Причины и лечение заикания у детей. Заикание у детей: понятия, причины, как вылечить

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Источник: old.doctorneiro.ru

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза , повышенной раздражительности, ночных страхов.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

Формы заикания у детей

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.
Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

Стадии заикания у детей

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка .

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Источник: infourok.ru

Диагностика

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография , реоэнцефалография . Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

Источник: ostrov-j.ru

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы : электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Прогноз

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Профилактика

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

4 11 746 0

Заикание – проблема, связанная с нарушением деятельности речевого аппарата. Чаще всего оно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет – в период интенсивного развития речевой активности.

Причин возникновения может быть несколько: сильный испуг, неблагоприятная обстановка в семье, что вызывает стресс и переживания маленького человечка (ссоры родителей, постоянные крики на ребенка, грубое обращение с ним). От этого возникает невротическое заикание. Обычно оно легко поддается исправлению. Другой ряд причин носит физиологический характер (патология внутриутробного развития, родовая травма или сотрясение мозга, повлекшие за собой поражение органов речевого аппарата). Такое заикание специалисты называют неврозоподобным, и для его устранения обязательно требуется квалифицированная помощь врачей и специальные упражнения.

В любом случае, подходить к устранению проблемы нужно комплексно. Раскроем разнообразные подходы, которые подскажут родителям, как вылечить ребенка.

Вам понадобятся:

Семейная обстановка

Сначала создайте вокруг своего чада атмосферу любви, уважения и семейной гармонии. Никогда не выясняйте отношения в присутствии ребенка, не кричите и не раздражайтесь на него. Уделяйте своему чаду достаточно времени и покажите всеми возможными способами, как вы его любите.

Страхи и переживания как бы блокируют еще не сформированный речевой аппарат маленького человечка. Обеспечьте как можно больше радости и комфорта своему крохе – и эта блокировка будет снята.

Важным дополнением благоприятной обстановки будет и соблюдение всех моментов режима дня. Дайте возможность полноценно высыпаться, проводить достаточно времени на свежем воздухе.

Что касается походов в гости или общения с незнакомыми людьми, то с этим стоит повременить. Круг общения заикающегося малыша лучше ограничить.

Пример красивой и правильной речи

Следите за окружением. Взрослые, которые его окружают, должны произносить все слова четко, плавно, выразительно, в нужном темпе. Ребенок, слыша правильную речь изо дня в день, будет стремиться к ней даже на уровне подсознания. Также ни в коем случае не обсуждайте речевые проблемы малыша в его присутствии. Не лишним будет мягко исправлять его ошибки. Но нужно делать это ненавязчиво, чтобы не отпугнуть излишним контролем.

Игровая терапия

Известно, что игра – ведущая деятельность детей практически любого возраста.

Увлекаясь игрой, ребенок забывает обо всем на свете. Используйте ее в лечебных целях.

Создавайте игровые ситуации – увидите, что малыш не будет заикаться, играя. Старайтесь, чтобы игры были связаны с речевыми упражнениями (например, приобщение ребенка к разговору от имени кукол, животных; повтор фраз из песен, стишков, потешек).

Дыхательные упражнения

Учите правильно дышать – короткий вдох через нос и выдох в течение 4-5 секунд. На выдохе учите произносить слова и фразы.

Регулярное выполнение подобных упражнений дают потрясающие результаты. Важно, чтобы ребенок сам хотел вылечить заикание и психологически был готов к подобным упражнениям. Предлагайте ему произносить интересные фразы его любимых персонажей из мультфильмов или книг, а также небольшие рифмованные куплеты.

Творческие способности

В основе некоторых методик лежит связь речевого развития с движением руки.

Рисование, лепка, наклеивание аппликаций, игры с конструктором и другие виды творчества развивают мелкую моторику, а значит, способствуют интенсивному развитию речевого аппарата.

Занятия музыкой и пение также благотворно влияют на процесс выздоровления.

Компьютерные коррекционные программы

Современные методы лечения заикания у детей предлагают некие инновационные компьютерные технологии. Известно несколько коррекционных программ, в основном зарубежного производства.

Российский аналог зарубежных программ – «Демосфен».

Он включает в себя логопедические и психотерапевтические приемы, которые помогают улучшить речь уже через пару месяцев регулярных занятий.

Маленькому ребенку тяжело освоить эту программу самостоятельно, поэтому разбираться в тонкостях современных технологий необходимо с родителями.

Однозначно заикание, развившееся у детей к трем годам и старше - это проблема, знакомая и затрагиваемая очень многих родителей. Да собственно и самим малышам, по мере их взросления, заикание начинает приносить огромное количество неприятных моментов. Как правило в таких случаях начинает страдать и учеба, и социализация ребенка, часто снижается детская самооценка, более того в особо тяжелых запущенных случаях вполне возможным становится развитие сильнейшего комплекса неполноценности, который к сожалению может оставаться с ребенком в течение всей взрослой жизни.

Собственно поэтому такого рода проблемы ни в коем из случаев не рекомендуется пускать на самотек и оставлять без родительского и врачебного внимания. К нашему огромному сожалению, наиболее родители даже основных причин развития заикания у своих детей не считают нужным и пытаются отыскать, не говоря уж о начале полноценного лечения. А все от того что многие родители ошибочно полагают, что со временем все это пройдет самостоятельно. Тем не менее, справедливости ради, конечно же, следует отметить, что каких-то точных и 100%-но верных причин развития заикания до сих пор ученым со всего мира так и не удалось выявить, причем даже тем врачам-логопедам, которые посвятили свою жизнь данной науке.

Необходимость обращения к врачу-логопеду

Несомненно, лечение заикания, как и лечение иного заболевания у малышей должно быть исключительно комплексным и назначать такую терапию, конечно же, может только квалифицированный врач-логопед. Более того чем раньше будет начато такое лечение, тем собственно успешнее оно в конце концов окажется. Поэтому просто постарайтесь, как можно раньше заметить развитие проблемы и, конечно же, пораньше обратиться за квалифицированной помощью к врачу-логопеду. Любо го рода промедление в таких случаях может играть исключительно против вашего ребенка.

Заметим что как правило, последние из современных методик лечения заикания в большинстве своем позволяют избавить маленького ребенка даже от самого сильного и затяжного заикания. Однако следует так же понимать, что успешность исхода лечения очень во многом будет зависеть и от правильности поведения самих родителей. Поскольку сами родители так же должны будут максимально строго соблюдать целый ряд определенных правил и настоятельных рекомендаций от врача-логопеда или иных узких специалистов, с которыми возможно так же придется столкнуться.

Кстати сказать, о врачах логопедах, для успешного излечения заикания у своих детей родители в обязательном порядке должны будут довольно длительное время максимально тесно общаться и взаимодействовать с таким врачом. Собственно поэтому невероятно важным моментом оказывается в данном случае правильность подбора специалиста. Ведь в случае, когда родители не находят общего языка с доктором и не могут полностью доверять такому врачу, вряд ли вообще может заходить речь об успешности лечения, причем каким бы на самом деле высококлассным ни был специалист.

Правильный режим дня ребенка

Следует заметить, что в большинстве случаев, заикающийся ребенок бывает крайне подвижен и невероятно быстро возбудим. Собственно поэтому родители в обязательном порядке должны будут суметь правильно организовать строгий режим дня такого ребенка. Придется так же постоянно следить за неукоснительным соблюдением подобранного режима. А сейчас ближе к самому режиму.

  • Конечно же, особенное внимание родителям следует уделить именно сну ребенка. Как правило, ребенок в возрастной категории до семи лет в период ночного времени должен спать никак не меньше чем одиннадцать часов. При этом и дневной сон такому ребенку жизненно необходим - причем в обед продолжительность сна малыша должна составлять никак не меньше двух часов. Следует понимать, что дневной сон ребенка максимально положительным образом может влиять на состояние всей нервной системы малыша.

  • Повседневные игры малыша

    Ну, разумеется, в современных семьях именно мультики - это и есть самое популярное и самое любимое детьми времяпровождение. Однако вы как родители всегда должны следить за тем, чтобы ваш маленький ребенок не проводил излишне много времени перед экраном телевизора - поскольку это приводит к его излишней нервной возбудимости. И как следствие имеющееся заикание может стать только гораздо более сильным. Не стоит забывать и о том, что на сегодня существует невероятно много правильных и невероятно полезных развивающих игр для детей конкретного возраста.

  • Необходимость прогулок на воздухе

    Родители должны понимать что ни в коем случае, и даже, ни при каких обстоятельствах недопустимо игнорировать повседневные прогулки ребенка - ведь для детского организма именно гуляния на свежем воздухе просто жизненно необходимы. Старайтесь гулять с ребенком никак не менее чем два часа в сутки - ну, разумеется, только лишь в том случае, когда реальные погодные условия это будут вам позволять. Согласитесь мелкий дождик - вовсе не помеха прогулке, а вот штормовое предупреждение синоптиков - вполне реальный повод остаться дома.

Контроль над речью ребенка

Как вы понимаете, на специальных логопедических занятиях, полноценный контроль над правильностью речи ребенка осуществляется врачом. Однако сам врач не имеет возможности круглосуточно находиться в непосредственной близости с вашим ребенком, собственно, поэтому буквально все остальное время вам как родителям необходимо будет постоянно следить за правильностью речи ребенка. Если, к примеру, Вы смогли заметить, что ваш ребеночек снова произносит слово, либо же целую фразу, заикаясь, не стоит сразу делать ребенку замечаний ну и конечно тем более не стоит смеяться над ним. Для начала просто закончите прозвучавшее слово вместо ребенка или вместе с малышом, совершенно не акцентируя на проблеме внимание.

Заметим что в особо тяжелых случаях запущенного заикания детей, довольно часто опытные логопеды настоятельно рекомендуют использовать в семьях так называемый режим полного молчания. При таком режиме разговаривать ребенку позволительно только непосредственно на занятиях, естественно под 100%-ным контролем логопеда. А вот все остальное время в семье или на прогулках малыш должен стараться как можно дольше сохранять молчание. Естественно, что разговаривать ребенок, конечно же, может но только в случаях крайней на то необходимости и, конечно же, только шепотом.

Подобные требования логопедов могут быть объяснимы невероятно просто - непосредственно при помощи молчания часто удается полностью подавить рефлекс на заикание у малышей. Смотрите, во время периодических логопедических занятий за правильностью речи ребенка следят, и речь таковой и становится - правильной и без малейших запинок. А все остальное время малыш молчит, и значит, непосредственно на подсознательном уровне у крохи будет вырабатываться условный рефлекс, направленный исключительно на правильную речь. Сожалению подобное лечение, как правило, может длиться довольно долго, начиная от нескольких месяцев и вплоть до одного года.

Однозначно, малышу в возрасте 3 - 4-х лет крайне сложно объяснить такую необходимость. Тем не менее, для получения необходимого результата родителям, возможно, придется проявить поистине недюжинную фантазию, а все, потому что от выполнения требований врача очень во многом будет зависеть успех всего лечения. Помните если вы как родители просто и безосновательно запретите своему ребенку разговаривать, то это может крайне негативным образом в дальнейшем сказаться на его психике. Однозначно такое молчание следует превращать в некую увлекательную игру с бонусами и подарками за длительно соблюденное молчание.

Правильное поведение родителей

Ну и, конечно же, родители так же должны знать как им себя вести с малышом, лечащимся от заикания. Как уже ранее говорилось, для устранения развившегося заикания у ребеночка родители так же должны соблюдать строго определенный ряд важных и полезных правил.

А именно:

  • Обсуждение проблем заикания при ребенке

    Запомните - ни в коем случае родителям не следует обсуждать, причем с кем бы, то, ни было существующую у малыша проблему заикания при самом ребенке - ни со своими друзьями, ни с его друзьями, ни с родными или близкими людьми, в общем, ни с кем. Однозначно не стоит думать, что ваш ребенок, которому исполнилось 3 или 4года еще ничего не способен понимать. Помните - малыш и слышит и полностью понимает значительно больше, нежели мы, взрослые, уже привыкли думать. Более того такие дети невероятно болезненно воспринимает детальное обсуждение каких-то собственных недостатков принимая их как не любовь мамы.

  • Личные примеры взрослых

    Старайтесь максимально тщательно следить и за собственной речью а, особенно в присутствии вашего ребенка. Ваша речь как родителей должна быть максимально спокойной, совершенно неторопливой, желательно выразительной и, конечно же, правильной. Помните, именно Ваша правильно поставленная речь невероятно важна для правильного развития речи вашего ребенка.

  • Позитивность психологической обстановки дома

    Вы, вероятно, понимаете, что можно будет сколько угодно пытаться излечить заикание, причем самыми современными новейшими методиками, и дорогими препаратами, но так до конца и не вылечить его, в том неприятном случае если в семье, малыша будет окружать некая неблагоприятная болезненная нервозная атмосфера. Вне зависимости от возраста один год, два годика, три, или пять лет - поверьте, в любом возрасте малыш должен жить исключительно в атмосфере полного согласия и любви родителей. Постарайтесь, конечно же, свести к абсолютному минимуму всевозможные семейные конфликты или разногласия. Либо же, по крайней мере, старайтесь не выяснять отношений в присутствии своего ребенка. Ведь в противном случае такая болезнь как заикание может не пройти, или начаться даже у абсолютно здорового ранее крохи.

  • Некоторое ограничение круга общения малыша

    Следует сказать, что большинство логопедов категорически настаивают на том, чтобы во время лечения проблемы заикания не водить ребенка по гостям и даже не принимать большого количества гостей (малознакомых ребенку людей) у себя дома. И здесь все логично. Ну, во-первых, ребенок наверняка станет стесняться собственного заикания или собственной неполноценности. А во-вторых, как правило, для ребенка возраста 3-5 лет неожиданный приход большого количества гостей является более чем серьезным стрессом, пускай даже и положительным. Собственно именно поэтому вам вовсе ни к чему в очередной раз подвергать нервную систему собственного карапуза подобным психологическим нагрузкам.

И даже прогулок на наиболее шумных детских площадках вам также следует постараться избегать. В идеале желательно, чтобы такой ребенок общался и гулял с одним - максимум двумя относительно спокойными детьми - возможно ровесниками либо же немного младшего возраста. Поверьте, подобное общение сможет пойти вашему ребенку на пользу.

И последнее, заикание у малыша в возрасте 3-х, 5-ти лет - это явление крайне задевающее и неприятное. Тем не менее, родители однозначно не должны отчаиваться и слишком сильно переживать - ведь вылечить заикание более чем реально, опять же при помощи квалифицированного логопеда. Хотя, однозначно, определенных усилий родителям все же придется приложить, причем не так уж мало. И терпение таким родителям пригодится как никогда - поскольку подобное лечение, как правило, может занимать достаточно длительный по времени период времени. Однако помните, что в итоге у вас есть все шансы вырастить ребенка без данной проблемы!

Заикание — это не болезнь, а проявление болезни, один из её симптомов. Соответственно, чтобы говорить о тактике лечения заикания, нужно точно установить, проявлением какого расстройства оно является...

Разработано большое количество методик избавления от заикания. Какая методика подойдет в каждом конкретном случае, сказать трудно. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию методику, описанную в книге В.М.Лыкова "Заикание у дошкольников" (М., 1978).

Сущность заикания

Заикание — явление довольно распространенное. Однако повседневные наблюдения показывают, что у взрослых нет четкого представления о заикании, отчетливого понимания психологии заикающихся, знания научно-обоснованных путей профилактики и лечения.

Заикание — не только сложное речевое расстройство, но и заболевание всего организма. И поэтому наряду с педагогическими мерами заикающиеся дети нуждаются в специальном общеукрепляющем лечении.

Опросы родителей показали, что в большинстве своем они понимают заикание как некую "механическую поломку" звукопроизношения, не связывают его со сложными психическими процессами. Отсюда и чисто формальный подход к воспитанию и обучению заикающихся.

Как же современная наука трактует этот феномен? Исходя из учения И. П. Павлова, заикание рассматривают как частный вид невроза — логоневроз (речевой невроз), возникающий в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности.

Известно, что в коре головного мозга непрерывно протекают два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса — возбуждение и торможение. В норме, уравновешивая друг друга, они создают покой и благополучие для всего организма, так называемое состояние комфорта. Но когда взаимоуравновешенность этих процессов нарушается, возникает явление, которое И. П. Павлов образно назвал "сшибкой".

Образовавшийся в результате такой "сшибки" больной очаг изменяет взаимодействие между корой и подкоркой. Выйдя из-под контроля коры, подкорковые образования начинают рассылать беспорядочные импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, обусловливая появление судорог в различных отделах речевого аппарата (гортань, глотка, язык, губы). В результате отдельные его компоненты срабатывают раньше, другие — позже. Темп и плавность речевых движений нарушается — голосовые связки плотно смыкаются или размыкаются, голос внезапно исчезает, слова произносятся шепотом и пролангированно (удлиненно) — пп-поле, ббб-бе-береза, отчего мысль высказывается расплывчато, не доводится до конца, становится непонятной для окружающих.

В этой связи встает вопрос: "Какие же факторы отрицательно влияют на нормальное протекание возбуждения и торможения?"

Причин несколько. Но главная из них — это слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, энцефалита), вяло текущая хроническая патология — ревматизм, воспаление легких и т. д.

Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой, которая явилась следствием неблагоприятного протекания беременности.

Мы назвали группу причин болезнетворного характера, но есть и другая группа — дефекты воспитания. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неровное отношение к нему (окрики, запугивания, наказания), наконец, разные требования в семье ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство.

Науке и практике известны и многие другие факторы, например, леворукость, подражание, запинки в речи, нарушение звукопроизношения, речевое недоразвитие и т. д. Кстати, нежелательно как отставание, так и чрезмерно бурное развитие речи, побуждение детей к освоению сложных слов и предложений. Бывает и так, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и начинает заикаться.

Однако для проявления заикания недостаточно перечисленных факторов. Своего рода толчком, пусковым механизмом заикания служат такие раздражители, как испуг, конфликтные ситуации, тяжелые эмоциональные переживания. Отсюда становится понятным, почему дети чаще начинают заикаться после перенесенных заболеваний: ослабленная нервная система резко реагирует на сильные раздражители, на грубый окрик и т. д.

Заикание в большинстве случаев связывают с испугом (нападение животных, наезд автомашин, пожары, утопление, крик петуха, наказания, эмоциональные напряжения). И действительно, около 70 процентов случаев заикания связано с психическими травмами.

Могут возразить: "Многие дети пугаются, однако далеко не все из них заикаются". Что верно, то верно. Быть или не быть заиканию всецело зависит, как мы заметили, от ряда привходящих обстоятельств — состояния нервной системы в момент психического травмирования, силы травмирующего раздражителя и т. д.

Заикание развивается обычно у детей от двух до пяти лет, т. е. в самый бурный период становления речи. В системе других психических процессов речь наиболее хрупкая и уязвимая в силу своей "молодости", и поэтому нагрузки на нервную систему прямо или косвенно влияют на речевую деятельность. У маленьких детей отсутствуют прочные тормозные реакции. Малыши легко возбуждаются, а возбуждение может приводить к судорогам, в том числе и к судорогам речевого аппарата — заиканию. У мальчиков заикание встречается в три раза чаще, чем у девочек. Ученые объясняют это явление тем, что мальчики ввиду их более активного образа жизни подвергаются более частым травмирующим возможностям. У сельских школьников заикание наблюдается реже, чем у городских. В сельской местности меньше травмирующих факторов, там более спокойный и размеренный ритм жизни.

Симптомы заикания

Заикание протекает по-разному, но определить заболевание не трудно. Оно проявляется либо в навязчивом повторении звуков и слогов, либо в непроизвольных остановках, задержках, часто сопровождающихся судорогами речевых органов. Судорогами поражаются голосовые связки, мышцы глотки, языка, губ. Наличие судорог в речевом потоке является главным феноменом заикания. Они различаются по частоте, месту поражения и продолжительности. От характера судорог зависит тяжесть заикания. Напряженность органов произношения не позволяет заикающемуся точно, ясно, ритмично вести разговор. Расстраивается и голос — у заикающихся он неуверенный, хриплый, слабый.

Существует мнение, что в основе заикания лежит блокирование (выключение) голосообразования. И действительно, ряд опытов подтверждает эту мысль. Заикаясь, ребенок тратит большие физические силы. При разговоре его лицо покрывается красными пятнами, липким холодным потом, а после высказывания он нередко испытывает ощущение усталости.

Отдельные звуки, слоги, слова становятся настолько трудными, что дети избегают употреблять их, от чего речь обедняется, упрощается, становится неточной, малопонятной. Особенно большие трудности возникают при воспроизведении связных рассказов. И, чтобы облегчить свое положение, малыши начинают употреблять звуки, слова или даже целые словосочетания, которые не имеют никакого отношения к предмету высказывания. Эти "чужеродные" звуки и слова называются уловками. В качестве речевых уловок используются "а", "э", "вот", "ну", "и".

Помимо речевых, у заикающихся детей формируются и двигательные уловки: дети сжимают кулаки, переступают с ноги на ногу, взмахивают руками, пожимают плечами, шмыгают носом и т. д. Эти вспомогательные движения облегчают ребенку высказывание, а в дальнейшем, закрепляясь, становятся составной частью речевого акта. Лишние движения вносят разлад в координированную моторику, загружают психику дополнительной работой.

У некоторых дошкольников появляется страх перед речью. Еще не приступив к разговору, ребенок начинает волноваться от того, что станет заикаться, что его не поймут, плохо оценят. Появляется неуверенность в речи, настороженность, мнительность.

Дети болезненно ощущают разницу между собой и сверстниками. Если к тому же товарищи смеются над ними, передразнивают, а взрослые бранят за неправильную речь, заикающиеся дети уходят в себя, становятся раздражительными, пугливыми, у них появляется чувство собственной неполноценности, что еще больше угнетает психику, усугубляет заикание.

Психологические наслоения бывают настолько выраженными, что в первую очередь приходится направлять усилия на упорядочение поведения, а уже затем на борьбу с заиканием.

У заикающихся нарушена координированность в движениях. У одних — двигательное беспокойство и расторможенность, у других — угловатость и скованность. Вот почему заикающиеся обычно избегают поделок, требующих тонких движений пальцев. Но на этом признаки заикания не исчерпываются. У заикающихся формируются нежелательные черты характера — раздражительность, плаксивость, обидчивость, замкнутость, недоверчивость, негативизм, упрямство и даже агрессивность.

Заикающиеся дошкольники более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные дети, у них чаще нарушаются сон, аппетит. Если говорить о динамике заикания, то оно поражает рядом характерных особенностей — непостоянством клинической картины, приспособляемостью и видоизменяемостью. Нередко более сложная форма речи произносится свободнее, чем облегченная.

В весенне-летний период заикание сглаживается, в осенне-зимний — усиливается. В незнакомой обстановке оно проявляется сильнее, чем в знакомой. На тяжесть заикания оказывает влияние и ситуация, в которой находится ребенок. В детском саду оно усугубляется, в кругу товарищей и семьи ребенок чувствует себя свободнее. На занятиях по труду речь гораздо увереннее, чем на занятиях по родному языку.

Заикание усугубляется по мере нарастания утомления. В начале дня дефект проявляется менее грубо, чем в конце. Отсюда вывод, что с заикающимися надо проводить занятия в утреннее время.

Когда ребенок находится один, он не заикается. Не заикаются дети при пении, чтении стихов, декламации заученных рассказов. Из изложенного можно сделать вывод, что для исправления дефекта необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на личность в целом.

Преодоление заикания

Прежде, чем перейти к конкретным рекомендациям по преодолению заикания, нелишним будет напомнить о некоторых общих положениях. Первое, что должны сделать родители, — это посоветоваться с врачом-психоневрологом и логопедом, вместе с ними, исходя из особенностей личности ребенка, наметить и реализовать программу медико-педагогического воздействия.

В настоящее время широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, в котором видная роль отведена родителям. В чем его суть?

В структурном отношении он состоит из двух взаимосвязанных частей — лечебно-оздоровительной и коррекционно-воспитательной. Каждая из них, дополняя друг друга, преследует свои цели и задачи: лечебно-оздоровительная направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная — на выработку и закрепление правильных речевых навыков.

Для укрепления здоровья ребенка проводят различные мероприятия, назначают успокаивающие средства, препараты кальция, а также различные витамины. Медикаментозная терапия сочетается с физио- и климатотерапией, сном и т. д.

Родителям крайне важно создать для малыша благоприятную, спокойную обстановку, вселять в него жизнерадостность, отвлекать от неприятных мыслей. Речь взрослых должна быть доброжелательной, неторопливой, простой. Не допускаются одергивания, окрики, наказания.

Поскольку организм заикающегося ребенка в большинстве случаев ослаблен, он очень нуждается в правильном и твердом режиме дня, рациональном чередовании труда и отдыха. Размеренный ритм жизни способствует нормализации работы организма и, в частности, высшей нервной деятельности. При этом большую роль играет сон. Заикающиеся дети должны спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днем.

В режиме дня предусматривают время для игр, прогулок. Причем важно для подвижных ребят подбирать спокойные игры, для инертных — веселые, подвижные.

Родители должны уделять пристальное внимание питанию ребёнка — сделать его разнообразным, достаточно калорийным, хорошо витаминизированным. Заикающимся рекомендуется четырехразовое питание с постоянным временем приема пищи.

Исключительно благоприятное воздействие на здоровье ребенка оказывают закаливающие процедуры — обтирание, обливание, купание. Обязательны прогулки, катание на санках и лыжах. Не следует забывать об утренней гимнастике и физических упражнениях, которые способствуют развитию координации движений, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В режим дня следует включать и элементы детского труда: ребенок может принести посуду, убрать со стола ложки, кусочки хлеба, привести в порядок детский уголок, приготовить предметы для игры. Ребенку поручают уход за растениями и т. д.

Медицинские и оздоровительные мероприятия создают физиологический фундамент для проведения специальных речевых занятий. Коррекционно-воспитательные мероприятия направлены на нормализацию темпа, плавности и ритма речи, на выработку умения целенаправленно работать, активизацию речевого общения, а также на устранение дефектов звукопроизношения.

Программа коррекционно-воспитательных мероприятий реализуется в процессе повседневной деятельности ребенка, максимально приближается к его запросам, интересам, увлечениям, словом, коррекция речи должна протекать в естественных условиях. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнять те или иные задания. Он должен все делать без особого принуждения.

Речевые занятия

Речевые занятия строятся в форме бесед, просмотра дидактических материалов, диафильмов, работы над поделками. На занятиях надо использовать книги, игрушки, настольные игры. При этом родители должны следить за речью детей, помогать им правильно высказывать мысль, не заостряя внимания на речевом дефекте.

Речевые занятия должны проводиться регулярно и в соответствии с принципом от простого к сложному, от знакомого к незнакомому. От простейших ситуативных форм к развернутому высказыванию — таков путь преодоления заикания. Это очень нелегкая задача, и успех здесь сопутствует тем родителям, которых не останавливают первые неудачи.

Обычно преодоление заикания у дошкольников в домашних условиях занимает 3-4 месяца. Все это время надо быть рядом с ребенком и "прожить" с ним все этапы перевоспитания речи. Никогда не теряйте надежды на исправление заикания. Помните: заикание — недуг устранимый.

Курс преодоления заикания условно подразделяют на три периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный.

Подготовительный период

К этому периоду относятся лечебно-оздоровительные и охранительные мероприятия: посещение врача, логопеда, организация режима труда и отдыха. В это время нужно ограничить речевое общение заикающегося ребенка с другими детьми. Члены семьи должны тщательно следить за тем, чтобы их собственная речь была внятной, выразительной и неторопливой. Необходимо на каждый день составлять план работы с ребенком и делать пометки о ее выполнении. С ребенком проводят непринужденные беседы о том, что вместе (с мамой, папой) он будет учиться правильно и красиво говорить, рассказывать интересные сказки или рассказы. При этом проиграйте ребенку детскую пластинку или дайте прослушать магнитофонную запись сказок "Теремок", "Колобок", "Три медведя" и других. Настроить его на предстоящую речевую работу помогают игры, рисование, лепка. Занимайтесь воспитанием правильной речи во время прогулок и игр на свежем воздухе.

В подготовительный период организуются простые речевые занятия — три-четыре раза в день продолжительностью 10-15 минут каждое. Занятия лучше начинать с речевой зарядки. Ребенку предлагают считать до пяти, до десяти, а затем вслед за родителями произносить короткие фразы: "Я учусь говорить медленно". "Я учусь говорить громко".

Материалом для речевой зарядки могут служить отрывки из детских стихотворений. Цель речевой зарядки — настроить ребенка на предстоящее занятие, дать почувствовать, что он может правильно говорить. Важно при этом, чтобы в разговоре ребенок не напрягался, не приподнимал плечи, дышал бесшумно, спокойно.

После зарядки начинают речевые занятия, которые состоят из специальных упражнений, нормализующих речь. Речевые упражнения строятся в определенной последовательности — от простой формы речи к сложной.

Сопряженная речь — наиболее легкая для заикающихся детей. Ребенок с родителями одновременно называет предметы, изображенные на картинках, буквы алфавита, говорит короткие фразы (по картинкам), декламирует стихи. Методика занятий довольно проста. Рассматривая картинку, одновременно с ребенком плавно, неспеша проговаривайте: "Это Мишка. Мишка купается. У Мишки большие лапы".

Можно взять любую игрушку и рассказать, из каких частей она состоит: "Это кукла Лена. У Лены глазки, рот, нос. У Лены новое платье и белые туфли". Видя перед собой предметы, ребенок легче и увереннее выражает свою мысль.

Занятие можно закончить игрой в лото с картинками или чтением стихотворения. Как только ребенок свободно овладеет сопряженной речью, переходите к следующей форме речи.

Отраженная речь — это более сложная форма, которая допускает рассказывание с опорой на предметы, картинки, игрушки. Родители произносят фразу, ребенок повторяет: "У меня карандаш". "Я рисую". "Жила-была коза, и было у нее семеро козлят". С детьми желательно проговаривать "Теремок", "Колобок", рассказ М. Пришвина "Храбрый ежик", стихи А. Барто "Зайка", "Мишка". Со старшими дошкольниками нужно разучивать алфавит, а также следует обучать их грамоте по "Азбуке".

В этот период вводятся упражнения на координацию слова с движением. Вместе с ребенком маршируйте по кругу: "Научились мы считать: раз, два, три, четыре, пять". И так три раза. Или другое упражнение. Дайте ребенку мяч и каждый бросок мяча о пол сопровождайте счетом. Занятие заканчивается речевой настольной игрой. Например, можно приготовить любое предметное лото. Покажите ребенку картинку и спокойно произнесите: "У меня белка". Затем вы только показываете картинку, а ребенок называет ее.

Таков схематичный план занятий по воспитанию отраженной формы речи, опираясь на который можно самим составлять последующие занятия.

В этот период разучите с ребенком стихотворение Н. Найденовой "Весна". В качестве речевой зарядки используйте дни недели, месяцы, времена года. Если ребенок читает, подбирайте для него народные сказки, интересные стихотворения.

После двух-трех занятий ребенок сам начинает проявлять активность и уверенно повторяет текст, охотно играет, подбрасывает мяч вверх, ударяет о пол, стенку. Движение сопровождает словами. Особенно удобны для подобных упражнений считалки, прибаутки, загадки (их можно найти в журналах "Веселые картинки", "Мурзилка").

На этом подготовительный период заканчивается. Его продолжительность может быть разной в зависимости от успешности освоения сопряженно-отраженной формы речи. Свободное владение ими дает основание для перехода к следующему периоду — тренировочному. Нередки случаи, когда уже на начальном этапе отдельные формы заикания (особенно легкие) успешно преодолеваются. В профилактических целях занятия следует продолжить. Однако распорядок дня, щадящий режим должны оставаться прежними. Спустя месяц ребенка можно водить в обычный детский сад.

Тренировочный период

Тренировочный период — это главный период в работе по устранению заикания. Его цель — освоение наиболее сложных форм речи на основе навыков, приобретенных в подготовительном периоде. Ребенок почувствовал, что может говорить свободно, уверенно, а поэтому последующие занятия не будут ему казаться чрезмерно трудными.

Тренировочный период начинается с освоения вопросно-ответной формы речи. Занятия строятся в форме беседы, игры, трудовой деятельности. В качестве дидактического материала служат картинки, игрушки, и т. д. Главное для родителей — уметь правильно поставить вопрос. В отличие от упражнений с отраженной речью ребенок при ответе на вопрос самостоятельно произносит одно слово. В дальнейшем ответы усложняются, и ребенок говорит самостоятельно 3-4 слова.

Приведем примерное занятие, рассчитанное на один день. Опираясь на эту композицию, вы можете строить аналогичные занятия на последующие дни.

Утром

Речевая зарядка на координацию слова с движением. Встаньте напротив ребенка в двух метрах от него с мячом.

— Женя, что у меня в руках?
— Мяч.
— Лови! (Женя ловит).
— Женя, что ты сделал?
— Я поймал мяч.
— Бросай мне (Бросает).
— Что ты сделал?
— Я бросил мяч.
— Какой это мяч?
— Мяч резиновый (круглый, маленький). (На слово "резиновый" ребенок бросает мяч). Следующее упражнение — приседание на корточки и выпрямление с упором на носки.
— Что ты будешь делать?
— Я буду подниматься на носочках и садиться на корточки.
Упражнение выполняется следующим образом: На счет раз — приседание.
— Женя, что ты сделал?
— Я присел на корточки. На счет два — выпрямление.
— Женя, что ты сделал?
— Я встал на носочки.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам. Приготовьте набор предметных и сюжетных картинок. Поочередно показывайте их ребенку:
— Кто это?
— Это девочка.
— Что делает девочка?
— Девочка играет с куклой. Следующая картинка:
— Кто это?
— Мальчик.
— Что в руках у мальчика?
— В руках у мальчика удочка.
— Что делает мальчик?
— Мальчик ловит рыбу.
В таком ключе разберите с ребенком еще несколько картинок. Не торопите малыша, следите, чтобы он отвечал плавно, без ошибок. При затруднениях пусть повторит вслед за вами.
От предметных картинок переходите к работе с сюжетными картинками, вырезанными из детских журналов. Дети охотно занимаются по картине К. Успенской "Не взяли на рыбалку".
Вначале ребенок внимательно рассматривает картинку, а потом отвечает на вопросы:
— Женя, что изображено на картинке?
— На картинке мальчик, курочка, дядя и еще мальчик.
— Где живет мальчик? В городе или в деревне?
— Мальчик живет в деревне.
— Как ты думаешь, куда пошли отец и старший брат?
— Они пошли ловить рыбу.
— Что у них в руках?
— В руках удочки.
— Кто еще хотел ловить рыбу?
— Этот мальчик.
— Взяли или нет его?
— Не взяли, и он плачет.
— А что делает сестренка?
— Улыбается.
По мере разбора картины вопросы усложняются.
Для детей 4-5-летнего возраста подбирайте картинки с изображением животных, героев любимых сказок. Занятие закончите вырезанием буквы "а". Начертите на листе бумаги букву "а" и предложите ребенку вырезать ее. В процессе операции спросите:
— Женя, что ты делаешь?
— Я вырезаю букву "а".
Вместе громко произнесите "а-а-а-а".

В. М. Лыков

Статья предоставлена сайтом Детский сад.Ру

Комментировать статью "Заикание у детей. Часть 1"

Заикание у детей. Часть 2. Девушки, если у кого-то есть учебник 5класс литература автор Коровина часть 1 (моё чадо принёс только вторую часть из библиотеки.)Пожалуйста, дайте принтскрин или ч-ниб со сказкой А.Т.Арсирия " Спор частей речи.

Обсуждение

У наших детей в классе - у всех зачет. Двоек нет, класс пишет пробник опять завтра - тренируются.

Сейчас посмотрела оценки в классе дочери - 4 двойки, 3 тройки, 10 четверок, 3 пятерки. Но это оценки в дневнике, а так им по всем критериям оценивали зачет/незачет. Получается из 20 человек 4 не написали - похоже на то, что у вас. Моя сидит, сама готовится, на школу надежды нет.

Заикание - сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение. Причины: повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга; последствия острого и хронического стресса...

Заикание у детей. Часть 2. Ребенок играет мячом и читает стихотворение С. Маршака "Мой веселый звонкий мяч". Став первым словом в год наш... Русский язык - терминология. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ.

Обсуждение

Сосна, сосной и к сосне - это одно и то же слово) И так далее.

Разные падежные формы - это не родственные слова. Например, сосна и сосной это просто разные падежи.
1. Сосна, сосновый, сосняк, сосенка
2. Окно, окошечко, оконце, подоконник.
Я думаю так.

Если малыш только начал заикаться, не каких "авось пройдет"!

Заикание у детей. Логопедия. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Заикается на первые слоги. Так же буду благодарна за мысли куда бежать первым делом - логопед? невролог?

"Что делать, что делать? Сухари сушить!" - х/ф «Берегись автомобиля» Мой ребенок - вор. От осознания такой мысли многие взрослые люди впадают в крайности. Литрами пьют валерьянку, обсуждают проблему с друзьями, хватаются за ремень, бегут на консультацию к психологу. Страшно быть родителями вора. Однако вместо решения проблемы появляются новые сложности. Ребенок продолжает воровать, становится неуправляемым, скрытным. Почему старые "дедовские" методы, наравне с советами педагогов - психологов...

Обсуждение

Каждая мать желает ребенку добра и хочет, чтобы из него вырос порядочный человек. Но беда в том, что мы смотрим на своих детей через призму собственного мироощущения, абсолютно не понимая, что ребенок может быть абсолютно не похож на нас. То, что нас стимулирует и действует на пользу, для ребенка может оказаться губительным. И возможность разобраться в первопричинах поведения ребенка дорогого стоит - это позволяет свести на нет возможные педагогические ошибки.

28.01.2012 21:09:26, YanaSobol

Гы-гы. Дочитала до "С ребенком уголовников - рецидивистов все сразу понятно - врожденная тяга к правонарушениям"

Не бывает врожденной тяги к нарушениям. Расскажите это генетикам, они над Вам посмеются. Нет гена воровства и гена уголовника. Вывод: к "врожденному" это не относится.

Заикание или что?. Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Сонька у меня так заикалась на первых >.

Обсуждение

Сонька у меня так заикалась на первых слогах - именно хотела сказать сразу много! Через пару месяцев наверно прошло. Невропатологи предлагают стандартный вариант - убрать раздражители внешние, типо телек, спокойные игры по максимуму и когда говорит просить не спешить и говорить спокойно...

В задании просят поставить вопросы к прилагательным или к определениям? [ссылка-1]

У меня трехязычные дети. Старшая (7 лет) вроде бы правша, но какая-то неубедительная, возможно, амбидекстр. Никогда не заикалась, хотя одно время говорила на 4 языках (изучение четвертого языка у нее прервалось 3 года назад, сейчас уже все забыла). Младший (4 года) не заикался, хотя года в 2-3, когда начал говорить, как бы затыкался на одном словё повторял его по многу раз и никак не мог подобрать следующего, иногда в расстройстве сообщал, что не может говорить. Мы всегда очень терпеливо его слушали, не торопили, никогда не перебивали и не подсказывали, постепенно все прошло. Сейчас бодро говорит на всех трех языках. Знаю много дву- и трехязычных детей, часть из них левши - ни одного с заиканием. У меня сомнения насчет 80%. ИМХО в России вообще настороженное отношение к многоязычию.

Мне кажется, скорее всего это просто индивидуальная особенность Вашего ребенка. Возможно, двуязычие негативно повлияло в Вашей ситуации, но теперь-то ребенок уже двуязычный, так что ИМХО надо продолжать заниматься. Прогресс может быть маленький, Вам не очень заметный. Вы спрашивали специалиста, в чем она замечает прогресс? К сожалению, по методикам ничего посоветовать не могу, но верю в силу систематических занятий.


1) переходили на шепот (в обнималками-целовалками),
2) пели,
3) соблюдали речевой покой (у меня тоже шебутной) -объясняла, почему надо помолчать, что "ротик устал", "вот видишь, язычок уже не справляется". Получалось.

Что помогло нам КРОМЕ врачебных консультаций (по моим личным наблюдениям).

1) соблюдение режима (спать днем в обязательном порядке, даже если кажется, что ни в жисть не уснет). Ложилась вместе с ним, как угодно, но днем спать - надо.
2) Сняла все возбуждающие моменты (Вам там ниже правильно написали) - никаких цирков, аттракционов, телевизор убрали ВООБЩЕ, все посещения родственников-друзей дозированно, только "самое необходимое" - бабушки, которые обидятся, если ребенка пол-года не везти.
3) Увеличила общение с водой. Купание подолгу, плескание, переливание и пр. и тр.
4) Массаж делала и телесный контакт (но он у меня вообще любитель потискаться, иногда аж взвыть готова).
5) Устраиваем эмоциональную разрядку, например, прыгает на мате гимнастическом и визжит, или кувыркается, явно отходняк после этого:)))

Живем в таком режиме уже полгода, прогресс налицо. Лично для меня это ОЧЕНЬ тяжело - ВСЁ подстроено под ребенка - режим дня, все выходные, у меня нет личного времени практически никакого, очень устаю, но другого выхода не вижу.....

заикание. Сын в 3 года стал заикаться. Хочется пообщаться с родителями, кто прошел через это и вылечился или наоборот. Не бойся, что вокруг будет среда с заикающимися детьми. Дополнительные занятия со специалистами делают просто чудеса.

Обсуждение

Я бы на всякий случай ещё обследовала у невропатолога: у младшего брата заикание было напрямую связано с нарушением мозгового кровообращения. Сначала лечили его, потом - заикание у логопеда. Наша лечила заикание за 2-3 месяца. Методику не помню, связано с "пропеванием" звуков, затем - слов, предложений. Постановка "нижнего" дыхания.

Главное найти хорошего логопеда.
Вполне возможно у вас пока "временное" заикание.
Я бы посоветовала попытатся попасть в логопедический садик, именно в сооответствующую группу. Организовать подобные занятия даже с приходящим логопедом очень дорого и сложно. А в саду помимо логопеда будет и другая скорректированная программа (должна быть).
Не бойся, что вокруг будет среда с заикающимися детьми. Дополнительные занятия со специалистами делают просто чудеса.
Еще из советов - учить петь (вырабатывать правильное дыхание).
Мы все это уже прожили (сыну 16 лет). Дефект заметен только для знающего специалиста и при длительном общении. Хотя далось это большим трудом и главная работа, именно в возрасте 4-7 лет

Истерики, заикание - что делать? Последнее время с нами происходит какой-то кошмар - я просто не узнаю своего ребенка. Когда ребенок не мыслит себя без мамы, она как будто его часть. Когда я впервые оставила его часов на семь, уехала, и он был с бабушкой, кот...

Обсуждение

Очень похожая ситуация. У нас Тошка тоже был абсолютно нормальным, а потом очень внезапно началось прогрессирующее заикание... Плюс ко всему - ребенок очень реактивный, подвижный, легковозбудимый. Словом одно время небо с овчинку казалось. Прошли через много специалистов. В итоге проблему решили следующим путем. Во-первых, перевели ребенка в логопедический садик, где, помимо игры, с ним каждый день занимался логопед. Учил не только правильно разговаривать, но еще и преодолевать само заикание. Оказалось, что существует масса действенных методик. Во-вторых, мы начали вводить по вечерам систему ритуалов, нацеленных на постепенное успокоение ребенка и его подготовки ко сну. Все активные игры заканчивались за 2 часа до сна. Потом был ужин. За ним - обязательные водные процедуры. В том числе - успокаивающие ванны с экстрактами трав. Потом - непременный какао. (Очень сын "Несквик" полюбил... :)) Затем - ритуал одевания пижамы и кладывания спать мягких игрушек. А затем - сказка на ночь. Сначала было тяжеловато, но где-то месяца за три сын привык к этому ритуалу и процесс, что называется, пошел. :)))

Я тоже (как Светлана) заметила, что у дочки есть время когда она легко засыпает и если переходит то ей потом тяжело заснуть. Я такая же, поэтому понимаю это. Ну а следить затем чтобы не переходила это конечно моя забота. У нас был тяжелый период после моих родов - я уехала рожать ночью и вернулась через 2.5 дня и видимо у дочки остался страх, что мама ночью может исчезнуть. Она очень плохо засыпала и просыпалась по ночам. Ей помогало, чтобы я сидела-полулежала рядом с ней. Очень важно набраться терпения и не ругать и не сбегать раньше времени. Улучшение идет не так уж быстро, а каждый мамин срыв отодвигает опять назад. У нас возвращение к нормальному режиму отхода ко сну заняло, кажется, где-то 2 месяца. Ритуалов у нас нет. Можно правда умывание и чистку зубов рассматривать как ритуал. А еще я ее целую и обнимаю когда она уже лежит в постели, а она меня.
Я бы вернула ей соску. Я слышала, что важные для ребенка изменения надо делать не чаще чем раз в три месяца. У нее и так стрессовый период. Ну заберете соску на пару месяцев позже.
Истерики.. Я бы не мешала ей делать, что она хочет. Ну хочет прыгать пусть прыгает. Есть пороки похуже... :)). И одновременно объясняла бы, что если она будет об этом говорить, а не кричать, то это будет приятнее всем. Все отказы обязательно подробно объясняла бы. Может возьмете больничный на недельку?Удачи!

Обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой. В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание. Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д. Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку). Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания . Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.). Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона. Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний. Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения. К примеру, если из-за имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Педиатр в частности должен определить, какая конкретно патология может быть актуальна в конкретном случае, и после ее обнаружения, соответственно, назначить необходимое лечение. Также им разрабатывается план мер, направленных на укрепление организма ребенка и на обеспечение профилактики заболеваний, при которых поражается речевой аппарат, начиная от простуды и заканчивая заболеваниями с поражением голосовых связок и ушей. Назначаются физиотерапевтические процедуры, такие как электросон, массажные процедуры, бассейн и пр.

Что касается психолога (или психотерапевта), то его воздействие заключается в оказании ребенку помощи, позволяющей справиться с имеющим заболеванием. Параллельно этот специалист поможет ребенку в корректировке восприятия факторов, провоцирующих усиление заикания и в целом его вызывающих. В частности с его помощью ребенок может научиться чувствовать себя комфортно в любой возможной ситуации, осознавать собственную полноценность и отсутствие каких-либо отличий от сверстников (образно говоря – что он ничем не хуже других). Посещение этого специалиста проводится в присутствии родителей на приеме – им также следует знать, как они могут помочь ребенку.

Лечение у логопеда направлено реализацию определенных положений в его рамках, за счет чего ребенок сможет быстрее справиться с проблемным для себя заболеванием. Выделим эти положения в общих чертах:

  • Проведение занятий у логопеда проходит в соответствии определенной этапной и последовательной схеме. Сначала ребенок обучается правильному изложению текстов. Им пересказываются материалы домашнего задания, зачитываются стихотворения. В качестве особенности этого пункта можно выделить то, что ребенок чувствует себя комфортно, ведь выполняя любое из необходимых действий, он знает, что оценки он за это не получит, смеяться над неправильностью результатов и попыток, принимаемых в их достижении, также никто не станет. При проведении таких занятий речь детей воспроизводится спокойно и размеренно, без изменений в интонации. Когда получается добиться результата, и заикание у ребенка исчезает при работе над устными рассказами, в речь должна быть привнесена определенная эмоциональная окраска, для чего его просят на чем-то сделать акцент, повысить голос, сделать паузу и пр.
  • Другой особенностью занятий является то, что во время них также моделируются те или иные ситуации, в которые ребенок может попасть. За счет такого подхода обеспечивается «привыкание» ребенка, что, в свою очередь, позволит сократить волнение при подобном их повторении. Иными словами, ситуации прорабатываются так, чтобы ребенок научился справляться с заиканием даже в тех случаях, когда те или иные ситуации развиваются не в кабинете врача, помогающего ему в этом.
  • При проведении занятий важно, чтобы в наличии имелись примеры правильно воспроизводимой речи. Сюда может относиться речь самого логопеда, разговор пациентов, благополучно завершивших лечение заикания, аудиозаписи и пр.
  • Не менее важно в таком лечении использовать логопедическую ритмику. Такой лечебный прием основывается реализации ряда мер, точнее это комплекс упражнений для мимических и голосовых мышц, игры и упражнения с пением, подвижные игры и пр.
  • Дополнительно логопед назначает домашние задания для ребенка.
  • Хорошо, если оказываться помощь будет не только родителями и врачами, но и теми, с кем ребенок также проводит немалую часть времени. В последнем случае подразумевается определенное воздействие воспитателей и педагогов в школе.

Помимо занятий у логопеда, существуют и другие способы лечения заикания, остановимся на них.

Дыхательные упражнения. В этом случае лечение позволит добиться более свободного и естественного звучания голоса ребенка. За счет выполняемых упражнений оказывается благоприятное воздействие на его дыхательную систему. Диафрагма в этом случае тренируется так, что она начинает принимать непосредственное участие в голосообразовании. Помимо этого, ребенок обучается глубоко дышать, его голосовые связки приобретают за счет выполняемых упражнений большую подвижность, что, в свою очередь, позволяет добиваться тесного их смыкания во время разговора. Дополнить лечение с выполнением дыхательных упражнений можно релаксацией.

Компьютерные программы. Эффективным становится и лечение за счет такого способа воздействия, в частности оно направлено на синхронизацию речевого и слухового центров. Здесь ребенком произносятся в микрофон слова, в то время как программой буквально на долю секунды задерживается речь. В этом случае ребенок, слыша свой голос при определенной задержке, будет стараться подстроиться под него. Таким способом можно добиться плавности и непрерывности речи. Кроме того, помимо такой регулировки речи использование программы подразумевает и проигрывание некоторых ситуаций, возникающих обычно в процессе «стрессового» общения (недовольство, гнев, возражение и пр.). Ребенок отвечает в микрофон, программа оценивает, насколько успешно у него получилось справиться с задачей, и в итоге упражнения дополняются подсказками в отношении того, что следует улучшить.

Точечный массаж. В зависимости от масштабов проблемы разрабатывается конкретный вариант курса лечения. В ходе проведения процедур оказывается воздействие на соответствующие точки на ногах, грудной клетке, лице и спине. Заметить улучшения в речи ребенка можно уже после первого курса, в целом же эффективность лечения и скорость достижения результатов в каждом конкретном случае может отличаться. За счет проведения процедур такого массажа можно добиться восстановления нервной регуляции речи.

Медикаментозное лечение. Такого типа воздействие в лечении заикания выступает лишь в качестве дополнения к общему курсу. Здесь могут применяться транквилизаторы, противосудорожные препараты, а также препараты специфического воздействия, направленные на нейтрализацию воздействия веществ, за счет которых блокируется нормальная деятельность нервных центров. Могут также применяться ноотропные препараты, успокаивающие настройки и отвары. Лекарств, предназначенных конкретно для лечения заикания, не существует.

Роль родителей в лечении заикания

Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого – лучше всего начать до поступления ребенка в школу. Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где имеющаяся проблема речи может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности – при публичных выступлениях, в рамках котороых нужно отвечать на вопросы учителей).

  • Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, касается это сна. В возрасте 3-7 лет длительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного – 2 часа. В возрасте от 7 лет длительность ночного сна должна составлять около 9 часов, дневного – 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.
  • Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при находящемся рядом ребенке. Это же касается постоянных одергиваний, чрезмерной строгости, частых замечаний и крика в его адрес – все это следует также исключить. Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка - важно не показывать ему собственных переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.
  • Помощь в общении. Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково – так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать речь. Исключается повторение труднопроизносимых слов по нескольку раз.
  • Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация. Учитывая то, что речь является сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, потому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.