Лечение невроза у детей советы психолога. Лечение и коррекция

Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).

К сожалению, в наше время неврозами все чаще страдают и дети. Некоторые родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но правильно поступают мамы и папы, пытающиеся разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.

Виды неврозов в детском возрасте

Страх у ребенка может быть проявлением невроза.
  1. Невроз страха (тревоги). Проявляется появлением приступообразно возникающего (часто в момент засыпания) страха, иногда сопровождающегося галлюцинациями. В зависимости от возраста содержание страха может быть разным.

В дошкольном возрасте чаще возникает страх темноты, боязнь остаться одному в комнате, персонажа сказки или просмотренного фильма. Иногда малыш боится появления придуманного родителями (с воспитательной целью) мифического существа: черного мага, злой феи, «бабая» и др.

В младшем школьном возрасте может возникать страх школы со строгим учителем, дисциплиной, «плохими» оценками. В этом случае ребенок может убегать из школы (иногда даже из дома). Заболевание проявляется пониженным настроением, иногда – дневным энурезом. Чаще этот вид невроза развивается у детей, не посещавших детский сад в дошкольном возрасте.

  1. Невроз навязчивых состояний . Он делится на 2 вида: обсессивный невроз (невроз навязчивых действий) и фобический невроз, но могут быть и смешанные формы с проявлением и фобий, и обсессий.

Невроз навязчивых действий проявляется такими, возникающими помимо желания, непроизвольными движениями, как шмыгание носом, мигание, вздрагивание, наморщивание переносицы, топанье ногами, похлопывание кистями по столу, покашливание или разного рода тики. Тики (подергивания) возникают обычно при эмоциональном напряжении.

Фобический невроз выражается в навязчивой боязни замкнутого пространства, колющих предметов, загрязнения. У детей постарше могут отмечаться навязчивые страхи болезни, смерти, устных ответов в школе и т.д. Иногда у детей возникают навязчивые представления или мысли, противоречащие моральным принципам и воспитанию ребенка, что доставляет ему негативные переживания и тревогу.

  1. Депрессивный невроз более характерен для подросткового возраста. Его проявлениями являются подавленнее настроение, слезливость, заниженная самооценка. Скудная мимика, тихая речь, грустное выражение лица, нарушение сна (бессонница), ухудшение аппетита и сниженная активность, стремление пребывать в одиночестве создают более полную картину поведения такого ребенка.
  1. Истерический невроз более характерен для детей дошкольного возраста. Проявлениями этого состояния являются падения на пол с криком и воплями, ударами головой или конечностями о пол или другую твердую поверхность.

Реже встречаются аффективные респираторные приступы (мнимого удушья) при отказе в каком-либо требовании ребенка или при его наказании. Крайне редко у подростков могут возникать сенсорные истерические расстройства: повышение или понижение чувствительности кожи или слизистых и даже истерическая слепота.


Дети, страдающие неврастенией - плаксивы и раздражительны.
  1. Астенический невроз, или неврастения, также более характерна для детей школьного возраста и подростков. Провоцируют проявления неврастении чрезмерные нагрузки школьной программы и дополнительных занятий, чаще проявляется у физически ослабленных детей.

Клиническими проявлениями являются плаксивость, раздражительность, плохой аппетит и нарушения сна, повышенная утомляемость, неусидчивость.

  1. Ипохондрический невроз также более характерен для подросткового возраста. Проявлениями этого состояния является чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья, необоснованный страх возникновения различных заболеваний.
  1. Невротическое заикание чаще возникает у мальчиков в период развития речи: ее становления или формирования фразовой речи (с 2 до 5 лет). Провоцируют его появление сильный испуг, острые или хронические психические травмы (разлука с родителями, скандалы в семье и др.). Но причиной может стать и информационная перегрузка при форсировании родителями интеллектуального или речевого развития малыша.
  1. Невротические тики также более характерны для мальчиков. Причиной возникновения может стать как психический фактор, так и некоторые заболевания: например, такие заболевания, как хронический блефарит, вызовут и зафиксируют привычку необоснованно часто тереть глаза или мигать, а частые воспаления верхних дыхательных путей сделают привычными покашливание или «хрюкающие» звуки через нос. Такие, вначале обоснованные и целесообразные, защитные действия становятся затем фиксированными.

Эти однотипные действия и движения могут носить навязчивый характер или просто стать привычными, не вызывающими у ребенка чувства напряжения и скованности. Чаще возникают невротические тики в возрасте с 5 до 12 лет. Обычно преобладают тики в мышцах лица, плечевого пояса, шеи, респираторные тики. Часто они сочетаются с энурезом и заиканием.

  1. Невротические нарушения сна проявляются у детей такими симптомами: трудности при засыпании, тревожный, беспокойный сон с пробуждениями, ночные страхи и кошмарные сновидения, лунатизм , разговор во сне. Хождение и разговор во сне связаны с характером сновидений. Этот вид невроза чаще наблюдается у деток в дошкольном и младшем школьном возрасте. Причины его до конца не изучены.
  1. Анорексия, или невротическое нарушение аппетита, более характерно для раннего и дошкольного возраста. Непосредственной причиной может быть перекармливание, настойчивая попытка матери насильно накормить ребенка или совпадение с кормлением какого-либо неприятного события (резкий окрик, семейный скандал, испуг и др.).

Невроз может проявляться отказом принимать любую пищу или избирательный вид продуктов, медлительность во время приема пищи, длительное пережевывание, срыгивание или обильная рвота, снижение настроения, капризы и плаксивость во время приема пищи.

  1. Невротический энурез – неосознанное мочеиспускание (чаще ночью). Ночное недержание мочи чаще отмечается у детей с тревожными чертами характера. Имеют значение психотравмирующие факторы и наследственная предрасположенность. Физические и психологические наказания еще больше усугубляют проявления.

К началу школьного возраста ребенка мучают переживания своего недостатка, занижается самооценка, ожидание ночного мочеиспускания приводит к нарушению сна. Обычно проявляются и другие невротические симптомы: раздражительность, плаксивость, тики, фобии.

  1. Невротический энкопрез – непроизвольное, без позыва на дефекацию, выделение испражнений (без поражения кишечника и спинного мозга). Наблюдается в 10 раз реже, чем энурез. Страдают этим видом невроза чаще мальчики младшего школьного возраста. Механизм развития до конца не изучен. Причиной чаще является слишком строгие воспитательные меры к ребенку и семейные конфликты. Обычно сочетается с плаксивостью, раздражительностью, а часто и с невротическим энурезом.
  1. Привычные патологические действия: обкусывание ногтей, сосание пальцев, раздражение руками половых органов, выдергивание волос и ритмичные раскачивание туловища или отдельных частей тела во время засыпания. Чаще проявляется у детей до 2-летнего возраста, но может зафиксироваться и проявляться и в старшем возрасте.

При неврозах меняется характер и поведение детей. Чаще всего родители могут заметить такие изменения:

  • плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации: даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием;
  • тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость;
  • зацикленность на конфликтной ситуации;
  • снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей;
  • повышенная непереносимость громких звуков и яркого света;
  • трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром;
  • повышенная потливость, учащенное сердцебиение, .

Причины неврозов у детей

Существенное значение для возникновения невроза в детском возрасте имеют такие факторы:

  • биологические: наследственная предрасположенность, внутриутробное развитие и течение беременности у матери, пол ребенка, возраст, перенесенные заболевания, особенности конституции, умственные и физические перенапряжения, постоянные недосыпания и др.;
  • психологические: психотравмирующие ситуации в детском возрасте и личностные особенности ребенка;
  • социальные: отношения в семье, методы родительского воспитания.

Основное значение для развития невроза имеет психическая травма. Но только в редких случаях заболевание развивается как непосредственная реакция на какой-либо неблагоприятный психотравмирующий факт. Чаще всего причиной является длительно воздействующая ситуация и неспособность ребенка адаптироваться к ней.

Психотравма – это чувственное отражение в сознании ребенка каких-либо значащих для него событий, оказывающих на него угнетающее, беспокоящее, то есть отрицательное действие. Для разных детей травмирующие ситуации могут быть разными.

Не всегда психотравма является масштабной. Чем больше ребенок предрасположен к развитию невроза в силу наличия различных способствующих этому факторов, тем меньшая психотравма окажется достаточной для появления невроза. В таких случаях самая незначительная конфликтная ситуация может спровоцировать проявления невроза: резкий сигнал автомобиля, несправедливость со стороны учителя, лай собаки и др.

Характер психотравмы, способной вызвать невроз, зависит и от возраста детей. Так, для малыша в 1,5-2 года достаточно травмирующей будет разлука с мамой при посещении детских яслей и проблемы с адаптацией в новой обстановке. Наиболее уязвимый возраст – 2, 3, 5, 7 лет. Средний возраст начала невротических проявлений – 5 лет для мальчиков и 5-6 лет для девочек.

Психотравма, полученная в раннем возрасте, может зафиксироваться на длительный срок: ребенок, которого не успели единственный раз своевременно забрать из детского сада, с большой неохотой может выходить из дома и в подростковом возрасте.

Самая главная причина детских неврозов – ошибки воспитания, сложные семейные отношения, а не несовершенство или несостоятельность нервной системы ребенка. Семейные неурядицы, развод родителей дети тяжело переживают, не имея возможности разрешить ситуацию.

Особого внимания заслуживают дети с яркой выраженностью «Я». Из-за своей эмоциональной чувствительности они испытывают повышенную потребность в любви и внимании близких людей, эмоциональной окраске отношений с ними. При неудовлетворении этой потребности у детей появляется страх одиночества и эмоциональной изоляции.

Такие дети рано проявляют чувство собственного достоинства, самостоятельность в поступках и действиях, выражении собственного мнения. Они не терпят диктата и ограничения своих действий, чрезмерной опеки и контроля с первых лет жизни. Их протест и противостояние таким отношениям родители воспринимают как упрямство и пытаются бороться с ним путем наказаний и ограничений, чем и способствуют развитию невроза.

Больше других подвержены риску развития неврозов ослабленные, . В этом случае имеет значение не только ослабленность их нервной системы, но и проблемы воспитания часто болеющего ребенка.

Неврозы развиваются, как правило, и у детей, длительное время находящихся в сложной жизненной ситуации (в детских домах, в семьях родителей-алкоголиков и др.)

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства. Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза. Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.

Неврозы у детей

Нервное расстройство или невроз - это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, и

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

Повышенные: ранимость , стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость,

Невроз у детей - психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности. Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов. Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.

    Показать всё

    Невроз у детей: описание заболевания

    Невроз у детей - заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).

    Смена коллектива играет важную роль в формировании детского невроза. Обычно такие состояния развиваются, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Психические травмы, неблагоприятный климат в семье (сложные отношения, развод родителей, конфликты между супругами) влияют на формирование расстройства.

    Основные клинические проявления и виды

    Существует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:

    • невроз страхов;
    • навязчивых состояний;
    • депрессивный;
    • истерический;
    • неврастения;
    • ипохондрический тип невротических реакций;
    • нервная анорексия;
    • заикание;
    • тики;
    • расстройства сна;
    • энурез и энкопрез;
    • невротические расстройства аппетита;
    • патологические привычные действия.

    Общие невротические расстройства

    Общие неврозы - самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.

    Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.

    Невроз - причины возникновения, симптомы, виды и способы лечения

    Невроз страхов

    Невроз страхов характеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях - с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.

    У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.

    Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность - 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.

    Отмечается наличие особой формы неврозов страха - "школьный невроз". Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.

    Истерический тип

    Истерический невроз возникает у детей из-за длительного влияния стрессовой ситуации и наличия истерических черт характера. У пациентов отмечается нарушение способности стоять и ходить (астазия-абазия) при сохранении движений в положении лежа. В редких случаях наблюдаются истерические параличи и парезы. Иногда имеются парезы глазодвигательных мышц и голосовых связок.

    У детей припадков почти не наблюдается. Иногда отмечаются ситуации, при которых ребенок с громким плачем и криком падает на пол, бьется руками и ногами, выгибает спину дугой. У некоторых детей такие припадки могут возникать от 10 до 15 штук за день.

    У больных истерическим неврозом наблюдается дискомфорт в области живота, сердца. Пациенты жалуются на головные боли, рвоту, нарушения глотания и запоры. Иногда у детей отмечается истерическая слепота, повышенная и пониженная чувствительность.

    Невроз навязчивостей

    Невроз навязчивых состояний у детей младшего возраста характеризуется наличием страхов заражения и загрязнения, острых предметов и замкнутых помещений. У более взрослых ребят наблюдаются боязни болезни и смерти, покраснения. Отмечается страх речи у тех детей, кто страдает заиканием.

    Опасение за свое здоровье характеризуется переносом на своих родителей. В результате этого формируется страх за здоровье матери и отца. Особой разновидностью этого типа является невроз ожиданий, который характеризуется тревогой и боязнью неудачи при выполнении какой-либо деятельности.

    Нередко у детей наблюдается невроз навязчивых действий, которому свойственны тики (у дошкольников и младших школьников). К ним относятся мигания, наморщивание лба и носа, подергивание плечами. Отмечаются покашливания и шмыганье носом.

    Депрессивный вид

    У таких детей наблюдается пессимистичное настроение, грустное выражение лица и тихая речь. Отмечаются замедленные движения, плаксивость, снижение активности и стремление к одиночеству. Этот вид невроза характеризуется ухудшением успеваемости по образовательной программе. Такие симптомы свойственны подросткам.

    В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается вялость, пассивность и заторможенность. Отмечается агрессивность и раздражительность. Такие дети отличаются упрямством и грубостью.

    Неврастения

    Эта форма невротического состояния возникает у школьников и подростков. Отмечается состояние раздражительной слабости. Оно характеризуется наличием несдержанности, склонности к гневу.

    Наблюдается снижение внимания, плаксивость. Такие дети жалуются на плохой аппетит и рвоту. Отмечаются нарушения сна.

    Ипохондрический невроз

    У детей, страдающих этой формой невроза, отмечаются опасения по поводу своего здоровья. Наблюдаются вегетативные расстройства и полуобморочные состояния. Возникают ощущения жжения, разрыва сосудов или внутренних органов.

    Появляются перепады артериального давления. Эта форма невроза у подростков имеет длительное течение. Из-за этого возникает невротическое развитие личности.

    Нервная анорексия

    У таких пациентов наблюдается осознанное ограничение приема пищи. Они убеждены в том, что имеют лишний вес, стремятся похудеть и вести высокую физическую активность. Длительность этого состояния составляет около 5 лет.

    При долгом течении наблюдается снижение настроения. Это сопровождается тревогой и страхами. Отмечается повышенная эмоциональность.

    Системные неврозы

    Эта группа неврозов чаще всего возникает у детей младшего школьного возраста. В редких случаях - у подростков.

    Эти невротические реакции развиваются из-за испугов по различным причинам.

    Заикание

    Клинические проявления характеризуются наличием судорог в дыхательных мышцах. Отмечаются нарушения речевого дыхания, дополнительные движения мышц лица и шеи. Особенностью этого вида является то, что ребенок начинает замечать патологию через несколько лет после возникновения заикания.

    Пациент старается не говорить в присутствии других людей, отказывается от публичных выступлений. С возрастом у детей возникает страх речи - логофобия. Это состояние усиливает заикание при волнении. Это может привести к отказам от устных ответов на уроках.

    Тики

    Невротические тики - различные автоматизированные привычные движения и покашливания. Преобладают в области лица и шеи, плечевого пояса. С возрастом тики могут перерасти в навязчивые.

    Их локализация со временем может подвергаться изменениям. Этот недуг длится около 3-4 недель. Заболевание сочетается с заиканием и энурезом.

    Расстройства сна

    У пациентов отмечаются жалобы на трудности засыпания, страхи и пробуждения по ночам. У некоторых больных наблюдается снохождение и сноговорение (лунатизм). Длительность засыпания составляет 1-2 часа.

    Процесс сопровождается страхами и опасениями (боязнь темноты). Для детей младшего школьного возраста характерны долгие ночные пробуждения. Длительность этих состояний составляет несколько часов.

    Анорексия

    У больных отсутствует желание осуществлять прием пищи. Отмечается избирательное отношение к еде. Такие дети медленно едят. Во время приема пищи часто возникает рвота.

    Трапеза вызывает капризность и плаксивость. Отмечается плохое настроение. Длительность этой формы невротической реакции - 2-3 недели. В некоторых случаях наблюдается отказ от еды.

    Энурез и энкопрез

    Энурез - недержание мочи, которое возникает при обострении стрессовой ситуации. Возникновению этой патологии способствуют такие черты характера, как тревожность, боязливость, впечатлительность и неуверенность в себе. Этот недуг сочетается с перепадами настроения, раздражительностью, капризностью, страхом и нарушениями сна.

    Энкопрез - непроизвольное выделение испражнений, которое возникает при отсутствии нарушений и заболеваний желудочно-кишечного тракта. У пациентов отмечается наличие небольшого количества кала и мочи на постельном и нижнем белье. Дети вначале не замечают этого и только через некоторое время ощущают неприятный запах.

    Энкопрез сочетается с пониженным настроением, раздражительностью и плаксивостью. Причиной развития этого нарушения являются психотравмирующие ситуации. Они имеют хронический характер.

    Патологические привычные действия

    У таких пациентов наблюдается сосание пальцев или языка, которое возникает преимущественно у дошкольников. В большинстве случаев отмечается сосание большого пальца. Это может привести к формированию неправильного прикуса.

    Наблюдается кусание ногтей, которое сопровождается их проглатыванием. Возникает расстройство в препубертатном возрасте. У таких пациентов встречаются онанизм, ритмическое раскачивание телом и головой. Это происходит перед засыпанием и после пробуждения.

    Наблюдается стремление выдергивать волосы на голове и бровях (трихотилломания). Это действие сопровождается чувством удовлетворения. Недуг отмечается у девочек школьного возраста. Трихотилломания приводит к облысению.

    Лечение и коррекция

    Лечение детских неврозов осуществляется при помощи психотерапии и медикаментов. Чтобы убедиться в отсутствии у ребенка нарушений, которые возникают в неврологии, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу. Психотерапия помогает установлению гармоничных отношений в семье и нормализации эмоционального состояния малыша. Таким детям необходима поддержка воспитателя или педагога.

    В коррекции неврозов важную роль играют препараты. Чтобы избавиться от страхов, назначают прием транквилизаторов. При депрессивном состоянии рекомендуется применять антидепрессанты (Амитриптилин) и снотворные лекарственные средства. Рекомендуется пить витаминные и минеральные комплексы.

    Профилактика

    Профилактика этого заболевания заключается в гармонизации отношений между супругами. Рекомендуется не конфликтовать непосредственно при детях, поскольку это негативно влияет на нервную систему ребенка. К мерам профилактики относится коррекция неправильного стиля воспитания малыша (гиперопека, гипоопека).

    Следует избегать телесных наказаний детей. Нельзя осуществлять изоляцию ребенка от его друзей при проступке. Нужно предъявлять такие требования, которые ему по силам осуществить.

Современные родители должны знать причины, симптомы, виды неврозов у детей, ведь такая проблема со здоровьем в последнее время встречается все чаще. Термин подразумевает психогенные патологии, когда человек реагирует на травму психического характера. Спровоцировать ее может продолжительная ситуация, влияющая на индивидуума, внезапное происшествие или остро воспринятое событие. В детском возрасте такая ситуация переносится особенно тяжело.

Откуда пришла беда?

Спровоцировать неврозы у детей 3 лет и более старшего возраста могут самые разные ситуации. Довольно часто причина - в эмоциональной травме, повлиявшей на психику маленького человечка. Свою роль может сыграть генетический фактор или патологии, которые ребенок перенес в какой-то момент своей жизни. Существенное влияние на психическое состояние малыша оказывают взаимоотношения родителей в семье, а также общение с другими представителями социума.

Перегрузки, включая эмоциональные, могут повлиять на стабильность психического состояния. Свою роль играют и повышенная физическая напряженность, недостаточность времени для ночного отдыха. Многое зависит от родителей и используемых ими методик воспитания. Любые ошибки могут стать причиной неврозов у детей в легкой, а иногда - тяжелой форме, иных расстройств психического состояния человечка.

Проблема: как проявляется?

Конечно, сам малыш не может рассказать, что ему нужно лечение невроза. У детей такое состояние могут заметить лишь старшие. Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на ребенка и обратиться за квалифицированной помощью, а также исключить факторы, ставшие причиной такого нарушения. Ключевое явление, провоцирующее нарушение психики - противостояние личности и мира, окружающего ее. Это приводит к истерии, представляет собой мощный фундамент для психологического конфликта. Как правило, ребенок отличается завышенным уровнем притязаний, в то время как окружающее пространство не в силах удовлетворить такие запросы.

Известно, что неврозы у детей и подростков часто сопровождаются склонностью к усилиям сверх меры, хотя такие значительно выше, нежели реальные возможности конкретного человека. Из числа частых причин, провоцирующих такое состояние, особенно нужно отметить родительское влияние. Старшие стимулируют детей на новые и новые свершения, призывают добиваться успеха, совершенно не учитывая, как велики возможности конкретной личности, насколько сильно чадо. Долг и собственные желания вступают в конфликт, что приводит к психическим расстройствам. Нередко в тяжелой ситуации оказываются детишки, чьи индивидуальные стремления идут вразрез с преподаваемыми им нормами морали. Немалое значение имеют и личные привязанности конкретного индивидуума.

Детская форма: особенности патологии

Специфические неврозы у детей дошкольного возраста обусловлены тем фактом, что развивается это состояние, пока личность еще только формируется, причем результат этого процесса, как показали многочисленные тематические исследования, зависит от практикуемого в семье подхода к воспитательному процессу. Известно немало случаев, когда родители излишне опекают ребенка, не готовы принять его индивидуальность, потворствуют негативным качествам человека или относятся к чаду слишком жестко, авторитарно. Все они приводят к некорректному формированию личности, создают базу для разнообразных психических отклонений. Такие подходы к воспитанию могут извратить данные ему от природы особенности.

Неправильное взаимодействие старших и младших в семье может стать причиной нарушения направленности реакций. Одновременно создаются стойкие отрицательные особенности характера. Исследования показывают, что у многих детей наблюдается преневротический личностный радикал, то есть ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, неполноценным. Со временем это приводит к тревожности. Рано или поздно человек встречается с чем-то, что играет роль пускового фактора. Это событие воспринимается неадекватно, что становится стартом развития патологии - и вот уже нужна психотерапия. Неврозы у детей и подростков представляют собой действительно очень распространенную проблему в нашем обществе в последнее время.

Начало положено

Если внешние условия, специфические особенности семьи и другие факторы создали почву для психических нарушений, роль пускового фактора может сыграть самое малозначимое событие. Есть вероятность, что симптомы невроза у детей начнут внезапно проявляться после неосторожной, резкой фразы, замечания, сформулированного с целью обидеть ребенка. Свою роль могут сыграть внезапные изменения жизненных условий. Все эти факторы объединены единым итогом - развивается невроз.

Как показали многочисленные исследования, проявления невроза у ребенка малолетнего возраста чаще связаны с биологическими особенностями. Чем старше индивидуум, тем этот фактор становится менее значимым. Из самых ярких, типичных причин необходимо упомянуть нервность, невропатию. Как видно из медицинской статистики, в последнее время число таких случаев неуклонно возрастает.

Психика, медицина и начало начал

Медицине известны несколько видов неврозов у детей. В общем случае нарушения заключаются в неправильном эмоциональном фоне, на котором базируются личностные особенности индивидуума. Невропатия нередко провоцируется перенесенными матерью в период вынашивания плода болезнями. Если женщина в «интересном положении» много нервничала, а сам процесс родов прошел с осложнениями, вероятность невроза у ребенка существенно выше, нежели при благоприятных обстоятельствах.

Известны и такие случаи, когда перенесенные во время беременности заболевания, осложнения спровоцировали энцефалопатию, на основании которой в будущем у ребенка развивался СДВГ. Такая особенность развития приводит к тяжелой адаптации в социальных учреждениях. Нередко при СДВГ становится причиной частых срывов, вынуждающих срочно госпитализировать ребенка. Особенно опасны смены стереотипов, связанных с повседневностью.

Это важно

СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивности) - психическая патология, относительно которой официальная медицина пока не выработала единой позиции. В то время как одни специалисты с уверенностью диагностируют заболевание и выписывают препараты для его устранения, другие отрицают сам факт существования такой проблемы, объясняя все проявления индивидуальными личностными особенностями, то есть отрицают патологическую природу. Подобные споры ведутся уже не первое десятилетие по всему миру, в полемику вступают самые видные деятели психиатрического сообщества, но окончательного решения сформулировать пока так и не удалось.

Есть все шансы, что один доктор диагностирует у ребенка СДВГ и предположит повышенный риск развития нервных патологий, а для профилактики неврозов у детей выпишет сильнодействующий препарат, в то время как иной специалист сформулирует заключение как полное отсутствие нарушений психического здоровья. В некоторой степени оба будут правы, но одновременно с этим оба ошибаются.

Возраст и психологические проблемы

Методы устранения неврозов детей, неврозов родителей отличаются достаточно сильно. При этом стоит помнить и о влиянии на клинические проявления заболевания причин, спровоцировавших отклонения в развитии. Как показывают исследования, среди детей дошкольного возраста и еще младше крайне редко фиксируются классические варианты течения болезни. Это обусловлено недостаточной зрелостью личности. Ребенок еще не осознает себя в достаточной степени, чтобы это стало причиной конфликта. Для малолетних пациентов в большей мере характерны невротические реакции. Структура этого явления довольно простая. Нервоз может быть системным, иногда диагностируют моносимптомную форму.

Чаще всего невроз у ребенка трехлетнего возраста и раньше проявляется энурезом, заиканием. Возможны условнорефлекторные связи - интенсивная активность при аффективном напряжении и само состояние аффекта. На практике один из частых случаев - защитные движения, которые со временем провоцируют невротический тик. Системный невроз, первое время проявляющийся как невротический ответ организма, в будущем запросто может стать стойким. В период обучения в школе, в подростковый этап взросления личности высока вероятность формирования невротического состояния, аналогичного развития личности. Предупредить такой исход может лишь внимательное отношение родителей к чаду и обращение за квалифицированной помощью, если в этом возникает необходимость.

Симптоматика: как заподозрить проблему

Первичные проявления психического расстройства во многом зависят от того, какого рода травма спровоцировала нарушения. Свою роль играют и специфические личностные особенности конкретного человека. Характерные черты позволяют определить невроз у ребенка и причислить его к одной из известных групп. Особенное внимание уделяют истероидности, мнительности, сенситивности. Тщательный анализ состояния позволяет понять, присутствует ли истерия, развился ли навязчивый невроз или необходима адекватная терапия неврастении.

А если подробнее?

Довольно часто встречается истерия, для которой врачи очень хорошо знают все основные характерные симптомы. Лечение невроза у детей, если выявлен такой тип, представляет собой не самую простую задачу. Личность с подобным нарушением склонна внушать себе представления об окружающем мире, одновременно с этим внушаема, поддается внешним факторам. Дети с истерией впечатлительны, эгоистичны, чувствительны. Им характерны резкие перепады настроения, эгоцентризм. Ребенок требует от окружающих, чтобы его признавали. Такой невроз спровоцирован завышенными притязаниями, в то время как особенности личности не соответствуют им. Нередко такая форма развивается у малыша, который дома с рождения - центр внимания и всеобщий любимец.

Истерический невроз у ребенка проявляется многочисленными, разнообразными симптомами. В большей степени это характерно, если личность развивается по истероидному шаблону; проявления чаще моносимптомные.

Как заметить?

Истерия может стать причиной дыхательного невроза у детей. В большей степени это характерно малолетним больным. Такие приступы нередки, если ребенок в семье один, родители его неоправданно балуют. Если малыш чем-то недоволен, он начинает плакать, а когда это не дает эффекта, начинается припадок с остановкой дыхания. Аналогичный приступ может спровоцировать гнев, также вызванный отсутствием внимания к желаниям чада.

С возрастом невроз у детей проявляется большим разнообразием ситуаций. Возможны приступы, сходные с эпилепсией, удушье, напоминающее астму. Припадок театральный, ребенок принимает выразительные позы. Длительность такого периода при наличии наблюдателя непредсказуемо продолжительная. Преимущественно жалобы, сформулированные ребенком, не соответствуют его реальному состоянию, выявляемому при профессиональном врачебном осмотре.

Неврастения: в чем суть?

В такой форме невроз у ребенка проявляется раздражительностью, слабостью. Малыш склонен плакать, при малейшем поводе возможно состояние аффекта, бурное выражение эмоций, после чего наступает период раскаяния. Иногда ребенок вялый, пассивен, но такие периоды сменяются беспокойством, двигательной активностью. Довольно часты смены настроения, высока вероятность депрессионного состояния. Многие дети страдают от недостатка внимательности, быстро устают. Работоспособность при неврастении понижена, а по утрам болит голова. Свойственна головная боль и перенапряжению - психическому, умственному, усталости в целом. Нередко головные боли постоянные, словно бы сжимают голову.

Дети школьного периода, подросткового возраста и старше при неврастении склонны к ипохондрии, считают болезнь неизлечимой и очень тяжелой. Нередко течение усложняется проблемами со сном: сложно уснуть, сам отдых неглубокий, часты кошмары, больной постоянно просыпается. Неврастения в достаточно большом проценте случаев сопровождается ночными страхами. Чаще всего они связаны с пережитым днем. Возможны вегетативные нарушения - дрожь, бледность, краснота кожных покровов, нарушение ритма биения сердца.

Навязчивый невроз у детей

Подобное психическое нарушение нередко обусловлено индивидуальными особенностями личности. Чаще оно наблюдается у неуверенных в себе и нерешительных детей, боязливых, склонных к мнительности. Известно немало случаев семейного анамнеза: родители в детстве также были мнительными и тревожными. Уже с самого младшего возраста малыши опасаются нового. Страхи иногда связаны с животными, насекомыми, темнотой. Многие дети панически боятся одиночества. С возрастом тревожность, мнительность не слабеют, у многих развивается страх заражения болезнью. Зачастую такие дети устанавливают для себя запреты, тем самым пытаясь уберечься от «чего-то плохого». Клиническая картина позволяет диагностировать обсессивный невроз.

Лечение навязчивого невроза у детей следует доверить квалифицированному доктору. Такое состояние и больным, и близкими переносится непросто. Многие пациенты страдают от самых разных фобий - насекомых, смерти, болезни. Психологическая защита от страхов реализуется через навязчивые действия, у некоторых носящие ритуальный характер. К примеру, ребенок может постоянно мыть руки или прихлопывать. С годами индивидуум все больше подвержен сомнениям, мыслям. При этом многие критикуют проявления подобного мышления со стороны, пытаются бороться с замечаемыми у себя навязчивыми действиями, что приводит к формированию новых ритуалов защиты.

Невротические тики

Нередко именно так проявляется навязчивое состояние, когда невроз еще только формируется. Одновременно ребенок ощущает себя отчужденным, пытается задержать тики, что становится базой для формирования еще более сложного ритуала. Истерическая личность отличается демонстративными тиками, активизирующимися при влиянии внешних обстоятельств. Особенно сильное воздействие оказывает близость лиц, на которых симптоматика направлена. Если ребенок страдает неврастенией, тик может активизироваться при усиливающей иные симптомы болезни. Если травмирующая психику ребенка ситуация хроническая, невротическое состояние со временем трансформируется, его основной симптоматикой становятся именно тики.

Проблемы с речью

При неврозе у многих детей развивается заикание. Термин подразумевает под собой сбои ритмичности речи, нарушение плавности. Причиной тому являются судорожные мышечные сокращения. При неврозе впервые заикание фиксируется в возрасте от двух до четырех лет. Чаще его провоцируют сильный испуг, иное резкое впечатление. Частота проявления симптома зависит от интенсивности процессов развития мышления. Многое определяется и тем, как быстро усваивается способность применения в речи сложных фраз.

Для малолетних пациентов отличают судорожность клонического характера, тонического. По мере взросления доминируют тонические. Известно влияние наследственного фактора. Если в семье уже были случаи заикания, вероятность развития такого явления у ребенка существенно выше. Активизация нарушения происходит в стрессовой ситуации. Нередко попытки выговорить слова сопровождаются дополнительными движениями, словно бы облегчающими задачу произнесения. Иногда это тики лицевых мышечных волокон, некоторые щелкают пальцами или топают ногой.

Ситуации бывают разные

Заикание, спровоцировано неврозом, в большей степени характерно тем, у кого речь развивается быстрее нормы или в стандартном темпе. Если речевой климат в постоянном окружении ребенка адекватный, генетических факторов формирования отклонения нет, требуется провести терапевтические мероприятия. Своевременный и ответственный подход позволяет вскоре полностью искоренить проблему - на это уходит не более пары недель под контролем квалифицированного врача.

Иногда заикание развивается на фоне аффекта, шока, сильного испуга, после которого малыш на некоторое время полностью теряет дар речи. Даже при проведении адекватной терапии есть риск рецидива в будущем. Если случай особенно тяжелый, заикание закрепляется, формируется речевой стереотип. В такой ситуации диагностируют логоневроз. Болезнь носит волнообразный характер, время от времени активизируется. Это провоцируется психогенными ситуациями - к примеру, периодом экзаменов или повышенной нагрузкой в образовательном учреждении. Логоневроз зачастую становится сильнее в подростковом возрасте, когда ребенок остро воспринимает недостаток. Одновременно развивается логофобия.

Энурез

Пожалуй, такой симптом детского невроза - самый известный. Термин предполагает недержание мочи в период ночного отдыха. В некоторых случаях неврологический развивается как продолжение физиологического. Если ребенок слишком глубоко погружается в сон, в коре мозга невозможно создать «сторожевую точку». Невроз и энурез следует связывать, когда проявления недержания спровоцированы травмой психики, сменой жизненных обстоятельств, стереотипа. Очень часто такое нарушение вызывает переход в ясли, садик или рождение в семье еще одного ребенка.

Продолжительные исследования явления позволили сформулировать обоснованные заключения относительно тесной связи энуреза и проблем механизмов сна. Клиническая картина существенно варьируется, многое определяется внешним влиянием на эмоции больного. Если на некоторый временной промежуток исключить влияние травмирующих факторов, недержание наблюдается реже, иногда проходит полностью. Заметна связь вероятности развития энуреза и робости ребенка, повышенной впечатлительности, склонности тревожиться. На фоне энуреза у детей формируется комплекс собственной неполноценности. Со временем это приводит к существенному осложнению ситуации, ребенок развивается замкнутым.

Родителям приходится сталкиваться со многими проблемами у ребенка. Немало проблем доставляют неврозы у детей, которые представляют собой реакцию личности на стресс, негативные воздействия, психологические травмы. Неврозы встречаются у детей старше 3 лет, так как именно после этого возраста начинается становление личности. Чем позже проявится это заболевание, тем ярче будут его симптомы.

От недостатка информации родители относят неврозы к психическим заболеваниям. Они считают, что лечение пользы не принесет. Эта патология носит обратимый характер, поэтому прикладывать усилия для лечения необходимо и крайне важно.

На сегодня наиболее известным исследователем отклонений в функционировании высших нервных процессов, коими являются неврозы, является Александр Иванович Захаров. Он написал две монографии, которые были объединены в пособие, имеющее успех у психотерапевтов.

Являясь психологом-практиком Захаров выделил основные причины появления патологии у детей:

  • резкие изменения привычного ритма или уклада жизни;
  • начало регулярных посещений детского коллектива;
  • внезапный испуг, стресс;
  • продолжительные по времени физические или эмоциональные нагрузки;
  • изменения внутри семьи, к которым кроха не был готов.

Не у каждого ребенка после подобных ситуаций появляются причины невроза. Это связано с тем, что малыши имеют разную по устойчивости психику. Факторами риска могут выступить:

  • наследственная предрасположенность к поражениям нервной системы;
  • перенесенные заболевания;
  • недосыпание;
  • семейные трудности, проблемы в отношениях между родителями;
  • патологии, психологические травмы при беременности у матери, гипоксия плода.

Отклонения будут заметны разным образом. Они зависят от: возраста ребенка, его пола, телосложения, особенностей темперамента. Легче всего невроз протекает у сангвиников и флегматиков. Наиболее уязвимы к внешним воздействиям дети с низкой самооценкой, а также переживающие кризисный период (3 или 7 лет, переходного возраста).

Психотравмы и их особенности

Захаров считает основной причиной детских невротических расстройств психологические травмы – изменение сознания малыша из-за событий, беспокоящих его, тревожащих, угнетающих. Именно они чаще всего являются переходным периодом к неврологическим нарушениям. От радостных событий психика не меняется. Опасность невротических отклонений в том, что они способны неоднократно появляться в жизни человека, принимать вид навязчивых фобий. Это случается даже, если невроз был успешно проработан с психотерапевтом, вылечен методами комплексной терапии. Существует два механизма формирования невротических расстройств:

  • под действием одного фактора (война, пожар, авария, развод родителей, резкая смена жительства или другого подобного события);
  • одновременное действие нескольких факторов.

Из-за особенностей психики дети по-разному могут отреагировать на раздражающие факторы. Для одного резкий гудок автомобиля может стать причиной невроза, а для другого просто неприятным звуком. Повторные повторения ситуации будут усугублять отклонения.

Важен и возраст ребенка. В два года причиной невроза может стать первых поход в детский сад, разлука с родителями, бытовая ссора или летний гром. У малышей более старшего возраста причиной должен служить более серьезный фактор: систематические физические наказания, сильные страхи, неблагоприятная семейная обстановка, длящаяся долго (регулярные скандалы, развод родителей).

Распространенные «механизмы запуска» неврозов

Чтобы понять, как лечить невроз, психологу необходимо докопаться до основной причины возникновения проблемы. Поэтому каждую причину стоит рассматривать отдельно. Действия родителей становятся основой для возникновения невротических реакций. Наиболее опасны модели воспитания:


Ребенок тяжелее переживает многие ситуации, так как не может ничего поменять или самостоятельно действовать, чтобы повлиять на них.

Из-за незрелой нервной системы, дошкольник часто остро реагирует на внешние факторы. Резкая перемена жизни часто приводит к невротическим отклонениям. Это касается таких внешних факторов как переезд, начало посещения школы, конфликтные ситуации со сверстниками, внутрисемейные трансформации. Дополнительным фактором риска могут стать особенности характера крохи:


Большинство исследователей считают, что невроз у благополучно воспитанного ребенка появиться не может. Дело в том, что при сильном стрессе родители помогают им справиться с чрезмерной нагрузкой на нервную систему, поэтому до серьезных отклонений не доходит. Невротические реакции у них могут возникнуть: если не обратить внимание на симптомы, неправильно выбрать тактику воспитания, уделять чаду мало внимания. Бояться невроза не стоит, его можно вылечить, а сопровождение психолога поможет полностью переработать причину появления отклонения.

Общая симптоматика

Если в вашей семье произошла ситуация, являющаяся фактором риска, стоит обратить внимание на симптомы и лечение этой патологии. У малыша можно заметить следующие признаки невроза:

  • изменение черт характера и поведения;
  • проявление агрессии или отчаяния;
  • ранимость, повышенная тревожность;
  • слезы, истерики без причины.

Проявления стресса и невротических отклонений могут проявляться физически:


Симптоматика невроза у детей зачастую принимается за небольшой испуг или кратковременное расстройство из-за иных внешних факторов. Чтобы точно определить детский невроз, необходимо показать малыша врачу. Предварительно проанализируйте его поведение, чтобы специалист получил более полную картину недуга.

Особенности разных видов неврозов

Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Неврозы у детей бывают нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности:


Недержание мочи и кала выделяют в отдельные виды невротических реакций. Они требуют более тщательного лечения, так как могут стать причиной новых страхов, стеснения и заболеваний. Обычно к недержаниям разного вида приводят наследственные предрасположенности и хронические заболевания. Иногда они сами становятся симптомами фобий и страхов.

Особенности постановки диагноза

Невротические реакции у детей требуют тщательной диагностики. Прежде всего необходимо пройти обследования у невролога и педиатра, чтобы снять органические причины заболевания. Следующим этапом является диагностика у психолога или психотерапевта:

  • откровенный диалог с родителями, позволяющий получить подробные сведения о жизни ребенка;
  • психологическое тестирование родителей, чтобы изучить микроклимат в семье;
  • несколько бесед с малышом;
  • наблюдение за игровой деятельностью;
  • исследование рисунков.

На основании данных психологического обследования и полученных от специалистов, устанавливается точный тип невротической реакции, ее степень и особенности. Стационарное лечение при таком диагнозе не положено, но всей семье необходимо соблюдать рекомендации психотерапевта.

Обследование родителей становится первой ступенью семейной психотерапии. Взрослым придется посетить психолога несколько раз, чтобы научится создавать в семье благоприятный микроклимат.

Методы психотерапевтического лечения

Лучшим способом лечения любых видов неврозов является психотерапия. Она может быть нескольких видов.

Несколько этапов работы со всей семьей. Начинается все с обследования и совместного обсуждения проблем. На приеме должны присутствовать взрослые вместе с ребенком. После того как специалист выяснит причины невротического расстройства, он назначается совместные занятия для терапии. Они являются завершающим этапом работы со всей семьей.

При сложных расстройствах или при определенных причинах проводятся индивидуальные занятия по методикам:

  • разъясняющим;
  • игровым;
  • арт-терапии;
  • аутогенных тренировок;
  • внушения (суггестивной терапии);
  • гипнотического воздействия (только при сложных случаях).

Специалист подбирает наиболее подходящий метод воздействия, исходя из особенностей малыша. Для дошкольников чаще всего используют арт-терапию и игровые методы. Для школьников подходят разъясняющие и прочие методики. Чем старше ребенок, тем сложнее будут построены занятия.

Метод психотерапевт выбирает только после установления контакта с малышом. Нельзя подбирать способы работы как ключи, так как на такие занятия уйдет много времени. Если у него не получается достичь с крохой доверительных отношений, то лучше всего сменить специалиста.

При особых случаях невротических патологий предполагается использовать групповую терапию. Показаниями к ней может быть: эгоцентричность, завышенные требования к себе, трудности в общении со сверстниками (подходит для робких, застенчивых, мнительных, стеснительных и скромных малышей), сложные семейные конфликты. Длительность одного группового сеанса у дошкольников должна быть не менее 45 минут, а у более взрослых чад до 90 минут. При прохождении курса малышам предлагают поиграть, заняться совместным творчеством, разобрать сложные ситуации.

Многие родители отказываются от групповых тренингов, что совершенно напрасно. Они помогают раскрыть характеры каждого ребенка, научить их общаться, снять комплексы и стеснение при нахождении в окружении других людей. Этот метод хорошо лечит неврозы и имеет высокую доказанную эффективность.

Достичь эффекта от применения психотерапии можно только в том случае, если родители вовлечены в процесс и хотят достичь результата. В противном случае она поможет не полностью – симптомы невротического расстройства будут периодически проявляться в жизни повзрослевшего крохи.

Коррекция медикаментами: в каких случаях оправдана?

Ошибочно считать, что медикаменты способны избавить от необходимости лечения при помощи психотерапии. В лечении детских неврозов они имеют второстепенное значение и воздействуют лишь на отдельные симптомы. Чаще всего медикаменты входят в состав комплексной терапии. Кроме них, дополнительно назначаются расслабляющие физиотерапевтические процедуры. Среди препаратов специалисты отдают предпочтение:

  • витаминам группы В, а также аскорбиновой кислоте;
  • мочегонным и почечным сборам (только с разрешения педиатра);
  • ноотропам – Пирацетам или Ноотропил;
  • снижающим астению препаратам;
  • настойки из лекарственных трав с успокаивающим действием.

Фитотерапию используют длительными курсами до 6 – 8 недель. Одновременно с приемом таких препаратов необходимо проводить психотерапию, тогда эффект будет сильнее и более длительным. Астенические симптомы снимают только под наблюдением невролога и педиатра. Чаще всего для терапии используют целебные травы с тонизирующим и общеукрепляющим эффектом.

Невроз не требует лечения сильными транквилизаторами. Их, наряду с антидепрессантами, используют только при осложнении в виде гиперактивности, расторможенности. Такие препараты выписываются только после полного обследования, психиатром. У остальных специалистов нет возможности выдать рецепт на сильное средство.