Душевнобольные люди: признаки, особенности, лечение. Церковное душепопечение лиц с психическими расстройствами Душа психически больных женщин

Психоз — серьезное расстройство психики, такое глубокое нарушение мыслительной, эмоциональной и аффективной составляющих считается довольно опасным для больных.

Заболевание проявляется в резком изменении поведения пациента, утрате адекватного отношения к жизни и окружающим, в отсутствии желания воспринимать существующую реальность. При этом мешают осознанию наличия этих самых проблем, человек не может самостоятельно их устранить.

Ввиду эмоциональной составляющей, гормональных взрывов и подверженности , у женщин и иные психические расстройства встречаются в два раза чаще, чем (7 против 3% соответственно).

В чем причины и кто рискует больше всех?

Основные причины развития психозов у лиц женского пола таковы:

Одной из основных причин является повышенная эмоциональная возбудимость или наличие подобного заболевания в семье женщины, у матери, сестры, то есть генетическая составляющая.

Кто в группе риска

Первопричиной появления психоза зачастую становится злоупотребление алкоголем и последующая интоксикация организма. В большинстве случаев, алкоголизму наиболее подвержены мужчины, поэтому женский пол страдает от значительно реже и переносят его быстрее и легче.

Но также есть причина, которая характерна только для женщин, что повышает риск заболевания. Это беременность и рождение ребенка. К физическим факторам появления психоза в данном случае можно отнести токсикоз, авитаминоз, снижение тонуса всех систем организма, различные заболевания или осложнения в связи со сложным вынашиванием и родами.

К психологическим относятся – страх, переживания, повышение эмоциональной чувствительности, неготовность стать матерью. При этом послеродовое психическое нарушение встречается чаще, чем в период беременности.

Особенности поведения

Для женщины с психическими расстройствами характерны такие изменения в поведении и жизнедеятельности (при чем симптомы заметны только со стороны, самой больной и невдомек, что она больна):

  • отсутствие устойчивости к , что зачастую приводит к или скандалам;
  • стремление отгородиться от общения с коллегами, друзьями и даже близкими;
  • появляется тяга к чему-то нереальному, сверхъестественному, интерес к магическим практикам, шаманизму, религии и подобным направлениям;
  • появление различных страхов, фобий;
  • снижение концентрации, заторможенная умственная деятельность;
  • упадок сил, апатия, нежелание проявлять какую-либо активность;
  • резкая смена настроения без видимых причин;
  • нарушения режима сна, проявляться может как в чрезмерной сонливости, так и в бессоннице;
  • понижение либо полное отсутствие желания употреблять пищу.

Если женщина сама смогла обнаружить какие-то признаки психоза или же их заметили её близкие, то необходимо срочно обратиться за квалифицированной помощью.

Разновидности отклонений в психическом состоянии

Психозы условно можно разделить на две большие группы:

  1. Органические . В таких случаях – это следствие физического заболевания, вторичное расстройство после нарушений в работе центральной нервной и сердечно — сосудистой систем.
  2. Функциональные . Такие нарушения изначально обусловлены психосоциальным фактором и наличием предрасположенности к их возникновению. К ним относятся , нарушения процесса мышления и восприятия. Среди прочих, самые часто встречающиеся: , шизофрения, .

Отдельно можно выделить , он появляется у 1 — 3% женщин в первые месяцы после рождения ребенка, в отличие от более распространенной послеродовой депрессии, психотическое отклонение не проходит само и требует лечения под квалифицированным наблюдением специалистов.

Симптомы:

  • снижение аппетита и быстрая потеря веса;
  • постоянная тревожность, резкие перепады настроения;
  • стремление к изоляции, отказ от общения;
  • нарушение уровня самооценки;
  • мысли о совершении суицида.

Симптомы проявляются индивидуально, у некоторых могут быть в течение дня после родов, у других через месяц.

Причины этого типа психотического отклонения могут быть разными, но они не до конца исследованы учеными. Достоверно известно то, что ему подвержены пациентки, которые имеют генетическую предрасположенность.

Сбою психики могут сопутствовать различные состояния, которые провоцируют нарушения в работе всего организма женщины.

Нарушение режима питания, активности и отдыха, эмоциональная напряженность, принятие медикаментов. Эти факторы «бьют» по нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной системам. Проявление сопутствующих заболеваний индивидуально.

К кому обратиться за помощью?

Самолечение в данном случае противопоказано. Не стоит также обращаться к знакомым врачам различных специальностей, психологам, народным целителям. Лечение должен проводить только государственный или частный врач — психотерапевт имеющий высокую квалификацию!

К сожалению, женщина, страдающая психозом, не может обратиться за помощью сама, потому как не замечает признаки своей болезни. Поэтому ответственность ложится на близких и родных мамы. Обратиться за помощью к врачу необходимо как можно раньше.

Специалист проведет обследование больной, направит на дополнительные анализы и по их результатам назначит лечение и необходимые препараты.

Лечение может проходить в условиях стационара с участием медперсонала, либо в домашних условиях. При лечении на дому обязательной мерой безопасности будет забота о малыше с наименьшим вмешательством мамы (в случае послеродового сбоя психики). Няня или родственники должны взять эти заботы на себя до исчезновения всех симптомов заболевания у пациентки.

Лечение обычно состоит из комплекса, в который входит:

  • медикаменты, обычно это , ;
  • психотерапия – регулярные сеансы с психотерапевтом и семейным психологом;
  • социальная адаптация.

Пациентка далеко не сразу может осознать, принять свое состояние до конца. Родственники и друзья должны быть терпеливы, чтобы помочь женщине вернуться к нормальному образу жизни.

Последствия отсутствия терапии крайне неблагоприятны. Пациентка утрачивает связь с реальностью, ее поведение становится неадекватным и опасным не только для собственной жизни и здоровья, но и для окружающих.

Человек склонен к суициду, может стать жертвой или причиной насилия.

Как предотвратить психический сбой?

Профилактические меры включают в себя:

Профилактика должна быть приоритетом, особенно, у тех женщин, которые подвержены эмоциональным сбоям или имеют наследственную предрасположенность к психотическим расстройствам.


Пациенты, которым не повезло побывать в психиатрических лечебницах, как правило, вспоминают их с содроганием. Однако сегодняшние лечебницы для душевнобольных - просто рай по сравнению с тем, что творилось в подобных заведениях несколько десятилетий назад. Немногие сохранившиеся снимки свидетельствуют: в ту эпоху психбольницы были настоящим филиалом ада на земле!

Ограничения свободы были гораздо сильнее, чем сейчас
Вте времена, когда эффективных и безвредных успокаивающих препаратов еще не существовало, врачи, чтобы успокоить пациентов и не дать им нанести вред себе и другим, использовали простые и эффективные, но чрезвычайно болезненные, а зачастую и опасные средства. Веревки и наручники, запирание на дни и недели в тесных каморках или даже в ящиках - все шло в ход. Подобные средства зачастую еще больше усиливали психоз пациента вместо того, чтобы по-настоящему успокоить его, - правда, медицина того времени об этом чаще всего не догадывалась.

В психиатрическую больницу мог попасть совершенно здоровый человек
В конце XIX века список показаний к госпитализации в психиатрические клиники США входили привычка к мастурбации, аморальное поведение, несдержанность, избыточное религиозное рвение, общение с дурной компанией, а также чтение романов и употребление табака. Принудительной госпитализации подлежали также те, кого лошадь ударила копытом в голову, кто побывал на войне или чьи родители были двоюродным братом и сестрой. Убористый список из нескольких десятков показаний не оставляет сомнений: каждый из нас где-нибудь в 1890 году, будучи в США, запросто мог бы загреметь в психлечебницу.

Пациентов лечили с помощью машин для порки
Вот такие машины сто лет назад применялись в психиатрических клиниках для облегчения симптомов заболевания у душевнобольных. Солидного веса палки колотили больного по всему телу от затылка до пяток: врачи надеялись, что так ему станет легче. В действительности все происходило как раз наоборот, - но, опять-таки, врачи об этом еще не догадывались.

Врачи, действительно, считали мастурбацию причиной психических заболеваний
Еще несколько десятилетий назад медики были свято убеждены, что мастурбация может стать причиной безумия. Они совершенно искренне путали причину со следствием: ведь многие пациенты психиатрических клиник, не умея контролировать себя, занимались онанизмом с утра до ночи. Наблюдая за ними, врачи и пришли к выводу, что мастурбация вызывает болезнь, хотя на самом-то деле она была лишь одним из симптомов. Тем не менее, в прежние времена пациентам психиатрических клиник в обязательном порядке надевали вот такие громоздкие и неудобные агрегаты, чтобы они не могли мастурбировать. Ходить в них было неудобно, а подчас и болезненно, однако, несмотря на это, пациенты клиник жили в них неделями, а иногда и годами.

Женщин в психиатрических клиниках насильно подвергали "вагинальному массажу"
Удивительно, но в то время, как для мужчин мастурбация считалась опасной, женщинам предписывали ее в качестве лечебного средства для лечения истерии. Этот диагноз мог быть поставлен женщине за что угодно - от раздражительности до наличия сексуальных желаний. В качестве лечения назначали так называемый "вагинальный массаж", то есть, массаж влагалища с помощью специального приспособления с доведением пациентки до оргазма. У самих пациенток разрешения никто, разумеется, не спрашивал, - и все же, с учетом обстановки в психбольницах, был отнюдь не худший, хотя и бесполезный, метод лечения.

Парные кабины тоже считались успокоительным средством
Эти ящики - не клетки, а специальные успокоительные паровые кабины конца XIX - ХХ века. Несмотря на устрашающий внешний вид, ничего особенно страшного в них не было. Фактически, это были подобия современных одноместных саун-бочек, которые сегодня можно сегодня встретить во многих СПА-салонах. Медики полагали, что такая парилка успокаивает буйных пациентов. Этот способ лечения можно было бы даже назвать приятным, если бы не одно "но": как можно заметить на снимке, пациентов сажали в ящики полностью одетыми, что превращало удовольствие от сауны в медленную пытку.

Женщины чаще становились пациентками психлечебниц, чем мужчины
Отправить женщину в психиатрическую лечебницу несколько десятилетий назад было гораздо проще, чем мужчину. Для этого чаще всего использовался уже упомянутый диагноз "истерия", под который можно было подогнать что угодно, даже сопротивление насильнику-мужу. Еще одним фактором риска считалось чтение: считалось, что оно однозначноведет женщину к безумию. Немало представительниц прекрасного пола провели годы в психиатрических клиниках лишь по тому, что, как гласили больничныедокументы, их застали читающими в 5.30 утра.

Психиатрические больницы прежних эпох страдали от перенаселенности
При столь огромном числе показаний к госпитализации неудивительно, что все психиатрические больницы прежних времен страдали от избытка пациентов. Справлялись с перенаселением, не церемонясь: людей набивали в палаты, как сельдь в бочку, а чтобы влезло побольше, уносили из палат кровати и прочие "излишества", предоставляя пациентам свободу устраиваться на голом полу, а для большего удобства еще и приковав их цепями к стенам. Современные смирительные рубашки на таком фоне кажутся образцом гуманизма!

Дети жили в психиатрических больницах годами
В прежние времена специальных детских клиник не существовало, поэтому маленькие пациенты - страдающие, к примеру, умственной отсталостью или стойкими поведенческими расстройствами, - попадали в те же клиники, что и взрослые больные, и жили там годами. Но, что еще хуже,в психбольницах тех времен было немало здоровых ребятишек. Здесь жили дети пациенток, медперсонала, матерей-одиночек, которым некуда было идти с младенцами, а также дети, оставшиеся без родителей. Всю эту ораву ребятишек воспитывали, в основном, пациенты: у медперсонала из-за большой нагрузки просто не было на это времени. Кем вырастали такие детишки, догадаться несложно.

В качестве лечебного средства врачи регулярно использовали электрошок
Электрошоковая терапия, когда к голове пациента подводят ток высокой силы, и сейчас иногда используется в психиатрических клиниках, но лишь в случае глобальных расстройств, когда терять пациенту уже, как говорится, нечего. Но еще полвека назад его применяли сплошь и рядом, в том числе - в качестве успокоительного. На самом деле, электрошок никого не успокаивал, а лишь доставлял пациентам невыносимую боль. Знаменитый математик Джон Нэш, страдавший шизофренией, еще в 1960-х подвергался электрошоку в американских психиатрических клиниках, и впоследствии вспоминал об этом опыте как о худшем в своей жизни.

Пытаясь лечить лоботомией, врачи превращали пациентов в овощи
Еще в середине ХХ века многие психиатры считали лоботомию реальным средством для избавления пациента от шизофрении или синдрома навязчивых состояний. Эта операция выглядела жутко: врач вводил через угол глаза пациента подобие ножа для колки льда и, пробивая им тонкую кость глазной впадины, резким движением вслепую рассекал нервную ткань мозга. После операции человек терял интеллект, у него страдала координация движений, зачастую из-за нестерильного оборудования начиналось заражение крови. И все-таки лоботомия считалась панацеей для шизофреников не одно десятилетие: так, в США в начале 1950-х проводилось около 5000 лоботомий в год.

Впсихиатрическую клинику можно было попась из-за нетрадиционной сексуальной ориентации
То, что неправильная сексуальная ориентация лет сто назад считалась психическим заболеванием, никого, наверное, не удивляет. Поразительно, каким образом врачи делали вывод о сексуальных предпочтениях, решая, везти ли пациента в больницу! Так, в одном случае несколько лет провела в клинике для душевнобольных только из-за того, что любила носить брюки и возиться с техникой. Известны случаи с несколькими женщинами, когда их признавали душевнобольными из-за слишком низкого сексуального аппетита: асексуальных дам в те времена считали скрытыми лесбиянками, полагая, что нормальная женщина в здравом уме не имеет права просто так отвергать мужа!

И недостаток, и избыток религиозности сто лет назад вели в психбольницу
Сто лет назад в США человек, отказавшийся от помощи терапевта или хирурга по религиозным соображениям (как это сегодня делают, к примеру, поклонники сайентологии) имел все шансы вместо хирургии отправиться в психиатрическую клинику. Но и нехватка религиозного чувства также была чревата попаданием в психушку: известно несколько случаев, когда люди проводили в домах скорби не один год лишь потому, что открыто заявляли себя атеистами.

Врачи, лечившие психику, почти ничего не знали о ней
Сто лет назад врачи почти ничего не знали о функционировании человеческого мозга, поэтому их лечение больше напоминало жестокие опыты над людьми. Пациентов обливали ледяной водой, просверливали им черепа, удаляли части мозга не потому, что врачи были уверены в действенности этих мер, а лишь для того, чтобы понять, работают они или нет. Неудивительно, что смертность в психиатрических клиниках столетней давности была, пожалуй, немногим ниже, чем в чумных госпиталях.

Заброшенные психбольницы сегодня - объекты для мрачных экскурсий
Лишь в 1970-80-х годах западный мир стал отказываться от практики повальных госпитализаций пациентов в "дома скорби" и жестоких и неэффективных методов лечения. В 1970-е психиатрические больницы США и Европы начали массово закрываться. При этом на улице оказалось немало настоящих больных, которые не в состоянии были сами отвечать за себя. Ну, а здания бывших психиатрических клиник сегодня- популярнейшие объекты для молодых экстремалов, которые обшаривают здесь каждый уголок, отыскивая следы эпохи кровавого рассвета психиатрии, продлившегося несколько десятилетий.


Здравствуйте!

Продолжая тему психических расстройств у женщин, хотел бы остановиться на более тяжелом чем невроз заболевании - шизофрении. Мне, если честно, всегда это заболевание казалось чем-то вроде существующем, но где-то там в другом измерении, в больницах, на подобии той, что показана например в к/ф "Кавказкая пленница" и никогда не мог подумать, что оно может быть так близко. Нашел интетресную статью на эту тему и советую всем с ней ознакомиться

Шизофрения у женщин - хроническое психическое расстройство, которое затрагивает эмоциональную и мыслительную сферу, способствует формированию характерного личностного дефекта.

Некоторые источники пишут, что шизофрения у женщин встречается реже, чем у мужчин. Ю. В. Сейку провел исследование, касающееся распространенности шизофрении у мужчин и женщин. Он обнаружил, что немного более 8 представительниц слабого пола из 1000 страдают шизофренией, и точно также приблизительно 8 мужчин на 1000 больны данным расстройством. Так что вероятность заболеть шизофренией не зависит от пола . О том, как проявляется шизофрения у мужчин, я уже писала в предыдущей статье.

ПРИЧИНЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Шизофрения - заболевание, имеющее наследственную природу. Изучение генетического кода человека позволило обнаружить гены, отвечающие за возникновение шизофрении. Более того, за развитие данного заболевания отвечает не один, а несколько генов. Поэтому некоторые люди, несмотря на наличие у них «дефектных» генов, могут и не страдать психическим расстройством, в то время как их дети могут заболеть шизофренией.

Вероятность возникновения шизофрении у ребенка, если один из родителей страдает данным расстройством - около 14%, если же оба родителя больны, то риск еще выше - 46%.

Вот потому врач, подозревая у женщины шизофрению, обязательно будет расспрашивать о наличии психических расстройств у близких родственников. Это может быть как шизофрения, так и расстройство личности, дистимия, суициды.

Не только наследственность имеет значение в развитии данного недуга. Стрессы, употребление алкоголя, психоактивных веществ могут спровоцировать начало психического расстройства.

ШИЗОФРЕНИЯ У ЖЕНЩИНЫ ПОСЛЕ РОДОВ

У некоторых женщин первые признаки шизофрении возникают после родов и расцениваются как послеродовой психоз. В данном случае роды не являются непосредственной причиной болезни, они лишь запускают ее начало.

У такой женщины имелся отягощенный наследственный фон, а гормональные изменения, психологические и физические нагрузки, возникающие во время родов и в послеродовом периоде, стали пусковым механизмом. Даже если бы данная женщина не рожала, то велика вероятность, что рано или поздно что-то другое бы спровоцировало возникновение психического расстройства, ведь причина кроется не во внешних факторах, а в самой женщине, ее генах.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Основной возрастной период, когда начинается шизофрения - 20-25 лет. Иногда встречается шизофрения у детей, подростков или после 30 лет, но это бывает гораздо реже.

Как проявляется шизофрения у женщин? Первыми признаками могут быть:

  • навязчивости;
  • психопатоподобное поведение;
  • галлюцинации и бредовые идеи;
  • внезапная агрессия, раздражительность;
  • утрата прежних интересов, эмоциональная холодность.

Первыми признаками шизофрении у женщин могут стать внезапно появившиеся навязчивые страхи, действия, различные абсолютно бессмысленные ритуалы. Например, это может быть счет до десяти перед тем, как зайти в дом, трехкратное протирание стула прежде, чем сесть на него и т. д. Человек настолько погружается в свои болезненные переживания, что даже не обращает внимания на окружающих, их удивленные взгляды, не видит абсурдности своих действий.

Начальными признаками психического расстройства может быть появление беспочвенных опасений о наличии какого-то соматического заболевания (ипохондрические жалобы). Женщина может всячески расписывать проявления своей болезни, как правило, фантастической природы. Например, это могут быть глисты, которые мигрируют по всему организму, прогрызая себе путь, или гниение органов, течение крови по сосудам в обратном направлении и многое другое.

Если при соматоформных расстройствах пациенты «придумывают» себе симптомы, могут начинать «ощущать» новые симптомы после общения с другими больными, прочтения медицинской литературы, то при шизофрении пациенты описывают проявления болезни так, как им кажется, как это воспринимается их больным подсознанием. Чаще всего подобные жалобы наблюдаются при вялотекущей шизофрении.

Может быть также психопатоподобное начало болезни. Некоторые женщины начинают манерничать, громко хохотать, привлекая к себе внимание или, наоборот, плакать, вести себя неестественно. И это становится не единичным случаем, а часто повторяется.

Иногда данное психическое расстройство дебютирует с явлений деперсонализации. При этом женщина начинает говорить, что она сильно изменилась, что с зеркала на нее смотрит совершенно чужой человек, что вообще это не ее руки, ноги, нос, лицо, тело…

ГАЛЛЮЦИНАЦИИ И БРЕД

Иногда шизофрения начинается остро, с появления галлюцинаций, бредовых идей. Наиболее характерны слуховые галлюцинации. Женщине начинает казаться, что кто-то ее окликает, комментирует ее поступки, поведение, обсуждает ее.

Могут быть даже 2 голоса (по типу бога и дьявола), когда один голос осуждает, критикует, а второй, наоборот, вступается за нее. Более опасными являются слуховые галлюцинации императивного характера (отдаются приказы), таким голосам очень тяжело противостоять. Под действием таких галлюцинаторных переживаний больная может совершить самоповреждающие действия, представлять опасность для окружающих.

Еще одним проявлением шизофрении у женщин являются бредовые идеи. Характерен бред преследования, воздействия, отношения, ревности, физического недостатка :

  • бред преследования проявляется тем, что женщина начинает утверждать что за ней кто-то следит (соседи, сотрудники), преследует. Простые прохожие, идущие сзади, воспринимаются как агенты спецслужб, женщина начинает бояться выходить из дому, заходить сама в лифт, подъезд;
  • бред беспричинной ревности - больная начинает ревновать мужа без какой-либо объективной причины. В любовницы к мужу она может записать свою подругу, сотрудницу мужа, соседку, кого угодно. Одна больная у нас в стационаре в периоды обострения считала, что ее лечащий врач (женщина) является любовницей ее мужа и специально держит ее в больнице. Даже кидалась на врача, пыталась ее задушить. Когда обострение шизофрении прошло, больная поняла ложность своих убеждений;
  • бред воздействия является одним из наиболее характерных симптомов шизофрении у женщин. Больной кажется, что ее мыслями кто-то управляет, «вкладывает» их в ее голову с помощью магии, невидимых лучей;
  • бред отношения проявляется тем, что женщина уверена, что все вокруг обсуждают ее, критикуют, смеются над ней;
  • бред физического недостатка - внезапно женщина начинает находить у себя признаки уродства. Маленький, красивой формы нос воспринимается больной как огромный. Худая по всем стандартам и формулам женщина начинает себя считать чрезмерно толстой, садится на диету, ничего не ест. Никакие логические доводы не способны ее разубедить.

На начальных этапах шизофрении может появляться злость, беспричинная агрессия, больная может испытывать негативные чувства исключительно к близким и любящим людям, иногда возникает эмоциональное расщепление, когда к одному и тому же человеку женщина испытывает и ненависть, и любовь.

СТАДИИ БОЛЕЗНИ

Условно можно выделить несколько стадий шизофрении у женщин:

  • стадия начальных проявлений, когда болезнь только зарождается, присутствуют лишь отдельные симптомы;
  • развернутая стадия - расцвет психического расстройства, определяется множество симптомов болезни;
  • стадия дефекта - на смену галлюцинациям, бреду, неврозоподобным проявлениям приходят личностные изменения, апатия, мыслительные нарушения.

Не всегда болезнь протекает по данной схеме, у части больных эмоциональные нарушения присутствуют с начала болезни и только нарастают со временем. При некоторых формах шизофрении может не быть галлюцинаций или бреда.

ПРИЗНАКИ ШИЗОФРЕНИИ В ПОВЕДЕНИИ

В некоторых случаях можно обнаружить следующие признаки шизофрении у женщин в поведении: возникает эмоциональное уплощение, холодность, утрата прежних интересов. Может длительно сидеть на одном месте, ничего не делать.

Как распознать шизофрению у женщины? Если болезнь длится долго, это не составит труда.

Такая женщина становится безэмоциональной, ее ничего не интересует, даже, то, что лично ее касается. Она становится неопрятной, перестает за собой следить, мыться, готовить кушать. Может быть неаккуратно или вульгарно накрашена или вообще отказывается пользоваться косметикой. Может бросить учебу, уволиться с работы или просто перестать на нее ходить. Если есть муж, дети, то она может пренебрегать ними, своими обязанностями по отношению к ним.

ВЕДУЩИЕ СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИНЫ

Не бред, и не галлюцинации, и даже не агрессия являются наиболее тяжелыми проявлениями психического расстройства. Самое худшее - происходящие личностные изменения. Шизофрения - неустанно прогрессирующая болезнь. Со временем человек теряет самого себя, свою собственную личность. Утрачиваются эмоции: радость, веселье, грусть, ненависть, гнев. Остается лишь апатия.

Женщине, длительно страдающей шизофренией, ничего не интересно: ни муж, ни дети, ни работа. Тяжелее всего приходится детям. Ведь им нужна любовь, поддержка, забота, поощрение, а этого мама дать им не может. Ведь ее переполняет равнодушие. Да, она может что-то делать, если это необходимо, если попросить ее об этом, однако в глубине души все это ей не интересно.

Безразличие часто распространяется и на исконно женские обязанности. И потому многие больные неопрятны, от них может плохо пахнуть, волосы не расчесаны, в доме не убрано и не приготовлено кушать.

Могут также возникать кататонические симптомы, они характерны для кататонической формы шизофрении. Женщина может замирать в одной позе (иногда очень неудобной), молчать, не реагировать на обращения к ней, не есть и не пить. Иногда больные копируют чьи-то движения, высказывания, могут пассивно подчиняться чьим-то инструкциями.

Не сразу, а спустя некоторое время от начала развития болезни (как правило, проходят месяцы, года) появляются изменения в области мышления. Человек может придумывать новые слова, называя ими привычные вещи, в мышлении появляется символизм (высказывания наполняются новым смыслом, могут обозначать совершенно иное). Могут присутствовать витиеватые выражения, длительные бесплодные мудрствования. Может обращать на себя внимание своеобразное соскальзывание: когда говоришь с человеком об одном, а он внезапно перескакивает на совершенно другую тему без какого-либо перехода. В запущенных случаях в речи больных определяются только отдельные фразы, не связанные между собой.

Несмотря на происходящие изменения, затрагивающие мышление и эмоционально-волевую сферу, интеллект остается на прежнем уровне. Все навыки, знания, полученные до начала болезни, женщина помнит и может их применить, если ее к этому побудить.

ЛЕЧЕНИЕ ШИЗОФРЕНИИ У ЖЕНЩИН

Лидирующей группой препаратов, применяемых для лечения шизофрении у женщин, являются нейролептики. Могут также использоваться антидепрессанты, ноотропы, тимостабилизаторы, витамины, однако их роль второстепенна.

Нейролептики действуют в следующих направлениях: они помогают ликвидировать галлюцинаторные переживания, бредовые идеи, кататонические проявления, агрессию. Таким эффектом обладают типичные нейролептики - тизерцин, трифтазин, галоперидол, аминазин.

Однако остаются еще куда более сложные симптомы - изменения в эмоциональной и когнитивной сферах. Приостановить их развитие гораздо сложнее. Чтобы замедлить нарастание личностного дефекта применяют атипичные нейролептики - кветиапин, рисперидон, оланзапин. Однако даже эти препараты не способны полностью остановить прогрессирование болезни.

Лечение шизофрении у женщин должно быть длительным. Этап активной терапии, направленный на ликвидацию острых проявлений болезни, длится, как правило, месяц-два. За ним следует этап стабилизирующего лечения: снижаются дозы применяемых нейролептиков, закрепляется полученный эффект. Длится он около 3 месяцев. Чтобы избежать рецидивов шизофрении, прогрессирования заболевания еще в течение как минимум полугода (а иногда и более) необходимо продолжать поддерживающее лечение.

Помимо медикаментозной терапии после того, как острые проявления психического расстройства будут купированы, больные шизофренией нуждаются в социальной адаптации, психотерапии. Необходимо, чтобы человек смог найти для себя подходящую работу или вернулся к прежней, чтобы близкие люди поддерживали его.

). Христос в Евангелии неоднократно призывает своих последователей оказывать помощь как нищим, заключенным, так и больным (см. и др.).

Во-вторых, Церковное душепопечение основывается на христианском взгляде на личность человека. Личность в христианской антропологии рассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И это единство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа.
По словам преп. , «Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых устроить временную жизнь». В этом единстве – здоровье и норма человеческого бытия.
По утверждению свт. , духовную сферу в человеке составляют: «благоговение и жизнь в страхе Божием, совесть, искание Бога», а архиепископ , известный врач-хирург, писал, что «духовность есть высшее достижение человеческой души».
Единство и гармония всех сторон человеческой личности, состояние, которое было дано человеку в его первозданной чистоте, затем было утеряно в результате пренебрежения законами духовной жизни, теперь является заданным человеку, искомым состоянием: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (I Фес.5:23).Это завещание ап. Павла проходит через все века,
Соответственно указанным сферам личности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а уже затем психофизиологическую природу.
Таким образом, главной пастырской заботой в деле душепопечения о больном человеке всегда было нахождение корней болезни человека в его духовной сфере и врачевание этой сферы духовными средствами.

И, в-третьих, церковное душепопечение основывается на историческом опыте социального служения душевнобольным самой Церкви.
В период после гонения на , начиная с IV века, стали появляться благотворительные учреждения и монастыри. Они стали первыми обителями врачевания. Например, всем известна широкая благотворительная деятельность св. (379г.+»), в то время, когда он был епископом Кесарии. Им была открыта и врачебница для душевнобольных, которая называлась Василиадою. Также и другие епископы организовывали в своих епархиях в разное время подобные врачебницы.

Пришедшие из Греции в России первые иноки принесли с собой не только врачебные знания, но и представление о врачевании как о подвижническом долге монахов. С момента крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви. Великий князь Владимир в своем Уставе(996г.) объявлял больницы учреждениями, а «лечцов» (врачей) – людьми церковными, подвластными епископу. На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению этого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.

В этот период пастырского душепопечения господствовало религиозно-мистическое понимание всех психопатологических нарушений, психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола на душу человека или последствия первородного греха. Надо сказать, что даже в этот период у опытных духовников наблюдался дифференцированный подход к психическим больным. Их пастырский опыт позволял разграничивать патологические состояния людей, возникшие под воздействием демонских искушений, и переживания, явившиеся результатом болезненных природных процессов в психофизическом организме. Так, преподобный (VII в.) описывает признаки, по которым советует отличать «духовное прельщение» (духовное заблуждение) от душевных расстройств, развившихся «от естества».

С конца XVIII века в России стал происходить процесс секуляризации культуры и науки. В это же время от церкви начала отделяться и психиатрия, которая прошла период становления на основе рационалистических теорий. Человек и его душевные болезни стали областью исследования психиатрии как науки. Пастырское попечение о таких больных оказалось как бы и не нужным. Известные профессора, особенно за рубежом, высказывали свое отрицательное отношение к религии. Всякий немедицинский путь в постановке диагноза и лечение душевнобольных отвергался и порицался.

В начале XX века в психологии и психиатрии возникла необходимость целостного рассмотрения психических проявлений человека в норме и патологии, во всей полноте его духовного и психофизического бытия. В это время всем здравомыслящим психологам и психиатрам становится ясно, что все психиатрические рационалистические концепции и психологические обобщения не адекватны для объяснения религиозных переживаний. Ученые медики стали приходить к убеждению, что религиозный человек, его поведение, состояние и даже заблуждения должны восприниматься во всем целостном строе личности, который включает не только психофизиологическое, но и духовное бытие. Классик психиатрии С.С.Корсаков в 1901 году писал, что «каждому психически здоровому человеку присуще религиозное чувство». Религиозная потребность – это искание и неутолимая жажда Абсолютного, Вечного и Безусловного, искание Высшего Смысла. На западе «Сократом современности» Шелером издается в 1921 году «Существенная феноменология религии”, где делается попытка по возможности точно определить специфические черты религиозного переживания и дать анализ этих особенностей.

Такое развитие психиатрии, учитывавшей религиозные чувства и духовное бытие человека, было остановлено в России после октябрьского переворота 1917 года. Краеугольным камнем всякой науки, включая и психиатрию, стал воинствующий атеизм. Личность стала рассматриваться с психофизиологических точек зрения. Духовное понимание всякой болезни стало ненаучным и поэтому недопустимым. В Европе в XX веке психиатрия продолжала развиваться в основном на рационалистических идеях.

В последние годы по милости Божией в нашей стране стали вновь наводиться мосты между Церковью и психиатрией, которые освободились от тяжелого гнета тоталитарного атеистического государства. Стали проводиться научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей-психиатров. В декабре 1995 года в Москве состоялся первый семинар по пастырской медицине с приглашением психиатров. В 1997 году в Свято-Даниловом монастыре проходил пастырский семинар, посвященный этой теме. В психиатрических клиниках и интернатах стали открываться домовые храмы. Больные и врачи получили возможность духовно окормляться у православных пастырей.
В связи с появившейся уникальной возможностью совместного попечения о больных людях, как со стороны священства, так и со стороны врачей-психиатров перед нами встает ряд серьезных задач. Одна из основных задач, стоящих перед пастырем и врачом-психиатром, это анализ всех сфер личности, всех слоев бытия человека в целом. И надо сказать, что в зарубежной практике стала аксиомой необходимость такой совместной работы пастыря и психиатра. Сегодня – это веление времени, диктуемое интересами больных и широкого всестороннего понимания человеческой личности. Такая совместная работа, безусловно, необходима в сложных случаях течения болезни, как на этапе диагноза, так и на этапе лечения.
Как пишет профессор Д.Е.Мелехов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни»: «Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т.е. необходимо определить, что в этих страданиях человека имеет непосредственно духовную причину и подлежит лечению духовнику. Одновременно надо установить, что в его переживаниях оказывается проявлением душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует врачебной компетенции. Как правильно отмечено в Настольной книге священнослужителя (т.8): «Этап установления духовного диагноза более ответственный, нежели определение наличия и вида психического заболевания. Сюда относится определение уровня духовного развития человека, выяснение глубоко скрытого в тайниках его души личного отношения к Богу и ко греху, способность его сопротивляться силе греха. Здесь необходима компетенция умного и опытного пастыря, который имеет особый дар, проявляющиеся либо как присущая ему духовная прозорливость, либо как результат обобщения духовного опыта Церкви. Апостол Павел называл его даром различения духов, перечисляя дары Святого духа: слово мудрости, слово знания, вера, дар исцеления, чудотворения, пророчества, различение духов(-II ) «.

При установлении духовного диагноза пастырь может встретиться с таким психическим расстройством, которое является результатом воздействия злых духов на человека. В Священном Писании в Евангелии от описывается яркий случай исцеления больного в Гадаринской стране, который был одержан злыми духами. Бесоодержимость ныне довольно распространенное явление. Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от первичного психотика. Первое – злые духи знают Бога и трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, святой воды, Св. Христовых Таин. Второе – психические поведенческие расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе одержимого человека. После изгнания злого духа из страждущего человека у него наблюдается полная сохранность психического здоровья.
В практике пастырского душепопечения состояния бесоодержания имеют свои разграничения. Бесноватостью можно назвать состояние, когда человек теряет всякое самосознание. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимы, когда порабощаемся своим страстям и порокам.
Архиепископ говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых». Не потому ли в психиатрической лечебнице очень тяжелый «дух», что в ней есть такая категория больных, которая не переносит ничего церковного, будь то молитва, окропление Святой водой, запах ладана и т.д.

В социальной концепции Русской Православной Церкви (РПЦ) §11.5, принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000г., указано, что «представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами».

Болезнь души – это сокровенная тайна. Архиепископ утверждал, что «на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань, и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к дьявольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу». Не оттого ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых. Для того чтобы можно было легче разграничивать, где случаи истинного психического заболевания, а где случаи психических расстройств, вызванных духовными причинами, священник и практикующий врач Сергей Филимонов в своей книге « , больница, больной» указывает на наиболее распространенные симптомы духовного заболевания у человека. В этой же книге отец Сергий как пастырь дает и советы духовно болящим людям, направляя их для излечения своих недугов в Лоно Святой Православной Церкви.

В своем повседневном служении пастырю приходится нередко встречаться и со случаями окормления психических больных. Эти случаи рассматривает такая богословская дисциплина как пастырская психиатрия. Архимандрит пишет, «что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической и развиваются от плоти, от естества». В случае окормления психически больного пастырю необходимо попытаться определить, какое место религиозные переживания занимают в общей структуре личности человека. Как указывает проф. Д.Е. Мелехов, «они могут быть в случаях патологии непосредственным отражением симптомов болезни или могут быть проявлениями здоровой личности, и тогда при наличии болезни, они помогают больному сопротивляться ей, приспосабливаться к ней и компенсировать дефекты, внесенные болезнью в личность больного. Вот почему для врача недопустимо при исследовании больного «сходу» трактовать всякое религиозное переживание как патологию или заблуждение и тут же в процессе исследования начинать антирелигиозную пропаганду или демонстрировать свое элементарное, догматически-материалистическое отношение к религиозным исканиям и сомнениям своего пациента».

При остром протекании психического заболевания верующему больному необходима помощь, в первую очередь, психиатра. Пастырю оставляется возможность усиленной молитвы за такого больного, так как пастырские наставления в данный момент не могут быть восприняты страждущим адекватно. По мере его выздоровления «удельный вес» психиатрической помощи будет ослабевать, духовной – напротив, возрастать. Выше описанное лишь эскизно изображает такую сложную область знаний как пастырская психиатрия.

К сожалению, у некоторых священнослужителей сложилось мнение о нецелесообразности психиатрической помощи как таковой. Душевные болезни ими воспринимаются либо как результат воздействия злого духа, либо – как следствие греховного повреждения души. Опыт показывает, что такого рода пастырские умозаключения не улучшают психического состояния болящих пасомых. Приведем ответ старца, насельника Свято-Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) психически больной женщине на ее вопрос обращаться ли ей к психиатру или нет. Старец ей написал: «обратиться к психиатру можно, но надо и помолиться, чтобы Господь, если есть на то святая Его воля, через врача исцелил Ваше заболевание». В помощь священнику проф. Д.Е.Мелехов указывает в своих работах, какие психопатологические состояния могут быть поводом для обращения к медицинской компетенции.

С точки зрения пастырского душепопечения душевное заболевание, как и телесное, – это Господом возложенный крест ради спасения души человека. По поводу того, как нужно пастырю вести дело окормления душевно больных хорошо пишет прот. Владимир Воробьев: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние, это – крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удается объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни благодатная жизнь…»

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Опыт показывает, что это действительно так. Но даже тяжело душевно больные могут жить благодатною жизнью в Церкви при условии сохранения у них здорового духовного ядра личности. На лицах таких больных видна особая печать просветленности и духовности, что делает их духовно красивыми и привлекательными.

Выше шла речь о душепопечении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, которые могут иметь биологическую природу или быть связанными с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующихся в клинике как «пограничная патология (т.е. принципиально обратимая). К этой группе относятся неврозы, депрессивные состояния, психосоматозы, психопатии и др. Страдания этих людей, как считает московский врач-психиатр Авдеев Д.А., являются во многом следствием их личностно-характерологического склада, который определяется духовными причинами. Роль и ответственность пастыря в окормлении таких больных, очевидно, резко возрастает.

Становление психотерапии, которая и должна врачевать вышеперечисленные психические расстройства относят обычно на конец XIX века. Нельзя не отметить, что долгое время перед тем психотерапевтическую миссию по праву несли священники. Как пишет известный врач-психотерапевт Невярович В.К. в своем труде «Терапия души»: «Психотерапия вобрала в себя и немало позаимствовала из пастырства и духовного врачевания (нравственное воздействие словом, сокровенность встречи, искренность и сопереживание страждущему и другие формы); вначале труд психотерапевта во многом напоминал труд священника (за исключением богослужения и таинств), только в миру… В святоотеческом учении содержатся настолько глубоко и убедительно раскрытые аспекты, касающиеся терапии души, что не обратиться к ним и не использовать их вместо сомнительного рода модных психотехник, где наряду с каплей истины море лжи, было бы не только не разумно, но и преступно»… В социальной концепции РПЦ в §11,5 говорится, что «нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и уничижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия».

«Психотерапия, наполненная духовным смыслом, святоотеческими высоконравственными идеалами, не только имеет право на существование, но, вне всякого сомнения, рано поздно должна занять решающее место в целительстве человеческой души, способствуя ее спасению через истинную Православную веру в лоне Святой Апостольской Церкви Христа», – считает Невярович В.К.

А вот как раскрывает смысл и суть психотерапевтического воздействия архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): « Психотерапия, состоящая в словесном, вернее духовном воздействии врача на больного, – общепризнанный, часто дающий прекрасные результаты метод лечения многих болезней». Здесь делается акцент не на словесном, а духовном воздействии. Ибо не одухотворенное живительной силой духа слово есть пустая форма, шелуха. «Поэтому лишено всякого смысла говорить о духовном врачевании, если нет любви в сердце врачевателя, цельной веры, божественного горения и праведности на устах, но более в делах и реальной жизни», – пишет Невярович В.К.

В наше время резко возросло число душевнобольных людей, что является исполнением святоотеческих пророчеств, и в особенности их много в церкви. Сегодня люди ожидают от священнослужителей психотерапевтической помощи, которая является одной из форм духовной помощи, частью пастырского душепопечения. Главный врач одного из психодиспансеров Ивановской области в беседе со священником воскликнул: «Слава Богу, что открылось так много храмов, а то бы мы захлебнулись в потоке больных!»

Такая пастырская помощь особенно актуальна тогда, когда больной закрыт для неверующего врача, не доверяет ему, считая, что неверующий не может иметь правильных представлений о том, что происходит в его православной душе.
Таким образом, священник должен уметь оказать посильную психологическую помощь пришедшему к нему человеку и для этого ему необходимо обладать хотя бы минимальным набором начальных знаний в этой области. Для этого пастырь может обратиться к трудам святителя , который по праву считается Небесным Покровителем Пастырской Психологии как научно-богословского направления.

Роль пастыря в окормлении лиц с психическими расстройствами велика потому, что большинство психических расстройств, относящихся к области малой психиатрии – это болезни личности, возникающие, как правило, от игнорирования духовных потребностей, безбожия, духовной слепоты. Профессор Д.Е.Мелехов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. «Вера же есть смирение», – говорит св. Варсануфий Великий. Этому и должен, в первую очередь, научать пастырь своих пасомых.
Рассмотрим такое широко распространенное в наше время психическое расстройство как невроз. Как известно, невроз развивается ввиду конфликта личности с собой или другими людьми, т. е. это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей. Другими словами, грех определяет духовную почву для возникновения невроза. И поэтому невроз является чутким нравственным барометром и связь его с духовной сферой человека очевидна. По этому поводу священник писал: «…Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, а, именно, гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?»

По мнению профессора Д.Е.Мелехова компетенция психотерапевта – это рассмотрение психотравмирующих факторов или дефектов воспитания, компетенция духовника – помощь в преодолении нравственных причин болезни, мобилизация сил на активное противостояние ей, и, главное, помощь в покаянном раскрытии души к Богу, исторжение из души самих корней болезни.

Для врача, посвятившего себя психотерапии, важно иметь собственные духовные ценности, которые определяли бы его работу с пациентами. Без собственной духовной платформы врач не сумеет различить психосоциальные и биологические причины заболеваний от экзистенциональных, мировоззренческих. Если же врач-психотерапевт является православным, то по желанию и просьбе больного, он должен помочь ему найти путь к Богу. «В этом случае слово специалиста, – как пишет, исходя из врачебного опыта, Авдеев Д.А., будет подкрепляться благодатной силой Божией, укажет дорогу к тому, Который – Истина, Путь и Жизнь!»

Конечно, как правильно указывает игумен Евмений, у православного врача не должно возникать соблазна, навязывать религиозные ценности под видом психотерапевтической помощи. («Вам поможет только исповедь и Св. Причастие! Пока вы не примете Св. Крещение, я не буду Вас лечить!» и т.п.) Это является нарушением врачебной этики. Человек должен сознательно прийти к Богу, Церкви, Таинствам. Бог является только конечной целью всех устремлений человека, но не средством к достижению физического или психического здоровья.

Врач не должен подменять собой священника. Он лишь предшествует ему. «Доктор, как указывает врач Авдеев Д.А., иногда представляет собой «заслон» от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство)». Также и священник не должен подменять собою врача, оказывая духовную помощь лицам с психическими расстройствами.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать общий вывод, что совместная работа пастырей Церкви и врачей-психиатров в деле поддержания и сохранения психического здоровья населения – это давно назревшая необходимость, уникальная возможность сегодняшнего дня, требование людей и веление времени. Общими усилиями, доверяя и помогая друг другу, пастыри и врачи должны спасти наш народ от таких страшных бед, как повальная алкоголизация и наркотизация, от наплыва тоталитарных сект, оккультных врачевателей и психотехник, от постоянно растущей невротизации и психической деградации, корнем которых является бездуховность, потеря истинных ценностей и смысла жизни.
Какой будет Россия завтра, зависит во многом от нас с вами, пастырей и врачей, от нашей веры и духовности. С каждого из нас спросится за каждый нами прожитый день, за каждого человека, который обратился к нам за помощью и советом.

Используемая литература:
1) Новый Завет, изд. Московской патриархии, М. 1994
2) Настольная книга священнослужителя, т. 8, М., 1988
3) Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ. Москва, 13-16 августа 2000 г. сб. докладов и документов, С.-Петербург, 2000
4) Проф. Архимандрит , Православное пастырское служение, изд. журнала «Вечное», Париж, 1957
5) игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным, изд-во «Свет Православия» Макариев-Решемская обитель, 1999
6) священник Сергей Филимонов, Церковь, больница, больной, С.-Петербург, 1999
7) сб. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни, М. 1997
8) Невярович В.К. Терапия души, М.,2000
9) Авдеев Д.А. «В помощь страждущей душе,»М., 2000.

Стрессовые ситуации порой вызывают неадекватную реакцию человека. Затянувшиеся депрессии, неврозы зачастую сложно дифференцировать от проявлений психического заболевания. Признаки шизофрении у женщин имеют сложную симптоматику. Поставить правильный диагноз невозможно без квалифицированной помощи психиатра, всестороннего обследования, специальных тестов. Что такое шизофрения и каковы признаки ее проявления?

Первые симптомы шизофрении у женщин

Брезгливое отношение к психическим расстройствам в современном общественегативный фактор. Требуя изолировать таких людей, мы забываем, что заболевания психики часто являются наследственными, обусловлены простым набором генов. Социальная адаптация, лечение на ранних сроках способны максимально нивелировать проявления расстройства. Поддержка близких и родных для женщин особенно важна.

Шизофрения – неизлечимое заболевание, вызывающее нарушения логических процессов мышления, угнетение эмоциональных функций. Большинство обывателей зачастую ее ассоциируют с «раздвоением личности», что абсолютно неверно. Клинические исследования ДНК выявили группу «поврежденных» генов, которые обуславливают вероятность развития болезни. Согласно данным, ею страдает каждый сотый человек планеты. Как определить шизофрению и каковы ее признаки?

Отличие течения этого психического расстройства у женщин заключается в позднем периоде проявления начальных симптомов. Если у взрослых мужчин заболевание начинает прогрессировать к 18 годам, то у девушек ранние признаки дают о себе знать к 23-25 годам. Намного реже встречаются отдельные случаи детской шизофрении, старческого слабоумия. У женщин ранние признаки классифицируются на:

  1. Позитивные. Сопровождаются резкими перепадами настроения, видениями или бредом, тревожными, навязчивыми мыслями. Женщины становятся нервными, могут беспричинно плакать или смеяться.
  2. Негативные симптомы шизофрении. Проблемы в общении с социумом, непроходящая апатия к событиям, нежелание ухаживать за собой, потеря интереса к работе, увлечениям – отличительные особенности начальной стадии заболевания у женщин.

Основные признаки шизофрении

Подростковая шизофрения проявляется у девушек вспышками агрессии, замкнутостью или восприятием отсутствия поклонников как «конца света». Некоторые ученые называют цветные сны одной из предпосылок расстройства психики, отмечая, что люди, страдающие психическими расстройствами, склонны к «просмотру» картинок. Как проявляется шизофрения у женщин на разных этапах заболевания? Врачи выделяют 7 признаков шизофрении у женщин:

  1. Бредовые мысли и чужие голоса.
  2. Постоянные повторы слов, зачастую бессмысленных.
  3. Ощущение вмешательства в жизнь со стороны.
  4. Отсутствие заинтересованности в успехах и карьерном росте.
  5. Замкнутость, неряшливый вид.
  6. Когнитивные признаки – нарушение ассоциативного ряда, «поломка» цепочки причина-следствие, сложность восприятия поступающей новой информации.
  7. Перепады настроения, депрессии, склонность к суицидам.

Вялотекущей

Признаки психического расстройства у женщин, протекающего в скрытой форме, отличаются отсутствием агрессивного состояния и безопасностью для окружающих. Зачастую латентная шизофрения не перетекает в более тяжелые и опасные формы. Характеризуется неадекватным поведением приступообразной формы: необоснованной ревностью, снижением интереса к бытовым вопросам, утратой отношений с детьми.

Параноидальной

Мания преследования – частый «гость» при психических расстройствах. Распознать синдром параноидной шизофрении у женщин помогут такие признаки:

  1. Отрицание действительности, комфортное ощущение внутри «собственного» мира.
  2. Постоянные видения, образы, создаваемые собственным воображением.
  3. Голоса, которые слышат больные.
  4. Легкая дисфункция речи, путанность слов, нелогичность высказываний.

Старческой

Возрастное заболевание имеет свои особенности. В старости признаками шизофрении, проявляющейся необычным, странным поведением, принято считать:

  1. Частичные провалы в памяти.
  2. Забывчивость текущих событий на фоне великолепной памяти о давно минувшем времени.
  3. Бессонницу.
  4. Бредовые события, которые не происходят на самом деле: мелкие кражи, нанесение телесных повреждений со стороны родных.
  5. Снижение интеллекта, нарушение причинно-следственных функций.

Маниакальной

Внезапные вспышки бурной деятельности и их чередование с периодами полной усталости – повод насторожиться. Для маниакального расстройства психического здоровья женщины присущи:

  • Резкие перепады настроения.
  • Мир видится либо в розовых, либо черных красках.
  • Порывистость действий, внезапное «озарение» идеей.
  • Страх преследования и мания всеобщих заговоров.
  • Зацикленность на определенных действиях или ритуалах.

Алкогольной

У женщин постоянное принятие спиртных напитков быстро вызывает зависимость, которая может привести со временем к алкогольной шизофрении. Ее признаками выступают:

  1. Тревожное состояние.
  2. Тактильные неправдоподобные ощущения.
  3. Видения, называемые в просторечии «белочкой».
  4. Агрессия.
  5. Повышенная температура тела.

Неврозоподобной

Этот вид заболевания имеет наилучшие прогнозы восстановления психического здоровья. Признаками, которые легко нивелируются правильным лечением, являются:

  1. Недовольство своей внешностью, обретающее форму уродства.
  2. Навязчивые страхи, чувство одиночества.
  3. Агрессивное или замкнутое состояние.
  4. Истерики с игрой «на публику», вычурными приемами и театральностью.

Причины

Шизофрения передается по женской линии с вероятностью наследования до 14%. Являясь носителем «неправильного» гена, женщина может не страдать заболеванием, передавая ее будущим поколениям. Современная медицина, психиатрия не в состоянии точно указать факторы, побуждающие к расстройству психики. Совокупно причинами являются:

  1. Наследственность. Получившая «в подарок» поврежденный ген женщина способна стать шизофреником еще ребенком или в более позднем возрасте. Детская шизофрения зачастую приводит к деградации и остановке развития.
  2. Инфекционные или вирусные заболевания, перенесенные матерью при беременности. Они вызывают функциональные нарушения в мозгу малыша.
  3. Нарушения функций нейромедиаторов, отвечающих за взаимодействие головного мозга и различных систем человека. Проявляться начинают еще у подростков при гормональной перестройке.
  4. Воспитание. Заброшенные, никому не нужные дети или малыши, растущие в семьях, где один или оба родителя страдают психическими расстройствами, порой обнаруживают у себя признаки шизофреника.
  5. Длительные стрессовые ситуации, неврозы. Одиночество, постоянный прессинг на работе, непонимание со стороны близких приводят женщину к навязчивым мыслям.
  6. Вредные привычки. Любые наркотические вещества, алкоголь разрушают нейроны головного мозга. В результате у женщин возникают признаки приобретенной шизофрении.

Видео: как проявляется шизофрения

Классические признаки проявления шизофрении у женщин сопровождаются зачастую невротическими припадками, взрывом эмоций или агрессией. Маниакальные преследования, желание сутяжничества, апатия по жизни, эмоциональная бедность в отношениях с близкими «вырывают» женщин из привычного социального круга. Чем раньше начать лечить шизофрению, тем больше шансы на длительные периоды ремиссии. Узнайте, каковы у женщин внешние признаки шизофрении, посмотрев видео.

Внимание! Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!