Организация и методика проведения занятий на дрессировочной площадке. Дрессировка

Дрессировка служебных собак Бочаров Владимир Иванович

План проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.

1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков - 2 часа.

2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема укладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.

3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке

4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений - собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.

Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85-87.

5. Учебные вопросы и расчет времени:

а) Проверка задания - 20 мин.

б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» - 15 мин.

в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки - 15 мин.

г) Перерыв; выгуливание собак - 10 мин.

д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и укладка - 20 мин.

е) Проверка усвоения - 45 мин.

ж) Разбор занятия - 10 мин.

з) Задание - 5 мин.

Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5-10 мин.). После этого следует выстроить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.

После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.

В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые выстраиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.

Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.

Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».

Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Лежать» и т. п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно подать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять определенное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.

Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.

Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает выдержку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми командой «Место» - «Сидеть» («Место» - «Лежать» и т. д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.

Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начинается по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).

Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать групповые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30-50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.

При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекомендуется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с собаками расходятся друг от друга на 30-50 м.

В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения собаки перед всей группой.

В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.

Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ранние утренние часы.

Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хорошо знакомой собаке (квартира, двор и т. д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т. д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).

Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не забывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.

Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрессировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).

Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по развитию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).

Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак). Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).

Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходимо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т. д.).

Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специальной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспечению, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.

Из книги Собака сопровождения автора Высоцкий Валерий Борисович

ГЛАВА 2 Какую собаку можно считать охранной? Определение пригодности собаки к данному курсу (тестирование) Прежде чем приступить к обучению, воспитанию и подготовке собаки по курсу сопровождения, ее необходимо протестировать. Исходя из собственного опыта я могу

Из книги Современная дрессировка. Попытка методологического анализа автора Гриценко Владимир Васильевич

ГЛАВА 9 Экзамен по курсу собаки сопровождения Перечень экзаменационных навыков1) Зона охраны.2) Неожиданное нападение: прямая атака на хозяина на улице.3) Отказ от корма: самостоятельная работа на привязи.4) Атака злоумышленника, угрожающего оружием или производящего

Из книги Агрессивность собак и кошек автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

Глава 17. ЗАНЯТИЯ С КОШКОЙ

Из книги Ваша собака - телохранитель автора Мычко Елена Николаевна

Примерный план проведения занятия по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г. 1. Тема. Приучение собаки к обыску местности - 4 часа.Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.Цель занятия. Дать вожатым знания,

Из книги Мы с Варварой ходим парой… автора Исакова Галина

Заключительные рекомендации для работы по «Общему курсу дрессировки» Обратите внимание на взаимосвязь практически всех команд общего курса. Последовательность отработки команд логически связана. Команды, отработанные в первую очередь, служат вспомогательными

Из книги Шестое чувство. О том, как восприятие и интуиция животных сумели изменить жизнь людей автора Хэчкот-Джеймс Эмма

7 июля ПОЕЗДКА В ЛЕС-2 Лето - тоже человек, и в этом году оно решило отдохнуть где-нибудь в Турции. Однако и мы с Варварой - человеки, поэтому, помахав лету платочком, выехали на близлежащий водоем. Для компании была приглашена еще дюжина моих коллег - старых и новых

Из книги Друзья Карацупы автора Сорокин Василий Николаевич

16 июля Хозяйственная я Решила сесть на диету. Основная мысль: «налегайте на мясцо и уменьшится пузцо».Какие «мясы» есть в природе, кроме колбасы, я не знала. Обратилась к могучему Интернету. Выдает: «мясо (баранина, говядина), птица (гуси, утки, курица), печень говяжья,

Из книги Туман идет по следу автора Сорокин Василий Николаевич

26 июля Сегодня себе нравлюсь. Я же вчера, считай, даже сегодня! До 4 утра! Драила, чистила, полировала, и главное - готовила!Рецепт такой:Берется все, что куплено, и запекается! Вот. Уф.., устала, пока писала такой длинный рецепт. А кроме того, купила какого-то чуда заморского

Из книги Мои друзья автора Рябинин Борис

ЛОНДОН, 7 ИЮЛЯ 2005 ГОДА В 2005 году после прогремевших в Лондоне взрывов спрингер-спаниель по кличке Ричи был послан обследовать взорвавшийся на Тэвисток-сквер автобус (и окружающий район), чтобы проверить, нет ли там второй бомбы. Взорванные поезда тоже проверяли собаки,

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

Из книги автора

ПЛАН ГЕСТАПОВЦА То обстоятельство, что перебежчик притащил на себе офицера, не произвело на гитлеровцев никакого впечатления. Остановивший его дозор крикнул солдат. Пришли двое с носилками, положили раненого и унесли. Повели и Ашпина. Месяц еще не показался, и было темно.

Из книги автора

НЕМНОГО ФИЛОСОФИИ ПО ПОВОДУ ЗАНЯТИЯ СОБАКОВОДСТВОМ Правду сказал Сергей Александрович, заявив, что собаководство - интересное занятие, интересное и полезное, особенно для молодежи. И теперь, вспоминая занятия с Джери, я всегда испытываю радостное волнение.Вероятно, тот,

Из книги автора

Примерный план-конспект проведения практических занятий по дрессировке служебных собак Тема. Обработка у собак общих и специальных навыков.Цель занятия.1. Обучить людей технике отработки у собак общих навыков (хождение собаки рядом с дрессировщиком, посадка собаки и

Из книги автора

ГЛАВА VI КУРС ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ (практические занятия) B курс общей дрессировки входит отработка так называемых простых навыков у собак, которые дисциплинируют их и являются основой для специальной дрессировки. В курс общей дрессировки включается отработка следующих

Из книги автора

ГЛАВА VII ТЕХНИКА ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (практические занятия) Отработка навыков вспомогательного характера направлена на развитие у собаки оборонительного инстинкта, который в ходе занятий проявляется по-разному в зависимости от применяемого

В подготовке членов ДОСААФ по служебному собаководству, а также в дрессировке и испытаниях служебных собак очень важная роль принадлежит дрессировочным площадкам, которые являются своеобразными центрами учебной работы клубов служебного собаководства ДОСААФ. Здесь проводятся все основные занятия с членами клубов служебного собаководства.

В организации и проведении занятий наряду с опытными специалистами нередко участвуют инструкторы, не имеющие достаточного методического опыта. С учетом этого обстоятельства и написана настоящая глава, освещающая вопросы организации и методики проведения занятий на дрессировочной площадке, а также отдельные организационные мероприятия, предшествующие этим занятиям.

Одним из очень важных подготовительных мероприятий является комплектование учебных групп. Учебные группы комплектуются штатным составом клуба в течение всего года с таким расчетом, чтобы обеспечить непрерывную работу имеющихся дрессировочных площадок. При комплектовании групп членов клуба, проживающих в одном районе, зачисляют, как правило, в одну группу, которая затем закрепляется за ближайшей дрессировочной площадкой.

По общему курсу дрессировки и по каждой из специальных служб создаются отдельные группы.

При комплектовании групп по общему курсу дрессировки, где в основном происходит подготовка дрессировщиков-любителей, имеющих собственных собак, не требуется очень тщательного отбора собак по экстерьеру и конституции, типовым особенностям поведения и преобладающим реакциям, остроте слуха, зрения и обоняния. Однако в дрессировку должны попадать только породные здоровые собаки не моложе 10–12 месяцев.

В группы для дрессировки по специальным службам собак записывают, как правило, по рекомендациям инструкторов, проводивших занятия в группе дрессировщиков-любителей и хорошо изучивших этих собак.

Численность учебной группы не должна превышать 10–12 человек.

После укомплектования учебной группы к ней прикрепляют инструктора, который организует и проводит занятия на дрессировочной площадке и несет ответственность перед клубом за качество обучения дрессировщиков и подготовку их собак.

Многолетний опыт учебной работы, проводимой на дрессировочных площадках клубов служебного собаководства ДОСААФ, показывает, что качество обучения дрессировщиков и дрессировки собак находится в прямой зависимости от методического мастерства инструкторского состава, характера организации и методики проведения занятий.

Организация и методика проведения любого занятия, в том числе и занятия на дрессировочной площадке, - это творческий процесс, не укладывающийся ни в какую схему. Вместе с тем в процессе организации и методики проведения занятий на дрессировочной площадке есть много общего, такого, что должен знать и делать каждый инструктор.

Учитывая, что учебные программы подготовки дрессировщиков-любителей и дрессировщиков собак специальных служб предусматривают наряду с подготовкой членов клубов и дрессировку собак, рекомендуются следующие формы проведения занятий: классно-групповые, практические, контрольно-проверочные и итоговые.

На классно-групповых занятиях инструктор дает слушателям группы новые задания и повторяет пройденный с ними материал, сопровождая свои объяснения демонстрацией соответствующих приемов, показом макетов и различных наглядных пособий. Количество классно-групповых занятий определяется программой и расписанием занятий.

На классно-групповых занятиях изучают главным образом теоретические вопросы, например теоретические основы дрессировки, методику и технику дрессировки собак (частично), правила и нормативы испытаний.

На классно-групповых занятиях слушатели группы учатся правильно применять полученные знания в процессе дрессировки собак по общему курсу и специальным службам.

Основной формой работы на дрессировочной площадке являются практические занятия , во время которых слушатели под руководством инструктора получают необходимые навыки самостоятельной дрессировки собак, а также навыки подготовки собак к испытаниям и состязаниям. Очень важно и то обстоятельство, что в процессе практических занятий прочно закрепляются все теоретические знания.

Контрольно-проверочные , и итоговые занятия проводятся периодически в ходе учебы, а также по окончании обучения. Они позволят проконтролировать степень усвоения слушателями пройденного материала, определить глубину и прочность их знаний и качество практических навыков.

Особого напряжения требуют от инструктора занятия, проводимые на дрессировочной площадке, во время которых он не только обучает членов клуба, но и вместе с ними дрессирует собак. Специфика таких занятий требует, чтобы инструктор ставил на каждое занятие несколько учебных целей. Так, главная цель должна предусматривать выработку у слушателей опыта и навыков, необходимых для успешной дрессировки собак. Остальные задачи ставятся перед слушателями в процессе их работы с собаками.

Для того чтобы занятия были поучительными и принесли максимальную пользу, инструктор обязан тщательно к ним готовиться. Подготовка инструктора должна начинаться с ознакомления с расписанием. Это позволяет сразу уяснить тему и учебные цели, кратко определить содержание, время, метод и место проведения занятия и правильно подобрать учебные пособия. Он заранее продумывает, как более доходчиво приподнести учебный материал, как воспитать у слушателей самостоятельность и инициативу, которые необходимы для работы с собаками.

Определив учебные цели занятия, инструктор подбирает и тщательно изучает рекомендованные в расписании руководства и учебники. Особенно тщательно следует изучать те разделы и главы пособий, по которым будут проводиться занятия.

Чтобы обеспечить большую наглядность и образцовый показ всех приемов, инструктор заранее самостоятельно отрабатывает технику построения приемов, определяет методы обучения и последовательность проведения занятия.

Затем он определяет, какую литературу следует рекомендовать слушателям для самостоятельного изучения, составляет расчет учебного времени и подготавливает план-конспект. Кроме того, в обязанности инструктора входит выбор и подготовка места для проведения занятий, что весьма важно для организации занятий с дрессировщиками собак по специальным службам.

Несколько слов о плане-конспекте. Качество и объем плана-конспекта зависят от общего уровня подготовки и методического мастерства инструктора, а также от того, насколько тщательно он готовится к занятиям.

План-конспект для проведения занятий на дрессировочной площадке может быть текстовым или графическим. Выбор формы плана-конспекта определяется темой занятий и уровнем методического опыта инструктора. Но независимо от формы план-конспект должен содержать следующие данные: тему, учебные цели, метод, место и время проведения занятия; указания о характере материального обеспечения и перечень учебных пособий; перечень учебных вопросов, приемов и навыков, подлежащих отработке на занятии; описание индивидуальных домашних заданий каждому дрессировщику.

Примерный графический план-конспект приведен ниже.

План-конспект проведения занятий по практике обучения дрессировщиков и подготовке собак по общему курсу дрессировки

1. Тема № 1 . Первоначальное образование условных рефлексов и доведение их до навыков при отработке общего курса дрессировки собак - 8 час.

2. Занятие 3 . Приучение собаки подходу к дрессировщику. Усложнение и закрепление ранее образованных у собаки навыков.

3. Учебные цели занятия:

1. Научить дрессировщиков технике отработки приема.

2. Образовать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду.

3. Добиться четкого выполнения дрессировщиком ранее отработанных приемов; добиться от собаки четкого выполнения ранее образованных навыков.

4. Метод, время и место проведения занятия : практический показ, сопровождаемый кратким объяснением, и повторение обучаемыми показанного приема; тренировка в выполнении приема до полного его усвоения методом групповых и индивидуальных упражнений - 2 часа; дрессировочная площадка.

5. Материальное обеспечение занятия : для показа приема - для обучения дрессировщиков собаки, ошейники, строевые и удлиненные поводки и лакомство (у каждого дрессировщика).

6. Учебные пособия : книга, изд. ДОСААФ, 1957 г., стр. 76–80, 84–89, 122.

План и краткое содержание занятия

Рассмотрим подробнее приведенный план-конспект.

Темы программы в зависимости от объема и содержания изучают в одно или несколько занятий. Каждое занятие представляет собой законченное целое и состоит из вводной, основной и заключительной частей. В то же время очередное занятие должно быть органически связано с предшествующими и последующими.

Вводная часть является организующим началом занятия, так как направляет внимание слушателей на решение конкретных учебных задач.

Каждое занятие следует начинать с проверки степени усвоения слушателями ранее пройденного материала и с проверки выполнения домашнего задания. Это позволит убедиться, хорошо ли отработаны приемы и навыки у дрессировщиков и успешно ли они применяют знания при обучении своих собак. С этой целью рекомендуется проверить в течение 10–15 мин. двух-трех дрессировщиков, заранее намеченных в плане-конспекте. Инструктор должен внимательно следить за правильностью ответов и действиями проверяемого, с тем чтобы вовремя дополнить его или исправить допущенную им ошибку.

Лучшие инструкторы-методисты широко привлекают для такой проверки самих слушателей. Указанный методический прием дает хорошие результаты, так как повышает активность и внимание всей группы к происходящему на занятиях.

Проверив выполнение домашнего задания, следует сообщить слушателям тему и учебные цели предстоящего занятия, сформулированные в плане-конспекте. При постановке учебных задач очень важно, чтобы слушатели четко усвоили, что требуется от них, а также каких нормативов при дрессировке своих собак они должны добиться в результате данного занятия и в целом при отработке определенного приема.

Затем начинается основная , особенно важная часть занятия , когда инструктор вместе со слушателями приступает к выполнению учебных задач. Здесь необходимо применять, учитывая цели занятия, такие методы и приемы, которые поддерживают у слушателей живой интерес к занятию, развивают у них инициативу и активность, необходимые при дрессировке собак.

Технику построения приема, произношение команд и подачу жеста при отработке у собаки, например навыка, рекомендуется изучать следующим образом.

Инструктор становится в центре круга (квадрата), на котором с интервалом в три-четыре шага друг от друга располагаются слушатели.

Вначале инструктор называет навык, указывая на цель и практическую необходимость его отработки у собаки. Затем перечисляет условные и безусловные раздражители, а также возможные и наиболее целесообразные методы дрессировки, применяемые при образовании навыка.

После этого он берет собаку Рекс и показывает технику отработки приема вначале в целом, а затем по элементам, сопровождая показ кратким объяснением своих действий.

В заключение инструктор перечисляет требования и нормативы, предъявляемые к собаке после полной отработки у нее навыка. При необходимости показ техники выполнения приема можно повторять несколько раз.

Чтобы убедиться, что обучаемые правильно поняли показанные действия, следует заставить одного-двух дрессировщиков продемонстрировать выполнение приема. В ходе такой проверки необходимо уточнять и дополнять обучаемых, а если потребуется, то и повторить показ приема.

Убедившись в том, что слушатели группы четко усвоили технику построения приема, можно переходить к отработке данного приема с собаками методом групповых упражнений на кругу. Сложные навыки вначале обязательно отрабатывают по элементам, а простые в целом.

Находясь в центре круга, инструктор внимательно следит за действиями обучаемых и своевременно исправляет допускаемые ими ошибки. Если окажется, что большинство дрессировщиков допускает одни и те же ошибки, то исправлять их нужно путем повторного показа приема и дополнительного объяснения для всех слушателей. Ошибки же, допускаемые отдельными слушателями, исправляют, не прерывая занятия.

После того как инструктор убедится, что дрессировщики четко усвоили методику и технику отработки приема, он вводит индивидуальные упражнения, во время которых дрессировщики самостоятельно занимаются с собаками. В этом случае расстояние между дрессировщиками увеличивают до 30–40 м (в зависимости от размеров площадки). Но и здесь, так же как при дрессировке собак на кругу, инструктору принадлежит активная роль: он следит за действиями дрессировщиков, исправляет их ошибки, оказывает практическую помощь.

Для того чтобы предупредить возникновение у собак угнетенного состояния и потерю ими заинтересованности в работе, инструктор в ходе занятия обязан разнообразить отрабатываемые навыки и периодически разрешать дрессировщикам переводить собак в свободное состояние.

На занятиях, посвященных усложнению и закреплению навыков, сохраняется та же методическая последовательность, что и при первоначальной выработке условного рефлекса.

Последняя, заключительная часть занятия наступает за 10–15 мин. до его окончания. В это время инструктор собирает группу для подведения итогов и дает слушателям индивидуальные домашние задания.

При подведении итогов инструктор кратко разбирает ход занятия, обращая особое внимание на характерные ошибки в действиях дрессировщиков. Кроме того, он отмечает, как выполнены учебные цели в целом и каждым дрессировщиком в отдельности.

Индивидуальные задания дрессировщикам должны предусматривать в основном тренировку собак по уже отработанным навыкам. Самоподготовка слушателей предусматривает также самостоятельное изучение или повторение отдельных теоретических положений. Такие задания всегда должны быть конкретными и строго индивидуальными.

В заключение остановимся на некоторых общих методических советах по организации и проведению занятий в группе по общему курсу дрессировки, а также на управлении действиями дрессировщиков при проведении занятий методом групповых упражнений.

Прежде всего необходимо помнить, что на первых занятиях некоторые собаки, попавшие в группу, будут вести себя агрессивно. Чтобы избежать этого, их необходимо приучить друг к другу. Добиваются этого сравнительно быстро в процессе выгуливания собак (собак держат вначале на обычных, а затем на удлиненных поводках).

Если в одном районе проводятся занятия с несколькими учебными группами, нужно стремиться к тому, чтобы не допустить общения между собаками различных групп.

Для того чтобы избежать образования у собак нежелательных связей, в ходе их дрессировки и тренировки инструктор ни в коем случае не должен допускать методических ошибок, которые подробно рассмотрены в главе III. Кроме того, он обязан добиваться, чтобы дрессировщики как можно больше разнообразили свои действия и чередовали отрабатываемые у собак навыки. Нельзя, например, готовя собак к испытаниям или состязаниям, придерживаться на всех тренировочных занятиях такой последовательности в работе собаки, которая предусмотрена правилами и нормативами испытаний и состязаний; это же касается и выдержки, продолжительность которой должна быть самой различной.

Собака должна четко отличать свободное состояние от рабочего. Чтобы добиться этого, нельзя допускать в процессе дрессировки игры и другие нежелательные для дрессировщика действия собаки.

Очень важным организующим началом на занятиях, проводимых методом групповых упражнений, являются команды и распоряжения инструктора, который управляет всеми действиями дрессировщиков. Например, движение группы по кругу начинается по команде. Для поощрения собак подаются команды или.

В процессе усложнения ранее отработанных у собак навыков на тренировочных занятиях, а также для проверки выдержки собак, находящихся в группе, после расчета дрессировщиков на первый и второй подаются команды, а затем.

По этим командам дрессировщики подают соответствующие команды собакам, а затем отходят от них на заданное расстояние и поворачиваются кругом, лицом к собакам. После этого командой или жестом они переводят собак в требуемое инструктором положение. Если собака попытается в этом случае изменить положение без команды или не выполнит какого-либо действия, дрессировщик подает соответствующую команду в угрожающей интонации, а если это не поможет, то возвращается к собаке и прибегает к принуждению. Чтобы избежать образования нежелательной связи на кличку, дрессировщик называет кличку своей собаки лишь тогда, когда она отвлекается и не смотрит в его сторону.

Для возвращения к собакам, оставленным в группе после отхода (отбега) дрессировщиков, подается команда. Возвратившись к собаке, дрессировщик поощряет ее лакомством или оглаживанием.

При поворотах с собаками в движении и на месте инструктор командует, Прежде чем выполнить команду инструктора, дрессировщик подает собаке команду, а затем выполняет необходимый поворот.

В процессе приучения собак к преодолению препятствий, а также на тренировочных занятиях подаются команды или. Если одна из собак, находящихся в группе, не сможет преодолеть препятствие с ходу, то инструктор выводит ее дрессировщика из группы и он тренирует свою собаку в индивидуальном порядке.

Следует помнить, что учебной программой отводится на дрессировку собак недостаточно времени. Поэтому каждый дрессировщик должен ежедневно не менее 30–40 мин. заниматься со своей собакой в соответствии с рекомендациями инструктора. Дрессировку нужно проводить до кормления или же через два часа после кормления; лучше всего это делать в утренние часы.

Во время индивидуальной домашней дрессировки не следует требовать от собаки выполнения непосильных действий. Нельзя также нарушать методическую последовательность при отработке навыков Домашние занятия должны лишь дополнять, занятия, проводимые на дрессировочной площадке.

Дрессировку по специальной службе можно начать, только после отработки с собакой общего курса дрессировки и получения ею дипломной оценки.

Для того чтобы правильно определить, по какой специальной службе лучше дрессировать собаку, дрессировщик должен предварительно посоветоваться с инструктором, у которого он обучал собаку по общему курсу дрессировки.

Организация и методика проведения занятий по специальным службам мало чем отличается от организации и методики занятий по ОКД. Вместе с тем здесь имеются и некоторые специфические особенности, связанные с назначением и служебным использованием собак.

В организации занятий с группой дрессировщиков собак специальных служб особо важным разделом является подготовка инструктора к занятиям.

В ходе подготовки к занятиям инструктор обязан уделить особое внимание подбору и подготовке помощников дрессировщика, выбору места для занятий и его оборудованию, а также вопросам материального обеспечения.

Значительно большего внимания требует и организация самих занятий. Возьмем, к примеру, занятия в группе, готовящей дрессировщиков защитно-караульных собак. В отличие от общего курса дрессировки, где каждый навык вначале отрабатывали в группе, а затем самостоятельно, специальные навыки, как правило, отрабатывают в индивидуальном порядке под руководством инструктора.

Как известно, от защитно-караульной собаки требуются очень хорошее послушание и четкая дифференцировка. Помня об этом, инструктор в течение всего периода работы с группой должен уделять особое внимание выработке и шлифовке у собак именно этих качеств. В связи с этим несколько первых занятий с группой посвящают только закреплению и шлифовке некоторых навыков общего курса (движение рядом с дрессировщиком; подход собаки к дрессировщику, прекращение нежелательных действий и подача брошенных предметов).

В дальнейшем наряду с отработкой специальных навыков рекомендуется постоянно продолжить шлифовку навыков общего курса дрессировки.

Общая схема и план-конспект проведения занятий в группе по практике обучения дрессировщиков собак специальных служб остаются такими же, как и для общего курса дрессировки. Поэтому говорить о них нет необходимости. Вместе с тем следует обязательно остановиться на отдельных особенностях, характеризующих занятия с дрессировщиками собак специальных служб.

Так, в ходе показа техники построения того или иного специального навыка инструктор обращает особое внимание на отработку действий помощников и самих дрессировщиков.

Технику построения приема отработки того или иного навыка, как правило, показывают на собаке, у которой достаточно хорошо отшлифован данный навык. При этом очень важна помощь хорошо натренированного помощника. Участие помощника позволяет обучаемым не только увидеть технику построения приема, но и детально познакомиться с характером навыка, который предстоит отработать на занятиях.

Показав слушателям группы технику построения приема и сделав соответствующие пояснения, инструктор приступает к отработке приема. С этой целью он вызывает одного из дрессировщиков и учит его правилам и практике отработки навыка у собаки. Инструктору помогает при этом заранее подготовленный и проинструктированный помощник. В ходе работы дрессировщика с собакой инструктор руководит действиями помощника и дрессировщика.

Затем поочередно таким же образом инструктор занимается с каждым слушателем группы.

В то время, когда инструктор обучает отдельных дрессировщиков, остальные слушатели группы занимаются по его заданиям самостоятельно.

Чтобы приучить собак к работе в сложных условиях, их дрессируют и тренируют по специальным службам в самых разнообразных, постепенно усложняющихся условиях. Порядок и последовательность ввода усложнений определяет инструктор.

Обеспечить индивидуальный подход к собакам в ходе дрессировки можно только тогда, когда инструктор всесторонне знает каждого слушателя группы и их собак, знает характер, темперамент и индивидуальные способности дрессировщиков, а также тип высшей нервной деятельности, преобладающую реакцию и степень дрессируемости каждой собаки. Особенно же важно, чтобы хорошо знали своих собак сами дрессировщики. С этой целью всем слушателям рекомендуется вести дневник. В нем, кроме общих данных и характеристики собаки (тип высшей нервной деятельности, преобладающая реакция и др.), указывают число, месяц, время и место занятий; отмечают состояние погоды и температуру воздуха; перечисляют отрабатываемые навыки и называют методы дрессировки; учитывают быстроту образования первоначального условного рефлекса на команды и жесты, а также степень отработки навыков. В дневнике полезно фиксировать появляющиеся у собаки нежелательные связи с указанием причины их возникновения и обязательно отмечать, как скоро и какими способами удалось устранить эти связи.

Систематическое ведение такого дневника позволяет инструктору и дрессировщику анализировать поведение собаки, ее дрессируемость, дрессировку и все связанные с ней моменты.

* * *

В процессе учебной работы на дрессировочных площадках наряду с обучением членов клуба и дрессировкой их собак непрерывно растет и совершенствуется методическое мастерство самого инструкторского состава.

Основными формами методической работы, которые доступны большинству клубов служебного собаководства, являются: инструкторско-методические и показные занятия; обмен опытом; взаимное посещение занятий; обсуждение организации и методики проведения отдельных занятий; изучение, обобщение и внедрение в практику учебной работы опыта лучших инструкторов не только внутри клубов служебного собаководства ДОСААФ, но и в общесоюзном масштабе.

Всю эту большую работу ведут учебно-методические секции советов клуба (в клубах служебного собаководства ДОСААФ) и учебно-методическая комиссия Президиума Федерации служебного собаководства СССР (в общесоюзном масштабе).

Сергей… «…но кинологи очень не любят говорить о наказании, так как 80% владельцев собак строят свои отношения с животным именно на основе подчинения животному. Любой намек, что к собаке иногда необходимо применить насилие, будет воспринят, подчеркнуто отрицательно.»
Замечу: огромное количество сильнейших дрессировщиков страны (по результатам, скажем так, Чемпионатов Мира и Европы:), и не в одном виде) — а, кстати, по тому же Аджилити «наши» уже добрый десяток лет сильнейшие в мире! — на любой Ваш «намёк» на применение насилия и, тем более, наказания собаки отреагируют так же! :-))
(Да, я намеренно избегаю слова «кинолог»… Но заметила, что Вы не просто о владельцах говорите.)
И метод «повторю пару раз, а потом подойду и перетяну чем-нибудь хорошенько» вызывает сожаление. И на отрицательное подкрепление Ваш сценарий никак не тянет — после «пару раз повторю»… Не умеете по-другому? Чем хвалиться-то?…. (((Обычно ещё в таком «общении» употребляется: «что за ерунда такая — кликер?..», «что они так трясутся над своими бордерами?! Обидеть не хотят» и пр.
За что «обижать» собаку, которая ведёт себя и в работе и в жизни безупречно, не считая именно неверных решений и ошибок — которые она сама хочет исправить, и стремится к этому сама? Которая старается изо всех сил? А ведь они не все такими рождаются — не меньше половины мы их такими делаем! Причём, часто одновременно с «общим послушанием»! И это доступно всем — к нам и совсем «нулёвые» новички приходят, и не с самыми «удачными» собаками, и добиваются результатов. Что мешает Вам захотеть и научиться сделать Вашу собаку такой? Попробуйте, это очень приятно! (Хотя, потребности у всех разные…)
Меня зацепила ещё схема: «сделал — лакомство, не сделал — минус лакомство, плюс наказание»…. Что, совсем никак по-другому? 🙂 Убрать наказание — всё рассыплется? А если получение лакомства сделать не самоцелью, и всего лишь маркером, что всё идёт как надо? А целью — само правильное действие?
Ключ в том, чтобы собака была замотивирована на работу так, чтобы сильнейшим наказанием был перерыв в работе (т.наз., тайм-аут, даже не игнор!) или сигнал «Неверно!», лучшей похвалой сигнал со смыслом: «Да!» («зачёт»:), угадал), а самым желаемым — следующая команда и продолжение работы. Не поверите, наши собаки расстраиваются иногда, когда во время работы их останавливают, чтобы угостить или погладить! Для них это становится «досадной задержкой».. В перерывах — да, и мясо «идёт» с удовольствием, и ласка всегда под рукой)).
«В итоге в 80% случаев не хозяин дрессирует собаку, а она хозяина: не вывел вовремя на улицу – наказан – загажен пол, не дал вовремя поесть – погрызены тапки, оставил одну дома – меняй деверь и т.д.»
Не могу не согласиться — большинство собак лучшие дрессировщики, чем их хозяева. 1000+
Но лучше всё-таки собаку занять чем-то и сделать её жизнь интересной и полезной (и самому при этом чему-то научиться), а не «выбивать из неё дурь»…. Ситуации «загажен пол» и «разобрана квартира» решаются всё-таки с щенком, на «памперсной стадии»:), и, в норме, не наказанием! А, в первую очередь, предложением других интересных и полезных (хозяину!) занятий. До наказания и доходить не должно… Это уже ВАША НЕДОРАБОТКА, если до этого дошло… 1. плохо объяснили 2. недостаточно заинтересовали. 3. лишили возможности удовлетворить физиологическую потребность… (Вывод: кто дурак? 🙂)
Но на это внимания требуется много, а ещё знаний (не проблема!) и желания ДУМАТЬ, а не каждый готов уделять щенку сколько требуется времени. С вновь взятой взрослой собакой тоже можно почти без конфликтов обойтись… Не будем брать совсем уж коррекцию — это всё-таки особый случай, и вовсе не большинство.
» Собаки таскают нас за собой на поводке по улице, приучила нас кормить их, лечить и вообще всячески обслуживать.»
Забавно читать. Глобальная проблема-то какая! :-))) Т.е., это не суть обязанность хозяина — заботиться, кормить, лечить? :)) Требуем только от собаки? Любое обучение — процесс взаимный. Но так откровенно чувствовать себя «лаборантом, приученным носить обезьянам бананы».. ! :-)) Если с юмором — я «за». Но зачем воспринимать это как тяжкую повинность? И вздыхать, что не собака вас кормит и водит по врачам?… (а вы не спите весь день беззаботно на коврике). Или всё-таки лучше и интересней подтягивать своего друга до своего уровня? :))
Я хочу сказать: идеологически нужно относиться к собаке правильно. У нас две крайности: или в них видят детей, свиней (на откорме), объект какого-то поклонения или источник… «жизненно необходимых траблов » (и так бывает, сама удивляюсь..) — «чтоб не скучно было и было чем похвалиться»….
Или видят хобби-инвентарь и бесплатного раба… («он мне должен — а то поперёк спины перетяну»). А просто уважать её — как собаку?.. И сделать вашу жизнь взаимно приятной и полезной? И любить. Не за то, что что-то делает… А как только перестаёт — в утиль… Чтоб «всячески не обслуживать»!..
Может, я не совсем верно Вас поняла, но знакомые нотки…
Хотелось бы, чтобы в «первой попытке систематического подхода к дрессировке собаки» и «правильном понимании основ дрессировки» присутствовало правильное понимание своей роли и своих обязанностей, а не «обязанностей собаки»…
В спорте есть золотое правило: 90% ошибок в работе — это непосредственно ошибки дрессировщика, а 10% — ошибки собаки вследствие того, что её чуть раньше неправильно научили.
Очень полезно — рекомендую взять на вооружение… И вспоминать между «парой повторений» команды и ударом… поводка.)

Тренировка собаки в современных условиях выходит на первый план в понятии ухода. Большинство животных не получают нормальной физической активности и достаточного моциона. Поэтому сегодня профессия тренера для собак становится все более востребованной. Тренер не только составляет график занятий для каждой конкретной собаки с учетом ее возраста, особенностей и физического состояния, но и дает рекомендации владельцу по самостоятельной работе с питомцем.

Польза от такого современного подхода к тренировке собаки весьма велика. Снижается риск травматизма, перегрузки или недостаточной нагрузки собаки. Прогулки могут сочетаться с занятиями либо социализацией. Правильно выбранное время для упражнений, их виды и интенсивность способны за короткий срок привести собаку в хорошую физическую форму.

Чтобы составить график тренировок для своей собаки, нужно учитывать несколько параметров: возраст, конституцию, кондицию, физическое состояние, наличие заболеваний и породные особенности. К примеру, для взрослого здорового лабрадора ретривера Для больше контрастности я бы привела в пример породы, выведенные для бега, например сеттеры, в то время как лабрадоры более степенны требуется большая нагрузка и более длительное время для упражнений, чем, скажем, для бульмастифа. Темп упражнений для этих пород тоже должен быть разным. Если лабрадор может бежать длинный кросс за велосипедом в довольно быстром темпе, то для бульмастифа такие упражнения нежелательны либо должны быть значительно сокращены по времени и темпу, а для сенбернара или испанского мастифа и вовсе противопоказаны.
Представители мелких и карликовых пород также нуждаются в физических упражнениях и нагрузках. Но при составлении графика тренировок для таких собак нужно учитывать не только их размер, но и темперамент. Эмоциональные и очень подвижные собаки, к примеру карликовый пинчер, устают быстрее и тратят намного больше энергии, чем более спокойные мопсы. Поэтому время и интенсивность тренировок для них также не может быть одинаковой.

В начале тренировок владелец должен внимательно следить за собакой, насколько быстро она устает, какие упражнения выполняет легко, а какие вызывают у нее трудности. Разобраться, чем продиктован отказ от выполнения того или иного упражнения. Но самое главное, тренировки должны быть эффективными и приносить радость собаке. Если во время занятий владелец заметил, что собака пытается отказаться от выполнения упражнений, игнорирует команды и игры, выглядит уставшей или вялой, нужно проанализировать нагрузки и интенсивность заданий. Если состояние собаки после изменения графика тренировок не изменилось, ее лучше показать ветеринарному врачу, так как причина может быть вовсе не в тренировках.

Для человека, любящего собак, лучшего занятия не найти, чем то, которое связанно с четвероногими любимцами. Правда, одной любви для серьезного занятия воспитанием и дрессировкой собак мало. Необходимы определенные знания и большой опыт общения с этими умными и благородными животными. Каждая собака имеет свой характер, темперамент и способности к обучению. Неверно думать, что эти качества зависят только от породы или возраста животного. Даже беспородные звери способны обучаться, вести себя в обществе не хуже, чем самые титулованные псы.

Вообще, профессию человека, который умеет профессионально дрессировать собак, называют кинологом. Кроме этого, он досконально знает физиологию животных, умеет за ними ухаживать, кормить, сводить. Кинологи, в свою очередь, делятся на более узких специалистов: кинолог-инструктор, фигурант и хендлер.

  1. Первый специалист – это самый совершенный уровень. Кинолог-инструктор обладает всеми знаниями, которые позволяют подготовить собаку для сторожевой функции, поисковой или просто приучить животное к послушанию.
  2. Фигуранты обучают выполнять защитно-патрульную функцию.
  3. Хендлеры научат питомца и хозяина правильно вести себя на выставках, красиво двигаться в ринге, показать все свои достоинства с самой лучшей стороны.

Бизнес на дрессировке домашних питомцев хорош тем, что кроме собственных знаний и опыта инструктора, не требуется других вложений. Площадкой для занятий может стать городской парк, спортивная площадка или просто улицы города. Хозяева собак прекрасно знают, что найти хорошего специалиста, которому можно было бы доверить любимца, очень сложно. Конкуренция на рынке услуг в кинологии минимальная.

С чего начать дрессировку собак?

Общий курс послушания и защита

Самой популярной породой для целей охраны является немецкая овчарка. Это животное обладает очень высоким интеллектом, но его важно правильно скорректировать, направить в нужное человеку русло. Кроме охраны и защиты овчарка прекрасно справляется с функцией поиска и охоты. Именно поэтому овчарки чаще всего привлекаются для выполнения военных заданий и в полиции. Частные владельцы этой замечательной породы, когда приобретают щенка, понимают, что со временем из него вырастет крупное и сильное животное. Поэтому важно правильно воспитать овчарку, чтобы она не принесла вред ни ему, ни окружающим.

Дрессировка немецких овчарок по самой простой программе называется – ОКД (общий курс дрессировки). Его изначально применяли только в советской армии. Состоит программа из комплекса команд на послушание и специальных, о которых поговорим чуть ниже. Послушание – это обязательная программа не только для овчарок. Команды, которые помогут безболезненно существовать с четвероногим другом в городской среде, лучше знать каждой собаке. Это сделает общение животного, хозяина и окружающих людей более комфортным. Специальные команды – это преодоление препятствий и апортирование. Они редко пригодятся на практике. Недостатком ОКД специалисты считают невозможность проведения занятий овчарок в городской среде. Обученная и послушная на площадке собака может растеряться в большом городе при скоплении людей.

Еще один норматив в спортивном направлении – ЗКС. Он расшифровывается как защитно-караульная служба. Это более широкая и сложная программа, которая предусматривает дальнейшее использование собак для выполнения специальных функций (розыскных, сторожевых, караульных, конвойных). В советское время, к разведению допускались только собаки, которые прошли ОКД и ЗКС.

Социальные и развлекательные программы

Среди кинологов есть понятие - трюковая или цирковая дрессировка собак. Она проводится на базе вышеописанного курса ОКД. Целью обучения является выполнение животным всех трюков, которые мы привыкли видеть в цирке: «змейка», «кульбит», «испанский шаг», «поклон», движение задом наперед и прочее. После окончания курса трюковая дрессировка даст возможность поставить номер, с которым обычно выступают на детских праздниках, корпоративах и прочих увеселительных мероприятиях.

Канис-терапия – это направление, которым серьезно начали заниматься отечественные кинологи совсем недавно. Она включает в себя социализацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями при помощи собак. По окончании программы животное может выполнять функции:

  • Поводыря;
  • Пожарного;
  • Спасателя на водах;
  • Пет-терапевта.

Прежде чем перейти к обучению, животные проходят тщательный отбор, тестируются. В обучении принимают участие не только кинологи, а и психологи. Отдельно нужно сказать о пет-терапии, которая успешно применяется на западе для лечения детей с аутизмом, ДЦП, сердечно-сосудистыми заболеваниями. В России такой вид лечения только развивается, а значит, имеет хорошие перспективы.

Спортивные виды дрессировки

Аджилити – это вид дрессировки, который с удовольствием выполняют и питомец, и его хозяин. Для занятий абсолютно не важна порода четвероногого питомца. К игровым видам дрессировки можно причислить фрисби. Смысл состязаний в том, чтобы животное ловило и приносило хозяину по очереди брошенные тарелки. Занятия построены в виде игры, а лакомство для собак при такой веселой дрессировке – залог успеха. На моменте поощрения стоит остановиться отдельно. Любое лакомство должно соответствовать нескольким критериям:

  1. Оно должно нравиться животному;
  2. Лакомство не должно вредить животному;
  3. В повседневной жизни собака не должна его получать;
  4. Кусочки должны быть одинакового размера и не требовать долгого пережевывания.

Лакомство чаще всего – это кусочки вареного мяса, сыр, сухарики. Готовые смеси сухих кормов для дрессировок продаются также в зоомагазинах.

Как видим, направлений в кинологии сегодня много. Каждый хозяин хочет иметь воспитанную собаку, а некоторым нужно только помочь научиться общаться с питомцем. Занятия можно проводить в группах и индивидуально. В любом случае услуги хорошего кинолога всегда ценились и ценятся высоко. Какое бы направление и форму занятий ни избрал для себя специалист, он никогда не останется без заработка.