Прохождение комиссии: какие вопросы задает психиатр? Советы психолога. Как отвечать на психологические тесты

как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты... иногда - мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу... так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы - Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду - а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу... значит Вы не объективны к себе... это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета - тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии

желтый — потребность в устремлении к цели, надежда

зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии . К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ : ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ : необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.


Психологический тест № 4. Клякса
- тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ : если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест

Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ : будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу - будьте спокойны во время собеседования... но не будьте пофигистом - Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать....

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными...
Кто теперь помнит этих учителей... и кто в итоге оказался прав?

Историю о том, через что пришлось пройти, чтобы доказать, что сын нормальный и готов быть водителем, а также о том, в какую нервотрепку вылилось прохождение медкомиссии, а точнее, беседа с врачом-психиатром Ганцевичской ЦРБ, рассказала «ГЧ» жительница деревни Люсино Елена Рылко, сын которой, готовясь к сдаче экзамена на водительское удостоверение, проходил медкомиссию 16 февраля.
Вот что рассказала мать Даниила, учащегося Ганцевичского государственного профессионального лицея сельскохозяйственного производства.

"Я прекрасно понимаю, что суть проверки у психиатра заключается в том, чтобы выяснить, готов ли человек сесть за руль. Я согласна с тем, что врач должен проверить, насколько человек уравновешен, какая у него реакция, как он мыслит. Я наслышана, что при осмотре психиатр может задавать порой даже странные вопросы, чтобы проанализировать мышление и выявить психические нарушения. Но в нашем случае проверка была направлена на тестирование умственных способностей. Причем, как выяснилось, знания должны быть если не такими, как у медалиста, то уж как у хорошиста – это точно. И я считаю, что это недопустимо! Водителем может быть не только отличник, но и середнячок" , – сказала Елена Михайловна.

Женщина рассказала, что психиатр Александр Мялик задал ее сыну 12 вопросов. По словам женщины, были они из области географии, математики, литературы. «Несмотря на то, что они были довольно странными, мой сын ответил и, как мне кажется, каких-то нелогичных или абсурдных ответов он не давал” , – отметила Елена.

После тестирования пациента врач, по словам матери, без объяснения каких-либо причин отказался ставить отметку о годности к управлению транспортом и написал направление к психиатру в город Барановичи.

По словам Елены Рылко, ее сын – не единственная «жертва» данного специалиста. Негодной, по его мнению, к управлению транспортным средством оказалась чуть ли не вся группа.

«Если тест не сдали столько ребят, так, может, причина не в пациентах, а специалисте поликлиники?» – задалась вопросом родительница.

Дурачком или неуравновешенным своего сына Елена Михайловна не считает и, если понадобится, горой будет стоять за него. И к такому ходу событий, учитывая то, что врач поставил клеймо негодности уже не на одном, по ее словам, она была готова. Учащихся лицея уже предупредили, что врач-психиатр будет хорошо экзаменовать и посоветовали при возможности посещать врача с родителями.

«Я не считаю себя скандалисткой, но разговаривать с психиатром было просто невозможно. Он всячески демонстрировал свое превосходство над нами, указывая на то, что он решает, годен мой сын или нет. Меня возмутило поведение врача, и я решила не отступать до последнего» , – рассказала сельчанка.

Доказывать то, что юноша готов сесть за руль, родители решили через главврача Ганцевичской ЦРБ Вадима Сошко. Родители сначала рассказали ему о конфликте с его подчиненным, а потом написали заявление с просьбой о повторном прохождении теста, но уже у другого специалиста.

«Главврач отнесся к нам по-человечески. Дал добро на получение заключения у врача-нарколога. Елена Николаевна повторно, в присутствии заведующего райполиклиникой Екатерины Солодуха задала вопросы сыну. Он ответил. Никаких нарушений психического состояния она не заметила и посчитала пригодным Даниила к управлению транспортным средством» , – сказала мать учащегося.

По словам Елены Рылко, учащиеся лицея уже боятся идти к психиатру – врачу, который по долгу своей работы призван не раздражать и не пугать, а, наоборот, располагать к себе!

Женщина настроена решительно. За изрядно потрепанные нервы и бестактное, по ее мнению, отношение врача к пациентам Елена Николаевна намерена писать обращения во все вышестоящие инстанции, в которых будет просить провести внеочередную аттестацию врача-психиатра Ганцевичской ЦРБ Александра Мялика, который, по ее мнению, нарушил нормы профессиональной этики и деонтологии.

Комментарий психиатра Ганцевичской ЦРБ Александра Мялика

Психиатрическое освидетельствование для будущих водителей необходимо для того, чтобы исследовать все функции абстрагирования, понимания, уровень знаний, процессы обобщения.

Пациенту задаются вопросы из школьной программы. Если он на них не отвечает, тогда возникает вопрос о состоянии общего психического здоровья. И тут две проблемы – это может быть умственная отсталость или проблемы с обучением грамотности. Умственная отсталость – это дефект интеллекта, а проблемы с обучением грамотности – это диагноз.

Если человек не отвечает на поставленные вопросы, когда уровень знаний и общей осведомленности низкий, то тогда возникает вопрос о необходимости исследовании уровня IQ (айкью). Проверка проходит в специализированных учреждениях, у людей, которые прошли специальное обучение. С пациентом беседует целая комиссия врачей-психиатров. Оценивается, как он себя ведет, как владеет полученными навыками. Ближайшая специализированная психиатрическая организация находится в Барановичах. Решение о годности или негодности принимается именно там.

Там делается специальный тест. Исходя из него и делается заключение – это легкая умственная отсталость, при которой противопоказано управление транспортным средством, или это проблемы с обучением и грамотностью, что не является противопоказанием к получению водительского удостоверения.

Никаких странных вопросов юноше я не задавал. Были обычные вопросы из школьной программы: по таблице умножения, по географии (в какой стране живём, какой город является столицей, какие в нашей стране области и с кем мы граничим). Там вариантов быть не может.

Варианты, условно говоря, могут быть при объяснении смысла пословицы. Её можно объяснять разными способами, но смысл-то будет один. Таким образом анализируются процессы абстрагирования. Количество вопросов индивидуально. Все зависит от того, как человек отвечает.

Чего переполошились родители названного пациента, я не знаю. Я не успел даже ничего конкретно ответить, как они начали конфликтовать, не слушали даже, что им говорят. Попросились поприсутствовать, а по сути даже мешали процессу.

Для получения той или иной справки. В первом случае вряд ли стоит лукавить и следует отдаться в руки специалиста, чтобы получить необходимую помощь. Во втором же, как ни странно, при полной непосредственности и открытости можно остаться без желанной работы или без водительских прав. Как избежать такой опасности и не поддаться на провокацию?

Открытые вопросы

При беседе с психиатром важно все, начиная с вашего внешнего вида. Свои вопросы психиатры делят на открытые и закрытые. Открытые вопросы – это обычные вступительные о вашем возрасте, месте проживания, образовании, соседях, друзьях, погоде. На них следует отвечать четко и желательно односложно. Задавая открытые вопросы, психиатр не столько вникает в ваши ответы, как смотрит на вашу реакцию, манеру разговора. Для них важно – многословны ли вы, возбуждены или агрессивны и т.п. Конечно же, в таком случае, как никогда актуальна пословица: «Молчание – золото». Разумеется, что совсем молчать не следует. Нужно ограничиваться ответами «Да», «Нет», «Возможно» и только по существу т.д.

Главное правило - на приеме у психиатра лучше быть спокойным и коммуникабельным, чем взъерошенным и многословным!

Закрытые вопросы. Провокация

Задавая так называемые закрытые вопросы, психиатр уже не только наблюдает за вашей мимикой, реакцией и эмоциональным фоном, а пытается разобраться с вашей психикой, спровоцировать на эмоции, действия. Известные всем вопросы «Чем лампочка отличается от солнца» или «Отличие птицы от самолета» помогут разобраться в ваших умственных способностях.

Часто применяется и прием «тугодума». То есть врач, изображая непонятливость, задает один и тот же вопрос несколько раз или переспрашивает, тем самым пытается вывести человека из равновесия или же поймать на лжи.

Отвечая на закрытые провокационные вопросы лучше всего соблюдать «золотую середину».

Откровенничать и пускаться в длинные рассказы не стоит, как не стоит и замыкаться в себе и просто молчать.

К провокационным вопросам можно отнести и вопрос о суицидальных мыслях. Безусловно, лучше, когда их нет. Опять таки, отвечая, не забывайте о том, что вас могут подловить, задав этот же вопрос во второй раз. Чтобы так не произошло - лучше не врать или хотя бы помнить свои ответы.

Боязнь заработать себе репутацию «психа» и непонимание того, в чем состоит отличие психиатра от психотерапевта, служит для многих людей серьезным барьером, который мешает получить квалифицированную помощь. Между тем, если не обращать внимание на проблемы и не пытаться их решить, они могут лишь усугубиться.

Чем занимается врач-психиатр

Психиатр занимается лечением, диагностикой, экспертизой и профилактикой психических заболеваний, к которым относятся:
- психозы;
- ;
- ;
- навязчивые состояния;
- депрессия;
- маниакальные расстройства.

У психиатра и психотерапевта общим является то, что они врачи. То есть это специалисты, которые имеют высшее медицинское образование и получили специализацию в соответствующей области.

«Душеспасительных» бесед со своими пациентами не ведет. Лечение обычно заключается в применении психотропных лекарственных препаратов, иногда очень мощных. Иногда параллельно с врачом-психиатром может также работать психотерапевт.

Таким образом, психиатр – это врач, который занимается лечением различных психических расстройств, при этом является основным и нередко единственным видом терапии.

Чем занимается врач-психотерапевт

Как правило, психотерапевт с психически людьми, а также с личностями, находящимися в пограничных состояниях. В компетенции этого врача такие недуги, как:
- фобии;
- ;
- болезненные зависимости.

Как и любой врач, психотерапевт вправе проводить медицинские обследования, диагностировать заболевания, а также назначать лекарства. Впрочем, в большинстве случаев лекарственные препараты не используются.

В психотерапии помощь оказывается разными методами, которые чаще всего основываются на взаимодействии врача и пациента. Основное орудие врача-психотерапевта – беседа.

Врач пытается вместе с обратившимся к нему человеком разобраться в причинах нарушения душевного равновесия, выявив при этом проблемы, спровоцировавшие расстройство. Вместе с тем он помогает в поиске путей решения психологических проблем клиента.

Хороший психотерапевт может также владеть специальными психологическими техниками, к которым относятся гипноз, аутотренинг, психологические игры и даже толкование сновидений.

Таким образом, психотерапевт – это врач, занимающийся лечением пограничных расстройств. При этом медикаментозное лечение может являться только дополнением основной терапии, но ни в коем случае не ее полной заменой.

Отличие психиатра от психотерапевта: краткий вывод

Отличие между психиатром и психотерапевтом состоит в том, что первый работает с пациентами, которые имеют серьезные

Рассмотрим, какие используются диагностические тесты в психиатрии. Не существует ни одного физиологического или психологического метода тестирования, которого самого по себе было бы достаточно для постановки диагноза тяжелого психического расстройства. Однако диагностические методы и лабораторные анализы могут дополнить сведения, полученные при изучении психиатрического анамнеза и психического состояния на момент обследования. Выбор врачом определенных тестов зависит от его диагностических предположений, сформировавшихся во время первой беседы.

Медицинские тесты

Для того чтобы удостовериться в том, что психиатрический симптом не вызван органическим расстройством, врач назначает некоторые лабораторные исследования. Наиболее часто применяются следующие:

Диагностические тесты в психиатрии. Биохимическое обследование

Количественные отклонения от нормы электролитов (натрия, калия, хлоридов, бикарбоната) могут обусловить широкий спектр нервно-психических осложнений. Так, например, низкий уровень содержания калия в крови (что обычно наблюдается при булимии) может вызывать слабость и повышенную утомляемость. Уровень содержания магния в крови при алкоголизме часто может оказаться пониженным. Биохимические исследования могут также включать тесты для определения функции печени и почек, что дает основания судить о неблагоприятных побочных действиях психофармакологических препаратов.

Диагностические тесты в психиатрии. Эндокринологическое обследование

Нарушения уровня содержания гормонов могут стать причиной многих психиатрических симптомов, включая депрессию, приступы страха, панические атаки, деменцию, делирий, психозы. К эндокринологическим обследованиям относятся исследование функций щитовидной железы и надпочечников; часто необходимо также исследование поджелудочной железы, так как диабет и гипогликемия могут вызывать многие симптомы, приравниваемые к психиатрическим. Могут быть также назначены тесты, имеющие в виду уточнение различных эндокринных показателей, – так, например, для мужчин, страдающих импотенцией, важно установить уровень содержания тестостерона в крови.

Нейроэндокринологические тесты

Ряд параклинических диагностических методов разработан учеными с целью исследования связи между гормонами и нервной системой. В течение многих лет используется Дексаметазоновый тест (DST), который позволяет судить о подавлении производства гормона надпочечников – кортизола – и представляет особый интерес для психиатрических исследований. Некоторые ученые предполагают, что аномальные показатели величин DST подтверждают диагноз «большой депрессии», хотя это предположение еще далеко не всеми считается признанным. Различные другие нейрогормональные тесты считаются многообещающими, но для повседневной диагностической и лечебной практики ни один из них не может быть применен в обозримом будущем.

Диагностические тесты в психиатрии. Исследование крови

Проведение полного клинического анализа крови (с подсчетом процентного содержания отдельных клеточных элементов) является обязательной составной частью обычного обследования при поступлении пациента в больницу и может быть полезным для психиатрической диагностики. Так, например, злоупотребление некоторыми препаратами может вызвать изменения в картине крови. Состав крови может также выявить недостаток витаминов в организме.

Например, дефицит витамина В 12 связывают с выраженными личностными расстройствами и такими психотическими симптомами, как паранойя, состояниями истощения и слабоумием.

Иммунологические тесты

Вирусы и другие возбудители инфекционных заболеваний способны вызывать много психиатрических симптомов. К наиболее распространенным относятся сифилис, вирусный гепатит и туберкулез. Болезнь Лайма (Lyme) может вызвать утомляемость, головные боли и симптомы псевдодеменции. Болезни, вызванные вирусом Эпштейн – Барр (Epstein – Barr) и цитомегаловирусом, могут привести к изменениям психических функций, моторики и личностным расстройствам. Вирус ВИЧ ответствен за развитие деменции, которая может опередить другие симптомы СПИДа.

Токсикологические исследования

Психиатрические симптомы могут быть вызваны как лекарственными препаратами, так и неопознанными «уличными» веществами. Бытовые яды, которые мы вдыхаем или потребляем с пищей: свинец, ртуть, марганец, мышьяк, алюминий, инсектициды, – а также промышленные химикалии, которые употребляются для изготовления типографских и других красок, клеев и растворителей, могут вызвать изменения поведения.

Нейропсихиатрические тесты

В связи с тем что расстройства, вызванные органическими поражениями головного мозга, и психические расстройства тесно связаны между собой и во многом схожи по симптоматике, получила развитие новая междисциплинарная ветвь, занявшая место между медициной и нейропсихологией – нейропсихиатрия. Это научное направление опирается на неврологические методы исследования и диагностические методики для установления функционального когнитивного уровня, а также органических расстройств, которые могут вызывать психические симптомы.

Ученые разработали впечатляющие технологии, которые в состоянии дать подробные сведения о мозговых аномалиях задолго до появления очевидных симптомов, выявляя слабо выраженные нарушения в поведении и восприятиях органами чувств. В лабораторных условиях эти методы исследования могут дать основания для подозрения на шизофрению, депрессию или другие психические нарушения.

К методам нейропсихиатрического тестирования относятся следующие:

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)

С помощью ЭЭГ измеряется электрическая активность мозга. Это неинвазивный (т. е. не причиняющий вреда, неопасный) относительно простой метод исследования, при котором электроды прикрепляются с помощью клея или резиновой шапочки к коже головы. С помощью полиграфа на бумагу наносится рисунок волн мозга; эта кривая волн анализируется и оценивается. ЭЭГ особенно полезна в диагностике эпилептических расстройств.

Полисомнография (ЭЭГ сна)

Записывается активность мозга во время сна с целью диагностики расстройства сна или для выявления других аномалий, которые выражаются в расстройствах модели сна, как, например, при депрессии.

Компьютерная томография Этот современный наглядный метод исследования мозга, нашедший широкое применение, служит для уточнения заболеваний мозга. В лабораторных условиях он используется для изучения широкого спектра психических расстройств, которые связаны с изменениями структур мозга, как, например, шизофрения, алкоголизм, нервная анорексия. Рентгеновский луч ощупывает мозг с разных точек и дает его объемное изображение. При контрастной томографии пациенту вводится контрастное вещество для получения наиболее четкого изображения.

Ядерно-магнитная томография (KST)

Изображения мозга получают с помощью колебаний магнитного поля. С помощью KST возможно уловить структурные изменения, которые не обнаруживает компьютерная томограмма, например малые повреждения вследствие мозгового инфаркта или рассеянного склероза. Это наиболее совершенный современный метод для идентификации опухолей мозга. Благодаря технике KST удалось установить целый ряд отклонений, которые, вероятно, сопутствуют таким психическим расстройствам, как шизофрения, хотя значение этих аномалий и их диагностическая ценность еще далеко не ясны. Так как KST относительно новый метод, исследователи принимают меры, чтобы оптимизировать его использование в психиатрии.

Позитронно-эмиссионная томография (PET)

Техника PET не использует радиоактивных соединений для графического изображения процессов обмена веществ и дает трехмерную картину функций мозга вместо изображения структур. Она позволяет исследователям изучать нейротрансмиттеры и другие субстанции, с помощью которых мозг осуществляет связные функции. В связи с тем что эта технология новая и дорогая, возможности ее применения в настоящее время изучаются очень тщательно. Важной областью применения PET станет, по-видимому, идентификация химических отклонений, которые могут быть связаны с определенными психиатрическими расстройствами.

Методики, позволяющие получить изображение мозга.

Компьютерная томограмма головного мозга больного с гигантской опухолью

Ядерно-магнитная томограмма головного мозга больного с небольшой опухолью пинеальной области

В связи с тем, что соматические заболевания, например опухоли мозга, могут вызывать психические симптомы, психиатрия нуждается в применении различных диагностических методик, в том числе исследований, позволяющих получить изображение мозга, с тем, чтобы исключить органические причины психических расстройств. Два наиболее часто применяемых метода для получения изображения это компьютерная томография (KT) и ядерно-магнитная томография (KST)

Избирательная фотонно-эмиссионная томография (SPECT)

Так же как и PET, SPECT дает трехмерное детализированное изображение мозга, но использует при этом несложный и ценный аппарат. SPECT это новая техника, применение которой находится еще в развитии. Она обещает стать очень ценной для диагностики мозговых инфарктов, так как позволяет измерять кровоток в мозгу. В будущем SPECT может применяться для дифференциальной диагностики болезни Альцгеймера и для отграничения ее от других психических расстройств, например депрессии.

Психологические тесты и методы их оценки

Психологические тесты применяют для анализа психических расстройств и они могут быть использованы для оценки личности пациента, его способов преодоления трудностей, степени тяжести его проблем, а также функционального когнитивного уровня. Были разработаны сотни тестов; одни позволяют «измерить» общие характеристики личности, другие предназначены для оценки определенных поведенческих расстройств и когнитивного дефицита.

Психологические тесты сами по себе, так же как и медицинские тесты, не позволяют поставить диагноз, но они могут помочь врачу лучше понять многие аспекты личности пациента, в частности его представление о себе самом, уровень самооценки, мотивацию, шкалу ценностей, модели взаимоотношений и настроениях. Тесты помогут также спрогнозировать, какой вид лечения мог бы быть самым полезным и на чем должна базироваться избираемая терапия. Через сравнение результатов тестов можно в дальнейшем проследить течение лечебного процесса.

Прежде чем провести тестирование (часто его осуществляет психолог, специализирующийся на тестах), врач разъясняет пациенту цель теста и характер той информации, получение которой ожидается. В связи с тем что проведение предложенного теста может продолжаться несколько часов (и еще несколько часов необходимы для того, чтобы специалист мог проанализировать и оценить его результаты), тестирование никогда не проводят во время первого визита пациента. Для этого назначаются определенный день и час.

Существуют различные категории тестов: тесты IQ, нейропсихологические серии тестов, объективные и прожективные психологические тесты и психологические оценочные шкалы.

Тесты для изучения интеллекта (Тесты IQ)

Наиболее распространенной группой тестов IQ являются тест на интеллект Гамбург-Векслера (Hamburg-Wechsler) и структурный тест на интеллект (IST). Они были разработаны в 40-х годах и периодически перерабатываются. Эти тесты состоят из ряда шкал, из которых одни предназначены для измерения речевых способностей, другие для определения уровня работоспособности в момент обследования. Тесты IQ могут в ряде случаев оказать помощь в разрешении когнитивных проблем. Они полезны для оценки психиатрических расстройств, так как у людей, чья эмоциональная жизнь вышла из состояния равновесия, показатели часто отклоняются от стандартных. Тесты IQ могут также оказать помощь при оценке трудностей развития детей и подростков.

Нейропсихологические тесты

В настоящее время применяют серии различных нейропсихологических тестов. Например, с помощью теста Halstead-Reitan-Batterie исследуется широкий спектр функций мозга. Так называемый тест Luria – Batterie также помогает уточнить представление о пациентах, у которых предполагается органически обусловленная умственная недостаточность. С помощью этих тестов можно установить определенные области мозга, которые поражены заболеванием, например кровоизлиянием или опухолью.

Психологические тесты

Так называемые личностные тесты состоят обычно из списка вопросов, на которые ответы должны быть даны в форме «правильно/неправильно» или «согласен/не согласен». Многие из этих тестов используются уже в течение десятилетий. В последние годы разработаны многочисленные тесты для оценки характерных расстройств или особенностей личности и для определения вариантов наиболее адекватного лечения. То обстоятельство, что ответы в этих тестах стандартизованы, позволяет получать результаты в форме компьютерных таблиц и оценок, которые составляют надежную основу как для терапии, так и для исследовательских целей.

Одним из наиболее распространенных тестов является Миннесотское многопрофильное исследование личности (Minnesota Multiphasic Personality Inventory – MMPI). Этот недавно переработанный тест направлен на определение масштаба личностной дезадаптации. Он представляет сравнительные данные с большинством шкал, которые помогают врачу в процессе постановки диагноза. Этот тест позволяет также вскрыть определенные проблемы, например суицидальные мысли или психотические переживания. Часто применяется также Фрайбургский тест личностных особенностей (Freiburger Personlichkeitsinventar – FPI).

Прожективные психологические тесты

При использовании так называемых прожективных тестов обследуемому предлагается составить сюжет на основе предложенных данных или дать толкование представленных картинок. В основу этого теста положено представление о том, что ответы раскрывают характер мыслительного процесса пациента, его чувств, восприятия окружающего мира. В этих тестах не существует «правильных» и «неправильных» ответов.

Два наиболее распространенных прожективных теста – тест Роршаха и Тематический апперцептивный тест (ТАТ):

Тест Роршаха. Испытуемому предлагается рассмотреть десять симметричных фигур в форме «чернильных клякс» и описать, что он в них видит. Психолог интерпретирует результаты, учитывая особенности мышления больного и то, как он выстраивает свои ответы.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Этот тест состоит из ряда картинок, на которых изображены различные сюжеты, позволяющие различное толкование. Обследуемому предлагается рассказать историю, отраженную в сюжете каждой картинки и отражающую мысли и чувства изображенных на них фигур. Тест ТАТ помогает раскрыть мотивацию и поведение обследуемого.

Оценочные шкалы

Были разработаны десятки оценочных шкал для того, чтобы предоставить возможность врачам, родственникам пациентов и им самим расположить симптомы и модели поведения по степени их тяжести. Примером оценочной шкалы является Общая шкала депрессий (ADS), которая помогает врачу установить степень тяжести депрессии у обследуемого.