Что показывает экскурсия грудной клетки. Динамический осмотр грудной клетки

15411 0

Многие заболевания и травмы приводят к нарушению функций поражённой системы, ограничивающему физические возможности больного (способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя), нарушающему трудоспособность и нередко приводящему к инвалидности.

Поэтому определение функционального состояния пострадавшей системы имеет чрезвычайно важное значение в реабилитации и оценке её эффективности.

С этой целью, наряду с клиническими исследованиями, применяются специальные методы, дающие количественную оценку эффективности восстановительного лечения.

К ним относятся: антропометрия (измерение массы, объёма движений, силы мышц, жизненной ёмкости лёгких и др.) и функциональные пробы.

Антропометрия (соматометрия)

Антропометрия отражает количественную характеристику показателей физического развития, а проводимая в динамике, позволяет оценить эффективность медицинской реабилитации.

При антропометрических исследованиях обследуемый должен быть без одежды. Техника и методика антропометрии требуют определенных практических навыков. Необходимы точность, аккуратность, внимательность, умение обращаться с антропометрическим инструментарием, проверять его и производить метрологический контроль.

Измерение массы

Для измерения массы тела используются медицинские весы чувствительностью до 50 г. Взвешивание необходимо производить в одно и то же время, утром, натощак. Обследуемый встаёт на середину платформы весов при опущенном затворе арретира. Обследующий должен поднять затвор арретира и передвигать гирю по нижней планке коромысла от нулевого деления к свободному концу до тех пор, пока коромысло не станет делать значительные размахи по отношению к уровню клювовидного выступа. Вслед за этим надо передвигать в том же направлении гирю по верхней планке до момента уравновешивания и затем опустить затвор арретира. Масса обследуемого выводится из суммы двух чисел, фиксированных передвижением гирь по нижней и верхней планкам.

Измерение роста

Измерение роста производится при помощи ростомера или антропометра. Ростомер состоит из двухметровой вертикальной планки с сантиметровыми делениями, по которой перемещается горизонтальная планшетка. Стойка укреплена на площадке. Для измерения роста в положении стоя обследуемый становится на площадку деревянного ростомера таким образом, чтобы касаться вертикальной планки (стойки) ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью; голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, была горизонтальной. После того как обследуемый принял правильное положение, сверху по стойке осторожно опускают скользящую муфту с горизонтальной планшеткой до соприкосновения с головой. Цифра, на которой фиксирована планшетка, показывает рост в сантиметрах (определяется по показаниям правой шкалы). Измерение роста производится с точностью до 0,5 см.

Измерение окружности грудной клетки

Измерение окружности грудной клетки производят сантиметровой лентой в вертикальном положении обследуемого. Ленту располагают сзади у лиц обоего пола под нижние углы лопаток. Спереди у мужчин по нижнему сегменту околососковых кружков, у женщин над грудной железой на уровне прикрепления 4 ребра к грудине. При наложении сантиметровой ленты обследуемый отводит руки в стороны. Измеряющий, удерживая в одной руке оба конца ленты, свободной рукой проверяет правильность ее наложения. Измерения проводят при опущенных руках. Окружность грудной клетки измеряется на максимальном вдохе, полном выдохе и во время паузы. Чтобы уловить момент паузы, обследуемому задают какой либо вопрос и во время ответа про-изводят измерения. Разница между величинами окружностей в фазе вдоха и выдоха определяет степень подвижности грудной клетки (экскурсию, размах).

Измерение жизненной емкости легких

Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - спирометрия, производится следующим образом: обследуемый предварительно делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз глубоко вздохнув, берет наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает в трубку до отказа.

Измерение силы мышц

Измерение силы мышц - динамометрия. Величины динамометрии характеризуют силу мышц кистей, разгибателей спины и т. п. Измерение силы мышц производится динамометрами, ручным и становым. Измерение силы мышц кисти (силы сжатия) производится ручным динамометром. Обследуемый в положении стоя захватывает рукой динамометр, без напряжения в плече вытягивает руку в сторону и сжимает динамометр с максимальной силой (не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе).

Измерение силы мышц спины
(разгибателей) или становой силы производится становым динамометром. При измерении ста-новой силы рукоятка динамометра должна находиться на уровне коленей. Обследуемый становится на специальную подставку, сгибаясь в пояснице, берется обеими руками за ручку динамометра и затем постепенно, без рывков, не сгибая коленей, с силой выпрямляется до отказа. Противопоказанием для измерения ста-новой силы являются: беременность, менструация, наличие грыж, отсутствие одной кисти или нескольких пальцев, наличие грыжи Шморля, выраженный артроз.

В практическом здравоохранении наиболее удобным и объективным методом оценки антропометрических данных считается метод индексов, заключающийся в сопоставлении, как правило, двух показателей.

Массо-ростовой индекс Кетле - это отношение массы в граммах к росту в сантиметрах. У женщин этот показатель составляет 300-375 г/см, у мужчин - 350-400 г/см.

Индекс Эрисмана - разница между окружностью грудной клетки на паузе и 0,5 роста. У женщин индекс в норме равен 3-5 см, у мужчин - 5 7 см.

Размах грудной клетки - разница между окружностью груд-ной клетки на вдохе и выдохе. У женщин размах составляет 5-7 см, у мужчин - 7 9 см.

Жизненный индекс - отношение ЖЁЛ (в мл) к массе тела (в кг). У женщин этот показатель равен 50-60 мл/кг, у мужчин - 60-70 мл/кг.

Силовой индекс - отношение показателя динамометрии к массе тела в процентах. Силовой кистевой индекс равен: у женщин - 50 %, у мужчин - 75 %, становой индекс составляет: у женщин - 140-160 %, у мужчин - 200-220 %.

Функциональные пробы и тесты

Функциональными методами называют специальные методы исследования, используемые для оценки и характеристики функционального состояния организма.

Функциональная проба - нагрузка, применяемая для оценки сдвигов функции различных органов и систем.

К функциональным пробам предъявляют следующие требования:

  • проба должна быть нагрузочной, т.е. она должна вызывать устойчивые сдвиги в исследуемой системе;
  • проба должна быть эквивалентной нагрузкам в жизненных условиях;
  • проба должна быть стандартной, надежной, воспроизводимой;
  • проба должна быть объективной, когда разные лица, пользуясь определенным тестом и обследуя одну и ту же группу лиц, получают при этом одинаковые результаты;
  • проба должна быть информативной или валидной, когда оценка, полученная при обследовании группы в целом, совпадает со спортивными результатами тестированных лиц;
  • проба должна быть безвредной.
Показания к проведению функциональных проб:
1) определение физической подготовленности к занятиям спортом, физической культурой или КТ;
2) экспертиза профессиональной пригодности;
3) оценка функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма здоровых и больных людей;
4) оценка эффективности программ тренировки и реабилитации.

Противопоказания к проведению функциональных проб:
1) тяжелое общее состояние больного;
2) острый период заболевания;
3) повышенная температура тела;
4) кровотечение;
5) выраженная недостаточность кровообращения;
6) быстро прогрессирующая или нестабильная стенокардия;
7) гипертонический криз;
8) аневризма сосудов;
9) выраженный аортальный стеноз;
10) тяжелое нарушение ритма сердца (тахикардия свыше 100-110 уд/мин, групповые, частые или политопные экстрасистолы, мерцательная аритмия, полная блокада и др.);
11) острый тромбофлебит;
12) выраженная дыхательная недостаточность;
13) острые психические расстройства;
14) невозможность выполнения пробы (болезни суставов, нервной и нервно-мышечной систем, которые мешают проведению проб).

Показания для прекращения тестирования:
1) прогрессирующая боль в груди;
2) выраженная одышка;
3) чрезмерное утомление;
4) бледность или цианоз лица, холодный пот;
5) нарушение координации движений;
6) невнятная речь;
7) чрезмерное повышение артериального давления, не соответствующее возрасту обследуемого на увеличение нагрузки;
8) понижение систолического артериального давления;
9) отклонение на ЭКГ (суправентрикулярная или желудочковая параксизмальная тахикардия, появление желудочковой экстрасистолии, нарушение проводимости и др.)

Классификация функциональных проб

I. По системному принципу (в зависимости от того, функциональное состояние какой из систем организма оценивается) подразделяются на пробы для дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем.
II. По времени проведения проб (в зависимости от того, в какой период регистрируется выходной сигнал: непосредственно во время воздействия или сразу после него). В первом случае оценивается адаптация к воздействующему фактору, во втором - характер восстановительных процессов.
III. По виду входного воздействия:
1) физическая нагрузка;
2) изменение положения тела в пространстве;
3) натуживание;
4) изменение газового состава вдыхаемого воздуха;
5) температурное воздействие;
6) введение медикаментозных средств;
7) изменение барометрического давления;
8) алиментарные нагрузки и др.
IV. По интенсивности применяемых нагрузок;
1) с малой нагрузкой;
2) со средней нагрузкой;
3) с большой нагрузкой: а) субмаксимальной, б) максимальной.
V. По характеру физической нагрузки:
1) аэробные;
2) анаэробные.
VI. В зависимости от количества применяемых нагрузок:
1) одномоментные;
2) двухмоментные;
3) трехмоментные.

Виды физических нагрузок, применяемых при проведении функциональных проб:
А. Непрерывная нагрузка равномерной интенсивности.
Б. Ступенеобразно повышающаяся нагрузка с интервалами отдыха после каждой ступени.
В. Непрерывная работа равномерно повышающейся мощности.
Г. Непрерывная, ступенеобразно повышающаяся нагрузка без интервалов отдыха.

Выбирая конкретные методы исследования, преимущество следует отдать тем, в которых результаты имеют количественное (цифровое), а не только описательное (например, лучше-хуже, больше-меньше) выражение. Для практического использования пригодны только такие тесты, для которых дана шкала оценок или нормативов (так называемые должные величины). Исключительно важное значение имеет точное соблюдение инструкции проведения обследования (методика теста).

Пирогова Л.А., Улащик В.С.

Для определения величины экскурсии грудной клетки необходимо от показателя ОГК - «максимальный вдох» вычесть показатель ОГК – «максимальный выдох».

Данные занесите в табл.1.

Средняя величина показателя соответствует 6 - 9 см. Но, чем показатель выше, тем лучше.

3. Определите пропорциональность развития грудной клетки по индексу Эрисмана (иэ).

ОГК в покое –Р сидя, см

Обозначения: Р – рост

Интерпретация результатов:

Величина ИЭ колеблется: у мужчин от +3 до + 6; у женщин - от - 1,5 до + 2.

Если ИЭ равен указанным цифрам или превышает их, это свидетельствует о хорошем развитии грудной клетки, а также часто о гиперстеническом типе телосложения; при низких и отрицательных результатах - у обследуемого грудная клетка узкая, или при нормостеническом типе телосложения человек высокого роста.

3. Определите степень развития грудной клетки по индексу пропорциональности

Обозначения: Р – рост

Интерпретация результатов:

В норме индекс пропорциональности телосложения соответствует 87 – 92%. У женщин он должен быть несколько меньше, чем у мужчин (табл. 2.).

Таблица 2. Характеристика индекса пропорциональности

5. Определите показатель крепости телосложения по индексу Пинье

Индекс Пинье =

Р стоя, см – (m , кг + ОГК в покое, см)

Обозначения: Р – рост; m – масса тела; ОКГ – окружность грудной клетки

Интерпретация результатов:

Чем меньше величина этого индекса, тем лучше показатель крепости телосложения.

Если данный индекс равен от 0 до 10, то телосложение крепкое,

от 10 до 20 – хорошее,

от 21 до 25 – среднее,

от 26 до 35 – слабое и

более 36 – очень слабое.

М.В. Черноруцкий (1929) величины этого индекса использовал для определения типа конституции. Согласно его классификации у нормостеников индекс Пинье равен 10 – 30, астеников - больше 30, гиперстеников - меньше 10.

Практическая работа № 4 Определение осанки

Ход выполнения работы:

Для выполнения работы студенты делятся на группы по 2-3 человека. Желательна легкая спортивная форма.

Первая методика. Статист (студент) становится спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались стены. Помощник просовывает кулак между поясницей и стеной, не нарушая при этом положение тела. Если это сделать ему не удаётся, он вместо кулака проводит ладонь.

Вывод: Осанка нормальная, если проходит ладонь и, она нарушена, если проходит кулак.

Вторая методика: комплексная оценка нарушений осанки человека и искривления позвоночника методом осмотра. При осмотре обратите внимание на уровень надплечий, положение лопаток, контуры талии, линию остистых отростков позвоночника. Для нормальной осанки характерны: прямое положение головы и позвоночника; симметричность надплечий и углов обеих лопаток, ягодичных складок; строго вертикальное положение остистых отростков позвонков; горизонтальный уровень подвздошных костей; физиологические изгибы позвоночника; одинаковая длина нижних конечностей.

Если осанка статиста имеет отклонения от нормы, то определите и охарактеризуйте вид нарушения.

Третья методика : определение сколиоза. Обследование статиста проводите в положении сидя, стоя. Для выявления возможных деформаций проведите цветную маркировку костных ориентиров: остистых отростков всех позвонков, нижних углов и верхних остей лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц и яремной вырезки грудины.

В положении сидя определите отсутствие или наличие перекоса таза и боковое искривление позвоночника. В положении стоя оцените расположение остистых отростков. Чтобы определить наличие бокового отклонения позвоночника, прикрепите нить отвеса лейкопластырем к коже у верхушки остистого отростка 7 шейного позвонка. Если нить отвеса с линией остистых отростков позвонков образует угол, то имеется сколиоз. При наличии этой патологии одно плечо выше другого, лопатка на вогнутой стороне расположена ближе к остистым отросткам, чем на выпуклой. Расстояние до угла лопатки меньше на выпуклой стороне искривления, чем на вогнутой. В положении стоя определите длину обеих нижних конечностей, наличие контрактур тазобедренного, коленного и голеностопного суставов.

Четвертая методика : выявление структурного сколиоза: статист делает медленно наклон вперёд. Помощник изучает спину, глядя со стороны головы вдоль линии остистых отростков. В этом положении хорошо видно боковое искривление позвоночника, на соответствующей стороне спины чётко вырисовывается рёберный горб или мышечный валик.

Рис. 3. Показатели веса учащихся 10-х классов в %

Рис. 4. Показатели окружности груди учащихся 10-х классов в %

В таблице 1 отражены показатели роста, веса, окружности груди, а также экскурсии грудной клетки учащихся 10-х классов.

Для девочек среднего типа телосложения рост рассчитывается по следующей формуле: Рост=6*возраст+76 , а для мальчиков - Рост=6*возраст+77 . Отклонения от средних физических величин не должны превышать ±2,5 см для мальчиков и ±3,5 см - для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения. Нормальная экскурсия грудной клетки составляет от 6 до 9 см.

Глава II . Определение гармоничности телосложения

Обладателем пропорциональной фигуры считается человек, у которого все показатели меньше половины, а объём талии не больше половины роста. Гармоничность телосложения определяется показателем развития грудной клетки, вычисляемой по формуле:

Окружность груди х 100

Рост

При нормальном телосложении значение гармоничности телосложения составляет 50-55%. Если это соотношение меньше 50% - телосложение слабое, а если больше 50% - крепкое.


Анализ результатов расчетов гармоничности телосложения учащихся 10-х классов показали, что большая часть 10-классников – около 60% - имеет нормальное телосложение, 36% - слабое, 4% - крепкое. Данные отражены на рис.5 и в таблице 2.

Рис. 5. Гармоничность телосложения учащихся 10-х классов в %

В таблице 2 приведены не только показатели гармоничности телосложения (ГТ), но также и состояние осанки учащихся 10-х классов, о которой будет рассказано в главе 3.

Физическое воспитание детей и подростков осуществляется в конкретной окружающей среде, факторами которой являются как социально-экономические, так и экологические условия (Е.А.Криксунов, 1997).

Поэтому физическое состояние детей, с одной стороны, можно рассматривать как результат влияния этих условий, а при направленном воздействии физического воспитания - как результат противодействия негативным условиям окружающей среды. Однако, нельзя забывать и том, что каждый человек способен самостоятельно укреплять свое здоровье и совершенствовать физическое развитие (В.П.Похлебин, 1992).

Из рисунка 6 видно, что 50% учащихся не следят за своим здоровьем – это очень тревожный показатель, особенно для данной возрастной группы. 38% уделяют своему физическому развитию недостаточно внимания: возможно, им не хватает теоретических знаний для использования более совершенных методик; или же на это влияет недостаток времени при значительных школьных нагрузках, отсутствие силы воли. И, наконец, только 4% школьников серьезно относятся к своему образу жизни и используют различные методики для сохранения и укрепления здоровья.

Школьникам, не занимающимся своим здоровьем вообще, можно посоветовать начать с малого: скажем, делать ежедневно утреннюю зарядку, начать программу закаливания и заниматься физкультурой в свободное время. Психологически наиболее трудно сделать первый шаг, но без него немыслимо серьезное отношение к собственному здоровью.

Наибольшему количеству 10-классников следует заняться индивидуальным физическим совершенствованием: заниматься спортом с учетом индивидуальных особенностей организма. Первый шаг уже сделан, следует продолжать в том же направлении.

Тем школьникам, которые серьезно занимаются своим здоровьем, можно продолжать выполнять свои программы оздоровления.

Рис. 6. Отношение учащихся 10-х классов к своему здоровью в %

Глава 3. Определение правильной осанки

На протяжении жизни человека в костной ткани меняется соотношение между органическими и неорганическими веществами. В костях ребенка больше органических веществ, а у пожилых людей – минеральных.

При искривлении поясничного отдела позвоночника может развиться лордоз (от греч. лордос – выгнутый). При этом позвоночник и грудная клетка выгнуты, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем. В результате этих заболеваний у человека снижается обмен веществ, появляется повышенная утомляемость, головная боль (Л. П. Анастасова и др., 1997).

При нарушении осанки возникают различные патологические изменения в опорно-двигательной системе, происходит искривление позвоночника, которое может привести к различным заболеваниям.

Поэтому очень важно соблюдать гигиенические правила поведения, особенно в молодом возрасте (формирование правильной осанки у человека стабилизируется к 18 годам). И в первую очередь человек должен следить за своей осанкой (приложения 2,3).

На втором этапе работы учащиеся 10-х классов определили состояние своей осанки (в антропометрии этот метод называется соматоскопическим). Для этого они использовали формулу:

А = ширина плеч*100%

величина дуги спины,

где А – показатель осанки.

Результаты отражены в таблице 2 (см. Главу 2) и на рис.7.

Было произведено сравнение этих данных со среднестатистическими данными:

100-110% - нормальная осанка;

Менее 90 или более 125% - выраженное нарушение осанки;

90-100% или 110-125% - небольшое нарушение осанки.

Из рис. 7 видно, что 42% учащихся имеют выраженное нарушение осанки.

36% - небольшие нарушения осанки. Нормальная осанка – у 22% десятиклассников.

Причиной может являться то, что в лицее все парты и стулья практически одного стандартного размера (Санитарные правила и нормы, 2001).

Рис. 7. Состояние осанки учащихся 10-х классов в %

Глава 4. Определение физической нагрузки, факторов риска, уровня здоровья и степени адаптации к среде

Физическое развитие и здоровье учащихся зависит от многих факторов. Большое значение имеет отношение подростков к своему здоровью: занятия спортом, утренняя зарядка, правильное питание. Для того, чтобы определить факторы риска в развитии заболеваемости, учащимся 10 классов было предложено несколько тестов: «Факторы риска», «Физическая нагрузка», «Здоровье» - В.А. Иванченко, 1994 г., П.П. Морев, 1993 г., В. Михайлов, А. Палько, 1987 г. (приложение 4, приложение 5, приложение 6). Результаты тестирования - в таблице 3.

Для оценки состояния организма врачам приходится измерять разные показатели, у каждого из которых есть свои особенности и значимость. Один из этих показателей – окружность грудной клетки, которую измеряют как у детей, так и у взрослых.

Алгоритм измерений

Величина окружности грудной клетки позволяет оценить поперечные размеры человеческого тела. Эти размеры имеют определенные нормы, на которые ориентируются врачи, благодаря чему удается по результатам измерений выяснить, имеются ли отклонения в развитии ребенка или самочувствии взрослого человека.

Следует сказать, что нормы в этом случае, как и во многих других, являются относительным понятием, несмотря на то, что существует определенная таблица оптимальных значений. На окружность грудной клетки могут влиять многие обстоятельства помимо болезней, поэтому не стоит делать преждевременные выводы при обнаружении отклонений от нормы.

Врач должен проанализировать все аспекты, которые могли повлиять на объем грудной клетки и лишь после этого принимать решение. Поэтому, когда нужно оценить обхват груди, подразумевается сравнение со средними значениями согласно возрасту.

Чтобы результаты были точными, необходимо знать, как измерить данный показатель, и придерживаться определенных правил:

  1. Наиболее простой способ измерить окружность грудной клетки у детей и взрослых – это использовать мягкую сантиметровую ленту.
  2. Измерения выполняются стоя (стоять должен и измеряющий, и измеряемый).
  3. Руки пациенту следует опустить вниз.
  4. Ленту нужно накладывать не слишком свободно, но и не туго – она не должна быть препятствием для дыхания.
  5. Замеры производятся в области 4-й пары ребер на передней части тела и по нижним границам лопаток – сзади. То есть измерительная лента должна проходить по этим участкам.
  6. Положение ленты – строго горизонтальное.

Измерение окружности грудной клетки и у детей, и у взрослых выполняется таким способом. Если ребенок совсем маленький, допустимо делать это, когда малыш находится в лежачем положении. Есть некоторые отличия в ходе измерения груди у женщин и мужчин.

Когда замеряется данный показатель у мужчины, лента должна укладываться под сосками. Если нужно узнать окружность грудной клетки у женщины, следует прикладывать ленту либо под грудью, либо над ее основанием.

Существует еще один критерий, который стоит оценивать при таких измерениях – это экскурсия грудной клетки. Под этим термином понимают разницу между показателями обхвата груди во время максимальных вдоха и выдоха.

То есть измерить объем груди нужно во время активного вдоха, а потом – после максимального выдоха. Эти данные тоже способствуют уточнению диагноза и выявлению особенностей развития.

Зачем нужно делать такие измерения?

Необходимость в таких данных обусловлена несколькими обстоятельствами, которые отличаются для взрослых и детей. Далее рассмотрим подробнее цели таких измерений у разных возрастных групп.

Цели измерения у детей

В отношении маленьких пациентов такую процедуру используют для того, чтобы удостовериться в правильном их развития. Дело в том, что грудная клетка ребенка очень активно растет по мере развития внутренних органов, дыхательных мышц и всего тела целиком.

В ходе многолетних исследований и наблюдений за детьми была разработана таблица, учитывая которую, можно определить, насколько гармонично и в соответствии с возрастом развивается малыш. Данная таблица указывает средние величины данного критерия на разных возрастных этапах, благодаря чему врач устанавливает, нормально ли развивается дитя.

Некоторые отклонения от этой таблицы допустимы, но при серьезных расхождениях требуется тщательный анализ и диагностика, чтобы установить причины такого неблагоприятного явления. При этом следует сказать, что слишком высокие значения объема грудной клетки ничуть не лучше слишком низких значений.

О том, насколько гармонично развивается маленький пациент, можно судить, опираясь на рассматриваемый критерий в сочетании со многими другими, такими как вес, рост, обхват головы и пр. Именно соответствие этих параметров друг другу, а также возрастным нормам позволяет установить, правильно ли идет развитие ребенка.

Проведение замеров у взрослых

У взрослых измерения такого типа направлены на обнаружение патологий или на уточнение диагноза. В определенном возрасте рост грудной клетки прекращается, и его изменения возможны лишь при развитии заболеваний.

Чаще всего это болезни органов дыхания (например, эмфизема, которая вызывает увеличение грудной клетки), но иногда такие изменения связаны и с другими проблемами. При наличии гормональных сбоев у человека может измениться вес, за счет чего увеличивается и объем груди.

Величина окружности не является основным методом диагностики болезней, ее применение для взрослых людей является редкостью, поскольку есть большое количество методов, отличающихся большей информативностью. А вот для детей первого года жизни данная процедура обязательна, потому что без нее очень трудно оценить, насколько полноценно протекает развитие ребенка.

Нормальные показатели и отклонения

Ниже представлена таблица, в которой указаны средние значения окружности груди в разном возрасте. В ней представлена усредненная величина обхвата грудной клетки для представителей мужского и женского пола в сантиметрах и в процентном отношении к длине тела. Врачи должны знать эти значения, чтобы эффективно работать с пациентами разного возраста.

Надо сказать, что значения этого показателя у девочек и женщин несколько меньше, чем у мальчиков и мужчин. Например, обхват груди у мужчин в среднем превышает его у женщин на 5 см. Но это не означает, что обязателен именно такой вариант. Существует немало причин, по которым грудная клетка девочки может оказаться больше, чем она же у мальчика, и дело здесь будет вовсе не в наличии патологий.

На эту особенность влияет скорость развития внутренних органов и дыхательных мышц, уровень активности ребенка и многие другие обстоятельства.

Поэтому не стоит слишком беспокоиться при обнаружении отклонений от нормы. Если диагностические процедуры, назначенные врачом, не обнаружили никаких проблем, это означает, что все в порядке.
Высока вероятность того, что дальнейший рост окружности груди замедлится или ускорится, и в результате сравняется с нормой.

Показатели экскурсии вычисляются в ходе вычитания результатов при максимальном выдохе из величины результатов максимального вдоха. Нормальным считается ее значение от 5 до 9 см. Отклонения в большую или меньшую сторону могут свидетельствовать о проблемах с органами дыхания.

Но лишь по этой причине назначать лечение не станет ни один специалист, во всяком случае, без дополнительных диагностических мероприятий.

Положение больного. Положение ортопноэ: в отличие от заболеваний сердечно-сосудистой системы больной чаще сидит с наклоном корпуса вперед, опираясь руками о колени или другую опору (при приступе бронхиальной астмы).

Часто осложняющая заболевания органов дыхания гипоксия при дыхательной недостаточности придает кожным покровам цианотичный оттенок или проявляется акроцианозом. Бронхоэктатическая болезнь сопровождается появлением акропахий – пальцы в виде барабанных палочек и ногти в виде часовых стекол.

Обязательно производят осмотр грудной клетки: симметричность над– и подключичных ямок, ключиц, симметричность участия обеих половин грудной клетки в акте дыхания. Выделяют три типа дыхания– грудной (осуществляется за счет сокращения межреберных мышц), брюшной (за счет сокращения дифрагмы) и смешанный. Оценивают тип грудной клетки: нормальная (нормостеническая, гиперстеническая, астеническая) или патологические варианты (кифотическая, бочкообразная (эмфизематозная), наличие воронкообразного вдавления в грудине, рахитическая, ладьевидная, паралитическая). Кроме того, искривление позвоночника (кифоз, лордоз, сколиоз) придают грудной клетке неправильную форму.

Нормостеническая грудная клетка имеет правильную форму, ее продольный размер меньше поперечного, эпигастральный угол приближается к прямому, межреберные промежутки средней величины.

Астеническая грудная клетка характерна для астеников, она удлинена, за счет этого ее продольные и поперечные размеры меньше нормы, эпигастральный угол приближен к острому, а межреберные промежутки несколько увеличены.

Гиперстеническая грудная клетка расширена и укорочена, ее продольный и поперечный размеры несколько больше нормы и практически равны между собой, а эпигастральный угол ближе к тупому. Межреберные промежутки меньше нормы.

Рахитическая грудная клетка встречается у лиц, перенесших в детстве рахит. Такая грудная клетка характеризуется выдающейся вперед грудиной и наличием «рахитических четок» вместе перехода хряща в кость.

Эмфизематозная грудная клетка возникает у больных с хронической эмфиземой, причиной которой могут быть бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких. Она расширена в поперечном и продольном направлениях и напоминает по форме бочку.

Ладьевидная грудная клетка имеет вдавление в грудине ладьевидной формы.

Подсчитывают частоту дыхательных движений, норма – 16–20 дыхательных движений. Количество дыхательных движений свыше 20 свидетельствует о тахипноэ , ниже 16 – о брадипноэ . Причем причина замедления или, наоборот, учащения дыхания может быть как физиологической, так и патологической. Оценивают также глубину и ритмичность дыхания. Дыхание может быть поверхностным или глубоким, ритмичным, волнообразным или периодическим. Обязательно учитывают участие в акте дыхания вспомогательных дыхательных мышц, мышц шеи, втяжение межреберных промежутков при дыхании.