Марит Киркеволд - Сестринское дело. Анализ и оценка теорий

Текущая страница: 7 (всего у книги 17 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Описание данной теорией сестринского дела как такового

3. Определение области сестринского дела, даваемое Хендерсон

a) Пациент медсестры

По Хендерсон, каждый человек формирует свой образ жизни с тем, чтобы удовлетворить свои основополагающие потребности. Этот образ жизни направлен на сохранение здоровья данного человека. В тех случаях, когда индивид не в состоянии вести тот образ жизни, который позволяет ему удовлетворять основные потребности и сохранять здоровье, ему требуется сестринский уход.


b) Какова область проблем, решением которых занимается сестринское дело?

Хендерсон считает, что на медсестре лежит ответственность взять на себя действия пациента, направленные на удовлетворение его основополагающих потребностей. Задача медсестры – помочь пациенту в осуществлении тех действий, которые он смог бы осуществлять сам будучи здоровым. Для этого медсестре необходимо вникнуть в проблемы пациента, с тем чтобы быть в состоянии помочь удовлетворить их.


c) Наиболее важные аспекты, связанные с внешней средой пациента

Хендерсон не рассматривает те аспекты, связанные с внешней средой, которые следует, с точки зрения сестринского дела считать наиболее важными для пациента. Но можно считать, что к ним исследовательница относит не факторы, которые влияют на удовлетворение основополагающих потребностей пациента. А эти потребности зависят, как уже было сказано, от взглядов пациента.


d) Высшая цель сестринского дела

В соответствии со взглядами Хендерсон, высшая цель сестринского дела состоит в том, чтобы удовлетворить универсальные потребности пациента для того, чтобы достичь выздоровления или улучшения состояния здоровья и обрести самостоятельность. Для неизлечимо больных пациентов эта цель состоит в том, чтобы достойно умереть. Цель сестринского дела заключается также и в том, чтобы помочь пациенту поддерживать такой образ жизни, который способствует обретению здоровья.


e) Методики сестринского дела Хендерсон описывает так:

1. Неустанно прикладывать усилия для восприятия и постижения того, в чем именно состоят основополагающие потребности пациента, как телесные, так и духовные, чутко прислушиваясь, сопереживая и осознавая ограниченную возможность проникнуться потребностями другого.

2. Создать “конструктивные взаимоотношения” с пациентом, то есть постараться, чтобы они развивались естественно и позитивно. Составлять последовательный, поэтапный план мероприятий по уходу.

4. Производить необходимые действия за пациента, с тем чтобы он мог удовлетворить свои потребности.

5. Действовать в соответствии с состоянием здоровья пациента, учитывая при этом другие важные факторы.

6. Так организовывать уход за больным, чтобы учитывались привычки пациента (особенно режим питания, сна, опорожнения кишечника).

7. Уменьшать страдания и утешать пациента (осуществлять эмоциональную поддержку).

8. Объяснять пациенту и его близким, какие меры необходимы, чтобы удовлетворить его основополагающие потребности.

9. Обеспечить меры безопасности в связи с удовлетворением потребностей пациента и при различных процедурах, лечебных мероприятиях.

10. Выполнять предписания врача.

f) Контекст сестринского дела

Главное, исходные понятия в концепции сестринского дела у Хендерсон – пациент, больной индивид. При этом она считает понятие основополагающих потребностей универсальным, которое затрагивает всех людей, но особенно важные в любых ситуациях сестринского дела. Одновременно она утверждает, что наиболее важной для больного является физическая и моральная поддержка.


4. Описывает ли данная теория сестринское дело таким, как оно есть, или таким, каким оно должно быть?

Хендерсон описывает сестринское дело таким, каково оно, по ее мнению, по своей природе является и каким должно быть. И его картина не обязательно будет совпадать с тем, с чем мы встречаемся в реальной жизни.


5. Основной тезис теории.

Сестринское дело должно исходить из понятия основополагающих потребностей человека. Наиболее важным для медсестры, ее прямой обязанностью является обеспечение удовлетворения этих потребностей, если пациент не в состоянии сделать это сам.

Концепция действительности в теории

6. Концепция действительности (основные посылки и морально-этические ценности теории).

Согласно концепции Хендерсон, человек – это независимый, активно действующий индивид, обладающий определенными потребностями, которые связаны с его социальной и культурной принадлежностью. В обычных условиях человек способен сам удовлетворить свои потребности. В связи с болезнью или изменениями в организме другого рода он не может приложить необходимые усилия, чтобы удовлетворить свои потребности. В таком случае человек нуждается в сестринском уходе.

Возможности понять потребности другого человека ограничены. Это, согласно мнению Хендерсон, является фундаментальной, важнейшей предпосылкой при осуществлении сестринского ухода. Медсестра должна исходить из осознания этого факта и приложить все усилия, чтобы понять, в чем именно нуждается человек. Следует помнить всегда об основополагающих человеческих потребностях независимо от состояния пациента и поставленного диагноза. Характер и способ удовлетворения этих потребностей будет уже зависеть от его пожеланий, диагноза, его состояния.

Условия, в которых работает медсестра, в теории Хендерсон – это условия работы в больнице или каком-либо лечебном учреждении. Важнейшей определяющей доминантой, таким образом, являются указания врача, они-то и влияют на планирование и процесс осуществления ухода. Хендерсон приводит много примеров того, как врач направляет работу медсестры: “Медсестра решает вместе с врачом, каким именно образом она будет осуществлять уход за пациентом и сообщать о работе врачу в том объеме, в котором он сочтет необходимым. Из этой цитаты следует, что врач сам определяет потребности пациента в сестринском уходе и назначает этот уход.

Подход Хендерсон к сестринскому делу явно феноменологический, истолковывающий. Она особо подчеркивает, что сестринский уход планируется, исходя из конкретных потребностей, осознаваемых пациентом, и возникших проблем для их удовлетворения.

Подход Хендерсон к пациенту явно индивидуализирован, ориентирован на конкретного индивида. Его близкие также активно привлекаются к уходу.


7. Обоснование теории

Теория Хендерсон представляет собой попытку определить особую роль сестринского дела. Теория пытается описать сестринский уход, опираясь на общие универсальные принципы независимо от диагноза и лечения.

Описывая основополагающие человеческие потребности Хендерсон не ссылается на каких-либо признанных психологов и социологов. Хендерсон отрицает иерархический подход к рассмотрению этих потребностей, как, например, это делает Маслоу (Maslou), который оказал большое влияние на психологию сестринского дела.

Теоретическая значимость теории

8. Являются ли основные положения теории ясными и понятными?

Хендерсон утверждает, что сестринское дело должно опираться на основополагающие человеческие потребности. Но если познакомиться ближе с перечнем выделенных Хендерсон человеческих потребностей в качестве основополагающих, то легко заметить, что основные принципы ухода не согласуются между собой. Прежде всего потому, что таких потребностей автор насчитывает только восемь, и не всем им можно найти соответствия в перечне основных принципов (например, это относится к потребностям в жилище и любви). В то же время в основополагающих принципах появляются такие универсальные человеческие потребности, которые не вошли в первоначальный перечень (например, дыхание, экскреция, возможность регулировать положение тела, сон и отдых). В тексте книги Хендерсон описаны примеры из сестринской практики, где упоминаются и другие потребности человека, которые не нашли отражение в теории (например, вопрос о потребности сохранения и разумного распределения внутренних ресурсов).

Еще одна неясность связана с описанием факторов, которые влияют на основополагающие потребности человека. Исследовательница относит к таковым физические и психические возможности, волю и знания. Никаких подробных описаний этих понятий она не дает. Остается непонятным, что именно она подразумевает под этими понятиями. Непонятно, например, в чем отличие “психической воли” от “энергии”. Перечень Хендерсон факторов, влияющих на основные элементы теории, представляется неполным. Описывая те состояния пациента, которые могут оказывать преходящее влияние на удовлетворение основополагающих потребностей, она упоминает лишь чисто “физические” патологические состояния. Психологические и социальные факторы, согласно Хендерсон, носят неизменный характер. Такое мнение представляется совершенно неудовлетворительным и необоснованным. Нам кажется совершенно неприемлемым не учитывать такие изменчивые факторы, как психические и социальные, в качестве оказывающих в тот или иной момент влияние на основополагающие человеческие потребности.


9. Логично ли построена теория?

Если отбросить претензии, изложенные в пункте 8, то можно считать, что теория Хендерсон построена логически. Читающему легко проследить за развитием мысли автора о связи основополагающих потребностей человека и деятельности медсестры.


10. Тип теории

Теория Хендерсон описательная и нормативная. Автор описывает основополагающие потребности человека, каковыми они, по ее мнению, являются, а сестринское дело описывает таким, каковым оно, по ее мнению, должно быть. Хендерсон не ставит своей задачей объяснить, почему человеку присущи именно эти потребности, или как и почему описанные мероприятия должны считаться эффективными.

Практическая значимость теории

11. Соответствует ли концепция действительности теории концепции анализирующего ее?

Можно вполне согласиться с Хендерсон в том, что у человека есть основополагающие потребности. Более спорным является вопрос о том, все ли потребности, перечисленные Хендерсон, являются универсальными. Теория ориентирована исключительно на индивида. Пожалуй, автор не считает необходимым учитывать, что пациент находится в определенном социальном окружении, и что его состояние может требовать заботы и со стороны семьи. Кроме того, можно усомниться в том, относится ли удовлетворение потребности в деятельности и отдыхе пациента к области проблем, которые решает медсестра. На сегодняшний день такой вопрос не кажется принципиальным. Мы склоняемся к тому, что он не имеет отношения к сестринскому делу, но, возможно, в период создания теории дело обстояло по-другому. Во всяком случае, если считать эти два момента находящимися в области сестринского дела, следует более тщательно обдумать аргументы, почему это именно так.


12. Внедряемость теории в клиническую практику

Принципы подхода к сестринскому делу в теории Хендерсон вполне конкретны, и им легко следовать. Они представляют собой общую схему сестринского ухода. Кроме того, Хендерсон приводит множество примеров, иллюстрирующих каждый из этих принципов. Некоторые из них воспринимаются как устаревшие, другие в высшей степени актуальны. К сожалению, Хендерсон не говорит, каким образом на принципы ее подхода влияют взгляды и жизненные ценности пациента, его мировоззрение, диагноз, возраст и другие факторы, а также как именно ее принципы могут быть использованы в профилактической работе.


13. Границы теории

Хендерсон утверждает, что провозглашенные ею принципы сестринского ухода направлены на помощь больному, но в то же время могут быть использованы и по отношению к здоровым людям. Она не объясняет, как конкретно это осуществимо. Можно предположить, что принцип Хендерсон помогает обучению и может считаться особенно актуальным.

Хендерсон утверждает, что первейшая цель сестринского дела – помочь пациенту как можно скорее обрести утраченную самостоятельность. В случае неизбежности летального исхода цель сестринского ухода – достойная смерть пациента. Таким образом, она не принимает во внимание значительную группу пациентов, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, которые никогда не смогут обрести утраченную самостоятельность, но в то же время вполне могут прожить долго. Теория Хендерсон ничего о них не говорит. Хотя нет никаких оснований, чтобы данная группа исключалась из рассмотрения ее теорией, к ней бы не применялись те же принципы, что и к другим группам пациентов.


В центре внимания теории Хендерсон находится человек как уникальный, самостоятельный, активный индивид. Она подчеркивает важность для медсестры отдавать себе отчет в ограниченности своих возможностей для осознавания потребностей опекаемого пациента; и ее отношение к нему должно отражать это. Далее Хендерсон подчеркивает ответственность медсестры в помощи осуществления тех действий, которые пациент в связи с болезнью не может осуществить сам. При этом автор акцентирует важность самостоятельных решений пациента, суверенности его личности, что является общепризнанным этическим принципом в сестринском деле.

Если считать конечной целью сестринского ухода обретение пациентом самостоятельности, то это оказывается в данной теории нереалистичным. Кроме того для нас совершенно неприемлемо, с точки зрения этики, исключать большую группу “зависимых больных” из числа “пациентов медсестер”.


15. Отличие сестринского дела от других профессий

Хендерсон заявляет, что ее цель – продемонстрировать особенную роль сестринского дела среди других профессий. Трудно сказать, удается ли ей это. Большинство принципов, характеризующих, по ее мнению, сестринское дело, относится также и к деятельности врачей, физиотерапевтов, трудотерапевтов и прочих специалистов, так или иначе связанных с здравоохранением. Это неоднократно повторяет сама Хендерсон, когда говорит о необходимости медсестры следовать предписаниям врача, осуществлять функции физиотерапевта, повара и т. д.

Выводы

Теория Хендерсон представляет собой одну из первых попыток в новейшее время описать сестринское дело как совершенно самостоятельную профессию. Хотя, возможно, это не удалось ей, она тем не менее представила систему принципов, которая может служить руководством для медсестры при уходе за больным. Теория Хендерсон оказала огромное влияние на осмысление сестринского дела по всему миру, и многие созданные позднее модели сестринского дела основываются на работе Вирджинии Хендерсон. То же самое в неменьшей степени можно сказать и о теории Доротеи Орем, рассматриваемой в следующей главе.

Глава 5. Теория самоухода Доротеи Орем

В данной книге мы анализируем теорию Доротеи Орем, основываясь на тексте ее книги “Nursing Concepts of Practice” и прежде всего на главах 3, 6, 7 и 9, в которых автор представляет и развивает основные понятия своей обобщенной теории сестринского дела. Впервые Орем представила свою теорию в 1971 году, и с тех пор несколько раз вносила в нее изменения. Поскольку теория Орем является достаточно сложной, со многими непривычными понятиями, мы настоятельно рекомендуем читателю непосредственно ознакомиться с теорией Орем из первоисточника, по крайней мере, с перечисленными главами, прочитав их заранее или параллельно с приводимым анализом.

Обзор основных элементов теории

Теория Орем тесно связана с теорией Вирджинии Хендерсон. Так же как и Хендерсон, Орем рассматривает сестринское дело в качестве компенсации осуществляемых в здоровом состоянии действий (самоуход) в тех ситуациях, когда пациент не в состоянии осуществить их. Так же как Хенденсон, Орем подчеркивает, что главная цель сестринского дела – помочь пациенту стать самостоятельным в своих действиях в той степени, насколько это возможно. В работах Орем получили дальнейшее развитие идеи Хендерсон о том, какие именно формы деятельности (требования по самоуходу) необходимы человеку для поддержания здоровья и активного образа жизни, и выделила те проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим (невозможность самоухода). Далее она описывает действия медсестры (сестринские системы), которые необходимы по отношению к различным степеням невозможности самоухода. Ею была детально разработана терминология, которая позволяет обозначить любое понятие в области сестринского дела.


1. Важнейшие элементы теории

Обобщенная теория Орем включает в себя три более частные теории: Теорию о невозможности самоухода, Теорию самоухода и Теорию систем сестринского ухода . Три данные теории и образуют общую теорию сестринского дела. Знакомясь с теорией Орем, очень важно давать себе отчет, как именно Орем построила свою теорию. Анализ данной теории будет довольно сложным, так как предстоит проанализировать каждую из трех названных теорий отдельно, а после этого их соотнесенность между собой в рамках одной общей теории.

Теория самоухода включает в себя три центральных понятия: самоуход, потребность в самоуходе и потребность в лечебном самоуходе. Понятие “самоуход” Орем определяет как выполнение действий, которые индивид осуществляет по своей инициативе и своими силами для того, чтобы поддержать свою жизнь, здоровье и благополучие. Все эти действия являются добровольными и сознательными, представляют собой определенный стереотип и выполняются в определенной последовательности. Они являются также целенаправленными, так как в их основе лежит стремление удовлетворить “потребность в самоуходе”. Орем употребляет термин “действия по самоуходу”, говоря о действиях, которые осуществляет человек по уходу за собой. Самоуход включает в себя фазу оценки ситуации, фазу планирования и фазу осуществления действия.

Потребность в самоуходе определена как обобщенные представления о задачах, которые индивид имеет или должен иметь в связи с самоуходом. Это нечеткое и непонятное на первый взгляд определение проясняется, когда мы читаем конкретное описание и сопровождение примерами. Потребности в самоуходе Орем разделяет на три категории: универсальные, связанные с онтогенезом и связанные с расстройством здоровья. Универсальные потребности в самоуходе связаны с предпосылкой, что человеку необходимо осуществить какие-то определенные функции организма, осуществлять нормальный жизненный процесс. Потребности в самоуходе адекватны целям тех действия, которые необходимы для осуществления нормального жизненного процесса. Орем выделяет восемь универсальных потребностей в самоуходе:

1. Обеспечение необходимым количеством воздуха.

2. Обеспечение достаточным количеством воды.

3. Обеспечение достаточным количеством еды.

4. Уход, связанный с процессами выделения, в том числе экскрементов.

5. Обеспечение разумного баланса между активной деятельностью и отдыхом.

6. Обеспечение разумного баланса между уединением и контактом с другими людьми.

7. Предупреждение ситуаций, опасных для жизни, нормальной жизнедеятельности и благополучия.

8. Обеспечение гармонии человеческой жизни и функционирование внутри социальных групп в соответствии с возможностями человека проявить себя и с учетом общепринятых ограничений.

Потребности, связанные с онтогенезом, формулируются в связи с исходной посылкой автора теории, что человеческая жизнь представляет собой процесс развития от зачатия до смерти и для осуществления этого развития нужны определенные усилия. Потребности, связанные с биологическим развитием, могут быть особой формой универсальных потребностей в самоуходе, связанными с той стадией биологического развития, на которой находится данный индивид (например, внутриутробный процесс, роды, период новорожденности, детство, различные периоды взрослой жизни и т. д.) или новые потребностей, возникшие у человека при определенных состояниях (например, во время беременности) или в критических жизненных ситуациях (потеря супруга или родителей).

Потребности в самоуходе, связанные с нарушением здоровья, определяются как потребности людей при различных патологических состояниях, врожденных дефектах, разного рода физических и психических отклонениях, а также людей, находящихся на обследовании и лечении. Орем выделяет шесть различных видов потребностей самоухода, связанных с нарушением здоровья.

1. Необходимость найти и обеспечить себе медицинскую помощь в связи с болезнью, увечьем или какой-то патологией.

2. Быть готовым смириться с последствиями патологических состояний, включая возрастные изменения.

3. Эффективно выполнять назначенные диагностические, лечебные или реабилитационные мероприятия.

4. Быть готовым переносить и противостоять неприятным или травмирующим эффектам проводимого лечения.

5. Изменить взгляд на себя с тем, чтобы принять определенное состояние здоровья или необходимость определенного типа медицинского ухода.

6. Научиться жить с последствиями патологических состояний, а также травмирующих диагностических и лечебных мероприятий, если они неизбежны.

Определение понятия “потребности в лечебном самоуходе ” варьируются, хотя Орем включает в него совокупность всех действий по самоуходу, которые необходимы человеку для удовлетворения универсальных потребностей самоухода, связанных с осуществлением жизненного процесса, и потребностей, возникших в результате осложнения здоровья. Характеризуя потребности в лечебном самоуходе, Орем выделяет следующие: а) реальные и субъективно осознаваемые потребности; взаимоотношения между различными потребностями самоухода; в) факторы, которые могут влиять на различные потребности в связи с возрастом, полом, стадией биологического развития, условий жизни и т. д.; г) различные методики действий, которые должны быть предприняты для удовлетворениях этих потребностей. Теория самоухода представлена на схеме 5.1.


Схема 5.1.


В своей теории о ограниченности возможности самоухода Орем представляет три новых понятия, а именно: способность к самоуходу, ограниченные возможности самоухода и невозможность самоухода. Способность к самоуходу определяется, как комплекс усвоенных навыков, которые дают возможность удовлетворить постоянные потребности в уходе, благодаря которым регулируются жизненные процессы, поддерживается или налаживается структурная и функциональная суверенность личности в обществе, осуществляется ее развитие. Способность к самоуходу варьируется в зависимости от возраста, состояния здоровья, привычек, образования, жизненного опыта, культурной среды, внутренних ресурсов. Эти факторы Орем считает основополагающими. Способность к самоуходу определяется суммой знаний, мотивацией, теоретическими и практическими навыками, которые позволяют судить о способности к самоуходу и планировать необходимый самоуход. Таким образом, понятие самоухода связано с различными умственными, физическими и психическими характеристиками человека. Орем считает, что способность к самоуходу развивается отчасти спонтанно во времени осуществления самоухода в обыденной жизни, отчасти при обучении.

Ограниченность возможностей самоухода связана с факторами, лимитирующими возможности самоухода (стр. 125). Среди них Орем выделяет три типа: ограниченность знания, ограниченность способности к суждению и принятию решений, ограниченность способности производить целенаправленные действия . Далее автор пишет об этом подробнее. Заинтересованного читателя я отсылаю непосредственно к книге Орем. Понятие ограниченности возможности самоухода характеризует взаимоотношения между способностью к самоуходу и соответствующим потребностям самоухода.

Ограниченность возможности самоухода определяется как дисбаланс между способностью к самоуходу и потребностями в лечебном самоуходе. Ослабление возможности самоухода может быть частичной или полной в том смысле, что потребность в лечебном самоуходе соотносят со способностью личности осуществлять ее, что представлено на схеме 5.2.


Схема 5.2.


Теория Орем, согласно мнению самого автора, является описанием и обоснованием необходимости сестринского ухода в конкретном случае. А это происходит тогда, когда способность к самоуходу меньше, нежели потребности в лечебном самоуходе. Другими словами, тогда, когда человек не в состоянии осуществить необходимый самоуход в полном объеме, кто-то другой должен взять на себя его осуществление, например, близкие. Орем определяет это как “уход в связи с зависимостью”. В тех случаях, когда ни сам человек, ни его близкие не могут осуществить этот уход, он становится компетенцией медсестры.


Теория систем сестринского ухода включает в себя понятие способности к самоуходу. Методика осуществления помощи и системы ухода. Теория о системах сестринского дела в значительной мере построена на описании общих ситуаций оказания помощи нуждающимся в ней, включая ситуации, относящиеся к области сестринского дела.

Это ситуации, когда:

1. Есть две стороны: нуждающийся в помощи и тот, кто ее осуществляет.

2. Нуждающийся в помощи имеет потребность в осуществлении каких-то действий, но не в состоянии полностью выполнить их.

3. Осуществляющий уход осознает потребности нуждающегося и способен удовлетворить их.

4. Действия осуществляющего уход дополняют или возмещают необходимые действия по самоуходу, а также направлены на улучшение ситуации, чтобы укрепить возможности пациента осуществлять эти действия самому.

Понятие “способность к самоуходу ” связано с уровнем знаний, навыками, способностями, которые необходимы человеку для того, чтобы осуществить уход или “произвести действия по уходу”, как выражает эту мысль Орем. А это, согласно Орем, целый комплекс усвоенных в результате специального обучения навыков. Сестринский уход есть аналог способности к самоуходу в том смысле, что в обоих случаях под ним понимаются особые целенаправленные действия. Разница между ними соответственно заключается в том, что некоторые действия требуют помощи, другие человек осуществляет сам. Они различаются также трудоемкостью и степенью сложности. Орем утверждает необходимость творческого подхода как в оценке ситуаций, связанных с уходом за больным, так и в создании эффективных систем ухода. Необходимо также наличие силы воли и мотивации деятельности, а также специальные практические (“технологические”) навыки. При их наличии возможно осуществление всего комплекса мероприятий по профессиональному уходу: обследование, составление плана сестринских действий, практическая реализация плана и оценка результатов. Эти мероприятия Орем объединяет между собой в единое целое и называет сестринским процессом, который она определяет как динамичный регулируемый процесс, который отчасти определяет социальный и межличностный фактор, а отчасти технологический фактор.

1. Действовать вместо другого или делать что-либо за него.

2. Руководить другим.

3. Поддерживать другого физически или психологически. 4.Создавать обстановку, обеспечивающую благоприятствующую нормальному онтогенетическому развитию. 5.Передавать другому знания и навыки.

Согласно мнению Орем, данный перечень отражает направления в работе медсестры, стимулирующие активность пациента.

Системы сестринского ухода, по мнению автора, являются результатом усилий со стороны медсестры и пациента, их взаимодействия в той или иной клинической ситуации. Согласно Орем, системы сестринского ухода классифицируют клинические ситуации, что позволяет определить роли и отношение к ним со стороны медсестры и пациента, включая вопрос о конкретных методиках работы с пациентом, в частности технологию общения. Орем выделяет три системы:

1. Полностью компенсирующую систему.

2. Частично компенсирующую систему.

3. Поддерживающие системы сестринского ухода.

Полностью компенсирующие системы сестринского ухода предназначены пациентам, которые не в состоянии осуществлять какие-либо продуманные действия или у которых отсутствуют физические возможности выполнять самостоятельные и контролируемые действия по самой категории. В эту группу попадают три категории пациентов:

1) Находящиеся в таком состоянии, что не способны осуществлять осознанные действия (например, больные в состоянии комы).

2) Находящиеся в здравом рассудке, но не способные к физическим действиям.

3) Пациенты, которые не в состоянии планировать действия и принимать решения по самоуходу, но которые в состоянии осуществить самоуход под чьим-либо руководством (например, умственно отсталые).

Во всех случаях важнейшими задачами являются: сделать что-то за другого, разъяснить ему что-то, поддержать и защитить его.

Частично компенсирующие системы сестринского ухода актуальны и там, где и пациент и медицинская сестра осуществляют совместные действия. Здесь уместны все пять основных приемов помощи.

Поддерживающие (направляющие) системы сестринского дела актуальны в том случае, когда необходимо научить пациента каким-то действиям с тем, чтобы удовлетворилась его потребность в лечебном самоуходе. Действенными методиками являются поддержка, руководство, обеспечение соответствующего окружения, кроме того – постоянное просвещение.


2. Взаимосвязь между элементами

Мы уже говорили о взаимоотношении различных элементов в трех теориях Орем, являющихся отдельными частями в ее обобщении, и теперь можем суммировать наши наблюдения следующим образом:

1. Взаимоотношения между элементами теории самоухода показаны на схемах 5.1., 5.2.

2. Взаимосвязь между элементами теории невозможности самоухода осказывается частным случаем общей взаимосвязи элементов теории самоухода.

3. Взаимоотношения между элементами теории систем сестринского дела становятся более понятными при соотнесении принципов профессионального подхода к уходу с этими тремя системами. Остается неясным, каким образом возможности сестринского дела и его разнородные элементы соотносятся с отдельными элементами внутри систем сестринского дела.

Общая теория Орем изображена на схеме 5.3.

Модель дефицита самоухода Д.Орэм основана на принципах самоухода (самопомощи), которые Д.Орэм определяет как деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно. В то же время она уделяет большое внимание и сестринской помощи в профилактике заболеваний, при травмах и в обучении. Д.Орэм придаёт большое значение личной ответственности человека за сохранение собственного здоровья.

Пациент. Больного рассматривают как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии.
Потребности в самоуходе Д.Орэм подразделяет на три группы:
1. Универсальные: достаточное потребление воздуха; достаточное потребление жидкости; достаточное потребление пищи; достаточная возможность выделения; сохранение баланса между активностью и отдыхом; время пребывания в одиночестве, сбалансированное с временем, проведенным в обществе других людей; предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия; желание соответствовать определенной социальной группе (социальному статусу) в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями.
2. Связанные со стадией развития (от рождения до старости).
3. Связанные с нарушениями здоровья, приводящие к изменениям: анатомическим, физиологическим, а также поведения и образа жизни.

Источники проблем пациента. К потребности в сестринской помощи приводит дефицит в самопомощи и самообслуживании - неспособность осуществлять заботу о себе.

Цели и задачи ухода. Следует создать условия для того, чтобы больной смог осуществлять самоуход, направленный на достижение и поддержание оптимального уровня здоровья.

Роль медицинской сестры. Д.Орэм видит медицинскую сестру как учителя и контролера. Она дополняет возможность пациента осуществлять самоуход.

Направленность сестринской помощи. Сестринская помощь направлена на выявление потребностей пациента, причин дефицита самоухода. При определении направления помощи должна:
- установить уровень требований пациента к самоуходу;
- оценить его возможности для осуществления этих требований;
- оценить степень безопасности больного при осуществлении им самоухода;
- оценить перспективы осуществления самоухода в будущем.

Способы оказания сестринской помощи. Медицинская сестра выполняет следующие функции:
- делает что-либо за больного;
- руководит и направляет его действия;
- оказывает физическую и психологическую поддержку;
- создаёт условия для обеспечения возможностей самоухода (самопомощи);
- обучает больного и его родственников.
Необходимым условием осуществления сестринской помощи является желание и возможность пациента принять эту помощь.
Выделяют три системы помощи:
1. Полностью компенсирующую - применяется в тех случаях, когда пациент находится в бессознательном состоянии, либо он не способен к обучению;
2. Частично компенсирующую - применяется по отношению к пациентам, временно утратившим способность осуществлять отдельные аспекты самоухода;
3. Консультативную (обучающую) - применяется при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода.

Оценка качества и результатов ухода. Результатом ухода должно стать достижение больным оптимального уровня самопомощи. Даже в том случае, если медицинская сестра с полностью компенсирующей системы помощи перешла на частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным. Таким образом, сестринская помощь может быть направлена как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение потребностей в ней (выздоровление).

Если содержание процесса или явления слишком вели­ко и абстрактно, тогда оно заменяется моделью, которая облегчает его изучение и анализ. Различают политические модели, экономические, социальные, медицинские и т. д. Медицинская модель существует на протяжении веков, она ориентирована на заболевание, когда усилия врача на­правлены на постановку диагноза и лечение патологиче­ского состояния. Все его внимание сосредоточено на по­иске и лечении отклонений, дисфункций и дефектов. Боль­шинство видов деятельности врача - лечение, преподава­ние или научно-исследовательская работа, так или иначе направлены на различные аспекты заболеваний и недугов.

Модель сестринского дела ориентирована на человека, а не на болезнь . Эта модель должна быть приложима к нуж­дам пациентов, их семей и общества, предоставлять меди­цинским сестрам широкий выбор ролей и функций для работы не только с больными и умирающими пациентами, но и со здоровым контингентом населения. Модели сестринской помощи отражают существующую действительность, дают возможность сравнивать различные концепции сестринского дела на протяжении длительного времени.

Например, до XIX века сестринское дело было сведено к уходу за пациентом. Как правило, не было никаких попыток активно повлиять на течение болезни. Модель сестринского дела, сложившаяся в США в конце XIX - начале XX века, отражает деятельность Флоренс Найтингейл, которая считала, что состояние пациента можно улучшить, воздействуя на окружающую обстановку, для этого обеспечивался свежий воздух, тепло, свет, питание и соответствующая гигиена. Постепенно эти факторы стали важными для всех, а не только для больных, это заложило основы профилактики.

С развитием медицинской помощи многие обязанности врача стали переходить к медицинской сестре (измерение температуры, артериального давления, выполнение ряда про­цедур и т. д.). Кроме ухода за пациентом, сестра принимает активное участие в реабилитации и профилактике. В связи с этим появились другие модели сестринской помощи. В каж­дой модели отражаются мировоззрения и убеждения медицинских сестер, занимающихся ее построением.

Начиная с 50-х годов в США, а позже и в Европе стали появляться научные теории сестринского дела, авторы которых пытались представить свое видение сути и основных положений профессии. Общим для всех исследователей было стремление показать феномен сестринского дела и обосновать его принципиальное отличие от других профессий. В ряде теорий распознавались черты сходства, в других – существенные различия. Как результат, постоянно возникали все новые и новые модели деятельности медсестер, многие из которых очень быстро забывались, не получив соответствующего одобрения со стороны медсестер. И лишь отдельные теории и имена их создателей получали должное признание, в том числе и международное, и право на долгую профессиональную жизнь. Медсестрам в разных странах мира хорошо известны эти имена и теории, которые входят в программы обучения сестринских школ, о них написаны десятки и сотни книг и учебников на разных языках мира, по их моделям строится профессиональная деятельность медсестер в больницах, домах сестринского ухода и медицинских центрах. Теории Вирджинии Хендерсон, Доротеи Орем, Марты Роджерс, Бетти Ньюман и других исследователей сестринского дела известны уже и в России, их не только изучают в училищах и колледжах, медсестры пытаются внедрять их в свою практическую работу.



В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Каждая из них содержит следующие основные положения:

· определение пациента,

· источник проблем паци­ента,

· приоритетная задача сестры,

· роль сестры,

· фокус вме­шательства,

· способы вмешательства,

· ожидаемый результат.

Наибольшее распространение получили пять моделей:

· эволюционно-адаптационная (Канадская Ассоциация сес­тер),

· добавочно дополняющая (Хендерсон),

· модель пове­денческой системы (Джонсон),

· адаптационная модель (Рой);

· модель дефицита самоухода (Орэм).

Эволюционно-адаптационная модель рассматривает паци­ента как личность, индивидуум. Источником проблем пациен­та являются настоящие или предстоящие изменения в его жизни, особенно в ее критические периоды, которые оказы­вают негативное влияние на состояние здоровья. Приори­тетной задачей сестры является оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни. Здесь сестра выступает в роли наставника-координатора . Фокусом вмешательства медицин­ской сестры являются способы адаптации пациента к окру­жающей обстановке во время происходящих изменений в его жизни, требующие усилия или изменения для поддержа­ния оптимального уровня здоровья. Способы вмешательства медсестры включают применение различных способов сти­мулирования пациента. Ожидаемый результат - достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические пе­риоды его жизни.

Модель В. Хендерсон постулирует, что пациент имеет потребности, одинаковые для всех людей. Фундаментальные потребности формулируются В. Хендерсон в духе схемы А. Маслоу. Источником проблем пациен­та является неспособность удовлетворить одну или несколько фундаментальных потребностей. Приори­тетной задачей сестры является помощь пациенту в решении этих проблем. Фокусом вмешательства сестры являются меха­низмы удовлетворения основных потребностей, причем способы вмешательства могут быть различными – от лекарственной терапии и расчета питания до психологического консультирования больного и членов его семьи. Роль сестры В. Хендерсон рассматривает двояко – с одной стороны это самостоятельный специалист, имеющий право принимать решения, с другой – помощник врача. Ожидаемый резуль­тат – полное удовлетворение потребностей пациента.

Следующая поведенческая модель Д. Джонсон рассматривает пациента как пове­денческую систему . Источником проблем пациента является функциональный и структурный стресс. Приоритетная задача сестры в данной модели - обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности пациента. Медсестра выступает в роли регулятора и кон­тролера . Фокусом вмешательства сестры являются меха­низмы контроля и регуляции, а также требования, предъ­являемые к пациенту. Способы вмешательства подразуме­вают действия предупреждающие, защищающие, сдержи­вающие и расслабляющие пациента в ситуациях функци­онального или структурного стресса. Ожидаемый резуль­тат - адекватное поведение пациента в ответ на стрессо­вую ситуацию.

Адаптационная модель рассматривает пациента как челове­ка, находящегося в постоянном взаимодействии с окружающей средой и приспосабливающегося к ней с помощью различных адаптационных способов. Источником проблем пациента является дефицит активности (пассивность) в ре­зультате имеющегося заболевания. Приоритетной задачей медицинской сестры является обучение пациента адаптиро­ваться к окружающей обстановке в период болезни. Сестра выступает в роли педагога-организатора. Фокусом вмешатель­ства является использование всевозможных способов стиму­лирования пациента обучению приспосабливанию к окружа­ющей его обстановке. Способы сестринского вмешательства и ожидаемый результат - адаптация пациента в результате адекватного восприятия применяемых стимулов.

Модель дефицита самоухода Д. Орэм рассматривает пациента как существо, обеспечивающее деятельность по самообслужи­ванию . Источником проблем пациента является дефицит в самообслуживании, то есть неспособность осуществлять заботу о себе. Приоритетной задачей медсестры является создание условий для осуществления пациентом самоухода для достижения и поддержания оптимального уровня здо­ровья. Сестра выступает в роли учителя и контролера . Фокус вмешательства - нарушение выполнения элементов само­ухода. Способ вмешательства - ассистирование . Ожидае­мый результат - достижение пациентом оптимального уровня самообслуживания.

Предлагаем вашему вниманию сравнительную таблицу моделей сестринского дела (Приложение 4). В приведенных моделях в основу сравнения положены 4 основополагающих понятия, которые определяют сущность сестринской деятельности. К ним относятся:

· личность

· окружающая среда

· здоровье

· сестринское дело.

Эти понятия присутствуют во всех теориях сестринского дела, однако их толкование и способы взаимодействия между собой могут существенно различаться.

Нельзя не упомянуть и врачебную (медицинскую) модель сестринского дела, не относящуюся к числу научных, но общепринятую, к сожалению, в нашей стране. Согласно ней, пациент представляет собой набор органов и систем , а источником его проблем являются нарушения в их работе. Приоритетная задача сестры – строгое выполнение врачебных назначений, ее роль сводится к дополнительному инструменту в руках врача, а способы вмешательства направлены на «приведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние (Бертон, 1985). В этой модели оценка качества и результатов ухода не обязательна, а ожидаемый результат опять-таки связан с коррекцией работы определенных органов и систем, с устранением симптомов заболевания.

Сестринское дело в России не унаследовало научной модели из другой эпохи, другого общества. Положительной стороной этого является то, что благодаря этому оно имеет возможность выработать свои собственные моде­ли, которые отразят многочисленные изменения, имеющие место в нашем здравоохранении, его структуре и целях, мо­дели, связанные с задачами здравоохранения XXI века.

Существует мнение, что для формирования Российской модели сестринского дела оптимальной для заимствования является концептуальная модель Мойры Аллен, разработанная в 70-х годах ХХ века в сестринской школе университета МакГилла в Монреале. Особенностью этой модели является то, что она применяется в условиях как стационарной, так и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях и на дому.

Вы уже знаете, что в основе любой научной модели сестринского дела лежат 4 основополагающих понятия, которые определяют сущность сестринской практики. Вот как их трактуют создатели модели Аллен:

Понятие личности

Объектом модели Аллен является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в семье формируется поведение, ориентированное на здоровье. В широком смысле се­мьей можно считать группу совместно проживающих людей. Модель предлагает рассматривать личность через «призму семьи», признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. Семью и каждого из ее членов в отдельности можно рассматривать как открытые систе­мы, постоянно вступающие во взаимодействие между собой и с другими системами во внешнем окружении.

Понятие здоровья

Здоровье - основная составляющая и основная цель сестринской практики. Медсес­тра стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду - в больнице, в поли­клинике и дома. Здоровье представляет собой совокупность навыков семьи по преодолению проблемных ситуаций и ориентированных на развитие моделей поведения. Здоровье рассматривается как образ жизни, которому нужно учиться. Здоровье имеет два измерения - преодоление и развитие.

Под преодолением понимают усилия, направленные на решение проблемы. Целью преодоления является не просто снижение остроты про­блемы, а выход из проблемной ситуации. Преодоление предполагает выполнение ряда последовательных действий, а именно, выявле­ние проблемы, поиск альтернатив и их оценку.

Развитие рассматривают как второе измерение здоровья, оно означает направлен­ность на достижение жизненных целей. Развитие предполагает определенную схему действий по определению, мобилизации, поддержанию на должном уровне и регулиро­ванию сил и ресурсов личности или семьи.

Оба измерения здоровья, преодоление и развитие, изучаются в контексте семьи. Кро­ме того, их рассматривают в динамике и во взаимодействии, учитывая их изменения с течением времени.

Каждая личность и каждая семья обладают собственными ресурсами, силами и мо­тивами поведения, которые и служат основой для процесса укрепления здоровья.

Здоровье и болезнь – различные состояния, которые могут сосуществовать.

Теория Д. Орем (D. Orem ) тесно связана с теорией В. Хендерсон. Так же как и последняя, Орем рассматривает сестринское дело в качестве компенсации осуществляемых в здоровом состоянии действий (самоуход) в тех ситуациях, когда пациент не в состоянии осуществить их, подчеркивает, что главная цель сестринского дела - помочь пациенту стать самостоятельным в своих действиях в той степени, насколько это возможно.

В работах Орем получили дальнейшее развитие идеи Хендерсон о том, какие именно формы деятельности (требования по самоуходу) необходимы человеку для поддержания здоровья и активного образа жизни, и выделила те проблемы, которые могут возникнуть в связи с этим (невозможность самоухода). Ею была детально разработана терминология, позволяющая обозначить любое понятие в области сестринского дела.

Теория самоухода (1971) включает в себя три центральных понятия: самоуход, потребность в самоуходе и потребность в лечебном само- уходе. Понятие «самоуход» Орем определяет как выполнение действий, которые человек осуществляет по своей инициативе и своими силами для того, чтобы поддерживать свою жизнь, здоровье и благополучие. Все эти действия являются добровольными и сознательными, представляют собой определенный стереотип и выполняются в определенной последовательности. Они являются также целенаправленными, так как в их основе лежит стремление удовлетворить «потребность в самоуходе». Самоуход, по мнению Орем, включает в себя следующие этапы: оценка ситуации, планирование, осуществление действий.

Потребность в самоуходе определена Орем как обобщенные представления о задачах, которые должен решить человек в связи с само- уходом. Потребности в самоуходе она делит на три категории: универсальные, связанные с онтогенезом и связанные с расстройством здоровья. Универсальные потребности в самоуходе адекватны целям тех действий, которые необходимы для осуществления нормального жизненного процесса. Орем выделила восемь универсальных потребностей в самоуходе:

  • 1) обеспечение необходимым количеством воздуха;
  • 2) обеспечение достаточным количеством воды;
  • 3) обеспечение достаточным количеством еды;
  • 4) уход, связанный с процессами выделения;
  • 5) обеспечение разумного баланса между активной деятельностью и отдыхом;
  • 6) обеспечение разумного баланса между уединением и контактом с другими людьми;
  • 7) предупреждение ситуаций, опасных для жизни;
  • 8) обеспечение гармонии человеческой жизни и функционирование внутри социальных групп в соответствии с возможностями человека проявить себя и с учетом общепринятых ограничений.

Потребности, связанные с онтогенезом, по мнению автора теории, являются либо формой универсальных потребностей в самоуходе (но связанные с определенной стадией биологического развития), либо представляют собой новые потребности, возникающие у человека в определенных состояниях (например, во время беременности).

Потребности в самоуходе, связанные с нарушением здоровья, определяются как потребности людей при различных патологических состояниях, разного рода физических и психических отклонениях, а также людей, находящихся на обследовании и лечении. Орем выделяет шесть различных видов потребностей самоухода, связанных с нарушением здоровья:

  • 1) необходимость найти и обеспечить себе медицинскую помощь в связи с имеющимся нарушением здоровья;
  • 2) готовность смириться с последствиями патологических состояний, включая возрастные изменения;
  • 3) эффективно выполнять лечебные, диагностические и реабилитационные мероприятия;
  • 4) быть готовым переносить и противостоять неприятным или травмирующим эффектам проводимого лечения;
  • 5) изменить взгляд на себя с тем, чтобы принять определенное состояние здоровья или необходимость определенного типа медицинского ухода;
  • 6) научиться жить с последствиями патологических состояний, а также травмирующих диагностических и лечебных мероприятий, если они неизбежны.

В понятие «потребности в лечебном самоуходе» Орем включила совокупность всех действий по самоуходу, которые необходимы человеку для удовлетворения универсальных потребностей самоухода, и потребностей, возникших в результате нарушения здоровья. Характеризуя потребности в лечебном самоуходе, она выделяет следующие:

  • реально и субъективно осознаваемые потребности;
  • взаимоотношения между различными потребностями самоухода;
  • факторы, которые могут влиять на различные потребности в связи с возрастом, полом, условиями жизни и т.д.;
  • различные методики действий, которые должны быть предприняты для удовлетворения этих потребностей.

Теория самоухода Орем является частью обобщенной теории, включающей в себя, кроме указанной теории, теорию дефицита самоухода и теорию систем сестринского ухода. В обобщенном виде основной тезис теории можно представить следующим образом. Если человек при каких-то обстоятельствах не в состоянии поддерживать жизнь, обеспечить свое здоровье и благополучие, то это становится сферой ответственности медицинской сестры, которая компенсирует эту возможность и помогает пациенту так, чтобы он сам смог обрести самостоятельность, настолько полно, насколько это возможно.

В своей теории дефицита самоухода Орем вводит новые понятия: способность к самоуходу, ограниченность возможности самоухода и невозможность самоухода. Способность к самоуходу определяется как комплекс усвоенных навыков, которые дают возможность удовлетворить постоянные потребности в уходе, благодаря которым регулируются жизненные процесса, поддерживается структурная и функциональная независимость человека в обществе, осуществляется его развитие. Способность к самоуходу определяется суммой знаний, мотивацией, практическим опытом, которые позволяют судить о способности человека к самоуходу.

Она связывает понятие способности к самоуходу с различными умственными, физическими и психическими характеристиками человека, считая, что эти способности развиваются отчасти спонтанно во время осуществления самоухода в обыденной жизни, отчасти при обучении.

Ограниченность возможности самоухода определяется как дисбаланс между способностью к самоуходу и потребностями в лечебном самоуходе. Невозможность самоухода является крайней степенью проявления ограниченности возможности самоухода.

По мнению Орем, теория дефицита самоухода является описанием и обоснованием необходимости сестринского ухода в конкретном случае, когда способность к самоуходу меньше, чем потребность в лечебном самоуходе. Иначе говоря, когда человек не в состоянии осуществить необходимый самоуход в полном объеме, кто-то другой должен взять на себя его осуществление (например, близкие). Орем определяет это как «уход в связи с зависимостью». В тех случаях, когда ни сам человек, ни его близкие не могут осуществить этот уход, он становится компетенцией медицинской сестры.

Теория систем самоухода в значительной мере построена на описании общих ситуаций оказания помощи нуждающимся в ней, включая ситуации, относящиеся к области сестринского дела. Это ситуации, когда:

  • есть две стороны: нуждающийся в помощи и тот, кто ее осуществляет;
  • нуждающийся в помощи имеет потребность в осуществлении каких-то действий, но не в состоянии полностью выполнить их;
  • осуществляющий уход осознает потребности нуждающегося и способен удовлетворить их;
  • действия осуществляющего уход дополняют или восполняют необходимые действия по самоуходу, а также направлены на повышение возможностей пациента осуществлять эти действия самому Сестринский уход Орем называет аналогом способности к самоуходу в том смысле, что в обоих случаях под ними понимаются особые целенаправленные действия. Для медицинской сестры такими действиями являются: обследование, составление плана сестринских действий, практическая реализация плана и оценка результатов. Эти мероприятия Орем объединяет между собой в единое целое и называет сестринским процессом.

По ее мнению все лица, осуществляющие профессиональный уход, используют пять основных приемов оказания помощи пациенту:

  • делать что-либо за пациента;
  • руководить пациентом;
  • поддерживать пациента психологически или физически;
  • создавать благоприятную обстановку для развития личности;
  • обучать пациента.

Системы сестринского ухода, по мнению автора, являются результатом усилий со стороны медицинской сестры и пациента, их взаимодействия в той или иной клинической ситуации. Орем выделяет три системы сестринского ухода: полностью компенсирующую систему, частично компенсирующую систему и поддерживающие системы сестринского ухода.

Полностью компенсирующие системы предназначены следующим группам пациентов:

  • пациенты, не способные выполнять осознанные действия (больные в состоянии комы);
  • находящиеся в здравом рассудке, но не способные к физическим действиям (парализованные больные);
  • пациенты, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять уход, но могут это сделать под чьим-либо руководством (умственно отсталые пациенты).

В этих системах задачами медицинской сестры являются: сделать что-то за пациента, разъяснить ему что-то, поддержать и защитить его.

Частично компенсирующие системы сестринского ухода предполагают совместные действия медицинской сестры и пациента. Здесь уместны все пять основных приемов оказания помощи пациенту.

Поддерживающие (направляющие) системы используются в том случае, когда необходимо научить пациента каким-то действиям для того, чтобы удовлетворилась его потребность в лечебном самоуходе. Здесь используются такие методики, как поддержка, руководство, создание соответствующей обстановки и постоянное просвещение.

(July 15, 1914 – June 22, 2007) was one of America’s foremost nursing theorists who developed the , also known as the .

Her theory defined Nursing as “The act of assisting others in the provision and management of to maintain or improve human functioning at home level of effectiveness.” It focuses on each individual’s ability to perform self-care, defined as “the practice of activities that individuals initiate and perform on their own behalf in maintaining life, health, and well-being.”

Early Life

Orem was born in July 15, 1914 in Baltimore, Maryland. Her father was a construction worker and her is a homemaker. She was the youngest among two daughters.

In the early 1930s, she earned her nursing diploma from the Providence Hospital School of Nursing in Washington, D.C. She went on to complete her Bachelor of Science in Nursing in 1939 and her Master’s of Science in Nursing in 1945, both from the Catholic University of America in Washington, D.C.

Education

Orem attended Seton High School in Baltimore, and graduated in 1931. She received a diploma from the Providence Hospital School of Nursing in Washington, D.C. in 1934 and went on to the Catholic University of America to earn a B.S. in in 1939, and an M.S. in Nursing Education in 1945.

She had a distinguished career in nursing. She earned several Honorary Doctorate degrees. She was given Honorary Doctorates of Science from both Georgetown University in 1976 and Incarnate Word College in 1980. She was given an Honorary Doctorate of Humane Letters from Illinois Wesleyan University in 1988, and a Doctorate Honoris Causae from the University of Missouri in Columbia in 1998.

Self-Care Theory

Orem’s theory focuses on each “individual’s ability to perform self-care, defined as ‘the practice of activities that individuals initiate and perform on their own behalf in maintaining life, health, and well-being."”

She also served as chairperson of the Nursing Development Conference Group, and in 1973 edited that group’s work in the book Concept Formalization in Nursing.

She authored many other papers and during the 1970s and 1980s spoke at numerous conferences and workshops around the world. The International Orem Society was founded to foster research and the continued development of Orem’s theories of nursing.

The second edition of Nursing: Concept of Practice was published in 1980. Orem retired in 1984 but she continued to work on the third edition which was published in 1985; fourth edition of her book was completed in 1991. She continued to work on the conceptual development of Self-Care Deficit