Называется распорядок дня. Что такое режим дня, в чем его смысл и как составить

Сегодня многие жалуются на свое здоровье. Но если спросить их: соблюдают ли они режим дня и есть ли у них определенный распорядок, то большинство скажет: или нет, или зачем это нужно.

Так имеет ли значение режим дня для здоровья ?

Давайте порассуждаем: в природе все подчиненно определенному распорядку - смена времен года, смена дня и ночи. Даже Луна и Солнце движется во Вселенной по своему установленному порядку. Почему же так часто человек – часть этой Природы, хочет стать независимым от нее?

Доказано, что одним из условий сохранения здоровья является следование распорядку или режиму дня. Везде: в труде, отдыхе, сне и питании должно выполняться правило смены ритмов. И только тогда человек сможет максимально использовать все возможности своего организма.

Сама физиология человека тесно связана с системой условных рефлексов. Если её нарушить, происходит дисбаланс, т.е. организм перестает понимать, когда и как включать работу внутренних органов. Отсюда и возникают нарушения в состоянии здоровья.

Конечно, у всех нас свой образ жизни, связанный с профессиональной деятельностью. Но общие правила существуют. Главное – это то, что у каждого дела должно быть свое время.

Как говорилось выше, существует система смены ритмов . Мы ритмично дышим, ритмично сокращается наше сердце, ритмично изменяется состав гормонов в крови, даже ритмы сна и бодрствования, питания и времени для переваривания пищи – подтверждают это.

Все биоритмы человека подчинены определенному чередованию. Все органы человека в разное время тратят и восполняют энергию. Поэтому часто выделяют пики активности человека и её спада. Условно люди делят себя на «Жаворонков», «Сов» и «Голубей».

«Совы» предпочитают активность в вечерние и ночные часы, но именно в это время организм затрачивает дополнительные усилия для бодрствования и поэтому он быстрее изнашивается. Многие говорят, что могут творчески работать только в это время. Но замечено, что через некоторое время работоспособность таких людей заметно снижается. Это нарушение в режиме дня сказывается на состоянии здоровья. Постепенно накапливается хроническая усталость, за ней приходит нервозность, гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Ученые в результате исследований выявили, что:

  • часами активной деятельности человека являются: 05 – 06, 09 – 10, 14 – 15, 20 – 21, 24 – 01 часов.
  • И время наименее активное : 02 – 03, 18 – 19, 22 – 23 часов.

Секрет долголетия прост:

    • естественная и простая жизнь,
    • разнообразное питание без кулинарных изысков,
    • полноценный сон,
    • ведение дневного образа жизни.

Почему именно ведение дневного образа жизни ? Потому что в светлое время жизни физиология человека нацелена на активность и все реакции протекают по максимуму. В ночное время, наоборот, активность снижается. И нарушение этого баланса, приводит к тому, что организму нужно больше жизненных сил для того, чтобы работать ночью. И тем самым происходит раннее его старение.

Итак, что же такое режим дня?

Режим дня - это определенный распорядок в смене труда и отдыха, питания и сна. Многие считают, что если говорят о режиме, то тем самым ущемляется представление о свободе действий. Но это не так. Если мы хотим оставаться надолго здоровыми и активными, то соблюдение режима дня даст нам это. Поэтому можно сказать, что соблюдение режима дня – это самодисциплина, самоконтроль за своей деятельностью. Оно приносит не только здоровье, но и дает возможность умело

Режим дня ребенку необходим для его полноценного развития. Составляют его с учетом возраста малыша. Режим дня способствует укреплению здоровья, полноценному отдыху, необходимой физической активности. Ученые подсчитали, что наивысший пик физической активности приходится на утро. Значит, именно в утренние часы лучше всего даются занятия спортом, учеба и развивающие методики. А для того, чтобы все это успеть, ребенок должен не позже 8 часов утра (если он пока в школу или сад). Если укладывают позже девяти вечера, то и вставать они будут позже. При этом у малыша будет наблюдаться вялость и усталости с самого утра. Поэтому самым главным в распорядке дня считается время для сна, пренебрегать которым в детском возрасте непозволительно. Наша пищеварительная система также работает по определенному ритму. Поэтому в течение дня нагрузку на нее надо распределять правильно. А сделать это можно, только отведя питанию определенные часы. Утром, когда организм еще только просыпается, ему необходимо дать ряд необходимых питательных веществ. Но плотная, тяжелая пища еще усваивается плохо. Завтрак у малыша должен приходиться на 7-8 часов утра. Если ребенок поел плохо, то лучше устроить второй завтрак в 10-11 часов. К обеду потребность в питательных веществах возрастает. Тем более, если этому предшествовала прогулка на свежем воздухе, подвижные игры, занятия. В правильно составленном распорядке дня одно действие дополняет другое. Период активности сменяется отдыхом и сменой деятельности. Это позволяет распределить нагрузку на организм равномерно в течение дня . Если же день проходит сумбурно, как правило, к вечеру ребенок устает - отсюда появляются капризы и проблемы со сном. Для родителей четкий распорядок дня их чада иногда единственная возможность заняться делами. Кстати, если ребенок в детский сад, то или необходимо придерживаться заведенных правил. Конечно, допустимы некоторые послабления с учетом планов семьи.

Начиная с рождения малыша, его биологические ритмы «запускают» программу жизнедеятельности всего организма. С их помощью организм регулирует продолжительность и время сна, налаживает обмен веществ, способствующий росту ребенка. Поэтому, для гармоничного развития ребенка очень важен правильно организованный распорядок дня.

Инструкция

В 6-7 часов утра организм, уже сменивший несколько фаз сна, полностью готов к пробуждению. Многие малыши просыпаются сами в это время, но, если этого не произошло, смело . Предложите малышу контрастный душ, чтобы активизировать защитные силы его организма для борьбы с микробами и бактериями.

Организуйте завтрак в 8 часов. Для ребенка лучшей пищей в это время будет молочная каша, фрукты и йогурт.

В 10 часов детский организм находится на пике своей активности. Мозг малыша способен быстро усваивать новую информацию. Поиграйте с ним в интеллектуальные, игры, почитайте. Разучите новое стихотворение с ребенком постарше.

После обеда, примерно в 13 часов организуйте дневной сон. Именно он помогает организму вырабатывать и избавляться от накопившейся усталости. Позволяя восстановить силы ребенка в середине дня, он предохраняет нервные клетки от переутомления. Продолжительность дневного сна зависит от возраста малыша, но пусть он будет обязательным. После сна угостите кроху сытным и вкусным полдником. Проведите время за чтением книги, давая ему возможность окончательно и восстановиться.

В 20 часов в организме малыша происходит эмоциональный спад. Но его память в это время особенно остра. Поймайте этот момент, чтобы почитать стихи (можно даже на иностранном языке), спойте вместе песенку.

В 21-22 часа готовьте ребенка ко сну. Расскажите ему сказку, дайте любимую игрушку. Выключите или приглушите звук телевизора, прекратите громкие разговоры.

Стараясь организовать жизнь малыша в соответствии с правильным распорядком, не забывайте, что он не должен быть навязанным ребенку. Наблюдая за поведением своего чада, попробуйте , в каком режиме живет его организм: когда кроха ведет себя активнее – утром ? Продумывая режим дня ребенка, постарайтесь учесть эти особенности.

Полезный совет

Домашний режим ребенка в выходные дни должен соответствовать режиму детского сада или яслей. Не нарушайте его без серьезных причин. По возможности сохраняйте распорядок при любом изменении условий жизни малыша (в поездке к родственникам, в отпуске). Конечно, определенные отступления допустимы, но постарайтесь сделать их минимальными.

Ученые утверждают, что люди, живущие по строго определенному режиму, успевают за день больше, а устают меньше, чем те, кто не подчиняет свою жизнь графикам и распорядкам. Подумайте, насколько лучше бы вы себя чувствовали, если бы просыпались, ели, работали и отдыхали в одно и то же время. Попробуйте разработать режим, подходящий лично для вас.

Инструкция

Выстраивайте график, исходя из ваших индивидуальных биологических ритмов. Определите, в какое время суток вы наиболее активны. Если вас тянет ко сну с 10 часов вечера, а встать в 6 утра не составляет – вы « » и наиболее эффективно трудиться способны в половине дня . Если же ранние подъемы приносят чувство разбитости на весь день, зато в 11 часов вечера вы активны и бодры – вы, скорее всего, «сова». Лучшее время для определения собственного типа – , когда у вас нет необходимости рано и можно , когда хочется, а не тогда, когда завершены все дела. Если вы попытаетесь разобраться, «сова» вы или «жаворонок», посреди рабочей недели, вынужденно ложась спать поздно и вставая рано, вы, скорее всего, ошибетесь и отнесете себя к типу «сов», так как будете чувствовать слабость из-за естественного в таких недосыпа.

Если вы работаете по жесткому графику, вам проще будет спланировать свой день. Тем не менее, старайтесь и придерживаться расписания, не спите намного дольше обычного и не поддавайтесь соблазну ложиться далеко за полночь. Если же у вас свободный график, режим вам просто необходим – отводите основную часть работы на те часы, когда вы в состоянии трудиться с максимальной отдачей, а в то время, когда активность падает, занимайтесь чем-нибудь необременительным, не требующим концентрации. Распределяйте объем работы на весь день, не допускайте выматывающих авралов и длительных периодов малой активности – ничегонеделание выматывает не меньше.

Составляя график, отводите на сон не менее 7-8 часов. Как бы ни была велика ваша загруженность, высыпаясь, вы будет работать намного эффективнее. Хроническая нехватка отдыха приведет к тому, что производительность любого труда значительно снизится, и часы, отнятые у сна, будут потрачены . Старайтесь придерживаться режима питания – промежутки между приемами пищи в течение дня должны составлять 4-5 часов, максимум – 6. Это оптимальное время для полного усваивания еды.

Видео по теме

В современной быстрой жизни невозможно сохранить крепкое здоровье и все успеть, если заранее не распланировать свой день и не придерживаться постоянного расписания. Это помогает организму привести все мыслительные и физиологические процессы в норму, не тратить зря времени на «раскачивание», быстро просыпаться, вовремя вставать, не опаздывать и быть полным сил и энергии. Точное распределение времени поможет найти силы для всего – работы, семьи и отдыха. Вовремя принятая пища поможет избежать многих заболевания желудочного тракта. Достаточное время для сна обеспечит бодрость и силы для следующего дня.

Установите режим сна и подъема

Врачи рекомендуют рано вставать, лучше всего до 8 утра, даже если спешить на работу не нужно. Одного и того же времени для подъема нужно придерживаться и в будние дни, и в выходные, чтобы не сбивать весь график и не привыкать к нему заново. Со временем это позволит вставать самостоятельно, без будильника, и высыпаться, оттого и чувствовать себя замечательно даже в конце трудовой недели.

Обычно люди недосыпают на рабочей неделе, зато используют время выходных дней, чтобы отоспаться. Но если следовать выбранному режиму, вы будете каждый день оставлять себе на сон столько времени, сколько нужно вашему организму. Следовательно, не придется в выходные тратить половину дня на отдых после трудной недели.

Принимайте пищу вовремя

После того как вы сами научитесь вставать в одно и то же время, организм привыкнет, что и еду вы потребляете в определенные часы. За 10-15 минут до потребления пищи он будет вырабатывать желудочный сок, который позволит переваривать пищу более успешно и быстро. Это важно для сохранения здоровья организма, своевременного насыщения всех клеток питательными веществами, для работы выводящей системы. Организм после установления режима будет работать в буквальном смысле слова «как часы».

Выработайте привычку

Для того чтобы режим установился, потребуются сила воли, привыкание и хорошее планирование. Распишите свой желаемый распорядок дня, высчитайте время для того, чтобы выспаться, и установите оптимальные часы для подъема и отхода ко сну. Далее продумайте время для работы, приемов пищи, вечернего отдыха. Записав свой режим дня, повесьте его на видное место и постарайтесь не нарушить его хотя бы 3 недели. После 21 дня привычка должна установиться, тогда следовать режиму будет уже проще.

Режим дня ребенка: для чего нужен и как правильно его организовать?

Режим дня – это распределение времени на различные видя деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи

Изменить размер текста: A A

Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не только малышу, но и его родителям. Соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.

Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения ребенка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, - к ослаблению иммунитета.

Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие? С какого возраста нужно приучать ребенка к режиму дня?

Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня. Он организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для воспитания гармоничной личности.

Организм ребенка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье ребенка и создавать условия для его благополучного роста и развития.

Обычно дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью. При изменении режима дня они становятся капризными. Обычно это связано с началом посещения детского сада или школы, когда сложно сразу приспособиться к новым условиям, и дети переутомляются, раздражаются и от этого плачут. Постепенно они адаптируются к новому режиму и вновь становятся послушными, не вызывающими у родителей особых проблем.

Если ребенок посещает детское учреждение, то он и его родители вынуждены придерживаться определенного режима дня. У не посещающих такие заведения детей образ жизни зависит от родителей. Обычно мамы по часам кормят и укладывают спать детей первых лет жизни регулярно выводят их на прогулку и т.д. Если режим дня по какой-либо причине изменяется, то ребенок начинает капризничать, у него нарушаются сон и аппетит, появляются возбуждение или вялость. Справиться с таким ребенком сложно, к тому же страдает его здоровье, поэтому мамы стараются все делать вовремя.

Для прекращения каприза можно, подражая ребенку, имитировать его плач, а затем, гладя на него, постепенно делать голос тише и тише. Часто детей сбивает с толку такое поведение родителя, а каприз заканчивается совместным смехом и примирением.

Дети постарше не всегда соблюдают режим дня, так как сами еще не в состоянии контролировать его, а взрослые относятся к ним иногда попустительски . Дети могут увлечься мультфильмами, отказаться от дневного сна, расшалиться вечером. Все это дестабилизирует их психику и является причиной капризов и непослушного поведения по вине родителей. Конечно, бывают исключения из правил или обстоятельства, когда приходится немного изменить привычный распорядок дня, но в целом необходимо ему следовать.

Режим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более успешной.

В первые годы жизни закладывается характер ребенка, а к пяти годам он уже полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у малышей происходит в игровой форме.

У детей первых трех лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также развитию речи.

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.

Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в 8-12 и 16-18 ч. В период с 14 до 16 ч ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня, а после обеда устраивают тихий час (обычно сон). Учет биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка.

Изменяется работоспособность и в течение недели. После выходных дней ребенок в понедельник адаптируется к существующему в детском саду или школе режиму. В последующие дни он втягивается в различные занятия, учебный процесс, игры и проявляет наибольшую работоспособность. К концу недели нарастает усталость и работоспособность снижается, что связано с недостаточной физической активностью (во время занятий детям приходится много сидеть, не все игры сопровождаются движением) и все нарастающей умственной нагрузкой. Именно поэтому рекомендуется с детьми играть в подвижные игры, больше гулять на улице, при планировании дня чередовать умственную и физическую нагрузку, во время продолжительных занятий в старшем возрасте проводить паузы-разминки. Если ребенок в течение дня сохраняет хорошую работоспособность, не переутомляется, то он психически более стабилен и меньше капризничает.

В дошкольном возрасте дети сохраняют бодрость на протяжении не более 5-6 ч, поэтому им необходим дневной сон. Режим дня помогает ребенку засыпать и просыпаться в одно время. Если есть полноценный ночной сон, а значит и отдых, то будет и хорошее настроение утром после пробуждения. Только это помогает избежать множества капризов в связи нежеланием вставать с постели, одеваться и отправляться в детский сад или школу. Хорошее утро помогает сохранить настроение на весь день родителям, которым не пришлось торопить ребенка, в спешке делать все за него, успокаивать плач и бежать потом на работу. Все происходит мирно, в спокойном ритме. Если ребенок не посещает детских учреждений и спешить некуда, то можно с ним позаниматься, поиграть в развивающие игры, приобщить его к домашним делам. В течение дня можно все успеть без конфликтов, если с утра хорошее настроение, а ребенок привык соблюдать режим дня. Вечер в таких семьях обычно тоже проходит в благоприятной обстановке – для детей находятся спокойные занятия, а родители успевают уделить время друг другу, ребенку и себе.

В некоторых семьях в выходные дни ребенок выбивается из ритма, к которому привык на протяжении недели. Уставшие от трудовой деятельности, родители утром могут подольше поспать, что затем приводит к сдвигу привычного режима дня. К тому же часть времени ребенок оказывается предоставленным сам себе. Это нарушает его психическую стабильность и приводит к капризам. Родителям следует найти в себе силы и проявить организованность, чтобы сохранить в доме благоприятный для всех психологический настрой. Если они могут в выходной день придерживаться привычного для ребенка распорядка дня, то в понедельник ему проще влиться в коллектив и справиться с учебными занятиями. Если ребенок накануне делал, что хотел, неограниченно смотрел телевизор, долго играл в шумные игры, то к следующему дню у него сохраняется утомленность, отмечается вялость или возбужденное состояние, что отражается на учебных занятиях, мешает заснуть в положенный час днем, приводит к конфликтам с другими детьми.

Режим дня для детей составляют с учетом физиологических потребностей. До 5 лет ночной сон должен занимать 10-11 ч., а дневной – 1,5-2,5. Всего ребенку положено спать 12-12,5 ч в сутки. Оптимально укладывать ребенка в кровать в период с 21 до 21 ч 30 мин, тогда утром, с 7 до 7 ч 30 мин, он проснется бодрым. Дневной сон у детей дошкольного возраста организуют так, чтобы пробуждение пришлось на период с 15 до 15 ч 30 мин. В таком случае во второй половине дня они вновь будут активны. Более позднее пробуждение будет сопровождаться вялостью до вечера и нарушит ночной сон. Как правило, это приводит к нежеланию ребенка выполнять просьбы взрослых, возбуждению вечером, плохому засыпанию и капризам.

Полноценному ночному сну уделяется большое внимание и потому, что ребенок, который не выспался, в первой половине дня отличается вялостью, плохим настроением, хуже справляется с заданиями, а к вечеру становится более активным. Он начинает шуметь, бегать, просит не включать телевизор, не желает готовиться ко сну. Ведь у него сопровождается капризами, а взрослые прилагают много усилий, чтобы привести все в норму.

Помочь ребенку приспособиться к соответствующему возрасту режиму дня можно следующим образом. Предупреждайте ребенка за 10-15 мин о том, что пора заканчивать игру, собирать игрушки и ложиться спать. По истечении данного времени проверьте, чтобы ребенок все сделал, помогите ему при необходимости. Не поддавайтесь его просьбам поиграть еще немного. Если ребенок уже проявляет самостоятельность и сам раздевается, вешает одежду на стул, чистит зубы, то выполнение этих действий помогает ему настроиться на сон.

Прием пищи в определенное время вызывает голод и аппетит к положенному часу, а значит, ребенка легче усадить за стол, а пища хорошо усвоится. Первый завтрак рекомендуется детям в 7-8 ч утра. До обеда, в 10-11ч, можно предложить ребенку второй завтрак. После прогулки на свежем воздухе и подвижных игр, ребенок с аппетитом съест обед.

Вечером играйте с ним только в спокойные игры, обратите внимание на содержание просматриваемых им мультфильмов и других телепередач (они не должны приводить ребенка в возбужденное состояние или вызывать тревожность и страх). Детям не рекомендуется длительно сидеть перед телевизором, так как это вредно не только пребываем в неподвижной позе, но и психическим переутомлением, нагрузкой на зрение. Успокаивающе действует на детей чтение книг, что и рекомендуется делать перед сном. Так вы побудите наедине с ребенком, уделите ему внимание и поможете заснуть.

Более организованные дети отличаются в детском саду и школе дисциплинированностью, способностью к обучению, коммуникабельностью и реже болеют.

Конечно, не стоит заставлять ребенка все делать точно по расписанию, непрерывно следя за часами. Иногда нужно учитывать сложившуюся ситуацию и позволить ребенку еще 5-10 мин поиграть, договорившись, что затем он обязательно сложит игрушки в коробку, или перенести прогулку на другое время из-за дождя, чуть раньше или позже накормить, если ребенок приболел и у него изменился аппетит. Взрослые могут проявить гибкость и решить, что важнее в данный момент для воспитания и здоровья ребенка, а жизненный опыт и мудрость им в этом помогут.

Материал подготовлен по данным: Е.Ю. Ярославцева: «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам». Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем .

Материалы предоставлены Первым семейным клубом

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Режим дня и его значение для здоровья человека, организация режима дня

Сегодня человеку продолжает казаться, что здоровье также постоянно, как электро-, водоснабжение, что оно будет всегда, т. к. забота о нем переложена современностью на плечи государства, медицинской отрасли, которые должны поставлять здоровье, как продукты, товары, услуги. Человек стал потребителем, а не производителем своего здоровья.

Несмотря на все расширяющуюся сферу медицинского обслуживания, ее широкомасштабные мероприятия - стремление к всеобщей диспансеризации, к массовым формам физической культуры, увеличению числа медперсонала, клиник, больниц, наконец, курортов, домов отдыха и т. п. - количество людей, имеющих отклонения в здоровье, не уменьшается. И загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний человека играют в этом далеко не последнюю роль. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование сегодняшних достижений в науках о человеке, о его резервах, психофизиологических, физических возможностях. Здоровье человека зависит от:

Состояния медицины - на 10%;

Влияния экологических факторов - на 20-25%;

Генетических факторов - на 20%;

Условий и образа жизни - на 50%.

Под здоровым образом жизни понимаются используемые формы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, усиливают адаптивные возможности организма человека, способствуют восстановлению, поддержанию и развитию его резервных уровней, а так же выполнению профессиональных функций.

Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура - часть общей культуры.

Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что, безусловно, улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма. Гиподинамия же и ограниченные физические нагрузки интенсивно способствуют затуханию жизнедеятельности организма.

Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:

1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;

2) рациональное питание в одни и те же часы;

3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Строгий, ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При этом следует учитывать различия условий жизни и труда отдельных категорий людей, чей труд связан с различными видами деятельности. Основные положения труда и отдыха должны соблюдаться всеми, независимо от специфики деятельности.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовке к предстоящей деятельности. Например, если ежедневно занимаеться умственным или физическим трудом, который происходит в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности, т.е. к способности «собраться». То же самое происходит при регулярном режиме питания. К «запрограммированному» времени происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что способствует и обеспечивает эффективное пищеварение.

Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма.

Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой режима дня. Если человек ежедневно в одно и тоже время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, то вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует так называемый динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчающий все жизненные процессы.

Если, например, ребенок садится за уроки в определенное время, то к этому часу у него происходит не только психологический, но физиологический настрой - несколько усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга и т.д.

Эта готовность к выполнению умственной работы позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание. Таковы биологические и физиологические основы режима дня. Состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды - смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.

Ночью снижаются показатели обменных процессов, работа сердечно-сосудистой, дыхательной систем, температуры тела. Пульс, частота и глубина дыхания уменьшаются. Головной мозг не получает информацию, нет нагрузки ни физической, ни умственной. Организм отдыхает, восстанавливается. Днем интенсивность двигательной активности возрастает, что в значительной степени интенсифицирует работу кардиореспираторной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы, обменных процессов. Повышаются все функции центральной нервной системы и высшей нервной деятельности.

Работоспособность человека в утренние часы постепенно повышается и достигает к 10-13 часам наивысшего пика. После 14 часов происходит снижение работоспособности, а 16-17 часам идет волна повышения всех функций. Спад функциональных возможностей наблюдается, как правило, после 20 часов. Влияют ли индивидуальные особенности организма или социальные факторы на режим труда и отдыха? Безусловно. Не учитывать данные факторы нельзя, но основные положения его должны соблюдаться. К ним относятся простые, но необходимые требования:

Выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;

Рациональное чередование работы и отдыха;

Регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;

Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;

Пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;

Строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.

Краткая характеристика особенностей организма человека в течение суток

1 час ночи.Большинство людей спит уже около трех часов, пройдя через все фазы сна. Наступила легкая его фаза, человек может легко пробудится. Именно в этот момент мы особенно чувствительны к боли.

2 часа.Большинство наших органов работает экономно, за исключением печени. Она использует эти спокойные минуты, чтобы интенсивнее работать с необходимыми человеку веществами. И, прежде всего с теми, которые удаляют из организма все яды. Тело подвергается своего рода «большой стирке». Если вы не спите в это время, не следует пить кофе, чай, и, особенно, спиртное. Лучше всего выпить стакан воды или молока.

3 часа.Тело отдыхает. Физически мы полностью истощены. Если приходится бодрствовать, постарайтесь сосредоточиться полностью на работе, которую необходимо закончить. В это время у нас самое низкое давление крови, пульс и дыхание самые медленные.

4 часа.Дыхание еще низкое, мозг снабжается минимальным количеством крови. Это час, когда чаще всего умирают люди. Тело «работает» на самых малых «оборотах», но слух обостряется. Мы пробуждаемся от малейшего шума.

5 часов.Почки ничего не выделяют. Мы сменили уже несколько фаз сна. Встающий в это время быстро приходит в бодрое состояние.

6 часов.Давление повышается, сердце бьется быстрее, кровь пульсирует в венах. Даже если мы хотим спать, тело наше уже пробуждается.

7часов.Иммунологическая защита человека особенно сильна. Кто вступает в конфликт с вирусами и бактериями в это час, имеет больше шансов победить.

8 часов.Тело отдохнуло, печень освободила наш организм от ядовитых веществ. В это время ни в коем случае нельзя принимать алкоголь - на печень обрушится большая нагрузка.

9 часов.Повышается психическая активность, уменьшается чувствительность к боли. Сердце работает на полную мощность.

10 часов.Активность повышается. Мы в самой хорошей форме. Кто в это время сидит за чашкой кофе или болтает по пустякам, просто распыляет свою работоспособность, которая уже не проявится в полную силу.

11 часов.Сердце продолжает работать ритмично, в гармонии с нашей психической активностью. Большие нагрузки почти не ощущаются.

12 часов.Наступает момент мобилизации всех сил. Не стоит сейчас принимать обильную пищу - лучше пообедать на час позже.

13 часов.Печень отдыхает, в кровь поступает немного гликогена. Первый период дневной активности прошел, чувствуется усталость, хотя впереди еще много работы. Нужен отдых.

14 часов.Кривая энергии опускается. Это вторая самая низкая точка в 24-часовом цикле. Реакции замедляются.

15 часов.Снованаступает улучшение. Органы чувств, особенно обоняние и вкус, обострены до предела. (Гурманы, между прочим, предпочитают садиться за стол именно в это время.) Снова мы входим в норму.

16 часов.Уровень сахара в крови повышается. Однако это не заболевание. После первоначального оживления наступает спад.

17 часов.Производительность еще высока. Спортсмены тренируются с удвоенной энергией.

18 часов.У людей снова понижается ощущение физической боли. Повышается желание больше двигаться. Психическая бодрость постепенно уменьшается.

19 часов.Давление крови повышается, психическая стабильность на нуле. Мы нервозны, можем ссориться из-за пустяка. Плохое время для аллергиков. Начинаются головные боли.

20 часов.В этот час ваш вес достигает максимума, реакции - удивительной быстроты. Водители находятся в прекрасной форме, аварий почти нет.

21 час.Психическое состояние нормально. Вечерняя память обостряется.

22 часа.Кровь насыщена кровяными тельцами - количество лейкоцитов удваивается. Температура тела понижается.

23 часа.Наше тело уже готовится к отдыху, продолжая работу по восстановлению клеток.

00 часов.Еслимы легли спать в 22 часа, настало время для сновидений. Не только тело, но и мозг подводят итоги, отторгая все ненужное. День закончен.

В развитии духовных и физических сил человека, в укреплении его здоровья исключительно важную роль играет физическая культура. Функция движения - основная биологическая функция всякого живого организма, главнейший стимулятор процессов роста и формирования молодого организма. В пожилом возрасте физическое движение является фактором, противодействующим преждевременному увяданию организма.

Физическая культура и спорт развивают в организме человека способности приспособления к внезапным и сильным функциональным колебаниям, а также огромную выносливость организма в случае длительного, хронического воздействия неблагоприятных условий.

При работе мышц происходят определенные химические реакции. В мышце образуется ацетилхолин, который увеличивает проходимость клеточных мембран для ионов натрия, калия, магния и других питательных и необходимых клеткам веществ. Таким образом, мышечная деятельность является положительным фактором влияния через нервные центры и кровь на многие функции организма. Систематическая двигательная активность оказывает на человека положительное воздействие. Сердце даже в покое начинает работать экономно, ритм его сокращений замедляется, но сила их увеличивается и за один удар выбрасывается больше крови.

Возрастает запас прочности сердца. Кровеносные сосуды становятся более эластичными, а кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодому человеку. Дыхание замедляется, но становится более глубоким. Снабжение организма и особенно мозга кислородом улучшается, чему способствуют повышение числа эритроцитов и увеличение количества гемоглобина в крови. Под влиянием физических упражнений, в особенности упражнений, развивающих силу, кости делаются крупнее, прочнее и тяжелее, богаче кальцием.

Суставы и связки также лучше функционируют у лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Под влиянием занятий физическими упражнениями совершенствуется и зрение. Двигательная активность - один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств ФК и спорта.

Питание - процесс потребления и утилизации пищи для роста, восста-новления и жизнедеятельности организма. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне.

Потребности человека в питательных веществах нередко определяются его наследственными особенностями. Поэтому набор составляющих пищевой рацион одного человека может не подходить для другого. Важно не то, что мы едим, а сколько едим, когда едим и в каком сочетании съедаем те или иные продукты. Правильное питание позволяет организму максимально реализовывать свой генетический потенциал.

Подбор пищевых продуктов основывается на том, что в организм должно поступать достаточное количество жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды. Считается, что суточная норма белка в среднем должна составлять 100 г, жира - 80-90г, углеводов - 350-400г.

Важным принципом рационального питания является сбалансированность основных пищевых веществ. Соотношение белки-жиры -углеводы должно составлять соответственно 15-30-55% суточной калорийности потребляемой пищи. Белки животного происхождения (мясо, рыба, сыр, молоко, птица) должны составлять 50-60% его суточной нормы, причем половина этого количества должна обеспечиваться за счет молочных продуктов. Белки растительные (соя, гречневая и овсяная крупа, бобы, горох, фасоль) составляют 40% нормы. Основное назначение белков состоит в том, что они служат строительным материалом, частью покрывают энерготраты организма, стимулируют умственную деятельность. Жиры (животные и растительные) являются главным энергетическим материалом. Усваиваясь, они дают вдвое больше калорий, чем вместе белки и углеводы. В суточном рационе жиры целесообразно распределить следующем образом: одна четверть - сливочное масло, другая - растительное, оставшуюся половину следует обеспечить за счет жира, используемого в кулинарных целях.

Углеводы (простые и сложные) также являются поставщиками энергии. Они быстро всасываются кровью и используются для работы и восстановления сил после физического или умственного напряжения. Способность углеводов откладываться в виде жира требует от человека разумных ограничений. Рекомендуется, чтобы за счет углеводов в суточном рационе на долю сахара приходилось не более 20%.

Важно, чтобы за счет углеводов овощей и фруктов обеспечено не менее 30% общего количества углеводов. Минеральные соли принимают участие во всех видах обмена веществ в организме.

Наиболее важны для нормального развития и функционирования организма кальций, фосфор, магний, железо, калий и другие.

Витамины представляют собой органические соединения, обладающие большой биологической активностью. Они необходимы для нормального роста и восстановления клеток и тканей. При отсутствии или недостатке нескольких витаминов в пище могут возникать тяжелые заболевания - авитаминозы. Все витамины делятся на две группы: растворимые в воде (С, Р, витамины группы В) и растворимые в жирах (А.Д.Е.К). Во всех процессах, происходящих в организме, участвует вода, которая составляет 66% массы тела. Дневная норма жидкости с учетом съедаемых овощей и фруктов, состав-ляет до 2,5 литров, т.е. столько, сколько ее выделяется из организма за сутки, чем обеспечивается водный баланс.

Когда человек молод, здоров, он меньше всего обращает внимание на сохранение своего здоровья. О здоровье в любой возрастной период можно судить по способности организма нормально функционировать во внешней среде и при ее изменениях, сохранять трудоспособность.

Сон - эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Это - физиологическая защита организма, потребность, как лечение, обусловлена сложными психофизиологическими процессами.

Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, уменьшается расход энергии, восстанавливаются и начинают функционировать системы, которые понесли сверхнагрузку (переутомление или болезненные изменения). Происходит накопление богатых энергией фосфорных соединений, при этом повышаются защитные силы организма. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных и снижению защитных сил организма.

Гигиеной сна предусматривается отход и подъем в одно и то же время или с незначительной разницей во времени. Тишина, затемнение окон, приток свежего воздуха, но не сквозняка, обязательны. Прием пищи, не возбуждающей организм, - за 1,5-2 часа до сна. Желательно сосредоточиться на отдыхе, не нагружая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего.

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья человека, но за него приходится бороться, преодолевая свою инертность, лень, обжорство, слабоволие. Однако нельзя придерживаться ЗОЖ, не зная, что это такое, каково его содержание и принципы. В нашей стране внедрение здорового образа жизни идет медленно и с минимальным эффектом. Кроме других, отрицательную роль здесь играют такие факторы, как отсутствие в обществе традиций здорового образа жизни, сложившийся уклад жизни, при котором отношение к здоровью людей рассматривается как составляющая производственных отношений. В настоящее время мы еще не можем полностью управлять биологическими ритмами, это дело будущего, Но и сейчас значительная часть гигиенических рекомендаций строится на знании ритмической деятельности организма и в первую очередь на так называемых циркадных или суточных ритмов.

Учеными установлено, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны те отделы вегетативной нервной системы, которые дают организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы. И, как известно, основную деятельность человек производит именно днем.

Таким образом, режим дня со всеми его составляющими, является интересной темой не только с практической, но и с научной точки зрения.

Мурадова Е.О. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2006. — 128 с.

Режим дня - почему важен и какой должен быть?

У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Примерно в одни и те же часы человек работает, отдыхает, принимает пищу. Организм привыкает к этому распорядку, и в результате дела требуют меньше усилий, затрачиваемые в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются.

У большинства людей в течение суток отмечаются волнообразные изменения работоспособности с двумя пиками ее повышения - с 8 до 13 часов и с 16 до 19 часов. В режиме дня должно быть определенное время для работы, отдыха, занятий.

Желательно завтракать с 6 до 8 утра.

Известно, что время с 6 до 10 утра характеризуется хорошим запоминанием. Если вам необходимо запомнить определенную информацию – лучше учить сутра. С 5 до 7 активизируется механическая память. Логическое запоминание активно с 7 до 8 утра, а ассоциативная память лучше работает с 8 до 10 утра. С десяти утра активируются функции работоспособности. Начинается наиболее благоприятный период времени для развертывания вашей основной деятельности, который длится до 6 часов вечера.

С 11 до 13 часов необходимо сделать перерыв на обед. Вы должны есть неспешно, с удовольствием, даже если это простая пища. Попробуйте во время еды думать о еде, осознавая ее вкус и аромат, не отвлекаясь на посторонние мысли. Обеденную трапезу следует начинать с небольшого количества напитка. Это может быть свежий сок из овощей, настой из трав или просто чистая вода. Затем нужно приступить к сырым овощам. После обеда можно выпить немного жидкости, но потом в течение часа лучше не пить. Жарким летом вообще нельзя запивать пищу. Можно съесть немного сочных фруктов и этого будет достаточно. Если вам предстоит напряженная умственная деятельность, то после обеда можно также полакомиться небольшим количеством сладенького десерта.

До 6 вечера вы трудитесь, а после 6 физическая и умственная активность снижается. В это время деятельность должна быть направлена на умиротворение, успокоение.

В 7 вечера желательно принять теплый душ – это вас расслабит и подготовит ко сну.

С 18 до 22 часов вы можете постепенно сворачивать свою деятельность и готовиться ко сну. Если в этот период времени смотреть телевизор, выяснять отношения или заниматься умственной деятельностью – вам обеспечены плохие сны, бессонница и разбитое настроение утром. Вечером желательно проанализировать прошедший день.

Режим сна так же очень важен. С 10 до 12 часов происходит фаза глубокого сна и идет восстановление внутренних сил организма. С 12 до 2 часов ночи мозг уже начинает работу, и мы видим сны. Как уже говорилось, сны напрямую зависят от ваших внутренних переживаний в период бодрствования и от вашего питания. C 2 до 4 утра наблюдается наибольшее расслабление организма.

6.00 - лучшее время проснуться и встать с постели, принять душ. Начинают выделяться гормоны, ускоряется обмен веществ, накапливается энергия.

В 7.00 стрелки внутренних часов показывают, что пришло время завтрака. Причем сладости не добавят лишних килограммов. Утренние углеводы полностью перерабатываются в энергию.

В 8.00 вырабатывается максимальное количество гормонов. Повышается порог болевой чувствительности. Поэтому происходит обострение различных недугов.

9.00 - пик активности кратковременной памяти. Бросайте все и садитесь за учебники.

10.00 - ускоряется циркуляция крови по организму, и мозг лучше снабжается кровью, и легче всего запоминается все услышанное и увиденное, поэтому с 10 до 12 время творить.

С 11.00 начинается стрессоустойчивый период. Самое время для улаживания конфликтов.

В 12.00 пора передохнуть. Повышается кислотность желудка, а следом и чувство голода. Снижается умственная деятельность, ведь кровь приливает к желудку.

13.00 - время обеда, образуется больше всего желудочного сока.

В 14.00 мозг отдохнул и готов для долгосрочного запоминания. Притупляется чувство боли, поэтому наметьте на это время посещение стоматолога.

С 15.00 ускоряется кровообращение, поднимается артериальное давление. Возрастает трудоспособность.

В 16.00 открывается второе дыхание. Работайте, учитесь, занимайтесь спортом.

В 17.00 обостряются чувства. Можно выступать перед начальством с новым проектом.

В 18.00 активизируется работа печени и поджелудочной железы. Печень наиболее эффективно утилизирует алкоголь, можно выпить с друзьями.

19.00 - падает давление крови и пульс. Поэтому в это время желательно отказаться от препаратов, снижающих давление.

20.00 - снижается температура тела и артериальное давление, замедляется обмен веществ, лучше усваиваются лекарства.

21.00 - организм готовится ко сну. Не перегружайте желудок.

22.00 - пора в кровать. Если же вы решили развлечься с друзьями на дискотеке, то избегайте употребления алкоголя. Лишний коктейль обернется утренней головной болью.

23.00 - худшего времени для умственной работы не найти.

24.00 - если вам все еще не спится, то пора творить. Садитесь и пишите стихи.