Классификация и критерии, используемые при проведении мсэ.

Приказ 1024н по МСЭ представляет собой подробное методическое руководство по установлению групп инвалидности обследуемым пациентам и используется в практической работе специалистов по МСЭ и медицинских работников.

Рассмотрены основные критерии и классификации, сочетание которых имеет решающее значение для установления инвалидности.

Больше статей в журнале

Читайте в статье

Приказ 1024н по МСЭ содержит в себя подробные критерии и классификации, которые применяются для анализа степени расстройства здоровья человека. На основании полученных выводов специалисты определяют возможность присвоения человеку группу инвалидности.

Алгоритм проведения МСЭ от эксперта
  • к какой категории жизнедеятельности относится пациент и насколько у него выражены эти категории;
  • присутствуют ли у пациента какие-либо стойкие расстройства здоровья, связанные с дефектами здоровья, травмами, болезни, и насколько они выражены.

Критерии МСЭ, которые также содержит в себе приказ по МСЭ 1024н применяются для установления пациентам инвалидности различных групп, а также присвоения ребенку группы «ребенок-инвалид».

Структура приказа выделяет следующие критерии и классификации:

  1. Критерии, позволяющие определить конкретную группу инвалидности человека.
  2. Критерии для установления инвалидности. Так, происходит оценка выраженности нарушений функций организма человека, которая выражается в процентном диапазоне. Значительным является нарушение, превышающее 40% и связанное с перенесенными травмами, хроническими болезнями. Второй критерий – ограничение жизнедеятельности по одной из групп или в их сочетаниях. В зависимости от степени выраженности и исследуемой группы жизнедеятельности значительным является ограничение 1-3 степени выраженности.
  3. Классификация категорий жизнедеятельности, а также правила определения их выраженности или ограниченности.
  4. Видовая классификация расстройств функций человеческого организма и их проявление

Как применяются классификации и критерии МСЭ

Для того, чтобы определить стойкость нарушений функций организма, выделают четыре степени их выраженности.

Степень нарушений

Характеристика нарушений

Диапазон нарушений

I степень

Стойкие незначительные нарушения функций организма человека

II степень

Стойкие и умеренные расстройства функций организма

III степень

Стойкие выраженные нарушения функций организма человека

IV степень

Стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека

Классификация степеней выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности

Приказ 1024 МСЭ выделяет также семь групп категорий жизнедеятельности человека. Каждая категория может иметь разную степень выраженности, которых выделяется три.

Степень выраженности ограничений

I степень

II степень

III степень

1. Способность к самообслуживанию

Характеризуется тем, что человеку требуется более длительное время для самообслуживания. При этом уменьшается объем выполняемых действий, они становятся дробными. Для качественного самообслуживания человеку необходимы дополнительные технические средства, облегчающие повседневный уход.

Для обслуживания себя пациенту необходима периодическая или регулярная помощь третьих лиц, при этом также используются различные вспомогательные средства и устройства

Пациент всегда нуждается в помощи других лиц при самообслуживании, самостоятельно обслуживать себя он не способен

2.Способность к самостоятельному передвижению

Для повседневного передвижения у пациента уходит более длительное время, действия становятся дробными, а дистанция перемещений сокращена. При этом пациенту для полноценного передвижения необходимы дополнительные средства и устройства

Пациент еще способен передвигаться самостоятельно, но ему периодически или постоянно для этого приходится прибегать к помощи других лиц, ему необходимы дополнительные устройства и средства, облегчающие передвижение

Передвигаться самостоятельно обследуемый не может, при этом ему требуется постоянная помощь третьих лиц

3.Способность к ориентации

Пациент может свободно ориентироваться только в привычной обстановке, во многих случаев для этого ему нужна помощь третьих лиц

Для свободной ориентировки в пространстве пациенту часто приходится обращаться за помощью к другим людям, использовать для этого дополнительные устройства и средства

Пациент полностью дезориентирован, для его безопасности необходим регулярный присмотр третьих лиц

4. Способность к общению

Пациент сохраняет способность к общению, однако, снижается объем воспринимаемой информации. Говорящему приходится снижать темп речи, повторно воспроизводить сказанное. Если поражены органы слуха, то пациент может нормально общаться только при помощи сурдопереводчика или с применением невербальных средств

Приказ по МСЭ 1024 н определяет, что при 2 степени выраженности этой категории пациенту необходимы дополнительные устройства и средства, ему часто и регулярно приходится обращаться за помощью к третьим лицам

Неспособность общаться, человеку нужна постоянная помощь других лиц

5.Способность контролировать свое поведение

Обследуемый чувствует волнение и тревожность при выполнении ролевых функций, ему трудно корректировать свое поведение. Во многих случаях возникает проблема с самоконтролем в конфликтных и сложных жизненных ситуациях

Снижается уровень критичности по отношению к окружающим и самому себе, что подлежит коррекции, но только с помощью третьих лиц

Проблемы с самоконтролем и коррекцией своего поведения становятся неконтролируемыми, пациенту нужен постоянный надзор других людей

6. Способность обучаться

Пациент способен обучаться по различным общим образовательным программам, однако, для получения усвоения изученного необходимо создание специальных условий в образовательной среде

Пациент способен обучаться, однако. Для полноценного завершения образования должны использоваться образовательные программы, адаптированные для инвалидов, в образовательной среде должны создаваться особые условия.
Кроме того, некоторые обследуемые могут обучаться только дистанционного или с применением различных дополнительных средств и устройств

Способность значительно снижена. Пациента можно обучить только базовым умениям и навыкам, например, бытовым, социальным и т.д.
Также пациент запоминает последовательность базовых действий, которые необходимы ему в быту

7. Способность к труду

Пациент сохраняет способность выполнять некоторые виды работ. По основной профессии без специально созданных условий он не может. В связи с этим снижается квалификация пациента, снижается объем и тяжесть труда, снижаются другие показатели труда.

Обследуемый способен выполнять простую работу в специально созданных условиях, также для успешного труда пациенту необходимы вспомогательные устройства и средства

Пациент способен выполнять лишь элементарную работу, но при этом ее успешность зависит от помощи других лиц.
Либо в силу состояния своего здоровья у пациента присутствуют противопоказания практически для всех видов работ

Приказ 1024н по МСЭ: установление инвалидности

Приказ 1024 МСЭ определяет случаи, когда человеку может быть определена инвалидность.

В первую очередь условия выхода на инвалидность зависят от возраста человека.

Так, если МСЭ проводится в отношении совершеннолетнего человека, то установить ему инвалидность можно при следующих условиях:

  • одна из базовых категорий жизнедеятельности человека существенно снижена (2 или 3 степень), либо присутствует сочетание снижения 2-х и более категорий (1 степень выраженности);
  • одна из функций организма человека имеет стойкое нарушение (2 и более степень), диапазон отклонений установлен в 40-100%.

Для установления ребенку до 18 лет категории инвалидности критерии приказ 1024н по МСЭ установил следующие:

  1. Любая категория жизнедеятельности ограничена в любом объеме, и это предполагает необходимость социальной защиты несовершеннолетнего.
  2. Присутствуют стойкие нарушения функций организма человека 2 и более степени.

Критерии для установления группы инвалидности

В таблице ниже показано, как проявление степени утраты функций организма влияет на конечную группу инвалидности, которая может быть установлена пациента с учетом

Группа инвалидности

Степень выраженности стойких нарушений функций организма

Первая группа

IV степень (диапазон – от 90 до 100%)

Вторая группа

III степень (диапазон – от 70 до 80%)

Третья группа

II степень (диапазон – от 40 до 60%)

Для детей действуют другие правила – ребенку может быть установлена одна группа инвалидности, при этом стойкие нарушения функций организма имеют 2-4 степень выраженности.

Эти нарушения являются следствием дефектов, травм, болезней и других нарушений, что устанавливает приказ 1024н по МСЭ в последней редакции.

Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29 января 1997 г. N 1/30
Об утверждении Классификаций и временных критериев,
используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965 О порядке признания граждан инвалидами Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации постановляют:
1. Утвердить прилагаемые Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы.
2. Установить, что Инструкция по определению групп инвалидности, утвержденная Министерством здравоохранения СССР и ВЦСПС 2 августа 1956 года и согласованная с Министерством социального обеспечения РСФСР 2 августа 1956 года, на территории Российской Федерации не применяется.

Министр труда и социального развития Российской Федерации Г.Г.Меликьян

Министр здравоохранения Российской Федерации Т.Б.Дмитриева

Приложение
к постановлению
Минтруда РФ и Минздрава РФ
от 29 января 1997 г. N 1/30

Классификации и временные критерии,
используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы

Раздел I. Классификации
Раздел II. Временные критерии

I. Классификации

1.1. Основные понятия.

1.1.1. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
1.1.2. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
1.1.3. Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.
1.1.4. Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.
1.1.5. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
1.1.6. Степень ограничения жизнедеятельности - величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.
1.1.7. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.
1.1.8. Социальная защита - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
1.1.9. Социальная помощь - периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.
1.1.10. Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.
1.1.11. Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
1.1.12. Реабилитационный потенциал - комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности.
1.1.13. Реабилитационный прогноз - предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.
1.1.14. Специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности - специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.
1.1.15. Профессия - род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой квалификации или работу, выполняемую более длительное время.
1.1.16. Специальность - вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки; определенная область труда, знания.
1.1.17. Квалификация - уровень подготовленности мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

1.2. Классификация нарушений основных функций организма человека.

1.2.1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
1.2.2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания).
1.2.3. Нарушения стато-динамической функции.
1.2.4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

1.3. Классификация основных категорий жизнедеятельности.

1.3.1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.
1.3.2. Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.
1.3.3. Способность к обучению - способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
1.3.4. Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
1.3.5. Способность к ориентации - способность определяться во времени и пространстве.
1.3.6. Способность к общению - способность к установлению контакта с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.
1.3.7. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

1.4. Классификации нарушений функций организма по степени выраженности.

Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений:
1 степень - незначительные нарушения функций;
2 степень - умеренные нарушения функций;
3 степень - выраженные нарушения функций;
4 степень - значительно выраженные нарушения функций.

1.5. Классификации ограничений жизнедеятельности по степени выраженности.

1.5.1. Ограничение самообслуживания:
1 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
2 степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень - неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц.
1.5.2. Ограничение способности к самостоятельному передвижению:
1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращения расстояния;
2 степень - способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц.
1.5.3. Ограничение способности к обучению:
1 степень - способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
2 степень - способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;
3 степень - неспособность к обучению.
1.5.4. Ограничение способности к трудовой деятельности:
1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень - неспособность к трудовой деятельности.
1.5.5. Ограничение способности к ориентации:
1 степень - способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств;
2 степень - способность к ориентации, требующая помощи других лиц;
3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация).
1.5.6. Ограничение способности к общению:
1 степень - способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации;
2 степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц;
3 степень - неспособность к общению.
1.5.7. Ограничение способности контролировать свое поведение:
1 степень - частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение;
2 степень - способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц;
3 степень - неспособность контролировать свое поведение.

II. Временные критерии

2.1. Критерии определения групп инвалидности.

2.1.1. Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к резко выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
- способности к самообслуживанию третьей степени;
- способности к передвижению третьей степени;
- способности к ориентации третьей степени;
- способности к общению третьей степени;
- способности контроля за своим поведением третьей степени.
2.1.2. Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:
- способности к самообслуживанию второй степени;
- способности к передвижению второй степени;
- способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней;
- способности к обучению третьей, второй степеней;
- способности к ориентации второй степени;
- способности к общению второй степени;
- способности контроля за своим поведением второй степени.
Ограничение способности к обучению второй и третьей степеней может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности за исключением учащихся, у которых ограничение только способности к обучению второй, третьей степеней может обусловить необходимость установления второй группы инвалидности.
2.1.3. Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к нерезко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:
- способности к самообслуживанию первой степени;
- способности к передвижению первой степени;
- способности к обучению первой степени;
- способности к трудовой деятельности первой степени;
- способности к ориентации первой степени;
- способности к общению первой степени.
Ограничение способности к общению первой степени и способности к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности.

2.2. Критерии установления инвалидности без срока переосвидетельствования.

Критериями установления инвалидности без срока переосвидетельствования являются: невозможность устранения или уменьшения социальной недостаточности инвалида вследствие длительного ограничения его жизнедеятельности (при сроках наблюдения не менее 5 лет), вызванного нарушением здоровья со стойкими необратимыми морфологическими изменениями и нарушениями функций органов и систем организма; неэффективность реабилитационных мероприятий, что приводит к необходимости долговременной (постоянной) социальной защиты; другие критерии, предусмотренные действующим законодательством.