Аффективные иллюзии. Я группа: иллюзии рефлекторные (синестезии), функцио­нальные (парейдолические), иллюзии и галлюцинации аффек­тивные, психогенные

Познание окружающего мира и самого себя начинается с восприятия нашими органами чувств всего, что окружает человека и является им самим. Мы смотрим в окно своего дома на желтеющую листву. И мгновенно в сознании возникает образ, а затем и суждение о том, что на дворе осень. Мы видим в зеркале свое небритое лицо, и тут же появляется мысль, что нужно привести себя в порядок.

Восприятие - это сумма ощущений + представление. Восприятие - это психический процесс отражения предметов в целом и формирования целостного образа. Восприятие завершается узнаванием.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов окружающего мира при воздействии на органы чувств (холодный, мокрый, твердый и т.д.).
Представление - это мысленный образ предмета, основанный на воспоминаниях.


Нарушение чувствительности

Количественные изменения ощущений:
анестезии (отсутствие чувствительности);
гипестезии (снижение чувствительности);
гиперстезии (повышение чувствительности).

Качественные изменения ощущений:
парестезии (искажение чувствительности);
сенестопатии (сложные нарушения).

Гиперстезии встречаются при астеническом синдроме, тревожных состояниях , делириозном состоянии , у беременных (к запахам).
Гипестезии и анестезии встречаются при депрессии , состояниях выключенного сознания , кататоническом синдроме , истерических (конверсионных) расстройствах , глубоком гипнозе, состоянии сильного аффекта.


Сенестопатии

Сенестопатии - сложные нарушения восприятия, характеризующиеся:
1. Болезненными ощущениями внутри тела.
2. Мучительного характера.
3. Трудноописуемые: спазм, давление, жар, жжение, холод, лопанье, пульсация, отслоение, разрывы, распирание, растягивание, скручивание, стягивание, трение, дрожание и пр.
4. С миграцией по всему телу или неопределенной локализации.
5. Обращение к терапевтам, низкая курабельность.

«В голове, как будто, лопается пузырь», «кишечник, как будто, выкручивают», «в животе такое чувство, как будто, котенок царапает».

Сенестопатии встречаются при депрессии , невротических расстройствах , шизофрении , органических заболеваниях головного мозга .


Иллюзии

Иллюзии - это искаженное восприятие, при котором реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде.
«Пальто на вешалке кажется страшным бродягой».

Иллюзии различаются в зависимости от органов чувств: зрительные, слуховые (в т.ч. вербальные), обонятельные, вкусовые, тактильные, галлюцинации общего чувства (висцеральные и мышечные).

Иллюзии различаются по механизму образования:
Физиологические иллюзии возникают у всех людей из-за особенностей деятельности органов чувств и восприятия. Например, иллюзионисты «распиливают» девушку пополам, ложка в воде кажется сломанной и т.п.
Иллюзии невнимательности возникают при недостатке внимания или в условиях затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка).
Аффективные иллюзии (аффектогенные) возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей и т.д.
Парейдолические иллюзии зрительные иллюзии причудливо-фантастического содержания, возникающие при восприятии сложных конфигураций линий, узоров на различных поверхностях.

«Коврин остановился в изумлении. На горизонте, точно вихрь или смерч, поднимался от земли до неба высокий черный столб. Контуры у него были неясны, но в первое же мгновение можно было понять, что он не стоял на месте, а двигался со страшной быстротой, двигался именно сюда, прямо на Коврина…Монах в черной одежде, с седой головой и черными бровями, скрестив на груди руки, пронесся мимо…». А.П.Чехов, рассказ «Черный монах».

Иллюзии невнимательности и аффектогенные иллюзии могут быть в норме.
Парейдолические иллюзии встречаются при делириозных состояниях , органических психозах , наркомании , отравлениях психомиметиками.


Галлюцинации

Галлюцинации - восприятие без объекта, восприятие того, чего на самом деле нет.

Существует множество классификаций галлюцинаций
А. По степени сложности:
. Элементарные - простейшие феномены (вспышки света, щелчки, стук, «оклики» и т.д.)
. Простые - возникают только в одном из анализаторов (например, только чувствуется мнимый запах лаванды)
. Сложные (комплексные) - возникают сразу в нескольких анализаторах (например, больной видит "черта", слышит его слова, чувствует его прикосновения)
. Сценоподобные - изменяется вся окружающая обстановка, например, больному кажется, что он находится совсем в другом месте. Указывает на развитие помрачения сознания.

Б. По анализаторам:
. Зрительные
элементарные - фотопсии (зрительные образы, лишенные конкретной формы в виде пятен, вспышек, "искр", контуров, бликов)
макро- и микроптические - галлюцинаторные образы маленького или большого размера;
. Слуховые
элементарные - акоазмы (оклики, неясные шумы, щелчки, стук);
в форме речи - вербальные:
моно- и поливокальные - один или несколько голосов, соответственно;
по содержанию: осуждающие, угрожающие, восхваляющие, комментирующие, императивные.
. Висцеральные - ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей и т.д.
. Тактильные - восприятие каких-либо объектов на поверхности тела (на коже или слизистых, внутри них или под ними).
. Вкусовые - появление вкуса (обычно неприятного) в ротовой полости без какого-либо реального стимула, приема пищи.
. Обонятельные - появление запаха без реального стимула.

В. По особым условиям возникновения
В некоторых случаях галлюцинации возникают лишь при определенных условиях.
. Гипнагогические - при засыпании, гипнопомпические - при пробуждении. Состояния перехода ото сна к бодрствованию и наоборот облегчают возникновение галлюцинаций при состояниях, предрасполагающих к их развитию (на начальных стадиях алкогольного делирия, на фоне эмоционального стресса).
. Функциональные (рефлекторные) - возникают на фоне другого раздражителя, но в отличие от иллюзий не замещают его и не смешиваются с ним (слышит стереотипное повторение одного ругательства на фоне шума холодильника, шум холодильника воспринимается отдельно, но когда холодильник замолкает, пропадают и ругательства).
. При сенсорной депривации (галлюцинации Шарля Бонне - возникают у утративших зрение).
. Психогенные (вызванные) - после психотравмирующей ситуации, во время гипноза или при пробах на готовность к галлюцинациям (симптомы чистого листа, выключенного телефона и др.).

Г. По характеристикам восприятия

Различают истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.

Истинные галлюцинации Псевдогаллюцинации
Экстрапроекция - образ воспринимается при помощи органов чувств.
Яркие, как реальные образы.
Связаны с реальной обстановкой.
Больной взаимодействует с галлюцинациями, ловит их, гладит, отмахивается, убегает и тд.
Больной борется с галлюцинациями - он может отвернуться, закрыть уши.
Интрапроекция - образ находится в субъективном пространстве (и больной это понимает).
Не имеют характера реального объекта.
Не связаны с реальной обстановкой.
Поведение больного может быть нормальным.
Невозможно отвернуться, закрыть уши.
Зрительные Больной, находясь на отделении многопрофильного стационара, вечером стал беспокойным, ищет что-то под кроватью, в углу палаты, утверждает, что по полу бегают крысы, отмахивается от чего-то, говорит, что это пауки спускаются с потолка, пытается давить их на полу, на соседней пустой кровати видит «какого-то карлика», обращается к нему, просит помочь поймать крыс. Больной видит ведьму со всеми ее атрибутами (три ружья, бутыль с динамитом, медная труба) лишь внутренне, но так ясно и отчетливо, что может со всеми подробностями рассказать, в каком положении она находилась в данную минуту, какое у нее выражение лица. Он видит ведьму с очень большого расстояния и притом сквозь стены. Больной знает, что ведьма не телесна, и видит ее «духом» своим.
Слуховые Больная 57 лет после недельного запоя стала слышать у себя в комнате звук, похожий на плач ребенка, долго искала источник этого звука, решила, что к ней в комнату как-то попал настоящий ребенок и теперь он плачет от голода. Так как, по мнению больной, плач доносился из дивана, разобрала полностью свой диван (до отдельных пружин). Пациентка рассказывает, что «внутри головы» слышит «голоса» незнакомых ей людей. «Голоса» комментируют ее действия, иногда ругают ее. Считает, что эти «голоса» исходят из Кремля, где следят за ее жизнью и с помощью специальных приборов «помогают». Рассказывает, что голоса слышит «не ушами, а мозгом», т.к. когда затыкает уши, «голоса не уменьшаются», и не может локализовать источник звука в окружающем пространстве.
Тактильные В приемном покое больницы пациентка вдруг начинает кататься по полу, визжит, раздирает у себя на груди рубашку, пытается что-то стряхнуть с себя. Говорит, что у нее на груди кошка, она вцепилась когтями в кожу, просит врачей ее снять
Висцеральные Больная утверждала, что в ее желудке живет змея, самая натуральная обычная змея. Больной сделали имитацию оперативного вмешательства и показали ей якобы извлеченную из ее желудка змею. Успокоение длилось пару дней. Затем больная стала говорить, что змею удалили, но змееныши остались, и она их чувствует. Больной утверждает, что чувствует, как «вселившийся» в него колдун находится в нем «где-то в области живота, около позвоночника», он перекручивает ему внутренности, притягивает их к позвоночнику и пр.
Обонятельные Больному кажется, что его руки воняют калом, хотя окружающие люди никаких запахов не ощущают. Больной постоянно моет руки и ходит в перчатках. У одной больной с шизофреноподобной картиной психоза, возникшим на фоне опухоли лобной доли, моментом истины были обонятельные галлюцинации, при которых она ощущала «запах мужского оргазма». На вопрос, что это за запах, больная, сколько не пыталась, не смогла его конкретизировать.

Галлюцинации встречаются при психозах (алкоголизме , шизофрении , эпилепсии , органических поражениях головного мозга , наркомании) , употреблении психотомиметиков и при катаракте (галлюцинации Шарля-Боннэ).

Галлюциноз (галлюцинаторный синдром) - это наплыв обильных галлюцинаций на фоне ясного сознания, продолжительностью от 1-2 недель до нескольких лет. Галлюциноз может сопровождаться аффективными расстройствами (тревога, страх), а также бредовыми идеями.


Психосенсорные расстройства

Психосенсорные расстройства - это искаженное восприятие явлений и предметов.
Психосенсорные расстройства отличаются от иллюзий адекватностью восприятия: больной знает что он видит стул, хотя и с кривыми ножками. При иллюзии одно принимается за другое (вместо стула - огромный паук).
Метаморфопсии, макропсии, микропсии.
Аутометаморфопсии - изменение и искажение различных частей собственного тела.

Больная, страдающая васкулитом головного мозга, видела автомобили, движущиеся по улице, на которой жила, величиной с божью коровку, а дома, стоящие на той же улице, величиной со спичечный коробок. При этом она ясно понимала, что такого быть не может, но испытывала чувство сильного удивления и тревоги при этих явлениях.

Психосенсорные расстройства встречаются при височной эпилепсии , энцефалитах, энцефалопатиях, интоксикациях , заболеваниях глаз.


Деперсонализационно-дереализационный синдром

Деперсонализация - нарушение реальности восприятия себя.
Бывает:
1. Витальная - у больного исчезает само чувство жизни.
2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое, не пойму - хочу я спать или не хочу, к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия).
3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - «ног вроде бы у меня нет», больные не могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.
Дереализация - нарушение реальности восприятия окружающего.
«Мир как на картинке».
Родственными дереализационными явлениями считаются такие симптомы, как уже виденное (дежа вю), уже пережитое (дежа веку), уже испытанное, уже слышанное(дежа энтенду), никогда не виденное.
Деперсонализационно-дереализационный синдром встречается при психозах (например шизофрении) и у здоровых людей, при недосыпании, длительном стрессе, утомлении, перенапряжении.

По обобщённой трактовке различных врачей и специалистов иллюзии являются ошибочным, искажённым или изменённым восприятием реальных предметов или каких-либо явлений, по Ж. Эскироль - это "извращение восприятия", Ф. Пинель назвал это состояние "заблуждением воображения", а В. П. Сербский обозначил подобное явление "мнимоощущением".

Иллюзии могут возникать не только у психически больных людей, но и у совершенно здорового человека. У здоровых людей могут возникнуть подобные признаки вследствие невнимания, также известны и проявления физических или физиологических ощущений этого рода.

Врачи считают, что в основе подобных явлений лежат обычные законы физики. Так, преломление предметов на границе разных прозрачных сред воспринимается абсолютно по-другому, искажённо (например, ложка в прозрачном стакане с водой визуально "преломляется"). Ярким примером такого искажения может служить широко известная всем иллюзия - возникновение в пустынях миражей.

Физиологическая подоплёка иллюзий связана со спецификой функций анализаторов. Если долго смотреть на движущийся поезд, то возникает ощущение, что он стоит на месте, а смотрящий, наоборот, вроде бы двигается в противоположную сторону. Если резко и внезапно останавливаются крутящиеся качели, то сидящие в них люди ещё несколько мгновений сохраняют ощущение вращения окружающей их обстановки.

В основе причин искажения и преломления восприятия окружающего мира далеко не всегда лежат болезненные ощущения человека, это может быть вызвано особыми свойствами окружающей среды, физиологическими особенностями организма человека, излишней впечатлительностью и неуверенностью в себе, некоторые из них в определённых случаях являются обязательными для каждого (страх, неожиданность).

Все виды иллюзий отличаются по ощущениям и восприятиям органов чувств, в области которых они проявляются. По условиям их возникновения все иллюзии подразделяются на явления физического, физиологического и психического проявления.

Иллюзии психического или патологического типа обусловлены причинами психологического характера, и заключаются в различных нарушениях деятельности человека в области внимания, чувственного тона, памяти, отчётливого восприятия ассоциативного ряда. Психические иллюзии душевнобольных лежат в области особого патологического явления. Такой вид иллюзий подразделяют на аффективные и вербальные явления, а также, парэйдолии.

Возникновение аффективных иллюзий возможно в ситуациях аффекта или необычного для человека эмоционального состояния - при сильном страхе, чрезмерном желании, как правило, недосягаемом, напряжённом ожидании, подавленном и тревожном состоянии. Аффективные иллюзии возникают особенно часто в период болезненных изменений эмоционального состояния.

Возможно возникновение подобного явления в совершенно определённых условиях окружающей среды, например, при недостаточной освещённости, в сумерках, в ночное время при сверкании молний (в этот момент искажается и преломляется световое освещение). Шевелящаяся занавеска может восприниматься как притаившийся грабитель, пояс на кресле - как змея, готовая прыгнуть и пр.

Возникают аффективные иллюзии и в случаях, когда кроме аффективного напряжения, проявляется слабость (невнятность) раздражительного признака (удалённость объекта, тихие шуршащие звуки, невнятная неразборчивая речь) и признаки явной астении.

У любого совершенно здорового психически человека может возникнуть явление аффективной иллюзии, если он находится в непривычной для него обстановке, незнакомом месте, в необычном эмоциональном состоянии (классическим примером является посещение ночью кладбища).

"Материализуются" в аффективные иллюзии у здорового человека и постоянное ожидание чего-либо ему неприятного (например, если человек очень боится собак, то в незнакомой обстановке при плохом освещении каждое постороннее движение будет ему казаться бросающейся на него собакой).

Возникновение вербальных , или слуховых иллюзий тоже может происходить также на основе какого-либо аффектного состояния и выражаться в ошибочном искажённом восприятии смысла или звука разговора окружающих людей, при этом нейтральную обычную речь (её смысл) больной человек воспринимает (или трактует подсознательно) как угрозу своей жизни, оскорбления, ругань или обвинения.

Аффективные иллюзии у больных людей возникают при различных болезненных состояниях, на разных стадиях развития болезней, они проявляются при делирии, тревожно-депрессивном синдроме, парафренном синдроме, параноидном синдроме.

Начальные этапы, например, развития делирия, острые стадии парафренных и параноидных синдромов характеризуются возникновением аффективных иллюзий, выражающихся в ощущениях угрозы, при обманных ощущениях - звуки металлического типа воспринимаются, как оружейный звук, льющаяся из крана вода - как начинающийся потоп и др.

Аффективные или вербальные иллюзии в психопатологическом отношении имеют весьма неоднородный характер. Часть из них относятся к депрессиям, часть является отражением влияния состояния бреда, некоторые иллюзии выражены отчётливыми постоянными бредовыми (ошибочными) убеждениями. Как правило (в большинстве случаев) аффективные иллюзии связаны с возникновением ведущего аффекта и основой их являются психопатологическая симптоматика.

Возникновение аффективных иллюзий свойственно больному не только при состоянии простой депрессии, но и при явных тенденциях к депрессивному явлению бредообразования. Больной человек, находящийся в состоянии актированной депрессии бредового типа постоянно находится в ожидании наказания, казни, возмездия за прегрешения, осуждения окружающих.

При этом у здорового человека необходимо обязательно отличать от аффективных иллюзий ошибочность суждения или неправильное умозаключение, сделанное под влиянием какого-либо физического явления.

Так, например, можно легко принять блестящий предмет на земле за монету, или ярко освещённого солнцем осколка стекла за золото, это явление не считается иллюзией, то есть не обманом (ложным восприятием) чувственного определения чего-либо, а ошибочным неправильно истолкованным суждением.

Психологи и психиатры хорошо знают, что возникновение отдельных проявлений аффективных иллюзий (изолированное проявление) совершенно не считается психическим заболеванием или его признаком, а чаще всего, является свидетельством аффективной напряжённости (возникшей при переутомлении, внезапном испуге, страхе).

Основное отличие физиологических иллюзий от патологического проявления аффективных иллюзий считается врачами возможность коррекции состояния, а также, самокритичное отношение больного к собственному состоянию (осознание иллюзорности содержания происходящего).

В этих случаях при любом изменении условий, при которых создалось ошибочное восприятие (яркий свет или изменение состояния центральной нервной системы, другая обстановка и пр.), а также введение воспринимаемых ранее искажённо образов в предметную действительность приводят к "разоблачению" аффективных иллюзий. И человек выявляет собственную ошибку самостоятельно - что служит поводом для разрушения иллюзии.

При возникновении стойких аффективных иллюзий патологического характера критическое отношение к происходящему у больного снижается, иллюзии приобретают ещё более устойчивый характер, и их интенсивность может быть понижена только в ходе лечения, по мере позитивных изменений болезненного состояния во время ремиссии.

Иллюзии - это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии.

Аффективные иллюзии - это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием сильных эмоций при наличии слабого специфического раздражителя и с признаками астении. Содержание такой иллюзии всегда связано с ведущим аффектом.

Вербальные иллюзии представляют собой искажения слухового восприятия, когда, например, вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков речи человек «слышит» осмысленную, целостную речь. Вербальные иллюзии можно перепутать с другим психическим расстройством - бредом, однако при бреде человек слышит и пересказывает реальные фразы, вкладывая в них иное содержание, иной контекст.

Слуховые иллюзии связаны с искаженным восприятием силы звука (звук кажется более громким), расстояния до источника звука, ритма звучания.

Тактильные иллюзии связаны с неадекватным восприятием силы тактильного ощущения (при соответствующей психологической установке любое, даже нейтральное прикосновение вызывает боль). К тактильным иллюзиям относятся парестезии - восприятие нейтрального тактильного ощущения как щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые или змеи. При тактильных иллюзиях также могут нарушаться восприятие размера, формы, положения конечности, движения тела.

Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения (инверсии) качества ощущений (сладкое кажется кислым, благовоние ощущается как зловоние).

Зрительные иллюзии представляют собой восприятие отдельных, не связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами. К зрительным иллюзиям также относится искаженное восприятие пространственных, цветовых, количественных характеристик. Следует отметить, что наличие отдельных иллюзий в изолированном виде не является признаком психического заболевания, а лишь свидетельствует об аффективной напряженности или переутомлении.

Иллюзорные расстройства восприятия в детском возрасте.

Физиологические особенности мозговых процессов у детей и психологические особенности их восприятия способствуют тому, что иллюзорные расстройства восприятия возникают у них довольно часто. В детском возрасте иллюзии наблюдаются при инфекционных заболеваниях и интоксикациях. Возможно также появление их у детей, страдающих неврозами, психопатией, эпилепсией, шизофренией и др. Иллюзии могут регистрироваться даже в раннем возрасте, начиная с 1,5-2 лет у детей, способных к вербализации собственных переживаний. Иллюзии, связаны с различными эмоциональными реакциями, которые зависят от содержания иллюзорных образов, но чаще всего эти эмоции бывают отрицательными.

Галлюцинации.

Галлюцинациями называют представления, воспринимаемые как реальные объекты (иными словами, это восприятие того, чего на самом деле нет в актуальной реальности как реально существующего или действующего).

Существуют истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации . При истинных галлюцинациях галлюцинаторный образ, как и при обычном восприятии, проецируется в окружающую среду и оценивается больным как объект действительности. Образы истинных галлюцинаций настолько ярко чувственно окрашены, что критика к ним полностью отсутствует, поэтому больные действуют в соответствии с их содержанием, вступают с ними в контакт.

При псевдогаллюцинациях человек в состоянии отделить свое субъективное представление от восприятия объективной реальности. Человек признает, что его образы имеют дереалистический характер, т. е. он осознает их как нечто аномальное, ненастоящее. Нередко псевдогаллюцинаторные образы воспринимаются как навязанные, чужие. Тогда у человека развивается чувство воздействия со стороны, навязывания образа. Псевдогаллюцинации также характеризуются тем, что ложные ощущения проецируются в субъективное, а не во внешнее пространство (например, «голоса» внутри головы).

Различают зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые галлюцинации. Чаще всего встречаются зрительные и слуховые галлюцинации (у детей преобладают зрительные галлюцинации, а у взрослых - слуховые).

Классификация иллюзий (продолжение)

Б. По механизму развития.

1. Иллюзии невнимательности : возникают при недостатке внимания или в условиях, затрудняющих восприятие (шум, недостаток освещения, большое расстояние и др.). Например, вместо одного слова слышится другое, близкое по звучанию (к примеру, на вечеринке, когда рядом играет громкая музыка), незнакомый человек издалека принимается за знакомого и т.д. Возникновению подобных иллюзий часто способствуют ожидание восприятия определенного объекта («человек видит то, что ожидает увидеть»), например, человеку, собирающему грибы в лесу, в первое мгновение опавший лист может показаться грибом, так как его восприятие в настоящее время настроено на восприятие грибов. Иллюзии этого типа исправляются сразу же, как только мы сосредоточим наше внимание на воспринимаемых объектах или получим о них дополнительную информацию (например, рассмотрим человека, вначале принятого за знакомого, с более близкого расстояния).

2. Аффективные иллюзии (аффектогенные иллюзии)

А в темноте, страшилищами бредя,
Мы куст принять готовы за медведя.
(У.Шекспир)

Возникают на фоне аффекта (выраженной эмоциональной реакции) страха, тревоги. Тревожно-мнительный человек, идущий в позднее время в незнакомом месте, слышит за собой шаги преследователя, в тенях деревьев видит притаившихся людей; больной с бредом преследования, ожидающий, что его могут убить, на высоте страха, вызванного этими мыслями, слышит в нейтральных словах окружающих его людей угрозы в свой адрес, ругательства, обвинения (вербальные иллюзии), случайный предмет в руках соседа по палате кажется ножом, фонендоскоп в руках врача - удавкой и т.д. Иллюзии данного типа обычно понятны с точки зрения преобладающего в настоящий момент аффекта и могут приводить к поступкам, отражающим эти переживания (например, защищая себя от мнимых преследователей, больной может напасть на них сам).

3. Парейдолические иллюзии или парейдолии (от греч. para - около и eidoles - образ) - зрительные иллюзии , возникающие при рассматривании конфигураций линий (узоров), теней, расцветок различных объектов или поверхностей, в которых эти реальные объекты претерпевают причудливо-фантастическую трансформацию : в рисунках обоев, бликах света на стенах, облаках на небе больные начинают видеть необычные, подчас экзотические растения, животных, людей, сцены различного содержания. Иногда эти образы как бы оживают, начинают трансформироваться, что воспринимается как их движение или развитие некого сюжета (больные, прежде переносившие подобные состояния, столкнувшись с ними вновь, называют их "мультиками" ). Парейдолии возникают непроизвольно (помимо воли), обычно они мало связаны с каким-либо аффектом и не исчезают, когда внимание сосредотачивается на восприятии тех объектов (узоров и пр.), на основе которых они развиваются.

Иллюзии невнимательности и мимолетные аффективные иллюзии в ситуациях, предрасполагающих к волнению, могут возникать у лиц без психических расстройств.

Иллюзии, возникающие по механизму аффектогенных при помрачениях сознания или бредовых и аффективно-бредовых психозах, отличаются отсутствием критики к этим расстройствам, относительной стойкостью; они, как и галлюцинации, могут приводить к опасному поведению больных.

Парейдолические иллюзии возникают при интоксикациях некоторыми психоактивными веществами (например, психодислептиками - каннабиоидами, ЛСД и пр.), при делириозном помрачении сознания, на начальных стадиях которого они предшествуют развитию галлюцинаций (!).

Иногда выделяют еще один вид иллюзий - иллюзии узнавания:

  • Симптом «отрицательного двойника» (синдром Капгра) - знакомые люди воспринимаются как незнакомые (например, родственники или близкие были заменены двойниками, злоумышленниками, которые являются их точной копией).
  • Симптом «положительного двойника» (синдром Фреголи) - незнакомые люди воспринимаются как знакомые (в посторонних, случайных людях узнают своих знакомых, родных и пр.).

В основе иллюзий узнавания может быть нарушение восприятия лиц (патология, близкая к прозопагнозии, - гипо- или гиперидентификация лиц), но может быть и нарушение мышления - бред.

Термин «иллюзии» часто употребляется и в других, немедицинских значениях:
- заблуждение, поверхностное суждение, фантазия, иногда облегчающий самообман («предаваться иллюзиям»). Такие иллюзии, в отличие от иллюзий восприятия, описанных выше, можно обозначить как когнитивные иллюзии;
- в физике рассматривают возникновение иллюзий, связанных с особенностями сред, в которых находятся предметы. Например, ложка в стакане с водой кажется искривленной, так как плотность воздуха и воды различна. Такие иллюзии называют физическими;
- в психологии и физиологии часто рассматриваются так называемые оптико-геометрические иллюзии . Это иллюзии, возникновение которых обусловлено особенностями строения и функционирования органа зрения, их суть в том, что видимые отношения элементов фигур не совпадают с фактическими (например, среди двух линий одинакового размера большей будет казаться та, у которой на концах расположены стрелки, обращенные внутрь, а меньшей - линия, у которой стрелки обращены наружу; см. рисунок). Так как такие иллюзии не имеют отношения к патологии психической деятельности, в медицине их обычно называют физиологическими .


Иллюзия Мюллера-Лайера. Длина горизонтальных линий на самом деле одинакова.

Феномены, объединяемые этой группой, имеют большую, чем предыдущие, связь с процессом мышления. Однако они возни­кают без предшествующей патологии мышления, вне помраче­ния сознания, без патогенетической зависимости от поражения периферического рецепторного аппарата и подкорковых центров. Более последовательный переход можно было бы усмотреть меж­ду феноменами третьей (иллюзии, галлюцинации органической природы) и седьмой группы (иллюзии, галлюцинации при син­дромах помраченного сознания). Такое последовательное распо­ложение 3-й и 7-й групп позволило бы включенные в них фено­мены объединить отделом, содержащим психопатологические симптомы экзогенно-органической природы. В этом случае все же была бы нарушена стройная система, по которой психопатологические феномены на шкале иллюзий и галлюцинаций ус­ложняются по мере углубления их связи с патологией мышления при учете состояния сознания- Кроме того, расположенные меж­ду 4-й и 7-й группами явления эйдетизма (5-я группа), а также «видения во сне и гипнозе» (6-я группа) составляют патогенети­ческую и психопатологическую основу феноменов предшествую­щих и последующих групп. Действительно, явления эйдетизма, возникающие вне помрачения сознания, имеют сходство с фено­менами 3–4-й групп по ряду признаков. «Видения во сне и гип­нозе» по многим признакам сходны с феноменами 7-й и 8-й групп, обусловленными фазовыми состояниями и расстройством сознания. Таким образом, феномены 5-й группы составляют как бы основание для феноменов 3-^-4-й групп, а феномены 6-й– для 7–8-й групп.

Отличительной чертой иллюзорных и галлюцинаторных пе­реживаний, объединенных 4-й группой, оказывается то, что кри­тика к ним в момент переживания ослаблена или отсутствует, а по прекращении переживания – полностью восстанавливается.

Вообще иллюзии могут возникать у лиц, страдающих так на­зываемыми пограничными состояниями, различными органиче­скими заболеваниями мозга, шизофренией. В соответствии с этим, генез разных иллюзорных переживаний оказывается раз­личным. В одних случаях он связан с поражением перифериче­ской нервной системы (2-я группа) или органическим заболева­нием мозга (3-я группа). В других – с функциональными рас­стройствами, психогенией (4-я группа), или с расстройством сознания (6–8-я группы), наконец, с бредом (9–10-я группы).

При этом следует отметить, что внутригрупповая (в 4-й груп­пе) и межгрупповая систематика иллюзий представляет значи­тельную сложность, обусловленную следующими факторами:

а) иллюзии – феномен, встречающийся как у людей, не страдающих психическим заболеванием, так и у психически больных;

б) у психически здоровых иллюзии всегда имеют психоген­ное происхождение, это всегда так называемые психические, аф­фективные иллюзии. У психически больных иллюзии могут быть также психогенными, аффективными, но могут быть опосредова­ны бредом, вызывающим аффект;



в) иллюзии могут возникать при нарушении сознания и вне помрачения сознания, патогенез и клиника тех и других иллю­зий различны;

г) в ряде случаев иллюзии не только практически (диагно­стически), но и теоретически трудно отличимы от галлюцина­ций (например, иллюзии вкуса, обоняния).

Рефлекторные иллюзии, или синестезии – это возникнове­ние иллюзорных восприятий в одном анализаторе при раздра­жении периферического окончания другого анализатора, как бы иррадиация раздражения с трансформацией ощущения. Они принципиально отличаются от рефлекторных галлюцинаций, рассматриваемых в 9-й группе, так же как вообще иллюзии отличаются от галлюцинаций. Синестезии имеют некоторое фено­менологическое сходство с иллюзиями цвета, отличаясь от них четкой иррадиацией раздражения от одного анализатора к другому, отсутствием выраженного органического генеза и несколь­ко большей связью с процессом мышления.

В соответствии с приведенным определением различные ав­торы относят к синестезиям:

фонопсйи – цветной слух – сочетание реальных действи­тельных музыкальных нот с кажущимся видением цвета;

синопсии – сочетание реальных действительных зрительных образов с кажущимися ощущениями в других анализаторах;

синосмии – возникновение кажущихся запахов при восприя­тии другими анализаторами реальных слуховых, зрительных, вкусовых образов;



фотизмы – возникновение кажущихся зрительных образов.при фиксации другими анализаторами реальных объектов;

фонизмы – возникновение кажущихся звуковых, иногда му­зыкальных образов при фиксации другими анализаторами ре­альных объектов.

К синестезиям относятся также синпсихалгии – появление или усиление болевых ощущений невралгического характера при наблюдении за другим человеком, который мучается от боли или которому пытаются причинить боль.

Своеобразной формой тактильной синестезии можно признать «визуализацию» – яркое представление в экстрапроекции геометрической фигуры, нацарапанной на коже.

II. М. Никифорофский (1937), сообщая, что синестезии впервые описаны Гофманом в 1786 году, пытается объяснить их патогенетическую сущность установлением атипичных условно-рефлекторных связей. По его данным, у одних людей синестезия заключается в сопровождении звуков цветовыми ощущениями, а у других – цветовыми обрамлениями вокруг дей­ствительного объекта, чаще продуцирующего звучания (цветной ореол во­круг певца, музыканта, рояля)/ Рефлекторные иллюзии, или синестезии, не­редко бывают у. композиторов, поэтов, художников. По одним свидетель­ствам (В. А. Гиляровский, 1938), синестезии в виде «цветного слуха» испы­тывал Н А Римский-Корсаков; по другим (И. М. Никифоровский, 1937) – А. Н. Скрябин, Г. Гейне, Н. К. Чюрленис. С. С, Корсаков (1913) пишет о братьях Нуссбаумер, у которых (по сообщению одного из них) каждому определенному звуку соответствовало свое цветоощущение.

Мы не приводим здесь наши наблюдения над людьми, у ко­торых бывают синестезии, поскольку подобного рода наблюде­ния неоднократно описывались в психиатрической литературе.

Остановимся лишь на одном случае при котором отмечает­ся феномен, близкий к синестезии. Речь идет о своеобразном возникновении зрительных цветовых ощущений не в виде реак­ции на раздражение другого анализатора, а в виде реакции на определенные слова или, вернее, понятия. Это явление мы наз­вали идеаторной синестезией. В нашем наблюдении цветоощу­щения вызываются словами, определяющими наименования го­родов, рек, стран.

30. Больной Л. Р., 60 лет.

Диагноз: церебральный атеросклероз, осложненный алкоголизмом.

В статусе: память на текущие события резко снижена, устный счет ве­дет с ошибками. В беседе активен, многословен, проявляет к ней большой интерес. Отмечает возникающие перед глазами при утомлении разноцветные кольца, полосы, проплывающие слева направо в 30–40 см от глаз. Сообща­ет, что на протяжении последних 5–6 лет у него с любыми географическими обозначениями (названиями стран, городов, рек) ассоциируется какой-ли­бо цвет. При этом каждому наименованию всегда соответствует одно и то же цветоощущение. Указанное цветоощущение может быть в представлении, но может также локализоваться в воспринимаемом пространстве в виде ок­рашивания окружающих предметов. Так, например, услышав или прочитав слово «Одесса», он короткое время видит перед глазами синий фон и все окружающие предметы приобретают синюю окраску. К этому явлению от­носится спокойно, критичен.

Парейдолии – образы, возникающие в связи с каким-либо действительно имеющим место раздражителем того же анализа­тора. Термин «парейдолии» предложил К. Ясперс (1923), кото­рый дал первое описание этого феномена. Парейдолические ил­люзии, как правило, зрительные, хотя бывают и слуховыми; обычно они фантастичны, причудливы, сменяемы.

Под термином «парейдолии» нередко понимают феноменоло­гически различные явления. К ним относят:

а) иллюзорноподобные восприятия, возникающие в рамках действительного объекта или в тесной связи с этим объектом, .хотя и несколько выходящие за его пределы. Это имеющее интимную связь с представлениями активное, произвольное фанта­зирование на основе воспринимаемого действительного объекта с обязательным использованием его деталей. Мы называем та­кие парейдолии произвольными. По некоторым свидетельствам (В. А. Гиляровский, 1938), такие произвольные парейдолии бы­ли у Леонардо да Винчи;

б) парейдолические иллюзии, для формирования которых ис­пользуются контуры, линии, цвета, рельеф действительного эле­ментарного объекта, например, выбоины в штукатурке, шляпки вбитого в стенку гвоздя и др. (пятно на обоях – страшная мор­да, вентиляционное отверстие – жерло пушки и т. п.);

в) феномены, которые мы называем парейдолическими гал­люцинациями – зрительные переживания, непроизвольно воз­никающие обычно при нарушении сознания в связи с восприя­тием действительного объекта, но совершенно не соответствую­щие ему по форме, величине, структуре, резко выходящие за его границы (аист вместо лампочки над дверью, волк вместо туфли, стоящей на полу). От функциональных галлюцинаций эти феномены отличаются тем, что они видятся вместо объек­та-раздражителя, а не одновременно и параллельно с ним. Таким образом, речь идет о феноменах, переходных между па­рейдолическими иллюзиями и функциональными галлюцинация­ми. В случаях, связанных только с расстройством сознания, при которых галлюцинаторный образ, возникший на основе реаль­ного объекта, полностью отделяется от него и как бы начинает самостоятельное существование (чертик, образовавшийся на рисунке ковра, спрыгивающий с ковра и бегающий по комна­те), можно говорить о галлюцинаторном феномене, промежу­точном между функциональными галлюцинациями и галлюци­нациями помраченного сознания.

Исходя из всего сказанного, нельзя признать правильным деление парейдолии только по признаку их совпадения или не­совпадения с контурами действительного объекта (М. И. Фотьянов, 1973), а также в связи с особенностями их статического или динамического соотношения с объектом-раздражителем. Та­кое деление, основываясь на формальных феноменологических признаках, не охватывает все встречающиеся явления.

М. И. Фотьянов (1973) фактически повторяет разделение парейдо­лии, приводимое М. О. Гуревичем и М. Я. Серейским (1932). Они, отмечая, что парейдолии Ясперса – это разукрашивание несуществующими подроб­ностями существующего незначительного объекта (вследствие фантазирова­ния или возникновения «произвольных иллюзий»), разделяют парейдолии на 2 рода:

а.) видимые в пределах пятна, рисунка обоев и т. д. фигуры людей, жи­вотных, с критическим к ним отношением;

б) дополнение к реальному рисунку совсем другого образа, т. е. воз­никновение на базе реального рисунка нового образа с признаками реаль­ности.

Парейдолические галлюцинации могут входить в структуру психоза наряду с другими психопатологическими симптомами, в частности, бредом. Они нередко встречаются одновременно с другими галлюцинаторными -переживаниями.

Парейдолические иллюзии и особенно галлюцинации своим возникновением значительно больше предыдущих феноме­нов обязаны активности интеллектуального творчества, хотя А. В. Снежневский (1968) считает, что парейдолии возникают при снижении тонуса психической деятельности.

Теоретически можно предположить, что основанием для фе­номена, близкого в одних случаях к парейдолическим иллюзи­ям, а в других – к парейдолическим галлюцинациям, служат эйдетические образы. Такие эйдетические образы часто прису­щи детям, и именно дети в начале психического заболевания страдают патологическим зрительным фантазированием, основу которого составляет эйдетизм.

Аффективные, психогенные, психические иллюзии представ­ляют собой искаженное «видение» действительных объектов, возникающее под влиянием психогении или аффекта. Способ­ствующими возникновению иллюзий факторами всегда являют­ся темнота, вечернее или ночное время. Под влиянием аффек­та страха человек принимает одни объекты за другие – иллю­зорные, которые, как правило, пугают, представляют враждеб­ную силу. Так, в темной комнате лежащий около кровати об­рывок бумаги кажется торчащей из-под кровати рукой убий­цы, а лунный луч, пробивающийся сквозь деревья на кладби­ще – мертвецом, привидением и т. п. Таким образом, в фор­мировании психогенных, аффективных иллюзий принимает бо­лее активное участие мыслительный процесс. Вместе с тем связь этих иллюзий с мышлением не патологическая. Их возникно­вение основывается не на расстройстве мышления, а на функциональном, психогенно обусловленном нарушении аффективно-эмоциональной сферы.

К психогенным иллюзиям, возникающим на высоте аффекта, можно от­нести заимствуемый из учебника в учебник пример о том, что Лютер в раз­гар богословского спора с Бироном увидел в складках его одежды образ дьявола.

По мнению В. П. Осипова (1923), психические иллюзии обусловлены психологическими причинами, заключающимися в нарушении деятельности внимания, памяти, чувственного тона и др. А. В. Снежневский (1970) ил­люзии, названные перечисленными выше авторами психическими, разделяет на аффективные, вербальные и парейдолии, относя при этом вербальные ил­люзии к расстройству восприятия и бреду отношения.

В 4-й группе нами рассматриваются также психогенные гал­люцинации. Иллюзии и галлюцинации психогенной природы («экстатические», по некоторым авторам) патогенетически весь­ма близки друг к другу и могут наблюдаться у одного и того же больного. Те и другие имеют существенное патогенетическое сходство с внушенными и самовнушенными (аутосуггестивными) иллюзиями и галлюцинациями. Отличие психогенных иллюзий от галлюцинаций состоит в том, что психогенные иллюзии всег­да возникают при открытых глазах и всегда связаны с кон­кретными реальными объектами, воспринимаемыми в данный момент больным. Темнота, вечернее время, желание спать лишь усиливают частоту их возникновения и усложняют сюжет.

Галлюцинации, называемые психогенными [О. Бинсвангер 1908; В. А. Гиляровский, 1949; В. П. Осипов, 1923; Ф. Е. Рыба­ков,1916] могут возникать у психически здоровых людей под влиянием аффекта, религиозного экстаза, ситуаций, близких к суггестивным. Они обычно отличаются четкостью оформления, реалистичностью образов, могут быть объемными трехмерными и плоскостными двухмерными. В момент галлюцинирования нет помрачения сознания, но можно говорить о его изменении, су­жении (без нарушения ориентировки и осмысления). Этим об­стоятельством объясняется то, что галлюцинации вызывают страх у больных, хотя одновременно имеется понимание их нере­альности. Видимые при открытых глазах психогенные галлю­цинации иногда локализуются в воспринимаемом пространстве и феноменологически близки к истинным.

Психогенные галлюцинации, связанные с хронической пси­хогенной травматизацией, появившиеся после кульминации пси­хогении, возникают при закрытых, а иногда при открытых гла­зах, чаще в темноте. Их сюжет основывается на воспоминании о психотравмирующем факторе.

В. П. Осипов (1923) сообщает о случаях, при которых больные, пере­несшие психическую травму, после любого конфликта, закрыв глаза, могут сразу же впасть в особое состояние с возникновением видений, связанных с прошлой психотравмирующей ситуацией.

Демонстративным примером психогенной галлюцинации, воз­никающей после острой психогении, может послужить следую­щее наблюдение.

31. Больная Л. Б., 56 лет.

Диагноз: реактивный психоз, протрагированный.

Жалуется на слезливость, плохое настроение. Заболела после смерти мужа два месяца назад. Смерть произошла внезапно на глазах у больной и потрясла ее. Первые 15 дней непрерывно плакала, «находилась, как в ту­мане», не отдавала себе отчета в мыслях, переживаниях и поступках. Приб­лизительно через 2 недели стала по ночам видеть и слышать мужа, который «приходит к ней ночью, разговаривает с ней, причиняет ей боль». Утром об­наруживает на теле, в соответствующих местах, кровоподтеки. Утверждает, что перед «приходом» мужа не спит, хотя это случается часа в 2–3 ночи. Она просыпается заранее, смотрит на его фотографию и даже ждет его прихода. Отмечает, что при его появлении «комнату заволакивает мглой», мужа видит отчетливо, за исключением лица, ощущает его руки, тепло. Раз­говаривая с ним, всегда понимает, что «этого не должно быть потому, что муж мертв». В последнее время «визиты» мужа стали редкими, но днем слышит, как ее окликает по имени голос мужа, отзывается и даже видит его ень, уходящую по коридору мимо ванной комнаты, где она в это время стирает. Появилась зависть и недоброжелательство по отношению ко всем мужчинам его возраста, злость по поводу того, что они живы. Понимает, что происходящее с ней – явление ненормальное.

Психогенные галлюцинации патогенетически имеют много общего с галлюцинациями истерического генеза, отличаясь от них психопатологически: большим соответствием галлюцинаторного содержания психотравмирующему фактору и отсут­ствием в момент галлюцинирования эпизодического, пароксиз-мального расстройства сознания. При описании истерических галлюцинаторных эпизодов мы вернемся с целью сопоставления к психогенным галлюцинациям.

Вербальные иллюзии – феномен более сложный, чем зри­тельные аффективные (психические) иллюзии. Заключается он в том, что больной в шуме голосов, в других звуках или в по­сторонней речи слышит слова и фразы, имеющие к нему отноше­ние и очень часто совпадающие по сюжету с его аффективными или бредовыми переживаниями. В первом случае это оклики, слышимые в объективно существующем шуме голосов (их необ­ходимо отличать от галлюцинаторных окликов), а во втором– собственно вербальные иллюзии, часто очень трудно отличи­мые от так называемых бредовых иллюзий. В подобных случа­ях нередко большие затруднения вызывает дифференциация трех принципиально различных явлений, к которым относятся:

а) бредовая или сверхценная интерпретация действительно слышанных в толпе слов, отрывков фраз и полных фраз, отне­сение их больным на свой счет;

б) иллюзорная переработка действительно слышанных слов, междометий, звуков с восприятием их в виде других соответ­ствующих настроению больного слов и фраз;

в) вербальные галлюцинации, возникающие в шуме толпы – истинные (10-я группа) или функциональные (9-я группа).

Соответствующие переживания могут быть не только вер­бальными, но также зрительными, вкусовыми, обонятельными и др. В отдельных случаях роль аффекта (психогении), вызы­вающего психогенные иллюзии, играет бредовая концепция, ве­дущая к аффектации и через нее (опосредованно) к иллюзиям, возникшим на основе бреда. В подобных случаях нельзя исключить близкого к аутосуггестивному механизму возникнове­ния иллюзий такого же аутосуггестивного механизма возникно­вения галлюцинаций (см. 6-ю группу).

5-я группа: явления эйдетизма

К явлениям эйдетического ряда мы относим: сенсориализа-цию представлений, последовательные образы, последователь­ный эйдетизм, мнестический эйдетизм.

Феномены эйдетического ряда представляют собой явления, переходные от физиологической нормы к патологии. По некото­рым признакам их можно было бы расположить между 1-й (иллюзии физические и физиологические) и 2-й («неврологические» иллюзии) группами, но более обоснованным мы считаем рас­положение их между группами 4-й (иллюзии психические, пси­хогенные) и 6–8-й (феномены помраченного сознания)- Ука­занное расположение обусловлено тем, что эйдетизм по ряду свойств обладает как некоторыми признаками иллюзий, так и некоторыми особенностями галлюцинаций, занимая в извест­ной степени прохмежуточное между ними положение. Феномены эйдетизма возникают не в виде искажения объективно суще­ствующих реальных предметов (как иллюзии), но в связи с этими предметами. Следовательно, возникновение эйдетических образов так же, как и иллюзий, невозможно без участия ре­альных объектов. Вместе с тем в момент возникновения эйде­тических образов, имеющих к тому же экстрапроекцию, как при галлюцинациях, может отсутствовать какой-либо реальный объект.

Иначе говоря, эйдетизм – это «восприятие без объекта, но соответствующее воспринимавшемуся ранее конкретному объ­екту».

Е. А. Попов (1941) считает, что одни эйдетические образы ближе к представлениям, другие – к восприятиям, и соглашается с авторами, кото­рые рассматривают в этом плане промежуточное положение эйдетизма по схеме «восприятие – последовательный образ – эйдетический образ – представление». Несколько позднее он вообще отождествляет феномены эй­детизма с галлюцинациями, с чем, по нашему мнению, нельзя полностью со­гласиться.

Принципиальное отличие феноменов эйдетического ряда от галлюцинаций заключается в отсутствии при эйдетизме чув­ства насильственности и связи с предшествовавшим или после­дующим расстройством мышления и в сохранении критики. Указанное своеобразное положение эйдетизма между иллюзия­ми и галлюцинациями позволяет включать явления эйдетиче­ского ряда в классификационную таблицу иллюзорных и гал­люцинаторных феноменов.

К числу общих свойств эйдетических явлений можно отнести их относительную произвольность, возникновение вне призна­ков патологии мышления, но с существенным участием мысли­тельных процессов (условных элементов процесса познания – ощущения, восприятия и представления), локализацию в интрапроекции или проекцию в представляемое пространство при сохранной критике. Таким образом, эйдетические явления мож­но признать необычными, но не болезненными.

В психиатрической клинике эйдетические феномены выявля­ются в виде сопутствующих феноменов и «случайных находок». Чаще они встречаются у психически здоровых людей.

Сенсопиализованные представления по механизму возникно­вения близки, но не тождественны обычным представлениям.

Обычное, в частности, зрительное представление, имеющее большую или меньшую яркость, может произвольно вызываться каждым человеком. Это представление часто обладает такими деталями, о которых субъект в момент его произвольного появ­ления даже не думал.

Например, по желанию субъекта в его представлении возникает из­вестный портрет Тараса Шевченко, соответствующий воспоминанию о нем. Однако одновременно с его лицом в представлении появляются серая кара­кулевая папаха и серый каракулевый воротник, о которых субъект, вызывая представление, не думает, но которые в его памяти неразрывно связаны с изображением Т. Шевченко на известном портрете. Если произвольно вы­зывается представление о бородатом лице Льва Толстого, одновременно обя­зательно появляется соответствующий портрету вид нарисованного во весь рост писателя с рукой, типично заложенной.за поясок свободной рубахи.

Произвольные слуховые, вкусовые и другие представления имеют аналогичные со зрительными свойства.

Представления всегда локализуются в интрапроекции, отли­чаются большей или меньшей степенью четкости, яркости и обычно произвольны.

В ряде случаев представления приобретают чрезмерную яр­кость, чувственность, становятся навязчивыми и даже сопро­вождаются «чувством кажущейся непроизвольности», сохраняя локализацию в интрапроекции. Тогда можно говорить о сенсориализации представлений. Иногда сенсориализованное пред­ставление зрительное, слуховое и др. оказывается настолько чувственным, что оно как бы перемещается в представляемое пространство с экстрапроекцией. В подобных случаях речь идет о визуализации представления, порой неправильно называемой «галлюцинацией воображения».

Сенсориализация представлений наиболее характерна для людей художественного склада – композиторов, художников, писателей, артистов. Известно, что композиторы нередко записывают музыку, которую они чувствуют, но это чувственное представление музыки может быть сенсорно окрашенным, т. е. музыка может звучать в их сознании. Столь же яркими сенсориализованными оказываются зрительные, вкусовые, тактиль­ные, болевые и другие представления, в возникновении которых нередко отмечается равноценное участие эмоциональной, аф­фективной реакции и механизма, близкого к аутосуггестивному. В. Ф. Чиж (1911) пишет, что у некоторых художников и музыкантов соответственные зрительные и слуховые (музыкальные) представления до­стигают иногда такой силы, что, локализуясь в пространстве, становятся вос­приятиями.

Бетховен многие лучшие свои произведения, в частности, 9-ю симфонию, написал тогда, когда оглох и не слышал даже самые громкие звуки орке­стра. В этот период, по утверждению некоторых биографов композитора, музыка весьма ярко «представлялась в его сознании».

Густав Флобер, автор романа «Госпожа Бовари», вспоминает, что при описании сцены отравления Эммы он настолько чувственно переживал это событие, что ощутил вкус яда во рту, у него появилась слабость, рвота и другие признаки отравления, от которых он избавился только через несколь­ко часов.

Пелагея Стрепетова, озарившая своим талантом русский театр конца XIX века, могла не только жить жизнью героинь, которых она играла, но и по-настоящему чувствовать, физически ощущать их боль. Еще в юности, при чтении «Первой любви» И. С. Тургенева, в момент, когда Зинаида получила удар хлыстом по руке, она сама почувствовала сильную боль и стала дуть на руку.

М. Ф. Андреева вспоминает о том, как Алексей Максимович Горький, работая над сценой ранения Марфы Посуловой в повести «Жизнь Матвея Кожемякина», настолько ярко представил ощущения своей героини, что вне­запно почувствовал сильную боль в области печени и потерял сознание. Вот как она об этом пишет: «На полу около письменного стола, во весь рост лежит на спине, раскинув руки в стороны, Алексей Максимович. Кинулась к нему – не дышит! Приложила ухо к груди – не бьется сердце! Что де­лать? Как я такого большого человека до дивана дотащила, сама не по­нимаю. Побежала вниз, принесла нашатырный спирт, одеколон, еще что-то, воду, полотенце. Расстегнула рубашку, разорвала щелковую сетчатую фу­файку на груди, чтобы компресс на сердце положить, и вижу – с правой стороны от соска вниз тянется у него по груди розовая узенькая полоска Оцарапался обо что-то – не похоже... ушибся? ... Обо что?... А полоска ста­новится все ярче и ярче и багровее. Что такое? Виски ему растираю, тру руки, нашатырный спирт даю нюхать... Задрожали веки, скрипнул зубами... «Больно как!» – шепчет. Ты что? Что с тобой? Обо что ты ушибся? Он как-то разом сел, глубоко вздохнул и спрашивает: «Где? Кто? Я?» Да ты, под­смотри, что у тебя на груди-то!» «Фу, черт!... Ты понимаешь... Как это боль­но, когда хлебным ножом крепко в печень!». Думаю – бредит. С ужасом думаю – заболел и бредит. Какой хлебный нож? Какая печень? Должно быть, видя мое испуганное лицо, он окончательно пришел в себя и расска­зал мне, как сидят и пьют чай Матвей Кожемякин, Марфа Посулова и сам Посулов и как муж, видя, что она ласково и любяще, с улыбкой смотрит на Матвея, схватил нож, лежащий на столе, и сунул его женщине в печень. «Ты понимаешь – сунул, вытащил, и на скатерть легла линейкой брызнув­шая из раны кровь... Ужасно больно!» Несколько дней продержалось у него это пятно. Потом побледнело и совсем исчезло».

В. X. Кандинский (1952) сообщает, что Бальзак обладал высшей сте­пенью «возможного в пределах нормального состояния повышения способ­ности чувственного представления» и поэтому необоснованно «зачислялся в галлюцинанты».

Итак, сенсориализованные представления по одному из при­знаков (степени яркости, чувственности) напоминают галлюци­наторные переживания, принципиально отличаясь от них по сте­пени произвольности, отсутствию насильственности, характеру проекции, отношению к ним больных и другим признакам.

Последовательные (следовые) образы – это яркие чувствен­ные зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязатель­ные переживания, возникающие навязчиво после длительного и обычно эмоционально окрашенного периода фиксации объек­тивных предметов, соответствующих этим образам.

Например, после длительной игры в шахматы, длительного сбора грибов, земляники, при открытых и больше при закрытых глазах (непосредственна после фиксации объективных предметов или через некоторый небольшой про­межуток времени), чаще вечером, в состоянии покоя, видятся шахматные фигуры, грибы, ягоды земляники. Прослушанная мелодия может длительно звучать или через небольшой промежуток времени навязчиво представляться. Так же может вновь возникать ощущение сладкого или горького вкуса; какого-либо запаха, чувства прикосновения после действия соответствующих этим переживаниям реальных раздражителей.

Появлению последовательных образов способствует отклю­чение действительных сенсорных раздражителей (тишина, тем­нота, отсутствие резких запахов, каких-либо болевых ощуще­ний и т. п.).

В отличие от обычных и сенсориализованных представлений, последовательные образы, помимо чувственной окраски, иногда приобретают признак экстрапроекции, но не в объективное вос­принимаемое, а в субъективное пространство. Они «видятся» перед взором чаще при закрытых, но иногда и при открытых глазах. Кроме того, последовательные образы, которые мы ча­ще наблюдали у больных психастенией или психически больных с психастеноподобной симптоматикой, больше, чем представ­ления, обладают свойством непроизвольности, навязчивости с сохранением способности субъекта к произвольному подавлению, устранению их по желанию, напряжением воли. Они также от­личаются обязательной непосредственной связью во времени с реальным образом, следом которого являются.

32. Больной 3. Н., 37 лет.

Диагноз: шизофрения с вялым неврозоподобным течением.

Болен примерно лет с 20. Еще во время службы в армии стал обращать­ся к врачам по поводу болей в области сердца, затруднения дыхания и т. п. С тех пор постоянно лечится. Ипохондрические переживания периодически обостряются. Иллюзий и галлюцинаций никогда не было. С детства беспо­коит своеобразное явление: случайно услышанные громкие звуки (музыка, пение, разговор, гудок паровоза и др.) после их прекращения продолжают долго", навязчиво «звучать в ухе последней нотой». Всегда полагал, что так бывает у всех. 136 ,

Последовательные образы, подобные отмеченным в этом наб­людении, в отдельных случаях трудно отличить от эйдетизма, в частности, слухового.

Нельзя полностью согласиться с отнесением к числу после­довательных образов аккомодационных нарушений, при кото­рых утрачивается физиологическая способность к соединению зрительных впечатлений с двигательным аккомодативным ак­том (В. П. Осипов, 1923). В подобных случаях, например, неко­торое время видится черный или белый квадрат, если отвернуть­ся от окна или грифельной доски, а также вертикальные полосы, если отвернуться от штакетника, и т. д.

Неправильно, на наш взгляд, также утверждение о том, что последовательные или следовые образы патогенетически близки к галлюцинациям и в отдельных случаях трансформируются в них. Наоборот, многочисленные наблюдения и эксперименталь­ные данные убедительно показывают невозможность прямого перехода следовых образов в галлюцинации или галлюцинаций в следовые образы. Вместе с тем. экспериментальные исследо­вания ряда советских психиатров отметили известную зависи­мость следовых образов и галлюцинаций друг от друга, а так­же от некоторых общих факторов в виде дополнительных раз­дражителей, световых адаптации и т. д. Например, доказано, что при наличии у больного последовательных образов и галлю­цинаций оба феномена усиливаются под воздействием одного и того же раздражителя.

Е.А. Попов с сотр. (1935, 1936) наблюдали усиление последействия слу­хового раздражителя при обострении слуховых галлюцинаций. Наблюдения­ми подтверждено также, что при помещении в темную комнату больных, пе­ренесших психоз с галлюцинациями, одновременно с.частичным возобновле­нием у них галлюцинаций усиливается способность к задержке последова­тельных образов [В. А. Гиляровский, 1936; С. П. Рончевский и В. В. Скальская, 1935]. Усиление галлюцинаций в условиях, в которых обостряется спо­собность к восприятию последовательных образов, отмечали и другие авто­ры. Так, С. П. Рончевский с соавт. (1935) у вышедших из острого психотиче­ского состояния больных белой горячкой, инфекционным психозом, сотрясе­нием мозга, энцефалитом, эпилепсией после их адаптации к свету и «погру­жения в темноту» наблюдали возобновление галлюцинаций, которые характе­ризовались элементарностью, нечеткостью, проекцией вовне, отсутствием свя­зи с аффектом. Возникали они на темном фоне в виде геометрических фи­гур, лапок жизотных, очертаний животных, моста с идущей по нему черной фигурой, были цветными. При закрывании глаз эти галлюцинации усили­вались. Г. К. Ушаков (1969) подтверждает, что в момент зрительной «темновой адаптации» оживляются галлюцинации у больных, ранее переживав­ших галлюцинации, и появляются фотопсии, а иногда сложные галлюцина­ции у психически больных, ранее не испытывавших галлюцинаций. В. П. Осипов (1923), соглашаясь с невозможностью прямого перехода следовых обра­зов в галлюцинации, полагает, что при измененном сознании сюжет следо­вых образов может служить источником возникновения галлюцинаций.

Вопреки мнению Е. А. Попова (1941), категорически раз­граничивающего явление эйдетизма и последовательные образы, мы рассматриваем последние в качестве феномена, переходного от сенсориализации представлений к эйдетизму, однако стояще­го ближе к последнему.

Эйдетизм –явление, при котором перед взором или в сфере" восприятия других анализаторов – слухового, вкусового, обо­нятельного, тактильного, – восстанавливается, возникает (яр­ко, чувственно, с экстрапроекцией) образ, фиксировавшийся ранее этими анализаторами.

Эйдетический образ может возникать непосредственно после восприятия реального объекта или через определенный промежуток времени (мнестический эйдетизм). Чаще всего эйдетизм бывает у детей, отмечается также у художников. Известны ху­дожники-портретисты, которые очень длительное время видят лицо человека, хотя на него уже не смотрят.

По свидетельству П. М. Зиновьева (1934), один художник жаловался, что образ человека, которого он рисует, мешает ему рисовать, так как он находится между ним и мольбертом, за­гораживая мольберт.

Эйдетический образ может возникать непроизвольно, но ус­траняться произвольно. Он бывает навязчивым, но критическое отношение к нему субъекта всегда сохраняется.

Если последовательный эйдетизм феноменологически близок к последовательному образу, то мнестический эйдетизм (т. е. образ, возникающий по памяти) ближе к галлюцинаторному явлению.

33. Больная О. К., 46 лет.

Диагноз: психопатия истерического типа.

Много лет назад обнаружила способность восстанавливать визуально кадры давно просмотренных кинокартин. Для этого в состоянии бодрство­вания в любое время дня и при любом освещении ей бывает достаточно за­крыть глаза и вспомнить какую-либо кинокартину. Картина эта начинает «просматриваться» в экстрапроекции при закрытых глазах от начала до кон­ца со всеми подробностями. Больная рассказывает: «Картина видится так, как если бы я ее вновь смотрела в кинотеатре». При этом «видятся» детали, о которых больная в обычном состоянии при закрытых глазах не помнит и, передавая устно содержание картины, никогда бы не вспомнила. Прекра­тить просмотр кинокартины можно, открыв глаза. Если после этого вновь закрыть глаза, то «просмотр картины» продолжается с того места, на ко­тором этот просмотр прекратился при открывании глаз. Больная вполне кри­тична к указанным переживаниям. Иногда они доставляют ей удовольствие и занимают ее, а иногда надоедают. Каких-либо психотических симптомов нет.

Весьма существенно, что феномен зрительного и слухового эйдетизма, как подтверждено экспериментально, нередко возни­кает у психически больных с соответствующими галлюцинациями.

Так, Е. А. Попов (1941) нашел выраженный феномен эйдетизма у боль­ных белой горячкой на выходе и через 48 часов после купирования делирия, а также у больных шизофренией при обострении галлюцинаций.

По аналогии между отмеченной выше связью следовых об­разов с галлюцинациями устанавливается связь эйдетических образов с галлюцинациями. Такая связь тоже не имеет харак­тера прямого взаимоперехода феноменов, а выражается в их зависимости от одних и тех же факторов. Иначе говоря, условия, облегчающие возникновение галлюцинаций, также облегчают возникновение явлений эйдетизма.

С. Ф. Семенов (1965) пишет о гемианоптических галлюцинациях при ра­нении затылочно-теменной области и яркой визуализации произвольных пред­ставлений (по типу следовых или эйдетических образов). В. Майер-Гросс (1928) отрицает связь возникновения истинных галлюцинаций и псевдогал­люцинаций с предрасположенностью к эйдетизму.

Вместе с тем подтвержденные экспериментальными данны­ми многочисленные клинические наблюдения не дают основа­ния для отождествления феноменов эйдетического ряда с гал­люцинациями или псевдогаллюцинациями. Поэтому нельзя счи­тать правильным нередко приводимый в учебниках психиатрии тезис о том, что эйдетизм – это видение образа, который ког­да-то был фиксирован периферическим анализатором человека и воспроизведен в его памяти, в представлении в виде галлю­цинации.

Нельзя также, по нашему мнению, относить к галлюцина­торным феноменам и называть «произвольными галлюцинация­ми» зрительные образы, произвольно вызываемые при закры­тых глазах. Такие образы отличаются от представлений ярко­стью, иногда сложностью, динамичностью и экстрапроекцией в субъективное пространство, а от эйдетических образов – отсут­ствием телесности, экстрапроекции в объективное простран­ство и обязательной связью с ранее виденным.

Эти образы, напоминая по яркости и другим внешним признакам гипнагогические псевдогаллюцинации, отличаются от них (помимо произвольности) возникновением в бодрствующем состоянии.

Зрительные образы, произвольно возникающие при закрытых глазах, отнесены нами к феноменам эйдетического ряда, кото­рый они завершают. Эти образы могут соответствовать воспо­минаниям больного об образах, встречавшихся в течение жизни, виденных на картинах, в кино, но могут также быть плодом фантазии, вымыслом больного. Во всех случаях их появление, статичность или динамичность, дальнейшее развитие и в зна­чительной мере – исчезновение целиком диктуются волей боль­ного. Так же, как другие явления эйдетизма, образы, произ­вольно возникшие при закрытых глазах или в темноте, могут становиться навязчивыми, резистентными к попытке больного устранить их, не открывая глаз.