Психотерапия: виды и методы. Психотерапия Нейролингвистическая психотерапия и консультирование

Разделения психотерапии на виды в наше время существует только для удобства и становится всё более и более условным. Основная тенденция начала 21-го столетия - это интеграция дисциплин, направлений и школ, а не построение границ между ними. Объясняется такое состояние дел тем, что процесс познания давно уже вышел за границы каких-то научных изысканий в рамках одной дисциплины. Общее развитие психологии является одним из подтверждений правильности такого взгляда. Если вы ждёте, что возможна таблица видов психотерапии с чётким описанием того, что вот тут, мол, мы имеем дело со специалистами, которые что-то делают чисто своё, чего не делают другие специалисты, то ошибаетесь. Более того, название вида именно психотерапии может никак не относиться к этому понятию в науке.

Психотерапия разделяется на разные виды

Ярким примером является гештальт-психотерапия, которая имеет мало общего с гештальт-психологией . В качестве научного направления психология этого вида была едва не главенствующей на кафедрах Европы первой половины XX века. Этому направлению свойственно достаточно обширная база собственных концептуальных построений. Гештальт - это гносеологическая или онтологическая единица, представляющая собой целое, которое не является результатом совокупности отдельных фрагментов. Эти целостные структуры (гештальты) были взяты за основу познания человеческой психики.

У вас на кухне есть стол? Так вот сам по себе он не гештальт. А гештальт - это стол, скатерть на нём, солонка и салфетка, даже место нахождения стола и картинка, которая висит над ним . При этом рассматривается ещё и чётко обрамлённая контуром фигура, которая находится на фоне чего-то и является более важной, чем фон. Сумма же всегда имеет более высокий уровень, чем отдельно взятые фрагменты.

Исследования были прерваны приходом к власти нацистов в Германии. Почти все учёные психологи этого направления были евреями и эмигрировали в США, где не смогли продолжить работу в связи с тем, что господствующим направлением там был бихевиоризм. В результате гештальт-психология, в качестве научного теоретического направления, развитие не получила, а в 60-ые годы, после смерти последнего учёного представителя школы Вольфганга Келера, и вовсе прекратила своё существование.

Однако примерно в то же самое время появилась и начала своё бурное развитие гештальт-терапия. С гештальт-психологией она связана только в той мере, в какой описанный ещё в 30-ые годы способ восприятия связан с людьми. Существуют разные гипотезы того, почему в названии использован этот термин. Подозревают, что для того, чтобы подчеркнуть своё отличие от одномерности бихевиоризма и ограниченности фрейдизма, хотя какие-то небольшие вкрапления психоанализа в гештальт-терапии всё же прослеживаются.

Гештальт-терапия — это одно из гуманистических направлений в психотерапии

На самом деле это синтез выкладок гуманитарной психологии и её отдельного направления - экзистенциональной психотерапии, восточной философии и методов йоги, медитаций и многого другого . У направления есть своя теоретическая база и своё объяснение личности, которого не было в классической гештальт-психологии. Изначально большое внимание уделялось групповой терапии, но впоследствии, с началом 70-ых годов, от этого стали отходить. Для того чтобы полностью и без утомительного многословия показать роль гештальт-терапии - приведём классический пример. Жена моряка приходит к психологу и жалуется на булемию, на непомерный аппетит, на то, что каждую ночь она «атакует» холодильник и поедает очень много самых разных продуктов. Кто-то стал бы сразу «лечить» булемию, но не гештальт-психотерапевт. Тот основной упор делает не на то, что она много кушает и не может проконтролировать своё пищевое поведение, а на то, что она жена моряка, а тот постоянно в плаваниях. В результате у женщины не удовлетворённым остаётся основная потребность человека - потребность в сексе, а «глушит» она неудовлетворённость тем, что много ест. Задача терапевта в таком случае мягко подвести пациента к пониманию истинной причины и заставить её не убегать от вопроса о сексе и нормальной семейной жизни.

Казалось бы, тут всё замечательно… Правда, даже после развода и нового замужества у таких дам аппетит не снижается. А вот уж тут и разгадка загадки о том, почему так много намешано в школах и направлениях. Не исключено, что пациентку из этого классического примера придётся лечить ещё и гипнозом, даже использовать методы классического психоанализа. Вот так сложен человек и проблемы, которые связаны с ним.

Когнитивная терапия тоже многогранна

Не меньшую популярность в современном мире имеет и когнитивная терапия. Она пришла на смену бихевиоризму и является его логическим продолжением. Многие идеи бихевиоризма прослеживаются до сих пор. Сказать о том, что этот вид терапии под источниками проблем рассматривает ошибки мышления - это не сказать ничего. Пациенту предлагается :

  • осознать, что мысли способны влиять на эмоции и строить какие-то поведенческие тенденции;
  • обрести способность наблюдать негативные мысли;
  • отнести такие мысли к автоматическим и проанализировать их;
  • заменить ошибочные негативные мысли на позитивные и более рациональные;
  • выявить в себе наличие негативных убеждений и заменить их на позитивные.

Когнитивная терапия предполагает отказ от негативных мыслей

Изначально когнитивная психология и очень похожая на неё рационально-эмоциональная терапия вошли в некий конфликт с психоанализом. Однако достаточно быстро сама практика показала, что процесс выявления различных когниций до боли психоанализ и напоминал. Может быть не фрейдистский, ну так его в чистом виде и не осталось. Когнитивная психология стала массовым достоянием в начале 90-ых годов, когда психоанализ получил такое сильное дальнейшее развитие и так слился с множеством психотерапевтических направлений и поднаправлений, что легко синтезировался и с когнитивной психологией. В результате между когнитивными психологами и психоаналитиками установилось взаимопонимание и все дружненько продолжили изучение внутреннего мира человека.

Как видим, виды психотерапии и их описание уже со второй половины 20-го столетия стремятся к синтезу и интеграции.

Самые разные школы и направления

Гештальт и когнитивность - это два «кита» современной психотерапии. Но есть «рыбёшки» и поменьше. Иногда соотнести их с каким-то видом просто не представляется возможным. К примеру, сказкотерапия или игровая терапия. С одной стороны у них вроде бы даже нет и претензий на выделение в разряд отдельного научного направления, но ведь всё зависит от того, как смотреть на вещи.

Терапия притч может быть очень результативной. Вспомните, сколько притч имеются в Евангелии . Эффективными они не перестанут быть никогда. Тоже самое можно сказать и про коаны дзен-буддизма, которые содержат в себе огромный потенциал внелогического познания природы собственного ума.

Существуют разные школы и направления психотерапии

Не всё целебное прописывают доктора

Отметим и ещё один важный аспект. Это неправомерность разделения на медицинскую и немедицинскую психотерапии с точки зрения самого процесса. Немедицинская психотерапия выделяется исключительно юридически. Дело в том, что сам термин «лечение» применительно к психическим или духовным проблемам имеет яркий, чёткий смысл только в случае психиатрии, а не терапии вообще. Психиатр - это узкий специалист, его задача выработка и контроль осуществления какой-то медикаментозной схемы лечения. В принципе ему никто и ни что не запрещает вступать в контакт с пациентами, но душеспасительные беседы - это не его профиль. С медицинской точки зрения это является задачей психотерапевта.

Однако это ограничение имеет смысл до тех пор, пока речь идёт про само обращение какого-то лица за официальной врачебной помощью . В действительности она может исходить ещё и от священников, буддийских лам или создателей каких-то автономных психологических школ, к примеру, такой как Симорон. Трудно сказать, сколько неврозов и психозов удалось забыть людям, которые стали работать по методике Петры и Петра Бурланов, но они не врачи, а театральные режиссёры, деятели искусства. Изначально система была разработана для молодых актёров, которым требовалась помощь перед выходом на сцену. Оказалось, что сам принцип может быть полезен в самых разных целях, в том числе и при необходимости лечения фобий, депрессии или других отклонений и расстройств.

Какой из видов психотерапии использовать — решать только вам и лечащему врачу

Если вы думали, что из списка видов современных направлений психотерапии можно выбрать какой-то подходящий для себя, а потом он поможет в любом случае, то просто были под властью стереотипа. Он заставляет смотреть на школы как на какие-то механические собрания методик, которые не связаны с человеком. Вот есть мол набор каких-то способов, и достаточно выбрать нужные, как они принесут пользу. Нет! Это полностью не соответствует действительности.

Психотерапевт, которые утверждает, что работает в рамках школы, которая вам почему-то не понравилась, может помочь, а другой, который говорит о пришедшейся по вкусу методологии, - нет. На 80% психотерапия связана с личностью терапевта и того смогут ли терапевт и пациент установить контакт между собой.

Исследования, проведенные в США и других странах, показывают, что психологические нарушения выявляются у 14–20% детей, т.е. у каждого пятого или седьмого ребенка. Эти показатели варьируют в зависимости от пола, возраста, этнического происхождения и места проживания. Например, у детей 6–11 лет поведенческие проблемы отмечаются чаще, чем в других возрастных группах.

Психологические расстройства у детей выявляют различными методами, в том числе с помощью разнообразных тестов, специально организованных бесед (интервью) и путем наблюдения за поведением ребенка. Важными источниками информации являются родители и учителя. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое (кондуктивное) расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, – например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком.

В отличие от взрослых, которые обычно сами обращаются за помощью, ребенка чаще всего отправляют к психотерапевту родители или учителя. Во многих случаях обращение к детскому психотерапевту связано с тем, что ребенок чем-то серьезно огорчает взрослых, нарушает правила поведения или плохо контактирует со сверстниками. У большинства таких детей обнаруживаются поведенческие проблемы либо импульсивность, невнимательность и другие проявления синдрома дефицита внимания (см . ГИПЕРАКТИВНОСТЬ) . Подобные расстройства поведения ребенка тяжело сказываются на его ближайшем окружении. Напротив, дети с тревожными и депрессивными расстройствами страдают в первую очередь сами и зачастую не знают, каким образом привлечь внимание тех, кто может им помочь.

Специалистам, занимающимся детской психотерапией, необходимо хорошее знание нормального хода психического развития. Многие из тех детских проблем, которые считаются расстройствами, обнаруживаются и у детей безо всяких отклонений. Разница может заключаться в степени выраженности проблемы, сопутствующих обстоятельствах или соответствии конкретного эмоционального состояния или поведения данной стадии развития. Уровень социальной адаптации ребенка должен оцениваться с учетом поведенческих вариаций в рамках нормального развития. Например, детские страхи в раннем детстве и в более поздние периоды различаются по своей природе, и наличие тех или иные страхов нормально для определенного возраста. Не менее важны и особенности семьи ребенка, в ряде случаев помощь требуется скорее родителям.

Виды психотерапии.

Детская психотерапия проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за хорошие поступки, обсуждение положительных примеров поведения, а также вспомогательные средстванастольные игры, учебные пособия, игрушки. Все внимание психотерапевта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.

Применяемые в детской психотерапии подходы различаются как по типу проблем, на которые она направлена, так и по объему самой психотерапевтической помощи; основные из них – психодинамическая терапия, поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия и семейная психотерапия .

Психодинамическая терапия, ориентированная на разрешение бессознательных конфликтов, появилась одной из первых. Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая малышу рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.

Поведенческая психотерапия детей ставит своей целью научить ребенка адаптивным способам поведения. Для этого психотерапевт обеспечивает ребенку возможность освоить новые образцы поведения и попрактиковаться в них, а также старается ободрить ребенка и вознаградить его за желательное поведение. Данный подход ориентирован на процесс деятельности ребенка, в ходе которой ему стараются привить новые навыки, побороть страхи, снять депрессию или облегчить социальные взаимодействия. Например, боязнь говорить на людях можно преодолеть, если подготовить ребенка к речевому общению и дать ему возможность попрактиковаться. Психотерапевт должен наблюдать за действиями ребенка и обеспечивать обратную связь, оценивая их результаты и вознаграждая за успехи.

Когнитивно-поведенческая психотерапия направлена на формирование адаптивного поведения и использует подкрепление вознаграждением, как это характерно и для собственно поведенческой терапии, однако учитывает также когнитивные процессы, т.е. особенности восприятия и мышления данного ребенка. Другими словами, внимание уделяется тому, как ребенок воспринимает и перерабатывает получаемую в ходе психотерапии информацию. Когнитивно-поведенческий подход ориентирован на процесс научения, психологическую подготовку ребенка к различным непредвиденным обстоятельствам и на подбор примеров поведения, которым он мог бы следовать; одновременно этот подход предполагает наблюдение за тем, как ребенок осмысливает то, чему его учат.

Семейный подход в психотерапии может использовать любую из перечисленных стратегий, но он сосредоточен на семье как едином целом, а не только на ребенке. При этом ребенок рассматривается как продукт всей системы взаимоотношений в семье, и именно с ней связывается возникновение и развитие дезадаптации ребенка. Лечение, таким образом, предполагает взаимодействие со всеми членами семьи.

Когда нужна психотерапия?

Здесь нет каких-либо жестких правил, за исключением того, что решение должно приниматься в интересах ребенка. Как уже упоминалось, многие эмоциональные и поведенческие трудности, которые отмечаются в детстве и юности, составлюет часть нормального развития и не требуют терапевтического вмешательства, если возникают не слишком часто или не слишком выражены в определенный момент развития ребенка. Лишь когда выраженность психологических и поведенческих проблем переходит границы нормы, можно думать, что они являются дезадаптирующими, т.е. влекут за собой нежелательные для ребенка последствия. Например, если у десятилетнего ребенка нет друзей, он не разговаривает по телефону, боится спать в комнате один и часто отказывается идти в школу, тогда поведение ребенка можно считать дезадаптивным; именно в таких случаях и показана психотерапия.

Решение о том, нужна ли ребенку психотерапевтическая помощь, обычно принимается совместно – родителями, психотерапевтом и ребенком. Когда какие-либо факты узнаются из таких источников, как школа или другие члены семьи, учителей и родственников тоже стоит привлечь к обсуждению этого вопроса. Иногда именно неумение родителей обращаться с ребенком, их личные психологические проблемы или проблемы семейных отношений приводят к возникновению у ребенка серьезных трудностей. Обращение к различным источникам информации помогает определить, требуется ли лечение, и выбрать правильный психотерапевтический подход.

Процесс лечения.

Посещения ребенком психотерапевта сами по себе еще не обеспечивают желаемого результата. Необходимо, чтобы ребенку было комфортно с психотерапевтом и чтобы он активно участвовал в процессе лечения. Многие психотерапевты утверждают, что вовлеченность ребенка в психотерапевтический процесс – залог улучшения его состояния.

Характер психотерапевтической помощи зависит от возникшего у ребенка нарушения. Поведенческое расстройство и отклоняющееся (связанное с преступностью) поведение лучше всего поддаются воздействию индивидуальной, и семейной психотерапии. В этом случае индивидуальная терапия прививает новые поведенческие навыки, а изменение окружающей среды достигается за счет работы со всей семьей. В другой ситуации ребенку могут назначить еженедельные индивидуальные психотерапевтические сеансы, а иногда бывает достаточно участия в специальных школьных программах. Некоторым детям требуется госпитализация, и в этом случае психотерапия проводится в стенах лечебного заведения.

Длительность терапии варьирует. Например, поведенческая или когнитивно-поведенческая психотерапия занимает несколько месяцев, тогда как психодинамическая терапия длится дольше, зачастую несколько лет. Различные исследования подтверждают эффективность как поведенческой психотерапии, так и ее сочетания с психотерапией когнитивной направленности. Установлено также, что подавляющее большинство детей, нуждающихся в психотерапии, чувствуют себя значительно лучше после окончания лечения.

Психотерапевтическая работа бывает полезна детям разного возраста и по традициям глубинной терапии, психоанализа и юнгианского анализа проводится в специально оборудованном кабинете индивидуально с ребёнком. Аналитическая психотерапия всегда сопровождается консультациями для родителей (обычно раз в месяц или раз в несколько месяцев) и может в определённых случаях включать в себя совместные сессии родителей с ребёнком. Существуют определённые правила для организации аналитической психотерапии, которые важно знать для результативной работы.

Детская аналитическая психотерапия (психотерапевтическая работа) — это способ трансформации личности. Она отличается от других видов психотерапии. Это работа с внутренним миром. Это работа с эмоциями. Благодаря такой работе развитие ребёнка может пойти быстрее, и не только эмоционально-личностное, а даже познавательное, интеллектуальное.

Реакция психотерапевта на поведение мальчика или девочки отличается от привычной для ребёнка реакции окружающих взрослых, потому что психотерапевт опирается не только на психологические характеристики ребёнка, на то, что заметно окружающим (внешний вид, поведение, способность к обучению), но и на понимание бессознательного ребенка. Бессознательное — разные эмоции, которые отрицает или не осознает ребёнок, которыми он не может управлять, фантазии об устройстве мире: в мире все опасно или девочки хуже, чем мальчики или о том, что младший брат/сестра забирают родительскую любовь. Эти фантазии живут во внутреннем мире, если они не находят своего выражения. В психотерапии мы пытаемся найти для них выражение и освободить ребёнка, помогая ему свободно развиваться дальше. И задача психотерапевта состоит не в том, чтобы он указывал ребёнку, что надо делать или конкретно заставлял ребёнка что-то делать. Его задача развить способность быть с ребёнком в его переживаниях, дать возможность ребёнку осознать смысл его реакций в той или иной ситуации, чтобы ребёнок смог изменить привычный способ реагирования. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, требуется практическое обучение.

В каких ситуациях нужна аналитическая психотерапия?

Часто родители интуитивно догадываются, что с детьми что-то не так. Но они не могут найти способ воздействия на ситуацию. Когда они говорят: "Веди себя хорошо" , "Не зли меня" , "Не обижай сестру" , "Будь смелым" , "Покажи в школе, что ты знаешь" , они пытаются преодолеть эту проблему прямо, говоря ребёнку, что он должен делать по-другому. Но часто ребёнок делает из этих прямых указаний совсем другие выводы: он плохой, он неспособный, из-за него все неприятности. Когда родители обращаются за психотерапией, ситуация уже довольно серьёзная. Отношения напряжены, степень непонимания достигла высшей точки. Доступные родителям воспитательные, лечебные и коррекционные меры исчерпаны.

Есть несколько ситуаций, когда нужна психотерапия:

  1. Первая — это проблемы с поведением и характером, которые мешают детям адаптироваться во внешнем мире и быть успешными, либо мешают им находить понимание в семье и чувствовать себя при этом благополучно и спокойно. Смысл глубинной терапии — помочь ребёнку быть самим собой, понимать себя.
  2. Другой тип ситуаций — это запросы, связанные с какими-то кризисными ситуациями. Это может быть конфликт в школе, переезд, физическая травма, повлёкшая изменения привычной жизни, появление новых членов семьи (брак одного из родителей, рождение брата/сестры), потеря близких (смерть или быстрый развод).

Психика ребёнка формирует поведенческие, личностные, эмоциональные проблемы, особенно если есть сопутствующие неврологические заболевания. В этом случае требуются совместные усилия психотерапевта-психолога и врача. Для того чтобы понять, что именно происходит с разными детьми при одинаковых симптомах и сходных жалобах родителей, нужна тонкая диагностика, опыт работы и чутье. Аналитическая диагностика, как и аналитическая психотерапия требует понимания и расшифровки символического и эмоционального смысла того, что делает и говорит ребёнок.

Игра является языком, с помощью которого ребёнок сообщает о том, что с ним происходит, но родители и окружающие взрослые часто не понимают игру ребёнка. Ребёнок открывает психотерапевту свой внутренний мир в надежде, что психотерапевт сможет понять его. В попытке установить диалог с ребёнком можно использовать игру и рисунок, песочницу, сочинение сказок и фантазирование .

Аналитически ориентированный психотерапевт помимо базовых знаний и набора методик нуждается в способности понять символический язык, различить скрытый смысл в словах и действиях ребёнка, уметь говорить на детском языке. Например, у ребёнка очень нежные отношения с отцом, он очень идеализирует своего папу. Ему при этом трудно развивать свою мужскую идентичность, он не слушается, ведёт себя как "неудачник", т.к. не может быть лучше папы. Мальчик рисует дерево, на ветке которого сидит кот. Терапевт с ребёнком начинает фантазировать про этого кота. Терапевт предполагает, что у кота есть сынок-котёнок и он с невероятной радостью рисует этого котёнка: кот отец и котёнок-сын. Этим ребёнку в воображении предлагается поисследовать и почувствовать созидательный союз с папой, так как это его возрастная потребность, которой мешает бессознательный конфликт (он недостоин папы). Такому рассмотрению не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, именно участие в моделировании терапевтической сессии, принятие на себя роли и воспроизведение детской игры в учебной группе даёт возможность участникам занятий пережить опыт терапевтического взаимодействия и потом использовать его в своей работе. Благодаря такому опыту и формируется психологическая интуиция, умение использовать в работе с ребёнком те знания и техники, которые нужны здесь и сейчас с данным конкретным клиентом.

Что является результатом аналитической психотерапии?

Психотерапия не должна делать детей удобными, она позволяет детям развиваться в их индивидуальности. Если родители хотят использовать терапию для подгона ребёнка под шаблон, то это может быть не лучший путь. Метафора терапии — это хорошее понимание. Психотерапия помогает ребёнку понимать окружающих, а родителям понимать своего ребёнка и изменять это понимание по мере его взросления и развития.

Как мы учимся аналитической психотерапии?

Профессиональное мастерство рождается именно в ситуации наставничества или в ситуации практического обучения, когда обучение является производством собственного хорошего опыта, своих собственных навыков, своих идей, упражнений своей уверенности из этого складывается идентичность. Обучение детской терапии — это, прежде всего, формирование способности чувствовать, способности к различению тонких нюансов, развития качеств, необходимых детскому психотерапевту. Это формирование осознанного подхода к организации аналитической психотерапии с детьми. Для детского психотерапевта важно уметь не только работать с ребёнком, но и правильно выстраивать отношения с родителями, преодолеть сопротивление, поддержать мотивацию, удержать границы, развивать родителей. Здесь много задач. Обучение аналитической психотерапии включает знакомство с диагностическими и терапевтическими методиками, развитие понимания психического материала, который предоставляет ребёнок и что с ним должен делать терапевт, работу с клиническими случаями ведущих и супервизии участников группы. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, а только групповое и индивидуальное (супервизия) практическое обучение.

Детская психотерапия - собирательное понятие, включающее различные психотерапевтические подходы и методы, применяемые для лечения детей и подростков с психическими, пограничными и психосоматическими заболеваниями, направленные и воздействующие на ребенка и его окружение.

Детская психотерапия обычно начинается с установления доверительных отношений между психотерапевтом и ребенком, а в случае необходимости - с устранения острой симптоматики. Затем психотерапевт осуществляет психотерапевтически-ориентированную диагностику расстройств, постановку терапевтических целей, достижение их и контроль за эффективностью (Schmidtchen St., 1978). Заключительным этапом детской психотерапии является закрепление полученного терапевтического эффекта и профилактика возможных рецидивов.

По мнению ряда авторов, детская психотерапия берет свое начало с 1909 г., когда Фрейд (Freud S.) опубликовал свою работу «Анализ фобии у пятилетнего мальчика». Это первая работа, в которой описанные психологические трудности ребенка и его заболевание объясняются эмоциональными причинами. Однако попытка непосредственного перенесения психоанализа взрослых в детской психотерапии была подвергнута критике, в частности в связи с тем, что ребенок, в отличие от взрослых, не может полноценно описывать словами свое состояние и не способен понять связь своего настоящего состояния с биографическим опытом. Методы и подходы детской психотерапии совершенствовались параллельно аналогичным разработкам для взрослых, однако практически с самого начала зарождения детской психотерапии имела свою специфику.

Уже с 1919 г. Кляйн (Klein M., 1955) стала использовать игровые приемы как средство анализа при работе с детьми. Она считала, что детская игра так же обусловлена скрытыми и бессознательными мотивациями, как и поведение взрослых.

В 1930-е гг. Леви (Levy D., 1938) были предложены методы, направленные на отреагирование, - структурированная игровая психотерапия для детей, переживающих какое-либо психотравмирующее событие. Он полагал, что в игровой ситуации возможно отреагирование агрессивных тенденций в поведении. Одновременно развивалось еще одно направление игровой детской психотерапии - терапия построения отношений (Taft D., 1933; Allen F., 1934). Философской и методологической основой этого направления стали работы Ранка (Rank О., 1936), который перенес акцент с исследования жизни ребенка и его бессознательного на развитие, поставив в центр внимания то, что происходит «здесь и теперь» в эмоциональных отношениях между ребенком и психотерапевтом. На принципах клиент-центрированной психотерапии была разработана недирективная игровая психотерапия (AxlineW., 1947). Цель этой психотерапии состоит в самопознании и развитии самоуправления ребенка. В общении с психотерапевтом ребенок получает возможность играть так, как ему хочется, или вообще ничего не делать. Психотерапевт при этом не управляет и не направляет ребенка, а лишь способствует более полному раскрытию его в различных проявлениях на момент встречи.

С середины 1950-х гг. начал функционировать Институт детского психоанализа А. Фрейд (Freud А.). Ее подход к психоанализу детей еще в большей мере, чем у Кляйн, и теоретически и методологически отличался от психоанализа взрослых, поскольку наряду с игровыми методами предполагалась и воспитательная работа - активное вмешательство психотерапевта во взаимоотношения ребенка с окружающей средой. Такое совмещение двух зачастую противоречивых ролей возможно лишь при высоком авторитете психоаналитика у ребенка.

Сказанным выше, конечно, не исчерпывается все многообразие психотерапевтических подходов в детской психотерапии, существующих в настоящее время. В частности, выделяются 2 принципиальные ориентации в детской психотерапии - работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом). Обе ориентации могут реализовываться на различных уровнях: мотивационно-эмоционально-аффективном, логико-познавательном, поведенческом, психофизиологическом. Предполагается, что разные психотерапевтические направления могут включать методы различной ориентации и уровня воздействия. Например, детский психоанализ при таком рассмотрении включает ориентацию и на ребенка (игровые методики и др.), и на среду (работа с родителями в виде различных форм семейной психотерапии).

Для построения психотерапевтически ориентированного диагноза предлагается учитывать 6 вариантов этиопатогенетических факторов: 1) ситуативные проблемы; 2) проблемы в семейной системе; 3) когнитивные и поведенческие проблемы; 4) эмоциональные нарушения; 5) нарушения развития и личностные расстройства; 6) биологические отклонения. Одного фактора недостаточно для полного понимания проблем ребенка, и лишь их сочетание в различных пропорциях ведет к построению удовлетворительной рабочей гипотезы.

В нашей стране проблемы детской психотерапии активно разрабатывались рядом авторов так называемой ленинградской школы, в первую очередь А. И. Захаровым, В. И. Гарбузовым, Э. Г. Эйдемиллером и М. И. Буяновым, А. С. Спиваковской, Ю. С. Шевченко и др. Методологической основой детской психотерапии является комплексное использование различных психотерапевтических подходов в рамках основных форм психотерапии (индивидуальной, семейной, групповой) с учетом специфики и этапов онтогенетического развития. Использование психотерапевтических методов и их сочетание в конкретных индивидуальных (семейных) психотерапевтических программах определяется этапом нервно-психического развития ребенка (выделяются 5 этапов: 1) период самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений - 2,5-4 года; 2) период застенчивости - 4-7 лет; 3) период адаптации в массовой школе - 7-8 лет; 4) период адаптации личности в коллективе - 9-11 лет; 5) подростковый период - 11-20 лет), а также возрастным уровнем преимущественного нервно-психического реагирования (выделяют 4 уровня: 1) соматовегетативный - 0-3 года; 2) психомоторный - 4-7 лет; 3) аффективный - 5-10 лет; 4) эмоционально-идеаторный - 11-17 лет). Практически всеми указанными выше авторами отмечается, что незрелость личности ребенка, своеобразие психогенных факторов, ведущих к невротическому реагированию, такие особенности детской психики, как раздражительность, впечатлительность, склонность к фантазированию, аффективность, внушаемость и др., делают невозможным механический перенос методов психотерапии взрослых в детской психотерапии. Ведущая тенденция в психотерапии детей - переход от симптомоцентрированных к личностноцентрированным методам по мере взросления пациентов. Чем младше ребенок, тем менее нозологически дифференцированы его нервно-психические расстройства и тем труднее их психотерапевтическая коррекция. Так, например, при синдроме невропатии (который является наименее специфичным) возможности психотерапии ограниченны и заключаются главным образом в психотерапевтической коррекции воспитательных подходов матери. Такая ориентация в психотерапии маленьких детей на работу с системой «мать и дитя» объясняется особой важностью и симбиотическим характером взаимоотношений ребенка с матерью в первые годы жизни (Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н., 1977).

В периоде самоутверждения, становления личности, ее самооценки и системы отношений выбор психотерапевтического метода обусловлен основными психологическими проблемами ребенка и включает в себя, помимо лечебно-педагогической коррекции неправильного стиля семейного воспитания (чаще в форме различных вариантов семейной психотерапии), методы детской игровой психотерапии, обеспечивающие оптимизацию взаимоотношений со сверстниками (Эйдемиллер Э. Г., 1988).

Психотерапия в периоде застенчивости также строится с учетом проблем ребенка; объем психотерапевтического воздействия расширяется и предполагает включение семейной и индивидуальной, ориентированной на разъяснение психотерапии. На этом этапе большое значение приобретает групповая психотерапия. Ее задача - эмоциональное отреагирование конфликтной ситуации в группе и десенсибилизация угрожающих образов в сознании посредством их условного изображения и преодоления в игре (Захаров А. И., 1979).

Психотерапия в периоде адаптации в массовой школе в большей степени ориентирована на преодоление коммуникативных трудностей. Наряду с индивидуальной и семейной психотерапией активно используются поведенческие методы (контактная десенсибилизация, эмотивное воображение, парадоксальная интенция, тренинг самоутверждения). Групповая психотерапия сочетается с семейной.

В подростковом периоде акцент в психотерапии все больше смещается на методы личностно-ориентированной психотерапии - семейную и групповую в их интеракционной и структурной моделях. На этом этапе поведенческие, особенно гипносуггестивные, методы психотерапии становятся все менее значимыми (Гончарская Т. В., 1979).

Таким образом, современная детская психотерапия строится на применении различных взаимодополняющих психотерапевтических методов с учетом этапов нервно-психического развития ребенка.

Виды и формы психотерапии

Психотерапия (от греч. «душа», «дух» + греч. «лечение», «оздоровление», «лекарство») - это система лечебного воздействия на психику и через психику, адресованная организму человека. Часто она определяется как деятельность, направленная на преодоление различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.) или хотя бы изменение отношения к ним.

Психотерапию проводят специалисты-психотерапевты при установлении глубокого личного контакта с пациентом (в основном путем бесед обсуждений), а также в зависимости от специфики его состояния - применяя различные психотерапевтические методики.

Основная задача любой психотерапии - это повышение качества жизни человека. И главное лечебное средство при этом - беседа, которая ведет пациента к пониманию истинного смысла имеющихся у него симптомов в атмосфере личностной поддержки и доверительности, что способствует обретению человеком нового опыта - принятия и понимания еще и такого себя. Это не так просто, как может показаться поначалу.

Главная цель психотерапевта - расширить диапазон доступных человеку форм поведения и глубинных ресурсов личности с целью облегчить симптомы болезни и, в меру возможности, устранить их причины.

На сегодняшний день в мире не существует единого взгляда на определение понятия «психотерапия», и слово «психотерапевт» часто используется в разных смыслах. Не претендуя на роль носителей истины в последней инстанции, мы хотим предложить вашему вниманию подходы и техники психотерапии, проверенные опытом нашей многолетней работы в современной России - стране, где всем нам некогда было суждено родиться и где продолжается наша с вами жизнь.

ВИДЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Индивидуальная психотерапия - при ее проведении в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психотерапевтический процесс протекает в системе отношений «врач-пациент». В отличие от индивидуальной существуют такие виды психотерапии, как групповая (где инструментом лечебного воздействия выступает психотерапевтическая группа), коллективная и семейная. Индивидуальная психотерапия используется в рамках практически всех направлений психотерапии.

Индивидуальная психотерапия проводится одним психотерапевтом, изредка - двумя (т. н. биполярная терапия) или же несколькими терапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, а также - с фармако-, физио- или социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

Следует отметить, что индивидуальная психотерапия лежит в основе всех видов современной психотерапии, во многом ориентирующейся на воззрения основоположника психоанализа З. Фрейда и его первых последователей, впервые поставивших во главу угла проблемы и интересы отдельно взятой личности. Их наиболее известные предшественники (Ф. Месмер, Ж.-М. Шарко и др.), наоборот, прежде всего апеллировали к массовым процессам, таким как психическая индукция, массовый гипноз и т. п.

А. Адлер выделил три основных этапа индивидуальной психотерапии: 1) понимание психотерапевтом специфического для пациента жизненного стиля; 2) помощь больному в понимании себя и своего поведения; 3) формирование у него повышенного социального интереса.

Преимущества индивидуальной психотерапии

Индивидуальная психотерапия – это шанс для человека измениться в лучшую сторону. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту определиться в своих жизненных целях и найти наиболее краткий путь к достижению желаемого. В зависимости от интересующих клиента проблем часто рекомендуют сочетать индивидуальный психотерапевтический формат с групповым.

Главное преимущество индивидуальной психотерапии – это интимность атмосферы её проведения, благодаря которой легче установить доверительные отношения между пациентом и психотерапевтом. Раскрыться один на один на консультации психотерапевта легче, нежели в группе. Однако при проведении групповой психотерапии положительный эффект умножается благодаря получению обратной связи от каждого участника группы и всей группы в целом.

В рамках индивидуальной психотерапии пациенту помогают пережить утрату, исправить недовольство собой, наладить семейные и личные отношения. Основная задача любой психотерапии – это повышение качества жизни человека. Индивидуальную форму работы с пациентом можно применить в рамках практически любого психотерапевтического подхода – психоанализа, гештальта, когнитивно-поведенческого и других. В зависимости от того или иного подхода варьируются основные мишени психотерапии, способы воздействия на пациента, длительность и особенности отношений между психотерапевтом и его пациентом.

Основные факторы лечебного воздействия индивидуальной формы психотерапии – это доверие и сотрудничество между пациентом и терапевтом, снятие напряжения при обсуждении клиентом своей проблемы, обучение пациента психотерапевтом с помощью подаваемой информации, коррекция поведения клиента благодаря поощрению или осуждению врача, а также обучение клиента на основе подражания психотерапевту.

И. п. представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При И. п. особенно важна роль психотерапевта. Согласно исследованиям Бютлера (Beutler L. E. et al., 1994), характеристики психотерапевта, влияющие на процесс психотерапии, могут разделяться на объективные: возраст, пол, этнические особенности, профессиональная основа, терапевтический стиль, психотерапевтические техники и субъективные: личностные копинговые особенности, эмоциональное состояние, ценности, отношения, убеждения, культурные взаимоотношения, терапевтические взаимоотношения, характер социального влияния, ожидания, философская терапевтическая ориентация.

По срокам проведения И. п. может условно делиться на краткосрочную и долговременную. Граница обычно определяется числом психотерапевтических занятий. По мнению большинства исследователей, психотерапия длительностью до 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Современной тенденцией почти всех концептуальных и методических направлений является стремление к краткосрочности, базирующееся на повышении интенсивности, интегративности психотерапии, конкуренции в снижении материальных затрат без снижения эффективности. Иногда краткосрочность служит одним из принципов, страхующих пациентов от развития «психотерапевтического дефекта», «бегства в психотерапию» и перекладывания ответственности за свою жизнь на психотерапевта.

Долговременные формы И. п. наиболее характерны для психодинамической (психоаналитической) психотерапии, которая может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю. Продолжительность лечения зависит, в частности, от числа конфликтных зон, которые должны быть проработаны в ходе лечебного процесса (краткосрочная психодинамическая психотерапия фокусируется на разрешении главного конфликта). Частые встречи с пациентом позволяют психотерапевту проникнуть в его внутреннюю жизнь, ведут к более полному развитию переноса, а также поддерживают больного на протяжении всего периода лечения. В ходе долговременной психотерапии расширяется самопознание пациента, выявляются и разрешаются внутриличностные бессознательные конфликты, формируется понимание механизмов психической деятельности, что позволяет завершать процесс лечения. Урсано, Зонненберг, Лазар (Ursano R. J., Sonnenberg S. M., Lazar S. G., 1992) выделяют следующие критерии окончания терапии. Пациент:

1) чувствует ослабление симптомов, которые воспринимаются как чуждые;

2) осознает свои характерные защитные механизмы;

3) способен принять и признать типичные для себя реакции переноса;

4) продолжает самоанализ в качестве метода разрешения своих внутренних конфликтов. Вопрос о завершении лечения поднимает пациент, но его может поставить и психотерапевт в результате анализа рассуждений и переживаний пациента по этому поводу. Дата завершения лечения устанавливается заранее по взаимному согласию психотерапевта и пациента.

Долговременная И. п. используется в рамках и других направлений, помимо психодинамического. Так, при наличии сложной, множественной симптоматики или выраженных личностных нарушений наиболее склонная к краткосрочности поведенческая психотерапия может продолжаться до 80-120 занятий в попытках достижения желаемого эффекта. Не редкостью является длительность лечения при психотерапии экзистенциально-гуманистической направленности, представители которой иногда считают необходимым оказывать пожизненную помощь и поддержку пациентам.

При проведении длительной психотерапии необходимо иметь в виду зависимость скорости улучшения состояния пациентов от числа психотерапевтических занятий. Как показали современные, выполненные на большом материале исследования Ховарда (Howard K. I., 1997), в общем, скорость такого улучшения быстро нарастает лишь до 24-го занятия, а затем резко замедляется. Психотерапевт должен быть готов к такой динамике и при необходимости последовательно продолжать выполнение намеченных и обоснованных психотерапевтических планов.

Выбор конкретных форм и методов психотерапии для индивидуальной помощи пациенту является непростой задачей. Не прекращаются споры о преимуществах и возможностях того или иного психотерапевтического направления или «школы». Современные научные достижения позволяют рассматривать психотерапию не просто как собрание методов, основанных на личных свидетельствах или системе убеждений, созданной той или иной «школой», что больше характерно для религиозных культов, чем научного подхода. Создаются критерии научности психотерапии, а научный анализ (например, метаанализ) позволяет реально предсказывать эффективность конкретного метода психотерапии при той или иной патологии, требующей психотерапевтического вмешательства (Perrez M., 1989), показателями научной обоснованности того или иного метода психотерапии являются прежде всего:

1) доказательства эффективности;

2) обоснование предположениями, которые не противоречат современным научным данным.

При выборе методов психотерапии целесообразно учитывать данные Граве и соавт. (Grawe K. et al., 1994). Применительно к индивидуальной психотерапии метаанализ эффективности различных видов психотерапии показал, что многие методы не исследовались научно приемлемым образом, а эффективность других существенно различается. Достаточно убедительными были результаты интерперсональной психотерапии Клермана и Вейссман (Klerman G. L., Weissman M. M.) у пациентов с депрессией и нервной булимией. Клиент-центрированная психотерапия Роджерса эффективна при невротических расстройствах, а также показана для лечения алкоголизма и даже шизофрении, при этом часто в комбинации с методами поведенческой психотерапии. Высокую эффективность, но при ограниченном спектре патологии, показали методы когнитивно-поведенческого направления. Специфические фобии хорошо поддаются лечению систематической десенсибилизацией. При полиморфных фобиях, включавших и панические атаки, наиболее эффективными оказались методики конфронтации с ситуациями, которых боялись пациенты. Когнитивная психотерапия (Бек (Beck А. Т.)) была успешной при лечении депрессий, а также страхов и личностных расстройств.

Требов-я к личности индивид. п/терапевта. Во всех п/тер-х подходах в той или иной форме исп-ся модельный эффект личности п/терапевта. Сторонники социального научения пользуются этим эффектом для запуска процессов заместительного научения. В поведенч. п/терапии с его пом. подкрепляется науче-ние путем подражания. Психоаналитики делают акцент на процессах идентификации, кот. происходят в рамках позитивного переноса. Когнитивные п/тер-ты демонстрируют варианты внутреннего монолога (self-talk), а экзистенциальные терапевты раскрывают перед клиентами собственную индивидуальность. Если клиенты общаются с п/терапевтом в теч. прод-ного времени, это происх. не тол. потому, что их устраивают рез-ты терапии, т. е. изменения, кот. они набл-ют в себе, но и из-за притягат-ти личности п/терапевта. П/терапия опирается на эффект специфич. влияния повед-я терапевта, вызыв-го у клиента стремление ему подражать.

При сравнении работы выдающихся п/терапевтов психоаналитич. и поведенч. направл-й было обнаружено значит. сходство. Исследователи пришли к выводу, что клиенты счит. п/терапевтов – представителей обоих направлений – облад-ми сходных кач-в и находят эти качества обязательными предпосылками успешной п/терапии. По мнению клиентов, эффективные п/терапевты: 1) привлекательны как люди (что психоаналитики считают совер-шенно неважным), 2) помогают клиенту понять самого себя (чему не придают знач. сторонники поведенч. подхода). Кроме того, для хорошего п/терапевта важно быть понимающим, уверенным в своих силах, квалифицир. специалистом, способным помочь клиенту постепенно обрести уверенность в себе.

Исходя из всего этого, а также учитывая результаты других исследований, которые свидетельствует в пользу существования универсальных терапевтических принципов, действующих в рамках всех теоретических подходов, Бергин (Bergin, 1980) пришел к выводу, что психотерапевты придают особую важность используемым техникам, в то время как клиентов гораздо больше привлекают личные качества психотерапевта.

Больш-во эффективно работающих п/терапевтов предстают перед клиентом в образе чрезвыч. привлекат-го, уверенного в себе, контактного чел-ка. Стремление клиентов подражать своим п/тер-там позвол. объяснить, почему такие разные клиницисты, как, например, З. Фрейд и Ф. Перлз, работали одинаково успешно. Эллис, Сатир, Роджерс или Франкл также добивались хороших результатов, хотя, на первый взгляд, между ними нет ничего общего. Выдающихся п/терапевтов объединяет то, что все они явл-ся сильными личностями. Они отн. к тем людям, кот. буквально излучают положит. энергию. Они активны, полны энтузиазма, обладают острым умом и высокой подвижностью, умело пользуются своим, как правило, красивым голосом. В обществе большинства хороших клиницистов находиться одно удо-вольствие. Они облад. теми кач-ми, кот. другие люди желали бы иметь.

Рез-ты практических наблюдений позволяют утверждать, что эффективно работающие п/терапевты, как правило, облад. хоро-шим душевным здоровьем и успешно разрешают собственные проблемы. Эти кач-ва хороши не только для того, чтобы иметь возможность демонстрировать их клиентам в кач. образца д/подражания. Уверенный в себе, уравновешенный человек лучше контролирует собственное поведение, что так важно во время сессий. К качествам эффективных п/терапевтов относят: влияние сильной личности, силу убеждения и влияния в терап-ких отно-шениях, заразительность энтузиазма, чувства юмора, заботу и сердечность, надежность и доверие.

Групповая терапия – форма психотерапии, при которой специально созданная группа людей регулярно и под руководством психотерапевта встречается для достижения таких целей, как разрешение внутренних конфликтов, снятие напряжения, коррекция отклонений в поведении и пр.

Принципиально групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличие от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только психотерапевт. Наряду с другими психотерапевтическими методами групповая психотерапия (точно так же, как и индивидуальная) применяется в рамках различных теоретических ориентаций, которые и определяют ее своеобразие и специфику: конкретные цели и задачи, содержательную сторону и интенсивность процесса, тактику психотерапевта, психотерапевтические мишени, выбор методических приемов и пр. Все эти переменные во многом объясняются также нозологической принадлежностью контингента больных, принимающих участие в психотерапевтической группе.

В качестве самостоятельного направления групповая психотерапия выступает лишь в том смысле, что рассматривает пациента в социально-психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, так как группа выступает как модель реальной жизни, где индивид проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей пациенту адекватнее и глубже понять себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии, и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Одним из ключевых понятий групповой психотерапии является групповая динамика. Групповая динамика - это совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая также и группового психотерапевта.

К процессам групповой динамики относятся:

    руководство,

    лидерство,

    формирование группового мнения,

    сплочённость группы,

    конфликты между участниками группы,

    групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.

Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имел возможность проявить себя, а также на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей человеку адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы и изменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.

Психотерапевтическая группа как живой организм, единое целое проходит в своей работе несколько фаз развития :

    Фаза ориентации и зависимости. Участники присматриваются друг к другу и к ведущему, ориентируются в новой для себя обстановке. Группа ориентирована на ведущего и ждёт от него конкретных указаний и инструкций

    Фаза конфликтов. Начинается активное распределение основных ролей в группе, возникает напряжение и агрессия. Участники начинают относиться друг к другу враждебно и слабо ориентированы на конструктивную помощь друг другу.

    Фаза сотрудничества и целенаправленной работы. У участников появляется чувство принадлежности к группе, вырабатываются общие ценности. В группе появляется доверие и искренность в выражении собственных мыслей и чувств. Именно на этом этапе группа обретает способность обеспечивать развитие личности её членов.

    Фаза завершения (умирания) группы . После того как группа выполнила свою задачу её работа подходит к логическому завершению. Группа распадается или может продолжить работу в другом составе и с другими задачами.

Длительность групповой терапии зависит от потребностей группы и теоретической ориентации терапевта. В среднем курс групповой терапии составляет 15–25 встреч (длительность одной встречи от 1,5 до 3–4 ч). По количеству участников оптимальной считается группа 8–12 человек .

Групповая психотерапия позволяет решить многие проблемы, среди которых:

    проблемы взаимоотношений (с родителями, детьми, с противоположным полом, коллегами и т.д.);

    депрессии, тревожность, страхи, одиночество;

    психосоматические заболевания;

    различные кризисные состояния

    и многое другое.

Опыт, полученный в ходе работы психотерапевтической группы, участник легко включает в повседневную жизнь. Человек становится более раскрепощённым, уверенным в себе и в своих силах. Участие в групповая психотерапии может стать первым шагов в новую и осознанную жизнь.

РАЗНООБРАЗИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ГРУПП

Исходя из основной цели, направляющей работу психотерапевтической группы, среди разнообразия существующих групп, можно выделить 3 типа групп.

    Группы совершенствования личности и обучающие группы (участники – здоровые люди).

    Группы решения проблем (участники – люди, имеющие жизненные и личностные трудности).

    Лечебные группы (клиническая психотерапия) (участники – люди с различными психическими расстройствами, проявляющимися в поведении и эмоциональной сфере).

Группы первого типа лучше всего представляют так называемые группы встреч и Т-группы.

Группы встреч (encounter)

Это наиболее распространенный тип групп совершенствования личности. Их еще называют группами роста личности. Эти группы возникли и достигли пика распространения и популярности в 60-70-х годах нашего столетия и были важнейшим стимулом движения гуманистической психологии, призывающей к реализации человеческого потенциала. Это движение особо подчеркивало раскрытие потенциальных возможностей человека, спонтанность жизни, преодоление барьеров, мешающих самовыражению и открытости личности в отношениях с другими, искренность в межличностных отношениях. Группы встреч возникли в США, но потом получили распространение во всем мире.

Эти группы предназначены для здоровых людей, стремящихся с помощью группового опыта лучше познать себя, завязать более тесные и искренние отношения с другими людьми, найти и устранить препятствия, мешающие полнее реализовать свои возможности в жизни. В работе группы особенно подчеркивается спонтанность поведения, выражение всех чувств, а также поощряется конфронтация между участниками группы. Процесс группы встреч развивается в пространстве "здесь и теперь", т.е. обсуждаются появляющиеся в группе отношения, возникающие чувства, непосредственный опыт. Продолжительность групп встреч обычно бывает ограничена несколькими десятками часов.

Группы встреч неоднородны – их характер различается в зависимости от теоретической ориентации, установок, ценности терапевта. Так, например, по мнению одного из самых основных теоретиков и практиков групп встреч C.Rogers (1970), ход работы, содержание группового процесса должны определяться самими участниками. Будучи терапевтом группы, он не указывал никакого направления группе, не определял правил работы, а заботился лишь о создании атмосферы взаимного доверия и заботы друг о друге. C.Rogers никогда не использовал упражнений и техник для повышения интенсивности жизни группы, полагаясь на "мудрость" группы и способность творить жизнь и направлять ее в конструктивное русло.

Другой классик групп встреч, W.Schutz (1971, 1973), наоборот, был сторонником более строгого руководства группой. Для интенсификации групповых процессов и поощрения интенсивных чувств и столкновений участников между собой он широко использовал различные групповые игры и приемы.

G.M.Gazda (1989) выразил мнение, что опыт групп встреч, способы повышения интенсивности жизни могут успешно применяться и в терапевтических группах других типов.

Т-группы

Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их еще называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности (sensitivity training). Группы такого типа возникли под непосредственным влиянием теории групп K.Levin"a. В этих группах, как и в группах встреч, также не ставятся лечебные цели. Но в отличие от групп встреч в Т-группах акцентируется не столько совершенствование личности (хотя это может быть одним из результатов работы группы), сколько анализ развития группы – что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-группы указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.

R.T.Golembiewski и A.Blumberg (1977) выделяют три основные черты Т-групп.

    Т-группа – это учебная лаборатория. Ее цель – помочь участникам понять, могут ли изменения, происходящие в группе и в них самих, способствовать тому, чтобы они лучше себя чувствовали в общении с другими людьми. Т-группа:

    создает миниатюрную модель общества.

    подчеркивает постоянное стремление искать новые способы поведения;

    помогает участникам понять, как учиться.

    создает безопасную атмосферу, благоприятную для обучения.

    ответственность за то, чему хочется научиться, перелагает на самих участников группы.

Обычно в Т-группу приходят с неопределенным желанием стать более чуткими в общении. Т-группа предоставляет возможность узнать, как этому научиться. Участникам показывают, что каждый член группы, помогающий учиться, является учителем.

В Т-группе дискутируют только о "здесь и теперь" происходящих процессах. Участникам не рекомендуется говорить о происходившем в прошлом за пределами группы. Важно говорить лишь о том, что происходит в группе в настоящее время и какие чувства это вызывает у участников.

Опыт Т-групп также можно успешно применять в группах решения проблем и в клинических группах.

Группы решения проблем (консультирования )

Их выделение связано с происходящим в последние десятилетия отделением психологического консультирования от психотерапии. В группах консультирования решаются различные психологические проблемы, а психотерапия понимается как лечение эмоциональных и поведенческих нарушений.

В данных группах обсуждаются личные, социально-психологические и профессиональные проблемы. Обычно они организуются в определенных учреждениях, например, в школах, центрах консультирования и т.п. Группы решения проблем отличаются от клинических психотерапевтических групп тем, что в своей работе они не стремятся к структурным изменениям личности, работают с осознанными проблемами, решение которых не требует продолжительного времени (например, года или более). В них ставятся больше профилактические и восстановительные цели. Проблемы, "приносимые" участниками в группы такого рода, чаще всего касаются трудностей в личной или профессиональной жизни, кризисных ситуаций. Многие проблемы такого рода, как правило, имеют межличностный контекст, и группа является идеальным местом для их обсуждения и решения. В группе словно воссоздается жизнь участников вне ее, так как участники приносят и реализуют в ней стиль своей жизни, и в особенности – стиль общения, попадают в конфликтные ситуации, аналогичные встречающимся в повседневной жизни. Участники группы, реагируя друг на друга, помогают друг другу в контексте группы заново пережить свою реальную жизнь, ошибки общения, конфликты с близкими и значимыми людьми в жизни вне группы. Тем самым в группах решения проблем возникает возможность изменить свое поведение, при поддержке группы и ее терапевта искать новые способы сосуществования с другими людьми.