Повреждения шейного отдела позвоночника. Травматические повреждения шейного отдела позвоночника

Создание обездвиживающих конструкций для головы и шеи представляет большую сложность. Крепление шины к голове затруднительно, а на шее жесткие фиксирующие захваты могут привести к сдавлению воздухоносных путей и крупных сосудов. В связи с этим при повреждениях головы и шеи чаще всего применяются наиболее простые способы транспортной иммобилизации.

Все действия по обездвиживанию, как правило, выполняют с помощником, который должен бережно поддерживать голову пострадавшего и тем самым предупреждать дополнительное травмирование. Перекладывание пострадавшего на носилки осуществляют несколько человек, один из которых поддерживает только голову и следит за недопустимостью резких толчков, грубых движений, перегибов в шейном отделе позвоночника.

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями головы, шеи, позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях головы. Травмы головы часто сопровождаются потерей сознания, западением языка и рвотой. Поэтому придание голове неподвижного положения нежелательно, поскольку при рвоте возможно попадание рвотных масс в дыхательные пути. Иммобилизация при травмах черепа и головного мозга прежде всего направлена на устранение толчков и предупреждение дополнительного ушиба головы во время транспортировки.

Показаниями к иммобилизации являются все проникающие ранения и переломы черепа, ушибы и сотрясения мозга, сопровождающиеся потерей сознания.

Для иммобилизации головы, как правило, используют подручные средства. Носилки для транспортировки пострадавшего устилают мягкой подстилкой в области головы или подушкой с углублением. Эффективным средством для смягчения толчков и предупреждения дополнительной травмы головы может служить толстое ватно-марлевое кольцо «бублик» (рис. 36). Его изготовляют из плотного жгута серой ваты толщиной 5 см, замкнутого кольцом и обернутого марлевым бинтом. Голову пострадавшего помещают на кольцо затылком в отверстие. При отсутствии ватно-марлевого «бублика» можно использовать валик, сделанный из одежды или других подручных средств и также замкнутый в кольцо Пострадавшие с травмами головы часто находятся в бессознательном состоянии и требуют постоянного внимания и ухода во время транспортировки. Обязательно следует проверить, может ли пострадавший свободно дышать, есть ли носовое кровотечение, при котором кровь и сгустки могут попасть в дыхательные пути. При рвоте голову пострадавшего следует осторожно повернуть на бок, пальцем, обернутым платком или марлевой салфеткой, необходимо удалить остатки рвотных масс из полости рта и глотки, чтобы они не мешали свободному дыханию.

Если дыхание нарушено из-за западения языка, следует немедленно руками выдвинуть нижнюю челюсть вперед, открыть рот и захватить язык языкодержателем или салфеткой. Для профилактики повторного западения языка в полость рта следует ввести трубку-воздуховод или проколоть язык английской булавкой по средней линии, пропустить через булавку кусок бинта и зафиксировать в натянутом состоянии к пуговице на одежде.

Рис. 36. Импровизированная шина для головы в виде замкнутого в кольцо валика: а - общий вид шины; б - положение головы пострадавшего на ней

Транспортная иммобилизация при повреждениях нижней челюсти осуществляется стандартной пластмассовой пращевидной шиной. Техника применения шины описана в разделе «Средства транспортной иммобилизации». Иммобилизация нижней челюсти показана при закрытых и открытых переломах, обширных ранах и огнестрельных ранениях.

В случае длительного обездвиживания пластмассовой подбородочной шиной возникает необходимость поить и кормить больного. Кормить следует только жидкой пищей через тонкую резиновую или полихлорвиниловую трубочку длинной 10-15 см, введенную в полость рта между зубами и щекой до коренных зубов. Конец полихлорвиниловой трубочки следует предварительно оплавить, чтобы не повредить слизистую оболочку полости рта.

Когда отсутствует стандартная пращевидная шина, иммобилизация нижней челюсти осуществляется широкой пращевидной повязкой или мягкой повязкой «уздечка». Перед наложением повязки под нижнюю челюсть необходимо подложить кусок плотного картона, фанеры или тонкую дощечку размером 10x5 см, обернутую серой ватой и бинтом. Пращевидную повязку можно сделать из широкого бинта, полосы легкой ткани.

Транспортировка пострадавших с повреждениями нижней челюсти и лица, если позволяет состояние, осуществляется в положении сидя.

Транспортная иммобилизация при повреждениях шеи и шейного отдела позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Иммобилизация показана при переломах шейного отдела позвоночника, тяжелых повреждениях мягких тканей шеи, острых воспалительных процессах.

Признаки тяжелых повреждений шеи: невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении; искривление шеи; полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга; кровотечение; свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рис. 37.

Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14-16 см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй прикладывает и прибинтовывает шину.

Рис. 37. Транспортная иммобилизация шиной Башмакова: а - моделирование шины; б - обертывание шин ватой и бинтами; в - прибинтовывание шины к туловищу и голове пострадавшего; г - общий вид наложенной шины

Иммобилизация картонно-марлевым воротником (типа воротника Шанца). Воротник может быть заготовлен заранее. Успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника. Из картона делают фигурную заготовку размерами 430x140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки (рис. 38). Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Рис. 38. Картонный воротник типа воротника Шанца: а - выкройка из картона; б - выкроенный воротник обернут ватой и марлей, пришиты завязки; в - общий вид иммобилизации воротником

Иммобилизация ватно-марлевым воротником. Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14-16 см (рис. 39). Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях головы и шеи.

Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.

Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.

Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.

Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.

Рис. 39. Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником

Транспортировка пострадавших с повреждениями шеи и шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.

В этом месте хребет человека является самым хрупким, поэтому больше всего подвержен повреждениям. Позвонки в шейном отделе очень маленькие, но сквозь них проходит большое количество сосудов и нервов. Поэтому любые травмы здесь опасны тем, что могут привести к нарушению кровообращения головного мозга и повреждению спинномозгового канала. Это во многих случаях ведет к инвалидности или смерти пациента.

Любое неосторожное движение, удар или падение на голову могут привести к повреждению шейного отдела позвоночника. Эта травма наиболее опасна, так как нарушение целостности спинномозгового канала вызывает полный паралич.

Строение шейного отдела

Это самый мобильный отдел позвоночника. Он имеет особое строение, нужное для того, чтобы человек мог выполнять разные движения головой. Кроме того, оно обеспечивает хорошую амортизацию, а также защищает головной мозг при сотрясениях и прыжках.

В шейном отделе 7 позвонков. Они самые маленькие и отличаются от других. Особое строение имеют два верхних позвонка. Первый называется «атлант», он соединяет позвоночник с черепом. Поэтому не имеет тела и состоит из двух дужек. С ним особым образом соединяется «аксис» – второй позвонок. Это подвижное соединение позволяет совершать разные движения головой.

Причины и особенности травм шейного отдела

В этом месте позвоночник самый уязвимый. Мышечный корсет шеи очень слабый, а позвонки маленькие. Поэтому к повреждению может привести неосторожное движение, удар по шее или голове, сильное сотрясение тела. Травмы в этом отделе случаются при падении на шею и голову, например, при ударе головой о дно после ныряния, при автомобильных авариях и занятиях спортом.

Особенностями повреждений позвоночника в этом месте является то, что почти в половине случаев они вызывают нарушение целостности спинного мозга, так как позвонки здесь очень хрупкие. Особенно опасна травма верхних позвонков – она приводит к смерти очень часто. Большинство таких повреждений заканчивается нарушением мозгового кровообращения из-за сдавливания сосудов.


Из-за особенностей строения позвоночника в шейном отделе часто случаются травмы

Виды травм

В зависимости от направления и силы воздействия различают сгибательные и разгибательные травмы, сдавливающие, боковые, вращательные повреждения. Может случиться перелом или вывих позвонков, разрыв связок, нарушение целостности дисков. При авариях или занятиях опасными видами спорта случаются так называемые «хлыстовые» травмы.

Все повреждения в этом отделе позвоночника делят также на стабильные и нестабильные. Последняя группа особенно опасна, так как ведет к поражению спинного мозга.

Повреждения шейного отдела могут быть такими:

  • ушиб позвоночника;
  • грыжа;
  • компрессионный перелом;
  • деформация диска;
  • вывих или переломовывих;
  • смещение позвонков;
  • разрыв или растяжение связок;
  • перелом остистых отростков.

Какими симптомами сопровождается повреждение

Кроме обычных признаков, наблюдаемых при любых травмах, – боль, отек и затруднения в движении – повреждение шейного отдела сопровождается другими симптомами. Они различаются в зависимости от тяжести поражения спинного мозга, места нарушения целостности костей и связок. Могут наблюдаться такие симптомы:

  • боль при любом движении, отдающая в лопатку, руку или затылок;
  • головокружение;
  • спазмы мышц глотки, которые приводят к нарушению речи и сложностям при глотании;
  • паралич рук, иногда ног;
  • потеря чувствительности;
  • нарушение дыхания;
  • сужение зрачков, помутнение радужной оболочки;
  • нарушение работы многих внутренних органов.


Чаще всего повреждения шейного отдела позвоночника сопровождаются сильными болями и ограничением подвижности

При серьезном поражении спинного мозга или из-за может быть полная потеря чувствительности тела и паралич ниже места повреждения. Во втором случае через некоторое время эти симптомы проходят. Но даже при восстановлении подвижности тела возможны такие осложнения:

  • кровоизлияния, нарушения мозгового кровообращения;
  • снижение артериального давления;
  • развитие ишемической болезни сердца.

Повреждение связок и дисков

Это самые распространенные травмы шейного отдела. Обычно они протекают в легкой форме, в некоторых случаях пациент даже не обращается к врачу. Но это опасно, так как может вызвать осложнения в будущем.

Растяжение и разрыв связок чаще случается при неосторожном резком движении. Травма заметна по отеку, покраснению тканей, ограниченности движений и сильной боли.

Повреждения межпозвоночных дисков более опасны, так как могут привести к защемлению нерва и сдавливанию сосудов. Такие травмы бывают у пожилых людей с дегенеративными заболеваниями костных тканей, при вывихе позвонков или компрессионном переломе. В легких случаях они проявляются слабыми болями при движении, но могут сопровождаться полным нарушением функций спинного мозга.


Повреждение связок дисков вызывает сильную боль и вынужденное положение головы

Повреждение позвонков

При ударах, резких движениях или падении возможны повреждения самих позвонков. Это могут быть переломы дужек, остистых или поперечных отростков, компрессионное сжатие тела позвонка. Нескоординированные движения и слабость мышц могут вызвать также подвывих. Такой травме чаще подвергаются атлант и аксис.

Резкие быстрые наклоны и повороты головы вызывают вывих позвонков. Чаще всего такое повреждение сопровождается разрывом связок. Кроме боли и ограничения подвижности, вывихи и подвывихи сопровождаются вынужденным положением головы пострадавшего.

Самые тяжелые повреждения – это переломовывих или перелом тела позвонка. Практически всегда они сопровождаются поражением спинномозгового канала. Даже при благоприятном лечении и восстановлении подвижности после таких травм возможны осложнения.

Натальная травма у новорожденных

Довольно часто случается родовая травма шейного отдела позвоночника. Это случается при осложнениях родов, если ребенок очень крупный, а у мамы узкий таз, при неправильном положении плода или неквалифицированном родовспоможении.

Иногда такое повреждение носит легкий характер и не проявляется никакими симптомами. Но бывает, что натальная травма новорожденных приводит к поражению спинного мозга, нарушению кровообращения и дыхания, отеку мозга, общей вялости ребенка. Часто случается паралич верхних конечностей.

Последствиями незамеченной родовой травмы шейного отдела позвоночника в будущем могут стать:

  • остеохондроз;
  • нарушение мелкой моторики;
  • гиперактивность;
  • плохая память, нарушение внимания;
  • вегето-сосудистая дистония;
  • частые головные боли;
  • гипертония.


При неправильном родовспоможении может случиться вывих шейных позвонков у ребенка

Особенности оказания первой помощи

Часто жизнь и здоровье пострадавшего зависят от тех мер, что были предприняты сразу после травмы. Тому, кто находится рядом, важно знать, как правильно оказать первую помощь при повреждении шеи. Если этого не сделать, возможно нарушение целостности сосудов, смещение позвонков и поражение спинного мозга. А при нарушении кровообращения мозга уже через пару часов происходит гибель его клеток.

Как правильно оказывать первую помощь при серьезных травмах:

  • уложить пострадавшего на ровную поверхность лицом вверх;
  • нельзя пытаться вправить вывих или двигать голову;
  • при подозрении на перелом передвигать пострадавшего должны два человека, чтобы один обязательно фиксировал голову и шею;
  • если есть кровотечение, нужно наложить давящую повязку, для этого прикрыть место повреждения кожи салфеткой и прибинтовать ее через противоположную руку, поднятую вверх;
  • после фиксации шейного отдела с помощью подручных средств нужно срочно доставить пострадавшего в больницу, следя за тем, чтобы во время перевозки он не двигался.


При оказании первой помощи важно зафиксировать голову пострадавшего

Но человеку нужно посетить врача также в том случае, когда произошел обычный ушиб или растяжение мышц. Даже если нет видимых симптомов, возможно развитие осложнений со временем. Поэтому желательно при перевозке обеспечить полную неподвижность пациента в шейном отделе. Для этого лучше использовать специальный .

Лечение повреждений шейного отдела позвоночника

Прежде всего при попадании пострадавшего в медицинское учреждение ему проводят диагностику. Без этого невозможно назначить правильное лечение. Нужно знать, в каком месте произошло повреждение, каков его характер, нарушена ли целостность сосудов, поражены ли нервы и спинной мозг. Для этого всегда делают рентген в трех проекциях: спереди, сбоку и через рот. Кроме того, иногда проводят КТ, МРТ, УЗИ сосудов и другие процедуры.

После определения характера травмы выбирается способ лечения. Оно зависит от тяжести повреждения. Если не нужны хирургическое вмешательство и полная иммобилизация позвоночника, могут быть применены такие методы:

  • медикаментозная терапия (НПВС, гормональные препараты, обезболивающие);
  • новокаиновые блокады в место травмы;
  • ношение специального корсета;
  • массаж;
  • лечебная физкультура;
  • физиотерапевтические процедуры.


При легких повреждениях достаточно зафиксировать шейный отдел позвоночника на несколько дней

Особенности консервативного лечения

После определения тяжести повреждения и характера травмы назначается лечение. Если нет тяжелого поражения мозга, разрыва связок или осколочного перелома, используются консервативные методы. В этом случае лечение должно быть направлено на устранение болевых ощущений, снятие воспаления, фиксирование позвоночника в правильном положении и восстановление функционирования сосудов, мышц, суставов и связок.

При легких повреждениях достаточно ограничить подвижность шеи в течение нескольких дней. Лечение в амбулаторных условиях включает в себя такие методы: иммобилизацию шейного отдела, прием обезболивающих препаратов, ЛФК, массаж, электрофорез. В более тяжелых случаях применяются другие методы лечения.


Иммобилизация шейного отдела позвоночника проводится с помощью специальных корсетов

Ортопедическое лечение

В большинстве случаев при повреждениях шейного отдела позвоночника требуется иммобилизация. Для этого используются специальные ортопедические приспособления: воротник Шанца, шины Цито, специальные корсеты.

При переломах, повреждении дисков или перед оперативным вмешательством требуется вытяжка позвоночника. Она проводится в сидячем или полусидячем положении одним из способов:

  • с помощью петли Глиссона;
  • HALO-аппаратом;
  • специальными корсетами.

При необходимости накладывается гипсовая повязка. Длительность нахождения в гипсе может быть от 1 до 3 месяцев.

Необходимость операции

При сильных болях после травмы, серьезных деформациях позвоночника, кровотечениях и сдавливании нервных корешков спинного мозга может потребоваться хирургическое лечение. Иногда оно выполняется после предварительной вытяжки, но бывает, что нужна экстренная операция. Что чаще всего делается при хирургическом вмешательстве:

  • удаляются осколки костей;
  • восстанавливаются поврежденные позвонки с помощью трансплантата;
  • иногда требуется сложная нейрохирургическая операция по соединению поврежденных нервных окончаний.


Физиопроцедуры помогают быстрее восстановиться после травмы

Реабилитация после повреждений шейного отдела

Обычно лечение травм в этом отделе позвоночника затягивается надолго. А длительное ношение гипсовой повязки или корсета приводит к атрофии мышц и потере эластичности связок. Поэтому очень важно правильно провести реабилитацию.

Если при травме не было поражения спинного мозга, возможно полное восстановление работоспособности пациента. Когда закончился острый период и не наблюдается серьезных симптомов, проводится реабилитация. Она обычно включает в себя ношение специального бандажа, массаж и ЛФК. Причем заниматься первое время можно только под присмотром специалиста.

Кроме того, используются и другие методы:

  • биомеханическая стимуляция;
  • магнитотерапия;
  • электромиостимуляция;
  • дарсонвализация;
  • парафиновые аппликации;
  • водные процедуры.

Повреждения шейного отдела очень опасны, даже при легких травмах. Поэтому очень важно беречь его, укреплять мышцы и при появлении дискомфорта сразу обращаться к врачу.

Создание обездвиживающих конструкций для головы и шеи представляет большую сложность. Крепление шины к голове затруднительно, а на шее жесткие фиксирующие захваты могут привести к сдавлению воздухоносных путей и крупных сосудов. В связи с этим, при повреждениях головы и шеи чаще всего применяются наиболее простые способы транспортной иммобилизации.

Все действия по обездвиживанию, как правило, выполняют с помощником, который должен бережно поддерживать голову пострадавшего и тем самым предупреждать дополнительное травмирование. Перекладывание пострадавшего на носилки осуществляют несколько человек, один из которых поддерживает только голову и следит за недопустимостью резких толчков, грубых движений, перегибов в шейном отделе позвоночника.

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями головы, шеи, позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях головы. Травмы головы часто сопровождаются потерей сознания, западением языка и рвотой. Поэтому придание голове неподвижного положения нежелательно, поскольку при рвоте возможно попадание рвотных масс в дыхательные пути и удушение больного. Иммобилизация при травмах черепа и головного мозга прежде всего направлена на устранение толчков и предупреждение дополнительного ушиба головы во время транспортировки.

Показаниями к иммобилизации являются все проникающие ранения и переломы черепа, ушибы и сотрясения мозга, сопровождающиеся потерей сознания.

Для иммобилизации головы, как правило, используют подручные средства. Носилки для транспортировки пострадавшего устилают мягкой подстилкой в области головы или подушкой с углублением. Эффективным средством для смягчения толчков и предупреждения дополнительной травмы головы может служить толстое ватно-марлевое кольцо («бублик»). Его изготовляют из плотного жгута серой ваты толщиной 5 см замкнутого кольцом и обернутого марлевым бинтом. Голову больного помещают на кольцо затылком в отверстие. При отсутствии ватно-марлевого «бублика «, можно использовать валик сделанный из одежды или других подручных средств и также замкнутый в кольцо (рис.184). Пострадавшие с травмами головы часто находятся в бессознательном состоянии и требуют постоянного внимания и ухода во время транспортировки. Обязательно следует проверить, может ли больной свободно дышать, есть ли носовое кровотечение при котором кровь и сгустки могут попасть в дыхательные пути. При рвоте голову пострадавшего следует осторожно повернуть на бок, пальцем, обернутым платком или марлевой салфеткой, необходимо удалить остатки рвотных масс из полости рта и глотки, чтобы они не мешали свободному дыханию. Если дыхание нарушено из-за западения языка, следует немедленно руками выдвинуть нижнюю челюсть вперед, открыть рот и захватить язык языкодержателем или салфеткой. Для профилактики повторного западения языка в полость рта следует ввести трубку-воздуховод или проколоть язык английской булавкой по средней линии, пропустить через булавку кусок бинта и фиксировать в натянутом состоянии к пуговице на одежде.



Рис. 184. Импровизированная шина для головы в виде замкнутого в кольцо валика: а – общий вид шины; б – положение головы пострадавшего на ней Транспортная иммобилизация при повреждениях нижней челюсти. Осуществляется стандартной пластмассовой пращевидной шиной. Техника применения шины описана в разделе «средства транспортной иммобилизации». Иммобилизация нижней челюсти показана при закрытых и открытых переломах, обширных ранах и огнестрельных ранениях. В случае длительного обездвиживания пластмассовой подбородочной шиной возникает необходимость поить и кормить больного. Кормить следует только жидкой пищей через тонкую резиновую или полихлорвиниловую трубочку длинной 10-15 см, введенную в полость рта между зубами и щекой до коренных зубов. Конец полихлорвиниловой трубочки следует предварительно оплавить, чтобы не повредить слизистую оболочку полости рта.

Когда отсутствует стандартная пращевидная шина, иммобилизация нижней челюсти осуществляется широкой пращевидной повязкой или мягкой повязкой «уздечка» (см. главу Десмургия). Перед наложением повязки под нижнюю челюсть необходимо подложить кусок плотного картона, фанеры или тонкую дощечку размером 10 х 5 см, обернутую серой ватой и бинтом. Пращевидную повязку можно сделать из широкого бинта, полосы легкой ткани.

Транспортировка пострадавших с повреждениями нижней челюсти и лица, если позволяет состояние, осуществляется в положении сидя.

Транспортная иммобилизация при повреждениях шеи и шейного отдела позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Иммобилизация показана при переломах шейного отдела позвоночника, тяжелых повреждениях мягких тканей шеи, острых воспалительных процессах.

Признаками тяжелых повреждений шеи являются: невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении; искривление шеи; полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга; кровотечение; свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем, обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рисунке (рис. 185). Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14 – 16см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй – подкладывает и прибинтовывает шину.

Иммобилизация картонно – марлевым воротником (типа Шанца) (рис. 186). Может быть заготовлен заранее. Успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника. Из картона делают фигурную заготовку размерами 430 х 140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки.

Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Иммобилизация ватно-марлевым воротником (рис. 187). Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14 - 16 см. Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях головы и шеи:

1. Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.

2. Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.

3. Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.

4. Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.


Рис. 186. Картонный воротник типа Шанса: а – выкройка из картона; б – выкроенный воротник обернут ватой и марлей, пришиты завязки; в – общий вид иммобилизации воротником
Рис. 187. Иммобилизация шейного отдела позвоночника ватно-марлевым воротником Транспортировка пострадавших с повреждениями шеи и шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища. Транспортная иммобилизация при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника. Пострадавшие с травмой позвоночника нуждаются в особо бережной транспортировке, так как возможно дополнительное повреждение спинного мозга. Иммобилизация показана при переломах позвоночника как с повреждением спинного мозга, так и без его повреждения. Признаки повреждения позвоночника: боли в области позвоночника, усиливающиеся при движениях; онемение участков кожи на туловище или конечностях; больной не может самостоятельно двигать руками или ногами.

Транспортная иммобилизация у пострадавших с повреждениями позвоночника достигается тем, что каким-либо способом устраняют провисание полотнища носилок. Для этого на них укладывают обернутый одеялом фанерный или деревянный щит (доски, фанерные или лестничные шины и др.).

Иммобилизация с помощью лестничных и фанерных шин. Четыре лестничные шины длиной 120 см, обернутые ватой и бинтами, укладывают на носилки в продольном направлении. Под них в поперечном направлении укладывают три – четыре шины длиной 80 см. Шины связывают между собой бинтами, которые с помощью кровоостанавливающего зажима продергивают между просветами проволоки. Аналогичным порядком могут быть уложены фанерные шины. Сформированный таким образом щит из шин сверху укрывают сложенным в несколько раз одеялом или ватно-марлевыми подстилками. Затем на носилки осторожно перекладывают больного.

Иммобилизация подручными средствами. Деревянные рейки, узкие доски и др. укладывают как показано на рисунке (рис. 188) и прочно связывают между собой. Затем накрывают их подстилкой достаточной толщины, перекладывают пострадавшего и фиксируют его. При наличии широкой доски допустимо уложить и привязать пострадавшего на ней (рис.189).

Для транспортировки и переноски раненого можно приспособить снятую с петель дверь. Вместо досок можно использовать лыжи, лыжные палки, жерди, уложив их на носилки. Однако следует очень тщательно обезопасить от давления те участки тела с которыми эти предметы будут соприкасаться, чтобы предупредить образование пролежней.

При любом способе иммобилизации, пострадавшего необходимо фиксировать к носилкам, чтобы он не упал при переноске, погрузке, при подъеме или спуске по лестнице. Фиксацию осуществляют полосой ткани, полотенцем, простыней, медицинской косынкой, специальными ремнями и др. Под поясницу необходимо подкладывать небольшой валик из серой ваты или одежды, что устраняет ее провисание (рис.190). Под колени рекомендуется подложить свернутую валиком одежду, одеяло или небольшой вещевой мешок. В холодное время года больной должен быть тщательно укутан одеялами.

В крайних случаях, при отсутствии стандартных шин и подручных средств, пострадавший с повреждением позвоночника укладывается на носилки в положении на животе (рис. 191).

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника:

1. Отсутствие какой-либо иммобилизации - это наиболее частая и грубая ошибка.

2. Отсутствие фиксации пострадавшего на носилках со щитом или шине из подручных средств.

3. Отсутствие валика под поясничным отделом позвоночника.

Эвакуация больного должна осуществляться санитарным транспортом. При транспортировке обычным транспортом, под носилки необходимо подстелить солому и т.д., чтобы свести до минимума возможность дополнительной травматизации. Повреждения позвоночника часто сопровождаются задержкой мочеиспускания, поэтому во время длительной транспортировки необходимо своевременно опорожнять мочевой пузырь больного.

Транспортная иммобилизация головы показана при проникающих ранениях черепа, тяжёлых сотрясениях и сдавлениях головного мозга, переломах основания черепа. Иммобилизацию осуществляют с помощью ватно-марлевого круга, надувного подкладного круга, свёрнутого одеяла в виде валика, кольца из сена или соломы, мешочков с песком. Пострадавшего укладывают на носилки в положении лёжа на спине и привязывают к ним во избежание каких бы то ни было движений. Если имеется ранение головы в затылочной области (перелом костей в этой зоне), а также, если пострадавший находится в бессознательном состоянии, транспортировку осуществляют в положении лежа на боку. Так как у больных часто наблюдается рвота, то необходимо постоянное наблюдение за ними для предупреждения асфиксии рвотными массами.

Для иммобилизации переломов нижней челюсти применяется специальная пластмассовая пращевидная шина, имеющая жесткую подбородочную пращу из пластмассы и матерчатую опорную шапочку, которые соединяются с помощью резинок (рис. 29). В отдельных случаях для иммобилизации накладывают пращевидную повязку из марлевого бинта, косынки, куска легкой ткани. Можно применять для иммобилизации нижней челюсти дощечку, кусок фанеры или картона размером 10x5 см. После обертывания ватой и бинтом такую дощечку помещают под подбородком и прибинтовывают к голове.

Такую же дощечку (фанеру) вводят между верхней и нижней челюстями и фиксирует к голове при переломах верхней челюсти (рис. 30).

Рис. 29 Рис. 30

При переломах шейного отдела позвоночника иммобилизацию головы и шеи осуществляют с помощью двух лестничных шин Крамера (рис. 31).

Рис. 31 Рис. 32 Рис. 33

Одну шину длиной 120 см моделируют по контурам головы, шеи и надплечья. Вторую такую же шину моделируют в соответствии с контурами головы, задней поверхности шеи и спины. Первую шину накладывают поверх второй.

Для иммобилизации можно использовать картонно-марлевый воротник, изготавливаемый из картона длиной 43 см и шириной посредине 14 см, по краям 8 см, который обёртывают слоем ваты (рис. 32), а затем марли, на концах пришивают по две завязки. Воротник хорошо фиксирует шейный отдел позвоночника, если достигается упор шины сзади в затылочный бугор, а спереди – в подбородок и углы нижней челюсти



Для иммобилизации шейного отдела позвоночника можно использовать также циркулярную ватно-марлевую повязку со слоем ваты, толщиной около 4-5 см, которую фиксируют бинтами (рис. 33). Фиксирующая повязка не должна сдавливать шею. Для предупреждения западения языка у больного, находящегося в бессознательном состоянии, необходимо прошить язык, подведя его к внутренней поверхности зубов.

Шейный отдел позвоночника фиксируют также с помощью шины Еланского (рис. 34). Она изготавливается из фанеры; состоит из двух половин-створок, скрепленных петлями. В развернутом виде шина воспроизводит контуры головы и туловища. В верхней части шины имеется выемка для затылочной части головы, по бокам которой расположены два ватных валика. На шину накладывают слой ваты, затем с помощью тесемок крепят к туловищу и вокруг плеч.

Рис. 35

При переломах грудного и поясничного отделов позвоночника иммобилизацию осуществляют, укладывая пострадавшего на жесткую поверхность (щит, широкую доску, лист фанеры и т.д.) на спину, подложив под место перелома валик из одежды. В таком положении пострадавшего и транспортируют.

При отсутствии жесткого покрытия, а также при бессознательном состоянии пострадавшего транспортируют на обычных носилках в положении лежа на животе с подложенными под грудь и голову подушками.

Иммобилизацию можно проводить с помощью двух продольных и трёх поперечных реек (рис. 35). Первые накладывает по бокам от позвоночника. Вторые – в области лопаток, таза, стоп. Рейки фиксируют к туловищу и нижним конечностям. Аналогичным образом используют лестничные проволочные шины, которые связывают между собой и укрепляют тремя короткими поперечными шинами.

Иммобилизацию шеи и головы производят с помощью мягкого круга, ватно-марлевой повязки или специальной транспортной шины.

При иммобилизации мягким подкладным кругом пострадавшего укладывают на носилки и привязывают во избежание движений. Ватно-марлевый круг кладут на мягкую подстилку, а голову пострадавшего - на круг затылком в отверстие.

Иммобилизацию ватно-марлевой повязкой - "воротником типа Шанца" - можно производить в том случае, если нет затрудненного дыхания, рвоты, возбуждения. Воротник должен упираться в затылочный бугор и в оба сосцевидных отростка, а снизу опираться на грудную клетку. Это устраняет боковые движения головы во время транспортировки.

Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника

Устранение подвижности поврежденных позвонков во время транспортировки;

Разгрузка позвоночника;

Надежная фиксация области повреждения.

Транспортировка пострадавшего с повреждением позвоночника всегда представляет опасность ранения сместившимся позвонком спинного мозга. Иммобилизацию при повреждении позвоночника проводят на носилках, как в положении пострадавшего на животе с подкладыванием под грудь и голову подушки или свернутой одежды для разгрузки позвоночника, так и в положении на спине с подкладыванием под спину валика (рис. 3 ).

Важным моментом в транспортировке больного с повреждением позвоночника является укладка больного на носилки, которую должны выполнять 3-4 человека.

Транспортная иммобилизация при повреждении плечевого пояса

При повреждении ключицы или лопатки основная цель иммобилизации - создание покоя и устранение действия тяжести руки и плечевого пояса, что достигается при использовании косынки или специальных шин. Иммобилизацию косынкой осуществляют путем подвешивания руки с валиком, размещенным в подмышечной ямке. Можно производить иммобилизацию повязкой Дезо (рис. 4 ,рис. 5 ).

Транспортная иммобилизация при повреждении верхних конечностей

При переломе плечевой кости в верхней трети иммобилизацию осуществляют следующим образом:

Руку сгибают в локтевом суставе под острым углом так, чтобы кисть легла на сосок молочной железы с противоположной стороны;

В подмышечную ямку кладут ватно-марлевый валик и прибинтовывают его через грудь к здоровому надплечью;

Предплечье подвешивают на косынке;

Плечо фиксируют бинтом к туловищу.

Иммобилизацию лестничной шиной

Проводят при переломе диафиза плечевой кости. Лестничную шину для иммобилизации обертывают ватой и моделируют по неповрежденной конечности больного. Шина должна фиксировать три сустава:

Плечевой;

Локтевой;

Лучезапястный.

В подмышечную ямку поврежденной конечности подкладывают ватно-марлевый валик. Бинтами шину фиксируют к конечности и туловищу. Иногда руку подвешивают на

косынке (рис. 6 ). При локализации перелома в области локтевого сустава шина

должна охватывать плечо и доходить до пястно-фаланговых сочленений.

Иммобилизацию фанерной шиной

Проводят наложением ее по внутренней стороне плеча и предплечья. Шину прибинтовывают к:

Предплечью;

Кисти, оставляя свободными только пальцы.

При иммобилизации подручными средствами

Используют палки, пучки соломы, ветки, дощечки и др. При этом необходимо соблюдать определенные условия:

С внутренней стороны верхний конец шины должен доходить до подмышечной ямки;

Другой ее конец с наружной стороны должен выступать за плечевой сустав;

Нижние концы должны выступать за локоть.

После наложения шин их привязывают ниже и выше места перелома к плечу, а предплечье подвешивают на косынке.

Повреждения предплечья

При иммобилизации предплечья необходимо исключить возможность движений в локтевом и лучезапястном суставах. Осуществляется иммобилизация лестничной или сетчатой шиной.(фото)Для этого она должна быть выгнута желобом и обложена мягкой подстилкой. Шину накладывают по наружной поверхности пострадавшей конечности от середины плеча до пястно-фаланговых сочленений.(фото)Локтевой сустав сгибают под прямым углом, предплечье приводят в среднее положение между пронацией и супинацией, кисть немного разгибают и приводят к животу. В ладонь вкладывают плотный валик, шину подбинтовывают к конечности и руку подвешивают на косынке

(рис. 7 ). При иммобилизации фанерной шиной во избежание пролежней обязательно подстилают вату. Для иммобилизации предплечья можно использовать и подручный материал, соблюдая основные правила для создания неподвижности поврежденной конечности.

Повреждения лучезапястного сустава и пальцев кисти

При повреждениях в области лучезапястного сустава кисти и повреждениях пальцев широко пользуются лестничной или сетчатой шиной, изогнутой в виде желоба, а также фанерными шинами в виде полос от конца пальцев до локтя. Шины обкладывают ватой и накладывают с ладонной стороны. Шину прибинтовывают к руке, оставляя пальцы свободными для наблюдения за кровообращением. Кисти придают среднее физиологическое положение, а в ладонь вкладывают плотный валик.