Количественная система оценки выраженности нарушение функций организма. Структура организма человека

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ

Показатели инвалидности, являясь важным - медико-социальным критерием общественного здоровья, характеризуют уровень социально-экономического развития общества, экологическое состояние территории, качество проводимых профилактических мероприятий.

Слово «инвалид» происходит от латинского invalidus – слабый, немощный. Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под инвалидностью понимают социальную недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойки расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и вызывающего необходимость его социальной защиты.

Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность. Что же такое социальная недостаточность? Социальная недостаточность это социальные последствия нарушения здоровья, приводящего к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Причиной инвалидности является нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, т.е. нарушение физического, душевного и социального благополучия вследствие потери, расстройства, аномалии физической, психической или анатомической структуры или функции организма человека.

3.1. Основные причины инвалидности:

1. Инвалидность вследствие общего заболевания является наиболее частой причиной инвалидности за исключением случаев, непосредственно связанных с профессиональными заболеваниями, трудовым увечьем, военной травмой и др.

2. Инвалидность в связи с трудовым увечьем устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие повреждения здоровья, связанного с несчастным случаем на производстве.

3. Инвалидность вследствие профессионального заболевания устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие острых и хронических профессиональных заболеваний.

4. Инвалидность с детства: лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается статус «ребенок-инвалид»; при достижении возраста 18 лет и старше этим лицам устанавливается «инвалидность с детства».

5. Инвалидность у бывших военнослужащих устанавливается при заболеваниях и травмах, связанных с выполнением военных обязанностей.

6. Инвалидность вследствие радиационных катастроф устанавливается гражданам, инвалидность которых наступила вследствие ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и др.


Степень нарушения функций организма характеризуется различными показателями и зависит от вида функциональных нарушений, методов их определения, способности измерения и оценки результатов. Выделяют следующие нарушения функций организма:

· нарушения высших психических функций (умственные нарушения, другие психологические нарушения, речевые, языковые нарушения);

· нарушение органов чувств (зрительные нарушения, слуховые и вестибулярные нарушения, расстройства обоняния, осязания);

· двигательные нарушения;

· висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания;

· уродующие нарушения;

· нарушения, связанные с причинами общего характера.

· На основе комплексной оценки различных параметров с учетом их качественных и количественных значений выделяют три степени нарушений функций организма:

1-я степень – незначительно выраженные нарушения функций;

2-я степень – умеренно выраженные нарушения функций;

3 степень – выраженные и значительно выраженные нарушения функций.

Как следует из определения, инвалидность приводит к ограничению жизнедеятельности, т.е. к полной, либо частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Таким образом, основными критериями жизнедеятельности, которые ограничивает инвалидность являются:

· способность к самообслуживанию, т.е. способность справляться с основными физиологическими потребностями, пользоваться общими жилищно-бытовыми предметами;

· способность к передвижению, т.е. способность ходить, бегать, перемещаться, преодолевать препятствия, управлять положением тела;

· способность к обучению, т.е. способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками (социальными, культурными и бытовыми);

· способность к ориентации, т.е. способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллекта;

· способность к общению, т.е. способность к установлению и развитию контактов между людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией;

· способность контроля за своим поведение, т.е. способность ощущения себя и правильного поведения в повседневной обстановке.

В зависимости от степени отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья определяется степень ограничения жизнедеятельности. В свою очередь в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности и степени нарушения функций организма лицу, признанному инвалидом, устанавливают степень инвалидности.

Жизнедеятельность и жизнеспособность человека определяется работой его органов, находящихся в определенной связи с окружающей внешней средой. Здоровый организм представляет сбалансированную систему внутренних органов, функционирующих в заданном окружающей средой режиме. Гармоничное сочетание внутренних и внешних факторов обеспечивает жизнедеятельность и жизнеспособность человека, его физическое и духовное благополучие, нормальное функционирование. Нарушение здоровья, вызванное заболеваниями, травмами, или дефектами развития, может приводить к снижению возможности выполнять определенные виды социальной деятельности. В определенной жизненной ситуации такое ограничение деятельности затрудняет и адекватное функционирование в среде обитания.
Нарушение процесса социального функционирования приводит человека в состояние, обозначаемым как трудная жизненная ситуация, -он становится социально зависимым, что приводит к необходимости обеспечить социальную защиту и поддержку данного лица.
Достаточно большую категорию населения с ограничением жизнедеятельности составляют лица с проблемами функционирования, вследствие нарушений взаимоотношений индивидуума в обществе на биологическом организменном уровне.
С развитием цивилизации условия, создающие ограничения жизнедеятельности, обусловленные нарушениями на уровне организма, не уменьшаются, и, более того, причины, приводящие к этому, имеют устойчивую тенденцию к прогрессированию. Все больше становится лиц с ограничениями жизнедеятельности в результате функциональных и структурных нарушений в органах и системах, вступающие в противоречие со средой обитания.
Глобальные техногенные и экологические изменения повышают агрессивность среды обитания человека, приводят к нарушению его биологических и социальных связей, снижают адаптационные возможности.
Многие нарушения возникают по причине несовершенства профилактических мер по предупреждению заболеваний, неэффективным лечением известных и вполне излечимых болезней, неадекватным медицинским и реабилитационным обслуживанием. Причиной возникновения деформированных неадекватных отношений индивидуума с обществом являются заболевания, травмы, врожденные дефекты развития, психосоматическая патология, приводящая к нарушению здоровья со стойким расстройством функции организма и приводящими к ограничению жизнедеятельности и функционирования.
Мы рассматриваем функции, структуры организма и нарушения, приводящие к ограничению жизнедеятельности, которые могут привести прямо или опосредовано к нарушению социального функционирования. Это не медицинское изучение человека по органам и системам, но рассмотрение человека как социального «существа».
Функционирование понятия «социальное» обусловлено сложным комплексом взаимоотношений человека с внешней средой и может быть определено следующими параметрами: 1) состоянием функций и структур организма, 2) активностью и участием индивидуума - личностным фактором и 3) факторами контекста.
Функции организма это физиологические функции систем организма. Термин «организм» относится к человеческому организму как единому целому, включая головной мозг и его функции, т.е. интеллект. Умственные (или психические) функции, таким образом, также относятся к категориям функций организма и рассматриваются как деятельность телесного (соматического) мозгового характера.
Физиологический организменный уровень нарушения взаимоотношений человека с окружающей средой - это низший, телесный уровень. Нарушения проявляются в расстройстве функций, структур и систем органов тела, включая и мозг, как часть тела. Вследствие нарушенных связей с окружающим миром организм не может обеспечить, прежде всего, постоянство своей внутренней среды, что может привести к появлению определенных видов ограничений жизнедеятельности, которые в комплексе с другими условиями приводят к нарушению всего комплекса социального гомеостаза.
Нарушения на физиологическом организменном уровне выражаются в виде определенных идентификационных критериев, которые одинаковы как для функций, так и структур организма. Это позволяет рассматривать нарушение функций и структур организма не с точки зрения регистрации и установления заболевания, постановки диагноза, что является прерогативой медицины.
Под нарушениями функций и структур понимается утрата или отклонение в частях организма (т.е. структуры) или функций организма (т.е. физиологических функций), это проблемы, возникающие в функциях или структурах. Критериями для оценки нарушений является утрата или отсутствие функций, снижение, добавление, избыток или отклонение в функционировании тех или иных органов, или системы в целом. Нарушения рассматриваются как проявление патологии и могут классифицироваться и соответствовать биологическим знаниям на тканевом, клеточном, субклеточном или молекулярном уровне.
Следует отметить, что «нарушение» и «болезнь» в социальной работе и медицинской практике трактуются по-разному. Практика социальной работы рассматривает нарушения шире и масштабнее, чем расстройства или болезнь. Например, утрата конечности - это нарушение структуры организма, но не расстройство или болезнь. И подход к оказанию социальной помощи в таком случае будет разным, как отношение к больному или как объекту социальной работы. Нарушения рассматриваются с точки зрения возможности развития социальных последствий и, следовательно, потенциальной необходимости оказания помощи и поддержки данному индивидууму.
В социальной работе могут быть использованы и показатели, выявленные классификацией МКБ-10, отражающие нарушение функций организма, для решения вопросов, касающихся профилактики возможных последствий - наступления ограничений жизнедеятельности и служить в таком случае одним из критериев определения потребности пациента в социальной защите. И все же более значимым, при выявлении тех или иных нарушений, становится определение возможности формирования комплекса ограничений жизнедеятельности, снижения стабильности и устойчивости функционирования данного индивидуума.
Рассмотрение «нарушений» с социальных позиций позволяет не ограничиваться медицинской моделью проблемы. В то же время в практике социальной работы необходимо учитывать физиологические организменные факторы как существенно влияющие на формирование домена социального благо или неблагополучия. Показатели, отражающие функции организма, позволяют получить необходимую информацию о возможных причинах ограничений жизнедеятельности и должны учитываться при определении характера социальной помощи.
Следует обратить внимание также на то, что в отличие от медицинской модели, в практике социальной работы, при рассмотрении организменного уровня причин приводящих к снижению потенциала функционирования, функции и структуры организма анализируются совместно с категориями активности и участия личности и, более того, с факторами окружающей среды. Рассматриваемые категории взаимосвязаны, и хотя могут изучаться в отдельности, но определить характер трудной жизненной ситуации, в которой находится индивидуум, без учета всех составляющих и, в частности, функций и структур организма, активности и участия личности и факторов окружающей среды невозможно, равно как и определить необходимые меры социальной защиты.
Для выявления нарушений в функциях и структурах организма, возможно, необходима более полная характеристика функций организма, с выделением исходных категорий, отрицательные показатели которых приводят к определенным видам ограничений жизнедеятельности.
Рассматривая функции организма, представленные в соответствующих категориях, как опосредованное выражение качественных и количественных характеристик социальных возможностей, обеспечивающих функционирование индивидуума в обществе, в то же время следует учитывать, что жизнедеятельность, равно как и снижение жизнедеятельности в своей структуре, иерархична. Соответственно и функционирование может быть снижено по причине нарушений на разных уровнях, а возможно при комбинации нарушений разных уровней. И поэтому для полной картины профиля функционирования необходимо иметь данные по всем составляющим благополучия, выявлять возможные нарушения всех уровней. С этой целью, кроме функций и структур организма, одновременно исследуются активность и участие индивидуума и факторы окружающей среды, сферы жизнедеятельности.
Важно обратить внимание на недопустимость преждевременных выводов, своеобразного «приклеивания ярлыка», т.е. считать в априоре установленным взаимосвязь между нарушениями функций организма и ограничением активности или ограничениями возможности участия. В случае выявления ограничения функционирования, например в передвижении, не следует делать предположение о том, что индивидуум должен иметь нарушение двигательных функций, а при наличии снижения потенциальной способности в передвижении, считать, что имеются проблемы реализации в передвижении. Каждый случай нуждается в уточнении причины порождающей тот или иной фактор. Информацию о показателях функций и структур организма, потенциальной способности и реализации, необходимо анализировать независимо друг от друга, учитывать их взаимосвязь и часто взаимозависимость.
Важно учитывать временной фактор выявленных нарушений и соотнесение показателей с действительным состоянием индивидуума на момент исследования.
Частные, отдельные нарушения, выявленные в определенных органах, могут приводить к опосредованным нарушениям, изменениям функций, способности выполнения сопряженных действий, которые должны учитываться как возможная дополнительная причина ограничения жизнедеятельности соответствующего уровня. Например, из-за локализованного нарушения силы мышц различной этиологии могут в целом нарушиться двигательные функции индивидуума, нарушения функций сердца могут отразиться на функциях внешнего дыхания, восприятие может затронуть функции мышления. В этом можно видеть системность поражения, когда один поврежденный элемент системы оказывает влияние на дееспособность всего комплекса, в то же время эта особенность функционирования организма служит позитивным моментом при определении потенциальных возможностей при оказании помощи индивидууму, принимая во внимание его «скрытые» механизмы адаптации, развитие компенсаторных способностей.
Для тех нарушений, которые не всегда могут наблюдаться непосредственно (например, умственные функции), вывод об их наличии следует сделать на основании наблюдения за поведением индивидуума. Например, память может быть оценена с помощью стандартизированных психологических тестов, которые хотя и не дают возможность непосредственно «увидеть» умственные функции, но на их основании можно будет предположить, что функции памяти нарушены, и это нарушение может оказывать влияние на функционирование и ограничивать жизнедеятельность. В психологии имеются достаточно известные опросники, (тесты) для выявления памяти.
Функциональная характеристика организма неотделима от анатомо-морфологического строения. Структуры организма - это структурные или анатомические части организма, такие как органы, конечности и их компоненты, классифицированные в соответствии с системами организма. Стандартом функций и структур организма является статистическая норма для людей данного сообщества (средняя популяционная величина, измеряемая как стандартная норма).

Структура организма человека

Ниже приводится более полная характеристика структур организма человека , позволяющая более детально рассмотреть и выявить причины, приводящие к ограничению жизнедеятельности на данном иерархическом уровне взаимоотношений человека с окружающим миром.
Выделяют 8 разделов структуры организма человека: структуры нервной системы; глаз, ухо и относящиеся к ним структуры; структуры, участвующие в голосообразовании и речи; структуры сердечно-сосудистой, иммунной и дыхательной систем; структуры, относящиеся к пищеварительной системе, метаболизму и эндокринной системе; структуры, относящиеся к урогенитальной и репродуктивной системе; структуры, связанные с движением; кожа и относящиеся к ней структуры.
Как видно, функции организма и структуры организма классифицируются по системам организма. Вместо «органного» подхода, который подразумевает существование единой части или составного элемента в организме, т.е. того или иного органа, в современной классификации здоровья введен термин «структура организма» и соответственно «структурный подход».
Для использования в практике социальной работы показателей функций и структур организма и соотнесение их с ограничением жизнедеятельности в деятельности медико-социальной экспертизы нарушения основных функций организма сгруппированы в следующие разделы:
1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
3. Нарушения статодинамической функции.
4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.
Нарушение функций организма в разной степени приводит к ограничению жизнедеятельности. Комплексная оценка качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно 4 степеней нарушений:
I степень - незначительные нарушения функций;
П степень - умеренные нарушения функций;
III степень- выраженные нарушения функций;
IV степень — значительно выраженные нарушения функций.
По существующим нормативным актам в РФ к основным видам жизненной деятельности относится:
1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену.
2. Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
3. Способность к обучению - способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
4. Способность к трудовой деятельности способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
5. Способность к ориентации - способность определяться во времени и пространстве.
6. Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
7. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.
Приводим классификацию основных видов ограничений жизнедеятельности по степени выраженности. Ограничение самообслуживания:
I степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
II степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
III степень - неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению:
I степень способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности передвижения и сокращении расстояния;
II степень способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
III степень неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
Ограничение способности к обучению:
I степень - способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
II степень - способность к обучению только в специальных;
II степень - способность к ориентации с помощью других лиц;
III степень-неспособность к ориентации (дезориентация). Ограничение способности к общению:
I степень - способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
II степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
III степень - неспособность к обучению. Ограничение способности к трудовой деятельности:
I степень способность к трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема работы, невозможности выполнения работы по своей профессии;
II степень - способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
III степень - неспособность к трудовой деятельности. Ограничение способности к ориентации:
I степень способность к ориентации с использованием вспомогательных средств;
III степень - неспособность к общению.
Ограничение способности контролировать свое поведение:
I степень - частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
II степень способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
III степень - неспособность контролировать свое поведение.
Лица с ограничением жизнедеятельности рассматриваются в широких пределах возможности функционирования. Для отдельной категории населения ограничения жизнедеятельности на организменном уровне создают условия формирования группы социального риска, для другой, становятся причиной проявления крайней степени нарушения функционирования - инвалидности. В связи с этим понятия «ограничения жизнедеятельности» и «функционирования» необходимо рассматривать в комплексе через понятия «нарушение», «активность» и «возможность участия» индивидуума в сложившейся ситуации по месту жительства.
Лица с крайней степенью ограничений жизнедеятельности относятся к инвалидам. По российским нормативным актам1 инвалидом в настоящее время считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное приводящими к ограничению жизнедеятельности, заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и вызывающее необходимость его социальной защиты. Современные нормативные акты в понятии «инвалид» акцентируют внимание, в большей степени, на физическом состоянии человека, ограничивающее его жизненные возможности и в меньшей на связанные с этим социальные последствия.
Таким образом, нарушение функций органов и систем организма -дисгармония, обусловленная нарушениями на уровне индивидуум -организм способны привести к ограничению жизнедеятельности, неспособности индивидуумом выполнять те функции, которые ему предписаны его социальным статусом и являются обязательным компонентом домена благо или не благополучия.

Вспомогательные средства реабилитации, такие, как трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни способствуют выполнению различных статодинамических функций человека: поддержанию вертикальной позы человека, улучшению устойчивости и мобильности за счет увеличения дополнительной площади опоры, разгрузки больного органа, сустава или конечности, нормализации весовых нагрузок, облегчению движения, сохранению удобного положения.
Оценку способности поддержания вертикальной позы проводят с помощью специальных устройств и определенных параметров, характеризующих процесс стояния, анализ их изменения при внешних и внутренних воздействиях на человека. Этот подход лежит в основе методик стабилографии, кефалографии и др.
Методика стабилографии заключается в регистрации и анализе параметров, характеризующих движение горизонтальной проекции общего центра массы (ОЦМ) стоящего человека.
Тело стоящего человека непрерывно совершает колебательные движения. Движения тела при поддержании вертикальной позы отражают различные реакции управления мышечной активностью. Основным параметром, по которому происходит регуляция мышечной активности, является перемещение ОЦМ человека.
Стабилизация положения ОЦМ осуществляется за счет стабилизации корпуса, которая в свою очередь обеспечивается на основе переработки информации о положении и перемещении его в пространстве за счет получения информации зрительным, вестибулярным, проприоцептивным аппаратом.
Другая методика – кефалография – это запись и анализ движений головы при стоянии. Эта методика довольно широко применяется в клинической практике.
Изменения в вестибулярном аппарате значительно нарушают обеспечение вертикальной позы и проявляются в изменении характера кефалограммы, стабилограммы и движений корпуса, направленных на поддержание вертикальной позы.
При таком состоянии человека требуется увеличение дополнительной площади опоры за счет вспомогательных средств реабилитации.
Кроме нарушений статистических функций происходят нарушения функции ходьбы человека при поражении ОДА.
Клиническими показателями подобных нарушений ОДА являются:
- укорочение конечностей;
- ограничение подвижности в суставах, выраженность и тип контрактуры;
- гипотрофия мышц нижних конечностей.
Наличие укорочения нижней конечности (НК) существенно влияет на структуру ходьбы и устойчивость при стоянии.
Устойчивость стояния характеризуется амплитудой колебания общего центра масс (ОЦМ) и при легком и умеренном укорочении НК нарушается незначительно. Даже при выраженном укорочении НК отмечается легкое и умеренное нарушение устойчивости. При этом выраженного нарушения колебаний ОЦМ не наблюдается, что свидетельствует об эффективности механизмов компенсации, направленных на поддержание устойчивости. Следствием укорочения нижней конечности является перекос таза. Укорочение более 7 см приводит к существенным изменениям стато-динамических функций. Исследование подобных нарушений проводится при помощи специальной стойки с преимущественным распределение весовой нагрузки на здоровую НК (более 60% массы тела) с использование укороченной НК в качестве дополнительной подпоры с выраженным плюснево-носковым стоянием.

Ограничение в подвижности суставов выражается прежде всего в нарушениях функций в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах, стопе, при этом могут определятся умеренная и выраженная степень нарушения их функции.
Тазобедренный сустав (ТБС)

- снижение амплитуды движения до 60º;
- разгибание – не менее 160º;
- снижение силы мышц;
- укорочение нижней конечности – 7-9 см;
- скорость локомоции – 3,0-1,98 км/ч;

- ограничение подвижности в виде снижения амплитуды движения в сагиттальной плоскости – не менее 55º;
- при разгибании – не менее 160º;
- выраженная сгибательная контрактура - разгибание менее 150º;
- снижение силы ягодичных мышц и мышц бедра на 40% и более;
- скорость локомоции – 1,8-1,3 км/ч.
Коленный сустав (КС)
1. Умеренная степень нарушения функций:
- сгибание до угла 110º;
- разгибание до 145º;
- декомпенсированная форма нестабильности сустава, характеризующаяся часто возникающей патологической подвижностью при незначительных нагрузках;
- скорость локомоции – до 2.0 км/ч с выраженной хромотой.
2. Выраженная степень нарушения функций:
- сгибание до угла 150º;
- разгибание – менее 140º;
- скорость локомоции до 1,5-1,3 км/ч, сильная хромота;
- укорочение шага до 0,15 м с выраженной асимметрией длин;
- коэффициент ритмичности – до 0,7.
Голеностопный сустав (ГСС)
1. Умеренная степень нарушения функций:
- ограничение подвижности (сгибание до 120-134º,разгибание до 95º);
- скорость локомоции до 3,5 км/ч.
3. Выраженная степень нарушения функций:
- ограничение подвижности (сгибание менее 120º, разгибание до 95º);
- скорость локомоции до 2,8 км/ч.
Порочное положение стопы.
1. пяточная стопа – угол между осью голени и осью пяточной кости менее 90º;
2. эквино-варусная или эквинусная стопа– стопа фиксирована под углом более 125º и более;
3. вальгусная стопа – угол между площадью опоры и поперечной осью более 30º, открыт вовнутрь.
4. вальгусная стопа – угол между площадью опоры и поперечной осью более 30º, открыт наружу.
При патологии ТБС страдают мышцы бедра и ягодичные мышцы, при патологии коленного сустава (КС) – мышцы бедра и голени, при патологии голеностопного сустава (ГСС) отмечается гипотрофия мышц голени.
Гипотрофия мышц нижних конечностей, отражающая состояние мышечной системы, оказывает определенное влияние н7а структуру ходьбы человека, в частности на длительность фаз опоры и переноса конечностей и при умеренной и выраженной гипотрофии наблюдается выраженное нарушение временных параметров.
Гипотрофия мышцы до 5% отнесена к легкой, на 5-9% - к умеренной, на 10%-к выраженной степени снижения силы мышц.
Уменьшение силы мышц сгибателей и разгибателей бедра, голени или стопы пораженной конечности на 40% по отношению к здоровой конечности, расценивается как легкое; на 70%-как умеренное, более 700%-как выраженное.
Уменьшение силы мышц при электролмиографических (ЭМГ)
исследованиях, характеризуется снижением амплитуды биоэлектрической активности (АБА) на 50-60% от максимальной при умеренном нарушении функции.
При выраженном нарушении функции АБА снижается значительно в мышцах дистального отдела конечностей до 100 мкв.
Выбор вспомогательных средств реабилитации должен проводится индивидуально для каждого пациента, с помощью которых он сможет достигнуть относительной самостоятельности (улучшения мобильности в квартире и на улице, самостоятельного самообслуживания, участия в производственном процессе и т.д.).

В руководстве изложены общие аспекты артрологии (строение и функция суставов, классификация основных заболеваний суставов, методы диагностики и терапии заболеваний суставов, оценка нарушения функции суставов), особенности клиники, диагностики, дифференциальной диагностики наиболее частой костно-суставной патологии - остеопороза, остеоартроза, ревматоидного артрита, анкилозирующего спондилоартрита, псориатического артрита, подагры, паранеопластического артрита и поражений околосуставного аппарата. В книге отражены особенности суставной патологии в пожилом возрасте. Приведены современные литературные сведения и описание собственного опыта применения традиционных и нетрадиционных методов патогенетической терапии обсуждаемой патологии, а также изложены основы медико-социальной экспертизы при заболеваниях суставов.

Книга:

Степень выраженности нарушения статодинамической функции при патологии костно-мышечной системы

Умеренные нарушения статодинамической функции диагностируют у больных с умеренной или выраженной контрактурой сустава (уменьшение амплитуды движений на 21–34 %), которая, как правило, сочетается с поражением других суставов и позвоночника без неврологических проявлений. Постоянная, разной степени выраженности, хромота. При ходьбе пациент пользуется опорой, но не постоянно, без отдыха может пройти до 1–1,5 км. Уменьшение окружности бедра из-за гипотрофии мышц на 3–5 см. Уменьшение темпа ходьбы до 45–55 шагов в минуту.

Для выраженного нарушения статодинамической функции характерны выраженные или значительно выраженные контрактуры суставов (уменьшена амплитуда на 35 % и более), нарушение функции позвоночника. Больные вынуждены постоянно пользоваться дополнительной опорой: тростью или костылями. Выраженная хромота, без отдыха можно пройти 0,5 км. Уменьшение окружности бедра из-за гипотрофии мышц до 6 см и более. Уменьшение темпа ходьбы до 25–35 шагов в минуту.

Значительно выраженное нарушение статодинамической функции определяют при резком нарушении функции суставов с затруднениями при смене позы, при попытке самостоятельно встать с кровати, стула. Возможно передвижение с помощью других лиц или в кресле-коляске.

1. Нарушение психологических функций: восприятия, внимания, мышления,

речи, эмоций, воли;

2. Нарушение сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания;

3. Нарушение статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений;

4. Нарушение функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,

обмена веществ и энергии, внутренней секреции;

5. Нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования.

6. Нарушения, обусловленные физическими уродствами: внешнее уродство (деформации лица, головы, туловища, конечностей), аномальные отверстия выделительных трактов (пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного), нарушение размеров тела.

7.2.Классификация основных категорий жизнедеятельности

1. Cпособность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, осуществлять личную гигиену;

    Cпособность к самостоятельному передвижению – способность передвигаться в пространстве, преодолевать препятствие, сохранять равновесие тела;

    Cпособность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.

6. Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации

    Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально – правовых норм.

7.3.Классификация нарушений функции организма по степени выраженности

1 степень – незначительные или умеренные нарушения функций;

2 степень – выраженные нарушения функций;

3 степень – значительно выраженные нарушения функций.

7.4.Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности включает в себя:

Способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

Способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

Способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

Способность к мотивации труда;

Способность соблюдать рабочий график;

Способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы.

При Iстепени ограничения способности к трудовой деятельности гражданин не может продолжать работу по основной профессии, но может выполнять другие виды работ более низкой квалификации в обычных условиях труда:

При выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

При переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.