Выход в астрал - как выйти из своего тела. Выход из тела во время сна

Краткая инструкция для начинающих.
Желательно выполнять утром в выходные дни!
(Фаза - объединенный термин для практики осознанных снов и внетелесных путешествий)

Эффективность техники:

1-5 попыток (1-3 дня) – 50%

6-10 попыток (2-7 дней) – 80%

11-20 попыток (3-14 дней) – 90%

Пошаговая инструкция непрямого метода для техник вхождения в осознанные сновидения

Итак, вы начинающий практик и решили войти во внетелесное путешествие или осознанное сновидение и хотите сделать это как можно быстрее. Для этого вам предлагается краткое описание самой легкой методики – циклов непрямых техник. Это универсальный и наиболее рабочий метод получения внетелесных и астральных путешествий, а также осознанных сновидений, отработанный Школой внетелесных путешествий на тысячах человек по всему миру. Секрет непрямых техник кроется в их выполнении на фоне пробуждения, когда мозг человека физиологически очень близок к фазовому состоянию или все еще в нем.

Циклы непрямых техник для достижения начинающими практиками осознанных сновидений заключаются в попытке разделиться сразу на пробуждении, а если не получится, то в последующем быстром перебирании техник в течение минуты, пока какая-то не заработает, после чего можно разделиться с телом. Обычно нужно от 1 до 5 правильных попыток, чтобы получить результат.

Любопытный факт!

Именно за счет непрямых техник всего за 2 ночи попыток на 3-х дневных семинарах Школы внетелесных путешествий удавалось достигать 80% эффективности даже в группах по 50 человек и больше. Однажды, уже на второй день более половины группы пережило фазовый опыт (выход из тела или осознание во сне), причем большая часть это сделала два и более раз.

Внимание! Описанные далее действия отлично работают на фоне пробуждения от дневного сна, а также среди ночи. Но мы разберем самый оптимальный вариант – отложенный метод – позволяющий добиться множества попыток за один день, чем сильно увеличить вероятность результата всего за 1-3 дня даже для начинающих практиков осознанных снов и путешествий вне тела.

Шаг 1. Спим 6 часов и просыпаемся по будильнику

(Можно пропустить)

В ночь на выходной день, когда не надо рано вставать, ложимся спать в привычное время и заводим будильник так, чтобы проспать около 6 часов. Когда будильник прозвенит, мы обязательно встаем попить воды, сходить в туалет и еще раз просмотреть эту инструкцию. Перед сном ни в коем случае не нужно делать какие-либо техники. Нужно просто лечь и хорошо поспать. Чем лучше сон в эти 6 часов, тем больше шансов на последующий результат.

Шаг 2. Снова засыпаем с намерением

(Можно пропустить)

Через 3-50 минут бодрствования мы снова ложимся спать и концентрируем внимание на том, что на каждом последующем пробуждении будем осуществлять циклы непрямых техник вхождения в осознанное сновидение / внетелесное путешествие и осуществить поставленный план действий. Будильник заводить не нужно. Все последующие пробуждения должны быть естественные. Если в комнате слишком светло, можно надеть специальную маску на глаза, если шумно – использовать беруши.

Также мы фокусируем внимание на том, что будем стараться проснуться, не двигаясь физическим телом. Это условие не обязательно, но оно значительно увеличивает эффективность непрямых техник для начинающих.

Далее мы засыпаем на 2-4 часа, используя каждое последующее естественное пробуждение, которых будет гораздо больше, чем обычно. После каждой удачной или неудачной попытки мы обязательно засыпаем с таким же намерением проснуться и еще раз попробовать технику вхождения в осознанные сны. Таким образом, за одно утро можно сделать много попыток, до 25% которых эффективны даже у начинающих (70-95% у опытных).

Шаг 3. Первое мгновение пробуждения — разделение

Каждый раз, как только мы просыпаемся снова, стараясь не двигаться и не открывать глаза, мы моментально пробуем сразу же разделиться с телом, чтобы войти в осознанное сновидение или путешествие вне тела. До 50% успешности непрямых техник приходится на этот простейший первый шаг, о котором начинающие практики просто не подозревают.

Чтобы разделиться с телом, попробуйте просто встать, выкатиться или взлететь. Пробуйте это сделать своим собственным ощущаемым телом, не напрягая физических мышц. Запомните, что по ощущениям это будет выглядеть как обычное физическое движение. Не задумывайтесь, как его делать в нужный момент. Настырно пытайтесь разделиться с телом во что бы то ни стало в первые же мгновения после пробуждения каким бы то ни было образом. Скорее всего, вы интуитивно поймете, как это делать. Главное – не задумываться и не терять первые секунды пробуждения.

Любопытный факт!

На семинарах Школы внетелесных путешествий со второго занятия успешных участников просят своими словами объяснить, как им удалось разделиться, не используя слова «легко», «обычно» и «просто». Почти всегда люди не способны выполнить эту просьбу, так как именно таким образом это почти всегда происходит в правильный момент.

Шаг 4. Циклирование техник после попытки разделиться

Если сразу разделиться не получается, что становится понятно за 3-5 секунд, мы тут же начинаем перебирать в течение одной минуты 2-3 наиболее понятные техники для вхождения в осознанное сновидение, пока какая-либо из них не начнет работать, после чего можно снова пробовать разделиться. Из следующих пяти техник выберите себе 2-3, чтобы их чередовать на пробуждениях:

Техника плавания

3-5 секунд пробуйте как можно агрессивней представить, что вы плывете или просто делаете плавательные движения руками. Пытайтесь это почувствовать во что бы то ни стало и как можно ярче. Если ничего не происходит, техника меняется на другую. Если начнет возникать ощущение плавания, то технику менять не нужно. Вместо этого нужно усилить возникшие ощущения, после чего появляется реальное ощущение плавания в воде. Это уже фаза (внетелесное путешествие, осознанный сон), при которой не требуется разделения. Если такие ощущения возникли в кровати, то нужно применить технику разделения, начиная движение разделения с полученных от техники плавательных ощущений.

Вращение

3-5 секунд пробуйте максимально активно представляемо вращаться вокруг своей продольной оси в любую сторону. Если за это время никаких ощущений не возникнет, техника меняется на другую. Если возникнет реальное или даже легкое ощущение вращения, на технике нужно заострить внимание и раскрутиться еще сильнее. Как только это ощущение станет стабильным и реальным, нужно снова пробовать разделиться, начиная движение разделения с полученных от техники вращательных ощущений.

Наблюдение образов

3-5 секунд всматривайтесь в пустоту перед глазами, не открывая их. Если ничего не возникнет, техника меняется на другую. Если вы увидите какое-то изображение, всматривайтесь в него, пока оно не станет реалистичным, после чего нужно тут же разделиться с телом или затянуться в наблюдаемое изображение. При всматривании в изображение важно не разглядывать детали, иначе оно расплывется. Нужно будто смотреть сквозь картинку, отчего она будет становиться реалистичной.

Визуализация рук

3-5 секунд очень активно и агрессивно представляйте, что трете руки друг об друга близко перед глазами. Старайтесь их во что бы то ни стало почувствовать перед собой, увидеть и даже услышать звук трения. Если ничего не происходит, техника меняется на другую. Если же любое из ощущений начнет возникать, на технике нужно остановиться и максимально усилить его, пока оно не станет совершено реальным. После этого можно пробовать разделиться с телом, начиная движение разделения с полученных от техники ощущений.

Фантомное раскачивание

3-5 секунд пытайтесь раскачать свои ощущаемые руки или ноги, ни в коем случае не напрягая физических мышц, но при этом и не воображая само движение. Например, пробуйте их усилено давить вниз–вверх, тянуть влево–вправо и т.д. Если ничего не происходит, техника меняется на другую. Если вдруг возникает легкое или вязкое реальное ощущение движения, на технике нужно заострить внимание, пытаясь во что бы то ни стало сделать амплитуду движения максимально широкой. При достижении 10 см. и более нужно немедленно пробовать разделиться с телом, начиная движение разделения с полученных от техники ощущений.

Все, что требуется сделать во время каждой попытки вхождения, это перебирать 2-3 техники по 3-5 секунд каждую. Получаются так называемые циклы непрямых техник, когда начинающий практик круг за кругом в течение минуты перебирает техники, в поисках той, которая сработает. Очень важно делать не менее 4 циклов из 2-3 техник во время попытки. Нужно понимать, что если техника сразу не сработала, это не означает, что она не сработает буквально на следующем круге техник или чуть позже. Именно поэтому нужно упрямо перебирать техники, осуществляя не менее 4 полных циклов, но чтобы все вместе занимало не более минуты.

Например, целиком все это может выглядеть следующим образом: начинающий фазер ложиться спать в 23.30 и заводит будильник на 6.00; в 6.00 он просыпается по будильнику, ходит в туалет, пьет воду, вспоминает непрямые техники вхождения в осознанный сон и внетелесный опыт, а также свой интересный план действий в фазе (например, посмотреть в зеркало и слетать на Марс); в 6.05 фазер снова ложиться спать с четким намерением на каждом следующем пробуждении попасть в фазу; в 7.35 (например) фазер неожиданно просыпается и моментально пробует тут же разделиться с телом; не сумев разделиться за 3-5 секунд, фазер начинает пытаться делать вращение, но оно тоже не работает за 3-5 секунд; фазер делает технику плавания, но она не работает за 3-5 секунд; фазер делает фантомное раскачивание, но и оно не работает за 3-5 секунд; фазер снова делает вращение, технику плавания и фантомное раскачивание по 3-5 секунд; затем он снова делает вращение, плавание и фантомное раскачивание по 3-5 секунд; на четвертом цикле он начинает делать вращение и оно неожиданно начинает получаться – возникает ощущение вращения; фазер останавливается на технике, раскручивается как можно сильней и тут же выкатывается из тела вращаемым ощущаемым телом; он тут же бежит к зеркалу, при этом он все вокруг активно ощупывает и разглядывает с близкого расстояния, отчего его ощущения становятся яркими; посмотрев в зеркало, практик применяет технику перемещения и оказывается на Марсе, но его неожиданно возвращает в тело; начинающий фазер тут же пробует снова выйти из тела, но у него не получается; он снова засыпает с четким намерением на следующем пробуждении повторить попытку вхождения в осознанный сон / внетелесный опыт и побольше побыть на Марсе; и т.д.

Просто повторите это же с техниками, которые понятны вам больше всего, и вы откроете для себя новую вселенную, легко войдя в осознанное сновидение или внетелесное путешествие даже будучи начинающим практиком!

Чтобы этот метод работал и запомнился лучше, выделяйте днем 20-30 минут и просто тренируйтесь с техниками и алгоритмом. Это значительно увеличит эффективность попыток вхождения на пробуждении.

Осознание во сне тоже считается фазовым опытом. Если вы вдруг в сюжете сна просто поймете, что вокруг сон – это уже будет вхождение в фазу, поэтому следует также приступать к осуществлению плана действий и стабилизации состояния. Если такое осознание во сне случится, это будет косвенным результатом попытки применить циклирования техник на пробуждениях, что очень часто происходит, и к этому нужно быть всегда готовым всем начинающим фазерам.

Шаг 5. После попытки

После каждой удачной и неудачной попытки применить технику вхождения в осознанные сновидения начинающему практику нужно при возможности снова засыпать, чтобы совершить еще одну попытку на следующем пробуждении. Таким образом можно не просто получить результат за один день, но и сделать это сразу несколько раз!

Любопытный факт!

Однажды на семинаре Школы внетелесных путешествий новичок смог в первое же утро впервые в жизни выйти из тела сразу 6 раз из 8 пробуждений-попыток.

Сама же неудачная попытка не должна длиться более минуты. Если за это время ничего не получилось, гораздо эффективней заснуть и поймать следующий момент пробуждения, чем упорно пробовать выжать результат из текущей ситуации.

План действий в осознанном сне / внетелесном путешествии

Перед самим вхождением в фазу начинающий практик должен четко обозначить, что там будет делать сразу после разделения. Это увеличит и качество опыта, и его вероятность, так как техники осознанных сновидений работают гораздо лучше при достаточной мотивации. Далее предоставлен список пусть и не всегда самых понятных, но зато самых интересных действий в фазе для новичков (выберите не больше 2-3 пунктов и хорошо их запомните):

Посмотреть в зеркало(обязательно в первой фазе!);

Поесть или попить что-то вкусное;

Посетить любимую достопримечательность;

Полетать над Землей;

Полетать в космосе;

Слетать к соседям, друзьям или родственникам;

Встретить любовника/любовницу;

Встретить умершего родственника;

Встретить любимую знаменитость;

Принять лекарство для излечения;

Получить информацию от объектов фазы;

Побывать в прошлом или будущем;

Пройти сквозь стену;

Превратиться в животное;

Поездить на спортивной машине;

Поездить на мотоцикле;

Подышать под водой;

Просунуть руку внутрь своего тела;

Испытать вибрации;

Оказаться в двух телах одновременно;

Оказаться в теле другого человека;

Двигать и поджигать взглядом предметы;

Выпить спиртное;

Заняться сексом и достичь оргазма.

В самой первой фазе поставьте себе цель обязательно добраться до зеркала и посмотреть в его отражение. Вы должны себя четко запрограммировать на данное действие, что значительно облегчит первые шаги в покорении фазы. Затем вы можете осуществлять другие пункты плана действий и уже никогда к зеркалу не возвращаться.

Если в осознанном сновидении ощущения будут смутные – плохое зрение или нечеткое ощущение тела – старайтесь все вокруг очень активно трогать и рассматривать мелкие детали объектов с близкого расстояния. Это позволит добиться большей реалистичности переживания. Те же действия следует делать для удержания фазы, когда появляются первые признаки возвращения в тело (например, когда все становится тусклым).

О возвращении в тело можно не заботиться. Состояние в любом случае не будет длиться больше нескольких минут, особенно у начинающих, мало знакомых с технологиями удержания.

Не получилось войти в фазу?

Можешь попадать в фазу раз в месяц или чаще? Стань исследователем в !

одиночество, сексуальная и чувственная депрессия, шок, стресс, наркотики, длительные медитации, самогипнотические внушения, монотонное пение псалмов, мантр, вихревые танцы, сон, пробуждение Кундалини.

Сначала это будут скорее всего бессознательные выходы, но могут быть и сознательными. На ранних этапах выходов тонкого двойника могут быть услышаны непонятные звуки внутри головы: треск, звон, чириканье, щелканье, голоса, шум, которые со временем переходят в одну протяжную или звенящую ноту. Такая какофония обычно пугает ученика, если он своевременно не предупрежден. Вышедшее астральное тело не может вызвать движения в физическом теле. А вот эфирное тело может сгущать свою субстанцию и оказывать физическое воздействие на людей и предметы. Наши ночные сны - это тоже бессознательные выходы астральных тел.

Астральное тело является медиумом таких феноменов как ясновидение, полеты духа, телепатия, проскопия, теле-портация, знание прошлого и будущего и другие. Например, многие открытия ученых сделаны во сне при помощи астрального тела. Американский изобретатель Томас Эдисон имел привычку с вечера составлять перечень вопросов и настраивал себя получить на них ответы во время сна. И зачастую он получал то, что хотел. Изобретение фонографа, лампы накаливания, электростанции общего пользования, усовершенствование телеграфа и телефона - вот далеко не полный список открытий, сделанных Эдисоном с помощью астрального тела. Во сне увидел свою периодическую таблицу русский химик Менделеев, немецкий физик Карл Гаусс во сне открыл закон индукции. А датский ученый Нильс Бор, создатель современной физики, во сне увидел модель атома. Альберт Эйнштейн во время сна установил взаимосвязь пространства и времени. Австрийский генетик Мендель во сне открыл законы наследственности. Английский микробиолог Флеминг во время сна изобрел пенициллин. Банкир из Сан-Франциско Генрих Шли-ман, никогда не помышлявший об археологии, во сне увидел местоположение легендарной Трои, а позже - Микен на Крите. И этот список мировых открытий можно продолжать до бесконечности.

Семь наших сознаний, находящихся в главных чакрах, независимы от материального тела, так как физический мозг зависит от мыслей, а не наоборот. Днем мы оперируем в основном сознанием третьей чакры, называемым рассудком. Вдохнув хлороформ, можно выйти из физического тела, сохраняя рассудочное сознание в двух или трех своих телах одновременно. Находясь в астральных мирах, человек замечает рост всех своих способностей. Ему кажется, что все вокруг озарено полупрозрачным светом, каждый предмет светится изнутри, возникает чувство счастья и вечности, чувство полноты бытия. Если физическое тело больное, то здесь он здоров, если тело старое, то здесь оно в расцвете сил. Характерной чертой астрального тела является отсутствие его формы. Но человеку кажется, что оно имеет руки, ноги, одежду. Потому что в астральном мире думать - значит быть. Мысли субъекта мгновенно принимают форму, какую он пожелает. Однако человек склонен отождествлять себя с ситуацией физического мира. Поэтому в астральных мирах он может вытянуть руку до невероятной длины или пытаться открыть дверь, хотя ему не нужны ни руки, ни ноги, ни двери. Он может представить животное, которое превращается в растение. Все так и произойдет. Он может легко пролетать сквозь стены и пол и видеть сквозь все предметы. В астрале думать - значит действовать. Думай о полете - и ты летишь. Думай о месте назначения, о человеке - и ты окажешься в этом месте и рядом с этим человеком. Кстати, то же самое происходит и в физическом мире, только гораздо медленнее, так как материальные атомы в тысячи раз больше астральных. Поэтому, чтобы растолкать атомы по мыслеформам и быстро преобразовать физическую материю нужна огромная концентрация мысли. Этим объясняются все феномены святых и йогов, шаманов и магов.

Астральное тело не может привести в движение материальные предметы. Поэтому в астральном мире невозможно удовлетворить свои физические привычки: выпить, поесть, покурить, уколоться и так далее, так как это просто нечем сделать. И люди с пагубными привычками после смерти сильно страдают и нервничают из-за того, что не удовлетворить свои разнузданные желания. Ведь в астрале сила желания возрастает в тысячи раз. Некоторые из таких развращенных душ ищут материального посредника для удовлетворения отвратительных привычек. Они вселяются в физические тела людей, души которых молоды и слабы, и не могут оказать достойного отпора захватчикам. Так слабые духом становятся одержимыми.

В эфирных, эмоциональных, ментальных и астральных мирах люди обнаруживают себя в разных странах или на других далеких планетах. Но при внезапном выходе из физического тела они остаются возле него.

Находясь на тонких планах бытия при полном сознании, люди удивительно равнодушны к своему умирающему телу и ко всему физическому миру. Действия спасающих тело людей или медработников для них, глядящих на это с двухметровой высоты - скучная театральная сцена. И только страдания людей, которых по-настоящему любит умирающий, могут размягчить его отчужденность и заставить вновь вернуться в коченеющее тело.

Часто мысль о возвращении в физический мир становится человеку очень неприятной. Родное физическое тело видится ему страшным, скользким и неуютным. Оно кажется астральному двойнику жуткой тюрьмой, из которой ему посчастливилось улизнуть, а жизнь на Земле представляется - ну сущим адом.

Провал в сознании при переходе путешественника в тонкие тела и назад в физическое объясняется сменой механизмов, управляющих из ментальных миров грубыми телами.

Странные состояния мозга

Отсутствие бодрствующего сознания в человеке сопровождают необычные и странные состояния: сомнамбула, сон, транс, потеря рассудочного сознания, эпилепсия, кома. Но изменение сознания может произойти, когда человек находится и в бодрствующем состоянии. Это происходит при дремоте, в состоянии опьянения, при серьезных физических или умственных заболеваниях, и это является естественным спутником раннего детства или наступающей старости. Во всех подобных случаях физическое и астральное тела частично не совпадают. К быстрому смещению астрального двойника также приводят - гипноз, лекарство в больших количествах, удар по голове, скоростной лифт, повторяющиеся действия (длительный бег, работа на конвейере, молитвенные поклоны), приводящие к усталости, потеря крови, танцы с быстрым кручением, самогипноз. Когда вы чувствуете головокружение, знайте - это характерный симптом выхода двойника. У меня выходы астрального тела раньше сопровождались головной болью, подташниванием и головокружением. Но со временем это прошло. Наиболее удобными позами для выхода астрального тела являются перевернутые позы йогов, такие, чтобы голова находилась на уровне коленей или ниже (цель такой позы - направить скрытые пранические потоки тела в мозг). Три самые хорошие из них, которые я вам рекомендую делать каждый день - это Халасана (плуг), Сарванга-сана (свеча) и Ширшасана (стойка на голове).

Давайте подчеркнем, что здоровье физического тела является обратно пропорциональным показателем способности к выходу астрального двойника: чем болезненнее тело, тем легче выйти двойнику. Также отметим, что способствуют быстрому выходу из тела чрезвычайный холод или жара, усталость и истощение, травма головы, потеря крови, шок, кризис болезни - все это нарушает целостность физического тела и его астрального двойника. Еще Платон говорил, что тяжелая болезнь способствует появлению у человека сверхъестественных сил. А Вильям Джеймс утверждал, что температура 57 градусов по Цельсию благоприятна для познания Истины.

Аскетизм, долгое половое воздержание, волевое подавление других физических желаний тоже ведут к выходу астрального тела.

Астральное тело

Самый распространенный метод выхода в астрал, используемый ищущими людьми для познания истины - это пост (голодание). Он самый легкий, самый полезный для физического здоровья и самый безвредный для тонких тел. На четвертый день голодания есть уже не хочется. На тридцатый день голодания происходит очищение всех ауричес-ких слоев человека. На сороковой день правильно проведенного поста появляются сиддхи: телепортация, ясновидение, телепатия, телекинез и другие.

Бессонница или насильственное бодрствование приводят к иным состояниям рассудочного ума: три ночи без сна - и человек теряет чувство ориентации в пространстве и времени. Если не спать дальше, то появится рябь в глазах, а потом видятся ореолы или туманные образы вокруг предметов, которые могут двигаться, расширяться или сжиматься, будто они живые. Все это сопровождается хаосом мыслей, слуховыми и зрительными галлюцинациями. Может казаться, что по коже ползут огромные насекомые или появляются гномы и карлики, ведущие себя крайне агрессивно. Такое средний неподготовленный человек выдержать не способен, и если бессонницу продолжить, то он быстро сойдет с ума.

Существует большое сходство между психическими фантазиями отшельников, давших обет безбрачия, снами измученных до отчаяния заключенных в одиночных камерах и галлюцинациями тех, кто подвергался насильственному бодрствованию. Все они видят, слышат и испытывают похожие чувства в других тонких измерениях.

Кульминационная точка Посвящения в таинства различных закрытых эзотерических обществ - это выход астрального тела в полном сознании. Посвящение проводится в течение многих месяцев учебы, чтобы адепт смог пережить опыт, который произойдет с человеком после его смерти. Поэтому в мировых религиях присутствует длительное и монотонное пение псалмов и мантр, вызывающее исчезновение логического контроля над разумом. Бесконечные поклоны, пения, завывания - имеют целью вызвать физическое изнеможение, снизить содержание кислорода в крови, тем самым вызвав состояние транса. По этим причинам всякая религия для большинства простолюдинов является универсальным средством, открывающим дорогу к другим измерениям.

Применение сексуальных обрядов для достижения транса, для выхода астрального двойника старо как мир. В левой традиции (тантра, черная магия, наркомания) секс - самая могущественная сила в естественном плане. Различные виды секса (групповой секс, онанизм, гомосексуализм) вызывают устойчивые формы вибрационной энергии и эти формы порождают свои заряды силы в эфирных планах.

Можно сказать, что многие шаманы, маги, жрецы и медиумы обладают даром спиритуалиста, который оставляет на время свое физическое тело, чтоб дать возможность войти в него другому более развитому духу.

Давно замечено, что находясь за пределами тела, человек испытывает состояние экстаза, чувство неописуемого блаженства. Поэтам, писателям, художникам и другим представителям искусства знакомо это чувство экстатического состояния, когда живительное вдохновение охватывает душу и управляет их беспилотным творчеством. Сократ говорил, что авторы гениальных произведений искусства не являются их авторами; автор - высокий дух, который в них входил во время вдохновения.

Во время звездного вдохновения человек входит в транс: не чувствует тела, звуков, времени. На него обрушиваются каскады идей, стихи и поэмы, замыслы романов, монологи и др. Он не успевает не то чтобы записать - запомнить их не успевает. Придя в себя, художник обнаруживает, что не в состоянии объяснить, что он создал, и как создал, и почему создал. Мировые писатели и великие композиторы, поэты-гении говорили: «Это не работа - это подслушивания».

Странные состояния сознания иногда выражаются в различных формах безумия, шизофрении. Большинство разновидностей шизофрении - это сосредоточенность на самом себе и потеря контакта с внешним миром. Паранойя, шизофрения - это когда астральный мир начинает вторгаться в обычное логическое сознание. Пациент слышит голоса, чувствует невидимое, поступает в соответствии с внутренними командами. Его тело принимает позы йогов на несколько часов, хотя в нормальном состоянии больной о них не знал. В Древнем мире Египта и Греции эти болезни даже считались священными. Перед смертью тонкий двойник часто покидает физическое тело. Приведу примеры, связанные с историческими именами. Графиня А. Д. Блудова в своих воспоминаниях описала появление во дворце двойника российской императрицы Анны Иоанновны (1693 - 1740). Когда двойник царицы вошел в тронный зал, охрана отдала честь и доложила Бирону о прибытии Анны Иоанновны. «Не может быть, - воскликнул герцог, - я сейчас от императрицы, она ушла в спальню ложиться». Бирон вернулся за императрицей и они вдвоем поспешили в тронный зал. Здесь они увидали женщину, поразительно похожую на царицу, которая нимало не смутилась. «Дерзкая!» - вскричал Бирон и вызвал весь караул. Императрица, постояв минуту в удивлении, выступила вперед, подошла к этой женщине и спросила: «Кто ты, зачем ты пришла?» Не отвечая ни слова, та стала пятиться и подниматься на трон, не сводя глаз с императрицы. «Это дерзкая обманщица! Вот императрица! Они приказывают вам - стреляйте в эту женщину!» - закричал Бирон взводу. Но как только солдаты прицелились, женщина на троне еще раз посмотрела на Анну Иоанновну и растворилась в воздухе. Царица повернулась к Бирону и сказала: «Это моя смерть!» Через несколько дней императрица скончалась.

Другая русская императрица Екатерина Великая за два дня до своей смерти также повстречалась со своим двойником. Ночью императрицу разбудили фрейлины и сообщили, что на троне восседает женщина, очень похожая на Екатерину. Царица быстро оделась и в сопровождении свиты прошла в тронный зал. Дверь была открыта - и странное зрелище представилось глазам присутствующих. Громадный зал был весь освещен каким-то зеленовато-голубым светом, а на троне сидела Екатерина Великая. Императрица вскрикнула, увидя это, и упала без чувств. С этой минуты здоровье ее расстроилось и через два дня ее не стало.

Незадолго до смерти Ленина, двойник вождя мирового пролетариата посетил Кремль и бесцельно гулял по всем кабинетам. Двойника видело достаточно много свидетелей, и этот случай невозможно было просто замолчать. Чтобы правда о немарксистском эпизоде в жизни Владимира Ильича не вышла наружу, нужно было утвердить всех в мысли, что действительно Ленин приезжал из Горок. Так появилась официальная версия приезда Ленина в Москву перед его смертью.

Специалисты утверждают, что считать любой кошмар симптомом надвигающейся болезни не стоит, так как он может быть вызван стрессовой ситуацией или неким душевным переживанием. Иногда кошмары - являются отражением ранее пережитых неприятных ситуаций.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Выход из тела во время сна

Существует теория, которая гласит, что наше сознание (или душа) вполне может отделяться от тела. При этом если тело без души превращается в физическую субстанцию неясного назначения, то с душой все по-другому. Она вполне себе самостоятельно может путешествовать без тела и чувствовать себя при этом превосходно. Что и происходит, к примеру, во сне.

Осознанные сновидения как метод выхода из тела

Выделяют два способа выхода из тела. Первый - во время осознанного сновидения, которым человек научился управлять. Второй - после длительных подготовок без предварительного засыпания. К примеру, под гипнозом или в результате длительных медитаций.

Остановимся на первом методе как более простом и безопасном. Итак, для начала нужно научиться управлять своим сознанием во сне. Для начала тренировок нужно выбрать день, когда вы не очень устали, и лечь спать пораньше. Примерно в середине ночи, почувствовав, что вы вот-вот проснетесь, нужно попробовать оттянуть этот момент, поймать то состояние, когда находишься в полудреме, еще и не проснувшись до конца, но уже и не крепко спя. Когда у вас получится фиксировать свое сознание в таком состоянии, это и будет начальным этапом к выходу из тела. Сложность обычно заключатся в том, чтобы удержать себя в полусознательном состоянии - обычно человек, не давший себе до конца проснуться, опять погружается в крепкий сон, который он не может контролировать.

Еще один вариант - научиться видеть заранее придуманные сны и действовать в них так, как хочешь сам. Для этого нужно каждый раз перед сном представлять себе, что именно хочешь увидеть и как поступить в увиденном сне. Рано или поздно это поможет вам проснуться во сне. То есть, находясь в спящем состоянии, вы будете понимать, что видите сон, и получите возможность воздействовать на него изнутри.

Как выйти из тела, не прибегая ко сну

Практиковать выход в астрал без помощи сна не рекомендуется в одиночку. Мы коротко опишем основные варианты, но заранее предупреждаем, что практики эти достаточно опасные .

Итак, варианты выхода из тела:

  • под гипнозом,
  • путем самовнушения,
  • за чтением мантр и других специальных текстов,
  • во время медитации.

Помните - не так сложно выйти из тела, как потом обратно в него вернуться. Так что перед началом экспериментов хорошо подумайте, нужно ли оно вам, и заручитесь поддержкой кого-то более опытного в данном вопросе, кто сможет подсказать, как и что правильно делать.

Толкование в зависомости от дня и часа:

Хотите узнать, сбудется ли ваш сон сегодня, насколько точно его толкование в данный день недели или месяца? Выберите нужную дату и узнайте, стоит ли доверять увиденному во сне.

Имеется огромное количество способов покинуть тело. Это зависит от человека, для каждого из нас существует свой способ, его нужно придумать или подобрать из имеющихся. Но у абсолютно всех способов есть нечто общее, об этом мы и поговорим.

Как выйти в астрал?

Чтобы оказаться в астрале, необходимо разделить физическое и астральное тело. Отделить тело нетрудно: нужно всего лишь удобно расположиться и расслабиться. Необходимо продолжать до тех пор, пока не начнётся покалывание, после этого некоторые части тела будут становиться ватными. Нужно добиться этого состояния для всего тела. Отделить сознание - более трудоёмкая задача. Его нужно расслабить, также, как и тело, для этого необходимо прервать свой внутренний диалог. В этом и состоит главная проблема - необходимо правильно контролировать своё сознание. Чтобы выйти в астрал и достичь нужного состояния могут потребоваться часы, которые не во всех случаях дадут результат. Отключая сознание, нужно проваливаться в самого себя - именно так происходит полное отделение физического и астрального тела.

В астрале не стоит пытаться управлять своим телом так же, как и в обычном мире. Если вы попробуете это сделать, вы почувствуете, что вы двигаете вашим физическим телом. Астрал - совершенно другой мир, в нём главный двигатель - сила мысли. Повторяя ваши попытки, рано или поздно вы научитесь этому. Как быстро вы это освоите - зависит только от вас. Кому-то это даётся сразу, кому-то нет. Самое главное - это концентрация на ощущениях, иначе вы рискуете потратить слишком много энергии. Если вы пробуете это впервые, то не стоит практиковаться больше 1 раза в день.

После ваших первых попыток выйти в астрал вы будете испытывать страх. У всех он проявляется по-разному: кто-то испытывает панический страх, кто-то лишь отчасти испуган, другие не боятся вовсе. Его нужно преодолеть - помните, это естественная реакция организма на новые ощущения. Вы сталкиваетесь с совершенно новым миром, ранее неизвестным. Нужно научиться чувствовать душу и как чувствовать ею остальной мир. Тогда ваш страх пройдёт. Вы должны полностью понимать и контролировать все процессы, если вы не хотите начать выходить произвольно.

При выходе в астрал, вы приучаете себя к этому, и когда вы будете ложиться спать, тело будет автоматически применять это состояние, и вместо сна вы будете покидать физический мир. Вы должны полностью осмыслять этот процесс, не доводя его до автоматизма. Если вы думаете, что необходимое вы сможете почерпнуть из одной статьи - вы ошибаетесь. Если вы действительно хотите достичь успеха в своём начинании, вам придётся изучить огромное количество материала.

Видео — Что такое Астрал?

Еще сравнительно недавно достаточно было рассказать психологу о своем «внетелесном опыте», чтобы оказаться в палате, где стены обиты мягкими матами. Сегодня данный феномен понимается как побочный продукт нормальных биологических процессов.

Это само по себе интересно, но отсюда следует куда более важный вывод: до сих пор мы неправильно определяли верхний предел человеческих переживаний. Со времен древних греков мы верили в гедонистический принцип, согласно которому люди стараются избегать боли и получать от жизни как можно больше удовольствия. Но переживания, описываемые здесь, по силе своего воздействия и по своей необычности превосходят любые удовольствия. Они намекают на существование целого мира новых возможностей, на целую вселенную, спрятанную внутри нас, вселенную, которую мы еще только начинаем исследовать.

В этой связи следует отметить невероятную смелость ученых, занявшихся исследованием подобных вопросов. Сегодня ситуация изменилась, но в те времена, когда все это только начиналось, углубиться в «духовность» означало для многих исследователей поставить крест на своей карьере. Их самоотверженные усилия позволили менее чем за два десятилетия достичь таких успехов, что тема внетелесного опыта, которая ранее была едва ли не запретной, стала животрепещущей и весьма перспективной с точки зрения дальнейших исследований.

Мне было семнадцать, и я дрожал от волнения. Идея отправиться прыгать с парашютом родилась у кого-то на вечеринке в пятницу, но теперь-то была суббота, я уже протрезвел, но все равно почему-то намеревался прыгать. Ситуацию усугубляло то, что на дворе был 1984 год. Хотя техника тандемных прыжков с парашютом родилась в 1977 году, до лесного аэродрома в глуши штата Огайо, где происходило дело, она еще не добралась. Поэтому свой первый прыжок я совершил не с инструктором, который привязан за спиной и берет на себя все трудности, какие могут возникнуть в полете, а в гордом одиночестве, опускаясь с высоты две тысячи футов под круглым куполом старого громоздкого армейского парашюта.

Слава Богу, дергать кольцо от меня не требовалось. Вытяжной фал моего парашюта будет пристегнут к тросу внутри самолета, так что, если все пойдет по плану, когда я шагну за борт, трос натянется, выдернет вытяжной фал, и парашют раскроется автоматически. Вот только достичь этого момента оказалось несколько труднее, чем я рассчитывал.

В то время как самолет летел на скорости сто миль в час, я должен был подойти к боковой двери и, игнорируя головокружительный вид, встать на маленькую металлическую ступеньку, обхватить обеими руками крыло и оттянуть одну ногу назад так, чтобы мое тело образовало букву «Т». Из этой неуклюжей позы я должен был прыгнуть, услышав команду инструктора. И, как будто мало мне было трудностей, в тот самый момент, когда я каким-то образом все-таки выпрыгнул из самолета, я выпрыгнул и из своего тела.

Инструктор объяснил, что во время прыжка купол парашюта раскрывается, складывается и снова раскрывается за тысячные доли секунды. Это происходит так быстро, что человеческий глаз не может этого заметить, поэтому беспокоиться тут не о чем. Но я все-таки беспокоился. Я не просто парил над своим телом, но и наблюдал за этапами раскрытия-закрытия-раскрытия парашюта, умом понимая: то, что я вижу, с теоретической точки зрения видеть невозможно.

Пока все это происходило, мое тело начало наклоняться, неуклюже переворачиваться, и я стал опасаться, что, когда парашют полностью раскроется и меня тряхнет, это может обернуться травмой позвоночника. В это мгновение внетелесного ясновидения (лучшего термина для описания происходившего я не подберу) я приказал себе расслабиться и выпрямиться, чтобы не пострадать от динамического удара. В следующее мгновение парашют раскрылся, меня дернуло, сознание вернулось в тело, и все стало как обычно - если можно говорить об обычности в столь необычных обстоятельствах.

Как бы то ни было, обошлось без травм.

Внетелесные путешествия - вроде того, что совершил я во время выполнения прыжка с парашютом, - являются разновидностью не совсем обычных феноменов, которые в общем и целом принято называть паранормальными, хотя словари определяют этот термин как нечто «выходящее за рамки обычного жизненного опыта и научных объяснений», а внетелесному опыту, как выясняется, такое определение никак не соответствует. Несмотря на сомнения скептиков, сообщения об аналогичных происшествиях поступают практически из всех стран мира. На протяжении веков мистики всех направлений и вероисповеданий, включая представителей пяти мировых религий, рассказывают нам истории об астральной проекции. И нельзя сказать, чтобы этот феномен ограничивался только людьми духовного склада. Сообщений о подобных проявлениях полно и в анналах спорта. Есть сообщения любителей серфинга, которые вдруг ловили себя на том, что парят над волнами, и скалолазов, которые вдруг обнаруживали у себя способность видеть местность с высоты птичьего полета. Мотоциклисты сообщают, что парят над своими мотоциклами, видя самих себя сверху, а пилоты оказываются за бортом самолета и силятся вернуться обратно. Грейс Батчер, которой с 1958 по 1961 год принадлежал рекорд США в беге на полмили, в книге «Голос» (The Voice) так описывает свое первое участие в крупных соревнованиях:

Судья-стартер подал команду, после чего прозвучал выстрел. Я пробежала несколько шагов в измерение, о существовании которого даже не подозревала. Мне вдруг показалось, что я поднялась под самую крышу арены и наблюдаю за своим собственным забегом сверху. Я смутно видела вокруг себя какие-то черные балки и стропила, кабели, огромные прожекторы, а далеко внизу расстилалась ярко освещенная беговая дорожка, по которой я сама бежала среди других участниц. Я одновременно участвовала в гонке и наблюдала за ней стороны.

Однако внетелесные переживания имеют место не только в таких экстремальных обстоятельствах, но и в повседневной жизни - на самом деле таких случаев большинство. Хотя результаты опросов разнятся, примерно у каждого двадцатого из нас есть история, не находящая адекватного объяснения, и эта цифра существенно возрастает, если добавить феномен, являющийся естественным продолжением феномена внетелесных переживаний, - околосмертные переживания. Хотя число сообщений, касающихся околосмертных переживаний, несколько уступает числу сообщений о внетелесных переживаниях (в ходе опроса, проведенного в 1990 году Институтом Гэллапа, об околосмертных переживаниях сообщили 30 миллионов американцев), если эти цифры объединить, то даже по самым осторожным оценкам можно заключить, что каждый десятый житель Земли имел опыт такого рода.

Тем, кто хочет всерьез исследовать данный вопрос, лучше всего начать с доктора Мелвина Морса. В 1982 году, занимаясь исследованиями в области рака мозга и заканчивая ординатуру по специальности «педиатрия» в детской больнице Сиэтла, Морс подрабатывал также в службе воздушной скорой помощи. Однажды вечером он получил задание лететь в Покателло, штат Айдахо, чтобы выполнить сердечно-легочную реанимацию захлебнувшейся в бассейне восьмилетней Кристал Мерзлок. К тому времени когда реанимационная бригада добралась до места, у Кристал не было пульса уже 19 минут, а зрачки были неподвижны и расширены, но Морс хорошо знал свое дело. Он сумел запустить ей сердце, после чего забрался в вертолет и вернулся домой. Три дня спустя Кристал пришла в себя. Прошло несколько недель. Морс по каким-то делам оказался в той больнице, где лечили Кристал, и наткнулся на нее в коридоре. Хотя в сознательном состоянии Кристал никогда раньше его не встречала, она тут же повернулась к сопровождавшей ее матери и сказала: «Это он вставил мне трубку в нос в бассейне».

Морс был поражен. Он не знал, как к этому отнестись. «До этого я знать не знал ни о внетелесном опыте, ни об околосмертных переживаниях. Я стоял и думал: “Как такое возможно?” Когда я вставлял ей трубку в нос, ее мозг был мертв. Как она могла это запомнить?»

Морс решил более основательно изучить историю болезни Кристал и описал случившееся в American Journal of Diseases of Children. В целях категоризации он окрестил этот случай «фасциномой» (этот термин на медицинском сленге охватывает разного рода интересные и необычные случаи). Но на этом Морс не остановился. Его статья была первым описанием случая околосмертных переживаний у ребенка, и он видел в этом лишь стартовый этап куда более масштабного научного проекта.

Проштудировав литературу, он обнаружил, что в то время, как внетелесные переживания характеризуются перцептивным сдвигом в сознании, около смертный опыт начинается с этого сдвига, после чего возникает знаменитый темный туннель, ведущий к свету. Попутно, как сообщают пережившие это, ощущаются любовь, умиротворенность, тепло, благожелательность, поддержка со стороны умерших родных и друзей, а также присутствие полного спектра религиозных фигур. Иногда человек заново прокручивает всю свою жизнь, на основе чего принимается решение остаться или уйти. Морс обнаружил, что классическое объяснение около смертного опыта как бреда в дальнейшем было изменено, и его стали трактовать как галлюцинации, вызываемые различными факторами, такими как страх, воздействие лекарств и гипоксия мозга. Фактор лекарственного воздействия особенно заинтересовал Морса. Он знал, что кетамин, использовавшийся для наркоза во время войны во Вьетнаме, часто провоцировал внетелесные переживания. В число подозреваемых попали и некоторые другие лекарства. Морс решил исследовать действие еще одного анестетика, галотана, полагая, что это поможет пролить свет на причины частых сообщений об околосмертных переживаниях со стороны людей, перенесших хирургическое вмешательство под общим наркозом. «Сейчас забавно об этом вспоминать, - сказал мне Морс, - но я действительно был настроен на долговременное, широкомасштабное разоблачительное исследование».

Исследование, начатое Морсом в 1994 году, продлилось 10 лет. Он опросил 160 детей, которые пережили клиническую смерть, но были возвращены к жизни в реанимации детской больницы Сиэтла. Все эти дети оставались без пульса или дыхания минимум 30 секунд. У некоторых этот промежуток времени достигал сорока пяти минут, а средняя продолжительность составила 10-15 минут. В качестве контрольной группы использовались сотни других детей, которые тоже прошли через реанимацию, тоже побывали на краю смерти, но у которых дыхание и пульс не прерывались более чем на 30 секунд. В этом была единственная разница между ними. Все остальное: возраст, пол, назначаемые препараты, болезни, обстановка - было для обеих групп одинаковым. В «обстановку» Морс включил не только саму палату интенсивной терапии, но также внушающие страх процедуры, такие как введение дыхательной трубки и механическая вентиляция легких. Это важные дополнения, потому что страх издавна считался фактором, провоцирующим внетелесные и околосмертные переживания. (Именно этот фактор, как позже объяснял мне Морс, мог оказаться ответственным за то, что произошло со мной во время прыжка с парашютом.)

Затем Морс классифицировал переживания испытуемых при помощи анкеты, состоящей из шестнадцати пунктов и разработанной Брюсом Грейсоном - профессором кафедры психиатрии из Виргинского университета. Шкала Грейсона позволяет судить о том, следует ли отнести те или иные аномальные переживания к категории около смертных. Используя эту шкалу, Морс обнаружил, что из 26 умерших, а затем оживших детей, 23 сообщили о классических околосмертных переживаниях, тогда как ни один из 131 ребенка из контрольной группы ничего подобного не переживал. Позже он записал на видео детей, которые вспоминали пережитое и пытались нарисовать то, что видели, покинув свое тело. Многие из рисунков содержали стандартный набор образов: длинные туннели, гигантские радуги, умершие родственники, всякого рода божества. Но на некоторых изображениях можно было видеть точное описание выполнявшихся медицинских процедур, а также тех врачей и медсестер, которые имели контакт с ребенком только в те минуты, когда он был мертв.

Исследования, начатые Морсом, были подхвачены и другими учеными. В частности, Пим ван Ломмель из больницы голландского города Арнема провел восьмилетнее исследование, в ходе которого были опрошены 344 пациента, переживших остановку сердца, но возвращенных к жизни. У 282 из них никаких воспоминаний о случившемся не осталось, тогда как воспоминания 62 пациентов соответствовали классическому околосмертному опыту. Как и Морс, ван Ломмель тщательно исследовал истории болезни пациентов на предмет наличия факторов, которые традиционно использовались для объяснения феномена околосмертных переживаний (внушающая страх обстановка, лекарства, болезни), и не обнаружил их. Как и Морс, он пришел к выводу, что единственным значимым фактором была сама смерть. Как и Морс, он обнаружил людей с труднообъяснимыми воспоминаниями о событиях, которые имели место во время их клинической смерти.

Иными словами, Морс открыл (а ван Ломмель подтвердил его открытие) то, что я узнал на собственном опыте, когда прыгнул с парашютом: феномены внетелесных и околосмертных переживаний совершенно реальны и совершенно загадочны, впрочем, последнее качество ныне начинает меняться.

Первые ключи к постижению биологических основ этих экстремальных состояний сознания были найдены в конце 1970-х годов, когда ВМФ и ВВС США обзавелись новым поколением истребителей, в которых пилотам приходилось испытывать колоссальные перегрузки, отчего некоторые из них даже теряли сознание в полете вследствие прилива крови к мозгу. Эта проблема вызываемых перегрузками обмороков вызвала серьезное беспокойство, и поиски ее решения были поручены Джеймсу Уиннери - специалисту по аэрокосмической медицине.

За 16 лет экспериментов с центрифугой на военно-воздушной базе Брукс в Сан-Антонио, штат Техас, Уиннери довел до обморока более 500 летчиков. Он хотел выяснить, в какой момент возникает туннельное зрение, насколько быстро летчики теряют сознание в условиях ускорения, как долго они остаются в обморочном состоянии, когда ускорение прекращается и сколько времени они могут оставаться без сознания, пока не начнутся негативные изменения в мозге. Обнаружилось, что потеря сознания наступала уже через 5,67 секунды, что это состояние длилось в среднем от 12 до 24 секунд и что 40 процентов пилотов, переживших такое состояние, сообщили о различных формах внетелесного опыта, который они получили, будучи без сознания. Ничего не знавший о внетелесном опыте Уиннери назвал эти эпизоды «короткими сновидениями» и продолжал подробно фиксировать их содержание. Он также начал штудировать литературу, посвященную аномальным бессознательным состояниям.

«Я прочитал об эпизодах внезапной сердечной смерти, - вспоминает он, - и это подвело меня прямиком к феномену около смертных переживаний. Я понял, что около 15 процентов “коротких сновидений” моих пилотов были значительно ближе к околосмертному опыту».

Проанализировав данные, Уиннери обнаружил: чем дольше пилоты оставались без сознания, тем ближе они были к смерти мозга. И чем ближе они были к смерти мозга, тем вероятнее было превращение внетелесного опыта в околосмертный. Впервые удалось найти твердые доказательства того, о чем давно подозревали: что эти два состояния не отдельные феномены, а две точки одного континуума.

Уиннери также обнаружил, что, если перегрузки нарастают постепенно, следствием этого может стать потеря периферического зрения. «Сначала происходит частичная, а затем и полная потеря зрения, - говорит он. - И это имеет смысл. Мы знаем, что затылочная доля мозга [управляющая зрением] хорошо защищена. Возможно, она продолжает функционировать, когда из-за нарушения кровообращения перестают поступать сигналы от глаз». Кроме того, приходя в себя, пилоты сообщали, что испытывали чувство покоя и безмятежности. Другими словами, процесс постепенной потери зрения напоминает безмятежное движение по туннелю, во многом напоминающее то, о чем рассказывают люди, описывающие околосмертный опыт.

Простейший вывод, напрашивающийся из этих исследований, заключается в том, что речь идет о совершенно нормальных физических процессах, происходящих в необычных обстоятельствах. Как только ученые отмели традиционный диагноз, объяснявший эти состояния бредом, и начали выискивать биологические корреляции, перед ними открылись бескрайние просторы возможностей. Сдавление зрительного нерва может вызывать потерю периферического зрения. Возникающее при этом чувство эйфории может объясняться выделением в мозге дофамина и эндорфинов, повышенный уровень серотонина может вызывать яркие галлюцинации - все это гипотезы, которые никто непосредственным образом не проверял.

Ученые исследовали не причины, а, по существу, симптомы и последствия около смертного опыта. Ван Ломмель провел масштабное психологическое тестирование пациентов, переживших остановку сердца. У тех из них, кто имел околосмертный опыт, обнаружилось более глубокое проявление самосознания, социальной ответственности и религиозности. Затем ван Ломмель повторил тестирование два года спустя, и выяснилось, что все пациенты, имевшие околосмертный опыт, полностью сохранили свои воспоминания о нем, тогда как в памяти остальных события, имевшие место двумя годами ранее, в значительной степени стерлись. Ученый также обнаружил, что те, кто имел околосмертный опыт, проявляют больше веры в загробную жизнь и меньше боятся смерти, тогда как на других случившееся с ними произвело прямо противоположное воздействие. Восемь лет спустя ван Ломмель вновь повторил процедуру тестирования и обнаружил, что те эффекты, которые проявились с самого начала, за прожитые годы только усилились и стали более выраженными. Пациенты, имевшие околосмертный опыт, проявляли больше сострадания к другим и большую эмоциональную уязвимость, чем обычные люди, зачастую наблюдались свидетельства более развитой интуиции. Эти люди все так же мало боялись смерти и все так же сильно верили в загробную жизнь.

Морс, проводя повторные исследования с детьми, обнаружил сходные долгосрочные последствия околосмертного опыта. Чтобы обеспечить максимальную достоверность полученных результатов, он также провел отдельное исследование с пожилыми людьми, имевшими около смертный опыт в раннем детстве и дожившими до старости. «Результаты в обеих группах были примерно одинаковые, - говорит Морс. - Все люди, имевшие околосмертный опыт, - независимо от того, десять им лет или пятьдесят, - были абсолютно убеждены в том, что их жизнь имеет определенный смысл и что существует универсальная, объединяющая сила любви, которая и придает ей этот смысл. По сравнению с контрольной группой они проявляли более позитивное отношение к жизни, меньше боялись смерти, жертвовали больше денег на благотворительность и принимали меньше лекарств. Наблюдаемые факты не допускают никакой другой трактовки. То, что эти люди пережили, в буквальном смысле преобразило их».

В середине 1990-х годов исследования Мелвина Морса привлекли внимание Уиллоби Бриттон, которая в то время работала над докторской диссертацией в Аризонском университете и проявляла особый интерес к теме посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Бриттон знала, что та или иная форма ПТСР развивается у многих людей, слишком близко видевших смерть, однако этим почему-то не страдают те, кто имел околосмертный опыт; иными словами, люди, имевшие около смертный опыт, нетипично реагируют на угрожающие жизни события, вызывающие у большинства других людей тяжелую психологическую травму.

Бриттон также знала об исследованиях легендарного нейрохирурга и специалиста по эпилепсии Уайлдера Пенфилда, проводившихся в 1950-е годы. Пенфилд, один из титанов современной нейронауки, обнаружил, что возбуждение правой височной доли (расположенной точно над ухом) слабым электрическим током вызывает внетелесные переживания, яркие галлюцинации (среди прочего, человек слышит небесную музыку) и нечто вроде панорамных воспоминаний, что можно сравнить с таким аспектом околосмертного опыта, как проносящиеся в памяти эпизоды прожитых лет жизни. Это помогло объяснить, почему для людей, страдающих эпилепсией, локализованной в правой височной доле, характерна чрезвычайная религиозность. А учитывая открытия Уиннери, связанные с гипоксией мозга, существует возможность того, что внетелесные «сновидения» пилотов были связаны с теми самыми моментами, когда приток крови в правую височную долю был сильно нарушен.

Бриттон высказала гипотезу, что характер возбуждения мозга во время околосмертных переживаний может быть такой же, что и при эпилепсии с очагом в правой височной доле. Самым простым способом проверить эту гипотезу был мониторинг мозговых волн во время сна. Поэтому Бриттон собрала группу из двадцати трех человек, имевших около смертный опыт, и контрольную группу из двадцати трех человек, такого опыта не имевших. Испытуемые были подключены к электроэнцефалографу, который фиксировал все, что происходило у них в мозге, пока они спали.

Когда эксперимент закончился, Бриттон попросила специалиста по эпилепсии из Аризонского университета проанализировать полученные результаты. Анализ показал, что люди, имевшие околосмертный опыт, отличались от контрольной группы по трем параметрам: необычно высокая активность височной доли мозга, меньшие потребности в сне и значительно более быстрый переход в фазу быстрого сна. Это было удивительное открытие. Анализируя данные, Бриттон обнаружила доказательства того, что околосмертный опыт вызывает перепрограммирование мозга: в 22 процентах случаев наблюдалась синхронизация в височных долях, то есть в мозге происходило то же самое, что при височной эпилепсии со всеми присущими ей мистическими переживаниями. «Двадцать два процента кому-то может показаться цифрой небольшой, - говорит Бриттон, - но на самом деле речь идет о невероятно большой цифре, которую случайным стечением обстоятельств никак не объяснишь».

Еще более важная информация касалась режима сна испытуемых. «Момент, когда человек переходит в фазу быстрого сна, является фантастически надежным индикатором депрессивных тенденций, - говорит Бриттон. - В такого рода исследованиях мы добились больших результатов. Если взять сто человек и изучить характер их сна, то по скорости наступления фазы быстрого сна можно с большой надежностью предсказать, кто из них в течение следующего года будет страдать от депрессии».

У нормального человека фаза быстрого сна наступает через 90 минут. У людей, страдающих депрессией, она наступает в течение 60 минут или раньше. В обратную сторону этот метод тоже работает. У счастливых людей фаза быстрого сна наступает примерно через 100 минут. Бриттон обнаружила, что у большинства участников эксперимента, которые имели околосмертный опыт, фаза быстрого сна наступала примерно через 110 минут. А это свидетельствует о крайней степени удовлетворенности жизнью и поддерживает гипотезу, что такие странные состояния сознания оказывают трансформирующее воздействие на личность человека.

Морс, ван Ломмель и Бриттон не единственные исследователи, изучавшие трансформирующую силу мистического опыта. Совсем наоборот. Последние 15 лет технологии сканирования мозга продолжали стремительно совершенствоваться, что побудило многих ученых приступить к изучению нейробиологии мистических переживаний, будь то внетелесный, околосмертный опыт или что-то еще. Пожалуй, наибольшую известность на этом поприще приобрели двое представителей Пенсильванского университета: нейробиолог Эндрю Ньюберг (ныне возглавляющий научно-исследовательский отдел Центра интегративной медицины имени Мирны Брайнд при Университете Томаса Джефферсона) и нейропсихиатр Юджин д’Аквили (ныне покойный).

В конце 1990-х годов Ньюберг и д’Аквили предприняли попытку расшифровать состояние космического единства - одно из самых известных мистических переживаний, ощущение единения со всем сущим. Эта концепция находит отражение практически во всех мировых духовных традициях. Например, в тибетском буддизме медитирующие монахи достигают состояния абсолютного единого бытия, то есть ощущают себя одним целым со Вселенной. Католические монахини тоже растворяются в экстатической молитве, соединяясь с Богом. Этот опыт единения на самом деле настолько распространен, что Олдос Хаксли назвал его «вечной философией» - одним из краеугольных камней всех духовных традиций.

Чтобы основательно исследовать этот краеугольный камень, Ньюберг и д’Аквили сканировали мозговую активность медитирующих тибетских монахов и молящихся францисканских монахинь при помощи томографа, делая снимки их мозга в тот самый момент, когда они сообщали о достижении единства. Это был первый пример использования новейших технологий сканирования мозга в надежде запечатлеть духовные материи. Но далеко не последний.

Исследователи обнаружили заметное снижение активности в правой теменной доле коры головного мозга, которая являет собой критически важную часть навигационной системы мозга, помогая нам ориентироваться и лавировать в пространстве, правильно оценивая углы и расстояния. Но чтобы строить правильные оценки, правая теменная доля должна уметь четко очерчивать границы нашего «я» - это позволит нам ясно понимать, где заканчивается наше тело и начинается внешний мир. (Стоит отметить, что эта граница достаточно подвижная, чем и объясняется то, что слепые «чувствуют» тротуар кончиком трости, а теннисисты «чувствуют» ракетку как продолжение своей руки.)

Томография показала, что вследствие сильной концентрации правая теменная доля временно утрачивает способность обрабатывать информацию. И это оказывает мощное воздействие. Ньюберг поясняет: «Когда вы не можете больше провести черту и сказать, что вот здесь “я” заканчивается и начинается внешний мир, мозг делает вывод - ему ничего другого не остается, - что в это самое мгновение вы становитесь единым целым со всем, что существует».

Это открытие знаменует целое море перемен. Раньше достаточно было сообщить врачу, что вы ощущаете единство со всем окружающим миром, чтобы угодить в психушку. Ньюберг же продемонстрировал, что это ощущение реально существует и может быть обнаружено и измерено. Но это было только одно из открытий. Сканирование мозга монахов также показало, что, когда активность теменной доли спадает, активизируются те участки правой височной доли, которые, как показал Уайлдер Пенфилд, вызывают глубокие религиозные чувства, внетелесные переживания и яркие галлюцинации. Обнаружилось также, что аналогичный эффект достигается некоторыми религиозными ритуалами, например сопровождающимися ритмичным барабанным боем и повторяющимися песнопениями.

Все эти открытия перекликаются с исследованиями Морса, Бриттон и ван Ломмеля, помогая объяснить некоторые из наиболее загадочных внетелесных переживаний, например когда пилотам кажется, что они парят за пределами самолета. Внимание этих пилотов настолько же сконцентрировано на приборах, насколько внимание медитирующих монахов сконцентрировано на мантрах. Звук двигателей при этом служит таким же ритмичным фоном, каким барабанный бой является для шаманов. По мнению Ньюберга, когда складываются подходящие условия, этих двух факторов оказывается достаточно, чтобы вызвать такой уровень активности височной доли мозга, который необходим для «запуска» внетелесных переживаний.

Еще один исследователь, изучающий этот вопрос, - Майкл Персинджер, нейробиолог из Лаврентийского университета (Канада). С помощью специального шлема, создающего слабое направленное магнитное поле, оказывалось воздействие на мозг более чем 900 добровольцев, преимущественно студентов. Когда под влиянием магнитного поля височные доли активизировались, участники эксперимента переживали те же мистические феномены, которые свойственны эпилептикам, медитирующим монахиням и, как свидетельствует мой личный опыт, парашютистам.

Итогом всей этой работы стала растущая убежденность ученых в том, что наш мозг запрограммирован на мистические переживания. Это ни в коем случае не служит, как поспешили заявить некоторые исследователи, доказательством существования или несуществования Бога, а лишь доказывает, что переживания, о которых идет речь, так же реальны, как и любые другие, и что духовные феномены имеют под собой биологическую основу.

Разумеется, по мере совершенствования технологий сканирования и измерения эта биологическая основа будет приобретать все более ясные черты. Это само по себе может иметь глубокие последствия. Внетелесный опыт, околосмертный опыт, космическое единство - все это фундаментальные мистические переживания, лежащие в основе крупнейших мировых религиозных традиций; те самые феномены, на которых базируется вся наша духовность. Однако то, куда все эти исследования могут нас завести, несколько пугает.

Шлем Персинджера доказывает, что эти мистические переживания поддаются не только декодированию, но и воспроизведению. Разумеется, на сегодняшний день воспроизвести такие феномены удается только в лабораторных условиях, но то, что поначалу выглядит чисто научным опытом, далеким от реальной жизни, рано или поздно обязательно находит коммерческое применение. Это означает, что в будущем, и, скорее всего, не столь уж отдаленном, появятся общедоступные устройства - мозговые стимуляторы или средства погружения в виртуальную реальность либо некие комбинации того и другого, обеспечивающие потребителям прямой доступ в мир сверхъестественных явлений. Для этого вам не потребуется уходить в монастырь, участвовать в качестве добровольцев в научных экспериментах и даже прыгать с парашютом. Скоро такие переживания станут доступны в форме видеоигр.

Глаза сзади

Согласно формулировке, предложенной еще в 1968 году Селией Грин, возглавлявшей в Англии Институт психофизических исследований, «внетелесный опыт» - это «такой, в котором объекты восприятия явно располагаются таким образом, что наблюдатель испытывает ощущение их восприятия с точки зрения, не совпадающей с положением его физического тела». Длинная, но весьма точная характеристика, считают нынешние коллеги Селии, опубликовавшие результаты своих экспериментов в недавнем номере авторитетного журнала Science. Им удалось воспроизвести буквально то, о чем говорила ученая. Человек надевал на голову шлем с видеодисплеями. Стереоизображение на них посылали две видеокамеры, установленные в паре метров за спиной испытуемого. Они были как бы глазами. Иными словами, человек видел только то, что транслировали эти камеры: себя со стороны. Для пущей убедительности ученые поглаживали «наблюдателя» палочкой - той, которую он не видел, - и одновременно двигали другую палочку перед камерами. Испытуемому казалось, что прикасаются к его «виртуальному телу» - будто бы душу скребут. Отзывы тех, кто прошел через «раздвоение личности», испуганно- восторженные. Все без исключения ощутили, что и в самом деле покинули тела. А некоторые натурально напугались, когда ученые пошутили: взмахнули перед камерами бейсбольной битой, нацеливая ее в область паха. Испытуемые инстинктивно прикрыли ее руками. Словно футболисты в «стенке» перед штрафным ударом.

И вот что еще занятно: после экспериментов добровольцев просили показать, в каком месте комнаты они находились. Показывали то, где было их «виртуальное тело», а про свое настоящее и не вспоминали. - «Внетелесный опыт» не является чем-то сверхъестественным, - делает вывод руководитель экспериментов Хендрик Эррсон. - Это иллюзия, которая вполне может быть порождена некими процессами в мозгу: он легко принимает «обман» за реальность. Аналогичного мнения придерживается и профессор Спивак, который считает, что за «внетелесный опыт» отвечает кора височной области. Извилина души Доктор Олаф Бланке из университетской больницы в Женеве воспроизвел «выход из тела» и без видеокамер, и без клинической смерти. В статье, опубликованной в самом авторитетном научном журнале Nature, он описал эксперимент с 43-летней пациенткой, страдающей эпилепсией. Чтобы исследовать ее недуг, ученый вживил в мозг женщины электроды, стимулирующие правую височную долю, и случайно возбудил расположенную там ангулярную извилину - структуру, которая связана с органами зрения, осязания и равновесия. В результате вполне живая пациентка увидела себя со стороны.

Изумленный Бланке предположил, что, возможно, во время стресса мозг тоже каким-то образом возбуждает эту извилину и с ее участием посылает на зрительную кору информацию о положении тела в пространстве. Та ее по-своему воспринимает, перемешивает с уже имеющимися картинками и проецирует на сетчатку глаза. Возникает эффект вывернутого наизнанку зрения, а человеку при этом кажется, будто бы он видит себя со стороны. Примерно так же, по мнению ученого, возникает и известный в психиатрии эффект раздвоения личности. Кстати, скептики-материалисты ссылаются и на недавние эксперименты в английском Уэльсе. Местные врачи наблюдали клиническую смерть 39 пациентов. При этом они рисовали и размещали недалеко от временно покойных листки с нарисованными на них крупными символами. И никто из тех, кто «выходил из своего тела», символов не видел.