Здравоохранение в китае кратко. Система здравоохранения и пенсионного обеспечения китая

4. Особенности медицины Древнего Китая. Методы профилактики и диагностики.

О возникновении медицины Древнего Китая в середине III тысячелетия до н.э. рассказывают легенды и летописи. Методы лечения, разработанные китайскими врачами, оказали влияние на медицину Японии и Кореи, Тибета и Индии. Учение о жизненных каналах и активных точках на поверхности тела человека является одной из основ рефлексотерапии - современного метода диагностики и лечения болезней. Искусство врачевания в Древнем Китае, как и в других странах, включало в себя знания о множестве лекарственных средств растительного и животного происхождения. Одним из первых китайских лекарей, живших около пяти тысяч лет назад, считается мифический император ШэньНун, который использовал для лечения всевозможные травы. Согласно преданию, он составил описание около 70 ядов и противоядий, умер в возрасте 140 лет и стал после смерти божеством аптекарей. Его считают автором одного из древнейших в мире «Канона о корнях и травах», содержащего описание 365 лекарственных растений. Как свидетельствуют древние литературные памятники, уже три тысячи лет назад в китайской медицине существовали четыре раздела - внутренние болезни, хирургия, диетика и ветеринария. В X в., гораздо раньше, чем в других странах Востока и Запада, китайские монахи-даосы, жившие отшельниками в горных пещерах, научились делать прививки против оспы. Источником прививочного материала были оспенные корочки, взятые из носа переболевшего человека. Для предупреждения болезни их вводили в ноздри на ватном тампоне. Значительно позже возник метод нанесения оспенного материала на царапину. Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал - Земли и Неба (инь и ян) - источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Человек подчиняется тем же законам, что и Вселенная, поэтому его жизнь и здоровье определяются взаимоотношениями с окружающим миром, в частности, с временами года. «Установить гармонию с инь и ян, - говорится в древнекитайском медицинском трактате, - это значит установить гармонию с четырьмя временами года. Если вы будете спорить с ними, вы погубите жизнь; если будете жить с ними в согласии - забудете про болезни». С инь и ян связано представление о двух видах болезней - «горячечных», происходящих от избытка внутренней теплоты, и «холодных», вызванных ее недостатком. Болезни, исходящие от холода, лечили «теплыми» лекарствами, а «горячечные» - холодными. Части тела человека, его внутренние органы делятся на две группы - инь и ян, в соответствии с символом тай цзи. Пять первоначал Вселенной Инь и ян - источники пяти первоначал Вселенной:«... ян изменяется и инь всегда с ним. Так возникает вода, огонь, дерево, металл и земля». Из них состоит все многообразие вещей во Вселенной. Философы Древнего Китая считали, что стихии постоянно находятся в движении и взаимосвязи. Так, например, дерево порождает огонь и преодолевает землю, вода порождает дерево и преодолевает огонь.

Вся система взаимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5. Пяти стихиям соответствовал учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» - льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов. Китайский лимонник назывался «плодом пяти вкусов» и почитался врачами именно за то, что все вкусы содержатся в плодах этого растения: кожица его сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а настойка из них имеет солоноватый вкус. В разговоре о философском аспекте медицины Древнего Китая нельзя не упомянуть о понятии ци.

«Все существа, - писал в V в. до н.э. великий китайский философ ЛаоЦзы, - носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». Ци - жизненная сила, связанная с кровью и дыханием, характеристика ритмичной работы человеческого организма в целом, совокупности всех его систем. Под действием инь она движется вниз, под действием ян - вверх и постоянно находится в процессе сгущения или рассеивания. Все вещи в мире, в том числе и человек - наполнены ци. Сгущаясь, она образует видимые вещи, в состоянии предельного рассеивания представляет собой пустоту. В различных философских школах Древнего Китая ци означала нравственность, моральный дух, стремление к истине.

Исторические параллели: «В давние времена, - повествует легенда, - когда Китаем правил Фу-Си, сведущий во многих науках, у одного из его подданных заболела голова». Этот человек так занемог, что ни днем, ни ночью не находил себе покоя. Однажды, обрабатывая поле, он случайно ударил себя по ноге мотыгой и заметил странную вещь: головная боль прошла после этого удара. С тех пор местные жители при головной боли стали нарочно ударять себя по ноге обломком камня. Узнав об этом, император попытался заменить болезненные удары камнем уколами каменной иглой, и результаты получились хорошие. В дальнейшем выяснилось, что подобные уколы, наносимые в определенные места на теле, помогают не только при головной боли, но и при других заболеваниях. Было замечено, что воздействие на некоторые точки тела приводит к избавлению от боли или недомогания. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, а введение игл в определенных точках у основания первого и второго пальцев излечивает от бессонницы. Первые иглы были каменными. Позже стали изготавливать их из кремния или яшмы, из кости и бамбука, из металлов: бронзы, серебра, золота, платины, нержавеющей стали. Существовали 9 форм игл; среди них были цилиндрические, плоские, круглые, трехгранные, копьевидные, иглы с острым и тупым концом. На активные точки воздействовали не только иглоукалыванием, но и прижиганием. Прижигание совершалось с помощью накаленной металлической палочки, зажжённого порошка серы, измельчённых кусочков чеснока. Исследование пульса. Одно из великих достижений врачей Древнего Китая - представление о круговом движении крови. В «Каноне о внутреннем» говорится, что сердце непрерывно гонит кровь по кругу, а о движении крови врач может судить по пульсу. «Пульс - внутренняя сущность ста частей тела и самое тонкое выражение внутреннего духа». Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению пульса в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Это учение изложено в «Каноне о пульсе» (III в. н.э.). Исторические параллели: Традиция внимательного изучения пульса больного была характерна для медицинских знаний разных стран, однако именно в китайской медицине она была разработана наиболее глубоко. Позже учение о пульсе было развито в медицинских сочинениях арабов и из арабских трактатов перешло в медицину средневековой Европы.

В Древнем Китае впервые был создан государственный медицин­ский орган управления - Медицинский Приказ. Для диагностики врачи применя­ли неинструментальные методы наружного исследования больного. Особое внимание уделялось "окнам тела" - ушам, рту, ноздрям и другим естественным отверстиям тела. Большую роль играло учение о пульсе. Различали разновидности пульса по скорости, силе, ритму, характеру пауз пульсовой волны. В медицинской практике широко ис­пользовали такие методы лечения, как иглоукалывание (чжэнь-цзю терапия – иглоукалывание и лечебное прижигание), пластическая гимнастика, массаж. Арсенал лекарственных средств состоял из большого числа веществ растительного, животного и минерального происхождения. Особое место занимали женьшень, ревень, морские водоросли, пе­чень морских рыб, панты оленя, железо, ртуть и др. Развитие оперативного лечения было стеснено религиозными запретами,

В китайской хронике сообщается о благоустройстве древних городов. Территории будущих поселений подвергались санитарной ме­лиорации, площади и улицы были замощены, кварталы располагались на освещенных склонах, вблизи источников доброкачественной воды. На высоком уровне стояла военная гигие­на. С целью предупреждения заболевания оспой применяли вариоляцию.

Все знают, что Китай – страна победившего коммунизма. Наверняка в нём должна быть хорошая и бесплатная медицина. Те, кто бывал в Великом и Прекрасном, могли заметить одну странность: в Китае практически нет аптек, а на улице вы вряд ли встретите машину скорой помощи. Почему так? Давайте посмотрим, как лечат людей в Китае и стоит ли вообще там болеть...

Все вы наслышаны о китайской традиционной медицине — массажах, акупунктуре, цигуне и чудодейственных травах. Всем этим китайцы лечились многие века, и средняя продолжительность их жизни составляла 35 лет. В 50-х годах к власти пришли коммунисты, и Мао Цзэдун заявил, что китайская медицина — это, конечно, хорошо, но пора бы уже перенять западную. Он распорядился построить по всему Китаю нормальные больницы и подготовить квалифицированный медицинский персонал.

До 70-х годов в китайской медицине всё было хорошо. Она быстро развивалась, люди получали качественное бесплатное лечение и делали прививки, продолжительность их жизни резко возросла. Но потом стало ясно, что если государство будет лечить всех за свой счет, то у него просто не хватит денег. В стране провели экономические реформы, власти сильно сократили расходы на медицину, и лечение в Китае стало платным. Логика такая: если зарабатываешь, то плати сам, а если ты совсем бедный, то мы немножко поможем.

С тех пор темпы развития китайской медицины почему-то сильно замедлились. В крупных городских больницах и частных клиниках всё более-менее хорошо, там есть современное оборудование и даже хорошие понимающие врачи. А ситуация в глубинке, особенно в плане отношения персонала к пациентам, сильно напоминает российскую.

В статье используются фотографии современной китайской больницы, которую я снял в Нанкине. Мои знакомые китайцы говорят, что это скорее исключение. Но в другую больницу я не попал) Так что фото не очень точно иллюстрируют текст;)

01. Интересный факт: какой бы большой ни была китайская больница, она практически всегда будет забита пациентами.

Я пришел в больницу в спокойный день, но чтобы вы понимали, иногда тут бывает вот так. Это очереди на регистрацию...

02. Внутри китайской больницы можно встретить «Старбакс». Вообще, в Китае пациентов не кормят, поэтому им приходится самим добывать себе еду во время лечения.

03. Крупные больницы хорошо оснащены и выглядят очень прилично. Так что если вы считаете, что Китай в плане медицины — это страна третьего мира, то всё далеко не так. Даже если посетить какую-нибудь больницу в глубинке, то там всё равно с большой вероятностью будет набор всего необходимого оборудования. Но врачи там будут такие, что лечиться у них, скорее всего, не захочется)

04. В любой китайской больнице вы столкнетесь с большими очередями. В последние годы во многих больницах появилась возможность электронной записи на приём, но сами китайцы к этому ещё не привыкли.

Вот как бывает, когда наплыв пациентов особенно большой.

05. В больницах, где нет современного оборудования, людей лечат старыми способами. Например, операции на брюшной полости там до сих пор проводят с помощью огромного разреза, хотя во всем цивилизованном мире уже давно делают лапароскопию (это когда инструменты в брюшную полость вводят через несколько маленьких разрезов). Если вдруг вы попадете в такую больницу, то никто из врачей не порекомендует вам обратиться туда, где лечат более современными методами.

06. С введением электронных очередей в крупных и хорошо оборудованных китайских больницах всё стало более-менее цивилизованно. Но вообще прием у китайского врача выглядит довольно странно. Китайцы боятся, что они могут пропустить свою очередь или что кто-то проскочит впереди них, поэтому они любят всей гурьбой заваливаться в кабинет врача, даже если там уже идёт прием. Они становятся кружком вокруг врачебного стола и с нетерпением ждут, когда нынешний пациент закончит, наконец, жаловаться и освободит заветный стул. Они могут с интересом наблюдать, как врач тебя осматривает, и часто дают при этом дельные и не очень советы.

07. Навигация

08.

09. Хороших специалистов в китайских больницах достаточно мало. Чтобы найти хорошего врача, нужно потрудиться. Судя по отзывам, большинство врачей — это аморфные апатичные люди, которым наплевать на пациентов. Поток пациентов в Китае очень большой, поэтому работники больниц начинают воспринимать свои обязанности как надоедливую рутину.

10. Но зато профессия врача в Китае довольно престижная. У профессионалов есть хороший соцпакет, который зависит от их категории. Также у них есть план работ, за выполнение которого им дают дополнительные премии. Зарплата хороших врачей в крупных городах Китая — 10-12 тысяч юаней (90-110 тысяч рублей) плюс разные доплаты и льготы. Ну и левые заработки тоже наверняка есть.

11. Самое прекрасное в китайской больнице: можно приехать туда с ужасными травмами и в предсмертном состоянии, но никто не станет тебя лечить и даже не окажет первую помощь до тех пор, пока ты не заплатишь за прием у врача.

Шутка из китайского интернета: врачи ждут, когда умирающий пациент заплатит за лечение)

12. Были истории, что после драк в клубах в больницы приходили ребята с ножевыми ранениями и жесткими травмами, и им не оказывали помощь, потому что надо было платить залог в несколько тысяч юаней. Еще в Китае нет понятия скорой помощи. Если дело не касается реанимации, то скорая помощь, которую вы вызываете себе на дом, — это просто такси. Вас посадят в машину и повезут в больницу, и только там уже начнут осматривать и лечить. Намного быстрее и дешевле сразу вызвать обычное такси и на нем самостоятельно добраться до врачей.

13. Размер залога, который нужно внести до начала лечения, зависит от больницы и от срока пребывания в ней. Он может составлять 10 тысяч юаней (около 90 тысяч рублей). В эту сумму, как я уже говорил, не входит питание. Обычно пациентов больниц кормят родственники или платные сиделки.

14. Китайские врачи очень любят выписывать разные лекарства. Дело в том, что в Китае аптеки находятся в основном в больницах, поэтому врачи заинтересованы в том, чтобы продавать пациентам как можно больше лекарств. Часто бывает такое, нужные для лечения препараты выписывают в двойном или даже тройном объеме.

15. А вообще, наличие лекарств в аптеке зависит от уровня больницы. Чем она больше и современнее, тем больше шанс найти в ней импортные препараты, которые используются на западе. А в больницах попроще продают лекарства только китайского производства.

16. Но зато в китайских больницах за короткий срок можно сделать любые анализы и исследования. Людям не приходится ждать несколько месяцев, чтобы сделать какое-нибудь УЗИ или МРТ. Оборудования в больницах много, оно используется по полной, но всё это, естественно, платно. УЗИ стоит в районе 2 тысяч рублей, МРТ — 4-5 тысяч рублей, анализ крови — 150-500 рублей. Если у тебя нет денег всё это оплатить, то никто тебе не поможет.

17. Китайцы жутко завидуют тому, что в России медицина бесплатная. Но при этом, когда они попадают в российские больницу, у них случается шок. Во-первых, от вида больниц, а во-вторых, от того, что результаты анализов тут нужно ждать неделю и что МРТ делают только в областной больнице.

18. У китайцев есть приложение для смартфонов, в котором можно получить бесплатную врачебную консультацию. Это очень удобно, например, в период праздников, когда половина врачей не работает. Там нужно описать свои жалобы и симптомы, можно даже прикрепить фотографии. Любой дежурный врач в стране, подключенный к приложению, может наткнуться на на вашу проблему и рассказать вам, что с ней нужно делать.

19. Приложение объединяет большинство больниц по всему Китаю. В нем можно выбрать свой город, конкретную больницу, отделение или даже врача. Там же можно посмотреть отзывы.

А это аппарат для оплаты услуг врача)

Вот так вот. Как вам китайские больницы?

В китайских больницах жизнь бьет ключом, ведь в борьбе за здоровье выигрывает сильнейший. В коридорах медицинских учреждений не остается времени на сантименты: многие процедуры поставлены в буквальном смысле на конвейер, а пациенты и их родственники ведут бои, перемежая атаки на врачей с обороной в регистратуре. Что представляет собой система здравоохранения в полуторамиллиардной стране?

Если бы не система здравоохранения, ни о каких 1,4+ млрд населения речи бы не шло. В 1953 году, когда проводилась первая перепись в КНР, в стране проживало 580 млн человек. Спустя 40 лет население практически удвоилось, несмотря на голод и социальные эксперименты, и главным образом благодаря развитию системы базовых медицинских услуг.

Система здравоохранения, созданная после 1949 года, до определенной степени повторяла пример СССР. Государство полностью отвечало за предоставление практически бесплатной медицинской помощи по большей части сельскому населению (80%) через систему «босоногих» врачей. Несмотря на базовую подготовку (3-12 месяцев) и ограниченное снабжение (2 шприца и 10 игл), 200 000 сельских лекарей смогли за 30 лет снизить смертность среди новорожденных с 200 до 34 на 1000, а также повысить базовые знания населения по профилактике инфекционных заболеваний.

Но с началом экономических реформ государство пересмотрело свою роль в системе здравоохранения. С 1984 года было резко сокращено финансирование больниц и системы в целом. Хотя государство продолжало владеть медицинскими учреждениями, оно перестало жестко контролировать их деятельность, в которой они все больше стали руководствоваться принципами коммерческого предприятия в условиях нерегулируемого рынка. К концу 90-х медицинское страхование охватывало 49% городского населения (в основном работающих в бюджетных организациях и госпредприятиях) и только 7% из 900 млн сельского населения.

Практически единственным аспектом в здравоохранении, который продолжало контролировать государство, оставалось ценообразование. Чтобы обеспечить доступ хотя бы к базовой медпомощи, оно ограничило оплату часов работы врачей и медсестер, но в то же время отпустило цены на лекарство и технические услуги. Таким образом, главным источником существования больниц и врачей стали доходы от выписанных рецептов и процедур, что косвенно способствовало росту технического оснащения. Даже в провинциальной больнице намного выше шанс найти современное медицинское оборудование, чем квалифицированного врача.

К началу 2000-х напряжение достигло предела: недоверие к врачам и системе в целом вылилось в общественное недовольство и случаи физического насилия. В 2003 году осознав, что игнорировать проблему уже невозможно, правительство ввело систему страхования, покрывающую основные медицинские расходы сельских жителей. Однако уже вскоре она продемонстрировала свою неэффективность: счета за оказание медицинской помощи нередко доводили семьи больного до нищеты.

В 2008 году пришло осознание, что в реформах нуждается не только система страхования, но и здравоохранение в целом — оно не может функционировать адекватно исключительно на основе рыночных принципов. К 2012 году государственная система медицинского страхования обеспечила 95% населения базовыми услугами, однако с их качеством дела обстоят намного сложнее.

Поле боя

В Китае редкий пациент приходит в больницу в одиночестве: поддержка родственников требуется даже, когда больной не имеет никаких физических ограничений. Помимо моральной поддержки, сопровождающие выполняют две важные функции. Во-первых, они берут на себя регистрацию и оплату услуг. Например, врач дал направление на анализ крови, но прежде его необходимо оплатить. И пока пациент занимает очередь в лабораторию, его жена/сестра/зять оплачивают услугу в кассе. Также несмотря на электронные очереди, возле кабинета врача часто собирается независимая «живая», где «пробивные» способности пациента повышают его шансы попасть на прием раньше других.

Источник: l99.com

Во-вторых, сопровождение необходимо, чтобы контролировать деятельность врача. Когда вместо одного страждущего у тебя в кабинете оказывается еще несколько здоровых и агрессивно настроенных людей, то внимательность врача возрастает в разы. Неуспешное лечение может стать и поводом насилия в отношении эскулапа. Неудивительно, что в Китае врачи не стремятся остаться один на один с пациентом и его родственниками и предпочитают держать двери открытыми. Ведь огорченный диагнозом пациент или расстроенные результатом лечения родственники врачу травмы, даже несовместимые с жизнью.

Медицина перестала быть престижной специальностью в Китае, и многие оказываются студентами медвузов, если недобирают баллы для зачисления на инженерные факультеты, кого-то заставляют родители. По данным Всекитайской ассоциации врачей, в 2011 году только 7% врачей в Китае хотели бы, чтобы и их дети продолжили профессиональную династию.

Также в Китае не успели сложиться и традиции профессионального медицинского сообщества, которое могло бы регулировать нормы поведения врачей и, если необходимо, отзывать лицензию на практику. Конечно, в Китае есть и специалисты, которые дорожат своей репутацией, и действительно являются профессионалами, но в целом, существующая система не вознаграждает соблюдение «клятвы Гиппократа».

Ситуацию усугубляет и огромный поток пациентов, иногда до ста в день. Имея в распоряжении 5-7 минут на один прием, врач физически не успевает вникать в историю болезни, он торопится скорее выписать направление на обследование или назначить лечение.

Однако если решения врача не соответствуют ожиданиям пациента и его родственников, то это повод усомнится в его квалификации. Например, китайские врачи понимают , что внутривенные капельницы являются не самым предпочтительным способом введения лекарства, но вряд ли их поймут страдающие от высокой температуры. То же касается и больших доз антибиотиков: китайские пациенты от современной фармакологии ожидают немедленных результатов, и врачи стараются оправдать их ожидания.

Материальные стимулы

Основная доля дохода больниц приходится на анализы, другие технические процедуры и выписанные лекарства. Таким образом, и больница, и каждый отдельный врач заинтересованы в том, чтобы выписывать больше медикаментов и давать направления на дополнительные анализы.


Китай занимает одно из лидирующих мест в мировом медицинском туризме. Современные клиники, передовые технологии и высококвалифицированные кадры – китайская медицина одна из лучших в мире.

Государственная клиника в Шанхае

Мировой рынок медицинского туризма оценивается примерно в $40 млрд. в год. Китай стремится привлекать в свои клиники как можно больше туристов со всего мира. Благодаря своим огромным экономическим возможностям, Китай обладает одной из самых развитых систем здравоохранения в мире. Клиники, оснащенные самым современным медицинским оборудованием, высококвалифицированные врачи и медицинские работники, а также развитая инфраструктура позволяют оказывать медицинские услуги на самом высоком уровне, при этом соблюдая приемлемую ценовую политику.

Времена, когда в Китай ехали за помощью традиционной китайской медицины (основанной на акупунктуре и фитотерапевтических процедурах) остались в прошлом, теперь в Китай едут за лечением самых серьезных заболеваний: кардиология, онкология, хирургия, офтальмология, эндокринология и т.д.

Система здравоохранения Китая

В Китае все клиники, как государственные так и частные, находятся под контролем государства. На государственном уровне регулируются все аспекты работы клиник: вводятся единые стандарты технического оснащения, требования к уровню образования и квалификации врачей и медработников.

С 2003 года в Китае введена страховая медицина и поэтому нет существенных различий между обслуживанием в частной и в государственной клинике. Точно также нет и разницы между обслуживанием граждан страны и иностранцев. Иностранцы имеют право на любую медицинскую помощь. Если это предусмотрено страховым полисом, то лечение происходит бесплатно, в обратном случае за медицинские услуги оказываются на платной основе.

Плюсы медицинского туризма в Китае

У китайской медицины много преимуществ:

  1. Современные больницы и клиники

На сегодняшний день в Китае 35 многопрофильных клиник, которые имеют международную аккредитацию. В Китае на государственном уровне регулируются все стандарты работы больниц, как государственных так и частных клиник. Это гарантирует высокие стандарты качества услуг в любом медицинском учреждении. Китай также имеет передовые исследовательские центры, в первую очередь это касается областей иммунологии, кардиологии, онкологии, исследования стволовых клеток.

  1. Высококвалифицированные доктора и медработники

Китайские врачи подготовлены на самых высоких стандартах. Многие специалисты прошли обучение в США, имеют международные дипломы и свободно говорят на английском языке.

  1. Конкурентная стоимость лечения

Стоимость лечения для иностранца в Китае ниже, чем стоимость лечения в Америке или странах Западной Европы. Качество предоставляемых китайскими клиниками услуг соответствует всем западным стандартам.

  1. Традиционная китайская медицина

Традиционные методы лечения также пользуются большим спросом как у самих китайцев, так и у иностранных пациентов – иглоукалывание, фототерапия, стоунтерапия, гипноз и другие альтернативные методы лечения и оздоровления.

Что лучше всего лечат в Китае

Как уже было обозначено выше, в Китае существуют передовые методы диагностики и лабораторных исследований. В Китае сделано множество открытий и ноу-хау в области медицины. На особенно высоком уровне в Китае развиты:

  • операции по протезированию и имплантации
  • операции на сердце
  • операции на сосудах
  • исследование гормональной системы
  • лечение онкологических заболеваний
  • лечение заболеваний пищеварительной системы
  • проблемы опорно-двигательного аппарата
  • неврологические заболевания
  • стоматология
  • пластическая хирургия и косметология

Обладая большой экономической мощью, Китай вкладывает большие средства в развитие медицины, и в ближайшем будущем у него есть все шансы стать лидером мирового здравоохранения.

В исторической перспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н.э.) и «Враждующих империй» (475-221 гг. до н.э.), в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Нэй-цзин». Труды греческого врача Гиппократа, жившего в 446-377 гг. до н.э., который считается отцом западной медицины, относятся к более позднему времени. «Ней-цзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры*.

При сравнении медицины Китая и западных стран выявляются и некоторые другие приоритеты китайской медицины. К их числу относится применение наркотических средств для достижения полного наркоза при проведении операций на брюшной полости и при других видах хирургического вмешательства китайским хирургом и специалистом по акупунктуре Хуа Туо более тысячи семисот лет назад. Хуа Туо, живший с 112 до 207 г. н.э., использовал для анестезии при своих смелых операциях ставшую знаменитой чайную смесь «Ма-фэй-сан». Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал уже в то время свой труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатываются вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Это произошло при жизни греко-римского врача Галена (129-199 гг. н.э.), который изложил основополагающее и обширное учение в области медицины, которое оставалось обязательным для западных врачей вплоть до конца средних веков.

Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 году фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более шести тысяч китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

И вообще китайская медицина оказала большое влияние на развитие медицины других стран, используя со своей стороны многие идеи иностранной медицинской науки. Уже в эпоху династии Цин (221-26 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э - 220 г. н.э.) существовал обмен медицинскими знаниями между Китаем, Кореей, Вьетнамом и Японией, который был распространен впоследствии на арабский мир, Россию и Турцию. Имевшая нормативное значение китайская книга по лекарственной терапии «Бэн-Цзяо Ган-Му» была переведена на многие языки, в том числе на латинский, корейский, японский, русский, английский и французский, и получила широкое распространение в западном мире.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX века начался упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине; традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Дело дошло до настоящего подавления китайской медицины при гоминдановском правительстве (1912-1949 гг.). Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. В настоящее время в КНР признают, что будущее китайской медицины заключается в соединении традиционной китайской и современной западной методик.

Первоначально китайская медицина состояла из четырех дисциплин. Так, в эпоху от династии Инь (1324-1066 гг. до н.э.) до династии Чжоу (1066-1221 гг. до н.э.) различия существовали между диетологией (Инь-ян-и), лечебной медициной (Нэй-гэ), внешней медициной или хирургией (Вай-га) и ветеринарией (Шоу-и). В период от династии Тан (618-907 гг.) до династии Сун (960-1279 гг.) китайская медицина получала дальнейшее деление. Возникло 11 различных направлений:

  1. Медицинское обслуживание взрослых (Да-фэн-май).
  2. Общая медицина (Цзэ-и).
  3. Педиатрия (Хао-фэн-май).
  4. Лечение параличей (Фэн-га).
  5. Гинекология (Фу-гэ).
  6. Офтальмология (Ян-гэ).
  7. Стоматология (Гоу-ци).
  8. Лечение болезней глотки и гортани (Ян-хоу).
  9. Ортопедия (Чжен-гу).
  10. Внешние болезни и хирургия (Цзинь-чжуан).
  11. Метод иглоукалывания и прижигания, или акупунктура
    (Чжень-цзю).

В настоящее время китайская медицина делится на девять специализированных областей: терапия, внешняя медицина, гинекология, педиатрия, офтальмология, ларингология, ортопедия, массаж и акупунктура. Каждая из этих областей охватывает большой объем знаний, который должен изучаться особо в качестве врачебной специальности. Единственным из всего этого, что стало известно на Западе, является иглоукалывание и прижигание, «акупунктура». Все эти различные специальные области имеют общую теоретическую основу, которая впервые комплексно излагается для западных врачей в настоящей книге.

Наряду с назначением специальных лекарств и применением акупунктуры китайская медицина знает следующие методы воздействия, которые используются в соответствии с показаниями в различных областях медицины:

  1. Скребковый массаж, например, с помощью монеты (Хуа-ша).
  2. Наклеивание лекарственных средств на кожу (Бо-ди).
  3. Банки (Хуа-гуань).
  4. Введение медикаментов в кожу путем утюжки (Юнь-фа).
  5. Гидротерапия (подобно нашей терапии по методу Кнайпа)
    (Шуй-лао).
  6. Бальнеотерапия (Ю-фа).
  7. Лечение лекарственными парами и дымами (Хунь-чжэн).
  8. Наложение повязок с пчелиным воском (Ла-лао).
  9. Грязи (Ни-лео).
  10. Лечебная гимнастика (Дао-инь).
  11. Массаж (Дуй-на).
  12. Китайская дыхательная терапия (Ци-гун).
  13. Щипковая терапия позвоночника (преимущественно у детей)
    (Ни-жи).
  14. Надрезы кожи (Га-чжи).

Различные методы находят в настоящее время в Китае многообразное применение во врачебной практике и по возможности совершенствуются.

В поисках типичных признаков, отличающих медицину Китая от современной западной медицины, наталкиваешься на два решающих фактора:

    1. Рассмотрение человека в качестве единого целого (Чжен-ди).
    2. Диалектическая диагностика и лечение в зависимости от синдромов (Бинь-чжэн)*.

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами (меридианами) и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающим болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян или как результат внутренних причин, существующих внутри человеческого организма. Так, в части Су-вэнь книги «Нэй-цзин» сказано: «Там, куда проникает вызывающее болезнь нарушение (Ха), определенно имеется недостаток ци (функциональное начало, «энергия»)».

А в дополнении к той же части Су-вэнь читаем: «Туда, где находятся защитные силы (Чжэн), не проникает вызывающее болезнь нарушение (Хэ)».

При лечении заболеваний наибольшее внимание китайская медицина уделяет профилактике. В этом отношении в настоящее время, как и тысячелетия назад, находит применение принцип «лечить пациента, прежде чем возникнет болезнь». Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания (Бэнь)». К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учете его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.

Целостный подход к анализу явлений

Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на двух факторах:

  1. Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого.
  2. Признания целостности взаимоотношения между человеком и
    природой.

Человеческое тело как органически единое целое

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи. Центр этого органического целого находится в пяти плотных органах, отношения которых к другим частям тела устанавливаются через систему каналов (Чин-люо), включающую согласно традиционным китайским представлениям кровеносные сосуды и нервные пути. Действие системы каналов проявляется во взаимодействии между отдельными плотными и по-лыми органами и в обмене между внутренними органами и другими частями тела.

Так, например, сердце связано через систему каналов с тонким кишечником, оно ведает* кровеносными сосудами. Ключом к пониманию его состояния является поверхность языка. Легкие находятся в связи с толстым кишечником, они отвечают за кожу и волосяной покров тела. Ключом к пониманию их состояния является нос. Селезенка связана через систему каналов с желудком, она отвечает за мышцы и конечности. Ключом к пониманию ее состояния является рот. Печень связана с желчным пузырем, оба ведают сухожилиями. Ключом к пониманию ее состояния являются глаза. Почки связаны каналами с мочевым пузырем, они ведают костями. Ключом к пониманию их состояния являются уши.

Отклонения от нормы в работе внутренностей отражаются согласно представлениям китайской медицины через систему каналов на поверхности тела. С другой стороны, болезни, проникающие внутрь через поверхность тела, могут распространяться дальше по канальным сосудам. Наполнительные и полые органы также могут оказывать воздействие друг на друга через систему каналов. Учитывая взаимосвязь,китайский врач при установлении причин заболевания делает на основе оценки состояния так называемых пяти отверстий (язык, нос, рот, глаза, уши), внешнего вида, цвета лица и пульса заключение об изменениях внутри организма. Таким образом можно установить, находятся ли внутренние органы в состоянии опорожнения (Ху) или наполнения (Шиа), сильны и обильны (Чэн) или слабы (Шуай) ци и кровь, каково соотношение между защитными силами организма (Чжан) и болезнетворным началом (Хэ) и т.д.

В соответствии с тем же подходом в практике китайской медицины используется метод лечения «охлаждение печени» (Цин-гань), если пациент жалуется на жжение в глазах, имеющих покрасневший воспаленный вид. Метод «охлаждения сердца» (Цин-синь) и «отвода огня тонкого кишечника» (Хэ Сяо-чан-хуо) применяется, если пациент жалуется на появление пузырьков во рту и на языке. Гриппозную инфекцию и кашель можно вылечить, способствуя функции «расширения» (Хуань) легких. При болезнях кожи, фурункулезе и других признаках заболевания на поверхности тела применяются методы «внутреннего поддержания» (Дуо-ли) и «внутреннего уничтожения» (Нэй сяо), что также основано на теории целостности, лежащей в основе китайской медицины, согласно которой внутреннее состояние и внешний вид человеческого тела образуют нераздельное целое.

Взаимоотношения между человеком и природой

Рассмотренный в предыдущем разделе целостный подход к анализу явлений не ограничивается только человеком. Для китайской медицины последний является составной частью окружающей его природы и находится в постоянных взаимоотношениях с рассматриваемым как единое целое окружающим миром, в живом обмене с Вселенной. Таким образом, и для традиционной китайской медицины является само собой разумеющимся, что человек получает все необходимые для существования предпосылки из окружающей его природы. В книге «Су-вэнь» мы читаем: «Жизнь человека образована из ци неба и земли и находится под влиянием четырех времен года». Аналогичную мысль находим в 9-й главе того же труда: «Небо питает человека пятью ци (воздействие погодных условий), земля обеспечивает его пятью различными вкусами (речь идет о видах зерновых)».

Продукты питания, необходимый для дыхания воздух человек получает из окружающей его природы, к условиям которой он должен приспосабливаться в желании иметь более благоприятные условия жизни. Это относится также к погодным условиям четырех времен года, которые постоянно учитываются китайской медициной как возможный исходный пункт заболевания. Так, весеннее тепло, летняя жара, осенняя прохлада и зимний холод могут вызывать болезни, вследствие чего они и по настоящее время причисляются в современной китайской медицине к причинам возникновения болезней. В книге «Лин-шу» находим: «Если стоит теплая погода, а люди продолжают носить толстую одежду, то поры открываются и пот выходит наружу... В холодную погоду поры закрываются, влага не может выйти наружу, она направляется к мочевому пузырю, превращаясь там в мочу и ци». Здесь описывается процесс естественного приспособления человека к температуре окружающей среды: при жаре выступает пот, который испаряется, чтобы адаптировать человека к жаркой погоде. При низкой температуре поры закрываются, ограничивая выделение пота, происходит выделение жидкости в виде мочи, температура тела сохраняет свое постоянство. Аналогично человеческий организм приспосабливается к перемене мест, смене дня и ночи. При нарушении регуляторного механизма человеческого тела возникают заболевания. В случае инфекционных болезней и эпидемий также находит свое выражение единство взаимоотношений между человеком и окружающей природой. В Китае возникает весной много заболеваний, связанных с воздействием температуры; летом увеличивается число случаев тепловых ударов, дизентерии, малярии; зимой - большинство пациентов страдает простудными заболеваниями. Многочисленные хронические болезни реагируют на неожиданные изменения погодных условий. К ним относятся болезни ревматического характера (по-китайски Би), астма, мигрень. На течение других заболеваний оказывает влияние естественная смена дня и ночи. При некоторых болезнях наступает облегчение в первой половине дня и ухудшение во второй, при других наоборот.

Китайская медицина постоянно учитывала прошлый человеческий опыт, свидетельствовавший о том, что благодаря разумному поведению можно избежать вредных воздействий окружающей среды. Так, например, в книге «Су-вэнь» содержится следующее предупреждение: «Когда пять инфекционных болезней достигают наибольшего распространения, можно легко подвергнуться заражению... человек должен избегать их ядовитого дыхания». В той же книге читаем в 1-й главе: «Находясь в состоянии слабости, избегай возбуждающего болезнь ветра». Китайцы уже давно знали о рекомендации врачей, регулярно полоскать рот после принятия пищи. Им рекомендовали чаще менять одежду, регулярно купаться и делать предохранительные прививки (например, против оспы). Большое значение придавалось также сохранению физической подвижности. Уже упоминавшийся нами врач Хуа-Туо разработал для этой цели специальные гимнастические упражнения, усовершенствованный вариант которых, известный под названием «Таи-жи-цюань», до настоящего времени пользуется популярностью во всем Китае.

Таким образом, и в этом случае принимаются во внимание оба полюса диалектических отношений в системе «человек-окружающая среда». Китайца приучали приспосабливаться к природе, но ему разъясняли также и необходимость повышения сопротивляемости собственного организма. Кроме того, классики медицины учили его изменять окружающую среду в собственных интересах. Все это входит важными составными элементами в традиционную китайскую медицину.

Диалектическая диагностика в зависимости от синдромов и лечение

Диагностика в зависимости от синдромов (Биень-чжэн) и связанное с ней лечение являются особенностями китайской медицины. Заболевание анализируется с помощью диалектической диагностики, выделяется из числа других заболеваний путем дифференциального диагностирования и классифицируется в соответствии с то симптомами. Для этого китайская медицина использует многочисленные твердо установленные синдромы. В тесном сочетании с этими диагнозами находится применяемая в китайской медицине терапия, причем синдром и метод лечения должны подходить друг другу, как ключ к замку. Тем самым диагностика в зависимости от синдромов является предпосылкой эффективности лечения, безразлично идет ли речь при этом о назначении медикаментов, массаже, применении «мокса», банках, акупунктуре и т.п. Эта терапия имеет целью, как и в западной медицине, излечение больного. Однако одновременно она служит с диалектической гибкостью для контроля диагностики. Т.е. если она окажется безуспешной, врач должен пересмотреть свой диагноз. Более того, лишь если до начала лечения была проведена диалектическая диагностика по методу китайской медицины, которая привела к установленному синдрому, можно вообще вести речь о рациональном применении китайской медицины.

Особенность диалектической диагностики и терапии состоит в том, что в данном случае не применяется просто симптоматическое лечение, а с другой стороны, не требуется (как в современной западной медицине) полного опознания болезни, чтобы использовать затем для ее лечения одномерный целенаправленный метод. Китайская медицина исходит из того, что различным стадиям болезни соответствуют различные симптомы и что различные болезни могут иметь на разных стадиях схожие симптомы. Поэтому для свойственной китайской медицине терапии характерны два совершенно различных подхода:

1. Применение различных методов лечения одного и того же заболевания.

2. Применение одного и того же метода лечения при различных заболеваниях.

Синдромы, свойственные китайской диагностике («чжэн» из понятия «Биень-чжэн», означающий «симптом заболевания»), включают в основном следующие элементы:

1. Обобщенную оценку причины возникновения болезни.

2. Установление локализации болезни.

3. Характерные признаки болезни.

4. Оценку противоборства между вызвавшим болезнь нарушением (Хэ) и сопротивляемостью организма (Чжэн) пациента.

Рассмотрим в качестве примера дизентерию, для которой характерно наличие различных стадий течения и симптомов. Вначале возникают боли в животе, сопровождающиеся поносом с кровью и слизью. Позднее при дальнейшем развитии болезни могут возникнуть симптомы синдрома ци-фэнь и синдрома фэнь крови, сопровождающиеся попеременным жаром и ознобом при малой или значительной влажности. В данном случае китайская медицина использует на различных стадиях заболевания в зависимости от симптоматики различные методы лечения. Такой подход соответствует принципу применения «при одной и той же болезни различных методов лечения».

Другой пример. При воспалении почек (нефрит) с нарушением функции сердца могут возникнуть отеки, может появиться симптоматика учения ян согласно теории китайской медицины. В этом случае применяется терапия, включающая следующие элементы:

1. Согревание ян (Бэнь-ян)

2. Способствование процессу испарения (Хуа-ци)

3. Способствование выделению воды (Ли-шуй).

Эти три элемента образуют единый метод лечения. Они совместно воздействуют как на воспаление почек, так и на ослабление сердца. Таким образом, в данном случае два различных болезненных состояния, воспаление почек и сердечная недостаточность, подвергаются одной и той же терапии, что соответствует принципу китайской медицины «лечить различные нарушения одинаковыми методами». Необходимо при этом отметить, что диалектическая диагностика китайской медицины не во всех случаях оказывается достаточной для установления полного диагноза заболевания в соответствии с представлениями современной медицины. Она должна поэтому сочетаться с точными, объективными и количественными способами диагностики современной западной медицины во избежание ошибок в лечении и нанесения ущерба здоровью пациентов.

Теория китайской медицины занимается физиологией человеческого организма, его патологией (возникновение заболеваний и их причины), методами врачебного исследования, диалектической диагностикой, терапией и профилактикой заболеваний. и вопросам научно-теоретического разграничения китайской медицины и современной западной медицины.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЗАПАДНОЙ И ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНОЙ

Прежде всего следует указать на то общее, что присуще традиционной китайской и современной западной медицине. В первую очередь необходимо подчеркнуть, что теоретическая система китайской медицины, без сомнения, ориентируется на ту же действительность, которой занимается и западная медицина, а именно на человеческий организм. Болезни выглядят в Китае точно так же, как на Западе. Пациенты страдают теми же заболеваниями с теми же симптомами. То, что такое же положение существовало уже и ко времени написания книги «Нэй-цзин», было продемонстрировано недавно западному миру китайским документальным фильмом. В нем показано патологоанатомическое вскрытие женщины, законсервированной более двух тысяч ста лет назад в лаковом гробу, который был найден в 1972 году в могиле периода западной Ханьской династии (206-24 гг. до н.э.). При этом оказалось, что причиной смерти женщины (она принадлежала к верхним слоям общества) явился сердечный инфаркт. Все анатомические и гистологические разрезы мумии дали ту же картину, которая характерна для умерших в наше время. В желудке еще находилось содержимое последнего приема пищи, в мышцах были обнаружены трихины, суставы имели ревматические деформации, стенки сосудов носили следы артериосклероза, которым страдала китаянка.

Кроме таких подтверждений исторического характера, существуют обстоятельства научно-теоретического и практического порядка, указывающие на то, что в основе традиционной китайской и современной западной медицины лежит одна и та же реальность. К ним относятся:

1. Совпадение активных точек, называемых у нас на Западе точками акупунктуры (по китайски чжэнь-цзю), с наиболее характерными в топографоанатомическом отношении местами человеческого организма, которые играют вполне определенную роль и в западной анатомии.

2. Схожесть представлений о физиологических связях между внутренними органами, присущих учению китайской медицины и современной западной физиологии.

3. Тот факт, что западная медицина содержит по существу все диагностические элементы, которые известны в традиционной китайской медицине, а именно:

а) основательный осмотр пациента;

б) прослушивание внутренних шумов и исследование запахов тела;

в) беседа врача с пациентом;

г) пальпационное исследование, включая диагностику по данным исследования пульса.

В качестве причин более разносторонней дифференциации методов непосредственного обследования больного в Древнем Китае следует назвать культурные и исторические условия. Ранее для китайской женщины считалось неприличным показываться врачу в обнаженном виде. Поэтому китайские медики были вынуждены ограничиваться при оценке внутренних изменений диагностикой на основании состояния языка, глаз и пульса. Этому простому факту обязаны мы сегодня наличием доведенной до совершенства китайской диагностики.

Дальнейшее сходство видно из сравнения основных глав западного учебника дифференциальной диагностики внутренних болезней с основными главами учебника традиционной китайской медицины, посвященными той же теме. Западная книга содержит в двадцати четырех главах следующие рубрики: анемии, геморрагический диатез, повышенная температура, одышка, нарушение сердечного ритма, цианоз, изменения ЭКГ, боли в груди, гипертония, гипотония, наличие затемнений в легких, увеличенные лимфатические узлы, боли в животе, диарея, запоры, желтушность, увеличение селезенки, наличие крови, белка, слизи в моче, отечность, боли в конечностях и в области позвоночника, параличи, потеря сознания, нарушения водного обмена. В китайском учебнике содержатся следующие тридцать три раздела: повышение температуры, озноб, потливость, головные боли, боли в груди, боли в подложечной области, боли в животе, боли в спине, боли в суставах, боли, связанные с возникновением грыжи, запоры, понос, задержка мочи, полиурия, головокружение, бессонница, жажда, отсутствие аппетита, чрезмерно повышенный аппетит, рвота, желтушность, отечность, кашель, астма, одышка, тонические и клонические судороги, рвота с кровью, кровохарканье, носовое кровотечение, кровоточивость десен, кровь в стуле и в моче, параличи и парестезия, сердцебиение.

При этом сравнении бросается в глаза, что несколько глав западного учебника связано с применением современных научных методов исследования: изменения ЭКГ, наличие затемнений в легких, гипертония и гипотония. Другие главы западной дифференциальной диагностики обнаруживают влияние точных методов исследования: нарушение сердечного ритма, анемии, нарушения водного обмена, гематурия, протеинурия, пиурия. В основном же и в китайской, и в западной диагностике речь идет об одних и тех же категориях распознавания болезней. В первую очередь при непосредственном обследовании больного и в китайской, и в западной медицине проверяются одни и те же функции. Связанная с применением специальной аппаратуры, рассчитанная на использование технических средств диагностика западной медицины осуществляет, кроме того, проверку многочисленных параметров согласно требованиям современных естественных наук, т.е. с соблюдением принципов точности, однозначности, количественного выражения показателей, логической взаимосвязи, возможности проверки полученного результата и объективности, что позволяет получить большую надежность результата исследования больного. Однако в любом случае - и это следует всегда иметь в виду - китайский врач, пользующийся приемами традиционной медицины, сталкивается в своей повседневной работе с той же действительностью, что и его современный западный коллега.

Общность и различия в историческом развитии

Если обратить взгляд в глубь истории, то можно найти еще большие параллели между китайской и западной медициной. Последняя вплоть до введения естественно-научной методологии приблизительно двести пятьдесят лет назад также имела и в области теории феноменологический характер, как и традиционная китайская медицина. Древнеевропейская медицина имеет поэтому некоторые параллели с традиционной китайской медициной. В качестве подтверждения этого положения приведу выдержку из «Регулирования образа жизни» Гиппократа, в которой речь идет об аналогичном китайскому учению об инь и ян взаимоотношении между огнем и водой: «Все живые существа, а следовательно и человек, образованы из двух основных составных частей, которые различны по своим возможностям, но имеют одну и ту же конечную цель, а именно, из огня и воды. Взятые вместе, они достаточны для всего остального и друг для друга, но отдельно ни для себя самого, ни для чего другого. Возможности, которыми располагает каждый из них, состоят в следующем: огонь в состоянии постоянно приводить все в движение, вода - постоянно питать все. Они делят власть между собой и подвергаются власти один другого до крайнего максимума и минимума». В трудах немецкого врача Парацельса, жившего в эпоху позднего средневековья, имеется следующее замечание, относящееся к терапии: «Применяй лечение по соответствию, холодное лечи теплым, влажное сухим, переполнение опорожнением, пустоту наполнением, ибо природа учит, что все изгоняется своей противоположностью». Это последнее место как будто бы взято у какого-нибудь классика. Ранняя западная медицина оперировала, как и традиционная китайская, в основном качественными показателями, была проникнута идеей единства человеческого организма и исходила из диалектических предпосылок. Эти признаки исчезли из западной медицины с введением современной естественно-научной методики, явившейся следствием философии Декарта и его учеников. В XVIII веке естественно-научная методика становилась во все возрастающей степени пробным камнем для западной медицины, которая заслужила, идя по этому пути, неоспоримое мировое признание. Однако в упоении от успехов, достигнутых благодаря точной методике, западная медицина забыла большинство своих источников или утратила их. Вследствие этого ей угрожает опасность впасть в односторонность, поэтому настало время вспомнить о своих старых источниках. При этом необходимо избежать ошибки, которая может привести к разрушению всего достигнутого: не следует стремиться к тому, чтобы повернуть вспять колесо истории, да это и невозможно. В наше время невозможно возродить «додекартовскую» медицину, которая отказалась бы от естественно-научной методики, характерной для современной медицины.

Различия между современной западной и традиционной китайской медициной в области теории познания и научной теории

Это было ясно понято в Китайской Народной Республике. Мао Цзэдун уже в 1928 году высказался в пользу соединения традиционной китайской медицины с современной западной. Два фактора привели его к такому выводу.

Диалектическое мышление, которое, с одной стороны, соответствует китайской традиции и, с другой стороны, свойственно диалектическому материализму. В этой связи указывается на статью Мао «О противоречии», в которой он говорит о «единстве противоположностей». Путем диалектического разрешения противоречий в современном Китае избегают того, что подвергается критике в качестве присущих Западу «метафизики» или «реакционного идеализма». С этих позиций как механистически-причинная точка зрения, так и одностороннее идеалистическое мировоззрение, отдающее предпочтение духовному началу перед физическим, рассматриваются в одинаковой мере как «метафизические заблуждения».

Специфическая ситуация, характерная для политики в области здравоохранения в 40-е, 50-е и 60-е годы в Китае. В то время в Китае ощущалась острая нехватка специалистов западной медицины при наличии целой армии врачей традиционной медицины различной квалификации. Мы увидим впоследствии, что Мао оказался прав как в общественно-политическом отношении, так и с теоретически-познавательной и научно-теоретической точек зрения.

Решающее различие между современной западной и древнекитайской медициной коренится в различии их исходных позиций, связанных с теорией познания. Китайская система врачевания начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выводятся практические мероприятия лечебного характера. Западный же медик начинает с измерения и анализа мельчайших деталей, познавая которые он рассчитывает понять явления в целом. Он использует противоположный путь.

Поскольку речь идет в данном случае о явлениях, относящихся к теории познания, необходимо прежде всего остановиться на понятии «наука»: «В отличие от неупорядоченного (опытового) знания (эмпиризм) наука рассматривает не просто явления, но также и причины вещей. Она переходит аналитически от целого к части, а синтетически от части к целому; путем индукции от опыта и наблюдений к понятиям, заключениям и выводам, от частного, особого к общему, а путем дедукции от общего к частному, постоянно проверяя одно другим. Научный прогресс состоит в бесконечном систематическом проникновении в действительность, как вширь, так и вглубь, к элементам бытия и событий и к познанию их взаимосвязей, к познанию великой взаимосвязи действительности, которую мы называем окружающим миром». Это сформулированное на Западе понятие науки принято в настоящее время во всем мире, в том числе и в КНР, которая прилагает большие усилия для доведения этого представления о науке до сознания людей, пусть в форме диалектического материализма. Китай во все возрастающих размерах импортирует в наше время с Запада научные идеи, технические достижения, оборудование и потребительские товары.

Возвратимся к традиционной китайской медицине, которая пользуется для познания медицинских закономерностей всеми основными научными методами. В обеих медицинах применяется индуктивный и дедуктивный методы или причинный анализ. Правда, обе медицинские системы пользуются ими в противоположной последовательности: китайская медицина начинает с дедукции, а западная с индукции. Но чем отличаются друг от друга обе медицинские теории? Мы уже назвали выше два типичных фактора, характерных для традиционной китайской медицины.

1. Рассмотрение человеческого организма в качестве единого целого (Чжэн-ди).

2. Диагностика в соответствии с синдромами с учетом этой целостности (Бянь-чжэн).

С рассмотрением человеческого организма как единого целого и с диалектикой связано то обстоятельство, что традиционная китайская медицина достигает менее точной объективизации результата исследования больного, чем современная западная медицина. Аристотель является автором положения, согласно которому целое представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих его частей. В смысле современных естественных наук понятие целостности является гипотезой, которая не может быть доказана. В этом причина невозможности реализации с естественно-научных позиций медицины, оперирующей понятием целостности.

Несколько иначе обстоит дело в современной науке с диалектикой. Хотя западные естественные науки, а с ними и медицина, не применяют достаточно определенно диалектический принцип, но в исследовательской практике он находит широкое применение. Лучшая и наиболее точная проверка теории всегда достигается путем предположения ее противоположности, а это является диалектическим методом. Определенные отношения существуют также между диалектикой и введенным в научную дискуссию физиком Нильсом Бором понятием дополнятельности. Бор указал на то, что системы понятий всегда дают ограниченную, одностороннюю картину действительности, т.е. освещают лишь одну сторону, целое же исчерпывается только с введением противоположных систем понятий.

Наряду о целостностью рассмотрения и диалектическим подходом, с западной точки зрения китайская медицина имеет еще одну характерную особенность:

3. Использование лишь качественных критериев для оценки состояния человеческого организма и его болезненных состояний, т.е. отсутствие точности, возможности проверки и объективности в современном научном смысле.

Как известно, современные естественные науки требуют наличия следующих условий, которым должна удовлетворять теория:

А. Точность

Б. Возможность проверки

В. Объективность

Г. Плодотворность.

Например, точность имеет место в том случае, когда теоретическая система обладает такими качествами, как однозначность, количественное выражение предмета исследования, логическая взаимосвязанность.

Эти три критерия в значительной степени выполнены теоретической медициной Запада. В отличие от этого традиционной китайской медицине недостает во многом однозначности. Ее основные понятия: инь-ян, холод-жар, снаружи-внутри, пустота-полнота и т.д. - не являются однозначными в смысле научных понятий. То же самое относится и к шести внешним причинам болезней (ветер, холод, летняя жара, влажность, сухость и «шэнь»). Во всех этих понятиях материальные элементы смешиваются с энергетическими или функциональными. В данном случае мы имеем дело с «додекартовской» системой, в которой еще не нашли полного разделения такие понятия, как субъективное и объективное, материальное и энергетическое, физическое и психическое. Этой системе недостает, разумеется, и количественного выражения, меры. В ее изначальной форме китайская медицина, как уже отмечалось, рассматривает только качественные показатели, которые в лучшем случае могут иметь внутрисубъективное происхождение, но не поддаются объективизации в смысле современной медицинской науки. Возможность использования количественных категорий могла бы появиться здесь лишь при условии введения современных, т.е. западных, научных методов.

Логическая взаимосвязь также в значительной степени отсутствует в системе китайской медицины. Таким образом, здание теории традиционной китайской медицины страдает многими недостатками в отношении точности, а вследствие этого также и в отношении возможности проверки и объективности, что полностью осознается в современном Китае.

Тем не менее теоретическая система китайской медицины оказывается весьма богатой с точки зрения ее плодотворности, создав незнакомую современной западной медицине модель мышления, которая обладает тем преимуществом, что может опираться на более чем двухтысячелетний практический опыт. Теория может считаться плодотворной в том случае, если она предлагает единый принцип для большого многообразия явлений, в особенности в том случае, если с самого начала оставалась скрытой связь различных явлений между собой. Причем характерно, что понятие плодотворности теории не всегда тождественно ее надежности.

Свойственный китайской медицине принцип подхода к человеческому организму как к единому целому проявляется в рассмотрении происходящих в нем функциональных процессов, которые могут быть объединены под общим понятием «ци».

В этой связи следует привести заключение известного английского китаеведа Джозефа Нидхэма о научности древнекитайского мышления: «Китайские мыслители должны были потерпеть фиаско в научном отношении, возможно, потому, что относились с большим недоверием к силе разума и логики. Они познали относительность, сложность и бесконечность Вселенной, стремясь к миропониманию эйнштейновского типа, не заложив для этого, однако, ньютоновских основ. В таких условиях наука не могла получить соответствующего развития». Нидхэм имел при этом в виду, по-видимому, несколько суженное понятие науки, свойственное XIX веку. Данное нами в начале этого раздела философское определение понятия «наука» не является основанием для столь строгой оценки китайской науки. Во всяком случае научное мышление существовало на Западе еще до Декарта, и традиционная китайская медицина может быть поставлена на одну ступень с ним.