованиям относятся исследование функций щитовидной железы и надпочечников; часто необходимо также исследование поджелудочной железы, так как диабет и гипогликемия могут вызывать многие симптомы, приравниваемые к психиатрическим. Могут быть также назначены тесты, имеющие в виду уточнение различных эндокринных показателей, – так, например, для мужчин, страдающих импотенцией, важно установить уровень содержания тестостерона в крови.

Нейроэндокринологические тесты

Ряд параклинических диагностических методов разработан учеными с целью исследования связи между гормонами и нервной системой. В течение многих лет используется Дексаметазоновый тест (DST), который позволяет судить о подавлении производства гормона надпочечников – кортизола – и представляет особый интерес для психиатрических исследований. Некоторые ученые предполагают, что аномальные показатели величин DST подтверждают диагноз «большой депрессии», хотя это предположение еще далеко не всеми считается признанным. Различные другие нейрогормональные тесты считаются многообещающими, но для повседневной диагностической и лечебной практики ни один из них не может быть применен в обозримом будущем.

Диагностические тесты в психиатрии. Исследование крови

Проведение полного клинического анализа крови (с подсчетом процентного содержания отдельных клеточных элементов) является обязательной составной частью обычного обследования при поступлении пациента в больницу и может быть полезным для психиатрической диагностики. Так, например, злоупотребление некоторыми препаратами может вызвать изменения в картине крови. Состав крови может также выявить недостаток витаминов в организме.

Например, дефицит витамина В 12 связывают с выраженными личностными расстройствами и такими психотическими симптомами, как паранойя, состояниями истощения и слабоумием.

Иммунологические тесты

Вирусы и другие возбудители инфекционных заболеваний способны вызывать много психиатрических симптомов. К наиболее распространенным относятся сифилис, вирусный гепатит и туберкулез. Болезнь Лайма (Lyme) может вызвать утомляемость, головные боли и симптомы псевдодеменции. Болезни, вызванные вирусом Эпштейн – Барр (Epstein – Barr) и цитомегаловирусом, могут привести к изменениям психических функций, моторики и личностным расстройствам. Вирус ВИЧ ответствен за развитие деменции, которая может опередить другие симптомы СПИДа.

Токсикологические исследования

Психиатрические симптомы могут быть вызваны как лекарственными препаратами, так и неопознанными «уличными» веществами. Бытовые яды, которые мы вдыхаем или потребляем с пищей: свинец, ртуть, марганец, мышьяк, алюминий, инсектициды, – а также промышленные химикалии, которые употребляются для изготовления типографских и других красок, клеев и растворителей, могут вызвать изменения поведения.

Нейропсихиатрические тесты

В связи с тем что расстройства, вызванные органическими поражениями головного мозга, и психические расстройства тесно связаны между собой и во многом схожи по симптоматике, получила развитие новая междисциплинарная ветвь, занявшая место между медициной и нейропсихологией – нейропсихиатрия. Это научное направление опирается на неврологические методы исследования и диагностические методики для установления функционального когнитивного уровня, а также органических расстройств, которые могут вызывать психические симптомы.

Ученые разработали впечатляющие технологии, которые в состоянии дать подробные сведения о мозговых аномалиях задолго до появления очевидных симптомов, выявляя слабо выраженные нарушения в поведении и восприятиях органами чувств. В лабораторных условиях эти методы исследования могут дать основания для подозрения на шизофрению, депрессию или другие психические нарушения.

К методам нейропсихиатрического тестирования относятся следующие:

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

С помощью ЭЭГ измеряется электрическая активность мозга. Это неинвазивный (т. е. не причиняющий вреда, неопасный) относительно простой метод исследования, при котором электроды прикрепляются с помощью клея или резиновой шапочки к коже головы. С помощью полиграфа на бумагу наносится рисунок волн мозга; эта кривая волн анализируется и оценивается. ЭЭГ особенно полезна в диагностике эпилептических расстройств.

Полисомнография (ЭЭГ сна)

Записывается активность мозга во время сна с целью диагностики расстройства сна или для выявления других аномалий, которые выражаются в расстройствах модели сна, как, например, при депрессии.

Компьютерная томография Этот современный наглядный метод исследования мозга, нашедший широкое применение, служит для уточнения заболеваний мозга. В лабораторных условиях он используется для изучения широкого спектра психических расстройств, которые связаны с изменениями структур мозга, как, например, шизофрения, алкоголизм, нервная анорексия. Рентгеновский луч ощупывает мозг с разных точек и дает его объемное изображение. При контрастной томографии пациенту вводится контрастное вещество для получения наиболее четкого изображения.

Ядерно-магнитная томография (KST)

Изображения мозга получают с помощью колебаний магнитного поля. С помощью KST возможно уловить структурные изменения, которые не обнаруживает компьютерная томограмма, например малые повреждения вследствие мозгового инфаркта или рассеянного склероза. Это наиболее совершенный современный метод для идентификации опухолей мозга. Благодаря технике KST удалось установить целый ряд отклонений, которые, вероятно, сопутствуют таким психическим расстройствам, как шизофрения, хотя значение этих аномалий и их диагностическая ценность еще далеко не ясны. Так как KST относительно новый метод, исследователи принимают меры, чтобы оптимизировать его использование в психиатрии.

Позитронно-эмиссионная томография (PET)

Техника PET не использует радиоактивных соединений для графического изображения процессов обмена веществ и дает трехмерную картину функций мозга вместо изображения структур. Она позволяет исследователям изучать нейротрансмиттеры и другие субстанции, с помощью которых мозг осуществляет связные функции. В связи с тем что эта технология новая и дорогая, возможности ее применения в настоящее время изучаются очень тщательно. Важной областью применения PET станет, по-видимому, идентификация химических отклонений, которые могут быть связаны с определенными психиатрическими расстройствами.

Методики, позволяющие получить изображение мозга.

Компьютерная томограмма головного мозга больного с гигантской опухолью

Ядерно-магнитная томограмма головного мозга больного с небольшой опухолью пинеальной области

В связи с тем, что соматические заболевания, например опухоли мозга, могут вызывать психические симптомы, психиатрия нуждается в применении различных диагностических методик, в том числе исследований, позволяющих получить изображение мозга, с тем, чтобы исключить органические причины психических расстройств. Два наиболее часто применяемых метода для получения изображения это компьютерная томография (KT) и ядерно-магнитная томография (KST)

Избирательная фотонно-эмиссионная томография (SPECT)

Так же как и PET, SPECT дает трехмерное детализированное изображение мозга, но использует при этом несложный и ценный аппарат. SPECT это новая техника, применение которой находится еще в развитии. Она обещает стать очень ценной для диагностики мозговых инфарктов, так как позволяет измерять кровоток в мозгу. В будущем SPECT может применяться для дифференциальной диагностики болезни Альцгеймера и для отграничения ее от других психических расстройств, например депрессии.

Психологические тесты и методы их оценки

Психологические тесты применяют для анализа психических расстройств и они могут быть использованы для оценки личности пациента, его способов преодоления трудностей, степени тяжести его проблем, а также функционального когнитивного уровня. Были разработаны сотни тестов; одни позволяют «измерить» общие характеристики личности, другие предназначены для оценки определенных поведенческих расстройств и когнитивного дефицита.

Психологические тесты сами по себе, так же как и медицинские тесты, не позволяют поставить диагноз, но они могут помочь врачу лучше понять многие аспекты личности пациента, в частности его представление о себе самом, уровень самооценки, мотивацию, шкалу ценностей, модели взаимоотношений и настроениях. Тесты помогут также спрогнозировать, какой вид лечения мог бы быть самым полезным и на чем должна базироваться избираемая терапия. Через сравнение результатов тестов можно в дальнейшем проследить течение лечебного процесса.

Прежде чем провести тестирование (часто его осуществляет психолог, специализирующийся на тестах), врач разъясняет пациенту цель теста и характер той информации, получение которой ожидается. В связи с тем что проведение предложенного теста может продолжаться несколько часов (и еще несколько часов необходимы для того, чтобы специалист мог проанализировать и оценить его результаты), тестирование никогда не проводят во время первого визита пациента. Для этого назначаются определенный день и час.

Существуют различные категории тестов: тесты IQ, нейропсихологические серии тестов, объективные и прожективные психологические тесты и психологические оценочные шкалы.

Тесты для изучения интеллекта (Тесты IQ)

Наиболее распространенной группой тестов IQ являются тест на интеллект Гамбург-Векслера (Hamburg-Wechsler) и структурный тест на интеллект (IST). Они были разработаны в 40-х годах и периодически перерабатываются. Эти тесты состоят из ряда шкал, из которых одни предназначены для измерения речевых способностей, другие для определения уровня работоспособности в момент обследования. Тесты IQ могут в ряде случаев оказать помощь в разрешении когнитивных проблем. Они полезны для оценки психиатрических расстройств, так как у людей, чья эмоциональная жизнь вышла из состояния равновесия, показатели часто отклоняются от стандартных. Тесты IQ могут также оказать помощь при оценке трудностей развития детей и подростков.

Нейропсихологические тесты

В настоящее время применяют серии различных нейропсихологических тестов. Например, с помощью теста Halstead-Reitan-Batterie исследуется широкий спектр функций мозга. Так называемый тест Luria – Batterie также помогает уточнить представление о пациентах, у которых предполагается органически обусловленная умственная недостаточность. С помощью этих тестов можно установить определенные области мозга, которые поражены заболеванием, например кровоизлиянием или опухолью.

Психологические тесты

Так называемые личностные тесты состоят обычно из списка вопросов, на которые ответы должны быть даны в форме «правильно/неправильно» или «согласен/не согласен». Многие из этих тестов используются уже в течение десятилетий. В последние годы разработаны многочисленные тесты для оценки характерных расстройств или особенностей личности и для определения вариантов наиболее адекватного лечения. То обстоятельство, что ответы в этих тестах стандартизованы, позволяет получать результаты в форме компьютерных таблиц и оценок, которые составляют надежную основу как для терапии, так и для исследовательских целей.

Одним из наиболее распространенных тестов является Миннесотское многопрофильное исследование личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory – MMPI). Этот недавно переработанный тест направлен на определение масштаба личностной дезадаптации. Он представляет сравнительные данные с большинством шкал, которые помогают врачу в процессе постановки диагноза. Этот тест позволяет также вскрыть определенные проблемы, например суицидальные мысли или психотические переживания. Часто применяется также Фрайбургский тест личностных особенностей (Freiburger Personlichkeitsinventar – FPI).

Прожективные психологические тесты

При использовании так называемых прожективных тестов обследуемому предлагается составить сюжет на основе предложенных данных или дать толкование представленных картинок. В основу этого теста положено представление о том, что ответы раскрывают характер мыслительного процесса пациента, его чувств, восприятия окружающего мира. В этих тестах не существует «правильных» и «неправильных» ответов.

Два наиболее распространенных прожективных теста – тест Роршаха и Тематический апперцептивный тест (ТАТ):

Тест Роршаха. Испытуемому предлагается рассмотреть десять симметричных фигур в форме «чернильных клякс» и описать, что он в них видит. Психолог интерпретирует результаты, учитывая особенности мышления больного и то, как он выстраивает свои ответы.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Этот тест состоит из ряда картинок, на которых изображены различные сюжеты, позволяющие различное толкование. Обследуемому предлагается рассказать историю, отраженную в сюжете каждой картинки и отражающую мысли и чувства изображенных на них фигур. Тест ТАТ помогает раскрыть мотивацию и поведение обследуемого.

Оценочные шкалы

Были разработаны десятки оценочных шкал для того, чтобы предоставить возможность врачам, родственникам пациентов и им самим расположить симптомы и модели поведения по степени их тяжести. Примером оценочной шкалы является Общая шкала депрессий (ADS), которая помогает врачу установить степень тяжести депрессии у обследуемого.

На этом "приеме" я не старался ответить так, как бы мне хотелось, чтобы обо мне думали, а так, как это есть на самом деле. Все было по честному.

Особо хотел сказать спасибо Максиму (он же dpmmax ) за прием. Надеюсь поставленный им по итогам приема диагноз будет тоже объективным и честным:)

Здесь приведены мои ответы с очень небольшими исправлениями моих орфографических ошибок - прием осуществлялся в он-лайне и что-то корректировать и исправлять времени не было. .

1. О наследственности. Михаил, у вас в роду беременные... тьфу, я имел в виду - начальники - были?

Всем привет!
Сразу предупрежу Буду писать без точек и запятых Заглавная буква - начало нового предложения
Итак ответ
По папиной линии вегда были какие-то активисты и начальники. Не большие по статусу, но всегда люди с активной позицией.
Бабушка была начальником сельсовета.
А папа - был начальником всего социалки большого предприятия - отвечал за то, чтобы все было хорошо у сотрудников:)

2. Михаил, кем вы хотели стать в детстве?

Кем только не хотел В общем как все
Но из самого необычного - это нейрохирургом когда мне было лет 14-16. Это было так таинственно и неизученно, но при этом так близко и рядом.
Что удивительно моя дочь которой 16 сама по себе тоже сеййчас хочет стать ученым по изучению мозга. Вот ведь гены хотя мы с ней практически об этом не говорили.

3. Михаил, вы росли спокойным или шебутным ребёнком? Когда вы последний раз дрались?

Был активным скорее Всем занимался Все время что-то делал, читал Как то очень активно все делал
Дрался - если не брать мои периодические занятия боксом (это конечно не драка, но когда тренер по кумполу даст - то тут конечно понимаешь, как им тяжело на ринге) - то очень давно. В 19 лет:)
Стояли на автобусной остановке в ночь 1 января (сразу после новогодней вечеринки) и тут к нам университетским товарищам подходит группа шаромыг в подпитии
Ну слово за слово - мы совершили ошибку сказав что мы из университета - и те ребята решили что нас можно уделать - мы ж ботаники типа.
Ну короче у них не получилось - махач был достаточно короткий Парни побежали и обещали вернуться со своими товарищами. Ну мы решили не дожидаться - и пошли пешком. Дело было на окраине Екатеринбурга. От греха подальше. Но чувство победы было очень вдохновляющим

4. Ещё о наследственности и корнях. В какой стране мира вы бы хотели родиться?

Не думал об этом никогда. Это очень гипотетически.
Начал перебирать в уме. Везде свои плюсы и минусы.
Но мне Россия нравится. Меня многое не устраивает конечно. Но мне нравится. Хотя на коротких промежутках так иногда хочется уехать:)

5. Раньше было модно "косить" от службы. А сейчас? Отдадите своего сына служить в армию?

Честно В нашу бы в текущем состоянии не хотелось Есть другие способы воспитания в молодежи правильных качеств
Ну я лучше буду платить налоги, чтобы в армии служили профессионалы

6. Все с чего-то начинают, в том числе и зарабатывать. Как вы заработали свои первые деньги?

Первые деньги я заработал между 7 и 8 классом. На летних каникулах. В старые времена была такая программа для учащихся - работаешь на реальном производстве и тебе платят реальную зарплату. Все по взрослому. Единственное - 4 часа в день не больше.
Подметал, красил, убирал мусор, таскал всякую фигню - ну в общем подсобным рабочим. Заработал свои первые 40!!! рублей. Тогда это были приличные деньги.
И так потом работал каждое лето:) После месяца полутора работы - ездил на свои по стране. Один или с другом. Тогда это было безопасно. Как мне казалось

7. Честные заработки - это понятно. Но. Приходилось ли вам воровать?

Мне было бы удобнее по одному вопросу отвечать
Отвечу на седьмой
Честно Приходилось Картошку мы в студенческом отряде у колхоза воровали. Стыдно было, но с другой стороны она все равно пропадала. А потом ее к себе в общагу оптом привозили. И жили целый год. С картошкой. Самое обидное - что у меня в общаге кто-то мешок картошки тоже украл. В общем - где найдешь где потеряешь

8. Я понимаю, что на работе должна быть дисциплина. Но. Оправдаете ли вы сотрудника за прогул из-за любви?

Наверное оправдаю конечно - Но одноразово. Сильно снизит градус претензии, если он по честному еще и предупредит и не станет врать и объяснит причину.
Но если это будет регулярно - то боюсь тут ему придется туговато. Ведь от сотрудников зависят другие сотрудники и Компания в целом. Поэтому явно злоупотреблять не надо.

9. Снова о деньгах. На чем вы заработали свой первый миллион долларов?

Опять про деньги:) У Вас доктор свои проблемы я смотрю

Если одноразово и наличными, то заработал в КЭСе, где я был Генеральным директором с момента основания и акционером - по итогам работы первых трех лет с момента старта проекта появились первые результаты.

10. Какой фильм вы готовы смотреть хоть каждый день?

Каждый день - боюсь нет времени, но мне очень нравится фильм Гладиатор с Расселом Кроу. У Максимуса все было - слава, признание и власть, но ему это было не нужно. У него все отняли и даже больше - отняли свободу. И даже в этом состоянии - он был велик. И потом - поднялся снова, будучи рабом был выше императора, и в этой неравной дуэли победил. Сила духа
Мне очень нравится.
Часто его смотрю

11. Над чем вы последний раз смеялись?

Да вот только что все вместе тут смеемся - про то, что тут вот непонятно кто кому ставит диагноз:)))

12. Отдельный вопрос от моей младшей дочери: фиг с ними, с принцессами - где учатся на больших начальников?

Везде
Жизнь учит Если смотреть по сторонам и учиться на своих а еще лучше на чужих ошибках - и при этом не бояться - то эта школа везде
И не вопрос быть большим начальником - вот быть лидером, вот это круто!!!

13. Какая книга произвела на вас в детстве наибольшее впечатление?

Наверное не книга а книги - книги Жюля Верна. Это так было круто, необычно, научно при этом, про другую жизнь, про приключения, про героев, про испытания. Эх - я постоянно на уроки опаздывал. Сяду за очередную. И все - пропал.

14. Теперь немного о способности к прогнозированию. Кто может быть следующим президентом в России?

Тут мои аналитические способности отказывают. Я не знаю. Честно.

15. Ну, а вообще: чем «суровая» жизнь топ-менеджера в Сибири отличается от «суровой» жизни топ-менеджера в Москве?

В Москве больше времени тратишь на дорогу. Я вот когда в Иркутске работал - пять минут пешком и на работе. Красота. Другое ощущение жизни. А здесь - час минимум туда и час обратно. В остальном - ничем:)))

16. Немного по самой работе. Вам самому нравится реклама «Билайн»? Считаете ли вы ее «молодежной»?

Мне реклама нравится. Она живая, с юмором, с задором, может быть сейчас не совсем и молодежная, но наши Клиенты не только молодежь.
Светлаков молодец, мы тут с ним недавно на премьере его последнего фильма обсуждали ощущения от сотрудничества
Его теперь в регионах спрашивают про мобильную связь - люди считают его профессионалом в этом вопросе:)))
Единственное ребята из Челябинска жалуются на рекламу. Из Тагила почему то нет:)

17. На сколько за последние годы снизился голосовой трафик в сотовых сетях? Например, в среднем минут на человека? С какой скоростью вы становитесь больше интернет-провайдером для мобильных устройств?

Голосовой трафик не снижается - люди не разговаривают меньше, и есть страны где люди говорят в разы больше.
Использование данных в 2,5 раза за последний год - все больше людей это используют и все больше интегрируются с интернетом.

18. Я снова воспользуюсь служебным положением, чтобы удовлетворить личное любопытство. Какой у вас рабочий и какой личный автомобили?

Рабочий Jaguar XJ а личный мне не нужен Я пару лет назад продал свой Aston Martin потому что он простоял шесть месяцев а я к нему не подходил - времени не было. А такая машина ездить должна.
На выходные вместе с семьей сажусь за руль в машине жены. И мне хватает.

19. И опять про работу. Не подскажете, почему порой создается ощущение, что сотовые операторы по мелочи обманывают своего клиента? Включают ему «бесплатно» гудок, и если не отключит в течение месяца, стричь с лоха по 30 рублей в месяц. Считаете ли вы такую практику лицемерной?

Ну гудок - это у другого оператора:)
Но я считаю такую практику как это полегче сказать - неправильной. Когда я пришел в телеком - это было одно из самых неприятных открытий. И мы после переосмысления этих подходов с января полностью поменяли наши подходы. С потерей части доходов конечно.
Но на этом бизнес делать нельзя. Но я хочу сказать и другое - люди сами приучают операторов к этому - ведь попав в такую ситуацию в большинстве случаев они ему это "прощают" и остаются с ним. Возникает ощущение что это делать можно постоянно - последствий никаких. Поэтому искушение очень велико. Но мы это искушение в себе побороли.

20. Плох тот ёж, который не мечтает стать противотанковым. У вас самого есть далеко идущие планы? Ну там, захватить всю сотовую связь в России? В мире? Саму планету? Галактику?

У меня мечта сделать Вымпелком самой любимой Клиентами сотовой компанией - но при этом еще и самой эффективной с экономической точки зрения. А это очень непростая история.

21. Всем нам время от времени приходится принимать непростые решения. Самое сложное решение на посту генерального директора «Билайна» - какое оно было?

Самое сложное - поменять идеологию и подход к Клиенту. То есть обозначить и отстоять направление движения сильно другое, чем было. И это было непростое решение может быть не с точки зрения принятия такого решения - самое тяжелое - это его реализация

22. Представьте себе, что вы открыли бутылку хорошего вина, а оттуда вылез джинн и предлагает вам исполнить три желания. Что будете желать? Или сразу нам позвоните?

Сразу Вам позвоню:)

23. У многих людей есть свои фобии. А у вас? Вы чего-нибудь конкретного боитесь?

Я собственно ничего не боюсь Может быть только за своих детей - если твой ребенок заболел, то ты сам ничего не можешь сделать. Ничего кроме того, чтобы наблюдать как доктор решает проблему. Ужасное чувство беспомощности. Кто это испытывал - тот знает. Вот такого очень бы не хотелось.

24. Работа работой, но отвлекаться и расслабляться как-то надо, и я ни за что не поверю, что вы не напрягаетесь. Так как вы расслабляетесь и отдыхаете?

У меня есть хобби - я тренер. А так - время с семьей и детьми. Лучшее что есть. Реально. На вечеринки не хожу особо - единственное где был за пару лет - это вот на Светлакова сходил. Посмотрел его премьеру. Все таки наш главный рекламный герой:)
Путешествовать люблю с семьей. Это клево. Много читаю в отпуске.

25. Часто ли вам досаждают товарищи, которые утверждают, что близлежащая антенна сотовой связи оказывает на них вредное воздействие своими лучами?

Пока нечасто Живу в безлюдной местности:)

26. Снова любопытствую под видом профессионального интереса. Какая у вас зарплата?

27. Провокационный вопрос от психиатра. Верите ли вы в Бога?

В церковь не хожу. Но в ангела хранителя верю. Несколько раз было такое - как будто вот что-то останавливает тебя. И несколько раз это спасало жизнь. После таких историй начинаешь верить

28. Чего вы не умеете, но хотели бы уметь?

Всем привет Еду с работы Пользуюсь модемом Билайн, поэтому могу в машине писать. Пользуясь случаем добью ответы как и обещал

Не умею петь, но очень бы хотел. Очень. Но медведь мне на ухо наступил несколько раз. Поэтому лучшее из того, что я могу исполнить - песню Я убью тебя лодочник... :)

29. Какие места досуга вам нравятся в Москве?

Мне очень нравится территория Лужников - там зелено, хорошо, культурно и очень спокойно. Всегда мало народа. Можно погулять, покататься на роликах, подышать воздухом. Это одно из моих любимых мест в Москве.

30. Чем бы вы занимались, если бы вам не нужно было зарабатывать деньги?

Работал бы:) Это интересно. Это вставляет. Новые задачи, новые люди, проблемы и их решения.
И наверное учил бы других тому, что сам знаю. Это захватывающий процесс - когда тебе надо объяснить другому человеку, чтобы он понял, принял и обязательно использовал. У меня мама учитель математики - видимо это в нее...

31. Готовы ли вы сделать «Билайн» первой сотовой компанией в России, от которой не ожидают подвоха ее пользователи?

К этому и идем...

32. Какой трек или диск вы поставите, если вам будет хреново?

Хороший вопрос.. Заставил задуматься... Что нибудь такое романтичное - Celine Dion наверное или Adele
Написал вот сейчас и подумал - а включу как сейчас себе это. Не потому что хреново - просто захотелось

33. Снова провокационный вопрос психиатра: с кем вы последний раз выпивали?

А я вообще не пью...
Тут у врача начинаются сомнения.
Я вообще никогда не пил спиртное.
Так- тут у врача начинаются серьезные подозрения в адекватности и честности пациента
Нет, действительно, те кто меня знают хорошо - это подтвердят...
Поэтому выпивали - это не со мной. С кем я был, когда человек выпивал - моя жена. Мы с ней отдыхали в Риме - она пропустила бокальчик вина. Ну не один - парочку...

34. Тут медсёстры симпатичные просили спросить: сколько стоит ваш костюм и ваши часы?

Часы не ношу - они на мне долго не ходят. Не знаю почему, но не ходят и все.
Телефон мне заменяет часы очень хорошо. И стоит гораздо дешевле - и еще кое что может.
Костюм стоит порядка четырех тысяч долларов. Простите - но это дорогая рабочая форма. Приходится соответствовать. В другие дни одеваюсь гораздо скромнее.

35. Снова по вашей работе. Назовите 5 улучшений, которые произошли в Билайне после вашего прихода.

Поменяли идеологию и отношение к Клиенту
Начали глубокие культурные изменения внутри Компании - прежде всего должны поменяться мы сами
Сформировали новую серьезную и настроенную на результат команду
Поднял боевой дух и настроение в коллективе - это важно, без этого ничего не сделать
В первом квартале сделали много хорошего для Клиентов - и это только начало. Дальше будет интереснее...

36. И ещё вопрос по работе же. Поставили ли вы для себя или акционеров красивую, измеряемую цель развития компании «Вымпелком», что это за цель?

С красивой уже определились. С измеряемой - сейчас доопределяемся. Тут надо все и додумать и досчитать...
Как будем готовы - сразу скажем...

37. Жена (она у меня тот ещё книгочей) спрашивает: какую книгу вы сейчас читаете?

У меня будет скучный ответ.
Скажу какую только что закончил The First 90 days (Michael Watkins) - готовился к собственному тренингу для наших сотрудников (проводил в субботу). Книга про то, что делать и что не делать в первые 90 дней на новой позиции:)
На художественную литературу времени катастрофически не хватает.

38. Старшая дочь тоже решила полюбопытствовать. У кого и за что вы хотели бы попросить прощения?

Личный вопрос если не отвечать формально
Я бы попросил прощения у старших детей. Сейчас им 20 - сыну и 16 - дочери. Я проводил с ними мало времени, много работал и работал вдали от дома. У меня с ними очень хорошие отношения, но только теперь я понимаю, как им меня не хватало. Особенно в определенные периоды их жизни.

Вот такие дела

39. Вот этот вопрос не помню кто просил меня задать, ну да ладно. Нужен ли курс сексуального образования в школе?

Может быть и нужен. Но я бы не стал его вводить. Его преподавать некому. Зная не по наслышке средний возраст учителей - непонятно кто его будет преподавать детям, которые уже имеют доступ к интернету и могут научить многому самих преподавателей. По крайней мере теоретическая подготовка у них большая к тому сроку, когда им надо это преподавать. Более того, их это гораздо больше интересует с точки зрения самого предмета, чем самого преподавателя.
Так что будет скорее смешно и неудобно для преподавателя, чем полезно для детей.

40. И последний вопрос, чтобы завершить мой список. Я вас не сильно достал вопросами?))

Вопросы хорошие. Такие обычно не задают в обычных интервью. Мне понравился сам процесс ответа - заставляет о чем то задуматься, о чем то вспомнить, где то улыбнуться, где то погрустить:)

Спасибо Максим за формат и за твое время
Как я понял между задаванием вопросов ты еще и пациентов принимал:)
Хорошего уже вечера

Психически нездоровые люди не должны сидеть за рулем, это аксиома. Именно поэтому путь для получения и переоформления водительских прав лежит через кабинет психиатра. Обычно доктор проводит прием за 1-2 мин.

Основные вопросы, которые обязан задать работник поликлиники: Вы курите? Пьете? Употребляете наркотики? Состояли на учете? Были ли у вас когда-нибудь черепно-мозговые травмы?

Внимание! Задавая каверзные вопросы, доктора не хотят поставить вас в тупик, или услышать правильные ответы. Им главное понять, как вы думаете, и оценить уровень общего развития.

Исходя из ответов, доктор может провести дополнительное обследование. Например, предложит назвать геометрические фигуры, проверить скорость реакции с помощью компьютерной программы, или пройти несколько тестов.

Интересно, что в комментариях водителей на эту тему встречаются две крайности. В их практике встречались психиатры, которые быстро ставили желающим долгожданную печать, не задавая никаких вопросов. А были и те, кто предлагал решить оригинальные задачи:

  • от цифры 100 отнимать по 17 единиц и дойти до 0;
  • объяснить, чем отличается пещера от тоннеля;
  • предположить, чем похожи ботинок и карандаш.

Кроме того, психолог может подойти к делу творчески, и поинтересоваться: «А вы у нас не были? Что-то лицо/фамилия знакомые». Неважно, что ответит посетитель, просто врач внимательно посмотрит на реакцию. Ведь любому водителю жизненно необходима выдержка.

Посещение психиатра в военкомате

При прохождении водительской комиссии специалисту выгодно быстро выдать справку, поэтому проблемы могут возникнуть только в особых случаях. В военкомате все гораздо сложнее. С одной стороны, докторам необходимо обеспечить нужное количество новобранцев. А с другой – не допустить к оружию парней с явными отклонениями. Поэтому и вопросы тут гораздо разнообразнее:

  1. Назовите отличие птицы от самолета.
  2. Вы не псих?
  3. Расскажите таблицу умножения.
  4. Бывают ли приступы эпилепсии?
  5. Есть ли фобии?
  6. Что тяжелее, 1 кг кирпича, или ваты?
  7. Тебя что-нибудь мучает?
  8. Где расположена Италия?
  9. В каких войсках хочешь служить?
  10. У вас были мысли о самоубийстве?

Совет. Психиатр, как и нарколог, может попросить показать руки на предмет следов от уколов. Отказываться от осмотра не стоит. Возможно, это единственное, что важно знать специалисту.

В некоторых военкоматах психиатры заранее готовятся к разговору с призывником, изучая характеристику с места учебы или работы. А в других – совершенно не задают вопросов, если у посетителя жалоб нет. Главное, совершенно спокойно вести себя на приеме и не бояться неправильных ответов.

Прием психиатра на медосмотре

Медосмотр обычно проходят при приеме на работу и во время работы ежегодно, или 1 раз в 2 года. Медицинское освидетельствование обязательно для:

  • специалистов сферы торговли;
  • для водителей любого транспорта;
  • работников предприятий и производств с опасными условиями труда (пожарный, кровельщик, сотрудник МЧС и т.д.);
  • сотрудников детских садов, школ и других образовательных учреждений;
  • работников медицинской сферы;
  • для тех, кто проводит и чинит водопроводы.

На медосмотре психиатры заинтересованы в том, чтобы хороший специалист работал на своем месте. Поэтому редкий доктор будет тщательно искать отклонения у работника детского сада с сорокалетним стажем. Вопрос, который чаще всего звучит на медосмотре: «Есть ли у вас жалобы?»

Секреты профессиональных докторов

Когда абсолютно здоровый человек слышит неадекватные вопросы от доктора, он удивляется, и путается в ответах. Весь секрет в том, что специалисты по душевному здоровью определяют нарушения психики благодаря нестандартным задачкам.

Внимание! Странные вопросы нужны для выявления показателей психических расстройств.

Рационально мыслящему человеку никакие психиатры не страшны. Какие бы они словесные ловушки не готовили, главное – отвечать спокойно и уверенно.

Прохождение психологического теста - видео

Для получения той или иной справки. В первом случае вряд ли стоит лукавить и следует отдаться в руки специалиста, чтобы получить необходимую помощь. Во втором же, как ни странно, при полной непосредственности и открытости можно остаться без желанной работы или без водительских прав. Как избежать такой опасности и не поддаться на провокацию?

Открытые вопросы

При беседе с психиатром важно все, начиная с вашего внешнего вида. Свои вопросы психиатры делят на открытые и закрытые. Открытые вопросы – это обычные вступительные о вашем возрасте, месте проживания, образовании, соседях, друзьях, погоде. На них следует отвечать четко и желательно односложно. Задавая открытые вопросы, психиатр не столько вникает в ваши ответы, как смотрит на вашу реакцию, манеру разговора. Для них важно – многословны ли вы, возбуждены или агрессивны и т.п. Конечно же, в таком случае, как никогда актуальна пословица: «Молчание – золото». Разумеется, что совсем молчать не следует. Нужно ограничиваться ответами «Да», «Нет», «Возможно» и только по существу т.д.

Главное правило - на приеме у психиатра лучше быть спокойным и коммуникабельным, чем взъерошенным и многословным!

Закрытые вопросы. Провокация

Задавая так называемые закрытые вопросы, психиатр уже не только наблюдает за вашей мимикой, реакцией и эмоциональным фоном, а пытается разобраться с вашей психикой, спровоцировать на эмоции, действия. Известные всем вопросы «Чем лампочка отличается от солнца» или «Отличие птицы от самолета» помогут разобраться в ваших умственных способностях.

Часто применяется и прием «тугодума». То есть врач, изображая непонятливость, задает один и тот же вопрос несколько раз или переспрашивает, тем самым пытается вывести человека из равновесия или же поймать на лжи.

Отвечая на закрытые провокационные вопросы лучше всего соблюдать «золотую середину».

Откровенничать и пускаться в длинные рассказы не стоит, как не стоит и замыкаться в себе и просто молчать.

К провокационным вопросам можно отнести и вопрос о суицидальных мыслях. Безусловно, лучше, когда их нет. Опять таки, отвечая, не забывайте о том, что вас могут подловить, задав этот же вопрос во второй раз. Чтобы так не произошло - лучше не врать или хотя бы помнить свои ответы.

Боязнь заработать себе репутацию «психа» и непонимание того, в чем состоит отличие психиатра от психотерапевта, служит для многих людей серьезным барьером, который мешает получить квалифицированную помощь. Между тем, если не обращать внимание на проблемы и не пытаться их решить, они могут лишь усугубиться.

Чем занимается врач-психиатр

Психиатр занимается лечением, диагностикой, экспертизой и профилактикой психических заболеваний, к которым относятся:
- психозы;
- ;
- ;
- навязчивые состояния;
- депрессия;
- маниакальные расстройства.

У психиатра и психотерапевта общим является то, что они врачи. То есть это специалисты, которые имеют высшее медицинское образование и получили специализацию в соответствующей области.

«Душеспасительных» бесед со своими пациентами не ведет. Лечение обычно заключается в применении психотропных лекарственных препаратов, иногда очень мощных. Иногда параллельно с врачом-психиатром может также работать психотерапевт.

Таким образом, психиатр – это врач, который занимается лечением различных психических расстройств, при этом является основным и нередко единственным видом терапии.

Чем занимается врач-психотерапевт

Как правило, психотерапевт с психически людьми, а также с личностями, находящимися в пограничных состояниях. В компетенции этого врача такие недуги, как:
- фобии;
- ;
- болезненные зависимости.

Как и любой врач, психотерапевт вправе проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания, а также назначать лекарства. Впрочем, в большинстве случаев лекарственные препараты не используются.

В психотерапии помощь оказывается разными методами, которые чаще всего основываются на взаимодействии врача и пациента. Основное орудие врача-психотерапевта – беседа.

Врач пытается вместе с обратившимся к нему человеком разобраться в причинах нарушения душевного равновесия, выявив при этом проблемы, спровоцировавшие расстройство. Вместе с тем он помогает в поиске путей решения психологических проблем клиента.

Хороший психотерапевт может также владеть специальными психологическими техниками, к которым относятся гипноз, аутотренинг, психологические игры и даже толкование сновидений.

Таким образом, психотерапевт – это врач, занимающийся лечением пограничных расстройств. При этом медикаментозное лечение может являться только дополнением основной терапии, но ни в коем случае не ее полной заменой.

Отличие психиатра от психотерапевта: краткий вывод

Отличие между психиатром и психотерапевтом состоит в том, что первый работает с пациентами, которые имеют серьезные