Педофобия. Детские фобии Фобия детей

Фобия - это навязчивый страх, имеющий иррациональный и сильно преувеличенный характер и вызывающий излишнее волнение в конкретных жизненных ситуациях. Это специфическое тревожное расстройство, свойственное детям разного возраста. При этом вероятность воплощения этих страхов в жизнь бывает достаточно невелика, то есть имеет место бессмысленность и надуманность детских опасений. Отличие фобии от обыкновенного страха состоит в том, что при её наличии подросший ребёнок осознаёт беспочвенность, абсурдность и нелогичность своего страха, но, вместе с тем, это понимание не побуждает его перестать бояться. Тяжёлые фобии наблюдаются приблизительно у 1% детей и подростков, при этом девочки рассказывают о своих волнениях несколько чаще.

Причины

Разнообразные страхи считаются вполне нормальным явлением в жизни ребёнка. В определённые возрастные промежутки дети склонны бояться конкретных вещей или обстоятельств:

  • в первые годы малыш больше всего боится потеряться, остаться без мамы, он опасается чужих людей, врачей, резких и громких звуков;
  • в возрасте от 2 до 5 лет дети склонны проявлять боязнь некоторых животных, сказочных персонажей, темноты, одиночества;
  • в младшем школьном периоде зарождается страх смерти, который постепенно перерождается в боязнь войны, болезней, природных катаклизмов;
  • подростки страдают от социальных страхов (публичные выступления, потеря признания, несоответствие ожиданиям);
  • старшие школьники испытывают усиление подростковых страхов, к которым добавляется боязнь интимных отношений.

Таким образом, обобщённо фобии можно разделить на две основных вида:

  • детские - базируются на ощущении себя частью внешнего мира (страх темноты, вымышленных героев);
  • подростковые - для этого периода свойственны танатофобия (страх смерти), фобии пространства, болезней, интимофобия, социальные страхи.

Когда страх ребёнка становится чересчур навязчивым, мешает ему полноценно жить и социализироваться в обществе, адаптироваться в новых условиях внешней среды, можно говорить о развитии детской фобии. Она может возникнуть вследствие испуга, который хорошо запомнился ребёнку. В дальнейшем, при повторении аналогичной ситуации или даже при мысли о ней, ребёнок будет испытывать сильнейший дискомфорт и тревогу, его поведение может заметно отличаться от обычного.

Избыточный страх возникает как ответная реакция на поведение взрослых. Например, беспокойная и вечно взволнованная мама транслирует своему ребёнку соответствующие установки поведения.

Предрасполагающими факторами к развитию детских фобий являются:

  • психологические травмы (недостаток внимания, любви или, наоборот, гиперопека);
  • индивидуальные особенности личности ребёнка (мнительность, повышенные требования к себе);
  • неврологические проблемы;напряжённая обстановка в семье (конфликты, критика);
  • сильные стрессовые ситуации.

Симптомы

К проявлениям детской фобии относятся:

  • учащение сердечного ритма;
  • обморок;повышенное потоотделение;
  • слабость;
  • головокружение;
  • тошнота, рвота, нарушения стула;
  • ступор, оцепенение;
  • нехватка кислорода, сбой дыхания, спазм горла;
  • нервные тики, навязчивые движения;
  • повышенная агрессивность, двигательная расторможенность;
  • плач, капризы, истерика;
  • стремление быть максимально близко к родному взрослому человеку.

Данные симптомы появляются в момент столкновения ребёнка с объектом страха или при попадании в ситуацию, которой он больше всего боится. Он может переживать свои фобии даже во сне.

Диагностика фобии у ребёнка

Диагностировать наличие фобии у ребёнка может детский психиатр или психолог. Доктор опирается на жалобы маленького пациента и его родителей, собирает анамнез и составляет общую клиническую картину болезни. Иногда навязчивые страхи являются проявлениями психических заболеваний ребёнка (шизофрении, например). Поэтому требуется комплексное изучение ситуации.

Осложнения

Длительно сохраняющееся чувство повышенной тревожности способно ухудшить качество жизни ребёнка, негативно повлиять на состояние его здоровья, мешать адаптации в обществе. Одними из сложных последствий данного состояния являются замкнутость, депрессия и социальная изоляция.

Лечение

Что можете сделать вы

При появлении у ребёнка отклонений в поведении и навязчивых страхов, следует обратиться за консультацией к соответствующему детскому специалисту. Самостоятельное лечение детской фобии чревато развитием психологических осложнений и проблем с поведением ребёнка, поэтому однозначным показанием в подобной ситуации выступает обращение к врачу.

Важно наладить доброжелательную и психологически комфортную обстановку в семье. Имеет смысл воздержаться от конфликтных ситуаций, скандалов, критики в адрес ребёнка. Желательно поддерживать его, проявлять к нему чуткость, поддержку и любовь. Под контролем лечащего врача и в соответствии с его рекомендациями родители могут осуществлять неформальную лечебную терапию в домашних условиях. Это поможет ребёнку взглянуть на свою боязнь с другой стороны и найти способ справляться с эмоциональным напряжением в случае столкновения с источником страха.

Что делает врач

Продуктивно справиться с фобиями детского возраста позволяют когнитивные методики, работы с сопряжёнными ситуациями, а также десенситизация (снижение восприимчивости и степени эмоционального реагирования нервной системы на раздражитель в значительной мере менее выражено).

Лечение детской фобии требует неоднократного посещения врачебных сеансов. Психотерапевт помогает ребёнку расположить страхи в порядке возрастания кажущейся опасности и затем учит его благополучно справляться со стрессовыми ситуациями. Дети младшего возраста посещают лечебные сеансы совместно с родителями.

Профилактика

Доверительные, дружественные отношения между родителями и ребёнком способствуют установлению комфортного психологического климата внутри семьи. Поддержка ребёнка со стороны родителей в сложных, стрессовых ситуациях помогает ему более благополучно переживать свои страхи и волнения.

Следование наставлениям лечащего врача позволяет не допустить усугубления фобии у ребёнка. Своевременное обращение за помощью доктора делает возможным мягко и эффективно избавиться от детских страхов.

Фобии у детей: лечение тревожных расстройств у пациентов школьного и дошкольного возраста

Практически все дети школьного и дошкольного возраста, подростки испытывают какие-то страхи и тревоги. Появление страха в экстремальной ситуации является нормальной физиологической реакцией, призванной мобилизовать ресурсы организма. Благодаря возникновению страха при существовании опасности человеку удается мгновенно собраться и принять решение о своем дальнейшем поведении.

Однако у некоторых детей, как и у взрослых, страх возникает беспричинно и одолевает постоянно. Наличие у человека алогичной, неуправляемой, навязчивой тревоги, которая причиняет существенный психологический дискомфорт и препятствует полноценному взаимодействию в социуме, дает основания предполагать о развитии тревожно-фобического расстройства, в просторечье именуемого фобией.

Формирование дисфункциональных мыслей и убеждений. Когнитивная гипнотерапия.

Сеанс гипноза и гипнотерапии: лечение фобий и психосоматики через поиск психотравм в гипнозе

Фобический страх имеет явные отличия от нормальной физиологической реакции. Для фобий характерна интенсивность переживаний, продолжительность мучительных ощущений, неадекватность эмоций существующей ситуации, навязчивость размышлений об объекте тревоги.

При развитии тревожно-фобического расстройства страх возникает не только при прямом контакте с пугающим объектом или при нахождении в устрашающей ситуации. Если человек одержим фобией, его тревога – беспочвенная, упорная, постоянная. Он лишается возможность контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

Следует указать, что дети, как и взрослые понимают нелепость своих переживаний. Они критически относятся к своему состоянию и осознают нецелесообразность своего поведения. Зачастую люди прикладывают значительные усилия для избавления от разрушающих эмоций. Однако фобия коварна тем, что она лишает человека возможности мыслить адекватно и не дает быть хозяином своего внутреннего мира.

Фобии у детей: особенности расстройств в детском возрасте

При возникновении фобии дошкольники, школьники, подростки испытывают иррациональный навязчивый страх к огромному количеству самых различных объектов, явлений, проблем и ситуаций. Очень часто патологический страх абсолютно не связан с реально существующими обстоятельствами. Устрашающие ребенка объекты зачастую созданы его воображением и существуют в вымышленном мире. При этом симптомы дают о себе знать при возникновении обстоятельств, имеющих минимальную схожесть с созданными фантазией ситуациями.

Дети, страдающие фобией, пребывают в плену своих разрушающих переживаний практически постоянно , лишаясь психологического комфорта в дневные часы и не имея возможности спокойно и полноценно отдохнуть в ночное время. Попав в сети тревожно-фобического расстройства, малыш или подросток начинает применять защитную модель действий – поведение избегания.

Дети, зависимые от фобий, сознательно ограничивают себя от пребывания в местах, где, по их мнению, существует вероятность столкновения с пугающим объектом. Такие ребята умышленно отказываются от выполнения действий, которые потенциально могут спровоцировать приступ панического страха. Дети, пребывающие в зависимости от фобий, не могут раскрыть свой творческий потенциал и не способны в полном объеме усвоить учебный материал. Они испытывают явные трудности в установлении новых контактов и не могут поддерживать нормальные отношения с ровесниками. Одолевающий страх вынуждает их отказываться от увлекательных занятий, не позволяя полностью отдаться любимой деятельности.

В детском возрасте фобии, требующие экстренного проведения лечения, фиксируются очень часто. Причем для каждого возраста характерны свои специфические страхи и тревоги. Как показывает клиническая практика, для малышей в возрасте от двух до четырех лет характерен страх перед животными. Ребята дошкольного возраста чаще всего боятся остаться в одиночестве и не отваживаются быть самим в темных помещениях. Также для возрастного отрезка от четырех до семи лет свойственны фобии, связанные с мистикой. Ребята в таком возрасте очень бояться воздействия нечистой силы и испытывают страх перед существами, созданными их же фантазией.

Для ребят школьного возраста характерны социальные фобии : они испытывают панический страх перед выступлениями на публике. Они могут панически бояться учителей и испытывать неуправляемую тревогу перед предстоящими экзаменами. Некоторые школьники страдают от фобий, суть которых – неспособность завести новые знакомства.

У подростков часто возникает тотальный страх смерти и связанные с ним расстройства , например, боязнь заразиться неизлечимым заболеванием либо страх стать случайной жертвой насилия. У некоторых подростков формируется иррациональная тревога, связанная с предвкушением начала военных действий либо направленная на потенциально возможные природные катаклизмы.

Необходимо указать, что фобии с тяжелым течением, которые вносят существенные ограничения в жизнь детей, определяются более чем у 1% всех малышей им подростков. При этом этот показатель отражает лишь количество клинически зафиксированных случаев. Многие же упорно скрывают наличие у них тяготящих переживаний. Либо же их родители не придают особого значения эмоциональному состоянию ребенка, считая страхи – надуманным и самостоятельно проходящим явлением.

Чаще всего в лечебные учреждения обращаются пациентки женского пола. Это можно объяснить тем, что девочки и девушки, в отличие от мальчиков и юношей, являются более открытыми людьми и готовы откровенно вслух выражать свои переживания.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Фобии у детей: причины

Фундаментом формирования фобий является специфический характерологический портрет маленькой личности. Подавляющее большинство малышей, которым было диагностировано тревожно-фобическое расстройство, отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, мнительностью, подозрительностью. Такие ребята – беспокойные и тревожные. Они склонны чрезмерно фиксировать внимание на своих переживаниях и подолгу размышляют о случившемся событии. Эти ребята отличаются бурной фантазией, нередко имеют незаурядные творческие способности.

Причинами, спровоцировавшими старт расстройств у детей, могут стать:

  • неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры и скандалы между родителями;
  • взросление в асоциальной семье в окружении пьющих либо аморальных лиц;
  • распад семьи либо смерть близкого родственника;
  • пережитое физическое либо моральное насилие;
  • жесткий, директивный стиль воспитания;
  • тотальный контроль со стороны родителей;
  • завышенные требования к ребенку, критичность, неприятие особенностей его личности;
  • избыточная опека взрослых, невозможность проведения самостоятельных действий малышом или подростком;
  • «маятникообразный» стиль воспитание – использование «кнута и пряника», кардинально различные требования от матери и отца, суть которых не понимается ребенком;
  • изменение привычных условий существования – переезд в другой город, смена места учебы;
  • перегрузка информацией негативного характера, регулярный просмотр передач со сценами насилия, увлечение компьютерными играми агрессивной направленности;
  • пережитый испуг, когда маленький человек стал случайным свидетелем какой-то трагедии;
  • избыточная тревожность родителей, неумение взрослых держать под контролем свои эмоции.

Фобии у детей: симптомы

Тревожно-фобические расстройства у детей, как и у взрослых, проявляются разнообразными симптомами, которые можно условно распределить в следующие категории:

  • физиологические проявления страха;
  • психоэмоциональные нарушения;
  • поведенческие изменения.

Физиологические симптомы

К соматическим проявлениям фобий можно отнести разнообразные проблемы со стороны пищеварительного тракта. Малыш жалуется на боль в животе. Могут появиться диспепсические расстройства. Дети указывают на появление сухости во рту и неутолимую жажду.

Также у детей, страдающих расстройствами, появляются разнообразные респираторные симптомы. Ребята выдвигают жалобы на невозможность выполнить полноценный вдох. У малышей часто фиксируется учащенное дыхание. Может возникать отдышка при отсутствии физической нагрузки.

Распространенные симптомы фобий – различные сбои в работе сердечно-сосудистой системы. У ребенка фиксируется нестабильный пульс и учащенное сердцебиение. Он может жаловаться на болевые ощущения в области сердца. Некоторые ребята указывают, что у них возникают давящие, сжимающие ощущения в этой зоне.

У некоторых ребят наблюдается учащение позывов к мочеиспусканию . Пациенты часто рассказывают, что у них возникает шум в ушах, появляются летающие «мушки» перед глазами. Очень часто у больных тревожно-фобическими расстройствами появляется сжимающие ощущения в области черепно-мозговой коробки. Такой вид головной боли принято называть «каска неврастеника».

Психоэмоциональные нарушения

Распространенный симптом, фиксируемый у детей – предчувствие неминуемой катастрофы. Малыши и подростки постоянно ощущают нервное напряжение. Они не могут расслабиться.

Фиксируются значительные проблемы со сосредоточением внимания, из-за чего ребенок не может усвоить новый учебный материал. Из-за недостаточной концентрации внимания ухудшается мнестическая функция: ученик с трудом воспроизводит ранее хорошо знакомый материал. Некоторые дети сообщают, что в их голове царит «вакуум» и отсутствуют мысли.

При фобиях страдает эмоциональный статус ребенка: у него часто меняется настроение. В мгновение, когда его отпускает страх, он может быть жизнерадостным, а в последующий миг, когда вновь появляется тревога, малыш может начать плакать.

Поведенческие изменения

Один из ведущих симптомов фобий – нарушение режима и качества сна. В вечернее время ребенок подолгу не может заснуть. Ночью малыш часто просыпается. Его сны представляют собой кошмарные сновидения, персонажи которых – объекты страха. Утром ребенок чувствует себя разбитым. Отмечается сонливость в дневные часы.

Еще одним признаком фобий выступает изменение пищевых привычек. Одни малыши теряют аппетит и отказываются от еды. Другие ребята, наоборот, начинают очень часто кушать, потребляя еду чрезмерно большими порциями, при этом постоянно испытывая голод.

Если человек охвачен фобиями, меняется его стиль взаимодействия в социуме. Дети, страдающие тревожно-фобическими расстройствами, отличаются конфликтностью и неуступчивостью. Они враждебно и агрессивно относятся к сверстникам. Они недоверчивы к воспитателям и учителям.

О гипнотерапии. Что такое регрессивный гипноз и гипнотерапия? Отзыв о лечении страха темноты

Гипноз: отзыв о лечении страха ездить в метро & псориаз & социофобия

Фобии: методы лечения

Лечение фобий у детей происходит с использованием комплексного подхода, включающего медикаментозное лечение, психотерапевтическую коррекцию и воздействие гипнозом.

Поскольку любые фармакологические препараты обладают широким спектром побочных действий, а некоторые медикаменты и вовсе запрещены для назначения пациентам детского возраста, медикаментозное лечение расстройств проводится исключительно в крайне тяжелых случаях. При этом врачи стараются подобрать больному препараты растительного происхождения.

Основу лечения фобий у детей составляют психотерапевтические методики. Техники психотерапии нацелены на уменьшение симптомов патологического страха. С помощью психотерапии удается обучить ребенка адекватным способам реагирования при столкновении с объектом тревоги. На сеансах психотерапии пациент овладевает методами релаксации и снятия мышечного напряжения. Ребенок узнает, какие существуют варианты разрешения конфликтных ситуаций. Он обретает знания, благодаря которым ему удается установить нормальные отношения с другими людьми.

Психотерапевтическое лечение позволяет выявить доминирующие разрушающие мысли, изменить их на положительные размышления. Во время сессий ребенок осознает и изменяет ложные, внушенные извне убеждения.

Однако психотерапия не способно полностью избавить детей от фобий, поскольку оказываемое воздействие устраняет лишь рациональные компоненты страха. Для того, чтобы раз и навсегда освободить ребенка от иррациональной тревоги, необходимо установить и впоследствии искоренить причину панического страха. Такую возможность предоставляет только лечение с помощью гипноза.

Гипносуггестивное лечение подразумевает введение пациента в состояние гипнотического транса, при котором происходит временное устранение цензуры сознания и открывается доступ к подсознанию, где хранится вся информация о личной истории человека. При лечении гипнозом ребенок как бы заново возвращается в свое прошлое и переживает вновь психотравмирующую ситуацию. Однако это происходит в комфортной обстановке без причинения психической травмы. Благодаря этому ребенок по-иному интерпретирует произошедшую драму и перестает ощущать иррациональный страх.

Лечение гипнозом помогает не только установить и устранить причину фобии. Гипнотерапия дает толчок для раскрытия способностей человека и мотивирует к развитию личности. После терапии гипнозом ребенок полностью освобождается от фобий, становясь человеком, независимым от страхов и тревог.

Детские страхи вызывают самые различные реакции у взрослых, начиная от негативной реакции до полной паники. Некоторые родители совершенно не реагируют на фобии ребенка, а другие начинают водить детей по врачам, «пичкая» чадо успокоительными препаратами и проводя сеансы психотерапии. Есть такие родители, которые начинают ругать и наказывать ребенка за каждое проявление страха, считая это проявлением малодушия или желанием привлечь к себе внимание.

По статистике только малая часть родителей правильно реагирует на детский страх и обращается к психологу. А именно этот вариант является самым правильным. Так как игнорирование детских фобий может привести к развитию невроза, который может потребовать серьезного лечения.

Работа психолога с детскими фобиями в самом начале их появления может полностью искоренить проблему.

Даже если родителям показалось, что страх ребенок пережил и «перерос» самостоятельно, позже могут появиться тяжелые последствия.

Суть детских страхов

Страх – это сильная эмоциональная реакция на воздействие среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема восприятия обусловлена богатым детским воображением.

Смысл страхов в большом количестве проблемных и страшных ситуаций, которые активно обсуждают взрослые: пожары, убийства, похищения. Ночные страхи часто бывают вызваны просмотром фильмов ужасов. Часто взрослым кажется, что ребенок не обращает внимания на взрослые разговоры или выбранные вами телепередачи.

Но это далеко не так. Ребенок, словно мягкая губка, впитывает в себя информацию взрослых. Но он не всегда может отличить правду от вымысла поэтому в его мозгу выдуманная ситуация может иметь вполне реальные очертания и эмоционально выразиться в виде страхов.

Причины возникновения детских страхов могут быть достаточно глубоки:

  • Излишняя информатизация детей. Дети получают огромное количество информации: из образовательных организаций, с улицы, из интернета, телевидения и т.д. Слабая аналитическая способность мозга рисует совершенно непредсказуемые картинки и сочетания, которые могут вызывать страх.
  • Гиперопека родителей. Особенно это касается городских детей, которые не имеют определенных навыков самостоятельной деятельности. Любой момент одиночества и самостоятельности может сопровождаться картинками ужаса в их мозгу, что весьма неблагоприятно сказывается на детской психике.
  • Нехватка времени взрослых на полноценное общение с ребенком. На первый взгляд эта распространенная ситуация кажется безобидной. Но нужно помнить, что если не общаться с ребенком, расставляя по местам умозаключения и домыслы, то эти самые элементы могут поменяться местами. Причиной страха очень часто является отсутствие теплых эмоциональных отношений в семье.
  • Еще одной проблемой современных детей является гиподинамия. Дети, не получающую высокую физическую нагрузку более подвержены страхам. Это вполне объясняется физическим воздействием на нервную систему. Физические нагрузки усиливают иммунитет к психическим травмам.
  • Доминантное поведение матери также может быть причиной появления детских фобий. Агрессивное доминирующее поведение матери вызывает массу негативных эмоций у ребенка, включающих страхи.
  • Ссоры и конфликты в семье. Такое поведение взрослых всегда пугает детей. Если к постоянному напряжению ребенка прибавить детскую фантазию, то появление страха является вполне объяснимым.

Диагностика страхов

В работе психолога диагностика страхов является важным компонентом. Но важно не только установить факт страха, но и понять его причины. Без знаний этиологии нельзя излечить ни одну болезнь.

Сама диагностика страхов не вызывает труда у психологов. Диагностических методик множество. Самыми распространенными являются: рисование страхов, лепка, составление сказки, беседы с ребенком.

Эти методы выявляют страх одной из групп:

  • «немой страх», когда ребенок отрицает наличие проблемы, но сам страх является очевидным: страх собак, насекомых, чужих людей и т.д.;
  • «невидимки» — страхи, которые осознаются ребенком, но отрицается родителями.

Самыми распространенными страхами в детском возрасте являются:

  • Страх быть наказанным: ребенок боится наказания фактически при любой оплошности или ошибке, включая испачканную одежду, замечание учителя или плохую отметку, поломанную вещь. Этот страх свидетельствует о проблемах детско-родительских отношений. Родителям, чьи дети испытывают этот вид страха, нужно задуматься о стиле взаимодействия с ребенком, пересмотреть отношения, пока проблемы не зашли слишком глубоко.
  • Страх крови. Многие дети начинают панически кричать при виде ссадины или ранки. На самом деле дети кричат не от боли, а при виде крови. Страх крови присущ и многим взрослым. Глубинные причины страха крови ведут к тому, что при виде крови ребенку может показаться, что кровь может вытечь вся и ребенок умрет. Таким образом, страх крови близок по своей сути страху смерти.
  • Страх смерти родителей. Очень часто этот страх порождают сами родители, упрекая детей в несамостоятельности и никчемности. Если в семье часто звучит фраза: ты без нас ничего сможешь, то ребенок начинает бояться одиночества. Особенно если оно связано именно со смертью родителей.
  • Страх перед животными, особенно собаками. Этот страх может иметь перед собой конкретную историю, когда ребенок мог быть напуган животным. При этом собака могла не кидаться на него, а просто быть рядом и страх был ситуативным. Например, пес громко гавкнул, и ребенок испугался от неожиданности. Или просто близко подошел к ребенку. Есть случаи, когда ребенок увидел горящие в ночи глаза кошки или собаки, и это вызвало его страх. Очень часто подобные страхи провоцируют родители. Например, мама с ребенком, показывая на проходящего мимо пса с хозяином, может констатировать: «не будешь слушаться – собачка тебя укусит». Стоит ли говорить о разумности подобных высказываний.
  • Страх темноты. Эта фобия относится к категории возрастных страхов, присущих детям дошкольного возраста. Основан он больше на фантазии ребенка, чем на фактах после большого количества прочитанных (просмотренных) сказок с волшебством и определенным набором персонажей. Нужно понимать, что дети воспринимают сказку, как особую реальность, поэтому вполне возможно в его понимании существование героев сказок в собственной комнате.

Очевидно, что даже если ребенок не говорит родителям о своих страхах, то фобии все равно имеют место быть. Фобии могут протекать бессимптомно, если родители не заостряют внимания на детских страхах, не культивируют их и не считают нужно корректировать это стояние. Однако в этом случае, ребенок можно внутренне глубоко переживать страх. А невозможность проявления эмоций окажет ещё более глубокий негативный след на психике ребенка.

Неправильным является и культивирование детских страхов. Излишняя впечатлительность родителей при переживании детского страха только усилит проявление фобии.

Порой случаются ситуации, когда страхи на детей проецируют родители. Так мама со страхом пресмыкающихся или земноводных обязательно передаст подобную фобию ребенку. А папа-подкаблучник, опасающийся скандалов супруги по каждому поводу, подсознательно передаст сыну страх наказаний.

– патологические, чрезмерно выраженные реакции страха, возникающие в ожидании или при непосредственном воздействии определенного объекта, ситуации. Проявляются повышенной тревожностью, эмоциональным напряжением, вегетативными реакциями (нарушениями сна, аппетита, учащением сердцебиения), избегающим поведением. Диагностика проводится методом беседы, клинического интервью, самоотчетов. Основой лечения является когнитивно-бихевиоральная терапия, метод систематической десенсибилизации, при выраженной симптоматике назначаются антидепрессанты, транквилизаторы.

Общие сведения

Здоровые дети и подростки испытывают страх. Данная эмоция является нормальным ответом на опасность. Физиологические механизмы, составляющие основу данного состояния, мобилизуют организм для оценки ситуации, принятия решения о борьбе/бегстве. Фобия отличается от нормального страха выраженной интенсивностью, продолжительностью, неадекватностью, навязчивостью. Характерно критическое отношение ребенка к переживанию, понимание его нелогичности, нецелесообразности, попытки противостояния, избегание. Тяжелые фобии, ограничивающие поведение, встречаются примерно у 1-1,5% детей и подростков. Расстройство чаще диагностируется у девочек дошкольного, младшего школьного возраста. Отчасти это связано с их большей открытостью, готовностью обсуждать свои страхи.

Причины фобий у детей и подростков

Фобические расстройства формируются на основе повышенной впечатлительности, мнительности, тревожности, склонности к фантазированию. Внешними факторами могут стать:

  • Способы воспитания . Фобии провоцируются жестким, директивным отношением, гиперопекой , тотальным контролем, тревожностью родителей.
  • Демонстрация насилия, запугивания . Патологические страхи возникают после просмотра кинофильмов, телевизионных передач, изобилующих сценами насилия, убийства, преследования, террора.
  • Сильный испуг . Устойчивые фобии развиваются после однократного интенсивного испуга: атаки уличными собаками, пожара, падения с высоты.
  • Психические заболевания . Фобии являются компонентом обсессивно-компульсивного невроза , шизофрении , биполярного, тревожного расстройства .

Патогенез

Согласно когнитивной теории неадекватные страхи появляются из-за неспособности правильно воспринять, переработать информацию. Искажается оценка ситуации, незначительные, не представляющие угрозы стимулы провоцируют панику, стремление к бегству. Наибольшее искажение мыслительных процессов определяется при психозах – содержательной базой становятся бредовые идеи, галлюцинации. Более адекватные страхи формируются при выраженных психологических чертах, акцентуациях характера, реактивных неврозах . Группу риска составляют тревожно-мнительные, внушаемые, впечатлительные дети. Поведенческая концепция рассматривает страх как обусловленную рефлекторную реакцию с неугасающим ответом на стимул. Пусковым механизмом становятся внешние условия – стрессовая ситуация с испугом, высокая тревожность родителя, деструктивный стиль воспитания.

Классификация

Наиболее значимым с практической точки зрения является разделение навязчивых страхов по степени выраженности – оцениваются изменения эмоционального, соматического состояния, уровень социальной дезадаптации. Тяжелые формы характеризуются паникой, состоянием ужаса, моторным возбуждением, заторможенностью, нарушениями ритма дыхания, сердцебиения, избеганием ситуаций, где возможно появление стимула. При легких формах фобии частично контролируются, внешних эмоциональных, вегетативных изменений нет, ограничения поведения компенсируются (выбором маршрута, способов времяпрепровождения). Отечественным психиатром А. Карвасарским предложена классификация страхов согласно фабуле – содержанию. Различают следующие виды фобий:

  • Боязнь пространства. Представлена страхом закрытого пространства (клаустрофобией), открытого пространства (агорафобией), глубины, высоты.
  • Социофобии . Основа – страх реакции окружающих. Включены страхи покраснеть, выступить публично, заговорить первым.
  • Нозофобии. Данную группу составляют различные страхи перед заболеваниями.
  • Страх смерти. Танатофобия развивается при ситуациях, воспринимаемых как жизненно опасные. Боязнь определенных животных, выдуманных существ нередко является страхом смерти.
  • Сексуальные страхи. Актуализируются у подростков, молодых людей, включают боязнь интимного контакта, романтичного поведения, последствий онанизма.
  • Страх повреждения. Представлен беспокойством о возможном самоповреждении, нанесении вреда окружающим.
  • Контрастные страхи. Боязнь совершить неприличное, непристойное действие.
  • Фобофобии . Развиваются вторично после приступов страха как боязнь их повторения.

Симптомы фобий у детей и подростков

Детям раннего возраста навязчивые страхи несвойственны, поскольку отсутствует критическое мышление, позволяющее оценить собственное состояние, выявить наличие фобий, начать противостояние. У дошкольников страхи доминируют, определяют направленность эмоций, поведения, развитие психических функций. Школьники способны понимать неадекватность, нелепость существующих страхов, предпринимать попытки борьбы. С возраста 5-8 лет речь идет об истинных фобиях. Симптоматика развивается в ситуациях с определенной степенью вероятности воздействия пугающего стимула. Чем тяжелее протекает расстройство, тем меньший риск необходим для развития симптомов.

Фобия проявляется на уровне эмоций, вегетативных реакций, поведения. Эмоциональная сфера характеризуется напряженностью, тревогой, испугом. Дети помладше плачут, кричат, убегают, ищут помощи у взрослых. Школьники и подростки, пытаясь противостоять страху, находят логическое обоснование избеганию ситуации, сдерживают проявления страха, тревоги. Вегетативные изменения различаются сочетанием, степенью выраженности. Характерны головокружения, тошнота, учащение сердцебиения, повышенное потоотделение, слабость, оцепенение или двигательная расторможенность, чувство нехватки кислорода. Переживание страхов возникает во сне, сопровождается бессонницей .

Самыми ранними фобиями дошкольников являются страхи животных (собак, лошадей, волков), несуществующих персонажей (Кощея, зомби, передвигающихся скелетов). Нередко они расширяются, становятся боязнью темноты, тишины, одиночества. Младшие школьники начинают испытывать танатофобию, часто неопределенная боязнь смерти обретает конкретную форму страха войны, тяжелой болезни, природной катастрофы, преступного нападения. У подростков преобладают социальные фобии, связанные с потерей положения в значимой группе. К концу подросткового периода прибавляются навязчивые страхи интимных отношений.

Осложнения

Основными осложнениями фобий являются эмоциональные нарушения, социальная дезадаптация. По мере прогрессирования навязчивого страха ограничительное поведение распространяется, охватывает широкий круг привычных ситуаций. Стремясь сохранить комфортное состояние, ребенок (подросток) редуцирует, «упрощает» повседневную активность: отказывается от прогулок по парку, улицам с активным движением, не проявляет инициативы к общению со сверстниками, участию в школьных мероприятиях. В тяжелых случаях пространство ограничивается комнатой ребенка, требуется постоянное присутствие родителя. Сопутствующими эмоциональными расстройствами становятся депрессия , тревожность.

Диагностика

Диагностика фобий требует установления полноценного доверительного контакта между врачом и ребенком. Дети, подростки с навязчивыми страхами склонны испытывать смущение, застенчивость, избегать проявления эмоций при посторонних. Обследование проводится врачом-психиатром, психотерапевтом , психологом . Оно включает:

  • Интервью, беседу. Психиатр расспрашивает о существующих симптомах, их продолжительности, выраженности, влиянии на повседневные события. Проводя клиническую беседу, врач формулирует вопросы, учитывая предыдущие ответы пациента. Отсутствие жестких рамок способствует более открытому контакту. Диагностическое интервью выявляет признаки фобий, заданные официальной классификацией болезней. Структурированность вопросов позволяет получить более объективную информацию.
  • Методы самоотчета. Психолог, психотерапевт используют различные шкалы, позволяющие ранжировать страхи, определить доминирующие, установить степень тревоги, испуга. Карты ситуаций применяются для выявления стимулов, их интенсивности. Дополнительно используются рисуночные тесты с подробным опросом («дом-дерево-человек», «несуществующее животное»), методы интерпретации жизненных ситуаций (РАТ, ТАТ, тест Розенцвейга). Вопросы формулируются максимально конкретно, просто. Это позволяет снизить уровень эмоциональной напряженности ребенка, вызванный ситуацией обследования.
  • Опросники для родителей. Сопровождающему родителю предлагаются опросники, отражающие особенности эмоциональных реакций, поведения, самочувствия ребенка. Распространено применение рейтинговых шкал: «Детский поведенческий реестр», Луисвилльский детский опросник по страху. Результаты обрабатываются методом факторного анализа, итоговые данные позволяют оценить социальную компетентность ребенка, поведенческие проблемы, эмоциональные отклонения.

При наличии доминирующего страха дифференциальная диагностика не составляет труда. Нередко фобии выступают компонентом более широких психических расстройств : неврозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза .

Лечение фобий у детей и подростков

Лечение базируется на применении техник поведенческой терапии. Дети младшего возраста приходят вместе с матерью, отцом, выступающими как сопсихотерапевты. Это ускоряет положительную динамику – ребенок чувствует себя более спокойным, уверенным, а родитель применяет элементы терапии дома. Распространенным методом психотерапии является систематическая десенсибилизация, разработанная Дж. Вольпе. В ее основе лежит теория И. П. Павлова, объясняющая патологический страх как неугасающий рефлекс на стимул. Реакция не исчезает, а повторяется снова, потому что пациент избегает угрожающего фактора. Чтобы добиться угасания рефлекторной условности (фобии) необходимо постоянное постепенное воздействие стимула. Терапевтический процесс состоит из нескольких этапов:

  • Когнитивная переработка. Психотерапевт использует логические доводы, рациональные объяснения причин страха. Корректирует иррациональные представления об угрожающем стимуле. Мотивирует, поощряет пациента к обсуждению эмоционального состояния.
  • Обучение релаксации. Важная характеристика страха – неконтролируемость. Через техники дыхания, мышечного расслабления психотерапевт обучает ребенка управлять физическим, эмоциональным состоянием. Умение расслабляться, концентрироваться повышает уверенность, формирует готовность к работе с фобией.
  • «Сближение». Пациент с психотерапевтом выбирают несколько однородных, но различных по интенсивности стимулов (ситуаций). Ранжируют от менее пугающего к провоцирующему панику, желание убежать. Процесс «сближения» начинается со слабого стимула, параллельно используются техники релаксации, когнитивной переработки. Постепенно страх угасает. На завершающем этапе ребенок перестает бояться ситуаций с интенсивным стимулом.

Выраженные эмоциональные расстройства (панические атаки , тревожность, депрессия) корректируются медикаментозно. Психиатр подбирает антидепрессанты, противотревожные средства.

Прогноз и профилактика

Прогноз фобий у детей зависит от продолжительности их течения, выраженности симптоматики, наличия сопутствующих болезней. Вероятность выздоровления высока, если страхи развились на базе эмоционально-личностных черт, а не патологических психических процессов. Профилактические меры основаны на адекватном отношении близких родственников к страхам ребенка. Важно признавать реальность боязни, исключить пренебрежение, обесценивание переживаний ребенка. Необходимо в спокойной обстановке обсуждать проблему, не стыдить за трусость. В ситуации, где возможна встреча со стимулом, нужно поддержать ребенка, высказать уверенность в его смелости. Стоит применить принцип систематической десенсибилизации – постепенно приучать к объекту (ситуации).

По мере исследования подростками окружающего мира, обретения нового опыта и противостояния новым сложным проблемам беспокойства и опасения являются практически неизбежной частью процесса взросления.

Согласно результатам одного из исследований, 43% детей в возрасте от 6 до 12 лет испытывают многие страхи и переживания. Боязнь темноты, в особенности боязнь оставаться в одиночестве в темноте, является одним из самых распространенных страхов детей в этом возрасте, так же как и боязнь животных, таких как большие лающие собаки. Некоторые дети боятся огня, высоты или грома. Другие следят за сообщениями по телевизору и в газетах, беспокоятся, когда видят сообщения о преступниках, похитителях детей или ядерной войне. Если в семье недавно произошел случай серьезной болезни или смерти одного из членов семьи, они могут начать испытывать беспокойство о состоянии здоровья окружающих их родственников.

В среднем подростковом возрасте страхи склонны усиливаться и вновь идти на убыль. Большая часть из них незначительные, но даже если они усиливаются, обычно со временем проходят сами собой. Тем не менее иногда эти страхи могут стать настолько сильными, постоянными и сфокусированными на одном событии, что они развиваются в фобии или навязчивые страхи. Фобии, очень сильные неконтролируемые страхи, могут стать постоянными и изнурительными, оказывая немаловажное влияние и вмешиваясь в повседневную жизнь ребенка. К примеру, фобия шестилетнего ребенка по поводу собак может привести к проявлению у него паники, после чего он будет отказываться совсем выходить из дома, боясь, что там может быть собака. Десятилетний ребенок может быть настолько напуган сообщением в новостях о серийном убийце, что будет настаивать на том, чтобы спать ночью в кровати родителей.

У некоторых детей этого возраста могут развиться фобии по отношению к людям, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая сильная застенчивость может мешать ребенку заводить друзей в школе и устанавливать контакты с большинством взрослых, в особенности с незнакомыми людьми. Они могут намеренно избегать социальных мероприятий, таких как дни рождения или встречи скаутов, и зачастую им будет сложно спокойно общаться с кем-либо, за исключением членов их семьи.

Боязнь разлуки также встречается достаточно часто среди детей этого возраста. В некоторых случаях этот страх может усиливаться при переезде семьи в новый район либо при помещении детей в учреждение, обеспечивающее уход за детьми, где они чувствуют себя некомфортно. Такие дети могут бояться ездить в летние лагеря или даже ходить в школу. Их фобии могут вызывать проявление физических симптомов, таких как головные боли или боли в животе, и в конечном счете привести к замкнутости ребенка в собственном мире, а позже к депрессии.

Примерно в возрасте 6-7 лет, когда дети начинают понимать, что такое смерть, может возникнуть еще один страх. Осознав, что смерть в конечном счете коснется каждого, что это явление постоянное и необратимое, вполне нормальное беспокойство о возможной смерти членов семьи - или даже о своей смерти - может только усилиться. В некоторых случаях такая озабоченность по поводу смерти может довести до состояния недееспособности.

Фобии

Симптомы

Чувство страха связано с определенным объектом или ситуацией (боязнь животных, клаустрофобия - страх перед закрытыми пространствами).

Поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх, а также побег от подобной ситуации или от объекта.

Физиологические изменения, вызванные страхом: тахикардия, повышенное потоотделение, тахипноэ, одышка, тошнота.

Реакция пациента не соответствует ситуации.

Фобия возникает как моносимптоматическая или как полисимптоматическая.

Лечение

Объяснить причинные связи заболевания.

Перед началом вмешательства методами поведенческой терапии необходимо провести тщательный анализ объектов и ситуаций, вызывающих страх.

Поведенческая терапия. Систематическая десенсибилизация: поэтапное приближение к объекту, вызывающему страх; терапия «наводнения»: массивный контакт с объектом, вызывающим страх, и предотвращение реакций.

Приступы страха и панические атаки

Симптомы

Внезапное и непредсказуемое появление страха; страх не связан с какой-либо специфической ситуацией; физиологические симптомы как при фобиях; продолжительность атаки - несколько минут.

Лечение

Анализ ситуаций, вызывающих паническую атаку. Конфронтирующее (сталкивающее) лечение в комбинации с обучением стратегиям преодоления страха.

Дополнительно - упражнения по расслаблению, тренировка биологической обратной связи.

Медикаментозное лечение (редко): антидепрессанты, анксиолитики.

Генерализованные страхи

Называют также спонтанными страхами.

Симптомы:

  • чувство двигательного напряжения, чувство угнетения;
  • вегетативные жалобы: жалобы при глотании, холодные и потные конечности, тахикардия и сердцебиение;
  • повышенная пугливость, страх перед опасностью, нарушение концентрации.

Лечение

Психотерапия: обучить стратегиям преодоления с целью уменьшения выраженности страха.

Поддерживающие методы биологической обратной связи и упражнения для расслабления.

Поддерживающее медикаментозное лечение: антидепрессанты, нейролептики.

Страх разлуки, страх перед школой

Причина: непомерно сильная связь с близким человеком. Иногда травматический опыт разлуки в прошлом.

Симптомы:

  • отказ от посещения школы и извещение об этом родителей;
  • физические жалобы без обнаруженной органической причины;
  • депрессивное настроение;
  • чрезмерная пугливость;
  • страх перед внезапным заболеванием, потерей или катастрофой.

Лечение

При продолжительном отказе от посещения школы необходимо стационарное лечение.

Цель стационарного лечения: обособление пациента, формирование его социальной независимости, поэтапное приучение к школе.

Медикаментозное лечение: антидепрессанты.

Лечение страхов и фобий у детей

Поскольку страхи являются нормальной частью жизни и зачастую служат ответной реакцией на действительно существующую или как минимум осознаваемую угрозу окружающего мира, родители должны успокоить и поддержать ребенка. При разговоре с ним родителям следует принимать его переживания, но при этом не преувеличивать и не усиливать их. Уделите внимание тому, что уже делается для того, чтобы защитить ребенка, и постарайтесь вместе с ребенком определить дополнительные действия, которые можно предпринять. Такие простые, чуткие и откровенные действия родителей помогут решить или справиться с большинством детских страхов. Если практические подтверждение не приносят успеха, страхи ребенка могут оказаться фобией.

К счастью, большая часть фобий поддается лечению. В целом они не служат признаком серьезного психического заболевания, требующего лечения на протяжении долгих месяцев или лет.

Описанные в данной главе методики помогут вашему ребенку справиться со своими повседневными страхами. Тем не менее, если его тревоги не проходят и мешают радоваться жизни, ребенку "может потребоваться профессиональная помощь психиатра или психолога, специализирующегося на лечении фобий.

Как часть плана лечения фобий многие врачи советуют подвергать ребенка воздействию источника их страхов в малых, неопасных дозах. Под руководством врача ребенок, который боится собак, может начать с рассказа о своих страхах и просмотра фотографий или видеофильмов про собак. После этого он может понаблюдать за собакой из окна. Затем вместе с одним из родителей или врачом, находящимся рядом, ребенок может провести несколько минут в одной комнате с дружелюбным ласковым щенком. Со временем ребенок сможет сам кормить собаку, а позже спокойно находиться рядом с незнакомыми собаками большего размера.

Такой постепенный процесс называют десенсибилизацией - это означает, что ваш ребенок станет менее чувствителен к источнику его страха каждый раз, когда ему придется сталкиваться с ним. В конечном счете ребенок больше не станет избегать ситуации, которая всегда служила основой его фобии. Хотя такой процесс кажется вполне логичным и несложным, он должен осуществляться только под пристальным наблюдением профессионала.

Иногда психотерапия также может помочь, детям стать более уверенными в себе и меньше бояться. Помимо этого в сложных ситуациях детям могут помочь дыхательные упражнения и методы релаксации.

В некоторых случаях врач может порекомендовать прием медицинских препаратов как часть программы лечения, но не как единственный способ терапевтического вмешательства. Такие препараты могут включать в себя антидепрессанты - они помогут уменьшить беспокойство и панику, которые зачастую лежат в основе этих проблем.

Помощь ребенку, испытывающему страх

Вот несколько советов, которые помогут родителям детей, испытывающих страхи и фобии.

  • Поговорите с вашим ребенком о его страхах, будьте при этом чутким собеседником. Объясните, что у многих детей имеются свои страхи, но с вашей помощью он научится справляться с ними.
  • Не унижайте ребенка и не высмеивайте его страхи, в особенности в присутствии сверстников.
  • Не пытайтесь заставить ребенка быть храбрым. Может потребоваться некоторое время, прежде чем он научится преодолевать свои страхи. Тем не менее вы можете постараться убедить его постепенно все ближе и ближе сталкиваться с предметами его страхов, но при этом никогда не настаивайте на этом. Если ребенок боится темноты, возьмите его за руку и вместе с ним останьтесь на несколько секунд в темной комнате. Если ребенок боится воды, вместе с ним походите в детском бассейне, когда он будет переходить его вброд, так, чтобы вода достигала уровня его коленей. Хвалите его за каждый даже самый незначительный успех, и ему будет проще делать следующий шаг. Фокусируйте внимание на том, с чем ребенку уже удалось справиться, а не на самом источнике страха.